Автореферат диссертации на соискание ученой степени icon

Автореферат диссертации на соискание ученой степени


Смотрите также:
Автореферат диссертации на соискание ученой степени...
Автореферат диссертации на соискание ученой степени...
Автореферат диссертации на соискание ученой степени...
Автореферат диссертации на соискание ученой степени...
Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. М., 2000...
Автореферат диссертации на соискание ученой степени...
Автореферат диссертации на соискание учёной степени...
Автореферат диссертации на соискание ученой степени...
Автореферат диссертации на соискание ученой степени...
Автореферат диссертации на соискание ученой степени...
Автореферат диссертации на соискание ученой степени...
Автореферат диссертации на соискание ученой степени...



страницы:   1   2   3   4


УДК 7.01:792(574) На правах рукописи


КАРЖАУБАЕВА СаНГУЛЬ КАМАЛОвНА


Социокультурный контекст и мировоззренческие основания

сценографии Казахстана


Специальность 17.00.09 – Теория и история искусства


Автореферат


диссертации на соискание ученой степени

доктора искусствоведения


Республика Казахстан

Алматы, 2010

Работа выполнена на кафедре истории и теории изобразительного искусства

Казахской национальной академии искусств имени Т. Жургенова



^ Научные консультанты:

доктор искусствоведения,

профессор Ахмедова Н.Р.


доктор философских наук,

профессор ^ Аюпов Н.Г.


доктор философских наук,

профессор Байжигитов Б.К.


Официальные оппоненты:

доктор искусствоведения,

профессор ^ Юрьева Т.С.


доктор искусствоведения,

профессор Прокопцова В.П.


доктор искусствоведения,

профессор Хамидова М.А.


^ Ведущая организация:

Национальный университет

Узбекистана им. Мирзо Улугбека



Защита состоится «____» декабря 2010 года в ______ часов на заседании Диссертационного совета К-53.40.04 для разовой защиты диссертации на соискание ученой степени доктора искусствоведения в Казахской национальной академии искусств им. Т.Жургенова по адресу: 050000, Алматы, ул. Панфилова, 127


С диссертацией можно ознакомиться в Центральной научной библиотеке Министерства образования и науки Республики Казахстан по адресу: 050010, Алматы, ул. Шевченко, 28


Автореферат разослан «____» октября 2010 г.



Ученый секретарь

диссертационного совета

д


октор философских наук, профессор





Кокумбаева Б.Д.

ВВЕДЕНИЕ


Общая характеристика работы. В диссертации рассматриваются мировоззренческие основания и социокультурные аспекты специфики и динамики развития казахстанской сценографии.

Результаты работы имеют теоретическое и практическое значение для создания концептуально-методологической базы исследования казахстанской сценографии как художественно-творческого феномена, а также для решения задач конкретизации актуальных направлений отечественного искусствознания.

^ Актуальность темы исследования. XX век внес значительный вклад в историю Казахстана. Произошедшие в начале и в конце прошлого века общественные перемены по интенсивности и всесторонности не имеют аналогов в многовековой отечественной истории, и связаны со сменой мировоззренческих ориентиров, становлением новой системы художественных и культурных ценностей. Театр, являясь синтетической формой искусства, одним из наиболее чутких индикаторов художественно-эстетического уровня развития культуры общества и в целом важнейшей сферой духовного бытия человека, не стал исключением из этого процесса. Однако, сценография из всех видов искусств, входящих в театральный синтез, в силу ряда обстоятельств оказалась в тени познавательных процессов. Эту важную работу необходимо начинать с азов. Именно в сценографии наиболее полно отразился уникальный опыт «мобилизации» казахской культурой своих потенциальных возможностей и адаптации к новым формам и видам художественно-творческой деятельности.

С обретением Казахстаном государственного суверенитета социально-политические процессы актуализировали задачи теоретического анализа сущности происходящих перемен с новых концептуальных теоретико-методологических позиций и в сфере культуры и искусства. Эти новые проблемы требуют творческой переоценки и преодоления укоренившихся представлений, выработки нового стиля мышления. Такая установка предполагает реализацию особой исследовательской стратегии, основанной на тесном взаимодействии искусствоведческих, культурологических, философско-эстетических подходов и методов анализа.

