Курс лекций воронеж 2005 тулупов в. В. Техника и технология сми. Дизайн периодических изданий: Курс лекций. Воронеж: Кварта. 2005. с icon

Курс лекций воронеж 2005 тулупов в. В. Техника и технология сми. Дизайн периодических изданий: Курс лекций. Воронеж: Кварта. 2005. с


1 чел. помогло.
Смотрите также:
Ю. Ф. Устинов [и др.]. Воронеж : [б и.], 2005. 110 с...
Курс лекций Днепропетровск нметау гипопром 2005 Социология. Курс лекций // Шестопалов Г. Г....
Курс лекций Днепропетровск нметау гипопром 2005 Социология. Курс лекций // Шестопалов Г. Г....
Текст лекций ростов-на-Дону 2005 удк 330. 04 1Л4...
Курс лекций Для студентов вузов Кемерово 2006...
Программа дисциплин «Техника и технология печатных изданий...
Курс лекций Санкт-Петербург 2005 ббк мячин А. Н., Семенов А. В., Злобин И. Я...
Программа дисциплин «Техника и технология печатных изданий...
Курс лекций Часть I учебное пособие рпк «Политехник» Волгоград 2005...
Курс лекций подготовлен в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего...
Полный курс лекций по русской истории «Полный курс лекций по русской истории»: Петроград; 1917...
Курс лекций Барнаул 2001 удк 621. 385 Хмелев В. Н., Обложкина А. Д...



страницы:   1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12


В.В. ТУЛУПОВ


Техника и технология СМИ.

Дизайн периодических изданий


Курс лекций


ВОРОНЕЖ

2005


ТУЛУПОВ В.В.

ТЕХНИКА И ТЕХНОЛОГИЯ СМИ. Дизайн периодических изданий: Курс лекций. – Воронеж: Кварта. 2005. – с.

Учебное пособие предназначено для студентов факультетов и отделений журналистики, рекламы и СО, изучающих дисциплины «Техника и технология средств массовой информации» и «Техника и технология средств массовой коммуникации». В нем рассматриваются теоретические и практические проблемы производства и оформления периодических изданий: основные базовые понятия дизайна, стили и приемы оформления газет и журналов.


@ Тулупов В.В., 2005


СОДЕРЖАНИЕ


Введение. Категориальный аппарат газетно-журнального дизайна…………


  1. Теория дизайна

1.1.Функции, задачи и принципы оформления периодических изданий………………………………………………………………………..

1.2.Оформление как часть процесса формообразования периодического издания ……………………………………………………………………….

1.3.Восприятие формы периодического издания……………………………


  1. Техника периодического издания

2.1.Основы полиграфии…………....…………………………………………………..

2.2. Типографская система мер и размерные характеристики изданий…………


  1. Шрифтография

3.1. Шрифт как основа печатного дизайна…………………………………………

3.2. Шрифтовое оформление текста и элементов заголовочного комплекса………………………….…………………………………………


  1. Практика дизайна

    1. Оформление постоянных элементов газеты и журнала..………………….

    1. Оформление иллюстраций..……………………………………………………

4.3.Формы подачи публикаций и выпуск издания……………………………


5.Эстетика печатной полосы

и тенденции в оформлении периодических изданий

5.1.Композиционно-графическое моделирование………..….………………….

5.2.Современное состояние дизайна газет и журналов…………………………


Библиография……………………………………………………………………


Приложение………………………………………………………………………


Введение.

Категориальный аппарат газетно-журнального дизайна


Раздел «Дизайн периодических изданий» курса «Техника и технология средств массовой информации» предполагает изучение процесса производства и оформления газет и журналов.

Цель обучения: дать студентам теоретические знания в области дизайна – этой специфической проектной деятельности и практические навыки макетирования различного вида периодических изданий.

В круг задач данного лекционного курса входят:

рассмотрение процесса формообразования газеты/журнала на всех этапах – от редакционного (допечатного) до типографского;

изучение системы мер, принятой в газетно-журнальном производстве, размерных характеристик изданий;

знакомство с постоянными элементами газеты и журнала, современными методами и приемами их оформления и др.

Основные понятия и термины газетно-журнального дизайна. Профессиональная лексика дизайнеров складывалась на протяжении всей истории журналистики. Первые газеты набирались вручную под диктовку авторов или редактора, тексты ставились один за другим, и достаточно примитивный процесс оформления осуществлялся одним человеком, которого впоследствии стали называть метранпажем (верстальщиком). Соответственно типографские рабочие и выступали в роли словотворцев при обозначении операций монтажа печатной формы, материально-технических средств печати. С этим связан разговорный характер части оформительского лексикона, его бытовая сниженность («чердак», «подвал», «окно», «стояк» и т.п.). Поскольку выпуск издания – это прежде всего производство, то понадобились сугубо технические, а с развитием теории дизайна – научные термины и понятия. Глоссарий художественно-технического оформления периодических изданий содержит и категории, традиционно относящиеся к сфере эстетики, искусства («пропорция», «ритм», «равновесие», «архитектура», «режиссура издания» и др.). Наличие иностранных заимствований также объясняется исторически: печатное дело пришло в Россию с Запада, и первые словолитни, типографии принадлежали иностранцам – немцам, итальянцам и др.

Понятие «оформление» находится в одном синонимическом ряду с понятиями «формообразование», «дизайн». Первое из них указывает прежде всего на процесс, второе – на результат. Оформление и является одним из этапов формообразования. Понятие дизайна – более современное, употребляется чаще еще и потому, что в нем отражен приоритет функционального начала (хотя эстетика газетного/журнального номера как «факта быта» также важна).

