Краткий рассказ о пророке Йüнусе (Мир ему) icon

Краткий рассказ о пророке Йüнусе (Мир ему)


Смотрите также:
Краткий экскурс в мир майя 1 Историческая панорама...
Книга переданных с высокой точностью изречений заключительного Пророка...
О необходимости принятия достоверных хадисов и повиновения пророку мухаммаду (да благословит его...
Подростковый возраст психологи называют самым трудным. Вэто время многое меняется в человеке...
Рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности). «Хирургия»...
Рассказ о писателе. Дети и взрослые в рассказе А. И. Куприна «Тапер»...
Воздушный страж границы...
Тест для учащихся...
Краткий рассказ о Владимире Мономахе...
Публикации Краткое...
-
В. А. Жуковский. Краткий рассказ о поэте (1час) >13. «Лесной царь»-перевод баллады И. Гете. Силы...



Загрузка...
страницы:   1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15
скачать
بسم الله الرحمن الرحيم

ولا حول ولا قوّة إلاّ بالله العليّ العظيم ملاء ما علم وعدد ما علم وزنة ما علم

الحمد لله ربّ العالمين والعاقبة للمتقين ولا عدوان إلاّ على الظالمين والصلاة والسلام على أشرف المرسلين محمد وعلى آله وأصحابه أجمعين إلى يوم الدين

Краткий рассказ о пророке Йüнусе (Мир ему)


Среди потомков Израиля был хороший человек по имени Мута, у которого не было детей. Жизнь его прошла в благих деяниях. Так он достиг почтенного возраста и решил попросить Всевышнего подарить ему сына.

Он пошел к источнику пророка Аййуба (Мир ему), искупался в нем и, совершив двухрака‘атный намаз, произнес мольбу, обращаясь к Всевышнему Аллāћу с просьбой, чтобы Он одарил его благодатным праведным сыном.

Его мольба была принята, и Всемогущий Аллāћ, отвечая на его просьбу, одарил его хорошим сыном, как тот и хотел. Отец дал мальчику имя Йüнус (Мир ему). И судьба Йüнуса (Мир ему) сложилась следующим образом.

Среди народа Израилева были пятьсот человек, которые оставили мирское ради Всевышнего Аллāћа. Они носили лишь шерстяную одежду и питались только хлебом из ячменя. У них в то время был только один пророк, который получал откровения от Всевышнего Аллāћа, – Закариййа (Мир ему). Однажды он получил откровение, в котором Всевышний Аллāћ велел ему из этих пятисот захидов1 отделить сто человек. Исполняя повеление Всевышнего, Закариййа (Мир ему) отобрал сто лучших из них. Затем он получил еще откровение с повелением выбрать из сотни пятьдесят человек. Как и было велено Господом, из лучших он отделил пятьдесят самых лучших людей. После этого Закариййа (Мир ему) вновь получил откровение: ему было велено и из них отделить двадцать лучших. Когда он отделил двадцать лучших, он опять получил повеление выбрать из них одного человека.

Следуя повелению, Закариййа (Мир ему) задумался, кто же из них будет самым лучшим. И он выбрал Йüнуса (Мир ему), который был ему по душе во всех отношениях. После избрания Йüнуса (Мир ему) Создатель, объявив о наделении его пророчеством, сделал Йüнуса (Мир ему) пророком. В откровении Милостивый Аллāћ велел Закариййе (Мир ему) поздравить его с этим. Когда Йüнусу (Мир ему) сообщили радостную весть и поздравили с пророчеством, он совершил земной поклон Всевышнему Аллāћу.

Есть еще одна версия, согласно которой именем Мута звалась мать пророка Йüнуса (Мир ему). Какая из этих версий истинная – знает Аллāћ; мы не ошибемся, если оставим это на Знающего.

Однажды, когда Йüнус (Мир ему) бродил по горам и ущельям, к нему с неба спустился ангел Джабрâ’îл (Мир ему) в облике человека. Ангел передал ему повеление отправиться с посланнической миссией к жителям города Нинава. В этом городе правил заблудший царь из румов, который поклонялся идолам.

Когда Йüнуса (Мир ему) наделили посланнической миссией, ему было сорок лет. Получив веление Создателя, он вышел в путь вместе со своей семьей. Подойдя к городу Нинава, они расположились в одной пещере на близлежащей горе. Йüнус (Мир ему), его жена и дети, обосновавшись в этой пещере, питались травой и родниковой водой.

Настало время прощаться, и Йüнус (Мир ему) дал наставление своей жене. Он сообщил ей, что отправляется в Нинаву, и предупредил: «Если я не вернусь через сорок дней – значит, меня убили».

Надев шерстяную одежду, держа в руке посох, босой, с непокрытой головой, Йüнус (Мир ему) поднялся на самое возвышенное место в городе и обратился к народу. «Лā илāhа илла Ллāh, ва Йüнус расулуллах», – громким голосом произнес он шахаду. Все, кто услышал его голос, собрались вокруг, набросились на него и стали избивать, пока сами не устали. От сильных побоев Йüнус (Мир ему) потерял сознание, и люди, думая, что он умер, оставили его.

Птица под названием варшан, получив внушение от Аллāћа, намочила свои крылья и брызнула водой на Йüнуса (Мир ему). Он пришел в себя, встал и, вновь поднявшись на ту же возвышенность, крикнул как и прежде.

Этот крик ветер донес до слуха царя. Услышав его, царь задрожал от страха. Он с удивлением начал спрашивать окружающих, что это за голос. Ему сообщили, что это некий бедняк по имени Йüнус (Мир ему), одержимый джиннами. Затем сказали, что Йüнус (Мир ему) отрицает их идолов, говорит, что нет божества, достойного поклонения, кроме одного Аллāћа, и призывает обратиться к Нему. Призыв к единобожию был ненавистен царю, и он приказал бросить Йüнуса (Мир ему) в тюрьму. Так Божий пророк был схвачен и брошен в темницу, мрачную как могила.

Условные возможности и силы, данные человеку, исчезают, когда Всемогущий пожелает. Аллāћ, чьи сила и мощь предвечны, сделал темницу райским домом для Йüнуса (Мир ему). Ангел Джабрâ’îл принес светильники из Рая, и они осветили темницу подобно солнечному свету. Сюда же были доставлены такие блага, которых глаза не видывали, уши не слыхивали и даже сердце представить не могло. Подобно тому, как пылающий огонь Намруза был для Ибрâhîма (Мир ему) местом отдыха, так и тюрьма для Йüнуса (Мир ему) тоже стала местом блаженства. Будто отдыхающий в здравнице, Йüнус (Мир ему) без забот провел в темнице сорок дней.

Заблудший царь решил убить Йüнуса (Мир ему) и велел визирю привести его к себе. Когда визирь пришел за пророком в тюрьму, он увидел, что тот в хуḍуре2 совершает намаз. Визирь был изумлен видом темницы Йüнуса (Мир ему) и даже начал сомневаться, туда ли он попал. Увидев просторное помещение, зажженные лампы, он растерянно посмотрел на Йüнуса (Мир ему). «Кто же создал для тебя такие удобства?» - спросил он. «Их создал для меня Аллāћ», - был ответ. «Если и я уверую в твоего Господа, что мне будет?» - спросил визирь. Йüнус (Мир ему) ответил ему: «Аллāћ смоет все твои грехи и, очистив тело и сердце, отправит тебя в чистый Рай». Визирь уверовал, произнес свидетельство (шахаду) и, отвратившись от куфра3, пришел к вере. Он вернулся из тюрьмы, не выполнив приказ, и бросился к правителю с новостями о Йüнусе (Мир ему). Визирь рассказал царю обо всех удивительных явлениях, которые видел, и поведал об обстановке в тюрьме. Затем сообщил, что сам принял Ислам и уверовал в Бога, которому поклонялся Йüнус (Мир ему). Царь ощетинился как колючка и тотчас же велел привести Йüнуса (Мир ему) к себе.

Йüнуса (Мир ему) привели и поставили перед царем, но царь в последний момент изменил свое решение о казни. «Твое колдовство губит мой народ, уходи из моей страны. Если не уйдешь – казню», - жестко приказал он.

Йüнус (Мир ему) вышел из города Нинава и вернулся к пещере, где ост­авил жену и детей. Здесь он вновь получил откровение от Милостивого с повелением вернуться в город для призыва: «Если они ответят тебе – для них же лучше, если нет – то им будет наказание от Меня». И был установлен срок для призыва – сорок дней и ночей. Желая узнать признаки ниспослания бед, Йüнус (Мир ему) обратился к Всевышнему Аллāћу. Господь сказал, что в первый день лица и тела неверных станут желтыми, на четвертый день – красными, на седьмой – черными, а на десятый день обрушится наказание.

После этого Йüнус (Мир ему) отправился в Нинаву. Поднявшись на тот же холм, он обратился к народу и громким голосом сказал: «О люди, скажите вместе со мной «Лā илāhа илла Ллāh, ва анна Йüнуса расулуллах» (Нет божества, достойного поклонения, кроме Аллāћа, и Йüнус (Мир ему) – истинный посланник Аллāћа)». Услышав эти слова, люди собрались вокруг него. Они стали бросать в Йüнуса (Мир ему) камни, ругать и громко поносить его. Он сказал им: «Если в течение сорока дней вы не ответите на мой призыв, то на вас будут низведены беды».

Так в течение сорока дней он предупреждал их о предстоящем наказании, рассказывая о признаках его приближения и призывая к единобожию. Но с каждым днем их противодействие только усиливалось, они даже не помышляли откликнуться на его призыв. И тогда, получив от Аллāћа повеление покинуть этот народ, Йüнус (Мир ему) ушел из города.

