Образовательная программа дополнительного образования детей «Фантазии из глины и теста» icon

Образовательная программа дополнительного образования детей «Фантазии из глины и теста»


1 чел. помогло.
Смотрите также:
Образовательная программа дополнительного образования детей «Краеведение»...
Образовательная программа дополнительного образования детей Кружок декоративно-прикладного...
Образовательная программа дополнительного образования детей «фантазия»...
Образовательная программа дополнительного образования детей «юные географы краеведы»...
Образовательная программа дополнительного образования детей «Наше наследие»...
Образовательная программа «В движении к гармонии» для обучающихся 7 18 лет...
Образовательная программа дополнительного образования детей «Друзья нашего дома»...
Образовательная программа дополнительного образования детей...
Образовательная программа дополнительного образования детей «Основы экскурсионного дела»...
Образовательная программа дополнительного образования детей по общекультурному направлению...
Образовательная программа дополнительного образования детей «окружающая среда и здоровье...
Образовательная программа «Авиамоделирование» для детей от 9 до 15 лет Педагог доп образования...





Управление образования

Администрации МО «Няндомский муниципальный район»

МОУ ДО детей Дом детского и юношеского творчества


Рассмотрена на заседании НМС Утверждена приказом

«_____»__________2009 г. директора ДДЮТ

протокол №________ от «____»__________2009 г.

___________________________ __________Третьякова Г.А.


Образовательная программа дополнительного образования детей

«Фантазии из глины и теста»


Возраст детей – 7-11 лет

Срок реализации – 2 года


Программу составила педагог дополнительного

образования МОУ ДОД «Дом детского и

юношеского творчества»

Перцева Елена Владимировна


г. Няндома

2009 год


  1. ^

    Пояснительная записка.


Декоративно-прикладное искусство – удивительный вид творчества, дающий возможность раскрыть свои способности любому человеку. В последние годы можно наблюдать следующую особенность – чем больше красивых и нужных вещей продают в магазинах, тем большее количество людей берут в руки различные инструменты и пытаются создать особые и неповторимые изделия. Таким образом многие пытаются отойти от того стандарта, который окружает нас на протяжении жизни.

Некоторые  популярные  сейчас  виды  декоративно-прикладного искусства были рождены в далеком прошлом. Поэтому и отношение к народному искусству должно быть особенным. Когда-то А. С. Пушкин по этому поводу сказал так: «Уровень культуры эпохи, как и отдельного человека, определяется отношением к прошлому».

Исстари в деревнях, где было много хорошей, легкой в работе глины, вертели мастера на гончарном круге посуду: крынки, горшки, квасники, миски, а для души и на продажу лепили игрушки и свистульки, ведь на ярмарку без них не поедешь – детишки обидятся.

Игрушки для детей созданы тысячи лет тому назад. Задача игрушки – дать в руки ребёнку часть познаваемого им мира – коня, куклу-дитя, зверя из сказки, красивую птичку, пса, охранителя дома. Игрушка – это мост в сознании ребёнка между реальной жизнью и его воображением; это – материал для игры, для самостоятельного творчества с помощью конкретных вещей и путь к познанию жизни. У игрушек есть ещё одна функция – радовать детей, воздействовать на их ещё неосознанное эстетическое чувство и укореняться в их памяти на долгие годы, окрашивая воспоминания о детстве.

В долгие зимние вечера занимались игрушкой и женщины, да и ребятки мастерство перенимали. Удачные находки передавались из поколения в поколение, отрабатывались приемы лепки. Интересно наблюдать, как в руках мастера один маленький комочек глины вдруг превращается в рогатую коровушку, другой оказывается нахохлившимся петушком, а третий – косолапым мишкой. Сотни лет мастера над игрушкой трудятся, хорошее добавляя, от плохого избавляясь. Вот почему до сих пор живы народные промыслы, вот почему и сегодня у многих на полке в квартире красуются и радуют глаз весёлая жар-птица, барашек, зайчик.