Классическое определение оформления газеты (подходящее для любого периодического издания), находим в известном учебнике В.В. Попова и С.М. Гуревича «Под техническим, точнее – художественно-техническим оформлением газеты мы понимаем систему размещения публикаций и их заголовков в газетном номере и на каждой из его страниц, способы выделения важнейших материалов, выбор и применение шрифтов для набора текстов и заголовков, использование различных видов иллюстраций, а также использование основного – черного – и дополнительных цветов» (1). С помощью оформления редакция может подчеркнуть свою политику, свое направление: неслучайно его считают тонким инструментом комментария.

Дизайн (design – англ. – замысел, проект, чертеж, рисунок) – это художественное конструирование. Иллюстрации, основной текст, заголовки, линейки, украшения и др. являются средствами, отдельными элементами для проектирования печатной полосы как единого целого на основе модульной верстки. Цель дизайна – представить читателю публикуемые материалы таким образом, чтобы они воспринимались им логично и ясно. Дизайн предполагает качественный, эффективный результат, полученный в процессе оформления, формообразования печатных полос и всего номера конкретного периодического издания.

Дизайн – разновидность художественно-проектной деятельности, и вторая – проектная – составляющая здесь является обязательной и едва ли не важнейшей. К тому же, если оформление может быть и непродуманным, нелогичным, неэстетичным, неряшливым, то дизайн – никогда, поскольку для него «характерно моделирование предмета, художественно-графическое проектирование его, что позволяет проверять, предлагать и отбирать оптимальные (выделено мной – В.Т.) варианты композиционных, цветографических, эргонометрических, антропометрических и других решений» (2). Все, что не оптимально выявляет содержание, не способствует эффективности смыслового восприятия визуальной информации, не есть дизайн. Главное в дизайне – порядок, система, но ведь все, что логично, как правило, – красиво, а все, что красиво, – логично. В разумности дизайна и проявляется его особенная красота. Таким образом, подлинный дизайнер призван объединить эстетичность и функциональность. Девиз профессионального оформителя: к эстетике – через рациональность, простоту и четкость дизайнерских решений.

Таким образом, оформление, формообразование на основе метода моделирования, предполагающего упорядоченность, стабильность продуманных композиционно-графических построений, и есть современный дизайн.

Дизайн газеты – своеобразная визитная карточка издания. Именно с внешнего вида начинается знакомство читателя с газетой. По ее оформлению он сам может судить о том значении, которое редакция придает конкретному сообщению. Если же читатель знает, как обычно газета подает аналогичные материалы, то определит и значение события, отраженного в данной публикации, – иными словами, облик издания может служить средством ориентации читателя в событиях современности.

Нет сколько-то неоформленного содержания, как нет и бессодержательной формы. ^ Содержание и форма находятся в органической взаимосвязи, взаимозависимости, представляют собой неразрывное единство. Читатели выписывают, покупают периодику из-за новостей и комментариев. Содержание – первично, и это аксиома. Его особенности должны проявляться в верстке. Солидное, качественное издание выбирает более спокойную «палитру», даже если печатается в цвете. Подача материалов, приемы здесь более спокойные: ведь не следует отвлекать человека от вдумчивого чтения (вообще считается, что хороша именно такая форма, которая как бы и не замечается). Но форма обладает относительной самостоятельностью, она иногда может быть даже более активной, подвижной. Одну и ту же страницу с одними и теми же по своему содержанию материалами можно оформить в нескольких вариантах; одна и та же форма может с одинаковым успехом служить в газете или журнале воплощению, раскрытию разного содержания (см. ниже о композиционно-графической модели). Форма способна еще до ознакомления читателя с публикациями произвести на него впечатление. Поиск новых форм ведется оформителями, которые исходят как раз из относительной самостоятельности формы. Только при этом важно правильно определить степень этой самостоятельности.

«Лицо» периодического издания – понятие комплексное, вбирающее в себя представление о направлении (характере, политике) газеты/журнала, проблематике, тематике, жанровой палитре, особенностях языка и стиля, специфических формах и приемах подачи материалов, а также об особенностях дизайна конкретного издания. Это понятие можно сопоставить с понятиями образа, имиджа, которые возникают в сознании читателя и на создание которых влияют как объективные, так и субъективные причины: опыт, профессиональное мастерство, вкус журналистов, дизайнеров и полиграфистов.

«Лицо» издания складывается из двух сторон – из элементов, общих для всех изданий данного вида (газеты, журнала, альманаха), и из специфичных, характеризующий данный тип, конкретную газету (журнал, альманах). «Лицо» может совершенствоваться и улучшаться, но его основы, при сохранении характера издания, следует сохранять неизменными.

Композиция в газетно-журнальном дизайне означает построение номера и каждой из его страниц. Под типом композиции подразумевают характерные для данного издания роль и значение каждой из полос, а также постоянство размещения в номере основных разделов и рубрик. Устойчивая композиция номера – один из основных компонентов долговременной модели.

Композиционная деятельность присутствует в любом виде творчества. Композиция – качество не только художественной формы, это всеобщий элемент формы, качество самой природы, и потому человеку приятна композиционная уравновешенность любых построений: композиция – «продукт объективно существующей заинтересованности человека в упорядочении явлений действительности» (3). Поиск средств выражения формы газеты также опирается на композиционную деятельность, внутренне присущую оформителю.

Построения на газетной полосе имеют сходство с построениями реального мира. Выдающийся архитектор Ле Корбюзье относил оформление печатных изданий к области архитектурного творчества, а болгарский ученый и журналист Димитр Георгиев ввел даже термин «архитектура газеты». Действительно, в работе оформителя много сходного с творчеством архитектора: он тоже конструирует – только не здания, а газетные полосы, на которых традиционно выделяются «чердаки», «подвалы», «окна», «форточки»... Подобно архитектору оформитель должен обладать мастерством мысленной композиции. По словам К. Маркса, самый плохой архитектор от наилучшей пчелы с самого начала отличается тем, что прежде чем строить ячейку из воска, он уже построил ее в своей голове.