В первый же день, как и было им обещано, проявился признак беды. У царя и всех его людей без исключения лица и тела стали подобны желтой сере. Тогда люди пришли к царю с жалобами и требованием не допустить беды. Растерянный царь, не зная что сказать, предложил обратиться с мольбой к идолам, чтобы они отвели эту беду. И народ, совершая поклоны и жертвоприношения, начал молиться и просить идолов. Но идолы не оправдали надежды народа, и жертвоприношения оказались напрасными. По велению Аллāћа ангел Джабрâ’îл привел черную как ночь тучу, несущую муки жара, и она окутала их. И опять люди были вынуждены обратиться к царю. «Если ты являешься богом, то избавь нас от этого наказания», - с этими словами народ предстал перед царем. Царь впал в отчаяние, ситуация была безвыходной, и тогда Аллāћ дал ему силы произнести слова истины.

Начав со слов «Мое мнение таково…», царь предложил: «Пусть каждый из вас уничтожит своих идолов». И они, подобно муджахидам на газавате, отправились громить капище, где находились идолы. Все они без исключения были уничтожены, народ был зол на них. И далее царь дал людям совет с наставлением, повелел найти Йüнуса (Мир ему) и сказал: «Так будет правильно», признав, что тот был наставником для них.

Люди разбрелись по горам и холмам, стали звать Йüнуса (Мир ему), но он бесследно исчез. Тогда тот визирь, который принял веру, поведал им о том, что слышал от Йüнуса (Мир ему). Он объяснил, что Всевышний Аллāћ вечен, нет конца Его бытию, царство Его непреходяще. «О царь, - сказал визирь, - Йüнус (Мир ему) пропал, но Аллāћ ведь остался». Царь в тот же час опомнился, быстро встал, надел грубую шерстяную одежду, ноги опутал цепями и велел связать себе руки. В таком виде слуги вынесли его к народу. Увидев раскаяние и приниженность царя, потрясенный народ последовал за ним, подражая ему. Так приниженно, с истинным покаянием, люди во главе с царем вышли в поле, собрались на одной возвышенности и выстроились рядами. В первых рядах были старцы, за ними молодые люди и дети, после них женщины. И все, уверовав в Йüнуса (Мир ему), обратились к Аллāћу с мольбой: «Аллāћ, Ты один».

Плач людей, голосящих как стадо овец, заполнил всю округу. Жители Нинавы так жалобно молили об отведении беды, что дикие животные застонали бы от сочувствия к ним, и восклицали «Ла илаха илла Ант, ва Йüнус расулука»4 так, что и небеса заплакали бы. Увидев чистоту их намерений и совершенство их покаяния, безгранично щедрый и прощающий Аллāћ, который любит кающихся, низвел на них Свою милость. По велению Милостивого Аллāћа ангел Джабрâ’îл отвел черную тучу, которая покрывала их город. Желтизна сошла с их лиц, и кожа обрела обычный цвет. Состояние их улучшилось, и они обрадовались друг за друга.

От Ка‘ба аль-Ахбара5 передается, что эта туча раскололась на четыре части и упала на землю. Говорят, что одна ее часть упала на гору в местности Сан‘а’, и там образовались залежи свинца. Вторая часть упала на другую гору, и она стала бесплодной. Третья часть упала в море, и до конца света то место стало бурлящим как кипящий котел. Еще одна часть упала на окраине города Нинава. Рассказывают, что на месте, где упала туча, до сих пор сохранились следы: земля там белее снега и источает аромат лучший, чем благовония (миск).

Проклятому иблису стало очень тяжко оттого, что этот народ разбил его идолов и признал единственного Аллāћа. Тогда иблис под видом странствующего пастуха встретился с Йüнусом (Мир ему). Тот расспросил его о новостях, спросил, откуда он идет. Враг Аллāћа ответил, что идет из Нинавы. Йüнус (Мир ему) спросил скверного и проклятого (иблиса) о состоянии жителей Нинавы. Тот ответил, что они радуются, поскольку беда, которую они ожидали, миновала их. Также проклятый солгал, что они якобы ищут Йüнуса (Мир ему) и хотят убить его за то, что его предсказание беды оказалось ложью. А то, что они покаялись перед Господом и приняли Ислам, он скрыл.

Йüнус (Мир ему) очень опечалился. Он был разгневан на этот народ. Забрав жену и детей, он ушел из этих мест. И за то, что Йüнус (Мир ему) покинул эти места без повеления и разрешения, Всевышний Аллāћ преподал ему небольшой урок. Это было испытанием для него, чтобы проверить, как он перенесет трудности этого мира.

Оставив народ Нинавы плачущим по нему, Йüнус (Мир ему) со своей семьей добрался до берега реки Тигр. Они сели на корабль и поплыли по реке. В пути случилось кораблекрушение, его жена пропала, а он со своими детьми, кое-как ухватившись за доски, спасся и добрался до берега.

Йüнус (Мир ему) с обоими сыновьями стали на берегу реки дожидаться следующего корабля. Несколько дней он провел с сыновьями на этом месте, переживая и не ведая, жива ли его жена. Наконец, прибыл другой корабль, но когда они поднимались на него, волна унесла старшего сына. Йüнус (Мир ему) бросился было на помощь, но волна сказала: «Вернись, о Йüнус!» А младшего сына, который еще оставался на берегу, схватил волк и, закинув за спину, унес. Йüнус (Мир ему) крикнул волку: «Оставь сына!» «Не оставлю, – оскалившись, ответил волк и, добавив: – Не вмешивайся не в свое дело и не ходи за мной», убежал вместе с мальчиком, оставив Йüнуса (Мир ему) смотрящим ему вслед.

Йüнус (Мир ему) обнаружил, что потерялись и дирхемы, которые были у него в кармане. Тут он осознал, что совершил ошибку и что все это Всевышний делает неспроста. Охваченный печальными мыслями, он сидел на берегу Тигра. Дождавшись следующего корабля, он сел на него. Тут Всевышний напустил на него сон, и он уснул.

Корабль тронулся и достиг было середины реки, как вдруг остановился, будто застрял в грязи. Как ни старались моряки найти причину этого, никакого повреждения на корабле не нашли. Тогда они стали расспрашивать, есть ли среди пассажиров человек, повинный в грехах. «Есть», - ответил Йüнус (Мир ему) и с раскаяньем признал свою ошибку. Моряки не поверили Йüнусу (Мир ему), видя его печаль и думая, что он это говорит, даже не совершив ничего греховного. И тогда они решили положиться на жребий.

Имена всех, кто был на корабле, написали на бумажках и бросили их в реку. Клочок бумаги, где было написано имя Йüнуса (Мир ему), ушел под воду, а бумажки с именами всех остальных остались на поверхности. Жребий повторили еще два раза, но в воде тонула только бумажка с именем Йüнуса (Мир ему).

В этом месте обычно происходило так: если на корабле находился человек, совершивший греховное, то корабль останавливался и не двигался с места. Когда случалось такое, бросали жребий, как было описано выше, т.е. бумажки с именами людей, находящихся на корабле, бросали в воду. Бумага с именем того, кто не был повинен в грехе, не тонула. Если же бумага уходила под воду – это был признак, по которому узнавали грешника. Тогда грешного человека бросали в реку, и корабль мог двигаться дальше.

Поскольку троекратный жребий показал на Йüнуса (Мир ему), он приготовился прыгнуть в реку Тигр. Он резко встал, завернулся в плащ и подошел к борту корабля, чтобы прыгнуть в воду. Но волны вдруг стали вздыматься ему навстречу, будто не пуская его. Он перешел на другую сторону, но волны там были в два раза выше. Не зная что делать, Йüнус (Мир ему) застыл в оцепенении. В это время Создатель велел киту немедленно подплыть к кораблю, на котором находился Йüнус (Мир ему), и принять его в свою утробу, не дав упасть в воду. Рассекая морские волны, огромный кит, словно молния, вошел в устье Тигра, через минуту оказался у корабля, открыл пасть и поймал прыгающего в воду Йüнуса (Мир ему). После этого Всевышний строго велел киту: «Твою утробу Я сделал для него местом заключения. Сохрани его, он не пропитание для тебя».

Йüнус (Мир ему), попав в утробу кита, потерял сознание. Придя в себя, он встал на ноги. «О мой Аллāћ! – воззвал он, обращаясь к Создателю, совершил земной поклон на печени кита и добавил: – О Аллāћ, я совершил Тебе поклон в том месте, где не совершал его ни один посланный пророк или ангел!»

Как и было велено, кит сохранил Йüнуса (Мир ему). Он находился в утробе кита как в стеклянной бутылке. Провел его кит по семи морям, и он увидел все, что в них было удивительного.

Дивный звук, который доносился в утробу кита, плывущего на дне океана, привел Йüнуса (Мир ему) в изумление. Знающий сокровенное тут же ниспослал откровение, объясняя, что звук этот является тасбихом6, который читают морские обитатели. Посредством внушения Всевышнего Аллāћа этот звук стал побуждением для Йüнуса (Мир ему), и он принялся славословить Его7.

Его голос, читающий тасбих, дошел до небес. Ангелы стали спрашивать Аллāћа: «Что это за слабый голос, идущий с земли непонятно откуда?» В ответ на их просьбу Всевышний Аллāћ поведал им, что заключил Йüнуса (Мир ему) в утробу кита на дне моря за его ослушание. Тогда ангелы пали ниц и начали просить об освобождении Йüнуса (Мир ему) из заключения. Всевышний Аллāћ, услышав зов и мольбу раба сквозь три мрака – ночь, море и утробу кита, – ответил на мольбу и освободил Йüнуса (Мир ему). Если мы прочтем тасбих Йüнуса (Мир ему), мы тоже получим ответ от Всевышнего.

