Формирование познавательной активности младших школьников на уроках музыки средствами компьютерных технологий 13. 00. 01 общая педагогика, история педагогики и образования icon

Формирование познавательной активности младших школьников на уроках музыки средствами компьютерных технологий 13. 00. 01 общая педагогика, история педагогики и образования


Смотрите также:
Развитие математических компетенций средствами компьютерных технологий в обучении будущих...
Развитие метапредметных компетенций у младших школьников посредством интерактивных технологий 13...
Духовно-нравственное воспитание младших школьников средствами русского языка как учебного...
Формирование у младших школьников ценностной ориентации на здоровый образ жизни 13. 00...
Нравственное воспитание младших подростков в поликультурной среде 13. 00. 01 общая педагогика...
Формирование доверительных отношений педагога и младших школьников в учреждении дополнительного...
Развитие экологической культуры младших школьников в условиях дополнительного образования 13. 00...
Формирование вокально-исполнительской культуры будущего учителя музыки на основе татарских...
Становление рефлексивной компетентности студентов педагогического колледжа средствами...
Активизация экономического образования младших школьников на сюжетно-ситуативной основе 13. 00...
Педагогические условия формирования социальных умений дошкольника средствами этикета 13. 00...
Художественное творчество как средство формирования саморегуляции у младших школьников 13. 00...



Загрузка...
скачать


`

На правах рукописи


ЮЛАНОВА Дилара Марсовна


ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ

МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МУЗЫКИ

СРЕДСТВАМИ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ


13.00.01 – общая педагогика, история педагогики и образования


Автореферат диссертации на соискание ученой степени

кандидата педагогических наук


Уфа – 2010

Работа выполнена в Государственном образовательном учреждении

высшего профессионального образования «Башкирский государственный педагогический университет им. М.Акмуллы»


Научный руководитель: доктор педагогических наук, доцент

^ Кашапова Ляля Мухаметдиновна


Официальные оппоненты: доктор педагогических наук, профессор

Валерий Эммануилович Штейнберг


кандидат педагогических наук, доцент

^ Сиразетдинова Римма Фаатовна


Ведущая организация: ГОУ ВПО «Уральский

государственный педагогический

университет»


Защита состоится «15» декабря 2010 года в 10.00 часов на заседании диссертационного совета Д 212.012.01 при Башкирском государственном педагогическом университете им. М.Акмуллы по адресу: 450000, г. Уфа, ул. Октябрьской революции, 3а.


С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ГОУ ВПО «Башкирский государственный педагогический университет им. М.Акмуллы».


Автореферат диссертации размещен на официальном сайте Башкирского государственного педагогического университета им. М.Акмуллы» htpp://www.bspu.ru.


Автореферат разослан «15» ноября 2010 г.



Ученый секретарь

диссертационного совета,

доктор педагогических наук,

профессор

Г.И.Гайсина
^


ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ



Актуальность исследования. Быстрый количественный и качественный рост информационно-технологического пространства затронул все сферы человеческой деятельности и коренным образом изменил представление о ресурсном обеспечении общеобразовательной школы, проявляющегося в сопровождении и внедрении в учебный процесс инновационных технологий. Эти изменения коснулись всех предметов общеобразовательной школы и потребовали разработки новой модели образования с использованием компьютерных технологий, которые, в свою очередь, могут повлиять на процесс формирования познавательной активности учащихся.

В Концепции модернизации российского образования отмечается, что на современном этапе развития, который определяется задачами построения демократического и правового государства, Россия не должна отставать от других стран и мировых тенденций экономического и общественного развития. Соответственно, в исследовании явились важными нормативные документы в области образования, акцентирующие внимание на обеспечение развития личности в инновационных условиях обучения и воспитания: Закон РФ и РБ «Об образовании», Национальная доктрина образования в Российской Федерации, Концепция федеральной целевой программы «Развитие информатизации в России на период до 2020 года», проект Концепции образовательной области «Искусство», Государственные образовательные стандарты общего и профессионального образования нового поколения.

Актуальность данной работы определяется формированием информационного общества, напрямую связанного с проникновением компьютерных технологий во все области человеческой деятельности на рубеже XX – XXI вв., в том числе затронувшего и систему общего музыкального образования. Однако следует заметить, что в настоящее время во многих общеобразовательных школах на уроках музыки сложилась ситуация, при которой познавательная активность школьников снижается не только по причине недостаточно высокой квалификации учителей музыки, но и по причине необходимости применения новых подходов, форм и методов обучения музыке. Названные причины стали основанием для поиска эффективных мер, связанных с обеспечением системы общего музыкального образования методологией и практикой оптимального использования компьютерных технологий. К ним мы относим, разработку учебных программ, методических рекомендаций и методик использования компьютерных технологий на уроках музыки, совершенствование материально-технического оснащения образовательного процесса, изменение уровня готовности учителей музыки к использованию компьютерных технологий в урочной музыкальной деятельности школьников. Все перечисленные меры на сегодня являются открытыми и актуальными.

В настоящее время в науке накоплен определенный фонд знаний, необходимый для постановки и решения изучаемой проблемы. Научный интерес для нашей работы представили ведущие идеи в философии, педагогике и психологии по вопросам информатизации общества и компьютеризации образования, инновационные педагогические теории и технологии обучения, исследования по активизации познавательной деятельности школьников. Существенное значение для нас имеют исследования в следующих направлениях:

  • философские идеи о компьютеризации, информатизации общества и взаимодействия человека и компьютера (Р.Ф.Абдеев, Г.Л.Бузук, В.А.Героименко, Б.С.Гершунский, А.И.Ракитов, В.П.Рачков и др.);

  • развитие личности в музыкальной психологии (Л.Л.Бочкарев, В.И.Петрушин, Б.М.Теплов, Г.М.Цыпина и др.);

  • психологические аспекты использования компьютерных технологий в музыкальном образовании (В.В.Мазепус, В.М.Цеханский);

  • общая педагогика, инновационные педагогические теории и технологии (В.Л.Бенин, А.С.Гаязов, Л.П.Крившенко, И.П.Подласый, В.А.Сластенин и др.);

  • реализация инновационных методов и форм обучения в активизации познавательной деятельности (Ю.К.Бабанский, Л.В.Занков, П.И.Пидкасистый, А.З.Рахимов, К.З.Талызина, В.Э.Штейнберг и др.);

  • применение информационно-компьютерных технологий в образовательном процессе (В.П.Беспалько, И.Г.Захарова, В.Л.Латышев, Е.И.Машбиц, В.М.Монахов и др.);

  • автоматизированные системы обучения на базе компьютерной и аудиовизуальной техники (Б.И.Андреев, Н.Г.Дьяченко, Т.А.Ильина, Г.М.Коджаспирова, А.В.Смирнов);

  • методология музыкального обучения и разработка проблем музыкального образования и воспитания школьников (Э.Б.Абдуллин, Ю.Б.Алиев, О.А.Апраксина, Л.Г.Дмитриева, Д.Б.Кабалевский, Г.П.Сергеева, Н.М.Черноиваненко, Л.В.Школяр и др.);

  • использование музыкально-компьютерных технологий за рубежом (А.Бентин, П.Горгес, А.Мерк, В.Роллин);

  • компьютеризация музыкального образования (В.В.Медушевский, А.А.Подражанская, С.П.Полозов);

  • разработка музыкального аппаратного и программного обеспечения (С.В.Пучков, А.А.Устинов, С.А.Чельдиев);

  • формирование и развитие электронного музыкального творчества в системе общего музыкального образования (И.Р.Айдарова, А.О.Бороздин, А.Е.Гимро, Н.Г.Глаголева, И.М.Красильников и др.).

