Федор Шак. Российская поп-музыка в медийном зеркале Вам нравится русская популярная музыка? Группы разношерстных мальчиков и девочек, смешение мод, унисекс, лес icon

Федор Шак. Российская поп-музыка в медийном зеркале Вам нравится русская популярная музыка? Группы разношерстных мальчиков и девочек, смешение мод, унисекс, лес


Смотрите также:
Психологические основы воспитания мужественных мальчиков и женственных девочек...
Вопросы к зачёту по курсу...
Тема «О чем говорит музыка»...
График проведения конкурсных номинаций фестиваля...
График проведения конкурсных номинаций фестиваля...
1. Цели первенства популяризация шахмат среди мальчиков и девочек...
Краевой этап XI фестиваля искусств детей и юношества им. Д. Б. Кабалевского...
Домашнее задание 1 1 Музыка и литературные герои Учить вслушиваться в мир звуков и находить...
А. И. Куприн использует в повести параллелизм. Как этот прием помогает понять Х...
Зарубежная популярная-танцевальная музыка 80х- годов в стиле disco-pop music (сборник по...
Урок музыка-самопознание 5 класс Предмет: Музыка Раздел: «Музыка казахского народа»...
Программа по предмету «Музыка»...



Загрузка...
скачать




Федор Шак. Российская поп-музыка в медийном зеркале

Вам нравится русская популярная музыка? Группы разношерстных мальчиков и девочек, смешение мод, унисекс, лесби, брайтон, вокзальный романс, вновь толпа мальчиков и девочек. Современная популярная музыка являет торжество безапелляционной, подчас убогой эклектики. Художественная интеллигенция предпочитает реагировать на беспредел российской поп-музыки бесполезной риторикой. Одни провозглашают себя вечными «борцами со жлобством», другие озабочены имплицитным мужским началом Бориса Моисеева– все размышления такого рода, будучи вербализированными, мгновенно подхватываются средствами массовой информации и тот час начинают работать на поддержание интереса к персонам их высказавшим, на деле являясь лишь ненужным личностным довеском. Задумывается ли кто-нибудь из представителей художественной интеллигенции: сколь разлагающе и губительно влияние гипертрофированного эстрадного сиропа на целевую аудиторию этот пресловутый сироп потребляющую? И кто собственно эта целевая аудитория? А судьи кто? У Пьера Бурдье по этому поводу есть замечательные слова "Когда речь идет об интеллигенции, апеллирование к народу - это всегда мистификация...»

В российской поп-музыке имеется одна негативная особенность, кроется она вовсе не в слабом вокальном таланте отдельных представителей эстрадной профессии. Здесь, пожалуй, нужно производить более глубокий подкоп, и адресовать критику отнюдь не по адресу распинающихся на сцене тряпичных кукол, нужно уделить большее внимание непосредственно их наставникам кукловодам. Однако, регулярно возникающая общественная дискуссия, касающаяся российской эстрады, неизменно сдвигается в абсолютно иную плоскость. Мутный поток негатива, обрушивается, в первую очередь на головы «поющих» свою извечную песню молодых особ. Потребность находиться в центре внимания, выступать на сцене, вполне свойственна молодой, нагруженной иррациональной экзальтацией и выспренними порывами женской натуре. Вполне характерной можно назвать и готовность определённых представителей всё ещё сильной половины человечества, к оказанию «разносторонней» помощи в виде слов и дел- больше всё таки дел; при этом, обращённые к молодым орхидеям меценатские порывы, умышленно наделяются горьковато-альковным привкусом. Да, да, - именно альковным. А как же без этого? Ведь здоровая молодая женщина, явление абсолютно самодостаточное. Его вневременная ценность не подлежит девальвации и забвению!

