Провинциальный театр в общественной жизни россии второй половины XIX начала ХХ вв. (на материалах Нижегородской и Казанской губерний) 07. 00. 02 Отечественная история icon

Провинциальный театр в общественной жизни россии второй половины XIX начала ХХ вв. (на материалах Нижегородской и Казанской губерний) 07. 00. 02 Отечественная история


1 чел. помогло.
Смотрите также:
Московский художественный театр в общественной и культурной жизни россии конца XIX начала XX...
Женщина духовного сословия второй половины XIX начала XX столетия: исторический портрет (на...
Поурочные разработки к учебнику «история россии. XIX век» 8 класс...
Старообрядчество самаро-саратовского поволжья второй половины XIX начала XX вв...
А. Г. Прокофьева Оренбург, Оренбургский гос пед университет...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «история россии второй половины XIX начала XX века»...
Эволюция городского костюма как отражение модернизационных процессов в российском обществе...
Урока Тема урока Кол-во уроков...
Законность и укрепление...
Законность и укрепление...
Тематическое планирование по литературе. 10 класс...
Православная антимусульманская полемика в россии второй половины XIX  начала XX вв...



Загрузка...
скачать


На правах рукописи


Кардынова Мария Михайловна


ПРОВИНЦИАЛЬНЫЙ ТЕАТР В ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ РОССИИ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX-НАЧАЛА ХХ ВВ.

(на материалах Нижегородской и Казанской губерний)


07.00.02 – Отечественная история


АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата исторических наук


Нижний Новгород – 2010

РАБОТА ВЫПОЛНЕНА В ГОУ ВПО «НИЖЕГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

___________________________________________________________________________________________________________


^ Научный руководитель

доктор исторических наук, профессор Халин Алексей Алексеевич


Официальные оппоненты:

доктор исторических наук, профессор Чернышева Анна Владимировна,

кандидат исторических наук ^ Смирнов Максим Анатольевич


Ведущая организация

ГОУ ВПО «Нижегородский государственный университет

им. Н.И. Лобачевского»


Защита состоится «11» ноября 2010 года в 15 часов на заседании диссертационного совета ДМ 212.162.06 при ГОУ ВПО «Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет» по адресу: 603950, г. Нижний Новгород, ул. Ильинская, д.65, корпус 5, аудитория 202.


С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ГОУ ВПО «Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет».


Автореферат разослан «____» октября 2010 г.


Ученый секретарь

диссертационного совета,

кандидат исторических наук А.В. Гребенюк


^ Общая характеристика работы


Актуальность исследования. В настоящее время в российском обществе повысился интерес к проблемам культуры. Изучение истории провинциального театра в этой связи занимает особо значимое место, так как он является уникальным социальным институтом, посредством которого осуществляется передача последующим поколениям людей материального и духовного наследия.

Бесспорно влияние театра на общественную жизнь. Театр в конкретной исторической обстановке играет существенную роль не только в развитии культуры, но и в общественно-политической жизни. Особенно данное положение касается эпохи второй половины XIX-начала ХХ в., когда повышается идейное и просветительское значение провинциальной сцены. Поэтому изучение провинциального театра второй половины XIX-начала XX века на современном этапе представляется актуальным, поскольку способствует формированию более полной картины историко-культурной жизни России. В частности, исследование данной темы позволяет уточнить такие аспекты в отечественной истории, как взаимодействие провинциальной и столичной культур; изменения провинциального общественного сознания и образа жизни, происходившие под воздействием театра; глубину и степень влияния общественно-политических процессов на театральное искусство.

^ Объектом исследования является провинциальный театр губерний Среднего Поволжья в период становления и развития капиталистических отношений в России.

^ Предмет исследования – место и роль театров Казани и Нижнего Новгорода в общественной жизни губерний второй половины XIX-начала ХХ вв.

Хронологические рамки исследования охватывают период с начала 60-х гг. XIX века по 1917 год.

Выбор нижней хронологической границы исследования обусловлен тем, что после отмены крепостного права и последовавшей за этим серии крупных социально-экономических реформ 60 70-х годов XIX века происходит интенсивный рост рыночных отношений, который вызвал усиление темпов социального, экономического и культурного развития городов Среднего Поволжья. В социокультурной жизни страны, помимо столиц, возросла роль крупных торгово-промышленных городов, где формировались новые социальные группы, элементы гражданского общества, возросла роль органов местного самоуправления, изменились самооценка жителей и стиль жизни. Кардинально поменялось и театральное искусство, расширился контингент театральной публики. Новые зрители предъявляли свои требования к театру, которые зависели от их общественной позиции. В «отклике» сцены на эти запросы автор видит взаимосвязь провинциального театра с общественной жизнью.

Верхняя хронологическая граница обусловлена тем, что после февраля 1917 года в истории развития театра начинается революционная эпоха, связанная с установлением новых общественно-политических и социально-экономических отношений, идет реформирование театрального дела (в 1917   1918 годы осуществляется национализация и муниципализация провинциальных театров, ликвидация антреприз), появляется репертуар, направленный на пропаганду большевистского режима.

^ Территориальные рамки обусловлены принадлежностью городов Среднего Поволжья (в частности, Казани и Нижнего Новгорода) к одному региону, сходством их социально-экономического и культурного статуса. Это были крупные промышленные центры с развитой культурной жизнью: наличием многочисленных печатных изданий с отделом театральной критики, театров, библиотек, меценатов. Театральная жизнь в указанных губерниях представляла сложный социокультурный срез, представленный разными видами театров, что позволяет исследовать историю развития провинциальной культуры в этих городах во всей своей полноте.

^ Степень разработанности проблемы. Историографию данной проблемы можно разделить на три этапа, каждый из которых имеет свои характерные особенности.

Первый этап охватывает период со второй половины XIX века по 1917 год.

В XIX веке появляются первые работы по истории театров Поволжья. Они немногочисленны и содержат конкретно-исторический материал по развитию театральной культуры в некоторых провинциальных городах1.

В начале ХХ века выходят работы, охватывающие эволюцию театра за последние десятилетия. Причем практически во всех «прочитываются» отзвуки политической борьбы, что уточняло понимание общественной роли сцены. Общий характер, направления и внутренняя борьба в театроведении начала ХХ века отразились в своеобразной полемике, которая велась во второй половине 1900-х годов на страницах опубликованных в сборниках статей. Наиболее известными из них являются следующие: «Театр. Книга о новом театре», «Кризис театра»2. Эти сборники концентрировали разные направления общественной (либеральной, марксистской и т.д.) и театральной (символисты, сторонники реалистического театра) мысли, в них прослеживается связь с актуальными социальными проблемами того времени, дается оценка функций сцены, перспектива развития в будущем.

