2. Задача курса Практическое применение новых и полученных ранее знаний и навыков icon

2. Задача курса Практическое применение новых и полученных ранее знаний и навыков


Смотрите также:
Методические рекомендации для выполнения курсовой работы по дисциплине «Экономическая теория»...
Автор программы: Кутлалиев А. Х. Рекомендована секцией умс...
Автор программы: Кутлалиев А. Х. Рекомендована секцией умс...
Автор программы: Кутлалиев А. Х. ( akutlaliev@hse ru ) Рекомендована секцией умс...
Цель Карьера в динамичной развивающейся компании...
Экзаменационные билеты по литературе 9 класс...
Задача дисциплины ознакомление студентов с основными принципами экономической теории...
Методические указания к лабораторным работам по дисциплине "организация баз данных" для...
Учебная программа по дисциплине проектирование телекоммуникационных систем седунов Б. И...
Задание на дом. Формулирование задач выполнения упражнения, сопутствующие комментарии...
Объем куба, параллелепипеда и призмы...
«Сказка ложь. Да в ней намек добрым молодцам урок»...



Загрузка...
скачать
I. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ


1. Цель курса

Ознакомить студента с методологией и методикой самостоятельной научно-исследовательской работы в процессе изучения новых дисциплин источниковедческого цикла и углубленного изучения отдельных разделов лекционного курса «Источниковедение», прослушанного в течение предыдущих семестров,

2. Задача курса

Практическое применение новых и полученных ранее знаний и навыков.

3. Место курса в профессиональной подготовке выпускников

Знания и навыки, приобретенные в процессе семинарских занятий, подготавливают будущего специалиста к ведению самостоятельной научно-исследовательской работы: публикации историко-балетных текстов (мемуаров, писем, официальных документов), написанию статей по истории балета, составлению научной творческой биографии деятеля балетного театра и т. п.

^ 4. Требования к уровню освоения содержания курса

В результате участия в источниковедческом семинаре студент должен

ознакомиться с:

  • основными видами книжных изданий,

  • тем, что входит в понятие «научный аппарат» издания,

  • техникой комментирования историко-балетных текстов,

  • правилами публикации архивных документов и основными проблемами, возникающими перед публикатором и републикатором историко-балетных текстов,

уметь:

  • проводить источниковедческую критику издания,

  • квалифицированно откомментировать историко-балетный текст,

  • прочесть современный и старый (XIX в.) рукописный текст,

  • провести предварительную многостадийную работу по подготовке рукописного текста к публикации.

^ II. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

1. Разделы курса

Источниковедческий семинар состоит из следующих разделов:

Раздел 1. Основы текстологии (часть 1-ая)

Раздел 2. Основы архивоведения

Раздел 3. Основы текстологии (часть 2-ая)

Раздел 4. Комплексное использование полученных знаний и навыков при публикации архивного документа.


^ 2. Темы и краткое содержание


Раздел 1. Основы текстологии (часть 1-ая)


Тема 1. Текст и научный аппарат (теоретическая часть)

  • Вводное занятие: наука текстология и круг вопросов, изучаемых ею

  • Различные типы изданий (прижизненное, академическое, научно-популярное, массовое, документальное)

  • Научный аппарат издания:

  1. Вступительная статья. Основная функция. Два вида вступительных статей (назначение статей, предваряющих сочинение забытого или малоизвестного и общеизвестного деятеля балетного театра). Наиболее распространенные ошибки в подходе к составлению вступительной статьи.

^ Практическое занятие.

Обсуждение вступительных статей к различным изданиям.

  1. Послесловие. Основная функция. Наиболее распространенные ошибки в подходе к составлению послесловия.

^ Практическое занятие.

Обсуждение послесловий к различным изданиям.

  1. Комментарий. Вопросы терминологии. История происхождения комментария. место комментария в различных изданиях (внизу страницы, на полях, в конце каждой главы, в конце всего издания). Задачи комментария. Различные виды комментариев (лингвистический, текстологический, исторический, реальный). Комментарий-сноска и комментарий как «параллельный текст». Стиль «комментаторской прозы». Зависимость комментария от типа издания. Типичные ошибки, допускаемые при составлении комментария.

^ Практическое занятие.

Обсуждение комментариев в различных изданиях

  1. Система указателей в издании. Разновидности указателей (указатели имен, постановок, персонажей, хронологический указатель произведений, иллюстраций, географических названий и т.д.). Виды указателей: глухой и аннотированный.

^ Практическое занятие.

Обсуждение указателей к различным изданиям.

Самостоятельная работа:

Источниковедческая критика издания (по выбору студента) письменно.

^ Практическое занятие. Обсуждение на семинаре письменных работ.

Тема 2. Техника комментирования

Самостоятельная работа Составление комментариев к текстам статей (5–7) балетных критиков ушедших эпох (XIX в.– первой половины XX), извлеченных студентом в процессе просмотра изданий периодической печати (письменно).

^ Практическое занятие. Обсуждение выполненных работ.

