Лингвокультурный концепт «время» в метафорических репрезентациях (на материале немецкого языка) icon

Лингвокультурный концепт «время» в метафорических репрезентациях (на материале немецкого языка)


Смотрите также:
Английский лингвокультурный концепт «семья» испособы отражения его коннотативного содержания в...
Аллоним в контексте языковой картины мира (на материале немецкого языка) 10. 02. 19 теория языка...
Загадка и кроссворд как типы текста: семантический и прагматический аспекты (на материале...
С. Е. Кузьмина Концептуальная метафора и метафорический синтаксический концепт (на материале...
Программа конференции включает следующие темы для обсуждения: Проектная работа на уроках...
Структура и содержание фрейма «школа» (на материале немецкого языка) 10. 02. 19 теория языка...
1. Некоторые спорные вопросы описания морфологических категорий глагола (на материале немецкого...
Категория персуазивности и её репрезентация в окказиональных дериватах ( на материале...
Терминосистема предметно-специального языка «Банковское дело» в лингвокогнитивном аспекте (на...
Идеологический концепт «демократия» (на материале лингвокультуры сша) 10. 02. 19 теория языка...
Лингвокультурный концепт «счастье» в калмыцком и английском языках...
Концепт «война» в языковой картине мира (сопоставительное исследование на материале английского...



Загрузка...
скачать
На правах рукописи


БАРУЗДИНА Светлана Анатольевна


ЛИНГВОКУЛЬТУРНЫЙ КОНЦЕПТ «ВРЕМЯ»
В МЕТАФОРИЧЕСКИХ РЕПРЕЗЕНТАЦИЯХ


(на материале немецкого языка)


Специальность 10.02.04 – германские языки





АВТОРЕФЕРАТ


диссертации на соискание учёной степени

кандидата филологических наук


Смоленск – 2008

Работа выполнена на кафедре немецкого языка

ГОУ ВПО «Смоленский государственный университет»


Научный руководитель: доктор филологических наук

профессор Л. М. Нюбина


^ Официальные оппоненты: доктор филологических наук

профессор Е.В. Милосердова

кандидат филологических наук

доцент Л. А. Кузьмин


Ведущая организация: ГОУ ВПО «Российский

государственный педагогический

университет им. А. И. Герцена»


Защита состоится «6» февраля 2009 г. в «14-00» в зале Учёного совета на заседании диссертационного совета Д 212.254.01 при ГОУ ВПО «Смоленский государственный университет» по адресу: 214000, Смоленск, ул. Пржевальского, 4.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке СмолГУ.

Автореферат разослан « »____________2008 г.


Учёный секретарь диссертационного совета

доктор филологических наук, профессор Н. А. Максимчук

^ ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Реферируемое диссертационное исследование посвящено изучению образ­ной номинации концепта «Время» в немецком языке как лингвокультур­ного феномена на разных этапах культурно-исторического разви­тия этноса и выделение на этой основе базовых метафор времени в немец­кой темпоральной языковой картине мира.

Работа выполнена в рамках сравнительно нового направления в языкозна­нии – когнитивной лингвистики. Когнитивная лингвистика рассматри­вает язык как общий когнитивный механизм, играющий важную роль в процессе передачи, получения, хранения и обработки информации. Важ­ную роль при этом играет изучение того, как именно человек восприни­мает и концептуализирует действительность, какие факторы объективного и субъективного характера имеют определяющее значение в формировании кар­тины мира определенным этносом.

В рамках когнитивного подхода большую роль играет метафора, кото­рая мо­жет рассматриваться как механизм, который приводит во взаимодейст­вие и познавательные процессы, и эмпирический опыт, и культурное достоя­ние коллектива, и его языковую компетенцию, чтобы сделать наглядной невиди­мую картину мира – создать ее языковую картину за счет вербально-образ­ных ассоциаций ее слов и выражений (Б. А. Серебренников).

Актуальность настоящего исследования обусловлена изучением образ­ного представления концепта «Время» в немецкой языковой картине мира в исторической перспективе. Обращение к феномену времени, как к одной из ведущих (наряду с пространством) миромоделирующих категорий, является важным и актуальным в описании национальной картины мира. Концепт «Время» относится к тем лингвистическим единицам, которые в наибольшей степени «насыщены» культурной информацией. С ним связано мироощущение эпохи, поведение людей, их сознание, ритм жизни, оценка окружающих объектов. Рассмотрение базовых метафорических образов в исторической перспек­тиве показывают развитие концепта «Время» в связи с совершенствованием и углублением познания человека.

^ Научная новизна данного исследования заключается в том, что впервые концепт «Время» рассматривается в диахроническом аспекте с привлечением исторического и культурологического материала. В диссертации проводится анализ метафор, объективирующих концепт «Время», выявляются и систематизи­руются основные метафорические образы времени (базовые мета­форы) на определённом историческом этапе, изучаются и рассматрива­ются способы и возможности их репрезентаций и модификаций в современ­ной картине мира немецкого этноса.

