Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по специальности 070102 «Инструментальное исполнительство» icon

Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по специальности 070102 «Инструментальное исполнительство»


Смотрите также:
Учебно-методический комплекс для студентов...
Учебно-методический комплекс для студентов...
Учебно-методический комплекс для студентов...
Учебно-методический комплекс для студентов...
Учебно-методический комплекс для студентов специальности 070102 Инструментальное исполнительство...
Учебно-методический комплекс для студентов...
Учебно-методический комплекс для студентов...
Учебно-методический комплекс для студентов...
Учебно-методический комплекс для студентов...
Учебно-методический комплекс для студентов...
Учебно-методический комплекс для студентов...
Учебно-методический комплекс для студентов...



РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНКУЛЬТУРЫ РОССИИ

Федеральное государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ТЮМЕНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ КУЛЬТУРЫ, ИСКУССТВ И

СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ


ОД.05 «История мировой культуры»
Учебно-методический комплекс

для студентов, обучающихся по специальности
070102 «Инструментальное исполнительство»

070104 «Вокальное искусство»

070106 «Хоровое дирижирование»

070113 «Теория музыки»

070109 «Музыкальное искусство эстрады»

070102 «Хореографическое искусство»

070201 «Актерское мастерство

(среднее профессиональное образование)


СОДЕРЖАНИЕ


Пояснительная записка………………………………………………………………..3


Цели и задачи дисциплины……………………………………………………………3


Требования ГОСТ к минимуму содержания дисциплины………………………….7


Учебно-тематический план…………………………………………………………...8


Формы контроля……………………………………………………………………….8


Содержание учебной дисциплины……………………………………………………9


Контрольные задания…………………………………………………………………14


Библиографический список…………………………………………………………..21

^ Пояснительная записка


Учебно-методический комплекс по учебной дисциплине «История мировой культуры» составлен в соответствии с Государственным стандартом среднего профессионального образования и государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника по специальностям «Инструментальное исполнительство», «Вокальное искусство», «Хоровое дирижирование», «Теория музыки», «Музыкальное искусство эстрады», «Хореографическое искусство», «Актёрское искусство», утвержденного Министерством образования.

Учебно-методический комплекс составлен на основе ряда программ по культурологическим дисциплинам, в которых затрагиваются проблемы истории мировой и отечественной художественной культуры, а русское искусство рассматривается в контексте развития европейских художественных школ и направлений.

Актуальность курса «История мировой культуры» определяется тем, что в современной России происходит рост национального самосознания, повышается интерес к культурным традициям, развивается культурное многообразие. В этой ситуации особое значение приобретает этнокультурное образование, в процессе которого распространяются знания об обычаях, традициях, культуре разных народов мира и России.

^ Цели курса:

  • формировать у студентов представления о многообразии, художественной самобытности и взаимосвязи традиций художественных культур мира и России;

  • формировать уважительное отношение к культурам разных народов;

  • формировать установку на межнациональное согласие и культурное взаимодействие.

Этнокультурный компонент УМК послужит важным стимулом для изучения традиций русской художественной культуры и художественной культуры народов России в такой дисциплине, как фольклор и других дисциплинах гуманитарного цикла. Эти тенденции нашли отражение в «Национальной культуре образования» (2002 год). Русский компонент УМК послужит приобщению студентов к культурно-историческим и национально-культурным традициям России как основам формирования духовно - нравственных ценностей и идеалов личности. Задачи курса:

  • Дать целостное представление об особенностях развития художественной культуры как проекции человеческого бытия.

  • Подготовить учащихся к самостоятельному духовному освоению подлинных художественных ценностей.

  • Расширять и углублять представления учащихся о своём внутреннем мире.

  • Развивать навыки чтения художественной литературы.

  • Воспитывать уважение и любовь к родной культуре и культуре других народов.

  • Воспитывать толерантность к другим культурам.

  • Развивать понимание важности общения с культурой других эпох и стилей.

  • Научить:

- осознавать роль культуры в процессе самопознания;

- осознавать с помощью языка Мировой культуры мира собственные чувства, эмоции и переживания;

- понимать диалогическую природу общения человека с произведениями искусства, в том числе музыки;

- познавать с помощью языка Мировой культуры мира собственные чувства, эмоции и переживания;

- сопоставлять и сравнивать в процессе общения с культурой свой внутреннего мира с внутренним миром других людей, творцов художественных образов;

- воспринимать Мировую культуру как художественно выраженную информацию о мире, самом себе и человечестве всех эпох и поколений;

- идентификации своего внутреннего мира с пространством и временем художественного произведения.

По мере изучения Мировой культуры учащиеся, каждый для самого себя, отвечают на вопросы:

  1. Что мне Культура рассказала о мире?

  2. Что мне Культура рассказала о других?

  3. Что я узнал через Культуру о себе?

Основной материал учебно-методического комплекса составляют словесно - графиче­ские конспекты, знакомящие с закономерностями и формами мирового-историко-художественного процесса в его общих и конкретных проявлениях.

Студентам предлагаются опорные схемы - конспекты, основанные на принципе синхронии и диахронии, наглядно демонстрирующие особенности каждой национальной культуры и наращение художественного опыта человечества в познании мира и человека на протяжении всего историче­ского времени до сегодняшнего дня. К опорным схемам - конспектам (их 10) на лекциях даётся комментарий, ориентированный на программы «Художественная культура древнего мира, средних веков и эпохи Возрождения» (автор Ю.А. Солодовников) и «Мировая художественная культура» (автор Н.И. Киященко, Н.М. Сокольников). С помощью опорных схем - конспектов студенты смогут привести в систему свои знания о мировой художественной культуре, полнее представить целостную картину развития культур разных времён и народов.