Самостоятельная работа: составление полного научного аппарата к изданию или отдельным его главам (письменно).

^ Самостоятельная работа. Взаиморецензирование выполненной самостоятельной работы.


Раздел 2. Основы архивоведения


Тема 3. Краткий обзор фондов, содержащих материалы по истории балетного театра

Краткий обзор фондов, содержащих материалы по истории балетного театра, в некоторых архивах, а также Отделах рукописей библиотек и музеев Петербурга и Москвы.

I. В Петербурге: Российского Государственного Исторического архива, Центрального Государственного исторического архива Санкт-Петербурга, Государственного Исторического архива Санкт-Петербурга, Архива культуры Санкт-Петербурга; Отделов рукописей; Российской Национальной библиотеки, Санкт-Петербургской государственной театральной библиотеки, Санкт-Петербургского музея Музыкального и театрального искусства, Российского института истории искусств, Института русской литературы РАН (Пушкинский дом), Государственного Русского музея, Государственного Эрмитажа, Мемориального музея-квартиры А.А. Блока;

II. В Москве: Российского Государственного архива древних актов, Государственного архива Российской Федерации, Российского Государственного архива литературы и искусства; Отделов рукописей: Российской Государственной библиотеки, Государственного центрального музея театрального искусства им. А.А. Бахрушина, Музея музыкальной культуры им. М.И. Глинки, Государственной Третьяковской галереи, Литературного музея, Музея МХТ

  • Единицы учета архивных фондов. Понятия: «фонд», «опись», «единица хранения», «архивный лист».

Самостоятельная работа.

Знакомство студентов со справочными изданиями, содержащими материалы архивных фондов:

    1. Государственные архивы СССР: Справочник: В 2 ч. – М. 1989.

    2. Архивы России: Москва и Санкт-Петербург: Справочник-обозрение и библиографический указатель. / Сост. П. Кеннеди Грмстед, Л. В. Репуло, И. В. Тункина. – М., 1997.

    3. Личные архивные фонды в государственных хранилищах СССР: Указатель: В 3 т. – М., 1962 - 1980

    4. Путеводители по фондам отдельных архивов

Практические занятия.

Обсуждение того, какие материалы выявлены студентами в процессе просмотра справочных изданий по архивоведению.

самостоятельная работа.

ознакомиться с описями различных архивов.

^ Практические занятия.

На семинарском занятии выясняется, какие документы, связанные с хореографическим искусством, выявили студенты в процессе просмотра описей.


Раздел 3. Основы текстологии (часть 2-ая)


Тема 4. рукопись и ее публикация

  • Проблемы основного текста. Терминология. Последняя авторская воля. Установление основного текста.

  • Проблема кодификации

  • Варианты и транскрипции.

  • Конъектуры.

  • Проблемы орфографии и пунктуации.

  • Проблемы датировки

  • Атрибуция текста.

самостоятельная работа.

  1. Знакомство с публикациями архивных документов в источниковедческих сборниках и альманахах: «Встречи с прошлым», «Лица», «Минувшее», «Russian stadies», «Наше наследие».

  2. Составление небольшой письменной рецензии на выбранную студентом публикацию.

  • Техника публикации архивного документа.

самостоятельная работа.

Выявление документа

Практические занятия.

Прочтение рукописного архивного текста и подготовка его к публикации


^ 4. Комплексное использование полученных знаний и навыков при публикации архивного документа.


Заключительная письменная работа.

Составление научной статьи, в которую включается обнаруженный документ.


^ 3. примерный перечень контрольных вопросов и заданий для

самостоятельной работы


  1. Ознакомиться с различными изданиями и определить, к какому типу они относятся (Например, Фокин М. «Против течения», Бенуа А. «Мои воспоминания», Григорьев С. «Балет Дягилева 1909–1920»)

  2. Ознакомиться со вступительными статьями к различным изданиям и подготовиться к их аналитическому разбору на занятии (например к «Воспоминаниям» М. Кшесинской, сравнить вступительные статьи к двум изданиям сборника работ м. Фокина «Против течения») .

  3. Ознакомиться с послесловиями к различным изданиям и подготовиться к их аналитическому разбору на занятии (например, к книге Н. Тихоновой «Девушке в синем»)

  4. Ознакомиться с комментариями к различным изданиям и подготовиться к их аналитическому разбору на занятии (например, к сборникам «Касьян Голейзовский», «Л. М. Лавровский» и т. д.)

  5. Ознакомиться с указателями к различным изданиям и подготовиться к их аналитическому разбору на занятии.

  6. Ознакомиться с письменной работой другого студента (комментарий к выбранному тексту) и подготовиться к ее аналитическому разбору на занятии.

  7. Ознакомиться с письменной работой другого студента (составление полного научного аппарата к выбранному тексту) и подготовиться к ее аналитическому разбору на занятии.

  8. Просмотреть справочные издания по архивоведению и выявить конкретные материалы, имеющие отношение к балетному театру (например, выяснить из просмотра путеводителей к отдельным архивам, какие личные фонды деятелей балетного театра там упомянуты).

