10. 01. 08 теория литературы. Текстология Приказ Высшей аттестационной комиссии Республики Беларусь от 31 марта 2008 г. №77 icon

10. 01. 08 теория литературы. Текстология Приказ Высшей аттестационной комиссии Республики Беларусь от 31 марта 2008 г. №77


Смотрите также:
Приказ Высшей аттестационной комиссии Республики Беларусь от 23 августа 2007 г...
Приказ Высшей аттестационной комиссии Республики Беларусь от 7 июня 2007 г...
Приказ Высшей аттестационной комиссии Республики Беларусь от 23 августа 2007 г...
Приказ Высшей аттестационной комиссии Республики Беларусь от 23 августа 2007 г...
Приказ Высшей аттестационной комиссии Республики Беларусь от 23 августа 2007 г...
Приказ Высшей аттестационной комиссии Республики Беларусь от 14 июля 2010 г...
Приказ Высшей аттестационной комиссии Республики Беларусь от 7 июня 2007 г. №108 14. 00...
Приказ Высшей аттестационной комиссии Республики Беларусь от 23 августа 2007 г...
«13. 00. 02 теория и методика обучения и воспитания (русская литература)»...
Приказ Высшей аттестационной комиссии Республики Беларусь от 23 августа 2007 г...
Приказ высшей аттестационной комиссии республики беларусь 6 февраля 2012 г...
Приказ Высшей аттестационной комиссии Республики Беларусь от 23 августа 2007 г. №138...



Загрузка...
скачать
10.01.08 – теория литературы. Текстология


Приказ Высшей аттестационной комиссии Республики Беларусь от 31 марта 2008 г. № 77

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ-МИНИМУМА

Данная программа имеет своей целью обеспечить фундаментальную подготовку научного работника в области теоретического литературоведения. При этом не имеется в виду специализация в одной из областей этой чрезвычайно широкой научной дисциплины, например стиховедения или генологии, нарратологии или теории литературных стилей, что должно являться целью соответствующих спецкурсов.

Не входит в круг поставленных в программу задач и специальное изучение методологии литературоведения, поскольку на базе каждого научного метода основывается специфическая теория литературы со своей аксиоматикой, проблематикой, категориальным и терминологическим аппаратом, как, например, в структурализме или в рецептивной эстетике. Отдельные научные положения этих и других методологических школ рассматриваются в связи с совокупностью тематики, проблематики и концепцией теоретического литературоведения, как она сложилась в практике изучения этой дисциплины в ведущих вузах Республики Беларусь и Российской Федерации, а также отразились в академических «Теориях литературы». В связи с этими задачами в программу включен систематизированный перечень основных тем и проблем, выделены ключевые термины, понятия и определения современного теоретического литературоведения и предложена библиография учебной, справочной и научной литературы.

^ ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ЗНАНИЙ АСПИРАНТА

Аспирант (соискатель) должен продемонстрировать знание основных терминов и понятий теоретического литературоведения в их эволюции – от возникновения до современного истолкования и в их трактовке в работах представителей различных научных школ. Кроме того, необходимо продемонстрировать понимание наиболее существенных закономерностей литературно-художественного творчества как в собственно теоретическом, так и в историко-теоретическом планах. Наконец, круг терминологических, понятийных, концептуальных представлений экзаменуемого должен быть аргументирован конкретным текстологическим анализом.

СОДЕРЖАНИЕ

ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ. Теория литературы как научная дисциплина. Место теории литературы в системе филологических наук. Теория литературы и методология литературоведения. Литературоведение и эстетика. Теория литературы в связи с системой гуманитарных наук – культурологией, семиотикой, психологией, социологией, лингвистикой.

Социальная функция литературы.

Гносеология художественного творчества. Специфика художественного познания. Категория «мимесис» в античной эстетике: Платон и Аристотель. «Парадокс об актере» Д.Дидро и диалектика художественной правды и правдоподобия. Проблема художественной условности: первичная и вторичная формы условности в искусстве. Немиметические концепции художественного творчества: Платон, неоплатонизм в эстетике символистов; постмодернизм и нереферентность художественного текста.

Аксиология художественного творчества. Художественное творчество и эстетический идеал. Типы эстетической оценки: прекрасное и его формы (героическое, возвышенное, идиллическое), безобразное и его формы (низменное, ужасное), трагическое и комическое как типы эстетического освоения мира. Катарсис как психологическая и эстетическая проблема. Трагедийная и комедийная формы катарсиса.

Коммуникативная функция художественного творчества. Проблема адресата в искусстве, «горизонт читательских ожиданий» (Яусс) и творческая история художественных произведений. Адресат в структуре художественного текста. Адресат-современник и адресат-потомок в творческой установке автора. О.Мандельштам о провиденциальном собеседнике. Т.С.Элиот и Х.Ортега-и-Гассет об элитарном и массовом искусстве. А.А.Потебня о проблеме понимания в искусстве. Проблема сотворчества автора и адресата художественного произведения. Концепция автора и адресата в эстетике У.Эко. Анализ и интерпретация художественного произведения. Литературоведческая и творческая интерпретация текста. Герменевтика и рецептивная эстетика. Диалогическая природа художественного творчества.

Искусство и игра. Шиллер и Й.Хейзинга о роли игрового поведения в культуре и в художественном творчестве. Игровой компонент искусства и специфика художественного познания. Игра и гедонистическая функция искусства.

Литература как вид искусства.

Синкретизм ранних форм художественного творчества. Дифференциация художественного творчества и античные теории видов искусства. Лессинг о пространственных и временных видах искусства. Языки искусств как формы художественного освоения действительности. Знаковая природа языка и искусства. Эстетический знак и художественный образ. Гегель о соотношении знака и художественного образа в аспекте формы и содержания, общего и конкретного, преднамеренного и случайного. Теория знака и образа в семиотике ХХ века. Специфика художественного образа в литературе: слово и образ в эстетике Потебни, в концепциях русских формалистов, в филологических исследованиях Г.О.Винокура, В.В.Виноградова, А.В.Чичерина.