^ Целью диссертационной работы является комплексная характеристика концепта «Время» в немецкоязычной лингвокультуре и выделение на данной основе базовых метафорических моделей времени, формирование которых зависит от физического и культурного опыта человека.

^ Цель исследования определила решение следующих конкретных за­дач:

1. Рассмотреть универсальные свойства времени и выявить, как они отра­жены в концепте «Время».

2. Проследить динамику метафорических представлений о времени в немец­кой языковой картине мира в исторической перспективе.

3. Охарактеризовать взаимосвязь между экстралингвистической и лингвисти­ческой реальностью концепта «Время» для выявления базовых метафо­рических моделей на определенных этапах развития немецкого обще­ства.

4. Выявить и систематизировать метафоры, участвующие в вербальной ма­нифестации концепта «Время».

5. Описать субкатегоризацию и модификации базовых метафорических мо­делей исследуемого концепта на современном этапе развития.

^ Материалом исследования послужили прозаические и поэтические произ­ведения немецкоязычных авторов объёмом в более чем 8 5000 страниц. Исследовательский корпус составил более 500 примеров и 1500 текстов и контек­стов. Для анализа привлекались также сборник древнеисландских пе­сен «Die Edda», древнегерманский эпос «Das Nibelungenlied», сборник библей­ских текстов. Кроме того, использовались лексикографические источ­ники «Немецко-русский фразеологический словарь», «Moderne Sprüche & Zi­tate für originelle Reden», «Geflügelte Worte», «Herder Lexikon. Germanische und keltische Mythologie», «Сравнительный словарь мифологической симво­лики в индоевропейских языках: Образ мира и миры образов» М. М. Маков­ского.

^ Теоретической базой диссертационного исследования послужили работы:

  • в области когнитивной лингвистики: С. А. Аскольдов,
    А. Н. Баранов, А. Вежбицкая, В. З. Демьянков, В. И. Карасик,
    И. М. Кобозева, Е. С. Кубрякова, М. В. Никитин, Е. В. Рахилина,
    Н. К. Рябцева, Г. Г. Слышкин, Ю. С. Степанов, И. А. Стернин,
    Дж. Лакофф, М. Джонсон и др.;

  • в области исследования когнитивной метафоры в свете вербальной манифестации различных концептов: В. Ю. Апресян, Ю. Д. Апресян,
    Н. Д. Арутюнова, А. П. Бабушкин, А. Н. Баранов, С. Г. Воркачев,
    Ю. Н. Караулов, Н. В. Павлович, Г. Н. Скляревская, В. Н. Телия,
    Л. О. Чернейко, А. П. Чудинов и др.;

  • в области лингвокультурологии и семиотики: М. М. Бахтин,
    А. Я. Гуревич, В. В. Красных, Д. С. Лихачев, Ю. М. Лотман,
    В. А. Маслова, Е. М. Мелетинский, В. Я. Пропп, Т. Н. Топоров,
    Т. В. Топорова, Ж. Ле Гофф, М. Элиаде и др.;

  • в области грамматического и художественного времени:
    В. С. Баевский, В. А. Жеребков, Р. А. Зобов, О. И. Москальская,
    А. М. Мостепаненко, В. Я. Мыркин, Л. М. Нюбина, З. Я. Тураева,
    Е. И. Шендельс, J. Erben, H. Weinrich и др.

В качестве основных методов исследования использовались интерпретаци­онный, сравнительно-исторический, концептуальный, классифика­ционный, метод лингвистического моделирования, направленный на выявление моделей метафорического обозначения времени.

^ Теоретическая значимость исследования определяется вкладом в разра­ботку проблем когнитивной лингвистики, лингвокультурологии, стили­стики. Значимость диссертационного исследования определяет соотнесен­ность рассматриваемых в ней проблем с современными общенаучными и лингво­культурологическими теориями, что может представлять определен­ный интерес для смежных дисциплин, рассматривающих такие проблемы как язык и сознание, язык и культура, язык и общество.

^ Практическая значимость диссертации заключается в возможности приме­нения результатов исследования в курсах по лингвистике, семантике, стилистике и интерпретации текста, межкультурной коммуникации, лингвокуль­турологии. Результаты исследования могут быть использованы в качестве актуального материала на практических занятиях по немецкому языку.

^ На защиту выносятся следующие положения:

  1. Категория времени представляет собой лингвокультурный кон­цепт: его структуру составляют понятийный, образный и ценностный эле­менты.

  2. Концепт «Время» как абстрактное понятие находит выражение в мно­гочисленных метафорах, которые могут быть сведены к определенному количеству базовых метафор.

  3. Базовая метафора представляют собой некий общий смысл и возни­кает на основе культурного и физического опыта этноса, каждой куль­турно-исторической эпохе соответствуют определенные базовые метафоры.

  4. Современная темпоральная картина мира как часть языковой кар­тины мира немецкого узуса представляет собой совокупность модифицирован­ных метафорических моделей на основе соответствующих базовых метафор из разных периодов исторического развития этноса.

  5. Базовая метафора находит воплощение в различных авторских репре­зентациях на основе новых ассоциаций, расширяющих область метафориче­ского мышления.