Не уступает своей популярностью глина и лепка из солёного теста, зародившаяся ещё в давние времена. Люди лепили хлебные лепёшки из муки и воды и обжигали их на раскалённых камнях. Некоторые народы использовали вылепленные фигурки животных в своих обрядах. Потом появились печи для хлеба, стали изготовляться различные формы для выпечки. Известные архангельские Рождественские козули изготавливались всей семьёй, настолько этот процесс был увлекательным и интересным. Из теста выпекали не только хлеб, но и декоративные изделия. В разных странах находились умельцы, которые изготавливали фигурки из теста, и в каждой из них эти произведения искусства находили своих почитателей и ценителей.

В современном мире эти промыслы не остались в тени, они развиваются, приобретают новые технологии изготовления. Появляются новые материалы для лепки. Это и пластилин, так полюбившийся детям, и пластика, со своими волшебными свойствами затвердевать при комнатной температуре, и, конечно же, гипс. Все эти материалы доступны и не так уж сложны в использовании. А какой обзор для творчества открывается детям, фантазируй и твори. Создавай свой маленький мир своими руками. Ведь всё, что изготовлено своими руками ценнее во много раз, чем купленные в магазине игрушки. Как приятно получать из детских ручек подарок, который они сами сотворили.


^ Цель программы: Развитие творческих способностей и умений ребёнка посредством овладения навыками лепки из глины, теста, пластилина.


Обучение учащихся предполагает решение следующих задач:

Образовательные задачи:

  • Познакомить с истоками лепки и росписи, обычаями, символикой, верованиями.

  • Научить традиционным приёмам лепки.

  • Познакомить с традиционной керамикой и глиняной игрушкой.

  • Помочь приобрести элементарные трудовые навыки и необходимые практические навыки о законах композиции (стилевое единство, выбор композиционного центра, пропорциональность, масштабность).

  • Научить видеть материал, фантазировать, создавать интересные образы и изделия.

  • Дать представление об импровизации как самой продуктивной форме художественного творчества и конструирования, формировать интерес к декоративно-прикладному искусству.

Воспитательные задачи:

  • Воспитывать веру ребенка в свои силы и стремление к самостоятельной деятельности.

  • Учить радоваться общению с педагогами и друзьями.

  • Воспитывать трудолюбие, аккуратность, усидчивость, целесообразное расходование времени на занятиях, а также доводить начатое дело до конца.

  • Воспитывать уважение к творчеству народных мастеров.

  • Воспитывать потребность в искусстве.

Развивающие задачи:

  • Формировать умение наслаждаться красотой, совершенством в искусстве и в жизни.

  • Развивать понимание искусства, способности к художественному творчеству.

  • Развивать самосознание, пробуждать творческую активность, учить самостоятельно и образно мыслить.

  • Посредством участия в выставках, дать возможность оценивать преимущества и слабые стороны своих работ.

  • Дать возможность почувствовать каждому ребенку, что он – личность, которой дана свобода творческого самовыражения.

  • Помочь каждому индивидуально выработать хороший вкус, посредством приобретения практических навыков и художественного мастерства.

  • Развивать фантазию, внимание, память, воображение.

  • Развивать мелкую моторику рук, глазомер.

Данная программа предназначена для учащихся 1-5 классов, рассчитана на 2 года обучения. Занятия в группе 1 года обучения проводятся 2 раза в неделю по 2 часа (144 часа). Количественный состав группы – 12-15 человек. В группе 2 года обучения занятия проводятся 3 раза в неделю по 2 часа (216 часов). Состав группы от 10-12 человек.

Курс выстроен с использованием метода копирования, повтора и варьирования.

^ Основные отличия данной образовательной программы от аналогичных программ заключается в том, что в ее компонент включены:

    1. Региональный компонент – традиции и преемственность в Каргопольской глиняной игрушке, народные мастера Севера;

    2. Современные направления лепки из пластики, соленого теста.

^ Структура программы представлена двумя этапами, соответствующими логике освоения изобразительной художественно-творческой деятельности. Они совпадают с годами обучения.

