Классный час одна из главных форм воспитательной работы. Если классный руководитель подходит к организации и проведению классно­го часа неформально, не превращает его в разборки и чтение нотаций, то начать следует с планирования и определения целей. icon

Классный час одна из главных форм воспитательной работы. Если классный руководитель подходит к организации и проведению классно­го часа неформально, не превращает его в разборки и чтение нотаций, то начать следует с планирования и определения целей.


Смотрите также:
Методика проведения классного часа классный час одна из важнейших форм организации...
Методика проведения классного часа классный час одна из важнейших форм организации...
В. П. Созонов «Классный час можно назвать специально организационной ценностно-ориентационной...
Классный час. Что такое классный час?...
Классный час основная форма воспитательного мероприятия в классе...
Классный час для младших школьников «Земная жизнь Пресвятой Богородицы»...
Классный час на тему: "Хорошие и вредные привычки"...
Классный час является одной из основных форм внеклассной воспитательной работы...
Классный час на тему: "Роль волевых качеств характера человека в его жизни"...
Классный час на тему: "Роль волевых качеств характера человека в его жизни"...
Классный час «Права и обязанности» Классный час правовой тематики...
Классный час Тема: «Давайте познакомимся!»...



Загрузка...
страницы:   1   2   3   4   5
скачать
Учитель с каждым годом становится все богаче. Его богатство — знание и опыт. И грош цена его богатству, если он не будет делиться своими знаниями и опытом. Все новые технологии мы, апробируем в работе классного руководителя на классных часах, а затем внедряем в работе учителя-предметника на уроках. Основным считаем прин­цип: «Каждое дело творчески! А иначе зачем?» Главная фигура шко­лы — это воспитатель — классный руководитель. И если воспита­тель сумеет проникнуть в духовный мир ребенка, значит, наша работа не пройдет бесследно.

Почему классный час? Деятельность классного руководителя очень многогранна. Он и учитель, и родитель, и руководитель, и советчик, и «жилетка», в которую можно поплакать, и друг. Встречаясь со свои­ми выпускниками на «Вечере встреч»', мы думаем, почему они приходят в школу? А ведь здесь прошло их детство, 9—11 лет. Это большой период в жизни человека. Разве можно его забыть? А что больше всего запомнилось? Поездки, походы и, конечно же, классные часы.

Классный час — одна из главных форм воспитательной работы. Если классный руководитель подходит к организации и проведению классно­го часа неформально, не превращает его в разборки и чтение нотаций, то начать следует с планирования и определения целей. Классный час дает возможность расширить знания учащихся; формирует определенные отношения к окружающему миру, духовным ценностям, навыки оценки себя и своих поступков; развивает коммуникативные качества, актив­ность. Для выбора темы и содержания классного часа следует учиты­вать возрастные особенности учащихся. Классный час можно проводить в различных формах и по различным технологиям. Чаще всего а своей работе мы используем технологию французских мастерских (с 1995 г.), интерактивных игр (с 2000 г.), анкетирования, развития критического мышления (2003 г.), тренинги, проектную деятельность.

Любая из этих технологий применима ие только на уроках или клас­сных часах, но и в работе с учителями на методических семинарах, пед­советах, со слушателями курсовой переподготовки в Институте повыше­ния квалификации (ИПК), на родительских собраниях. Технологии вооружают методами и формами для достижения поставленных целей не зависимо от содержания темы.

Все описанные технологии использованы иа уроках, классных часах, в работе методических объединений, выступлениях с лекциями перед слушателями в ИПК г. Гомеля.


^ ТЕХНОЛОГИЯ ФРАНЦУЗСКИХ МАСТЕРСКИХ

Французская группа нового образования (Groupe Francais d' Education Nouvelle), сокращенно ЖФЭН, возникла в 20-х гг. XX в. с целью разработки и внедрения в практику образования интенсивных методов обучения и развития ребенка. Однако эта цель опирается на глубоко обоснованную фундаментальную теоретиче­скую концепцию. У истоков стояли знаменитые психологи и педа­гоги. Последние годы объединение возглавлял Анри Бассис — изве­стный французский педагог, поэт и драматург, общественный дея­тель, а затем его жена, друг и соратник Одетт Бассис.

Основа системы ЖФЭН выражается в следующих основных положениях:

Раскрыть творческий потенциал ученика; для этого он дол­жен сам «строить» свое знание, активно и творчески пользоваться им в жизни, как своим приобретением.

Воспитать и вырастить человека, глубоко верящего в себя, свои способности, умеющего их реализовывать.

Каждый ребенок обладает способностями ко всем видам человеческой деятельности, дело только в том, какие методы бу
дут применяться в процессе его образования и развития.

