Учебно-методический комплекс по дисциплине Теория литературы Специальность: 031001. 65 Филология icon

Учебно-методический комплекс по дисциплине Теория литературы Специальность: 031001. 65 Филология


Смотрите также:
Учебно-методический комплекс по дисциплине Теория литературы Специальность: 031001. 65 Филология...
Учебно-методический комплекс «Иностранный язык» Специальность: 031001...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Практикум специализации» Специальность: 031001...
Учебно-методический комплекс по дисциплине методика преподавания литературы специальность...
Учебно-методический комплекс по дисциплине История русской литературы XI-XVII веков...
Учебно-методический комплекс по дисциплине Литературоведческий анализ текста Специальность:...
Учебно-методический комплекс дисциплины «История русской литературы» Специальности – 031001...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Культурология» для специальности 031001 «Филология...
Учебно-методический комплекс по дисциплине стилистика и литературное редактирование...
Учебно-методический комплекс по дисциплине История русской литературы (1 половина ХХ в...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «История зарубежной литературы: Iтреть XIX в...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «История зарубежной литературы: Iтреть XIX в...



страницы:   1   2   3   4   5   6   7
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

« САХАЛИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»


Кафедра__русской и зарубежной литературы


Автор:__к. ф. н., доцент Лифанова Инна Викторовны


Учебно-методический комплекс по дисциплине




Теория литературы


Специальность: 031001. 65 Филология____




Специальность: 050301.65 Русский язык и литература_____




Согласовано: Рекомендовано кафедрой:

Учебно-методическое управление Протокол №____

«____» _____________ 200__ г. «___» ___________ 200__ г.

________________________ Зав. кафедрой _________


ЮЖНО-САХАЛИНСК




Автор-составитель: Лифанова Инна Викторовна, к. ф. н., доцент

Учебно-методический комплекс _^ Теория литературы составлен в соответствии с требованиями Основной образовательной программы по специальностям Филология 031001. 65 (ДО), Русский язык и литература 050301. 65 (ОЗО).

Дисциплина входит в федеральный компонент цикла общепрофессиональных и является обязательной для изучения.

Согласование с деканом обучающего факультета:


Декан____________ Т. С. Табаченко

Директор библиотеки Е.В. Квитченко



СОДЕРЖАНИЕ



  1. Пояснительная записка

  2. Содержание курса

  3. Литература

  4. Объем дисциплины, формы промежуточного и итогового контроля

  5. Тематическое планирование




  1. Темы семинарских занятий

  2. Методические указания студентам

  3. Вопросы для подготовки к экзаменам

  4. Тесты для самопроверки

  5. Тематика курсовых работ


Программа дисциплины1


Пояснительная записка

Теория литературы как наука вырабатывает систему научных понятий о художественной литературе: определяет предмет литературоведения, особенности его содержания и формы, его связи с другими видами художественного творчества и другими областями общественной жизни, определяет внутренние разновидности художественной литературы, закономерности и формы историко-литературного процесса.

«Теория литературы» как учебная дисциплина завершает теоретико-литературное образование студентов–филологов, обобщает и систематизирует знания, полученные в процессе изучения курсов «Введение в литературоведение», «История русской и зарубежной литературы», «История русской литературной критики», а также ряда лингвистических дисциплин.

Представляя максимально широкие обобщения, раскрывающие сущность художественного творчества (и в частности художественной литературы), курс «Теория литературы» также имеет непосредственную связь с такими дисциплинами, как философия, культурология, эстетика, аксиология, герменевтика, психология.

^ Цель курса - формирование у студентов-филологов профессиональных знаний основных теоретических категорий и концепций современной науки о литературе, умения свободно оперировать ими, аргументировать собственный выбор той или иной концепции, свободно владеть языком теории и пользоваться им в практике понимания, анализа и интерпретации литературного произведения.

^ Задачи курса:

изучение специфики литературоведения как гуманитарной науки и ее роли в современном обществе.

Обсуждение спорных проблем, сопоставление мнений и концепций разных ученых по вопросам теории и методологии литературоведения.

Освоение литературоведческих категорий и терминов, изучение их возникновения и эволюции.

Формирование умений практического использования теоретических знаний в процессе профессиональной деятельности.

Обозначение перспектив развития теоретико-литературной мысли на современном этапе.

