Культурология методические указания к контрольным работам для студентов заочного отделения игэу иваново 2005 icon

Культурология методические указания к контрольным работам для студентов заочного отделения игэу иваново 2005


Смотрите также:
Методические указания к контрольным работам №2 и 3 для студентов специальности 270300 факультета...
Методические указания к контрольным работам №1 и 2 для студентов специальности 270300 факультета...
Методические указания к контрольным работам и варианты контрольных работ для студентов заочного...
Методические рекомендации для студентов заочного отделения по изучению дисциплины «Муниципальное...
Методические указания для студентов 1 курса заочного отделения исторического факультета...
Методические указания для студентов заочного отделения Новосибирск 2006...
Методические указания для студентов заочного отделения Новосибирск 2006...
Методические указания и задания к контрольным работам для студентов экономических специальностей...
Методические указания и задания к контрольным работам для студентов экономических специальностей...
Методические указания и контрольные задания Для студентов специальности 032002 «Документационное...
Методические указания к лабораторным работам для студентов заочного отделения Составители...
Методические указания к контрольным работам налоги и налогообложение для студентов специальности...



Загрузка...
страницы:   1   2   3   4
скачать
Федеральное агентство по образованию


Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования


«Ивановский государственный энергетический университет имени

В.И. Ленина»


Кафедра отечественной истории и культуры


КУЛЬТУРОЛОГИЯ


методические указания к контрольным работам

для студентов заочного отделения ИГЭУ


Иваново 2005

Составители: Г.А. Будник,

А.М. Добрынина


Редакторы: О.Е. Богородская,

Т.Б. Котлова


Представлены темы, планы, опорные конспекты, списки литературы и вопросы к зачету по культурологии для студентов заочного отделения ИГЭУ.

Составлены в соответствии с государственным образовательным стандартом по культурологии для студентов технических вузов.

Утверждены цикловой методической комиссией ФЭУ.

РЕЦЕНЗЕНТ



кафедра отечественной истории и культуры ГОУВПО «Ивановский государственный энергетический университет имени В.И. Ленина»


КУЛЬТУРОЛОГИЯ


методические указания к контрольным работам

для студентов заочного отделения ИГЭУ
^

Составители: Будник Галина Анатольевна

Добрынина Анна Михайловна

Редактор С.М. Коткова



Лицензия ЛР № …. Подписано в печать … Формат А5.

Печать плоская. Усл. печ. л. 2,8. Тираж 250 экз. Заказ №

ГОУВПО «Ивановский государственный энергетический университет

имени В.И. Ленина».

Отпечатано в РИО ИГЭУ,

153003, г. Иваново, ул. Рабфаковская, 34.
^

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К КОНТРОЛЬНЫМ РАБОТАМ




Цель написания контрольных работ




Выполнение контрольной работы является составной частью изучения курса «Культурология». Написание контрольной работы имеет большое практическое значение, так как:


  1. студент в процессе выполнения работы должен углубленно изучить одну из тем курса;

  2. сознательное письменное изложение материала по одной из тем дает представление о логике изложения материала по другим темам курса;

  3. выполнение контрольной работы развивает такие практические навыки, как умение самостоятельно работать, критически оценивать материал, правильно цитировать литературу, делать несложные теоретические выводы и т.д.



^
Оформление и выбор темы контрольной работы


Контрольная работа выполняется в ученической тетради или на листах формата А4, страницы которых нумеруются; оставляются поля для замечаний рецензента.

На обложке тетради (первом листе формата А4) указывается фамилия, инициалы, номер студенческого билета, домашний адрес. На первой странице тетради (втором листе формата А4) пишется тема и план контрольной работы.

В конце работы приводится список использованной литературы, ставятся подпись и дата исполнения работы.

Цитаты из литературы заключаются в кавычки, в подстрочных замечаниях указывается источник.

Выбор темы контрольной работы определяется последней цифрой номера студенческого билета (или двумя последними, если номер оканчивается на «0»). Например: номер билета 1365, то есть последняя цифра – 5, следовательно, студент имеет право взять на выбор одну из тем в методическом пособии - либо 5, либо 15, либо 25.


Алгоритм подготовки контрольной работы


После выбора темы контрольной работы нужно:

  • изучить предложенный в методическом пособии план и учебно-методические рекомендации к ее написанию;

  • внимательно прочитать 2-3 учебных пособия (смотри список учебной литературы в конце методического пособия) и на их материале уяснить суть выбранной для контрольной работы темы;

  • выписать непонятные термины и найти их объяснение в специальных словарях и энциклопедиях (смотри список литературы в конце методического пособия);

  • в соответствии с планом выбрать книги, в которых наиболее полно раскрывается тема, и приступить к написанию работы.


Содержание контрольной работы


Контрольная работа по культурологии должна включать в себя:

  • систематизированное изложение материала по всем вопросам, включенным в данную тему;

  • объяснение культурологических понятий;

  • конкретные примеры из истории культуры, подкрепляющие сделанные вами выводы.

Контрольная работа начинается с введения, в котором дается обзор использованной литературы, и заканчивается заключением, в котором делаются выводы по теме. В конце работы прилагается список использованной литературы.

^
Оценка контрольной работы по культурологии


После выполнения контрольной работы со студентом проводится собеседование. Оно проходит во время консультаций или учебно-экзаменационной сессии. Во время собеседования студент может пользоваться своей работой. Результат проведенного собеседования (зачтено, не зачтено) вносится в экзаменационную ведомость. Студент, не прошедший собеседования или получивший за контрольную работу оценку «неудовлетворительно», не допускается к зачету.


