Программа курса «культурология» icon

Программа курса «культурология»


Смотрите также:
Программа вступительного испытания по предмету культурология для поступающих на основные...
Методические рекомендации по изучению курса «Культурология» ивыполнению контрольных работ 5...
Программа курса для специальности ╧ 020600 √ Культурология Составитель √ доктор философских и...
Программа курса для специальности ╧ 020600 √ Культурология Составитель √ доктор философских и...
Программа учебной дисциплины культурология авторы (составители)...
4 Культурология как наука. Определение понятия «культурология». Основные разделы культурологии...
Программа дисциплины Политология для направления 031400. 62 «Культурология» подготовки бакалавра...
Программа дисциплины Политология для направления 031400. 62 «Культурология» подготовки бакалавра...
Методические указания курса «культурология» Для студентов биологического факультета Ростов на...
Магистерская программа высшего профессионального образования «Историческая культурология»...
Программа дисциплины прикладная культурология опд. Ф. 12 Для специальности 020600 (031401...
Программа дисциплины прикладная культурология опд. Ф. 12 Для специальности 020600 (031401...



Загрузка...
скачать


ИНСТИТУТ МЕЖДУНАРОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ


ПРОГРАММА КУРСА

«КУЛЬТУРОЛОГИЯ»


Москва

2006


Утверждаю

Проректор по учебной работе


______________И.Ю. Лебедев

«___» ______________ 2006 г.


Автор программы

к.и.н., доц. Хлевной А.С.


Программа обсуждена и

рекомендована к утверждению

на заседании кафедры

от «___» _____________ 200__ г.


I. Организационно-методический раздел


В соответствии с государственным стандартом учебный курс «Культурология» содержит следующие разделы: теория культуры, история мировой культуры, история отечественной культуры.


^ Данный курс призван решить несколько важных целей:


- формирование у студентов гуманистического мировоззрения;

- воспитание высших нравственных качеств, лежащих в основе овладения профессиональным мастерством;

- развитие умения адекватно воспринимать и оценивать особенности развития культуры в новых социально-экономических условиях.


Для достижения этой цели программа предусматривает решение определенных учебных задач, связанных с раскрытием истории становления и развития мировой культуры, определением места и роли русской культуры в мировом культурологическом процессе, выявлением структуры и социальных функций культуры, особенностей ее развития в новых исторических условиях.


Значительное место в программе уделено и решению такой задачи, как определение предмета и задач культурологи как науки, особенности и взаимосвязь различных культурологических теорий.


По окончании курса студенты сдают зачет.


II. ^ Распределение часов курса по темам и видам работ


п/п

Наименование тем курса

^ Количество часов

Всего

в том числе

лекции

семи-нары

самостоятельная работа



Культурология как система знания. Предмет, методы, цели и специфика культурологического исследования.

4

2

-

2



Понятие культуры. История развития представлений о культуре.

4

2

-

2



Современные культурологические теории.

8

2

2

4



Онтология культуры.

4

2

-

2



Основные функции культуры.

4

2

-

2



Историческая типология культуры.

8

2

2

4



Культурогенез. Особенности культуры первобытного общества.

4

2

-

2



Культура Древнего Востока.

4

2

-

2



Культура Древней Греции и Рима: основные понятия и доминанты.

4

2

-

2



Культура эпохи Средневековья. Главные положения средневековой эстетики.

4

2

-

2



Культура эпохи Возрождения и Реформации. Образы мира и человека в культуре Ренессанса.

4

2

-

2



Основные направления и тенденции в культуре Нового времени.

4

2

-

2



Европейская культура 19 века. Художественная культура рубежа 19-20 веков.

8

2

2

4



Культурологические теории в России как форма национального самосознания. Центральные проблемы российской культуры.

4

2

-

2



Культурологические теории в России как форма национального самосознания. Центральные проблемы российской культуры.

4

2

-

2



Общечеловеческое и национальное в культуре. Своеобразие русского культурного архетипа.

4

2

-

2



Культура периода Древней Руси.

4

2

-

2



Культура России 14-17 веков.

4

2

-

2



Особенности культуры России 19 века.

4

2

-

2



Особенности культуры России 20 века.

4

2

-

2



XX-XXI вв. истории отечественной культуры: коллизии проблемы, перспективы.