^ Апробация работы. Основные положения диссертации изложены в 8 публи­кациях, включая статью в рекомендованном ВАК РФ журнале
«Вест­ник Челябинского государственного университета», и в докладах на межвузов­ских, региональных и международных конференциях: «Риторика ↔ лингвистика» (Смоленск, 2003), «Язык. Человек. Культура» (Смоленск, 2005), «Молодые ученые – России» (Смоленск, 2005), «Scripta Manent XII» (Смоленск, 2005), «Риторика в свете современной лингвистики» (Смоленск, 2007), «Риторика ↔ лингвистика» (Смоленск, 2008), «Филологическому семи­нару – 40 лет» (Смоленск, 2008).

^ Структура работы. Цель и основные задачи исследования определяют объем и структуру работы: диссертация состоит из введения, трёх глав, заключе­ния, библиографии и списка источников анализируемой литературы, составляющих эмпирическую базу исследования. Основная часть диссерта­ции изложена на 160 страницах, 20 страниц составляет список научной литера­туры, включающий 251 наименование, в том числе 29 наименований на иностранном языке; список источников анализируемой литературы состав­ляет 73 наименования.

Во введении обосновывается выбор и актуальность темы, теоретическая и практическая значимость, определяются цель, задачи и методы исследова­ния.

В первой главе «Время в свете научных исследований» постулируется, что в коллективном сознании носителей языка существует специфическая картина мира, отражающая опыт определен­ной лингвокультуры, в основе которой лежат ментальные образова­ния – концепты. В этой главе излагаются основные положения тео­рии концепта. Феномен «Время» рассматривается как лингвокультурный кон­цепт, в структуру которого входят понятийный, ценностный и образный компоненты (по В. И. Карасику). Понятийный компонент включает в себя как наивные представления носителей языка о времени, так и научные дан­ные из области физики, математики, биологии, философии, социологии, психоло­гии, лингвистики и т. д. Ценностный компонент отражен в большой семиотической плотности вербального выражения времени, поскольку время (наряду с пространством) является важнейшей составляющей человеческого бытия. Образное метафорическое представление способствует реализации абстрактного концепта в сознании говорящего и отражает фундаментальные культурные ценности определенного этноса.

Во второй главе «Историческое развитие лингвокультурного концепта «Время»» показано, что представления человеком о времени определяются культурно-исторической эпохой, для которой характерны определенный уро­вень развития науки, техники, социальных, экономических, религиозных и др. отношений. В периоды значительных изменений социально-культурного и экономического характера меняются представления о времени, что находит своё отражение в языке. Язык реагирует на эти изменения возникновением новой базовой метафорической модели времени.

В третьей главе «Базовые метафоры и метафорические модели концепта «Время» в современной немецкой темпоральной картине мира» рассматриваются современные модификации базовых мета­фор и их частные репрезентации. Исследование показывает, что базовых метафорических моделей существует некоторое ограниченное количество, в отличие от их производных репрезентаций, образно воплощенных многими способами и с большим индивидуальным разнообразием. На примере отдель­ных авторских метафор продемонстрирована неограниченная возможность генерирования новых метафорических образов-репрезентаций.

В заключении подводятся результаты исследования, определяются перспек­тивы дальнейшего исследования.

^ Основное содержание работы

В первой главе «Время в свете научных исследований» рассматрива­ются основные точки зрения на природу концепта и метафоры, и формиру­ются основные теоретические положения, на которых базируется данное диссер­тационное исследование.

Основой исследования концепта «Время» послужила новая парадигма науч­ного знания. На смену статического воззрения на мир как на жестко упорядо­ченную совокупность элементов и частиц, пришло рассмотрение мирозда­ния как динамической системы разворачивающихся вокруг человека событий, явлений, свойств. В центре внимания антропоцентрической лингвис­тики оказалась деятельность человека, обеспечивающая ему ориента­цию в мире и его практическое освоение. Этот переход на постижение связей и отношений в природе оказал влияние и на методы изучения языковых сис­тем, в которых стали вскрываться «глубинные» структуры, скрытые за ними смыслы и закономерности. В центре лингвистических исследований оказа­лись когнитивные процессы познания и сохранения информации. Инструмен­том оперирования в когнитивной лингвистике становятся концепты – оператив­ные содержательные единицы памяти ментального лексикона, концепту­альной системы сознания. Лингвокультурный концепт, которым явля­ется феномен «Время», – условная ментальная единица, направленная на комплексное изучение языка, сознания и культуры. Структура лингвокультур­ного концепта трёхкомпонентна. Она включает в себя понятий­ный, образный и ценностный элементы. Понятийный компонент формиру­ется фактуальной информацией о концепте «Время». Она включает в себя наив­ные представления о времени, известные каждому носителю языка, и науч­ные данные, которые известны узкому кругу специалистов, так как время есть предмет изучения различных наук – естественных, теологических, культуро­логических, философских, лингвистических и др. Вся совокупность этих интегративных представлений о времени показывает опыт взаимодейст­вия и обращения человека со временем. Данные этих наук раскрывают метриче­ские и топологические свойства времени, такие как последователь­ность, одновременность-разновременность, ритмичность, повторяемость, обрати­мость, которые находят своё выражение в языке благодаря соответствую­щим лексемам и грамматическим формам глагола.