Для методов, используемых ЖФЭН, характерно:

а) отношение учителя к ученику, как к себе равному;

б) не простое сообщение знаний как неоспоримых истин, а самостоятельное «строительство» знания учеником методом критического отношения к существующим сведениям и решению творческих задач;

в) плюрализм мнений, подходов, уважительное отношение к мнению, варианту другого.

Один из основополагающих методов ЖФЭН — демарш (де марш — марш назад, все пропустить через себя, через эмоции), авторами которого являются супруги Одетт и Анри Бассис.

Новые ценностные ориентиры наших педагогов: гуманизация образования и воспитания, интерес к индивидуальности, стремле­ние воспитывать личность творческую, самостоятельную, свободо­любивую — делают их активными участниками общего с фран­цузскими коллегами поиска.

^ Суть мастерской

1. Есть мастер. Мастер — учитель, который не передает свои знания и. умения, а лишь создает алгоритм действий, разворачива­ющий творческий процесс.

2. В работе мастерской важен не только результат творческого поиска, но и сам процесс, который приобщает ребенка к радости творчества, законам открытия нового, самостоятельной исследова­тельской и творческой деятельности.

3. Есть начало, мотивирующее творческую деятельность, ассоциативное и образное мышление.

4. Есть работа с материалом (текстом, моделями, схемами...) — «деконструкция», превращение материала в «хаос», смешение явлений, слов, событий, а затем последует «реконструкция» — изобретение, создание своего (мира, текста, рисунка, закона).

5. Постоянно происходит соотнесение своей деятельности с де­ятельностью остальных: работа в малой группе, диалоге, представление всем какого-то промежуточного, а потом и окончательного результата своего труда. Это важно, чтобы не столько оценить другого, сколько дать самооценку и провести самокоррекцию.

6. Появляется новое видение предмета, осознание явления, информационный запрос. Необходимыми становятся словари, энциклопедии, учебники. То, что обычно предлагается ученику в традиционном преподавании предмета, он запрашивает сам, ищет
самостоятельно, с помощью товарища, учителя, родителя.

7. В мастерской ученик учится самоанализу движения собствен­ной мысли, чувства, знания, анализу своего пути, успеха и неуспеха на каждом этапе.

Существует несколько видов мастерской: творческого письма и пластики, построения знаний, разрушения педагогических сте­реотипов. Каждая несет в себе секрет, свою тайну познания и творчества. Если весь процесс пережит учеником, то у него рож­дается радость открытия и ощущения собственной значимости и уважение к другому.

^ Основные принципы мастерской

1. Атмосфера открытости эмоционального состояния, настрое­ния участников.

2. Мастер и ученики едины в поиске знания, учитель не спешит ставить вопросы и отвечать на них.

3. В хаосе мастерской происходит реконструкция.

4. Информация дается маленькими дозами, на основе старых знаний и жизненного опыта ученика.

5. Нет оценки, но через социализацию идет самоконтроль и самооценка.

6. Большое значение имеют эмоции, регулируется динамика психосостояния.

7. Свобода выбора.

8. Развитие творчества.

9. Все способны, неспособных нет.

10. Равенство всех участников, включая мастера.

11. Ненасильственное привлечение к процессу деятельности, создание личной мотивация.

12. Чередование индивидуальной и коллективной работы, что создает атмосферу сотрудничества, взаимопонимания, повышает уровень коммуникативной культуры.

13. Работа мастерской основывается как на природном материале, так и на результатах духовной деятельности человечества, языке.

14. Нравственная ответственность каждого за свой выбор, процесс и результат деятельности.

В мастерской более важен процесс поиска, реконструкции, чем количественный результат.

Алгоритмы мастерской

  1. Саморегуляция — эмоциональный настрой перед работой в мастерской, слово мастера.

  2. Индукция (наведение) — это самый главный этап мастер­ской. Если правильно выбран «индуктор», начинается поиск действия, выбор. Индуктором может быть слово, образ, фраза, предмет, звук, рисунок, музыка.

  3. Самоконструкция (индивидуальная работа учащихся).

  4. Социоконструкция (построение элементов в паре, группе).

  5. Социализация (произнести все вслух, несколько раз).
    Представление обществу своих идей, мыслей, рисунков, записей. Общий разговор — это положительная психотерапия, все равны и свободны.

  6. Афиширование — вывешивание работ, их демонстрация и защита, чтение сочинений.

  7. Разрыв — внутренний конфликт, подводящий к поиску проблемы, к сверке с литературным источником.

  8. Рефлексия — ответная реакция на мастера, действия, про­исходящие в мастерской, анализ и оценка своих результатов и эмоционального состояния. Учащимся предлагается высказывать свое состояние, достижение цели.

