Удк 159. 922. 8 К вопросу о влиянии ценностных ориентаций студентов на их принадлежность к молодежным субкультурам icon

Удк 159. 922. 8 К вопросу о влиянии ценностных ориентаций студентов на их принадлежность к молодежным субкультурам


Смотрите также:
Дипломная работа...
Интернет и молодежные культуры. Эмо...
Практикум по возрастной психологии удк 159. 922. 6(076. 58) Ббк 88. 4я73 А16...
Формирование ценностных ориентаций гражданско-патриотической направленности у студентов...
«Новочеркасская государственная мелиоративная академия»...
Молодежная субкультура...
I. Особенности воспитания ценностных ориентаций учеников младшего школьного возраста...
Удк 159. 99 К вопросу об инновациях в туризме Буряк Лилиана Георгиевна...
Удк 004. 822: 159...
«Толерантность по отношению к молодежным субкультурам»...
Реферат диссертации на соискание...
Учебное пособие Москва 2008...



Загрузка...
скачать
УДК 159.922.8

К вопросу о влиянии ценностных ориентаций студентов

на их принадлежность к молодежным субкультурам

(на примере альтернативной рок-культуры)


Е.В. Мельник1

Национальный исследовательский Иркутский государственный технический университет,

664074, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.

Представлены ведущие направления по исследованию ценностных ориентаций личности, особое внимание уделяется терминальным ценностям. Описаны подходы отечественных и зарубежных авторов к изучению молодежных субкультур, в частности, рассматривается альтернативная рок-культура. Представлены методики, рекомендуемые при изучении данной проблемы исследования, и краткий анализ полученных результатов.

Библиогр. 4 назв.

Ключевые слова: ценностные ориентации; молодежная субкультура; студенчество.


^ THE INFLUENCE OF STUDENTS VALUE ORIENTATIONS ON THEIR PARTICIPATION IN YOUTH SUBCULTURES (ILLUSTRATED ON EXAMPLE OF ALTERNATIVE ROCK-CULTURE)

E. Melnik

National Research Irkutsk State Technical University,

83 Lermontov St., Irkutsk, 664074.

In the article there are reviewed the leading scientific approaches to the research of personality value orientations. The author pays special attention to terminal values. Scientific approaches of national and foreign authors to youth subcultures researching are also reviewed in the article. The author considers the alternative rock-culture as an example. The author of the article also reviews advisable methods for the research of the issue and brief analysis of results. The article is oriented on students educated on «Psychology» specialty.

4 sources.

^ Key words: value orientations, youth subculture, student days.


Изучение молодежных субкультур – относительно новое, но активно развивающееся направление в науке. Динамизм, новизна при нестабильности общественных, политических отношений в современном мире осложняют поиски человеком самого себя, своей индивидуальности и социального статуса. Это инициирует появление молодежных групп, члены которых сходны по возрасту, по социальному статусу, по взглядам, ценностям, формам поведения. Достаточно длительное время феномены молодежных субкультур рассматривались в науке как "девиации", а сами субкультурные сообщества – как угроза позитивной социализации человека. Современные подходы в изучении молодежной субкультуры носят довольно либеральный характер, акцентируя внимание на ее социализирующей, а также других конструктивных функциях.

В настоящее время исследования данного феномена проводятся в основном в рамках социологии и культурологии. В психологической литературе по этой проблеме сведений крайне мало, несмотря на то, что молодежные субкультуры являются достаточно распространенным явлением, особенно в вузах.

Существует множество факторов, обусловливающих вступление молодых людей в неформальные молодежные объединения: от случайного вхождения «за компанию» до наличия проблем, которые могут быть решены только в рамках субкультуры. Мы считаем ценностные ориентации и особенности личности молодежи одной из основных сторон, определяющих принадлежность к молодежной субкультуре.

Ценностные ориентации как одна из составляющих структуры личности изучаются в рамках общей психологии, психологии личности, социальной психологии. По мнению Т.М. Андреевой, Б.С. Братуся, Т. Здравомыслова, Д.А. Леонтьева и др., проблема ценностных ориентаций связана с источниками активности человека и мотивами, ее побуждающими [1, 3].

