Экзамен: зачет: 2 сем самостоятельная работа: 45 ч. Всего часов: 97 ч. Елец icon

Экзамен: зачет: 2 сем самостоятельная работа: 45 ч. Всего часов: 97 ч. Елец


Смотрите также:
Экзамен: 8 9 сем зачет: самостоятельная работа: 45 ч. (7 сем.); 45 ч. (8 сем...
Экзамен: 7 сем. 8 сем зачет: самостоятельная работа: 34 ч. 34 ч. Всего часов: 70 ч. 70 ч. Елец...
Экзамен: 6 сем. 7 сем зачет: самостоятельная работа: 34 ч. 34 ч. Всего часов: 68 ч. 70 ч. Елец...
Экзамен: 1 сем зачет: самостоятельная работа: 45 ч. Всего часов: 99 ч. Елец...
Экзамен: 1 сем зачет: самостоятельная работа: 40 ч. Всего часов: 76 ч. Елец...
Экзамен: 1 сем зачет: самостоятельная работа: 34 ч. Всего часов: 70 ч. Елец...
Экзамен: 3 сем зачет: самостоятельная работа: 45 ч. Всего часов: 97 ч. Елец...
Экзамен: 5 сем зачет: самостоятельная работа: 45 ч. Всего часов: 103 ч. Елец...
Экзамен: зачет: 9 сем самостоятельная работа: 20ч. Всего часов: 44 ч. Елец...
Экзамен: 8 сем зачет: самостоятельная работа: 34 ч. Всего часов: 70 ч. Елец...
Экзамен: зачет: 2 сем самостоятельная работа: 40 ч. Всего часов: 92 ч. Елец...
Экзамен: 3сем зачет: самостоятельная работа: 40ч. Всего часов: 94 ч. Елец...



Загрузка...
скачать

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ



Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«ЕЛЕЦКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. И.А.БУНИНА»






«Утверждаю»

Зав. кафедрой ______Н.Н. Комлик

«29» августа 2006 г.


Р А Б О Ч А Я П Р О Г Р А М М А


по дисциплине «История зарубежной литературы» (Средние века и Возрождение)


специальность 031001 русский язык и литература


квалификация учитель русского языка и литературы


форма обучения очная


факультет филологический


кафедра русской литературы ХХ века и зарубежной литературы


курс: 1

семестр: 2

лекций 34 ч.

практических (семинарских) занятий: 18 ч.

лабораторных занятий:

экзамен:

зачет: 2 сем.

самостоятельная работа: 45 ч.


Всего часов: 97 ч.


ЕЛЕЦ

Рабочая программа разработана на основе ГОС по специальности

031001 русский язык и литература

номер государственной регистрации № 707 пед / сп от 31.01.2005 г.

на основе программы___________________________________________________


на кафедре русской литературы ХХ века и зарубежной литературы


Рабочая программа рассмотрена на заседании кафедры

(протокол №1 от 29 августа 2006 г.)


Зав. кафедрой_________________ Н.Н. Комлик


Рабочая программа утверждена методическим советом факультета

(протокол № 1 от 5 октября 2006 г.)


Председатель методического совета ___________(И.М. Курносова)


Рабочую программу составил _______________________Е.В. Исаева


^







I. Организационно-методический раздел





    1. Пояснительная записка (цели, задачи и место дисциплины в рамках цикла дисциплин ГОС)


Курс “История зарубежной литературы средних веков и Возрождения” является одним из самых интересных и сложных, так как охватывает большие хронологические рамки и предполагает знакомство с разнородными оригинальными текстами, вошедшими в сокровищницу мировой литературы.

Актуальность курса определяется задачами филологического образования, необходимостью дать студентам представление о литературном процессе в зарубежных странах средних веков и эпохи Ренессанса.

Курс предполагает знакомство со спецификой литературного процесса, совпавшего с периодом распространения христианства и укрепления его определяющей роли в формировании сознания средневекового общества, с изменением концепции мира и человека, с усложнением картины окружающей действительности.

Искусство и литература изучаемого периода отличались яркостью, индивидуальностью характеров, в эпоху средневековья довлеющей являлась идей божественного миропорядка, которая в период Ренессанса заменяется гуманистической концепцией мира и человека.

Выявление общих типологических особенностей средневековой литературы и произведений Возрождения, а также выявление национального и авторского своеобразия изучаемых произведений является основной целью данного курса.

Задачами курса является выявление своеобразия средневековых памятников литературы и возрожденческих, знакомство с теоретическими трудами и художественными творениями писателей, совершенствование навыков литературоведческого анализа художественных текстов, определение авторской позиции; расширение читательского и культурного кругозора студентов гуманитарных специальностей.

Программой предусмотрено проведение параллелей с разными видами искусства изучаемого периода, а также знакомство с воплощением классических произведений в живописи, музыке, кино, театральном искусстве, что будет способствовать повышению уровня общей культуры студентов-филологов, а также создаст дополнительный стимул для проведения сопоставительных исследований и совершенствования навыка связной речи.

На лекциях и практических занятиях предусмотрено рассмотрение произведений, которые стали знаковыми явлениями в истории мировой культуры: (памятники средневекового героического эпоса, лирика трубадуров, поэзия вагантов, сочинения Д. Алигьери, Ф. Петрарки, Д. Боккаччо, У. Шекспира, М. де Сервантеса и др.).


    1. ^ Требования к уровню освоения содержания дисциплины


Студенты должны

уметь рассматривать литературный процесс средних веков и Возрождения в культурном контексте эпох с учетом произведений других видов искусства;

знать основные факты биографии писателей, чье творчество изучается в рамках курса;

познакомиться с обязательными художественными текстами;

самостоятельно анализировать литературные произведения разных жанров и эстетической направленности;

понимать национальную специфику изучаемых литератур и находить типологические связи с русской литературой.


^ II. Содержание дисциплины


2.1 Основные разделы дисциплины


Общая характеристика эпохи средневековья.

Литература европейского средневековья: героический эпос.

Рыцарская литература: рыцарская лирика, рыцарский роман.

Городская литература европейского средневековья.

Общая характеристика эпохи Возрождения.

Литература итальянского Ренессанса.

Возрождение во Франции.

Немецкая литература и Северное Возрождение.

Ренессанс в Испании.

Литература Английского Возрождения.