Художественное произведение.

Художественный образ и художественное произведение. Аристотель и Л.Толстой о целостности художественного произведения. Целостность художественного произведения в трактовке структуралистов. Художественное произведение как высказывание. Художественное время и пространство. Д.С.Лихачев о внутреннем мире литературного произведения.

Проблема автора в литературоведении. М.М.Бахтин об эстетической функции автора. Автор как демиург художественного мира произведения; понятия «вненаходимости» и «избытка видения и знания» в авторской деятельности. Автор и герой в эстетическом событии художественного произведения. Теории «кризиса авторства» М.Бахтина и «смерти автора» Р.Барта. Автор, герой, читатель и «большой диалог» в художественном произведении. Монологическая и полифоническая формы такого диалога.

Форма и содержание художественного произведения. Р.Ингарден об уровнях его организации – словесно-речевом, сюжетно-тематическом и идейно-эстетическом. Специфика формы и содержания литературного произведения в трактовке формалистов (В.Шкловский, Р.Якобсон) и структуралистов (Ц.Тодоров).

Стиль литературного произведения – культурологическое, общеэстетическое, лингвистическое и литературоведческое понимание стиля. Компоненты литературного стиля. Стиль и художественное единство произведения. Стиль как позиция писателя и как форма проявления его творческой индивидуальности. Гёте о подражании, манере, стиле. Соотношение понятий «форма и содержание» и «стиль литературного произведения».

Литературный язык и язык литературного произведения. Художественная речь. Субъектная организация литературного произведения: точка зрения как конструктивный элемент субъектной организации художественного текста. Состав художественной речи: авторское слово и чужое слово. Стилизация, пародия, сказ. Стих и проза как типы художественной речи.

Текст в лингвистическом, семиотическом, культурологическом и литературоведческом аспектах. Текст, контекст, интертекст. Структуралистская (Ю.Лотман) и постструктуралистская (Ю.Кристева) трактовки текста и интертекста. Механизм образования литературных контекстов и интертекстов: цитаты, реминисценции, аллюзии. Формы существования литературных контекстов: цикл, творчество писателя; историко-литературный и культурно-исторический контексты.

Литературные роды.

Античные теории литературных родов. Теория литературных родов Гегеля и Веселовского. Гете и Шиллер об эпической и драматической литературе. Лирика в ее отношении к драме и эпосу. Литературные роды как содержательные художественные формы.

Литературные жанры.

Жанр и литературный род. Жанровая форма и жанровое содержание. Жанры эпоса: эпопея, роман, новелла, повесть, рассказ. Теория романа А.Н.Веселовского и М.М.Бахтина. Жанры драмы: трагедия, комедия, драма. Проблема жанров в лирике. Межродовые и межжанровые формы: лиро-эпос, эпическая и лирическая драма, трагикомедия, роман-эпопея. Синтез художественных и нехудожественных жанров. Документ и художественная литература. Литературный жанр и литературный процесс: «память жанра» (М.Бахтин) в истории литературы, канонические и неканонические жанры.

Закономерности развития литературы.

Имманентные и социально-исторические теории литературного процесса: Гегель и И.Тэн. Теория литературного развития в трудах русских формалистов (В.Б.Шкловский, Ю.Н.Тынянов). Диалектика художественного процесса: единство имманентных и культурно-исторических факторов. Традиции и новаторство в истории литературы.

Стадиальность литературного процесса. Теория литературной эволюции Ю.Тынянова и теория «взрыва» Ю.Лотмана. А.Веселовский и Э.Курциус о трех стадиях истории литературы – синкретической, эйдетической (риторической) и индивидуально-творческой. Общая характеристика этих эпох в современном литературоведении (С.Аверинцев, Ю.Лотман, А.Михайлов). Литературные эпохи, творческие методы и литературные стили. Типологическая общность и национальное своеобразие в развитии литературы. Н.И.Конрад и В.М.Жирмунский о типологической общности и литературных влияниях. Историческое, национальное, социальное и общечеловеческое в художественной литературе.

ТЕКСТОЛОГИЯ. Текстология как самостоятельная научная дисциплина. Значение истории текста в изучении литературных памятников разных времен и народов. Области текстологии: текстология античных текстов, средневековых (медиевистических), фольклора, восточных литератур, литературы нового времени, исторических и лингвистических источников.

Место текстологии в системе филологических знаний, ее тесная связь с теорией и историей литературы. Текстология как основа литературоведения и исторического источниковедения. Пути и главные тенденции развития европейской текстологической науки (немецкая текстологическая школа; генетическая критика во Франции). Историческое развитие русской текстологии: методология, концепции, проблемы.

Изучение истории памятника на всех этапах его существования. Отражение в истории текста закономерности художественного мышления.

Принципы научной критики текста; соотношение исторического и теоретического.

Научное издание литературного памятника, основанное на предварительном всестороннем изучении истории текста – одно из практических применений текстологии.

Историческое развитие текстологии и ее связь с развитием общественной жизни, науки и культуры. Европейская текстологическая наука. Этапы ее исторического развития. Античная филология. Принципы научного анализа библейских книг в ХVII–ХІХ вв.: Б.Спиноза, И.С.Земмлер, Г.В.Ф.Гегель, Д.Ф.Штраус. Эпоха Возрождения и новое историческое сознание. Связь текстологии с науками гуманитарной сферы. Основатели текстологии Нового времени: Р.Бентли, Р.Порсон, И.Рейске, Фр.-А.Вольф, Г.Герман. Историко-филологическая школа. И.Беккер и его критический метод в подготовке изданий греко-римских классиков. Карл Лахман – основатель новейшей филологической критики текста. Теория “общих ошибок”.

Использование принципов текстологического исследования в изучении литературы нового времени.

Развитие русской текстологической науки. Петровские преобразования. Основание Академии наук. Начало систематической эдиционно-текстологической работы. Русская научная историческая критика. Первые опыты изданий.