___________


1Мельник Евгения Викторовна, студентка 5 курса факультета права, социологии и СМИ,

e-mail: jennynight@rambler.ru

Melnik Eugenia, the fifth year student of the Psychology Department of the Faculty of Law, Sociology and Mass Media of the National Research Irkutsk State Technical University.e-mail: jennynight@rambler.ru.

В психологических, социологических исследованиях используются понятия «ценности» и «ценностные ориентации», при этом однозначного их различения в литературе не прослеживается. При изучении характеристик общества, культуры и отдельных социальных групп чаще используется термин «ценность». При изучении отдельных индивидов употребляются понятия «ценностные ориентации» и «ценность». Под ценностными ориентациями понимается отражение в сознании человека ценностей, признаваемых им в качестве стратегических жизненных целей и общих мировоззренческих ориентиров [4].

Говоря об осознанности, «отрефлексированности» наиболее общих смысловых образований, Б.С. Братусь использует для их обозначения понятие «личностные ценности». В работах современных отечественных исследователей, в частности Б. С. Братуся, Г.Е. Залесского, Е.И. Головахи, Г.Л. Будинайте, Т.В. Корниловой и др., личностные ценности рассматриваются как сложная иерархическая система, которая занимает место на пересечении мотивационно-потребностной сферы личности и мировоззренческих структур сознания, выполняя функции регулятора активности человека.

Таким образом, авторы теоретических концепций раскрывают психологическую природу ценностей через введение практически тождественных понятий «ценностные ориентации личности» и «личностные ценности», относя их к мотивационной либо смысловой сферам.

Ценностные ориентации представляют собой особые психологические образования, составляющие иерархическую систему и существующие в структуре личности только в качестве ее элементов. Ориентация личности на ту или иную ценность обязательно учитывает ее приоритетность относительно других ценностей. По мнению Я. Гудечека, система ценностей имеет «горизонтально-вертикальную» структуру. Горизонтальная структура означает иерархию предпочитаемых и отвергаемых ценностей, а вертикальная – включение индивидуальных систем ценностей в систему ценностей общества в целом. По мнению В. Франкла, субъективное переживание определенной ценности включает переживание того, что она выше какой-то другой.

Система ценностных ориентаций в связи со своим двойственным характером, обусловленным одновременно индивидуальным и социальным опытом, имеет двойное функциональное значение. Во-первых, ценности являются основой формирования и сохранения в сознании людей установок, которые помогают индивиду занять определенную позицию, выразить свою точку зрения, дать оценку. Во-вторых, ценности выступают в преобразованном виде в качестве мотивов деятельности и поведения. Система ценностных ориентаций не только определяет формы и условия реализации побуждений человека, но и сама становится источником его целей, что, на наш взгляд, представляется важным в период обучения в вузе.

Исследователи классифицируют ценности по разным основаниям: по объектам направленности; формам существования ценностей; полюсам ценностного отношения к миру. Особого внимания заслуживает выделение М. Рокичем терминальных и инструментальных ценностей.

На основе классификаций ценностей разработаны различные типологии личности: классификационная модель Э. Шпрангера, типология социальных характеров Д. Кисмена, модели социальной адаптации к действующим культурным нормам Р. Мертона и др. Система ценностей человека изменчива, поскольку в значительной степени обусловлена как меняющейся социальной средой, так и актуальным уровнем развития личности. В связи с этим типы ценностной направленности могут выступать в качестве стадий развития системы ценностных ориентации личности.

Особый интерес представляет система ценностных ориентаций представителей молодежных субкультур.

Молодежная субкультура – достаточно новое и многогранное явление, затрагивающее множество аспектов – от социокультурного развития общества в целом до психологических особенностей определенных возрастных групп. Объединения молодых людей в специальной литературе называют по-разному: неформальные молодежные объединения (НМО), уличная группировка, стихийная группа, субкультура и т.д.

Долгое время считалось, что проявления своеобразия, непривычные формы поведения целесообразно относить к аномалиям, социальным отклонениям, либо к способу самовыражения и желанию обратить на себя внимание. Отсюда термин «неформальные молодежные объединения». На западе это явление обозначают термином «peer group», обозначающим равенство не только в возрасте, но и в социальном статусе, взглядах, ценностях, нормах поведения.

