Методические указания к изучению курса «История зарубежной литературы 19 века» для студентов 4 курса факультета филологии и журналистики (озо) ростов-на-дону icon

Методические указания к изучению курса «История зарубежной литературы 19 века» для студентов 4 курса факультета филологии и журналистики (озо) ростов-на-дону


Смотрите также:
Методические указания к изучению курса «История мифологии» для студентов 1 курса факультета...
Методические указания к изучению курса «История зарубежной литературы конца 19 начала 20 веков»...
Методические указания к изучению курса «История зарубежной литературы Средних веков» для...
Методические указания к изучению курса «История античной литературы» для студентов 1 курса...
Методические материалы к курсу «Основы теории литературы» для студентов 1 курса факультета...
Методические указания к изучению курса «Зарубежная литература эпохи Возрождения» для студентов 2...
Методические материалы к курс у...
Методические материалы к курсу «Античная литература» для студентов 1 курса факультета филологии...
Методические материалы к курсу «Античная литература» для студентов заочников 1 курса факультета...
Методические указания по практике немецкого языка (как второго иностранного) для студентов...
Методические указания курса «культурология» Для студентов биологического факультета Ростов на...
Программа курса «история международных отношений. Ч...



Загрузка...
страницы:   1   2   3
скачать


Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования


«РОСТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»


МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

к изучению курса «История зарубежной литературы 19 века» для студентов 4 курса факультета филологии и журналистики (ОЗО)


РОСТОВ-НА-ДОНУ

2006


Методические указания подготовлены старшим преподавателем кафедры теории и истории мировой литературы к.ф.н. Гайбарян О.Е.

Печатается по решению кафедры теории и истории мировой литературы. Протокол №5 от 11 апреля 2006 года.

Ответственный за выпуск - к.ф.н.Гайбарян О.Е.


Введение

Программа данного курса, читаемого на 4 курсе отделения журналистики и отделения отечественной филологии факультета филологии и журналистики (ОЗО), отличается целым рядом специфических особенностей, которые необходимо учитывать при подготовке и самостоятельной работе над курсом. В отличие от программы дневного отделения данный курс охватывает более обширный период (с конца 80-х г. г. 18 века до начала 90-х г.г. 19 века). В литературоведческой традиции принято говорить о романтическом и реалистическом направлениях в различных национальных литературах, хотя при более скрупулезном подходе может быть отмечена значительная условность такого деления. Происходит это потому, что в творчестве многих писателей 19 века (Стендаль, Бальзак, Мериме и многие другие), особенно в их раннем творчестве, прослеживаются явно выраженные романтические тенденции. В свою очередь, писатели, которых принято было относить к романтическому направлению, пользовались реалистическими средствами создания образов, различных сюжетных коллизий в своих произведениях ( В. Гюго, В. Скотт и др.). В программу данного курса также включены произведения авторов, творчество которых традиционно рассматривается в рамках рубежа 19-20 вв.(А.Рембо, П.Верлен, С.Малларме, О.Уайльд, Т.Гарди, Р.Роллан, Г.Ибсен).

Тем не менее до начала 30-х годов 19 века в зарубежных литературах романтические тенденции оказываются более сильно выраженными и романтизм является одним из ведущих типов художественного сознания. Формирование реалистического направления, занятие им ведущих позиций в европейских литературах начинается с конца 20-х годов 19 века. Сам же термин «реализм» появится лишь во второй половине столетия, когда это будет уже оформившееся литературное направление со своей эстетикой и манифестами.

Данный курс на ОЗО рассчитан на полтора года и предполагает прочтение студентами значительного количества художественных текстов и овладение теоретическими положениями.

Для успешного овладения этим курсом требуется знание не только историко-литературного материала, но и основных тенденций в развитии философско-эстетической мысли в европейских странах. Необходимо также иметь представление об особенностях исторического развития Европы 19 века.

Задача данных методических указаний состоит в том, чтобы помочь студенту-заочнику разобраться в сложном материале курса, уяснить наиболее важные теоретические проблемы. В конце первого раздела предлагаются темы рефератов, второй раздел завершается списком контрольных вопросов, выносимых на экзамен.

Изучая курс истории зарубежных литератур, студент-заочник может пользоваться следующими учебными пособиями:

История зарубежной литературы 19 века. - М., 1972

История зарубежной литературы 19 века. / Под ред. А. С. Дмитриева. -МГУ, 1979.-ч. 1,2

История французской литературы. М., 1956, Т. 1,2.

История английской литературы. - М., 1956, Т. 1,2

Литературная история США. - М., 1977, ч. 1

Манифесты западноевропейских романтиков. - М., 1980

Европейский романтизм, - М., 1973

Ванслов В. В. Эстетика романтизма. - М., 1963

Проблемы реализма в мировой литературе. - М., 1959.

История эстетической мысли в 6-ти т. т. - М., 1986, Т. 3


Часть 1

Английская литература

В Англии романтическое движение просуществовало в течение более длительного периода. Начало романтического движения связано с предромантизмом 18 века.

Ранний английский романтизм связан с именами поэтов «озерной школы» (Вордсворт, Кольридж, Саути). Поэзия английского романтизма складывалась в полемике с основными позициями классицистической
эстетики. В 1798 году выходит сборник Вордсворта и Саути «Лирические
баллады», во втором предисловии к которому (1800 г.) авторы изложили основные положения манифеста английских романтиков. Поэты «озерной» школы сразу провозгласили совершенно новые принципы творчества, основанные на принципе свободной воли художника. Пересматриваются и сюжеты и темы лирических произведений: на первый план выдвигается изображение не великих исторических событий и крупных личностей, а повседневного быта простых людей. В творчестве английских романтиков начинает играть ведущую роль ярко выраженное фольклорное начало, возрождается интерес к внутреннему миру человека, тончайшим нюансам его психологии.