Опорные схемы - конспекты окажут помощь студентам в сдаче экзамена или зачета на основе упорядоченных и концентрированно оформленных знаний.

Движение по маршрутам мировой художественной культуры начинается со словесно- графического конспекта. С помощью такой условной формы со­ставляется первичное представление о различных видах искусства (архитектуре, скульптуре, живописи, театре, музыке, литературе), а также формах религиозного сознания, открытиях в области философии и науки (с XVII в.). Условно обозначены хронологические границы, так как в основу изложения материала и периодизации положен исторический принцип. С возникновением художественных стилей (XVII в.), определяющим в контексте становится стиль. В лекциях прослеживается возникновение и развитие различных форм художественной культуры как одного из способов познания человеком окружающего мира и самого себя. Рассматриваются особенности творческой манеры выдающихся художников, писателей, композиторов, поэтов и драматургов, внесших огромный вклад в мировой художественный процесс.

Происходящие в нашей стране преобразования требуют, с одной стороны, глубокого освоения культурного наследия, а с другой - умения выйти за рамки привычных, но уже отживших представлений. Преодолеть старые методики помогает освоение основных понятий культурологии - языка, символов, ценностей, норм и форм культуры. Автор учёл различные подходы к изучению истории мировой художественной культуры и основ культурологии. В учебно-методическом комплексе представлены проблемы теории культуры, основные культурологические концепции, история мировой и отечественной культуры.

Проблема освоения Мировой культуры исследуется в учебно-методическом комплексе в сопоставительном анализе научного и художественного подходов. Одно не должно противоречить другому и исключать его. Интердисциплинарность рассматривается автором как методологический ориентир.

Содержание настоящего учебно-методического комплекса не исчерпывает в полной мере обозначенную проблематику. Завершающий этап логики изучения Мировой культуры - это сопоставление художественной информации о культуре дру­гих людей, с одной стороны, с культурой собственного внутреннего мира, с другой стороны. Таким образом, процесс освоения учащимися Мировой культуры имеет принципиально незавершенный характер, а осознание ими личностной значимости процесса художественного освоения мира возвращает учащегося к самому себе, своему внутреннему миру (Глазырина Е.Ю.).

Процесс освоения учащимися Мировой культуры как художественного феномена в непрекращающемся диалоге культур осуществляется не по прин­ципу количественного накопления учащимися биографических и фактологических определений и профессионального словаря. Общение с культурой происходит не на ознакомительно-познавательном уровне, а как возможность установления диалогического контакта, с различными субъектами Мировой культуры, как канал художественного общения с культурами других эпох и народов, типов художественной ментальности, а также собственным внутренним диалогическим культурным пространством.

Освоение культуры как художественного явления мира помогает учащимся устанавливать диалогические и полилогические формы общения с субъектами художественного диалога, постигать художественную информацию макро - и микрокосма.


Необходимо обратить внимание на III раздел учебно-методического комплекса «Русская художественная культура». Цель данного раздела - сформировать у студентов представления о русской художественной культуре как о величайшей национальной и общечеловеческой ценности. Задачи раздела:

  1. Показать русскую художественную культуру как целостность, во­бравшую исторический опыт русского народа, его миропонимание и отразившую русский национальный менталитет, религиозные, философско -этические, эстетические установки.

  2. Дать представления об истоках и основных этапах исторического развития русской художественной культуры, выявить закономерности её эволюции в соотнесенности с традициями европейской и мировой культуры.

3. На материале конкретных произведений литературы, живописи, музыки,
зодчества, театра раскрыть особенности художественно - образного
мышления великих русских мастеров.

Актуальность раздела "Русская художественная культура" определяется углубленным изучением культурологических дисциплин, где важное место занимают предметы, связанные с историей и культурой России. Русская художественная культура есть часть мировой художественной культуры.

В течение тысячелетий истории русское искусство утверждало приоритеты общечеловеческой значимости: милосердие и сострадание, чувство сопричастности к судьбам простого народа, высокие духовные истины нераздельности красоты, добра и любви, а также исконно национальные идеалы патриотизма и государственности.

Эти основы художественной культуры могут сыграть важную роль в заполнении мировоззренческого "вакуума" первокурсников, вчерашних школьников. Эти основы могут способствовать восстановлению прерванной в XX веке "связи времен" разных поколений и сформировать у студентов традиционно пестуемые в российском общественном сознании нравственные установки.

Включение в содержание курса Истории мировой художественной культуры раздела с целенаправленным изучением русских национальных художественных традиций может стать заслоном для эмансипации идей приоритета материальных ценностей над духовными, культа силы и насилия, распущенности и вседозволенности, социальной нетерпимости.

Раздел «Русская художественная культура» в известной мере диалогичен. В нем под углом зрения культурологической проблематики обобщаются ключевые межпредметные знания, полученные учащимися ранее при изучении предметов гуманитарного цикла (литературы и истории).

Вместе с тем содержание данного раздела не повторяет другие гуманитарные дисциплины, имеет ярко выраженную специфику: это интегративное методологическое основание, рожденное положениями русской философии (Н.А. Бердяев, И.А. Ильин, Н.О. Лосский, В. Соловьев, П.А. Флоренский), литературоведения (М.М.Бахтин, Д.С.Лихачев, Ю.М. Лотман), искусствознания (М.В. Алпатов, Г.К. Вагнер, Д.В. Сарабьянов).


К концу курса студенты должны:

-иметь представление: о художественном мировоззрении; об основных этапах истории культуры;

- понимать роль культуры и искусства в развитии цивилизации; -ориентироваться в современных социально-экономических и культурологических проблемах; -знать направления и стили в мировом искусстве.