В рамках историко-театрального направления необходимо выделить исследования о народном театре, который в провинции конца XIX начала ХХ века был доступен даже самым малообеспеченным слоям населения. Активным исследователем народного театра в начале ХХ века был общественный деятель И. Щеглов. Наряду с анализом столичных народных театров он дает характеристику ряду народных сцен некоторых губерний. Организация и значение театров, создаваемых кооперациями в провинции, рассмотрены в книге Л. Арманд и А. Евдокимова3.

Таким образом, несмотря на целый ряд работ по истории провинциальных сцен, появившихся в указанный период, все они рассматривали лишь отдельные аспекты театральной жизни: репертуар, социальный состав публики, проблемы сценического искусства и т.д.

Новый этап в изучении истории провинциального театра и театров Поволжья начинается в 1918 году и заканчивается в начале 90-х гг. ХХ века.

В 20-30-е гг. ХХ века тема «театр и общество» изучалась в рамках историко-культурной школы, когда явления искусства рассматривались в контексте гражданской истории, истории культуры и т.д.4 Однако, стремясь подойти к истории с материалистических позиций, советские исследователи нередко впадали в крайность, преувеличивая роль экономических факторов. Такова, например, работа Э. Бескина «История русского театра»5, где тема театра обуславливается непосредственно наличием хозяйственно-экономических проблем.

В 50-е гг. ХХ века появляются исследования, в которых особое внимание уделяется теме «театр и революция». Однако в них также преобладала односторонность. В этих трудах, как правило, рассматривалось влияние сцены на низшие слои населения в дни революции, подчеркивалась огромная роль пьес М. Горького6. При этом игнорировалось влияние театра на другие классы общества и сословия, принижалось или совсем отрицалось общественное звучание пьес других авторов.

Ярким событием конца 1960-х – начала 1970-х годов является работа И.Ф. Петровской. В монографии «Источниковедение истории дореволюционного драматического театра» автор даёт классификацию источников по истории русского драматического театра. В другой работе И.Ф. Петровской наметился новый фундаментальный подход к пониманию культурной жизни России конца XIX начала ХХ века7. Провинциальный театр рассматривается не изолированно, а комплексно в контексте социально-нравственных поисков эпохи, теснейшей связи с историей театральной критики и психологией зрительских масс.

«Очерки истории русской театральной критики» (XIX и конца XIX начала ХХ века) составлены на основе тщательного анализа периодической печати России8. В этой работе представлена динамика постижения театрального искусства, в том числе и провинциального, дается картина развития самого театра, отражённая в критических отзывах деятелей русской культуры. Довольно подробная характеристика провинциального театра, в том числе и поволжского, дана в многотомной «Истории русского драматического театра»9.

В 80-е годы ХХ века получил развитие такой аспект, как театр и драматургия. Появляются сборники статей, где сцена рассматривается на фоне общественных катаклизм, революционной борьбы, в которую «втягивались интеллигенция и низшие слои населения»10.

Большое значение для решения проблемы, поставленной в диссертации, имеет статья А.Я. Альтшуллера «Русский театр и общественное движение». Автор статьи подчеркивает, что связь театра с общественной сферой жизни народа существует как непрерываемая линия, непрекращающаяся на тех этапах истории, которые не отмечены крупными политическими событиями. В связи с этим выделяется «общественный потенциал русского театра». В это определение автор включает три аспекта: биографический, организационно-административный и художественный, которые не существуют в чистом виде, а перекрещиваются, смыкаются, переходят один в другой11.

В рамках данного этапа необходимо выделить работы по истории культуры, где театр рассматривался не изолированно, а в тесной связи с другими элементами культуры (библиотеками, школами, различными обществами), показывалась его специфика и место в жизни города. Среди этих исследований следует отметить коллективные монографии «Русская художественная культура XIX-начала ХХ веков», «История европейского искусствознания»12.

Краеведческие исследования советского периода можно условно разделить на две основные группы: работы, посвященные истории театров городов Среднего Поволжья, и исследования по истории социально-экономического и культурного развития Нижегородской и Казанской губерний.

К наиболее значимым исследованиям по истории театров Нижнего Новгорода и Казани можно отнести работы И.Л. Крути и Б.Н. Белякова13. В них много фактических данных, ценных наблюдений. Они явились несомненным вкладом в изучение русского провинциального театра.

Кроме работ по истории театра, в это время публикуется большое количество краеведческих исследований по истории Нижнего Новгорода и Казани14, в которых на основе архивных материалов рассматривается социально-экономическое состояние губерний в разные периоды, приводятся статистические данные о наличии школ, гимназий, библиотек, музеев, театров.

Таким образом, в историографии советского периода был собран достаточно большой материал по истории провинциального театра. Однако связь сцены с общественной жизнью рассматривалась слишком односторонне. Исследователями подчеркивалось лишь положительное влияние на театр революционных пьес и большевистских идей. При этом отрицался общественный резонанс других постановок и политических течений.

Третий этап в изучении провинциального театра начинается с начала 90-х гг. ХХ в. В это время защищают диссертации В.Л. Загайнова и Е.В. Мельникова, в которых авторами впервые исследуются такие проблемы, как развитие провинциального театрального искусства на фоне важнейших социально-экономических и общественно-политических процессов, взаимоотношение театра и местных органов власти15. Продолжается изучение народного театра английским историком Э. Свифтом16, который рассматривает проблемы театра в аспекте культуры и быта рабочего класса.

В это же время публикуются исследовательские работы, отличающиеся принципиально новым подходом к изучению истории театра. Среди них следует выделить фундаментальное исследование «Очерки русской культуры XIX века», где выдвигается новый системно-функциональный подход к изучению явлений культуры, что позволяет рассматривать сферу культурной и театральной жизни как общественный процесс. Вводя термин «культурный потенциал», авторы дают характеристику таких социокультурных институтов, как театр, книгоиздательство, периодика, книжная торговля, библиотеки, музеи17.

Проблемам культурной жизни провинции посвящено довольно большое число научных конференций последнего десятилетия18. В частности, в работе научных собраний затрагивались разные элементы культурных процессов в городской среде: специфика деятельности центров культурной жизни (типографий, театров, образования, здравоохранения); исследовалась роль интеллигенции в развитии культурных процессов в провинции: актуализировались роль личности в провинциальном городе, деятельность различных профессиональных, мировоззренческих объединений и групп, художественной, научно-технической и пр. интеллигенции.

