Учебно-методический комплекс по дисциплине «История зарубежной литературы: XVII xviii вв.» Специальность icon

Учебно-методический комплекс по дисциплине «История зарубежной литературы: XVII xviii вв.» Специальность


3 чел. помогло.
Смотрите также:
Учебно-методический комплекс по дисциплине «История зарубежной литературы: XVII xviii вв...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «История зарубежной литературы: XVII xviii вв...
Учебно-методический комплекс по дисциплине история зарубежной литературы XVII...
Учебно-методический комплекс по дисциплине История русской литературы XI-XVII веков...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «История зарубежной литературы: Iтреть XIX в...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «История зарубежной литературы: Iтреть XIX в...
Рабочая программа дисциплине «История зарубежной литературы» (XVII- xviii) специальность 030601...
Учебно-методический комплекс по специальности: 030602...
Учебно-методический комплекс по специальности: 030602...
Учебно-методический комплекс по дисциплине История русской литературы (1 половина ХХ в...
Кафедра русской и зарубежной литературы учебно-методический комплекс по дисциплине «История...
Кафедра русской и зарубежной литературы учебно-методический комплекс по дисциплине «История...



Загрузка...
страницы:   1   2   3   4   5   6   7   8   9   10
скачать


ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

« САХАЛИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Кафедра русской и зарубежной литературы

Автор: к. ф. н., доцент Степаненко Анастасия Александровна


Учебно-методический комплекс по дисциплине


«История зарубежной литературы: XVII-XVIII вв.»


Специальность: 050301. 65 «Русский язык и литература»


(код по ОКСО) (наименование специальности)


Согласовано: Рекомендовано кафедрой:

Учебно-методическое управление Протокол №____

«____» _____________ 200__ г. «___» ___________ 200__ г.

________________________ Зав. кафедрой _________


ЮЖНО-САХАЛИНСК




Автор-составитель: Степаненко А. А., кандидат филологических наук, доцент кафедры русской и зарубежной литературы


Учебно-методический комплекс «История зарубежной литературы: XVII-XVIII вв.» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, основной образовательной программы по специальности 050301. 65 «Русский язык и литература».

Дисциплина входит в федеральный компонент цикла общих профессиональных дисциплин и является обязательной для изучения.


Согласовано:


Декан института филологии Т. С. Табаченко


Директор библиотеки Е. В. Квитченко

^ Учебно-методический комплекс по дисциплине 1

Специальность: 050301. 65 «Русский язык и литература» 1

ЮЖНО-САХАЛИНСК 1

I. Программа учебного курса 5

II. Рабочая программа дисциплины 9

1. Цели и задачи изучения дисциплины 9

^ 2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины 9

3. Объем дисциплины, формы текущего и промежуточного контроля 11

4. Распределение часов по темам и видам учебной работы 11

III. Материалы для аудиторной работы 13

^ 1. Содержание курса 13

2. Темы лекций 13

3. Темы практических занятий 13

4. Учебно-методическое обеспечение. Литература. 19

IV. Материалы для самостоятельной работы 20

^ 1. Курсовые и выпускные квалификационные работы. 20

Методические рекомендации 20

2. Тематика курсовых и выпускных квалификационных работ 23

1.Функции сна в драматических произведениях Кальдерона и Шекспира. 23

^ 2.Формирование теории классицистической драмы и способы ее воплощения в практике драматургов. 23

3.Русский и западноевропейский классицизм. 23

4.Федра как вечный литературный образ («Ипполит» Еврипида и «Федра» Жана Расина. 23

^ 5.Источники «Сида» Корнеля («Песнь о моем Сиде» и дилогия Гильена де Кастро «Юность Сида»). 23

6.Андромаха как вечный литературный образ («Андромаха» Еврипида и «Андромаха» Жана Расина). 23

^ 7.Переводы и обработки басен Лафонтена на русском языке. 23

8.Лопе де Вега и Кальдерон: два направления в развитии драматургии Испании XVII века. 23

^ 9.Концепция Добра и Зла в «Потерянном рае» Мильтона и «Фаусте» Гете. 23

10.«Симплициссимус» в контексте плутовских романов 17 века. 23

11.Дон Жуан Мольера и Дон Гуан Пушкина. 23

12.Вольтер и Руссо о театре. 23

13.Вольтер и Гете о Шекспире. 23

^ 14. Своеобразие разработки образа Жанны д Арк в творчестве Вольтера и Шиллера. 23

15. Баллада «Ивиковы журавли» Шиллера в переводе В. А. Жуковского и Н. Заболоцкого. 23