Некоторые этапы мастерской могут повторяться или отсутство­вать. Например, могут отсутствовать афиширование и саморегуля­ция, а повторяться самоконструкция и социоконструкция. В каждой мастерской обязательно есть индуктор, разрыв и рефлексия, а соци­ализация может повторяться после каждой порции новых эмоций.

Мастерская несет очень большую эмоциональную нагрузку, поэтому желательно, чтобы она проводилась в конце дня, после всех уроков. Мастерская не ограничена во времени. В четверть проводится 1 — 2 мастерские.

^ Здоровое сердце

Цель;

- формировать понятие о здоровом образе жизни; через ощущения добиться понимания необходимости здорового образа жизни;

- развивать умения работы в группах;

- воспитывать бережное отношение к своему здоровью.

I. Саморегуляция. (Звучит музыка,)

— Найдите пульс, прислушайтесь, как работает ваше сердце.
Прослушайте стихотворения и задумайтесь, что такое сердце (учи­тель читает стихотворения).

Сердце

Что такое сердце?

Камень твердый?

Яблоко с багрово-красной кожей?

Может быть, меж ребер и аортой

Бьется шар, на земной похожий?

Так или иначе все земное

Умещается в его пределы,

Потому что нет ему покоя,

До всего есть дело. Э. Межвлайтис

^ Сердце Прометея

Распятый на базальтовой скале,

Горячей думой Прометей томится:

Во тьме блуждают люди по земле,

Но про огонь прознали олимпийцы...

И два крыла хлестнули по плечам,

Гортанным криком огласились скалы!

Железный клюв и когти палача

Разверзли грудь и сердце отыскали.

Свиреп палач,

Как бог неумолим,

Он вырвал сердца расчаленный уголь

И полетел с добычей на Олимп,

Где слышалась божественная ругань

Нес обжигаясь,

В хищном клюве сжав,

Он сердце нес всесильному Зевесу,

Но выронил его, не удержав,

И взмыло пламя жаркое над лесом!..

Я протяну над пламенем ладонь

И обнажу сокрытое веками:

Из леса люди вынесли огонь

И поделились щедрые с богами.

В. Щербатов

— Вспомните выражения о сердце, запишите их в тетрадь.
Социализация. Учащиеся зачитывают свои записи, дополняя их тем, что скажут одноклассники (доброе сердце, большое серд­це, нет сердца, больное сердце, сердечная рана, здоровое сердце, собачье сердце, сердце не камень, каменное сердце).

II. Индукция.

— Выберите из этих словосочетаний те, которые не используются в переносном смысле (больное сердце, здоровое сердце). Как вы понимаете выражение «здоровое сердце»? Запишите свои мысли в тетрадь, разделив это словосочетание. Дополните свои записи, прослушав следующее стихотворение. (Звучит музыка, учитель читает стихотворение, посвященное А. А. Вишневскому.)

Сердце

Он живет три года с половиной

Как -«сердечник — у него порок!

Сотни стетоскопов изучали

От рожденья слабенькую грудь.

Терапия думала в печали:

«Я — бессильна сделать что-нибудь!»

А мальчишку уж не держат ноги,

По ночам холодные, как лед.

Сердце матери стучит в тревоге:

«Кто же, кто же? Кто его спасет?»

Согревая руки дорогие,

Мать шептала: «Кто поможет? Кто ж?»

И тогда сказала Хирургия:

«Это может сделать только нож!»

Вот оно сердечко, бьется верно,

Лежа на ладони у врача...

Через маску коротки приказы,

А момент торжественен и строг.

Пальцы ищут, не уловишь сразу,

Где в сердечке маленький порок,

А вокруг томятся ассистенты

В этот полный напряженья час,

Наготове держат инструменты —

От ребенка не отводят глаз.

Что там пересаживать, откуда —

Это все известно лишь врачу.

Но когда сердечко протолкнуло

Новых сил притоки в первый раз,

Сколько света сразу промелькнуло

В перегляде напряженных глаз!..

... Кончено! Момент традиционный —

Гасят свет. Ребенок будет жив!

Гомоня, из операционной

Вышли все, хирурга окружив,

А хирург, к больничной няньке,

На ходу сказал: «А ну-ка, мать,

Ты мне там накапай валерьянки,

Что-то сердце стало уставать».

Н. Кончаловская

— Понятие «здоровое сердце» ассоциируется с понятием «бо­лезнь», но эти понятия не совместимы. Выделите причины, почему сердце становится больным. Запишите эти причины в тетрадь.

Социализация. Учащиеся зачитывают свои записи (алкоголь, курение, наркотики, несоблюдение режима, неправильное пита­ние, физические перегрузки, стресс).

^ III. Социоконструкция.