Фундаментальные дилеммы и стратегические конфликты эволюции общества связаны с изменением эстетических пристрастий, перестройкой внутренней динамики развития и воспроизводства на уровне социальной объективации новых мировоззренческих парадигм. В этом плане закономерно, что значительность так называемых «переходных эпох» для той или иной национальной культуры, обусловливают их рассмотрение в теоретических исследованиях как особого предмета. Именно в такие периоды происходит утверждение культурных стереотипов, выкристаллизовываются структуры ментальности, определяющие развитие искусства и культуры. Исследовательский выбор данной диссертационной работы обусловлен приоритетностью для всего комплекса социально-гуманитарных наук разработки нового методологического подхода к изучению искусства Казахстана в контексте исторических, социокультурных, экономических, политических трансформаций XX в. Для решения этой задачи необходимо осмыслить влияние общемирового эволюционного процесса на особенности формирования сценографии Казахстана, теоретически проанализировать своеобразие исторического становления и динамику развития, выявить преемственность, существовавшую на различных этапах.

Со времени формирования казахского театра и всех составляющих театральный синтез видов искусства, в годы социокультурных трансформаций, переходные периоды, время расцвета идеологии соцреализма и время крушения этой системы, сохранился огромный массив материала по сценографии, который, как показало время, играет огромную роль во всей казахской культуре. Однако до настоящего времени, в силу различных факторов, сценографическая практика казахского театра не была исследована сколько-нибудь полно. В науке преимущественно обращается внимание на тот аспект в понимании художественной практики, что - это предметная деятельность, это толчок и импульс к познавательной деятельности человека. Если принять во внимание, что практика является по отношению к познанию не «внешним фактором», а его «имманентной составной частью», то именно практика является исходной точкой самого познания и способом ее существования и развития. Отсюда и приоритетность изучения сценографической практики казахского театра, которая является сегодня важнейшей задачей современного искусствознания.

Диссертация по данной теме – одна из первых попыток исследовать особенности генезиса сценографии Казахстана XX - начала XXI вв., классифицировать ее основные этапы, дать анализ художественных поисков, представленных в творчестве наиболее видных ее представителей. Данным обстоятельством определена актуальность темы диссертации и избранного исследовательского направления.

^ Степень разработанности проблемы. В Казахстане появление специальных теоретических трудов, в рамках которых уделялось бы внимание вопросам декорационного оформления спектаклей казахского театра, датируется первой половиной XX столетия. Такого рода исследования представлены в ставших уже классическими работах М. Ауэзова, С. Муканова, А. Жубанова, А. Затаевича, А. Маргулана. Позже, в связи с археологическими открытиями на юге Республики, появляются статьи К. Байпакова и ряда других авторов, посвященные театрализованным представлениям в средневековых городах Казахстана.

Относительно большое количество специальной литературы посвящено исследованию различных аспектов театрального искусства Казахстана. Это фундаментальные труды историков и теоретиков казахского театра Н. Львова, Б. Кундакбаева, О. Кайдаловой, И. Рыбаковой, Р. Нургалиева, С. Кузембаевой, Л. Богатенковой, А. Сыгая, Л. Сарыновой, С. Кабдиевой, Г. Жумасеитовой и др.

Труды этих ученых имеют большое методологическое и информативное значение для решения поставленных в данной диссертационной работе задач. Вместе с тем, признавая их важность и ценность, необходимо отметить, что вопросы сценографии в них представлены на уровне комментирования.