8

2

2

4




ИТОГО:

100

42

8

50



III. Содержание курса.


^ Раздел 1. Теория культуры.


Тема 1. Культурология как система знания. Предмет, методы, цели и специфика культурологического исследования.

Предпосылки возникновения и развития культурологии как самостоятельной дисциплины в кругу гуманитарных наук. Роль культурфилософии, культурантропологии, этнографии, социологии, психологии, лингвистики в формировании предмета и методов культурологических исследований. Интегрирующая роль культурологии в системе гуманитарного знания: движение теоретической мысли от многообразия артефактов к усвоению духа культуры, выявлению ее архетипов, структуры, воссозданию «генетики» культуры.


Тема 2. Понятие культуры. История развития представлений о культуре.

Зарождение термина «культура» в латинской античности. Лингвистическая многозначность термина: культура как возделывание, почитание, образ жизни, образование и развитие, совершенствование. Проблема определения сущности культуры. Соотношение понятий «культ» и «культура», «натура» и «культура», «цивилизация» и «культура», их эволюция и трансформация в эпоху Средневековья, Ренессанса, Просвещения. Понимание культуры в немецкой классической философии. Основные принципы построения классической модели культуры: рационализм, историзм, гуманизм. Влияние европоцентризма на формирование «классической модели культуры».


Тема 3. Современные культурологические теории.

Кризис европейского философствования, классического рационализма и разрушение классической модели культуры. Роль в этом процессе этнологических исследований. Культурологические размышления представителей «философии жизни» (Ф. Ницше). Ситуация многообразия интерпретаций понятия «культура». Ценностный подход к сущности культуры (Виндельбанд, Рюккерт). Деятельностные концепции культуры (Давидович, Межуев). Семиотические (знаковые) концепции культуры: культура как система символов (Кассирер), культура как текст (Лотман), культура как способ кодирования. Психоанализ Фрейда. Теория архетипов культуры (К. Юнг). Игровая теория культуры (Й. Хейзинге).


Тема 4. Онтология культуры.

Концепция бытия культуры, ее сущности. Философский анализ «культуры». Рассмотрение многозначности определений, использование и применение в различных отношениях понятия «культура». Культура как образованность. Культура как соблюдение этикета. Понятие светскости культуры. Культура с точки зрения исторического бытия. Культура в рамках социологии. Правовая культура. Уровни культуры.


Тема 5. Основные функции культуры.

Функция освоения и преобразования человеком природы. Роль культуры как механизма регуляции социального поведения человека по отношению к окружающему и внутреннему миру. Культура как форма накопления, хранения и трансляции знания. Нормативная функция культуры. Культура как способ социализации личности.


Тема 6. Историческая типология культуры.

Проблема исторического единства человечества и многообразия этнокультур. Теории линейной эволюции и теория локальных цивилизаций как результат противоположных тенденций в разработке исторической типологии культуры. Антитеза «Восток - Запад» и ее роль в периодизации и типологии культуры. Общая характеристика основных исторических этапов и форм культуры: архаическая культура; доосевая культура древних локальных цивилизаций; универсальная культура Востока и Запада в христианскую эпоху. «Осевое время» культуры К. Ясперса.

^ Раздел 2. История мировой культуры


Тема 7. Культурогенез. Особенности культуры первобытного общества.

Культурное значение верхнего палеолита: экзогамия, появление рода и семьи, развитие языка, охотничья магия, пещерная живопись. Неолитическая революция. Миф и ритуал. Родовые инициации и система имен как форма трансляции культуры. Особенности мифологического мышления. Формирование единой картины мира. Архетипы как основа общечеловеческой символики. Первобытные формы религии: анимизм, фетишизм, тотемизм, магия.


Тема 8. Культура Древнего Востока.

Символы культуры Древнего Египта как культуры доосевого типа. Сакрализация власти фараона. Культ мертвых. Пирамиды. Религиозная и научно-практическая деятельность жрецов. Пиктографический характер письма. Послеосевые культуры Древнего Востока. Гетерогенность культурной жизни Древней Индии. Художественное и религиозно-мифологическое мировидение. Буддизм как выражение личностного пафоса религиозно-духовной культуры Древней Индии. Основные черты культуры Древнего Китая: социальная иерархия, традиционализм, церимониальность, принцип недеяния и сохранения порядка. Своеобразие художественной культуры Китая. Философские школы Древнего Китая.