  9. Просмотреть различные издания историко-балетных текстов и выяснить, как решены в них текстологические проблемы (существует ли указание на то, с какого оригинала воспроизводится текст, где он хранится в случае публикации с рукописи, оговаривается ли сокращение текста, обозначены ли купюры, какими принципами кодификации руководствовался публикатор).

  10. Ознакомится с описью фонда какого-либо деятеля музыкального театра или коллекционера (А. К. Глазунова, Б. И. Загурского, А. Н. Бенуа, П. Л. Вакселя и т.д.) и выявить, какие документы, относящиеся к истории балетного театра, в нем содержатся

  11. Ознакомиться последовательно с одной или несколькими публикациями архивных документов в источниковедческих сборниках и альманахах: «Встречи с прошлым», «Лица», «Минувшее», «Russian stadies», «Наше наследие» и подготовится к их аналитическому разбору на занятии.

  12. Выявить а архиве неопубликованный документ и подготовить его к текст к публикации.


^ 4. Примерная тематика рефератов и контрольных письменных работ


  1. Источниковедческая критика издания (по выбору студента).

  2. Составление комментариев к текстам статей (5–7) балетных критиков ушедших эпох (XIX в.– первой половины XX)

  3. Составление полного научного аппарата к изданию или отдельным его главам.

  4. Написание краткой рецензии на работу другого студента (см. вышеприведенный перечень)

  5. Составление небольшой письменной рецензии на выбранную студентом публикацию в одном из источниковедческих сборников (см. вышеприведенный перечень)

  6. Составление научной статьи, в которую включается обнаруженный документ.


^ III. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ ПО ТЕМАМ И ВИДАМ РАБОТ


№ п/п

Наименование тем и

разделов

Всего (часов)

Аудиторные занятия (час.)

Самостоя-

тельная работа

В том числе

Лекции

Семинары

1

2

3

4

5

6




^ Раздел 1. Основы текстологии (часть 1-ая)

70

6

44

20

1

Текст и научный аппарат (теоретическая часть)

36

6

20

10

2

Техника комментирования

34

-

24

10




^ Раздел 2. Основы архивоведения

70

8

42

20

3

Краткий обзор фондов, содержащих материалы по истории балетного театра

70

8

42

20




^ Раздел 3. Основы текстологии (часть 2-ая)

70

8

42

20

4

рукопись и ее публикация

70

8

42

20




^ Раздел 4. Комплексное использование полученных знаний и навыков при публикации архивного документа.

50

-

10

40




Итого

260

160

100


^ IV. Форма итогового контроля


Экзамен.


V. Учебно-методическое обеспечение курса


1. Рекомендуемая литература


  1. Виноградов В.В. Лингвистические основы научной критики текста // Вопросы языкознания. – 1958. – № 2. С. 3-24; № 3. – С. 3-23.

  2. Бухштаб Б.Я. Проблема типологии литературно-художественных изданий // Книга: Исследования и материалы. Вып. XXXii. – М., 1976. – С. 641-716.

  3. Лихачев Д. С. Текстология

  4. Материалы к истории русского театра в государственных архивах СССО: Обзоры документов XVII век - 1917 г. / Редактор-составитель И. Ф. Петровская. – М., 1966.

  5. Методическое пособие по археографии / Под ред. М. С. Селезнева и Е. М. Тальман. – М.: Московский историко-архивный институт, 1958.

  6. Нерешенные вопросы русского правописания. М.: Наука, 1974.

  7. Прохоров Е. И. Текстология (Принципы издания классической литературы). – М.: Высшая школа, 1966.

  8. Петровская И. Ф. Биографика: Введение в биографику. Источники биографической информации о Россиянах 1801 - 1917. – СПб.: Logos, 2003.

  9. Принципы издания эпистолярных текстов / Вопросы текстологии: Выпуск 3. – М.: Наука, 1964

  10. Редактор и книга: Сборник статей: Вып. 3. – М., 1962.

  11. Рейсер С. А. Палеография и текстология нового времени. – М., 1970.

  12. Рейсер С. А. Русская палеография нового времени: Неография. – Л., 1982.

  13. Рейсер С. А. Основы текстологии: Учебное пособие для студентов педагогических институтов: издание 2-е. – Л.: Просвещение, 1978.

  14. Справочники по истории дореволюционной России: библиографический указатель: Издание 2-е / Научное руководство, редакция и вступительная статья проф. П. А. Зайончковского. – М.: Книга, 1978.

  15. Текст и комментарий; Круглый стол к 75-летию Вяч. Вс. Иванова. – М.: Наука, 2006.

  16. Томашевский Б. В. Писатель и книга: Очерки текстологии. – М.: Искусство, 1959.




Скачать 112,75 Kb.
оставить комментарий
Дата21.09.2011
Размер112,75 Kb.
ТипЗадача, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Загрузка...
Документы

наверх