Цель проекта. Постановка проблемных вопросов icon

Цель проекта. Постановка проблемных вопросов


2 чел. помогло.
Смотрите также:
1. Продумывание темы проекта (учитель совместно с учеником)...
Методические приемы: анализ основных понятий, постановка проблемных вопросов для обсуждения...
Задачи: Раскрыть сущность использования проблемных ситуаций на занятия с дошкольниками...
Формулирование основополагающего вопроса и проблемных вопросов учебной темы...
Формулирование основополагающего вопроса и проблемных вопросов учебной темы...
Методические приемы. Постановка проблемных вопросов для обсуждения, самостоятельный поиск...
Тема урока, план изучения нового материала...
Тема урока, план изучения нового материала...
А. Ахматова «Реквием»...
Экзамен: Чтение, перевод, постановка вопросов к тексту (10-12 вопросов)...
Формулирование основополагающего вопроса и проблемных вопросов учебной темы...
Задачи на новый учебный год...



Загрузка...
скачать










г. Сосновый Бор

2010 год



Содержание.


  1. Цель проекта. Постановка проблемных вопросов………………….…..2

  2. Требования к методическому обеспечению проекта……………….…..2

  3. Теоретическое обоснование проекта………………………………….…3

    • Проработка разной по содержанию информации…………….….3

    • Активизация мыслительных операций…………………………...4

    • Получение результата в разных формах организации………..….6

  4. Развивающие игры как средство развития умственных способностей..6

  5. Соотнесение проекта онтогенетическому развитию детей………..…...8

  6. Этапы реализации проекта………………………………………….……11

  • Организационно-подготовительный……………………….……11

- Подбор программно-методического обеспечения………….…11

- Изучение опыта педагогов-новаторов………………………....11

- Проведена экспертиза ресурсов………………………………..12

- Пополнение и модернизация развивающей среды……………12

- Выбор метода диагностики……………………………………..13

  • Рефлексивно-диагностический ……………………………..……13

  • Этап практической реализации проекта………………………....14

- Корректировка планов……..………………………………….…14

- Система внедрения проекта в работу ДОУ..……………….…...15

- Работа по обобщению и распространению опыта………..….…16

  • Заключительный этап……………………………………….……..17



^ Долгосрочный проект: Развивающие игры математического содержания как средство формирования

умственных способностей у детей.


Цель проекта: Содействовать гармоничному умственному развитию дошкольников в максимально комфортной (воспитательно-образовательной) игровой среде с учетом психо-физиологических и индивидуальных особенностей детей.

Проблема: Одно из требований современности – форсированное развитие логики уже у маленьких детей. При этом возникают следующие несоответствия:

-Во-первых, традиционно логическое мышление противопоставляется творческому мышлению. На наш взгляд, развитие креативности является важным условием успешности ребенка и возможности его эффективной самореализации, поэтому мы ставим проблемный вопрос: выработать стратегию, позволяющую гармонично развивать оба вида мышления.

- Во-вторых, традиционные формы развития логико-математического мышления не соответствуют психофизиологическим особенностям детей дошкольного возраста. Поэтому вторым проблемным вопросом является формирование такой образовательной среды и разработка такого методического комплекса, которые позволят развивать умственные способности детей, не нарушая законов и этапов психического и физиологического развития ребенка, также учитывающей индивидуальные особенности детей.


На основе проблемных вопросов нами выработаны следующие требования к методическому обеспечению проекта:

  1. Опора на ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте – игру.

  2. Учет сензитивных периодов развития детей при планировании и реализации долгосрочного проекта.

  3. Опора на ту форму мышления, которая является ведущей на каждом возрастном этапе (наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое).

  4. Учет возрастных особенностей памяти, внимания, эмоционально-волевых и мотивационных процессов дошкольников при организации игрового взаимодействия.

  5. Использование игрового материала таким образом, чтобы развитие логико-математического мышления сочеталось с развитием творческого мышления.

  6. Учет зоны ближайшего развития при взаимодействии с ребенком.



Теоретическое обоснование проекта.