Студенту необходимо уделить внимание основным аспектам творчества Байрона и Шелли, крупнейших представителей западноевропейской поэзии 19 века. Байрон надолго становится кумиром
прогрессивной европейской интеллигенции, его почитают и в России. С именем Байрона связаны многие аспекты творчества А. С. Пушкина и М. Ю.Лермонтова. Понятия «байронизм» и «байронический герой» будут ассоциироваться порой с пессимизмом и разочарованием, которые стали едва ли не жизненным кредо целого поколения интеллигенции Западной Европы. Особенно это касается раннего творчества Байрона («Паломничество Чайльд Гарольда», «Восточные поэмы»). В позднем творчестве Байрона отчетливо намечаются реалистические тенденции, стремление изобразить типические явления современной общественной жизни.

Эстетические принципы английского романтизма получили свое теоретическое обоснование в трактате Шелли «Защита поэзии». Поэзия Шелли во многом тяготеет к символам, они помогают поэту осмыслить сущность главных земных законов.

В историю литературы Вальтер Скотт вошел как создатель жанра исторического романа, провозгласив совершенно новый принцип историзма. Творчество Вальтера Скотта стало эталоном для многих писателей последующих поколений, разрабатывавших жанр исторического романа. Для Вальтера Скотта очевидна связь истории и философии. В. Скотт выдвигает требование рассматривать историю с позиций современности, ставит вопрос о роли достоверности и воображения в историческом романе. Историзм творчества В. Скотта сыграл важную роль в развитии реалистического романа 19 века.

^ Немецкая литература

Немецкие романтики считают своими предшественниками Кальдерона («Жизнь есть сон», «Поклонение кресту») и Шекспира («Сон в летнюю ночь», «Буря»). Их интерес к этим писателям вызван тем, что образы в их творчестве в связи с наличием романтических черт в мировоззрении носят символический характер. Из эстетиков прошлых эпох наибольшее воздействие на формирование романтической эстетики оказал Платон (понимание творческого процесса как экстаза, устремленность к воспроизведению идеального). Теоретики романтизма называли своими учителями Гердера и Гете. Романтики внесли большой вклад не только в эстетику, они обогатили художественное творчество, придав ему лиричность.

Немецкий романтизм прошел в своем развитии три основных этапа. Первый охватывает примерно 1795-1805 г. г. и связан с творчеством романтиков-иенцев (братья Фридрих и Август Шлегели, Тик, Вакенродер, Новалис). Второй этап приходится на 1806-1815 г. г. Центром романтического движения в это время является гейдельбергский кружок. Руководящую роль в нем играли Арним и Брентано. В него также входили известные собиратели немецких народных сказок братья Гримм. В этот период развивается творчество берлинских романтиков, крупнейшим из которых следует назвать Генриха фон Клейста. Третий период - 1816- начало 40-х г. г. 19 века. Ведущие позиции в немецкой литературе этого времени занимают Шамиссо и молодой Гейне. Значительным явлением стало творчество Гофмана, который не принадлежал ни к одному литературному кружку. Гофман вошел в историю литературы как талантливый сатирик, высмеивавший филистерство и карликовый немецкий абсолютизм.

^ Французская литература

Великая Французская революция 1789-94 г.г. стала событием, надолго определившим идеологическую и культурную жизнь не только Франции, но и всей Западной Европы в первой половине 19 века. На первом этапе развития французской литературы следует говорить о творчестве Ф. Шатобриана и Ж. де Сталь. Помимо художественного творчества этих авторов студенту было бы полезно ознакомиться с их теоретическими трактатами. Это трактаты Ф. Шатобриана «Гений христианства» и «Опыт о революциях» ). В последнем формируется облик романтического героя. В этом аспекте студенту следует обратить особое внимание на повесть Шатобриана «Рене». Шатобриан во многом опирается на учение Руссо о цивилизации и природе.

Второй период французского романтизма связан с именами Гюго, Виньи, Ламартина. В это время особенного расцвета достигает историография, которая утверждает идею исторической закономерности. У французских романтиков складывается новое понимание философии истории. В 20-е г. г. происходит зарождение французского исторического романа, на этот период приходится и расцвет драмы. Основные принципы новой драмы изложены Гюго в предисловии к драме «Кромвель»(1827). В третий период развития французского романтизма наиболее заметным явлением становится творчество Жорж Санд.


^ Американская литература

Американский романтизм по сравнению с западноевропейским обладает целым рядом специфических особенностей, связанных прежде всего с историческими условиями развития страны. Ранний этап развития романтизма в наибольшей степени обнаруживает отличие американских писателей от европейских романтиков. Первые американские романтики в своей критике итогов революции не отличались ни последовательностью, ни глубиной, разделяя со многими соотечественниками иллюзии относительно настоящего и будущего страны. В отличие от европейских романтиков американские писатели в своем оптимизме были близки к просветителям. В этом проявляется еще одна особенность американского романтизма - здесь нет столь резкого отхода от просветительских идеалов, нет последовательного противопоставления разума и чувства.

