1. Минск история и достопримечательности Минск уникален своей тысячелетней историей, насыщенной событиями, не было такого столетия в истории города, на которо icon

1. Минск история и достопримечательности Минск уникален своей тысячелетней историей, насыщенной событиями, не было такого столетия в истории города, на которо


Смотрите также:
Конспекты лекций М. Рмат 1998 112 с. Шаповал;Г. Ф...
В. Ф. Логинов; А. А. Волчек; И. Н. Шпока. Минск : Бел наука, 2010. 129 с...
«Встречаем весну в Закарпатье!!!» Минск – Ужгород – Среднее – Мукачево – Чинадиево – сан...
Пособие для студентов факультета международных отношений минск...
Методические требования к тексту культурологического содержания и заданиям к нему...
Библиографический указатель литературы, поступившей в библиотеку белмапо в 200...
В. Н. Шимов [и др.]; под ред. В. Н. Шимова, Г. А. Короленка. Минск: бгэу, 2006. С. 380-398...
Программа международной научно-практической конференции 14 октября 2010 года Минск Белмапо...
Материалы международной научно-практической конференции "Подготовка научных кадров высшей...
Решение жюри отели отель минск руп «отель «минск»...
Программа международной научной конференции (Минск, 21-22 апреля 2011 года) Минск бгуир 2011...
Программа международной научной конференции (Минск, 21-22 апреля 2011 года) Минск бгуир 2011...



Загрузка...
скачать
Культурная жизнь столицы


1. Минск – история и достопримечательности

Минск уникален своей тысячелетней историей, насыщенной событиями, не было такого столетия в истории города, на которое не приходились бы войны, которые приносили смерть и разрушение. Но город всегда восставал из пепла благодаря стараниям его трудолюбивых жителей. Минск, впервые упоминаемый в летописях в 1067 г., старше Берлина, Москвы, Варшавы, Стокгольма, Вильнюса и других знаменитых городов.

История Минска начинается с упоминания о разрушении города и битве на Немиге. С этим событием связана гипотеза о переносе Минска. Некоторые историки утверждают, что он был расположен на реке Менке (около 5 км от современного города), и лишь после событий 1067 г. был перенесен на место слияния Немиги и Свислочи. Лишь после получения Магдебургского права в 1499 г. значение Минска возрастает. С 1565 г. Минск – центр самого крупного воеводства Великого Княжества Литовского (далее ВКЛ). С 80-х годов здесь каждые два года проходят заседания Трибунала ВКЛ – органа судебной власти княжества, и Минск становится второй столицей одного из крупнейших государств Европы. С вхождением в состав Российской империи Минск стал обычным губернским городом и затерялся на огромной карте России. Но с начала ХХ века его роль возрастает, и это уже не спящий заштатный городишко, а крупный промышленный и культурный центр. Общественная жизнь в городе бьет ключом, здесь особенно сильно развивается белорусское национальное движение. Не надо забывать, что здесь в 1898 г. возникла РСДРП, организация, основатели которой определят развитие истории многих народов почти на 80 лет вперед.

С 1918 г. Минск – столица Белорусской Народной Республики, а с начала 1919 г. – столица Белорусской Советской Социалистической Республики. Но даже потом у него еще были конкуренты, претендовавшие на звание столицы Беларуси – Смоленск, Могилев, Гродно и Вильно.

Во время Второй мировой войны Минск на 80 % был разрушен, но город очень быстро восстал из руин, хоть и изменил свой облик.

Уникальность Минска заключается именно в том, что маленькая пограничная крепость, через тысячу лет, несмотря ни на что, превратилась в одну из красивейших европейских столиц.


^ Символы города

У каждого города есть несколько символов, которые в первую очередь ассоциируются с ним у горожан и туристов, посещающих город. Символы Минска, свидетели истории города, живут своей собственной жизнью, несмотря на войны и разрушения, которые постоянно преследовали Минск на протяжении всего его прошлого, продолжают вдохновлять художников, поэтов писателей на создание своих произведений, а также радовать горожан.