Отталкиваясь от мыслей изложенных в этом, безусловно, ироничном абзаце, можно по-новому взглянуть на следующие обстоятельства: по каким- то причинам, ряды обличителей этой «жуткой», «безнравственной» эстрады, наполнены по большей части представителями пожилой советской интеллигенции, помноженными на культпросветских в своём прошлом (и увы настоящем) женщин средних лет. Женщин находящихся в том возрасте, когда персональный выход на сцену уже «заказан», ибо внутренний дозиметр вкуса не позволит совершить столь своенравный и безнравственный во всех смыслах жест. Верно и то, что у некоторых, пребывающих на эстраде женщин-мэтров этот дозиметр уже давно сломался. Вероятно, они его уронили… И при виде молодого поколения длинноногих поющих неофиток, им, этим потёртым матронам остаётся разве что исходить желчью, перенося последнюю на остатки собственной личной жизни или выплёснуть всё накопившееся в эфирное пространство блеклых дискуссионных телепередач ведомых деятелями культуры в ранге министров. Вот только измениться ли от этих действий, самочувствие отечественной эстрады ?

Но, довольно горьких шуток. Давайте продолжим исследование непростой социокультурной темы. Виновны ли молодые нимфетки в том музыкальном беспределе, разрастание которого мы можем наблюдать день за днём? Или же в этом повинны процессы болезненной мимикрии, развернувшиеся в российской массовой культуре, за десять лет нашей «новой» жизни? Я полагаю, ответ здесь очевиден. После упразднения семидесятилетнего тоталитарного режима, изменилось многое. На фоне грандиозного коллапса происходящего в экономике и политической жизни современной России, мало кто обратил внимание на абсолютно неконтролируемые пароксизмы сегмента массовой культуры, да что уж там разглагольствовать о массовой культуре, если оказалась обделена вниманием, куда более существенная проблема крушения прежней советской системы ценностей, формирующей именно тот фундамент, к которому так сильно был привязан «средний» человек, т.е. именно тот, кто пострадал в наибольшей степени от многочисленных процессов десятилетних перетрубаций. Массовая культура не осталась в стороне от всеобъемлющего вертепа, она оказалась пропущенной сквозь сито насильственной аккультрации, произведённой относительно её западных образцов. Иного развития событий, быть не могло в принципе, но последствия…

Именно здесь автор позволит себе переместить смысловую канву материала с размышлений общего характера в сугубо конкретизированную область профессиональных проблем, каковых в нынешнем российском шоу бизнесе накопилось достаточно много.

Из замечательных монологов Михаила Жванецкого к нам пришла одна острая фраза – «Ужасно, что они говорят, но ещё ужаснее то, что они хотят всем этим сказать!» - Клубнично-вафельный моветон постсоветской эстрады известен всем и каждому - даже воспитанный на битлах интеллигент шестидесятник, питающий органическое неприятие к музыке того же Игоря Крутого, находясь в праздных условиях городского бытования, сам того не желая, многократно столкнётся с образчиками этих песен, доносимых динамиками спидол и репродукторами городского радио. Предположим, не нужно особого умственного труда для осознания того, что «они хотят всем этим сказать», но я хотел бы заострить внимание читателя на другом аспекте- а собственно - как они это говорят? Проводя сравнение продукции отечественного музыкального ширпотреба с её западными образцами, даже лишённый художественного вкуса человек вполне сможет найти «десять отличий» - если не более. Весь процесс формирования образчиков российской популярной музыки, начиная аранжировочными решениями и заканчивая звукорежиссёрским воплощением, наделён какой-то особой профессиональной увечностью: он отвратителен. Насколько сильно отличается он от грамотно налаженного западного процесса, этой хорошо настроенной, компетентной, филигранно работающей эстрадной машины и сказать трудно. Почему отечественный музыкальный продукт наделён совокупным большинством скверных характеристик? Доминирует ли здесь произвол барыг от шоу-бизнеса полагающих, что потребитель проглотит всё, или может быть дело в чём-то ином? Позволительно ли обращаясь к нынешнему музыкальному бизнесу вменить ему чёрную метку, гласящую о профессиональной некомпетентности целой ватаги, целого эшелона занятых в нём тружеников?