О возросшем интересе к проблеме формирования и развития познавательной активности школьников в образовательном процессе свидетельствует значительное число кандидатских диссертаций таких исследователей, как П.В.Борисова, Р.П.Воронова, Е.В.Краснова, Е.С.Красножонова. Для нас оказались важными также аспекты развития личности средствами компьютерных технологий в образовании (Н.Г.Дьяченко, Н.А.Лепская, В.В.Моторин, О.Н.Плаксеева, А.С.Приселков, Л.О.Рупакова, О.В.Шелехова, В.В.Угольков).

Модернизация музыкального образования, повышение его качества, разработка и внедрение инновационных подходов и перспективных методов в практику обучения – задачи, стоящие перед каждой общеобразовательной школой. Предположение о том, что использование компьютерных технологий на уроках музыки в общеобразовательной школе является эффективным средством формирования познавательной активности младших школьников, стало основным в данной работе и определило актуальность темы исследования. Однако отмеченное позволяет утверждать, что накопленный в педагогике и в системе музыкального образования теоретический и практический материал недостаточен для разрешения следующих противоречий:

  • между ускоряющимся процессом информатизации общества, постоянно увеличивающимся потоком новых знаний в системе музыкального образования и недостаточно продуктивным применением компьютерных технологий в сферах познавательной деятельности школьников;

  • между высокой потребностью общества в личностях, способных осуществлять активную познавательную деятельность с применением синтеза компьютерных технологий и музыкального искусства, и недостаточной музыкально-компьютерной грамотностью современных учителей музыки в реализации данного процесса в системе школьного образования;

  • между необходимостью внедрения компьютерных технологий в процесс формирования познавательной активности младших школьников на уроках музыки и отсутствием учебно-методического сопровождения данного процесса.

Данные противоречия порождают проблему исследования, которая заключается в необходимости выявления теоретических основ, экспериментальной проверке педагогических условий и разработке структурно-функциональной модели формирования познавательной активности младших школьников на уроках музыки средствами компьютерных технологий. Актуальность проблемы, с одной стороны, и ее недостаточная разработанность в системе музыкального образования школьников - с другой, определили выбор темы исследования: «Формирование познавательной активности младших школьников на уроках музыки средствами компьютерных технологий».

^ Цель исследования - разработка, теоретическое обоснование и опытно-экспериментальная проверка педагогических условий, обеспечивающих успешность формирования познавательной активности младших школьников на уроках музыки средствами компьютерных технологий.

^ Объект исследования – система музыкального образования учащихся начальной школы с использованием современных информационных технологий.

Предмет исследования – процесс формирования познавательной активности младших школьников на уроках музыки с использованием компьютерных технологий.

^ Гипотеза исследования: Формирование познавательной активности младших школьников на уроках музыки средствами компьютерных технологий будет успешным, если:

  • разработать структурно-функциональную модель формирования познавательной активности младших школьников на уроках музыки средствами компьютерных технологий на основе личностно-ориентированного и деятельностного подходов;

  • реализовать комплекс педагогических условий, включающий:

    1. оптимальное сочетание традиционных форм и методов обучения музыке с игровыми, познавательными и выразительными возможностями компьютерных технологий как способа повышения познавательной активности младших школьников;

    2. учебно-методическое сопровождение уроков музыки в начальной школе с использованием компьютерных технологий, разработанное на основе учета возрастных и индивидуальных особенностей младших школьников;

    3. определение этапов формирования познавательной активности и разработка комплекса диагностических процедур, позволяющих проводить мониторинг процесса обучения младших школьников музыке средствами компьютерных технологий.

Цель и заявленная гипотеза диссертационного исследования определили необходимость решения следующих задач:

  • уточнить сущность понятий «познавательная активность младших школьников», «музыкально-компьютерная грамотность младших школьников», «компьютерные технологии в музыкальном образовании» в контексте исследуемой темы;

  • разработать и экспериментально проверить эффективность структурно-функциональной модели и педагогических условий формирования познавательной активности младших школьников на уроках музыки средствами компьютерных технологий;

  • уточнить и дополнить критериально-уровневые характеристики и показатели, а также диагностический инструментарий для осуществления мониторинга процесса формирования познавательной активности учащихся начальной школы средствами музыкального искусства и компьютерных технологий;

  • разработать учебно-методические материалы с использованием компьютерных технологий, обеспечивающие познавательно-творческое и личностное развитие младших школьников.

^ Теоретико-методологической основой исследования являются философские идеи о компьютеризации образования (В.А.Героименко, Б.С.Гершунский, А.И.Ракитов, В.П.Рачков); теории целостного педагогического процесса (И.Ф.Исаев, Л.П.Крившенко, Б.Т.Лихачев, П.И.Пидкасистый, В.А.Сластенин, И.Ф.Харламов); теоретико-практические исследования по информатизации и компьютеризации образования (М.В.Кларин, В.Л.Латышев, Е.И.Машбиц, В.Б.Попов и др.); психолого-педагогические теории компьютеризации системы музыкального образования (И.Р.Айдарова, А.О.Бороздин, П.Л.Живакин, И.М.Красильников, С.П.Полозов и др.); теоретические обоснования выбора педагогических технологий в системе образования (В.П.Беспалько, В.В.Гузеев, В.С.Кукушин, М.И.Махмутов, Е.С.Полат, Г.К.Селевко, Н.С.Сытина, В.Э.Штейнберг и др.); теории деятельностного развития личности (К.А.Абульханова-Славская, Л.С.Выготский, В.В.Давыдов, Л.В.Занков, А.Н.Леонтьев, В.Н.Мясищев, С.Л.Рубинштейн); дидактические разработки по формированию познавательной активности личности (Л.П.Аристова, Ю.К.Бабанский, Б.П.Есипов, И.Я.Лернер, А.З.Рахимов, К.3.Талызина, Т.И.Шамова, Г.И.Щукина, B.C.Юркевич).

Для решения поставленных задач и проверки исходных положений применялись следующие методы исследования: теоретические (индукция и дедукция, анализ и синтез, сравнение и обобщение философской, психолого-педагогической, музыкально-педагогической литературы, диссертационных исследований, периодических научных изданий, нормативных документов, учебных планов и программ по предмету «Музыка»; моделирование процесса обучения музыке младших школьников с использованием компьютерных технологий); эмпирические (методы сбора и накопления данных – непрерывное, невключенное, прямое и косвенное наблюдение, беседа, анкетирование, тестирование; методы контроля и измерения – срезы, тесты; методы обработки данных – графические и табличные, математические и статистические по критерию G и критерию Колмогорова-Смирнова λ; методы внедрения результатов исследования в педагогическую практику – проектирование педагогического эксперимента и прогнозирование результатов исследования).

Исследование проходило поэтапно с 2004 по 2010 гг.

^ Первый этап - организационно-подготовительный (2004-2006 гг.) – анализ философской, психолого-педагогической и методической литературы по исследуемой проблеме; ретроспективный анализ педагогической практики; выявление проблемного поля и разработка категориального аппарата исследования; отбор методик диагностических измерений и разработка на их основе критериев и уровней сформированности познавательной активности младших школьников на уроках музыки средствами компьютерных технологий; проведение пилотажного исследования с учащимися контрольных и экспериментальных классов школ и гимназий Республики Башкортостан, студентами музыкального отделения БГПУ им. М.Акмуллы.

^ Второй этап – формирующий (2006-2009 гг.) – разработка структурно-функциональной модели формирования познавательной активности младших школьников на уроках музыки средствами компьютерных технологий; выявление и обоснование педагогических условий её эффективной реализации; разработка и внедрение учебно-методического обеспечения (разработка программы, рекомендаций, электронного ресурса); апробация гипотезы исследования.