В результате изучения дисциплины специалист должен:

  • знать основные этапы развития литературоведческой науки, методологию и методы анализа литературного произведения, разрабатываемые литературоведческими школами;

  • понимать эстетическую природу художественного текста и его коммуникативную направленность в единстве его содержания и формы;

  • владеть основными методами литературоведческого анализа;

  • понимать закономерности и специфику литературного процесса;

  • уметь пользоваться научной, справочной и методической литературой;

  • владеть методикой реферирования, систематизации и обобщения научной литературы;

  • владеть статистическими методами обработки филологической информации..


^ Содержание курса

Введение. Основные этапы развития литературоведения

Курс «Теория литературы» в системе профессионального обучения студента-филолога. Содержание, задачи и принципы построения курса.

Литературоведение – наука о сущности, происхождении и развитии литературы как вида искусства. Состав литературоведения. Основные и вспомогательные дисциплины.

Разделы теории литературы: учение о сущности литературы как вида искусства, общая (теоретическая) поэтика, теория литературного процесса. Теория литературы как открытая научная дисциплина, ее связь с теориями искусства и исторического процесса, с эстетикой, культурологией, аксиологией, философией, психологией.

Основные этапы развития науки о литературе от античности до формирования литературоведческих школ. Литературоведческие школы и методы, их вклад в развитие литературоведческой науки.

Мифологическая школа. Представители мифологической школы (Ф.И.Буслаев, А.Н.Афанасьев, О.Ф.Миллер), их вклад в развитие отечественного литературоведения. Историческое значение мифологической школы: влияние на развитие фольклористики, создание научной основы сравнительной мифологии.

Культурно-историческая школа. Влияние биографического метода Ш.О.Сен-Бева, немецких романтиков о нации и почве, философии истории Г.В.Ф.Гегеля на формирование культурно-исторической школы. Принципы культурно-исторической школы, сформулированные И. Теном: детерминированность литературного сознания конкретной национальной и социальной средой, а также первоначальными биологическими факторами («раса, среда, момент»). Культурно-историческая школа в России. А.Н.Пыпин. «История русской литературы: В 4-ех тт.», принципы ее построения. Изучение литературного произведения как отражения культурно-исторического развития общества. Влияние культурно-исторической школы на становление натурализма.

Сравнительно-историческая школа. Вклад А.Н.Веселовского в развитие отечественного литературоведения. Теоретическое обоснование А.Н.Веселовским сравнительно-исторического метода изучения литературы.

Исследования АА..Потебни в области психологии творчества и художественного восприятия. А.А.Потебня о трихотомическом строении произведения искусства (содержание, внутренняя форма, внешняя форма). Влияние идей А.А.Потебни на формирование психологической школы в России. Теоретическое обоснование «психологического направления» в работах Д.Н.Овсянико-Куликовского (основные положения).

Психоаналитические концепции в литературоведении. Психоаналитический метод З.Фрейда. Фрейдизм в России («Русское психологическое общество»). Учение К,Юнга об архетипе как проявлении «коллективного бессознательного». Влияние юнгенианской трактовки архетипов на литературоведческую науку (мифологическая критика). Формальная школа в литературоведении. Основные принципы и установки «формального метода», программные работы формалистов (В.Шкловский. «Искусство как прием». Б.Эйхенбаум. «Как сделана «Шинель» Гоголя»). Этапы развития формальной школы, вклад представителей «формального метода» в литературоведение.

Марксистское литературоведение. Преобладание социологического направления в отечественном литературоведении 1920-ых годов.

Туртуско-московская школа. Структуральная поэтика Ю.М.Лотмана. Вклад представителей школы в развитие литературоведения.

Теоретическое наследие М.М. Бахтина. Влияние идей и концепций М.М.Бахтина на последующее развитие отечественного и зарубежного литературоведения.

Структурализм в литературоведении. Структурализм как комплекс направлений в ряде наук. Понятие структуры в концепциях структуралистов, ее основные условия: целостность, трансформация, саморегулирование. Основные направления структурализма (семиотически-структурное, грамматика текста, семиотически-коммуникативное). Поиск внутренних закономерностей построения литературного произведения, единой «повествовательной модели» (Р.Барт). Влияние теоретических положений структурализма на дальнейшее развитие литературоведения (постструктурализм и нарратологию).

^ Сущность искусства

Значение слова «искусство». Трудность исчерпывающего научного определения художественного творчества. Важнейшие аспекты художественного творчества: эстетический, познавательный, миросозерцательный (аспект авторской субъективности). Концепции сущности искусства. Историческое развитие представлений о сущности и специфике искусства.

