Краткий словарь основных медиаобразовательных терминов icon

Краткий словарь основных медиаобразовательных терминов


Смотрите также:
С. П. Кутьмин Краткий словарь театральных терминов для студентов режиссерской специализации...
«Технология машиностроения»...
Методические указания по изучению каждого вопроса. 3 Словарь основных понятии и терминов...
Краткий словарь терминов по медиаобразованию, медиапедагогике, медиаграмотности...
Приложение: краткий словарь переводческих терминов...
Словарь терминов и основных понятий в айкидо...
Краткий словарь научных терминов Сакральной науки Великой Руси...
Дианетика и Саентология Словарь Технических Терминов Словарь состоит из двух частей...
Краткий словарь переводческих терминов...
Автореферат
Педагогическ и й словарь терминов и определений в области информати зации образования...
Краткий словарь терминов, с которыми придется встретиться читателю...



Загрузка...
скачать




Под названием «Терминология медиаобразования» впервые опубликовано в журнале «Искусство и образование» (Москва):


Федоров А.В. Терминология медиаобразования // Искусство и образование. 2000. № 2. С. 33-38.


Перепечатано в журнале «Медиатека» (Москва):


Федоров А.В. Краткий словарь основных медиаобразовательных терминов // Медиатека. 2006. N 2. C.33-37. N 4. C.27-30.


КРАТКИЙ СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ МЕДИАОБРАЗОВАНИЯ


При составлении словаря использованы термины и определения Л.С.Зазнобиной, (2) Е.С.Полат (1, 260-267), А.В.Спичкина (4, 98-105), Ю.Н.Усова (3, 55-59; 5, 1-11), А.В.Федорова (6, 34-40), А.В.Шарикова (7, 1-4) и др. исследователей в сфере медиаобразования.


Агентство медиа (производитель медиатекста, источник медиаинформации, индустрия медиа) – организации, группы лиц (авторы, продюсеры, менеджеры и др.), работающие на телеканале, в издательстве, редакции, киностудии и т.д. и комплекс технических средств, создающих и распространяющих медиатексты, как правило, предназначенные для массовой аудитории.

Анализ – процесс оценки медиатекстов с различных точек зрения (художественных, жанровых, политических, моральных и т.д.).

Ассоциация - процесс, при котором возникает смысловая связь между образами и представлениями медиатекста.

Аудиовизуальная грамотность – система умений и навыков анализа и синтеза пространственно-временной реальности, позволяющих воспринимать информацию, зафиксированную в виде звукозрительных сигналов. Формирование аудиовизуальной грамотности является основой построения системы медиаобразования.

Аудиовизуальное мышление – творческая деятельность, основанная на эмоционально-смысловом соотнесении и образных обобщениях частей экранного текста.

Аудиовизуальное мышление: творческая деятельность, основанная на эмоционально-смысловом соотнесении и образных обобщениях частей экранного текста.

Аудиовизуальное образование - целенаправленное педагогическое ру­ководство интересами и потребностями аудитории в области экранных ис­кусств. Его содержательные компоненты предполагают использование нес­кольких видов деятельности учащихся: восприятие произведения медиа­культуры; художественно - творческая деятельность в области экранных искусств; интерпретация результатов их восприятия; приобретение знаний, развивающих вышеперечисленные виды деятельности.

Аудиовизуальный тренинг - специальные упражнения или комплекс уп­ражнений, позволяющие выявить семантику единиц медиаповествования, мысленно двигаться в экранном пространстве вслед за камерой (изменени­ем проекции монитора); выполнять творческие виды работы, связанные с произведениями медиакультуры: коллаж, рекламные плакаты, афиши, выя­вить акценты художественного повествования в фотографии, музыке, лите­ратуре и т.д. и умение их использования в построении нового пространс­тва.

Аудитория (адресат) медиаобразования – группы людей, на которые рассчитан медиатекст (школьники, студенты, учителя, преподаватели, работники медиасферы -медиатеки, учебного телевидения и т.д.).

Библиотека электронная – сложная информационная система, представляющая собой особый вид вещательных услуг.

Видеомания – болезни человека информационной эры, при которых экран заменяет зрителю реальность.