Разрабатывая проект, мы опирались на модель структуры интеллекта, предложенную Джо Паулем Гилфордом. Опираясь на данную модель, мы получаем возможность комплексно и гармонично развивать интеллектуальные способности детей.

Эта модель представляет собой классификационную структуру интеллектуальных способностей, которые упорядочены в соответствии с тремя основными критериями:

  1. Тип интеллектуальных операций.

  2. Тип информации.

  3. Тип полученных результатов:







Таким образом, чтобы гармонично развивать умственные способности ребенка, необходимо организовать педагогическое взаимодействие таким образом:


- чтобы была возможность проработать все виды содержаний - информации, с которыми имеет дело наш интеллект:



Сордержание

Варианты инструкции (игровой ситуации)

^ Примеры игр

Образное

- Соедини точки, чтобы получился рисунок.

- Добавь несколько линий, чтобы получить рисунок.

- Создай несуществующее животное.

- Измени образ.

-Как можно эту вещь использовать разными способами.

- Что может произойти в гостях у куклы?

- Давай поработаем в пекарне.

-«Математический планшет»

-«Блоки Дьенеша»

-« Палочки Кюизенера»

- «Сложи узор»

- Игры-головоломки

- «Радужная паутина»

-Конструкторы

-«Игровой квадрат Воскобовича»

-Лего-мозаика


Символическое

информация в виде знаков, что-либо обозначающих (числа, ноты, коды, смайлики и т.д.).

- Давай расшифруем волшебные письмена

- Узнай сказку по символам.

- Укрась торт для праздника;

- Создай открытку в подарок

-Замаскируй букву

- давай сложим рисунок по схеме

- «Сплетем венок»

- «Украсим дерево листочками»

-«Полянка для бабо-чек»

- «Отпустим рыбок в аквариумы»

- «Рассели жильцов в дома»

-«Угадай сказку по фигурам» и т.д.


Семантическое

идеи, мысли, понятия, передаваемые словами.

- Создание множества ассоциаций на заданную тему (назови все, что приходит в голову, когда ты слышишь слово «игра»);

- Придумай историю

- Измени сказку;

- Вспомни стихи на тему, доскажи рифму

Могут проводиться на основе любой игры, расширяя ее игровой замысел и стимулируя творческую активность ребенка.



Поведенческое

информация, касающаяся общения людей: настроения, мотивы, потребности, интересы, которые определяют поведение человека.

- Давай развеселим грустную куклу

- Давай познакомимся с мальчиком ГЕО

- Как нам поиграть в эту игру всем вместе?

- Почему загрустил мишка?

- Визит в «Агенство недвижимости»

- Помири детей на детской площадке

- Построим дом вместе


- Как подружились дерево, пластмасса и резина? (на основе «Математического планшета)

- «Агенство недви-жимости»

-« Магазин игрушек»

-«Художники»

- «Архитекторы»

- «Детская площадка»




- чтобы была возможность задействовать все возможные виды мыслительных операций - умственных действий, совершаемых с полученной информацией:



^ Мыслительная операция

Варианты инструкции

Примечания

Познание – нахождение, осозна-ние, понимание новой информации


-Что интересное ты заметил?

- Давай объясним кукле, что такое круг.

- Помоги мишке разобраться ….

- Давай познакомимся с треугольниками (многоугольниками, кубами и т.д..)

- Научи Мишку играть…

- Любую новую информацию ребенок лучше запомнит, если она включена в контекст знакомых ему ситуаций, поэтому новую информацию мы препод-носим, разыгрывая знакомые ребенку сюжеты, созданные на основе развивающих игр.

Память – узнавание, запоми-нание, сохранение информации.

- Давай напомним мишке, как называются эти фигуры.

- Вспомни, что было на образце.

-Что изменилось?

- Какой фигуры не стало?

- Посмотри-запомни и сложи (нарисуй)…

-Для данной операции хорошо подходят игры с использованием образцов, требующие сохранить в памяти многоступенчатые инструкции и т.д.