Иную картину представляет собой зрелый романтизм. Наиболее заметным явлением этого этапа станет творчество Ф. Купера. В его романах мы встретимся с реалистическими тенденциями, переплетенными с традиционными для романтизма экзотичностью, драматической напряженностью и необычностью изображаемых событий. Наиболее ярко романтические тенденции проявят себя в творчестве Э. По.

^ Дополнительная научная литература


Бент М. И. Немецкая романтическая новелла. - Иркутск, 1987

Берковскнй Н. Я. Романтизм в Германии. - Л., 1973

Боброва М. Н. Джеймс Фенимор Купер. - Саратов, 1967

Боброва М. Н. Романтизм в американской литературе 19 века. - М. , 1972

Габитова Р. М. Философия немецкого романтизма. - М., 1978

Герстнер Г. Братья Гримм. - М., 1980.

Данилин Ю. Беранже и его песни. - М., 1973

Дейч А. Судьбы поэтов. - М., 1968

Дмитриев А. С. Проблемы иенского романтизма. - М., 1975

Дьяконова Н. Я. Английский романтизм. - М., 1978

Дьяконова Н. Я. Лирическая поэзия Байрона. - М., 1975

Евнина Е.М. Виктор Гюго. - М., 1976

Елистратова А. А. Наследие английского романтизма и современность. - М., 1960.

Жирмунский В. М. Пушкин и Байрон. - Л., 1978

Ковалев Д. В. Г. Мелвилл и некоторые проблемы немецкого романтизма. - М., 1969

Ковалев Ю В. Молодая Америка. - Л., 1971

Л., 1958

Неупокоева И. Г. Революционно-романтическая поэма первой половины 19 века - М., 1971.

Николюкин А. Н. Американский романтизм и современность. - М. , 1968

Обломиевский Д. Д. Французский романтизм. - М., 1947

Реизов Б. Г. Творчество В. Скотта. - М., 1965

Реизов Б. Г. Французский исторический роман в эпоху романтизма. -

Реизов Б. Г. Французский роман 19 века. - М., 1977

Художественный мир Гофмана. - М., 1982.

Эстетика французского романтизма. - М , 1982


Темы рефератов

  1. Эстетические взгляды Ф.Шлегеля. Роман «Люцинда».

  2. Философская проблематика романа Новалиса «Генрих фон Офтердинген».

  3. Особенности мировоззрения и творческого метода Клейста. Трагедия Клейста «Пентесилея».

  4. Драма Клейста «Принц Гомбургский».

  5. Повесть Клейста «Михаэль Кольхаас».

  6. Особенности эстетики и творческого метода Гофмана. «Музыкальные» новеллы Гофмана(«Кавалер Глюк», «Дон Жуан»).

  7. Новелла Гофмана «Золотой горшок». Проблема двоемирия в творчестве Гофмана.

  8. Особенности «ночных» повестей Гофмана(«Песочный человек»).

  9. Социальная сатира в новелле Гофмана «Крошка Цахес».

  10. Идейно-художественное своеобразие романа Гофмана «Житейские воззрения кота Мурра».

  11. Жанровое своеобразие поэмы Гейне «Германия. Зимняя сказка».

  12. Основные мотивы лирики Гейне.

  13. Эстетическая программа поэтов «озерной» школы.

  14. Поэма Байрона «Паломничество Чайльд Гарольда».

  15. Жанровое своеобразие «Восточных поэм» Байрона.

  16. Философская проблематика драмы Байрона «Манфред».

  17. Роман Байрона «Дон Жуан». Особенности композиции. Образ Дон Жуана.

  18. Философские и эстетические взгляды Шелли. Основные мотивы лирики Шелли.

  19. Особенности мировоззрения и творческого метода В.Скотта. Основные циклы романов Скотта. Анализ одного из романов.

  20. Философская символика романа Г.Мелвилла «Моби Дик».

  21. Особенности психологического анализа в романе Б.Констана «Адольф» .

  22. Философские и эстетические взгляды Шатобриана. Повесть «Рене» и ее место в истории европейского романтизма.

  23. Роман Гюго «Собор Парижской богоматери». Система персонажей романа. Способы создания характеров в романе.

  24. Роман Гюго «Отверженные». Система персонажей романа. Способы создания характеров в романе.

  25. Творчество Жорж Санд. Анализ романа «Индиана».

  26. Творчество А.де Мюссе. «Исповедь сына века».

  27. Творчество Ф.Купера. Общая характеристика цикла романов о Кожаном Чулке. Анализ одного из романов.

  28. Творчество Э.По. Новеллистика.


Часть 2

При изучении истории национальных литератур второй половины 19 века студенту необходимо быть особенно внимательным к терминам, так как вопрос о реализме в литературной критике дебатируется до сих пор. Наиболее распространенными являются термины «классический» реализм, «социальный» реализм. Термин «критический» реализм также имеет распространение, но сейчас он приобретает уже новое значение (не только и не столько критика, сколько анализ и оценка различных общественных явлений и их влияния на культуру и литературу).

В постсоветский период произошла переоценка многих былых ценностей, оказались низвергнутыми многие культурные авторитеты прошлого. Поэтому студенту нужно быть наиболее внимательным к материалу учебников, больше ориентироваться на авторские тексты.

Реализм 19 века является во многом синтезом различных реалистических тенденций предыдущих эпох. Это нужно учитывать при работе с текстами первоисточников.