Искусство как создание эстетических ценностей. Плоды художественного творчества как эстетическая ценность. История значений термина «эстетическое». Прекрасное как эстетическая категория. Возвышенное. Дионисийское. Карнавальность. Эстетическое и картина мира. Система понятий, лежащих в основе категории «картина мира». Понимание бытия как единого, упорядоченного, гармоничного (классическая картина мира) и как раздробленного, хаотического, нестабильного (неклассическая картина мира). Значимость понятия «картина мира» для понимания феноменов искусства и литературы. Эстетическое в свете аксиологии. Эстетическое и художественное.

Искусство как познавательная деятельность. Античная теория подражания (мимесис) как первый опыт уяснения познавательных начал искусства. Сильные и слабые стороны теории подражания. Восходящее к Платону и средневековой эстетике понимание искусства как условного обозначения неких сущностей (теория символизации). Концепция искусства как освоения характеров и создания образов. Понятие характера в теории художественного творчества. Типическое и типизация в искусстве. Личностное начало как объект художественного освоения.

Искусство как творческая деятельность. История осознания творческой природы искусства. Учение Канта и романтиков о гении и позднейшие коррективы к нему. Художественная деятельность и жизнетворчество.

Назначение искусства. Воздействие искусства на эстетические вкусы, нравственное состояние, умственный кругозор личности и общества. Катарсис. Взаимодействие искусства и внехудожественного бытия людей как норма культуры. Спор об искусстве и его призвании в ХХ веке. Концепция кризиса искусства.

Художественная литература в ряду искусств

Деление искусства на виды: по материальным средствам создания образов, категориальная трактовка, односоставные и синтетические.

Искусства изобразительные и экспрессивные, их художественные возможности. Изобразительное начало литературы и его своеобразие. «Невещественность» словесных образов. Словесная пластика.

Художественный образ как всеобщая категория художественного творчества. Образ в онтологическом, гносеологическом, эстетическом аспектах. Образ в семиотическом аспекте, образ и знак. Художественный вымысел. Жизнеподобие и условность в художественном образе.

Литература как искусство слова. Речь как средство и как предмет изображения. Бытование литературы как односоставного искусства и как компонента синтетических искусств.

Место литературы в ряду искусств. Возрастание ее роли в культурно-художественной ситуации ХIХ – ХХ веков.

Литература и мифология. Миф: значение слова. Миф в аспекте аксиологии. Концепции отношения мифологии к культуре: отвержение мифологизированного сознания в работах Ю.М.Лотмана и Р.Барта, понимание мифа как уникальной культурной ценности в трудах Г.-Г. Гадамера и Д.С.Лихачева. Исторически ранние мифы и литература. Мифология и литература Нового времени.

^ Литературное произведение

Состав литературного произведения. Его форма и содержание. Дихотомический и многоуровневый подходы к литературному произведению как единому целому. Понятие содержательной формы в трудах М.М.Бахтина. Использование современными учеными при теоретических характеристиках литературного произведения понятий «поэтический мир», «структура», «текст» в качестве опорных.

Концептуальный (смысловой) аспект литературного произведения. Художественное содержание как органическое единство запечатленных в произведении бытийных сущностей и жизненных явлений (тема, тематика) и авторского к ним отношения (идея, или проблематика, идейно-эмоциональная оценка). Идея как доминанта и организующее начало произведения.

Автор и его присутствие в произведении. Значение термина «автор». Исторические судьбы авторства. Идейно-смысловая сторона искусства. Формы авторской субъективности: преднамеренное и непреднамеренное в искусстве. Авторская субъективность в произведении и автор как реальное лицо. Концепция смерти автора. Типы авторской эмоциональности.

Состав литературно-художественной формы. Выделение литературоведами ХХ века ее трех основных аспектов: предметно-образный слой, стилистика, композиция.

Мир произведения: значение термина. Обоснование понятия «внутренний мир произведения» Д.С.Лихачевым. Составляющие художественного мира произведения.

Личностная реальность художественного мира произведения. Персонаж и его ценностная ориентация. Литературные сверхтипы. Персонаж как определенная художественная структура. Психологизм, формы и средства психологизма в художественной литературе. Сознание и самосознание персонажа, рефлексия. Портрет. Формы поведения. Соотнесенность ценностных ориентаций автора и персонажа. Проблема дистанции между персонажем и автором. Диалогическое отношение писателя к герою. Становление и эволюция характера романного героя, его незавершенность. Формы «самостоятельной жизни» литературных персонажей.