16. Движение «Бури и натиска» в Германии. 23

^ 17.Функция восточных мотивов в творчестве Вольтера и Монтескье. 23

18. Жанр исповеди в творчестве Ж. Ж. Руссо. 23

19. Развитие мольеровских традиций в комедиях Бомарше (на материале пьес «Севильский цирюльник», «Безумный день, или Женитьба Фигаро») 23

^ 20. Функции ожившей статуи в произведениях мировой литературы. 23

21. Тема меланхолии в европейской поэзии 18 века. 23

22.Тема робинзонады в мировой литературе. 23

3. Художественные тексты для чтения: 24

^ 4. Вопросы для самоподготовки к зачету по курсу 24

«История зарубежной литературы XVII-XVIII вв.» 24

V. Организационные основы изучения дисциплины 26

2. Структура АПИМ дисциплины 28

«История зарубежной литературы XVII-XVIII века» 28

^ ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ 31

для проверки промежуточных знаний по курсу 31

«История зарубежной литературы XVII века» 31

при аттестации специальности «Филология», «Журналистика» 31
^




I. Программа учебного курса



Раздел 1. Классицизм и барокко в литературе Франции и Испании XVII в. Трагедия и комедия, эссе и басня. Религиозные образы в литературе XVII в.


XVII век как особая эпоха в культуре стран Европы. Основные направления в литературе этого периода.

Судьба ренессансного реализма в новых исторических условиях. Проблема термина.

Концепции мира и человека в искусстве барокко. Национальные формы барокко в литературе стран Европы.

Концепции мира и человека в классицизме. Нормативность эстетики классицизма. Гражданственность классицистического искусства. Система жанров классицизма. Литературные типы. Выражение в классицизме абсолютистских тенденций и протест против тирании.


^ ЛИТЕРАТУРА ИСПАНИИ


XVII век – «золотой век» искусства Испании.

Ренессансный реализм в литературе.

Особенности испанской национальной драмы. Лопе де Вега – крупнейший представитель ренессансного реализма в литературе XVII века. Эстетические взгляды писателя. Типы комедий Лопе де Веги. «Фуэнте Овехуна». «Звезда Севильи» как образец «драмы чести». Комедия интриги.

Школа Лопе де Веги. Проникновение в испанскую национальную драму религиозных мотивов, принципов искусства барокко. Тирсо де Молина. Драма «Севильский озорник, или Каменный гость» – появление образа Дон Хуана (Дон Жуана) как мирового литературного персонажа. Творчество Аларкона. Комедия «Сомнительная правда» и формирование жанра нравоучительной комедии характеров в европейской драматургии.

П. Кальдерон – вершина литературы барокко. Связь Кальдерона с традицией Лопе де Веги. Религиозная идея и её воплощение в драме «Поклонение кресту». Концепция жизни человека в религиозно-философской драме «Жизнь есть сон». Мастерство Кальдерона-драматурга в этом произведении.

Поэзия барокко. Луис Гонгора и гонгоризм. Судьба плутовского романа в испанской литературе.

Консептизм как испанская форма литературы барокко. Кеведо. Грасиан.

Закат культуры Испании в конце XVII века.


^ ЛИТЕРАТУРА ФРАНЦИИ


Основные вехи французской истории XVII века. Черты барокко в прециозной литературе (Д'Юрфе, М.де Скюдери, Вуатюр). Проблемы «бытового реализма» и деятельность либертенов (Сирано де Бержерак, Сорель, Скаррон, Фюретьер).

Предпосылки развития классицизма во Франции. Француа Малерб – первый французский классицист. Рационалистический метод Декарта и литература. Развитие принципов классицизма от Малерба до Буало.

П. Корнель. Жизнь и творчество. «Андромаха» – начало нового этапа в развитии классицистической трагедии. Различия между трагедиями Корнеля и Расина. Расиновский психологизм. Трактовка античного мифа в трагедии «Федра». Последний период творчества Расина. Трагедия «Гофолия».

Ж.-Б. Мольер – великий реформатор комедии. Художественный метод Мольера. Раннее творчество писателя, усвоение опыта народного французского театра и итальянского театра масок (комедия дель арте). Первые попытки преобразования комедии и споры вокруг мольеровской комедии «Школа жен». Расцвет творчества Мольера. Судьба комедии «Тартюф». Способы создания образа Тартюфа. Комедия «Дон Жуан». Черты, сближающие это произведение с литературой ренессансного реализма. «Мизантроп» – образец классицистической «высокой комедии». Комедия-балет «Мещанин во дворянстве». Отражение в конфликте комедии социальных противоречий эпохи абсолютизма. Проблема художественного метода в комедии. Мастерство Мольера-комедиографа. Особенности жанра комедии-балета. Средства сатирического изображения действительности. Смех сатирический и смех карнавально-комедийный. Последние годы жизни Мольера.