В это же время публикуются краеведческие работы, способствующие пониманию специфики социокультурной среды в отдельной губернии19.

Таким образом, анализ научной литературы, посвященной провинциальному театру второй половины XIX начала ХХ века, позволяет сделать следующий вывод: историки, искусствоведы, краеведы внесли значительный вклад в изучение данной темы, накопив большой фактологический материал по истории провинциального театра. Однако до сих пор отсутствуют работы, где был бы во всей полноте раскрыт вопрос о роли и месте провинциальных театров в общественной жизни, представлена система управления театрами Поволжья.

Исходя из степени изученности проблемы и учитывая её актуальность, формулируется цель настоящего исследования: определить место и роль театров Среднего Поволжья в общественной жизни России второй половины XIX-начала XX века.

Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:

1) выявить общие и особенные черты социокультурной жизни Казанской и Нижегородской губерний в указанный период;

2) раскрыть место и роль театра в общественной жизни Казани и Нижнего Новгорода, выявить механизмы его влияния на формирование общественного сознания, их зависимость от исторических событий второй половины XIX   начала ХХ века;

3) дать характеристику правовому и материальному положению провинциального театра;

4) показать влияние общественно-политических событий на изменения системы организации театрального дела в Казанской и Нижегородской губерниях;

5) выявить этапы становления и развития народных театров как культурного явления в общественной жизни губерний;

6) показать влияние важнейших социально-экономических и политических событий второй половины XIX-начала ХХ века на функции казанских и нижегородских театров;

7) раскрыть механизмы выражения общественного мнения через театр.

^ Методологическая основа. В основе исследования лежат принципы историзма, научной объективности и системности, комплексного изучения источников и метод сравнительно-исторического анализа.

Принцип историзма позволяет рассматривать исследуемые процессы театральной жизни в развитии, в соответствии с исторической обстановкой, выявлять причинно-следственные связи и закономерности.

Принцип объективности предполагает анализ всей совокупности фактов в их взаимосвязи с учётом противоречий и особенностей эпохи. Данный принцип позволяет сделать исследование предельно достоверным, привлечь к анализу разные источники, всесторонне изучить поставленную проблему.

Условия организации и деятельности театров в Казани и Нижнем Новгороде позволяют использовать в процессе написания работы метод сравнительно-исторического анализа. Это даёт возможность детально изучить все собранные сведения, характеризующие социальные функции поволжских театров.

Принцип комплексного изучения источников дает возможность не рассматривать отдельный источник как нечто самодостаточное. Заключенные в нем сведения сопоставлялись с информацией, полученной из других источников. Большое количество совпадений данных в разных видах источников свидетельствовало о значительной вероятности их достоверности.

В исследовании использовались общенаучные методы исследования: индукция и дедукция, анализ и синтез.

^ Источниковая база исследования. Диссертационное исследование базируется на широком комплексе неопубликованных и опубликованных источников.

Неопубликованные источники включают в себя материалы 15 фондов Российского Государственного Исторического Архива (РГИА), Государственного театрального музея имени А.А. Бахрушина, Центрального архива Нижегородской области (ЦАНО) и Национального архива республики Татарстан (НАРТ).

В документах центральных органов власти (РГИА, ф.776 – «Главное управление по делам печати») большой интерес представляют циркуляры и переписка с местной администрацией о запрете пьес, что даёт возможность оценить репертуарную политику правительства в отношении поволжских театров. В этом же фонде содержатся донесения из поволжских губерний, которые описывают антиправительственные демонстрации во время спектаклей, характеризующие повышение роли театра в общественной жизни, выполнение им социальных функций. Документы, содержащиеся в данном фонде, позволяют достаточно глубоко проанализировать тенденции государственной политики в области театра.

В Рукописном отделе Государственного театрального музея имени А.А. Бахрушина были исследованы документы фонда Театрального агентства Е.Н. Рассохиной (№415). В документах этого фонда сосредоточены сведения о поволжских труппах, контракты актёров с антрепренерами, что даёт возможность представить материальное положение поволжских театров и актёров.

В документах местных органов власти, представленных в фондах (№ 2, 5, 30, 179, 334, 339, 342, 916, 918) Центрального архива Нижегородской области и Национального архива республики Татарстан (№ 1, 98) хранится значительное количество сведений о деятельности театров. Эти материалы дают возможность установить взаимовлияние сцены и зрителя. В фондах канцелярий губернаторов, городских управ содержатся ценные сведения о количестве театров, состоянии здания, взаимоотношениях антрепренера и труппы с местной властью, об отношении к театрам публики, что позволяет осветить место сцены в культурной жизни города. Отчёты, протоколы театральных комитетов дают возможность более полно представить работу данных комиссий, различные аспекты их деятельности.

^ Опубликованные источники можно классифицировать следующим образом: материалы периодической печати, статистические материалы, театральные правила и договоры, мемуары, эпистолярные материалы.

Материалы периодической печати являются самым обширным источником. Всю использованную в исследовании периодику можно разделить на две группы: общероссийская печать и местная пресса.

Из общероссийской театральной прессы были использованы журналы: «Театр и искусство» (1900 1917 гг.), «Театрал» (1895 1898 гг.), «Артист» (1889 1895гг.), «Дневник Артиста» (1892 1893 гг.), «Театральный мирок» (1892 г.), «Ежегодник императорских театров» (1892-1914 гг.), «Рампа» (1909 г.), «Рампа и жизнь» (1913 1916 гг.), «Студия» (1911, 1912 гг.), «Маски» (1912, 1913 гг.). Во всех перечисленных журналах велась рубрика, освещающая жизнь провинциального театра. В публикациях также содержалась хроника, критические статьи, публицистика, которые достаточно полно освещали взгляды различных социальных групп в области театра.

Значительный интерес для данной темы представляют периодические издания общественно-политического характера, называвшиеся обычно «политическими», «литературными», «историческими». Это, прежде всего, «Исторический вестник»(1880-1917 гг.), «Русский Вестник» (1863, 1872, 1887   1901, 1905 гг.), «Русская мысль» (1880, 1883, 1884, 1893, 1898, 1903, 1905, 1906 гг.), «Русское обозрение» (1890-1897 гг.), «Северный вестник» (1885-1898гг.), «Вестник Европы» (1866-1916 гг.). Данные периодические издания были различными по своей идейной направленности: «Вестник Европы», «Русская мысль» – либеральные органы печати, «Русский Вестник» и «Русское обозрение» – консервативные органы печати. И хотя в журналах статьи, касающиеся театра, появлялись нерегулярно, однако эти публикации дают возможность представить достаточно широкую палитру взглядов в понимании роли и значения театра разными общественно-политическими группами.