Прежде чем приступать к более основательному разбору этих проблем, давайте ненадолго углубимся в практику признанных специалистов, работающих в Западной Европе и Америке. Тревор Хорн - человек, чья деятельность снискала вполне заслуженный успех и почтение в профессиональной среде. Как продюсер и аранжировщик Хорн сформировал серию впечатляющих музыкальных проектов, в частности, хотелось бы выделить его работу, направленную к становлению темнокожего Гулливера более известного своим сценическим псевдонимом Seal. Не затрагивая нюансы восходящие к вопросам эстрадного имиджа, обратимся к рудиментам связанным с позиционированием исполнителя на музыкальном рынке. Учитывая богатые всходы маркетинговой аналитики давным-давно поделившей и преобразовавшей всё сущее в целевые ниши и адресные категории, заметим, что в рамках полноценно функционирующей индустрии шоу-бизнеса, целевая потребительская аудитория является жёстко разграниченной в первую очередь по возрастному признаку. Потребностям меломанов средневозрастной аудитории, адресуется поток разноплановой рок и поп музыки; в качестве примера можно привести один из каналов телевизионной сети VH 1, а именно VH 1 Classic, отдающий предпочтение глэм роковым исполнителям и небольшой прослойке имитаторов эстрады 50,60-х (Rod Stewart, Eric Clapton, Tina Turner, Natalie Cole). Всегда тяготеющая к обобщениям музыкальная журналистика ввела вполне ясный и доходчивый термин adult. Трактовать это обозначение в контексте конъюнктуры современного рынка аудиовизуальных развлечений можно очень широко, достаточно упомянуть, что обозначение «Adult» можно увидеть на носителях с кинолентами Эндрю Блейка - кстати, здесь абсолютное соответствие, взрослого видеоматериала обрамлённого взрослой же contemporary jazz музыкой (художественная ценность искусственно надстроенной в начале девяностых стилистики коммерческой околоджазовой музыки «contemporary jazz»- кажется и была создана для закадрового сопровождения вывернутого мехом наружу видео интима) Бросая взгляд на грубоватые, но вполне подходящие для поп- музыки обозначения потребитель без особого труда может сориентироваться в рыночном многообразии музыкального материала. Упоминание в строках незатейливых рецензий, какими полнятся таблоиды и гламурные журналы обозначений adult pop, фиксирует за последними вполне последовательную дефиницию, - уравновешенная, консервативная музыка для уставших людей, далёкая от экстремальных звуковых решений, ювенальных брызг и самое главное- музыка, несущая в себе зерно преемственности в зависимости от намерения её создателей обращённой к Фрэнку Синатре, Битлз, Чаку Берри и многим другим. Почему сегодняшний российский музыкальный бизнес не предпринимает усилий по планомерной разработке рыночной ниши adult pop, и почему поток молодых имён (Николай Басков, Юлиан Васин) не преумножается мы умолчим.