^ Базовые документы, использованные для составления учебно-методического комплекса.

Данный учебно-методический комплекс составлен на основе:

- требований Государственного Стандарта для студентов I-II курсов, обучающихся на базе 10-11 классов по специальностям:

-« Инструментальное исполнительство».

-« Вокальное искусство».

-« Хоровое дирижирование»

- «Музыкальное искусство эстрады».

- «Хореографическое искусство».

- «Актерское искусство»

повышенного уровня среднего профессионального образования, утвержденного Министерством

Образования РФ;

- рекомендаций по разработке учебно-методических комплексов общеобразовательных дисциплин учебно-методического управления ФГОУ ВПО «Тюменская государственная академия культуры, искусств и социальных технологий»;

- примерной программы по учебной дисциплине «История мировой культуры»;

- педагогического опыта составителя.


^ Требования ГОСТ к минимуму содержания дисциплины


Индекс дисциплины

Всего час. максим. уч. нагрузки студента

В т.ч. часов обязат. уч. занятий

ОД.05

135

104


^ Самостоятельная работа студентов по семестрам.


Всего часов

1 семестр

2 семестр

3 семестр

31

10,3

10,3

10,3



^ Общая трудоемкость дисциплины «История мировой культуры»


I-II курсы



Виды

Занятий

Всего часов

По семестрам


Аудиторные

практические

занятия


104

1


36

2


36

3


36

Итоговый контроль




Контрольный урок

Контрольный урок

Экзамен



^ Учебно-тематический план


курс

наименование темы

кол-во часов

лекции

семинары


1



Введение


2




2



Раздел 1.

По маршрутам художественной культуры: от Древней Греции до культуры западноевропейского Просвещения.


28


4



3

Раздел 2.

Культура Западной Европы XIX-XX веков и основы культурологи.

30

6

4.

Раздел 3.

Русская художественная культура.

30

4




90

14

Итого:

104 часа


Формы контроля.


В конце первого и второго семестров проводятся контрольные уроки в конце третьего семестра - экзамен.


^ Содержание учебной дисциплины


Раздел I. По маршрутам художественной культуры от Древней Греции до культуры западноевропейского Просвещения.


^ Тема 1. Культура Древней Греции: комментарий к словесно - графиче­скому конспекту (опорной схеме - конспекту).

Греческая художественная культура: две эпические поэмы легендарного Гомера - «Илиада» и «Одиссея». Мифы о богах и героях. Между Аполлоном и Дионисом. Рождение трагедии из культа бога Диониса. Эволюция древнегреческого театра: Эсхил, Софокл, Еврипид. Роман «Дафнис Хлоя» Лонга - образец эллинистической прозы.


^ Тема 2. Культура Древнего Рима: комментарий к опорной схеме - кон­спекту.

Литературный эпос Вергилия. Оды Горация. Дух "века Августа" в творчестве Овидия.

Путь от богатейшего мифотворчества - к обретению христианской эры: опыт демократического устройства общества; система римского права; непреходящие произведения искусства; законы истины, добра и красоты; многообразие философских идей. Роман Апулея «Метаморфозы», или «Золотой осёл».


^ Тема 3. Культура Византии: комментарий к словесно - графическому конспекту.

Ранневизантийская культура.

Византийский гуманизм.

Синтез западных и восточных элементов. Сохранение традиций античности.


^ Тема 4. Культура западноевропейского Средневековья: работа с опорной схемой - конспектом.

Христианство - фундамент духовной культуры Средневековья. Рыцарская культура и карнавал. Первые университеты. Роль латинского языка.

Романтика и готика - великие художественные стили средневековой

европейской культуры.

Рыцарский роман и рыцарская поэзия.

Культ Прекрасной Дамы - главная тема куртуазной поэзии.


^ Тема 5. Культура эпохи Возрождения: Италия, Испания, Англия -комментарий к словесно - графическому конспекту.

Формирование городской культуры.

Гуманизм и основная идея: земной и внутренне свободный человек - мера всех вещей.

Искусство - главная арена творческих достижений Ренессанса.

Барокко и рококо.

Данте и Петрарка.

Жанр новеллы у Боккаччо.

Гуманистический идеал «универсального человека» в романе Сервантеса «Дон Кихот».

«Гамлет» Шекспира - трагедия отчуждения и одиночества.


^ Тема 6. Культура Северного Возрождения: работа с опорной схемой -конспектом - Нидерланды, Германия, Франция.

Духовные основы новой культурной модели. Сатирико - дидактическая поэма Бранта "Корабль дураков". Совершенный человек в романе Рабле "Гаргантюа и Пантагрюэль". "Бедный маленький школяр" Франсуа Вийона.


^ Тема 7. Культура XVII века: комментарий к опорной схеме - конспекту.

"Праздник рождества Нового времени".

Художественный стиль классицизм и тенденции реалистического искусства. Корнель, Расин и Мольер. Прециозный роман.


^ Тема 8. Культура XVIII века. Просвещение: комментарий к словесно -графическому конспекту.

Эстетический фактор эпохи.

Новое понимание человека; вера в возможность рационально изменять мир и человека; надежда на разум и гармонизацию общества; представление о куль­туре как о духовном творчестве людей.

Деятельность молодых немецких писателей в рамках литературно -художественного движения "Буря и натиск" («штюрмеры»). Сентиментализм - оппозиция рационализму Просвещения.


^ Раздел II. Культура Западной Европы XIX - XX веков и основы культурологии.


Тема 1. Культура Европы XIX века: комментарий к словесно - графи­ческому конспекту.

Промышленный переворот.