Ценностный компонент концепта «Время» определяется, прежде всего, его «номинативной плотностью», представленной в языке целым рядом разно­уровневых средств, что напрямую связано с экзистенциональной важно­стью, аксиологической и теоретической ценностью данного феномена для лингвокультурного социума. Различным аспектам времени в языке и разнообраз­ным средствам выражения темпоральности посвятили свои работы
Н. Д. Арутюнова, В. Г. Гак, В. И. Карасик, К. Г. Красухин, Л. Н. Михеева,
Н. А. Потаенко, Н. К. Рябцева, Е. С. Яковлева и мн. др.

Включение в состав культурного концепта образной составляющей вы­годно отличает его от понятия, лишенного предметной наглядности. Время как явление абстрактное передаётся через образ. Материальным воплоще­нием образа является метафора, рассматриваемая как «любой способ косвен­ного выражения мысли» (по Н. Д. Арутюновой).

В настоящее время центр тяжести в исследовании метафоры перемес­тился в те сферы, которые обращены к мышлению, познанию и сознанию. По мнению многих исследователей (А. Н. Баранов, А. П. Чудинов, M. Джонсон, Дж. Лакофф, А. А. Ричардс, и др.) процессы человеческого мышления во мно­гом метафоричны. Из тезиса о внедрённости метафоры в процессы мышления была выведена её моделирующая функция: метафора не только формирует представление об объекте, она также предопределяет способ и стиль мышле­ния о нем. Особая роль в этом принадлежит базовым метафорам. Данные мета­форы задают аналогии и ассоциации между разными системами понятий и порождают более частные метафоры. Базовая метафора представляет собой механизм, позволяющий новую мысль (сферу) представить через другую извест­ную мысль (сферу), другими словами, это способ думать об одной содержа­тельной области посредством понятий другой области, уже освоен­ной человеком. Для характеристики такой единицы лингвисты используют термины «ключевая метафора» (Арутюнова 1990), «базисная метафора», «концеп­туальная метафора» (Лакофф, Джонсон 2004), «метафорическая мо­дель» (Баранов, Караулов 2003), «метафорическое поле» (Скляревская 1993), «парадигма образов» (Павлович 2004). В нашей работе используется термин «базовая метафора», который в соответствии с определением «концептуаль­ной метафоры» Дж. Лакоффа и М. Джонсона, представляет собой устойчивые соответствия между областью источника и областью цели, фиксированные в языковой и культурной традиции данного общества. Второстепенные (побоч­ные, частные) метафоры, представляющие собой варианты основного базового образа, мы обозначаем как «производные», «образы-репрезентации» базовой метафоры.

Метафорическая экспликация концепта «Время» достаточно многочис­ленна и разнообразна. Однако большинство, на первый взгляд, разрозненных метафор может быть сведено к определенному количеству базовых метафориче­ских моделей.

^ Во второй главе «Историческое развитие лингвокультурного кон­цепта «Время» выявляются базовые метафоры, характерные каждой куль­турно-исторической эпохе.

Концепт «Время» является результатом суммы динамических представле­ний о времени, сложившихся в определенные культурно-историче­ские эпохи. Смена каждой культурно-исторической эпохи характеризуется значительными изменениями социально-культурного, экономического, религиоз­ного характера, что влечет за собой и изменения в языке, который чутко реагирует на эти изменения. Чтобы изучить функционирование языка в тот или иной период необходимо изучить среду и тот культурный фон, кото­рый определяет развитие языка.

В истории возникновения и развития человеческого разума и основных его категорий важное место занимает период мифологического мышления. На протяжении длительного времени мифологическое мировоззрение было единст­венным способом объяснения и понимания окружающей действительно­сти древним человеком, мифические образы для него представ­ляли не поэтические фантазии и аллегории, а саму реальную действитель­ность. Главными предпосылками своеобразной мифологической «логики» являлось, по мнению Е. М. Мелетинского, невыделение себя отчётливо из окру­жающей его среды, ощущение себя частью природы. Мышление чело­века сохраняло черты диффузности и нерасчлененности, что обусловило на­ивно-целостное, элементарно-чувственное восприятие им окружающего мира, что, в свою очередь, определило его отношение ко времени. Следст­вием этого явилось наивное очеловечивание и всеобщая персонификация природ­ных объектов, в том числе и времени. Время овеществлялось и представля­лось предметом и человеком, а человек – предметом и временем (ср. гот. peihs «время» и англ. thing «вещь»; др.-сев. skeið «время» и др.-англ. sceatta «вещь») (Маковский 1996). Для реферируемого исследования наибольший интерес представляет времен­ной аспект «картины мира» германских народов. Согласно древнеисланд­скому космогоническому мифу тело двуполого существа Имира послужило субстанцией для создания космоса, по отношению к которому применимы понятия времени и пространства. Важным этапом в установлении времени оказалось появление Дня (др.-исл. Dagr), сына Деллинга (др.-исл. Dellingr «Светя­щийся») и Ночи (Nótt), дочери Нёрви (Noervi «узкий»), а также Зимы и Лета, персонифицированных потомков Виндсваля (Vindsvalr «Холодный, как ветер) и Сладкого (Svasudr) (Петрухин 2003). Согласно исследованию
М. М. Маковского, в рамках антропоморфной модели время нередко обозначалось через элементы человеческого тела: ср. др.-англ. tahe «палец на ноге» и гот. peihs «время»; др.-англ. swir «шея» (*ųer-) и и.-е. *ųer-men «время»; др.-англ. prag «время» и др.-сев. drengr «человек»; др.-сев. leiði «промежуток времени» и др.-англ. léod «люди»; др.-англ. tid «время» и
др.-англ. peod «народ». Данные исследования позволяют предположить образова­ние в данном периоде базовых метафор «Время – вещь», «Время – живое существо».