Историческую ценность представляют материалы местной периодической печати («Нижегородский листок», «Волгарь», «Нижегородские губернские ведомости», «Камско-Волжская газета», «Волжский вестник», «Казанские губернские ведомости»), где велась рубрика «Театр и музыка». Содержащиеся в них театральные рецензии не только оценивали спектакль и игру актёров, но и обсуждали общественные задачи сценического искусства.

Среди опубликованных документальных источников большой интерес представляют стенографические отчёты Первого всероссийского съезда сценических деятелей и съезда деятелей народного театра в Москве, которые были посвящены различным проблемам провинциального театра: народной сцене, жанрам и формам организации театрального дела, функциям театра в провинции20. Эти материалы (в сочетании с мемуарами) дают достаточно полную картину того, как формировалось восприятие общественной жизни в сознании сценических деятелей.

Из справочно-статистических изданий следует отметить «Справочную книжку по театральным делам», составленную П.М. Пчельниковым, и альманах «Вся театрально-музыкальная Россия», где собраны сведения о всех провинциальных театрах21.

Театральные правила и договоры, опубликованные в специальных брошюрах, представляют собой отдельную группу источников22. Они позволяют получить сведения о правовом и материальном положении актеров на провинциальной сцене.

В изучении своеобразия провинциального театра большое значение имеют источники личного происхождения: мемуары, частная переписка.

Все использованные мемуары можно разделить на две группы: воспоминания деятелей провинциальной сцены (актёров, антрепренеров, режиссёров и др.) и воспоминания деятелей столичного театра, но в первую очередь, тех из них, кто гастролировал или начинал свой творческий путь в провинции.

К первой группе относятся воспоминания Н.И. Собольщикова-Самарина, М.И. Велизарий, П.М. Медведева, А.Я. Гламы-Мещерской23 и др. Эти воспоминания позволяют выяснить, что лежало в основе взаимоотношений театров с разными социальными слоями и городскими властями, а также представить развитие театрального дела в провинции. Кроме того, в мемуарах приводятся такие факты, которые затруднительно найти в других источниках.

Ко второй группе относятся воспоминания М.Г. Савиной, П.А. Стрепетовой, В.Н. Давыдова, А.А. Нильского24 и др. Эти воспоминания дают возможность проследить взаимосвязь столичных и провинциальных театров, а также некоторые особенности в развитии театральной жизни.

В целом представленный комплекс источников позволил провести детальный анализ места и роли театров Среднего Поволжья в общественной жизни второй половины XIX-начала XX века.

^ Научная новизна проведённого исследования состоит в том, что на основе анализа и сопоставления широкого круга источников автором впервые в отечественной историографии сделана попытка представить историю театров Среднего Поволжья в тесной взаимосвязи с общественной жизнью провинциального города.

Соискателем проведен комплексный анализ специфики провинциального театра, его места, роли и функций в социокультурной жизни губернии.

В процессе исследования театрального дела впервые особое внимание уделяется анализу форм, репертуара и характеристики зрителя народного театра.

Работа расширяет библиографию по истории Поволжских театров второй половины XIX - начала XX века.

Представленный в диссертации материал уточняет некоторые вопросы в истории развития театрального искусства в России второй половины XIX - начала XX века, наглядно представляя сущностную связь театра с общественно-политическими процессами.

Автор впервые вводит в научный оборот ранее не выявленные документы архивов, а также ряд редких опубликованных документов. Широко используются материалы периодической печати.

^ Основные положения диссертации, выносимые на защиту:

1. Произошедшие во второй половине XIX-начале ХХ в. исторические события (реформы 60-70-х гг. XIX века, контрреформы Александра Ш, революция 1905-1907 гг., Первая мировая война) повлияли на социокультурные процессы, протекавшие в Нижегородской и Казанской губерниях, выявив общность в их развитии. В частности, значительную роль в формировании общественного сознания жителей городов стали играть местная интеллигенция, личная инициатива представителей различных сословий, просветительство.

2. Театр в рассматриваемый период становится не только местом культурного общения жителей губернского города, но и своеобразным символом новой, «цивилизованной» провинциальной жизни. В театре (как важной сфере культуры) проявился интеллектуальный уровень казанского и нижегородского общества рассматриваемого периода, всех его социальных групп – купечества, чиновников, преподавателей и т.д. В зависимости от исторических событий второй половины XIX- начала XX вв. можно выделить основные способы влияния театра на формирование общественного сознания через репертуар, отчеты и рецензии о спектаклях в местной прессе.

3. Отсутствие четких законов со стороны центральных органов управления усиливало значение субъективного фактора в контроле над провинциальным театром. Поэтому правовое и материальное положение театра в городе во многом определялось представителями местной административной системы.

4. Во второй половине XIX-начале XX вв. интеллигенция становится одной из главных действующих сил в общественно-политической и культурной жизни страны. Под ее влиянием появляются новые формы организации театрального дела (товарищество, любительская сцена) и изменяются старые (антреприза). Преобразования в системе театрального дела проходили под влиянием взглядов, настроений и запросов городского населения, что свидетельствует об органической связи сцены с общественным сознанием.

5. Факторы общественно-политической жизни конца XIX-начала XX вв. отразились на развитии народных театров: возросла активность общественных организаций (земств, просветительских обществ, кооперативов и т.д.), которые уделяли внимание и культурно-просветительской работе. В результате театральная деятельность становилась все более популярной в широких народных массах. Народные театры успешно выполняли культурно-просветительскую функцию. Благодаря их деятельности сотни тысяч людей получили первые общекультурные впечатления, народные театры вносили ощутимый вклад в формирование демократической культуры губерний.

6. Выполнение театром социальных функций позволяло сцене взаимодействовать с обществом в целом, формировать ценностные ориентации казанских и нижегородских зрителей, обогащать их внутренний мир и реагировать на события общественной жизни. Социальные функции, выполняемые сценой во второй половине XIX-начале XX вв., сыграли значимую роль не только в умственном и нравственном развитии провинциальных жителей, но и способствовали формированию объективной оценки политических событий, происходящих в стране.

7. Во второй половине XIX-начале XX вв. театры Казани и Нижнего Новгорода были одним из выразителей общественного мнения. Представители разных общественных групп оказывали влияние на театр, в том числе на его репертуар, игру актеров. Оценка спектаклей публикой изменялась под влиянием исторических событий, что выражалось на театральных подмостках как в активных формах (пропагандирование через репертуар тех или иных социальных идей, аплодисменты, выкрики, организация митингов и манифестаций), так и пассивных (подражание героям пьес, выражение через содержание драматических произведений «идей времени» и т.д.)