ТЕМЫ, ПЛАНЫ, СПИСКИ ЛИТЕРАТУРЫ И МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К КОНТРОЛЬНЫМ РАБОТАМ

^
Тема 1. Культура как феномен



План

  1. Проблема определения культуры. Культура мировая, национальная, доминирующая, субкультура, контркультура.

  2. Структура и функции культуры.



^
Методические указания

Сначала студент должен определить, когда и где появилось слово «культура», и что первоначально оно означало. Далее необходимо проследить, в каких значениях употреблялось это слово в истории (в античные времена, эпоху Возрождения, Новое время). Затем следует объяснить, почему сегодня существует проблема в определении культуры. После этого нужно дать характеристику антропологическому, социологическому и философскому подходам к истолкованию понятия «культура». Каждый подход необходимо проиллюстрировать одним-двумя определениями культуры.

Далее следует объяснить, что такое культура мировая, национальная, доминирующая, субкультура, контркультура, и привести примеры.

После этого, выяснив, что такое структура культуры, студент должен дать характеристику таким компонентам последней, как материальная и духовная культуры. Затем необходимо на примерах показать, что обе части культуры тесно взаимосвязаны друг с другом.

Далее следует раскрыть функции культуры: познавательную, информативную, коммуникативную и др. Это предполагает иллюстрирование каждой функции примерами.


Литература

  1. Андреева И.Н., Голубкова Н.Я., Новикова Л.Г. Молодёжная субкультура: нормы и система ценностей // А.И. Кравченко. Культурология: Хрестоматия для высшей школы. – М., 2000. – С. 265 – 275.

  2. Кононенко Б.И. Основы культурологии: Курс лекций. – М., 2002. – С. 21 – 32.

  3. Кравченко А.И. Культурология: Словарь. – М., 2001. Статьи: «Духовная культура», «Контркультура», «Культура», «Материальная культура», «Субкультура». – С. 158, 256 – 257, 270 – 271, 336, 557.

  4. Культурология. История мировой культуры: Учебник для вузов / Под ред. проф. А.Н. Марковой. – М., 1998. – С. 12 – 16, 18 – 19.

  5. Немировская Л.З. Культурология. История и теория культуры. – М., 1992. – С. 4 – 8.

  6. Полищук В.И. Культурология: Учеб. пособие. – М., 1999. – С. 9 – 19, 38 – 40.

  7. Флиер А.Я. Культурология для культурологов. – М., Екатеринбург, 2002. Статья «Субкультуры». – С. 152.


Тема 2. Культура и цивилизация в концепциях

Н. Данилевского, О. Шпенглера, А. Тойнби


План

  1. Концепция «культурно-исторических типов» Н.Я. Данилевского.

  2. Система взглядов на культуру и цивилизацию О. Шпенглера.

  3. Культура, цивилизация и закон «Вызов-Ответ» в концепции А. Тойнби.


^ Методические указания

В начале работы студент должен объяснить, почему важно изучать различные культурологические концепции.

Затем следует привести краткие сведения о Н.Я. Данилевском как учёном. Далее необходимо изложить его концепцию «культурно-исторических типов». При этом нужно обратить внимание на следующие вопросы:

Существует ли, по мнению Н.Я. Данилевского, единая мировая культура?

• Что такое «культурно-исторический тип»?

Какие культурно-исторические типы выделял исследователь, как они, по его мнению, сосуществуют и развиваются?

Каковы направления деятельности культурно-исторических типов?

Что такое «четырёхосновная культура»?

Далее следует кратко рассказать о О. Шпенглере как учёном, после чего нужно раскрыть его взгляды на культуру и цивилизацию. При этом необходимо уделить внимание следующим вопросам:

Существует ли, по мысли философа, общечеловеческая культура?

• Что такое «душа культуры»?

• В чём состоит своеобразие фаустовского типа культуры?

Каким образом развивается каждая из культур, как они сосуществуют?

Что О. Шпенглер понимал под цивилизацией?

Затем, приведя краткие сведения о научной деятельности А. Тойнби, нужно осветить его культурологические взгляды. При этом важными моментами являются следующие:

Что историк понимал под культурой и что – под цивилизацией?

Какие цивилизации он выделял в современном ему мире?

• Возможно ли, по его мнению, их объединение?

Каковы фазы исторического существования цивилизаций?

• Что лежит в основе культуры?

От чего зависит, пройдёт ли цивилизация все выделенные учёным стадии (закон «Вызов-Ответ»)?

В заключение следует определить, что общего в концепциях Н.Я. Данилевского, О. Шпенглера, А. Тойнби и в чём состоит значение их трудов.


Литература

  1. Богородская О.Е., Котлова Т.Б. История и теория культуры: Учеб. пособие. Иваново, 1999. С. 6 – 8.

  2. Культурология: Курс лекций / Под ред. А.А. Радугина. М., 1997. С. 26–31, 41–43.

  3. Культурология: Учебник для студентов технических вузов / Под ред. Н.Г. Багдасарьян. М., 2004. С. 6872.

  4. Философский энциклопедический словарь. М., 1983. Статьи: «Данилевский», «Тойнби», «Шпенглер». С. 134, 688, 784.

  5. Шендрик А.И. Теория культуры: Учеб. пособие для вузов. М., 2002. С. 286308, 355374, 417426.


Тема 3. Культура в теориях З. Фрейда и К. Юнга


План

  1. Культура в теории психоанализа З. Фрейда.

  2. Культура в аналитической психологии К. Юнга.


Методические указания

В начале работы студент должен объяснить, в чём состоит важность изучения разных культурологических концепций.

