Русское искусство XIX начала XX века icon

Русское искусство XIX начала XX века


1 чел. помогло.
Смотрите также:
Жит e нёв сергей Юрьевич русские художники XIX века у святынь вселенского православия...
Темы докладов в семинаре "русское искусство XVIII начала XX вв". Темы по искусству...
«Русское военное искусство. А. В. Суворов»...
Тематическое планирование по литературе. 10 класс...
Программа по эстетике «Искусство России и Франции 18 века» Для учащихся 9- Х классов...
Тематическое планирование курса «Всемирная история с древнейших времён до конца XIX века»...
Самостоятельная работа №1 Самостоятельная работа №2 Работа составлена на основе учебника: Н. В...
Рабочая программа по истории россии XIX век 8 класс...
Тематическое планирование курса «История России с древнейших времён до конца XIX века»...
Рабочая программа дисциплины русское искусство ХХ века Направление подготовки...
Рабочая программа дисциплины русское искусство ХХ века Направление подготовки...
Курс лекций по русской литературе конца XIX начала XX века для студентов факультета русского...



Загрузка...
Русское искусство XIX - начала XX века.

Алленов М.М.

 

            Общее введение. Принципы периодизации. Приближенность культурной хронологии к основным вехам общественно-политической истории России. Ее причины и следствия. Преобладание этического пафоса над эстетическим. Влиятельность просветительских идей. Статья А. Блока “Три вопроса”(1908). Традиционные хронологические рубрики в отношении к логике стилистической эволюции европейского искусства. Отражение этой логики в рамках русской национальной школы. Идея “совмещения этапов” применительно к искусству XIX-начала XX века. Убыстрение темпа художественной эволюции и его следствия. Ситуации рубежа веков: искусство “около” 1800 и 1900 года. Художественный мир Петербурга и Москвы: судьба антитезы.

            Место пространственных искусств в общем художественном процессе. Основные достижения. Соотношение видов и жанров: динамика, эволюция. Проблема стиля. Классицизм, романтизм. Реализм: содержание термина и художественная реальность. Искусство и художественная жизнь. Проблема художественного рынка. Роль частного собирательства. Формирование музейных коллекций: Румянцевский музей, Третьяковская галерея, Русский музей. Состояние образовательной системы. Роль Академии художеств. Альтернативные педагогические системы.

             Основные этапы изучения искусства XIX века. Литературоцентристская концепция художественного развития и ее отражение в истории пластических искусств. Позитивисткая фактология: В.В.Стасов, Н.Собко, А.П.Новицкий и др.. Мирискусническая критика и первые опыты систематической истории искусства: А.Бенуа, И.Грабарь и др.. Советский период. Музейная политика и ее отражение в методике построения истории искусства. Социологический метод 1920-х годов. Идеологические “кампании” 1930-х - 50-х годов и их воздействие на изучение истории русского искусства. Проблема реализма XIX века в эпоху “социалистического реализма”. Современное состояние. Основные направления и методы изучения: компаративистика, варианты социологического метода (художественный факт в контексте художественной жизни), междисциплинарные исследования (культурология). Совокупный “портрет  XIX столетия” на исходе XX  века.

                       

                                   ^ Искусство первой половины XIX века

 

            Периодизация искусства первой половины XIX века. Пространственные искусства в общекультурном контексте. Основные тенденции и достижения. Историография. Отношение к наследию XVIII века. Романтизм: первая и вторая “волна”. Институт пенсионерства и его состояние в первой половине XIX века. Роль Франции и Италии. Колония русских художников в Риме.

 

                                   ^ Искусство первой четверти XIX века.

 

            “Дней Александровых прекрасное начало”, наполеоновские войны и судьба русского “европеизма”. Война 1812 года и восстание декабристов. Смена общественных  умонастроений, пути и формы их отражения в искусстве. Эстетические воззрения и теории. Эстетические трактаты. А.Писарев “Предметы для художников...”. Критика. Художественные издания. “Журнал изящных искусств”, “Художественная газета”. Ситуация в Академии художеств. Президентство А.С.Строганова и А.Н.Оленина. Нововведения в образовательном цикле. Искусство и художественная жизнь. Основные события. Выставки. Основание и деятельность“Общества Поощрения художников”. Иностранные художники в России, судьба “россики”.

            Соотношение видов искусств. Направления и стили. Классицизм - романтизм: соотношение теории и практики.

            ^ Архитектура первой четверти XIX века. Доминанта градостроительной проблемы. Ампир в Москве и Петербурге: проблема исторического города. Синтез архитектуры и скульптуры. Ранний (до К.Росси) и поздний этапы стиля. Проблема романтизма в архитектуре. Стиль и стилизация. “Историзм” и эклектика. Модификации псевдоготики. Архитектура и строительство, функция и образ. Соотношение видов: дворец, храм, особняк, общественное сооружение, утилитарная архитектура. Ампирная площадь. Архитектура в архитектурных панорамах и видописи. Усадьба и архитектура в провинции.

            А.Воронихин. Особенности биографии.Черты “переходной” стилистики. Раннее творчество и наследие  XVIII века. Воронихин и Камерон, Воронихин и Баженов. Заграничное путешествие. Перестройка интерьеров Строгановского дорца в Петербурге. Проблема Воронихин-Демерцов. Усадьба в Братцеве под Москвой; дача Строганова на Черной речке в Петербурге; Розовый павильон в Павловске, интерьеры дворца в Павловске.

            Феномен Казанского собора: программа, проект и осуществление. Конкурс на строительсво Казанского собора в Петербурге. Проект Тома де Томона и наследие “бумажной архитектуры”. Утверждение проекта Воронихина в обход конкурса. Собор и площадь. Образцы и аналогии. Парадоксы плана.“Вторая идея” архитектора.         

            Здание Горного института и его роль в градообразующем ландшафте. Портик и скульптура. Программа скульптурного оформления. Символические аспекты архитектурного образа или “говорящая архитектура”. Поздние проекты: Исаакиевский собор и храм Христа-Спасителя. Траектория стилевой эволюции.

            ^ Тома де Томон. Ранние работы в России. Графика. Французские источники стиля. Ансамбль Биржи. Здание Биржи Д.Кваренги и идея Т. де Томона. Варианты плана. Символика ансамбля. Архитектура и скульптура. Интерпретация античности.

            Мавзолей “Супругу-благодетелю” в Павловске. Архитектура малых форм. Характер связи с пейзажной и городской средой. Дом Лавалей на Английской набережной в Петербурге.

            Творчество А.Захарова. Академия и парижское пенсионерство. Ранние работы. Церковь Александровской мануфактуры и постройки в Гатчине. Проект комплекса вокруг дворца Прасковьи Федоровны на Васильевском острове в Петербурге. Здание Адмиралтейства и композиция петербургского центра. Отношение нового Адмиралтейства к историческому облику здания. Пояснительная записка архитектора. Особенности композиции. Роль и символическая программа  скульптурного оформления. Интерьер вестибюля. Судьба памятника: последующие видоизменения облика. Особенности стиля. Проект здания Провиантских складов.

            К.Росси. Апогей ампира. Видоизменение стиля: источники и образцы. Особенности творческой биографии. Росси и Бренна. Ранние работы. Ансамбль Елагинского дворца. Михайловский дворец в Петербурге. Традиционное и новое: дворец и парк, дворец и город. Роль скульптурной декорации. Интерьеры.

            Здание Главного Штаба и ансамбль Дворцовой площади. Парадоксы планировочной схемы. Кризис классицистического регулярства и его художественные последствия. Классицистическая интерпретация барочной циркумференции. Соотношение с Зимним Дворцом и прилегающей городской застройкой. Интерпретация мотива триумфальной арки и программа скульптурного оформления. Соотношение скульптуры и архитектуры  у Росси в принципиальном отличии от предшествующего этапа.

            Ансамбль Александринского театра в Петербурге. Здание, площадь, улица и предлежащее городское пространство. Исторические прецеденты и аналогии. Тема “идеального города”.