Есть несколько версий о времени, проведенном Йüнусом (Мир ему) в утробе кита. Самый большой срок, указанный в них, – сорок дней и ночей, и эта версия кажется самой достоверной.

Ответив на тасбих Йüнуса (Мир ему), Всевышний повелел киту немедленно перенести его к тому самому берегу Тигра, где он сел на корабль. Повинуясь велению, Нун (имя той рыбы) приплыл к берегу реки Тигр вместе с Йüнусом (Мир ему). Из-за того, что рыбу, которой Милостивый Аллāћ передал на сохранение Йüнуса (Мир ему), звали Нун, самого пророка (Мир ему) стали звать Зу-н-Нун (хозяин Нуна).

В тот же час, когда кит собирался исторгнуть Йüнуса (Мир ему) из своей утробы, явился ангел Джабрâ’îл (Мир ему) и воскликнул: «Ас-саламу ‘алайка, йа Йüнус!» А затем добавил, что и от Аллāћа ему салам. Услышав голос Аминуллаха Джабрâ’îла (Мир ему), Йüнус (Мир ему) возрадовался. Он ответил на приветствие и радостно сказал: «Я боялся, что никогда не услышу слова “мархаба”!» Обращаясь к Нуну, Джабрâ’îл (Мир ему) учтиво сказал: «С позволения Всевышнего выведи наружу Йüнуса (Мир ему)».

Истек назначенный срок, и почтенный Нун вернул пророка Всевышнего. Подобно овце, у которой забирают ягненка, Нун плакал, проливая слезы, когда расставался с Йüнусом (Мир ему). Для рыбы было горем не слышать более тасбих, который Йüнус (Мир ему) читал Всевышнему Аллāћу.

Если бы Йüнус (Мир ему) не прочитал тасбих, упоминая Принимающего покаяние (^ Тавваб) и Милосердного (Рахим), он навечно остался бы в утробе рыбы. Если бы не смилостивился Аллāћ над Своим праведным рабом, только лишь многочисленности его хороших деяний было бы недостаточно для спасения.

Подобно птенцу, который вылупляется из яйца без перьев, Йüнус (Мир ему) вышел из утробы Нуна. Одежда с него полностью слезла, даже мяса не осталось – одни кости. Господь вырастил для него тыквенное дерево, и Йüнус (Мир ему) устроился в тени его листьев. Время от времени к нему приходила газель, он доил ее, и молоко газели служило ему пропитанием. Так проходили дни.

Однажды, пробудившись от сна, он обнаружил, что дерево высохло, родник, который был рядом, иссяк, а газель перестала приходить. Потеряв то, что скрашивало его существование, Йüнус (Мир ему) сильно опечалился. И тогда он получил от Аллāћа откровение, в котором говорилось, чтобы он не грустил. «Твой народ пришел в Ислам, иди к ним», – было велено ему Всевышним.

Йüнус (Мир ему) пустился в путь к Нинаве. Встретив по дороге пастуха, он подошел к нему. «Не найдется ли молока для меня?» – спросил он его. Пастух, подоив овцу, дал Йüнусу (Мир ему) попить. После этого они разговорились, и Йüнус (Мир ему) спросил пастуха, откуда он. Пастух ответил: «Из Нинавы». Йüнус (Мир ему) расспросил его о жителях города, и пастух рассказал, что народ, уверовав в единственного Бога – Аллāћа, перешел в Ислам и следует велениям Всевышнего, отвратившись от дурного. Тогда Йüнус (Мир ему) спросил его: «Ты бы хотел пойти к ним с радостной вестью о том, что Йüнус жив?» «Поверит ли мне народ?» – спросил пастух, задумавшись. «Возьми с собой овцу, которую ты подоил», – сказал Йüнус (Мир ему). Он дал слово пастуху, что эта овца будет свидетельствовать, что он жив.

После этого пастух прибыл с овцой в Нинаву с благодатью, словно ветер из Шама. С радостной вестью пошел он к царю. «Йüнус (Мир ему) жив!» – возвестил он и поведал о том, что случилось. Люди окружили пастуха и обвинили его во лжи. Тогда он, указав пальцем на овцу, сказал, чтобы спросили ее. Овца засвидетельствовала, что Йüнус (Мир ему) выпил молоко, надоенное у нее, и подтвердила, что он жив.

У людей не осталось сомнений, они поверили сказанному. С радостью царь и народ отправились за пастухом. Они добрались до поля, где Йüнус (Мир ему) оставался со стадом, и нашли его совершающим намаз. Взяв землю из-под его ног, они стали ею посыпать себе головы, чтобы получить благодать. Найдя Йüнуса (Мир ему), которого считали пропавшим, люди от радости подняли его на руки. Йüнус (Мир ему) обновил Ислам для народа, и они признали его посланничество. Он научил их исполнять обязательное и остерегаться запретного и рассказал, что является дозволенным и что запретным (халал и харам), и они стали исполнять все должным образом.

Однажды, когда Йüнус (Мир ему) сидел среди людей, к нему пришел незнакомец. Он рассказал, что в его сеть, закинутую в реку Тигр, попал красивый мальчик, и он вытащил его. Когда он описал этого мальчика, Йüнус (Мир ему) радостно воскликнул, что это его сын. Тот человек привел мальчика и показал отцу. И мудростью Всевышнего они встретились.

После этого явился другой человек и тоже рассказал Йüнусу (Мир ему) свою историю. Он поведал, что видел убегающего волка, который нес на спине красивого мальчика, и что он отбил его у волка. Услышав рассказ, Йüнус (Мир ему) сразу сказал, что и это его сын. Так Господь вернул обоих сыновей Йüнусу (Мир ему).

Затем пришел третий человек, который назвался торговцем, и рассказал свою историю: «Когда я шел на базар, на берегу Тигра я увидел женщину в старой одежде, и видно было, что она еле спаслась, выбравшись на берег из воды. И я ради Аллāћа привел ее домой, дал одежду и еду и забочусь о ней». Услышав это, Йüнус (Мир ему) сказал, что она его жена и мать его детей.

Так семья Йüнуса (Мир ему) полностью воссоединилась, и жители Нинавы были им довольны. Рассказывается, что долгое время он жил среди них. Позже он переехал в Куфу8 и там ушел из этого мира. Согласно другой версии, его похоронили на окраине города Сайдан. Говорят, что там находится известный зийарат9, куда приходит много людей для получения благодати. Еще говорится, что того пастуха, который принес радостную весть о Йüнусе, царь посадил на трон. Также сказано, что Йüнус сорок лет правил царством.

В Коране только лишь народ Йüнуса (Мир ему) упоминается как раскаявшийся прежде, чем его настигнет беда. И среди общин предыдущих пророков только община Йüнуса (Мир ему) приняла единобожие, оставив идолов, пока ее не настигли несчастья и беды.

Аллāћ Тот, кто говорил с Йüнусом (Мир ему) на дне моря, с Ħабîбом над ‘Аршем, с Мусой (Мир ему) на горе Тура Сайна’, не имея сторон и места. Тот, кто говорит без букв, для кого нет разницы, говорить с тем, кто находится на дне океана, или с тем, кто находится на ‘Арше. Он Тот, кто видит без глаз, слышит без ушей, чье знание не имеет начала, Он Господь Всемогущий, Тот, кто знал о созданном все до его создания и чья воля исполняется одним только словом «Кун» (Будь!). Он Тот, кто обещал ответить на мольбу раба, произнесенную искренне, от чистого сердца. А тому, кто, будучи увлеченным поминанием Аллāћа, не прочитал мольбу, Он дает в два раза больше.

В Коране говорится, что того, кто прочтет тасбих Йüнуса (Мир ему) и попросит, Аллāћ сохранит, как сохранил Йüнуса (Мир ему). Если с чистым намерением ночью встать и в земном поклоне прочитать этот тасбих, то это прочтение будет самым полноценным.

Возобновив омовение, совершите двухрака‘атный намаз, после салама вернитесь вновь к земному поклону и прочитайте в этом положении сорок раз тасбих Йüнуса (Мир ему), на который он получил ответ. В том же положении просите смиренно, что желаете, не преступая границ Шариата. Если будет на то воля Создателя и все условия будут соблюдены, иншааллāћ, есть надежда, что достигнете своей цели.

О Аллāћ, Ты Сам побуди всех верующих просить Тебя упомянутым образом. И прости нам наши грехи ради Твоего посланника и его тасбиха.

تسبيح يونس عليه السلام

Тасбих пророка Йüнуса (Мир ему)

«Ла илаха илла Анта.

Субханака, инни кунту мина-ззалимин».

^ Краткое сказание об асхаб
аль-кахфи (отроках пещеры)


После смерти Абу Бакра (да будет доволен им Аллаh) сподвижники поручили дела халифата ‘Умару ибн Хаттабу (да будет доволен им Аллаh).

В бытность его халифом к нему пришли трое ученых из племени иудеев. Они обратились к ‘Умару (да будет доволен им Аллаh) и сказали, что пришли задать ему вопросы. «Если ты сможешь ответить, значит, твоя религия истинная и поистине Муħаммад ﷺ – посланник Всевышнего. Если же ты не сможешь ответить на наши вопросы – Муħаммад ﷺ не посланник Аллāћа и твоя религия неверная», – заявили они. ‘Умар (да будет доволен им Аллаh) согласился, сказав, что готов ответить.

