Рабочая программа дисциплина: Литература стран первого изучаемого языка Специальность: 031201. 65 «Теория и методика преподавания иностранных языков и культур»/ 031202. 65 «Перевод и переводоведение» Факультет: гуманитарный icon

Рабочая программа дисциплина: Литература стран первого изучаемого языка Специальность: 031201. 65 «Теория и методика преподавания иностранных языков и культур»/ 031202. 65 «Перевод и переводоведение» Факультет: гуманитарный


Смотрите также:
Рабочая программа дисциплины Теоретическая грамматика первого изучаемого языка для специальности...
Рабочая программа дисциплины сд...
Рабочая программа дисциплины опд. Ф...
Рабочая программа дисциплины «Лексикология первого иностранного языка» для специальностей 031202...
Рабочая программа дисциплины опд. Ф...
Рабочая программа дисциплины опд. Ф. 01. 2 “...
Рабочая программа дисциплины сд...
Рабочая программа дисциплины гсэ. Ф. 06. «Отечественная история» для специальности 031201...
Программа аттестационных испытаний на второй и последующие курсы обучения по специальностям...
Рабочая программа дисциплина История английского языка и введение в спецфилологию Для студентов...
Рабочая программа дисциплины ен. В...
Рабочая программа дисциплины гсэ. Р. 1 «История зарубежной литературы» для специальности 031201...



Загрузка...
скачать

Министерство образования Российской Федерации

Университета Российской академии образования

Челябинский филиал

Кафедра иностранных языков

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ


Декан факультета иностранных языков Директор ЧФ УРАО


_________________ К.С.Цеунов ______________ В.А.Усов




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


Дисциплина: Литература стран первого изучаемого языка

Специальность: 031201.65 «Теория и методика преподавания иностранных языков и культур»/ 031202.65 «Перевод и переводоведение»

Факультет: гуманитарный

Кафедра-разработчик: иностранных языков


Рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании кафедры иностранных языков протокол № 2008 г.


Разработчик программы канд. пед. наук Н.К.Тамбовцева


Зав. кафедрой разработчика канд.пед. наук Н.К.Тамбовцева


Челябинск 2008

1.Введение
Данный курс относится к циклу гуманитарных и социально-экономических дисциплин - дисциплины и курсы по выбору студента. В соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования курс «Литература стран первого изучаемого языка» содержательно дополняет дисциплины, указанные в федеральном компоненте цикла.



^

2. 1. Цели и задачи курса




Курс ставит своей целью ознакомить студентов с историей развития литературы Великобритании и США, с творчеством наиболее значительных английских и американских писателей и поэтов, с основными явлениями английской и американской литературы. Курс предполагает знакомство студентов с биографическими сведениями об авторах, отрывками из произведений, развитие умения работать с литературными источниками, анализировать отрывки из произведений писателей и поэтов, аналитически осмысливать и обобщать литературные статьи и теоретические положения.

Материал курса дает студентам возможность овладеть литературоведческими знаниями для успешного написания рефератов, курсовых и дипломных работ по произведениям английской и американской литературы.


^

2.2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины



В результате изучения курса обучаемые должны

знать:

  • историю развития литературы Великобритании, начиная с Англо-Саксонского периода, и до ХХ века включительно;

  • историю развития литературы США, начиная с эпохи Американского Просвещения, и до ХХ века включительно;

  • имена, биографические сведения, место в литературе наиболее значительных английских и американских писателей и их произведения;

уметь:

  • применять полученные теоретические знания при работе с литературными источниками;

  • анализировать отрывки из произведений английских и американских писателей и поэтов;

  • аналитически осмысливать и обобщать литературные статьи и теоретические положения;

- подбирать, анализировать материал и писать рефераты, курсовые и дипломные работы по произведениям английской и американской литературы.

^ 2.3. Требования к уровню подготовки для освоения дисциплины


Изучение дисциплины базируется на основе преемственности в изучении таких


курсов, как «Практический курс первого иностранного языка», аспект «Домашнее


чтение»; «Практикум по культуре речевого общения первого иностранного языка»,


аспект «Домашнее чтение»; «История зарубежной литературы».


^ 3. Объем дисциплины и виды учебной работы

Таблица № 1


Виды учебной работы

Распределение по семестрам и формам обучения

очная

заочная

Общая трудоёмкость дисциплины

100

100

Аудиторные занятия, в т.ч.

52

24

-лекции

36

16

-практические занятия

16

8

-семинары







-другие виды







Самостоятельная работа, в т.ч.