^ Третий этап – аналитико-завершающий (2009-2010 гг.) – обработка и анализ результатов исследования с использованием методов систематизации и обобщения полученных результатов; качественный и количественный анализ, статистическая и математическая обработка данных эксперимента; формулирование выводов и литературное оформление исследовательской работы в виде диссертации.

^ Опытно-экспериментальную базу исследования составили: МОУ СОШ № 26, МОУ гимназия №47 им. А.Гайдара и МОУ СОШ №70 (г. Уфа), МОУ гимназия №2, СОШ № 9, №12 (г. Сибай), МОУ «Гимназия № 1» (г. Стерлитамак), музыкальное отделение Института педагогики ГОУ ВПО «Башкирский государственный педагогический университет им. М.Акмуллы».

^ Научная новизна исследования заключается в следующем:

  • теоретически обосновано и экспериментально доказано эффективное влияние компьютерных технологий как уникального инструмента освоения музыки в процессе активной познавательной деятельности младших школьников с применением слуховых и визуальных анализаторов;

  • разработана структурно-функциональная модель формирования познавательной активности младших школьников на уроках музыки средствами компьютерных технологий в общеобразовательной школе, способствующая постижению музыкального искусства через различные виды восприятия: телевизионное, анимационное, графическое, звуковое и коммуникационное;

  • выявлен и обоснован комплекс педагогических условий формирования познавательной активности младших школьников средствами компьютерных технологий на уроках музыки, включающий в качестве дидактического средства учебно-методический комплекс «Музыка и компьютерные технологии в начальной школе», обеспечивающий стимулирование и мотивацию учащихся к музыкально-творческой деятельности;

  • уточнен и дополнен критериально-уровневый оценочный аппарат (личностно-качественный, познавательный, эмоционально-волевой, музыкально-деятельностный; репродуктивный, репродуктивно-поисковый, эвристический, творческий), а также диагностический инструментарий, позволяющий распознать, объяснить сформированность познавательной активности младших школьников в урочной музыкальной деятельности с использованием компьютерных технологий.

^ Теоретическая значимость состоит в следующем:

  • уточнена сущность понятий «познавательная активность младших школьников», «музыкально-компьютерная грамотность младших школьников», «компьютерные технологии в музыкальном образовании», раскрывающие суть процесса активизации познавательной деятельности учащихся начальной школы через творческое освоение музыки с применением информационно-коммуникационных технологий (синтезатор, интерактивная доска, мультимедиа, Интернет и др.);

  • теоретически обосновано применение структурно-функциональной модели формирования познавательной активности младших школьников на уроках музыки средствами компьютерных технологий в практике современной общеобразовательной школы как пути и способов достижения социально желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития учащихся в соответствии с требованиями ГОСТ второго поколения, инновационной экономики и информационного общества.


^ Практическая значимость исследования состоит в следующем:

  • разработан и экспериментально проверен учебно-методический комплекс «Музыка и компьютерные технологии в начальной школе» по формированию познавательной активности младших школьников (программа по музыке для 1-4 классов, электронный ресурс и методические рекомендации для учителей музыки);

    • предложен диагностический инструментарий (письменный опрос, творческие задания, анкеты и др.) на выявление уровня сформированности познавательной активности младших школьников на уроках музыки с использованием компьютерных технологий.

^ На защиту выносятся следующие положения:

      1. Эффективность освоения основной музыкально-образовательной программы в начальной школе с использованием компьютерных технологий создает основу для формирования познавательной активности младших школьников с учетом их индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей. Решающая роль при этом отводится содержанию образования, способам организации деятельности и взаимодействию субъектов учебно-воспитательного процесса в достижении личностного, социального и познавательного развития. Познавательная активность учащихся, формируемая в процессе развития способностей к художественно-образному, эмоционально-ценностному восприятию произведений музыкального искусства с использованием компьютерных технологий, выражается в творческих работах как активном отношении к окружающему миру, в познавательных интересах, мотивах и др. Соответственно, понятие «познавательная активность младших школьников» в рамках исследования характеризуется как особое когнитивно-творческое состояние учащихся, связанное с потребностью в освоении музыкального искусства средствами компьютерных технологий и направленное на эмоционально-ценностное отношение к знаниям о нём, проявляющееся в различных видах музыкальной деятельности. Понятие «музыкально-компьютерная грамотность младших школьников» рассматривается как сформированность первичных теоретических знаний о музыке и компьютерных технологиях, владение навыками и умениями использования музыкальных и компьютерных средств при достижении познавательной цели в процессе художественно-творческой деятельности; «компьютерные технологии в музыкальном образовании» - использование в педагогической практике вычислительной техники и связанных с ней информационных технологий, предоставление необходимой текстовой, звуковой, наглядной информации, дополняющей содержание музыкального образования в начальной школе, как средств управления процессом формирования познавательной активностью младших школьников.

      2. Повышение результативности общего музыкального образования младших школьников достигается посредством внедрения в учебный процесс структурно-функциональной модели формирования их познавательной активности на уроках музыки средствами компьютерных технологий, которая включает в себя: целевой блок, где определены цель, задачи, методологические подходы; содержательно-процессуальный блок – учебно-методический комплекс «Музыка и компьютерные технологии в начальной школе» (авторская программа по музыке для 1-4 классов, методические рекомендации, электронный ресурс), система организационных форм и методов с использованием компьютерных технологий; результативно-оценочный блок, в котором определены уровни (творческий, эвристический, поисково-репродуктивный, репродуктивный), критерии (личностно-качественный, познавательный, эмоционально-волевой, музыкально-деятельностный), показатели познавательной активности младших школьников и результат (сформированность познавательной активности младших школьников на уроках музыки средствами компьютерных технологий).

      3. Комплекс педагогических условий формирования познавательной активности младших школьников на уроках музыки средствами компьютерных технологий, включающий: а) оптимальное сочетание традиционных форм и методов обучения музыке с игровыми, познавательными и выразительными возможностями компьютерных технологий; б) учебно-методическое сопровождение уроков музыки в начальной школе с использованием компьютерных технологий, разработанных на основе учета возрастных и индивидуальных особенностей младших школьников; в) определение этапов формирования познавательной активности и разработка комплекса диагностических процедур, позволяющих проводить мониторинг процесса обучения младших школьников музыке средствами компьютерных технологий.

^ Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечиваются исходными методологическими и теоретическими позициями; опытно-экспериментальной проверкой структурно-функциональной модели и педагогических условий ее реализации; использованием комплекса методов теоретического и экспериментального исследования, длительностью проведенной экспериментальной работы; воспроизводимостью результатов исследования и репрезентативностью полученных данных; использованием методов математической статистики при обработке результатов исследования.

^ Личное участие диссертанта во внедрении результатов исследования осуществлялось в преподавательской, научно-методической и учебно-организационной деятельности на базе экспериментальных площадок, в качестве педагога-музыканта-исследователя и консультанта во время педагогической практики студентов, проверяющих эффективность учебно-методического комплекса по формированию познавательной активности младших школьников на уроках музыки средствами компьютерных технологий.