^ 2.2 Темы и их содержание


Тема 1. Общая характеристика эпохи средневековья.

Средневековая модель мира и средневековое сознание. Церковная идеология и ее влияние на культуру. Восприятие античного наследия в средние века. Народная культура средневековья. Три центра культуры средневековья: замок, храм и город.


^ Тема 2. Героический эпос средневековья.

Типологические черты средневекового героического эпоса. Литература раннего европейского средневековья: особенности героического эпоса. Кельтский героический эпос: ирландские саги о Кухулине, прославляющие его подвиги во имя отчизны. Скандинавские мифологические песни “Старшей Эдды”. Англосаксонсконский героическая поэма “Беовульф”.

Героические поэмы зрелого средневековья. Установка эпического сознания на отражение подлинных исторических событий и связанные с этим художественные особенности эпических песен. Отражение в них процессов этнической и государственной консолидации и сложных сеньориально-вассальных отношений. Религиозная тематика в эпических поэмах. Идеальные герои и отрицательные персонажи эпоса. Основные циклы и наиболее выдающиеся памятники французского, немецкого и испанского эпосов. Сравнительная характеристика образов Роланда, Зигфрида и Сида.

“Песнь о Роланде” — выдающийся памятник французского героического эпоса. Отражение в поэме исторической действительности разных эпох и ее восприятие творцами песни. Своеобразие композиции, связанное с наличием двух основных тем (войны Карла с маврами и предательства Ганелона). Соотношение эпической безмерности и эпической вины в образе Роланда, сложность образа Карла Великого, неоднозначная трактовка образа Ганелона. Значение образа Оливье. Тема “милой Франции”. Особенности изображения мавров.

“Песнь о моем Силе” — крупнейший памятник испанского героического эпоса. Ее связь с событиями недавнего исторического прошлого. Отражение Реконкисты в поэме. Тема вассальной преданности. Сид как идеальный герой. Своеобразие образов инфантов Карионских в ряду антагонистов положительных героев эпоса. Специфика отношений Сида с маврами. Проникновение в поэму черт городского сознания.

“Песнь о Нибелунгах” — наиболее значительный памятник немецкого героического эпоса. Слабая историческая основа поэмы, опирающейся на архаические германские предания. Соотношение “Старшей Эдды” и “Песни о Нибелунгах”. Сочетание в поэме черт рыцарского романа, богатырской сказки и собственно эпоса, связанные с этим особенности хронотопа. Специфика образов Зигфрида, Хагена, Кримхильды. Своеобразие основного конфликта поэмы, осуждение ее творцами феодальных усобиц. Общая концепция истории и человека в “Песни о Нибелунгах”, соотношение язычества и христианства.


^ Тема 3. Рыцарская литература: рыцарская лирика, рыцарский роман.

Куртуазная лирика Прованса. Теории происхождения провансальской лирики (обрядовая поэзия, религиозные жанры, арабско-андалузская поэзия и античная литература как основные истоки). Ее основные жанры и наиболее известные представители. Проблема возникновения поэтической функции в языке на примере поэзии трубадуров и проблема перевода средневековой поэзии на современные языки. Роль формы, соотношение канона и “индивидуальности” в куртуазной лирике. Образ Прекрасной Дамы. Значение творчества трубадуров для зарождения европейской лирики на народных языках. Поэзия труверов. Поэзия миннезингеров. Мотивы куртуазной лирики в произведениях русских поэтов XIX-XX вв.

Становление рыцарского романа. Его соотношение с эпосом, сказкой и письменными нарративными жанрами (хрониками, лэ, да и др.). Значение античного и византийского романа для формирования жанра. Основные циклы средневекового романа (“античный”, бретонский и восточновизантийский). Творчество Кретьена де Труа. Формирование в его произведениях классического канона средневекового рыцарского романа. Своеобразие структуры (двучастность), специфика конфликта. Система персонажей и их функции. Особенности хронотопа. Проблема взаимодействия рыцарского, куртуазного и христианского идеалов и различное разрешение ее в романах кретьеновского типа, в романах о Тристане и Изольде и в романах о Святом Граале. Своеобразие романов, основанных на преданиях и легендах о Тристане и Изольде. Специфика проблематики, характер конфликта. Особенности системы персонажей и хронотопа в “Тристане и Изольде”. Связь романа с кельтскими источниками. Влияние городской литературы.


^ Тема № 4. Городская литература средневековья.

Особенности городской культуры средних веков. Основные жанры литературы. Фаблио. Средневековый театр: церковная драма, народный театр. Лирика вагантов.


^ Тема № 5. Переход от средневековья к Возрождению.

Жизнь и творчество Данте. Их связь с политическими событиями эпохи. Новая концепция языка в “Трактате о народном красноречии” и обусловленные ею особенности поэтики “Божественной комедии”. Специфика жанра “Комедии”, синтезирующей средневековые представления о Боге, вселенной, человеке, истории. Средневековый символизм и аллегоризм поэмы. Ее композиция. Черты сознания переходной эпохи в “Божественной комедии”. Роль авторского “я” в различных частях поэмы, наиболее важные персонажи. Лирика Данте. Тема любви в “Новой жизни”.

Творчество Франсуа Вийона. Основные мотивы баллад. Образ лирического героя.


^ Тема № 6. Общая характеристика эпохи Возрождения.

Переворот во всех сферах жизни. Натурфилософия. Гуманистическая концепция мира и человека. Связь искусства и науки. Светский характер искусства. Типологические черты эпохи.

Хронологические границы Возрождения как явления культуры и искусства. Его связь с историческим процессом в Западной Европе.

Социальные и экономические предпосылки возникновения Возрождения. Рост городов и увеличение их роли в жизни общества. Гуманизм как основа Возрождения. Возрождение и освоение античной культуры как первое необходимое условие для создания нового идеального человека и общества.

Движение Реформации. Его истоки и основной смысл. Деятельность Мартина Лютера. Влияние Реформации на духовную жизнь эпохи. Отношение гуманистов к Реформации, точки соприкосновения и расхождения.


^ Тема № 7 Итальянская литература.

Хронологические границы итальянского Возрождения, его особенности и основные этапы развития. Особая роль Италии в культуре Возрождения Западной Европы. Литература раннего Возрождения.