Композиция это всегда выражение некоторой идеи, а не простое механическое размещение сообщений на газетной полосе, это всегда поиск их взаимосвязи, их отношений (равнозначности, подчиненности и т.п.), помогающих читателю разобраться в предлагаемом материале, воспринять образ периодического издания.

Индивидуальность «лица» конкретной газеты определенного типа, целостность газеты достигаются за счет взаимодействия композиции и графики. Графика – это внешнее оформление газеты/журнала, выразительные средства которого – контурная линия, штрих, пятно, фон белого листа. Следует различать материальные средства оформления (бумага, краска, шрифт и т.д.) и структурные (ритм, гармония, композиция). Их взаимодействие на всех уровнях и является процессом оформления газеты. Единство текста, графики и конструкции достигается через единую композицию. Тематическая структура газеты, а значит, ее композиция как элемент внутренней формы, влияет на графику как внешнюю форму газеты. Связь «содержание – композиция» более несвободна, чем связь «содержание – графика». Например, «лицо» газет с традициями зачастую определяет постоянный, долгие годы не меняющийся подбор графических средств. Дизайнер, предлагающий читателю визуальную информацию, одновременно и ее получатель; он – первый читатель, многократно проверяющий, уточняющий на себе задуманное и исполненное. Вот почему оформительская политика должна быть ясно осознаваться прежде всего самим дизайнером – только в таком случае оформление и будет политикой. Постоянное же следование ей непременно родит понимание (возможно, подспудное) «линии газеты» и у читателей. Аккуратное, изящное, логичное оформление усиливает личностный момент процесса восприятия человеком содержания, что особенно важно для внимательного читателя, преданного своему изданию.

Нельзя улучшать дизайн в отрыве от заботы об улучшении содержания. Именно содержание газеты/журнала прежде всего определяет ее/его «лицо». Если же пренебречь этим незыблемым правилом, можно потерять доверие читателя, который, «встречая по одежке» и раз за разом обманываясь, попросту перестанет выписывать или покупать издание.

Верстка – это технический процесс монтажа печатной формы, который раньше производился непосредственно в типографии. Сегодня все допечатные процессы, включая компьютерную верстку, производятся в редакции. Более узкое значение термина верстки – размещение конкретных материалов в номере, макетирование полос, то есть создание их композиционно-графического плана, предназначенного для верстки как таковой.

Выделяя такие основания, как конфигурация материалов, направление их разверстки, степень симметрии их размещения на полосе, можно придерживаться простой или ломаной верстки, вертикальной, горизонтальной или смешанной, симметричной или асимметричной. Причем вид верстки определяется сразу по всем трем критериям: например, наиболее современной считается простая (или прямая, «брусковая»), смешанная, асимметричная. Такая компоновка менее формальна и позволяет учитывать особенности публикаций, компонуемых на каждой конкретной полосе нового номера.

Все компоненты «лица» получают свою фиксацию в так называемой модели периодического издания.

Понятие «моделирование» вводят в различные сферы деятельности человека даже тогда, когда это не вызвано внутренними потребностями. Но в журналистике данный процесс действительно необходим. Повторяющиеся операции и при написании материалов, и при организации какой-либо редакционной кампании, и при выпуске каждого номера являются условием создания образцовых моделей. Они вбирают в себя лучший теоретический и практический опыт журналистики. Благодаря моделированию деятельность редакции становится целенаправленной, появляются благоприятные условия для планирования, облегчается постановка задач перед членами коллектива и контроль их выполнения, т.е. управление редакцией становится эффективным. Моделирование сокращает время на решение повседневных («технических») задач, а значит, экономит силы журналистов. И прежде всего это касается штаба редакции – секретариата. Таким образом, в журналистике моделируют творческий процесс, структуру редакции, модели применяются в редакционном маркетинге и менеджменте. Нас же интересует прежде всего композиционно-графическая модель, зафиксированная либо в описательном (своеобразные редакционные памятки), либо в физическом виде (стиль оформления, созданный на компьютере; набор шаблонов или стандарт-макетов, созданных на основе конкретных тематических планов).

Устойчивость и логичность композиции издания, стабильность использования унифицированных и выразительных графических средств – это главные требования прогрессивного оформления, основанного на композиционно-графическом моделировании. Для обозначения системы оформления газеты/журнала, предполагающей наличие правил и принципов, закрепленных в тех или иных редакционных документах, и был предложен термин «композиционно-графическая модель» – КГМ (А.П. Киселев, 1971 г.). Еще раньше болгарский исследователь оформления газет и журналов Д. Георгиев ввел в научный оборот понятие «графической концепции» – ГК (см. его книги «Архитектура газеты», «Режиссура газеты»). КГМ включает в себя главную тематику, ее структуру, формы организации и подачи материалов и способы графического выражения всех содержательных компонентов издания (4). ГК включает полиграфические средства оформления, используемые данным периодическим изданием, – шрифты, линейки, клише и т.д., а также основные полиграфические данные – формат колонки набора и полосы; отдельные графические приемы в оформлении публикаций – характер рамок, конструкция заголовков, стиль рубрик, способ выделения частей текста, то есть «внутреннее оформление» и т.д. (5). Как видим, содержание обоих терминов сходно. Но думается, сегодня, в эпоху компьютерного набора и электронной верстки, дизайнерам необходимо разрабатывать именно модели, ведь установка дескрипторов, разработка стилей, сохранение в памяти компьютера форм-стандартов конкретных полос есть ни что иное, как разновидность физической композиционно-графической модели, которая может дополняться и описательной (изложение принципов дизайна, описание типовых приемов оформления).