Далее необходимо привести краткие сведения о З. Фрейде как учёном. После этого следует подробно осветить его взгляды на бессознательное, человека и культуру. При этом нужно обратить внимание на характеристики бессознательного («ОНО»), сознания («Я») и требований культуры («СВЕРХ Я»), взаимодействие этих составляющих человеческой психики, сублимацию, назначение и роль культуры в жизни личности.

Затем необходимо привести краткие сведения о К. Юнге как исследователе, после чего развёрнуто изложить его взгляды на бессознательное, человека и культуру. При этом следует обратить внимание на центральные понятия в теории учёного – «коллективное бессознательное» и «архетип», а также на различия между З. Фрейдом и К. Юнгом в понимании природы бессознательного и назначения культуры в жизни личности.

В заключение следует определить роль рассмотренных теорий в культуре ХХ в.


Литература

  1. Богородская О.Е., Котлова Т.Б. История и теория культуры: Учеб. пособие. Иваново, 1999. С. 8, 9.

  2. Культурология: Курс лекций / Под ред. А.А. Радугина. М., 1997. С. 34–41.

  3. Философский энциклопедический словарь. М., 1983. Статьи: «Фрейд», «Юнг». С. 748–749, 815.

  4. Хрестоматия по культурологии: Учеб. пособие / Под ред. А.А. Радугина. М., 1998. С. 104–130.

  5. Шендрик А.И. Теория культуры: Учеб. пособие для вузов. М., 2002. С. 226–244, 246–255.


Тема 4. Культура в концепциях П. Сорокина и К. Ясперса


План

1. Теория социокультурной динамики П. Сорокина.

2. Теория «осевого времени» К. Ясперса.


Методические указания

В начале работы студент должен объяснить, почему важно изучать различные культурологические концепции. Далее нужно привести краткие сведения о П. Сорокине как учёном. Затем следует раскрыть его теорию социокультурной динамики. При этом необходимо последовательно объяснить, что исследователь понимал под культурой, культурной системой и сверхсистемой, какие типы сверхсистем он выделял и что, по мнению социолога, лежит в основе каждой из них. Далее нужно дать характеристику идеациональному, идеалистическому и чувственному типам культурных сверхсистем и привести их конкретно-исторические примеры. Заключая анализ теории, следует определить, каковы, по мысли П. Сорокина, перспективы существования культуры.

Затем необходимо привести краткие сведения о научной деятельности К. Ясперса. Далее нужно раскрыть его теорию «осевого времени». При этом сначала следует отметить, что развитие культуры, по мнению философа, не циклично, а линейно. Затем нужно последовательно дать характеристику четырём периодам истории (первобытному, эпохе «великих» культур древности, «осевому времени» и послеосевой «имперской» эпохе) и соответствующим каждому из них историческим культурным типам. Особое внимание необходимо уделить рассмотрению «осевого времени», которое, с одной стороны, является эпохой, а с другой – типом культуры. В заключение следует ответить на вопрос, каково, по мысли К. Ясперса, будущее человечества. Подводя итоги, нужно определить, в чём значение рассмотренных концепций.


Литература

  1. Богородская О.Е., Котлова Т.Б. История и теория культуры: Учеб. пособие. Иваново, 1999. С. 9–11.

  2. Культурология: Курс лекций / Под ред. А.А. Радугина. М., 1997. С. 43–45.

  3. Культурология: Учебник для студентов технических вузов / Под ред. Н.Г. Багдасарьян. М., 2004. С. 73–77.

  4. Философский энциклопедический словарь. М., 1983. Статьи: «Сорокин», «Ясперс». С. 627, 818.

  5. Шендрик А.И. Теория культуры: Учеб. пособие для вузов. М., 2002. С. 463–478.



Тема 5. Культура первобытного общества


План

  1. Мифология и древнейшие религиозные верования как форма отражения мира первобытным человеком.

  2. Синкретизм первобытной культуры.

  3. Древнейшие культурные символы.


Методические рекомендации

В начале работы нужно определить хронологию первобытного общества и объяснить понятие «первобытная культура». Затем необходимо дать определение понятия «миф» и объяснить его место в первобытной культуре. После этого следует назвать и разъяснить главные предпосылки мышления первобытного человека, которые заключались, во-первых, в том, что он не выделял себя из окружающей среды – природной и социальной, и во-вторых, в нерасчлененности первобытного мышления, не отделившегося отчетливо от эмоциональной сферы. Далее необходимо отметить, что мифология являлась своеобразной формой поддержания определенного природного, религиозного и социального порядка. Затем на примерах различных типов мифов (космогонические, календарные, о культурных героях) нужно объяснить, как первобытные люди представляли себе строение мира, смену времен года, происхождение людей и т.д. После этого необходимо назвать и объяснить сущность древнейших верований (анимизм, фетишизм, тотемизм, магия).

Далее следует рассмотреть различные точки зрения на происхождение культуры.

Затем надо разъяснить понятие «синкретизм» и проиллюстрировать синкретичный характер первобытной культуры на конкретных примерах (наскальная живопись – пещеры Альтамира, Ляско, Капова; скульптура «малых форм» «палеолитические Венеры»; украшенная керамика; украшения на кости; культовые сооружения из камня).

Важнейшим явлением первобытной культуры были также древнейшие символы. В контрольной работе необходимо разъяснить важнейшие из них: мировое древо, квадрат, круг, треугольник, волна.

В заключение следует сделать вывод о том, сохранились ли в настоящее время какие- либо черты первобытной культуры.


Литература

  1. Боброва С.П. Мифологическое сознание как система. – Иваново, 2001.

  2. Борисовский Н.И. Древнейшее прошлое человечества. – М., 1980.

  3. Гриненко Г.В. Хрестоматия по истории мировой культуры. – М., 1998.