Программа данного курса включает в себя тексты различных национальных литератур и призвана дать студенту наиболее полное представление о тех процессах, которые происходили в литературном процессе Западной Европы начиная с 30-х годов 19 века.

Немаловажным фактором в развитии литературы изучаемой эпохи является синтез и взаимовлияние различных литературных тенденций и направлений. Достаточно сказать, что на ранних этапах творческого развития многих писателей явственно проступает их тесная связь с эстетикой романтизма, другой тенденцией в изучении реализма 19 века является соотнесение реалистического видения авторов с ярко выраженными натуралистическими позициями. Здесь студенту важно понять, что натурализм является высшей точкой, своеобразным апогеем в развитии реализма, а не чем-то едва ли не греховным, как было принято считать раньше. Именно поэтому в данный курс включается изучение творчества Мопассана и Золя как кумира натуралистов 19 века, создателя европейской натуралистической школы.


^ Французская литература

В 30-е годы 19 века реализм является ведущим литературным направлением во французской литературе. В это время появляются многие значительные произведения Стендаля, Бальзака, Мериме, хотя нельзя не учитывать, что в творчестве вышеназванных писателей на ранних этапах еще сильны романтические тенденции. Реалисты второй половины XIX в. будут упрекать Мериме, например, в его культе экзотики (новеллы «Маттео Фальконе», «Коломба» или «Кармен»), Стендаля — в пристрастии к изображению ярких индивидуальностей и исключи­тельных по своей силе страстей («Пармская обитель», «Итальянские хроники»), Бальзака—в использовании авантюрных сюжетов («История тринадцати»), приемов фантастики в философских повестях, в романе «Шагреневая кожа». Особенностью раннего реализма является его явная внутренняя связь с романтизмом, выразившаяся в наследовании характерных для романтического искусства приемов и даже отдельных тем и мотивов.

Значительную роль в формировании реализма во французской литературе сыграли работы Стендаля(1783—1842). Творчество Стендаля ( Анри Мари Бейля) открывает новый период в развитии не только французской, но и западноевропейской литературы. Именно Стендалю принадлежит первенство в обосновании главных принципов и программы формирования современного искусства. В то время разгорелись ожесточенные споры между романтиками и классиками, в которых Стендаль принял самое активное участие. Наиболее значительным вкладом Стендаля в разрешение этих споров и стал его знаменитый памфлет «Расин и Шекспир», который стал общепризнанным манифестом реалистического искусства, хотя термина «реализм» как такового в то время еще не существовало. В сущности, Стендаль в своем памфлете называет «романтизмом» формирующееся реалистическое направление. Главный тезис Стендаля заключается в том, что истинный художник обязан стать исследователем жизни. Вскрывая сложную взаимосвязь автора памфлета с романтиками, необходимо прежде всего отметить общность, выразившуюся в их критическом отношении к классицизму. Французские романтики объединились вокруг В.Гюго, ставшего их главным теоретиком, в борьбе против эпигонского классицизма. Сторонники классицизма заявляли о наследовании традиций Расина и декларировали незыблемость эстетических канонов классицизма 17 века. Стендаль также доказывает несостоятельность главной эстетической по­сылки своих литературных противников. Развивая мысли об «идеале прекрасного», впервые высказанные в «Истории живописи в Италии», он утверждает, что искусство эволюционирует вместе с обществом и изменением его эстетических запросов. Сегодняшней Франции, доказывается в памфлете, более созвучна поэтика Шекспира — автора исторических хроник и трагедий, явля­ющая собою полную противоположность театру Расина с его утончен­ными героями и камерными переживаниями. Для Стендаля Расин не классицист, а романтик, приравниваемый в своем историческом значении к Шекспиру, которого он также считает романтиком. Так выявляется специфика термина «романтизм» в интер­претации Стендаля ( «Романтизм — это искусство давать народам литературные произведения, которые при современном состоянии их обычаев и верований могут доставить им наивысшее наслаждение... все великие писатели были в свое время романтиками. А классики — это те, которые через столетие после их смерти подражают им, вместо того, чтобы раскрыть глаза и подражать природе»). Поэтому романтизм для Стендаля не столько определенная эстетическая система, сколько творческий принцип, предполагающий созвучность произведения эпо­хе, его породившей. Это и есть главный принцип, позволивший Стендалю объединить имена Расина и Шекспира.

Одно из самых значительных достижений романтиков по праву усматривают в их искусстве психологического анализа, в открытии ими неисчерпаемой глубины и многосложности индивидуальной личности в познании внутреннего мира человека. В художественном творчестве Стендаля также обнаруживается совершенно иной подход к изображению человека, его сложного внутреннего мира. Особые открытия в этом направлении предстояли именно Стендалю, который, опираясь на опыт совре­менных ему естественных наук, медицины (в частности, психиатрии), внутренний мир человека представит в динамике, обусловленной активным воздействием на личность среды.

С именем Стендаля мы прочно связываем понятие о психологическом анализе, сложном художественном явлении, когда в арсенале изобразительных средств каждого автора появляется множество индивидуальных характеристик, направленных на более глубокое проникновение в сложный внутренний мир своих персонажей. К ним можно отнести обширные внутренние монологи героев, сны, обмороки героев, работу подсознания, сложные портретные характеристики в их психологической функции и многое другое. Для более глубокого понимания специфики художественного психологизма 19 века, студентам можно рекомендовать дополнительную научную литературу по данной теме.