«Скажи нам, – начали они, - что является замком, который запирает небеса, и что является ключом к нему? И кому принадлежит могила, которая бродила с человеком, находившимся в ней?» Затем они спросили, кто предупредил об опасности свое племя, а это были не люди и не джинны. Также спросили о пятерых, которые появились на свет без родителей. «Скажи нам, каков смысл тасбихов птицы дурраж10, петуха, лошади, лягушки, осла и жаворонка?» Когда иудеи перечислили эти вопросы по порядку, ‘Умар (да будет доволен им Аллаh), опустив глаза, сказал: «Я не провинюсь, сказав, что не знаю, если мне зададут вопрос, ответ на который мне неведом, и нет позора, если я спрошу того, кто знает его».

Обратите внимание на знания, разум и чистоту деяний ‘Умара (да будет доволен им Аллаh), машааллāћ! Тот, кто будет стараться брать с него пример, никогда не пожалеет об этом. Да поможет Аллāћ!

Даже если написать книгу об этом примере, она не даст полного разъяснения. Если и прочитает разъяснение тот, у кого сердце нездорово, пользы от этого ему будет не больше, чем мухе от камня.

Слова ‘Умара (да будет доволен им Аллаh) иудеям не понравились, и они, огорчившись, собрались уйти обратно. «Этот ваш Муħаммад ﷺ не был пророком, а Ислам не является истинной религией», – заявили они. Тогда Салман аль-Фариси (да будет доволен им Аллаh) вскочил и сказал иудеям, чтобы они набрались терпения, а сам помчался как ветер к сподвижнику ‘Али (да будет доволен им Аллаh) рассказать о том, что произошло между иудеями и ‘Умаром (да будет доволен им Аллаh).

‘Али (да будет доволен им Аллаh) спросил Салмана (да будет доволен им Аллаh), что случилось, и тот сказал, что нужно ответить на вопросы. ‘Али (да будет доволен им Аллаh) поспешил к иудеям, словно проголодавшийся, которого пригласили на трапезу. Увидев Хайдара (да будет доволен им Аллаh), ‘Умар (да будет доволен им Аллаh) очень обрадовался, обнял его и с почтением сказал: «О Абу-ль-Ħасан (да будет доволен им Аллаh), как же вовремя ты приходишь всегда!» ‘Али ибн Абу Талиб (да будет доволен им Аллаh) повернулся к иудеям и уверенно сказал, что готов ответить на любой вопрос. Они повторили ранее перечисленные вопросы, и он согласился ответить на них.

‘Али (да будет доволен им Аллаh) поставил перед ними условие, что они примут Ислам, если он ответит на их вопросы так, как об этом сказано в Таврате (Торе). Иудейские ученые согласились и дали слово принять Ислам. На том и договорились.

‘Али (да будет доволен им Аллаh) по порядку ответил на вопросы, чем очень удивил иудейских ученых. «Замок, запирающий небеса, – это ширк11, – сказал он, – поскольку он не позволяет мольбе мушрика12 подняться на небеса. Ключ, который отворяет небеса, – это произнесение шахады устами, признавая сердцем. Утверждение, что нет божества, кроме Аллāћа, и Муħаммад ﷺ – Его пророк, и есть ключ». Иудеи посмотрели друг на друга, приговаривая: «Этот юноша ответил верно». «Могила, путешествовавшая с человеком, – это кит, который с Йüнусом (Мир ему) в своей утробе побывал в семи морях», – продолжил ‘Али (да будет доволен им Аллаh). «Племя не людей и не джиннов предупредил об опасности муравей Сулаймана (Мир ему)», – сказал он далее и прочитал аят из Корана. У иудеев не нашлось слов. Затем он перечислил тех пятерых, которые появились на свет без родителей: Адам (Мир ему) и Хава, верблюд Салиха (Мир ему), баран Ибрâhîма (Мир ему), трость Мусы (Мир ему).

«Тасбих птицы дурраж - “Милостивый сотворил ‘Арш и подчинил его Своим могуществом”13, - продолжал ‘Али (да будет доволен им Аллаh). - Тасбих в пении петуха – “Поминайте Аллāћа, о вы, отвлеченные от Него“14. Ржание лошади правоверного, отправляющегося на джихад, – это мольба, смысл которой “О Аллāћ, помоги рабам Твоим верующим победить неверующих“. Рев осла означает, что сборщики налогов прокляты Всевышним, а ревет он при виде иблиса. Тасбих лягушки – “Пречист Господь, воистину достойный поклонения, которого восхваляют и в морской пучине”15». И напоследок он объяснил смысл тасбиха жаворонка: эта птица произносит проклятие Всемогущего тем, кому ненавистна умма Муħаммада ﷺ.

После этого двое из иудейских ученых признали истину и с радостью произнесли шахаду. А третий вскочил и заявил, что у него есть еще один вопрос. ‘Али (да будет доволен им Аллаh) сказал: «Спрашивай о чем хочешь». «Кто был оживлен после трехсот девяти лет смерти?» – спросил ахбар. «Это асхаб аль-кахфи, о которых Аллāћ поведал в Коране», – ответил ‘Али (да будет доволен им Аллаh). Но иудей потребовал рассказать о них подробнее от начала до конца. И ‘Али (да будет доволен им Аллаh) рассказал, назвав их имена, имена их родителей, сообщил, что случилось у них с царем, ничего не пропустив. Затем ‘Али (да будет доволен им Аллаh) спросил иудея: «То, что я рассказал, соответствует ли приведенному в Таврате?» Тот ответил с заслуженной похвалой: «Ты не прибавил и не убавил ни одной буквы». В итоге тех троих иудеев Всевышний направил на путь истины.

Многие иудейские ученые, обманутые нафсом16, покинули этот мир в неверии, не признав Аħмада ﷺ. Хвала Всевышнему, который не сделал нас упорствующими в неверии. О Аллāћ, спаси нас от завистников, которые, прикрываясь именем Ислама, толкают людей к неверию.

Амин! Амин! Амин! О Отвечающий на мольбы!

Коротко расскажем об асхаб аль-кахфи, которых Всевышний упомянул в Коране. Согласно версии Вахба, это были румы17. Город их назывался Афсус (Эфес), а после распространения Ислама он был переименован в Тартус. Их царь следовал религии Исы (Мир ему) и всю свою жизнь провел в Исламе. О смерти его услышал один из царей персов по имени Дикянус. Он двинулся к Афсусу с хорошо обученным войском. Как сын прибирает к рукам владения отца, так и Дикянус овладел Афсусом. Обустраиваясь будто в своей вотчине, в течение тридцати лет он строил дворец с укреплениями в центре города.

Проклятый отрицал Всевышнего, поклонялся идолам и вознесся так, что не чуял под собой земли. Он очень старался отвратить и жителей Афсуса от религии Масиха (Мир ему). Он приблизил к себе тех, кто подчинился ему, и предал смертным мукам тех, кто отказался следовать ему. Люди того города стали язычниками и начали поклоняться идолам Дикянуса. Он взял себе в советники шестерых юношей – говорят, это были сыновья ‘алимов. Дикянус не делал ничего, не посоветовавшись с ними.

Однажды, когда Дикянус сидел на своем троне, один из самых преданных ему людей сообщил, что их окружили войска персов, готовые напасть. Царь очень опечалился, погрузился в думы, золотая корона упала с его головы, и сам он не заметил, как упал с кресла. Он был совсем сбит с толку и выглядел растерявшимся глупцом. Йамлиха, главный среди советников, увидел замешательство царя, и в его сердце зародилось сомнение в Дикянусе, который утверждал, что он их бог.

«Если бы он был создателем, которому нет равных, у него не было бы признаков сотворенного», – подобные мысли кружили в голове Йамлихи, разочаровавшегося в царе, и не давали ему покоя. Он взглянул на землю, посмотрел на небо, подумал, кто же Творец всего сущего, и пришел к выводу, что Дикянус не может быть дарующим (раззак), который наделяет все живое на земле пропитанием. Наблюдая за движением Солнца и Луны и положением звезд, он убедился в том, что порядок их устанавливает другой царь, и сердце его выбрало Царя царей, которому народ не переставал поклоняться.

Среди тех шестерых юношей было принято каждый день собираться друг у друга по очереди. Когда очередь дошла до Йамлихи, все собрались у него. Юноши сидели в хорошем настроении, Йамлиха же не был похож на них, он с ними не ел и не радовался, охваченный мыслями о царе. Друзья, видя его опечаленным, забеспокоились и спросили, что с ним. Йамлиха поделился с ними и сказал, что он думает о Дикянусе. Когда он открыл им эту тайну, все стали целовать ему ноги. «Мы тоже были такого же мнения о нем», – обрадовались они.

Теперь они стали обдумывать, как им быть. «Мы сделаем как ты скажешь», – сказали они Йамлихе. Он предложил бежать, оставив царя, дабы искать Создателя. Согласившись с ним, они решили бежать и взяли сколько могли денег.

Они выехали из города верхом на лошадях, будто бы на прогулку. Оставив позади город Дикянуса, они выбрались в степь, отпустили лошадей, переоделись в старую одежду, сняв придворные наряды, и прошли босиком семь фарсахов18. Подобно чистым рабам, отправляющимся к господину (саййиду), они приниженно и смиренно обратились к Всевышнему. По дороге они встретили чабана с отарой овец, подошли к нему и попросили воды. «У меня есть все, что хотите, – и вода и молоко», – предложил чабан юношам. «Выглядите вы как цари, но судя по тому, как пришли, вы похожи на беглецов», – добавил он и поспешил исполнить их просьбу.