Жизнь и творчество Ф. Петрарки — первого европейского гуманиста. Гуманистическая программа Петрарки (возрождение античной поэзии и риторики, придание латинскому языку статуса международного языка культуры, признание светского характера поэзии, особое внимание к земной природе человека и к его личностным проявлениям). Филологическая деятельность Петрарки. Рецепция средневековой философии и мировосприятия в диалоге “О презрении к миру”. Лирика Петрарки на итальянском языке. Развитие в ней средневековой и античной традиций. Основной конфликт “Книги песен”. Образ Лауры и образ “лирического героя”, прием антитезы.

Жизнь и творчество Дж. Боккаччо. Общая характеристика и периодизация. “Декамерон” — образец ренессансной новеллистики. Его связь с античной и средневековой традициями и жанрами, а также — с гуманистической концепцией мира и человека. Композиция “Декамерона”, функция обрамляющего повествования и общества рассказчиков. Воплощение в “Декамероне” ранней ренессансной утопии. Соотношение новелл с обществом рассказчиков, расположение новелл в сборнике и их “диалогическое” взаимодействие. Отношение автора к религии. Влияние Боккаччо на развитие итальянской и европейской новеллистики.

Литература зрелого Возрождения

Возникновение новых крупнейших центров гуманизма в Италии. Роль кружка Лоренцо Медичи в культуре Возрождения. Платоновская Академия. Марсилио Фичино и Пико делла Мирандола. Понятие о ренессансном неоплатонизме. Расцвет театра Возрождения (Полициано и др.) и появление ренессансной рыцарской поэмы (Боярдо, Ариосто). Комедия дель арте.


^ Тема № 8 Французская литература.

Общая характеристика Возрождения во Франции. Его основные этапы и особенности.

Влияние итальянского Ренессанса на французскую культуру. Политика короля по отношению к гуманизму. Развитие жанра новеллы и “Гептамерон” Маргариты Наваррской. Движение Реформации во Франции.

Жизнь и творчество Ф. Рабле. Проблема смеха в “Гаргантюа и Пантагрюэле” и его связь с народной смеховой культурой. М. М. Бахтин о романе Рабле. Композиция романа. Тема войны и тема воспитания в “Гаргантюа и Пантагрюэле”. Значение образов Гаргантюа и Пантагрюэля. Образ Панурга и гуманистический идеал человека, связь Панурга с героем плутовского романа. Гуманистическая утопия в романе: Образ Телемского аббатства. Социальная критика в романе. Язык Рабле. Гротеск, смещение пропорций, синтез серьезного и комического, возвышенного и сниженного как основные художественные принципы Рабле. Антидогматизм и жизнеутверждение как этическая установка автора.

Развитие ренессансно-гуманистической поэзии во второй половине XVI в. Деятельность Плеяды. Ее программные установки в “Защите и прославлении французского языка”. Дю Белле (соревнование с античными авторами, возвышение французского языка и личного призвания поэта, развитие жанров античной и итальянской поэзии). Творчество Ронсара. Основные жанры его поэзии. Основные циклы любовной лирики. Эволюция образа возлюбленной. Образ “лирического героя”. Тема поэта и поэзии в творчестве Ронсара. Переводы поэтов Плеяды на русский язык.

^ Тема № 9 Немецкая литература и Северное Возрождение.

Развитие бюргерской традиции в XVI в. Ее связь с традициями средневековой сатирической и дидактической литературы. Особое распространение “литературы о глупцах”, восходящей к народной смеховой культуре. “Корабль дураков” С. Бранта. Его сатирическая и моралистическая направленность. Ганс Сакс как крупнейший представитель бюргерской литературы XVI в. Основные источники, темы и жанры его поэзии. Отношение Сакса к Реформации.

Возрождение в Нидерландах. Жизнь и деятельность Эразма Роттердамского. Филологическая деятельность Эразма и возникновение “гуманистического богословия”. Отношение Эразма к латыни. “Похвала глупости”, ее истоки и связь с “литературой о глупцах”. Специфика смеха в “Похвале”. Ее философский характер.


^ Тема № 9 Испанская и португальская литературы

Особенности социально-политического развития Испании в XV-XVI вв. Общая характеристика Возрождения в Испании. Его основные этапы и особенности. Влияние на него итальянской культуры и Северного Возрождения.

Жанровые разновидности романа в испанской литературе Возрождения. Основные черты рыцарского, пасторального и плутовского романов. “Жизнь Ласарильо с Тормеса” как первый образец жанра плутовского романа. Его связь с античным романом и со средневековыми низовыми жанрами. Роль приключения в развитии сюжета. Образ пикаро. Позиция автора.

Жизнь и творчество М. де Сервантеса. Жанровое своеобразие “Дон Кихота”. Проблематика и художественные особенности. Связь с гуманистической концепцией мира и человека. Образ Дон Кихота — безумца, мудреца, чудака. Образ Санчо Пансы. Его связь с фольклорной и народной смеховой традициями. Взаимодействие двух образов на протяжении всего романа. Роль вставных эпизодов. Авторская позиция в романе. Восприятие “Дон Кихота” в европейской традиции Нового времени и в русской культуре. Дон Кихот в мировом искусстве.

Развитие испанской драмы Возрождения. Жизнь и творчество Лопе де Вега. Жанровая классификация его пьес. Основная проблематика. Проблема чести в “Фуэнте Овехуна”. Конфликт любовного чувства и сословной морали в комедии “плаща и шпаги” “Собака на сене”. Функция интриги и система персонажей. Создание комедийного канона.

Жизнь и творчество Л. де Камоэнса. Отражение в его поэзии кризиса ренессансного мироощущения. Основная тематика его лирики. Образ “лирического героя”. Тема судьбы в “Октавах о несправедливом устройстве мира”.
^

Тема № 10 Английская литература


Социально-политическое развитие Англии в XVI в. Общая характеристика Возрождения в Англии. Его основные этапы и особенности.

Жизнь и деятельность Т. Мора. Проявление в его творчестве утопической мысли. Идейные и жанровые источники “Утопии”, ее социальный характер. Композиция “Утопии”. Взгляды Мора на идеальное общественное устройство.

Развитие английской поэзии XVI в. Влияние итальянской и французской лирики. Поэтическая реформа в английской поэзии. Деятельность Ф. Сиднея.