48

76

-курсовая работа







-реферат







-другие виды самостоятельной работы, к.р.







Вид итогового контроля (зачёт, экзамен)

Зачет(7 семестр)

Экзамен (8 семестр)



Экзамен (6 семестр)



^

4. Содержание курса


Тема 1. Зарождение английской литературы.

Жизнь Бриттонов, англо-саксов, нормандцев. Формирование единой нации на Британских островах. Влияние латинского, немецкого и французского языков на развитие английского языка.

Древняя английская литература. Народно-героический эпос «Беовульф».

^ Джеффри Чоссер – предшественник английского возрождения. Творческий путь Чоссера. Сюжеты и жанр «Кентерберийских рассказов.» Демократизм и новаторство Чоссера. Широкое изображение нравов, создание ярких образов. Юмор. Стилистическое разнообразие. Пэтика. Богатство языка. Роль Чоссера в развитии английской литературы и языка.

Английские и шотландские народные баллады. Баллады о Робин Гуде. Их внтифеодальное содержание. Значение баллад для развития английской литературы.


^ Тема 2. Литература эпохи Возрождения.


Характеристика эпохи Возрождения в Италии в 14 веке.

Характеристика эпохи Возрождения в Англии в 16 веке.

^ Уильям Шекспир – великий английский драматург. Биография.Периодизация творчества.

Первый период творчества Шекспира. Исторические пьесы-хроники. Образы правителей. Тема исторической справедливости, тема развития и роста Англии.Изображение народа. Комедии. Проблематика и сюжеты. Мотивы и образы народных легенд в комедиях. Сказочное начало в комедиях. Реализм комедий. Женские образы, их гуманистическое значение.

Трагедия «Ромео и Джульетта». Художественное содержание. Образы героев. Литературные источники и своеобразие трагедии.

Второй период творчества Шекспира. Социально-политические причины эволюции творчества Шекспира, углубление его трагизма. Характеристика гуманизма второго периода. Трагический оптимизм. «Гамлет». Основные социальные, философские и психологические проблемы трагедии. Сложность образа Гамлета как отражение противоречий эпохи.

Сонеты Шекспира. Их тематика, содержание, образы. Новаторство, стиль, язык.

Третий период творчества Шекспира. Эволюция творческого метода, новые черты в комедиях. Сочетание трагического и комического. «Зимняя сказка», «Буря». Мировое значение творчества Шекспира.


^ Тема 3. Характеристика эпохи английского Просвещения.


Особенности исторического развития Англии 17-18 веков.

Первая буржуазная революция. Политика экспансии. Формирование английского буржуазного строя. Компромисс дворянства и буржуазии. Развитие промышленности, торговли, морские открытия.

Периодизация английского Просвещения. Основные направления в литературе английского Просвещения.

^ Даниэль Дефо. Жизнь и творческий путь. Политическая деятельность. Дефо – публицист. Памфлет «Гимн позорному столбу», сатира «Чистокровный англичанин». Дефо - создатель английского реалистического романа. «Робинзон Крузо» - проблемы простого человека, проблема труда и его значение. Образ Робинзона. Образ Пятницы.

^ Джонатан Свифт. Жизнь и творческий путь. Мировоззрение. Отношение к просветительским идеалам и к развитию науки.

Роман «Путешествие…Лемюэля Гулливера» Эволюция взглядов Свифта. Широта социально-критического и философского содержания романа. Вопросы общественного строя, религии, культуры, нпуки, морали, семьи и воспитания. Образ Гулливера. Образы лилипутов, великанов, йеху и гуингнмов. Стиль: сарказм, пародия, гиперболы, иносказания. Влияние Свифта на английскую и мировую литературу.

Роберт Бернс – великий народный поэт Шотландии и Англии. Бернс и фольклор. Гуманизм, народность. Сатира Бернса. Реализм и лиризм его поэзии. Язык и стиль поэзии Бернса; простота лексики и поэтичность, непосредственность, эмоциональность, песенный характер поэзии.


^ Тема 4. Литература 19 века. Романтизм.


Историческая обстановка в Европе и в Америке. Последствия Французской революции. Народные движения в Англии. Луддизм. Политическая реакция в Англии.

Романтизм, его черты, философские и эстетические принципы.

Революционные романтики – Байрон и Шелли. Философская основа и политическая программа их творчества, связь с демократическим движением. Эстетичесские принципы революционных романтиков.

