Рабочая программа История зарубежной литературы icon

Рабочая программа История зарубежной литературы



Смотрите также:
Рабочая программа дисциплине «История зарубежной литературы» (XVII- xviii) специальность 030601...
Рабочая программа дисциплины История зарубежной литературы Направление подготовки...
Рабочая программа наименование дисциплины История зарубежной литературы Направление подготовки...
Рабочая программа наименование дисциплины История зарубежной литературы Направление подготовки...
Рабочая программа наименование дисциплины История зарубежной литературы По направлению...
Программа дисциплины дпп. Ф. 13 История зарубежной литературы (ч. 1 ) Цели и задачи дисциплины...
Учебной дисциплины (модуля) Наименование дисциплины (модуля) История зарубежной (мировой)...
Курс зарубежной литературы XX века завершает образовательный процесс по сквозному курсу «История...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «История зарубежной литературы: XVII xviii вв...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «История зарубежной литературы: XVII xviii вв...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «История зарубежной литературы: Iтреть XIX в...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «История зарубежной литературы: Iтреть XIX в...



скачать

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ



Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«ЕЛЕЦКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. И.А.БУНИНА»


«Утверждаю»

Зав. кафедрой _________Н.Н. Комлик

«5» сентября 2007г.


Р А Б О Ч А Я П Р О Г Р А М М А


дисциплине: «История зарубежной литературы» (ХХ век)

специальность 050301 Русский язык и литература


квалификация учитель русского языка и литературы


форма обучения очная


факультет филологический


кафедра русская литература ХХ века и зарубежная литература


курс: 4 4

семестр: 7 8

лекций 28 ч. 24 ч.

практических (семинарских) занятий: 8 ч. 12 ч.

лабораторных занятий:

экзамен: 7 сем. 8 сем.

зачет:

самостоятельная работа: 45 ч. 45 ч.


Всего часов: 81 ч 81 ч.


Елец

Рабочая программа разработана на основе ГОС по специальности


050301 Русский язык и литература


номер государственной регистрации № 707 пед / сп от 31.01.2005 г.

№ 367 пед/сп от 14.04.2000 г.


на основе программы___________________________________________________


на кафедре русской литературы ХХ века и зарубежной литературы


Рабочая программа рассмотрена на заседании кафедры

(протокол № 1 от «5» сентября 2007 г.)


Зав. кафедрой_________________ Н.Н. Комлик


Рабочая программа утверждена методическим советом факультета

(протокол № 1 от «5» октября 2007 г.)


Председатель методического совета ___________ (И.М. Курносова)


Рабочую программу составил _______________________Ю.Н. Кутафина


^

I. Организационно-методический раздел





  1. 1 Пояснительная записка (цели, задачи и место дисциплины в рамках цикла дисциплин ГОС)


Курс зарубежной литературы ХХ века охватывает период с 1917 по 1990 годы.

Предлагаемая программа строится на выделении 2 периодов в литературном процессе ХХ века (1917-1945, 1945-1990), рассматриваемых в их целостности и неразрывной связи.

Рассмотрение литературного процесса соотносится со своеобразием культурной и социально-политической ситуации в мире, с поисками общественно-нравственных ценностей.

В программе реализован как подход к изложению материала по персоналиям, так и обзор основных литературных явлений в их движении.

В курсе зарубежной литературы ХХ века студенты знакомятся с основными литературными направлениями: критический реализм, социалистический реализм, модернизм, постмодернизм и др.

Курс предполагает проведение параллели с русской литературой, позволяет понять специфику развития той или иной национальной литературы.


Задачи курса.

  • освоение наиболее значительных произведений зарубежной литературы ХХ века;

  • выявление характерных традиций развития зарубежной литературы.

  • закрепление навыков анализа и интерпретации художественных произведений;

  • овладение литературоведческой терминологией.


1.2 Требования к уровню освоения содержания дисциплины


  • Умение рассматривать литературный процесс ХХ века в культурном контексте эпохи.

  • Умение анализировать литературные произведения разных жанров и эстетической направленности.

  • Знание эстетических взглядов крупнейших писателей ХХ века (Ф.Кафки, Т.Манна, Э.Хемингуэя, Г. Грина, Д. Сэлинджера, А. Камо и др.).

  • Понимание национальной специфики изучаемых литератур (французской, немецкой, английской, американской) и умение устанавливать межлитературные связи (с русской литературой).



II. Содержание дисциплины


2.1 Основные разделы дисциплины


  1. Зарубежная литература 1917-1945 гг.

  2. Зарубежная литература 1945-1990 гг.