Гиперсреда – метод дискретного представления информации на узлах, соединяемых при помощи ссылок. Данные могут быть представлены в виде текста, графики, звукозаписей, мультипликации, фотографий или исполняемой документации.

Графика (компьютерная, медиа) - технология создания подвижных изображений с помощью компьютерной (медиа) техники.

Жанр – группа медиатекстов, выделенных на основе сходных черт их внутреннего строения (интервью, репортаж, статья, рецензия, трагедия, комедия, драма, мелодрама и т.д.).

^ Задачи медиаобразования – обучить грамотно «читать» медиатекст; развить способности к восприятию и аргументированной оценке информации, развивать самостоятельность суждений, критического мышления, предпочтений, эстетического вкуса; интегрировать знания и умения, получаемые на различных учебных занятиях, в процессе восприятия, анализа и творческой деятельности.

Игры (компьютерные, видео) – разновидность игр, в которых игровое поле находится под управлением компьютера и (или) воспроизводится на экране дисплея (монитора). Они строятся на основе модельного описания обстановки игры и различных игровых ситуаций, включающего перечень вовлеченных в игру объектов и отношения между ними, а также правила игры, в частности условия перехода с одного уровня игры на другой, более высокий. Компьютерные (видео) игры отличаются высокой динамичностью, зрительной наглядностью, способностью к нарастанию сложности и разнообразия по мере роста мастерства и тренированности игроков.

Интернет – глобальная информационная сеть, объединяющая пользователей из различных организаций, учреждений, и фирм, а также частных пользователей.

Интерпретация медиатекста – вербальная или графическая/коллажная (невербальная) трактовка аудиовизуального медиатекста аудиторией.

Информатизация образовательной деятельности - процесс обеспечения сферы образования методологией, практикой разработки и использования НИТ (новых информационных технологий), ориентированных на реализацию психолого-педагогических целей воспитания и образования.

Искусства экранные (аудиовизуальные, техногенные) – группа искусств, объединенных по способу их восприятия, основанные на экранной форме воспроизведения (киноискусство, телевидение, видеоарт, компьютерная графика и т.д.). Произведения аудиовизуальных искусств обращены одновременно к зрению и слуху и, как правило, опираются не на одну знаковую систему. В них, как и в традиционных, присутствует авторский замысел, для воплощения которого необходима соот­ветствующая аппаратура. Аудиовизуальные тексты могут под­вергаться многократному тиражированию при помощи техники.

Кадр – основная единица структуры экранного произведения, один длящийся кусок аудиовизуального текста, начинающийся и заканчивающийся стыком с другим куском.

Категория медиа – различные виды (печать, телевидение, кинематограф и др.) и формы (рекламные, документальные, образовательные и т.д.) и жанры (статья, интервью, репортаж, драма, комедия и др.) медиатекстов.

Кинообразование – процесс образования и развития личности средствами и на материале киноискусства с целью формирования культуры общения с экраном, творческих, коммуникативных способностей, умений интерпретации, анализа и оценки кинотекста, обучения различным формам самовыражения при помощи кинотехники. Содержание кинообразования: основы киноведения (виды и жанры киноискусства, функции кинематографа в социуме, киноязык, история киноискусства и т.д.), сведения об основных областях применения теоретических знаний (профессиональный и любительский кинематограф, киновидеопрокат, киноклубное движение, телевидение, учреждения досуга, образовательные учреждения и т.д.), практические творческие задания на материале киноискусства.

Киноработа (устарев.) – специально организованная работа с кинопроизведением.

Кинотекст – сообщение, содержащее информацию и изложенное в любом виде и жанре кинематографа (игровой, документальный, анимационный, учебный, научно-популярный фильм).

Клиповое мышление – невозможность установить связь между разнородной информацией.

Ключевые понятия медиаобразования – «восприятие», «интерпретация», «анализ», «оценка», «агентство медиа» («источник информации»), «категория медиатекста», «язык медиатекста», «технология медиа», «категория медиа», «аудитория медиа» и др.

Код – результат приведения в систему неких условных понятий, чтобы знакомая с «кодом» аудитория могла опираться на него при восприятии, интерпретации и анализе медиатекста (например, марка студии, эмблема и пр.).

Коллаж – использование разностильных объектов и фактур в одном медиатексте.