Как считает Г.А. Лукс, НМО – это группа людей, осуществляющих общую деятельность, имеющих специфическую систему ценностей и связанную с ней модель поведения, выразительную систему атрибутов, стиль общения. По мнению Л.А. Радзиховского, НМО – это социально-психологическое явление, представляющее собой попытку адаптации молодых людей к тем проблемам, с которыми они сталкиваются при вхождении в самостоятельную жизнь в современных конкретно-исторических условиях.

Нет единства и в толковании понятия «молодежная субкультура». Субкультура в широком смысле – это любая группа внутри более крупной системы, интересы которой отличаются от основного течения. А.В. Мудрик определяет субкультуру как совокупность специфических социально-психологических признаков, влияющих на стиль жизни и мышления определенных групп людей и позволяющих им осознать и утвердить себя в качестве «МЫ», отличного от «ОНИ». Это люди, имеющие ярко выраженный способ поведения, взаимодействия, внешний образ, эстетические пристрастия, жаргон, предпочитаемые источники информации, совокупность норм, статусную структуру, а также систему ценностей, убеждений, установок и жизненных стилей, узкогрупповую мораль, которые присущи обособленной социальной общности.

В исследованиях молодежной субкультуры данное понятие коррелирует с понятием «неформальные молодежные объединения». Однако, как подчеркивает С.И. Левикова, НМО являются лишь формой, внешней оболочкой молодежной субкультуры. Таким образом, молодежные субкультуры в деятельности представлены неформальными молодежными объединениями [2].

В отечественных научных изданиях понятие «субкультура» появилось лишь во второй половине XX века и до недавнего времени имело негативный оттенок в своей трактовке. Неформальные молодежные объединения рассматривались первоначально зарубежными социологами. Проблемы неформальных молодежных объединений затрагивались в работах таких зарубежных исследователей, как М.Брейк, С. Коэн, С. Фрит, Д. Хэбдидж, К. Мангейм, У. Миллер и др. В отечественной науке у истоков изучения неформальных молодежных объединений стояли специалисты в области педагогики и психологии: С.Т. Шацкий, А.С. Макаренко, П.П. Блонский, В.Н. Мясищев. Одну из первых в науке классификаций стихийно возникающих групп как самовозникающих кратковременных и длительных коллективов дал А.С. Заслужный. И.С. Полонский обосновал принципиально важное положение о том, что стихийно-групповое общение – определенный этап в процессе социализации подростков. Эти исследования заложили основные традиции изучения неформальных молодежных объединений в отечественной науке. Однако отметим, что ранее специальной, целенаправленной работы по изучению неформальных молодежных объединений не велось, а те немногочисленные исследования, которые имели место, обладали ярко выраженной идеологической направленностью. В середине 1980-х годов сам факт существования НМО в СССР был официально признан, вокруг проблем существования этого феномена стали разворачиваться дискуссии, часто имевшие не столько научный, сколько публицистический характер.

Большое влияние на развитие научных представлений о неформальных молодежных объединениях оказало становление отечественной социологии молодежи. Согласно И.С. Кону, Н.В. Кофырину, А.Г. Кузнецову, проблема неформальных объединений характерна для всех стран и порождена, в первую очередь, глубоким кризисом существующих моделей социализации личности. Неформальные объединения должны предоставить подросткам и молодежи качественно новую систему воспитания, социализации личности, ее адаптации к реальному миру. По мнению М.Ю. Миньковского, А.В. Мудрика, Л.Б. Новиковой, отчуждению молодежи от общества и объединению в различные неформальные группы способствовала советская бюрократическая система, обусловившая борьбу между официально признанными самодеятельными организациями и неформальными объединениями. С.А. Беличева, А.Н. Островский, И.К. Полонский, Д.И. Фельдштейн объединили положения первых двух подходов, акцентируя внимание на психолого-педагогических особенностях членов неформальных объединений.

В настоящее время понятие молодежной субкультуры освободилось от негативного оттенка значения и заняло в отечественной науке полноправное место. Согласно современной точке зрения, субкультура – это особая сфера, суверенное целостное образование внутри господствующей культуры, отличающееся собственным ценностным строем, обычаями, нормами. В рамках субкультуры ценности, нормы, представления, стереотипы традиционной культуры интерпретируются, оказываются скорректированными для конкретных сообществ внутри определенной социокультурной системы.