В мифическом правремени был заложен мифо-ритуальный сценарий жизни, непрерывно развертывающийся в существовании отдельного чело­века, поколения и всего общества. Время начало реальности (священное время) имеет функцию нормативного образца социального поведения, чело­век стремится периодически восстановить его в настоящем при помощи соответ­ствующих обрядов. Священное время, таким образом, по своей при­роде обратимо, оно может быть возвращено и повторено бесчисленное множе­ство раз в ритуалах, праздниках, обрядах (ср. др.-в.-нем. stulla «время» (<*stult) и гот. dulps «праздник, торжество»; англ. spell «промежуток вре­мени» и нем. Spiel «культовая игра»). Представление о цикличности времени связано в немалой степени и с природой. С переходом к оседлому образу жизни и земледелию жизнь человека начинает всё более зависеть от природ­ных циклов. Календарь крестьянина отражает смену времён года и последователь­ность сельскохозяйственных сезонов, которые периодически повторяются. Месяцы у германцев носили названия, указывающие на земледель­ческие и иные работы: «месяц пара» (Brachet, Brachmonat) – июнь, «месяц косьбы» (Heuet, Heumonat) – июль, «месяц жатвы» (Erntemonat, Ährenmonat) – август, «месяц сбора винограда» (Weinmonat) – октябрь и т.д. Вместе с тем слово ar (нем. Jahr) имеет два основных смыла: «урожай» и «год». Люди жили в единстве с природой, ритм которой они чувствовали в смене темного и светлого времени, холода и тепла, засыпания и оживления животного и растительного мира. В основе временных представлений и летоис­числения и в целом лежал природно-космогонический природный акт и биокосмические ритмы, согласно которым тогда строилась хозяйственная, семейная, трудовая жизнь человека. Символом циклического времени стано­вится движение по кругу. Следы отождествления времени с кругом мы нахо­дим рассматривая древний пласт индоевропейских языков: др.-англ. mael «время» и ирл. meall «круг»; и.-е. er-men «время» и др.-сев. valr «круглый» (*ųer-/*ųel-).

Вследствие конкретности мышления, древний человек вел осознанный об­раз жизни в рамках непосредственно текущего настоящего времени, на ран­них стадиях первобытного общества проблема длительности времени вообще не осознавалась человеком. Мифологическое восприятие времени, подразуме­вая представление об одновременности всех событий в мире, рассматривает временную среду по типу пространства, так как «пространство» нагляднее и доступнее для понимания первобытному сознанию (ср. др.-англ. tid «время» и др. англ. sted «место»; др.-сев. foeri «время», гот. peihs «время» и др.-англ. tig «поле, свободное пространство»).

Лингвокультурологическое исследование позволяет предположить, что для периода мифологического мышления наиболее характерным является базо­вый образ «Время – круг». В то же время наивное сознание сблизило время и пространство в базовой метафоре «Время – пространство»; вещный мир нашел отражение в базовой метафоре «Время – вещь»; элементарно-чувствен­ное восприятие окружающего мира привело к всеобщей одушевленно­сти и, как следствие, к возникновению базовых образов «Время – живое существо», «Время – движение».

В ^ Средние века (IV-XVII) в Западной Европе осуществляется переход от язы­чества к христианству. Ключ к пониманию средневекового мировидения и мироощущения заключается в христианском монотеизме – вере в единого и всемогущего Бога, творящего «священную историю». Для людей Средневеко­вья вера в Бога являлось высшей истиной, вокруг которой группировались все их представления и идеи, с которой были соотнесены все их культурные и общест­венные ценности. Бог сотворил небо и землю, сушу и море, установил светила на небосклоне, которые позволили разделять дни и ночи, месяцы, дни. Так было «запущено» время, обозначена точка начала мироздания: Und Gott machte zwei grosse Lichter: ein grosses Licht, das den Tag regierte, und ein kleines Licht, das die Nacht regierte, dazu auch die Sterne. Und Gott setzte sie an die Feste des Himmels, dass sie schienen auf die Erde und den Tag und die Nacht regierten und schieden Licht und Finsternis (Die Bibel).