^ 2.2 Темы и их содержание


  1. Введение. Периодизация курса. Основные направления и школы. Мировые войны и их последствия, определившие характер общественно-политических преобразований и процессов.




  1. Модернизм – «искусство современности». Ф. Кафка, Д. Джойс и М. Пруст – основоположники модернизма в европейской литературе. Мифологизм и создание модели абсурдного мира в произведениях писателей-модернистов.




  1. Немецкая литература 1917-1945 годов. Традиции немецкого романтизма в творчестве Г. Гессе. Теория «Эпического театра» Б. Брехта. Драматургия Б. Брехта.




  1. Творчество Т. Манна. Философско-историческая проблематика романов. Проблемы гуманизации мифа в романе «Иосиф и его братья». Образы героев. Тема искусства и художника в романе «Лотта в Веймаре». Интеллектуальный воспитательный роман «Волшебная гора».




  1. Особенности развития французской литературы после 1917 г. Традиции литературной классики в творчестве французских писателей (А. Барбюс, Р. Роллан, А. Сент-Экэюпери).




  1. Новые явления в литературе Англии (В. Вульф, Т. Элиот, Д. Олдридж).




  1. Американская литература после 1917 г.: особенности развития и поэтика. Тема американской мечты и американской трагедии в творчестве писателей США. Фицджеральд – писатель «века джаза». Роман «Великий Гэтсби» и «Ночь нежна». История американского Юга в произведениях У. Фолкнера. Образ Сноупсов.

  2. Тема войны и «потерянного поколения» в творчестве Э. Хемингуэя («Прощай, оружие!», «В наше время»).




  1. Вторая мировая война и литературный процесс.




  1. Осмысление новой действительности в немецкой литературе 2-й половины ХХ века. Творчество Г. Белля («И не сказал ни единого слова», «Глазами клоуна»). Сатира и пародии в романах Г. Грасса («Жестяной барабан», «Собачья жизнь»). Творчество М. Фриша («Гомо Фабер»). Неоромантический роман П. Зюскинда «Парфюмер».

  2. Развитие английской литературы после 1945 г. Тема ответственности в произведениях «Тихий американец» и «Комедианты» Г. Грина. Философско-аллегорический роман У. Голдинга «Повелитель мух». Проблемы искусства в романе А. Мёрдок «Черный принц».




  1. Французская литература. Философия и эстетика литературы абсурда. Антидрама и антироман Э. Ионеско «Лысая певица». Французский «новый роман» Н. Саррот и А. Роб-Грийе.




  1. Экцистенциалистская проблематика романов А. Камю: от «Постороннего» к «Чуме».




  1. Психологическая проза Ф. Саган. Тема одиночества и разрыва человеческих связей в романах «Здравствуй, грусть», «немного солнца в холодной воде». Ф. Саган и Ф.М. Достоевский.




  1. Художественные поиски и достижения послевоенной американской литературы. Отчуждение, обостренное ощущение разлада в окружающей жизни в романе Д. Сэлинджера «Над пропастью во ржи». Осуждение фальши и лицемерия. Преодоление одиночества и обретение себя в помощи детям. Проблема прогресс и морали в сатирических произведениях К. Воннегута («Колыбель для кошки», «Бойня номер пять»). Поиски смысла жизни в романах Д. Апдайка. Проблема самореализации личности в трилогии о Кролике.




  1. Постмодернизм как феномен литературы 2-ой половины ХХ века (Фаулз, Кортасар, Борхес).




  1. Латиноамериканская и восточная литература (Маркес и Кобо Абэ).



III. Рабочая программа дисциплины.


^ 3.1 Распределение часов курса по темам и видам работ



№п/п

Наименование тем и разделов

Всего часов

Аудиторные занятия

Самост. работа










Лекции

Семинары

Лаб




^ История зарубежной литературы 1917-1945 гг.

1.

Введение. Периодизация. Литературные направления.

7

2







5

2.

Модернизм и творчество Ф. Кафки.

10

3

2




5

3.

Немецкая литература 1917-1945 гг. (Г. Гессе, Б. Брехт).

11

4

2




5

4.

Творчество Т. Манна.

9

4







5

5.

Особенности развития французской литературы после 1917 г. (А. Барбюс, А. Сен-Экзюпери).

10

3

2




5

6.

Модернизм во французской литературе. М. Пруст «В поисках утраченного времени».

8

3







5

7.

Новые явления в литературе Англии (В. Вульф, Т. Элиот, Д. Олдридж)

7

2







5

8.

Модернистский роман Джойса «Улисс»

7

2







5

9.