Минская ратуша

В 1499 г. Минск получил «привилей» на самоуправление согласно Магдебургскому праву. Уже в этом документе говорится о необходимости создания ратуши – места для собраний магистрата. Но первое упоминание о ратуше относится только к 1582 г. В XVI–XVIII вв. в ратуше заседал выборный орган городского самоуправления – Магистрат, который выполнял административные и судебные функции. Во время военных конфликтов ратуша неоднократно разрушалась, но минчане с упорством восстанавливали символ своего города. Из-за частых ремонтных работ ратуша постоянно меняла свой облик. Последние изменения внешнего вида ратуши относятся к 1744 г. (ее перестраивали под руководством минского воеводы Станислава Буржинского), концу XVIII в. (губернский архитектор Крамер придал ей черты классицизма). С приходом российской власти городское самоуправление было упразднено и вместо Магистрата в здании ратуши в разное время размещались суд, полиция, гауптвахта, архив. В 1830 г. здесь размещалась музыкальная школа, а с 1847 г. – театр. В начале XIX в. перед ратушей был разбит небольшой сквер, который вскоре стал любимым местом отдыха горожан. Часто на балконе ратуши выступал городской оркестр. Но в 1851 г. личным распоряжением Николая I ратушу было приказано снести, официально это мотивировалось необходимостью упорядочения территории площади. Настоящей причиной было то, что власти хотели уничтожить всякое напоминание о городских вольностях и европейских традициях края.

Недавно жители города снова смогли увидеть возвращенный из небытия символ городской истории и традиций европейского вольного города. Проект реставрации был подготовлен архитектором С. Багласовым в соответствии с архивными источниками и данными археологических раскопок. Высота ратушной башни – 32 метра, по ее четырем сторонам размещены часы, диаметр циферблатов которых – 1,2 метра. Перед началом каждого часа над городом звучит мелодия «Песни о Минске» знаменитого белорусского композитора Игоря Лученка.

Гостиница «Европа»

На углу улицы Губернаторской (теперешняя ул. Ленина) и Соборной площади (пл. Свободы) находилась гостиница «Европа». До начала ХХ в. гостиница была двухэтажной, но после реконструкции в 1913 г. она стала шестиэтажной и приобрела черты стиля модерн. Рассчитанная на 130 номеров, гостиница «Европа» была самой большой на северо-западе Российской империи. Это было самое высокое здание Минска, в котором имелся единственный во всей Беларуси лифт. В каждом гостиничном номере были телефон, ванна, электричество и центральное отопление. Во время Второй мировой войны здание было разрушено попаданием бомбы. В настоящее время почти на том же самом месте возведена точная копия знаменитой гостиницы.
^

Фонтан «Мальчик с лебедем»

Этому старейшему фонтану в г. Минске уже более ста тридцати лет. Он находится в Центральном сквере (бывшем Александровском), который был разбит в 1872 г. и назван в честь стоявшей на этом месте православной часовни Александра Невского. Фонтан со скульптурой работы итальянского мастера Лоренцо Бернини появился в центре сквера в 1874 г. Как утверждают историки, он был сооружен в честь открытия в городе водопровода. В середине XX в. над «Мальчиком с лебедем» и над самим сквером сгустились тучи: согласно одному из проектов, на месте Александровского сквера должна была появиться гигантская площадь. К счастью, этот старинный парк удалось сохранить, и влюбленные, как и сто лет назад, назначают друг другу свидания у «Мальчика с лебедем».


Троицкое предместье

Троицкое предместье – живописный и уникальный уголок старого Минска, который сейчас является одним из самых любимых мест отдыха минчан и гостей столицы. Заселение этой территории согласно археологическим данным началось еще в ХII в. В начале ХVI в. на холме, возвышавшемся над берегом Свислочи, возникли Троицкий костел и монастырь. От них и получили название возвышенность и городское предместье, которое начало формироваться на этом месте. Троицкая гора в Средневековье исполняла функцию оборонительного редута на подступах к городу. Вокруг Троицкого предместья в ХVI–XVII вв. были насыпаны оборонительные валы. Согласно письменным источникам, в 1605 г. главной улицей предместья была Троицкая, которая начиналась у моста через Свислочь (в Средние века он назывался Хлусовым мостом) и шла в сторону Борисова, переходя в Борисовский тракт. Во время Российской империи она называлась Александровской, в советское время – Максима Горького, а сейчас она носит имя знаменитого белорусского поэта Максима Богдановича, который родился в одном из домов, стоявших на этой улице. В большинстве дома в Троицком предместье были деревянными, и долгое время оно считалось пригородом Минска, в черту которого вошло только в ХІХ в. Сохранились сведения, что на Троицкой горе рос дуб, возле которого останавливались отдохнуть все короли Речи Посполитой, которые бывали в Минске. Еще в начале ХХ в. дуб стоял, и на него приходил посмотреть Юзеф Пилсудский во время своего визита в занятый польскими войсками город. Центром предместья был Троицкий рынок, на месте которого сейчас сквер и Оперный театр. В 1771 г. на Троицкой улице был основан костел и монастырь мариавиток, каменные корпуса которого начали возводить в начале ХІХ в. С 1840 г. вместо католического монастыря в здании разместилась православная духовная семинария. Теперь сильно перестроенные монастырские корпуса занимает суворовское училище.