В программу курса включены романы Стендаля «Красное и черное», «Пармская обитель», новеллы и итальянские хроники. При прочтении романов Стендаля следует обратить внимание на символику цвета, на игру светотени, на роль художественного пространства в прозе Стендаля. Новеллы Стендаля дают возможность глубже проникнуть в замысел автора при разработке теории национального характера.

Другим выдающимся автором Франции этой эпохи стал ^ П.Мериме (1803—1870), ученик и соратник Стендаля. С именем Мериме связана его попытка обновить драматургическую систему, господствующую во Франции в то время. Здесь студенту предлагается обратить особое внимание на «Театр Клары Газуль» (1825), где можно найти мотивы, созвучные идеям Стендаля, представленным в памфлете «Расин и Шекспир». «Театр Клары Гасуль» П. Мериме был направлен на разрушение канонов классицизма и утверждение новых принципов искусства. Важно отметить, что молодой Мериме, включившийся в романтическое движение, избрал наиболее сложный путь для осуществления своих новаторских замыслов, путь драматурга, в то время как первые французские романтики пока еще разрабатывали прозаические жанры, мало инте­ресовавшие классицистов. «Театр Клары Гасуль» - произведение, доказывающие, что писа­тель может и должен творить свободно, не ориентируясь при этом ни на какие нормы. Свобода творчества определила и мистификацию: авторство пьес «Театра» было приписано никогда не суще­ствовавшей испанской актрисе Кларе Гасуль.

Особое место в творчестве Мериме занимает его роман «Хроника времен Карла IX». Именно своеобразная композиция романа позволяет назвать его исторической хроникой. Студенту нужно познакомиться с событиями Варфоломеевской ночи, ставшими исторической основой романа. Знакомство с ними позволит вникнуть в замысел автора, понять, в чем заключается авторский принцип историзма, воплощенный в романе. Определенную помощь в этом направлении окажет студентам предисловие к роману самого автора, которое, как правило, студенты оставляют без внимания. Свою основную задачу писатель видит в том, чтобы правдиво показать частную жизнь людей прошлого, создать «подлинную картину нравов и характеров данной эпохи», опираясь при этом на «анекдот», т.е. на документальные свидетельства современников, запечатлевшие в выразительных деталях облик и жизнедеятельность людей минувших эпох. В своих рассуждениях и наблюдениях над различными нравст­венными критериями, зависящими прежде всего от состояния циви­лизации, писатель далеко уходит от романтической интерпретации нравов. Трагические события Варфоломеевской ночи автор романа объясняет религиозным фанатизмом, опасность которого как, впрочем, и фанатизма любого другого рода, для него очевидна. Вся страна поделена на гугенотов и католиков, религиозные страсти которых выглядят про­тивоестественно по сравнению с естественным течением человеческих чувств. Особенно ощутима трагедия любви Бернара де Мержи и Дианы де Тюржи, которая фанатично пытается обратить своего возлюблен­ного гугенота в католичество и даже готова в случае неудачи своего замысла пожертвовать его жизнью. Разные религии разделяют и нежно любящих друг друга братьев де Мержи, гугенота Бернара и католика Жоржа, главных героев романа. Трагическая сущность безумств граж­данской войны подчеркивается сценой, в которой от руки Бернара защищавшего оплот гугенотов Ла-Рошель, погибает Жорж. Умираю­щий говорит, что он не первый француз, убитый братом. Судьба Жоржа и Бернара символизирует братоубийственный характер смуты, главным виновником которой, по убеждению Мериме, является церковь.

Значительное место в творчестве Мериме занимает новелла, развитию которой посвящает свое мастерство автор в 30-40-е годы. В программу включены новеллы, дающие наиболее обширное представление о развитии малого жанра в творчестве писателя.

Творчество ^ Оноре де Бальзака (1799 - 1850) можно назвать вершиной развития реалистического метода во французской литературе. Студентам-заочникам предлагается довольно обширный список произведений Бальзака, что прежде всего определено замыслом и структурой «Человеческой комедии». В рамках данного методического пособия невозможно дать системный анализ произведений писателя, поэтому автор-составитель пособия рекомендует студентам обратиться к учебно-методическим материалам, составленным непосредственно по творчеству французского романиста (см. Методические материалы по курсу «История французской литературы. Творчество О. де Бальзака». УПЛ РГУ, 2006 г.).

Студенту необходимо внимательно прочитать предисловие Бальзака к эпопее, где автор восходит к истокам своего замысла. Произведения, подобного «Человеческой комедии», мировая лите­ратура еще не знала. Это понимает и сам Бальзак: «Запасшись осно­вательным терпением и мужеством, я, быть может, доведу до конца книгу о Франции девятнадцатого века, книгу, на отсутствие которой мы все сетуем и какой, к сожалению, не оставили нам о своей цивилизации ни Рим, ни Афины, ни Тир, ни Мемфис, ни Персия, ни Индия».