Основой для углубления исследований в этой области явились несколько публикаций, носящих, в силу ограниченности формата и жанровой направленности, обзорно-ознакомительный характер. Так, в 1963 г. был опубликован сборник «Изобразительное искусство Казахстана» (1917-1960 гг.), один из разделов которого был посвящен театрально-декорационной живописи Казахстана (автор И.А.Рыбакова). В 1983 г. в Москве были изданы фундаментальные труды «Советское изобразительное искусство. Живопись. Скульптура. Графика. Театрально-декорационное искусство» (1917-1960), (1941-1960), (1961-1980). В разделах, посвященных театрально-декорационному искусству советских республик, Казахстану отводится не более одной-двух страниц. Автор статей Е.М. Костина, в силу необходимости отметить лишь самые значительные постановки тех лет, охватила малую часть из того, что действительно было достойно упоминания.

Не восполнил существовавший исследовательский пробел и выходивший с середины 70-х гг. ХХ в. журнал «Советские художники театра и кино».

Заметной вехой в исследованиях казахского театрально-декорационного искусства стала монография Л.Ф.Марченко, посвященная творчеству Г.Исмаиловой (1975 г.). В 1999 г. вышел богато иллюстрированный альбом Г.К. Шалабаевой - «Г.М. Исмаилова. Живопись и театрально-декорационное искусство», в котором, наряду со станковой живописью, дан обзор театральных работ художницы. Однако жанр вступительной статьи не позволил автору раскрыть весь круг проблем, связанных с творческой работой художницы в музыкальном театре. То же можно сказать и о богато иллюстрированном альбоме «Сергей Калмыков», выпущенном в 2005 г. в рамках программы «Культурное наследие», в котором работа художника в театре, его эскизы декораций также не стали предметом специального анализа.

Нет значительных публикаций, посвященных исследованию отечественной сценографии на различных этапах ее развития; нет работ по истории сценографии отдельных театров республики; не получили должного освещения проблемы образа и художественной целостности спектаклей, поставленных в разные годы на казахской сцене; не исследована творческая деятельность многих театральных художников, плодотворно работавших в Республике в разные годы. Следует также сказать, что в названных выше материалах многие теоретические вопросы, связанные с национальной тематикой, поисками стиля, традициями еще не ставились как самостоятельная научная проблема. Но эти публикации можно рассматривать как начало актуализации проблем, связанных типологией, классификацией, преемственностью, вопросов традиции и новаторства в сценографии Казахстана. Вместе с тем, целый ряд серьезных вопросов остался вне поля зрения ученых, а если и рассматривались, то порознь, обособленно, без направленности на выработку общей теоретической концепции. От правильного ответа на эти вопросы зависит, на какой теоретической основе и в какой степени они будут отражать реальную сценографическую практику и способна ли она дать импульсы развитию всей отечественной культуре.

В последнее время в научной литературе все чаще ставятся задачи концептуализации всеохватывающей теории исследования художественной практики, в контексте различных историко-культурных и общественных взаимосвязей, подчеркивается необходимость разработки конкретных методологических принципов познания, методов отражения динамичных и противоречивых взаимоотношений объекта и субъекта в этом процессе.

В отечественном искусствознании вышеназванные задачи до последнего времени не были выделены в качестве самостоятельной проблемы. В этом аспекте практически нет работ, в которых специально выяснялась бы мировоззренческая основа казахстанской сценографии в той форме, в какой она соответствует современному знанию. Инерция предыдущих десятилетий до сих пор не преодолена, в силу чего и не осуществлено крупных целостных исследований в этой области искусства. Изучение широкого круга вопросов, связанных с развитием сценографии казахского театра, могло бы расширить наши знания и представления о важнейших и художественно значимых явлениях казахской культуры и искусства в целом.

Сегодня для рассмотрения сценографии как органической части культуры Казахстана имеется достаточно возможностей. Исследование специфики и особенностей становления сценографии казахского театра за вековой путь ее развития как художественного феномена, формировавшегося в единстве с духовными приоритетами и социокультурными преобразованиями общества, потребовало выработки нового подхода. Оказалось, что подобное исследование невозможно без освоения философского опыта и требует привлечения методов фундаментальной онтологии, экзистенциализма, герменевтики, феноменологии, философской антропологии и философии жизни. Это стимулировало обращение к трудам М. Хайдеггера, Э. Гуссерля, Х.-Г. Гадамера, Й. Хёйзинги, К. Леви-Стросса, Ж.-П. Сартра, К. Юнга, З. Фрейда, Ж. Деррида, М. Элиаде, Х. Ортега-и-Гассета Ж. Делёза, А. Павленко, Г. Гачева, М. Бахтина, Б. Байжигитова, К. Нурлановой, А. Наурзбаевой, Н. Шахановой, Г. Шалабаевой, Б. Нуржанова, А. Кодара и др.