Пожар 1809 г. уничтожил все деревянные постройки Троицкого предместья, после чего его планировка была подчинена канонам классицизма, в соответствии с которыми все улицы города должны были пересекаться под прямым углом, создавая квадратные и прямоугольные кварталы. Каменные дома по улицам ставились вплотную друг к другу, создавая единую линию с общим фасадом. Архитекторы учитывали местные традиции, которые выражались в характерном украшении фасадов и обусловленными климатическими условиями высоких крышах с чердаками и мансардами для хозяйственных нужд. Именно таким можно увидеть Троицкое предместье и сейчас. Его реставрация в соответствии со старыми планами, чертежами и фотографиями была проведена в 1980-е годы.

С Троицким предместьем связаны биографии двух великих белорусских поэтов – Янки Купалы и Максима Богдановича. Максим Богданович родился и провел раннее детство в доме, стоявшем на бывшей Александровской улице. О жизни и творчестве поэта можно узнать, посетив его музей в Троицком предместье. Отец знаменитого белорусского песняра Янки Купалы некоторое время снимал квартиру в доме, который стоял в районе нынешней Коммунальной набережной в Троицком предместье.

В районе предместья сконцентрировано множество музеев, выставочных залов и культурных учреждений. Даже интерьер книжных лавок, кафе и некоторых магазинов предместья передает дух ушедших столетий.
Существует много способов, чтобы провести свободное время в Троицком предместье. Можно блуждать по дворам и переулкам, изучая архитектуру прошлых веков, можно получать наслаждение от гостеприимной атмосферы старосветских кафе и традиционной белорусской кухни. Кому-то интересно будет познакомиться с историей и культурой Беларуси в музейных залах, постигать тайны народных ремесел и выбирать сувениры для родственников и друзей в многочисленных мастерских и магазинах. И, наконец, у каждого будет возможность почувствовать, как останавливается время в этом месте, понаблюдать красивые и динамичные виды Минска, которые и сегодня продолжают вдохновлять художников и творческих людей.


^ Туристические объекты Троицкого предместья


Улица Максима Богдановича

Первое название – улица Троицкая, в начале ХХ в. – Александровская, в советское время – улица М. Горького. Она являлась главной улицей Троицкого предместья, и с нее начинался один из главных минских торговых путей – Борисовская дорога. Дома №5, 7, 7-а, 9, 9-а, 11, 13, 15, 17, 19, 21 построены в начале ХІХ в. и являются памятниками архитектуры классицизма.

Здания бывшего Троицкого монастыря

Первоначально все постройки монастыря, кроме церкви, были деревянные, но в конце XVIII в. архитектором Федором Крамером возводятся новые каменные корпуса. В 1796 г. монастырь был упразднен и стал использоваться в качестве губернской больницы. В то время она состояла из терапевтического и психиатрического отделений, позже появились хирургическое отделение и отделение для хронических больных. Здесь, в психиатрическом отделении в 1861 г. за участие в национально-освободительном движении содержалась Камила, дочь писателя Винцента Дунина-Марцинкевича. Вместе с братом Мирославом Камила давала концерты фортепианной музыки по всей России, которые пользовались успехом. Они были популярными фигурами среди минской интеллигенции, поэтому городская общественность вскоре добилась освобождения известной артистки. В зданиях Троицкого монастыря сейчас находится 2-я городская больница.

Литературный музей Максима Богдановича (дом №7-а).
В здании, построенном в начале ХІХ в., разместился музей поэта Максима Богдановича (1891–1916), имя которого неразрывно связанно с Минском и Троицким предместьем. Великий белорусский поэт родился в деревянном доме на улице Александровской. Сейчас на этом месте находится дом №25 по улице Богдановича. Долгие годы Максим провел вдали от родины, но его поэтический дар по-настоящему раскрылся именно в Минске.

Поэт прожил только 25 лет, но его произведения стали бессмертной классикой белорусской литературы и спустя много лет удивляют своей свежестью и оригинальностью. Музей был открыт к 100-летию со дня рождения поэта в 1991 г.

Государственный музей истории белорусской литературы

(ул. М. Богдановича, 15). В этом здании с 1871 г. работала обувная фабрика Цытвера. Заготовки фабрике поставляли мелкие ремесленные мастерские. Сейчас в здании музей, экспозиции которого знакомят посетителей не только с историей белорусской литературы, но и с народным бытом, культурой и историей.

Дом советов (улица Богдановича, 23).

Одним из типичных домов-коммун, которые строились в Минске перед войной, был уцелевший Дом советов. В послевоенные годы была изменена декоративная отделка стен, но в целом здание, построенное в 1936 г., сохранило свои конструктивистские черты. До революции на этом месте находился дом Яхимовича, в котором располагалась конспиративная квартира минских анархистов, где они устроили лабораторию взрывчатых веществ и готовили покушение на начальника минской тюрьмы.