^ Апробация и внедрение результатов основных положений исследования осуществлялись на научно-практических конференциях: международных - «Гуманистическое наследие просветителей в культуре и образовании» (Уфа, 2008, 2009); всероссийских - «Образование на рубеже веков» (Уфа, 2007), «Башкортостан и Россия в социальных, политических и этнокультурных процессах» (Стерлитамак, 2007), «Научное педагогическое наследие А.П.Беляевой в системе профессионального инженерно-педагогического образования в России» (Нижний Новгород, 2008), «Мультикультурная современность: Урал – Россия – Мир» (Екатеринбург, 2009), «Культурное наследие и перспективы социокультурного развития России: культура повседневности» (Екатеринбург, 2010), «Традиции и инновации в образовании» (Новосибирск, 2010); региональной - «Развитие детской одаренности в гимназическом образовании» (Екатеринбург, 2009); межвузовском научно-практическом семинаре «Зачем культура современному инженеру?» (Екатеринбург, 2009); на страницах научных журналов «Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена» (Санкт-Петербург, 2009), «Культура и образование» (Уфа, 2010), «Вестник БГПУ им. М.Акмуллы» (Уфа, 2010), «Научные проблемы гуманитарных исследований» (Пятигорск, 2010).

Основные положения и результаты исследования обсуждались на заседаниях кафедр педагогики и культурологии Башкирского государственного педагогического университета им. М.Акмуллы.

Результаты исследования отражены в 14 публикациях.

^ Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы (316 наименований), 6 приложений. Текст диссертации содержит 17 таблиц, 9 рисунков. Общий объем работы – 213 страниц.


^ ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ


Во введении обосновывается актуальность и раскрывается степень научной разработанности проблемы, определяются цель, объект и предмет, сформулирована гипотеза и задачи исследования, раскрываются теоретико-методологические основы, определены этапы и конкретизированы методы исследования, представлена научная новизна, теоретическая и практическая значимость исследования, формулируются положения, выносимые на защиту, а также сведения об апробации работы и внедрении результатов исследования.

В первой главе - «Теория и практика формирования познавательной активности школьников на уроках музыки средствами компьютерных технологий» - дается анализ современного состояния исследуемой проблемы, раскрывается ее роль в педагогической теории и практике; уточняются понятия «техника», «технология», «педагогические технологии», «компьютерные технологии» в исследованиях различных авторов; обозначены основные проблемы формирования познавательной активности младших школьников; теоретически обосновывается построение структурно-функциональной модели формирования познавательной активности школьников на уроках музыки средствами компьютерных технологий.

Значительные технологические и социальные изменения последних десятилетий - конец XX начала XXI веков - повлияли на динамику процессов глобализации и информатизации. Исходя из этого, неотъемлемой частью динамических процессов, происходящих в современном обществе, стал технологический подход, детерминирующий его развитие, внедрение научных достижений в социальные процессы, в том числе, в образование и культуру. Новый социокультурный контекст обусловил в педагогической науке разработку проблем, касающихся технологической стороны учебно-воспитательного процесса, поиска эффективных методов, форм, средств и приемов обучения, вызвав к жизни новое направление в организации обучения и воспитания – технологии.

В свою очередь, на различных этапах истории понятие «техника» как комплекс средств рассматривалось философией в качестве доказательства превосходства человека над природой. Принято различать два значения понятия «техника». Если в первом случае оно обозначает определенные навыки, мастерство или степень искусности, проявляющиеся в той или иной деятельности, то во втором – инструменты и механизмы. Важно подчеркнуть, что в базисном контексте использования компьютерных и педагогических технологий в процессе успешного вхождения ребёнка в мир музыкального искусства для нашего исследования, безусловно, ценна значимость первого подхода.

Однако в отличие от техники научная категория «технология» (techne – искусство, мастерство и logos – учение) обозначает совокупность средств, процессов, операций, методов, с помощью которых она осуществляется. Технологические операции, последовательно направленные на создание заданного объекта, основанные на естественных процессах и человеческой деятельности, являются важнейшим компонентом технологии. На себя обращает внимание тот факт, что музыка, являясь сложным видом искусства, требует логической организации процесса постижения её специфики и понятий.

Исходя из вышесказанного, можно отметить, что трехвековой путь привел понятие «технология» от сферы производства до качественно нового его понимания в сфере образования. Понятие «технология» прочно вошло в тезаурус современной педагогической науки с середины 50-х годов XX века, так как его значение не противоречило задачам: описанию, объяснению, прогнозированию, проектированию образовательного процесса.

Более того, преимущество технологии заключается в четком определении конечной цели, разработке объективных методов контроля ее достижений. В педагогической литературе при рассмотрении содержательного аспекта технологии выделяют различные области: технология обучения, воспитательная технология, технология воспитания, технология преподавания, образовательная технология, педагогическая технология. На первый взгляд, все перечисленные технологии не отличаются друг от друга, однако, их содержание определяет различные грани.

В педагогике существуют два направления исследований, связанных с развитием педагогических технологий в образовательной практике. В частности, одно из них – использование ТСО, где педагогическая технология ассоциируется с методикой их применения. Заметим, что в этом смысле оно до сих пор используется во многих зарубежных и отечественных публикациях. Второе направление – особый «технологический» подход к построению обучения, так как педагогическая технология состоит из предписаний способов деятельности, условий, в которых эта деятельность должна воплощаться, и средств осуществления этой деятельности. Для нашего исследования значимо именно второе направление, так как оно включает весь спектр проблем организации учебного процесса познания музыкального искусства с использованием компьютерных технологий. Следовательно, в совокупности технология понимается как деятельность, направленная на проектирование эффективных способов использования компьютерной техники в процессе постижения искусства, а также методов, форм, приемов их внедрения в системе основного и дополнительного образования школьников.

Безусловно, одной из новаторских идей выступает идея компьютеризации уроков музыки, то есть использование компьютерных технологий в системе общего музыкального образования школьников. Сегодня невозможно стоять на позиции, основанной на представлении о том, что их форма и содержание должны быть традиционными, надеясь лишь на выразительные возможности музыкального искусства. Иначе это приведет ко все большему отставанию музыкального образования от потребностей современного российского общества.

Анализ проведенной нами педагогической практики показал, что начиная с младшего школьного возраста, учащиеся с легкостью справляются со многими сложными функциями компьютерных технологий. Дети, следящие за музыкой как за процессом, не теряют из виду (из «слуха») соотношение отдельных интонаций, тем, мотивов и проявляют повышенный интерес к процессу познания музыкального искусства. При этом главным помощником становится компьютер, с помощью которого можно выделять основные темы при каждом их появлении (например, если они контрастны - то разными цветами). Возможен показ партитуры и совместное слежение с детьми по нотам за развитием музыки. Все это ведет к слиянию ребенка с музыкальным искусством.

Теоретические основы классификации педагогических технологий представлены Б.Блумом, Д.Брунером, Г.Гейном, В.В.Гузеевым, В.Г.Гульчевской, Т.М.Давыденко, Дж.Кэрроллом, Г.К.Селевко, Л.Г.Семушиной, С.А.Смирновым, В.Т.Фоменко и другими. Однако наибольший интерес для нас представляет психолого-педагогическое обоснование дидактической значимости педагогических технологий Г.К.Селевко, который обозначил их структуру, основные качества и классифицикацию по уровню и характеру применения, философской основе, основному методологическому подходу, ведущему фактору развития, организационным формам и другим, а также по преобладающим методам и способам, где обозначаются компьютерные технологии. На сегодняшний день нет единого понимания и оценки технологизации современного образования и определения понятий «педагогическая технология». Многие исследователи учебного процесса в научных трудах и в практической деятельности утверждают, что с педагогической технологией в обучении связано решение многих актуальных проблем образования. При этом доминирующей проблемой в организации процесса обучения музыке в школе выступает необходимость внедрения в педагогическую практику личностно-ориентированного и деятельностного подходов, позволяющих реализовать в процессе обучения средствами искусства познавательную активность учащегося на основе применения возможностей информационных технологий. Поэтому, по нашему мнению, «подача» информации о музыкальном искусстве в современном процессе школьного образования является важнейшей условием развития ученика; но она на сегодняшний день практически невозможна без использования компьютерных технологий – эффективного средства обработки информации, представляемой в виде слов, цвета и звуков. В отличие от традиционных учебников, компьютерные технологии обеспечивают возможность немедленного отклика на действия обучаемого: повторение, усвоение, разъяснение, перехода к более сложному материалу.