В то же время изобразительное решение театральных постановок необходимо рассматривать в соответствии со спецификой изобразительных приемов, значимых при создании визуального образа спектакля, а потому данное исследование предваряется анализом категории «художественный образ». В исследовании этой проблемы основными стали труды А. Лосева, А. Банфи, М. Кагана.

В вопросах, касающихся общих проблем искусствознания и искусствоведческой рецепции методов аксиологического дискурса основными стали труды Д.Сарабьянова, В.Прокофьева, Н.Ахмедовой, Р.Ергалиевой, В.Прокопцовой, Т.Юрьевой, В.Познина, Б.Барманкуловой, Л.Уразбековой и др.

В силу характера тематики данной диссертации, направленной на осмысление большого хронологического и разнообразного эмпирического материала, необходимо обозначить основные вопросы, которые, так или иначе, попадают в исследовательское поле. Наличие серьезных искусствоведческих и философских работ составили теоретический базис данного исследования, однако, необходимость осмысления содержательных аспектов сценографии Казахстана определило обращение также к трудам по истории мирового театра Н. Евреинова, С. Мокульского, Д. Авдеева, Д. Каллистова, Н. Конрада; трудам, в которых освещаются проблемы модернизации и условности изобразительного языка театра ХХ века Дж. Гасснера; фольклорные истоки театра Л. Ивлевой, Е. Ревуненковой; теории драмы А. Аникста, Т. Бачелис; проблемы взаимодействия искусств, входящих в театральный синтез, а также взаимосвязь и взаимовлияние европейского и восточного театра С. Серовой, М. Рахманова, М. Кадырова, И. Мухтарова; теория режиссерского мастерства и творческие искания режиссеров К. Станиславского, В. Немировича-Данченко, А. Таирова, Вс. Мейерхольда, Б. Брехта, П. Брука, А. Арто; театральная критика А. Гвоздева; проблемы театральной семиотики П. Богатырева, Р. Барта, П. Пави; творческое наследие Н. Акимова, М. Френкеля и др.; истории и теории сценографии В. Березкина, А. Михайловой, М. Давыдовой, М. Пожарской, Ф. Сыркиной, Л. Овэс и др.; вопросы театральной архитектуры, технологии и техники оформления сцены В. Базанова, В. Козлинского, Э. Фрезе, В. Шеповалова.

Труды отечественных исследователей, посвященные закономерностям и отдельным сторонам казахской культуры, которые, вкупе с классическими и современными зарубежными трудами по истории, теории, философии искусства и культуры, позволили теоретически проанализировать и обобщить массив фактологического материала по сценографии Казахстана прошлого и начала нынешнего века.

Вместе с тем, анализ публикаций ведущих отечественных специалистов свидетельствует о том, что по обозначенной в настоящей диссертации теме исследования образовался широкий спектр нерешенных проблем как в силу сложности исследования и анализа этого вида искусства, так и недостаточной разработанности концептуально-методологической модели теоретико-мировоззренческого характера:

- во-первых, в отечественной научной литературе нет обстоятельных монографических исследований, ставящих и решающих задачу разработки целостной концепции искусства сценографии Казахстана;

- во-вторых, углубляется разрыв между искусствоведческими работами, посвященными казахскому театральному искусству, и разрабатываемыми в современной философии новыми концептуально-методологическими парадигмами и эпистемологическими новациями в исследовании культуры и художественно-творческих процессов;

- в-третьих, не преодолена противоречивость исходных теоретических установок при анализе сценографии Казахстана как формы изобразительного искусства, с одной стороны, и органического компонента театрального синтеза искусств, с другой;

- в-четвертых, остаются неизученными проблемы, связанные с анализом развития сценографии Казахстана в контексте социокультурных процессов общества.