I этап (1 год обучения) – подготовительный: знакомство с материалами, правилами работы; организация рабочего места; освоение основных способов и приемов лепки игрушки, способов соединения деталей в одно целое, простейших способов декорирования; лепка по мотивам народной глиняной игрушки (знакомство с традиционными способами и приемами лепки, воспроизведение несложных форм).

II этап (2 год обучения) – работа над выразительной формой: постижение пластических свойств материалов в процессе работы над формой; выбор способа лепки в зависимости от формы предмета; работа над выразительностью формы; овладение приемами рельефного и гладкого декорирования, сочетание их в работе.

Для восприятия и развития навыков творческой работы младших школьников программой предусмотрены основные методы:

  1. объяснительно-иллюстративный (демонстрация игрушек, иллюстраций);

  2. репродуктивный (работа по образцам);

  3. частично-творческий (выполнение вариативных заданий);

  4. творческий (импровизация по мотивам народной глиняной игрушки, при выполнении изделий из соленого теста, пластики);

  5. исследовательский (исследование свойств глины, соленого теста, пластики, красок, а также других материалов для работы в объеме).

Содержание курса раскрывается в разнообразных формах учебной художественно-творческой деятельности: практические занятия, экскурсии в музеи, просмотр видеофильмов, работа с образцами, выставки детских работ.

^ Принципы обучения:

  • эмоционально положительное отношение учащихся к деятельности – основное условие развития детского творчества;

  • учет индивидуальных особенностей детей – одно из главных условий успешного обучения;

  • последовательность освоения учебного материала – от простого к сложному, от учебных заданий к творческим решениям;

  • удовлетворение практических чувств ребенка через создание полезных и красивых вещей.



  1. ^

    Учебно-тематические планы


1 год обучения.



Наименование темы

Количество часов

всего

теор.

практ



Введение в образовательную программу.

2

2

-



Знакомство со свойствами глины, оборудованием, инструментами. Приемы лепки из глины

4

1

3



Способы лепки.

6

2

4



Основы художественного изображения.

12

6

6



Каргопольская глиняная игрушка.

14

4

10



Дымковская игрушка.

8

2

6



Филимоновская игрушка

8

2

6



«Чудеса из теста».

40

8

32



Современные материалы для лепки.

30

4

26



Коллективная художественно-пластическая деятельность.

18

2

16



Итоговое занятие. Выставка работ по итогам года.

2

2

-




Итого:

144

35

109


2 год обучения.



Наименование темы

Количество часов

всего

теор.

практ.



Вводное занятие. Повторение: материалы и инструменты. Правила безопасной работы на занятии.

2

2

-



Глина. Пластические свойства материала

12

6

6



Каргопольская игрушка

40

10

30



Глиняные промыслы России

10

6

4



«Папье-маше»

32

6

26



Объемные изображения на плоской основе.

22

6

18



«Чудеса из теста»

60









Современные материалы для лепки

18

2

16



Коллективная художественно-пластическая деятельность.

18

2

16



Итоговое занятие

2

2

-




Итого:

216

42

174
^

  1. Содержание программы


1 год обучения

Тема 1. Введение в образовательную программу.

Встреча с детьми, введение в образовательную программу. Правила безопасной работы на занятии. Выявление начальных знаний и навыков детей.

^ Тема 2. Знакомство со свойствами глины. Традиционные способы лепки из глины.

Практическое знакомство с материалом. Рабочее состояние глины. Выявление особенностей материала. Приемы лепки: скатывание, раскатывание, сплющивание, оттягивание, вдавливание, прищипывание, сгибание, заглаживание. Положение рук. Работа пальцев.

^ Тема 3. Способы лепки.

Способы лепки: пластический (из целого куска), конструктивный (лепка по частям), комбинированный. Выполнение упражнений по лепке различными способами

^ Тема 4. Основы художественного изображения.