Тема американской мечты и американской трагедии в творчестве писателей США (С. Фицджеральд, У. Фолкнер)

10

3

2




5




Творчество Э. Хемингуэя

9

2

2




5




Итого

81

28

8




45

^ История зарубежной литературы 1945-1990 гг.

1.

Вторая мировая война и литературный процесс.

6

2







4

2.

Осмысление новой действительности в немецкой литературе (Г. Белль, Г. Грасс).

6

2







4

3.

Проблема хаотичности человеческого бытия и ее отражение в романах М. Фриша.

6

2







4

4.

Неоромантический роман П. Зюскинда «Парфюмер».

6

2







4

5.

Развитие английской литературы после 1945 г.

Общественно-политическая и нравственная проблематика романов Г. Грина.

8

2

2




4

6.

Философские романы А. Мердок.

6

2

2




4

7.

Французская литература 1945-1990 г. Творчество А. Камю.

8

2

2




4

8.

Философия и эстетика литературы абсурда (Ионеско, Саррот Роб-Грийе).

6

2







4

9.

Психологическая проза Ф. Саган.

6

2







4

10.

Художественные поиски и достижения послевоенной американской литературы (Сэлинджнр, Апдайк, Воннегут, Хемингуэй)

7

2

2




3

11.

Постмодернизм как феномен литературы 2-ой половины ХХ века (Роб-Грийе, Фаулз, Кортасар, Борхес).

9

2

4




3

12.

Латиноамериканская и восточная литературы (Кобо Абэ, Маркес).

5

2







3




Итого

81

24

12




45



^ 3.2 Практические (семинарские) занятия, их содержание и объем в часах


История зарубежной литературы 1917-1945 гг.


Тема № 1. Творчество Ф. Кафки и проблемы модернизма - 2 ч.

План


  1. Место творчества Ф. Кафки в литературе модернизма.

  2. Характер изображения «отчуждения» человека в произведениях Кафки.

  3. Жанр притчи и парабола в новелле Кафки «Превращение».

  4. Тема «маленького человека» в новелле «Превращение». Образ Грегора Замзы.

  5. Новелла «В исправительной колонии». Особенности композиции, конфликт.

  6. Следование Кафки традициям Х1Х века в изображении действительности.

  7. Особенности поэтики Ф.Кафки.



Литература


  1. Критический реализм ХХ века и модернизм. М., 1967.

  2. Сучков Б. Лики времени. М., 1976.

  3. Затонский Д.В. Ф. Кафка и проблемы модернизма. М., 1972.

  4. Зусман В.Г. Художественный мир Ф. Кафки: малая проза. Н. Новгород, 1996.

  5. Днепров В.Д. Черты романа ХХ века. М.-Л., 1965.


Тема № 2. Философская сказка А. Сент-Экзюпери «Маленький принц» - 2 ч.


План

  1. Место сказки «Маленький принц» в творчестве Сент-Экзюпери. Особенности жанра данного произведения и причины обращения к нему автора.

  2. Идейно-композиционная роль посвящения.

  3. Основная тематика и проблематика сказки:

  • основной конфликт, его философско-эстетическое значение;

  • проблема «вечного» и «переходящего» в сказке;

  • проблема жизни, любви, смерти;

  • тема ответственности человека;

  • вопрос об истинных и ложных ценностях в сказке.

  1. Система образов в сказке:

  • общая характеристика образа Маленького принца;

  • место и значение образов обитателей астероидов;

  • Маленький принц и Лис, идейная функция образа Лиса; Маленький принц и Летчик, композиционное значение образа Летчика;

  • место и значение образа Змеи;

  • значение образов поездов и розового сада.

  1. Художественное своеобразие сказки:

  • особенности композиции сказки;

  • символика и аллегория в сказке;

  • роль и место рисунков в сказке;

  • реминисценции в сказке.

6. Гуманистическое значение сказки, ее связь с современностью.


Литература

1. Ваксмахер М. Часовой в ответе за всю империю / Французская литература наших дней. – М., 1967.

2. Мижо М. Сент-Экзюпери. – М., 1963.


Тема № 3. Пьеса Б. Брехта «Мамаша Кураж и ее дети». Черты эпического Театра -

2 ч.

План


1. Теория эпического театра Б. Брехта: цели и основные принципы.

2. Воплощение принципов эпического театра в пьесе «Мамаша Кураж»:

  • идейное содержание пьесы;

  • черты философского театра в пьесе;

  • понятие «эпического»и его воплощение в пьесе;

  • эффект «очуждения» и способы его реализации в пьесе.

3. Система образов в пьесе. Философское значение образа Мамаши Кураж.

