Лингвокультурный типаж «звезда голливуда» 10. 02. 04 Германские языки icon

Лингвокультурный типаж «звезда голливуда» 10. 02. 04 Германские языки


Смотрите также:
Лингвокультурный типаж «английский дворецкий» 10. 02. 04 Германские языки...
Английский лингвокультурный концепт «семья» испособы отражения его коннотативного содержания в...
Программа-минимум кандидатского экзамена по специальности 10. 02. 04 «Германские языки»...
Программа вступительного экзамена по специальности 10. 02...
Программа вступительного экзамена в аспирантуру по специальности 10. 02...
Програма-минимум кандидатского экзамена по специальности 10. 02...
Программа вступительного экзамена в аспирантуру по специальности 10. 02. 04 Германские языки...
Лингвокультурный концепт «счастье» в калмыцком и английском языках...
Программа кандидатского экзамена по специальности 10. 02. 04 Германские языки...
Программа кандидатского экзамена по специальности 10. 02. 04 Германские языки (немецкий язык)...
Образовательная программа подготовки магистра лингвистики «Германские языки (английский язык)»...
Программа вступительного испытания направление «031100 Лингвистика»...



Загрузка...
скачать


На правах рукописи


СЕЛИВЕРСТОВА Любовь Павловна


ЛИНГВОКУЛЬТУРНЫЙ ТИПАЖ «ЗВЕЗДА ГОЛЛИВУДА»


10.02.04 – Германские языки


Автореферат


диссертации на соискание ученой степени

кандидата филологических наук


Волгоград – 2007

Работа выполнена в Государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Волгоградский государственный университет».


Научный руководитель: кандидат филологических наук, профессор

Максимова Тамара Владимировна.


^ Официальные оппоненты: доктор филологических наук, профессор

Карасик Владимир Ильич;


кандидат филологических наук, доцент

Клименко Елена Олеговна.


Ведущая организация: Орловский государственный университет.


Защита диссертации состоится 25 октября 2007 года в 14.00 на заседании диссертационного совета Д 212.029.05 в Волгоградском государственном университете по адресу 400062, Волгоград, проспект Университетский, 100, ауд. 4-01 А.


С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Научно-исследовательского института истории русского языка Волгоградского государственного университета.


Автореферат разослан 18 сентября 2007 г.


Ученый секретарь

диссертационного совета М.В. Косова

^ ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ


Данная работа выполнена в рамках лингвокультурологического направления в современном языкознании и посвящена изучению американской национальной концептосферы. Объектом исследования является лингвокультурный типаж «звезда Голливуда», в качестве предмета изучения рассматриваются понятийные, образные и ценностные характеристики данного типажа.

Актуальность исследования заключается в следующем: 1) лингвистическая аксиология, призванная выявить несовпадения ценностных приоритетов различных культур, представляет собой одно из наиболее активно развивающихся направлений современного языкознания, вместе с тем многие вопросы лингвистики ценностей, например, формирование концептов с противоречивыми оценочными характеристиками, остаются недостаточно разработанными; 2) являясь знаковой фигурой для американской лингвокультуры, типаж «звезда Голливуда» представляет собой важный источник информации о фундаментальных ценностях Америки, в частности о столь значимом для американского сознания, но не получившем достаточного освещения в науке понятии, как «американская мечта»; 3) типаж «звезда Голливуда» является относительно недавним концептуальным образованием, становление которого свидетельствует о новых социокультурных тенденциях в современном американском обществе; исследование лингвокультуры на ее современном этапе представляет особую актуальность для аксиологической лингвистики.

В основу предпринятого исследования положена следующая гипотеза: существующий в американской лингвокультуре типаж «звезда Голливуда» являет собой культурно-специфическую и значимую личность, оказывающую влияние на представителей данного этноса; являясь разновидностью концепта, данный типаж актуализирован в языке и может быть исследован с помощью анализа апеллирующих к нему текстов.

Целью исследования является описание лингвокультурного типажа «звезда Голливуда», а также выявление его значения для американского национального самосознания. Данная цель конкретизируется в следующих задачах:

  • определить понятие «лингвокультурный типаж»;

  • охарактеризовать типаж «звезда Голливуда» с позиций базовых американских ценностей;

  • выявить понятийные характеристики типажа «звезда Голливуда»;

  • описать образные характеристики данного типажа;

  • установить его ценностные доминанты.

Научная новизна выполненной работы заключается в выявлении значимости типажа «звезда Голливуда» с точки зрения его влияния на национальные ценности, в определении признаков понятийной составляющей исследуемого концепта, моделировании его интра- и экстра- зон, в описании образно-ассоциативных и ценностных характеристик данного типажа, а также в установлении роли явления стереотипизации в процессе аксиологизации концепта.

^ Теоретическая значимость исследования состоит в определенном вкладе данной работы в развитие аксиологического и концептуального направлений в лингвистике и становление теории лингвокультурных типажей.