Освоение средств художественной выразительности (элементарные представления): цвет, форма и пропорции, композиция и ритм. Плоскостное и объемное изображение. Орнаментальная композиция.

^ Тема 5. Каргопольская глиняная игрушка.

История каргопольской игрушки. Изобразительные мотивы. Знаменитая мастерица У.И. Бабкина. Особенности игрушек: пластический способ лепки, традиционные приемы (лепка из «катушки», «цилиндра»); цветовой строй, орнамент. Элементы геометрического орнамента. Лепка игрушек несложной формы: собачка, птичка, конь и др.

^ Тема 6. Дымковская игрушка.

История Дымковской игрушки. Сюжетность. Отличительные особенности: конструктивный способ лепки. Лепка и роспись по образцам дымковской игрушки -рыбка, конь.

^ Тема 7. Филимоновская игрушка.

История Филимоновской игрушки. Сюжеты и образы. Отличительные особенности: пластический способ лепки, вытянутость игрушки по вертикали. Лепка и роспись по образцам филимоновской игрушки - птица, барашек.

^ Тема 8 «Чудеса из теста»

Знакомство с лепкой из солёного теста. История развития ремесла. Способы замешивания теста. Окрашивание теста, его хранение. Инструменты. Лепка крупных деталей и простых элементов (колбаски, ленточки, колобка, лепешки), скрепление деталей между собой. Способы сушки. Лепка по образцу и по своим эскизам.

^ Тема 9.Современные материалы для лепки.

Пластилин, пластика. Работы из гипса. Роспись залитых форм.

Тема 10. Коллективная художественно-пластическая деятельность.

Создание коллективных панно, композиций из различных материалов.

^ Тема 11 Итоговое занятие.

Выставка работ по итогам года.

2 год обучения

Тема 1. Введение в образовательную программу.

Вводное занятие. Повторение: материалы и инструменты. Правила безопасной работы на занятии.

^ Тема 2. Глина. Пластические свойства материала

Отличительные свойства глины: пластичность, податливость, готовность принять любую форму. Использование пластических возможностей материала в работе над формой: лепка из «куска», «пласта» и «жгутов». Использование пластических возможностей в декоре: «оттиск», «продавливание», «процарапывание», «налеп».

^ Тема 3. Каргопольская глиняная игрушка.

Мифологические образы каргопольской игрушки: птица Сирин, Полкан. Отличительные особенности орнамента и цветовой гаммы в работах народных мастеров Бабкиной У.И., Дружинина И.В., Шевелева В.Д.. Разнообразие форм, стилевые особенности, способы и приемы лепки. Импровизация по мотивам каргопольской игрушки.

^ Тема 4. Глиняные промыслы России.

Знакомство с керамикой Гжели, фигурными сосудами Скопина, Сомовской керамикой, абашевской игрушкой. Искусство изразца на Руси. Лепные бумажные игрушки.

^ Тема 5. Папье-маше

Термин «папье-маше». История ремесла. Технология изготовления игрушки. Способы изготовления игрушки: а) формирование игрушки из бумажной массы, б) обклеивание кусочками бумаги. Создание скульптур по составленным эскизам.

^ Тема 6. Объемные изображения на плоской основе.

Использование рельефа. Барельеф. Горельеф. Работы из гипса и глины.

Тема 7. «Чудеса из теста»

Тестопластика. Создание фактуры поверхности. Оформление и склейка работ. Дополнительные материалы Лепка по образцу и по своим эскизам.

Тема 8. Современные материалы для лепки.

Пластилин, пластика. Работы из гипса. Роспись залитых форм.

Тема 9. Коллективная художественно-пластическая деятельность.

Создание коллективных панно, композиций из различных материалов.

Тема 10. Итоговое занятие.

Выставка работ по итогам года.

  1. ^

    Ожидаемые результаты


к концу 1 года обучения дети

должны знать:

    • название материалов и их свойства;

    • название и назначение инструментов, правила безопасности труда и личной гигиены;

    • основные приемы и способы лепки;

    • главные отличительные элементы орнамента в росписи каргопольской, дымковской и филимоновской игрушек;

    • значение слов: керамика, палитра, линия, форма, объем, раститель­ный и геометрический орнамент, ритм, композиция.