Когда чабан стал расспрашивать их, юноши открылись ему: «Мы вступили в религию, которая запрещает лгать, и отправляемся к Всемогущему Создателю, оставив неверного царя». Чабану пришлись по душе эти юноши, которые выбрали Всевышнего, отвратившись от многобожия. Он признался, что был такого же мнения о Дикянусе. Чабан решил присоединиться к группе юношей и вернул отару хозяину.

Эти семеро стали друзьями и отправились в путь, за ними последовала и собака чабана. Они не хотели брать ее с собой, стали отпугивать, бросать в нее камни. Но как бы ни отгоняли, Китмир (так звали собаку) все равно последовал за ними. Их желания не совпадали. «Я хочу быть с вами из-за того, что вы полюбили Всевышнего. Я буду охранять вас», – заговорила собака, и они, видя ее решимость, взяли ее с собой. Собака выразила желание помогать им, охраняя от врагов, а также приблизиться к Всевышнему. Она произнесла свидетельство, признав, что Аллāћ один.

Они двинулись в путь. Впереди проводником шел чабан, который хорошо знал те места. Прибыв к пещере Васид, расположенной на горе Наджилус, они остановились в ней. Здесь росли деревья со спелыми фруктами, рядом был источник чистой холодной воды. Юноши выпили воду, поели фрукты с деревьев, вошли в пещеру и расположились в ней. Китмир остался у входа в пещеру и лег там, вытянув лапы. В это время Всемогущий Аллāћ отправил к ним ангела смерти, который забрал у всех души. Чтобы не дать истлеть их телам, Всевышний приставил к каждому по два ангела и велел поворачивать их с боку на бок. Сказано, что посланцы Аллāћа выполняют это повеление и поворачивают асхаб аль-кахфи раз в год, согласно другой версии – два раза в год.

Тем временем Дикянус вернулся во дворец после праздника (по другой версии – с войны) и стал расспрашивать, где юноши. Ему ответили, что они оставили его религию, приняли другую и сбежали. Дикянус взял восемьдесят тысяч всадников и отправился искать беглецов. Расспрашивая по дороге тех, кто видел их, они пошли по следам и пришли к входу в пещеру на горе Наджилус. Проклятый Дикянус заглянул в пещеру и увидел шестерых своих визирей, спящих там. Юноши походили на заснувших от усталости чабанов. Хотя они были мертвы, дыхание их не остановилось. Они казались живыми, сказано, что даже глаза их не были закрыты.

Дикянус задумался, как их наказать, и решил замуровать их в пещере. Привели строителей, и те закрыли вход в пещеру крепкой стеной, которую невозможно было пробить. «Теперь выйдите, если можете», – с вызовом сказал Дикянус и вернулся домой. Сказание о Дикянусе на этом заканчивается.

После смерти Дикянуса его царство распалось. Прошло более трехсот лет, пришли другие времена, царем стал верующий, и возвысилась религия Исы (Мир ему).

Однажды некий чабан, пасший овец на горе Наджилус, обнаружил пещеру, вход в которую был заложен. Шел дождь, и чабан подумал: «Хорошо бы загнать отару в пещеру, пока дождь не прекратится». Пока он разбирал вход в пещеру, Всемогущий вернул души в тела юношей. Чабан очень испугался, когда они поднялись, словно пробудившиеся после недолгого сна. Он выскочил из пещеры и бросился бежать, погоняя овец. Он был так напуган, что больше уже не мог приблизиться к этому месту.

Асхаб аль-кахфи поприветствовали друг друга. Им показалось, что они спали всего одну ночь. Они вышли, чтобы сделать омовение, и обнаружили, что источника нет и фруктовые деревья высохли. Это очень удивило их. Не понимая, что произошло, они пребывали в недоумении. Волосы их выросли до плеч, ногти на руках и ногах сильно отросли. Они и подумать не могли, что Создатель оживил их через века после смерти.

Неожиданная картина, представшая их взору, привела их в изумление. И тут они вспомнили про голод и стали думать, кого бы отправить в город за едой. Условились выбрать дозволенную шариатом еду, без свинины. Кроме того, следовало быть очень осторожными из-за того, что им грозила опасность со стороны царя. Йамлиха, отличавшийся умом и осторожностью, решил идти в город сам, сказав, что никто, кроме него, еды им не достанет.

Идя по нехоженым тропам, Йамлиха под видом чабана пришел к воротам города. У городских ворот реяло зеленое знамя, на котором ослепительно красивым почерком были написаны слова шахады «Лā илāhа илла Ллāh, Иса Руħуллâh»19. Йамлиха протер глаза и посмотрел еще раз. «Не сон ли это? – засомневался он. – Нет, это не может быть сном». Он тайно пробрался в город и увидел там людей, читавших Евангелие, но не встретил ни одного знакомого лица. Дойдя до базара, он встретил пекаря и спросил его, как называется их город. «Афсус», – ответил пекарь. Йамлиха снова спросил, как зовут местного царя. «‘Абдурраħмāн», – был ответ. «Если ты говоришь правду, то это чудо», – сказал Йамлиха, качая головой. Он вытащил из кармана дирхемы, протянул их пекарю и сказал: «Тогда дай мне хлеб на эти дирхемы».

Увидев деньги, пекарь изумился и заявил: «Ты нашел клад!» Угрожая Йамлихе, он поставил перед ним условие: «Поделись со мной, иначе я отведу тебя к царю». Тот ответил, что никакого клада не находил. И добавил, что, когда три дня назад он уходил из этого города, его жители поклонялись Дикянусу, почитая его как бога. Услышав это, пекарь очень разозлился. «Разве можно рассказывать эти сказки про Дикянуса, который жил триста лет назад, только чтобы не делиться кладом? Смеешься надо мной, что ли?» – стал кричать он. Шум привлек внимание людей, вокруг них собралось много народу, все стали спрашивать, что случилось. Решив, что Йамлиха нашел клад, они отвели его к царю.

Йамлиха предстал перед мудрым и справедливым царем Афсуса. Приближенные царя сообщили ему, что он нашел древний клад, зарытый в землю. Йамлиха впал в беспокойство из страха перед царем. Но тот успокоил испуганного Йамлиху и сказал, что заберет лишь пятую часть найденного, согласно велению пророка Исы (Мир ему). «Принеси мне пятую часть, а остальную оставь себе, и тебе больше ничего не грозит», – ласково сказал он. Йамлиха расстроенно ответил: «Я родом отсюда и не находил клад. Как же я отдам то, чего у меня нет?» Царь спросил его: «Ты отсюда?» «Да», – ответил тот. «А у тебя здесь есть знакомые?» – спросил царь, и Йамлиха ответил, что есть. «Назови их имена», – велел царь. Йамлиха назвал около тысячи имен, но среди них не оказалось ни одного, кого бы знали в окружении царя. «Это люди не нашего времени», – сказали они. Йамлиху спросили, есть ли у него дом в этом городе. Он ответил, что есть. «Если хотите увидеть, отправьте со мной человека», – уверенно добавил он. Царь выбрал нескольких человек и отправил их с Йамлихой.

Впереди шел Йамлиха, а за ним сопровождающая его группа людей. Они с трудом добрались до большого дворца, на который Йамлихе указал ангел Джабрâ’îл. Йамлиха остановился перед дворцом, оглядел его и сказал, что это и есть его дом. Его спутники вызвали хозяина дома и объяснили причину своего визита. Хозяином оказался какой-то старый человек. Когда ему сообщили, что Йамлиха назвался хозяином дома, старец сначала возмутился, а затем, задумавшись, спросил его имя. Йамлиха назвал свое имя, имя отца и свой род. Старик попросил повторить, и тот снова перечислил имена предков. Тогда старик обнял его и заплакал, причитая: «О мой дедушка!» Он сказал, что Йамлиха – один из тех, кто сбежал во времена Дикянуса, отказавшись повиноваться ему.

Это удивительное известие распространилось по всему городу. Йамлихе устроили радостную встречу. Царь сошел с коня и от радости посадил Йамлиху себе на плечи, как ребенка. И стар и млад окружили его и стали целовать ему руки и ноги. Все в один голос просили его рассказать о том, как сложилась судьба остальных. Йамлиха рассказал о своих друзьях и о том, что они остались в пещере на горе Наджилус. Горожан удивил этот рассказ, ведь никто ранее не слышал о подобном, и все захотели увидеть остальных.

Жители города по вероисповеданию были разделены на две общины. Правители обеих общин со своими подданными двинулись за Йамлихой к пещере. Когда они приблизились к пещере, Йамлиха разумно предложил царям: «Я войду в пещеру один. Подождите здесь, пока я не вернусь. Если не предупредить их, они могут подумать, что пришел Дикянус со своим войском. Я объясню им все как есть, сообщу радостную весть, а затем встретимся», – сказал он, и те согласились.

В пещеру зашел один Йамлиха. Когда он вошел, все очень обрадовались, встали, обняли и поцеловали его. Они вознесли хвалу Всевышнему за то, что Йамлихе удалось спастись от Дикянуса и вернуться. Но Йамлиха сказал: «Вы не спрашивайте меня о Дикянусе. Лучше скажите, сколько времени вы пробыли в пещере?» «Мы пробыли здесь день или половину дня», – ответили друзья. «Нет, – сказал Йамлиха, – здесь мы были триста девять лет». И он рассказал о том, что с ним случилось: «Прошли века, Дикянус умер, люди уверовали в Создателя, их верующий царь следует религии Исы (Мир ему). Они пришли сюда, желая увидеть вас».