  4. Евсюков В.В. Мифы о мироздании. Вселенная в религиозно-мифологических представлениях. – М., 1986. Главы: «Вселенная – ось мира», «Социальный космос», «Микро- и макрокосмос».

  5. Кайсаров А.С., Глинка Г.А., Рыбаков Б.А. Мифы древних славян. – Саратов, 1993.

  6. Леви-Брюль Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении. – М., 1994.

  7. Мифы народов мира. Т. 1-2. – Любое изд. Статьи «Древо мировое», «Крест», «Круг», «Квадрат».

  8. Мифологический словарь. – Любое изд.

  9. Рубцов Н.Н. Символ в искусстве и жизни. – М., 1991. – Гл. 2, 4.

  10. Тайлор Э.Б. Первобытная культура. – М., 1989.

  11. Токарев С.А. Ранние формы религии. – М., 1980.

  12. Фрезер Д.Д. Золотая ветвь. – Любое изд.


Тема 6. Культура Древнего Египта


План

  1. Территориальные и хронологические рамки и характерные черты культуры Древнего Египта.

  2. Мифология как форма отражения мира.

  3. Проявление заупокойного культа в архитектуре, живописи и скульптуре.



^ Методические указания

В начале работы необходимо дать краткую характеристику географического положения (речная цивилизация) и назвать хронологические рамки существования государства Древний Египет. Также кратко следует рассказать о социально-экономических и политических условиях жизни людей, которые повлияли на культуру этого государства. Это, в первую очередь, зависимость жизни людей от Нила; во-вторых – изолированность от внешнего влияния, и в-третьих – безграничная власть фараонов. Далее следует объяснить, что искусство Древнего Египта имело религиозно-культовое значение, а также то, что громадное значение в религии этого государства имел заупокойный культ.

После этого на примерах мифологии следует разъяснить, как жители Древнего Египта представляли строение мира (космогонические мифы), смену времен года (календарные мифы), происхождение и деяния богов и фараона, их связь со священными животными (тотемические мифы), объясняли главную цель жизни – подготовку к загробной жизни.

Далее необходимо показать важнейшие достижения древних египтян в области архитектуры (пирамиды), живописи (роспись погребальных камер пирамид), скульптуры (фигурки усопших, их слуг, животных в погребальных камерах).

В заключение необходимо определить место и роль культуры Древнего Египта в мировой культуре.


Литература

  1. Вайнберг И.П. Человек в культуре Древнего ближнего Востока. – М., 1986.

  2. Васильев Л.С. История Востока. В 2 т. – М., 1994. – Т. 1 – С. 97–118.

  3. Гриненко Г.В. Хрестоматия по истории мировой культуры. – М., 1998. – С. 32–55.

  4. Дмитриева Н.А., Виноградова Н.А. Искусство древнего мира. – М., 1989. – С. 26–83.

  5. Древние цивилизации / Под общ. ред. Г.М. Бонгард-Левина. – М., 1989. – С. 37–70.

  6. Немировский А.И. Мифы и легенды Древнего Востока. – М., 1994. – С. 5–29.

  7. Никитин Л.А. Культурология. Теория философии и история культуры: Учебник для студентов вузов. – М., 2005. – С. 129–140.

  8. Поликарпов В.С. Лекции по культурологии. – М., 1997. – С. 51–65.

  9. Радугин А.А. Культурология. – М., 2001. – С. 116–121.


Тема 7. Основные черты и достижения культуры

Древней Греции (классический период, V – IV вв. до н.э.)


План

1. Понятия «античная культура», «культура Древней Греции», факторы развития культуры.

2. Особенности и достижения культуры.


^ Методические указания

Сначала студент должен объяснить термин «античная культура». Далее необходимо определить географические и хронологические рамки культуры Древней Греции (Эллады), её периодизацию, объяснить, почему VIV вв. до н.э. принято называть классическим периодом.

Затем следует рассмотреть факторы развития культуры. К их числу относятся природно-географические (окружённость морями, отсутствие единого территориального пространства), социально-экономические (рабовладельческий строй) и политические факторы (полис, республика, демократия). При этом нужно показать, как они повлияли на облик древнегреческой культуры.

Далее необходимо последовательно раскрыть такие её черты, как космологичность, антропоцентризм, преимущество жизни над смертью, состязательность, красочность, праздничность, зрелищность. При этом каждую черту следует иллюстрировать примерами скульптуры (Мирон «Дискобол», Поликлет «Дорифор», Фидий «Афина», «Зевс Олимпийский»), архитектуры (дорический, ионический, коринфский ордера; храм Парфенон), различных празднеств, театра, спортивных состязаний.

После этого нужно перечислить и кратко охарактеризовать основные достижения древних греков в различных сферах культуры.

В заключение следует сделать вывод о влиянии Эллады на современную европейскую культуру. При этом необходимо учесть не только сохранившие свою актуальность достижения древних греков, но и те культурные черты, которые, появившись в Элладе, в той или иной степени характерны для современной европейской культуры.


Литература

  1. Античная культура. Литература, театр, искусство, философия, наука: Словарь-справочник / Под ред. В.Н. Ярхо. – М., 1995.

  2. Вощинина А.И. Античное искусство. Исторический очерк. – М., 1962. – С. 111–180.

  3. Дмитриева Н.А., Акимова Л.И. Античное искусство. – М., 1988. – С. 47–78.

  4. Древние цивилизации / Под общ. ред. Г.М. Бонгард-Левина. – М., 1989. – С. 311–333.

  5. Ильина Т.В. История искусств. Западноевропейское искусство. – М., 2002. – С. 15–24.