^ Джордж Гордон Байрон. Жизнь и творческий путь. Участие в революционное и национально-освободительной борьбе. Эволюция мировоззрения. Эстетические принципы. «Паломничество Чайльд-Гаррольда» как лирико-эпическая поэма. Эволюция взглядов поэта. Герой поэмы. Политическая и философская тематика. Лирические отступления. Роль пейзажа в поэме. Романтизм в поэме и элементы реализма. Богатство поэзии и языка. Значение творчества Байрона в развитии английской и мировой литературы.

^ Вальтер Скотт – создатель исторического романа. Романтизм и реализм в романах Скотта. Фольклорные мотивы. Местный колорит. Принципы построения сюжета. Стиль: диалектизмы, архаизмы. Мировое значение исторических романов Скотта.


^ Тема 5. Критический реализм.


Социально-политическая обстановка в Англии и Европе в 30-70 годы 19 века. Борьба в Англии за парламентскую реформу. Чартизм, направления в нем, этапы чартистского движения.

Критический реализм – ведущее литературное направление эпохи. Его основные черты.

^ Чарльз Диккенс. Жизнь и творческий путь. Периодизация творчества. «Посмертные записки Пиквикского клуба». Образ главного героя. Юмор. Комизм ситуаций и сатира в романе. Социально-психологические романы «Приключения Оливера Твиста», «Жизнь и приключения Николоса Никольби». Сюжеты, социальная проблематика, тема воспитания. Положительные и отрицательные образы.

Социальные и нравственные проблемы в романе «Торговый дом Домби и Сын». Образ Поля и проблематика воспитания. Женские образы.

Художественное мастерство Диккенса. Построение сюжета, портрет; контраст, гротеск, гипербола, юмор и сатира, авторский комментарий.

Эмоциональность стиля. Лиризм. Богатство лексики, народность речи.

Значение творчества Диккенса в английской и мировой литературе.

^ Уильям Мейкпис Теккерей. Основные периоды творчества. «Ярмарка тщеславия. Роман без героя» как вершина творчества писателя. Социальный смысл аллегорий, заглавия. Этические и социально-политические проблемы в романе. Богатство и сложность психологических характеристик. Образ Бекки Шарп.


^ Тема 6. Литература конца 19-начала 20 веков.


Становление империализма в Англии. Обострение борьбы двух культур в английской литературе. Основные направления и черты английской литературы этого периода.

Эстетизм как форма проявления декадентства в английской литературе.

^ Оскар Уальд. Эстетические взгляды. Противоречия мировоззрения и творчества. Сочетание декадентских, романтических и реалистических черт в творчестве Уайльда. Проблемы красоты и добра. Социальный критицизм и эстетические моменты в сказках Уайльда. Проблематика и художественное своеобразия пьес. Поиски нравственных ценностей в романе «Портрет Дориана Грея». Основные стилистические приемы: парадокс, афоризм, сравнения, перечисления, синонимы.

^ Джордж Бернард Шоу. Жизнь и творческий путь. Периодизация творчества. Демократические и социалистические симпатии Шоу. Философия и эстетика Шоу.

Проблематика и герои пьесы «Пигмалион». Образ героини. Отношение Шоу к первой мировой войне и правящим классам Англии.

Эстетика Шоу. Отношение к традициям и новаторство. Гротеск, юмор, сатира, ирония. Основные черты стиля и языка: пародоксы, идиоматика, игра слов. Влияние Шоу на английскую и мировую драматургию.


^ Тема 7. Литература 20 столетия.


Первая мировая война.

Политическая, социальная и идеологическая борьба в Англии 20-х и 30-х годов.

Вторая мировая война. Борьба Англии против фашизма вместе с другими народами.

Борьба направлении в английской литературе первой половины 20 века.

^ Джон Голсуорси. Творческий путь. Голсуорси – новеллист, романист, драматург, критик. Вопросы искусства и морали в творчестве автора. Проблема взаимоотношений искусства и собственнического эгоизма. «Сага о Форсайтах». Изображение нравов, быта и кризиса английской аристократии. Политические и социальные проблемы и их решение писателем. Художественная эволюция писателя. Содержание введенного писателем термина «форсайтизм». Образы главных героев, приемы характеристики. Роль среды и воспитания. Изображение природы и городского фона. Авторская и речевая характеристика героев.

^ Ричард Олдингтон. Творческий путь. Олдингтон – реалист. Литература «потеряного поколения». Антивоенная проблематика романа «Смерть героя». Трагедийные и сатирические черты. Художественные достоинства романа. Традиции и новаторство. Стиль Олдингтона: образность, мелодичность.