Монастырь мариавиток (улица Богдановича, 29).

Этот неприметный с виду дом имеет богатую историю. Он был построен в 1811 г. в качестве женского мариавитского монастыря и госпиталя. Средства на постройку были выделены Обществом благодеяния, а проект составил архитектор Чаховский. Доминантой всего комплекса был большой костёл в стиле ампир, к которому с двух сторон примыкали монастырские корпуса.

В 1854 г. монастырь был упразднен, а в перестроенных зданиях разместилась православная духовная семинария. В 1917 г. закрыли и семинарию, а здания были приспособлены под Объединённую белорусскую военную школу. После Второй мировой войны в 1953 г. главный корпус капитально перестраивается, надстраиваются два этажа. С тех пор его занимает Суворовское училище.

Коммунальная набережная

Раньше набережная Троицкого предместья подходила ближе к реке, а часть домов, которые составляли ансамбль прежней набережной, были утрачены. Среди утраченных памятников интерес представлял дом, в котором снимал квартиру отец Янки Купалы. В этом районе также размещались бани Райнеса и Каждана.

Книжный магазин «Вянок» (Комммунальная набережная, 4)

В магазине воссоздана атмосфера книжной лавки ХIX – начала ХХ в. Магазин назван так в память о единственном прижизненном сборнике стихов М. Богдановича.

Улица Сторожовская вела в один из старейших районов города – Сторожовку. Здания на этой улице были построены в середине XIX в.

С улицы Старовиленской начиналась дорога, которая вела в столицу Великого Княжества Литовского – Вильно (современный Вильнюс). Застройка этой улицы была сформирована в начале ХХ в.

Галерея «Славутыя майстры»

В доме по адресу Коммунальная набережная, 6 находится галерея, в которой выставлены работы лучших белорусских мастеров в области декоративно-прикладного искусства. Здесь регулярно проходят художественные выставки известных белорусских авторов.

Музей «Гостиная Владислава Голубка»

По адресу улица Старовиленская, 16 находится филиал музея музыкального и театрального искусства. Постоянная экспозиция музея рассказывает о жизни и творчестве первого народного артиста Беларуси, одного из родоначальников белорусского театра, писателя и художника Владислава Голубка (1882–1937). Проходят здесь и временные выставки работ известных минских художников.

Корчма «Старовиленская»

Этот бар-ресторан возрождает традиции белорусской корчмы – заведения, объединявшего в себе место, где можно было недорого и со вкусом поесть, а также переночевать. Многие детали внутреннего и внешнего декора здания напоминают обстановку старинной корчмы и создают теплую гостеприимную атмосферу. Здесь часто проходят вечера живой музыки с участием известных музыкантов.

Аптека «Троицкая»

В здании по улице Сторожовской, 3 находится аптека, интерьеры которой сделаны в стиле ХІХ в. По некоторым данным раньше в этом здании размещалась синагога кантонистов. Кантонистами назывались евреи, которые по приказу Николая I были забраны в российскую армию. Богатые евреи могли позволить себе откупиться от армии, поэтому шли в солдаты в основном дети из бедных семей. Срок службы тогда был равен 25 годам, на протяжении которых молодые евреи подвергались различным издевательствам. Многие были вынуждены принять христианство, так как исповедовать иудаизм в российской армии было почти невозможно. Те немногие, что возвращались из армии домой, были изгоями в своих общинах, поэтому они были вынуждены создавать свои синагоги.

Памятник Язэпу Дроздовичу

На пересечении улицы М. Богдановича и Коммунальной набережной стоит памятник «Белорусскому Леонардо Да Винчи» – самому загадочному белорусскому художнику Язэпу Дроздовичу (1888–1954). «Вечный путешественник», как его иногда называли, кроме живописи занимался скульптурой, литературой, археологией, астрономией, языковедением и этнографией. Дроздович был известным общественным деятелем и педагогом. Памятник работы И. Голубева был торжественно открыт 6 августа 1993 г.

Остров слез

Остров слез – это памятник сынам Отечества, что погибли за его пределами. Он был открыт в 1996 г. Изначально комплекс задумывался, как мемориал в память о воинах, погибших в Афганистане (всего выходцев из Беларуси воевало 30 тысяч, из них погиб 771 человек), а в итоге стал памятником всем уроженцам Беларуси, которые погибли в войнах, что происходили на территории Беларуси и за ее пределами. Мемориальная часовня на острове напоминает очертания храма святого Спаса, построенного Евфросинией Полоцкой. В основании памятника – фигуры скорбящих матерей, которые оплакивают своих сыновей, не вернувшихся с войны. Еще одним элементом комплекса является фигура ангела-хранителя, который оплакивает воинов, которых не смог уберечь от смерти. С острова слез открывается живописная панорама на Троицкое предместье, Верхний город и проспект Победителей.