Критическая автономия – сформированная на базе критического мышления независимость суждений и анализа медиатекста.

Критическое мышление – аналитический процесс, основанный на развитом «аудиовизуальном восприятии» и «аудиовизуальном мышлении». Данный процесс приводит к интерпретации и оценке смысла (в том числе и «зашифрованного») медиатекста.

Масс–медиа - средства массовой информации (СМИ).

Медиа – технические средства создания, записи, копирования, тиражирования, хранения, распространения, восприятия информации и обмена ее между субъектом (агентством, автором) и объектом (массовой аудиторией, адресатом).

Медиавоздействие – воздействие медиатекстов на аудиторию: в сфере воспитания и образования, развития сознания, формирования поведения, взглядов, реакций, откликов, распространения информации и т.д.

Медиавосприятие - восприятие «медиареальности», чувств и мыслей авторов медиатекстов.

Медиаграмотность (аналог «медиаобразования») - умение воспринимать, анализировать и синтезировать пространственно-временную реальность, умение «читать» медиатекст.

Медиаискусства – (техногенные искусства – устарев.) искусства, основанные на медиаформе (т.е. форме средств массовой коммуникации) воспроизведения действительности (средствами печати, фотографии, радио, грамзаписи, киноискусства, телевидения, видеоарта, компьютерной графики и т.д.).

Медиакультура – совокупность материальных и интеллектуальных ценностей в области медиа, а также исторически определенная система их воспроизводства и функционирования в социуме; по отношению к аудитории «медиакультура» или «аудиовизуальная культура» может выступать системой уровней развития личности человека, способного воспринимать, анализировать, оценивать медиатекст, заниматься медиатворчеством, усваивать новые знания в области медиа.

^ Медиаобразование (медиапедагогика): трактовки в различных источниках:

  • «процесс образования и развития личности с помощью и на материале средств массовой коммуникации (медиа) с целью формирования культуры общения с медиа, творческих, коммуникативных способностей, критического мышления, умений интерпретации, анализа и оценки медиатекста, обучения различным формам самовыражения при помощи медиатехники. Содержание медиаобразования: основы искусствоведения в медиасфере (виды и жанры медиа, функции медиа в социуме, язык медиа, история медиакультуры и т.д.), сведения об основных областях применения теоретических знаний (профессиональные средства массовой информации, любительская медиасфера, каналы распространения медиа, киноклубные движения в медиасфере, учреждения досуга, образовательные учреждения и т.д.), практические творческие задания на медиаматериале» (6, 38).

  • «обучение теории и практическим умениям для овладения современными средствами массовой коммуникации, рассматриваемыми как часть специфической и автономной области знания в педагогической теории и практике; его следует отличать от использования вспомогательных средств в преподавании других областей знания, таких, как, например, математика, физика, география и т.п.» (7, 3);

  • подготовка «обучающихся к жизни в информатизированном пространстве» (2).

  • «система использования средств массовой коммуникации и информации (печати, радио, кино, телевидения, видео, компьютерной техники, фотографии) в развитии индивидуальности школьника. Сама система развития в отличие от традиционных учебных предметов, накапливающих знания, предполагает в первую очередь практику художественно-творческой деятельности, моделирующую процесс эмоционально-интеллектуального развития школьника, его возможностей» (3, 55).

Медиатека - (библиотечный медиацентр, центр информации) - структур­ное подразделение, которое включает в себя информационные и техничес­кие средства (книги, кино- и видеоматериалы, компьютерные программы и т.д.). Имеет целью создание благоприятных условий индивидуализации, развития творческих способностей учащихся, способствует познавательной и, коммуникативной и креативной деятельности. Пользователи медиатеки имеют возможность работать с информационным материалом, пользуясь име­ющимися техническими средствами, создавать собственные средства инфор­мации. М. организуется чаще всего на базе библиотеки.

Медиатекст – конкретный результат медиапродукции – информационное сообщение, изложенное в любом виде и жанре медиа (газетная статья, телепередача, видеоклип, фильм и пр.). Критерии оценки медиатекста – навыки смыслообразования в результате эмоционально-смыслового соотнесения перцептивных единиц, ощущения между ними ассоциативных и семантических связей.