Таким образом, КГМ может включать:

«формулу» издания, сжато определяющую (например, в девизе) главные задачи и общественную роль данного издания;

«типологическую концепцию» (особенности читательской аудитории газеты/журнала, содержание и тематические направления, жанры и формы подачи, стиль, объем, периодичность и тираж);

«графическую концепцию», определяющую характеристики структуры газеты – размещения ее материалов и рубрик, композиции страниц, всех постоянных графических элементов, от которых зависит характер ее оформления (структура; размерные стереотипы; типовые макеты; стандартные операции дизайна).

Нередко КГМ дополняется организационной концепцией», в которой обозначается структура редакции, элементы планирования и организации ее работы, система изучения эффективности издания и т.д. Непременным компонентом такой концепции является сетевой график. Жесткое планирование предполагает наличие графика периодичности появления основных рубрик, тематических подборок и страниц. Это очень удобно и для читателей, и для журналистов: первые ожидают и легко находят интересующие их публикации, вторые – загодя знают к какому сроку, какого объема, на какую тему, какого жанра материал нужно сдать в номер.


^ Ключевые понятия:

«Архитектура газеты» – построение газеты, принципы ее оформления, подбор шрифтов, рубрик и т.д. Употребляется как синоним понятий «оформление газеты», «дизайн газеты», «газетная графика».

Верстка – технологический процесс составления полос издания из набранных строк, заголовков, иллюстраций и т.п. в соответствии с макетом (употребляется и как синоним композиции печатной полосы).

^ Графика газеты/журнала – внешнее оформление, выразительные средства которого – контурная линия, штрих, пятно, фон белого листа, с которым изображение образует контрастное соотношение.

Дизайн – художественное проектирование тех или иных объектов (в т.ч. периодического издания, рекламного обращения), основанное одновременно на принципах функциональности и эстетичности. Понятие дизайна отличается от понятий «оформление», «стиль», характеризующих процесс создания или сам внешний вид издания, но необязательно делающих его лучше с функциональной точки зрения.

Журналистика – социальный институт, система средств массовой информации (печать, радиовещание, телевидение, информационные агентства), которая несет рассредоточенной, разнородной, относительно анонимной массовой аудитории актуальную, оперативную, общезначимую, социально-ориентирующую информацию, необходимую для оптимального функционирования и развития общества в соответствии с потребностями и интересами аудитории.

Интернет – глобальная коммуникационная сеть, предоставляющая возможность доступа к любой информации.

Информация – совокупность сведений; сообщение о чем-либо (различают информацию первичную, вторичную, индивидуальную, массовую, специальную, исходную, управленческую).

Композиция – построение, организация материалов в единое целое, обусловленное «формулой газеты/журнала», ее типом, традициями, актуальным содержанием и во многом определяющее восприятие последнего. Различают композицию издания, обозначающую содержательную, структурную связь, и графическую композицию – способ связи оформительских элементов.

^ Композиционно-графическая модель (КГМ) – модель, включающая в себя наиболее типичные особенности содержания и формы: главную тематику, структуру, формы организации и подачи материалов и способы графического выражения всех содержательных компонентов газеты/журнала.

«Лицо газеты/журнала» – стабильная совокупность соподчиненных между собою внутренних и внешних признаков и особенностей, посредством которых выявляется идейно- тематическое содержание, тип и графическая индивидуальность газеты.

^ Форма газеты/журнала – совместное произведение оформителей и типографов, в котором целесообразно выявлены содержание периодического издания и его внутренняя организация при помощи размерно-пространственных и графических элементов и полиграфического исполнения.


Сноски и примечания:

  1. Попов В.В., Гуревич С.М. Производство и оформление газеты. М., 1977, с. 5.

  2. Нестеренко О.И. Краткая энциклопедия дизайна. М., 1994, с.23.

  3. Ляхов В.Н. Искусство книги. М., 1978, с. 139.

  4. Киселев А.П. От содержания – к форме. М., 1975, с.29.

  5. См.: Оформление газет и журналов за рубежом. М., 1978, с. 28.


Литература:

Волкова В.В., Газанджиев С.Г., Галкин С.И., Ситников В.П. Дизайн газеты и журнала. М., 2003.

Дизайн периодических изданий. М., 2000.

Киселев А.П. От содержания – к форме. М., 1975.

Попов В.В., Гуревич С.М. Производство и оформление газеты. М., 1977.

Тулупов В.В. Газета: маркетинг, дизайн, реклама. Воронеж, 2001.


  1. Теория дизайна




    1. Функции, задачи и принципы оформления периодических изданий


Функции и задачи оформления. Отвечая на вопрос о функциях, мы отвечаем на вопрос «что?». ^ Функции оформления – это важнейшие способы взаимодействия системы «форма», создаваемой коллективом редакции, с системой «читатель». Их можно определить и как совокупность «обязанностей» оформления, характер их исполнения. Функциональные возможности системы, как правило, проявляются шире, чем структурные особенности; система (оформление в том числе), взаимодействуя со средой, приобретает те или иные специфические свойства. Так дизайн периодических изданий заметно изменился за последние годы, что связано прежде всего с переменами в общественно-политической, экономической жизни страны и изменением характера читательского восприятия.

Выделим следующие функции оформления:

  1. визуализации информации (утилитарную);

  2. комментирования (идеологическую);

  3. распространения культуры (эстетическую);

  4. релаксации (рекреативную).

Функции определенным образом соотносятся с потребностями, а также деятельностью. Есть потребность в информации (словесной, визуальной), которая определенным образом воспринимается благодаря читательской деятельности, преследующей определенную цель: узнать, понять, принять то или иное решение. С понятиями функции и цели соотносится понятие задачи (то, что требует выполнения, решения).

Основные задачи оформления:

способствовать наиболее полному выявлению содержания напечатанных материалов;

облегчить их восприятие;

руководить вниманием читателя (помочь быстро разобраться в содержании номера, найти самое важное и актуальное для него как члена общества, какой-либо социальной группы) (1).