  6. История Древней Греции / Под ред. В.И. Кузищина. – М., 2000. – С. 253–268.

  7. История и культурология: Учеб. пособие для студентов вузов / Под ред. Н.В. Шишовой. – М., 2000. – С. 90–107.

  8. Колесникова И.В. Краткий очерк истории античной культуры // Запад и Восток. Традиции и современность: Курс лекций для студентов негуманитарных специальностей. – М., 1993.– С. 3–17.

  9. Культурология: Курс лекций / Под ред. А.А. Радугина. – М., 1997. – С. 138–144.


Тема 8. Культура Древнего Рима: особенности и достижения

(ранняя империя, конец I в. до н.э.– II в. н.э.)


План

1. Понятия «античная культура», «культура Древнего Рима», факторы развития культуры.

2. Особенности и достижения культуры.


^ Методические указания

Прежде всего студент должен объяснить термин «античная культура». Затем необходимо определить хронологические рамки и периодизацию культуры Древнего Рима, выделив период ранней империи. Далее следует обозначить территориальные границы римского государства в конце I в. до н.э.– II в. н.э.

После этого нужно рассмотреть факторы развития культуры Древнего Рима в этот период. К числу таких факторов относятся территориальные (Римская империя – самое большое государство в рассматриваемый период), этнические (значительное число стран и народов, входивших в состав империи), политические (монархия, постоянные войны), социально-экономические (рабовладельческий строй). Определяя эти факторы, необходимо пояснять, какое влияние они оказали на развитие культуры.

Далее следует раскрыть такие черты культуры Древнего Рима, как синтетический характер, практицизм, государственный характер, культ императоров, состязательность и зрелищность, культ прошлого. Причём каждую черту культуры нужно иллюстрировать примерами из религии, архитектуры (Колизей, Пантеон, арка Тита, колонна Траяна, плановая застройка городов и др.), скульптуры (индивидуальный скульптурный портрет), науки, зрелищ и т.д.

Затем студент должен перечислить основные достижения древних римлян в разных сферах культуры.

В заключение необходимо сделать вывод о влиянии Древнего Рима на культуру современного Запада. Это предполагает не только выделение достижений древнеримской культуры, сохранивших свою актуальность и по сей день, но и выявление тех культурных особенностей, которые, появившись ещё в Древнем Риме, в той или иной степени свойственны современной западной культуре.


Литература

  1. Античная культура. Литература, театр, искусство, философия, наука: Словарь-справочник / Под ред. В.Н. Ярхо. – М., 1995.

  2. Вощинина А.И. Античное искусство: Исторический очерк. – М., 1962. – С. 319–347, 361–363.

  3. Гриненко Г.В. Хрестоматия по истории мировой культуры. – М., 1998. – С. 233–235, 243–247, 250–251, 258–261, 262–264.

  4. Дмитриева Н.А., Акимова Л.И. Античное искусство. – М., 1988. – С. 178–185, 186–195, 197–207, 209–221, 224–227.

  5. Древние цивилизации / Под общ. ред. Г.М. Бонгард-Левина. – М., 1989. – С. 419–440.

  6. Ильина Т.В. История искусств. Западноевропейское искусство. – М., 2002. – С. 36–43.

  7. История Древнего Рима: Учебник для вузов по специальности «История» / Под ред. В.И. Кузищина. – М., 2000. – С. 274–283, 290–298, 299–306.

  8. История и культурология: Учеб. пособие для студентов вузов / Под ред. Н.В. Шишовой. – М., 2000. – С. 90–107.

  9. Колесникова И.В. Краткий очерк истории античной культуры // Запад и Восток. Традиции и современность: Курс лекций для студентов негуманитарных специальностей. – М., 1993. – С. 17–23.

  10. Культурология: Курс лекций / Под ред. А.А. Радугина. – М., 1997. – С. 152–156.

  11. Соколов Г. Искусство Древнего Рима. – М., 1971. – С. 91–116, 125–152, 157–202, 205–220.


Тема 9. Мировоззрение человека в средневековой Западной Европе (V – XIV вв.) и его отражение в архитектуре христианского храма

План

  1. Понятие «Средние века», краткая характеристика V – XIV вв. Истоки средневековой западноевропейской культуры.

  2. Мировоззрение человека в средневековой Западной Европе.

  3. Христианский храм – модель мира. Особенности архитектуры романских и готических храмов.

^ Методические указания

В начале работы студент должен объяснить термин «Средние века». Затем нужно последовательно дать краткую характеристику раннему и классическому Средневековью (X вв. и XIXIV вв. соответственно). Это предполагает рассмотрение таких явлений, как зарождение, развитие и расцвет феодализма, рост и усиление городов; «великое переселение народов», падение Западной Римской империи, возникновение на её обломках варварских государств, феодальная раздробленность и связанные с нею междуусобицы, «рождение» централизованных государств; распространение христианства. Причём последнему из перечисленных явлений следует уделить особое внимание. В этой связи студент должен осветить следующие вопросы: когда и где возникло христианство; когда оно стало государственной религией Римской империи; каковы основные положения христианского вероучения; почему в Средние века христианство широко распространилось в Европе; когда эта религия окончательно разделилась на католицизм и православие. Далее нужно назвать истоки средневековой западноевропейской культуры.

Затем студенту необходимо показать, каким под влиянием христианства стало мировоззрение европейцев в Средние века. Для этого нужно рассмотреть следующие вопросы: как жители средневековой Западной Европы представляли себе место и роль Бога, а как – человека; каким они видели окружавший их мир; каков был идеал человека в Средние века; чего боялись и к чему стремились средневековые европейцы.