Говорящий человек. Речь персонажа как предмет художественного изображения. Диалог и монолог. Характерологическое значение интонационно-синтаксических, лексических, фонетических особенностей речи.

Система персонажей в произведении: главные, второстепенные, эпизодические. Их композиционная и эмоционально-смысловая сопоставленность в произведении как фактор его целостности. Значение системы персонажей для интерпретации художественного произведения.

Вещь в литературном произведении. Ее бытовое, психологическое, онтологическое значение. Возвышающе-поэтическое и снижающе-прозаическое изображение вещного мира в литературе.

Формы присутствия природы в литературе. Пейзаж. Элементы пейзажа в литературе до ХVIII века. Характер пейзажа в литературе 18 века. Индивидуально-авторское видение и воссоздание природы в литературе ХIХ-ХХ веков. «Постпейзажные» образы природы в литературе ХХ века. Запечатленные в литературе ситуации благого единения человека и природы и трагического отъединения человека от природы. Образы природы как насущная грань словесного искусства.

Художественное время и пространство. Разработка понятия «хронотоп» в трудах М.М.Бахтина. Хронотоп как формально-содержательная категория. Характеристика хронотопов, выделенных М.М.Бахтиным. Художественное пространство как «модель мира данного автора, выраженная на языке его пространственных представлений» (Ю.М.Лотман).

Сюжет и его функции. Сюжет и фабула. Сюжет как форма воспроизведения общественных и личных конфликтов. Хроникальное и концентрическое строение сюжетов. Воспроизведение устойчивых конфликтов в сюжетах. Внесюжетные элементы.

Художественная речь (стилистика). Художественная речь в ее связях с иными формами речевой деятельности. Состав художественной речи. Специфика художественной речи. Поэзия и проза. Стиль произведения как единство взаимодействующих элементов художественной формы, соподчиненных данному содержанию.

Неавторское слово. Разноречие и чужое слово. Стилизация, пародия, сказ. Реминисценция. Реминисценции литературные и нелитературные. Интертекстуальность. Слово неавторское и авторское.

Композиция. Композиция словесно-речевых единиц (внешняя) и единиц изображаемого (внутренняя). Рама (рамочные компоненты) произведения. Композиционные приемы. Повторы и вариации. Мотив. Со- и противопоставления. Детализированное изображение и суммирующие обозначения. Умолчания. Монтаж. Субъектная организация; «точка зрения». Разработка понятия «точка зрения» Б.А.Успенским. Содержательность композиции.

^ Принципы рассмотрения литературного произведения

Литературное произведение в его научном рассмотрении. Описание, анализ, интерпретация. Описание как начальный этап изучения произведения. Определение конструктивной функции художественных приемов при анализе литературного произведения. Сопряжение анализа художественной формы с освоением содержания произведения как важнейшая задача литературоведения. Специфика литературоведческих интерпретаций, их центральное место в науке о литературе.

Герменевтика как методологическая основа научных интерпретаций. Диалогические начала интерпретирующей деятельности. Присутствие в литературоведении методологий (марксистский социологический метод, фрейдизм, формальная школа на ранних этапах, структурализм, постструктуралистская «деконструкция»), составляющие область нетрадиционной герменевтики.

Условия научности интерпретаций: тщательное описание формы, рассмотрение ее функций, изучение культурно-исторического и духовно-биографического контекста, исторического функционирования произведения. Западноевропейское и американское литературоведение ХХ века об исключительно внутритекстовом характере интерпретаций. Имманентное и контекстуальное изучение произведений.

Закономерное воздействие на интерпретирующую деятельность вкусов и взглядов исследователя. Единство в ее составе интуитивных, непосредственно эмоциональных и аналитических, понятийных начал. Несовместимость литературоведческих интерпретаций с культивированием субъективности и модернизирующими искажениями давно созданных произведений.

Комментирование словесно-художественных произведений как необходимая грань их научного рассмотрения. Комментарий текстологический, историко-литературный, биографический, лингвистический.

^ Литературные роды и жанры

Эпос, лирика и драма как роды художественной словесности, существующие на протяжении всей истории искусства. А.Н.Веселовский о выделении родов из синкретического творчества. Характеристика родов у Платона и Аристотеля. Теории литературных родов у романтиков, Гегеля и Белинского.