Развитие драмы в елизаветинскую эпоху. Влияние средневековой театральной традиции на гуманистическую драму. Школьный, придворный и общедоступный театр. Английские драматурги — предшественники и современники Шекспира.

Творчество У. Шекспира: периодизация. Основные темы сонетов Шекспира Образы Смуглой Леди, Друга и “лирического героя”. Жанр хроники в драматургии Шекспира. Проблема воспитания идеального государя и проблема зла. Образ Фальстафа. Комедии Шекспира. Игра судьбы и случая. Роль удвоения сюжетной линии. Образы слуг. Образы шутов. Трагедии Шекспира. Отличие “Ромео и Джульетты” от трагедий второго периода. Характер конфликта и его разрешение. Специфика конфликта, проблематика “Гамлета”, “Короля Лира”. Столкновение идеала и действительности как источник трагической коллизии. Тема безумия в трагедиях Шекспира. Драма Шекспира “Буря”. Столкновение сил добра и зла и характер его разрешения. Функция волшебной стихии.


III. Рабочая программа дисциплины


^ 3.1 Распределение часов курса по темам и видам работ


№п/п

Наименование тем и разделов

Всего часов

Аудиторные занятия

Самост. работа










Лекции

Семинары

Лаб






Общая характеристика эпохи средневековья.

2

2







3



Литература европейского средневековья: героический эпос.

8

4

2




4



Рыцарская литература: рыцарская лирика, рыцарский роман.

8

4

2




5



Городская литература европейского средневековья.

8

4

2




5



Общая характеристика эпохи Возрождения.


4

2







4



Литература итальянского Ренессанса

10

6

2




5



Возрождение во Франции.


8

4

2




5



Немецкая литература и Северное Возрождение

2










4



Ренессанс в Испании.


8

4

2




5



Литература Английского Возрождения.


12

4

6




5




Всего

97

34

18




45



^ 3.2 Практические (семинарские) занятия, их содержание и объем в часах


Тема № 1. Типологические черты и национальное своеобразие средневекового героического эпоса: “Песнь о Роланде”, “Песнь о Сиде”, “Песнь о Нибелунгах”   2 часа.


План

  1. Типологические черты средневекового героического эпоса.

  2. Типологические черты и национальная специфика “Песни о Роланде”.

а) время создания и исторические события, описанные в поэме;

б) образ Карла Великого;

в) образ Роланда и тема вассальной верности;

г) образы Турпена и Оливье;

д) религиозная тема в поэме;

е) тема “милой Франции”;

ж) эпический стиль поэмы (постоянные эпитеты, формульные стихи, гиперболы)

  1. Типологические черты и национальная специфика “Песни о моем Сиде”.

а) время создания и исторические события, описанные в поэме;

б) образ Родриго Руй Диас де Бивара;

в) тема семьи в поэме;

г) тема вассальной верности;

д) религиозная тема;

е) эпический стиль поэмы

  1. Типологические черты и национальная специфика “Песни о Нибелунгах”

а) время создания и исторические события, описанные в поэме;

б) историческое и мифологическое в поэме;

в) куртуазное начало в поэме;

г) образ Зигфрида;

д) образы Кримхильды и Брунхильды;

е) образ Хагена;

ж) эпический стиль поэмы.


Литература:

1. История всемирной литературы в 9-ти тт. Т 2. М.: АН СССР, 1984.

2. Песнь о Роланде. Коронование Людовика. Нимская теелега. Песнь о Сиде. Романсеро. М., 1976 (БВЛ). Т. 10.

3. Плавскин З. И. Литература Испании IX-XV веков. М., 1986.

4. Томашевский Н. Героические сказания Франции и Испании // Песнь о Роланде. Коронование Людовика. Нимская теелега. Песнь о Сиде. Романсеро. М., 1976 (БВЛ). Т. 10. С. 5-24.

5. Смирнов А. Кто был автором “ Песни о Роланде” // Смирнов А. А. Из истории западноевропейской литературы. – М., 1965.

6. История зарубежной литературы. Средние века и Возрождение: Учеб. для филол. спец. вузов / М. П. Алексеев, В. М. Жирмунский, С. С. Мокульский, А. А. Смирнов. М.: Высшая школа, 1987. С. 51-73.


Тема № 2 Рыцарская литература средневековья   2 часа


План:

  1. Куртуазная литература, ее отличительные черты.

  2. Рыцарская лирика: причины расцвета в XII-XIII веках, жанры и их особенности.

  3. Происхождение термина “роман”, особенности жанра романа. Отличие средневекового романа от античного.

  4. Героическая поэма и рыцарский роман: продемонстрируйте отличия на примере “Песни о Роланде” и “Тристана и Изольды”.

  5. Циклы рыцарских романов: художественные особенности.


Литература:

1. История зарубежной литературы. Средние века и Возрождение: Учеб. для филол. спец. вузов / М. П. Алексеев, В. М. Жирмунский, С. С. Мокульский, А. А. Смирнов. М.: Высшая школа, 1987. С. 74-92.

2. Федотов О. И. История западноевропейской литературы средних веков: Учебник-хрестоматия: Идеограммы, схемы, графики. М.: Флинта: Наука, 1999. С. 67-100.

3. Михайлов А. Д. Роман и повесть высокого средневековья //Средневековый роман и повесть. БВЛ. Т. 22. М., 1974. С. 5-28.

4. Кожинов В. В. Происхождение романа. М., 1963.

5. История всемирной литературы в 9-ти т. М., 1985. Т. 2.

^
Тема № 3 Городская литература средневековья   2 часа


План:

  1. Условия формирования городской литературы. Взаимоотношения с рыцарской, клерикальной, народной литературой.

  2. Эпические жанры городской литературы. Привести примеры из текстов.

  3. Лирические жанры городской литературы: поэзия вагантов, ее особенности, основные темы, мотивы.

  4. Городской средневековый театр. Основные жанры.


Литература:

1. Колесо Фортуны: Ваганты. М.: ТОО Летопись, 1998.

2.  Михайлов А. Д. Старофранцузская городская повесть фаблио и вопросы специфики средневековой пародии и сатиры. М., 1986.

3. Муравьев В. Б. Дороги вагантов // Колесо Фортуны: Ваганты. М.: ТОО Летопись, 1998. С. 5-40.