Эдиционная культура и высокий уровень ее развития в России к середине XIX века. Роль Н.А.Полевого и В.Г.Белинского в разработке исторического взгляда на литературное наследие. Формирование традиции точных лингвистических и палеографических исследований и изданий древнерусских рукописей. Деятельность и труды И.И.Срезневского, И.В.Ягича, А.А.Шахматова, В.М.Истрина, М.Н.Сперанского. Практическое использование некоторых идей мифологической школы и теории литературного заимствования. Заслуги Ф.И.Буслаева и Н.С.Тихонравова в публикации памятников древней и новой литературы; создание образцового для своего времени типа научного издания. Сравнительно-исторический метод А.Н.Веселовского; его значение для усовершенствования методики текстологического исследования. Текстология фольклора в середине XIX века. Новаторская деятельность А.Н.Афанасьева, П.Н.Рыбникова, П.И.Якушкина.

Ранний период развития текстологической науки в отношении к новой литературе. Начало серии научно-критических изданий. Собрание сочинений А.С.Пушкина (П.В.Анненков). Основные принципы издания. Борьба критического и механического подходов в решении текстологических проблем. Академическое издание сочинений Г.Р.Державина (Я.К.Грот) как пример для последующих изданий такого типа: произведений К.М.Батюшкова (Л.Н.Майков), М.В.Ломоносова (М.И.Сухомлинов), Н.В.Гоголя (Н.С.Тихонравов). Полное собрание сочинений А.С.Грибоедова. Принцип сохранения творческой воли писателя.

Библиографическая деятельность русских ученых. Справочные издания, библиографические словари и др. Историко-фактическая школа (Л.Н.Майков, В.И.Саитов, Б.Л.Модзалевский).

1920-е годы – новый этап в разработке теории текстологии. История термина “текстология”. Основание Российской Академии художественных наук. Научная деятельность Н.К.Пиксанова. “Телео-генетический” метод – новый тип литературоведческого исследования. “Творческая история” литературного произведения. “Формальная” школа, ее влияние на дальнейшее развитие текстологической науки. История, научная концепция, состав, последователи. Вклад в текстологическую науку выдающихся ученых-филологов (Б.В.Томашевский, Ю.Н.Тынянов, Г.Г.Шпет, Г.О.Винокур, С.М.Бонди, Н.К.Гудзий). Эдиционно-текстологическое дело в СССР в 1920–30-е годы. Книги издательства “Асаdemiа”, серии “Библиотека поэта”, “Литературные памятники”, “Звенья”, “Литературный архив”. Полное собрание сочинений (Юбилейное) в 90 томах Л.Н.Толстого. Полное собрание сочинений в 16 томах А.С.Пушкина.

1940–60-е годы. Вульгарно-социологические и догматические тенденции в литературоведении и их последствия. Полемика по проблемам “авторской воли” и “канонического текста”. Сектор текстологии Института мировой литературы Академии Наук; его научно-методическая деятельность. Сборники “Вопросы текстологии”, коллективный труд “Основы текстологии”. Разработка проблем издания произведений новой русской литературы в трудах русских текстологов. Книга акад. Д.С.Лихачева “Текстология. Краткий очерк” – шаг к построению общей теории текстологии.

Современные академические, научные издания русских писателей (А.И.Герцен, И.С.Тургенев, Ф.М.Достоевский, А.П.Чехов, А.А.Блок, М.Горький, С.А.Есенин и др.). Практическая реализация в этих изданиях последних достижений текстологической науки, находок и открытий исследователей-текстологов.

Становление белорусской текстологической науки.. Зачатки текстологии в издательской деятельности Ф.Скорины, в творчестве С.Будного, в практике составителей и редакторов летописных сводов, Статутов Великого княжества Литовского, издателей анонимных поэм – Е.Карского, Е.Романова, сотрудников издательского товарищества “Загляне сонца і ў наша аконца” в процессе подготовки ими подписной серии “Беларускія песняры” (произведения Ф.Богушевича, В.Дунина-Марцинкевича, перевод поэмы “Пан Тадеуш” А.Мицкевича и др.).

Деятельность литературной комиссии Инбелкульта (1922–1928). И.Замотин, Я.Боричевский, А.Вознесенский как активные продолжатели традиций русской текстологической науки. Их роль в подготовке и издании (вместе с В.Мочульским, М.Пиятуховичем и при участии Д.Давгялы, В.Дубовки, Я.Пущи) литературного наследия М.Богдановича – “Творы” (т.1–2, 1927–1928), сб. стихов А.Горюна “Матчын дар” (1929), изданных в серии “Акадэмічная бібліятэка беларускіх пісьменнікаў”. Научно-комментированные “Творы” М.Богдановича – образец высокой профессиональной подготовки издания: полнота охвата материалов и подачи вариантов печатного и рукописного текста, содержательность комментария. Успешное использование Замотиным принципов культурно-исторического и биографического методов при освещении жизненного и творческого пути поэта, при раскрытии истории написания стихов.

Основание Института литературы и искусства в системе Национальной академии наук Белоруссии (1931) – этапное явление в развитии белорусской текстологической науки. Институт литературы и искусства как преемник Инбелкульта. Негативное воздействие вульгаризаторских концепций и упрощенных взглядов в период 30-х годов на практику издания научно-комментированных Собраний сочинений – однотомники “Творы Цёткі (Алаізы Пашкевіч)”, “Збор твораў П.Труса” (1934).