Тема 9. Культура Древней Греции и Рима: основные понятия и доминанты. Историческое значение античной культуры.

Античность как отправная точка развития европейской культуры: основы теорийного подхода к пониманию мира в сочетании с эмоционально-эстетическим его восприятием. Периодизация античной культуры. Основные понятия: «логос», «пайдейя», «агонистика», «полис», «калокагатия», «катарсис». Доминирующие черты древнегреческой художественной культуры: космологизм, культ телесности, единство эстетического и утилитарного. Аполлон и Дионис. Исторические особенности культуры Древнего Рима. Имперский характер государственности. Эволюция политической и личностной культуры: право – гражданин. Монументальное искусство. Расцвет архитектуры.


Тема 10. Культура эпохи Средневековья. Главные положения средневековой эстетики.

Античный и христианский типы личности. Романское и германское начала европейской средневековой культуры. Главные черты духовной жизни: религиозность, традиционализм, каноничность, символизм, историзм, психологическая самоуглубленность. Художественная культура европейского средневековья - синтез искусств в христианском храме. Культура Востока в период средневековья. Значение ислама. Особенности культуры Византии как наследницы античных традиций. Взаимосвязь Византийской культуры с культурой славянских народов. Философско-богословские и эстетические учения.


Тема 11. Культура эпохи Возрождения и Реформации. Образы мира и человека в культуре Ренессанса.

Хронологические рамки и географическое пространство культуры Возрождения. Социально-экономическая среда: рост городов, развитие торговли, светской культуры. Значение античного наследия. Новая модель человека: универсализм, полнота бытия, гедонизм, авантюризм,предприимчивость. Проблема соотношения гуманизма и индивидуализма: «прогрессивный переворот» (Маркс) или «жизненная драма, кризис личности» (Ортега-и-Гассет, Хейзинге). Титаны эпохи Возрождения. Северное Возрождение как культурная эпоха.


Тема 12. Основные направления и тенденции в культуре Нового времени.

Хронологические рамки и культурный смысл понятия «новое время». Рационализм. Промышленное обновление. Роль науки. Классика в культуре нового времени, обращение к античной модели воспитания человека. Рационалистический и нормативный характер эстетики классицизма. Иерархия жанров и видов искусства. Барокко: мироощущение и стиль. Особенности культуры 18 века. Движение от рационализма к сенсуализму. Эстетические взгляды просветителей.


Тема 13. Европейская культура 19 века. Художественная культура рубежа 19-20 веков.

Романтизм как культурно-исторический тип. Кризис культуры. Человек, природа, разум и идея прогресса в культуре 19 в. Культурные идеалы и культурная практика. Переоценка ценностей в философии и искусстве. Человек и мир в культуре романтизма. Основные черты романтического мировидения: индивидуалистический субъективизм, культ эмоциональности, воображения, интуиции; ирония, двоемирие. Идея художественного синтеза как преодоление фрагментарности, расколотости бытия: синтез философии и искусства, синтез видов и жанров искусства. Культура эпохи декаданса. Натурализм. Импрессионизм. Символизм. Кризис буржуазного либерализма и рационализма. Декаданс как кризис европоцентризма. Развитие научно-технической революции в к.19 века.


Тема 14. Особенности развития культуры 20-21 веков.

Научно-техническая цивилизация и духовная культура. Основные черты европейской культуры: рационализм, гуманизм, историчность. Влияние античного и христианского наследия на культуру Европы. Технический прогресс как средство усовершенствования общества. Эстетика модернизма: основные течения и направления (кубизм, футуризм, экспрессионизм, абстракционизм, сюрреализм, концептуализм). Основные проблемы культуры 20 века: многообразие ликов культуры, интеграционные процессы и национальная специфика, менталитет; массовая и элитарная культура. Культуриндустрия: превращение искусства в товар и потребительская психология. Средства массовой информации и художественное творчество. Понятие «постмодерн» в философии, искусстве, религии. Постмодерн как феномен культуры 20-21 веков.


^ Раздел 3. Теория и история отечественной культуры.