Существенным для осознания времени в христианстве является разделе­ние его на три определяющих момента – начало, кульминацию и завершение жизни рода человеческого, зависящие от Бога: Der du die Menschen lässest ster­ben und sprichst: «Kommt wieder, Menschenkinder!» (Die Bibel). Именно нали­чие этих опорных точек во времени «распрямляют», «растягивают» его в линию. Время становится линейным и необратимым, представляющим собой последовательность протекания событий из прошлого через настоя­щее в будущее. Историческое время получает направление и содержание. Исто­рия движется от акта божественного творения ко времени пришествия Христа, а от него к Страшному Суду. Для данного периода характерно появле­ние базового метафорического образа «Время – линия».

При всей своей «векторности» время в христианстве не избавилось от цик­лизма. Циклизм христианского понимания времени обнаруживается в аграр­ном времени, в регулярно повторяющихся природных циклах, в сакраль­ном времени, посвященном важнейшим событиям из жизни Христа, которые ежегодно повторяются и возобновляются: Пасха (das Ostern), Троица (das Pfing­sten), Рождество (das Weihnachten) и т.п.

Важнейшим положением в христианском миросозерцании было отделе­ние понятия времени от понятия вечности. Время сотворено, имеет начало и конец, ограничивающие длительность человеческой жизни, оно является ме­рой земного бытия: Was jetzund prächtig blüht, soll bald zertreten werden; / was jetzt so pocht und trotzt, ist Morgen Asch und Bein;/ nichts ist das ewig sei, kein Erz, kein Marmorstein (A. Gryphius). Вечность же вневременна, неизмерима, непостижима, она – атрибут Бога. Дихотомия «временного» (человеческого) и «вечного» (божественного) предполагает оценочную оппозитивность: «неистин­ность», «испорченность», «бренность» времени: Lass den Unmut fern sein von deinem Herzen und halte fern das Übel von deinem Leibe; denn Kind­heit und Jugend sind eitel (Die Bibel) и «истинность», ценность абсолюта вечно­сти: Der Himmel ist rein und klar ohne alle Flecken, den Himmel berührt weder Zeit noch Raum (Meister Eckehart). Христианин стремится перейти из времени земной юдоли в обитель вечного блаженства божьих избранников: Zwei Augen hat die Seele; eines schauet in die Zeit, / Das andere richtet sich hin in die Ewigkeit. / Die Seel, ein ewiger Geist, ist über alle Zeit, / Sie lebt auch in der Welt schon in der Ewigkeit (A. Silesius). Время, подразделяясь на прошедшее (акт сотворения мира), настоящее (время земного существования) и будущее (жизнь души после смерти), получает свою аксиологическую характери­стику: прошедшее время важно как время сотворения мира богом; будущее время ценно как пребывание души в совершенной, бесконечной вечности; настоя­щее же время оказалось менее ценно для средневекового христианина, так как оно несовершенно, бренно, конечно. Большая роль здесь принадлежит базовой метафоре «Время – качество», которая характеризует указанные периоды.

Время и вечность представлялись средневековому человеку как некие вме­стилища их настоящего и будущего бытия, что возвращает нас к базо­вому образу «Время – пространство»: Die Seel, ein ewiger Geist, ist über alle Zeit / Sie lebt auch in der Welt schon in der Ewigkeit.

Проведенный в работе интерпретационный анализ текстов указанного периода позволил выделить характерные данному периоду базовые метафоры – «Время – линия», «Время – качество». Базовые метафоры предыдущего периода «Время – круг», «Время – движение», «Время – пространство» также присутствуют в указанном отрезке времени.

В эпоху позднего Средневековья или Северного Ренессанса (XV – XVII вв.) происходит переоценка времени. Во всех странах Возрождение было связано с переходом от деревенской к городской культуре и характеризовалось освобождением человеческого разума от средневе­ковых догм, которые трактовали настоящее бытие на Земле как времен­ное пристанище, а небесное – как истинное. Научные изобретения и откры­тия, развитие экономики и промышленности привели к расширению исторических, географических, космографических представлений о человече­стве и Вселенной. Земное время, время «здесь и сейчас» признается единст­венно реально существующим (прошлого уже нет, а будущего еще нет). Жизнь человека осознаётся как отрезок, промежуток, короткий срок между рождением и смертью: Eine kleine Spanne Zeit / Ward uns zugemessen
(L. Hölty). Обострённое чувство необратимости времени активизирует мысли о смерти, что побуждает человека заботиться о смысле своего земного бытия. На первое место выдвигается не призрачное будущее, а насущное настоящее, поэтому время нужно беречь и ценить: Der Augenblick ist mein, / Und nehm ich den in acht (A. Gryphius).

На заре средних веков не было необходимости точно измерять время. Неторо­пливость средневековой жизни объяснялась преимущественно аграр­ной природой феодального общества. Но в нем уже складывался и разви­вался новый очаг общественной жизни – город, живущий в особом ритме, нуж­дающийся в строгом измерении времени. Производственные циклы горожа­нина – ремесленника не определялись сменой времен года, человек, живущий в условиях зарождавшейся городской цивилизации, в большей мере был подчинен порядку, созданному им самим, а не природными ритмами. С изобретением часов время стало рассматриваться как однообразный поток, который можно разделить на «равновеликие бесконечные единицы», необходи­мые для товарных операций. Время становится мерой труда, приобре­тая большую ценность, превращаясь в существенный фактор производ­ства: Keine Stunde lass entfliehn – / flüchtig ist die Zeit! ... Aufschub ei­ner guten Tat / hat schon oft gereut! / Hurtig leben ist mein Rat – / flüchtig ist die Zeit (L. Gleim).