Театр Оперы и балета (площадь Парижской коммуны, 1).

Театр находится в глубине сквера, окруженного улицами с четырёх сторон. Собственно сквер и площадь – одно и то же, но когда-то это была рыночная площадь, как и все вокруг, называвшаяся Троицкой. До середины XX века площадь исполняла исключительно торговые функции. Но вот в 1935–1937 гг. на ней возводится театр оперы и балета. Монументальное здание впечатляет своим масштабом, а ведь оно уменьшено почти вдвое от первоначального проекта. В облике театра видны конструктивистские черты. Во время Второй мировой войны вся площадь была обнесена колючей проволокой и превращена в лагерь для военнопленных. В последующем ее засадили деревьями и превратили в сквер.

^ 2. Минск – город культуры

Минск, несмотря на свою долгую тысячелетнюю историю, остается городом молодым и волнующим, живущим яркой, насыщенной культурной жизнью. Город является не только административным и промышленным ядром современной Беларуси, но и крупным центром науки и искусства, местом проведения множества интересных для горожан и туристов мероприятий.

Минск – город культуры. В нем работает около 20 музеев, включая Национальный художественный музей, Музей истории и культуры Беларуси, Музей истории Великой Отечественной войны; 11 театров, в том числе Национальный театр оперы и балета, Белорусский академический и Государственный русский драматический театры.

Минчане и гости столицы с удовольствием посещают выставки и спектакли, многочисленные столичные галереи, и музеи и театры никогда не пустуют.

Посещение одного из минских музеев – отличный способ познакомиться с драматическим прошлым белорусского народа и его культурой.


^ 2.1. Музеи г. Минска


Из истории белорусских музеев

Развитие музейного дела на Беларуси шло в соответствии с европейскими тенденциями. Первые музейные коллекции собирались в резиденциях крупных феодалов, в монастырях, братствах и храмах. Наиболее значительными частными музейными коллекциями на территории Беларуси в XVI–XVIII вв. являлись коллекции князей Радзивиллов и Сапегов, самых влиятельных магнатов Великого Княжества Литовского. Эти коллекции собирались из поколения в поколение и включали фамильные драгоценности, редкие архивные материалы и книги, оружие, нумизматические коллекции, произведения изобразительного искусства и многое другое. На рубеже XVIII – XIX вв. появляются первые учреждения музейного типа. В это время музеи существовали преимущественно в высших и средних учебных заведениях Полоцка, Гродно, Горок и других городов.

Первый общедоступный музей на территории в то время Северо-Западного края Российской империи, в состав которого входила Беларусь, открылся в Вильно в 1856 г. Основные коллекции Виленского музея древностей отражали материальную и духовную культуру белорусов. В 1863 г. после подавления восстания в Польше, Беларуси и Литве музей был закрыт. В конце XIX в. в Витебске, Могилеве и Минске были организованы церковно-археологические музеи. Во время Первой мировой и гражданской войны многие музейные коллекции были либо уничтожены в ходе военных действий, либо вывезены за пределы Беларуси.

После создания БССР в 1919 г. новой властью были осуществлены шаги по возрождению музейной деятельности. В декабре 1921 г. возобновил свою работу Минский областной музей, получивший в 1923 г. статус ведущего музейного учреждения под названием Белорусский государственный музей. В 1920-х и первой половине 1930-х годов в БССР создается широкая сеть музеев. В их коллекциях хранились значительные историко-культурные ценности. Так, например, в Могилевском краеведческом музее находилась важнейшая национальная святыня – крест Евфросинии Полоцкой. Гомельский историко-художественный музей, который размещался в выдающемся памятнике архитектуры периода классицизма дворце Румянцева–Паскевича, имел богатое собрание произведений изобразительного искусства.

После 1921 года западная часть Беларуси оказалась в составе Польши. На этой территории в 20–30-х годах тоже действовали музейные учреждения. Наиболее значительными из них были Белорусский музей в Вильно, Гродненский и Пинский музеи. Коллекции Белорусского музея в Вильно отражали все основные этапы белорусской истории и имели в своем составе много раритетов.