Жанр басни в творчестве Ж. Лафонтена. Отношение классицистов к прозе. Жанры классицистической прозы. Проза Паскаля, Севинье, Ларошфуко, Лабрюйера. Психологическое мастерство в романе М. де Лафайет «Принцесса Клевская». Сказки Шарля Перро и их место в литературе XVII века. Роль Перро в «споре древних и новых».


^ ЛИТЕРАТУРА АНГЛИИ


Литературная борьба в предреволюционные годы. Черты барокко в творчестве Джона Донна. Развитие английской поэзии после Донна. Метафизическая школа и «поэзия кавалеров».

Революция в Англии и творчество Д. Мильтона. Поэма «Потерянный рай». Особенности художественного метода Мильтона. Образ Сатаны и его роль в раскрытии идеи поэмы.

Английская литература конца XVII века (Бэньян, Бетлер. Драйден, Конгрив и др.) и переход к литературе эпохи Просвещения.

^ ЛИТЕРАТУРА ДРУГИХ СТРАН ЕВРОПЫ


Литература Италии (Кампанелла, Марино и маринизм), Германии (Опиц, Флеминг, Грифиус, Лоэнштейн, Гриммельсгаузен), Нидерландов (Вондел, Гроций, Катс), Венгрии (Зрини), Польши (Я.А. Морштын), Чехии (Я.А. Коменский).

Характеристика рубежа XVII-XVIII веков как переходного периода в истории развития литературного процесса Европы.

^ ЛИТЕРАТУРА ДРУГИХ КОНТИНЕНТОВ


Обзорная характеристика достижений литератур Японии, Китая, Индии, Ближнего Востока, Латинской Америки. Японский поэт Басё и особенности японской поэтической образности. Жанры танка, хокку. Японский прозаик Ихара Сайкаку, китайский прозаик Пу Сун-лин и развитие прозаических жанров в литературах востока. Драматургия Востока. Кун Шан-жень (Китай). Поэзия Хуаны Инес де ла Крус и рождение мексиканской литературы. «История государства инков» Инки Гарсиласо де ла Веги и рождение перуанской литературы.


Раздел 2. Литература эпохи Просвещения. Сюжеты и персонажи просветительского романа. Д.Дефо, Дж.Свифт и Г.Филдинг. Народная лирика Р.Бернса.

XVIII век в мировом литературном развитии. Исторические судьбы Европы, движение от английской к французской буржуазной революции. Судьба аристократической культуры. Рококо, его стилевые признаки.

Просвещение – ведущая линия развития европейской культуры XVIII века. Культ Разума и Знания. Разум и Чувство. Литературные направления Просвещения: просветительский классицизм, просветительский реализм, сентиментализм. Споры о правомерности использования термина сентиментализм. Споры о правомерности использования термина «реализм» применительно к Просвещению.

Зарождение Просвещения. Историческое своеобразие просветительского движения в различных странах Европы. Этапы западноевропейского Просвещения. Основные жанры просветительской литературы. Усиление роли прозаических жанров (просветительского романа, философской повести), развитие жанра трактата, влияние документального, публицистического, философского начал на художественную прозу. Жанр драмы и драматургическая реформа. Судьба поэтических жанров.


^ АНГЛИЙСКАЯ ЛИТЕРАТУРА


Дефо. Жизнь и творчество. Роман «Робинзон Крузо». Место романа в мировой приключенческой литературе («робинзонады»). Идейно-художественное своеобразие романа.

Свифт. «Сказка о бочке» как сатира на церковь и духовенство. «Путешествия Гулливера» как сатирическое, памфлетно-аллегорическое изображение социальной действительности. Роман Свифта и жанр памфлета. Гротеск в романе.

Ричардсон как зачинатель психологического направления в английской литературе XVIII века.

Филдинг как создатель английского реалистического романа XVIII столетия. Филдинг – сатирик, драматург, публицист. «Джозеф Эндрюс» и полемика Филдинга с Ричардсоном. «История Тома Джонса, найденыша» – реалистическая картина английской действительности XVIII века.

Особенности сатирического метода Смоллета.

Английская драма XVIII столетия (Лилло, Гей, Филдинг). Комедийное мастерство Р. Б. Шеридана в «Школе злословия».

Сентиментализм. Р. Бернс. Роль Стерна в подготовке психологического романа XIX века.


Раздел 3. Сюжеты и персонажи философской повести. Вольтер, Д.Дидро и Ж.-Ж.Руссо. Драматургия XVIII в. Г.-Э.Лессинг, П.-О.Бомарше, Ф.Шиллер.