Первое посмертное Собрание сочинений Янки Купалы в 6 томах (1951–1954) как начало научно-комментированного издания наследия поэта. Цензурное вмешательство: отсутствие в 6-томнике ряда программных стихотворений, поэм, драматических произведений, публицистических статей. Активизация текстологической работы в Институте в связи с созданием сектора рукописей и изданий (1954), а затем сектора дооктябрьской литературы и текстологии (нач. 60-х). Издание классического наследия, памятников древней письменности – одно из главных направлений научной деятельности Института в конце 50-х – 60-е годы: сб. “Беларускія пісьменнікі другой паловы ХІХ ст.” (1956); первая “Хрэстаматыя па старажытнай беларускай літаратуры” (1959), составленная А.Коршуновым; Собрания сочинений Янки Купалы в 6-ти томах (1961–1964), Якуба Коласа в 12-ти (1961–1964), М.Богдановича в 2-х (1968). Новаторские подходы, осуществленные текстологами (выбор нового источника основного текста Собрания сочинений Купалы; существенное расширение корпуса изданий, “Краткая Летопись жизни и творчества” как компонент Собраний сочинений Купалы, Коласа, Богдановича).

Издания 70-х годов – новый уровень развития белорусской текстологической мысли. Усовершенствование методики анализа текста, обогащение и углубление содержания историко-литературного комментария в Собраниях сочинений Янки Купалы в 7-ми томах (1972–1976), Якуба Коласа в 14-ти (1972–1978), Кузьмы Чорного в 8-ми (1972–1975). Значительное расширение масштабов научно-комментированного издания литературного наследия: “Помнікі старажытнай беларускай пісьменнасці” (1975), однотомные “Творы” Тётки (1976), “Выбраныя творы” Ядвигина Ш. (1979), “Творы” К.Каганца (1979). Новые текстологические решения в многотомнике Коласа (другой источник основного текста трилогии “На росстанях”; включение в Собрание сочинений полного текста первой редакции поэмы “Сымон-музыка”). Дискуссия по проблеме редактирования трилогии “На росстанях” и авторской творческой воли (статья М.Лужанина “Асцярожна, класіка!” // Літаратура і мастацтва. 1976. 24 снежня).

Создание на базе текстологической группы самостоятельного структурного подразделения – сектора изданий и текстологии (1979). Дальнейшее развертывание научно-методической работы. Более высокий профессиональный уровень новых многотомных научно-комментированных изданий – И.Мележа в 10-ти томах (1979–1985), М.Лынькова в 8-ми (1981–1985), М.Горецкого в 4-х (1984–1986), Ф.Пестрака в 5-ти (1984–1986), З.Бядули в 5-ти (1985–1989), П.Бровки в 9-ти (1987–1992), М.Зарецкого в 4-х (1989–1992), Я.Пущи в 2-х (1993–1994). Наличие литературного комментария, предисловий, послесловий как характерная особенность изданий, адресованных широкой читательской аудитории. Неприятие редакторского субъективизма, вульгарно-социологического взгляда на литературу и классическое наследие, установка на сохранение нерушимости авторской творческой воли.

Первые в Беларуси Полные собрания сочинений национальных классиков – Богдановича в 3-х томах (1992–1995), Купалы в 9-ти (10 кн.) (1995–2003), Коласа в 20-ти (подготовлен к печати) – новая страница истории белорусской текстологической науки и значительное событие в литературной и общественно-культурной жизни Беларуси. Их роль в обогащении общей картины развития белорусской поэзии, прозы, драматургии, публицистики, литературной критики и в разработке новой концепции истории отечественной литературы, в осознании теоретико-методологических проблем. Плодотворное сотрудничество текстологов с историками литературы, государственными архивами, мемориальными музеями, культурно-просветительскими учреждениями. Особенность Полных собраний – восстановление допущенных в предыдущих изданиях купюр, уточнение дат и источников первой публикации; введение отдельных рубрик: “Другие редакции и варианты”, “Коллективные произведения”, “Служебные и личные документы”, расширение корпуса изданий за счет публицистики, литературной критики, художественного перевода, эпистолярия и мемуарных жанров, дарственных надписей. Обобщение практического опыта подготовки и издания многотомных научно-комментированных и Полных собраний сочинений в книгах, сборниках, статьях. Диссертационные работы, посвященные текстологии произведений Купалы (Р.Гульман, 1965), Горецкого (Т.Голуб, 2001), проблеме прототипов литературных героев в произведениях Коласа, Горецкого, Т.Гартного (В.Атрашкевич, 1979). Исследования “творческой истории” национальных литературных шедевров как один из аспектов текстологической проблематики (М.Мушынскі. Ад задумы да здзяйснення: Творчая гісторыя “Новай зямлі” і “Сымона-музыкі”, 1965). Обсуждение теоретических и практических эдиционно-текстологических проблем на республиканских и международных научных конференциях (“Купалаўскія чытанні”, “Каласавіны”, “Гарэцкія чытанні”). Оценка деятельности белорусских текстологов в научной и периодической печати. Разработка перспективного плана издания социально значимой литературы.

Основные понятия истории текста. Текст как важнейший предмет текстологии. Обоснование понятия текста в трудах М.М.Бахтина, Н.С.Тихонравова, Г.О.Винокура, Б.В.Томашевского, Б.М.Эйхенбаума, С.М.Бонди, Д.С.Лихачева, Л.Д.Громовой-Опульской, А.Л.Гришунина и др.

Понятие произведения. Основные черты самостоятельности произведений древней, средневековой и новейшей литератур: сходство и различия.

Источники текста произведения. Авторские, авторизованные и неавторизованные источники. Вспомогательные материалы, выполняющие функцию источников.

Рукопись: значение и смысл понятия. Специфика рукописи в древней и средневековой литературе. Понятие рукописи в литературе нового времени.

Чистовые и черновые автографы. Определение понятий. Расслоение рукописи, определение границ каждого этапа истории текста.

Копия и оригинал. Механические ошибки в копии. Список. Определение термина. Списки в древнерусской литературе. Корректура. Отражение в ней последних стадий авторской работы над текстом.

История текста – ключевое понятие текстологической науки. История текста как материальное воплощение творческой истории.

Редакции и варианты как результат творческой переработки текста на разных этапах его истории. Смысловое значение термина “вариант” в фольклористике, древнерусской литературе и литературе нового времени.

Извод. Архетип. Протограф. Значение и смысл понятий.

Цензура и автоцензура. Их роль в истории текста.

Условные текстологические обозначения. Механизм точной передачи особенностей рукописного оригинала.