^ Конвергентное мышление – поиск единственно правильного реше-ния проблемы или задачи.

- Давай сосчитаем палочки.

- Дай каждой куколке по 3 печенья.

- Давай выложим дорожку из синих прямоугольников (красных квадратов, зеленых кругов и т.д.).

- Построй лесенку (заборчик), расположив палочки от самой короткой до самой длинной.

-Собери головоломку в свой «домик».

-Закрой окошки правильной фигурой. И т.д.

Данная операция хорошо прорабатывается на играх Монтессори, «Дроби», «Сложи квадрат» и т.д.

Важно, чтобы задания такого рода составляли лишь часть игры и совмещались с заданиями творческого характера.

Интересно, что данные задания можно включать в процесс приведения в порядок игровой комнаты после игры.

^ Творческое (дивер-гентное) мышле-ние – создание оригинальных, необычных идей, поиск разных путей решения проблемы

- А как выполнить это задание по-другому?

- А что еще мы можем построить из этих фигур?

- Создай волшебный мир.

-Собери куб разными способами.

- Какие образы ты здесь видишь?

- Сложи разные космические корабли (лодки, транспорт и т.д.)

- Какие другие правила мы можем придумать к этой игре

- Давай по-разному изобразим зайц.а

- Давай изобразим образ в движении.

- Давай оживим облако (ветер, тучку, дождик).

- Расскажи сказку с помощью фигур.


Очень важно положительно оценивать любую попытку ребенка проявить твор-ческую инициативу, поддержать ее, помочь развить и достичь результата – создать книжечку, картинку, поделку. Такой положительный опыт будет стимулировать развитие творческой смелости и творческой открытости детей

Оценивание – оценка результатов мышления.

- Что тебе понравилось больше всего?

- Что было легко, а что трудно?

- Как ты думаешь, что тебе сегодня особенно удалось?

- Какое задание ты бы стал выполнять по-другому?

- Мишка сделал тут много ошибок, давай их найдем.

Очень эффективно, если такая беседа организуется в конце игрового занятия. Вопросы такого рода приучают детей заду-мываться над смыслом проделанной работы, умение оценить свои действия, дают возможность подвести ло-гиический итог и сделать выводы после игрового процесса.



- чтобы в результате обработки информации дети могли получить все возможные формы ее организации:



^ Результат операции

Примеры результатов



Единицы – сведения, носящие единичный характер


- образ несуществующего животного,

- картина из игрового материала,

- характеристика фигуры.



Классы – подбор информации на основе общих свойств.

- создание тематических альбомов (транспорт, животные, посуда, предметы быта и т.д.),

- фиксация сходств и различий игровых элементов

- подбор предметов по форме, цвету, размеру и т.д.

Отношения – понимание характера связей между объектами.

- иллюстрации пословиц, поговорок, фразеологизмов;

- обсуждение соотношения игровых элементов по величине, форме, месторасположению;

- сериация по количеству, размеру, площади, объему, массе и т.д.;

- сосчитывание, уравнивание;

- выявление причинно-логических связей.

Системы – подбор элементов информации, имеющей общие свойства и связанной друг с другом определенным образом

- работа со схемами, чертежами, графиками, алгоритмами,

- создание определенного образа из предложенных элементов,

- складывание головоломок,

- складывание куба из элементов,

- складывание пазлов,

- работа по образцу,

- создание орнаментов.

Преобразования – любые изменения информации.

- преобразование фигур одних в другие,

- преобразование образов,

- преобразование игровых инструкций.

Предвидение – возможность про-гнозирования последствия своих действий, выводы на основе имеющейся инфор-мации, но выходящие за ее пределы.

- рассказывание сказок по картинкам;

- «Что случится, если…?»

- планирование своих действий;

- создание алгоритма решения задачи;

- игры с абстрактными образами (энергия, время, кристаллы и т.д.).


Мы считаем, что среди всех методов развития умственных способностей наиболее оптимальным являются развивающие игры, так как они наиболее соответствуют ведущей деятельности дошкольного возраста, а также предполагают гибкость и вариативность их применения.