Открытия в области естественных наук.

Луи Пастер обнаруживает микроорганизмы.

Супруги Кюри открывают радиоактивность.

Гегель - создатель всеобъемлющей философской системы.


^ Тема 2. Романтизм: Мировая скорбь как состояние мира и состояние духа.

Индивидуализм; субъективность; исключительность героев и ситуаций; фатализм; демонизм; изгнанничество; скитальчество; паломничество; свобода и воля; земля и небо - любимые темы творчества романтиков. Байрон - центральная фигура европейского романтизма.

Понятие "байронического героя" на примере поэмы Байрона «Паломничество Чайльд - Гарольда».

Гофман - культовая фигура немецкого романтизма. Зазеркалье Гофмана: люди и куклы.

Романтизм как художественное направление и новое мироощущение в творчестве Гофмана.


^ Тема 3. Культура Европы второй половины XIX века.

Свойства критического реализма: глубинное постижение жизни; широкий охват действительности; гуманистическое содержание критического реализма. Импрессионизм.

О. Бальзак - создатель "истории нравов", энциклопедии жизни французского общества.

Демонстрация первых фильмов братьями Люмьерами.


^ Тема 4. Французские символисты: Поль Верлен, А. Рембо.

Музыкальность стиха как основа символической поэтики.

Оскар Уайльд- Король Парадоксов - и его роман «Портрет Дориана Грея».

Драматическая поэма Ибсена «Пер Гюнт» - образец символизма.

Богатство человеческой души, её стремление к счастью в пьесе Метерлинка

«Синяя птица».


^ Тема 5. Культура Европы XX века-пути развития: комментарий к сло­весно-графическому конспекту.

В. Кандинский пишет первую абстрактную акварель, Вальтер Гроппиус создаёт высшую художественно-промышленную школу - Баухауз. Ле Корбюзье формирует свои "пять принципов архитектуры". Итальянский неореализм в кино.


^ Тема 6. Новые взгляды и течения в культуре XX века.

Фрейдизм - общее обозначение школ и теорий, стремящихся применять психологическое учение 3. Фрейда о врожденных бессознательных структурах.

Экзистенциализм - исследование человека в «пограничных ситуациях».


^ Тема 7. Постмодернизм: поиски универсального художественного языка.

Эклектика, коллаж, царство субъективного монтажа.

Ориентация постмодернистской культуры на "массу" и "элиту". Сознательная переориентация с творчества на компиляцию и цитирование. Стилевой плюрализм.

Широкое цитирование произведений искусства предшествующих эпох. Иронизирование над художественными традициями прошлых культур. «Творчество не равно творению» - кредо постмодернизма.


Тема 8. Основы культурологии: от архетипа - к мифу и фольклору.

Психологическая интерпретация культуры: концепция 3. Фрейда, К. Юнга.


Тема 9. Основы культурологии: концепция игровой культуры И. Хейзинги.

Отличие игры от практической деятельности.

Игра как основание развития культурных форм.

Игра - альтернатива духовному кризису.


^ Тема 10. Основы культурологии: культурологическая концепция Ф. Ницше.

Аполлоническое и дионисическое начала в культуре, или принцип

«культурного маятника».

Культура как выражение «народного духа».


^ Тема 11. Основы культурологии: массовая и элитарная культуры.

Элита как наиболее способная к духовной деятельности часть общества в концепции Ортеги - и - Гассета.


Тема 12. Молодежная субкультура.

Специфика и эстетика молодежной субкультуры. Западные модели молодежных субкультур.


^ Раздел III. Русская художественная культура.


Тема 1. Художественная культура Древней Руси.

Истоки великой традиции.

Художественные школы Древней Руси.

Свет русского Предвозрождения.

Искусство "бунташного века".

Составление словесно - графического конспекта.


^ Тема 2. Русская художественная культура эпохи Просвещения.

«Россия молодая» и искусство в эпоху Петра Великого. Образцы раннего классицизма.

Зримая энциклопедия века: живопись и скульптура. «Русская европейскость».


^ Тема 3. Русская художественная культура первой половины XIX века.

Прекрасное начало: расцвет искусства Пушкинской эпохи.

Романтическая поэзия и музыка - «суть две сестры родные».

Новые пути русской живописи.

Искание правды: гоголевское направление в русском искусстве.


^ Тема 4. Ценностное ядро русской художественной культуры порефор­менной эпохи.

Вершины русской классики.

На грани искусства и жизни (реалистическая живопись). Архитектура и ваяние: отголоски традиций.


^ Тема 5. Художественная культура Серебряного Века: образ России. «Скрытая» и явная музыка символизма.

Искушение новизной (ранний русский авангард). Целительный классицизм.

Образ России в искусстве Серебряного века. Новое понимание творчества.

Религиозно - философский ренессанс (В. Вернадский, В. Соловьев). «Мир искусства».

Понимание искусства как «жизнетворчества».

^ Тема 6. Судьба русского искусства в период становления и развития культуры советской эпохи.

От идеалов «духовно - культурного ренессанса» к доктрине социалистического реализма.

Первая перестройка литературно - художественной жизни (30 -е годы XX века).

Киноискусство: рождение великой легенды. Возвышенное и земное в искусстве военных лет.


^ Тема 7. Художественная культура второй половины XX века (от по-слесталинской «оттепели» до 90-х годов).

Возращение «русской темы» в литературу и живопись.

Саморазоблачение сталинского режима и начало "оттепели" как исходный момент исторических и культурных перемен в жизни России.

Развитие архитектуры XX века: от иллюзий конструктивизма до реальности социалистического градостроительства.


Тема 8. Итоги развития русской художественной культуры в XX веке.