4. «Сонги» и их функция в произведении.

5. Влияние идей Брехта на современный театр.

Литература


1. Клюев В.О. О философском театре Брехта / Вопросы Эстетики. Вып. 6. – М., 1964.

2. Сурков Е. Путь к Брехту / Брехт. Театр. – М., 1965..

3. Миттенцвай В. Испытание нового метода / Эстетические позиции. – М., 1965.

4. История немецкой литературы. – М., 1976.

5. Федоров А. Брехт. – М., 1980.

  1. Райх З. Брехт. Очерк творчества. – М., 1060.


Тема № 4. Рассказ Э. Хемингуэя «Кошка под дождем» - 2 ч.

План


1. Идейный замысел и принцип композиции книги «В наше время»:

  • двуплановость книги, смысловая нагрузка миниатюр;

  • роль пролога и заключения.

2. Место рассказа «Кошка под дождем» в книге «В наше время»:

  • структура рассказа;

  • принципы изображения героев, своеобразие психологизма;

  • роль повторов;

  • значение подтекста; функция «ключевой фразы»;

  • идейно-композиционная функция мотива дождя и сумерек;

  • тема войны и ее последствий в романе.

  1. Система образов, их философизм и психологизм.

4. Своеобразие художественного мастерства Э. Хемингуэя.

Литература


1. Кашкин И. Э. Хемингуэй. – М., 1966.

2. Старцев А. Молодой Хемингуэй и «потерянное» поколение /Э. Хемингуэй. Соб рание соч. – Т.1. – М., 1968.

3. Лидский Ю. Творчество Э. Хемингуэя. – Киев, 1973.


Тема № 5. Художественные особенности и проблематика

американской литературы 1-ой половины ХХ века - 2 ч.


План

1. Общая характеристика развития американской литературы.

2. Особенности литературы «потерянного поколения».

3. Творчество Э. Хемингуэя («Прощай, оружие!», «Фиеста»). Анализ одного из произведений по выбору.

4. Тема «крушения американской мечты» в произведениях С. Фицджеральда («Ночь нежна», «Великий Гэтсби»). Особенности композиционного построения произведений Фицджеральда.

5. Тема «потерянности» и особенности её отражения в произведениях 6. У.Фолкнера («Деревушка», «Город», «Особняк»). Образы Сноупсов: особенности типологии характеров.

Литература


  1. Кашкин И. Э.Хемингуэй. М., 1966.

  2. Лидский Ю. Творчество Э.Хемингуэя. Киев, 1973.

  3. Горбунов А. Романы Фицджеральда. М., 1974.

  4. Ален У. Традиции и мечта. М., 1974.

  5. Мендельсон М. Современный американский роман. М., 1964.

  6. Палиевский П. Пути реализма. М., 1974.


История зарубежной литературы ХХ века (3 часть)


Тема № 1. Идейно-художественное своеобразие повести Э. Хемингуэя

«Старик и море» - 2 ч.

План


        1. Проблематика повести, особенности композиционного построения.

        2. Соотношение фабулы и сюжета.

        3. Образ Сантьяго.

        4. Персонажи второго плана в повести.

        5. Пейзаж и его роль в повести.

        6. Система изобразительных средств в произведении (эпитеты, метафоры, символические лейтмотивы).

        7. Жанровое своеобразие произведения.

        8. Философское звучание повести.


Литература.

  1. Кашкин И. Э. Хемингуэй. – М., 1966.

  2. Гей Н.К. Художественность литературы. Поэтика. Стиль. – М., 1975.

  3. Маску З. Человек один не может. Э. Хемингуэй. Жизнь и творчество. – М., 1960.

  4. Грибанов Б. Хемингуэй: герой и время. – М., 1976.


Тема № 2-3. Модернизми постмодернизм в зарубежной литературе 2-й пол ХХ века - 4 ч.

План


  1. Особенности повествовательной манеры в романе Д. Фаулза «Женщина французского лейтенанта» (или «Коллекционер»).

  2. Антифашистские произведения Г. Грасса («Кошки-мышки», «Жестяной барабан»).

  3. Роман-притча У. Голдинга «Повелитель мух».

  4. Экзистенциализм и его воплощение в романе А. Камю «Чума» (или «Посторонний»).

  5. Неоромантический роман П. Зюскинда «Парфюмер».

  6. Современный американский роман: проблематика, конфликт, художественное своеобразие (Д. Сэлинджер «Над пропастью во ржи», Д. Апдайк «Кентавр», А. Хейли «Аэпопорт»).