Развивающие игры математического содержания:

  • Знакомят детей с геометрическими фигурами, формой предметов, размером.

  • Развивают мыслительные умения: сравнивать, анализировать, классифицировать, обобщать, абстрагировать, кодировать и декодировать информацию.

  • Помогают усвоить элементарные навыки алгоритмической культуры мышления.

  • Развивают познавательные процессы: восприятие, память, внимание, воображение, волю;

  • Развивают творческие способности детей.


Следующим важным моментом является учет психофизиологических особенностей ребенка в процессе реализации проекта. Поэтому мы особое внимание уделили соответствию проекта этапам развития психических процессов, мотивации и мыслительной деятельности детей в онтогенезе.


^ Учет психофизиологических особенностей ребенка в процессе реализации проекта

Этапы

Возрастная группа

Психо-физиологические особенности

^ Особенности игрового взаимодействия в зоне актуального развития

Зона ближайшего развития

Приоритетные игры



I этап



Младший возраст


Вид мышления – наглядно-действенный

-Возможность получить необходимый результат через непосредственное манипулирование предметами;

-Использование непосредственного показа и совместных действий с воспитателем.

-Воспитатель – «играющий партнер».

-систематическое созда-ние условий для парного предметного взаимо-действия;

- постепенное увели-чение образной инфор-мации;

- совместный с воспитателем поиск сходств предметов окружающего мира с игровыми элементами;

- формирование способов и умений для развертывания индивидуальной игры

«Чудесный мешочек»


Блоки Дьенеша:

« Разноцветные бусы»,

« Магазин игрушек»,

«Угостим кукол печеньем», «Цветные дорожки»


^ Палочки Кюизенера:

«Домик для мат-решки», «Построим мостик, дорожку, заборчик».

Рамки-вкладыши М. Монтессори.


Цилиндрики, грибочки и матрешки (основных цветов, размера большого и маленького) «Какая фигура спряталась?», «Найди такую же?», «Грибная поляна».



^ Характеристики внимания:

Объем – 2-3 элемента

Устойчивость и концен-трация – непродол-жительны.

Использование игр:

- с небольшим количеством крупных игровых элементов;

- не требующих больших затрат времени;

- приоритет ярких игрушек;

- гибкая динамичность игровой среды,

-возможность играть в движении.

- преобладание индивидуальных игр, игр двух детей рядом.

Время игрового сеанса – до 10 минут.

^ Характеристики мотивации:

Преобладание игровой мотивации, интерес ситуативен, неустойчив.

-Стимулирование интереса к игре с помощью ярких игрушек; ярких образов.

- Привлечение внимания с использованием звуковых сигналов (колокольчик, погремушка, трещотка и т.д.).

- Активное использование похвалы, ласковых обращений, тактильных поглаживаний.



II этап


Средний возраст

Вид мышления –

наглядно-образный.

Связь с предметно-практи-ческими действиями сохраняется, но уже не такая тесная как раньше.

- Введение символов;

- сочетание работы по образцу с непосредственными действиями (собирание картинок накладыванием их деталей на образец)

- «оживление» игры с помощью наделения элементов образами;

- сочинение сказок на основе игр;

- активное творческое преобразование знакомых игр;

- придумывание названий для предметных изображений.

- Постепенное услож-нение сюжетов;

- Постепенный переход от предметных изо-бражений к сюжетным;

-Постепенное услож-нение материала;

- Стимулирование твор-ческой смелости.

- формирование способов и умений для развертывания совмест-ной игры.



Характер внимания –

Объем – 3-5 элемента.



-Увеличение количества игровых элементов;

-Использование игрового контекста для поддержания внимания;

Время игрового сеанса – до 20 минут.

^ Характеристики мотивации:

Преобладание игровой мотивации, интерес более устойчив, более интересен процесс, чем результат.


-Использование актуальных для детей проблемных ситуаций.

- Активное вовлечение детей в игру;

- Формировать привычку доводить игру до конца.

- Определение индивидуальной успешности для каждого ребенка.