Проблема выживания творческой индивидуальности в условиях тотали­таризма.

«Ложные боги и герои» и подлинные нравственные ценности.

«Перестройка» и её культурные последствия.

Восстановление православных традиций, возвращение к истокам духовности. Возрождение России, её духовная миссия.


Контрольные задания

Задание 1.

  1. Понятие о мифе.

  2. Классификация мифов. Примеры из различных мифологий.

  3. Боги и герои древнегреческих мифов: рассказ о герое.

  4. Представьте свой проект издания сборника мифов.

  5. Найдите ответы на следующие вопросы:




  1. Сколько голов и рук было у Бриарея?

  2. Какой греческой богине соответствует в римской мифологии Прозерпина? Какие мифы связаны с этой богиней?

  3. Назовите двенадцать подвигов Геракла.

  4. Кто из греческих героев победил горгону Медузу? Какие еще подвиги этого героя Вы знаете?

  5. Кто из греческих героев убил Химеру?

  6. Кто из богов создал первую женщину? Как ее зовут?

  7. Что обозначает выражение "между Сциллой и Харибдой"?

  8. Какую загадку задавала Сфинкс?

  9. Атрибутами какой богини являются змея и сова?

  10. Какие богини не подчиняются власти Афродиты?

  11. Чьим предком был Эней? Кто его родители?

  12. Как была изготовлена первая лира?

  13. Почему царь Мидас отказался от дара Диониса?

  14. Чьей дочерью является Гармония?

  15. Что такое "сизифов труд"?

  16. Кто такие силены и сатиры?

  17. Какие герои устояли перед сиренами?

  18. Какие реки текут в Аиде?

  19. Как появился цветок гиацинт?

  20. Кто обучил искусству врачевания Асклепия?

  21. Где и как появился источник - Гиппокрена?

  22. Каким богам поклонялись амазонки?

  23. Сколько детей было у Леды? Чем они прославились?

  24. Почему Эвридика не вернулась из Аида?

  25. Назовите имена девяти муз.


Литература:

1. Мифологический словарь. – Москва, 1990.

  1. Мифы народов мира : энциклопедия. В 2-х тт. – Москва, 1980-1982.

  2. Андреев, Ю. В. Поэзия мифа и проза истории / Ю. В. Андреев. – Ленинград, 1990

  3. Аполлодор. Мифологическая библиотека. – Ленинград, 1972.

  4. Грабарь-Пассек, М. Е. Античные сюжеты и формы в западноевропейской литературе / М. Е. Грабарь-Пассек. – Москва, 1966.

  5. Грейвс, Р. Мифы древней Греции / Р. Грейвс. – Москва, 1992.

  6. Дьяконов, И. М. Архаические мифы Востока и Запада / И. М. Дьяконов. – Москва, 1990.

  7. Кун, Н. А. Легенды и мифы Древней Греции / Н. А. Кун. – Москва, 1975.

  8. Кэмпбелл, Дж. Тысячеликий герой / Дж. Кэмпбелл. – Москва, 1997.

  1. Лосев, А. Ф. Философия. Мифология. Культура / А. Ф. Лосев. – Москва, 1991.

  2. Лосев, А. Ф. Античная мифология в ее историческом развитии / А. Ф. Лосев. – Москва, 1957.

  3. Легенды и сказапия древней Греции и Рима. – Москва, 1987.

  4. Лифшиц, М. Мифология древняя и современная / М. Лифшиц. – Москва, 1980.

  5. Мелетинский, Е. М. Поэтика мифа / Е. М. Мелетинский. – Москва, 1976.

  6. Мелетинский, Е. М. От мифа к литературе / Е. М. Мелетинский. – Москва, 2001.

  7. Мифология древнего мира : сб. статей. – Москва, 1977.

  8. Парандовский, Я. Мифология / Я. Парандовский. – Москва, 1971.

  9. Публий Овидий Назон. Метаморфозы. – Москва, 2000.

  10. Тахо-Годи, А. А. Греческая мифология / А. А. Тахо-Годи. – Москва, 1989.

  11. Тайлор, Э. Б. Первобытная культура / Э. Б. Тайлор. – Москва, 1989.

  12. Тернер, В. Символ и ритуал / В. Тернер. – Москва, 1983.

  13. Фрейденберг, О. М. Миф и литература древности / О. М. Фрейденберг. – Москва, 1978.

  14. Фрэзер, Д. Золотая ветвь / Д. Фрэзер. – Москва, 1998.



Задание 2.

  1. Гомеровский вопрос".

  2. Троянская война: миф и история.

  3. Люди и боги в гомеровских поэмах.

  4. Развернутый комментарий первой песни "Илиады".

  5. Репортаж с места событий: троянская война.

  6. Путевые заметки: путешествие Одиссея.

  7. Знаете ли Вы "Илиаду" и "Одиссею"?




  1. Что послужило поводом "гомерического" хохота олимпийских богов?

  2. Сколько кораблей пришло под Трою из Афин? Сколько всего кораблей прибыло под Трою?

  3. Почему Менелаю не удалось убить Париса?

  4. Как звали врачевателя в войске ахейцев?

  5. Кого из богов ранил Диомед?

  6. Какие дары были обещаны Ахиллесу за возвращение в войско?

  7. Какими способами Гера оказывала помощь ахейцам?

  1. За что Гефест был благодарен Фетиде?

  2. Какие доспехи изготовил Гефест для Ахиллеса?

  3. О чем поведал Ахиллесу его конь Ксанф?

  4. С какими богами вступили в поединок Посейдон, Афина, Гера, Гермес, Гефест?

  5. По какому поводу были устроены спортивные состязания ахейцев? Как Одиссей победил в беге Аякса?