^ Арчибальд Кронин. Социально-психологические романы «Замок Броуди», «Цитадель». Проблематика, идейно-художественное значение. Социально-политическая обстановка в Англии после разгрома фашизма. Рост демократических и миролюбивых сил в стране. Падение колониальной системы.

Грэм Грин. Творческий путь Тема войны в романе «Тихий американец».

Сомерсет Моэм – драматург и писатель новеллист. Рассказы. «Луна и грош». Тема художника в искусстве.


^ Тема 8. Зарождение американской литературы. Просвещение.


Открытие Америки Кристофером Колумбом. Борьба четырех европейских государств за влияние на американском континенте. Американское просвещение. Бенджамин Франклин. Томас Джефферсон. Томас Пейн – представители просвещения. Война за независимость. Декларация независимости как политический документ и произведение литературы.

^ Тема 9. Американский романтизм.


Американская литература 19 века. Романтизм как реакция на разочарование после окончания Войны за независимость. Периодизация Романтизма.

^ Вашингтон Ирвинг. Творческий путь. Вашингтон Ирвинг – основоположник традиции создания короткой новеллы в американской литературе. Черты просвещения и романтизма в творчестве писателя. Три периода творчества Ирвинга. Юмор и сатира первого периода. Европейский период в творчестве писателя. «Записки путешественника», «Рип Ван Винкл». Основные черты стиля и языка: юмор, ирония, гротеск. Тема американских индейцев в творчестве писателя.

^ Фенимор Куппер. Творческий путь. Серия романов «Кожаный чулок» - жизнеописание жизни американских индейцев. Идеализация примитивного уклада жизни индейцев. Неприятие цивилизации белого человека.

Эдгар По. Жизнь и творческий путь. Поэт, автор романов и рассказов.

^ Генри Лонгфеллоу – апологет идей аболиционизма в американской литературе. Описание жизни американских индейцев как продолжение традиции, начатой В.Ирвингом и Ф. Куппером. «Песнь о Гайавате» - пламенный призыв к индейцам. Перевод произведения на русский язык.


^ Тема 10. Критический реализм.


.Социально-политическая обстановка в стране. Война Севера и Юга. Критический реализм – ведущее направление эпохи. Изображение человека на фоне социальных конфликтов.

Марк Твен. Жизненный и творческий путь Обличительный характер прозы писателя. Коррупция, социальная несправедливость, погоня за наживой в романах М.Твена. Язык: Юмор, сатира, гротеск. «Приключения Тома Сойера». «Приключения Геккельбери Финна». Тема рабства. Вклад М. Твена в американскуюи мировую литературу.


^ Тема 11. Литература на стыке веков (19-20 вв.)


Социально-политическая обстановка. Влияние философских идей Ницше на американских авторов.

О.Генри – мастер короткого рассказа. Жизнеописание Нью-Йорка. Особенности повествования: неожиданный финал, внезапный поворот в фабуле, ирония, юмор. Доброе отношение к «маленькому» человеку.

^ Джек Лондон. Творческий путь. Человек и природа. Автобиографический роман «Мартин Иден». Золотая лихорадка в творчестве Лондона.

Теодор Драйзер. Жизненный и творческий путь. Натуралистический подход. Влияние неосознанных инстинктов на поведение человека. Человек и социум. «Сестра Керри» - вызов обществу. Трилогия «Финансист», «Титан», «Стоик». Власть денег. Морально-нравственные основы бизнеса. «Американская трагедия». Моральная деградация главного героя. Роль общества в трагедии отдельно взятого человека.

Вклад Т. Драйзера в американскую и мировую литературу.


^ Тема 12. Литература 20 века.


Первая мировая война.

Политическая, социальная и идеологическая борьба в Англии 20-х и 30-х годов.

Вторая мировая война. «Потерянное поколение».


^ Скотт Фитцжеральд. Тема денег: духовная пустота, отсутствие человечности, коррупция, потеря идеалов. «Великий Гэтсби». История главного героя. Безнравственность и циничность высшего общества.

^ Эрнест Хемингуэй. Биография и творческий путь. Тема войны. «Прощай, оружие». Пацифизм романа. История любви и душевного взаимопроникновения.

«По ком звонит колокол» - борьба против фашизма. «Старик и море». Стоицизм и мужество. Язык и стиль Хемингуэя. Вклад в американскую и мировую литературу.

Джером Сэлинджер. Биография и творческий путь. «Над пропастью во ржи».Тема одиночества, «непохожести». Образ главного героя. Язык романа. Сленг.


^ 5. Тематический план .


темы

Название темы

Лекции

Семинарские занятия

Самостоят. работа







36

16

48




^ Английская литература










1.