            Здание Сената и Синода в контексте градостроительных акций ампирного Петербурга. Принцип “архитектурного цитирования”. Симптомы кризиса классицистического формообразования в ампире.

            В.Стасов. Характерные особенности его стилистики в соотношении с архитектурой раннего ампира и Росси. Здание Павловских казарм. Здание Императорских конюшен. Интерпретация классицистических стереотипов. Троицкий собор и Московские ворота в Петербурге. Провиантские склады в Москве. Проблема авторства мавзолея в Суханове под Москвой.

            ^ Московский ампир. Восстановительные и градоустроительные работы после пожара 1812 года. Деятельность “Комиссии для строений”. План Гесте и алтернативный план “Комиссии”. Особенности градостроительной ситуации сравнительно с Петербургом. Классическое регулярство и проблема исторического города. Основные памятники  и ансамбли послепожарной Москвы.

            О.Бове. Его роль в градообразовательных мероприятиях. Ансамбли центральных площадей. Общественные сооружения. Новый тип частного дома. Перепланировка Красной площади. Новое здание Торговых рядов в соотношении с Кремлем. Символические аспекты перестройки. Роль памятника Минину и Пожарскому в ансамбле площади.

            Ансамбль Петровской (Театральной) площади. Переработка петербургского проекта. Московские особенности ансамбля сравнительно с театральным ансамблем Росси в Петербурге.

            Александровский сад и Манеж. Дом Гагариных на Новинском бульваре.

Триумфальная арка у Тверской заставы и ее судьба.         

            Д.Жилярди. Перестройка здания Московского университета. Своеобразие композиционных решений общественных и частных зданий. Здание Опекунского совета на Солянке. Дом Луниных на Никитском бульваре. Усадьба Усачевых-Найденовых и усадьба в Кузминках.

            А.Григорьев и его взаимоотношения с Жилярди. Образ московского частного дома. Особняк Хрущевых-Селезневых и особняк Станицкой на Пречистенке. Церковь Большого Вознесения у Никитских ворот; проблема авторства.

            А.Витберг. Храм Христа Спасителя на Воробьевых горах. Программа, проект и его судьба. Рецидив “бумажной архитектуры”.

            Скульптура первой четверти XIX века. Скульптура и синтез искусств в ампире. Жанры скульптуры. Классицизм и проблема романтизма в скульптурной пластике.

            И.Мартос. Соотношение с классицизмом XVIII века. Памятник Минину и Пожарскому. Другие монументальные работы. Рельефы Казанского собора.

            Ф.Щедрин. Скульптура в декоративном ансамбле Адмиралтейства. Программа и стиль. И.Теребенев.

            Ф.Толстой. Его место в скульптуре классицизма. Медали в память Отечественной войны 1812 и европейского похода 1813-14 гг.. Антикизирующий романтизм. Восковые рельефы на сюжеты “Одиссеи”, Автопортрет с семьей.

            С.Гальберг. Его портреты. Портрет И.Мартоса, Портрет А.С.Пушкина. Кризисные тенденции в скульптуре.

            ^ В.Демут-Малиновский и С.Пименов-Старший. Монументально-декоративные ансамбли ампира: Горный институт, Биржа, Казанский собор, здание Главного штаба.

            ^ Живопись и графика первой четверти XIX века. Соотношение видов. Их роль в бытовом ансамбле. Рисунок и живопись в системе Академии. Рисунок в натурном классе. Ситуация рубежа веков.Формирование жанровой системы в живописи.

            В.Боровиковский. Сентиментализм и ампир в поздних портретах 1800-х годов. Предромантические черты в творчестве С.Щукина. Пейзажи Ф.Матвеева. Историческая живопись начала XIX века. Национальная сюжетика в контексте просветительского дидактизма. А.И.Иванов, Д.Иванов, А.Егоров, В.Шебуев. Рисунок и живопись Ф.Толстого.

            О.Кипренский. Особенности биографии. Соотношение с предшествующей традицией. “Дмитрий Донской на Куликовом поле”. Первые портреты. Концепция личности и ее новизна. Отражение характера эпохи. Круг моделей. Артистический портрет, портреты военных. Романтизм как метод и тема. Типология и эволюция. Парадный портрет. Парные портреты. Детский портрет. Феномен повторного портретирования. (Портрет отца художника; портрет А.А.Челищева, портреты Растопчиных, Портрет Евгр.Давыдова, портреты Хвостовых, портрет Г.Ольденбургского, портрет С.С.Уварова, портрет В.А.Жуковского). Портретный рисунок. Метаморфозы стиля. (Портреты В.Д.Давыдова, Прейс (?) с ребенком; Слепой музыкант; Калмычка Баяуста; П.А.Оленин; Портреты Н.М.Муравьева 1813 и 1815 года; А.П.Бакунин; Н.В.Кочубей; Портреты Н.П. и А.П.Ланского; портрет А.Р.Томилова; портрет Е.И.Чаплица; К.Н.Батюшков). Произведения первого итальянского периода. Стилизаторские тенденции. (графический портрет С.С.Щербатовой; Портрет А.М.Голицына; Молодой садовник; Цыганка с веткой мирта; Анакреонова гробница в отзывах современников). Пребывание в Париже. Парижские работы: портрет Е.С.Авдулиной, графические портреты Растопчиных. Возвращение в Россию. Выставка в Петербурге. Видоизменение концепции парадного портрета: портрет Д.Н.Шереметева; Н.П.Трубецкой; А.Ф.Шишмарев; К.И.Альбрехт.  Портрет А.С.Пушкина. Отклик  Пушкина на портрет в стихотворении “Кипренскому”. Графические портреты петебургского периода: С.П.Бутурлин; Е.Е.Комаровский; А.А.Оленина. Поздние итальянские произведения: портрет М.А.Потоцкой и С.А.Шуваловой; Читатели газет в Неаполе; Сивилла Тибуртинская. Поздние рисунки. Кипренский и “бидермайер”. Кипренский и А.Иванов. Проблема автопортрета. Кипренский в глазах современников и в позднейшей критике.

            А.Орловский и его роль в формировании образа “романтического художника”. Литография. Графические портреты. Карикатуры.

            Становление и развитие пейзажа. Соотношение видописи и пейзажа. ^ Сильвестр Щедрин. Петербургские виды. “Вид с Петровского острова на Тучков мост”.  Эволюция творчества в итальянский период. “Новый Рим”. Рим и Неаполь. Типология мотивов: гроты, террасы, веранды. Особенности пленеризма. Большие и малые гавани в Сорренто. “Веранда, обвитая виноградом”. Ночные пейзажи. Образ Италии в пейзажах Щедрина и его соотношение с романическим “культом Италии”.

            В.Тропинин. Разработка типа “жанризированного портрета” и его генезис. Связь его живописной и портретной концепции с искусством XVIII века, рококо и сентиментализмом. “Портрет семейства Морковых” и этюды к нему. “Портрет сына”. “Кружевница”.Тропинин в Москве и проблема “местного колорита”: “Портрет К.Г.Равича”, “Портрет Булакова”, “Портрет А.И.Барышникова”, “Портрет Н.А.Зубовой . Романтические тенденции в его творчестве. “Портрет К.П.Брюллова”, “Портрет А.С.Пушкина”, “Портрет П.И.Шереметевской”, “Автопортрет на фоне окна с видом на Кремль”.