Тема 15. Культурологические теории в России как форма национального самосознания. Центральные проблемы российской культуры.

Культурологические идеи западников и славянофилов. Основные периоды русской общественной мысли 19 – 20 вв.: 30-е – 50-е годы 19 века; вторая половина 19 – нач. 20 веков; 20-е – 50-е годы 20 века - современность. Философско-культурные взгляды на Россию П.Я. Чаадаева. Акцент на самобытность русской истории и культуры А.С. Хомякова и И.В. Киреевского. Почвенничество. Цивилизационные теории Н.Я. Данилевского, С.М. Соловьева и В.С. Соловьева. Характеристика русской культуры через анализ национального характера (Н.А. Бердяев).


Тема 16. Общечеловеческое и национальное в культуре. Своеобразие русского культурного архетипа.

Центральные проблемы российской культуры. Менталитет, национальный характер и их составляющие. Роль природной и социальной среды на формирование русского культурного архетипа. Православие и национальный характер. Ключевые ценности и их интерпретация в русском культурном архетипе. Н. Бердяев, Л. Гумелев, Г. Гачев о русском национальном характере. «Восток-Запад-Россия» - одна из ключевых проблем национального самосознания.


Тема 17. Культура периода Древней Руси.

Языческая культура восточных славян. Периодизация, выведенная Рыбаковым в развитии язычества Древней Руси. Крещение Руси. Православие и развитие русской культуры. Развитие ремесла, живописи, зодчества. Киевская и Новгородская субкультуры. Русская культура в условиях монголо-татарского ига. Школы иконописи. Творчество Ф. Грека, А. Рублева, Дионисия. Летописи и жития. Культурное значение городов.

Тема 18. Культура России 14-17 веков.

Художественная культура Московской Руси. Идея государственности. Церковный раскол. Влияние западноевропейской мысли и искусства. Сближение с Востоком. Ожидание крупного переворота. Расцвет архитектуры: Московский кремль, деятельность протопопа Аввакума.


Тема 19. Своеобразие культуры «петровского» периода русской истории.

Развитие торговли, промышленности и культурных связей. Европеизация русской культуры. Усиление светского и личностного начал в духовном творчестве. Новые явления в науке, искусстве, образовании. Идея абсолютизма и русский классицизм: принципы нормативности, регламентации, подражания римским образцам. Просветительское творчество М.В. Ломоносова. Художественные стили: Русский классицизм, русское барокко. Просвещенный абсолютизм эпохи Екатерины 2. Московский университет как центр науки и искусства. Эрмитаж как культурный центр.


Тема 20. Особенности культуры России 19 века.

Идеология русских революционных демократов А. Герцена, В. Белинского, Н. Чернышевского, Н. Добролюбова. «Золотой век» русской культуры. Демократизация просвещения. Основные черты художественной культуры: динамизм, патриотизм и народность, нравственная проблематика. Главные проблемы русского философствования: теология, экзистенциализм. «Серебряный век» русской культуры. Символ как рефлексия внутреннего состояния, трагедии души. Марксизм в России.


Тема 21. XX-XXI вв. в истории отечественной культуры: коллизии, проблемы, перспективы.

Революция и трагические судьбы русской культуры. Социалистическая мораль. Советский патриотизм и гражданственность в культуре. Противоречивый характер русской культуры. Творческий плюрализм. Эмиграция. Перестройка – возврат к культуре серебряного века. Социальные преобразования и их влияние на художественную культуру. Демократизация культуры. Влияние экономического кризиса на культуру. Проблема коммерциализации культуры.


Литература


1. Культурология. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. /Под ред. проф. Г.В.Драча. Ростов н/Д: Феникс, 1997.
2. Культурология. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. /Под ред. проф. Г.В.Драча. Ростов н/Д: Феникс, 2001.
3. Культурология в вопросах и ответах. Учебное пособие. /Под ред. проф. Г.В.Драча. М.: Гардарики, 1999.
4. Культурология. 20 век. Антология. М.: Юрист, 1995.
5. Культурология. Краткий тематический словарь. Ростов н/Д: Феникс, 2001.
6. Культурология. Учебник для вузов. М.: Издательская группа «ФОРУМ-ИНФРА-М», 1998.