- Активное использование похвалы, подчеркивание сильных сторон ребенка.


III этап

^ Старший возраст

Вид мышления –

наглядно-образный.

Начало формирования понятий


- Введение схем, алгоритмов, чертежей.

- Введение заданий на поиск разных путей решения одной проблемы.

-Введение игр, требующих детальной разработки идей, сюжетов.

- Поддержка понятийных форм мышления.

- Совместно с воспитателем привле-чение в игру абстрактных понятий (время, атом, кристаллы, энергия и т.д.)

- Введение заданий, способствующих началу развития словесно-логического мышления.

- обучение детей методам группового принятия решения («мозговой штурм», «Деловая игра»)




Характер внимания –

Объем – 5-7 элементов

Произвольное внимание хорошо развито.

- возможность сочетания игровой задачи с учебной;

- Введение сложных игровых правил и многоступенчатых инструкций

- Использование самопроверки, самостоятельной оценки результата своих действий, развитие критичности;

Время игрового сеанса – до 30 минут

^ Характеристики мотивации:

Сочетание игровой мотивации с учебной и статусной, которые начинают преобладать к моменту поступления в школу.


-Введение игр с современной смысловой нагрузкой: «Агентство недвижимости», «Журналисты», «Художественная мастерская» и т.д.

- Информирование ребенка о возможности применения приобретенных умений и навыков.

- Создание коллективных альбомов творческой активности

детей.

- Создание индивидуальных альбомов.

- Создание условий для возможности реализовать внутренний творческий замысел и самостоятельной организации игровой обстановки.

Этапы реализации проекта


I этап – организационно-подготовительный.


На этом этапе проводились следующие виды работ:


1.^ Подбор программно-методического обеспечения.


За основу была принята программа «Детство», раздел «Первые шаги в математику». Содержание этого раздела определяет те знания, умения и навыки, которые мы планируем сформировать на основе развивающих игр. В дополнение к этой программе мы отобрали следующие технологии:

- Никитин Б.П. «Ступеньки творчества или развивающие игры»,

- Михайлова З.А. «Занимательные задачи для дошкольников»,

-Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е. «Игралочка»

- Методики, разработанные Финкельштейн Б.Б.

Особое внимание уделялось подбору развивающих игр. Приоритет отдавался сертифицированным играм, дающим возможность творчески развертывать игровой процесс и предполагающих возможность вариативности инструкций и гибкого их примения.



  1. ^ Изучение опыта педагогов-новаторов.


Творческой группой были изучен опыт таких педагогов, как Монтессори М., Никитина Б.П., Финкельштейн Б.Б., Воскобовича В., Венгера Л.А., Дьяченко О.М., Столяра А.А. и др.

Основные инновационные идеи были донесены до педагогического коллектива в рамках педсовета. Также была организована деловая игра, в ходе которой педагоги могли на практике овладеть основными инновационными технологиями, а также проявить собственную креативность в разработке путей гармоничного внедрения этих технологий в педпроцесс. Итогом этой игры явился целый ряд идей по разработке воспитателями мини-проектов с использованием развивающих игр. Вот некоторые из них:

-«Маленькие Энштейны» - проект предполагает совместное с детьми изобретение новых машин и приспособлений с последующей разработкой деталей и объяснением их функционального предназначения.

- «Безопасный мир» - создание альбома пиктограмм, отражающих основные правила безопасного поведения в окружающем мире.

^ Азбука Морзе» - использование палочек Кюизенера как символов азбуки и составление небольших шифровок.

- «Ткем ковры» - знакомство с орнаментом, закрепление понятий формы, размера, цвета при создании «ковра», а также знакомство с процессом создания ковров и способов их применения в различных культурах.

- «^ Развесели плаксу» - создание нелепиц на основе блоков Дьенеша.

- «Маленький картограф» - создание карт местности, плана комнаты, группы, участка, схем зданий и парков и т.д.