            А.Венецианов. Его роль и место в развитии русской жанровой живописи. Ранние портреты и офорты. “Портрет молодого человека в испанском костюме”, “Портрет М.А.Фонвизиниа”, “Портрет А.И.Бибикова”, “Портрет К.И.Головачевского с воспитанниками”, “Автопортрет”; “Модный парикмахер”, “Деятельность француженки в модном магазине”. Первые опыты в изображении бытовых сцен: “Очищение свеклы”, “Гумно”. Своеобразие изображения крестьянского мира. Бытийственное и бытовое. Роль пейзажа. “Спящий пастушок”, “На пашне. Весна”, “На жатве. Лето”. Проблема датировки. Поэтика названий.  “Утро помещицы”, “Крестьянка с васильками”, “Захарка”, “Крестьянский мальчик, надевающий лапти”. Сюжеты поздних произведений. Эволюция стиля. “Жнецы”, , “Девушка на сеннике”, “Гадание на картах”, “Первые шаги”, “Причащение умирающей”, “Проводы рекрута”, “Возвращение солдата”. Опыты в изображении “прекрасной наготы”: “Вакханка”, “Туалет Дианы”.

            Школа Венецианова. Педагогические установки. Содержание тезиса “писать a la Натура”. Соотношение с академической системой. Роль перспективных штудий. Предмет “в градусах света и тени”. Художники венециановской школы: А.Тыранов. “Мастерская братьев Чернецовых”. Г.Сорока. “Отражение в зеркале”, “Кабинет в Островках”, “Рыбаки”, “Вид усадьбы Молдино”, “Автопортрет”. Л.Плахов. “В столярной мастерской”; Н.Крылов. “Зимний пейзаж”. Жанр “в комнатах”. К.Зеленцов. “Комната в антресолях”; В.Денисов “Матросы в сапожной мастерской”; Е.Крендовский. “Сборы на охоту”; Ф.Славянский .“Кабинет Венецианова”, “В комнатах у А.Семенского в Тверской губернии”. Дальнейшая эволюция жанра.

            Академическая живопись и графика. А.И.Иванов. “Подвиг молодого киевлянина”, “Битва Мстислава Удалого с Редедею”. А.Е.Егоров. “Истязание Спасителя”, “Отдых на пути в Египет”. Егоров-рисовальщик. В.К.Шебуев. “Подвиг купца Иголкина”. Рисунки Шебуева.

            Гравюра первой четверти XIX века. ^ Н.Уткин. Ф.Толстой. Книжная иллюстрация. Карикатура и лубок времен Отечественной войны. Литография и ее достижения. Издания Общества поощрения художников. Ландшафтная и городская видопись.

 

                                               ^ Искусство второй четверти XIX века

 

            Николаевский режим и процесс демократизации культуры. Общественная мысль и художественная критика. Соотношение понятий “натура” и “действительность”. Поздний романтизм и академизм. Изменения в художественном образовании. Академия художеств и Московское училище. Проблема академизма: стиль, направление, образовательная доктрина.

            Архитектура. Кризис монументальных жанров. Начало стилизации и эклектики. Эклектика и “историзм”. Неостили: классицизм, готика, рококо. А.Брюллов, А.Штакеншнейдер. А.Плавов, Е.Тюрин, М.Быковский.

             О.Монферран. Исаакиевкий собор. История создания. Программа и осуществление.

            К.Тон: псевдорусское и византийское направление в эклектике. Храм Христа-Спасителя в Москве. Программа. Судьба памятника. Постройки в Кремле. Николаевский вокзал в Петербурге.

            Скульптура. Кризис синтетических концепций. Пластическое и живописное в скульптуре. Позднеромантические стилизации. И.Витали, П.Клодт. Монумент в городской среде. Б.Орловский. Римские работы. “Сатир и вакханка”, “Отдыхающий сатир”. Памятники М.И.Кутузову и М.Б.Барклаю де Толли.

            Живопись. Общая эволюция. Изменения в соотношении жанров. Отношение к академической традиции.

            К.Брюллов. Эволюция творчества. Жанровая структура. Работы петербургского и раннеитальянского периода. “Нарцисс”, “Явление Арааму трех странников”; “Итальянское утро”,“Итальянский полдень” и концепция “итальянского жанра”. “Дафнис и Хлоя”. Замысел картины “Гилас и нимфы”. Рисунки к ней. Копия “Афинской школы”.

            Картина “Последний день Помпеи” как художественное событие. История создания. Эскизы.Компромисс между классицизмом и романтизмом. Реакция современников. Статья Гоголя в “Арабесках”.  Другие опыты в области исторической живописи.“Смерть Инессы де Кастро”, “Нашествие Гензериха на Рим”, “Осада Пскова Стефаном Баторием”.

            Портретное творчество. Рисунок и акварель. Парадный портрет: “Всадница”, “Портрет гр. Самойловой с Дж.Паччини и арапчонком”, “Портрет Самойловой, удаляющейся с бала”, “Портрет сестер Шишмаревых”. Камерный портрет: “Портрет Н.Кукольника”, “Портрет А.Н.Струговщикова”, “Портрет В.А.Жуковского”, “Автопортрет” 1848 г.. Брюлловские ученики. Брюллов в оценке современников и в последующей критике.   

            ^ Ф.Бруни и его версия исторической картины. “Смерть Камиллы, сестры Горация”, “Медный змий”.

            Позднеромантический пейзаж. М.Воробьев и его ученики. М.Лебедев. И.Айвазовский.

            Александр Иванов и его место в русском искусстве. Объем и характер его наследия.Особенности биографии. Отношение к академической школе. Ранние произведения. Соотношение библейской и античной тематики. Формирование магистральной темы. “Приам у Ахилла”, “Иосиф толкует сны в темнице виночерпию и хлебодару”, “Беллерофонт, отправляющийся в поход против Химеры”. Академические рисунки.

            Заграничное путешествие. Раннеитальянские произведения. Знакомство с Н.М.Рожалиным. Приобщение к идеям русского “любомудрия”. Путешествия по Италии. Путевые записки. Картина “Аполлон, Гиацинт и Кипарис”. Работа над сюжетом “Братья Иосифа находят чашу в мешке Вениамина”. Замысел и концепция картины “Явление Мессии”: “сущность всего евангелия”. Форма плана и ее кристаллизация в эскизах. Картина “Явление Христа Марии Магдалине”. Переписка с Обществом Поощрения художников и с отцом. Знакомство с Н.В. Гоголем; проблема творческого взаимодействия. Гоголь в изображении Иванова и Иванов в изображении Гоголя. Статья Гоголя “Исторический живописец Иванов”. Этюдный метод Иванова и его особенности. Проблема законченности.  Фигурные этюды. Этюды и картина. Роль двойных этюдов.

            Пейзажные этюды. Мотивы. Проблема датировок. “Панорамные виды: “Неаполитанский залив у Кастелламаре”, “Понтийские болота”. Этюды деревьев: “Оливы у кладбища в Альбано. Молодой месяц”, “Дерево в парке Гиджи”, “Парк Аричча”, “Листва”, “Дерево в тени у Кастель Гандольфо”, “Ветка”. Этюды почвы и камней: “Аппиева дорога”, “Вода и камни под Палаццуоло”, “Подножие Виковары”, “Камень”. Поздние акварельные пейзажи.Человек и природа. Поздний цикл “пейзажей с мальчиками”. Особенности пленеризма.

            Жанровые акварели: “Ave Maria”, “Жених, выбирающий кольцо для невесты”, “Октябрьские праздники”. Эволюция стиля. Путь к “библейским эскизам”. Знакомство с Ф.В.Чижовым. Иванов и славянофильство. В поисках корня “русской иконной живописи”. Эскиз “Воскресенье”. Идея храма. Замысел и программа. Знакомство с книгой Д.Штрауса “Жизнь Иисуса”. “Протобиблейские” эскизы. Стиль “библейских эскизов” и большая картина Иванова. Ветхозаветные и евангельские сцены в составе “библейских эскизов”. Поездка к А.Н.Герцену в Лондон. Выставка картины “Явление Христа народу” в Петербурге. Проблема Иванова в историографии.

            Бытовой жанр в живописи и графике. Рисовальщики-иллюстраторы. В.Тимм, Г.Гагарин, А.Агин. Сатирическая графика.