    • технологию изготовления изделий из солёного теста;

    • способы сушки, раскрашивания вылепленных работ;

    • исторические сведения по развитию промыслов народной игрушки, мукосолек;

    • способы замешивания соленого теста, изготовления цветного теста, сушки и запекания;

    • должны уметь:

    • организовывать свое рабочее место;

    • использовать в своей работе различные способы и приемы лепки;

    • пользоваться стекой и печаткой;

    • пользоваться кистью, красками, палитрой;

    • лепить несложную игрушку на основе традиционной, расписывать по
      образцам каргопольского, дымковского, филимоновского орнаментов;

    • раскрашивать игрушки из глины и теста;

    • составлять эскизы для работы;

К концу 2 года обучения дети

должны знать:

    • правила безопасной работы, личной гигиены при работе с материалами и инструментами;

    • отличительные свойства материалов;

    • выразительные средства: объем, рельеф, форма и пропорции, линия, пластика и динамика, цвет;

    • отличительные особенности глиняных изделий различных народных
      традиционных промыслов (каргопольская, дымковская, филимоновская игрушки, посуда Севера, керамика Гжели);

    • технологию лепки и росписи глиняной игрушки;

    • историю появления и развития лепки из солёного теста;

    • основы композиции и цветоведения;

должны уметь:

    • свободно пользоваться стекой, самостоятельно комбинировать различные способы и приемы лепки для достижения выразительности образа;

    • использовать пластические свойства материала в работе над формой, декоре;

    • выполнять декоративные пластины, добиваясь рельефного изображения путем налепа или выбирания материала стекой;

    • лепить глиняную игрушку, формовать простейшие изделия вручную на основе традиционных приемов, расписывать по мотивам каргопольского орнамента;

    • приготовить глину и тесто для лепки;

    • выполнять изделия по инструкционным картам, эскизам и рисункам;

    • выполнять предметы мелкой пластики и объемы, декорировать, используя пластические свойства материала;
  1. ^

    Формы контроля.


Подведение итогов работы является необходимым моментом в работе творческого коллектива, наиболее подходящей формой оценки является совместный просмотр выполненных образцов и изделий, их коллективное обсуждение, выявление лучших работ. Такая форма работы позволяет детям критически оценивать не только чужие работы, но и свои.

Основные формы проверки уровня знаний, умений и навыков:

    • выставки детских работ в начале, середине и конце учебного года;

    • открытые занятия;

    • контрольный срез или устный опрос – для выявления усвоения терминологии.

Диагностика прогнозируемых результатов производится в соответствии с листом оценки.

Оценка производится в соответствии со следующими уровнями развития ребенка:

  • высокий уровень (качество ярко выражено);

  • средний уровень;

  • низкий уровень.

  • нулевой уровень (качество не проявляется).

Лист оценки.



Ф.И.О.

Уровень



Умеет организовать рабочее место






Умеет пользоваться приспособлениями и инструментами






Применяет разные способы лепки (тянет из целого куска, примазывает части, делает налепы, заглаживает поверхность, сочетает орнамент с формой);






Умеет самостоятельно определить количество необходимого материала;






Владеет начальными навыками выразительного использования основных цветов, смешивает их.






Рисует элементы растительного и геометрического орнамента: точка, круг, прямая и волнистые линии, клетка, листок, колосок, травка;






Выбирает способы лепки в зависимости от формы;






Выполняет рельефный и гладкий декор для украшения изделий;






Использует известные средства выразительности (объем, рельеф, динамика пластики для достижения выразительного образа);






Использует пластические свойства материала для создания выразительной формы;





Проводимый в конце учебного года итоговый тест дает возможность педагогу оценить теоретические знания обучающихся.


Контрольные вопросы

  1. С какими материалами работает художник?