Формообразующие факторы. Исследователи газетно-журнального дизайна различают несколько групп формообразующих факторов: внутренние, внешние, личностные (2). К первым (собственно газетно-журнальным) относятся типологический, конкурентный и эстетический; среди вторых – технологический, рекламный, международный, национально-традиционный и читательский. Особое место занимает личностный, субъективный фактор. Рассмотрим каждый из них более подробно.

Говоря о типологическом формообразующем факторе, нельзя не вспомнить об особом направлении в науке о журналистике – типологии, идеи которой имеют и сугубо практический, прикладной смысл. Если газета или журнал претендуют на влиятельность и независимость (экономическую в том числе), они прежде всего ориентируются на читательскую аудиторию, которую называют главным типоформирующим признаком. Также особое место при формировании типа издания занимает владелец (учредитель, издатель). Естественно, опытный дизайнер учитывает вкусы и тех, и других.

Типоформирующие признаки периодических изданий также можно подразделить на объективные, объективно-субъективные и субъективные.

К первой группе факторов, существующих как данность, влияющих как бы извне, отнесем:

общественно-экономическую формацию;

тип общества;

социально-экономическое положение и политическую ситуацию в стране и регионе (ареале распространения);

конъюнктуру информационного рынка;

своеобразие потенциальной читательской аудитории (менталитет населения);

технологический фактор (уровень развития информационных технологий, компьютерной и полиграфической техники);

международный фактор (влияние типов журналистики, СМИ других стран).

Во вторую группу признаков, учитывающих природу журналистики как особого рода деятельности и определенного вида СМИ, набор и учет которых зависит прежде всего от владельца (учредителя, издателя, редактора), вошли:

цель (политическая; экономическая; «престижная»);

экономико-правовая модель издания (рыночная, ориентированная на независимость издания модель предполагает наличие учредительного договора и целого набора других документов – устава редакции, положений, контрактов, договоров, инструкций, регулирующих отношения учредителей, владельцев, издателей, редактора, членов редакционного коллектива, партнеров; уставной фонд и бюджет СМИ);

тип журналистики (общественно-правовая; развлекательная др.);

профессиональные и этические стандарты (понимание журналистики как духовно-практической деятельности, понимание общественной миссии журналистики);

характер информирования (объективный, объективированный, субъективный, или безоценочный, оценочный, смешанный);

авторский состав;

целевая читательская аудитория;

внутренняя структура (тематика и проблематика, разделы и рубрики);

жанры и формы подачи материалов;

реклама;

география материалов;

язык и стиль;

дизайн;

объем;

тираж;

периодичность.

Среди субъективных факторов выделим не только квалификацию и мастерство редакторов, менеджеров, журналистов, технических работников, дизайнеров, полиграфистов и др., но и квалификацию читателей (сотворчество, читательская активность).

Трансформируются объективные факторы – изменяется роль объективно-субъективных типологических критериев: какие-то становятся ведущими, какие-то утрачивают лидирующее положение. Значение квалификации субъектов деятельности вообще трудно переоценить: тип издания оптимально выявляется лишь тогда, когда конкретные исполнители, реально оценив объективно сложившуюся ситуацию, точно определяют задачи, объект, предмет, и при помощи конкретных методов, средств, приемов достигают поставленной цели.

Типологическая проблема всегда имела практический смысл: ведь типологический анализ в процессе позиционирования периодического издания является обязательным условием создания эффективной модели, а затем и выпуска информационного продукта. Типологические факторы представляют своеобразную систему, элементы которой постоянно взаимодействуют. Выпадение того или иного элемента или, напротив, внедрение чужеродного элемента в некую систему (тип) порождает конфликтные ситуации на самых разных уровнях. Например, подмена цели деятельности нередко приводит к тому, что под видом журналистики читателю предлагают пропаганду, политический заказ или рекламу. Как правило, проигрывают все: и заказчики, и исполнители, и потребители…

Теперь становится понятным авторитетное утверждение, что, продумывая дизайн, следует прежде всего учитывать тип издания. Некоторые разновидности газет и журналов заметно отличаются по внешнему виду (детские – деловые), в других различия в форме минимальные. В дизайне возможны заимствования, но требования к созданию оригинального, незаемного «лица» сохраняются. Важно сохранить общие типологические особенности, но при этом привнести в дизайн и нечто эксклюзивное. Как правило, создается банк фирменных приемов, что и делает оформление оригинальным.

Требование фирменности диктуется следующим формообразующим фактором – соревновательным, или конкурентным.

Не менее важен эстетический фактор, проявляющийся в том, что каждый дизайнер, даже начинающий, творит по законам эстетики, ориентируясь на категории пропорции, равновесия, ритма, контраста и др. Ведь за его плечами – опыт читателя и зрителя, с детства получающего «визуальное образование». Чем более профессионально выполнены макет, верстка, тем более привлекательнее, изящнее будет выглядеть орнамент газетной (журнальной) полосы, графика всего номера.

Первый среди внешних факторов – технологический. С начала девяностых годов российская периодика стала издаваться на основе новых компьютерных технологий. С того времени верстка периодических изданий (местных газет в том числе) осуществляется на редакционном компьютере, а в типографию для печати доставляется либо пленка (калька), либо файл верстки (на дискетах, по линиям связи). Электронно-лазерный набор уменьшил число клавиатурных процессов, наступила эпоха персональных компьютеров. И не просто компьютеров, а целой системы автоматизированных рабочих мест – устройства ввода, автоматизированного рабочего места редактора со сканерами, лазерными принтерами, средств печати по каналам связи.