Медиаязык – комплекс средств и приемов выразительности, используемых при создании конкретных медиатекстов.

Методика медиаобразования – процесс обучения основам медиакультуры в плане содержания данного образования и деятельности педагога и ученика, с учетом, вариативности, импровизации, диалогической формы преподавания и учения и требований к составляющим образовательного процесса.

Методы медиаобразования - способы работы педагога и ученика, при помощи которого достигаются цели медиаобразования. Типичные методы: словесные (рассказ, лекция, беседа, взаимообогащающий диалог, обсуждение, анализ, дискуссия и т.д.); наглядные (просмотр аудиовизуального материала), репродуктивные, исследовательские, эвристические, проблемные, игровые (моделирование художественно-творческой деятельности создателей медиатекста, импровизация и т.д.); Данные методы основаны на следующих дидактических принципах: социокультурное развитие творческой личности в процессе обучения, научность, систематичность и доступность обучения, связь теории с практикой, наглядность, активность аудитории, переход от обучения к самообразованию, связь обучения с окружающей действительностью, положительный эмоциональный фон, учет индивидуальных особенностей учащихся.

Модель (например, процесса взаимодействия источника информации и аудитории) - любой образ (мысленный или условный: изображение, описа­ние, схема, чертеж, план и т.п.) какого-либо процесса или явления (оригинала данной модели), используемый в качестве его "заместителя", "представителя".

Монтаж – процесс создания экранного произведения путем «сборки», «склеивания» единого целого из отдельно взятых кадров.

Монтаж ассоциативный – одна из разновидностей аудиовизуального монтажа, в основе которого, как правило, лежит яркий образ – сравнение, метафора. Ассоциативный монтаж требует от авторов отточенного мастерства, учета особенностей зрительского восприятия, поскольку ассоциации должны быть одновременно и неожиданными и понятными, убедительно выражающими мысль создателей.

Монтажная запись – последовательная покадровая запись содержания медиа/кинотекста, включая номер кадра, крупность плана, движение камеры, содержание кадра – аудиовизуальный ряд, спецэффекты и т.д.;

Монтажная фраза – последовательность кадров, объединенных общим смыслом;

Музей виртуальный – собрание Web-страниц, содержащих каталоги и фотографии экспонатов из различных художественных собраний. Существуют плоская и трехмерная версии музея.

Мультимедиа – компьютерные системы с интегрированной поддержкой звукозаписей и видеозаписей.

Новые информационные технологии (НИТ) - в образовании представ­ляют собой совокупность новых средств и методов обработки информации, внедряемых в учебный процесс. Обеспечивают создание, хранение, переда­чу и отображение информации.

Обсуждение медиатекста – процесс анализа и интерпретации медиатекста аудиторией.

Пиктография – серия рисунков, в последовательном соотнесении которых передается информация о событиях, взаимосвязях с окружающим миром, о чувствах и ощущениях автора.

План – масштаб изображения (общий, средний, крупный, деталь); «установочный план» – «крупный план» – “close-up”.

Предмет медиаобразования – взаимодействие человека с медиа, медиаязык и его использование в социуме, медиа и его функционирование в социуме, система знаний и умений, необходимых человеку для полноценного восприятия и анализа медиатекстов, для социокультурного развития творческой личности.

Производство – процесс создания медиатекста, включающий и людей, которые создают этот текст.

Ракурс – угол съемки, угол «зрения» камеры по отношению к изображаемому объекту.

Раскадровка – покадровое планирование экранного медиатекста на предварительной стадии его создания.

Репрезентация медиа – процесс отражения (репрезентации) жизни челеовечского социума (людей, событий, идей и т.д.) в медиатексте.

Ритм – одно из средств формообразования в медиатексте, основанное на закономерной повторяемости в пространстве или во времени неких элементов через соизмеримые интервалы.

Сети компьютерные – совокупность автономных ЭВМ, соединенных линиями передачи данных для взаимного согласованного обмена информацией. Различают локальные (в пределах небольших территорий) и глобальные (охватывающие значительное пространство) компьютерные сети.

Символ - условный знак, обозначающий иной смысл, образ предмета, который имеет несколько значений.

Система коммуникативная - информация, посту­пающая из медиаисточника на нескольких уровнях: звукозрительном, худо­жественном, философском.