Новому отношению ко времени способствовала и протестантская этика, ко­торая выступала против недостойной траты времени, праздности и тунеяд­ства. Время признается драгоценнейшим благом, данным человечеству во спасе­ние души. Все это способствовало возникновению базовой метафоры «Время – ценность». Кроме того, интерпретационный анализ текстов позволил выде­лить следующие метафорические образы «Время – движение», «Время – могуще­ственная сила», «Время – собственность».

Третья глава «Базовые метафоры и метафорические модели кон­цепта «Время» в современной немецкой темпоральной картине мира» посвящена рассмотрению наиболее продуктивных модификаций ба­зовых метафор на современном этапе.

Новое время – время восходящего развития современной, промышленной ци­вилизации, время становления капитализма. С развитием городов, мануфак­тур и промышленности у населения складывается преимущественно рационалистический тип сознания. Рациональное планирование, прогнозирова­ние, экономический и политический расчет становятся моде­лями, образцами поведения. Рождение технологии массового производства как метода извлечения экономической выгоды показало, что на сэкономлен­ном времени можно увеличить денежную прибыль, вследствие чего экономия времени стала выдвигаться на первый план. Фактор времени начинает рассматри­ваться как ценный и необходимый ресурс, который требует береж­ного, экономичного расходования. В связи с этим появляются новые лексиче­ские единицы: менеджмент времени (Zeitmanagement), бюджет времени (Zeitbud­get), инженер по затратам времени (Zeitstudieningenieur), фонд вре­мени (Zeitfonds), экономия времени (Zeitersparnis, Zeitgewinn), резервы вре­мени (Zeitreserven), баланс времени (Zeitbilanz), затраты времени (Zeitauf­wand, Zeitverbrauch), потеря времени (Zeitverlust) и др.

Время, вложенное в производство товаров, получает свою цену в денеж­ном эквиваленте. Провозглашенный Б. Франклином лозунг «Время – деньги» (Zeit ist Geld) всё более и более пронизывает капиталистическое общество и находит отражение и в художественной литературе: «In Scheinen», wollte er sagen, «meinetwegen zu zehn Jahren. Vier Scheine zu zehn und einer zu fünf, und den Rest sollte er behalten, in den Teufels Namen» (M. Rilke).

Автомобиль, железная дорога, самолёт становятся символом увеличивающе­гося ускорения, время приобретает новую скорость, ускорение становится частью сознания, менталитета, образа жизни. Успешный человек в современном обществе постоянно испытывает цейтнот, ему катастрофически не хватает времени (Zeitknappheit, Zeitnot, Zeitdruck). Современное время превра­щается во все более короткие моменты, «сейчас-момент» (Jetztzeit) стано­вится фокусом описания эпохи (А. Норо). Таким образом, можно на­звать три существенных момента, характеризующие современный образ вре­мени: Время рассматривается как ценный ресурс, который может быть выра­жен в денежном эквиваленте и для него характерно чрезвычайное ускорение. Следствием этого является образование следующих базовых метафор – «Время – ресурс», «Время – деньги», «Время – ускоряющееся движение».

Концепт «Времени» современного периода вобрал в себя основные тенденции предыдущих периодов: мифологическую цикличность и антропоморфизм, средневековую линейность и необратимость, ренессансную ценность времени, но они претерпели некоторые качественные и количественные изменения, связанные с развитием науки, техники, экономики, культуры. Анализ метафор на современном этапе показал тенденцию к укрупнению «области цели», что позволило выделить в отдельных случаях общую лингвокуль­турную метафорическую модель, включающую в себя несколько базовых метафор. На основе базовых метафор «Время – круг», «Время – ли­ния», «Время – контейнер» была выделена пространственная метафора как их модификационная модель. Метафорическая модель – экономическая метафора – представлена базовыми метафорами «Время – деньги», «Время – ресурс», «Время – ценность». Метафорическая модель – биологическая мета­фора – вобрала в себя антропоморфную, зооморфную и флористическую мета­форы.

Качественные изменения коснулись базового образа «Время
– движения». Если ранее этот образ более основывался на признаке одушевленно­сти времени, то на современном этапе метафоры движения скорее раскрывает психологическое состояние субъекта: время может «идти», а может «бежать», мо­жет «тащиться», «подкрадываться», а может «пролететь», что позволило охаракте­ризовать данную метафорическую модель как психофизическую мета­фору.