Эпос: повествование и его субъект. Преобладание в эпосе сообщающих начал речевой деятельности. Художественные возможности эпического рода литературы: многообразие художественных средств, отсутствие ограничений в объеме текста, воспроизведение жизни в ее целостности, воплощение сложных, находящихся в движении и развитии характеров, глубокое проникновение во внутренний мир человека. Повествователь. Образ повествователя в произведении. Способы повествования в эпосе: объективное и субъективное повествование. Формы эпического повествования: рассказ от третьего лица, рассказ от первого лица (рассказчик). Проблема дистанции между автором и рассказчиком-персонажем в автобиографических произведениях.

Драма. Основной и побочный текст драматического произведения. Ограниченность художественных возможностей драмы. Преобладание в драме непосредственно-коммуникативных начал, обусловленное ориентацией на театр. Ограничение времени изображаемого действия в драме. Сюжет в его соотнесенности с конфликтом. Диалог и монолог в драме. Гиперболичность драматической образности.

Лирика. Диапазон воплощаемых в лирике тем, концепций, идей, эмоций. Экспрессивные, медитативные начала в лирических произведениях. Типы организации лирических произведений. Лирический герой. Субъект лирического высказывания и автор: «неслиянность и нераздельность» автора и лирического героя. Автопсихологическая лирика. Ролевая лирика.

Межродовые словесно-художественные формы: лиро-эпика, эпическая драматургия, лирическая драма. «Внеродовые» жанровые формы: очерк, художественная эссеистика, литература «потока сознания».

Жанр как устойчивая формально-содержательная целостность. Конкретно-историческое и типологически повторяющееся в жанрообразовании. Надэпохальные жанровые традиции и системы жанров в национальной литературе определенного периода. Ю.Н.Тынянов об эволюции жанров. М.М.Бахтин о речевых и литературных жанрах, о «памяти жанра», о канонических жанрах и романизации литературы последних столетий. Мениппея и полифонический роман в постструктуралистской трактовке (Ю.Кристева). Опыты систематизации жанров. Типология жанров у Гегеля. Г.Н.Поспелов о мифологической, героической, нравоописательной, романической жанровых группах. Синтезирование жанров и нивелирование жанровых признаков в литературе ХIХ-ХХ веков. Отрицание жанра как литературоведческого и искусствоведческого понятия у Б.Кроче.

^ Функционирование литературы

Художественная литература как форма коммуникации. Интерпретация как познавательно-творческое освоение художественного содержания и как важнейшая, наиболее адекватная форма восприятия литературы. Интерпретации собственно читательские, литературно-критические, научные, художественно-творческие.

Творческая активность читателя. Освоение литературного произведения как синтез непосредственных впечатлений (читательская интуиция) и их обдумывания (элементы анализа). Сильные и слабые стороны учения А.А.Потебни о поэтическом образе как мвозбудителе духовно-творческой активности и о читателе как творце художественных идей. М.М.Бахтин об освоении литературы как диалогическом общении читателя с автором. «Сотворческое переживание» (В.И.Тюпа) как внутренняя норма отношения читателя к автору и его произведению.

Модификация значения слова «читатель» в литературоведении: «имплицитный читатель» как адресат; образ читателя, присутствующий в произведении; реальный читатель. Рецептивная эстетика, ее основные понятия.

Литературные иерархии. Литературная классика как ядро художественной словесности. Факторы, определяющие репутацию литературных произведений как классических. Общечеловеческое и специфическое для культуры данной страны и эпохи в составе литературной классики.

Жизнь литературы в веках как нескончаемая цепь социально-идеологических «переакцентуализаций» произведения (М.М.Бахтин). Изменчивость оценок и репутаций литературных произведений, множественность их толкований, претерпевающих изменения в историческом времени.

Беллетристика. Массовая литература. Развлекательный характер массовой литературы. Народная литература как совокупность произведений, полно и ярко воплотивших сущность, идеалы и интересы нации на определенном этапе ее истории. Белинский, Добролюбов, Ап. Григорьев о народности в литературе.

Литературная критика как форма функционирования словесного искусства. Роль критики в формировании литературных течений и направлений. Аналитическое начало в литературной критике. Эссеистская критика как неаналитическая форма освоения литературы. Связь современной литературной критики с историей и теорией литературы.