            П.Федотов. Особенности биографии. Ранние рисунки и характер наблюдения “натуры”. Сепии середины 1840-х годов:”Смерть Фидельки”, “Последствия кончины Фидельки”, “Модный магазин”, “Старость художника, женившегося в надежде на свой талант”“Девушки краса - смертная коса”. Опыты в области батального жанра. Ранние портретные зарисовки: “Автопортрет с семьей”, “Игроки в карты”. Концепция бытовой картины и ее отличие от венециановского варианта. Ее источники. Первые живописные произведения: “Свежий кавалер”, “Разборчивая невеста”, “Сватовство майора”. Выставка 1848 года в Академии. Траектория эволюции. “Нравственно-критическая” серия. Изображение и словесный комментарий. Последний период творчества. Варианты картины “Вдовушка”. Второй вариант “Сватовства майора”. “Анкор, еще, анкор!”. Поэтика названий. Картина “Игроки” и рисунки к ней. Портретное творчество.  Судьба федотовского наследия.     

           

                                   ^ Русское искусство второй половины XIX века.

 

            Пространственные искусства в контексте культурных завоеваний второй половины века.

Социологический аспект в развитии искусства. Периодизация. Историография. “Шестидесятники”, “семидесятники” и традиция представления социально-культурной истории по десятилетиям. Граница между искусством второй половины и конца XIX века. Проблема 80-х годов: концы и начала.Особенности художественной жизни. Роль Московского училища. Отношение  к  традициям искусства первой половины XIX века. Ситуация 1850-х годов. Педагогика Зарянко. Реализм и натурализм. “Бунт 14-ти”  в Академии и образование “Артели”. “Товарищество передвижных художественных выставок”. Организация, цели, программа и форма деятельности. Роль В.Стасова, И.Крамского   и П.Третьякова.

            “Эстетические отношения искусства к действительности” Чернышевского и полемика вокруг “утилитарной эстетики”. Критический реализм. Содержание и границы термина. Соотношение видов и жанров. Роль графики. Н.Шмельков.

            Жанр 1850-х годов.

            ^ Живопись 60-х годов. В.Перов. Начальный период. Соотношение с традицией Венецианова и Федотова. “Именины дьячка”, “Приезд станового на следствие”. Обличительный жанр начала 60-х годов: “Проповедь в селе”, “Сельский крестный ход на Пасхе”, “Чаепитие в Мытищах”. Парижские работы. Видоизменение манеры. Мотивы преждевременного возвращения в Россию. Зрелый период. “Проводы покойника”, “Тройка”, “Утопленница”, “Последний кабак у заставы”: характер эволюции. Жанровая и историческая живопись 70-х - 80-х годов: “Птицеловы”, “Голубятник”, “Рыболов”, “Охотники на привале”, “Созерцатель”, “Суд Пугачева”, “Никита Пустосвят”. Религиозные композиции. Аллегории. “Богоматерь у моря житейского”, “Христос в Гефсиманском саду”. Портреты: “Портрет Ф.М.Достоевского”, “Портрет А.Н.Островского”, “Портрет купца Камынина”.

             Жанристы-шестидесятники: И.Прянишников.”Шутники. Гостиный двор в Москве”, “Обратный”, А.Волков “Прерванное обручение”. Н.Неврев “Воспитанница”. Жанр 1860-х годов и реалитический театр. В.Пукирев. “Неравный брак”. Пейзажный жанр: А.Попов “Балаганы в Туле”; А.Морозов. “Отдых на сенокосе”, “Выход из церкви во Пскове”. Преломление федотовских уроков: Н.Шильдер “Искушение”, А.Юшанов. “Проводы начальника”. Творчество Соломаткина и его место в жанре 60-х годов. “Славильщики-городовые”, “У питейного дома”, “Свадьба”.

            ^ Живопись 70-х - 80-х годов. Соотношение жанров и изменение тематики в 70-е годы. Крестьянский жанр. Г.Мясоедов. “Земство обедает”, К.Савицкий. “Ремонтные работы на железной дороге”, “Встреча иконы”. В.Максимов. “Приход колдуна на крестьянскую свадьбу”, “Все в прошлом”. В.Маковский и городской жанр. “Крах банка”, “На бульваре”. Проблема типического в изображении характеров и “обстоятельств”. Н.Ярошенко. “Кочегар”, “Заключенный”, “Студент”, “Курсистка”, “Портрет П.Стрепетовой”, “Всюду жизнь”.

            В.В.Верещагин. “Этнографический жанр” и баталистика. Принцип серийности и его смысл.

            И.Крамской. Роль Крамского как лидера Петербургской Артели и Товарищества передвижных художественных выставок. Современное искусство и место в нем русской школы в оценке Крамского. Портретная концепция. Эволюция. “Автопортрет”, “Портрет Л.Н.Толстого”, “Портрет М.Е.Салтыкова-Щедрина”, “Портрет П.М.Третьякова”, “Портрет Д.В.Григоровича”, “Портрет И.И.Шишкина”,“Полесовщик”; “Портрет А.С.Суворина”, “Портрет В.С.Соловьева”. Типическое и индивидуально-характерное. Красота и правда – антитеза и попытки примирения: “Русалки”, “Лунная ночь”, “Неизвестная”, “Неутешное горе. Картины “Христос в пустыне”и “Хохот (Радуйся, царь иудейский!)”. Принцип правдоподобия и возможности символической образности. Роль евангельской темы в русском искусстве второй половины XIX века.

            Н.Ге. Особенности биографии.Традиции Брюллова и Иванова. “Саул у Аэндорской волшебницы”, эскиз “Возвращение Богоматери с погребения Христа”. Картина “Тайная вечеря” 1863 года и особенности трактовки евангельской темы, ее оценка в свовременной художественной критике и в статьях Салтыкова-Щедрина и Достоевского. Историческая живопись Ге: “Петр I допрашивает царевича Алексея в Петергофе”, “Екатерина у гроба Елизаветы”. Особенности портретной концепции: портреты А.И.Герцена, Л.Н.Толстого, Н.И.Петрункевич, М.П.Свет, Автопортрет. Поздний “страстной” цикл начала 1890-х годов: “Христос и Никодим”, “Выход с тайной вечери”, “Что есть истина”, “Суд Синедриона”, “Голгофа”, “Распятие”. Своеобразие  живописной стилистики.

            ^ Пейзаж 60- х - 80-х годов. А.Саврасов (2Лосиный остров”, “Грачи прилетели”, “Проселок”) и И.Шишкин (“Рубка леса”, “Рожь”, Лесные дали”, “Афонасовская корабельная роща близ Елабуги”, “Дубы”, “Сосны, освещенные солнцем”): две концепции национального пейзажа. Истоки, эволюция. Ф.Васильев (“Оттепель”, “Перед грозой”, “Мокрый луг”, “В крымских горах”), А.Куинджи: (“Чумацкий тракт”, “Забытая деревня”, “После дождя”, “Березовая роща”, “Ночь на днепре”) :варианты преобразования романтической традиции.

            И.Репин. Жанровое и тематическое многообразие творчества. Роль Стасова и Крамского в формировании его творческих установок. Обучение в Академии художеств. Картина “Бурлаки на Волге”, ее место и значение в живописи 70-х годов. Парижские работы. “Историческая картина на современный сюжет”. Картина “Крестный ход в Курской губернии”. Этюды. “Не ждали” как завершение цикла картин, посвященных судьбе народника (“Сходка”, “Арест пропагандиста”, “Отказ от исповеди”). История и современность в картинах на исторические сюжеты: “Царевна Софья”, “Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 грода”, “Запорожцы”. Репин-портретист. Типология, эволюция, стилистика. “Заседание Государственного совета” и этюды к картине. Кризисные моменты в позднем творчестве. Уроки Репина.

