Урок с элементами мастерской \"Арифметика чувств\" (по рассказу И. Бунина \"Цифры\") icon

Урок с элементами мастерской "Арифметика чувств" (по рассказу И. Бунина "Цифры")


5 чел. помогло.
Смотрите также:
Урок внеклассного чтения в 5-ом классе. «И ляжет на душу добро…» (По рассказу И. Бунина «Лапти»)...
Конспект урока по рассказу И. А. Бунина “Цифры” Какая мука наше писательское ремесло!...
Урок размышление с элементами творческой мастерской «Колокола, колокола »...
Пояснительная записка урок- мастерская...
Рассказу И. А. Бунина «Натали» в 11 классе. Тема: рассказы И. А. Бунина периода эмиграции...
Урок литературы в 9-м классе "Трагедия и самоотверженность "...
Разработка урока по рассказу И...
Разработка урока по рассказу И...
Поэзия Бунина
Урок внеклассного чтения по рассказу К. Воробьева «бпг»...
Урок литературы в 7 классе Тема урока : «Смерть ради жизни» (по рассказу И. А. Бунина «Лапти»)...
Презентация по рассказу В. Г. Распутина «Женский разговор»...



Загрузка...
скачать

Урок с элементами мастерской "Арифметика чувств" (по рассказу И.Бунина "Цифры")




Цели:

  • создание условий для раскрытия творческого потенциала каждого ученика, исходя из принципа: «Все способны»;

  • предоставление учащимся возможности личностного саморазвития и интеллектуальной независимости;

  • воспитание свободной и критически мыслящей личности, способной осознать себя и своё место в мире, понимать других людей, а также общие закономерности мира.

Задачи урока:

  • выявить идею, авторскую позицию через форму рассказа.

  • развить в учениках умение анализировать прозаический текст.

  • способствовать формированию у обучающихся теоретико-литературных знаний о литературном герое, способах его характеристики; раскрыть особенности характеров героев на лексическом уровне через анализ их поступков.

  • способствовать формированию умения работать со словом, навыков выборочно-направленного анализа текста.

^ Оформление урока:

На доске – коллаж «В мастерской художника слова», состоящий из портрета И.Бунина, иллюстраций художников к рассказу, иллюстраций, сделанных самими учащимися; словарик литературоведческих терминов и «психологической лексики».
На столах учащихся – словари: «Толковый словарь русского языка», «Словарь литературоведческих терминов».

Эпиграф к уроку:

Каждое движение души имеет свое естественное выражение в голосе, жесте, мимике.

Цицерон

^ ХОД УРОКА

I. Вступление-интрига

Обращаюсь к классу:

– На доске записана тема: «Арифметика чувств». Не кажется ли вам это сочетание странным?
– Какие ассоциации возникают при слове арифметика?
Арифметика – это учение о числах, обозначаемых цифрами, и о действиях над ними.
Ответы учеников записываю на доске, они как бы обрамляют слово «Арифметика».

^ II. Учитель читает отрывок: «Мой дорогой, когда ты вырастешь, вспомнишь ли ты, однажды…» до слов: «Но это была слишком крупная ссора».
Ребята, писателя интересовали всевозможные проявления внутренней жизни человека. Основу повествования составляет жизненно – психологическая ситуация. Психология – это углубленное изображение психических, внутренних, душевных переживаний. Герой – рассказчик несет в себе чувство вины за то, что позволил себе когда-то давно без особой на то причины омрачить радость ребенка. Он жаждет успокоить свою совесть, свою мятущуюся душу в излияниях, адресованных племяннику, обиженному им.

^ III. Беседа

Учитель: Необычайное начало. А в чём его необычайность? Ответ: Рассказ от первого лица. Рассказчик одновременно является героем.

Учитель: К кому обращается рассказчик, говоря «ты»? (Ты главный герой рассказа)

– Мы становимся свидетелями чьего либо объяснения, оправдания.
Взрослый человек что-то хочет объяснить, в чём-то оправдаться.
Поэтому рассказ по форме представляет исповедь, монолог.
Почему произошёл конфликт между дядей и племянником? Послушаем диалог из II главы.