  6. На какой срок пообещал Приаму Ахиллес не вступать в битву?

  7. Почему Елена так горько оплакивала Гектора?

  8. Каких героев Гомер называет: "громовержец", "мужеубийца", "пастырь народов", "бессмертным подобный", "дочь светлоокая Зевса", "златотронная", "розовоперстая"?


Задание 3.


  1. Кто из богов изменял внешность Одиссея?

  2. Как Афина вселяла надежду в Пенелопу?

  3. Почему нимфа Калипсо отпустила Одиссея?

  4. Зачем царевна Навсикая приехала на берег моря?

  5. Что росло в садах Алкиноя?

  6. О чем пел Демодок?

  7. Как путникам удалось уехать от лотофагов?

  8. Как Одиссей обманул Полифема? Правый или левый глаз потерял Полифем?

  9. Как встретили путников лестригоны?

  1. Какими чарами обладала Цирцея?

  2. О чем рассказал Одиссею Тиресий?

  3. Как звали собаку Одиссея?

  4. Как были побеждены женихи Пенелопы?

  5. Почему Одиссей так жестоко обошелся с женихами?

  6. Чем угощались на пирах в "Одиссее"?


Литература:

  1. Гомер. Илиада. Одиссея (любое издание).

  2. Виницкий, И. Теодиссея Жуковского: гомеровский эпос и революция 1848-1849 годов // Новое литературное обозрение. – 2003. – № 2. –С. 171-193.

  3. Егунов, А. Н. Гомер в русских переводах ХVII-ХIХ вв. / А. Н. Егунов. – Москва-Ленинград, 1964.

  4. Лосев, А. Ф. Гомер / А. Ф. Лосев. – Москва, 1960.

  5. Полонская, К. П. Поэмы Гомера / К. П. Полонская. – Москва, 1961.

  6. Сахарный, Н. Л. Гомеровский эпос / Н. Л. Сахарный. – Москва, 1976;

  7. Шталь, И. В. Гомеровский эпос : опыт текстологического анализа "Илиады" / И. В. Шталь. – Москва, 1975.

  8. Шталь, И. В. "Одиссея" - героическая поэма странствий / И. В. Шталь. – Москва, 1978.

  9. Штоль, Г. Генрих Шлиман : мечта о Трое / Г. Штоль. – Москва, 1991.



Задание 4.

^ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ

  1. Итальянские гуманисты эпохи Возрождения к четырем «основным стихиям» древних философов - воде, земле, воздуху и огню - добавили пятую. Какую?

  2. Во времена Средневековья противоположностью вере считалось отчаяние, противоположностью терпению - бунт, а рабству - господство. Во времена Возрождения многое изменилось. Что стало тогда считаться противоположностью вере, терпению и рабству?

  3. Какая книга стала провозвестником Ренессанса?

  4. Этот выдающийся итальянский поэт ХШ-Х1\/ вв., создатель итальянского литературного языка, оказал большое влияние на развитие всей европейской культуры.

  5. Это великое произведение сам автор назвал просто «Комедией» («1_а СоттесПа»).

  6. По словам Пушкина, этого поэтического жанра не презирал Данте.

  7. Этот итальянский поэт XIII в. был другом Данте и последователем Гвиницелли. Главная тема его произведений - любовно-философская лирика.

  8. Этот итальянский поэт XIV в., оказавший значительное влияние на развитие европейской поэзии, был одним из основоположников гуманистической культуры Возрождения.

  9. Он был не только другом Петрарки, но и автором «Фьямметты», «Декамерона», «Жизни Данте Алигьери».

10. Художник и архитектор Проторенессанса Джотто ди Бондоне создал
фресковый цикл в капелле дель Арена в Падуе, состоящий их 38 сцен,
повествующих о жизни Христа и Марии. Фрески «Оплакивание», «Поцелуй
Иуды», «Встреча Марии и Елизаветы», «Бичевание Христа» полны
драматического смысла и выразительности, что особенно ярко проявляется
в изображениях лиц и жестов. Какая из фресок наиболее точно передает
весь смысл происходящего


Задание 5.

^ ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКАЯ КУЛЬТУРА XVII-XVIII ВВ.


  1. Именно эти религиозные идеи легли в основу стиля барокко, сложившегося в Италии в 80-е гг. XVI в.

  2. Этот храм по праву считают первым образцом стиля барокко.

  3. Именно этот архитектурный стиль господствовал во Франции времен Людовика XV.

  4. Представитель итальянского барокко Джованни Баттиста Тьеполо был последним барочным мастером в европейском искусстве живописи. В громадных фресках, картинах на исторические и мифологические сюжеты он объединяет реальное пространство архитектуры с иллюзорным пространством живописи, передающий богатство фантазии художника. Такими произведениями являются « Триумф императора», «Пир Антония и Клеопатры», «Триумф Амфитриты», «Триумф испанской монархии». В каком из вышеперечисленных произведений фигурные композиции в аллегорической форме олицетворяют различные территории провинций и колоний?

  5. Итальянский художник Микеланджело да Караваджо был крупнейшим мастером европейского реализма XVII в. Даже картины на религиозные сюжеты Караваджо переносил реалистические приемы бытовой живописи. Среди его картин «Кающаяся Магдалина», «Призвание апостола Матфея», «Успение Марии», «Положение во гроб» одна предназначалась для римской церкви, но не была принята заказчиком именно из-за ее реализма. Назовите это произведение.

  6. По договору от 1748 г. этот итальянец обязался ежегодно в течении 5 лет писать для театра Сант-Анджело по 8 пьес.

  7. Этот немецкий живописец XV - XVI вв. создал картину «Венера и Амур».