Литература


  1. Филюшкина С.Н. Современный английский роман. – В., 1988

  2. Ивашева В.В. Английская литература ХХ века. – М., 1967.

  3. Мулярчик А.С. Послевоенные американские романисты. – М., 1980.

  4. Евнина С.М. Современный французский роман. – М., 1962.

  5. Засурский Я. Американская литература ХХ в. – М., 1966.

  6. Карельский А. Учение шоком. Проза Г. Грасса / От героя к человеку. –М., 1990.

  7. История французской литературы. – Т.4. – М., 1963.

  8. История немецкой литературы. – Т. 5. – М., 1957.


Тема № 4. Образы Пайла и Фаулера в романе Г. Грина «Тихий американец» - 2 ч.


План

  1. Время и место действия романа.

  2. Пайл и Фаулер: сравнительная характеристика (сопоставить привычки, образ жизни, мировоззрение персонажей; выявить причины оптимизма и уверенности в себе Пайла и причины скепсиса и пессимизма Фаулера).

  3. Композиция романа и ее роль в раскрытии образов.

  4. Фаулер и проблема личной ответственности. Этапы внутреннего развития героя.

  5. Подробный анализ эпизода «По дороге к набережной Митхо»:

    • какую проблему решает для себя Фаулер в изображаемых сценах?

    • как раскрывается его душевное состояние в диалоге с Хеном, разговоре с Пайлом?

    • найти примеры подтекста и определить способы его создания.



Литература


  1. Ивашева В. Литература Великобритании ХХ в. – М., 1984.

  2. Белза С. Путешествие по «Гринленду». – М., 1986.



Тема № 5. Повесть А. Камю «Посторонний»: особенности художественного восприятия мира героем и автором - 2 ч.


План

  1. Тематика и проблематика повести в свете идей экзистенциализма.

  2. Образ Мерсо.

  3. Особенности художественного построения произведения. Двучастная композиция повести.

  4. Авторская позиция.

  5. Смысл названия повести, философская и этическая направленность.

Литература


  1. Андреев Л. Современная литература Франции: 60-е годы. – М., 1977.

  2. Великовский С. Грани «несчастного сознания». Театр, проза, эстетика А. Камю. – М., 1973.



^ 3.3 Лабораторные занятия, их содержание и объем в часах.


Лабораторные занятия учебным планом не предусмотрены.


    1. Формы итогового, промежуточного и текущего контроля.




  • контрольные работы

  • зачет

  • экзамен


^ 3.5 Тематика курсовых работ


Курсовые работы не предусмотрены.


IV. Учебно-методическое обеспечение дисциплины


4.1 Типовые контрольные работы


История зарубежной литературы ХХ века (1917-1945 гг.)


Высокий уровень.

  1. Проблема «отчуждения» личности в произведениях писателей-модернистов ХХ века (по выбору).

  2. Воплощение принципов «эпического» театра в драматургии Б. Берхта.

  3. проблематика и художественные особенности романа Д. Олдриджа «Морской орел».

  4. Своеобразие творческой манеры У. Фолкнера.

  5. Философия и эстетика модернизма.


Средний уровень.

  1. Проблема несвободы человека в новеллах Ф. Кафки.

  2. Тема войны в американской литературе и мировоззрение писателей «потерянного» поколения.

  3. Теория «эпического» театра Б. Брехта: цели и основные принципы.

  4. Особенности литературного процесса европейской литературы 1-й половины ХХ века.


Низкий уровень.


  1. Психологическое мастерство Э. Хемингуэя в рассказе «Кошка под дождем».

  2. Философская сказка А. Сент-Экзюпери «Маленький принц».

  3. Образ Грегора Замзы в новелле Ф. Кафки «Превращение».

  4. Символика в рассказе Э. Хемингуэя «Кошка под дождем».



История зарубежной литературы ХХ века (1945-1990 гг.)


Высокий уровень.

  1. Особенности повествования манеры в романах Д. Фаулза.

  2. Пейзаж и его роль в повести Э. Хемингуэя.

  3. Композиция и ее роль в раскрытии образов главных героев в романах Г. Грина.

  4. Роль символики и аллегории в романе А. Камю «Чума»


Средний уровень.

  1. Тема войны в произведениях Г. Белля.

  2. Система средств художественной выразительности и их функция в повести Э. Хемингуэя «Старик и море».

  3. Философские основы «нового реализма»

  4. Функция подтекста в произведениях писателей-абсурдистов (по выбору).


Низкий уровень.


  1. Образ старика Сантьяго в повести Э. Хемингуэя «Старик и море».

  2. Сравнительная характеристика образов Пайла и Фаулера (по роману Г. Грина «Тихий американец»).