            В.Суриков. Особенности биографии. Роль сибирских впечатлений. Академические работы. Сюжет и тема: проблема художественного цикла. Историческое и современное. Соотношение с “хоровой картиной” передвижников. “Трилогия” 80-х годов и ее отношение к последующему этапу творчества. Исторически-документальное и вымышленное. Впечатления заграничных путешествий и их отражение в творчестве Сурикова. Суриков-колорист. Акварельные работы. Портреты и пейзажи. Суриков в оценке современников.

            В.Васнецов.  Раннее творчество: “С квартиры на квартиру, “Чтение военной телеграммы”, “Преферанс”. Обращение к эпосу и сказочным сюжетам: поиск изобразительной метафоры. Работы в области театральной декорации. Монументальные работы. Князь-Владимирский собор в Киеве, его программа; росписи Исторического музея в Москве. Деятельность абрамцевского кружка: “проект нового стиля”.

            В.Поленов. Его роль в эволюции русской пейзажной живописи. Утверждение самоценности этюда. Связь с академической традицией. Евангельская тема в творчестве Поленова. Работы в области театральной декорации.

            Оживление Академии. П.Чистяков - художник и педагог. Его роль в русском искусстве. Основоположения читяковской методики. Рисунок и колорит.

Г.Семирадский и проблема салонного искусства. “Художественная середина”: ^ К.Маковский. П.П.Соколов. Живопись и иллюстрация. Гравюра 70-х - 80-х гг. Офорты Шишкина. В.Матэ. Его роль как художника и педагога. Н.Боголюбов. Продолжение пейзажных традиций первой половины и середины XIX века. Похитонов. Возрастание стилеобразующей роли пейзажа в живописи конца XIX века. С.Светославский. И.Остроухов. Творчество И.Левитана. Особенности так называемого “пейзажа настроения”. Роль пейзажного мотива. Характер эволюции. Этюд и картина. Значение наследия Левитана.

            Скульптура. Академизм и реализм. С.Иванов. Ф.Каменский. М.Антокольский. Скульптура как историческая иллюстрация. Крестьянская тематика в скульптуре Чижова, Позена. Монументальная скульптура: Микешин, Опекушин и др..

            Архитектура. “Национальный стиль” в контексте эклектики. Гартман. Ропет. Технические нововведения в строительной практике и возникновение новых типов сооружений. Монигетти. Померанцев.

           

                                               ^ Искусство конца XIX - начала XX века.

           

            Промышленный подъем 90-х годов и его влияние на художественную ситуацию. Искусство на Нижегородской выставке 1896 года и русский раздел на Всемирной выставке в Париже 1900 года.  Искусство и революция 1905 года. Особенности художественной жизни.

            Более равномерное, чем во второй половине века, развитие видов искусства - живописи, архитектуры, графики, скульптуры, театральной декорации, прикладного искусства. Идея синтеза искусств. Проблема стиля модерн в русском искусстве рубежа столетий. Модерн и символизм. Проблема художественной школы.  Реорганизация Академии художеств и приход в нее передвижников. Московское училище в конце XIX - начале XX века. Стилистическое самоопределение московской и петербургской “школ”. Роль меценатов и коллекционеров: С.Мамонтов, Морозовы, К.Тенишева, С.Щукин.

            Образование новых художественных объединений: “Мир искусства”, “Союз русских художников”, “Голубая роза”, “Бубновый валет” и др.. Связь и полемика между ними.

            ^ Живопись и графика.

            М.Врубель. Становление мастера. Роль П.Чистякова, характер усвоения его методики. Киевский период. Монументальные работы: росписи и иконостас Кирилловкой церкви в Киеве. Источники и образцы. Мозаика и венецианские впечатления. “Девочка на фоне персидского ковра”. Акварели. Этюды цветов 1886-1887 гг.. Эскизы для росписей Владимирского собора. Сюжетный и тематический репертуар: лейтмотивы.”Гамлет и Офелия”. Тема Демона. Идея цикла и ее воплощение. Иллюстрации к Лермонтову. Декоративные панно и картины (“Испания”, “Венеция”, “Гадалка”, “Суд Париса”, панно для готического кабинета в особняке А.В.Морозова). Врубель-портретист (портреты Арцыбушевых, С.И.Мамонтова, Н.И.Забелы-Врубель, В.Брюсова, автопортреты). Скульптурные, архитектурные, театрально-декорационные и прикладные работы. Позднее творчество. Ночные сцены (“Сирень”, “Пан”, “К ночи”, “Царевна-Лебедь”, “Лебедь”). Врубель-рисовальщик. Врубель и стиль модерн. Врубелевское творчество и врубелевская легенда в контексте русского символизма.

            В.Серов. Ученичество у Репина. Первые пленерные работы: “Девочка с персиками”, “Девушка, освещенная солнцем”. Артистический портрет в творчестве Серова: портреты К.Коровина, Ф.Таманьо, А.Мазини, М.Горького, М.Ермоловой, Ф.Шаляпина. Концепция светского парадного портрета: портреты вел. кн. Павла Александровича, С.Боткиной, М.Морозова, З.Юсуповой, Ф.Юсупова. Поздниий период. Портреты Г.Гиршман, О.Орловой, Иды Рубинштейн, И.Морозова, В.Гиршмана, кн. Щербатовой. Произведения на историческую тему:”Петр I на псовой охоте”, “Петр II и Елизавета в царском селе”, “Петр I”. Античная тема: варианты композиций “Одиссей и Навзикая”, “Похищение Европы”.  Пейзаж: “Заросший пруд”, “Зимой”, “Октябрь. Домотканово”. Рисунки Серова. Басенный цикл.  Проблематика творчества. Серов и старые мастера. Творчество Серова в контексте современных художественных направлений. Серов и стиль модерн.

            К.Коровин и особенности русского импрессионизма. Северные пейзажи. “Парижские огни”. Декоративная живопись.Театральные работы.

            ^ Жанровая живопись. Наследие передвижничества и новые тенденции. С.Коровин. Н.Касаткин. Особенности тематического репертуара. Роль пейзажа и этюдности. С.Иванов. Современный быт и история в его произведениях. А.Архипов. Пленеризм и декоративизм в пейзажном жанре. А.Степанов - деревенская тематика и анималистический жанр. А.Васнецов. Создание исторического пейзажа. М.Нестеров. Особенности трактовки религиозной темы. Роль пейзажа. Религиозные росписи. Историко-бытовая живопись А.Рябушкина.

            “Мир искусства”. Происхождение. Состав. Журнальная и выставочная деятельность. Эстетическая программа. Первые выставочные акции. “Выставка русских и финляндских художников”. Основание журнала, его идея, структура и осуществление. Декларации и художественная практика. Культурный европеизм. Возрождение забытых страниц искусства XVII - начала XIX века. Историческая выставка русского портрета в Таврическом дворце. Жанровая структура и тематический репертуар. Петербургская тема в творчестве художников объединения. Ретроспективизм и стилизация как метод. Отношение к современному европейскому искусству. Прецеденты и образцы. Направления внутри “Мира искусства”.“Мир искусства” и стиль модерн. Выставка “Современное искусство”. Просветительская и собирательская деятельность. Издание “Художественные сокровища России”. Иллюстративные циклы и театральная декорация. С.Дягилев и его организаторская деятельность. “Парижские сезоны”: идея и осуществление. Ретроспективная выставка русского искусства в Париже и Берлине 1906 года. Критическая методика и искусствоведческие труды А.Бенуа. Эволюция. Статья А.Бенуа “Художественные ереси”. Первые итоговые оценки. Статья Д.Философова “Тоже тенденция”.

            К.Сомов. Культивирование “галантного жанра”. Первые произведения. “Дама в голубом”. Природа в пейзажах и картинах Сомова. Акварели. Картины “Конфиденции”, “Купальщицы”, “Вечер”, “Эхо прошедшего времени”, “Дама в розовом”,“Осмеянный поцелуй”, “Арлекин и дама”, “Любовное письмо”. Сомов-портретист. Графические портреты А.Блока, М.Кузмина, М.Добужинского, Г.Гиршман. Лицо и маска. Парадные портреты. Автопортреты. Фарфоровые скульптуры. Характер мастерства. Сомов в оценке современников.     