Таким образом, анализ отечественных и зарубежных литературных источников свидетельствует о том, что степень разработанности избранной темы диссертационного исследования является недостаточной и не отвечает уровню ее теоретической и практической значимости, что собственно и подвигло к постановке данной проблемы.

Завершение одной эпохи и начало другой в ходе политических и исторических трансформаций прошедшего столетия актуализировало задачи объективного анализа особенностей и закономерностей развития сценографии Казахстана.

^ Цель и задачи диссертационного исследования. Целью диссертационной работы является осмысление мировоззренческих оснований сценографии Казахстана в контексте социокультурных преобразований ХХ века. Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:

- обосновать методологические принципы исследования сценографии Казахстана;

- рассмотреть генезис казахстанской сценографии в контексте эволюционной смены художественно-изобразительного оформления спектаклей мирового театра;

- проанализировать роль сценографии в создании художественного образа спектакля и как формы изобразительного искусства в структуре театральной постановки;

- раскрыть специфику и особенности первоначального этапа становления казахстанской сценографии;

- дать развернутый анализ изобразительных принципов сценографии казахского драматического театра 40-х гг. ХХ в.;

- раскрыть изобразительные принципы художественно-образного моделирования сценического пространства в драматическом театре 50-х – 60-х гг. ХХ в.;

- раскрыть особенности сценографии музыкального театра 50-х – 60-х гг. ХХ в.;

- рассмотреть принципы «действенной сценографии» в драматическом театре Казахстана 70-х гг. ХХ в.;

- рассмотреть метафорический язык сценографии казахского театра 80-х гг. ХХ в. как основного смыслового элемента художественного образа спектакля;

- выявить особенности художественных поисков в сценографии 90-х гг. ХХ в.;

- проанализировать художественные методы и приемы сценического оформления театральных постановок в казахском театре ХХI века.

^ Объектом исследования является сценографическая практика казахского театра ХХ – начала ХХI века как целостностная художественная система.

Предметом исследования выступают мировоззренческие основания особенностей формирования и развития казахстанской сценографии, анализ ее как субъекта и объекта познания в социокультурном аспекте.

^ Научная новизна диссертационного исследования заключается:

- в обосновании методологического подхода к исследованию сценографии Казахстана как уникального историко-культурного и художественного феномена, осмысление которого опосредовано органическим совмещением искусствоведческих, культурологических и философских методов анализа;

- в раскрытии объективных закономерностей освоения казахстанской сценографией в ускоренные по времени сроки эволюционных этапов художественно-изобразительной системы мирового театра;

- в раскрытии диалектики соотношения двух основных модальностей сценографии как относительно самостоятельной формы изобразительного искусства в многокомпонентной структуре театрального зрелища и анализе ее эстетической значимости как художественно-пластического эквивалента драмы;

- в выявлении позитивных векторов освоения профессионального искусства сценографии. Установлено, что казахстанской сценографией уже на этапе своего становления был изучен и обобщен мировой опыт, освоена художественная система организации сценического пространства театра европейского типа;

- в обосновании идеи лаконизма художественного языка сценографии казахского театра 40-х гг. ХХ в. Этот период, обусловленный необходимостью быстрого реагирования на вызовы времени, выявил такие ее качества как стремление к художественному отображению основной идеи спектакля средствами плакатного искусства;

- в рассмотрении изобразительных принципов художественно-образного моделирования сценического пространства 50-х – 60-х гг. ХХ века. Установлено, что интерес к показу достоверного места действия, закономерно обусловил расширение диапазона изображаемых сюжетов в сценографии казахского драматического театра;

- в анализе особенностей сценографии музыкального театра Казахстана 50-х - 60-х гг. ХХ в. Установлено, что широкое привлечение художественного языка театральной живописи, отвечающей по своей стилистике и внутреннему содержанию музыкальной драматургии, стало объединяющим фактором синтеза и гармонизации всех видов искусства в пространстве музыкального спектакля казахского театра оперы и балета;