  3. Экзистенциализм как художественный метод: описательная характеристика.

  4. Философское звучание образа Мерсо в повести А. Камю «Посторонний».



^ 4.2. Примерный перечень вопросов для самостоятельной работы


  1. Антивоенные романы Э.М. Ремарка.

  2. Особенности сюжета в произведениях С. Беккета.

  3. Современный американский роман: проблематика, конфликт, художественные особенности (Д. Сэлинджер, Д. Апдайк, К. Воннегут, А. Хейли).

  4. Сатирические произведения Г. Грасса,

  5. Особенности повествовательной манеры в романе Д. Фаулза «Коллекционер».

  6. Сатирическая повесть Д. Оруэлла «Скотный двор».

  7. Неоромантический роман П. 3юскинда «парфюмер».

  8. Мотив одиночества и проблема одиночества в романе Г. Маркеса «Сто лет одиночества».

  9. Современная японская литература (Кобо Абэ «Женщина в песках»).

  10. Проза В. Вульф.



^ 4.3. Примерная тематика рефератов


  1. Модернизм в зарубежной литературе XX века,

  2. Мифологизм поэмы Т. Элиота «Бесплодная земля».

  3. Гомеровские реминисценции в романе Д. Джойса «Улисс».

  4. Нравственно-философский кодекс А. Камю в повести «Посторонний».

  5. Шекспировские мотивы и их функция в романе Д. Фаулза «Коллекционер».

  6. Философия и музыка в романе Т. Манна «Доктор Фаустус».

  7. Современная латиноамериканская литература: Маркес, Кортасар, Борхес.



^ 4.4. Перечень вопросов для экзамена по истории зарубежной литературы ХХ века (1917-1945 гг.).


  1. Основные тенденции развития зарубежной литературы 1-й пол. ХХ века (основные литературные направления, проблематика, тематическое и жанровое многообразие).

  2. Концепция мира и человека в творчестве Г. Гессе.

  3. Модернистские черты в творчестве Ф. Кафки (анализ одного произведения во выбору).

  4. Роман Д. Джойса «Улисс» как «универсалия» жизни. Особенности техники «потока сознания».

  5. Немецкая литература первой половины ХХ века: тематика, проблематика, художественное своеобразие произведения.

  6. Интеллектуальный воспитательный роман Т. Манна «Волшебная гора».

  7. Антифашистский роман А. Зегерс «Седьмой крест».

  8. Теория «эпического» театра Б. Брехта.

  9. Идейная проблематика антифашистской драмы Б. Брехта «Мамаша Кураж». Воплощение принципов «эпического» театра в пьесе.

  10. Идейное содержание и художественное своеобразие французской литературы первой половины ХХ века.

  11. Философская сказка А.-С. Экзюпери «Маленький принц» (система образов, аллегория, основная проблематика).

  12. Основные тенденции развития американской литературы 1917-1945 годов.

  13. Романтическое преломление темы американской мечты в произведениях С. Фицджеральда (по выбору).

  14. Литература «потерянного» поколения. Общая характеристика.

  15. Тема войны в творчестве Э. Хемингуэя (по выбору).

  16. Любовь и война, тема «потерянности» в романе Э. Хемингуэя «Прощай, оружие!».

  17. Психологическое мастерство и новаторство Э. Хемингуэя в рассказе «кошка под дождем».

  18. Социально-конкретное и вечное в романах У. Фолкнера (по выбору).

  19. Фантастика и политическая сатира в повести Г. Уэллса «Игрок в крокет».

  20. Характеристика английской литературы первой половины ХХ века.

  21. Проблематика и художественное своеобразие произведений Д. Олдриджа (по выбору).

  22. Проблема «отчуждения» личности и тема несвободы человека в новеллах Ф. Кафки (по выбору).

  23. Художественные особенности прозы ф. Кафки (анализ произведения по выбору).

  24. Тема войны в произведениях Э.М. Ремарка (по выбору).

  25. Художественное своеобразие сказки А.С. Экзюпери «Маленький принц». Гуманистическое значение сказки и ее связь с современностью.

  26. Система образов, их философизм и психологизм в рассказе Э. Хемингуэя «Кошка под дождем».

  27. Творчество Э. Хемингуэя. Общая характеристика.

  28. Особенности художественного построения произведений С. Фицджеральда (по выбору).




  1. Мифологизм и создание модели абсурдного мира в произведениях писателей-модернистов (по выбору).

  2. Философско-историческая проблематика романов Т. Манна (по выбору).

  3. Тема искусства и художника в романе Т. Манна «Лотта в Веймаре».