Бесспорно, учебно-техническая среда уроков музыки может включать текстовый, звуковой и иллюстративный материалы, применение которых с использованием разных методов и приемов, методик и технологий обучения обеспечивает успешность образовательного процесса. Такая среда сводится к подготовке комплекса материалов с учетом индивидуальных особенностей учащихся, создавая при этом условия формирования познавательной активности. Мы считаем, что достижение данных целей стало необходимостью в системе школьного музыкального образования, исходя из большого потока информации, которую необходимо освоить, несмотря на ограничение отведенного времени, на изучение образовательной области «Искусство».

Ребёнок, познающий искусство в период обучения в младшем школьном возрасте, более адаптирован к переходу на различные жизненные этапы, так как стремление к творческому отношению, к бытию обуславливает для него режим саморазвития. Кроме того, ценностная система, заложенная в детстве, обеспечивает социальную устойчивость личности.

А.Н.Леонтьев выделяет внешнюю (специфические действия человека с реальными предметами, осуществляемые путем движения рук, ног, пальцев) и внутреннюю деятельность (умственные действия, где человек оперирует не с реальными предметами и не путем реальных движений, а использует для этого их идеальные модели, образы предметов, представления о предметах).

Наши наблюдения показали, что для младших школьников ведущим типом деятельности является учебная, поэтому их познавательная активность, а именно их внутренние показатели (потребности, интерес к музыке, мотивы, эстетические эмоции) проявляются в поведении и действиях в проекции различных видов музыкальной деятельности: восприятие музыки, исполнительство (пение, ритмика, игра на музыкальных инструментах), музыкально-образовательная деятельность (общие знания о музыке, культурные навыки).

В процессе обучения на уроках музыки учащиеся также проявляют разные уровни познавательной активности, направленной на получение знаний, умений и навыков в области музыкального искусства. Традиционно обучающая, воспитывающая, развивающая функции урока музыки могут обеспечиваться различными средствами. При этом использование компьютерных технологий будет способствовать возникновению новых качеств личности как интегральной системы, заключающейся в проявлении нового отношения, новой позиции к изучаемому объекту – музыкальному произведению.

Активность как свойство материи, заключающееся в способности к саморазвитию и изменению других объектов, по сути, обеспечивает существование человека в социуме. Из этого следует, что человек в процессе движения содержит в себе и его источник. Применительно данного положения к исследуемой проблеме, познание младшими школьниками музыки с применением компьютерных технологий складывается на основе познавательного интереса, в котором мысль ищет выхода и творческого самовыражения. Практика показывает, что осознание музыки детьми как явления искусства невозможно без их активной мысли.

Известные положения об активности как непременном условии продуктивной деятельности и как её дидактического принципа (Ю.К.Бабанский, В.А.Крутецкий, А.М.Матюшкин, М.И.Махмутов и др.) часто объясняются с позиций психофизиологии. Однако следует отметить научные позиции, относящие проявление активности как к числу первопричин деятельности, так и к движущим силам развития личности в целом (Ф.З.Забихуллин, Н.Е.Ковалев, Н.С.Лейтес, В.Д.Небылицын и др.).

Активность – не новый предмет исследования в педагогике. Следовательно, с позиции нашей исследовательской работы необходимо использовать различные возможности повышения активности учащихся начальной школы в процессе обучения и познания музыкального искусства средствами компьютерных технологий, что отразится не только в позитивных показателях знаниевого компонента, но и на формировании таких социально-значимых личностных качеств учащихся, как подвижность, внимательность, сообразительность, творческое воображение, способность проявлять себя в различных видах музыкальной деятельности.

Мы полагаем, что обучение музыке средствами компьютерных технологий образует целостную систему (квадриум): педагог – музыка - компьютер – ученик. Звено «ребенок» и «музыка» являются определяющими, однако, компьютерные технологии являются условием и средством организации познавательной активности личности, оказывая существенное влияние на формирование ее творческой позиции, осознанное отношение к произведениям искусства, что благоприятствует повышенному интересу к учению и продуктивному усвоению знаний.

Компьютерные технологии представляют собой многокомпонентную структуру, необходимую для успешного обучения учащихся музыке. Применение компьютерных технологий реализует познание музыки через различные виды восприятия: телевизионное, анимационное, графическое и звуковое. Поэтому современные исследователи (И.Р.Айдарова, А.О.Бороздин, А.Е.Гимро, П.Л.Живакин, И.М.Красильников, Е.В.Орлова, И.Б.Правоторова, О.Тарачева) видят усиление роли компьютерных технологий в системе музыкального образования и в возможности эффективного их использования в общеобразовательной школе.

Немаловажным является факт использования компьютерных технологий в целях снятия проблемы дефицита наглядных пособий для образовательной области «Искусство», в частности, предмета «Музыка» и решения задачи его привлекательности для учащихся. Закономерно, что в этом случае развитие музыкального мышления детей становится динамичным, восприятие – многогранным, позволяя учащимся устанавливать разнообразные интонационно-образные связи музыки с другими видами искусства и областями культуры. Следовательно, одним из условий успешного обучения на уроках музыки является качество используемого программного обеспечения. Применение современных технических средств обучения позволяет учителю добиться желаемого результата на уроке музыки и, соответственно, ставит вопрос об определении и формировании парадигм их использования.

Исходя из вышесказанного, нами разработана структурно-функциональная модель формирования познавательной активности младших школьников на уроках музыки средствами компьютерных технологий (рис.1.), что может стать условием их личностного становления через познание окружающей действительности, приобретение навыков коммуникации, самообразования, саморазвития и самореализации. Данный процесс не завершается в школе, а последовательно развивается на протяжении всей жизни человека, охватывая все новые и новые грани его личностного и мировоззренческого становления путем музыкального восприятия и последующего его осмысления.

Модель включает в себя три взаимодополняющих блока: целевой, содержательно-процессуальный и результативно-оценочный, где каждый из них несет определенную смысловую нагрузку в решении исследуемой проблемы. Практическим отражением целевой установки структурно-функциональной модели стали:

  • индивидуально-социально-художественный опыт младших школьников, проявляющийся в музыкальных потребностях и в музыкальной развитости (любовь к музыкальному искусству, ее эмоциональное восприятие, потребность в общении с различными образцами музыки, музыкальная наблюдательность);

  • музыкальная образованность младших школьников (владение опорными знаниями о шедеврах мирового музыкального искусства, умениями и навыками их применения в музыкальной деятельности);

  • музыкально-компьютерная грамотность младших школьников (сформированность первичных теоретических знаний о музыке и компьютерных технологиях, владение навыками и умениями использования музыкальных и компьютерных средств при достижении познавательной цели в процессе художественно-творческой деятельности).

Развивая потребности, интересы, эмоции, мотивы и волю, можно способствовать формированию познавательной активности младших школьников путем приобщения к музыке средствами компьютерных технологий и заложить основы их музыкальной и познавательной культуры.

Структурно-функциональная модель рассматривается в исследовании как многокомпонентная, многофункциональная система, решение которой заложено в непрерывном, динамичном, целостном и длительном процессе развития познавательной активности учащихся начальной школы средствами музыкального искусства и использования в нём значительной доли компьютерных технологий. Поэтому результативная деятельность ребёнка требует и системной ее организации со стороны учителя музыки. Соответственно, целевой блок выступает базисом, несущим в себе важную смысловую нагрузку в расстановке акцентов и функционирования механизма заявленной структурно-функциональной модели по формированию познавательной активности младших школьников средствами компьютерных технологий на уроках музыки в общеобразовательной школе.