4. История зарубежной литературы. Средние века и Возрождение: Учеб. для филол. спец. вузов / М. П. Алексеев, В. М. Жирмунский, С. С. Мокульский, А. А. Смирнов. М.: Высшая школа, 1987. С. 108-138.

5. Федотов О. И. История западноевропейской литературы средних веков: Учебник-хрестоматия: Идеограммы, схемы, графики. М.: Флинта: Наука, 1999. С. 101-114.


Тема № 4 Человек и мир в европейской лирике эпохи Возрождения – 2 часа


План:

  1. Понятие “лирика” и “лирический герой”.

  2. Сонет как ведущий жанр эпохи Возрождения. Основные признаки.

  3. Лирика Гвидо Кавальканти (проанализировать один сонет на выбор: “Красавиц обольстительные взоры…”, “Ты не видала, госпожа моя…”)

  4. Лирика Данте Алигьери (проанализировать один сонет на выбор: “Влюбленным душам посвящу сказанье…”, Лишь о любви все мысли говорят…”, “Я Вам одной   и больше никому…” и др.)

  5. Лирика Ф. Петрарки (проанализировать один сонет на выбор: “Благословен день, месяц, лето, час…”, “Всегда любил, теперь люблю душой…”, “Я изнемог от безответных дум…”, “Я поступал ему наперекор…” и др.)

  6. Сонеты В. Шекспира: 27, 40, 50, 66, 90, 116, 130, 147, 154. Какими предстают в сонетах лирический герой, возлюбленная, чувство любви?


Литература:

1.  Ковалева Т. В., Лапин И. Л., Паньков Н. А. Литература средних веков и Возрождения.

2. История всемирной литературы в 9-ти т. М. Т. 3.1985. С. 45-55, 75-77.

3. Самарин Р. Западноевропейская поэзия эпохи Возрождения // Европейские поэты Возрождения. БВЛ. Т. 32. М., 1974. С. 5-26.

4. Западноевропейский сонет (XIII-XVII века): Поэтическая антология. Л: Изд-во Ленингр. ун-та, 1988.

5. Плавскин З. И. Четырнадцать магических строк // Западноевропейский сонет (XIII-XVII века): Поэтическая антология. Л: Изд-во Ленингр. ун-та, 1988. С.3-28.

7. Хлодовский Р. И. Франческо Петрарка. Поэзия гуманизма. М., 1974.

8. Словарь литературоведческих терминов (Любое издание).


Тема № 5 Роман Ф. Рабле “Гаргантюа и Пантагрюэль” как произведение эпохи Возрождения   2 часа


План:

  1. Роман Ф. Рабле и традиции народной смеховой культуры.

а) дайте определение трех форм смеховой культуры;

б) приведите примеры проявления “карнавального духа”, “карнавальных отношений” между людьми;

в) приведите примеры пародий, укажите, что пародирует автор;

г) назовите формы фамильярно-площадной речи, приведите примеры из романа; продемонстрируйте многозначность средневековых ругательств.

  1. Гротескный реализм в романе

а) особенности гротескного реализма;

б) образы и эпизоды, в которых демонстрируется материально-телесное начало жизни;

в) снижения в романе, привести примеры;

г) гротескные, амбивалентные образы.

  1. Гуманистический идеал в романе.

а) критика феодальной действительности, привести примеры эпизодов;

б) гуманистический идеал человека и его воплощение в романе;

в) образ Телемского аббатства и его функции.


Литература:

1. История зарубежной литературы. Средние века и Возрождение: Учеб. для филол. спец. вузов / М. П. Алексеев, В. М. Жирмунский, С. С. Мокульский, А. А. Смирнов. М.: Высшая школа, 1987. С. 256-266.

2. Пинский Л. Е. Реализм эпохи Возрождения. М., 1961.

3. Артамонов С. Д. Франсуа Рабле. М., 1964.

4. Бахтин М. М. творчество Франсуа Рабле и народная смеховая культура средневековья и Ренессанса. М., 1965.

5. История всемирной литературы в 9-ти т. М., 1985. Т. 3. С. 240-251.


Тема № 6 Ренессансное изображение человека и любви в комедии У. Шекспира “Двенадцатая ночь, или Что угодно”   2 часа


План:

1. Что такое комедия?

2. Почему произведение имеет такое странное заглавие?

3. Характеры героев. Виола. Оливия. Себастьян. Орсино. Сравните поведение героев, добивающихся взаимности (привести цитаты).

4. Выделите элементы сюжета. Обоснуйте свой выбор.

5. В чем заключается конфликт?

6. Какова любовь в изображении Шекспира? Что говорят о ней герои? (Привести цитаты).

7. Функции второстепенных героев. Для чего драматург ввел в комедию компанию сэра Тоби?

8. Какие эпизоды пьесы наиболее комичны? Кто из героев играет (ведет себя неестественно) и почему?

9. Что осмеивается в комедии? Это комедия характеров или комедия положений?

10. Какие идеи Возрождения получили воплощение в комедии?

11. Воплощение комедии в экранизациях. Подготовить рецензию на одну из постановок.


Литература:

1. Аникст А. А. Шекспир. Ремесло драматурга. М., 1974.

2. Аникст А. А. Творчество Шекспира. М., 1963.

3. Пинский Л. Е. Шекспир. Основные начала драматургии. М. 1971.


Тема № 7 Гуманистический пафос трагедии В. Шекспира “Ромео и Джульетта”   2 часа


План:

  1. Источники сюжета о влюбленных (Овидий “Метаморфозы”   “Пирам и Фисба”, новелла Банделло и др.).

  2. Функции Пролога.

  3. Выделите элементы сюжета.

  4. Образы главных героев. Мотивы их поступков. Речь Ромео и Джульетты. Обратить внимание, как высказывается Ромео о любви до знакомства с Джульеттой. Как любовь воздействует на героев: как они ведут себя до и после знакомства?

  5. Конфликт в трагедии.

  6. Образ враждующего мира. 

  7. Идейный смысл пьесы.

  8. История Ромео и Джульетты в мировом искусстве: иллюстрации к пьесе, музыка, киноверсии, мюзикл.


Литература:

1. Аникст А. А. Творчество Шекспира.

2. Аникст А. А. Шекспир. Ремесло драматурга. М., 1974.