  2. Какие приемы работы с глиной ты знаешь?

  3. Какие способы лепки игрушки ты знаешь?

  4. Какие средства выразительности ты знаешь?

  5. Почему керамическая декоративная плитка получила Название «изразец»?

  6. Назови известные тебе виды глиняных игрушек.

  7. Какие мастера глиняной игрушки тебе известны?

  8. Какие цвета используются при росписи Каргопольской игрушки?

  9. Какие инструменты и материалы используются при изготовлении глиняной игрушки?

  10. Как изготовить цветное соленое тесто?

  11. Назови способы сушки и запекания изделий из соленого теста.



  1. ^

    Список использованной литературы.


  1. Анохин Ю., Минаева Н. В музее игрушек «МАЛЫШ» М.: 1986

  2. Возвращение к истокам: Народное искусство и детское творчество: учеб.- метод. Пособие/Под. Ред. Т.Я. Шпикаловой. М.: Гуманит. Изд. Центр Владос, 2000.- 272с.- (Воспитание и дополнительное образование школьников).

  3. Горяева Н.А. Декоративно – прикладное искусство в жизни человека. Учебник для 5 кл. общеобразовательных учреждений. 2-е изд.- М.: Просвещение 2001.

  4. Детям о традициях народного мастерства. Осень: Учеб.- метод. Пособие: В 2ч. /Под. Ред. Т.Я.Шпикаловой.- М.: Гуманит. Изд. Центр Владос,2001.-ч.2.- 272с. - (Воспитание и дополнительное образование школьников).

  5. Детям о традициях народного мастерства. Осень: Учеб.- метод. Пособие: В 2ч. /Под. Ред. Т.Я.Шпикаловой.- М.: Гуманит. Изд. Центр Владос,2001.-ч.1.- 208с. - (Воспитание и дополнительное образование школьников).

  6. Дедуник В.П. Орнамент «МАЛЫШ» 1990.

  7. Жегалова С.К., Пряник, прялка и птица Сирин: Кн. Для учащихся ст. классов.- М.: Просвещение, 1983.-192 с.

  8. Изольда Кискальт Соленое тесто. «АСТ-ПРЕСС» МОСКВА 2002

  9. Каргопольская глиняная игрушка. Каталог. Каргополь 2006

  10. Наина Величко. Энциклопедия 200 подарков. Роспись. М.: АСТ Пресс, 1999.

  11. Основы художественного ремесла: Практ. пособие для руководителей школ. кружков/Под ред. В.А Барадулина. – М.: Просвещение, 1979. – 320 с., ил.,16 л. Ил.

  12. Подарки для друзей: Поделки из природных материалов своими руками. – Смоленск: Русич, 2002. – 656с.

  13. Рогозина Н. И. Бабушкины уроки. Художественный труд и изобразительное искусство в начальной школе. А.: Правда Севера, 1997. – 240с.

  14. Халезова Н.Б. Синие маки. «МАЛЫШ» 1985

  15. Чаянова Г.Н Соленое тесто. – М.: Дрофа-Плюс, 2005. -144 с.: ил.

  16. И. Силаева «Соленое тесто. Украшения, сувениры, поделки» изд. «Эксмо», М:, 2003.

  17. Бельтюкова, Петров, Кард «Учимся лепить» изд. «Эксмо», М:, 2001.

  18. Корнева «Поделки из бумаги» изд. «Кристалл», С-Пб:, 2002.

  19. Данкевич «Лепим из теста» изд. «Кристалл», С-Пб:, 2002.

  20. Н. Дегтерева, Т. Дегтерева «Умные поделки», М:, 1999.

  21. В.С. Горичева, М.И. Нагибина «Сказку сделаем из глины, теста, снега, пластилина», изд. «Академия развития», Ярославль, 1998.






Скачать 192,78 Kb.
оставить комментарий
Дата19.09.2011
Размер192,78 Kb.
ТипОбразовательная программа, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

отлично
  10
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2014
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Документы

Рейтинг@Mail.ru
наверх