Далее нужно показать, что мировоззрение средневековых людей не было чисто христианским, оно имело и языческие черты. Для этого нужно привести примеры народных представлений о Христе, Богоматери, святых и других «небожителях».

Затем следует проиллюстрировать, как мировоззрение человека отразилось в архитектуре романских и готических храмов.

Для этого прежде всего нужно дать определение термину «базилика» в значении «христианский храм», выяснить, что такое «алтарь», средняя часть храма, «притвор» или «нартекс», и объяснить, что, с точки зрения средневековых европейцев, означала каждая из названных частей храма, как он сориентирован по сторонам света и какую смысловую нагрузку это имеет.

Затем необходимо выяснить, когда и где господствовал романский стиль, почему он так называется, каковы назначение и тематика романского искусства, и проиллюстрировать на примерах соборов Сен Лазар в Отэне и в Вормсе особенности архитектуры романских храмов. К числу таких особенностей принадлежат массивные стены, узкие оконные проёмы, ступенчато-углублённые порталы, простые геометрические формы построек; во внутреннем убранстве – полукруглые арки, колонны, рельефы и настенная живопись. Особое внимание следует уделить сюжетам скульптурных и живописных произведений на стенах храмов, подчеркнув при этом, что они носили не чисто христианский характер и содержали языческие элементы.

Далее следует определить понятие «готический стиль», выяснить, почему он так называется, каковы главные назначение и тематика готического искусства. После этого на примерах соборов в Реймсе и Кёльне необходимо раскрыть следующие черты готических храмов: значительная высота; гигантские «кружевные» башни на западном фасаде; стрельчатые своды; высокие узкие окна, украшенные витражами; круглое окно над входом в храм, каменные переплёты которого напоминают по форме розу; широкое использование скульптуры в экстерьере и интерьере. Особое внимание следует уделить особенностям готических статуй (реализм; интерес к внутреннему миру человека, его красоте; появление сцен повседневной жизни людей), которые отражали изменения в мировоззрении средневекового европейца.

В заключение студент должен сделать вывод о том, как связаны между собой конкретно-исторические условия и мировоззрение человека, с одной стороны, и мировоззрение и искусство, – с другой.


Литература

  1. Богородская О.Е., Котлова Т.Б. История и теория культуры: Учеб. пособие. – Иваново, 1999. Статьи: «Базилика», «Готика», «Романский стиль», «Храм», «Христианство». – С. 21, 27, 59–60, 72–74.

  2. Борзова Е.П. История мировой культуры. – СПб., М., Краснодар, 2004. – С. 409–421.

  3. Гольдштейн А.Ф. Зодчество: Книга для учащихся старших классов / Под ред. Ю.С. Яралова. – М., 1979. – С. 146–170.

  4. Грушевицкая Т.Г., Гузик М.А., Садохин А.П. Словарь по мировой художественной культуре / Под ред. А.П. Садохина. – М., 2001. Статьи: «Готический стиль», «Романский стиль». – С. 83–84, 309–311.

  5. Гуревич А.Я. Культура и общество средневековой Европы глазами современников. – М., 1989. – С. 5–13, 28–34, 38.

  6. Костюкович П.И. Религиоведение: Учеб. пособие. – М., 2002. – С. 65–71.

  7. Культурология. История мировой культуры: Учебник для вузов / Под ред. проф. А.Н. Марковой. – М., 1998. – С.161–171.

  8. Культурология: Курс лекций / Под ред. А.А. Радугина. – М., 1997. – С. 168–172, 175–176, 177–179.

  9. Лысенко Н.Н. Культура западноевропейского средневековья / Запад и Восток. Традиции и современность: Курс лекций для студентов негуманитарных специальностей. – М., 1993. – С. 24–43.

  10. Любимов Л.Д. Искусство Западной Европы. Средние века. Возрождение в Италии: Книга для чтения. – М., 1976. – С. 25–57, 60–77, 90–109.

  11. Порьяз А. Мировая культура: Средневековье. – М., 2001. – С. 349–364, 368–376, 444–461, 462–469.

  12. Радугин А.А. Введение в религиоведение: теория, история и современные религии: Курс лекций. – М., 1997. – С. 111–134.

  13. Рубцов Н.Н. Символ в искусстве и жизни: философские размышления. – М., 1991. – С. 84–85.


Тема 10. Культура древней Руси домонгольского периода

(середина IX – начало XIII в.)


План

  1. Язычество и христианство как основные истоки древнерусской культуры.

  2. Формирование двоеверия. Картина мира человека Древней Руси.

  3. Отражение христианской картины мира в литературе, зодчестве, иконописи.



^
Методические рекомендации

В начале работы следует отметить, что важнейшими истоками древнерусской культуры была культура восточных славян (язычество) и культура Византии (христианство). Далее необходимо объяснить понятия «язычество» и «язычество восточных славян», отметив, что в основе язычества было обожествление окружающего мира, рода, природы, представление о мире как о природном одухотворенном космосе. Затем нужно назвать славянские божества и привести примеры языческих верований и обрядов. После этого следует объяснить, когда христианство пришло на Русь и почему его можно считать истоком древнерусской культуры.

После этого нужно объяснить понятие «картина мира» и разъяснить такое явление, как двоеверие или «двоекультурие»: сочетание в мировосприятии жителей Древней Руси христианских и языческих верований.

Далее необходимо разъяснить, как в рамках этого понимания выстраивались представления жителей Древнерусского государства о пространстве и времени, жизни и смерти и выйти на характеристику ценностных ориентаций людей изучаемого периода.