^ Практическая значимость исследования. Материалы, содержащиеся в диссертации, могут служить дальнейшему исследованию актуальных вопросов историко-культурного характера, как-то: роль театра в общественной жизни, влияние театра на сознание провинциального жителя; способствуя выявлению их содержательной взаимосвязи.

Результаты диссертации могут быть использованы в разработке и чтении студентам курсов по истории культуры, при подготовке обобщающих работ по вопросам истории культуры Поволжья, в краеведческой работе.

^ Апробация результатов исследования. Основные положения диссертации изложены в опубликованных научных статьях, докладах и сообщениях на научных и научно-практических конференциях регионального и общероссийского уровня.

^ Структура работы. Диссертационное исследование состоит из введения, трёх глав, заключения, списка использованных источников и литературы, 1 приложения. Основу структуры составляет проблемно-хронологический принцип.

^ Основное содержание работы


Во Введении обосновывается актуальность темы, определяется предмет и объект исследования, его хронологические и территориальные рамки, представлены источниковедческий и историографический анализ.

^ Первая глава «Провинциальный театр как один из центров общественной жизни второй половины XIX- начала ХХ веков» состоит из двух параграфов.

В первом параграфе «Социально-культурная среда провинции» рассматривается влияние отмены крепостного права, реформ 60-70 гг. XIX века, русской революции 1905-1907 гг., Первой мировой войны на изменения социально-культурной среды Нижнего Новгорода и Казани.

В развитии социально-культурной среды губернских городов первостепенную роль сыграла местная интеллигенция: А.С. Гациский – активный деятель Нижегородской губернской учёной архивной комиссии, В.В. Дианин – нижегородский композитор, издатель частного художественного издания «Нижегородские музыкальные новости», А.М. Горький – писатель, один из основателей Народного Дома в Нижнем Новгороде, В.Ю. Виллуан – руководитель Нижегородского музыкального училища, Н.Я. Агафонов – редактор казанской «Камско-Волжской газеты», Н.Ф. Юшков – редактор неофициальной части «Казанских Губернских Ведомостей» и многие другие. Они вносили в традиционный уклад жизни и мышления новые черты. Этот социальный слой разрывал круг провинциальной замкнутости. Из их числа выходили корреспонденты местных газет, которые были авторами статей, касавшихся разных сторон городской жизни, в том числе и театральной.

Социокультурные процессы в Нижегородской и Казанской губерниях во второй половине XIX-начале ХХ вв., их форма и содержание, основные тенденции развития имели общие черты. Эта общность определялась деятельностью учебных заведений, библиотек, просветительских обществ, музеев, театров, которые способствовали повышению образования горожан. Вследствие произошедших изменений усилилось влияние местной интеллигенции в создании общественных организаций (казанское общество естествоиспытателей, казанское юридическое общество, нижегородский кружок любителей физики и астрономии, нижегородское общество любителей художеств и т.д.). «Социокультурный портрет» города неизбежно «проявлялся» в облике городского театра.

Во втором параграфе «Место театра в общественной жизни города» показывается, что повышение духовных запросов казанцев и нижегородцев сделало театр одним из популярных общественных центров. Сцена была наиболее доступным как в материальном, так и в познавательном отношении видом искусства. Театр посещали практически все социальные группы провинциального общества.

Среди причин, которые способствовали повышению роли сценического искусства в культурной среде Нижнего Новгорода и Казани, нужно отметить увеличение количества местных газет («Нижегородский листок», «Камско-Волжская газета», «Волжский вестник» и т.д.), являвшиеся результатом реформ 70-годов XIX века. Они печатали материалы, затрагивающие не только общественно-политические и экономические вопросы, но и подробные отчеты о спектаклях, даваемых казанской и нижегородской сценой.

Новые требования к театру привели к изменениям в самой системе театрального дела.

^ Вторая глава «Развитие театрального дела в провинции во второй половине XIX-начала ХХ вв.» состоит из трёх параграфов.

В первом параграфе «Правовое и материальное положение театра в обществе» освещается материальная и правовая жизнь нижегородского и казанского театров во второй половине XIX-начала ХХ веков.

Среди неофициальных органов контроля (наряду с церковью) значительную роль с конца XIX века играло Русское театральное общество (РТО), деятельность которого являлась первой попыткой рассмотрения конфликтных дел и правовой защиты актёров. Появление частных коммерческих театральных агентств, а затем театрально-статистического бюро РТО давало возможность равно как актерам, так и антрепренерам получать исчерпывающую информацию как друг о друге, так и о материально-театральных возможностях практически любого города.

В пореформенное время был сделан существенный шаг вперед в развитии материальной базы сцены. Театр являлся частью городской инфраструктуры, что побуждало местные власти, в том числе Казани и Нижнего Новгорода, строить более вместительные и удобные театральные помещения, заботиться о поддержании в них порядка. Благодаря театральным комитетам, которые взяли на себя большую часть расходов по содержанию театров, арендатор получал относительную свободу для творчества, так как город практически никогда не вмешивался в художественные вопросы сцены, а цензура следила только за тем, чтобы в репертуар входили лишь пьесы, дозволенные к представлению.

Правовое и материальное положение театра во второй половине XIX   начале ХХ вв. является своеобразным индикатором, который дает возможность проследить изменения в настроениях общества. Конкретные примеры управления и финансирования театров местными органами Нижнего Новгорода и Казани раскрывают взаимоотношения власти и культуры в контексте общественной жизни страны.

Во втором параграфе «Система организации театрального дела и её органическая связь с общественным сознанием» рассматривается, как под влиянием общественных взглядов менялась организация театрального дела.

Одной из распространенных форм организации театрального дела в провинции была антреприза. Наиболее успешной в Нижнем Новгороде и Казани являлась деятельность антрепренеров, спектакли которых отличались согласованностью актёрской игры и продуманностью репертуара с учётом состава труппы и местных условий.

Режиссеры-антрепренеры: П.М. Медведев, П.П. Медведев, Н.И. Собольщиков-Самарин – способствовали развитию театра и его преобразованию в один из культурно-художественных центров провинции. Делая театр общедоступным, они увеличивали контингент публики, что давало возможность ставить пьесу не один, а несколько раз, вследствие чего появлялась возможность сократить число премьерных спектаклей в неделю.