3. Пинский Л. Е. Шекспир. Основные начала драматургии. М. 1971.

4. Зарубежная литература: От Эсхила до наших дней: Учебн. пособие для средней школы. 2-е изд., доп. Воронеж: “Родная речь”, 1997. С. 28-38.


Тема № 8 Отражение кризиса гуманизма в трагедии В. Шекспира “Гамлет” –

2 часа


План:

  1. Какие действующие лица сталкиваются в трагедии? На чем основан конфликт? (по определению А. Аникста и др.)

  2. Нравы окружающего Гамлета общества (по А. Аниксту и Г. Козинцеву). Дайте характеристику представителям общества: Клавдию, Гертруде, Полонию, Лаэрту, Офелии, Розенкранцу и Гильденстерну.

  3. Образ Гамлета. Какая задача стоит перед ним? В чем причина колебаний героя?

  4. Тема Гамлета в русской лирике (проанализировать стихотворения М. Цветаевой, А. Блока, Б. Пастернака, В. Высоцкого).

  5. Трагедия Шекспира в различных экранизациях. Подготовить рецензию.


Литература:

  1. Аникст А. Творчество Шекспира. М., 1963. С.373-402.

  2. Козинцев Г.Наш современник В. Шекспир. М., 1962. С. 167-210.

  3. Пинский Л. Шекспир. Основные начала драматургии. М., 1971. С. 12-154.

  4. Зарубежная литература: От Эсхила до наших дней: Учебн. пособие для средней школы. 2-е изд., доп. Воронеж: “Родная речь”, 1997. С. 38-46.



Тема № 9 Специфика романа М. де Сарвантеса Сааведра “Дон-Кихот Ламанчский”


План:

  1. История создания романа. Замысел Сервантеса.

  2. Жанр романа: сочетание в нем элементов “романа большой дороги”, пикарески, нравоописательного и др.

  3. Особенности композиции: сюжет и вставные новеллы, их функции.

  4. Образ Дон-Кихота и проблема безумия.

а) история героя;

б) портрет;

в) основные ценности;

г) подвиги Дон-Кихота;

д) взаимоотношения с Санчо Панса;

е) поэтизация образа Дульсинеи;

ж) взаимоотношения героя с миром.

  1. Конфликт в произведении.

  2. Образ Дон-Кихота в изобразительном искусстве (рисунки Г. Доре, О. Домье, П. Писассо, С. Бродского и др.).


Литература:

1. История зарубежной литературы. Средние века и Возрождение: Учеб. для филол. спец. вузов / М. П. Алексеев, В. М. Жирмунский, С. С. Мокульский, А. А. Смирнов. М.: Высшая школа, 1987.

2. Ковалева Т. В., Лапин И. Л., Паньков Н. А. Литература средних веков и Возрождения.

3. Кожинов В. В. Происхождение романа. М., 1963.

4. Бочаров С. Г. О Композиции Дон Кихота // Сервантес и всемирная литература. М., 1969.


^ IV. Учебно-методическое обеспечение дисциплины.


4.1 Типовые контрольные работы.


Уровень ниже среднего.


1. Типологические особенности героического эпоса средних веков.

2. Тема любви в “Романе о Тристане и Изольде”.

3. Жанры рыцарской поэзии.

4. Образ Гамлета в одноименной трагедии У. Шекспира.

5. Образ Дон-Кихота в одноименном романе М. де Сервантеса.


Средний уровень.


1. Тема любви и ренессансное представление о человеке в комедии У. Шекспира “Двенадцатая ночь, или Что угодно”.

2. Идеи гуманизма в романе Ф. Рабле “Гаргантюа и Пантагрюэль”.

3. Герои рыцарских романов.

4. Типологические черты и национальное своеобразие “Песни о Роланде” и “Песни о Сиде”.

5. Образ лирического героя поэзии Ф. Вийона.

 

Уровень выше среднего.


1. Герои эпических поэм и рыцарских романов (на примере двух произведений на выбор студента).

 2. Прекрасная Дама в лирике Данте Алигьери и Ф. Петрарки.

3. Функции обрамляющей новеллы в “Декамероне” Д. Боккаччо.

4. Тема безумия в трагедии У. Шекспира “Гамлет”.

5. “Песнь о Роланде” и “Слово о полку Игореве” как героические поэмы средневековья.



    1. Примерный перечень вопросов для самостоятельной работы.




  1. Возрождение в Нидерландах. Жизнь и деятельность Эразма Роттердамского.

  2. Филологическая деятельность Петрарки. Рецепция средневековой философии и мировосприятия в диалоге “О презрении к миру”.

  3. Лирика Данте. Тема любви в “Новой жизни”.

  4. Развитие жанра новеллы и “Гептамерон” Маргариты Наваррской.

  5. “Жизнь Ласарильо с Тормеса” как первый образец жанра плутовского романа.

  6. Жизнь и творчество Л. де Камоэнса.

  7. Жизнь и деятельность Т. Мора. Проявление в его творчестве утопической мысли. Идейные и жанровые источники “Утопии”, ее социальный характер.

  8. Появление ренессансной рыцарской поэмы (Боярдо, Ариосто).


^ 4.3. Примерная тематика рефератов


В данном курсе выполнение рефератов не предусмотрено.



    1. Вопросы к зачету по курсу “История зарубежной литературы

средних веков и Возрождения”


  1. Общая характеристика литературы средневековья.

  2. Героический эпос раннего средневековья: ирландские саги о Кухулине. Образ идеального родового героя.

  3. Исландский героический эпос “Старшая Эдда”.

  4. Англосаксонский героический эпос: поэма “Беовульф”.

  5. Типологические черты и национальное своеобразие французского героического эпоса: “Песнь о Роланде”.

  6. Типологические черты и национальное своеобразие испанского героического эпоса: “Песнь о моем Сиде”.

  7. Типологические черты и национальное своеобразие немецкого героического эпоса: “Песнь о Нибелунгах”.

  8. Рыцарская лирика средневековья: основные жанры, представители.

  9. Средневековый рыцарский роман: циклы, сюжеты, герои.

  10. Жанровая система городской литературы средневековья.

  11. Жизнь и творчество Данте Алигьери. Любовная лирика.

  12. “Божественная комедия” Данте как произведение переходной эпохи.