  4. Образ мамаши Кураж и его философское звучание в пьесе. Художественные особенности произведения.

  5. Философские основы и их отражение в европейской литературе первой половины ХХ века.

  6. Традиции литературы XIX века и их отражение в творчестве писателей первой половины ХХ века.

  7. Особенности развития любовной темы в литературе 1917-1945 годов (по выбору).

  8. Зарубежная литература первой половины ХХ века в контексте мировой истории.

  9. Антифашистская тема в литературе первой половины ХХ века (А. Зегерс, Э.М. Ремарк, Д. Олдридж, Э. Хемингуэй).

  10. Европейская и русская литература первой половины ХХ века: сопоставительная характеристика.



Перечень вопросов для экзамена по истории зарубежной литературы

ХХ века (1945-1990 гг.).


  1. Вторая мировая война и литературный процесс: поиски в литературе новых тем, образов, героев.

  2. Осмысление прошлого и новой действительности в немецкой литературе второй половины ХХ века.

  3. Нравственная проблематика романов Г. Белля (по выбору).

  4. Художественные поиски и достижения послевоенной американской литературы ХХ века.

  5. Проблема прогресса и морали в сатирических произведениях К. Воннегута (по выбору).

  6. Поиски смысла жизни и проблема самореализации личности в романах А. Апдайка.

  7. Отчуждение, обостренное ощущение разлада в окружающей жизни в романе Д. Сэлинджера «Над пропастью во ржи».

  8. Образ «ловца» и его философский смысл в романе Д. Сэлинджера «Над пропастью во ржи».

  9. Постмодернизм как феномен литературы ХХ века (И. Во, А. Роб-Грийе,

Д. Фаулз).

  1. Творчество Э. Хемингуэя после второй мировой войны (по выбору).

  2. Художественно-композиционные особенности повести Э. Хемингуэя «Старик и море».

  3. Модернизм как «искусство современности»: особенности мироощущения, эстетические и поэтические поиски.

  4. Сатира и пародия в романах Г. Грасса (по выбору).

  5. Основные тенденции и особенности развития немецкой литературы после 1945 года.

  6. Проблема хаотичности человеческого бытия в произведениях М. Фриша (по выбору).

  7. Неоромантический роман П. Зюскинда «Парфюмер»: проблематика, образ Жана Гренуйя, символика.

  8. Тема «потерянного поколения» в творчестве Э. Хемингуэя (по выбору).

  9. Особенности развития французской литературы второй половины ХХ века.

  10. Экзистенциализм и французская литература (по выбору).

  11. Философская проблематика и художественное своеобразие произведений А. Камю (по выбору).

  12. Обличие морали и нравов буржуазного общества в романе А. Камю «Чума».

  13. Психологизм и «исповедальный» характер прозы Ф. Саган (по выбору).

  14. Школа нового романа во французской литературе ХХ века (основные представители, проблематика, художественные и стилистические особенности).

  15. Противоречивость образа Мерсо в повести А. Камю «Посторонний».

  16. Бессилие человека перед хаосом бытия, изображение распада мира в произведениях писателей-абсурдистов (С. Беккет, Э. Ионеско, А. Роб-Грийе).

  17. Общая характеристика литературного процесса Англии второй половины ХХ века.

  18. Нравственная и общественно-политическая проблематика романов Г. Грина (по выбору).

  19. Образы Пайла и Фаулера в романе Г. Грина «Тихий американец»: сопоставительная характеристика.

  20. Философско-аллегорический роман-притча У. Голдинга «Повелитель мух».

  21. Философская проблематика романов А. Мердок (по выбору).

  22. Гуманистический смысл произведений Д. Фаулза (по выбору).

  23. Психология власти и психология подчинения в сатирической утопии Д. Оруэлла «Скотный двор».

  24. Сказочный элемент и его функция в повести Д. Оруэлла «Скотный двор».

  25. Мифологема одиночества в произведениях писателей ХХ века (Ф. Кафка, Д. Сэлинджера, А. Камю, Г. Маркес).

  26. Тема любви и особенности ее развития в произведениях зарубежных писателей ХХ века (по выбору).

  27. Г. Грин и Г. Грасс: соотношение реального и сатирического в произведениях писателей.

  28. Функция подтекста и особенности образной системы в произведениях Э. Хемингуэя (по выбору).

  29. Тема войны в творчестве зарубежных писателей второй половины ХХ века.

  30. Тема свободы и насилия в романе Д. Фаулза «Коллекционер».

  31. Особенности американской драматургии второй половины ХХ века. «Антигерой» абсурдистского театра Э. Олби.