            А.Бенуа. Первая  и вторая версальские серии: “У Курциуса”, “Прогулка короля”, “Оранжерея”, “Купальня маркизы”, “Фантазия на версальскую тему”. Иллюстративные циклы: “Азбука в картинках”, “Медный всадник”, “Пиковая дама”. Театральные работы: декорации к “Павильону Армиды”, “Петрушке”. Картины “Итальянская комедия”, “Парад при Павле I”. Бенуа – художественный критик и историк русского искусства. “Художественные письма”: современное искусство в оценке Бенуа.

             ^ Л.Бакст. Картина “Древний ужас”. Работы в области театральной декорации и костюма. Портреты.

            М.Добужинский. Тема современного урбанизма. “Человек в очках”, “Окно парикмахерской”, “Домик в Петербурге”. Иллюстрации. Работы для театра. Сатирическая графика.

             Е.Лансере. Исторические ретроспекции: “Петербург начала XVIII века. Здание Двенадцати коллегий”, “Императрица Елизавета Петровна в Царском селе”. Политическая карикатура. Иллюстрации в “Хаджи Мурату” Л.Толстого.

            А.Головин - мастер театральной декорации. Портреты и натюрморты.

            Б.Кустодиев. Своеобразие сюжетов и стилизаторских приемов.

            З.Серебрякова. Монументальное и камерное в стилизации.

            Н.Рерих. Языческий мир как объект стилизации.

            Графика “Мира искусства”. ^ А.Остроумова-Лебедева. И.Билибин. Участие художников “Мира искусства” в сатирических журналах 1905 года.

            В.Борисов-Мусатов. Особенности биографии. Эволюция от импрессионизма к декоративному варианту постимпрессионизма. Французские источники и аналогии. Пребывание во Франции. Стилистические ориентации. Магистральная тема: “Гобелен”, “Водоем”, “Изумрудное ожерелье”, “Призраки”. Живописное мастерство и проблема символической поэтики в живописи. Значение опыта Борисова-Мусатова в становлении символического направления в живописи начала XX века. Художники “Голубой розы”. Направление эволюции.

            “Союз русских художников”. Основание. Причины расхождения с “Миром искусства”. Особенности московской живописной школы.

            И.Грабарь. Рецепция дивизионизма. Пейзажные мотивы. Натюрморты. Ф.Малявин. Вариант декоративного импрессионизма. Виноградов, Жуковский, Юон. Своеобразие восприятия импрессионистической традиции. Пейзажное творчество Петровичева и Туржанского, Бакшеева и Бялыницкого-Бирули. Продолжение левитановской линии. Рылов. “Сочиненный пейзаж”.

            Скульптура. П.Трубецкой. Проблема импрессионизма в скульптуре и его возможности. Портретные работы. Памятник Александру III. А.Голубкина. Сочетание импрессионизма, символизма и модерна. С.Коненков. Стилистический эклектизм. Античная тема. “Языческий примитивизм”. Проблема материала. Творчество А.Матвеева и неоклассицизм в скульптуре.

            Архитектура. Стиль модерн; истоки, отношение к эклектике. Типология строительства, эволюция. Романтическая и протоконструктивистская стадия. Проблема материала. Искусство интерьера. Московский и петербургский варианты. Ф.Шехтель и Ф.Лидваль. Неорусские стилизации. А.Щусев. Неоклассицизм. Его истоки и образцы. И.Фомин, И.Жолтовский, В.Щуко.

            Русское искусство накануне авангардистского эксперимента. Ситуация начала 1910-годов. Возрождение “Мира искусства”, первая выставка “Бубнового валета”, выставки лубка и русской иконописи, ранние произведения К.Петрова-Водкина. Неоакадемизм. Яковлев, Шухаев, Григорьев. “Неотрадиционализм” в пейзаже. К. Богаевский.

 



Литература

Общие работы

Н. Рамазанов. Материалы для истории художеств в России. Кн. I, М., 1863.

Н. Собко. Словарь русских художников, тт. 1-3. Спб. 1893-1899.

И. Грабарь /ред./  История русского искусства, тт. 1,3,5. М., /1909-1916/.

История русской архитектуры. М., 1956.

А. Сидоров. История оформления русской книги. М., 1964.

Русское декоративное искусство. В 3-х томах. [М.], 1962-1965.

Н. Лужецкая. Техника масляной живописи русских мастеров. М., 1965.

О. Лясковская. Пленер в русской живописи XIX века. М., 1966.

Мастера искусства об искусстве, т.6, М., 1969.

М. Алпатов. Этюды по истории русского искусства. В 2-х томах. М., 1976.

А. Эфрос. Два века русского искусства. М., 1969.

А.Эфрос. Мастера рзных эпох. М., 1979.

Д. Сарабьянов. Русская живопись XIX века среди европейских школ. М., 1980.

Н.Машковцев. Из истории русской художественной культуры. Исследования. Очерки. Статьи. М.,1982.

А. Федоров-Давыдов. Русский пейзаж XVIII - XX века. Исследования. Очерки. М., 1986.

И. Болотина. Проблемы русского и советского натюрморта. Исследования и статьи. М.,1989.

М. Алленов, О.Евангулова, Л. Лившиц. Русское искусство X - XX веков. М., 1989.

 А. Бенуа. История русской живописи в XIX веке. М., 1995.

Г.Поспелов. Русское искусство XIX века. Вопросы понимания времени. М., 1997.

Д.Сарабьянов. Русская живопись. Пробуждение памяти. М., 1998.

 Первая половина XIX века

 Н. Коваленская. История русского искусства первой половины XIX века. М., 1951

А. Федоров-Давыдов. Русский пейзаж XVIII - начала XIX века. М., 1953

Русское искусство. Очерки о жизни и творчестве художников. Первая половина девятнадцатого века. Под ред. А.Леонова. М., 1954

Н.Молева, Э.Белютин. Русская художественная школа первой половины XIX века. М., 1963.

Н. Коваленская. Русский классицизм. М.,1964.

Русские эстетические трактаты первой трети Х!Х века, тт. 1-2. М., 1974.

В.Турчин. Эпоха романтизма в России. К истории русского искусства первой трети XIX столетия. Очерки. М., 1981.

М.Алленов. Метаморфозы романтической идеи в лейтмотивах русского искусства. Диссертация в форме доклада на соискание ученой степени доктора искусствоведения. М.,1995.

 

Архитектура.

 

А.Некрасов. Русский ампир. М., 1935.

А.Федоров-Давыдов. Архитектура Москвы после 1812 года. М., 1954.

Г.Гримм. Архитектор Воронихин. М., 1963.

В.Пилявский. Архитектор В.П.Стасов. М., 1963.

З.Покровская. Архитектор О.И.Бове. М., 1969.

В.Лисовский. Андрей Воронихин. Творческий путь зодчего. Л., 1971.

Е.Николаев. Классическая Москва. М., 1975.

Е.Кириченко. Русская архитектура 1830- 1910-х годов. М., 1979.

Е.Белецкая, З.Покровская. Д.И.Жилярди. М., 1980.

М.Тарановская. Карл Росси. Архитектор. Градостроитель. Художник.  Л., 1980.

В.Шуйский. Тома де Томон. Л., 1981.

И.Бартенев, В.Батажкова. Русский интерьер XIX века. Л. 1984.

Е.Кириченко. Архитектурные теории XIX века в России. М., 1986.

Е.Кириченко. Михаил Быковский. М., 1988.

В.Шуйский. Андреян Захаров. Л., 1989.

Д.Аркин. Образы архитектуры и образы скульптуры. М., 1990.

И. Грабарь. Петербургская архитектура в XVIII и XIX веках. Санкт-Петербург, 1994.

Архитектурные ансамбли Москвы XV– начала ХХ веков. Принципы художественного единства. Под ред. Т.Ф.Саваренской. М., 1997.