Приступая к созданию гигантского полотна, Бальзак своим исход­ным принципом объявляет объективность: «Самим историком должно было оказаться французское общество, мне оставалось только быть его секретарем». Однако творец «Человеческой комедии» - не бесприст­растный «копиист нравов». Суть писателя,- подчеркивает он в предис­ловии «Человеческой комедии», — то, что его делает писателем и, не побоюсь... сказать, делает равным государственному деятелю, а быть может, и выше его, — это определенное мнение о человеческих делах, полная преданность принципам». Вот почему можно и должно говорить о строгой концептуальности великого создания Бальзака. Суть ее определяется уже к 1834 г., хотя и будет претерпевать изменения по мере эволюции мировоззрения и эстетических принципов художника. Согласно плану 1834 г. эпопея включает три больших раздела:

- «Этюды нравов», в которых Бальзак на­мерен изобразить все социальные явления, так что ни одна жизненная ситуация... ни один характер... ни один уклад жизни... ни один из слоев общества, ни одна французская провинция, ничто из того, что отно­сится... к политике, правосудию, войне, не будет позабыто. «Здесь, — подчеркивает Бальзак, — не найдут себе места вымышленные факты, ибо будет описано лишь то, что происходит повсюду»;

- «Философские этюды», ибо после следствий надо показать причины, после «обозрения общества» надо «вынести ему приговор»;

- «Аналитические этюды», где должны быть определены на­чала вещей. «Нравы, — заключает Бальзак, — это спектакль, причины — это кулисы и механизмы сцены. Начала — это автор... по мере того, как произведение достигает высот мысли, оно, словно спираль, сжи­мается и уплотняется. Если для «Этюдов» нравов потребуется двадцать четыре тома, то для «Философских этюдов» нужно будет всего пятнад­цать томов, а для «Аналитических этюдов» — лишь девять».

Бальзак всегда интересовался достижениями современного естествознания и рождение замысла «Человече­ской комедии» связал с научными открытиями Жоффруа де Сент-Илера (система единства организмов), что способствовало становлению его собственной системы. Многоликий и многомерный мир «Человеческой комедии» и будет являть собою бальзаковскую систему единства организмов, в котором все взаимосвязано и взаимообуслов­лено.

Крупнейшим представителем французской литературы второй половины 19 века является ^ Гюстав Флобер (1821—1880). Творчество писателя - связующее звено между бальзаковским этапом реализма первой половины XIX в. и этапом так называемого «натурализма», представленным во второй половине XIX в. Э. Золя и его школой. Эстетические взгляды Флобера должны стать предметом наиболее пристального внимания студентов. В эстетике Флобера определяющим станет устранение субъективного ав­торского начала и перевоплощение, вживание писателя в создаваемый им характер. Путь познания действительности для художника — в пантеистическом слиянии с миром. Нужно «перестать быть собою, но жить в каждом существе, создаваемом тобою». «Необходимо усилием воображения поставить себя на место персонажей, а не подтягивать их к себе. В этом должен заключаться метод», - настаивает Флобер.

В эстетике Флобера следует особо отметить необычайно высокую требовательность к совершенству стиля произведения, которая была «настоящей болезнью» писателя, «истощавшей его и останавливающей его работу», как неоднократно говорил Э. Золя. Критики называли Флобера «фанатиком стиля». Однако его требовательность — не причуда эстета. Убежденный в нерасторжимом двуединстве формы и содержания, Флобер подчерки­вает: «Сама по себе закругленность фразы ничего не стоит, а все дело в том, чтобы хорошо писать», потому что хорошо писать значит одновременно «хорошо чувствовать, хорошо мыслить и хорошо выра­жать». Для Флобера «стиль - это способ мыслить», язык - основа, первоэлемент художественной формы, неотделимой от самой сути произведения: «Форма - сама суть мысли, как мысль - душа формы, ее жизнь». По рассказам современников, Флобер прилагал поистине «нечеловеческие усилия» в поисках единственно нужных ему слов для точного выражения истин, открываемых в жизни.

Главная осо­бенность мировосприятия Флобера, определившая впоследствии па­фос и направленность всего его творчества, может быть выражена словами самого писателя: «Какая ненависть ко всякой пошлости! Какие порывы ко всему высокому!»… «Две вещи поддерживают меня - любовь к Литературе и ненависть к Буржуа». Первое произведение, отразившее миропонимание и эстетические принципы зрелого Флобера, — роман «Мадам Бовари» (1856), кото­рому писатель отдает пять лет напряженного труда. «Провинциальные нравы» - таков подзаголовок романа. При изучении романа «Мадам Бовари» студенту необходимо обратить внимание на своеобразие художественного метода автора, которое проявилось в построении системы персонажей, в особом повествовательном фоне, в специальной манере детализирования. Роман Флобера после первых публикаций был подвергнут суду «нравственности», автора романа обвинили в поэтизации адюльтера. Но показавшуюся обывателям банальной историю семейного адюльтера Флобер поднимает на высочайший уровень правдивого аналитического ис­кусства, придает ей неожиданную идейно-философ­скую глубину и подлинную эстетическую значимость. Эмма Бовари раскрывается как личность трагическая, пытавшаяся восстать против ненавистной пошлости, но в конце концов поглощенная ею.

При анализе образа Эммы студентам необходимо обратить внимание на внутренние противоречия героини. Неприятие обывательского бытия, стремление вырваться из него, вера в силу великой любви заставляют Эмму совершать одну ошибку за другой: вначале это брак с Шарлем, затем отношения с Родольфом и наконец с Леоном. В Родольфе и Леоне она искала созданный ею же самой идеал прекрасного возлюбленного, и именно они стали представителями «мира цвета плесени», против которого восставал автор романа. В поисках иллюзорного счастья Эмма не увидела в муже человека, способного на глубокую любовь, нежного и преданного. Жалея свою героиню, Флобер вместе с тем строго судит ее. В этом отношении показательны сцена предсмертной агонии и смерти Эммы, которые резко контрастируют со сценой смерти Шарля. Впоследствии сам автор признается, что «слишком жестоко обошелся» со своей героиней.