^ 4.5 Основная литература


Художественные тексты по истории зарубежной литературы ХХ века

(2 часть)


М. Пруст В поисках утраченного времени.


Т. Манн Волшебная гора.


Ф. Кафка Превращение. В исправительной колонии. Замок. Процесс.


Д. Джойс Улисс. Иосиф и его братья. Лота в Веймаре.


Б. Брехт Мамаша Кураж и ее дети. Добрый человек из Сычуане.


А. Зегерс Седьмой крест.


А. Сент-Экзюпери Маленький принц. Планета людей.


У. Фолькнер Деревушка. Город. Особняк.


С. Фицджеральд Ночь нежна. Великий Гэтсби.


Э. Ремарк На западном фронте без перемен.


Д. Олдридж Морской орел.


Г.Уэллс Игрок в крокет.


Э. Хемингуэй Кошка под дождем. Прощай, оружие! Фиеста.


^ Художественные тексты по истории зарубежной литературы ХХ века

(3часть)


Э. Хемингуэй Старик и море.


Г. Грин Тихий американец. Комедианты.


А. Мердок Черный принц.


А. Камю Посторонний. Чума.


Ф. Саган Здравствуй, грусть. Немного солнца в холодной воде. Женщина в гриме.


Г. Белль Бильярд в половине десятого. Глазами клоуна.

И не сказал не единого слова.


Д. Фаулз Коллекционер. Женщина французского лейтенанта.


П. Зюскинд Парфюмер.


Д. Оруэлл Скотный двор.


У. Голдинг Повелитель мух.


Г. Грасс Жестяной барабан. Кошки-мышки.


М. Фриш «Гомо Фабер».


А. Хейли Аэропорт. Отель. Менялы.


Д. Сэлинджер Над пропастью во ржи.


К. Воннегут Колыбель для кошки. Бойня номер пять.



    1. Дополнительная литература


Критическая литература


  1. Гражданская З.Г. История зарубежной литературы ХХ в. – М., 1973.

  2. Андреев Л.г. Зарубежная литература ХХ в. – М., 2001.

  3. Андреев Л.Г. История зарубежной литературы (1917-1945). – М., 1969.

  4. Богословский В.Н. История зарубежной литературы ХХ в. – М., 1990.

  5. Филюшкина С.Н. Английская литература ХХ века. – Воронеж, 1995.

  6. Андреев Л.Г. История французской литературы. – М., 1987.

  7. Самарин Р.М. Зарубежная литература. – М., 1983.

  8. Дудова А.Н., Михальская Н.П. Модернизм в зарубежной литературе. – М., 1999.

  9. Французская литература 1945-1990 гг. – М., 1995.

  10. Аникин Г.З. История английской литературы. – М., 1985.

  11. Андреев Л.Г. Свободное сознание и ХХ век. –М., 1994.

  12. Великовский С. Грани «несчастного сознания». – М., 1973.

  13. Гингбург Л.Я. Литература в поисках реальности. – М., 1987.

  14. Фрадкин И.М. Б. Брехт: Путь и метод. – М., 1965.

  15. Карельский а. От горя к человеку. – М., 1990.

  16. Театр парадокса. – М., 1991.

  17. Коренева М. Невыразимая доступность бытия. – СПб., 1999.

  18. Дюшен И. Театр парадокса. – М., 1991.

  19. Анастасьев Н. Ни один человек не остров / Литература. - № 22. –1998.

  20. Кривина Т. «Там, где есть здоровье, не требуется врач» (О романе У. Голдинга «Повелитель мух») / Литература. -№ 26. –1996.




    1. Использование информационных технологий




    • Сервер современной прозы - www.proza.ru

    • Информационно-интерактивный портал «Российские электронные библиотеки» - www.elbib.ru

    • Сайт «Литературной газеты» - www.lgz.ru

    • Сайт газеты «Книжное обозрение» - www.knigoboz.ru

    • Электронная версия учебно-методического пособия «Зарубежная литература ХХ века (2-я половина): особенности развития»

    • Презентация в формате Power Point «Постмодернизм в зарубежной литературе 2-й пол. ХХ века»



V. Дополнения и изменения в рабочей программе на 200__/ 200__ уч. год


Дополнения и изменения рассмотрены и утверждены на заседании кафедры русской литературы ХХ века и зарубежной литературы протокол № от_________________200__ года


Зав. кафедрой Н.Н. Комлик




Скачать 326,88 Kb.
оставить комментарий
Дата21.09.2011
Размер326,88 Kb.
ТипРабочая программа, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Документы

наверх