Учебное пособие Ижевск 2007 удк 21(07) ббк 86. 212. 01 Я7 icon

Учебное пособие Ижевск 2007 удк 21(07) ббк 86. 212. 01 Я7


Смотрите также:
Учебное пособие Ижевск 2008 удк 616 07: 519. 248 Ббк 53. 4...
Учебное пособие Ставрополь 2007 ббк 51. 1 (2) удк 614. 2 (076. 5)...
Учебное пособие пенза 2007 удк 61: 316. 346. 2(075. 8)...
Учебное пособие Казань кгту 200 7 удк 31 (075) 502/ 504 ббк 60. 55...
Учебное пособие Чебоксары 2007 удк 32. 001 (075. 8) Ббк ф0р30...
Учебное пособие Чебоксары 2007 удк 32. 001 (075. 8) Ббк ф0р30...
Учебное пособие Чебоксары 2007 удк 32. 001 (075. 8) Ббк ф0р30...
Учебное пособие Самара 2007 удк 331. 108. 4(075. 8) Ббк 33(07)...
Учебное пособие Самара 2007 удк 331. 108. 4(075. 8) Ббк 33(07)...
Учебное пособие Санкт-Петербург 2008 удк 005. 91: 004. 9(075. 8) Ббк 65. 291. 212. 8с51я73...
Учебное пособие Тверь, 2007 удк 616-053. 5-084 (613. 955) ббк 51. 28...
Учебное пособие удк 159. 9(075) Печатается ббк 88. 2я73 по решению Ученого Совета...



Загрузка...
страницы:   1   2   3   4   5   6   7   8
скачать


Федеральное агентство по образованию

ГОУВПО «Удмуртский государственный университет»


А. И. Гатауллина


ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНАЯ КАРТИНА МИРА В ПРЕДСТАВЛЕНИИ УДМУРТОВ


Учебное пособие


Ижевск

2007

УДК 21(07)

ББК 86.212.01 Я7

Г23


Рецензенты: доктор исторических наук, профессор Владыкин В. Е., доктор филологических наук, профессор Измайлова-Зуева А.С., кандидат философских наук, доцент Разин А. А.


Гатауллина А. И.

Естественнонаучная картина мира в представлении удмуртов: Учеб. пособие. УдГУ. Ижевск, 2007. 90 с.


Данная работа состоит из двух частей: в первой главе содержится систематизированная по разделам информация об астрономических воззрениях удмуртов; во второй главе рассматривается специфика преподавания элементов дисциплин естествознания с учётом представленного этноматериала.

Рассчитана на учащихся школ, студентов и препода-вателей вуза, а также лиц, интересующихся этнопроб-лемами удмуртов.

УДК 21(07)

ББК 86.212.01 Я7


© А. И. Гатауллина, 2007

© ГОУВПО «Удмуртский университет, 2007
^

Глава 1. АСТРОНОМИЧЕСКИЕ ВОЗЗРЕНИЯ УДМУРТОВ




§1. ВВЕДЕНИЕ В АСТРОНОМИЮ



Астрономия – наука о Вселенной, изучающая происхождение, строение, движение и развитие небесных тел и их систем, является одной из древнейших наук и имеет очень большую, уходящую вглубь веков историю. Первые записи астрономических наблюдений, в подлинности которых не приходится сомневаться, относятся к восьмому веку до нашей эры. Однако еще за три тысячи лет до новой эры египетские жрецы заметили, что разливы Нила, регулировавшие эконо-мическую жизнь страны, наступали вскоре после того, как перед восходом солнца на востоке появлялась самая яркая из звезд – Сириус, и из этих же наблюдений сумели определить продолжительность тропического года (прав-да, первый египетский солнечный календарь содержал не 365,2422 суток, как определено сейчас, а 360 суток, но значения эти довольно близки).

В Древнем Китае за 2000 лет до новой эры видимые движения Солнца и Луны были настолько хорошо изучены, что китайские астрономы могли предсказывать наступ-ление солнечных и лунных затмений.