^ Смысловые части (единицы) медиатекста - события, сцены, эпизоды, кадры, элементы композиции, создающие единый медиатекст.

Способности медиакоммуникативные – способности к восприятию, созданию и передаче сообщений посредством технических и семиотических средств.

Средства массовой информации (СМИ) – технические средства создания, записи, копирования, тиражирования, хранения и распространения информации для массовой аудитории.

Средства массовой коммуникации» (СМК) - технические средства создания, записи, копирования, тиражирования, хранения, распространения, восприятия информации и обмена ею между агентством (источником информации) и массовой аудиторией.

Сцена – часть медиатекста, ограниченная местом действия.

Сценарий – литературная основа медиатекста.

Сюжет – содержание действия, «осмысленная фабула» медиатекста.

Телекоммуникация – передача произвольной информации на расстояние с помощью технических средств (радио, телевидения, компьютера и т.д.).

Тема – жизненный материал медиатекста.

Технология медиа – 1)аппаратура, инструменты и материалы, необходимые для производства медиатекстов; 2)способы создания медиатекстов (в плане использования конкретных технических средств, композиции, жанра и т.д.).

Условность медиатекста – элементы кода, общепринятый способ извещения о специфическом значении той или иной части медиатекста.

Учебный телекоммуникационный проект – совместная учебно-познавательная, исследовательская, творческая или игровая деятельность учащихся-партнеров, организованная на основе компьютерной телекоммуникации, имеющая общую проблему, цель, согласованные методы и способы решения проблемы, направленные на достижение совместного результата.

Фабула – цепь событий в сюжете медиатекста.

Формы медиаобразования - интеграция в традиционный учебный предмет, автономные уроки, лекции, семинары, факультативы, кружки, медиа/киностудии, медиа/киноклубы, обязательный предмет в специализированных учебных заведениях, спецкурсы.

Форум (виртуальное интернет-кафе) – диалоговая страница, на которой клиенты могут обмениваться мнениями по интересующим их проблемам культуры; виртуальная комната, в которой происходит живой обмен мнениями.

Фотофильм (слайд-фильм) - подборка и демонстрация фотографий (слайдов), посвященных ка­кой-либо теме, событию и т.д. С помощью монтажа ряд фотографий (слайдов) спосо­бен создать сюжет. Используется в медиаобразовании в основном как учебный материал.

Экранные (аудиовизуальные) искусства – искусства, основанные на экранной форме воспроизведения (киноискусство, художественное телевидение, видеоарт, компьютерная графика и т.д.) действительности.

Экранный образ – материализация авторского замысла в конкретной аудиовизуальной, пространственно-временной форме экранного повествования.

Эпизод – часть медиатекста, состоящая из одной или нескольких сцен, которые объединены общей темой, общим конфликтом.

Примечания



1.Интернет в гуманитарном образовании/Под ред. Е.С.Полат. – М.: ВЛАДОС, 2001. – 272 с.

2.Медиаобразование, интегрированное с базовым: Опыт организации экспериментально-исследовательской работы коллектива школы 858 ЮО г. Москвы /Под ред. Л.С.Зазнобиной.- М.: Изд-во Южного округа управления московского образования, 1999. – 173 с. www.mediaeducation.ru

3.Основы экранной культуры. Цикл программ/Ред. Ю.Н.Усов. – М., 1998. – 60 с.

4.Спичкин А.В. Что такое медиаобразование. – Курган: Изд-во Курган. ин-та повышения квалификации и переподготовки работников образования, 1999. – 114 с.

5.Усов Ю.Н. Словарь терминов по медиаобразованию (рукопись). М., 1995. – 11 с.

6.Федоров А.В. Медиаобразование: история, теория и методика. Ростов-на-Дону: Изд-во ЦВВР, 2001. – 708 с.

7.Шариков А.В., Черкашин Е.А. Экспериментальные программы медиаобразования. – М.: Академия педагогических наук, НИИ средств обучения, 1991. - 43 с.




Скачать 144,17 Kb.
оставить комментарий
Дата22.09.2011
Размер144,17 Kb.
ТипКраткий словарь, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

не очень плохо
  1
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Загрузка...
Документы

наверх