Изучение истории текста. История текста и творческий процесс. Творческий процесс и формирование идейно-художественной концепции литературного произведения. Критика текста как изучение его истории.

Исторические принципы и приёмы изучения источников текста; их преимущества перед механистической теорией. Критически установленный текст; его особенности и преимущества перед всеми источниками.

Воля автора. Смысл и характеристика понятия. Творческая воля автора как важнейший принцип научной критики текста в современной текстологии.

Ошибки в тексте: разновидности и природа. Восстановление точного текста – задача текстологии. Контаминация. Значение термина. Конъектура. Искусство конъектуры. Особенности конъектирования памятников древней литературы и литературы Нового времени. Техника введения конъектур в печатный текст.

История текста – основа литературоведческого исследования. Соотношение и связь понятий “история текста” и “творческий процесс”. Научная концепция Н.К.Пиксанова.

Литературоведческое источниковедение и текстология. Конкретно-историческая и объективно-фактическая основа текстологии. Подготовка текстологией начального этапа филологического научного исследования. Функция источников в творческой истории произведений.

Движение текста и закономерность литературного развития. Исследовательские аспекты текстологии: анализ художественного текста, сопоставительный и сравнительно-исторический анализ.

Творческая история произведения как тип исследования; сфера изучения. Художественное мышление и его эволюция, воплощенная в тексте. Источники творческой истории и методика их анализа. Творческая история и поэтика. Обоснование анализа литературного памятника его творческой историей. Творческая история в изучении психологии художественного творчества.

История текста и эвристика. Текст – источник широкого спектра сведений. Датировка как комплексная проблема. Типы и способы датировки. Локализация. Смысл термина. Проблема локализации в литературе Нового времени.

Атрибуция как важная отрасль текстологии. Определение понятия. Пути, способы и основные приёмы атрибуции. Общие тенденции и специфические сложности атрибуции произведений средневековой литературы. Атрибуция эпистолярных документов: установление автора и (или) адресата.

Изучение и разоблачение мистифкаций – задача атрибуции. Разновидности литературных мистификаций. Стилизация.

Раздел dubia в изданиях научного типа. Проблемы дубиального авторства.

Техника издания текста. Типы изданий и их классификация. Выбор типа издания в зависимости от его назначения и профиля.

Типы изданий древних памятников и литературных памятников Нового времени.

Научные издания как результат специфической научной работы по подготовке текста произведения, изучению его истории, печатных и рукописных источников, комментированию. Состав изданий.

Академическое издание – высший, образцовый тип научного издания. Состав академического издания. Цель и задачи включения в академическое издание всех сохранившихся вариантов.

Принцип построения тома академического полного собрания сочинений. Хронологическая последовательность размещения материала. Композиция издания. Научный комментарий академического издания. Его состав и назначение.

Публикация записных книжек и рабочих тетрадей писателя как эдиционно-текстологическая проблема. Ее двоякое решение в издательской практике.

Эпистолярное наследие писателя как часть его литературного творчества. Публикация писем: актуальные проблемы и основные принципы.

Неакадемический тип научного издания. Критически выверенный текст. Исследовательский комментарий; его состав и объём. Варианты текста; основные принципы отбора материала.

Популярное издание и его предназначение для широкого круга читателей. Задача популярного издания. Формирование состава издания и его справочного аппарата. Выбор принципа композиционного размещения материала. Вспомогательный характер комментария.

Справочный аппарат издания: состав, назначение, соответствие основным целям каждого типа издания. Сопроводительная статья; ее содержание в академическом и популярном издании.

Типы комментария; их зависимость от читательского предназначения издания. Библиографический (текстологический, источниковедческий) комментарий. Историко-литературный комментарий как принадлежность научных и популярных изданий. Реальный комментарий. Лингвистический комментарий. Толкование заимствований из других языков, специальной терминологии, диалектизмов, архаизмов. Указатели.

^ КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА И ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОНЯТИЯ

Автор (биографический, образ автора, идеальный автор), аллюзия, архетип, афоризм, баллада, барокко, басня, беллетристика, биография писателя, былины, варианты текста, влияния литературные, вненаходимость, возвышенное, Возрождение, восприятие, время художественное, вымысел, высказывание, генезис, герменевтика, героический эпос, герой, гимн, гносеология художественная, «горизонт ожидания» читателя, гротеск, действие, деталь художественная, диалог, дискурс художественный, драма, жанр литературный, завершенность художественная, замысел творческий, знак эстетический, идея художественная, интерпретация, интертекстуальность, ирония, историческая поэтика, историко-функциональный метод и рецептивная эстетика, канон, карнавал, катарсис, классицизм, комедия, комическое, компаративизм, композиция, контекст, конфликт художественный, критика литературная, культура, культурно-исторический метод в литературоведении, лейтмотив, лирика, лирический герой, лиро-эпос, литература, литературный процесс, литературоведение, массовая литература, метафора, метод творческий, метонимия, метр, мировоззрение писателя, миф, мифологический метод в литературоведении, модернизм, монолог, мотив, направления литературные, народное и национальное в литературе, новелла, образ художественный, ода, память культурная, пародия, пафос художественный, персонаж, повествование, повествователь, повесть, подражания теория (мимесис), подтекст, полифония, постмодернизм, постструктурализм, преднамеренное (и непреднамеренное) в литературе, преемственность литературная, прекрасное, притча, проза, произведение литературное, прототип, психологический метод в литературоведении, рассказ, реализм, редакции текста, реминисценции, речь художественная, ритм, рифма, род литературный, роман, романтизм, сатира, семиотический метод в литературоведении, сентиментализм, символ художественный, символизм, синекдоха, синкретизм художественный, содержание, сонет, сравнение, стадии литературного процесса, стилизация, стиль, стих, строфа, структура текста, структурализм в литературоведении, субъектная организация произведения, сюжет, творческая воля автора, творческая история произведения, текст, тема, течения литературные, тип литературный, точка зрения, трагедия, трагический пафос, традиция, ужасное, условность художественная, фабула, форма художественная, хронотоп, художественность, целостность художественного произведения, цикл литературный, цитата, читатель (реальный, идеальный, образ читателя), экспозиция, элегия, эпиграф, эпилог, эпитет, эпопея, эпос, эстетика, юмор, язык художественной литературы.