Хотя Йамлиха и рассказал им все это, юноши не согласились встретиться с ними. Они решили, что лучше остаться здесь, в том же состоянии, в каком они были доселе, и вместе попросили Всемогущего о смерти. Создатель отправил ангела смерти с повелением всех умертвить, и они легли на землю. Всевышний закрыл вход в пещеру и укрыл его от глаз, сделав неузнаваемым весь облик этого места. Оба царя ходили вокруг семь дней, но, как ни старались, не смогли найти вход в пещеру, закрывшийся могуществом Всевышнего. Они убедились в том, что это сделано в назидание людям, и потеряли надежду увидеть юношей.

Между обоими царями разгорелся спор, каждый преследовал свои цели. Царь правоверных предлагал построить у входа в пещеру мечеть, а другие настаивали на строительстве своего храма. Они не смогли прийти к согласию и из-за этого стали биться друг с другом. Победил царь правоверных, и у входа в пещеру была построена мечеть. Эта история упоминается в Коране.

Есть различные версии этих событий. Одну из версий мы привели выше. Согласно другой версии, когда Йамлиха задержался в пещере, царь правоверных зашел вслед за ним, чтобы узнать, что произошло. Обнаружив, что все асхаб аль-кахфи мертвы, он поцеловал им ноги и вышел, охваченный благоговением, попросив их заступничества и благодати. Он велел своим людям сделать каждому из них гроб из золота и серебра. В ту же ночь царь увидел тех юношей во сне, они выразили царю свое недовольство этим замыслом. Они отказались от гроба, сказав: «Мы сотворены не из золота и серебра, а из земли, оставь нас на земле». Царь правоверных выполнил желание асхаб аль-кахфи, оставив их на земле, и замуровал вход в пещеру. Как и в первой версии, спор о том, какой храм построить у пещеры, перерос в сражение, победу в котором одержал царь правоверных, и на этом месте построили мечеть.

Человеку не даны Всевышним такие силы и способности, чтобы он мог открыть вход в эту пещеру. Асхаб аль-кахфи по сей день находятся в ней, об этом говорится и в аятах Корана. А когда придет имам Маhди, Аллāћ сделает их его пособниками. Счастлив тот, кто увидит это. Да сделает Аллāћ нас из таковых.

Поскольку в Коране упоминалось об этих асхаб аль-кахфи, Расулуллах ﷺ захотел увидеть их и попросил Всевышнего дать ему возможность посмотреть на них. «На этом свете ты их не увидишь», – был однозначный ответ. Пророку ﷺ был дан совет отправить к ним четырех сподвижников, чтобы донести до них весть о своем посланничестве. Джабрâ’îл (Мир ему) научил Ħабîба ﷺ, как это сделать: «Расстели на полу свой халат, расставь сподвижников по углам и призови ветер. Всевышний подчинил тебе ветер, как пророку Сулайману (Мир ему)». Джабрâ’îл (Мир ему) подсказал ему отправить Абу Бакра (да будет доволен им Аллаh), ‘Умара (да будет доволен им Аллаh), ‘Али-асхаба (да будет доволен им Аллаh), Абузара (да будет доволен им Аллаh). Когда халат был расстелен и они встали на него, по велению Ţāhā ﷺ поднялся ветер, доставивший халат в Наджилус, подобно облаку.

Прибыв к входу в пещеру, они осмотрели стену, вынули из нее камень и заглянули внутрь. Собака заметила их, вскочила и начала лаять, как бы не пуская посторонних. Но узнав, что гости посланы Пророком ﷺ, Китмир завилял хвостом и положил голову на лапы, словно приглашая их войти. Они вошли в пещеру, подошли ближе, поприветствовали всех словами «Ас-саламу алайкум». Всевышний вселил души в тела юношей, и они словно пробудились от сна, сели и ответили на приветствие. Гости передали им приветствие Расула ﷺ. «Да приветствует Аллāћ Расула ﷺ, отправившего приветствие, и вас, передавших его, до тех пор, пока существует мир», – ответили асхаб аль-кахфи. Они устроили хорошую встречу, посидели вместе и провели время в приятной беседе. Юноши признали Пророка ﷺ, приняли Ислам и попросили передать Пророку ﷺ салам от них. Затем асхаб аль-кахфи легли на землю, как и прежде, и по велению Всевышнего ангел забрал их души. А сподвижники вышли из пещеры, закрыли вход как было, и ветер доставил их обратно.

Когда они прибыли к Ħабîбу ﷺ, он стал расспрашивать, как все было. Те подробно рассказали обо всем и сообщили, что передали им послание Пророка ﷺ. «Они приняли Ислам, уверовали в тебя и обрадовались, когда узнали, что мы посланы тобой. Они вознесли премногую хвалу Милостивому и передали тебе салам», – сказали сподвижники. Услышав их ответ, Пророк ﷺ очень обрадовался и попросил Всевышнего, чтобы Он смилостивился над теми, кто любит его, его семью, сподвижников и общину.

Сказано, что когда объявится Маhди – Абу-ль-Касим Муħаммад, он придет к асхаб аль-кахфи, и Всемогущий оживит их, чтобы они могли ответить на его приветствие. Согласно одной версии, после оживления они снова умрут. По другой же версии – не умрут, а станут помощниками Маhди. Обе эти версии приводятся в сказаниях. Никто не знает лучше Милостивого Аллāћа.

Тот, кто будет размышлять над историей асхаб аль-кахфи, найдет в ней много полезных знаний. Но одних знаний недостаточно, нужно еще и следовать им. Да сделает нас Аллāћ из тех, кто следует своим знаниям. Амин! Амин! Амин! О Отвечающий на мольбы!

^ Краткое сказание о пророке Джарджисе (Мир ему)

Был один богатый благочестивый раб по имени Джарджис, который занимался торговлей. Он был очень щедр и строго придерживался религии пророка Исы (Мир ему). В те времена в Шаме правил жестокий царь по имени Заданах. Жил он в Мусиле и был самым заблудшим среди многобожников.

Однажды Джарджис (Мир ему), не зная о беззакониях, чинимых этим неверным царем, отправился в Мусил. Отправляясь из Палестины в Мусил, он набрал подарков сколько мог. По прибытии в Мусил Джарджис (Мир ему) встретился с царем и, придя на его маджлис, стал знакомиться с обстановкой. Тут принесли идола по имени Афлун и заставили людей поклониться ему. Ослушавшихся хватали и мучили, потом разожгли огромный костер и стали бросать в него тех, кто отказался поклониться идолу Афлуну.

Увидев все это, Джарджис (Мир ему) разочаровался в царе, любовь его обратилась в гнев, он возненавидел Заданаха. Подарки, привезенные царю, Джарджис (Мир ему) раздал своим людям. Всевышний заронил в его сердце мысль: «Хорошо бы объявить джихад этому неверному царю».

Он с упреками обрушился на заблудшего царя, подробно рассказал ему об атрибутах (сифатах) Всемогущего, а затем воскликнул в недоумении: «Как можно поклоняться идолу, лишенному могущества, воли, слуха и зрения?!» Слова Джарджиса (Мир ему) лишили царя дара речи. Он спросил, кто и откуда этот человек. Джарджис (Мир ему) ответил: «Я один из самых слабых рабов Аллāћа, сотворенный из земли».

Спор, возникший между ними, перерос в противостояние. Царя очень задели резкие слова в адрес Афлуна. Он поставил Джарджиса (Мир ему) перед выбором: поклониться Афлуну или подвергнуться самым жестоким и беспощадным мучениям. Но Джарджис (Мир ему) не отступился и сказал царю: «Делай что хочешь». Царь разозлился и велел истязать его доской с вбитыми гвоздями. Его мышцы были изорваны так, что обнажились кости, но Всевышний сохранил ему жизнь и не дал почувствовать боли. После этого Заданах приказал принести десять гвоздей, раскалил их докрасна и вбил в голову Джарджиса (Мир ему), так что вытекли его мозги. И Всевышний вновь сохранил ему жизнь и не дал почувствовать боли. Проклятый царь стал думать, что сделать с ним еще. По его приказу принесли большой медный котел, поставили его на огромный пылающий костер и раскалили. Джарджиса (Мир ему) бросили в котел и плотно накрыли крышкой. Когда огонь погас и котел остыл, они решили заглянуть в него и обнаружили невредимого Джарджиса (Мир ему). Царь спросил его: «Разве эти мучения не причиняют тебе боль?» «Я не чувствую боли, меня Всевышний Аллāћ бережет», – ответил Джарджис (Мир ему).

Это очень расстроило царя, он задумался, как ему быть. Царь опасался, что Джарджис (Мир ему) может навредить ему, и решил посадить его в тюрьму на всю жизнь до истления, но советники сказали, что без мучений этого мало для него и что он может ввести в заблуждение и других заключенных, если ему оставить возможность читать проповеди. И тогда Джарджиса (Мир ему) привели в тюрьму, распяли на полу, в ноги и руки вбили гвозди, на спину поставили огромный камень и на этот камень посадили заключенных. Так прошел день. К вечеру, когда все уснули, а Джарджис (Мир ему) остался лежать под камнем, по велению Всевышнего явился ангел, убрал камень с его спины, вытащил гвозди, освободил Джарджиса (Мир ему), напоил, накормил и остался с ним до утра. Ангел подбодрил Джарджиса (Мир ему) и передал ему радостную весть о содействии Милостивого. Утром он вывел его из тюрьмы и велел объявить джихад заблудшему царю.

Ангел донес ему откровение Всевышнего: «Семь лет царь будет мучить тебя. За это время неверный Заданах четырежды убьет тебя. Аллāћ будет оживлять тебя каждый раз, кроме последнего. За это ты получишь сполна вознаграждение от Создателя».