Москва и сложившиеся русские города XVIII – первой половины XIX веков. Под ред. Н.Ф.Гуляницкого. М., 1998.

 

Скульптура

 

Б.Терновец. Русские скульпторы. М., 1924

А.Ромм. Русские монументальные рельефы. М., 1951.

А.Каганович. Федос Щедрин. М., 1953.

А.Каганович. И.И.Теребенев. М., 1956.

Е.Петрова. С.С.Пименов. Л.-М., 1958.

Т.Якирина, Н.Одноралов. И.Виттали. Л.-М., 1960.

Е.Петрова. Монументальная и декоративная скульптура Ленинграда. Л., 1961.

Э.Кузнецова. Ф.П.Толстой. М., 1977.

 

Живопись

 

А.Лебедев. Русская живопись первой половины XIX века. Л., 1929.

Н.Коваленская. В.А.Тропинин. М., 1931.

А.Савинов. В.К.Шебуев.  М.-Л., 1949.

А.Савинов. Андрей Иванович Иванов. М., 1951.

М.Алпатов. А.А.Иванов. Жизнь и творчество. В 2-х томах. М., 1956.

М.Ракова. Брюллов-портретист. М., 1956.

Э.Ацаркина. К.П.Брюллов. Жизнь и творчество. М.,1963.

Русская жанровая живопись XIX - начала  XX века. Очерки. М., 1964.

Д.Сарабьянов. П.А.Федотов. М., 1969.

Д.Сарабьянов. Федотов и русская художественная культура 40-х годов XIX века. М.,1973.

Э.Ацаркина. А.О.Орловский. М., 1970

А.Амшинская. В.А.Тропинин. М., 1970

С.Коровкевич. А.И.Иванов. М., 1978.

В.Турчин. Орест Кипренский. М.,1975.

Т.Алексеева. Исследования и находки. М., 1976.

Г.Загянская. Пейзажи Александра Иванова. М., 1976.

А.Савинов. А.Г.Венецианов. М.-Л., 1975.

Э.Логвинская. Интерьер в русской живописи первой половины XIX века. М., 1978.

Т.Алексеева. Художники школы Венецианова. М.,1983.

М.Ракова. Русская историческая живопись. М.,1979.

М.Алленов. А.А.Иванов. М., 1980.

Алексей Гаврилович Венецианов. Выставка произведений к 200-летию со дня рождения. Каталог. Л.,1983.

Е.Петинова. П.Басин. Л., 1984.

А.Верещагина. Ф.Бруни. Л., 1985.

В.Турчин. А.Варнек. М., 1985.

Орест Адамович Кипренский. К 200-летию со дня рождения. Каталог. Л.,1988.

Орест Кипренский. Новые материалы и исследования. Сб. статей. Гос. Русский музей. Спб, 1993.

Павел Федотов. Каталог. Спб [1993].

М.Алленов. АлександрИванов. М.,1997.

 

Графика

               

В.Верещагин. Русская карикатура, т. II, Отечественная война. Спб., 1912.

В.Адарюков. Очерк по истории литографии в России. Спб., 1912.

Э.Голлербах. История гравюры и литографии в России. М.-Пг., 1923.

Академические рисунки русских художников. Альбом. М., 1949.

Г.Лебедев. Русская книжная иллюстрация XIX века. М., 1952.

А.Коростин. Русская литография XIX века. М., 1953.

П.Корнилов. Офорт в России XVIII - XIX веков. М., 1953.

Г.Стернин. Очерки русской сатирической графики. М. 1964.

Г.Поспелов. Русский портретный рисунок начала XIX века. М., 1967.

Г.Принцева. Н.И.Уткин. (Л.), 1983.

А.Корнилова. Мир альбомного рисунка. Русская альбомная графика конца XVIII - первой половины XIX века. Л., 1990.

 

Искусство второй половины XIX

 

Общие труды

 

Г.Плеханов. Искусство и общественная жизнь. - Сочинения, т. XIV, М., [1923].

Г.Плеханов. История русской общественной мысли в XIX веке. От 60 до 90-х годов. - Сочинения, т. XXIV, М.-Л., 1927.

И.Гинзбург. Чистяков и его педагогическая система. Л.-М., 1940.

Н.Дмитриева. Московское училище живописи, ваяния и зодчества. М.-Л., 1951.

М.Салтыков-Щедрин. Первая передвижная художественная выставка. - в кн.: М.Е.Салтыков-Щедрин. О литературе и искусстве. Избранные статьи, рецензии, письма. М., 1953.

Г.Бурова, О.Гапонова, В.Румянцева. Товарищество передвижных художественных выставок. Т.1-2. М., 1952-1959.

В. Стасов. Избранные статьи о русской живописи. М., 1960.

И.Репин. Далекое близкое. М., 1961.

Русское искусство. Очерки о жизни и творчестве художников. Вторая половина девятнадцатого века. Под ред. А.Леонова. М., 1962.

Я.Минченков. Воспоминания о передвижниках. Л., 1964.

Н.Молева, Э.Белютин. Русская художественная школа второй половины XIX века. М.,1967.

И.Крамской. Статьи. Письма. Т. 1-2. М., 1968.

Ф.М.Достоевский об искусстве. М.,1974.

Типология русского искусства второй половины XIX века. Сб. под ред. Г.Стернина. М., 1979.

Государственная Третьяковская галерея. Очерки истории. Л., 1981.

Г.Стернин. Русская художественная культура второй половины XIX - начала XX века. М., 1984.

Д.Сарабьянов. История русского искусства второй половины XIX века. М., 1989.

Художественные проблемы русской культуры второй половины XIX века. Сб. статей. Отв. ред. Г.Стернин. М., 1994.

 

Живопись и графика

Русская живопись XIX века. Сб. статей под ред. В.Фриче. М., 1929.

А.Федоров-Давыдов. Реализм в русской живописи XIX века. М., 1933.

А.Леонов. В.В.Максимов. М., 1951

Д.Сарабьянов. Народно-освободительные идеи русской живописи второй половины XIX века. М., 1955.

А.Лебедев. В.В.Верещагин. [М.], 1958.

Т.Горина. И.М.Прянишников. М., 1958.

К.Левенфиш. К.А.Савицкий. М., 1959.

А.Сидоров. Рисунок русских мастеров. Вторая половина XIX века. М., 1960.

А.Верещагина. В.Г.Шварц. Л.-М., 1960.

В.Прытков. Н.А.Ярошенко. М., 1960

А.Федоров-Давыдов. И.Репин. М.,1961

Н.Барсамов. И.К.Айвазовский. М.,1962.

М.Андронникова. Боголюбов. М., 1962.

Г.Друженкова. Владимир Маковский. М., 1962.

В.Кеменов. Историческая живопись Сурикова. М.,1963.

И.Грабарь. И.Е.Репин. В 2-х томах. М., 1963-1964.

Н.Масалина. Мясоедов. М., 1964.

С.Гольдштейн. И.Н.Крамской. Жизнь и творчество. М., 1965.

Л.Тарасов. Л.И.Соломаткин. М., 1968.

В.Манин. А.И.Куинджи. М., 1976.

О.Лясковская. В.Г.Перов. Особенности творческого пути художника. М., 1979.

М.Шумова. Русская живопись середины XIX века. М., 1984.

М.Алленов. В.И.Суриков. М., 1996.

Г.Ельшевская. И.Е.Репин. М., 1997.

 

Скульптура и архитектура

 

В.Ермонская. Русские скульпторы второй половины XIX века. Путеводитель по выставке. М.,1958.

И.Шмидт. Е.Лансере. М.-Л., 1954.Скульптор Илья Гинцбург. Воспоминания, статьи, письма. Сост. Е.Маслова. Л., 1961.Н.Беляев, И.Шмидт. А.М.Опекушин. М.,1954.

М.М.Антокольский. Альбом. Вст статья В.Шалимовой. М.,1960.