  1. ^ Проведена экспертиза ресурсов:


-нормативно-правовых – изучен пакет нормативно-правовых документов, САНПИН, требования к организации занятий и режимных моментов в обще-развивающих, логопедических и тифлогруппах с целью гармоничного включения мероприятий, предусмотренных проектом, в развивающую деятельность ДОУ;

- организационных - проанализированы сетки занятий с целью нахождения оптимального времени для организации занятий с развивающими играми и посещений игровой комнаты;

- информационных в результате экспертизы методических ресурсов оформлена картотека литературы и методических пособий, а также составлен перечень недостающих источников;

- кадровых - проанализирован уровень образования педагогов и тематика курсов повышения квалификации по направлению проекта, составлен список воспитателей, включенных в реализацию проекта, которым необходимо дополнительное обучение;

- мотивационных - проанализированы интересы воспитателей и специфика групп, включенных в проект, с целью гармоничной интеграции приоритетных направлений их работы в реализацию данного проекта;

- материально-технических - отслежено наличие игрового материала и пособий, необходимых для реализации проекта;

- финансовых – просчитана возможность выделения средств по смете для обучения персонала и приобретений необходимого материала.


  1. ^ Пополнение и модернизация развивающей среды:


Чтобы воплотить идеи проекта, необходимо было организовать игровое пространство таким образом, чтобы дети имели возможность играть с материалом не только на специальных занятиях, но и в свободной деятельности. Кроме того, мы посчитали полезным обеспечить возможность воспитателям использовать игры для усвоения знаний по другим дисциплинам (экология, развитие речи, ОБЖ и т.д.). Для реализации этих идей:

- организованы уголки занимательной математики в группах с учетом возраста детей, которые в процессе работы преобразовались в мини-центры «научного» творчества детей и стали называться «Центры Юного Мыслителя»;

- обеспечено включение развивающих игр в предметно-пространственную среду. Многофункциональность игрового материала позволяет использовать его практически в любых тематических центрах. Например, блоки Дьенеша становятся замечательным подспорьем при игре в «Чаепитие», палочки Кюизенера органично вписываются в уголок экспериментирования для измерений и фиксации результатов опытов и т.д.;

- создана комната развивающих игр в МДОУ, составлен график посещения ее детьми и разработаны правила поведения в ней. Эти правила оформлены в виде моделей и находятся в зоне непосредственного восприятия детей. В комнате функционируют несколько центров: центр головоломок, рисования резиночками, игр объемного моделирования, юного исследователя, игрового творчества, выставочный центр результатов творчества детей;

- сформирована методическая подборка развивающих игр и информационных ресурсов в методическом кабинете для педагогов.


  1. ^ Выбор метода диагностики и подбор диагностического материала.


Мы считаем, что оптимальным является сочетание метода наблюдения для определения уровней развития игровой компетентности и творческой активности детей с диагностикой умственного развития, предложенной программой «Детство».


^ II этап – рефлексивно-диагностический.


На данном этапе была проведена следующая работа:


  1. Анализ профессиональной компетентности педагогов.


С этой целью:

- Был разработан опросник, позволяющий воспитателям и специалистам провести самооценку накопленного опыта в сфере работы с развивающими играми, выявить наиболее эффективные методы работы, а также области, нуждающиеся в доработке.

- Педагоги детского сада провели цикл открытых занятий на основе развивающих игр с последующим самоанализом процесса и его обсуждением совместно с коллегами. В процессе обобщения опыта для каждого цикла игр были разработаны этапы овладения ими и составлены дополнительные методические рекомендации для воспитателей по работе с данным игровым материалом.



  1. ^ Определен уровень знаний и мотивации детей.


Эта работа проводилась воспитателями в индивидуальном порядке с последующим анализом полученных результатов. По итогам диагностики были составлены отчеты для методиста, благодаря которым стало возможным обобщить и осмыслить сильные и проблемные зоны детского коллектива в целом, а также более эффективно планировать педагогический процесс и прогнозировать желаемый результат.


  1. ^ Собран банк данных об информированности и уровне педагогической компетенции родителей в сфере развития ребенка средствами развивающих игр, а также выявлен социальный запрос семей воспитанников. С целью сбора данной информации была разработана специальная анкета.