С.И. Левикова, проанализировав понятия «субкультура», «молодежь», «молодежная субкультура», заключила, что молодежная субкультура – это эзотерическая, эскапистская, урбанистическая культура, созданная молодыми людьми для себя; это «элитарная» культура, нацеленная на включение молодых людей в общество; это – частичная культурная подсистема внутри системы «официальной», базовой культуры общества, определяющая стиль жизни, ценностную иерархию и менталитет (то есть мировосприятие, умонастроение) ее носителей.

Ученые выделяют различные признаки неформальных молодежных объединений (субкультур), объединив которые, можно отметить следующие:

• это социальная общность, состоящая из подростков и лиц молодого возраста, каждый представитель которой сам причисляет себя к ней, то есть идентифицирует себя с ней;

• возникает спонтанно на базе стихийного общения в конкретных условиях социальной ситуации;

• возникает самоорганизованно и независимо от официальных (формальных) структур, является относительно устойчивой;

• вхождение в ту или иную молодежную субкультуру означает принятие и разделение молодым человеком ее норм, ценностей, мировосприятия, модели поведения, стиля общения, а также внешних атрибутов принадлежности к данной субкультуре;

• индивид проявляет высокий уровень включения в функционирование общности.

Неформальные объединения молодежи – это группировки, течения, инициативы, это кружки единомышленников, чья активность чрезвычайно высока. Это объединения людей различных возрастных групп молодежи. В жизни они настолько смешаны, что бывает достаточно трудно определить специфику той или иной неформальной группы.

С.И. Левикова отмечает, что предпосылки молодежной субкультуры появляются при сбое в «нормальном», привычном течении дел:

• в семье (излишний контроль родителей или предоставление подростку сверхсвободы);

• в формальной группе (организации, учебном заведении: несложившиеся отношения с одноклассниками, учителями т.п.);

• в так называемых локальных войнах, в результате участия в которых молодой человек приобретает столь необычный для мирного течения жизни опыт, накладывающий такой отпечаток на восприятие действительности и на отношение к окружающему миру, что он уже не вписывается в ту мирную жизнь, в которую возвращается;

• среди людей безработных, временно (частично) занятых работой молодых людей (наличие свободного времени при одновременном отсутствии возможности самореализации);

• при несоответствии реального социального статуса уже приступившего к работе молодого человека его желаемому (воображаемому) статусу [2].

Вышеперечисленные факторы не обязательно приводят к вступлению молодых людей в НМО, кроме того, существуют и другие возможности для этого: отсутствие доступных форм проведения досуга, приход «за компанию», избыток свободного времени и т.д. Однако базовыми причинами первого шага, сделанного в сторону молодежной субкультуры, выступают указанные предпосылки. Научный интерес для нас представляет то, каким образом ценностные ориентации оказывают влияние на принадлежность к молодежной субкультуре.

Субкультура является относительно автономной внутрикультурной подсистемой, субъекты которой обладают самобытным образом и стилем жизни, набором ролей и системой ценностных ориентиров. Одной из наиболее значимых и актуальных функций знаний о пространстве молодежной субкультуры является ценностно-смысловая. Поскольку в современном обществе идет изменение, ломка ценностных ориентаций и идеалов, господствовавших на протяжении длительного времени, возникают сложности с личностным и профессиональным ценностно-ориентационным определением, особенно это актуально для современной молодежи. Следует отметить, что в том или ином пространстве имеется смысловое ядро. Мы считаем, что таким ядром в пространстве молодежной субкультуры могут выступать ценностные ориентации.

В общении в НМО у студентов вырабатываются определенный стиль и нормы поведения, вкусы, ценности, моральные установки, жаргон и т.п. Поскольку любое НМО собирает тех, кто «не вписался» в нормальный ход социальной жизни, то, с одной стороны, культивируется протест против общества с целью создать иное (лучшее), а с другой – именно пребывание в НМО призвано способствовать адаптации молодежи к тому же обществу. В неформальном молодежном объединении молодой человек приобретает чувство уверенности в себе, общность интересов, ориентацию, возможность самовыражения.