Ответы: Мальчику хотелось поскорее познакомиться с цифрами, а дядя не хотел показать ему их. Дядя не хочет себя тревожить: «Уж очень не хотелось мне идти в город». А чтобы оправдать свою лень, он ссылается на мудрое правило: вредно баловать детей.

Учитель: Бунин разбил рассказ на отдельные главки, и каждая должна стать для нас ступенькой на пути понимания происходящего. В этом нам поможет лексика, передающая внутренние и внешние прявления героев рассказа.

^ IV. Групповая работа

Учитель: Ребята, дома вы изучали текст рассказа и выбрали слова и выражения, передающие психологические реакции героев на ссору.

– Разграничим примеры выражения в слове поведения дяди после ссоры на те, которые показывают проявления и состояния внутреннего и внешнего плана.

Мысли, чувства, переживания внешние, физические действия персонажа

«вредно, не полагается баловать детей»; «совершаю великий грех – лишаю тебя счастья»; «мне было стыдно»; «сжалось сердце»; «хотелось встать, распахнуть дверь в детскую и сразу ... пресечь твои страдания ... »

«зажигал папиросу, не поднимая глаз на бабушку»; «соврал»; «твердо отрезал»; «сказал, досадливо морщась»; пожал плечом и сделал вид, что больше не замечаю тебя»; «кинулся, дернулся за руку, да так, что ты волчком перевернулся передо мною, крепко с наслаждением шлепнул» и т.д.

Учитель: Разграничение лексики, передающей внутренние и внешние проявления героя, о которых он сам и повествует, не случайно.
– О чем свидетельствует несовпадение этих проявлений?
(Свидетельствует о той внутренней борьбе, которая происходит в душе дяди, о его противоречивом характере. С одной стороны он, как всякий «очень умный дядя», «выдерживает характер», не идет ни на какие уступки, а напротив, всем своим поведением старается подчеркнуть безразличие к тому, как реагирует Женя на отказ удовлетворить его желание. С другой – как дядя, чуткий, любящий племянника, мучается, наблюдая детское горе. «Сердце тихо говорило мне, что я совершаю в эту минуту великий грех – лишаю тебя счастья, радости ... Но тут пришло в голову мудрое правило: вредно, не полагается баловать детей» – вот слова, которые передают и причину «слишком крупной ссоры» и источник нравственных мучений героя – рассказчика.
– Какой же дядя – жестокий или добрый? А может быть, и жестокий, и добрый?
– Возможно ли такое сочетание качеств в человеке?
– Прав ли герой, выдерживая характер до конца? Чего это стоило ему?
Чем вызвана его исповедь? (В ответы включите наиболее яркие, точные бунинские слова и обороты).

Учитель: Очень важны для понимания характера дяди диалога. Необычны в рассказе воображаемые диалоги, имеющие обобщенную, философскую направленность.
– Обратимся к самому глубокому из них, который подводит нас к пониманию основной мысли рассказа, авторской позиции.

Чтение ученицы (от слов «Счастье, счастье! До слов «И ты смирился»).

Учитель: По наблюдаем над репликами ремарками в диалоге (глава VI)
– Обратите внимание на ремарки, поясняющие слова ребенка. Они содержат «психологическую лексику». Почему? И только ли конкретного ребенка?
А может быть, вообще любого человека, который хочет получить от жизни что-то сразу, не считаясь ни с кем и ни с чем?
– Чем можно объяснить использование повтора слов?
Одинакова ли цель каждого из этих повторов? Проследите словесный ряд: «Счастье, счастье!» – «Потерпи». – «Замолчи, иначе ничего не получишь!» – «Смирись, смирись!»
– Какую жизненную науку заключают в себе эти слова? Поведение дяди сломило самолюбие мальчика, он смирился. Детям часто приходится смиряться, потому что они находятся во власти у взрослых. Жизнь бьет их в сердце тупым ножом обиды, ожесточает их души, и они становятся черствыми, бездушными. А дядя? О чем говорят его раздумья о своих поступках, о своей жизни? У него тоже когда-то была мечта, но постепенно из увлеченного он превратился в человека, который привык сдерживать себя, а потом и отступать перед препятствиями, неудачами: « ... я знаю и то, что, чем дороже мне моя мечта, тем менее надежна осуществление ее. И я уже давно в борьбе с нею. Я лукавлю: делаю вид, что я равнодушен». Этот пример самохарактеристики героя.