Пулей примчавшись невесть откуда, Джарджис (Мир ему) предстал перед царем. «Кто выпустил тебя из тюрьмы?» – спросил царь. «Всемогущий Аллāћ», – был ответ. Разъяренный царь приказал рассечь Джарджиса на две части. Затем обе части изрубили на мелкие кусочки и бросили откормленным львам. Львы кинулись к мясу, но приблизившись, опустили головы и потихоньку отступили назад. Грозные львы постыдились друг перед другом есть брошенное им разрубленное тело Джарджиса (Мир ему). Так прошел день. Когда наступила ночь, Создатель собрал его тело, после чего оживил, вселив в него душу, и вывел на волю. Ангел, отправленный Всемогущим, осуществил все это, накормил и напоил Джарджиса (Мир ему) райской пищей и проводил его, вновь повелев вести джихад с царем Заданахом.

В это время в городе был устроен веселый праздник по случаю смерти Джарджиса (Мир ему). Вдруг царь и его приближенные, присутствовавшие на празднике, увидели идущего к ним человека. «Как же этот человек похож на Джарджиса», – подумали они одновременно и переглянулись. Одни говорили, что это он, другие утверждали, что этого не может быть. А Джарджис (Мир ему) подошел к ним и сказал: «Вот и я». Он призвал их немедленно обратиться к Аллāћу и поведал им о том, как был оживлен Божественным могуществом.

Тут поднялся шум и гам, люди кричали, что Джарджис (Мир ему) околдовывает их, и стали звать своих колдунов. Когда собрались самые опытные колдуны, царь подозвал к себе главного из них и сказал: «Порадуй меня самым великим своим волшебством».

Привели быка, колдун дунул в его ухо, и бык раскололся на две половины. Затем он подул в другое ухо быка, и на глазах у людей обе половины ожили. Этих двух быков запрягли в плуг, вспахали и засеяли поле, собрали урожай, обмолотили, перемололи зерно, испекли хлеб и поставили перед царем. Все это произошло на глазах у людей в течение одного часа.

Царь спросил колдуна: «Сможешь ли ты превратить Джарджиса в животное?» «В какое животное ты хочешь его превратить? Превращу в кого хочешь», – сказал тот. Царь велел превратить Джарджиса (Мир ему) в собаку. Колдун попросил принести чарку воды. Когда воду принесли, он, сделав глубокий вдох, дунул на нее и дал выпить Джарджису (Мир ему). Тот выпил воду залпом, словно умирал от жажды. Он стоял в полном спокойствии, а колдун изумленно смотрел на него. Затем он спросил Джарджиса (Мир ему), как он себя чувствует. «Очень хотел пить, а теперь стало лучше, набрался сил для борьбы с вами», – ответил тот. Колдун понял состояние Джарджиса (Мир ему), он увидел в нем проявление могущества Всевышнего. Он сказал об этом царю и добавил, что Создателя победить невозможно.

Молва о Джарджисе (Мир ему) распространилась повсюду. Из Шама к нему прибыла одна бедная женщина, она рассказала ему о своих горестях, о том, что не стало двух ее быков, на которых она пахала. Она с печалью сказала, что пришла к нему, чтобы он попросил Аллāћа оживить ее быков. Глядя на эту женщину, объятую горем, Джарджис (Мир ему) не мог сдержать слез. Он обратился к Всевышнему с просьбой оживить обоих быков бедной женщины, а затем протянул ей трость, которая лежала рядом, и велел коснуться ею быков. Женщина сказала, что быки околели несколько дней назад и от них остались лишь кости. Джарджис (Мир ему) ответил ей: «Ткни в то, что осталось». Женщина вернулась домой, нашла ухо одного быка и челюсть другого, положила их рядом и коснулась их тростью, и тотчас же они превратились в прежних быков.

Как-то раз самый преданный царю визирь стал обвинять его, защищая Джарджиса (Мир ему): «Вы клевещете на него, будто он колдун. Разве может колдун удержать душу? Я еще не слышал о подобном. Вы убиваете его, но не можете умертвить, он не чувствует боли от мучений, которым вы его подвергаете». Все подумали, что Джарджис (Мир ему) околдовал этого визиря, и решили убить его. Визирь уверовал в Джарджиса (Мир ему) и перед всеми произнес свидетельство (шахадат), что Аллāћ один. Так он умер шахидом. Его пример оказал большое воздействие на людей, и четыре тысячи человек уверовали в Джарджиса (Мир ему). Все они по приказу царя были замучены и истреблены. Расправившись с ними, царь с вызовом сказал Джарджису (Мир ему): «Оживи их тоже». Джарджис (Мир ему) с достоинством ответил царю: «Я расстаюсь с ними, потому что настал их срок».

Один проклятый из приближенных царя встал и тоже стал задавать вопросы Джарджису (Мир ему): «У нас есть четырнадцать кресел, стол и разные предметы из дерева. Сделай так, чтобы каждая доска этих предметов превратилась в дерево, а на деревьях появились листья, и чтобы они зацвели и дали плоды. Если ты сделаешь это, я поверю тебе». Сказав так, проклятый неверный дал твердое слово.

Джарджис (Мир ему) ответил: «Это очень сложное для нас с тобой и простое для Всевышнего дело». Не успел он прочитать мольбу, как каждая доска превратилась в дерево, деревья покрылись листьями и зацвели, созрели плоды, так что было видно, из каких деревьев изготовлены те доски. Но им этого чуда было недостаточно.

Проклятый царь замыслил новые мучения для Джарджиса (Мир ему). Он велел расплавить медь и отлить из нее статую быка с очень большой полостью. В нее засыпали много свинца, серы и мышьяка, туда же бросили Джарджиса (Мир ему) и закрыли его там. Вокруг этого медного быка разожгли большой костер, в котором расплавились свинец, сера и мышьяк, и Джарджис (Мир ему) расплавился вместе с ними.

После того как это произошло, по воле Создателя над тем народом собрались черные тучи, несущие муки, загремел гром, засверкали молнии, поднялся сильный ветер, и город на несколько дней погрузился в глубокую тьму и отчаяние. По велению Всемогущего Аллāћа ангел Микаил (Мир ему) прибыл на место казни Джарджиса (Мир ему). Он поднял медного быка в воздух и бросил сверху вниз. Раздался такой сильный грохот, что люди от страха упали лицом вниз. Бык раскололся надвое, и из него вышел Джарджис (Мир ему). Он предстал перед народом и начал говорить. Мрак, окутавший мир, рассеялся, и стало светло как прежде. Люди пришли в себя, поднялись, посмотрели на Джарджиса (Мир ему) и спросили: «О Джарджис, эти чудеса творишь ты или твой Аллāћ?» Человека, который задал этот вопрос, звали Туфлия. Джарджис (Мир ему) ответил ему: «Аллāћ показывает вам их. Если вы, увидев их, не одумаетесь, вас ожидает наказание». Люди в толпе стали бурно обсуждать происшедшее, а затем сказали Джарджису (Мир ему), чтобы он оживил умерших. Взяв его с собой, они отправились на кладбище, раскопали могилы и вытащили останки умерших. Не успел Джарджис (Мир ему) закончить свою мольбу, обращенную к Всевышнему, как семнадцать покойников ожили. Он поговорил с одним из них, пожилым человеком, и тот рассказал ему всю свою историю. Но и этого царю было мало, и народ последовал за ним в своем неверии. Снова они задумались над тем, как замучить Джарджиса (Мир ему). Вспомнили, что еще не пытали его голодом и жаждой, и все единодушно решили исполнить задуманное.

В этом городе жила одна бедная старушка, у нее был неизлечимо больной, глухонемой, слепой и парализованный сын. В доме этой старушки заперли Джарджиса (Мир ему). Дом окружили и не разрешали заносить туда еду.

Когда Джарджиса (Мир ему) одолел голод, он обратился к старушке и с надеждой на Всевышнего спросил, не найдется ли у нее чего-нибудь поесть. «Клянусь Тем, чьим именем клянутся, нет у меня в доме ничего», – сказала старушка. Джарджис (Мир ему) спросил ее, знает ли она Всевышнего. Она ответила, что знает. Джарджис (Мир ему) спросил, служит ли она Ему, и старушка честно призналась, что не служит. Он научил ее служить Всевышнему, и она всем сердцем приняла Ислам. После этого она вышла из дома в надежде найти хоть что-нибудь для проголодавшегося Джарджиса (Мир ему).

В доме старушки посреди комнаты стоял деревянный столб. Джарджис (Мир ему) взмолился, обращаясь к Всемогущему, и Милостивый Аллāћ ответил на его просьбу. Этот столб превратился в дерево, ветки которого проткнули крышу и выбрались наружу. На нем поспели прекрасные сладкие плоды, Всевышний наделил ими Джарджиса (Мир ему).

Когда старушка вернулась домой, она удивилась, увидев это чудо, и попросила Джарджиса (Мир ему) вымолить у Всевышнего здоровье для ее сына. Джарджис (Мир ему) помазал глаза ее сына своей слюной – и тот стал зрячим, дунул ему в ухо – и он избавился от глухоты. Старушка очень хотела, чтобы Джарджис (Мир ему) попросил об исцелении ее сына от немоты и паралича. И он обрадовал ее, почтительно ответив, что и для этого тоже настанет один особенный день.

Однажды царь заметил дерево, появившееся из дома старушки подобно дереву Туба, и спросил, что это такое. Люди сказали ему, что это дерево, которого раньше здесь не было, оно выросло в темнице для колдуна. Ему также рассказали, что Джарджис (Мир ему) со старушкой живут в благополучии, еды у них вдоволь и больной сын старушки исцелился. Тогда царь велел самым верным своим слугам сжечь дом старухи и срубить дерево. Дом разрушили, а когда хотели срубить дерево, оно превратилось в сухой столб, и его оставили.