^ Практическая ценность работы заключается в возможности применения полученных результатов в вузовских курсах по межкультурной коммуникации, лексикологии английского языка, страноведению США, спецкурсах по лингвокультурологии, концептологии и аксиологической лингвистике.

Материалом исследования послужили данные сплошной выборки из толковых, энциклопедических и лингвострановедческих словарей, текстов художественной литературы и прессы, включая Интернет-источники, программ американского телевидения, песен, а также результаты анкетирования респондентов (100 информантов). За единицу исследования принят текстовый фрагмент, в котором актуализирован (обозначен или выражен) типаж «звезда Голливуда». Количество проанализированных текстовых фрагментов, апеллирующих к концепту, составляет более 2500 единиц.

Исследование базируется на следующих принципах, обоснованных в научной литературе:

1) Принадлежность к определенной культуре, определяющая менталитет народа, национальный характер и национальную картину мира, создает те коммуникативные установки, на основе которых формируется коллективная языковая личность, являющаяся объектом изучения межкультурной коммуникации, лингвокультурологии и лингвоперсонологии (Н. Д. Арутюнова, В. В. Воробьев, О. А. Леонтович, В. А. Маслова, В. Н. Телия, С. Г. Тер-Минасова).

2) Важнейшей единицей исследования языковой картины мира принято считать концепт, представляющий собой сложное ментальное образование и обладающий национально-культурной спецификой. Концепт актуализируется в языке и имеет понятийный, образный и ценностный элементы (С. Г. Воркачев, В. И. Карасик, Д. С. Лихачев, С. Х. Ляпин, Г. Г. Слышкин, Ю. С. Степанов).

3) Частью лингвоперсонологии является теория лингвокультурных типажей, исследующая концепты типизируемой личности – обобщенные узнаваемые представители культуры, поведение которых воплощает в себе ее нормы и ценности (О. А. Дмитриева, Т. А. Ивушкина, В. И. Карасик, Е. А. Ярмахова).

^ На защиту выносятся следующие положения:

1. Лингвокультурный типаж «звезда Голливуда» является знаковым концептом американской национальной картины мира и воплощает в себе фундаментальные ценности общества США, зафиксированные в понятии «американская мечта»: богатство, слава, успех, общественное влияние.

2. Значимость типажа «звезда Голливуда» для носителей американской лингвокультуры заключается в большой степени его аксиологизации, что проявляется на трех уровнях (понятийном, образном и ценностном) и вербализуется с помощью набора определенных лексических средств.

3. Понятийные характеристики типажа «звезда Голливуда» сводятся к следующим доминантным признакам: выдающийся, знаменитый, популярный актер (актриса), принадлежащий к индустрии кино, а также миру развлечений и шоу-бизнеса США. Данные характеристики уточняются дополнительными признаками: особые привилегии, высокие гонорары, публичность и рекламный имидж.

4. Образ исследуемого типажа строится на основе вербализованных в текстах ассоциативных признаков, связанных с внешним обликом, чертами характера, стилем жизни и приписываемым ролевым поведением звезд Голливуда. Совокупность наивных представлений носителей американской культуры характеризует звезду как привлекательного, харизматичного, капризного и высокомерного человека. Звезде свойственно девиантное поведение, она ведет богемный образ жизни и живет в шикарных условиях.

5. На оценочном уровне «звезда Голливуда» представляет собой аксиологически полярный концепт. Являясь воплощением американских фундаментальных ценностей, исследуемый типаж часто получает негативную характеристику, которая объективируется в оценочных и метафорически переосмысленных лексемах. Данный факт объясняется влиянием стереотипизации на формирование оценок в языковом сознании американцев.

В работе использовались следующие методы исследования: понятийный, контекстуальный, интерпретативный анализ, компонентный анализ, а также интервьюирование респондентов и метод статистической выкладки.

Апробация. Основное содержание диссертации докладывалось на международной научной конференции «Язык, культура, коммуникация» (Волгоград, 18 – 20 апреля 2006 г.), на международной конференции EAPSU “Literature, Writing, and the Natural World” (г. Мэнсфилд, США, октябрь 2006), на научных сессиях Волгоградского государственного университета (апрель 2005 – 2007 гг.), на X региональной конференции молодых исследователей Волгоградской области (Волгоград, 2005), на научных семинарах кафедры английской филологии Волгоградского государственного университета. По материалам исследования опубликовано 7 работ общим объемом 2 п.л., в том числе одна статья в журнале из списка ВАК.

^ Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы на русском и английском языках, а также перечня лексикографических источников и иллюстративного материала, использовавшегося при исследовании.


^ ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ


В первой главе «Лингвокультурный типаж “звезда Голливуда” как предмет лингвистического исследования» определяется понятие «лингвокультурный типаж», характеризуется типаж «звезда Голливуда» с позиций базовых американских ценностей, устанавливается значимость данного типажа для американской лингвокультуры.