Астрономия, возникла из практических потребностей человека. Племенам первобытных людей, ведущим кочевой образ жизни, нужно было ориенти-роваться на местности, и они научились делать это по Солнцу, Луне, звездам. Первобытный земледелец должен был при выполнении полевых работ учитывать наступление различных сезонов года, и он заметил, что смена времен года связана с полуденной высотой Солнца и с появлением на ночном небе определенных звезд. Дальнейшее развитие человеческого общества вызвало потребность в измерении времени и в летосчислении (составлении календарей). Практическая необходимость изучения звездного неба и привела к зарождению науки, получившей впоследствии название «астрономия» (происходит от двух греческих слов: «астрон» – звезда и «номос» – закон). Но греческое происхождение термина «астрономия» не является доказательством того, что эта наука зародилась в Древней Греции.

Перед астрономией, как наукой, стояло три задачи:

  1. Изучение видимых, а затем и действительных положений и движений небесных тел в пространстве; определение их размеров и форм;

  2. Изучение физического строения небесных тел, то есть исследование их химического состава и физических условий (температуры, давления, плотности и других характеристик) на поверхности и в недрах астроно-мических объектов;

  3. Решение проблемы происхождения, развития и конечных этапов в эволюции отдельных небесных тел и их систем.

Имеет место условное разделение астрономии на ряд разделов с учётом специфики поставленных задач, а именно: астрометрия, небесная механика, звёздная астрономия, космология, космогония, астрофизика, радиоастрономия и другие.

Астрономия возникла и самостоятельно развивалась у всех народов, но степень её развития, естественно, находилась в прямой зависимости от уровня развития и культуры народов. Любое познание есть самопознание и оно возможно благодаря самоидентификации субъективного с объективной составляющей. Человек как ступень прогрессивного развития тождествен макромиру.

Самоидентификация человека осуществляется сообразно этнической культуре.

Анализ наблюдений, полученных в ходе развития естественных наук, показывает, что фундаментальные понятия, в частности и астрономические, выросли на социально-трудовой почве. То есть прежде чем возникли понятия о вещах, сформировались понятия о человеческой деятельности. Например, как возникло одно из фунда-ментальных понятий астрономии – понятие «Вселенная». По свидетельству словарей русского языка, слово Вселенная заимствовано из старославянского языка, в котором оно, в свою очередь, произошло от древне-греческого термина «ойкумена». Последний является страдательным причастием от глагола «ойку» – обитаю, населяю. Таким образом, под термином Вселенная в буквальном смысле понималась «освоенная часть».

Древним удмуртам был чужд принцип «мой дом – моя крепость». Они относили себя ко всей необъятной вселенной. В удмуртском языке можно найти созвучный термин «айы куа» (дословно «отцовский дом»), семан-тически используемый как место обитания. Поскольку идеалом для удмуртов был «дунне адями», то смысл термина не ограничивается жилищем, а распространяется на более обширное пространство, включая и космос.

Понятия и представления, сформированные в ходе общественно-практической деятельности, накопление опыта нашли воплощение в устном народном творчестве любого народа в форме песен, частушек, пословиц, поговорок, загадок. Но так как мир, охваченный исторически ограни-ченным опытом, был узок, появились средства выхода за пределы его практического осознания в форме сказок, легенд, мифов, поверий, преданий.

Проблема развития астрономических понятий удмуртов совершенно не разработана. Тем не менее, мы сделали попытку обобщить имеющийся по этой теме материал, чтобы в ходе преподавания астрономии и других предметов использовать его в качестве дополнительного, способного повысить интерес к истории и культуре удмуртского народа. В качестве фактического материала использовались работы Григория Верещагина (1-3), К. Герда (6), Т. Г. Владыкиной (5) и др., а также экспедиционные материалы, собранные сотрудниками УдНИИ и УдГУ.

Чтобы разобраться в специфике астрономических понятий удмуртов, нельзя обойти вниманием вопрос о происхождении удмуртского народа и его языка.





оставить комментарий
страница1/8
Дата22.09.2011
Размер1,02 Mb.
ТипУчебное пособие, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

страницы:   1   2   3   4   5   6   7   8
отлично
  1
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Загрузка...
Документы

наверх