Исключительную роль при осуществлении поставленной цели в нашей модели играет выполнение комплекса задач. В частности, решение первой задачи направлено на познавательное развитие младших школьников через системное и целенаправленное приобщение их к шедеврам мировой музыкальной культуры средствами музыки и компьютерных технологий в урочной деятельности, что связано с динамикой изменения интересов, потребностей, мотивов, эмоционально-ценностного отношения учащихся к музыкальному искусству, совокупность которых представляет уровень сформированности познавательной культуры детей.

Реализация второй задачи связана с личностным развитием учащихся начальной школы. Целенаправленно организованная учебная музыкальная деятельность с использованием компьютерных технологий на уроках музыки способствует реализации их творческого потенциала, развитию таких важных личностных качеств, как энергичность, инициативность, сознательность, проявление самостоятельности в выполнении учебных заданий.

Рассмотрение третьей задачи в практике музыкального образования начальной школы с применением современных компьютерных технологий связано с художественной эмпатией, эмоционально-эстетическим откликом на музыку, которые обеспечивают коммуникативное развитие детей: умение слушать, способность встать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, продуктивно сотрудничать со сверстниками и учителями.

В решении проблемы формирования познавательной активности учащихся начальной школы средствами компьютерных технологий мы опирались на деятельностный и личностно-ориентированный подходы. Деятельностный подход (Л.С.Выготский, П.Я.Гальперин, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн, Д.Б.Эльконин и др.) основан на принципиальном положении о том, что психика человека неразрывно связана с его деятельностью и ею обусловлена. В нашей работе такой подход понимается как преднамеренные действия младших школьников в процессе формирования их познавательной активности на уроках музыки средствами компьютерных технологий и проявляется в решении художественно-творческих задач, ведущих к развитию познавательной культуры обучаемых. Деятельность является наиболее крупной единицей внешних проявлений активности и мотивированного акта поведения. Результатом действия является преобразование или познание жизненной ситуации на разных уровнях социального окружения. Так, наличие на уроках музыки различных видов деятельности - хорового пения, игры на музыкальных инструментах, изучения теоретических основ музыки (нотной грамоты), импровизации (как детского творчества) и др., предусматривает активное использование деятельностного подхода в процессе формирования познавательной активности младших школьников средствами компьютерных технологий.

Деятельностный подход неразрывно связан с личностно-ориентированным подходом (Ш.А.Амонашвили, В.В.Сериков, Л.М.Фридман, И.С.Якиманская и др.) и рассматривается в нашем исследовании как процесс обучения музыке младших школьников средствами компьютерных технологий, в котором не просто учитываются их особенности; это иная методология организации условий обучения, что предполагает включение личностных функций учащихся и наличие их субъективного опыта.

Содержательно-процессуальный блок структурно-функциональной модели включает в себя учебно-методический комплекс «Музыка и компьютерные технологии в начальной школе», систему организационных форм и методов проведения уроков музыки с использованием компьютерных технологий, влияющих на результативность и эффективность процесса формирования познавательной активности учащихся начальной школы в сфере музыкального искусства.

В результативно-оценочном блоке структурно-функциональной модели нами выделены следующие уровни и показатели сформированности познавательной активности младших школьников на уроках музыки средствами компьютерных технологий: высокий (творческий уровень), выше среднего (эвристический уровень), средний (посково-репродуктивный уровень), низкий (репродуктивный уровень). Обоснование данной градации уровней отражены в таблице 1.

Отметим, что исходя из поставленной цели и решаемых задач, а также для преодоления стереотипов архитектоники содержания структурно-функциональной модели нами определены педагогические условия формирования познавательной активности учащихся на уроках музыки средствами компьютерных технологий. В качестве таких условий нами были выделены: а) оптимальное сочетание традиционных форм и методов обучения музыке с игровыми, познавательными и выразительными возможностями компьютерных технологий как способа повышения познавательной активности младших школьников; б) учебно-методическое сопровождение уроков музыки в начальной школе с использованием компьютерных технологий, разработанное на основе учета возрастных и индивидуальных особенностей младших школьников; в) определение этапов формирования познавательной активности и разработка комплекса диагностических процедур, позволяющих проводить мониторинг процесса обучения младших школьников музыке средствами компьютерных технологий.

Во второй главе - «Опытно-экспериментальная работа по формированию познавательной активности младших школьников на уроках музыки средствами компьютерных технологий» - раскрыто содержание разработанных педагогических условий, представлена структурно-функциональная модель формирования познавательной активности младших школьников на уроках музыки средствами компьютерных технологий, проанализированы результаты опытно-экспериментальной работы, доказывающие правомерность выдвинутой гипотезы.

С целью практического обоснования выводов, полученных в ходе теоретического изучения проблемы, нами осуществлялся эмпирический анализ влияния компьютерных технологий на формирование познавательной активности школьников на уроках музыки. Для этого были созданы экспериментальная (МОУ СОШ №70, МОУ гимназия №47 им. А.Гайдара) и контрольная (МОУ СОШ № 26, МОУ СОШ №70) группы. В экспериментальной группе (ЭГ) проверялся комплекс педагогических условий, подразумевающих использование компьютерных технологий, способствующих процессу формирования познавательной культуры, тогда как в контрольной группе (КГ) работа проходила в традиционном режиме. В эксперименте приняли участие учащиеся четвертых классов. Общий объем количества исследованных составил 138 учащихся.


Таблица 1


^ Уровни и показатели сформированности познавательной активности младших

школьников на уроках музыки средствами компьютерных технологий


Критерии познавательной активности младших школьников на уроках музыки

Уровни



Личностно-качественный



Познавательный



Эмоционально-волевой



Музыкально-деятельностный

Показатели

Высокий (творческий)


  • инициативность в решении творческих задач;

  • высокая энергичность выполнения музыкальных заданий;

  • проявление самостоятельности и творческого подхода;

  • высокая сознательность выполнения музыкальных заданий;

  • сложность в решении творческих задач, грамотность и оригинальность;

  • позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей.

  • знание основных закономерностей музыкального искусства, понимание значения музыки в жизни человека, представление об общей картине мира, в том числе родного края;

  • проявление высокого устойчивого интереса к музыке и различным видам учебной и музыкально-творческой деятельности;

  • развитое художественное восприятие, умение оценивать произведения разных видов искусств;

  • потребность в продуктивной реализации своего потенциала в области музыки;

  • выраженная мотивация к обучению музыке.

  • проявление высоких волевых качеств в постижении музыкального искусства;

  • получение радости от процесса занятия музыкой с применением компьютерных технологий;

  • наличие эмоционально-ценностного отношения к музыкальному искусству;

  • умение выражать свое эмоциональное отношение к музыкальным образам исторического прошлого и настоящего времени в слове, рисунке, жесте, в пении, применении компьютерных технологий в музыкальной деятельности и др.;

  • положительное восприятие музыкального искусства и выражение своего положительного отношения через творчество.

  • упорство, настойчивость и целенаправленность в выполнении заданий в различных видах музыкальной деятельности с использованием компьютерных технологий;

  • стремление не только проникнуть глубоко в сущность явлений, но и найти для этой цели новый способ выполнения музыкальных заданий на основе ранее полученных знаний и практического опыта;

  • реализация творческого потенциала в процессе индивидуального, группового и коллективного музицирования с применением компьютерных технологий;

  • продуктивное сотрудничество со сверстниками и с учителем музыки при решении различных творческих задач;

  • высокая способность выполнения элементарных операций и активное использование технических возможностей вычислительной техники в постижении мира музыкального искусства в различных видах музыкальной деятельности при решении творческих задач.