«Интеллигентный» и «режиссерский» типы антрепризы вносили ряд существенных изменений в привычную жизнь провинциального театра, через продуманные творческие концепции, что благотворно влияло на развитие сцены как в художественном, так и в организационном аспектах. В конце XIX века появление таких антрепренеров было довольно типичным явлением, обусловленным тем, что провинциальное общество уже не хотело смотреть спектакли, где присутствовало небрежное отношение театральных деятелей к постановкам. И, наоборот, если предприниматель и собранная им труппа были людьми добросовестными и ответственными, то городское население начинало интересоваться театром, и сборы немедленно поднимались.

Другой формой организации театрального дела в провинции во второй половине XIX-начала ХХ вв. являлось товарищество.

Товарищества наряду с антрепризами выдвигали из актёрской среды талантливых организаторов театра, которые, становясь антрепренерами, сохраняли все преимущества единоличного административного и художественного руководства, причём последнее имело решающее значение.

Большой вклад в развитие театрального дела исследуемых губерний внесли любительские спектакли. Любительский театр работал на благо общества: ставились бесплатные спектакли, вырученные от продажи билетов деньги поступали в различные благотворительные организации. Следовательно, любительские кружки не только вносили ощутимый вклад в развитие просвещения в губерниях, но и заботились о распространении театральной культуры, прививали интерес к сцене, одновременно способствуя развитию художественных вкусов и общественного сознания.

Третий параграф « Зарождение народного театра в конце XIX-начале ХХ веков: формы, репертуар, зритель» рассматривает развитие народных театров и их основные виды.

В процессе становления и развития народных театров в период второй половины XIX-начала ХХ вв. можно выделить три этапа.

Первый этап – это 60-70-е годы XIX века. В это время в России совершаются глубокие экономические, социальные и духовные преобразования. Наряду с другими реформами российское правительство приступает к формированию государственной системы образования. В то же время большую роль в решении данного вопроса сыграли земские и общественные движения (просветительские, общества взаимопомощи, благотворительные и т.п.). Поэтому делаются попытки повернуть театр «лицом» к народу, однако широкого распространения в данный отрезок времени в исследуемых губерниях они не получают.

Второй этап – 1880-1890-е годы – это время повсеместного распространения народных театров. В эпоху контрреформ они становятся частью общего процесса демократизации искусства наряду с дешёвыми изданиями литературы, передвижными художественными выставками, общедоступными музыкальными концертами и являются своеобразным протестом интеллигенции на меры Александра Ш в области печати и просвещения. Широкое распространение получают в эти годы сельские театры. В Нижегородской губернии эта форма народных сцен существовала в Ардатовском, Макарьевском уездах, в Городце, селе Пурех, деревне Адашеве Сергачского уезда и т.д. В Казанской губернии большой популярностью пользовался сельский театр в деревне Малые Дребышки.

Третий этап – с 1900 по февраль 1917 года характеризуется дальнейшим подъемом народных театров. В этот отрезок времени возрастает активность общественных организаций (земств, кооперативов, просветительских обществ и т. п.) в создании народных сцен, которые уделяли внимание и художественной самодеятельности, приобретшей в условиях дореволюционной России политическое значение. Одним из таких театров была сцена Народного Дома (декабрь 1903-май 1904 гг.) в Нижнем Новгороде.

В рамках этих этапов возникло большое количество различных форм народных театров. В данном исследовании использована классификация, в основу которой положено деление народных сцен в зависимости от социальных слоёв и общественных организаций, их создавших. Вследствие чего автором выделены следующие виды народных театров: рабочие, театры попечительств о народной трезвости, народные дома, кооперативные и крестьянские.

Главным элементом публики народных театров являлись рабочие, мелкие чиновники, прислуга, торговцы, крестьяне, а также малообеспеченные представители местной интеллигенции.

Список пьес, разрешенных для сцен народных театров, был ограничен, но, тем не менее, этот тип театра имел большое культурно-просветительское значение. Исполнителям и организаторам спектаклей важен был не только внешний успех – аплодисменты, сколько то, что уносят зрители со спектаклей,– впечатления, настроения, новые мысли, степень их доходчивости и воздействия.

^ Третья глава «Отражение общественной жизни в провинциальном театре второй половины XIX-начала ХХ веков» состоит из двух параграфов.

Первый параграф «Социальные функции провинциального театра» показывает, как конкретные исторические условия влияли на функциональный аспект в работе казанских и нижегородских театров. В 60   90-е годы XIX века провинциальная сцена выполняла, прежде всего, просветительскую и нравственно-воспитательную функции, так как общественное движение отводило сценическому искусству видную роль в образовании населения. Анализ периодической печати и репертуара позволяет говорить о неразрывной связи этих функций. Местная интеллигенция под просвещением понимала не только распространение фактических знаний, но и повышение нравственного уровня зрителей губернии.

В 1902 1907 годы в деятельности театров главную роль играют консолидирующая функция и функция формирования общественного сознания. Свое наиболее яркое воплощение эти функции нашли в пьесах на социально значимые темы, созвучные революционной действительности. В свою очередь, значимость просвещения и воспитания уменьшается, поскольку идея преобразования общества через «облагораживание» личности становится неактуальной. В послереволюционные годы разочарование общества в методах насильственной смены власти понижает интерес и к социальной проблематике в искусстве. Поэтому преобладающей вновь становится развлекательная функция. В годы Первой мировой войны сцена вновь выполняет консолидирующую функцию, объединяя зрителя перед лицом общего врага – Германии.

В своей деятельности провинциальная сцена реализовывала определенный набор социальных функций, которые были диалектически взаимосвязаны, так как любая пьеса несла в себе одновременно идейное, психологическое, эстетическое, общественное, моральное содержание.

Во втором параграфе «Провинциальный театр как выразитель общественного мнения» показывается, как представители разных социальных групп оказывали влияние на театр, в том числе на его репертуар, игру актёров. Все эти стороны театральной жизни являются характерными свидетельствами взглядов, настроений, запросов городского населения, в том числе и Среднего Поволжья. Анализ собранного и исследованного материала позволяет сделать вывод об органическом взаимопроникновении театра того времени на публику, а публики, её культурного уровня, вкусов и потребностей   на театр. В исследуемый период времени можно выделить следующие механизмы выражения общественного мнения о театральной жизни в губернском городе: различное восприятие спектаклей социальными группами, актуализация связи сценического произведения с современными идеями (аплодисменты, политические выкрики и т.д.), организация митингов, манифестаций, демонстраций в театре и около него, разбрасывание листовок в зрительном зале.