К разделу I:

1. Андреева М.А. Философия культуры и культурология: проблема статуса "осевой" концепции культуры. /Философия в пространстве культуры: Россия и Запад. Вып. №2. Серия "Восток-Запад-Россия". 2001. С.7-8.
2. Ерасов Б.С. Российская культурология в контексте закрытия? //Философские науки. 2000, №3, с.40.
3. Ерасов Б.С. Социальная культурология: Пособие для студентов высших учебных заведений. В 2-х ч. Ч.1. М.: АО "Аспект Пресс", 1994.
4. Каган М.С. Философия культуры. СПб., 1996.
5. Маркарян Э.С. Науки о культуре и императивы эпохи. М., 2000.

6. Межуев В.М. Философия культуры как специфический вид знания о культуре. //Философия науки. 2000, №3, с.34-40.

К разделу II:

1. Древние цивилизации. Под ред. Г.М. Бонгард-Левина. М., 1989.

3. Краткий очерк истории философии. М., 1975.

2. Куманецкий К. История культуры Др. Греции и Рима. Пер. с пол., М., 1990.

3. Левяш И.Я. Культурология. Уч. пособие для студентов вузов. Минск: Тетра-Системс, 2000.

4. Соколов Г.И. Искусство Древней Греции. М., 1980.

5. Яковлев В.П. Европейская культура 17-18 веков. Ростов-на-Дону, 1992.

6. Ясперс К. Истоки истории и ее цель.


К разделу III:

1. Алексеев А.С. Пушкин и мировая литература. Л., 1987.

2. Ахматова А. О Пушкине. Л., 1977.

3. История русского искусства. В 3-х т. М., 1991.

4. Ключевский В.О. Русская история. М., 1992.

5. Тихомиров М.Н. Древняя Русь. М., 1971.

6. Русское искусство 15-20 веков. Л., 1989.


Перечень примерных контрольных вопросов для самостоятельной работы и к зачету


  1. Предмет и задачи культурологи.

  2. Структура культуры. Характеристика материальной и духовной культуры.

  3. Определения и основные функции культуры.

  4. Теории культурно-истрических типов и локальных цивилизаций.

  5. Теория «осевого времени» К. Ясперса.

  6. Теория архетипов культуры.

  7. Игровая теория культуры.

  8. Семиотическая теория культуры.

  9. Формационный подход в культуре.

  10. Наука и нравственность: гармония или противоречие?

  11. Культура Египта.

  12. Культура Древней Индии.

  13. Культура Древнего Китая.

  14. Античность – культурный переворот в жизни общества.

  15. Архитектура Древней Греции.

  16. Скульптура классики (Мирон, Поликлет, Фидий).

  17. Центры античного образования: Академия, Ликей, Мусейон.

  18. Нравственный кризис римского общества.

  19. Особенности европейской средневековой культуры.

  20. Наука и образование в византийской Европе.

  21. Романский стиль в европейском искусстве.

  22. Готический стиль в искусстве.

  23. Гуманистический характер культуры Возрождения.

  24. Особенности культура периода Реформации.

  25. Основные черты эпохи Просвещения.

  26. Деятели Эпохи Просвещения – Вольтер, Дидро, Руссо, Радищев.

  27. Марксизм как явление европейской культуры.

  28. Музыкальное искусство XIX века.

  29. Ведущие направления архитектуры XIX века.

  30. Критический реализм – ведущий метод европейского искусства.

  31. Творчество импрессионистов.

  32. Социально-исторические условия формирования русской культуры.

  33. Влияние христианской церкви на развитие русской культуры.

  34. Влияние самодержавия на культурное развитие России.

  35. Веротерпимость как важнейшая ценность русской культуры.

  36. Деревянная архитектура России.

  37. Архитектура русского барокко и классицизма.

  38. Феномен русской литературы XIX века.

  39. Выдающиеся музыканты: Глинка, Бородин, Чайковский.

  40. Понятие массовой культуры. Рок-музыка и поп-музыка как явления массовой культуры.





Скачать 179,67 Kb.
оставить комментарий
Хлевной А.С
Дата22.09.2011
Размер179,67 Kb.
ТипПрограмма курса, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Загрузка...
Документы

Рейтинг@Mail.ru
наверх