Вторая мировая война нанесла музейному делу в Беларуси невосполнимый урон. Многие историко-культурные ценности были уничтожены. Большинство музеев Беларуси были разграблены гитлеровскими оккупантами, часть ценных материалов удалось эвакуировать в глубь СССР, но сохранность их в период войны надлежащим образом не была обеспечена. После освобождения Беларуси в 1944 г. началась работа по сбору и систематизации сохранившихся и вернувшихся из эвакуации музейных ценностей, восстановлению музейной сети. В 1970 г. в Беларуси было 48 государственных музеев, в 1985 г. – 98, в 2002 г. – 135 действующих государственных музеев системы Министерства культуры.

Еще в советский период ведущие музеи Беларуси поддерживали международные контакты с рядом стран, а также с международной организацией музеев ИКОМ. С 1999 г. белорусские музеи входят в состав ИКОМа. Межмузейные обмены специалистами и выставками развиваются с Россией, Китаем, Украиной, Польшей, Германией, Испанией и другими странами.

Ведущим музеем исторического профиля в Беларуси является Национальный музей истории и культуры Беларуси. В его фондах собраны более 250 тысяч экспонатов только основного фонда, богатые коллекции археологии, нумизматики, этнографии и быта, военной истории, рукописные и старопечатные книги, иконопись, предметы профессионального и народного искусства.

^ Национальный художественный музей Республики Беларусь является визитной карточкой страны и имеет исключительно богатую коллекцию древнебелорусского, русского изобразительного искусства XVIII–XX вв., а также коллекции современного белорусского искусства, искусства Востока и Западной Европы. Музей имеет 7 филиалов в республике, в том числе замковый комплекс «Мир».

^ Белорусский государственный музей истории Великой Отечественной войны создан в освобожденной столице в 1944 г. Ценные экспонаты – свидетельства периода Второй мировой войны привлекают в фонды музея много исследователей из Беларуси и заграницы.

С 1976 г. в живописных околицах Минска формируется ^ Белорусский государственный музей народной архитектуры и быта. Он отражает этнографические особенности шести основных регионов Беларуси и направлен, в первую очередь, на сохранение памятников народного деревянного зодчества.

К числу интересных для отечественных и зарубежных посетителей можно отнести мемориальные музеи поэта Адама Мицкевича в Новогрудке и художника Марка Шагала в Витебске, музей-усадьбу А. Мицкевича в деревне Заосье Барановичского района, музей в мемориальном комплексе «Брестская крепость-герой», мемориальный комплекс «Хатынь». Самобытный Ветковский музей народного творчества в Гомельской области представляет материальную и духовную культуру (иконопись, ткачество, старопечатную книгу) староверов.


^ 2.2. Театры и концертные залы г. Минска


Из истории белорусского театра

Театр – один из самых древних и распространенных видов искусства на Беларуси. С XVI в. получили распространение школьные театры, которые создавались при духовных учебных заведениях. Они существовали в Полоцке, Пинске, Гродно, Новогрудке, Минске вплоть до начала XIX в.. Многочисленные придворные и городские театры начали создавать в Беларуси в XVIII в., и постепенно они преобразовывались в профессиональные коллективы.

Самая масштабная фигура в театральном искусстве XIX в. – Винцент Дунин-Марцинкевич, который заложил основы белорусского национального театра. В 1910 г особую популярность приобрели белорусские вечеринки, на которых ставились драматические спектакли, исполнялись народные песни и танцы. Первая подобная вечеринка, проведенная в Вильно 12 февраля 1910 г., имела огромный успех и стала толчком к созданию национального профессионального театра – первой белорусской труппы Игната Буйницкого. Коллектив просуществовал до 1913 г., однако из-за материальных трудностей распался.

Открытие в Минске нового театра – Первого общества белорусской драмы и комедии – состоялось 23 апреля 1917 г. Его руководителем был Флориан Жданович, который в начале 20-х годов прошлого столетия участвовал в организации, а затем возглавил Первый белорусский государственный театр, который теперь носит имя Янки Купалы.

Отличительная особенность начала 20-х годов – организация государственных театров. 17 сентября 1920 г. спектаклем «Рысь» по произведению Элизы Ожешко открылся Белорусский драматический театр, которому в 1926 г. было присвоено наименование – Первого (БДТ-1).

Из выпускников Белорусской драматической студии, которая существовала в Москве, 21 ноября 1921 г. в Витебске был создан Второй белорусский драматический театр (БДТ-2).

В 30-е годы количество театров значительно увеличилось: появились театр юного зрителя, театр кукол.


Национальный академический Большой театр балета

В 1933 г. был создан Национальный академический Большой театр балета Республики Беларусь (до 1996 г. – Государственный академический Большой театр оперы и балета). Однако история профессионального балета на территории Беларуси берет свое начало с середины XVIII в., когда в имениях князей Радзивиллов в Несвиже и Слуцке, А. Тизенгауза в Гродно, Огинского в Слониме, Зорича в Шклове были созданы первые на территории Беларуси балетные коллективы и школы.