Выше среднего (эвристический)

  • самостоятельный выбор путей решения проблемы;

  • готовность выполнять музыкальные задания;

  • сознательность выполнения музыкальных заданий.



  • знание основных закономерностей музыкального искусства и стремление узнать причины возникновения явления из различных источников о музыке;

  • проявление интереса к поиску новых знаний о музыке;

  • устойчивая положительная мотивационная направленность и интерес к музыке;

  • внутренняя потребность в поиске новых знаний о музыкальном искусстве.

  • устойчивость волевых усилий;

  • удовлетворение от самого процесса поиска дополнительных знаний о музыкальном искусстве и полученных результатов;

  • поиск нового о музыке для выражения своего эмоционального отношения к музыкальным образам исторического прошлого и настоящего времени в слове, рисунке, жесте, в пении, применении компьютерных технологий в музыкальной деятельности и др.;

  • положительное восприятие музыкального искусства и выражение своего положительного отношения через поиск нового знания.

  • эпизодическое стремление учащегося понять и воспроизвести знания путем эмпирического их применения в различных видах музыкальной деятельности;

  • самостоятельное использование аналогии при выполнении заданий;

  • деятельность носит частично-поисковый характер;

  • умение применить знания в измененной ситуации путем поиска;

  • способность выполнения элементарных операций с техническими возможностями вычислительной техники не только в постижении мира музыкального искусства в различных видах музыкальной деятельности с использованием компьютерных технологий, но и в поиске дополнительной информации.

Средний уровень (поисково-репродуктивный)


  • попытки к самоопределению, к самопознанию;

  • понимание учащимися необходимости самоорганизации.




  • связь между системой знаний и умений слабая, хотя обладают базовыми музыкальными данными и знаниями;

  • отсутствие интереса к углублению знаний о музыке;

  • мотивация зависит от ситуации;

  • частичное осмысление мотивов музыкально-творческой самореализации;

  • не устойчивый познавательный интерес.

  • неустойчивость волевых усилий;

  • слабое удовлетворение от самого процесса поиска и полученных результатов;

  • восприятие музыкального искусства, но без особого эмоционального выражения своего отношения.

  • действия по аналогии;

  • поиск и выполнение действий не всегда самостоятелен и рационален;

  • прослеживается импульсивное стремление к музыкальной деятельности при условии партнерства с учителем;

  • воспроизводящая активность учащегося основана на объяснительно-иллюстративном материале, особенно с участием компьютерных технологий;

  • способность выполнения элементарных операций с техническими возможностями вычислительной техники в постижении мира музыкального искусства в различных видах музыкальной деятельности при условии партнерства с учителем музыки.

Низкий уровень (репродуктивный)



  • отсутствие инициативности в выполнении музыкальных заданий, слабая энергичность их выполнения;

  • отсутствует проявление самостоятельности и сознательности выполнения музыкальных заданий.




  • знания на уровне фактов, устойчивая связь между теоретическими и практическими положениями отсутствует;

  • потребность в развитии побуждается внешним социальным или узколичностным мотивами;

  • завышенная или заниженная оценка своих возможностей;

  • отсутствие интереса к собственному творчеству;

  • ситуативный интерес, вызванный конкретными, непосредственными условиями, который быстро угасает.

  • отсутствие волевых усилий;

  • отсутствие удовлетворение от познания искусства;

  • восприятие музыкального искусства вызван конкретными, непосредственными условиями.

  • действия по образцу и непостоянство определения своих музыкальных предпочтений;

  • участие в музыкальной деятельности при условии партнерства с педагогом при большом усилии и использования компьютерных технологий;

  • репродуктивная способность выполнения элементарных операций с техническими возможностями вычислительной техники и при условии партнерства с учителем музыки.


Так, для определения уровней (высокий, выше среднего, средний, низкий) и критериев (личностно-качественный, познавательный, эмоционально-волевой, музыкально-деятельностный) сформированности познавательной активности младших школьников были использованы такие методы исследования, как наблюдение, интервьюирование, анкетирование, устный опрос по выявлению отношения учащихся к урокам музыки с использованием компьютерных технологий, а также использовались творческие задания и контрольный срез по выявлению уровня овладения элементарным понятийным аппаратом, способности суждения об искусстве.

Количественный и качественный анализ полученных результатов показал, что на начальный момент формирующего эксперимента не был выявлен контраст в показателях КГ и ЭГ. В начале четвертого года обучения уровень познавательной активности младших школьников в процессе наблюдения и анализа педагогических ситуаций на уроках и на внеклассных занятиях по проявлениям у них энергичности, любознательности, интенсивности, добросовестности, самостоятельности, целенаправленности, устойчивости внимания, интеллектуальной инициативы, учебно-познавательной потребности, выступающей мотивацией познания музыки, осознания учащимися значимости предметов образовательной области «Искусство», определился нами как средний и выше среднего.

Уроки музыки в ЭГ нами были проведены по авторской программе «Музыка» с использованием электронного ресурса, воспроизводимого с помощью мультимедиа технологий, синтезатора и компьютерных программ, тогда как в КГ уроки музыки проходили в традиционном режиме.

Повторное проведение анкет и его анализ показали, что компьютерные технологии активно внедряются в процесс обучения младших школьников, практически все опрашиваемые учащиеся не мыслят себя без современной техники. В той или иной степени большинство младших школьников умеет пользоваться компьютером, однако, в основном использует его для развлечения. Небольшой процент опрошенных учеников использует компьютерную технику при подготовке к урокам, изучает познавательные и образовательные программы. Большое количество младших школьников считает, что на уроках музыки должны использоваться компьютерные технологии.

Из диаграмм (Рис. 2 ,3) наглядно видно, что у школьников ЭГ, в которой уроки музыки проводились с использованием компьютерных технологий, познавательная активность (познавательные мотивы, интерес, потребности, эмоциональное и познавательное отношение) к овладению музыкальной грамотностью значительно выше, чем в КГ.





^ Рис 2. Критериально-уровневые показатели сформированности

познавательной активности на начальном этапе эксперимента


В целях выявления достоверности исследования нами применялся критерий G и критерий Колмогорова-Смирнова λ. Результаты расчетов по критерию G в ЭГ показали сдвиг в сторону роста познавательной активности после проведения эксперимента, который носил не случайный характер, в связи с чем данные могут считаться достоверными.





^ Рис. 3. Критериально-уровневые показатели сформированности

познавательной активности после эксперимента

Проведенные исследования позволили сделать следующие выводы:

  1. Анализ научной литературы по проблеме исследования позволил выявить наличие достаточного количества теоретических поисков по вопросам формирования познавательной активности младших школьников на уроках музыки средствами компьютерных технологий. В ходе исследования уточнена сущность понятий «познавательная активность младших школьников», «музыкально-компьютерная грамотность», «компьютерные технологии в музыкальном образовании» в контексте исследуемой проблемы.

  2. Выявлены и обоснованы педагогические условия, способствующие повышению эффективности процесса формирования познавательной активности младших школьников на уроках музыки средствами компьютерных технологий.

  3. Уточнены и дополнены критериально-уровневые характеристики и показатели, а также диагностический инструментарий по выявлению познавательной активности младших школьников в рамках опытно-экспериментальной работы.

  4. Выявлены преобразующие возможности компьютерных технологий в системе музыкального образования, необходимые для формирования познавательной активности младших школьников, в условиях минимально отведенного учебного времени на образовательную область «Искусство» в школьном учебном плане.