Одной из ведущих парадигм современного языкознания является взаимосвязь языка и культуры, определившая активное развитие лингвокультурологического направления. Последние десятилетия в лингвистике ознаменовались повышенным интересом к проблемам лингвоконцептологии и теории языковой личности как базовых ответвлений лингвокультурологии.

Концепт как лингвистический феномен получил разностороннее освещение в работах современных исследователей (Н.Д. Арутюнова, С.Г. Воркачев, В.И. Карасик, Д.С. Лихачев, С.Х. Ляпин, Г.Г. Слышкин, Ю.С. Степанов), однако многие аспекты концептологии остаются неизученными. Немало внимания исследователи уделяют и проблемам лингвистической персонологии (Г.И. Богин, В.И. Карасик, Ю.Н. Караулов, В.П. Нерознак), и, тем не менее, вопрос о взаимоотношении языка и личности по-прежнему стоит достаточно остро.

Достижения лингвоконцептологии и лингвоперсонологии послужили основой для выделения особого вида концепта – концепта типизируемой личности – и становления нового направления в лингвистике, теории лингвокультурных типажей.

Лингвокультурный типаж являет собой узнаваемый образ представителя той или иной культуры, типизированный на основе социокультурных критериев, а также определенных специфических характеристик вербального и невербального поведения. Лингвокультурный типаж представляет особую важность для аксиологического направления в лингвистике, поскольку отражает в себе закрепившиеся в социуме ценности, с одной стороны, и служит основой для формирования новых ценностных ориентаций в обществе, с другой.

Являясь разновидностью концепта, лингвокультурный типаж имеет понятийную, образную и ценностную составляющие. Понятийная составляющая типажа может быть исследована с помощью анализа словарных дефиниций, позволяющих установить конститутивные признаки понятия. Образные и ценностные доминанты типажа актуализированы в языке в виде апеллирующих к нему языковых единиц и могут быть выявлены с помощью интерпретативного анализа прецедентных и креолизованных текстов, текстов произведений художественной литературы и дискурса СМИ, а также анкет респондентов.

Исследование лингвокультурного типажа также предполагает построение семантического поля концепта типизируемой личности на основе входящих и исходящих ассоциаций, составляющих его интра- и экстра- зоны и формирующих его номинативную плотность и номинативную диффузность соответственно (Г.Г. Слышкин). Данное поле состоит из дескриптивных и оценочных лексем и словосочетаний и служит основой для выделения ценностных и ассоциативно-образных доминант.

Тесно соприкасаясь с другими базовыми понятиями лингвоперсонологии («роль», «амплуа», «имидж», «персонаж», «стереотип», «речевой портрет»), лингвокультурный типаж являет собой новый и своеобразный лингвистический феномен, поскольку, в отличие от перечисленных понятий, характеризуется многоплановостью, объективностью и концептуальностью. При изучении лингвокультурного типажа приоритет отдается установлению культурно-диагностической значимости типизируемой личности для понимания соответствующей культуры, а также влиянию этой личности на языковую картину мира в сознании носителей языка и на язык как таковой.

Для определения значимости типажа «звезда Голливуда» в отношении американской лингвокультуры необходимо выявить особенности американского национального характера и ментальности в целом. Среди основных факторов, обусловивших своеобразие американского самосознания, можно назвать традиционные европейские ценности, ставшие основой мировоззрения американцев, многообразие этнических групп и, как следствие, идею культурного плюрализма, обширную территорию и многообразие природных и климатических условий, способствующих самоидентификации американцев как великой нации.

К числу ценностных доминант, составляющих основу американского национального характера, относят стремление к достижению личного успеха и самореализацию в профессиональной сфере, трудолюбие и желание эффективно расходовать время, ориентацию на деятельностный подход к окружающему миру, прагматичность, оптимизм, материальное благополучие, приверженность принципу индивидуализма, тесно соприкасающегося с понятием демократии, которое базируется, в свою очередь, на высоко ценимой личной свободе и неприкосновенности частной собственности.

Важность для понимания ценностной картины мира в сознании американцев представляет понятие «американская мечта», использующееся для описания некой общенациональной идеологии, объединяющей американцев. Квинтэссенцией американской мечты является представление о том, что каждый человек, обладающий способностями, энергией и трудолюбием, способен честным путем преуспеть в жизни, став добропорядочным и состоятельным человеком. Американская мечта – это олицетворение бесконечных возможностей, успеха, богатства, карьерного взлета, которые, однако, достигаются путем упорной и напряженной работы человека, «сделавшего самого себя».

Значимость лингвокультурного типажа «звезда Голливуда» для американского самосознания проявляется в его соотнесенности с базовыми ценностями культуры. Тот факт, что шоу-бизнес и киноиндустрия являются одними из самых развитых и прибыльных отраслей в США, свидетельствует о прагматической направленности американцев и стремлении извлечь пользу из всего, даже из собственного удовольствия, а также об их стремлении к материальному благополучию. Кроме того, Голливуд выступает как своего рода оплот и выразитель национальной идеологии, а американские фильмы – это квинтэссенция национального характера, выражение сущности американцев. Примечательно соотнесение исследуемого типажа с понятием «американская мечта»: сам Голливуд метафорически называют Dream Factory (Фабрика Грез), то есть тем местом, где американская мечта создается как продукт массового производства, а звездная карьера есть не что иное, как воплощение американской мечты в реальности. Голливуд, его продукция, включая и «звезд», его образ жизни, его ценности и идеология являются неотъемлемой частью американского национального самосознания и менталитета, равно как и одним из символов, образов и лиц Америки в восприятии ее представителями других культур.