- в выявлении принципа «действенной сценографии» как формообразующего начала сценического оформления драматического спектакля в 70-е гг. ХХ в.;

- в утверждении, что в 80-х гг. ХХ в. принципиально новым подходом в решении художественного образа спектакля стало обращение казахстанской сценографии к условному языку символов и метафор;

- в определении, что избирательность в отборе изобразительных средств в 90-е гг. ХХ века была обусловлена новыми стратегиями казахстанской сценографии для достижения множественности ассоциативных значений визуальных образов спектакля;

- в рассмотрении сценографии современных спектаклей как визуальной рефлексии к сценическому действию, создающей «новые» смыслы драматургии в контексте режиссерской идеи.

^ Основные результаты и положения, выносимые на защиту:

1. Процесс постижения генезиса и современного состояния казахстанской сценографии сопровождается расширением понимания и познания ее развития как нелинейного, сложного художественного процесса, для изучения которого необходимо совместить внимание к уникальной самобытности художественно-эстетического опыта народа и универсальной значимости общечеловеческих категорий, с одной стороны, и закономерностям социокультурного, исторического развития общества, с другой. Современные концепции онтологии, феноменологии, герменевтики, аксиологии, экзистенциализма, философской антропологии и философии жизни стали методологическим инструментарием исследования сценографии Казахстана.

2. Смена художественных приоритетов в казахской культуре в начале ХХ века выявила основополагающие качества национального художественного мышления, которые проявились в открытости и готовности к диалогу с инонациональными духовными и художественными ценностями. Именно эти качества способствовали мобилизации культурного потенциала нации, сумевшей в короткие сроки интегрироваться в общемировой культурный процесс. В сценографии синтез привнесенного и собственного культурного опыта обусловил освоение в ускоренные по времени сроки художественно-изобразительной системы мирового театра;

3. Современная сценография Казахстана это не внешний по отношению к сценическому действию фон, который может быть элиминирован без ущерба из его бытия, а одно из важнейших условий достижения целостности художественного образа спектакля.

4. В период становления общий принцип изображения условно-обобщенного места действия был следствием относительной узости диапазона изобразительного языка сценографии, однако уже последующее десятилетие стало этапом быстрого освоения новейшего художественного опыта и выхода на новые позиции;

5. Период 40-х гг. в казахстанской сценографии, связанный с годами войны, характеризуется обращением к изобразительным приемам искусства плаката, лаконизм языка которого был направлен на отображение основополагающей идеи победы, духовного единения и сплоченности народа перед лицом врага;

6. Доминирующей тенденцией сценографии 50-х – 60-х гг. стали принципы жизненной достоверности, стремление к показу узнаваемого места действия. Приверженность к бытовой эстетике дала свои позитивные результаты и обусловила расширение диапазона изображаемых на казахской сцене декорационных сюжетов;

7 енография казахстана . Театрально-декорационная живопись Казахстана, преимущественно развивавшаяся в 50-60-е гг. прошлого столетия в оперно-балетном театре, в своих лучших образцах неразрывна с деятельностью выдающихся театральных художников А.Ненашева и Г.Исмаиловой. В их творчестве наиболее последовательно отразились идеи гармонии, органического синтеза декорационной живописи и музыки в создании художественного образа музыкального спектакля;

8. В 70-е гг. ХХ в. позитивный в творческом отношении переход от иллюстративной статичности к действенности декораций в контексте всего сценического действия обусловил утверждение «действенной сценографии» в качестве формообразующего элемента драмы и был связан со свойственной этой художественно-стилистической системе универсальностью. В особом, вневербальном языке новой сценографии воплощалась сущность драматического представления как «действенной метафизики»;

9. Обращение театральных художников к метафоре как смыслообразующему элементу в раскрытии художественного образа спектакля стало характерной чертой отечественной сценографии 80-х гг. Широкий диапазон иносказательного языка метафоры формировал свой особый символический мир в пространстве спектаклей казахского театра;