  5. Экспериментально проверены методы и формы обучения музыке с использованием компьютерных технологий, способствующие оптимизации процесса музыкального образования в условиях общеобразовательной школы.

  6. Разработана, теоретически обоснована и практически реализована структурно-функциональная модель формирования познавательной активности младших школьников на уроках музыки средствами компьютерных технологий на основе личностно-ориентированного и деятельностного подходов. Предложенная структурно-функциональная модель формирования познавательной активности младших школьников на уроках музыки с использованием компьютерных технологий в общеобразовательной школе в процессе экспериментальной проверки показала свою эффективность и практическую значимость. Результаты, отражающие динамику формирования познавательной активности младших школьников в ЭГ, где были использованы выявленные нами педагогические условия формирования познавательной активности младших школьников, обеспечивающие реализацию разработанной структурно-функциональной модели, являются существенными по сравнению с данными КГ.

  7. Разработан и экспериментально проверен учебно-методический комплекс «Музыка и компьютерные технологии в начальной школе» (программа по музыке для 1-4 классов, электронный ресурс и методические рекомендации), учитывающий конкретные условия, специфику использования компьютерных технологий на уроках музыки, возрастные и индивидуальные особенности младших школьников.

Все вышеизложенное позволяет утверждать, что проблема исследования в достаточной степени решена: выделены, научно обоснованы и экспериментально проверены теоретические предпосылки и педагогические условия эффективного формирования познавательной активности младших школьников на уроках музыки средствами компьютерных технологий. Результаты теоретического анализа и опытно-экспериментальной работы подтвердили в целом выдвинутую нами гипотезу.

Основные результаты диссертационного исследования отражены в следующих публикациях:

^ Статьи в журналах, включенных в реестр ВАК РФ

  1. Юланова, Д.М. Использование музыкально-компьютерных технологий на уроках музыки в общеобразовательной школе [Текст] / Д.М.Юланова // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И.Герцена. – СПб, 2009. - № 98. – С. 233-236.

  2. Юланова, Д.М. Формирование познавательной активности школьников на уроках музыки средствами компьютерных технологий [Текст] / Д.М.Юланова // Научные проблемы гуманитарных исследований: научно-теоретический журнал. – Пятигорск, 2010. – С. 204-210.

Методические пособия, научные статьи и электронные издания

  1. Юланова, Д.М. Использование компьютерных технологий при реализации национально-регионального музыкального образования школьников в общеобразовательной школе [Текст] / Д.М.Юланова // Башкортостан и Россия в социальных, политических и этнокультурных процессах: сборник материалов Всеросс. науч.-практ. конф. – Стерлитамак: Стерлитамакская гос. пед. акад., 2007. – С. 90-93.

  2. Юланова, Д.М. Караоке как новая информационная технология на уроке музыки в общеобразовательной школе [Текст] / Д.М.Юланова // Образование на рубеже веков: материалы Всеросс. науч.-практ. конф. – Уфа: Вагант, 2007. – С. 293-294.

  3. Юланова, Д.М. Использование мультимедиа технологий на уроках музыки в общеобразовательной школе как условие творческой деятельности учащихся [Текст] / Д.М.Юланова // Гуманистической наследие просветителей в культуре и образовании: материалы Междунар. науч.-практ. конф. 12 декабря 2008. – Уфа: БГПУ, 2008. – Т.1. – С. 90-93.

  4. Юланова, Д.М. Компьютерные технологии в музыкальном образовании [Текст] / Д.М.Юланова // Научно-педагогическое наследие А.П.Беляевой в системе профессионального инженерно-педагогического образования в России. – Н.Новгород: ВГИПУ, 2008. – С. 210-212.

  5. Юланова, Д.М. Использование музыкально-компьютерных технологий на уроках в общеобразовательной школе как фактор, влияющий на мотивацию к обучению и развитие личностных качеств школьников [Текст] / Д.М.Юланова // Мультикультурная современность: Урал – Россия – Мир: Всеросс. науч.-практ. конф. – Екатеринбург: Гум. университет, 2009. – С. 822-825.

  6. Юланова, Д.М. Применение компьютерных технологий на уроках музыки в общеобразовательной школе [Текст] / Д.М.Юланова // Зачем культура современному инженеру?: материалы межвуз. науч.-практ. семинара. – Екатеринбург: УГТУ-УПИ, 2009. – С. 112-114.

  7. Юланова, Д.М. Использование музыкально-компьютерных технологий во внеклассной работе с учащимися общеобразовательных школ [Текст] / Д.М.Юланова // Развитие детской одаренности в гимназическом образовании: тезисы докладов региональной науч.-практ. конф., посвященной 100-летию Дягилевских сезонов, 75-летию Октябрьского района г. Екатеринбурга и 50-летию МОУ гимназия №8 «Лицей им. М.Дягилева». – Екатеринбург: МУ ИМЦ «Екатеринбургский Дом Учителя», 2009. – С. 80-81.

  8. Юланова, Д.М. Формирование познавательной активности школьников на уроках музыки средствами компьютерных технологий [Текст] / Д.М.Юланова // Гуманистическое наследие просветителей в культуре и образовании: материалы науч.-практ. конф. – Уфа: БГПУ, 2009. – С. 189-190.

  9. Юланова, Д.М. Формирование познавательной активности средствами компьютерных технологии в музыкальном образовании школьников [Текст] / Д.М.Юланова // Культурное наследие и перспективы социокультурного развития России: культура повседневности: культурологические чтения – 2010: материалы Всеросс. науч.-практ. конф. 11-13 марта 2010. – Екатеринбург: УГТУ-УПИ, 2010. – С. 254-258.

  10. Философский подход к проблеме компьютеризации музыкального образования [Текст] / Д.М.Юланова // Культура и образование: сб. статей. Вып. 11. – Уфа: БГПУ, 2010. –– С. 184-188.

  11. Технологии в преподавании музыки [Текст] / Д.М.Юланова // Вестник БГПУ им. М.Акмуллы. – Уфа: БГПУ, 2010. – Вып. 3 (22). – С. 134-143.

  12. Влияние компьютерных технологий в системе общего музыкального образования на формирование познавательной активности школьников [Текст] / Д.М.Юланова, Л.М.Кашапова // Традиции и инновации в образовании: материалы заочной Всеросс. науч.-практ. конф. студентов, аспирантов, преподавателей. – Новосибирск: СИБПРИНТ, 2010. – С. 62-64.

  13. Музыка: Программа для 1-4 классов (с методическими рекомендациями) [Текст] / Авт.-сост. Д.М.Юланова. – Уфа: Вагант, 2010. – 92 с.

  14. Методические рекомендации по использованию компьютерных технологий на уроках музыки [Текст] / Авт.-сост. Д.М.Юланова. – Уфа: Вагант, 2010. – 32 с.

  15. Музыка для начальных классов [Электронный ресурс] / Авт.-сост. Д.М.Юланова. – Уфа: БГПУ, 2010. - Рег. № 2010616944.


Лиц. на издат. деят. Б848421 от 03.11.200 г. Подписано в печать 11.11.10.

Формат 60x84/16. Компьютерный набор. Гарнитура Times New Roman.

Отпечатано на ризографе. Усл. печ. л. – 1,7. Уч.-изд. л. – 1,5.

Тираж 100 экз. Заказ №


ИПК БГПУ 450000, г. Уфа, ул. Октябрьской революции, 3 а





Скачать 460.36 Kb.
оставить комментарий
ЮЛАНОВА Дилара Марсовна
Дата21.09.2011
Размер460.36 Kb.
ТипУрок, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

отлично
  1
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Загрузка...
Документы

Рейтинг@Mail.ru
наверх