^ III Этап практической реализации проекта:


На данном этапе проведена:


  1. Корректировка планов


Были внесены дополнения в планы воспитательно-образовательной работы на группах и общего плана МДОУ в соответствии с информацией, полученной на предыдущих этапах:

- интеграция развивающих игр в занятия по разным образовательным дисциплинам;

- использование развивающих игр как одного из методов достижения педагогических задач приоритетного направления педагогов;

- включение развивающих игр в режимные моменты (сюжетно-ролевые игры, строительные игры, игры-драматизации, игры на прогулке и т.д.)

- в режим дня включено посещение детьми комнаты развивающих игр;

- в ДОУ запланирована работа творческой группы по реализации проекта;

- планируются следующие нетрадиционные формы работ: семинары-практикумы для специалистов, воспитателей; презентации авторских игр, презентации мини-проектов сотрудников, изучение опытов педагогов по теме проекта; деловые игры, педагогические мастерские;

- в планы включаются тематические праздники с родителями и занятия-практикумы на основе запросов семей воспитанников.


  1. Непосредственная реализация проекта:




Система непосредственной реализации проекта

1.Игра в уголке занимательной математики.

2. Включение в сюжетно-ролевую игру, драматизацию.

3. Использование игрового материала как строительно-конструктивного.

4. Использование развивающих игр в уголках разной тематики.

5. Использование игрового материала на прогулке.




  • Математический КВН.

  • Играем всей семьей.

  • Праздники на сюжетной основе.

  • «Ярмарка» – презентация развивающих игр.

  • «Юные мыслители».

  • «День рождения мальчика Гео».

  • Викторина «Умники-разумники».

  • «Поле чудес».

  • Конкурсы.

  1. Создание авторских игр.

  2. Накопление и обобщение педаго-гического опыта.

  3. Освоение и внедрение иннова-ционных технологий.

  4. Расширение возможностей игры за счет вариативных инструкций и нетрадиционного использования игрового материала.

  5. Функционирование уголков математического творчества.

  6. Организация выставок работ детского математического творчества.

  7. Презентация и реализация творческих мини-проектов.

  8. Создание фильма «Игровое взаимодействие детей и педагогов».




  1. Проведена работа по обобщению и распространению опыта:


*Обобщен опыт работы педагогов по следующим темам:

    • «Развитие памяти и внимания у детей дошкольного возраста на основе развивающих игр».

    • «Развитие сенсорной культуры у детей с нарушениями зрения посредством развивающих игр».

    • «Руководство логико-математическим развитием детей в условиях ДОУ».

    • «Развитие математических представлений у детей на основе сюжетов русских народных сказок».

    • «Развитие детского математического творчества».

    • «Развитие мыслительно-речевой деятельности, используя понятие множество».

*Созданы альбомы творческих работ детей:

  • «Наши сочинялки» (по головоломкам)

  • «Играем с цветными счетными палочками»

  • «Малыши в мире творчества»

  • «Сказки из головоломок»

  • «Рисуем с удовольствием» (Математический планшет)

  • «Что летает, что плавает»

  • «Волшебные фигуры» (Кубики для всех)

  • «Альбом стихов»

  • «Альбом сказок»

  • «Альбом волшебных фигур»

*Снят фильм «Игровое взаимодействие детей и педагогов», который иллюстрирует систему работы с развивающими играми для детей разных возрастных групп. В содержание фильма вошли следующие игровые занятия:

  • «Путешествие в сказочную страну». Игровой материал: «Блоки Дьенеша», «Цветные счетные палочки», «Сложи узор». Возраст детей – 3-5 лет.

  • «В гости к Колобку». Игровой материал: «Блоки Дьенеша», «Цветные счетные палочки» Возраст детей – 3-4 года.

  • «Путешествие на поезде». Игровой материал: «Блоки Дьенеша». Возраст детей – 4-5 лет.

  • «Художники». Игровое пособие: «Давайте вместе поиграем». Возраст детей – 4-5 лет.