ЛИТЕРАТУРА

^ ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ

I. Учебная литература

  1. Андреев А.Н. Теория литературы: В 2 т. – Мн., 2004.

  2. Минералов Ю.И. Теория художественной словесности. – М., 1999.

  3. Тамарченко Н.Д., Тюпа В.И., Бройтман С.Н. Теория литературы: В 2 т. – М., 2004.

  4. Тамарченко Н.Д. Теоретическая поэтика. Введение в курс. – М., 2006.

  5. Теоретическая поэтика: понятия и определения / Сост. Н.Д.Тамарченко. – М., 2001.

  6. Томашевский Б.В. Теория литературы. Поэтика. – М., 1996.

  7. Уэллек Р., Уоррен О. Теория литературы. – М., 1978.

  8. Хализев В.Е. Теория литературы. – М., 1999.

  9. Хрестоматия по теории литературы. Ч.1. Общие свойства художественной литературы / Сост. И.В.Егоров, А.С.Смирнов. – Гродно, 2002.

  10. Хрестоматия по теории литературы. Ч.2. Литературное произведение / Сост. И.В.Егоров, А.С.Смирнов. – Гродно, 2003.

  11. Хрестоматия по теории литературы. Ч.3. Литературные роды и жанры / Сост. И.В.Егоров, А.С.Смирнов. – Гродно, 2005.

  12. Хрестоматия по теории литературы. Ч.4. Литературный процесс / Сост. И.В.Егоров, А.С.Смирнов. – Гродно, 2006.

  13. Яцухно В. Тэорыя літаратуры: В 2 ч. – Гомель, 2002.

^ II. Справочная литература

  1. Бореев Ю.Б. Эстетика. Теория литературы. Энциклопедический словарь терминов. – М., 2003.

  2. Лазарук М.А., Ленсу А.Я. Слоўнік літаратуразнаўчых термінаў. Мн., 1996.

  3. Литературный энциклопедический словарь / Под ред. В.М.Кожевникова и П.А.Николаева. – М., 1987.

  4. Литературная энциклопедия терминов и понятий / Под ред. А.Николюкина. – М., 2001.

  5. Современное зарубежное литературоведение: Энциклопедический справочник / Под ред. И.И.Ильина. – М., 1999.

  6. Рагойша В.П. Тэорыя літаратуры ў тэрмінах. – Мн., 2001.

  7. Энцыклапедыя літаратуры і мастацтва Беларусі (1984-1987): У 5 т. – Мн., 1984-1987.

III. Монографии и сборники

  1. Аверинцев С.С. Риторика и истоки европейской литературной традиции. – М., 1996.

  2. Академические школы в русском литературоведении. – М., 1974.

  3. Аристотель. Поэтика. – М., 1937.

  4. Асмус В.Ф. В защиту вымысла. Чтение как труд и творчество // Асмус В.Ф. Вопросы теории и истории эстетики. – М., 1989.

  5. Ауэрбах Э. Мимесис. – М., 1976.

  6. Барт Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика. – М., 1989.

  7. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. – М., 1972.

  8. Бахтин М.М. Творчество Ф.Рабле и культура средневековья и Возрождения. – М., 1991.

  9. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. – М., 1979.

  10. Бахтин М.М. Формальный метод в литературоведении. – М., 1997.

  11. Бройтман С.Н. Историческая поэтика. – М., 2001.

  12. Верли М. Общее литературоведение. – М., 1957.

  13. Веселовский А.Н. Историческая поэтика. – М., 1989.

  14. Виноградов В.В. О теории художественной речи. – М.,1972.

  15. Виноградов В.В. Проблема авторства и теория стилей. – М., 1961.

  16. Винокур Г.О. Биография и культура. – М., 1997.

  17. Винокур Г.О. Филологические исследования. Лингвистика и поэтика. – М., 1990.

  18. Волков И.Ф. Творческие методы и художественные системы. – М., 1987.

  19. Выготский Л.С. Психология искусства. – М., 1998.

  20. Гадамер Г.Г. Актуальность прекрасного. – М., 1991.

  21. Гаспаров Б.М. Литературные лейтмотивы. – М., 1994.

  22. Гаспаров М.Л. Современный русский стих. – М., 1989.

  23. Гачев Г.Д. Национальные образы мира. – М., 1989.

  24. Гегель Г.В. Эстетика : В 4 т. – М., 1968-71.

  25. Гинзбург Л.Я. Литература в поисках реальности. – М., 1987.

  26. Гинзбург Л.Я. О литературном герое. – Л., 1976.

  27. Гинзбург Л.Я. О лирике. – Л., 1974.

  28. Гиршман М.М. Литературное произведение: Теория художественной целостности. – М., 2002.

  29. Давыдов Ю.Н. Искусство и элита. – М., 1966.

  30. Динамическая поэтика. – М., 1989.

  31. Жирмунский В.М. Сравнительное литературоведение: Восток и Запад. – Л., 1979.

  32. Жук І.В. Празаічны тэкст: дынаміка рытмавага існавання. – Гродно, 2003.

  33. Зарубежная эстетика и теория литературы XIX-XX в. Трактаты, статьи, эссе. – М., 1987.

  34. Ильин И.П. Постструктурализм. Деконструктивизм. Постмодернизм. – М., 1996.

  35. Историческая поэтика: Итоги и перспективы изучения. – М., 1986.

  36. Историческая поэтика: Литературные эпохи и типы художественного сознания. – М.: Наследие, 1994.

  37. Конрад Н.И. Запад и Восток: Статьи. – М., 1972.

  38. Левидов А.М. Автор – образ – читатель. – Л., 1977.