Беспрецедентный суд на романом «Мадам Бовари» и его автором заставили Флобера с удвоенной энергией взяться за разработку нового сюжета, и это был сюжет романа «Саламбо», поистине уникальное произведение как с точки зрения воплощенного в нем принципа историзма, так и своеобразного художественного метода. Уже в марте 1857 г. Флобер погружается в мир Древнего Востока, штудируя многочисленные фолианты, посвященные Карфагену. Сбывается наконец давняя мечта художника «писать большие и роскошные вещи... работать над привольным и чистым сюжетом».

Специальной темой может стать изучение библейских параллелей в романе и их соотнесение с множеством языческих культов, великолепным знатоком которых оказался Флобер.

Франция во второй половине XIX – начале ХХ века определяла общее направление развития европейской культуры. Именно во французской литературе, живописи намечаются тенденции, которые скоро станут ведущими во всей европейской культуре. Во Франции зарождаются художественные течения и школы (натурализм, импрессионизм, символизм), которые впоследствии получают мировое признание.

На развитие литературы рубежа веков оказали влияние идеи позитивизма (идеи О.Конта), эстетика И.Тэна (теория «трех факторов»), теория экспериментальной медицины К.Бернара («Введение в экспериментальную медицину» 1865 года окажет влияние на формирование натуралистической эстетики Э.Золя). Натурализм получает широкое распространение в 70-80-е годы. Для становления натуралистической эстетики большое значение имели теоретические работы Э.Золя.

Эдмон де Гонкур (1822-1896) , Жюль де Гонкур (1830-1870). Роман Э. и Ж. де Гонкур «Жермини Ласерте» (1864) по праву считается художественным манифестом французского натурализма (сами авторы в предисловии назвали его «клиническим анализом любви»). Студентам также рекомендуется для прочтения роман Э. де Гонкур «Актриса Фостен» (1881), где утверждается натуралистическая идея творчества. «Дневник» (1851-1895) братьев Гонкур – важнейший источник для изучения литературной ситуации конца столетия. Студентам будет полезно ознакомиться с характеристиками В.Гюго, Т.Готье, Г. де Мопассана. «Дневник» может помочь студентам проследить эволюцию французской прозы второй половины XIX столетия. «Дневник» также является образцом литературного импрессионизма.

Э.Золя (1840-1902). Приступая к изучению творчества Э.Золя, студентам рекомендуется изучить теоретические работы писателя («Экспериментальный роман», «Романисты – натуралисты», «Натурализм в театре», «Экран»), который стал не только крупнейшим художником, но и теоретиком натурализма. Студентам необходимо ознакомиться с общей концепцией 20-томного романного цикла «Ругон-Маккары» и принципами работы писателя над ним. Программа курса содержит следующие романы Э.Золя: «Тереза Ракен» (обратите внимание на предисловие автора к роману), «Карьера Ругонов», «Творчество».

Творчество Э.Золя как литературного и художественного критика несомненно привлечет студентов. Статьи Э.Золя о Стендале, Бальзаке, Флобере, братьях Гонкур, художниках-импрессионистах расширят представление студентов и о творчестве отдельных авторов, и о литературном процессе в общем. Автор-составитель данных методических указаний рекомендует студентам-заочникам обратиться к пособию «История французской литературы. Творчество Э.Золя» (УПЛ РГУ, 2006 г.).

Г. де Мопассан (1850-1893). Творчество Г. де Мопассана является иллюстрацией эволюции французского натурализма от 1870-х к 1880-м годам. Эстетические принципы Мопассана, которые помогут студентам правильно сориентироваться в специфике мировоззрения автора, в особенностях его творческой манеры, изложены им в предисловии к роману «Пьер и Жан».

Программа курса включает анализ романа «Жизнь» (1883) и целого ряда новелл Мопассана из разных сборников, что позволяет решить проблему тематической классификации новелл, а также определить особенности художественного метода Мопассана-новеллиста. Анализируя роман «Жизнь», студентам необходимо подойти к нему с точки зрения традиций реализма XIX века и авторского новаторства. Роман, который считают «явно натуралистическим», несет в себе практически все черты классического реализма XIX века (описание обстановки, функция пейзажа, особенности портрета, функция детали, социально-психологическая мотивировка действий персонажей).

Мопассан-новелист – автор около 400 новелл, которые несомненно обогатили традиционный для французской литературы жанр. Новеллы объединены в 16 сборников, они исключительно разнообразны по тематике, жанровым особенностям.

Студенты могут дополнительно ознакомиться и с романом Мопассана «Пьер и Жан» (1887) («психологический этюд», по словам автора). Предисловие к роману очень важно для понимания эволюции автора. Новаторство Мопассана в романе проявляется в том, что прямым средством движения сюжета являются не внешние события, а многочисленные перипетии душевной жизни героя. Показателен для творчества Мопассана последнего периода и лирический дневник плавания по Средиземному морю «На воде» (1888), для которого характерно свободное выражение субъективных эмоций. Более широкое представление о творчестве Мопассана-новеллиста, о публицистическом наследии писателя студенты-заочники могут получить, обратившись к пособию «История французской литературы. Творчество Мопассана -новеллиста» (УПЛ РГУ, 2006).