Участие в той или иной молодежной субкультуре – результат осознанного выбора человека. Следовательно, этот выбор связан с определенными мотивами и побуждениями, могущими реализоваться лишь в субкультурном образе жизни. Не все молодые люди становятся адептами той или иной молодежной субкультуры, что позволяет предположить, что принадлежность подростка, молодого человека к молодежной субкультуре обусловлена ценностными ориентациями его личности, а также связана с ее индивидуально-психологическими особенностями. Чтобы выявить эту взаимосвязь, необходимо экспериментальное исследование.

Разновидностью молодежных субкультур является альтернативная рок-культура, имеющая место среди студентов вузов Иркутска. Она представляет собой субкультуру, сформировавшуюся на основе музыкальных предпочтений и относящуюся к асоциальным группам, которые находятся в стороне от основных социальных проблем, угрозы обществу не представляют, но общим нормам не подчиняются. Альтернативный рок – термин в современной музыке, под которым понимают различные жанры рок-музыки, противопоставляющие себя традиционным. Это понятие появилось в 1980-е гг. и охватывает множество жанров, берущих свое начало в панк-роке, постпанк-роке и др. Термин «альтернативный рок» наиболее употребителен в США, в России же чаще используют названия «альтернативная музыка» и «альтернатива». Альтернатива – слово, произошедшее от названия независимых звукозаписывающих жанров, на которых выпускали свои пластинки музыканты, предлагающие «альтернативную» музыку, не имеющую четких границ жанра. Эта музыка сформировалась при смешении металлистов, панков и рэперов. Сообщество альтернативщиков не структурировано, оно не сформировало каких-либо четких принципов, так как изначально базировалось не на идее, а на музыке. Внешний вид представителей этой субкультуры зависит от их возраста и среды общения. Наиболее часто встречающаяся сегодня комбинация: черные волосы, закрывающие уши, частично лицо; черная одежда; кеды; пирсинг на лице; тоннели и др. В среде альтернативщиков популяризованы татуировки, занятия спортом, зачастую экстремальными его видами, употребление алкоголя и/или различных наркотических веществ. Однако это свойственно не всем альтернативщикам: вредные привычки и внешний вид зависят скорее от личных качеств, нежели от принадлежности к этой культуре, как отмечают сами ее представители.

В настоящем исследовании принимали участие около 40 студентов двух вузов Иркутска, которые имеют отношение к альтернативной рок-культуре от трех до восьми лет. Именно они представляют для нас научный интерес. В ходе исследования нами использовались следующие методики: «Акцент 2-90» (модифицированный вариант опросника Шмишека-Мюллера), Фрайбургский личностный опросник (FPI), опросник терминальных ценностей И. Г. Сенина, Методика Шварца для изучения ценностей личности (в адаптации В.Н. Карандашева) и авторская анкета, направленная на уточнение и разъяснение обстоятельств, причин вступления в данную субкультуру, а также ее особенностей.

Полученные результаты позволяют судить о том, что у испытуемых преобладает высокая демонстративность, экзальтированность, также стоит отметить низкую, подавляемую тревожность. Условно были выделены две группы испытуемых по критерию ведущей жизненной сферы. Для студентов первой группы характерны приоритеты в сфере обучения, для второй – в сфере увлечений. Среди терминальных ценностей в обеих группах отмечено стремление к активным социальным контактам и сохранению собственной индивидуальности, кроме того, имеет значение духовное удовлетворение и высокое материальное положение.

По нашему мнению, сформированность ценностных ориентаций студентов способствует их стремлению принадлежать к молодежным субкультурам.


Библиографический список


  1. Братусь Б. С. Аномалии личности. М.: Мысль, 1988.

  2. Левикова С.И. Молодежная субкультура. М.: Фаир-пресс, 2004.

  3. Леонтьев Д. А. Методика изучения ценностных ориентаций. М.: Смысл, 1992.

  4. Яницкий М.С. Ценностные ориентации личности как динамическая система. Кемерово: КемГУ, 2000.






Скачать 135.13 Kb.
оставить комментарий
Дата22.09.2011
Размер135.13 Kb.
ТипДокументы, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

отлично
  1
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Загрузка...
Документы

Рейтинг@Mail.ru
наверх