  39. Литературоведение на пороге ХХI века. – М., 1998.

  40. Лихачев Д.С. О филологии. – М., 1989.

  41. Лихачев Д.С. Очерки по философии художественного творчества. – СПб., 1999.

  42. Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста. – Л.: Просвещение, 1972.

  43. Лотман Ю.М. Структура художественного текста // Лотман Ю.М. Об искусстве. –СПб., 1998.

  44. Лотман Ю.М. Внутри мыслящих миров. – М., 1996.

  45. Лотман Ю.М. Избранные статьи: В 3 т. – Таллинн, 1992.

  46. Маркевич Г. Основные проблемы науки о литературе. – М., 1980.

  47. Мелетинский Е.М. О литературных архетипах. – М., 1994.

  48. Мелетинский Е.М. Введение в историческую поэтику эпоса и романа. – М., 1986.

  49. Мукаржовский Я. Исследования по эстетике и теории искусства. – М., 1994.

  50. Называть вещи своими именами: программные выступления мастеров западноевропейской литературы ХХ века. – М., 1986.

  51. Общество. Литература. Чтение. Восприятие литературы в теоретическом аспекте. – М., 1978.

  52. Ортега-и-Гассет Х. Эстетика. Философия культуры. – М., 1991.

  53. Поспелов Г.Н. Искусство и эстетика. – М., 1984.

  54. Поспелов Г.Н. Стадиальное развитие европейских культур. – М., 1988.

  55. Потебня А.А. Эстетика и поэтика. – М., 1987.

  56. Ритм, пространство и время в литературе и искусстве. – Л., 1974.

  57. Рымарь Н.Т., Скобелев В.П. Теория автора и проблема художественной деятельности. – Воронеж, 1994.

  58. Самосознание европейской культуры ХХ века. Мыслители и писатели Запада о месте культуры в современном обществе. – М., 1991.

  59. Семиотика. – М., 1989.

  60. Семиотика и художественное творчество. – М., 1983.

  61. Скоропанова И.С. Русская постмодернистская литература. – СПб., 2001.

  62. Смирнов И.П. На пути к теории литературы // И.П.Смирнов. Смысл как таковой. – СПб., 2001.

  63. Степанов Ю.С. Семиотика. – М., 1971.

  64. Структурализм: «за» и «против». – М., 1975.

  65. Теория литературных стилей. Современные аспекты изучения. – М., 1982.

  66. Теория литературы. Основные проблемы в историческом освещении: В 3 кн. – М., 1962-65.

  67. Теория литературы. Литературный процесс. – М., 2001.

  68. Теория литературы. Роды и жанры. – М., 2003.

  69. Теория литературы. Литература. – М., 2005.

  70. Тынянов Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино. – М., 1977.

  71. Тынянов Ю.Н. Проблема стихотворного языка. – М., 1998.

  72. Тэн И. Философия искусства. – М., 1996.

  73. Успенский Б.А. Поэтика композиции // Успенский Б.А. Семиотика искусства. – М., 1995.

  74. Федоров В.В. О природе поэтической реальности. – М., 1985.

  75. Фуко М. Слова и вещи: Археология гуманитарных наук. – М., 1977.

  76. Хализев В.Е. Драма как род литературы. – М.: 1999.

  77. Хейзинга Й. Homo ludens. В тени завтрашнего дня. – М., 1992.

  78. Художественная литература в социокультурном контексте. Поспеловские чтения. – М., 1997.

  79. Человек читающий. Homo ledens. – М., 1983.

  80. Чичерин А.В. Идеи и стиль. – М., 1968.

  81. Шеллинг Ф.В. Философия искусства. – СПб., 1996.

  82. Шиллер Ф. Письма об эстетическом воспитании человека // Собр. соч.: В 7 т. – Т.6. – М., 1957.

  83. Шкловский В.Б. О теории прозы. – М., 1983.

  84. Эйхенбаум Б.М. О литературе. Работы разных лет. – М., 1987.

  85. Эко У. Роль читателя: исследования по семиотике текста. – СПб., М., 2005.

  86. Элиот Т.С. Традиция и индивидуальный талант. – М., 1997.

  87. Якобсон Р.О. Работы по поэтике. – М., 1987.

  88. Яскевич А. Ритмическая организация художественного текста. – Мн., 1991.

ТЕКСТОЛОГИЯ

Основная литература

  1. Бельчиков Н.Ф. Литературное источниковедение. – М., 1983.

  2. Бельчиков Н.Ф. Пути и навыки литературоведческого труда. – 2-е изд., доп. – М.: Высш. школа, 1975.

  3. Благой Д.Д. Типы советских изданий русских писателей-классиков // Вопросы текстологии. – М., 1957. – С. 5–28.

  4. Виноградов В.В. Проблема авторства и теория стилей. – М.: ГИХЛ, 1961.

  5. Гришунин А.Л. Исследовательские аспекты текстологии. – М., 1998.

  6. Жук І.В., Родчанка В.Р. Атрыбуцыя літаратурных тэкстаў з дапамогай матэматычнай статыстыкі // Весці АН Беларусі. Серыя гуманітарных навук. – 1995. – № 2. – С. 103–107.

  7. Лебедева Е.Д. Текстология. Вопросы теории. Указатель советских работ за 1917–1981 гг. – М., 1982.

  8. Лебедева Е.Д. Текстология. Вопросы теории. Указатель советских работ за 1976–1986 гг. – М., 1988.

  9. Лихачев Д.С. Текстология (на материале русской литературы Х–XVII веков). – 2-е изд. – Л., 1962.

  10. Лихачев Д.С. Текстология. Краткий очерк. – М.-Л., 1964.

  11. Мушынскі М.І. Беларуская тэксталогія: Набыткі, стан і перспектывы развіцця // Питання текстологіі: Дожовтнева та радянська література: Зб. наук. праць. – Киïв, Наукова думка, 1989. – С. 103–122.

  12. Основы текстологии / Ред. В.С. Нечаева. – М., 1962.