  8. Увидев его за мольбертом, один из английских придворных спросил: «Господин посол развлекается живописью ?». «Напротив, художник развлекается дипломатией», - ответил этот фламандец.

  9. Эта картина Рубенса рассказывают о празднестве в честь античного бога плодородия, покровителя виноградарства и виноделия.

10. А в этой картине Рубенса рассказывается о последней трапезе Христа
с учениками вечером, накануне его казни


Задание 6.

  1. В дохристианскую эпоху у германских и кельтских народов была своя письменность, название которой произошло от слова тайна. Сейчас известно около 3000 таких надписей. Переведите на старонемецкий, или на старонорвежский, или на англосаксонский слово тайна.

  2. Эти два направления объединены единым понятием «библейская мифология».

  3. По этой причине высказывание: «Алтарь - изобретение христианства» можно считать ошибочным.

  4. Наверняка вам известна библейская история о манне небесной. А что это такое?

  5. Это и книга, и известие, и история, и учение. Что это?

  6. Кто из евангелистов написал «Апокалипсис»?

  7. Как называется вид церковной литературы - жизнеописания святых?

  8. В первой трети VI в. в Равенне была сооружена гробница остготского короля Теодориха. Этот своеобразный памятник остготского зодчества представлял собой двухэтажное центрическое сооружение, перекрытое куполом высотой 2,5 м. Купол был выдолблен из монолита. Почему перекрытие гробницы было монолитным?

  9. Во времени раннего Средневековья так называли народных певцов древних кельтских племен, а впоследствии - бродячих или живущих при княжеских дворах поэтов.

  10. Этот наиболее известный правитель Византии оказался на престоле благодаря помощи своего дяди.


Задание 7.

Тест по современной культуре по предмету «История мировой культуры».

  1. Как вы понимаете суть элитарной культуры?

  2. Что такое субкультура?

  3. Дайте главную характеристику контркультуры.

  4. В каких формах проявляются национальные тенденции и особенности культуре?

  5. Кто ввел в научный обиход понятие маргиналъности?

  6. Что означает понятие маргиналъности как характеристика культуры?

  7. Какие исторические типы культуры вам известны?

  8. Кем исследован игровой элемент культуры?

  9. Какой процесс описывается как конвергенция культур?



Задание 8.

  1. Какова была роль музыки в культуре античности? Что влияло на её становление?

  2. Как древние греки связывали между собой закон и музыку?

  3. Какое отношение к музыкальной культуре Древней Греции имеет слово «гитара» (кифара)?

  4. Какова была роль музыки в культуре средних веков?

  5. Дайте характеристику ренессансной музыки.

  6. Какой характер носила музыка XVII века?

  7. К чему стремились классицисты в области музыки?

  8. Назовите главный критерий в музыке Просвещения.

  9. Приведите один пример музыки барокко.

  10. Опишите Мангеймскую и Венскую школы в музыке Классицизма.

  11. Перескажите концепцию развития музыки, сформированную романтиками.

  12. Приведите примеры, когда источником вдохновения композиторов-романтиков служила литература.

  13. Приведите примеры использования мифологических сюжетов в музыке.

  14. Приведите примеры музыкального импрессионизма.

  15. Назовите ярких представителей музыкального экспрессионизма.


Литература.

Гузик, В. Путешествия по мировым художественным культурам / В. Гузик. – Москва, 1992.

Задание 9.


  1. Подсистема целостной системы культуры - это...

а) субкультура;

б) контркультура;

в) массовая культура.

  1. Банальное, упрощенное, легко узнаваемое - это признаки...

а) массовой культуры;

б) народной культуры;

в) молодежной культуры.

  1. Кто ввел понятие культурно-исторические типы!

а) Данилевский Н. Я.;

б) Ортега-и-Гассет X.;

в) Тойнби А..

  1. Её главная характеристика - протест, несогласие, активная позиция. Это

а) субкультура;

б) контркультура;

в) элитарная культура.

  1. Теоретик, исследовавший игровой элемент культуры в своей книге «Ноmo ludens» - это...

а) 3. Фрейд;

б) Й. Хейзингои

в) Ф. Ницше.

  1. Молодёжная субкультура рождается и существует в связи с определен­ными потребностями молодых людей. Какими именно?

  2. Массовая культура - явление положительное, отрицательное или амбива­лентное?

  3. Теоретик, исследовавший психологию масс и давший характеристику массовой культуры как «право на вульгарность» - это...

а) Н. А. Бердяев;

б) Ортега-и-Гассет X.;

в) Шпенглер О.

  1. Какое явление культуры описывается как мультикультурализм?


Библиографический список


  1. Акимова, Л. Античное искусство / Л. Акимова. – Москва : Просвещение, 1998.

  2. Алпатов, М. В. Художественные проблемы итальянского Возрождения / М. В. Алпатов. – Москва, 1976.

  3. Античная литература. – Москва, 1980.

  4. Антология культурологической мысли / сост. С. П. Мамонтов. – Москва, 1996.

  5. Балакина, Т. И. История отечественной культуры / Т. И. Балкина. – Москва, 1994.

  6. Баткин, Л. М. Из истории культуры средних веков и Возрождения / Л. М. Баткин. – Москва, 1976.

  7. Виппер, Р. Ю. История нового времени / Р. Ю. Виппер. – Москва, 1995.

  8. Волобуев, О. В. Художественно - историческая хрестоматия / О. В. Волобуев. – Москва, 1977.

  9. Гузик, М. А. Учебный путеводитель по мировой художественной культуре. Древний Восток и Западная Европа / М. А. Гузик. – Москва, 1999.