После этого необходимо отметить, что с течением времени ведущую роль в мировосприятии людей стала играть христианская религия. Затем проиллюстрировать отражение христианской картины мира жителей Древней Руси в литературе («Житие Бориса и Глеба», «Поучение Владимира Мономаха», «Слово о законе и благодати» митрополита Иллариона), зодчестве (соборы Святой Софии в Киеве и в Новгороде, Успенский и Дмитриевский соборы, церковь Покрова на Нерли во Владимире) и живописи (фрески собора Св. Софии в Киеве, Владимирская Богоматерь, Устюжское Благовещение). Рассказывая о литературе, необходимо объяснить, какие жанры и почему получили распространение в рассматриваемый период, какие основные идеи были заложены в литературных произведениях. При анализе архитектуры необходимо определить символику христианского храма на примере крестово-купольных церквей. При анализе иконописи следует раскрыть язык иконы, определить ее суть (смысл), канон в иконописи, привести примеры символов.

В заключение следует сделать вывод о своеобразии культуры Древней Руси и ее влиянии на отечественную культуру последующих эпох.

Литература

  1. Барская Н.А. Сюжеты и образы древнерусской живописи. – М., 1993. – С. 30–34, 58–61, 88–91, 140–144, 166–171.

  2. Березовая Л.Г., Берлякова Н.П. История русской культуры. В 2 т. – М., 2002. – Т. 1. – С. 32–99.

  3. Богородская О.Е., Котлова Т.Б. История и теория культуры: Учеб. пособие. – Иваново, 1991. (1060)1 – С. 41–42, 72–73, 76.

  4. Вагнер Г.К., Владышевская Т.Ф. Искусство Древней Руси. – М., 1993.

  5. Гриненко Г.В. Хрестоматия по истории мировой культуры. – М., 1998. – С. 604–640.

  6. Ильина Т.В. История искусств: Отечественное искусство. – М., 2000. – С. 5–33.

  7. История культуры России: Курс лекций для негуманитарных специальностей. – М., 1993. – С. 53–76.

  8. Кайсаров А.С., Глинка Г.А., Рыбаков Б.А. Мифы древних славян. – Саратов, 1993.

  9. Мировая художественная культура: Учеб. пособие / Под ред. Б.А. Эренгросс. – М., 2001. – С. 142–168.

  10. Петров-Стромский В.Ф. Тысяча лет русского искусства: история, эстетика, культурология. – М., 1999. – С. 10–65.

  11. Раппопорт П.А. Древнерусская архитектура. – СПб., 1993. – С. 28–109.

  12. Рубцов Н. Н. Символ в искусстве и жизни. – М., 1991.– Гл. 2, 4.

  13. Трубецкой Е. Три очерка о русской иконе. – М., 1991.

  14. Философия русского религиозного искусства. – М., 1993.

  15. Шульгин В.С., Кошман Л.В., Зезина М.Р. Культура России IX – XX вв.: Учеб. пособие. – М., 1998. – С. 12–41.


Тема 11. Культура Московского царства (XIV – XVI вв.)


План

  1. Исторические условия развития культуры в XIV – XVI вв.

  2. Нравственный идеал эпохи монгольского владычества и его отражение в литературе и искусстве. А. Рублев и С. Радонежский.

  3. Складывание единой культуры Московского государства. Московский Кремль как выражение идеи могущества независимого централизованного государства. Россия и Запад.

  4. Теория «Москва – третий Рим» и ее отражение в летописях, общественно-политической мысли. Усиление влияния церкви на искусство.


^ Методические рекомендации

В начале работы необходимо назвать и объяснить факторы, влиявшие на развитие культуры. Это - восстановление экономики после ордынского нашествия; возвышение Москвы и превращение ее в культурный центр страны; патриотический подъем, вызванный Куликовской битвой и затем освобождением от ига; восстановление с XV в. культурных контактов со странами Западной и Южной Европы; усложнение социально-экономических и политических процессов и необходимость их осмысления средствами культуры.

Далее необходимо объяснить, что в рассматриваемый период важную роль в формировании мировоззрения людей играла Церковь. От нее исходили не только просветительские, но и объединительные идеи. После этого на примере «Жития Сергия Радонежского» следует показать черты нравственного идеала человека XIV – XVI вв.: убежденность в религиозных принципах, напряженная духовная работа, патриотизм, бескорыстие, трудолюбие. Затем основные черты нравственного идеала следует разъяснить на примере иконы «Троица» А. Рублева, подчеркнув глубокую человечность и возвышенную одухотворенность образов. После этого, отметив, что с конца XIV в. Москва становится культурным центром Древней Руси, необходимо разъяснить, как архитектура и искусство новой столицы отражали идею могущества независимого централизованного государства. Для этого следует проанализировать архитектуру Московского Кремля (Успенский, Архангельский, Благовещенский соборы, Грановитая палата, колокольня Ивана Великого), показав величие, монументальность, роскошь, красоту сооружений. Необходимо также отметить, что все храмы построены в традиционно русской манере (крестово-купольный тип), хотя их строительством руководили итальянские архитекторы, которые внесли в их отделку некоторые черты западной архитектуры (Аристотель Фиораванти, Алевиз Новый, Марк Фрязин и Пьетро Солари, Бон Фрязин). Это свидетельствует о новом этапе развития русской культуры – обогащении национальной культуры достижениями культуры Западной Европы.

Далее следует показать, что идея могущества новой столицы Российского государства в XVI в. была связана с идеей о Москве, как о «третьем Риме». В работе нужно рассказать об этой теории и проследить ее развитие на примере таких произведений, как «Сказание о князьях Владимирских», «Русский хронограф», «Лицевой летописный свод», «Степенная книга». Необходимо также отметить, что теория «Москва – третий Рим» способствовала усилению влияния церкви на искусство. Нужно привести примеры того, что Церковь вела борьбу со светским знанием, инакомыслием, установила жесткую регламентацию живописи, зодчества, литературы, всей духовной жизни, что отрицательно сказалось на развитии культуры в целом, привело к появлению в ней консервативных тенденций.