  13. Прохоров Е.И. Текстология (Принципы издания классической литературы). – М.: Высшая школа, 1966.

  14. Пытанні тэксталогіі беларускай літаратуры / Рэд. С.А.Андраюк. – Мн.: Навука і тэхніка, 1980

  15. Рейсер С.А. Основы текстологии. – 2-е изд. – Л.: Просвещение, 1978.

  16. Современная текстология: теория и практика. Сб. статей. – М.: Наследие, 1997.

  17. Творческая история. Исследования по русской литературе /Ред. Н.К.Пиксанов. – М., 1927.

  18. Томашевский Б. Писатель и книга. Очерк текстологии. – Л., 1928; – 2-е изд. – М.: Искусство, 1959.

  19. Эйхенбаум Б.М. Основы текстологии // Редактор и книга. Сб. статей. – Вып. 3. – М., 1962.

Дополнительная литература

  1. Вопросы текстологии. – Вып. 3. Принципы издания эпистолярных текстов. – М., 1964.

  2. Вопросы текстологии. – Вып. 4. Текстология произведений советской литературы. – М., 1967.

  3. Голуб Т.С. У творчай майстэрні класіка: Тэксталогія твораў М.Гарэцкага. – Мн.: Бел. навука, 2002.

  4. Голуб Т.С. Услед за лініяй жыцця: Творчая індывідуальнасць: ад літаратурнага тэксту да культурнай спадчыны. – Мн.: Бел. кнігазбор, 2006.

  5. Громова-Опульская Л.Д. Основания «критики текста» // Современная текстология: теория и практика. – М.: Наследие, 1997. – С. 23–34.

  6. Гудзий Н.К. По поводу полных собраний сочинений писателя // Вопросы литературы. – 1959. – № 6.– С. 196–206.

  7. Гульман Р.І. Тэксталогія твораў Янкі Купалы: Пытанні вызначэння аўтэнтычнага тэксту. – Мн.: Навука і тэхніка, 1971.

  8. Гурэвіч Э.С. Аб датаванні вершаў Янкі Купалы // Беларуская літаратура: Даслед. – Вып. 5. – Мн.: Выдавецтва АН БССР, 1963. – С. 148–159.

  9. Есенин академический: актуальные проблемы научного издания: Есенинский сборник. – Вып. 2. – М.: Наследие, 1995.

  10. Забродская С.В. Да гісторыі тэксту трылогіі Я.Коласа “На ростанях” // Пытанні тэксталогіі беларускай літаратуры. – Мн.: Навука і тэхніка, 1980. – С. 82–110.

  11. Золава Э. Тэксталогія – мая прафесія: З вопыту падрыхтоўкі да выдання збору твораў класікаў беларускай літаратуры. – Мн.: Выдавецкі цэнтр БДУ, 2006.

  12. Казыра К.А. “Ахвярую на памяць...” (Пра дарчыя надпісы Янкі Купалы) // Літаратура і мастацтва. – 2001. – 26 кастр.

  13. Кісялёў Г. Ад Чачота да Багушэвіча: праблемы крыніцазнаўства і атрыбуцыі бел. літ. ХХ ст. – 2 выд. – Мн.: Беларуская навука, 2003.

  14. Кісялёў Г. Жылі-былі класікі: Хто напісаў паэмы “Энеіда навыварат” і “Тарас на Парнасе”. – Мн.: Беларуская навука, 2005.

  15. Мазанік Л.М. Раман “Мінскі напрамак” І.Мележа (Творчая гісторыя) // Питання текстологіі: Дожовтнева та радянська література: Зб. наук. праць. – Киïв, Наукова думка, 1989. – С. 130–144.

  16. Мазанік Л.М. Тэксталогія літаратурна-крытычнай спадчыны М.Багдановіча // Весці АН БССР. Серыя грамадскіх навук. – 1991. – № 4. – С. 97–105.

  17. Мейлах Б. Талант писателя и процесс творчества. – Л.: Сов. писатель, 1969.

  18. Мушынскі М.І. Дзесяцікніжжа народнага песняра // Нараджэнне класіка. – Мн., 2005.

  19. Мушынскі М.І. Класічная спадчына – духоўны скарб сучасніка // Свіцязь. Альманах библиофилов Белоруссии. – Мн.: Беларусь, 1989. – С. 148–170.

  20. Мушынскі М.І. Нам засталася спадчына // Полымя. – 1986. – № 2.

  21. Мушынскі М.І. Праблема навуковага выдання спадчыны Янкі Купалы і Якуба Коласа і эдыцыйная практыка суседніх краін // Янка Купала і Якуб Колас у кантэксце славянскіх літаратур. – Мн., 2002.

  22. Мушынскі М.І. Праблема падрыхтоўкі і выдання Збору твораў Аркадзя Куляшова. – Мн.: TERRA ALBA. I, 2000.

  23. Мушынскі М.І. Спадчына Якуба Коласа: Праблема аўтарскай творчай волі // Полымя. – 1993. – № 7. – С. 228–248.

  24. Опульская Л.Д. Некоторые итоги текстологической работы над Полным собранием сочинений Л.Н.Толстого // Вопросы текстологии: Сборник статей. – М., 1957. – С. 247–288.

  25. Пиксанов Н.К. Творческая история «Горя от ума». – М., 1928; – 2-е изд. – М., 1971.

  26. Русский модернизм. Проблемы текстологии. Сб. статей. – С.-Пб.: Алетейя, 2001.

  27. Современная текстология: теория и практика. Сб. статей. – М.: Наследие, 1997.

  28. Строева Т.Р. Зборнік “Гусляр”: Праблема выбару асноўнага тэксту // Рэспубл. Купалаўскія чытанні: Матэрыялы навук. канф. 3–6 кастрычніка 1995. – Гродна, 1996. – С. 83–86.




Скачать 261,4 Kb.
оставить комментарий
Дата21.09.2011
Размер261,4 Kb.
ТипДокументы, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Загрузка...
Документы

Рейтинг@Mail.ru
наверх