^ Во второй главе «Лингвокультурный типаж “звезда Голливуда”: понятийная, образная и ценностная составляющие» выявляются понятийные, образные и ценностные характеристики исследуемого типажа, устанавливаются лингвистические средства их актуализации, анализируется номинативная плотность и номинативная диффузность концепта, устанавливается роль стереотипизации в процессе аксиологизации типажа.

Понятийная составляющая концепта представляет собой набор конститутивных признаков, наиболее важных смысловых доминант, формирующих содержание исследуемого понятия. Анализ понятийного элемента предполагает, в частности, рассмотрение словарных и прочих дефиниций с целью выявления доминантных сем и системных отношений внутри концепта.

Конститутивные понятийные признаки типажа «звезда Голливуда» сводятся к сумме значений двух его основных компонентов – понятий “star” и “Hollywood”. В ближайший ассоциативный круг слова “star” входят понятия celebrity и fame. Понятие “Hollywood” наряду с денотативным значением обладает большим метафорическим и ассоциативным потенциалом.

Дефиниции толковых, энциклопедических и лингвострановедческих словарей позволили выявить следующие смысловые доминанты понятия “Hollywood star”: 1) a person, 2) a performer, 3) an actor (-ress), 4) playing a leading role, 5) having a special billing, 6) prominent, 7) excelling, 8) famous, 9) talented,

10) highly popular, 11) much talked about, 12) exposed to the public, 13) well-publicized, 14) regularly featured in magazines and tabloids, 15) specially treated, privileged, 16) receiving huge fees, 17) glamorous, 18) from the entertainment world, 19) living in Los-Angeles, 20) belonging to U.S. film industry, its life and world.

В ходе исследования был проведен эксперимент, который состоял в анкетировании респондентов-носителей американского варианта английского языка с целью выявления понятийных, образных и ценностных доминант исследуемого типажа. В опросе приняли участие 100 информантов в возрасте от 18 до 70 лет, имеющие законченное высшее или среднее образование. При проведении экспериментального исследования мы опирались на три составляющие концепта. Респондентам было предложено дать определение понятия «звезда Голливуда» и выстроить ассоциативный ряд из слов или словосочетаний, апеллирующих, по их мнению, к образу исследуемого типажа. Кроме того, в анкете предлагалось выделить положительные и отрицательные стороны в жизни и поведении звезд, а также высказать собственное отношение к данному типажу.

Стоит отметить специфику дефиниций концепта «звезда Голливуда», предложенных респондентами. Примечателен тот факт, что многие информанты (63 из 100 проинтервьюированных) наряду с денотативным компонентом включали в свои определения оценочные коннотации, касающиеся образа жизни и морального облика звезд и критикующие отношение американской публики к знаменитостям:


A Hollywood star is a person falsely given the status of deity by the majority of American public, and therefore their lives and actions are viewed as somehow important and impactful on the world as we know it, when in reality their lives are every bit as trivial as everyone else’s.


A Hollywood star is a person who is famous due to his/her acting in movies or TV shows. The typical idea about Hollywood stars is that they are spoiled and have unrealistic lives because of how much money they have.


Эмоционально-оценочная актуализация концепта на понятийном уровне свидетельствует о высокой степени его аксиологизации и, следовательно, о важности концепта «звезда Голливуда» для американской лингвокультуры.

Лексико-семантическое поле типажа «звезда Голливуда» формируется про опоре на языковые единицы интра- и экстра- зон концепта, а именно на входящие ассоциации понятий «звезда» (celeb, idol, icon, A-lister, headliner и др.) и «Голливуд» (the world’s movie capital, filmland, never-never land и проч.), а также исходящие ассоциации обоих понятий, образующие ряд новых слов и устойчивых выражений (stargazer, starlet, celebrity-branded, Hollywood smile, to go Hollywood и т.п.).

При формировании единиц интразоны (преимущественно лексем и словосочетаний при незначительном количестве идиом) использовались такие словообразовательные способы, как словосложение (cinemaland, dreamland), метонимический (poster face, big name) и метафорический (Dream Factory, Lotus land) переносы значения.

Лексические средства, вербализующие экстразону типажа, образуются с помощью конверсии (to star, to co-star), аффиксации (Hollywoodish, starlet), словосложения (star-studded, to stargaze), аббревиации (CWS, MID) и блендинга (Brangelina, Thurmantino).