Анализ репертуара казанских и нижегородских театров позволяет сделать вывод, что взгляды и оценка публики в отношении спектаклей могли меняться под влиянием исторических событий. Хотя борьба за включение в репертуар пьес социального звучания не всегда заканчивалась успехом, само стремление к их постановке имело огромное значение в развитии демократической культуры Среднего Поволжья.

В условиях социальных потрясений того времени происходит усиленная политизация сцены, даже в период спада революционного движения эстетический компонент театрального искусства отступает на второй план, особенно рельефно эта тенденция проявилась в отношении провинциального театра. В данном случае совпадали два фактора: стремление антрепренеров выполнить социальный заказ и потребность зрителей увидеть чаемое на подмостках театра.

В Заключении подведены основные итоги работы.

На примере нижегородской и казанской театральной жизни, можно с уверенностью сказать, что сцена во второй половине XIX – начале ХХ вв. стала своеобразным средоточием и выражением умонастроений провинциального жителя. Театр отражал общественное сознание и сам оказывал на него действенное влияние. Общественное оживление после 1861 года стимулировало обращение поволжских театров к современной социальной проблематике, к новым, неизвестным ранее конфликтам и образам, к более активным методам анализа действительности. Во многом этому способствовало развитие провинциальной театральной критики, её бурный количественный рост, порождённый сильнейшей активизацией общественной жизни. Роль поволжских театров в общественной жизни всегда была значительной и проявлялась не только в периоды революционных потрясений, но и в периоды эволюционных преобразований, когда шла широкая перестройка мировосприятия, ломались устаревшие взгляды на жизнь.


^ Основные положения диссертации отражены в следующих публикациях автора:

Публикация в издании, входящем в Перечень ведущих рецензируемых журналов и изданий, рекомендуемых ВАК:

1. Кардынова, М. М. Провинциальный театр и просвещение второй половины XIX – начала ХХ вв. : к постановке проблемы / М. М. Кардынова // Вестник Костромского государственного университета имени Н. А. Некрасова. – Кострома, 2006. – № 6 (21). – С. 87–89.

Статьи, опубликованные в других научных сборниках и журналах:

2. Кардынова, М. М. Провинциальный театр и общественная жизнь второй половины XIX века / М. М. Кардынова // Проблемы взаимодействия этнических культур : история и современность : материалы докл. 8 межвузов. конф. по культурологии. – Н. Новгород, 2003. – С. 124–126.

3. Кардынова, М. М. Провинциальный театр в России как выразитель общественного мнения / М. М. Кардынова // Этнические культуры в условиях глобализации : сб. ст. и докл. 10 межвуз. конф. по культурологии. – Н. Новгород, 2004. – С. 104–107.

4. Кардынова, М. М. Специфика провинциального театра второй половины XIX – начала ХХ вв. / М. М. Кардынова // Новое в науке ХХI века : межвуз. науч. сб. – Н. Новгород, 2004. – С. 81–84.

5. Кардынова, М. М. Нравственно-воспитательная функция театров Поволжья второй половины XIX века / М. М. Кардынова // Этнические культуры народов Поволжья : сб. ст. и докл. 11 межвуз. конф. по культурологии. – Н. Новгород, 2005. – С. 125–128.

6. Кардынова, М. М. Место театра в социально-культурной жизни Нижнего Новгорода второй половины XIX – начала ХХ веков / М. М. Кардынова // Нижний Новгород в историко-культурной традиции России : материалы VI Междунар. науч.-практ. конф. по регион. культуре, 22 сент. 2004 г. – Н. Новгород, 2005. – С. 82–84.

7. Кардынова, М. М. Организация и функции народных театров в Нижегородской губернии в конце XIX – начале ХХ вв. / М. М. Кардынова // Актуальные проблемы исторической науки и творческое наследие С. И. Архангельского : XIV чтения памяти чл.-кор. АН СССР С. И. Архангельского, 25–26 февр. 2005 г. – Н. Новгород, 2005. – С. 155–157.

8. Кардынова, М. М. Провинциальный театр и власть второй половины XIX – начала ХХ веков / М. М. Кардынова // Новое в науке ХХI века : межвуз. науч. сб. – Н. Новгород, 2005. – Вып. 2. – С. 138–142.

9. Кардынова, М. М. Провинциальный театр в общественной жизни второй половины XIX – начала ХХ вв. : характеристика источников / М. М. Кардынова // История России XIX-ХХ вв. : историография, новые источники : материалы V Всерос. науч.-практ. конф. – Н. Новгород, 2005. – С. 137–139.

10. Кардынова, М. М. Репертуар поволжских театров 1891 – 1900 годов. Отношение к нему современников / М. М. Кардынова // Новое в науке XXI века : межвуз. науч. сб. – Н. Новгород, 2006. – Вып. 3. – С. 130–133.

11. Кардынова, М. М. Нижегородский театр в контексте общественной жизни провинции начала ХХ века / М. М. Кардынова // Научные чтения памяти академика Н. Ф. Филатова : сб. материалов науч. чтений, 19 окт. 2006 г. – Н. Новгород, 2006. – С. 43–46.

12. Кардынова, М. М. Церковь и театр второй половины XIX – начала ХХ вв. / М. М. Кардынова // Русская православная церковь в мировой и отечественной истории : материалы всерос. науч.-практ. конф., 17-19 мая 2006 г. – Н. Новгород, 2006. – С. 131–139.

1 Гациский А. С. Нижегородский театр (1798-1867 гг.) // Нижегородский летописец. – Н. Новгород: Нижегородская ярмарка, 2001. – С. 159-255; Самсонов Л. Н. Театральное дело в провинции. – Одесса: б.и., 1875. – 350 с.; Морозов А. П. Закулисные тайны. Очерки и сцены из жизни провинциальных актёров. – М.: б.и., 1880. – 102 с.

2 Театр. Книга о новом театре. – СПб.: б.и., 1908. – 289 с.; Кризис театра. – СПб.: Проблемы искусства, 1909. – 185 с.

3 Щеглов И. Народ и театр – СПб.: П. П. Сойкин, 1911. – 424 с.; Арманд Л., Евдокимов А. Народный театр и кооперация. – М.: Труд, 1916. – 36 с.

4 Всеволодский-Гернгросс В. Н. История русского театра. – Л-М.: Теакинопечать,1929. – 508 с.; Бартошевич Н. Н. Синельников Н. Н. и русская провинциальная сцена // Синельников Н. Н. 60 лет на сцене (1874-1934). Записки. – Харьков: Харьковский государственный театр русской драмы, 1935. – С.3-32; Брянский А. М. К историографии русского провинциального театра // О театре / под. ред. С. С. Данилова. Л.: Искусство, 1940. – С.3-10

5 Бескин Э. История русского театра. – М-Л: Нижполиграф, 1928. – 701 с.