^ ФРАНЦУЗСКАЯ ЛИТЕРАТУРА


Историческая миссия французских просветителей, идеологически подготовивших буржуазную революцию. Лесаж. Роман «Жиль Блас» – история жизни талантливого простолюдина в феодально-дворянской Франции. «Жиль Блас» и жанр плутовского романа. Монтескье «Персидские письма» и жанр просветительского философского романа. Приемы раскрытия политической темы. Психологический роман Аббата Прево «История шевалье де Грие и Манон Леско».

Вольтер. Социальные, политические, философские и эстетические взгляды Вольтера. Особенности просветительского классицизма в его творчестве. Вольтер о Шекспире. Театр Вольтера. Поэма «Генриада». Ирои-комическая поэма «Орлеанская девственница», её восприятие в русской литературе (А.С. Пушкин). Философские повести «Кандид, или Оптимизм», «Простодушный». Художественные приемы в философской повести Вольтера. Вольтер в России.

Дидро – организатор и вдохновитель энциклопедистов. Борьба Дидро с абсолютизмом и феодализмом. Философские взгляды. Дидро как теоретик искусства. «Монахиня», «Племянник Рамо», «Жак-фаталист» – развернутая критика феодального общества, нравственного упадка дворянства XVIII столетия. Идейно-художественное своеобразие этих произведений. Театр Дидро. Утверждение жанра драмы. Дидро в России.

Руссо. Социальные, политические и философские взгляды. Критика дворянской цивилизации и теория «естественного состояния». «Общественный договор» – политическая программа Руссо. Педагогические идеи Руссо в романе «Эмиль, или О воспитании». «Юлия, или Новая Элоиза» и жанр сентименталистского романа в письмах. Теория «естественного человека» и её раскрытие художественными средствами романа. Поэтизация чувств. Руссо и романтическая литература XIX века. Руссо и Россия.

Французская литература накануне буржуазной революции. Творчество Бомарше. Образ Фигаро. «Революционный классицизм». Театр революции (трагедии М.-Ж. Шенье). Публицистика, памфлеты. Расцвет народного песенного творчества.


^ НЕМЕЦКАЯ ЛИТЕРАТУРА


Положение в Германии в XVIII века. Состояние немецкой культуры до Лессинга.

Лессинг – основоположник Просвещения в Германии. Эстетические взгляды и художественное творчество Лессинга.

Литература «Бури и натиска». Оценка античности, Шекспира, Руссо. Черты историзма и народности в эстетике Гердера.

Шиллер. Ранние драмы и движение «Бури и натиска». Дружба с Гёте. Теория эстетического воспитания. Трагический пафос и герой в трагедиях «Дон Карлос», «Мария Стюарт», «Вильгельм Телль». Художественный метод Шиллера. Шиллер и Россия.


^ Раздел 4. «Фауст» Гете – художественно-философское обобщение опыта Возрождения и Просвещения.


Гёте. Лирика Гёте периода «Бури и натиска». «Страдания юного Вертера» и немецкий сентиментализм. Гёте в Италии. Программа «веймарского классицизма». Гёте и французская революция. «Фауст» Гёте. История создания и художественное своеобразие. Композиция. Прологи. Путь исканий Фауста. Фауст и трагедия Маргариты. Вторая часть «Фауста». «Фауст» как синтез художественных исканий в XVIII веке. Гёте и русская литература.

^ ПРЕДРОМАНТИЗМ. ЛИТЕРАТУРА ФРАНЦУЗСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ


Предпосылки возникновения предромантизма. Формирование художественных принципов предромантизма. Предромантическая поэзия (Макферсон, Чаттерон). «Готический роман» (Уолпол, Рэдклиф, Казот). Роль Руссо в развитии предромантических тенденций. Штюрмеры и предромантизм. Предромантическая драматургия (зарождение жанра мелодрамы).


^ ЛИТЕРАТУРА ДРУГИХ СТРАН


Достижения Италии (Гольдони, Гоцци, Альфьери), Испании (Ховельянос), скандинавских стран (Холдьберг, Сведенборг). Просвещение в США (Франклин, Джеферсон, Пейн). Бенгальская поэзия (Рай). Японская драматургия (Тикамацу Мондзаэмон).

Характеристика рубежа XVIII-XIX веков как переходного периода в развитии литературного процесса.





оставить комментарий
страница1/10
Степаненко А. А
Дата22.09.2011
Размер0.94 Mb.
ТипУчебно-методический комплекс, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

страницы:   1   2   3   4   5   6   7   8   9   10
плохо
  1
отлично
  2
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Загрузка...
Документы

Рейтинг@Mail.ru
наверх