Образная составляющая типажа создается благодаря наивным, нередко стереотипизированным представлениям говорящих об объекте и строится на основе их ассоциаций и перцептивных наблюдений. Поскольку исследуемый концепт является концептом личности, то для моделирования его образа необходимо рассмотреть наиболее обобщенные представления о внешнем облике, чертах характера, образе жизни и ожидаемом ролевом поведении типажа.

К чертам, характеризующим внешний вид типажа «звезда Голливуда» (star look), относятся представления о том, как знаменитость должна выглядеть, во что одеваться и как позиционировать себя на публике. При этом доминантами образа являются лощеная, ухоженная, привлекательная внешность, наряды от ведущих домов моды, ослепительная «голливудская улыбка», снисходительно-горделивая манера держать себя, принимать как должное положенные почести:


Joanna Lumley is standing on the top deck of the superliner Sea Princess as she prepares to name the ship in her role as “godmother”. The theme is “Hollywood glamour”, complete with red carpet, giant movie screen and flashing lights and Joanna, magnificent in a pink gown and diamond necklace, looks every inch the star. Smiling and giving regal waves, she has the 2,000-strong launch crowd at Southampton eating out of her well-manicured hands (HELLO! 16 June, 2005).


Такая составляющая образа звезды, как «звездный характер» (star character) репрезентирована следующими признаками: высокомерие, амбициозность, капризность, требовательность, эгоизм:


^ In the town where ‘modesty’ is a dirty word, the proud stars repeat a simple mantra: “I am the one, high and mighty. Adore me, worship me, I am your God”(из цикла программ американского канала MTV “Seven Deadly Hollywood Sins”).


Беспринципность и желание пробиться на вершину олимпа любыми путями также является одной из доминант звездного характера:


His goals were vague, indistinct; he wanted to become a ‘star’, though he was a nice, decent fellow, who hadn’t known poverty that always causes people to be fame-thirsty. It crossed Doctor’s mind that well-educated people seldom squeeze their way through to the scene (Denker: 48).


Согласно общепринятым представлениям, образ жизни звезд (star lifestyle) складывается на основе таких доминант, как посещение приемов, вечеринок, торжеств, участие в фотосессиях, пресс-конференциях и интервью:


High-intensity searchlights criss-cross the night sky. Movie stars dressed in tuxedos and evening gowns arrive in stretch limousines in front of the theatre, to the applause of an adoring crowd. Emcee Army Arched, with microphone in hand, interviews the celebrities going inside to watch the film… It’s quite a sight. And quintessential Hollywood experience (http://www.hollywood.com).


Частью представления о звездном стиле жизни является поддержание идеального внешнего вида с помощью спорта, диет и пластических операций. Звездам свойственна одержимость идеальной внешностью, являющейся основным товаром в Голливуде:


In a very reasonable attempt (it’s Hollywood, after all) to stay youthful – and keep Ashton! – it looks like 43-year-old Demi Moore has gone under the knife to lift her aging knees! <…> Demi had reportedly already shelled out more than $100,000 on cosmetic surgery (including breast implants and liposuction) in the quest for a perfect body! (Star, November 13, 2006).


Образ жизни звезд часто апеллирует к таким понятиям, как роскошь и богатство, непременными атрибутами которых являются огромные особняки, лимузины с личными водителями, круизы и путешествия, неоправданно огромные траты, все, что подразумевает под собой так называемая шикарная жизнь (chic life):


A private jet, a custom-made yacht, a string of beautiful homes and invitations to the best parties in town – including royal weddings – Valentino’s lifestyle is every bit as glamorous as his legendary gowns (HELLO! 16 June, 2005).


Ожидаемое ролевое поведение типажа «звезда Голливуда» включает в себя представления о скандальности звезд, обращении к «черному PR-у» с целью саморекламы и антисоциальном девиантном поведении, которое проявляется в желании произвести эпатаж и проявить себя в роли эксцентричного человека с причудами:


Confirmed bachelor George Clooney broke quite a number of women’s hearts, declaring he’d prefer to share a good night’s sleep on the bed with his pet hog nicknamed Max, while his sweetheart had to content herself with the place on the guest couch. Not being able to replace the gently-grunting-in-his-sleep rival shattered quite a few self-confidences in Hollywood (“Young, Sexy & Hollywood”).


В качестве одной из наиболее существенных составляющих звездного образа можно назвать «звездное обаяние» (star appeal), которое проявляется в особой привлекательности личности, в ее неуловимом шарме, свойстве очаровывать других, в ее харизматичности. «Звездное обаяние» предполагает наличие некой «изюминки», которая делает звезду особой, непохожей на других и подчас превращает звезд в настоящих легенд. В качестве этого неуловимого «звездного обаяния» “Arts in America” называет: “the enigmatic erotisism of Greta Garbo’s smile, the nervous intensity of a Bett Davis gesture, the throwaway charm of Cary Grant, the gulpy idealism of James Stuart, Charlie Chaplin’s winsome loneliness, the innocent sexiness of Marilyn Monroe” (Pells 1992: 33).