История оценок и интерпретаций литературно-художественных произведений как предмет историко-функционального изучения литературы. Источники рассмотрения функционирования литературы: художественно-творческие прочтения ранее созданных произведений (иллюстрации художников, сценические и экранные постановки); отклики на предшествующую литературу писателей (заимствования, пародии, реминисценции); издания литературных произведений; суждения литературных критиков и публицистов, авторов философских и эстетических трактатов, научных работ; отдельные высказывания читателей.

^ Литературный процесс

Литературный процесс эпохи вновь созданных произведений, их публикаций и обсуждений, творческих программ, актов литературной борьбы. Функционирование ранее созданных произведений как аспект литературного процесса данной эпохи. Взаимодействие художественной литературы с внехудожественными формами культуры, религиозным сознанием, течениями философской мысли, общественно-политическими движениями.

Литературный процесс в масштабе всемирно-историческом как специфическая часть общественно-исторического процесса. Опыты соотнесения развития литератур с общественно-экономическим формациями. Стадии развития словесного искусства. Фольклорно-мифологическая архаика. Древние литературы, особое место в их ряду европейской античной литературы. Средневековая литература. Спорность разграничения древних и средневековых литератур за пределами Западной Европы. Общие черты древних и средневековых литератур (синтез художественной и внехудожественной функции, традиционность форм, преобладание канонических жанров и анонимности творчества, нестабильность текстов, неразграниченность переводной и оригинальной словесности). Литературы нового времени в Западной Европе и за ее пределами. Разграничение учеными (С.С.Аверинцев, П.А.Гринцер, А.В.Михайлов) трех стадий литературного развития: ритуально-мифологическая архаика (дорефлективный традиционализм), ориентация литературы на риторическую культуру (рефлективный традиционализм), свободное от жанровых канонов, индивидуально-личностное творчество.

Национальная и региональная специфика литератур. Повторяющееся и неповторимое в литературах разных стран и регионов. С.С.Аверинцев о различии путей ближневосточной словесности и древнегреческой литературы. Географические границы Возрождения и специфика культурного развития западного и восточного регионов как дискуссионные проблемы современной исторической науки и искусствоведения. Уникальность западноевропейского Ренессанса. Работы Н.И.Конрада и их обсуждение историками и литературоведами. Д.С.Лихачев о значении Предвозрождения в литературах восточноевропейского региона.

Основные литературно-художественные движения нового времени (от Возрождения до реализма и модернизма). В.М.Жирмунский о международных литературных течениях. Д.С.Лихачев о смене «великих стилей» в искусстве и литературе. Разграничение понятий «художественная система» (явление межнациональное и всемирно значимое) и «направление» (группа писателей определенной страны, объединенная творческой программой).

Понятие культурной традиции и ее значимость для литературы и культуры. М.М.Бахтин о жизни произведения в «большом времени». Формы присутствия культурного прошлого в литературе: словесно-художественные средства; мировоззрения, концепции, идеи, бытовавшие в литературе и внехудожественной реальности; формы внехудожественной культуры, предопределяющие формы литературного творчества (родовые и жанровые, предметно-изобразительные, композиционные, собственно речевые). Особое значение для литературной деятельности жанрово-речевых традиций. «Антитрадиционалистские» концепции в литературоведении.

Динамика и стабильность в составе всемирной литературы. Повторяемость элементов литературного творчества в большом историческом времени и культурно-географическом пространстве. Понятие топики.

Международные литературные связи. Источники общности в литературном развитии разных стран и регионов. Сближения на почве культурно-исторического развития (типологические схождения, конвергенции). Моменты сходства, возникающие на почве международных контактов (влияний и заимствований). Взаимодействие литератур, находящихся на одинаковых и разных стадиях литературного развития. Международные литературные связи как важнейший источник обогащения национальных литератур, как условие полного и широкого выявления их оригинальных черт.

Типы художественного отражения жизни, понятие творческого метода. Упрочение термина в советской критике начала 30-ых годов и его дальнейшая разработка. Реализм как творческий метод. Специфика литературного процесса в ХХ веке. Мировоззренческое и художественное разнообразие модернистской литературы. Социалистический реализм как направление в советской литературе, оформившееся в 30-е гг. ХХ века и его дальнейшая судьба. Обновление реалистических традиций в литературах разных стран и регионов на протяжении ХХ века.

ЛИТЕРАТУРА

Основные учебники:

  1. Волков И. Ф. Теория литературы: Учеб. пособие для студентов и преподавателей. М., 1995.