^ V. Работа со 2-й группой

Учитель: Самохарактеристика, когда герой сам передает и внутреннее состояние и внешние проявления, не единственный способ раскрытия характера героя, его «поведенческих» мотивов. Есть еще и такой способ, как косвенная характеристика персонажа. В этом случае о внутреннем мире персонажа «сообщается» от другого лица. В «Цифрах» читательское представление о характере мальчика складывается из того, что рассказывает дядя о его реакции на ссору, причем только о внешних проявлениях этой реакции (жесты, движения, интонация и т.п.)
– Как ведет себя ребенок после отказа дяди удовлетворить просьбу немедленно?
– Отметьте цитаты, характеризующие психологическое состояние мальчика?
(«закричал ... тонким голосом»; «вихрем понесся в зал»; «придумал отличную игру, подпрыгивать, бить изо всех сил ногами в пол и при этом ... звонко вскрикивать»; «начал играть с мучительным наслаждением роль умирающего»; «кричать ... уже не хочется, голос охрип ... все равно кричал и кричал» и т.д.)
– Почему так ведет себя Женя?

Ответы: дерзкое, отчаянное, бурное поведение ребенка стало следствием отказа дяди удовлетворить просьбу немедленно.

Учитель: Внешние проявления чувств мальчика вполне раскрывают то, что испытывает Женя, впервые натолкнувшись на удар судьбы. «Потерпи». В его реакции – и обида на дядю и горечь от того, что цифры он не научится писать сегодня и сейчас, и непонимание того, что в жизни может быть вот так ...

Учитель: Какое представление о характере мальчика дает его поведение?

Ответы: характер нетерпеливый, даже эгоистичный и в чем-то агрессивный.

Учитель: Ребята, качества характера мальчика проявляются по-детски непосредственно и в то же время оскорбительно для окружающих.

– Как же воспринимают окружающие, как понимают реакцию мальчика?

Ответы: для близких мальчика его вызывающее поведение – это, прежде всего «страдание» от первого удара судьбы, который всегда тем сильнее, чем «пленительнее мечта».

Учитель: Взрослые дают ребенку перестрадать свое горе. Почему?

Ответы: Дерзкое поведение ребенка вовсе не означает, что негативные черты «перейдут» во «взрослый» характер: Женя, повзрослев, совершенно забыл о случае с цифрами. И сделали это, по мнению, рассказчика, не годы, а готовность и способность ребенка упиваться исполненной все-таки мечтой: «Перестрадав свое горе, твое сердце с новой страстью вернул ось к заветной мечте ... И вечером, как только эта мечта овладела тобою, ты забыл и свою обиду, и свое самолюбие, и свое твердое решение всю жизнь ненавидеть меня».

^ VI. Работа 3-й группы.

Учитель: отношение бабушки и мамы к конфликту между дядей и племянником рассмотрим в сопоставлении.
– Какова реакция мамы?
(«Потом заходили к тебе мама и бабушка ... », «качали головами», «заводили речь о том, как это нехорошо, когда дети растут непослушными, дерзкими»; «советовали тебе пойти ко мне и попросить ... прощения»; «не обращай на него внимания», – говорила мама, – охота тебе разговаривать с такой злючкой»! «Ужасно испорченный ребенок», – сказала, нахмурившись и стараясь быть беспристрастной, мама».)

^ Вывод: реакция мамы, пытающейся быть беспристрастной, почти однозначна: не следует потакать ребенку.

Учитель: Реакция бабушки иная. Какова она? Какие художественные детали помогают раскрыть ее?