При моделировании лексико-семантического поля на уровне образной составляющей типажа «звезда Голливуда» мы обратились к тематической классификации лексем, представленных по трем основным категориям в соответствие с их принадлежностью к одной из трех частей речи: существительным, прилагательным и глаголам. Внутри каждой группы выделялись лексемы, апеллирующие к внешнему виду звезд Голливуда, характерные для их образа жизни и описывающие черты характера. Примечательно, что внутри каждой категории вербальные средства сочетали в своей семантической структуре не только дескриптивный (glittering, well-groomed, tanned, busy, gloss, glamour, chic, brands, designer clothes, evening gown, tuxedo, limousine, to play, to film, to celebrate, to pose), но и оценочный компоненты (gorgeous, hot, immaculate, arrogant, haughty, selfish, pampered, pompous, narrow-minded, inflexible, scandals, divorces, drugs, alcohol, to misbehave, to gossip).

Подобное наслоение оценочной составляющей на образный элемент концепта прослеживается и в данных анкетирования респондентов. Данная маркированность образа вновь неизменно приводит к выводу о том, что концепт «звезда Голливуда», так часто призывающий американцев к высказыванию какого-либо рода оценки, занимает очень важную нишу в системе их ценностей и приоритетов.

Причисление типажа «звезда Голливуда», воплощающего в себе аксиологически значимое понятие «американская мечта», к знаковым концептам американской лингвокультуры предполагает наличие в его ценностной составляющей преимущественно положительных оценок поведенческих доминант. В проанализированных нами контекстах, однако, обнаруживается весьма неоднозначное отношение к исследуемому концепту.

Исследуя ценностную составляющую концепта, мы обратились к моделированию морального облика типажа «звезда Голливуда» и анализу его статусных характеристик.

В структуре морального облика типажа обозначились следующие элементы:

а) вредные привычки (bad habits), заключающиеся в пристрастии к употреблению алкоголя и наркотиков:


In the late 1970s, in an effort to cope with the pressures of her career and running a home and a family, she [Dora Bryan] started drinking while taking anti-depressants, and eventually suffered a nervous breakdown (HELLO! 16 June, 2005).


б) порочность (perversity), проявляющаяся в нравственной распущенности, пропаганде аморального образа жизни, эксплуатации сексуальных данных ради продвижения по карьерной лестнице:


^ They [the press] demanded drastic measures to purify the country and stop bed-casting in Hollywood (Wiceman: 428).


Согласно подобным представлениям сам Голливуд предстает в образе «города греха» (sin city):


Screaming headlines ran: “Is Hollywood Still Sin City in US?” The introduction and rather dim allusions not naming anyone in particular made it obvious the answer was ‘yes’, saying that talent agents were procuring ‘call girls’ (Wiceman: 409).


Неразборчивость в любовных связях и супружеские измены, пропаганда свободного образа жизни в атмосфере отсутствия моральных устоев является одной из самых ярких характеристик звезд Голливуда:


He despised Joan for her alcohol addiction and infidelities, but loved her in his own way. That is why they had to feign a happy Hollywood couple, an exception from the commonly accepted rule, according to which all Hollywood marriages came to a bad end (Denker: 109).


в) лицемерие (hypocrisy), ассоциирующееся также с подлостью и нечестным соревнованием:


The only problem with LA is people can air-kiss you and then walk away and stab you in the back. It’s teaming with sycophants because everyone wants to be in the movies’ (HELLO! 16 June, 2005).


г) продажность (venality), включающая преклонение перед властью и деньгами, манипуляция судьбами других людей:


^ Now you’re on top of the world, money, power, and fame <…>

Sold your soul for the roll, now you got to pay

Forfeit of integrity, overnight celebrity

Settle for selfish gain rather than dignity (P.O.D., Hollywood).


Столь очевидная отрицательность образа звезды Голливуда позволяет нам делать вывод об аксиологической полярности исследуемого типажа. С одной стороны, воплощающая в себе совокупность таких ценностей американского общества, как богатство, слава, возможность самореализации, все, что сочетает в себе американская мечта, звезда Голливуда представляется объектом резкой критики со стороны американцев. На наш взгляд, подобная двойственность концепта напрямую зависит от явления стереотипизации, абсолютизирующей факультативные признаки типажа. В связи с чем представляется правомерным противопоставить объективные (типовые) признаки лингвокультурного типажа и стереотипные (субъективные) признаки. При этом объективные признаки представляют собой категориальные характеристики, позволяющие говорить о наличии у звезд Голливуда отличительных черт, благодаря которым и становится возможной сама типизация. Стереотипные же признаки являют собой стандартизированные представления о знаменитостях, присущие далеко не всем звездам, но воспринимаемые как ожидаемые доминанты поведения. Например, такой признак, как слава, относится к категориальным, поскольку компонент fame входит в набор доминантных сем понятия celebrity и, более того, представляет собой его семантическое ядро. Признак вредные привычки, наоборот, является стереотипным, так как присущ далеко не всем звездам и не берется за основу типизации. Таким образом, мы можем проследить зависимость оценочного знака концепта от степени постоянности доминантного признака и непосредственно от явления стереотипизации.