ЭВМ с видеотерминальным устройством и лазерными принтерами устанавливается в помещении редакции. При верстке, помимо клавиатуры, используется трехклавишный оптический манипулятор, называемый электронной «мышью». Программы, рассчитанные на верстку полос газет формата А4, A3 или А2, обеспечивают выполнение операций ввода информации, редактирования, корректуры, производимых оператором на экране дисплея. Компьютер позволяет вычерчивать линейки, различные геометрические фигуры, которые можно заполнять растровым фоном, заверстывать колонтитулы и колонцифры и т.д. Тексты, иллюстрации, фрагменты верстки или целая полоса (в зависимости от разрешающих способностей компьютера) выводятся на обычную бумагу. За рубежом уже используют лазерные распечатывающие устройства (установки) для прямой записи на формную пластину.

Компьютер оснащен «библиотекой шрифтов». Оператор, работающий с машиной в диалоговом режиме, вызывает на графический дисплей тот или иной шрифт, изменяет при необходимости его величину, конфигурацию, наклон, пропорции, начертание. Он ведет и визуально контролирует процессы набора и верстки: на экране высвечиваются коды команд, вся информация о выполняемой работе. Текст хранится в памяти ЭВМ, с помощью специальных сканирующих устройств в память системы можно вводить и иллюстративную информацию. Персональные компьютеры особенно эффективны в сочетании с классической технологией фотонабора. В свою очередь фотонабор без компьютеров вряд ли будет рентабелен в условиях небольших типографий.

Полиграфическая техника бурно развивается. Журналисты продолжают активно осваивать электронные набор и верстку, хотя сохранились еще типографии, где продолжают «успешно» сочетать горячий набор и офсет. Есть немалый резон в размышлениях иных полиграфистов, считающих, что на наших газетных предприятиях высокая печать с большим опозданием стала заменяться офсетной, горячий набор – холодным, фотонабором. «При этом больше внимания было уделено печатным процессам, чем наборным, что привело к приспособлению горячего набора к офсетной печати путем получения оттисков со сверстанных полос на прозрачной пленке» (3). Думается, справедливыми были призывы к тому, чтобы не повторять пройденные за рубежом этапы развития, т.е. без дальнейшего расширения внедрения фотонабора перейти на электронный набор (так оно и произошло) и даже «пропустить» офсет, предпочтя ему флексографию. В США, например, флексографская печать опережает по темпам развития офсетную и, по различным данным, составляет от 20 до 30 % от всех способов печати. У флексографии перед офсетом большие экономические и экологические преимущества, а газетные ротационные машины высокой печати легко поддаются переделке на флексографические.

Отдельный разговор – о рекламном факторе. Еще в 1894 году исследователь рекламы Н. Плиский называл ее «дитя нашего времени», вызванное к жизни чрезвычайно разнообразным и быстрым движением общения народов. Эти слова и сегодня звучат современно: ведь реклама прочно обосновалась в нашей жизни, призывно глядя с плакатов на фасадах домов, «управляя» нами при помощи указателей, вывесок; украшая ночной город неоном кинетических надписей, афишами театров и кино, приходя по утрам и вечерам в дом со страниц журналов, газет, по Интернету... Уже давно стало анахронизмом мнение «Если вещь хорошая, качественная, ее и так, без рекламы, купят!..». Реклама действительно воздух коммерции: «Она не должна быть духовым оркестром, сопровождающим похороны очередной партии неходового товара. Она горнист, который высылается вперед с тем, чтобы оповестить всех – встречайте новизну» (4). Российская реклама поистине переживает второе (третье, если учесть всплеск рекламы во времена НЭПа?) рождение. В конце 80-х годов двадцатого столетия она буквально прорвалась на телевизионные экраны, в радиоэфир, затем заполонила страницы периодических изданий, завоевала Интернет и за несколько лет совершила стремительный скачок в своем развитии.

Журналисты рассматривают рекламу как один из основных источников финансирования, как особую – коммерческую – разновидность информации, требующей специфического, более яркого, фирменного в каждом конкретном случае оформления. Реклама благотворно влияет на дизайн газет/журналов в целом, поскольку рекламодатели, требуя броской рекламы, понуждают дизайнеров находить все новые и новые приемы дизайна, добиваться адекватной передачи фирменных цветов, фотоизображения, отличной печати. То есть редакционная техника, программное обеспечение и полиграфическое оборудование должно соответствовать мировым стандартам. Сегодня, когда в изданиях на равных представлены и редакционная, и рекламно-справочная части, этот факт нельзя не учитывать при создании композиционно-графических моделей газет и журналов.

Печатное дело пришло в Россию из Западной Европы, и, естественно, что уже первые наши газеты восприняли западную традицию оформления. Если в средние века в западноевропейских странах были распространены шрифты готического типа, а в России – церковнославянские, то с ХУШ века, времени возникновения журналистики, у нас стали применяться шрифты типа антиквы и гражданский (последний был введен Петром I в 1710 году и просуществовал до 1740 г.). На графику русских типографских шрифтов оказывали влияние французские словолитни, располагавшиеся в Петербурге. В конце же Х1Х и начале ХХ вв. основную роль стали играть немецкие словолитни (Москва, Рига, Харьков, Тифлис), где в том числе нарезались шрифты по рисункам русских художников и граверов. Так влияние западной традиции привело к некоторому сближению графики русского шрифта с латинским. То есть международный фактор в оформлении сказывался с самого начала развития печати.

Среди стилей оформления газет и журналов выделяются англо-саксонский, германский, франко-итальянский и российский стили (школы). В двадцатых годах ХХ века большой популярностью пользовалась американская верстка, о принципах которой писал тогда «Журналист» (5). Затем долгие годы мы практически были оторваны от мирового опыта газетно-журнального дизайна, хотя какая-то связь все же оставалась: в Советском Союзе распространялись печатные органы коммунистических партий стран социалистического содружества, исторически следовавшие западной традиции оформления. Сегодня, когда мы имеем возможность приобрести в киоске Роспечати или выписать практически любую газету/журнал из любой страны, когда мощно развивается интернет-журналистика, происходит активное взаимовлияние и взаимообогащение мировых школ печатного дизайна.