Символизм во французской литературе рубежа веков представлен в программе курса творчеством ^ А.Рембо (1854-1891), П.Верлена (1844-1896), С.Малларме (1842-1898). Отмечая лирический характер французского символизма 1870-1890-х годов, студенты должны научиться разграничивать парнасскую и бодлеровскую традиции в поэзии рубежа веков. Студентам предлагается ознакомиться со статьями Ш.Бодлера об искусстве («Салон 1846 года», «Поэт современной жизни»). В поэзии первого поколения французских символистов (Рембо, Верлен, Малларме) прослеживается модификация бодлеровского творческого начала. Для понимания специфики символизма рекомендуется обратиться к манифестам поэтического символизма Мореаса и Малларме, а также к книге А.Белого «Символизм как миропонимание».

^ С.Малларме (1842-1898) – ведущий теоретик первого поколения французских символистов. Ранние стихи Малларме отмечены влиянием парнасцев и Бодлера («Послеполуденный отдых фавна» (1865-1866). Этому произведению свойственно сочетание символа и аллегории. Характерны для поэзии Малларме и импрессионистические искания (сонет «Кружево»). Своеобразно, в характерной для Малларме ассоциативной манере представлены в его поэзии новозаветные эпизоды («Иродиада»). В целом ряде стихотворений Малларме вырисовывается образ Э.По, творчеством которого поэт был увлечен и который оказал на него значительное влияние.

^ А.Рембо (1854-1891) считают заложившим основы французского символизма. Его творчество генетически восходит к поэтическим исканиям Ш.Бодлера. Одним из ведущих творческих принципов является требование от поэта «ясновидения» (Из письма 1871 г.: «…я говорю, надо стать ясновидцем… Поэт превращает себя в ясновидца длительным, безмерным и обдуманным приведением в расстройство всех чувств. Он идет на любые формы любви, страдания, безумия… он становится самым больным из всех, самым преступным, самым проклятым – и ученым из ученых! Ибо он достиг неведомого»).

Своеобразным манифестом символизма А.Рембо по праву считаются стихотворения «Пьяный корабль» и «Гласные». Поэзии А.Рембо свойственна метафоричность, необычайный внутренний динамизм, особенный импрессионистический антропоморфизм. Эволюцию художественных принципов А.Рембо можно проследить, если последовательно анализировать сонет «Гласные», «Последние стихотворения» (1872) и «Озарения» (1872-1873) А.Рембо во многом предвосхитил поэзию ХХ века (его самого называют «преждевременным ребенком ХХ столетия»).

^ П.Верлен (1844-1896). В творчестве этого удивительного поэта с наибольшей силой выразилось острое ощущение трагизма жизни, чувство одиночества, безысходности, столь свойственные рубежу веков. Студентам рекомендуется по возможности ознакомиться с биографией П.Верлена, чтобы увидеть, насколько глубоки в его поэзии «личные мотивы». Собственно поэтическая деятельность П.Верлена начинается в 1866 году сборником «Сатурновы стихи», который по праву считался предтечей импрессионистической лирики поэта («Осенняя песня»). Субъективный психологизированный пейзаж, глубокое интуитивное «вчувствование» в действительность, пластичность и гармония – вот характерные особенности верленовского стиха. П.Верлен из всех поэтов-символистов наиболее глубоко воспринял импрессионизм. Эстетические принципы Верлена-импрессиониста облечены в поэтическую форму стихотворения «Поэтическое искусство» (1874).

Студентам необходимо тщательно проанализировать стихотворения для того, чтобы тоньше воспринять особенности верленовской импрессионистической стилистики. Сборник «Песни без слов» (1874) – практическая реализация импрессионистических установок Верлена. Здесь можно говорить о своеобразном «импрессионистическом» пейзаже души поэта.

Творчество Р.Роллана (1866-1944). Высоко ценивший театр как наиболее демократический и действенный вид искусства, Р.Роллан входит в литературу как драматург. Этому предшествует плодотворная педагогическая и искусствоведческая деятельность. В течение длительного времени Роллан читает лекции по истории искусств в Сорбонне, в 1896 году защищает две диссертации: «История происхождения оперы в Европе до Люлли и Скарлатти» и «Упадок живописи в Италии после XVI века». Заметным явлением в теории музыки станут статьи Р.Роллана «Музыканты наших дней» (1908), «Музыканты прошлого» (1908), «Бетховен. Великие творческие эпохи» (1927-1945).

Значительное место в творческой биографии Р.Роллана занимает цикл «Героические жизни» («Жизнь Бетховена», 1903; «Жизнь Микеланджело», 1906; «Жизнь Толстого», 1911). Несомненная органическая связь существует между ними и романом-эпопеей «Жан-Кристоф» (1904-1912).

Анализируя роман, студентам необходимо уделить особенное внимание специфике роллановского психологизма. Роллан заостряет внимание читателя на непрерывном развитии и углублении внутреннего мира своего героя. Сюжетная линия в романе движется не от события к событию, а от одного периода внутренней жизни к другому (Е.Евнина).

При работе над романом студентам необходимо проследить все этапы духовной, творческой эволюции Жана-Кристофа, изображенной на широком общественном фоне. В этом студентам поможет дополнительная научная литература. Некоторую помощь в овладении творческим наследием Р.Роллана студентам окажет пособие «История французской литературы. Творчество Р.Роллана» (УПЛ РГУ, 2006).





оставить комментарий
страница1/3
Дата22.09.2011
Размер0.56 Mb.
ТипМетодические указания, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

страницы:   1   2   3
Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Загрузка...
Документы

Рейтинг@Mail.ru
наверх