Необходимость разграничения стереотипных и объективных признаков подтверждается и при анализе статусных характеристик типажа. В качестве таковых можно выделить:

- богатство;

- славу;

- успех;

- общественную значимость;

- публичность;

- представление о звезде как о продукте;

- зависимость от голливудской иерархической системы;

- представление о работе звезды как о легком труде.

Те из перечисленных признаков, которые испытывают на себе большое влияние стереотипизации, как, например, зависимость, легкая работа, представление о звезде Голливуда как о продукте, получают отрицательную маркированность, так как противоречат фундаментальным американским ценностям (индивидуализму, трудолюбию, самостоятельности).

Аксиологическая полярность проявляется и в двойственности ассоциаций, возникающих у носителей американской лингвокультуры по отношению к самому концепту «Голливуд»: с одной стороны, Голливуд предстает в качестве «страны, где исполняются желания» (Dreamland, never-never land), с другой, Голливуд – это страна разбитых надежд, «город греха», «проклятый город» (sin city, four-letter town):


^ I propose we drink to Hollywood, stardom, and lots and lots of money,” said Margaret (Ebert: 10).

So you wanna be a superstar

Welcome to Hollywood

High times, big dreams, living large

Welcome to Hollywood (P.O.D., Hollywood).


Наивные представления о Голливуде как о «земле обетованной» противоречат восприятию его как города разврата и греха, места крушения судеб:


We live in California, Los Angeles’. ‘Ah, that’s where Hollywood is, with lots of sex, drugs and all the other bad things, I read about it’, said Aretha-May resentfully (Collins: 434).

Hollywood

You're a dream machine

Some day they'll burn the king for selling out

Chew you up and spit you out

Just like heaven when things are good

But there ain't no hell like Hollywood (Aerosmith, Hollywood).


Экспериментальная проверка полученных данных при помощи опроса информантов в целом подтвердила сделанные ранее выводы. Для выявления непосредственно ценностной составляющей исследуемого типажа опрашиваемым было предложено представить себя в роли звезды Голливуда и ответить на вопрос о том, что привлекательно для них в данной роли, а что является нежелательным. Среди положительных моментов респондентами были отмечены:

  • fame (including being heard, admired) – 100% респондентов;

  • money (including being able to afford expensive clothes and luxurious homes) – 97%;

  • possibility to travel – 62%;

  • interesting job (filming in foreign places and meeting famous people) – 61%;

  • ability to shape or influence public opinion – 30%.


В числе отрицательных факторов были названы:


  • media spotlight (being judged, exposed to the public, having to do personal interviews and candid photos in tabloids, paparazzi) – 100%;

  • lack of privacy – 75%;

  • great divorce rate – 67%;

  • dependence on agents and producers (including having to deal with people one doesn’t want to deal with) – 31%;

  • lack of time for the family – 22%.


Помимо выявления ценностных ориентиров американской культуры при анализе аксиологической составляющей концепта мы задались вопросом о том, каково же личное отношение опрашиваемых к звездам Голливуда, волнует ли их наличие таковых и каким образом знаменитости могут влиять на общественное сознание. Большинство опрашиваемых (62%) разделяли понятия actor/actress и star, акцентируя внимание на таком неотъемлемом признаке типажа «звезда Голливуда», как коммерциализация, принадлежность к киноиндустрии в первую очередь, нежели обладание актерским талантом. «Звезда» для них – это продукт, который, помимо своей основной функции – умения играть, выполняет ряд социальных задач:


Hollywood star is not just an actor. It is also someone
who has found a way into mass-market commercial films aimed at the
lowest-common denominator among people, someone whose managers have
persuaded the popular media to deify him or her, to build around him
or her an illusion of commercialized glamour.



Другой заметной тенденцией среди респондентов было возмущение той, на их взгляд, незаслуженно завышенной ролью, которую общество отводит звездам. Информанты указывали на тот факт, что звезды – это всего лишь люди, мнение которых не может быть более ценно, чем мнение обычного человека. Также среди респондентов неоднократно высказывалось неодобрение той одержимости, с которой американское общество следит за жизнью знаменитостей:


My attitude is that they are just people who happen to be able to act well; this doesn’t make them right/correct or an ’expert’ in any other area so I do not indulge them or think that their opinion is worth more than anyone else’s opinion.


Дифференциация объективных и стереотипных признаков также представляется правомерной при установлении средств языковой актуализации ценностной составляющей типажа «звезда Голливуда». Расхождения в средствах объективации подтверждают необходимость данного разграничения. Лексика, актуализирующая объективные признаки, характеризуется преимущественно положительной маркированностью (freedom, hope, fantasy, admiration, success, pleasure, high times, big dreams, heroes and heroines, glamour life, to adore, to worship). Стереотипные признаки репрезентируются богатой палитрой лексических средств с отрицательной оценочной коннотацией (crass, cheap, promiscuous, enslaved, empty-eyed, mean, abusers, hypocrites, two-timers, perverts, boozers, strumpets, addiction, infidelity, bed-casting, to air-kiss, to shoot-up).