Ответы: Прежде всего, бабушке жалко внука, ей не по душе ссора. Она пытается предотвратить ее (гл.II): «не приставай к дяде». Когда же конфликт произошел, бабушка тяжело переживает его. Об этом красноречиво говорит описание ее внутреннего состояния через минуту, позу, движения («Ее сердце рвалось в детскую, но она крепилась, смотрела из-под дрожащих бровей на потемневшую улицу ... »; у нее «задрожали губы, брови, и, отвернувшись к окну, она стала быстро колотить чайной ложкой по столу ... » Учитель: Защищает ли бабушка внука? Осуждает ли она сына? Почему открыто не встает на сторону ребенка, не позволяет своей жалости выплеснуться наружу? Можно ли назвать позицию бабушки позицией наблюдателя?

– Каким образом она пытается устранить конфликт?

Учитель: прочитаем выборочно диалог бабушки и внука, предварительно проанализировав ремарки (конец V – нач.VI глав)

Ответы: бабушка мудра, терпелива. Натолкнувшись на жестокость ребенка, сумела сдержать себя (чего нельзя сказать о дяде), погасить агрессию мальчика и подтолкнуть его к примирению.

Учитель: Можно ли считать, что, смиряя внука, бабушка прибегает к запрещенному приему? Проанализируйте ее последний аргумент в споре с мальчиком: " – А кто же купит ему теперь пенал, бумаги, книжку с картинками? Да что пенал! Пенал туда-сюда. А цифры? Ведь уже этого не купишь ни за какие деньги.
Впрочем, – прибавила она, – делай, как знаешь. Сиди тут один в темноте".
– По какой "самой чувствительной струне" сердца мальчика ударила бабушка?
Какой жизненный урок преподнесла она ребенку? Самая чувствительная струна – желание мальчика познакомиться немедленно с цифрами. Огромное желание мальчика Бунин подчеркивает странным словом – алкать (сильно хотеть, жаждать чего-то, стремиться силою воли).

^ VII. Коллективный анализ VII главы

Учитель: Выделите слова и обороты, передающие психическое состояние дяди и племянника после заключения мира.
– Как же осуществляется героями переход к миру и согласию?
– Кому из них труднее дается быстрая смена настроения? Почему?

Ответ: труднее дается смена настроения дяде. Его состояние и в «мирный» период» нельзя рассматривать однозначно. Вот он наслаждается «радостью, с нежностью обоняя запах ... волос» мальчика. Но лишь за мгновение до этого у него было «притворно-печальное» лицо, в то время как Женя «покорным, деликатным, осторожным ... старался быть», «жадно ловил ... каждое слово».

– Что значит слово деликатный? Обратимся к толковому словарю (Нежный, тонкий, хрупкий, мягкий).
– Что дает такое противопоставление для понимания характеров взрослого и ребенка?

Ответы: у взрослых труднее происходит смена настроений, они менее естественны в проявлении своих чувств, для них характерны нарочитость, «сделанность» форм поведения, маска «очень умного дяди».

Учитель: Но, наверное, писатель хотел сказать не только об этом. Не случайно ведь бунинский рассказ по своей форме представляет исповедь, монолог.
Обратимся к «Словарю литературоведческих терминов». Монолог (от греч. mопоs – один и logos – слово) – развернутое высказывание одного лица ... – Обратимся к толковому словарю» – Исповедь – откровенное признание в чем-либо, сообщение своих мыслей, взглядов.

Учитель: Но монолог героя вовсе не требует сиюминутного речевого отклика, хотя в нем есть вопросы, адресованные племяннику, перед которым и винится герой-рассказчик, и реплики-вопросы Жени, слушающего исповедь.

^ IX. Подведение итогов анализа текста

– Что является главным в рассказе?
– Каковы взаимоотношения взрослых и детей? Что должно лежать в их основе.

Х. Творческая работа

Учитель: А сейчас, ребята, я предлагаю вам построить собственное размышление об одной из ваших ссор, придумайте название. Если хотите, придерживайтесь плана.

XI. Чтение нескольких работ

ХII. Подведение итогов урока

Учитель: Ребята, а какие жизненные уроки извлекли вы из нашего урока? Да, ребята!   Так должны поступать все: уважать, стараться понять, простить. Тогда можно избежать ссоры, обиды, непонимания.




Скачать 95,41 Kb.
оставить комментарий
Дата22.09.2011
Размер95,41 Kb.
ТипУрок, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

отлично
  5
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Загрузка...
Документы

наверх