6 Первая русская революция и театр / Отв. ред. А. Я. Альтшуллер. – М.: Искусство, 1956. – 351 с.; Данилов С. С. Горький на сцене.– Л-М.: Искусство, 1958. – 350 с.

7Петровская И. Ф. Источниковедение истории русского дореволюционного драматического театра. – Л.: Искусство, 1971. – 199 с.; Петровская И. Ф. Театр и зритель провинциальной России. Вторая половина XIX. – Л.: Искусство, 1977. – 247 с.

8 Очерки по истории русской театральной критики. Вторая половина XIX века / под ред. А. Я. Альтшуллера. – Л.: Искусство, 1976. – 343 с. ; Очерки истории русской театральной критики конца XIX-XX веков / под ред. А. Я. Альтшуллера. – Л.: Искусство, 1979. – 327 с.

9 История русского драматического театра. В 7-и томах / Е. Г. Холодов, Ю. А. Дмитриев, Т. К. Шах-Азизова, Т. М. Родина, О. М. Фельдман. – М.: Искусство, 1982.

10 Русский театр и драматургия конца XIX века.– Л.: ЛГИТМиК, 1983. – 145 с.; Русский театр и драматургия эпохи революции 1905-1907 годов / А. А. Нинов. – Л.: ЛГИТМиК, 1987. – 159 с.

11 Альтшуллер А. Я. Русский театр и общественное движение // Русский театр и общественное движение (конец XVIII- начала ХХ веков) / Отв. ред. Н. В. Королёва. – М.: ЛГИТМиК, 1984. – 12-19 с.

12 История европейского искусствознания. Вторая половина XIX- начала ХХ веков / Отв. ред. Б. Р. Виппер, Т. Н. Ливанова. – М.: Наука, 1969 – 292 с.; Русская художественная культура конца XIX-начала ХХ вв. / Отв.ред. А. Д. Алексеев. – М.: Наука, 1968. – 442 с.

13 Крути И. Л. Русский театр в Казани. – М.: Искусство, 1958. – 395 с.; Беляков Б. Н. Летопись Нижегородского -Горьковского театра.– Горький: Волго-Вятское книжное издательство, 1967. – 352 с.

14Архангельский С. И. Очерки по истории промышленного пролетариата Нижнего Новгорода и Нижегородской области XVII-XIX вв.– Горький: Горьковское областное издательство, 1950 – 320 с.; Калинин Н. Ф. Казань. Исторический очерк. – Казань: Таткнигиздат, 1955 – 415 с.

15 Загайнова В. Л. Профессиональный и любительский театр Урала в 1861-1904 гг.: Дис…канд.истор.наук.– Екатеринбург, 1997. – 240 с. ; Мельникова Е. В. Театр и город сибирской провинции (вторая половина XIX-начала ХХ вв.).: Дис… канд.истор.наук. – Омск, 2000. – 249 с.

16 Свифт Э. Рабочий театр и пролетарская культура в предреволюционной России 1905-1907 годов // Рабочие и интеллигенция России в эпоху реформ и революций 1861 – февраль 1917 года / Отв. ред. А. Н. Потолов – СПб.: БЛИЦ, 1997. – 102-135 с.

17 Очерки русской культуры XIX века. Общественно-культурная среда. Т.1 /Отв. ред. Л. В. Кошман. – М.: Московский университет, 1998. – 382 с.

18 Русская провинциальная культура XVIII-XX веков. – М.: РИК, 1993 – 136 с.; Российская провинция и её роль в истории государства, общества и развития культуры народа. – Кострома: КГПУ им. Н. А. Некрасова. 1994. – 227 с.; XVI Всероссийская промышленная и художественная выставка 1896 года в Нижнем Новгороде. – Н. Новгород: ННГУ, 1996. – 151 с.; Провинциальный город: культурные традиции, история и современность. / Отв.ред. А. А. Сундиева. – М.: Эйдос, 2000. – 165 с.

19 Нижегородский край: факты, события, люди. / Под. ред. Н. В. Филатова, А. В.Седова. – Н. Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 1997. – 375 с.; Общественно-политические процессы, партии и движения в Нижегородской губернии в конце XIX- начала ХХ веков. В 2 т. / Под общей ред. Г. В. Набатова – Н.Новгород: ННГУ, 2001; Черняк Э. В., Мадияров А. Б. Городское самоуправление в Казани. – Казань: КГУ, 2003. – 105 с.

20 Труды Первого всероссийского съезда сценических деятелей, 9-23 марта 1897 года в Москве. Ч 1-2, СПб.: РТО, 1898. – 276 с.; Труды Всероссийского съезда деятелей народного театра в Москве, 27 декабря 1915 – 5 января 1916 года. – Петроград: б.и., 1919. – 463 с.

21 Пчельников П. М. Справочная книжка по театральным делам. – М.: РТО, 1890 – 57 с.; Вся театрально – музыкальная Россия. – П.: б.и., 1914. – 178 с.

22 Договор об аренде Нижегородского городского театра сроком на три года (Д. И. Басмановым) – Н. Новгород, 1905. – 5 с.; Бибин В. И. Как должно вести театральное дело на артельных началах. – 2-е издание – Казань: б.и., 1890. – 28 с.

23 Собольщиков-Самарин Н. И. Записки.– Горький: Горкьковское книжное изд., 1940. – 270 с.; Велизарий М. И. Путь провинциальной актрисы. – Л-М.: Искусство, 1938. – 319 с.; Медведев П. М. Воспоминания. – Л.: Academia, 1929. – 359 с.; Глама - Мещерская А. Я. Воспоминания. – Л.: ВТО-Искусство, 1937. – 374 с.

24 Савина М. Г. Горести и скитания. Записки.1854 – 1877.– Л.: Academia, 1927. – 219 с.; Стрепетова П. А. Жизнь и творчество трагической актрисы. – Л-М.: Искусство, 1959. – 341 с.; Давыдов В. Н. Рассказ о прошлом. – М-Л.: Academia, 1931. – 475 с.; Нильский А. А. Закулисная хроника1856-1894.– СПб.: б.и., 1897. – 338 с.





Скачать 346.67 Kb.
оставить комментарий
Кардынова Мария Михайловна
Дата21.09.2011
Размер346.67 Kb.
ТипАвтореферат, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Загрузка...
Документы

Рейтинг@Mail.ru
наверх