Зарождение

английской литературы.


2




4

2.

Литература

эпохи Возрождения.


4

2

4

3.

Характеристика

эпохи

английского

Просвещения.


2

2

4

4.

Литература

19века. Романтизм.


4

2

4

5.

Критический реализм.



2

2

4

6.

Литература конца

19-начала 20 веков.

4

2

4

7.

Литература 20 столетия.



2




4




^ Американская литература










8.

Зарождение

американской

литературы.

Просвещение.

2




4

9.

Американский

романтизм.



4

2

4

10.

Критический реализм.


4




4

11.

Литература на стыке

веков (19-20 вв.)



4

2

4

12.

Литература 20 века.


2

2

4



^ 6. Основная литература


  1. Литература Великобритании и США: программа курса/сост. Гиленсон БА, М.: УРАО, 2005.

  2. Тамбовцева Н. К.Литература стран изучаемого языка: рабочая программа курса/ Тамбовцева Н. А.- Челябинск, 2008.*

  3. Тамбовцева Н. К. Литература стран изучаемого языка: учеб.- метод. комплекс./Н. К. Тамбовцева- Челябинск: УРАО, 2008*

  4. Английская и американская литература. Составитель Утевская М.Н. – Издательство «Учебная литература», 2005

  5. Пособие по английской и американской литературе. Составитель Зубанова О.В. Издание 6-е.- Издательство «Менеджер», 2003



  1. Дополнительная литература




  1. Macmillan Literature Guide. Student’s Book– Издательство Macmillan, 2004

  2. Аникин Г.В., Михальская Н.П. История английской литературы. М., «Высшая школа», 1975

  3. M. Hecker, T. Volosova, A. Doroshevich. English Literature. M., «Просвещение», 1975

  4. Коровин Е.А. English and American Literature. АСП «Зебра», 1992

  5. Шекспировские чтения под ред. Аникста А.А., Изд-во «Наука», 1977

  6. English Reader. М., «Просвещение», 1977

  7. K.V. Veselukhina, L.I. Kovaleva. Extra-Curriculum Work. Ленинград, «Просвещение», Ленинградское отделение, 1978



^ 8. Компьютерные программы и видео кассеты и диски


  1. Английская и американская литература (электронный ресурс).-М.: Директ Медиа Паблишинг, 2003*

  2. Видеофильм «Ромео и Джульетта»

  3. Видеофильм «Пигмалион»

  4. Видеофильм «Идеальный муж»

  5. Видеофильм «Оливер Твист»


^ 9. Вопросы к экзамену


  1. Рассвет английской литературы. «Беовульф».

  2. Дж. Чоссер – родоначальник английской литературы.

  3. Шекспир. Гуманистические идеи в трагедиях Шекспира.

  4. Сонеты Шекспира. Образ женщины.

  5. Проблематика исторических хроник Шекспира и их актуальность.

  6. Эпоха просвещения. Два литературных направления. Д.Дефо.

  7. Эпоха просвещения. Два литературных направления. Дж. Свифт.

  8. Р.Бернс. Лирика, эпиграммы.

  9. Революционный романтизм. Активный борец и пассивный наблюдатель.

  10. Критический реализм. Ч.Диккенс.

  11. Критический реализм. У.Теккерей.

  12. Место ребенка в романах Диккенса.

  13. Б. Шоу. «Пигмалион».

  14. Декадентство. О. Уайльд. Эстетические взгляды.

  15. Дж. Голсуорси «Сага о Форсайтах».

  16. Военная проблематика в произведениях английских писателей 20 века.

  17. Сомерсет Моэм. Драматург и писатель-новеллист.

  18. Эпоха просвещения в американской литературе.

  19. Американский романтизм. Периодизация.

  20. Американский романтизм. Творчество Ф. Куппера.

  21. Г. Лонгфеллоу. «Песнь о Гайаватте».

  22. Критический реализм. Марк Твен.

  23. О. Генри. Особенности повествования. Язык.

  24. Т. Драйзер. Человек и социум.

  25. Писатели «Потерянного поколения». Э. Хемингуэй.

  26. Э. Хемингуэй. Тема пацифизма в романе «Прощай, оружие»

  27. Дж. Сэлинджер «Над пропастью во ржи». Тема одиночества. Язык романа.










Скачать 171,89 Kb.
оставить комментарий
Дата21.09.2011
Размер171,89 Kb.
ТипРабочая программа, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

отлично
  1
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Загрузка...
Документы

Рейтинг@Mail.ru
наверх