  13. Жизнь и творчество Ф. Вийона. Основные мотивы лирики. Образ лирического героя.

  14. Общая характеристика литературы эпохи Возрождения.

  15. Возрождение в Италии. Общая характеристика.

  16. Лирика Петрарки на итальянском языке. Основные мотивы “Новой жизни”.

  17. Жизнь и творчество Д. Боккаччо. “Декамерон” — образец ренессансной новеллистики.

  18. Ренессансная рыцарская поэма (Боярдо, Ариосто).

  19. Общая характеристика Возрождения во Франции. Его основные этапы и особенности.

  20. Жизнь и творчество Ф. Рабле. Проблема смеха в “Гаргантюа и Пантагрюэле” и его связь с народной смеховой культурой.

  21. Значение образов Гаргантюа и Пантагрюэля.

  22. Образ Панурга и гуманистический идеал человека, связь Панурга с героем плутовского романа.

  23. Гуманистическая утопия в романе: Образ Телемского аббатства.

  24. Развитие ренессансно-гуманистической поэзии во второй половине XVI в. Деятельность Плеяды. Творчсетво П. Ронсара и Дю Белле.

  25. . “Корабль дураков” С. Бранта. Его сатирическая и моралистическая направленность.

  26. Возрождение в Нидерландах. Жизнь и деятельность Эразма Роттердамского. “Похвала глупости” как сатирическое произведение Ренессанса.

  27. Общая характеристика Возрождения в Испании. Его основные этапы и особенности. Влияние на него итальянской культуры и Северного Возрождения.

  28. “Жизнь Ласарильо с Тормеса” как первый образец жанра плутовского романа. Его связь с античным романом и со средневековыми низовыми жанрами.

  29. Жизнь и творчество М. де Сервантеса. Жанровое своеобразие “Дон Кихота”.

  30. Образ Дон Кихота — безумца, мудреца, чудака.

  31. Образ Санчо Пансы. Его связь с фольклорной и народной смеховой традициями.

  32. Жизнь и творчество Л. де Камоэнса. Отражение в его поэзии кризиса ренессансного мироощущения. Основная тематика его лирики. Образ “лирического героя”.

  33. Общая характеристика Возрождения в Англии. Его основные этапы и особенности.

  34. Жизнь и деятельность Т. Мора. “Утопии”: основные идеи и образы.

  35. Общая характеристика творчества У. Шекспира: периодизация.

  36. Основные темы сонетов Шекспира Образы Смуглой Леди, Друга и лирического героя.

  37. Жанр хроники в драматургии Шекспира. Проблема воспитания идеального государя и проблема зла.

  38. Ренессансное изображение человека и любви в комедии У. Шекспира “Двенадцатая ночь, или Что угодно”.

  39. Ренессансные мотивы в комедии У. Шекспира “Укрощение строптивой”.

  40. Проблема доверия в комедии У. Шекспира “Много шума из ничего”. Образы влюбленных.

  41. Гуманистический пафос трагедии В. Шекспира “Ромео и Джульетта”

  42. Отражение кризиса гуманизма в трагедии В. Шекспира “Гамлет” Специфика конфликта, проблематика. Образ главного героя.

  43. Столкновение идеала и действительности как источник трагической коллизии в “Короле Лире”.

  44. Трагедия страстей в пьесе У. Шекспира “Отелло”.

  45. Романтическая драма У. Шекспира “Буря”.

  46. Конфликт любовного чувства и сословной морали в комедии “плаща и шпаги” Л. де Веги “Собака на сене”.



^ 4.5 Основная литература


Художественные тексты

  1. Старшая Эдда. Беовульф.

  2. Песнь о Нибелунгах // Средневековый героический эпос. М., 1975.

  3. Песнь о Роланде // Средневековый героический эпос. М., 1975.

  4. Песнь о Сиде // Средневековый героический эпос. М., 1975.

  5. Поэзия трубадуров // Песни трубадуров. М., 1979.

  6. Поэзия труверов // Прекрасная Дама. М., 1984.

  7. Поэзия миннезингеров // Прекрасная Дама. М., 1984.

  8. Кретъен де Труа. Ивейн, или Рыцарь со Львом // Средневековый роман и повесть. М., 1974.

  9. Роман о Тристане и Изольде (в обработке Ж. Бедье). М., 1955

  10. Фаблио: Старофранцузские новеллы. М., 1971.

  11. Вийон Ф. Стихи. М., 1984.

  12. Чосер Д. Кентерберийские рассказы. М., 1973.

  13. Данте Алигьери. Божественная комедия.

  14. Петрарка Ф. Книга песен. // Петрарка Ф. Избранное. М., 1980.

  15. Боккаччо Дж. Декамерон.

  16. Народная книга о Фаусте // Легенда о докторе Фаусте. М.; Л., 1978.

  17. Рабле Ф. Гаргантюа и Пантагрюэль. М., 1973.

  18. Ронсар П. Лирика. М., 1963; или: Поэзия Плеяды. М., 1984.

  19. Жизнь Ласарильо с Тормеса.

  20. Сервантес М. дe. Дон Кихот.

  21. Камоэнс Л. де. Сонеты. Октавы о несправедливом устройстве мира // Камоэнс Л. де. Избранное. М., 1980.

  22. Вега Лопе де Собака на сене

  23. Мор Т. Утопия.

  24. Шекспир У. Ричард III. Генрих IV. Укрощение строптивой. Двенадцатая ночь. Много шума из ничего. Ромео и Джульетта. Гамлет. Король Лир. Буря. Сонеты.

  25. Действо об Адаме // Хрестоматия по зарубежной литературе Средних веков. Т. I. M, 1974. С. 233-238.

  26. Рютбёф. Действо о Теофиле //Хрестоматия по зарубежной литературе Средних веков. Т. I, M., 1974. С. 351-358.

  27. Эразм Роттердамский. Похвала глупости. М., 1991.


Выделены жирным шрифтом наиболее объемные произведения.

Подчеркнуты произведения, которые выносятся на практические занятия.


Учебники и учебные пособия:


  1. Федотов О. И. История западноевропейской литературы средних веков: Учебник-хрестоматия: Идеограммы, схемы, графики. М.: Флинта: Наука, 1999.