В последней четверти XVIII в. на земли Беларуси проникают эстетические идеи Ж. Новера. На смену «дивертисментному» периоду приходит «действенный» балет с четко выраженным сюжетом, со специально написанной музыкой, со стройной композицией танцев. Новеровские реформы захватывают не только сцены музыкальных театров Несвижа, Гродно, Ружан, Слонима, Шклова, но и становятся основой хореографической практики в театрах Вильно и Варшавы.

Балетные труппы князей Радзивиллов в Несвиже и Слуцке, А. Тизенгауза в Гродно, М. К. Огинского в Слониме, С. Г. Зорича в Шклове по направлению репертуара, художественному оформлению спектаклей и творческому составу были аналогичны балетным труппам придворных театров Западной Европы и России. «Мы знаем по описям, запискам и бумагам, что представления, даваемые в шкловском имении Зорича, превосходили по великолепию придворные спектакли русские, былые польские, императорские австрийские в Шенбрунне и французские спектакли в Версале», – так писал режиссер и исследователь русского театра В. Схновский.

Об одаренности белорусских артистов, о единстве школы танца, о высоком профессиональном уровне балета на территории Беларуси свидетельствует факт передачи в конце XVIII в. целой крепостной балетной труппы из шкловского придворного театра С. Г. Зорича в распоряжение Дирекции Санкт-Петербургских императорских театров. На равных со столичными танцовщиками Санкт-Петербурга участвовали белорусские артисты во главе с Екатериной Азаричевой и Крестьяном Буткевичем.

Сегодня коллектив Национального академического Большого театра балета состоит более чем из ста высокопрофессиональных танцовщиков, большинство из которых являются выпускниками Белорусского государственного хореографического колледжа. Среди солистов театра есть народные и заслуженные артисты, лауреаты Государственных премий, лауреаты и дипломанты международных конкурсов.

Работа по формированию национального репертуара театра постоянно сочетается с творческим освоением балетов классического наследия, созданием оригинальных и современных спектаклей. Постановщики и артисты театра бережно воссоздают спектакли, созданные классиками западноевропейской и русской хореографии – Ж. Перро, А. Бурнонвилем, М. Петипа, А. Горским,

Л. Ивановым. Освоение лексики современной хореографии связано прежде всего с этапными для истории белорусского балета постановками хореографа Валентина Елизарьева (с 1973 г. – главный балетмейстер, с 1996 г. – художественный руководитель и директор театра). Созданные В. Елизарьевым балеты «Кармен-сюита», «Сотворение мира», «Спартак», «Щелкунчик», «Кармина Бурана», «Болеро», «Ромео и Джульетта», «Страсти», «Жар-птица», «Весна священная», «Легенда об Уленшпигеле», стали визитной карточкой коллектива на родине и за рубежом.

За последние 15 лет коллектив Национального театра балета Беларуси побывал более чем в 30 странах мира, причем во многих странах гастролировал неоднократно. Помимо гастролей, труппа в течение одного театрального сезона дает около 150 спектаклей на основной сцене.

В связи с реконструкцией и реставрацией здания театра спектакли проходят на сцене Центрального Дома офицеров

Заказ и доставка билетов по тел. 8-029-315-45-74.

Официальный сайт театра: www.balet.by


Национальный академический Большой театр оперы

Национальный академический Большой театр оперы и балета Республики Беларусь открылся в Минске 25 мая 1933 г. спектаклем «Кармен». Уже в июне 1940 г. Белорусский театр оперы заявил о своих успехах на Декаде белорусского искусства в Москве, где был удостоен титула «Большой».

Очень скоро Белорусская опера накопила значительный репертуар и вошла в число признанных лидеров на культурном пространстве СССР.

Популярности оперного искусства Беларуси способствовали выдающиеся солисты разных поколений – народные артисты СССР Л. Александровская, Н. Ворвулев, Н. Ткаченко, С. Данилюк, Т. Нижникова, А. Савченко, народные артисты Республики М. Денисов, С. Друкер, Р. Млодек, М. Зюванов, Т. Шимко и др. На сцене Белорусской оперы начали свою творческую жизнь широко известные певцы М. Гулегина, Л. Шемчук, А. Дедик.

В спектаклях Белорусского оперного театра принимали участие приглашенные оперные звезды – Е. Образцова, В. Атлантов, И. Архипова,

В. Пьявко, М. Биешу, З. Соткилава, П. Бурчуладзе и многие другие.