В заключение необходимо объяснить значение данного этапа в развитии отечественной культуры.

Литература

  1. Барская Н.А. Сюжеты и образы древнерусской живописи. – М., 1993. – С. 17–28, 78–82, 98–122, 132–138, 141–144, 147–150 и др.

  2. Березовая Л.Г., Берлякова Н.П. История русской культуры. В 2 т. – М., 2002. – Т. 1. – С. 99–171.

  3. Ильина Т.В. История искусств: Отечественное искусство. – М., 2000. – С. 345–72.

  4. История культуры России: Курс лекций для студентов негуманитарных специальностей. – М., 1993. – С. 77–101.

  5. Лосский Н.О. Характер русского народа / Н.О. Лосский. Условия абсолютного добра. - М., 1991. - С. 238 – 321.

  6. Любимов Л. Искусство Древней Руси. - М., 1981. – С. 151–289.

  7. Мировая художественная культура: Учеб. пособие / Под ред. Б.А. Эренгросс. – М., 2001. – С. 168–191.

  8. Петров-Стромский В.Ф. Тысяча лет русского искусства: история, эстетика, культурология. – М., 1999. – С. 66–91.

  9. Трубецкой Е. Три очерка о русской иконе. - М., 1991.

  10. Философия русского религиозного искусства. - М. 1993.

  11. Шульгин В.С., Кошман Л.В., Зезина М.Р. Культура России IX – XX вв.: Учеб. пособие. – М., 1998. – С. 77–101.


Тема 12. Западноевропейская культура Возрождения:

факторы формирования и открытия

(на примере Италии XII – XVI вв.)


План

1. Понятие «Возрождение», факторы формирования культуры Возрождения.

2. Открытия культуры Ренессанса.

3. Изобразительное искусство как отражение открытий и противоречий эпохи.

^
Методические указания

В начале работы студент должен объяснить термин «Возрождение» («Ренессанс») и привести периодизацию итальянского Возрождения.

Далее необходимо рассмотреть изменения, происходившие в разных областях жизни средневекового итальянского города. В экономической сфере к их числу относится расцвет ремёсел и торговли; в социальной – появление новых общественных групп: буржуазии, постоянных рабочих, интеллектуалов (людей, профессионально занимавшихся науками и искусствами). Политические изменения нашли отражение в коммунальных революциях, освобождении городов от власти сеньоров.

Затем следует показать, как перечисленные явления способствовали «рождению» культуры Ренессанса, влияли на её возникновение.

После этого нужно рассмотреть основные открытия эпохи Возрождения – открытия античности, Природы, новых культур, Человека. Говоря об открытии Человека, необходимо раскрыть суть гуманизма (идеологии Ренессанса) и особого явления – титанизма. Анализ последнего должен завершиться демонстрацией так называемой «обратной стороны» титанизма, которая иллюстрирует противоречивость культуры Возрождения и свидетельствует о её кризисе.

Далее необходимо показать, каким образом открытия и противоречия культуры Ренессанса нашли отражение в изобразительном искусстве. Для этого следует проанализировать работы Леонардо да Винчи («Мона Лиза» («Джоконда»); «Мадонна с цветком» («Мадонна Бенуа»), Рафаэля («Мадонна в кресле»; «Сикстинская мадонна»; «Афинская школа»), Микеланджело («Давид»; «Страшный суд»; «Джулиано», «Ночь» и «День»).

В заключение студент должен определить место и значение культуры Возрождения в истории мировой культуры.

Литература

  1. Ильина Т.В. История искусств. Западноевропейское искусство: Учебник. – М., 2002. – С. 109–128.

  2. История и культурология: Учеб. пособие для студентов вузов / Под ред. Н.В. Шишовой. – М., 2000. – С. 241–258.

  3. История культуры стран Западной Европы в эпоху Возрождения / Под ред. Л.М. Брагиной. – М., 2001. – С. 17–29, 33–37, 45–52, 70–79, 87, 90–94, 99–105.

  4. Киселёва М.С. Культура Западной Европы от Возрождения до Реформации // Запад и Восток. Традиции и современность: Курс лекций для студентов негуманитарных специальностей. – М., 1993. – С. 44–51, 62–64.

  5. Культурология: Курс лекций / Под ред. А.А. Радугина. – М., 1997. – С. 184–188, 190–193.

  6. Культурология: Учеб. пособие для студентов высших учебных заведений / Под ред. Г.В. Драча. – Ростов-н/Д., 2002.– С. 194–206.

  7. Любимов Л.Д. Искусство Западной Европы: Книга для чтения. – М., 1976. – С. 169–268.

  8. Любимов Л.Д. Искусство Западной Европы. – М., 2003. – С. 126–202.

  9. Стам С.М. Корифеи Возрождения. Искусство и идеи гуманистического свободомыслия. Книга первая. – Саратов, 1991. – С. 187–189, 199–204, 258–259.


Тема 13. Барокко и классицизм как отражение

европейских реалий XVII – XVIII вв.

План

  1. Условия становления и развития барокко и классицизма.

  2. Художественные особенности барокко.

  3. Основные черты искусства классицизма.



Методические указания




оставить комментарий
страница1/4
Дата20.09.2011
Размер0,54 Mb.
ТипМетодические указания, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

страницы:   1   2   3   4
отлично
  1
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Загрузка...
Документы

Рейтинг@Mail.ru
наверх