  2. История зарубежной литературы. Средние века и Возрождение: Учеб. для филол. спец. вузов / М. П. Алексеев, В. М. Жирмунский, С. С. Мокульский, А. А. Смирнов. М.: Высшая школа, 1987.

  3. Ковалева Т. В., Лапин И. Л., Паньков Н. А. Литература средних веков и Возрождения.

  4. Зарубежная литература средних веков. Вып. 1: Латинская, кельтская, скандинавская, провансальская, французская литературы. Хрестоматия / Сост. Б.И. Пуришев. М., 1975.

  5. Зарубежная литература средних веков. Вып. 2: Немецкая, испанская, итальянская, английская, чешская, польская, сербская, болгарская литературы. Хрестоматия / Сост. Б.И. Пуришев. М., 1975.



Критическая литература


  1. Аникст А. А. Творчество Шекспира.

  2. Аникст А. А. Шекспир. Ремесло драматурга. М., 1974.

  3. Артамонов С. Д. Франсуа Рабле. М., 1964.

  4. Ауэрбах Э. Мимесис. М., 1976, с. 182-273, 265-361.

  5. Баткин Л. М. Итальянское Возрождение в поисках индивидуальности.

  6. Бочаров С. Г. О Композиции Дон Кихота // Сервантес и всемирная литература. М., 1969.

  7. Декс П. Семь веков романа. М., 1962.

  8. Дубашинский И. А. Вильям Шекспир.

  9. Еремина С. И. Предисловие // Камоэнс Л. де. Сонеты. М., 1980.

  10. История всемирной литературы в 9-ти т. М., Т. 2. 1984. Т. 3.1985.

  11. Кожинов В. В. Происхождение романа. М., 1963.

  12. Маркиш С. П. Знакомство с Эразмом из Роттердама. М., 1971.

  13. Михайлов А. Д. Роман и повесть высокого средневековья //Средневековый роман и повесть. БВЛ. Т. 22. М., 1974. С. 5-28.

  14. Михайлов А. Д. Старофранцузская городская повесть фаблио и вопросы специфики средневековой пародии и сатиры. М., 1986.

  15. Муравьев В. Б. Дороги вагантов // Колесо Фортуны: Ваганты. М.: ТОО Летопись, 1998. С. 5-40.

  16. Немировский А. Артуровская традиция // Литература (Приложение к “Первому сентября”). 1996. № 43. С. 4.

  17. Пинский Л. Е. Реализм эпохи Возрождения. М., 1961.

  18. Пинский Л. Е. Шекспир. Основные начала драматургии. М. 1971.

  19. Самарин Р. Западноевропейская поэзия эпохи Возрождения // Европейские поэты Возрождения. БВЛ. Т. 32. М., 1974. С. 5-26.

  20. Соловьев Э. Ю. Непобежденный еретик: Марин Лютер. М., 1984.

  21. Сутуева Т. О. Очерки литературы итальянского Возрождения: Раннее Возрождение. М., 1964.

  22. Томашевский Н. Героические сказания Франции и Испании // Песнь о Роланде. Коронование Людовика. Нимская телега. Песнь о Сиде. Романсеро. М., 1976 (БВЛ. Т. 10), 1976. С. 5-24.

  23. Хлодовский Р. И. Франческо Петрарка. Поэзия гуманизма. М., 1974.

  24. Шайтанов И. О. Зарубежные писатели: Биобиблиографический словарь.   М.: Просвещение, 1997.




    1. Дополнительная литература


Грановский Т. Н. Лекции по истории средневековья. М., 1986.

Гуревич А. Я. Категории средневековой культуры. М., 1984.

Гуревич А. Я. Проблемы средневековой народной культуры. М., 1981.

Западноевропейский сонет (XIII-XVII века): Поэтическая антология. Л: Изд-во Ленингр. ун-та, 1988.

Зарубежная литература: От Эсхила до наших дней: Учебн. пособие для средней школы. 2-е изд., доп. Воронеж: “Родная речь”, 1997.

Из истории культуры средних веков и Возрождения. М., 1976.

Немецкие шванки и народные книги XVI века: Пер. с нем. М.: Художественная литература, 1990.

Немецкие шванки и народные книги XVI века: Пер. с нем. М.: Художественная литература, 1990.

Памятники средневековой латинской литературы IV—IX вв. М., 1970.

Памятники средневековой латинской литературы X—XII вв. М., 1972.

Плавскин З. И. Четырнадцать магических строк // Западноевропейский сонет (XIII-XVII века): Поэтическая антология. Л: Изд-во Ленингр. ун-та, 1988. С.3-28.

Пуришев В. Немецкие прозаические шванки и народные книги эпохи Возрождения //

Рыцари Круглого Стола: Предания Романских народов средневековой Европы в пересказах Е. Балобановой, О. Петерсон. М.: Аргус, 1995.

Средневековые латинские новеллы XIII в. Л., 1980.

Тургенев И. С. Гамлет и Дон-Кихот (любое издание).

Хейзинга Й. Осень средневековьяЕ Исследование форм жизненного уклада и форм мышления в XIV и XV веках во Франции и Нидерландах / Пер. Д. В. Сильвестрова. М., 1988.

Хрестоматия по истории Средневековья. Т. 2. М., 1963.

Ястребицкая К. Л. Западная Европа XI-XIII вв.: Культура. Быт. Костюм. М., 1978.


^ 4.7. Использование информационных технологий


Электронные версии художественных текстов по курсу хранятся на диске кафедрального компьютера.


Электронные версии художественных текстов по курсу содержатся в библиотеке Максима Мошкова.


В курсе используется ряд мультимедийных презентаций, разработанных автором программы:


1. Общая характеристика литературы и искусства средних веков.

2. Рыцарская литература.

3. Общая характеристика литературы эпохи Возрождения.

4. Гуманистический пафос трагедии У. Шекспира «Ромео и Джульетта».


V. Дополнения и изменения в рабочей программе на 200__/ 200__ уч. год


Дополнения и изменения рассмотрены и утверждены на заседании кафедры русской литературы ХХ века и зарубежной литературы протокол №______от_________________200__ года


Зав. кафедрой Н.Н. Комлик




Скачать 353.62 Kb.
оставить комментарий
Дата21.09.2011
Размер353.62 Kb.
ТипСамостоятельная работа, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

плохо
  2
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Загрузка...
Документы

Рейтинг@Mail.ru
наверх