  10. Гуревич, А. Я. Проблемы средневековой народной культуры /А. Я. Гуревич. – Москва, 1981.

  11. Гуревич, А. Я. Средневековая Европа глазами современников / А. Я. Гуревич. – Москва, 1995.

  12. Дашков, С. Б. Императоры Византии / С. Б. Дашков. – Москва, 1996

  13. Донини, А. У истоков христианства / А. Донини. – Москва, 1989.

  14. Древняя Греция : История. Быт. Культура. – Москва, 1997.

  15. Древний Рим : История. Быт. Культура. – Москва, 1997.

  16. Западноевропейский эпос. – Ленинград, 1977.

  17. Зезина, М. Р. История русской культуры / М. Р. Зезина [и др.] – Москва, 1990.

  18. История русского и советского искусства / под ред. Д. В. Сарабьянова. – Москва, 1979.

  19. Карпушина, С. История мировой культуры / С. Карпушина, В. Карпушин. – Москва, 1998.

  20. Киященко, Н. И. Мировая художественная культура. 9 класс / Н. И. Княшенко, Л. А. Рапацкая. – Москва, 1999.

  21. Краснобаев, Б. И. Русская культура второй половины XVII- начала XVIII века / Б. И. Краснобаев. – Москва, 1983.

  22. Культура Древнего Рима. – Москва, 1985.

  23. Культура и общество в Средние века. – Москва, 1987.

  24. Культура эпох Возрождения и Реформации. Ленинград – Москва, 1981.

  25. Кун, Н. А. Легенды и мифы Древней Греции / Н. А. Кун. – Москва, 1995.

  26. Ле Гофф, Ж. Цивилизация средневекового Запада / Ж. Ле Гофф. – Москва, 1987.

  27. Лихачев, Д. С. Художественное наследие Древней Руси и современность / Д. С. Лихачев. – Ленинград, 1971.

  28. Лосев, А.Ф. Эстетика Возрождения / А. Ф. Лосев. – Москва, 1987.

  29. Малая история искусств. Античное искусство. – Москва, 1972.

  30. Мировая художественная культура / под рук. В. Г. Маранца. – Москва, 1998.

  31. Новицкая, М. Ю. Мир народной культуры : программа факультативного курса / М. Ю. Новицкая. – Москва, 1995.

  32. Образ человека XX века. – Москва, 1998.

  1. Оганов, А. А. Теория культуры : учебное пособие / А. А. Оганов, И. Г. Хангельдиева. – Москва, 2001

  2. Панченко, А. М. Русская культура в конце петровских преобразований / А. М. Панченко. – Ленинград, 1984.

  3. Полякова, С. В. Византийские легенды / С. В. Полякова. – Ленинград, 1972.

  4. Пархоменко, И. Т. Культурология в вопросах и ответах для экзаменов и зачетов / И. Т. Пархоменко, А. А. Радугин. – Москва, 2001.

  5. Предтеченская, Н. М. Мировая художественная культура. 9-11 классы / Н. М. Предтеченская. – Москва, 1994.

  6. Прекрасная Дама. Из средневековой лирики. – Москва, 1984.

  7. Пути развития русского искусства конца XIX- начала XX века / под. ред. Н. И. Соколова. – Москва, 1972.

  8. Рапацкая, Л. А. Русская художественная культура / Л. А. Рапацкая. – Москва, 1998.

  9. Рапацкая, Л. А. Искусство «серебряного века» / Л. А. Рапацкая. – Москва, 1996.

  10. Россия и XXI век. От века разрушения к веку созидания. – Москва, 1993.

  11. Рыбаков, Б. А. Из истории культуры Древней Руси / Б. А. Рыбаков. – Москва, 1984.

  12. Сарабьянов, Д. В. Русская живопись конца 1900-х - начала 1910-х годов / Д. В. Сарабьянов. – Москва, 1971.

  13. Сарабьянов, Д. В. Стиль «модерн» / Д. В. Сарабьянов. – Москва, 1989.

  14. Солодовников, Ю. А. Художественная культура древнего мира, средних веков и эпохи Возрождения. 6-8 классы / Ю. А. Солодовников. – Москва., 1994.

  15. Стернин, Г. Ю. Художественная жизнь России 1900-1910-х годов / Г. Ю. Стернин. – Москва, 1988.

  16. Удальцова, З. В. Византийская культура / З. В. Удальцова. – Москва, 1988.

  17. Фромм, Э. Иметь или быть? / Э. Фромм. – Москва, 1990.

  18. Шпенглер, О. Хейзинга : две концепции кризиса культуры / О. Шпенглер. – Москва, 1989.

  19. Эйдельман, Н. Я. Твой 18-ый век. Прекрасен наш союз / Н. Я. Эйдельман. – Москва, 1991.

  20. Юхвидин, П. А. Мировая художественная культура / П. А. Юхвидин. – Москва, 1996.

  21. Яковлев, В. П. История Европейской культуры ХУП-ХУШ вв. / В. П. Яковлев. – Москва, 1992.



Словесно - графические опорные схемы конспекты. Перечень и Приложение.

  1. Культура Древней Греции.

  2. Культура Древнего Рима.

  3. Культура Византии.

  4. Культура Западноевропейского средневековья.

  5. Культура эпохи Возрождения.

  6. Северное Возрождение XV - XVI вв.

  7. Культура XVII в. (Западная Европа).

  8. Культура XVIII в. (Просвещение).

  9. Культура XIX в. (Западная Европа).

10. Культура XX в. (Западная Европа)







Скачать 350.25 Kb.
оставить комментарий
Дата22.09.2011
Размер350.25 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Документы

Рейтинг@Mail.ru
наверх