В настоящее время в репертуар театра оперы входят более 30 спектаклей. Основу репертуара составляют оперы из сокровищницы европейской и русской классики. Среди шедевров итальянского belсanto – оперы Дж. Верди «Набукко», «Травиата», «Трубадур», «Бал-маскарад», «Аида», «Отелло», оперы Дж. Пуччини «Мадам Баттерфляй», «Тоска», «Богема», «Турандот», оперы. Доницетти, Ж. Бизе. Любимыми спектаклями белорусских зрителей остаются русские классические оперы: «Князь Игорь» А. Бородина, «Евгений Онегин» и «Пиковая дама» П. Чайковского.

В 1996 г. по Указу Президента Республики Беларусь Театр оперы был выделен в самостоятельное подразделение – Государственное театрально-зрелищное учреждение «Национальный академический Большой театр оперы Республики Беларусь».

Сайт театра: http://www.belarusopera.com/

E-mail: belarus_opera@tut.by


Национальный академический театр имени Янки Купалы

Национальный академический театр имени Янки Купалы, старейший театр Беларуси, по праву является первой сценой республики. Торжественное открытие первого в стране государственного театра состоялось 14 сентября 1920 г. Ещё более давнюю историю имеет здание Минского губернского театра, построенное по проекту архитекторов К. Козловского и К. Уведенского в 1890 г. с помощью пожертвований граждан. Широкая репертуарная палитра театра имени Янки Купалы включает в себя современные пьесы, жанровые постановки, русскую и зарубежную классику. Особую роль играет национальная драматургия, на основе которой созданы лучшие спектакли: «Павлинка» Янки Купалы, «Сымон-музыка» Якуба Коласа, «Черная панна Несвижа», «Вечер» Алексея Дударева, «Дикая охота короля Стаха» Владимира Короткевича, «Баллада о любви» по повести Василя Быкова и многие другие.

Сегодня Национальный академический театр имени Янки Купалы – символ белорусской театральной культуры, источник национальной драматургии и смелого художественного поиска, сокровищница театральных талантов. Слагаемые его лидирующей роли в театральной жизни Беларуси – это высокопрофессиональная актёрская школа и постановочная культура, бережное сохранение традиций и в то же время активный поиск новых театральных форм. На сцене театра работают ведущие мастера белорусской сцены, гордость театрального искусства страны: народный артист СССР Геннадий Овсянников, народные артисты Республики Беларусь Мария Захаревич, Галина Орлова, Галина Толкачева, Геннадий Гарбук, Арнольд Помазан, Август Милованов. Возглавляет творческий коллектив заслуженный артист Республики Беларусь Николай Кириченко, художественный руководитель театра – народный артист Беларуси, профессор Валерий Раевский. Театр много гастролирует по республике и за ее пределами, принимает участие в международных театральных фестивалях и конкурсах, пользуется большим уважением и любовью у минчан и гостей столицы.

Интернет-сайт: www.kupala-theatre.by

e-mail: general@kupala-theatre.by


Национальный академический драматический театр им. М. Горького

Театр, который более известен под названием «Русский», открылся

в 1932 г. в Могилеве. Работал в Бобруйске, Гродно, а в 1947 г. переехал в Минск.

В 1955 г. театру присвоено имя Максима Горького.

В 1994 г. театр стал академическим, в 1999 г. – национальным.

В наше время успех коллектива театра связан с деятельностью художественного руководителя театра, народного артиста Беларуси Бориса Ивановича Луценко и его постановками. Афиша театра включает в себя произведения классиков мировой (У. Шекспир, Ф. Шиллер, Д. Фо, П. Клодель, Г. Гауптман), русской (А. Островский, М. Горький, А. Пушкин) и белорусской (Я. Купала) драматургии. Театр имени М. Горького является одним из центров сценического искусства, неотъемлемой частью культурной жизни страны, национальным достоянием республики.

Прием заказов на билеты по телефону: 200-15-41, 200-39-66 и электронной почте: rustheatre@nm.ru


Театр белорусской драматургии был создан в 1990 г. с целью оказания практической помощи начинающим белорусским драматургам – для индивидуальной работы, репетиций, актерско-сценических чтений пьес по ролям, семинаров с привлечением режиссеров и других специалистов театра. Вместе с тем в целях художественного совершенствования театр систематически играет мировую драматургию: Шекспира, Чехова, Брехта, Булгакова…

Республиканский театр белорусской драматургии хорошо известен не только в Беларуси, но и в России, Англии, Польше, Румынии, Египте. На его счету многочисленные «гран-при» и престижные награды международных и республиканских фестивалей театрального искусства.

E-mail: tbd@tut.by http://rtbd.of.by.












Скачать 248,56 Kb.
оставить комментарий
Дата22.09.2011
Размер248,56 Kb.
ТипДокументы, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Загрузка...
Документы

наверх