Своеобразие российской периодики рубежа тысячелетий также имеет исторические корни – ее беллетризованный характер связан с тем фактом, что в создании и эволюции русской журналистики огромную роль сыграли писатели; что на ранних этапах ее развития лидирующее положение занимала журнальная публицистика. Специфичность отечественной прессы диктуется также менталитетом наших журналистов и аудитории, особым психотипом, важнейшие черты которого – художественность, импульсивность, эмоциональность, интровертированность, релятивность. Ожидания и предпочтения нашей аудитории связаны по преимуществу с журналистикой, чуткой к слову, образу, анализу факта. Все это находит отражение в дизайне газет и журналов, учитывающий национально-традиционный и читательский факторы. Например, приверженность российских журналистов к объемным материалам аналитических и художественно-публицистических жанров потребовала особого акцентированного оформления (развитый заголовочный комплекс, внутренние подзаголовки, выносы в тексте и др.). Помимо учета общих для российского читателя особенностей смыслового восприятия визуальной информации, дизайнеры ориентируются на психологию восприятия представителей «читательского ядра», определяемого по возрасту, полу, профессии, социальному статусу и т.п., рассматривают мнения читателей о содержании и форме изданий, предложения и пожелания об изменениях в их структурах, в способах подачи публикаций, в подборе шрифтов и т.д.

И наконец, личностный фактор: графика газеты/журнала будет тем более продуманней с эстетической и функциональной сторон, чем более профессионально выполняют свою работу все участники формообразовательного процесса – от макетчика до печатника.

Принципы дизайна. Первый среди принципов эффективного оформления, результативного дизайна – подчиненность содержанию, означающий, что все элементы формы, приемы оформления должны быть направлены на выявление актуальности, особенностей публикаций, их значимости (идея, тема, проблема, жанр и т.д.). Если содержание направлено на определенного читателя, если оно учитывает социопсихологический портрет реципиента, то и дизайн обязан быть «человекосообразным», адекватным, актуальным, разумным и естественным.

Следующий принцип обозначим как единство стиля. Графические (типографические) средства сами по себе не плохи и не хороши – они могут быть современными или традиционными, могут либо способствовать созданию целостного, стилистически выдержанного графического ансамбля газеты, либо разрушать его. Можно создать сугубо современный дизайн, ориентируясь на контрастные решения, на сочетания прямых горизонтальных, вертикальных линий, «активных» диагоналей (динамичный «молодежный», «деловой» стиль) или предпочитая нюансы, уравновешенность композиции и графических элементов («академический» стиль), а можно остановиться на стиле «ретро», предполагающем выбор традиционных классических шрифтов, линеек, украшений… Заметим, что последний вариант неприемлем для оформления всех полос ежедневной общественно-политической газеты – он возможен лишь при создании дизайна специальных тематических страниц или спецвыпусков (да и то такой графический дизайн должен быть в целом современным, а «стилевая мелодия» – восприниматься лишь как прием). Единообразное оформление, основанное на ограниченном подборе элементов и приемов дизайна, служит стилистической целостности. Все элементы, детали оформления должны гармонично сочетаться друг с другом. Узнаваемый стиль держится на деталях; в эффективном дизайне не бывает мелочей.

Контрастность (контраст большого и малого, широкого и узкого, длинного и короткого, черного и белого, черного и серого, прямого и наклонного, прямоугольного и ступенчатого, прямоугольного и овального и др.) помогает не только привлечению внимания, но и его удержанию.

Принцип пропорциональности проявляется, например, в том, что размер элементов дизайна («бруски» текста, заголовочного комплекса, иллюстраций, подложек, текстовые и титульные шрифты, пробельные и разделительные средства и др.) зависят от их значимости, определяются их взаиморасположением. «Хорошие», приятные глазу пропорции приближаются к «природным», имеющим соотношения 2:3, 3:5, 4:6; 8:10, 21:34.

Крупнейший французский теоретик и архитектор Ле Корбюзье в своих книгах «Модулор-1» (1948 г.) и «Модулор-2» (1955 г.) изложил новую систему пропорциональных отношений, основанных на размерах человеческого тела, внеся человеческий масштаб в абстрактные геометрические построения. Интересно, что такие геометрические построения неизменно ведут к широкому применению золотого сечения, найденного эмпирически и закрепленного расчетами в античном мире (Евклид, Платон) и в эпоху Возрождения (Леонардо да Винчи). Великий итальянец ввел термин «золотое сечение», обозначающий гармоническое деление, закономерно установленную гармоничную связь отрезков линии, величины площадей и объемов.

Гармоничные пропорции восходят и к ряду чисел Леонардо Фибоначчи: «Ряд чисел 1, 1, 2, 3, 5, 8, 13, 21, 34, 55, 89, 144, 233, 377…, каждое из которых, начиная с 2, является суммой двух предыдущих, причем отношение двух смежных членов постепенно приближается к отношению золотого сечения…» (6).

Модулор стал своеобразным рабочим инструментом, диапазоном числовых размеров, используемых при проектировании зданий, для обеспечения единства крупных архитектурных сооружений: «Ритм членения плоскости, охватываемой взглядом, является, пожалуй, наиболее ярким проявлением возможностей Модулора как инструмента гармонизации пропорций» (7).

Модульная система нашла применение и в газетно-журнальном производстве. Дизайнеры конструируют полосы журналов или газет на основе модулей, модульных сеток (модуль подобен кирпичу или блоку, используемых при строительстве зданий): «Площадь полосы вертикальными и горизонтальными линиями делится на одинаковые прямоугольники. Высота и ширина прямоугольника избираются в соответствии с типографской системой мер: допустим, высота – 2, ширина – 3 квадрата. Этот-то прямоугольник и есть модуль, та самая метрическая единица, на основе которой строятся все тексты, заглавия, иллюстрации и прочее, из чего состоит полоса издания. Легко заметить, что пропорции площадей, занимаемых текстами и иллюстрациями, соизмеримы с пропорциями модуля, находятся в жесткой зависимости от них. Таким образом достигается подчеркнуто организованная пропорциональность всей конструкции издания. Кроме очевидных функциональных и эстетических преимуществ модульная система способствует рационализации труда на верстке или монтаже полос» (8). Время показало, что технические и экономические преимущества использования как Модулора в целом, так и модульной системы или растровой сетки, применяемых при макетировании и верстке журнальных и газетных полос, очевидны.