Возвращаясь к анализу западного опыта, заметим следующее- персона Сила была отпозиционирована (бранные слова, что ни говори) к жанровым границам именно взрослой поп-музыки (adult pop music). Задача, поставленная перед британским продюсером Тревором Хорном заключалась в следующем: необходимо сформировать качественный эстрадный проект, опирающийся на максимально отточенную музыкальную основу, и одновременно с этим прибавить к имиджу исполнителя занятого в проекте как можно большее количество харизменных особенностей. Стартовавшее в начале девяностых музыкальное предприятие обернулось вполне предсказуемым успехом. Большую часть восторгов, как у профессионалов, так и у потребителей дилетантов, вызвало качество аранжировок музыкального материала. Как это делается? В первую очередь нужно отметить - Хорн колоссальный профессионал, за его плечами работа в русле поисковой электронной музыки (Art of Noise), и продюсирование целого ряда максимально разноплановых исполнителей. Во-вторых, для успешного воплощения проекта такого уровня требуется последовательная работа целой команды специалистов: продюсер и аранжировщик точно представляющие (или представляющий, если речь идёт об одном человеке) весь проект в целом, и несколько звукоинженеров; причём каждый из специалистов как это происходило во время записей материала легшего в основу пластинок Сила, имеет в своем распоряжении ещё и помощников ассистентов. Командная работа специалистов одного профиля порождает целый ряд проблем корнями уходящих в психологическую специфику. Коллективная деятельность требует определённой уживчивости, профессиональной солидарности и такта - на эту тему мы поговорим далее, когда затронем болезненную тему российской эстрады. Теперь коснёмся собственно музыкальной части. Аранжировки сольных записей Сила многослойны. Они основательно пересыпаны мелкими деталями и множеством рифленых микропланов. Ритм-секция составлена из гибридных строев для формирования коих востребованы как различные претесные (интегрированные в электронные музыкальные инструменты) звуки, так и записанные в студийных условиях брейки живых ударных. У западных аранжировщиков практикуется и другой метод формирования ритмической основы заключающийся в записи отдельных наигранных «живьём» партий ударных с последующим секвенсорным «обвешиванием» этих партий разнообразными цифровыми звуками. Другая сложная и тем не менее блестяще исполненная командой Тревора Хорна задача- сведение электронной части аранжировок и партий акустических инструментов, например, сочетание акустических струнных с цифровой ритм-секцией. Что необходимо предпринять в процессе сведения, дабы отнять у электроники тягу к подавлению звуковой ткани акустических инструментов; что нужно сделать дабы присутствие живого инструмента в дебрях электронных звучаний не оказалось излишним а органически вписалось в общий звуковой план?- все эти узкопрофессиональные задачи выполнимы, при условии последовательной кооперации опытного звукорежиссера и аранжировщика. И, разумеется, задача подобной направленности вряд ли будет исполнена наилучшим образом если её реализацией займётся малокомпетентный звукоинженер или специалист разбирающийся только в аранжировках. Даже такую, казалось бы, второстепенную деталь как работа с тональной окраской бэк вокала необходимо осуществлять с тщательным исполнением всех сопутствующих саунд дизайну проекта требований. Великолепный результат кропотливейшей работы команды Тревора Хорна лишь малая толика в многообразии удачных, а в ряде случаев и эталонных проектов в изобилии формуемых практикой западного шоу бизнеса. Вы спросите «А как же вся прочая, регулярно поставляемая с запада груда эстрадной макулатуры?»- халтура есть везде, но не о ней сейчас речь! Многообразие бросового однодневного эстрадного продукта всегда может быть скомпенсировано действительно талантливыми образцами, именно от них и будет начинаться отсчёт! Вот и отменный повар Андрон Макаревич, комментируя диск одного из крупных американских R&B проектов, даёт вполне предсказуемые, касающиеся звука и аранжементов комментарии - «как нашим далеко до всего этого»- грустно постулирует он - действительно нашим очень далеко, дальше не бывает!

Обратимся теперь к реалиям отечественной эстрады. В России сдано под ключ достаточное количество студийных мощностей укомплектованных и оборудованных не хуже западных аналогов. Причём их местонахождение дислоцируется не только в Москве: хорошие студии, правда в неизменно меньшем количестве, имеются и у периферии. Здесь я поспешу сделать уточнение- речь идёт о студийных единицах полностью отвечающих требованиям к записи эстрадных проектов; что касается бескомпромиссной работы над акустическим материалом- с этим дело пока обстоит сложнее, поскольку обстоятельно спроектированные студийные площади уровня нью-йоркской Avatar в нашем отечестве пока не водятся. С технической базой в России проблем нет- основные трудности кроются в пресловутом человеческом ресурсе. Найдутся ли специалисты уровня Тревора Хорна способные всесторонне просчитать проект, замечу особо - просчитать не финансовую и затратную его сторону, ибо деньги (особенно чужие), у нас считать умеют, а сторону художественную эстетическую, уделить при построении проекта особенную роль аранжировочному багажу.