Снова Джарджис (Мир ему) предстал перед царем, и снова царь стал думать, как его извести. Его разрубили на три части и сожгли, бросив в огонь. Царь велел своим слугам высыпать пепел в море. По дороге к морю они услышали голос – это Всевышний велел морю сохранить Джарджиса (Мир ему). По приказу Аллāћа ветер собрал пепел сожженного Джарджиса (Мир ему), выброшенный в море. Его вытащили, из этого пепла образовалась крепкая плоть, и Всевышний вернул в тело душу и оживил Джарджиса (Мир ему).

Джарджис (Мир ему) встал, отряхивая пыль с головы, словно сокол, и вернулся домой с теми же людьми, которые рассказали царю обо всем. Царь понял, что бороться с ним бессмысленно, и решил помириться. «К чему нам эта вражда, что хорошего она дает нам? - заговорил он мягко. – У меня не хватает смелости уверовать в тебя, боюсь, люди скажут, что ты победил меня. Я готов следовать за тобой, если ты хоть раз поклонишься Афлуну». Джарджис (Мир ему) дал слово, что в любое время готов пойти с ним туда, где находится Афлун. Радости царя не было границ, он стал подобен пьяному, целовал руки и ноги Джарджису (Мир ему). Царь настоял на том, чтобы он остался в его доме ночевать. «Чтобы люди узнали, как ты мне дорог, быстрей идем ко мне», – сказал он и повел Джарджиса (Мир ему) к себе. Для него наилучшим образом приготовили комнату, обеспечили всем необходимым. «Дай своему телу отдохнуть и насладиться покоем», – сказал царь, уложил его и сам отправился спать.

Но Джарджис (Мир ему) даже не прилег на постель царя. Он поклонялся Всевышнему и до утра читал Забур Давуда (Мир ему) завораживающе красивым голосом. Жена царя, услышав его чтение, залилась слезами. Она встала и прислушалась внимательнее. Его голос произвел на нее такое сильное впечатление, что сердце ее смягчилось, она уверовала в Джарджиса (Мир ему) и приняла Ислам.

Утром царь с Джарджисом (Мир ему) отправились туда, где находился идол Афлун, чтобы поклониться ему. Ради такого радостного события собралось много народу, слухи об этом дошли и до старушки. Она взяла с собой больного сына и, намереваясь упрекнуть Джарджиса (Мир ему), отправилась в дом, где стояли идолы. Она успела прийти туда раньше них. Джарджис (Мир ему) увидел старушку с парализованным сыном за спиной и позвал его по имени. Немой сын старухи, который за всю жизнь не произнес ни слова, заговорил ему в ответ, ноги его обрели способность ходить, и он подошел к Джарджису (Мир ему).

Джарджис (Мир ему) велел мальчику подозвать к нему идолов. «Как их позвать?» – спросил мальчик. «Скажи, что я их зову», – подсказал тот. Мальчик пошел к идолам и передал приказ. В тот же час идолы, сойдя с места, покатились к Джарджису (Мир ему) и увязли в земле. Иблис, испугавшись, что земля схватит и его, выскочил из идолов. Джарджис (Мир ему) не дал ему убежать, схватил за голову и стал выговаривать: «Мало тебе, что ты сам сбился с верного пути? Что тебя заставляет, проклятый, сбивать и людей?!» Иблис очень испугался и угодливо стал рассказывать, что он испытывает при этом: «Нет ничего, что можно сравнить с возможностью сбить с верного пути хоть одного из детей Адама. Все блага на свете не могут доставить мне большего удовольствия, чем это». «Если бы мне предложили выбрать одно из двух, я предпочел бы вводить человека в заблуждение», - признался он.

Когда земля поглотила семьдесят идолов, царь опечалился, не зная что делать. «Ты обманул меня, так унизив моих идолов», – сказал он Джарджису (Мир ему). «Я сделал это, чтобы ты убедился в том, что поклоняться можно лишь Создателю, – учтиво объяснил тот царю, приведя в наставление разумные доводы. – Что это за божества, если они не могут защитить себя от такого слабого раба Аллāћа, как я? Какая тебе польза от этих ни на что не способных неживых вещей?» Царь в растерянности не знал, что ответить ему. Тут жестко заговорила и жена царя. Она открыто объявила о своей вере, которую скрывала до сих пор, и начала поносить его идолов. Осыпая царя упреками, она перечисляла чудеса, явленные Джарджисом (Мир ему).

«Неужели тебе не стыдно спорить с человеком, которого ты не смог умертвить, сколько бы раз ни убивал? Вам осталось добиться от него только того, чтобы вас поглотила земля, как идолов», – гневно бранила Искандрат (так ее звали) царя и его людей.

«За семь лет колдовство Джарджиса не подействовало на меня, тебя же он околдовал за одну ночь! Что ты такое говоришь?» – воскликнул царь. «Разве ты хоть раз победил его, хотя столько лет с ним боролся? Разве ты и твои люди не увидели, каким могуществом наделил его Всевышний Аллāћ?» – ответила она. Видя ее упорство, отчаявшийся царь приказал приготовить доску с вбитыми гвоздями. На нее уложили Искандрат и сдирали с нее мясо расческой до тех пор, пока не обнажились кости. Обессиленная этими мучениями, она сказала Джарджису (Мир ему), чтобы он попросил Всевышнего облегчить ей боль. Джарджис (Мир ему) велел ей посмотреть на небо. Она посмотрела и засмеялась. «Почему ты смеешься?» – спросил ее царь. «Надо мной стоят два ангела, они принесли мне райскую корону, чтобы надеть на меня, и они заберут мою душу, как только я умру», – ответила она. Так Искандрат покинула этот бренный мир, приняв смерть шахида. Те два ангела, выхватывая друг у друга ее чистую душу, полетели с ней на Барзах.

После того как забрали ее почтенную душу, Джарджис (Мир ему), не откладывая, начал читать мольбу. Настало время и ему готовиться к безвозвратной смерти. Стыдясь перед Всемогущим, он возвел Ему бесконечную хвалу и взмолился: «Ты сделал для меня благом много испытаний, чтобы я получил степень шахидов. Прошу Тебя ниспослать на это племя беды, пока я еще жив». Не успел Джарджис (Мир ему) закончить мольбу, как на заблудший народ пролился огненный дождь. Несчастные, разозлившись на Джарджиса (Мир ему), в гневе набросились на него с мечом и разрубили его на куски. Джарджис (Мир ему), испив последнюю чашу смерти, по милости Аллāћа отправился в путь, откуда нет возврата. Воочию увидев беду, которая настигла неверный народ, праведный раб Аллāћа удовлетворенным отправился в Ахират. Этот город со всеми его обитателями сгорел дотла и превратился в пепел. Могуществом Милостивого он был поднят на небо и сброшен оттуда вверх дном. Долгое время на этом месте не потухал огонь, вился черный дым и из-под земли исходил запах гари. Из-за мерзкого запаха невозможно было подойти близко к тому месту, и каждый, кто почувствовал этот запах, заболевал.

Сказано, что были тридцать четыре тысячи человек, которые верили не в царя, а во Всевышнего. Проклятый царь истребил их одного за другим, замучив как Искандрат.

Нет несчастнее создания, чем человек, оказавшийся на неверном пути, - он постарел, истратив свою молодость на сбор дров для костра, на котором сожгут его самого. Он не понимает Ислам, подобно дикому животному. Жизнь на этом свете ему кажется вечной, он не верит в существование Рая и Ада, в последователях Ислама видит врагов. Он бежит от Шариата, оставляет путь Ţāhā ﷺ, Шариату предпочитает закон, даже когда знает, что он неправильный. Страх перед Всевышним не коснулся его сердца, у него нет ни стыда, ни совести. Он не выносит ни бедности, ни богатства, безмерная зависть горит огнем в его груди. Он не стыдится воровать, а если поймают – это не будет для него позором. Честь и порядочность он может тайком продать за кусок хлеба. Он не отвечает за свои слова, из-за двуличия своего он оказался в отчаянном положении, и в речах его много лжи. Среди людей он ничтожен, и люди ничто для него. Что бы он ни делал, он делает только напоказ, и эти деяния, пусть и самые малые, ему кажутся большими. Он умеет «подыгрывать на скрипке» всякому. Меняет друзей в зависимости от их кармана и материального положения. Дождь ли, ветер – он ищет подходящее укрытие и находит множество отговорок, чтобы уйти от ответственности. Распространение сплетен среди людей слаще меда для него, а если оставит сплетни – он болеет. Ему не досталось иной работы, кроме доносительства, и не хватает у него ума и способностей справляться даже с тем, что ему досталось. Все, кто знает его, называют его аферистом. Он тот, кто запятнал религию отцов. Мир оставлен тебе, несчастный, ешь его, но не забудь о том, что наступит день, когда тебя заставят все это извергнуть. Подумай о дне Арасата, когда уста твои будут запечатаны, а органы заставят говорить.

О Аллāћ, Милосердный (Рахим), Прощающий (Гафур), Обладатель Милости (Рахман), помоги нам удержаться на истинном пути. Не оставляй нас на самих себя. Сделав раскаяние уделом нашим, прости нам грехи и прегрешения. Убереги нас от жизни, в которой уповают на другого помимо Тебя. Не дай нам стать самодовольными, возгордившись знаниями. Одари нас терпением в бедах и благодарностью за блага, не делай нас из числа лишенных терпения и благодарности.

Амин! Амин! Амин! О Отвечающий на мольбы!





оставить комментарий
страница1/15
Дата19.09.2011
Размер4,71 Mb.
ТипРассказ, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

страницы:   1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15
Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Загрузка...
Документы

наверх