А.Пунин. Архитектурные памятники Петербурга. Вторая половина XIX века. Л., 1981.

 

Искусство конца XIX - начала XX века

 

Общие работы

 

А.Бенуа. Возникновение “Мира искусства”. Л., 1928.

А.Федоров-Давыдов. Русское искусство промышленного капитализма. М., 1929.

И.Грабарь. Моя жизнь. Автомонография. М.-Л., 1937.

В.Мамонтов. Воспоминания о русских художниках. Абрамцевский художественный кружок. М., 1952.

И.Малютин. Воспоминания. М., 1958.

М.Нестеров. Давние дни. М., 1959.

Н.Ульянов. Мои встречи. Воспоминания. М., 1959.

В.Лобанов. Кануны. Из художественной жизни Москвы в предреволюционные годы. М.,[1968].

Русская художественная культура конца XIX - начала XX века. ВНИИ Искусствовзнания Мин. культуры СССР. Кн. 2,4. М., 1969, 1980.

Из истории русского искусства второй половины XIX - начала XX века. Сб. исследований и публикаций. Под ред. Е.Борисовой, Г.Поспелова, Г.Стернина. М., 1978.

Г.Стернин. Художественная жизнь России на рубеже XIX -XX веков. М., 1970.

Д.Коган. Мамонтовский кружок. М., 1970.

Г.Стернин. Художественная жизнь России  начала XX века. М.,1976.

Н.Пунин. Русское и советское искусство. М., 1976.

Сергей Дягилев и русское искусство. / Сост., вступ. ст. и комментарии С.Зильберштейна, В.Самкова. Т.1-2. М.,1982

Г.Стернин. Художественная жизнь России 1900-1910-х годов. М., 1988.

Д.Сарабьянов. Стиль модерн: Истоки. История. Проблемы. М., 1989.

Д.Сарабьянов. История русского искусства конца XIX - начала XX века. М.,1993.

                                                                             

Живопись и графика

 

С.Маковский. Страницы художественной критики. Кн.1-3. Спб., 1909-1913.

С.Яремич. М.А.Врубель. М., [1911].

С.Маковский. Силуэты русских художников. Прага, 1922.

С.Маковский. Последние итоги живописи. Берлин, 1922.

Н.Радлов. От Репина до Григорьева. Статьи о русских художниках. Пб., 1923.

П.Муратов, Н.Грифцов. Н.Ульянов. М.-Л., 1925.

Н.Соколова. Мир искусства. М.-Л., 1934.

В. и Е.Журавлевы. Н.А.Касаткие, народный художник. М.-Л.,1945.

П.Суздалев. С.А.Коровин. М.,1952.

Н.Ситник. Н.А.Касаткин. М.,1955.

Л. Беспалова. А.М.Васнецов. М.,1956.

О.Живова.А.Е.Архипов. 1959

О.Лаврова. А.Степанов. М.,1956.

А.Абрамова. Н.В.Бакшеев. М., [1967].

Н.Масалина. А.П.Рябушкин. М.,1956.

Т.Юрова. В.Д.Поленов. М.,1961

О.Подобедова. Е.Е.Лансере. М., 1961.

И.Никонова. М.В.Нестеров. М.,1962.

В.Князева. Н. Рерих. Л.; М., 1963.

Д.Коган. К.Коровин. М.,1964

И.Грабарь В.А.Серов. М., 1965.

М.Эткинд. А.Н.Бенуа.  Л.-М, 1965.

М.Алпатов, Е.Гунст. Н.Н.Сапунов. М., 1965.

Л.Мочалов. А.А.Рылов. Л., 1966.

А.Федоров-Давыдов. И.И.Левитан. М.,1966.

В.Костин. К.С.Петров-Водкин. М., 1966.

А.Русакова.  В.Борисов-Мусатов. Л;М., 1966

О.Живова. Ф.А.Малявин. М.,1967.

А.Федоров-Давыдов. Природа и человек в творчестве Врубеля. - Ст. в альбоме Михаил Александрович Врубель. М.,1968.

Д.Сарабьянов. Русская живопись конца 1900-х - начала 1910-х годов. Очерки. М., 1971.

И.Пружан. К.Сомов. М.,1972.

Г.Голынец, С.Голынец. И.Я.Билибин. М., 1972.

И.Пружан. Л.С.Бакст. М.,1974.

Г.Голынец. С.Малютин. 1974.

Д.Коган. Сергей Судейкин. М., 1974.

Н.Тарабукин. М.А.Врубель. М., 1974

В.Лапшин. “Союз русских художников”. Л., 1974.

В.Петров. “Мир искусства”. М., 1975.

Ю.Русаков. К.Петров-Водкин. Л. 1975.

М.Врубель. Переписка. Воспоминания о художнике. Л., 1976.

Н.Пунин.  Русское и советское искусство. М., 1976.

С.Онуфриева. Головин. (Л.), 1977.

Н.Лапшина. “Мир искусства”. Очерк истории и творческой практики. М.,1977.

А.Русакова. Павел Кузнецов. Л., 1977.

Ф.Сыркина, Е.Костина. Русское театрально-декорационное искусство. М.,1978.

В.Леняшин. Портретная живопись В.Серова 1900-х годов. Л., 1980.

О.Кочик. Живописная система Борисова-Мусатова. М.,1980.

И.Гофман. Головин-портретист. М.,1981.

М.Эткинд. Б.Кустодиев. М., 1982.

Г.Чугунов. М.В.Добужинский. Л., 1984.

Н.Дмитриева. М.Врубель. Л., 1985.

М.Пожарская. Русские сезоны в Париже. Эскизы декораций и костюмов. 1908-1929. М.,1988.

Г.Поспелов. “Бубновый валет” Примитив и городской фолклор в московской живописи 1910-х годов. М., 1990.

М.Неклюдова. Традиции и новаторство в русском искусстве конца XIX - начала XX века. М., 1991.

П.Суздалев. Врубель. М., 1991.

А.Русакова. Символизм в русской живописи. М., 1995.

В.Лапшин. Последний год жизни В Серова. М., 1995.

Е.Алленова. В.А.Серов. М., 1996.

М.Алленов. М.А.Врубель. М.,1996.

 

Графика

 

Э.Голлербах. Рисунки Добужинского. Пг., 1923.

О.Подобедова. Д.Н.Кардовский. М.,1957.

С.Капланова. Русская акварельная живопись конца XIX - начала XX века. М., 1968.

А.Сидоров. Русская графика начала XX века. М., 1970.

 

Скульптура

А.Бакушинский. Н.А.Андреев. М., 1939.

И.Шмидт. Трубецкой. М., 1960.

А.Каменский. Коненков. М., 1962.

Е.Мурина. А.Т.Матвеев. М.,1964.

И.Шмидт. Русская скульптура второй половины XIX - начала XX века. М., 1969.

А.Каменский. Анна Голубкина. Личность. Эпоха. Скульптура. М., 1990.

 

Архитектура

 

М.Ильин. И.А.Фомин. М.,1946.

Н.Соколов. А.В.Щусев. М., 1952.

Е.Борисова, Т.Каждан. Русская архитектура конца XIX - начала XX века. М.,1971.

Е.Кириченко. Ф.Шехтель. М., 1973.

Е.Кириченко. Москва на рубеже столетий. М.,1977.

В.Кириллов. Архитектура русского модерна. Опыт формологического анализа. М., 1979.

Е.Борисова, Г.Стернин. Русский мродерн. М., 1990.

Г.Ревзин. Неоклассицизм в русской архитектуре начала ХХ века. М., 1992.

В.Горюнов, М.Тубли. Архитектура эпохи модерна. Спб., 1994.








Скачать 325.92 Kb.
оставить комментарий
Дата19.09.2011
Размер325.92 Kb.
ТипРеферат, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

отлично
  1
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Загрузка...
Документы

Рейтинг@Mail.ru
наверх