Исследование показало, что среди базовых образов «Время
– враг»/»Время – лекарь» наиболее продуктивен базовый образ «Время – враг». Время на современном этапе представляет собой скорее разрушитель­ную, чем созидательную силу. С каждым днем человек приближается к сво­ему концу и виновником этого считается время, которое нельзя ни остано­вить, ни повернуть вспять. Современное время предстаёт и как враг, и как препят­ствие, и как разрушительная сила, что позволило охарактеризовать дан­ный метафорический образ как деструктивную метафору.

Эмоционально-оценочный аспект выражен квалитативной метафорой. Если для мифологического периода было характерно время как доброе/злое, хорошее/плохое, в зависимости от господствующего божества, для средневеко­вого периода было характерно разделение времени и вечности и их качественность сводилась к бренности-ничтожности времени и идеально­сти вечности, то на современном этапе качественная шкала времени не знает границ. Источником метафоризации может служить запах, цвет, вкус, чув­ства, тактильные ощущения, температурные, погодные явления.

Таким образом, базовая метафора представляет собой некий общий смысл, имеющий под собой основу в виде определенных экономических, социаль­ных, научных, религиозных и др. предпосылок, известных носителю языка определенного этноса на определенном культурно-историческом этапе развития. Базовая метафорическая модель, однако, может отражать измене­ния и развитие ментально-ассоциативных полей человеческого сознания, что ярко проявляется в авторских репрезентациях. В исследовании авторских мета­фор нами были выделены способы создания нового образа-репрезента­ции: совмещение двух (или более) базовых образов; совмещение двух (или более) метафорических моделей-репрезентаций в одном образе; косвенные способы сближения; использование редких лексем; использование авторских окказионализмов; использование приёма звукоподражания. Авторская мета­фора времени, таким образом, предстаёт перед читателем в совершенно необыч­ном свете, как бы превращая известное в неизвестное. Авторский вари­ант концептуализации мира, безусловно, обогащает национальный язык. Но какой бы индивидуальностью не обладало авторское мышление, мы наблю­даем установку на общепринятые ассоциации, которые играют важную роль в декодировании текста.

В заключении излагаются основные результаты исследования. Выполненное исследование подтвердило:

1. Феномен «Время» представляет собой лингвокультурный кон­цепт, структуру которого составляют понятийный, ценностный и образный компоненты.

2. Концептосфера абстрактного феномена «Время» представ­лена преимущественно метафорической номинацией.

3. Многочисленные метафоры для выражения лингвокультур­ного концепта «Время» сводятся к ограниченному набору базовых ме­тафор.

4. Базовая метафора возникает на основе физического, культур­ного и экономического опыта немецкого этноса; каждому пе­риоду в жизни общества соответствуют определенные базовые мета­форы.

5. Современная немецкая темпоральная картина мира представ­ляет собой совокупность базовых метафор, их модифика­ций и репрезентаций, возникших на разных этапах развития немец­кого общества.

^ По теме диссертации опубликованы следующие работы:

Статьи в журналах, рекомендованных ВАК РФ:

  1. Баруздина С. А. Время как лингвокультурный концепт // Вестник Челябинского Государственного университета: Научный журнал. – Сер. Филология. Искусствоведение. – Челябинск, 2007. – Вып. 15. – С. 20-26.

Статьи в журналах и сборниках:

  1. Баруздина С. А., Нюбина Л. М. Метафора в отношении концепта времени в языке // Риторика ↔ лингвистика: Сб. научных статей / Отв. ред.
    Э. М. Берегов­ская. – Смоленск: СГПУ, 2003. – С. 159-166. – (В соавторстве).

  2. Баруздина С. А. Время средневековой Европы // Язык. Человек. Куль­тура: Материалы международной научно-практической конференции. – Смо­ленск: СГПУ, 2005. – Ч. 2. – С. 245-254.

  3. Баруздина С. А. Время в наивной картине мира человека // Scripta manent XII: Сб. научных работ студентов и аспирантов-филологов. – Смоленск: СГПУ, 2005. – С. 252-260.

  4. Баруздина С. А. Аура концепта «Время» эпохи Возрождения // Молодые ученые – России: Материалы 2-й Международной научно-практической конфе­ренции. – Смоленск: СГПУ, 2004. – Ч.1. – С. 46-49.

  5. Баруздина С. А. Основные тенденции современного метафорического пони­мания времени // Риторика в свете современной лингвистики: Тезисы докла­дов 5-й межвузовской конференции. – Смоленск: СмолГУ, 2007. –
    С. 8.

  6. Баруздина С. А. Основные тенденции современного образа времени // Рито­рика ↔ лингвистика: Сб. научных статей. – Смоленск: СмолГУ, 2008. – Вып. 7. – С. 32-36.

  7. Баруздина С. А. Художественное отражение психологического времени (на материале немецкого языка) // Филологическому семинару – 40 лет: Сб. трудов научной конференции «Современные пути исследования литера­туры». – Смоленск: СмолГУ, 2008. – Т. 2. – С. 252-256.










Скачать 313.33 Kb.
оставить комментарий
БАРУЗДИНА Светлана Анатольевна
Дата17.09.2011
Размер313.33 Kb.
ТипПрезентация, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

отлично
  1
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Загрузка...
Документы

Рейтинг@Mail.ru
наверх