10. Сценографию последнего десятилетия прошлого века характеризуют поиски новой художественной стилистики, в большей мере отражающие особенности мироощущения и философии художника. В рамках непреложной формулы сценографии - визуализации бытия драматургии в пространстве сцены – актуализировался новый интерес к возможностям условного языка орнаментальных абстракций. Онтологически переход к данному способу художественного моделирования был обусловлен проблемой возрождения культурной традиции и национального самосознания казахского народа;

11. Анализ современной сценографии приводит к выводу о том, что «конструктивизм» и светоцветовая «живопись» становятся для художников казахского театра новой художественной стратегией в визуализации глубинных смыслов драматургической основы сценического действия.

^ Методологическая и теоретическая база исследования. Методология исследования базируется на принципах комплексного, теоретико-искусствоведческого анализа, необходимость которого продиктована контекстуальными особенностями формирования и динамикой развития сценографии Казахстана как системы, развивающейся в разнообразных связях с другими видами искусства, под влиянием социальных, политических, культурных, идейно-мировоззренческих, духовно-нравственных трансформаций казахстанского общества и мировой цивилизации в целом. Современные концепции искусствознания, философии, культурологии, эстетики стали методологической базой исследования. Научные положения диссертации формулируются и раскрываются на основе принципов историзма, преемственности, научной объективности, использования герменевтики, компаративистики, методов комплексного и системного подхода.

Кроме фундаментальных искусствоведческих, и философско-культурологических трудов источниковедческой базой исследования стали материалы периодической печати, просмотренные автором спектакли, эскизы декораций и макеты, хранящиеся в фондах Государственного музея изобразительного искусства Республики Казахстан им. А. Кастеева, в личных архивах художников, а также беседы и консультации с учеными (искусствоведами, театроведами, философами, культурологами) и деятелями искусства и культуры (театральными художниками, режиссерами и актерами).

^ Теоретическая и научно-практическая значимость исследования состоит в разработке методологических и мировоззренческих принципов анализа сценографии Казахстана, проведенного на широком историко-культурном фоне, и определяется новизной темы и результатами, которые в ней получены. Материалы и выводы исследования могут быть полезны для разработки актуальных направлений смежных отраслей знания, использованы при чтении основных и специальных курсов по теории и истории искусства, теории и истории сценографии казахского театра, культурологии и философии культуры, в освещении отдельных тем и вопросов других социально-гуманитарных дисциплин в творческих ВУЗах.

Материалы диссертации могут составить основу для учебников и учебно-методических пособий, рассматривающих вопросы теории и истории искусства, культуры, эстетики и духовности.

^ Реализация результатов. Автор разработал учебные пособия и программы курсов для магистрантов по истории сценографии Казахстана. Отдельные результаты нашли отражение в монографиях «Театральное искусство казахов: традиции и новации». Алматы: ТОО «Полиграфия-сервис и К°», 2006. – 215 с., «Сценография Казахстана ХХ-нач.ХХI вв. Особенности формирования и развития». Алматы: ТОО «Полиграфия-сервис и К°», 2010. – 208 с. Результаты, положения и выводы диссертации также были апробированы при чтении лекций и проведении семинарских занятий по дисциплине «История и теория сценографии».

^ Апробация диссертационного исследования. Основные положения и научные результаты диссертации изложены в научных докладах и выступлениях на 13 международных, республиканских научных и научно-практических конференциях, в 24 статьях и публикациях в казахстанских и зарубежных изданиях.

^ Структура диссертационной работы. Цель и задачи, поставленные в исследовании, определили логику и структуру диссертационной работы, которая состоит из введения, четырех разделов, включающих 13 подразделов, заключения и списка использованных источников.





оставить комментарий
страница1/4
Дата19.09.2011
Размер0.8 Mb.
ТипАвтореферат диссертации, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

страницы:   1   2   3   4
не очень плохо
  1
отлично
  1
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Документы

Рейтинг@Mail.ru
наверх