В отечественной прессе помимо спорадически возникающих критических очередей методично запускаемых журналистами по адресу работников эстрадного цеха, можно найти и определённые попытки прояснить сумбур положений разыгрывающийся внутри нынешней эстрады. Преобладающая в большинстве случаев сумма газетных мнений окрашена в простоватые, откровенно популистские тона и в зависимости от адресной специфики издания, может быть эксплицирована следующими фразами: читателям пенсионного возраста, предлагают наспех состряпанное нытьё: при советском строе функционировала система отбора и отсеивания исполняемого материала, следили за репертуаром; работало множество замечательных ВИА (!!!, ну один замечательный точно был, Песнярами назвался); и вообще всё плохо, всё разваливается, абсолютный упадок буквально везде (Вот если вдуматься, ажитированные в своей тягостной уверенности, упорно заверяющие каждого встречного о том, что всё, абсолютно всё, деградирует, разваливается и ниспадает - Зюганов и прочий левый истеблишмент - обнаруживают ли они случайную близость собственных персон к некоему обглоданному варианту декаденства, причём близость абсолютно неуместную, как говорится,- не в коня корм !)…

В прессе циркулируют и другие мнения, я попытаюсь суммировать их следующим абзацем.

И всё же, сколь убогим и рачительно серым нужно представлять провинциального слушателя (прежде всего именно его) чтобы допустить в массовую ротацию песню, повествующую о жизни шоколадных зайцев. Полные своеобразия авторы, несущие в себе изрядную порцию латентного имбицилизма, каковой просыпается в них исключительно во время процесса творения,- но всё сложнее, поскольку одну из таких песен, написал человек, продюсерскую деятельность которого, пусть с натяжкой, но всё же можно сравнить с упомянутыми ранее западными профессионалами. Мне вот абстрактно представляются два спорящих человека, у них плотно накурено, непринуждённая обстановка, вокруг тепло, уютно, гарантированно и дорого: «А как ты думаешь, пипл это схавает? - конечно, схавает, можешь в этом не сомневаться!».

Согласитесь, несмотря на видимый всякому пытливому читателю суррогат и явственный популизм, исходящий от двух вышеизложенных точек зрения, в них всё же можно найти пусть и небольшую, но крупицу истины.

Хорошо,- определённый процент бесконтрольного произвола со стороны грандов музыкальной индустрии действительно имеет место. Народ и вправду потребляет всё, абсолютно все, что ему предложат. Но давайте вдумаемся, не является ли произвол технического исполняющего персонала доминирующим над собственно произволом репертуарным? Один из крупных песенников бросил некогда характерно обрисовывающую обстоятельства фразу: «Аппаратура такая же как на Западе, а вот специалисты - с ними как раз проблемы».

Первое что я хотел бы подчеркнуть - в России не преподается специализированная эстрадная звукорежиссура. Запись и сведение материала принадлежащего к таким различным музыкальным пластам, какими являются акустическая музыка (классика, джаз) и эстрада, имеют в корне разнящуюся специфику. Этапы производства эстрадного продукта аранжировка, сведение, мастеринг являются единым целым. Эстрадный аранжировщик обязан разбираться в мастеринге, свитенинге и извиняюсь за изложенные только что грубые выражения, ещё многом другом. Упоминая о западном опыте, мы не должны сбрасывать со счетов ещё один непреложный факт: профессиональный багаж значительных специалистов старого и нового света синкретизирует в себе знания в области аранжировки, множественных этапов сведения и мастеринга. То есть мы ведём речь о специфическом срезе специалистов, каковых в России не подготавливают вовсе! Мне кажется парадоксальным отсутствие в профессиональной среде разговоров и дискуссий на эту тему. Редактор единственного отечественного издания посвященного звукорежиссуре как-то раз в своей колонке обмолвился: дескать, слабо развита у нас в России эстрадная звукорежиссура… Вероятно, на этом проблема была исчерпана. Технари это вообще очень интересная порода людей. Давно присматриваясь к ним, я вывел одно разительную закономерность Подавляющее количество встреченных мной представителей технической деноминации объединяла одна характерная черта - неумеренный, направленный вовне снобизм. Объяснить эти свойства довольно сложно, быть может, это априорная боязнь кого-то, кто покуситься на профессиональное реноме, найдёт в нём дыры. Оставим догадки социологам и психологам. Обернёмся к другому факту: снобизм не может возникнуть на пустом месте, по-видимому, он культивируется на одном из жизненных этапов, и одним из таких этапов вполне могут быть годы учёбы. Само по себе чувство снобизма, будучи не подкреплённым разносторонним образованием, опытом, интеллектуальным кругозором, тождественно хамству. Многие студенты технических вузов, в отличие от их коллег гуманитариев, отличаются более узкой образованностью. И что уж греха таить, достаточно большая прослойка людей работающих по звукорежиссёрской специальности, имеет сугубо техническое образование, далёкое собственно от художественных высот музыки. К чему я всё это излагаю? К тому, что редактор единственного специализированного издания, гораздо больше места уделяет нравоучительному воспитанию своих читателей, нежели обсуждению злободневных проблем!