Направленность – принцип, предполагающий последовательное восприятие дизайна. Эффективное оформление «ведет» читателя по газетным полосам, страницам: наиболее важные материалы располагаются в верхней части полос, применяется акцентированное оформление: шрифтовые и композиционные выделения в тексте, использование разделительных средств, маркеров, иллюстраций и др.

^ Экономность и сдержанность означают сознательное ограничение дизайнера в подборе тех или иных средств оформления. Дизайн должен быть изящным, но при этом простым, удобным и понятным. Замечается агрессивный дизайн, довлеющий над содержанием, а значит, неадекватно выражающий его (так нарушается еще один, основной принцип – подчиненности формы содержанию). Выше уже отмечалось, что форма периодического издания – активная и подвижная категория, обладающая достаточной, хотя и относительной самостоятельностью. Поиск новых форм ведется дизайнерами, которые исходят как раз из определенной автономности газетной формы, но умелый, расчетливый дизайнер всегда определяет степень этой автономности.

Экспериментальность – принцип, предполагающий постоянную нацеленность дизайнера на творчество, поиск нового. Дизайнер вправе принимать импровизационные решения в рамках утвержденной (научно разработанной) композиционно-графической модели, постоянно совершенствовать модель, отрабатывая в специальных выпусках оригинальные приемы, «освежающие», но не разрушающие графическую концепцию, призванную действовать в течение определенного, достаточно продолжительного, времени.

Композиционно-графическая модель издания (стиль оформления, создаваемый на компьютере) представляет собой своеобразную систему. Возможно, системность также следовало бы включить в определенный нами иерархический ряд принципов дизайна, но все-таки справедливее обозначить ее как суперпринцип. Ведь системный подход суть дизайн – без его реализации невозможно следовать и таким, например, выделенным нами принципам, как «единство стиля», «целостность»… То есть системность – это закономерность динамически взаимодействующих принципов, это свойство, имманентно присущее дизайну. Системность – основа любой проектной деятельности, в том числе и дизайна.

Придерживаться перечисленных выше принципов дизайна – значит, повышать удобочитаемость газеты, делать ее красивой. Главная ошибка ответственных секретарей газет с невыразительным, несовременным видом состоит в том, что они не сделали оформление своего издания системой, зависящей от содержания. В системе, или композиционно-графической модели, лишь условно выделяются композиционный и графический этапы. Этот процесс един. Композиционная цельность, как правило, служит созданию графической ясности всех полос. И наоборот, удачная композиция графических элементов полосы оптимально выявляет композицию содержания.

Уильямс Робин, автор «Недизайнерской книги о дизайне» (9), представила свою классификацию более частных принципов дизайна – их, скорее, следует назвать правилами, которым должен следовать оформитель на практике. Это – правила контраста, повтора, выравнивания и приближенности.

Контраст: «Правило контраста заключается в том, чтобы избежать расположения на странице одинаковых элементов. Если эти элементы: шрифт, цвет, размер, толщина, контур, пробелы и т.д. – не означают одно и то же, их следует оформлять по-разному. Нередко контраст – наиболее важное привлечение внимания к странице».

Повтор: «Повторяйте наглядные детали оформления на протяжении всей работы. Можно повторять цвет, контур, гарнитуру шрифта, размеры, линейки и т.д. Это помогает повысить организованность текста и усилить единообразие».

Выравнивание: «На странице ничто не должно размещаться случайно. Каждый элемент нужно зрительно связывать с другими элементами. Это придает странице аккуратный, утонченный и чистый внешний вид».

Приближенность: «Элементы, которые относятся друг к другу, должны располагаться рядом. Они являются единым целым, а не несколькими отдельными фрагментами. Это помогает организовывать информацию и уменьшает пустоты» (10).

Характерно, что применять следует сразу все четыре правила последовательно, начиная с приближения.

В заключении своего очень полезного практического пособия автор дает ряд рекомендаций по применению названных выше правил при оформлении или переоформлении страниц (печатных полос):

- начинайте с главного смыслового центра (следует выделить смысловой центр очень сильным контрастом, за исключением того случая, когда создается очень согласованный дизайн);

- группируйте информацию по смыслу; решите, какие конкретно смысловые отношения будут прослеживаться между группами (сделайте понятным характер этих отношений, используя принцип приближенности или удаленности отрезков текста – по правилу приближенности);

- распределяя на странице текст или рисунки, создавайте и поддерживайте жесткие выравнивания (если вы заметили, что в тексте есть жесткий край, в частности, край фотографии или вертикальная линия, выравнивайте остальной текст относительно этой линии);

- создавайте повторы или найдите такие элементы текста, которые могут быть связаны определенной повторяющейся связью (используйте для этого жирный шрифт или подчеркивание, или специальный символ, или пространственное распределение текста; обратите особое внимание на естественные повторы в тексте, определите, насколько уместно усилить эффект этого повтора);

- удостоверьтесь, что в вашем оформлении есть сильные контрасты, которые привлекут взгляд читателя (помните, если все элементы на странице крупные, жирные и броские, то никакого контраста не получится) (11).





оставить комментарий
страница1/12
Дата22.09.2011
Размер2.53 Mb.
ТипУчебное пособие, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

страницы:   1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12
отлично
  5
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Документы

Рейтинг@Mail.ru
наверх