  2. Теория литературы: учеб. пособие для студ. филол. фак. высш. учеб. заведений: в 2 т. / под ред. Н. Д. Тамарченко. 2-е изд., испр. М., 2007.

  3. Хализев В. Е. Теория литературы. Учеб. М., 1999 (2-е изд. – 2002).

Дополнительные учебники и учебные пособия:

  1. Введение в литературоведение. Литературное произведение: Основные понятия и термины: Учеб. пособие/под ред. Л. В. Чернец. М., 1999.

  2. Введение в литературоведение. Хрестоматия: Учеб. пособие/Сост.: П.А. Николаев, Е.Г. Руднева, В.Е. Хализев, Л.В. Чернец и др. /Под ред. П.А. Николаева, А.Я. Эсалнек. 4-е изд., перераб. и доп. М., 2006.

  3. Есин А. Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения: Учебное пособие. 2-е изд., испр. М., 1999.

  4. Жирмунский В. М. Введение в литературоведение. СПб., 1996.

  5. Лейдерман Н.Л., Барковская Н.В. Теория литературы. Екатеринбург, 2003.

  6. Поспелов Г. Н. Теория литературы. М., 1978.

  7. Теоретическая поэтика: Понятия и определения: Хрестоматия для студентов / Авт.-сост. Н.Д. Тамарченко. М., 2001.

  8. Теория литературы. Основные проблемы в историческом освещении. Т. 1 – 3. М., 1962-1965.

  9. Томашевский Б.В. Теория литературы. Поэтика: Учеб. пособие. М., 1999.

  10. Уэллек Р., Уоррен О. Теория литературы. М., 1978.

  11. Фарыно Е. Введение в литературоведение. Варшава. 1991.

Энциклопедии, словари, справочники:

  1. Бореев Ю.Б. Эстетика. Теория литературы: Энциклопедический словарь терминов. М., 2003.

  2. Западное литературоведение ХХ века. Энциклопедия. М., 2004.

  3. Квятковкий А.П. Поэтический словарь. М., 1966.

  4. Корман Б.О. Литературоведческие термины по проблеме автора. Ижевск. 1982.

  5. Кормилов С.И. Современный словарь-справочник по литературе. М., 1999.

  6. Краткая литературная энциклопедия в 9-ти тт. / Под ред. А.А. Суркова. М., 1962 – 1978.

  7. Культурология. ХХ век. Энциклопедия. Т. 1-2. СПб., 1998.

  8. Литературная энциклопедия терминов и понятий / Под. ред. А.Н. Николюкина. М., 2003

  9. Литературный энциклопедический словарь / Под общей ред. В.М. Кожевникова, П.А. Николаева. М., 1987.

  10. Литературоведческие термины (Материалы к словарю) / Ред.-сост. Г.В. Краснов. Коломна, 1997.

  11. Пави П. Словарь театра/Пер. с фр. М., 1991.

  12. Поэтика: Словарь актуальных терминов и понятий / Гл. науч. Ред. Н.Д. Тамарченко. М., 2008.

  13. Руднев В. П. Энциклопедический словарь культуры ХХ века: Ключевые понятия и тексты. М., 2003.

  14. Словарь литературоведческих терминов/Ред.-сост. Л.И.Тимофеев, С.В. Тураев. М., 1974.

  15. Современное зарубежное литературоведение (страны Западной Европы и США): Концепции, школы, термины: Энциклопедический справочник/ Научн. ред. и сост. И.П. Ильин, Е.А. Цурганова. М., 1999.

  16. Художественное восприятие. Основные термины и понятия: Словарь-справочник / Ред.-сост. М.В.Строганов. Тверь. 1991.



Объем дисциплины, формы текущего и промежуточного контроля


^ Вид учебной работы




Специальность, форма обучения

Русский язык и литература, заочная

№№ семестров

11, 12

^ Аудиторные занятия:




лекции




семинарские занятия




^ Самостоятельная работа




Всего часов на дисциплину




^ Курсовая работа

(№ семестра)




Виды промежуточного контроля (экзамен, зачет) - №№ семестров

12 (контрольная работа, экзамен)




оставить комментарий
страница1/7
Дата22.09.2011
Размер0.54 Mb.
ТипУчебно-методический комплекс, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

страницы:   1   2   3   4   5   6   7
отлично
  1
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Документы

Рейтинг@Mail.ru
наверх