  • «Знакомство с небылицами». Игровое пособие: «Лепим нелепицы». Возраст детей – 4-5 лет.

  • «Объемное моделирование». Игровой материал: «Кубики для всех». Возраст детей – 6-7 лет.

  • «Плоскостное моделирование». Игры «Маленький дизайнер», «Сложи узор». Возраст детей – 6-7 лет.

  • «Мы – спасатели». Игровые альбомы: «Спасатели приходят на помощь», «Посудная лавка», «Поиск затонувшего клада». Возраст детей – 6-7 лет.

  • «Слуховой диктант» с использованием системы координат. Игровое пособие «Математический планшет». Возраст детей – 6-7 лет.

  • «Знакомство с симметрией». Игра «Посудная лавка». Возраст детей – 5-6 лет.

  • «Плоскостное моделирование». Игра «Соты Кайе». Возраст детей – 6-7 лет.

  • Подвижная игра «Кот и мыши». Игровое пособие: «Праздник в стране блоков». Возраст детей – 5-6 лет.

  • Рисуем резиночками: «Зрительный диктант», «Придумываем сами». Игровое пособие «Математический планшет». Возраст детей – 5-6 лет.

  • «Путешествие в зоопарк». Игровой материал: «Блоки Дьенеша», «Волшебный поясок», «Сложи узор», «Давайте вместе поиграем». Возраст детей – 6-7 лет.

* Разработаны мини-проекты по работе с развивающими играми.

*Созданы методические разработки:

  • «Во что превращается облако» по дидактическому пособию «Математический планшет»;

  • «Ветер - какой он бывает» по дидактическому пособию «Математический планшет»;

  • «Знакомство детей с алфавитом» по дидактическому пособию «Математический планшет»;

  • Оформлены методические рекомендации по этапам освоения игр объемного и плоскостного моделирования.

  • Разработан и апробирован диагностический инструментарий для родителей, детей и педагогов по теме проекта.


IV ^ Заключительный этап

На данном этапе мы можем подвести следующие итоги:

  1. Мы считаем, что разработанная стратегия позволила решить проблемные вопросы и достигнуть поставленной цели в работе с детьми:

- наши воспитанники легко и успешно осваивают содержание программы «Детство», а раздел «Первые шаги в математику» - с превышением стандарта;

- учителя младших классов отмечают, что выпускники нашего детского сада демонстрируют высокую успешность в решении логических задач, а также гибкость и беглость мышления;

- в результате наблюдения видно, что проведенная в рамках проекта работа стимулирует развитие любознательности, познавательного интереса, формирует стремление к самостоятельному творческому поиску и творческую смелость у детей;

- в ходе реализации проекта были достигнуты «побочные» результаты, достижение которых прямо не прописывалось в целях. В процессе игровой деятельности у детей развиваются:

  • умения самостоятельно организовать совместную игру;

    • коммуникативные способности; навыки разрешения конфликтных ситуаций;

    • умение дать оценку своей работе и полученному результату.

Кроме того, игра воспитывает умение доводить дело до конца, формирует привычку ответственно относиться к своему рабочему месту,

  1. Была создана и апробирована система развивающего игрового взаимодействия детей и педагогов, которая показала свою эффективность и вызвала интерес у наших коллег по России и компании «Корвет» - производителя развивающих игр.

  2. Значимо повысилась педагогическая компетентность воспитателей. Глубокая личная включенность в проектную деятельность дала толчок к творческому саморазвитию педагогов.


Определение перспектив развития данного проекта. Так как на данном этапе проект показал свою эффективность, мы планируем:

- дальнейшую его реализацию в работе с воспитанниками последующих наборов;

- пополнение проекта новыми авторскими играми, разработками, мини-проектами;

- обобщение полученного опыта в форме методических публикаций.









Скачать 265,08 Kb.
оставить комментарий
Дата19.09.2011
Размер265,08 Kb.
ТипДокументы, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

плохо
  1
отлично
  8
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Загрузка...
Документы

наверх