Оставим в покое российскую техническую прессу и продолжим исследование истоков, повлекших засушливую скудность профессионального воплощения массовой музыки. Изучение аранжировки, звукового оборудования, нюансов записи: в сущности, база весьма хрупких элитаризированных знаний. Возникает вопрос: кто в условиях современной российской действительности возьмётся это преподавать? Можно наугад указать пальцем на того же Максима Фадеева, крепкого аранжировщика, способного реализовать фирменный звук и придать стильность любому (ну, или почти любому...) музыкальному проекту. Но в нынешних экономических условиях каждый второй серьёзный специалист сочтёт полезным манкировать преподавательскую стезю, предпочтя ей реальную студийную практику, поскольку студия, в отличие от вуза, достойно оплачивается…

Последние десять лет ушедшего века обернулись тяжёлым испытанием для системы российского образования. Факторы последовательной деградации образовательного сегмента в первую очередь экономические. Перспективные молодые специалисты самых разных, разумеется, не только музыкальных областей не желают пополнять ряды преподавательского состава. Они уезжают за рубеж, ищут надёжных вакансий, предлагаемых частным сектором экономики. Действительно, российская образовательная система, в первую очередь сегмент высшего образования, находятся в плотных тесках переходного периода. Cмогут ли вынести они его гнёт?

Выходим на финишную прямую и подводим итоги материала. Оборотная сторона российской эстрады являет нам союз звукорежиссеров, которых у нас учат записывать преимущественно акустическую музыку и аранжировщиков, которых у нас вообще ничему не учат. Как переломить сложившуюся ситуацию? Ответ только один, и он до крайности неоригинален: усваивать образовательные наработки западных коллег. Заимствовать недостающий опыт у того же бостонского колледжа Беркли - учебного заведения раскинувшего ветви филиалов по всему миру. Кстати, почему бы в первопрестольной не сформировать филиал такого колледжа? Ведь, в сущности, создание в Москве учебного комплекса подобной ориентации пусть с трудом, но все же окупиться. Учебный факультатив, построенный на коммерческой основе, оказался бы недосягаем по отношению к целому ряду свойственных бюджетным организациям финансовых проблем. Диапазон дисциплин предлагаемый американским Беркли достаточно широк и включает комплексную звукорежиссуру, музыкальное продюсирование, менеджмент, джазовое исполнительство (специфики преподавания джазового искусства в нашей стране я, возможно, посвящу один из будущих материалов). Увы, люди готовые к действию, имеющие необходимые средства, как правило, распоряжаются этими средствами в более тривиальной плоскости. Зачем вкладывать деньги в учебное заведение с трудно прогнозируемой или замедленной окупаемостью, ведь можно построить очередную сеть продуктовых универсамов - а это, что называется, стопроцентный коммерческий «верняк». Как видите, любые попытки разобраться в сложившейся ситуации недвусмысленно указывают на нестабильное положение в экономической сфере.

В любом случае, мои выводы таковы: пока в России не появится налажено функционирующий конвейер, выпускающий грамотных ремесленников для эстрадного цеха, ничего существенно не изменится. Не надо надеяться на бюджетную сферу образования, и ждать лучших времён, поскольку запас лучших времён в стране давно исчерпан. Необходимо категорично променять весь пессимизм, имеющийся в образовательной сфере, променять его на конкретные дела, и осязаемые действия. Да и как знать, быть может, со временем верхушка среднего класса дорастёт до меценатства? Ведь когда-то так уже было.

Однако же - на всё нужно время!




Скачать 149.41 Kb.
оставить комментарий
Дата19.09.2011
Размер149.41 Kb.
ТипДокументы, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Загрузка...
Документы

Рейтинг@Mail.ru
наверх