^ В Заключении представлены основные выводы и результаты исследования.

В американской лингвокультуре существует социокультурный тип «звезда Голливуда», характеризующийся признаками яркости и узнаваемости, что позволяет причислять его к разряду лингвокультурных типажей.

В результате исследования была подтверждена гипотеза о значимости типажа «звезда Голливуда» для американской лингвокультуры, что проявляется при соотнесении его ценностных характеристик с фундаментальным аксиологическим понятием «американская мечта».

В ходе исследования был проведен комплексный анализ понятийной, образной и ценностной составляющих типажа «звезда Голливуда», были выделены их основные компоненты, а также смоделированы лексико-семантические поля на каждом уровне.

Понятийная и образная составляющие типажа «звезда Голливуда» характеризуются высокой степенью аксиологизации: дефиниции содержат оценочную коннотацию, а ассоциативно-образные признаки часто имеют положительную или отрицательную маркированность, что подтверждает вывод о важном месте исследуемого типажа в системе ценностей и приоритетов американской культуры.

Присутствие в оценочной составляющей типажа «звезда Голливуда» большого количества негативных характеристик свидетельствует об аксиологической полярности концепта. Противоречивость оценок данного типажа позволила выявить закономерность, которая свойственна процессу аксиологизации: в структуре ценностной составляющей типажа присутствуют объективные (типовые), характеризующиеся, как правило, положительной оценкой, и стереотипные (субъективные) признаки, маркированные отрицательно. Ввиду данных наблюдений был сделан вывод о влиянии стереотипизации на процесс формирования оценочной составляющей концепта.

Выделение объективных и стереотипных характеристик релевантно также с точки зрения их лексической выраженности: прослеживается четкая дифференциация лексики с положительной и отрицательной коннотацией для типовых и субъективных признаков соответственно.

Описание других аксиологически полярных концептов, а также выявление закономерностей процесса их аксиологизации составляют дальнейшие перспективы исследования.

Кроме того, поскольку типаж «звезда Голливуда» представляет собой концепт, импортированный многими культурами, включая русскую, выявление его ценностных доминант может показать, какое влияние оказывает экспансия американских ценностей на современную цивилизацию. В связи с этим перспективным представляется исследование типажа «звезда Голливуда» в рамках русской культуры, а также культурно-сопоставительный анализ ценностных характеристик данного типажа в национальном сознании русских и американцев.


Соискатель имеет 7 опубликованных работ общим объемом 2 п.л.


  1. Селиверстова, Л.П. Концепты с полярной аксиологией: Голливуд / Л.П. Селиверстова // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. Аспирантские тетради. – СПб, 2007. – С. 180-184. Статья опубликована в издании, соответствующем списку ВАК РФ.

  2. Селиверстова, Л.П. «Звезда Голливуда» как коммуникативный типаж / Л.П. Селиверстова // Актуальные проблемы лингвистики и межкультурной коммуникации. – Волгоград, 2005. – С. 273-278.

  3. Селиверстова, Л.П. Лингвокультурный типаж «звезда Голливуда»: ценностная составляющая / Л.П. Селиверстова // Вестник ВолГУ. Серия 2. Вып. 5. – Волгоград, 2006. С. 174-177.

  4. Селиверстова, Л.П. Лингвокультурный типаж «звезда Голливуда» и его понятийная составляющая / Л.П. Селиверстова // Язык. Культура. Коммуникация. Материалы Международной научной конференции, г. Волгоград, 18-20 апреля 2006 г. – Волгоград: Волгоградское научное издательство, 2006. – С. 308-312.

  5. Селиверстова, Л.П. Лингвокультурный типаж как новая единица лингвокультурологии / Л.П. Селиверстова // Когнитивно-коммуникативные категории: содержание и формы реализации. Межвузовский сб. науч. статей. – Сургут: Изд-во СурГУ, 2006. – С. 127-131. – С. 127-131.

  6. Максимова Т.В., Селиверстова, Л.П. Типаж американской лингвокультуры «звезда Голливуда» глазами носителей языка / Т.В. Максимова, Л.П. Селиверстова // Функционально-семантические категории в языке и тексте. – Волгоград: Волгоградск. научн. изд-во, 2007. – С. 168-175.

  7. Селиверстова, Л.П. Звезда Голливуда: лингвокультурный типаж и стереотип / Л.П. Селиверстова // Вестник ВолГУ. Серия 2. Вып. 6. – Волгоград, 2007. – С. 158-161.






Скачать 257.95 Kb.
оставить комментарий
СЕЛИВЕРСТОВА Любовь Павловна
Дата22.09.2011
Размер257.95 Kb.
ТипАвтореферат, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

отлично
  1
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Загрузка...
Документы

Рейтинг@Mail.ru
наверх