Учащиеся делятся на группы, каждая группа работает по од­ной из предложенных тем: «Здоровый образ жизни»; «Здоро­вое сердце и стресс»; «Курение и наркотики»; «Здоровое сердце и алкоголь»; «Наша пища и здоровое сердце».

Учащиеся делают вырезки из старых журналов, газет и оформ­ляют материал в стенгазету. Дополнительный материал для рабо­ты можно взять из книг, которые учитель готовит для выставки.

^ IV. Разрыв.

Звучит запись песни в исполнении Л. Утёсова «Сердце, тебе не хочется покоя...» и стихотворение Р. Гамзатова «Прости меня, сердце мое».

Тебя я помучил немало,

Как вспомню, ни ночи, ни дня

Со мной ты покоя не знало,

Прости, мое сердце, меня.

Как плетью, ах, будь я неладен,

Такое поднял колотье.

За то, что я был беспощаден,

Прости меня, сердце мое.

За то, что железным ты мнилось

И мог подставлять под копье

Тебя я, безумью на милость,

Прости меня, сердце мое.

Кружит, как над полем сраженья,

Порой над тобой воронье.

За подвиги долготерпенья

Прости меня, сердце мое!

Р. Гамзатов


Учащимся предлагается провести физкультминутку под рит­мичную музыку.

^ V. Афиширование.

Каждая группа защищает свой плакат, который затем выстав­ляется на школьном стенде стенгазет.

VI. Рефлексия.

На чистом плакате, вырезанном в форме сердца, учащиеся за­писывают свои впечатления об уроке и своей работе, крепят пла­кат на классную доску.

Здоровье

Цель:

- формировать понятие «здоровый образ жизни», раскрыть причины болезней;

- развивать творческие способности, умение работать в группе;

- воспитывать бережное отношение к своему здоровью и к жизни.

^ I. Саморегуляция.

(Учащимся предлагается провести зарядку под музыку.)

— Здоровье в порядке — спасибо зарядке.

II. Индукция.

— Найдите слова, противоположные по смыслу: высокий (низ­кий), короткий (длинный), грустный (веселый), больной (здоровый).

Объявление темы «Здоровье».

III. Самоконструкция.

— Подумайте, что значит быть здоровым? (Учащиеся записы­вают свои размышления.)

Социализация. Учащиеся один за другим читают свои за­писи (не болеть; быть сильным, красивым; не ходить в больницу).

IV. Социоконструкция.

Сначала учащиеся работают в парах, затем обсуждают в группах и записывают причины болезней (вредные привычки, переохлаж­дение, неправильное питание, недостаток витаминов/.

Как итог, на большом листе бумаги учащиеся записывают, что нужно делать, чтобы Sc заболеть (закаляться, тепло одеваться, заниматься спортом, не иметь вредных привычек, правильно питаться, делать прививки и т. д.).

Каждая группа составляет правила поведения для желающих быть здоровыми.

Социализация. От каждой группы один ученик зачитывает эти правила (прыгать, бегать, во время обедать и ложиться спать, не курить и т. д.). Каждая группа готовит газету «Здо­ровье»- (можно использовать вырезки из газет и журналов).

^ V. Афиширование.

— Подумайте и запишите: какие правила чаще всего люди нарушают? Почему не берегут свое здоровье? Можно ли купить здоровье? (Обсуждение в парах, записи в тетрадях.)

Социализация. Учащиеся высказывают свое мнение по во­просам.

^ VII. Рефлексия (мишень).




Усталость «я»

Самооценка своей деятельности и своего эмоционального состояния.

Учащиеся в каждом секторе мишени ставят точку на линии,

соответству­ющей оценке (рис. 1).

Сектора мишени: собственная де­ятельность («я»), деятельность кол­лектива Эмоциональное «мы» («мы»), эмоциональное на­строение, усталость.

настроение


Друг

Цель:

- выявить черты характера человека, которые помогают поддержи­вать дружеские отношения, способствовать сплочению классного коллектива; научить ценить дружбу; формировать понятие «друг»;

- развивать коммуникативные навыки;

- воспитывать дружеские отношения в коллективе.

^ I. Саморегуляция.

Учащиеся и учитель садятся по кругу. По очереди каждый называет имя своего друга. Дарят друг другу улыбки.

II. Индукция.

— Вспомните песни о друге, дружбе. («С голубого ручейка начинается река», «Ну а дружба начинается с улыбки». «Друг в беде не бросит, лишнего не спросит», «Вот, что значит насто­ящий верный друг.)

^ III. Самоконструкция.

Запишите качества друга. Каким он должен быть?

Социализация. Ученики зачитывают свои записи, дополняя их записями других учащихся (добрым, внимательным, щедрым, смелым, готовым помочь и т. д.).

^ IV. Социоконструкция.
(Работа в группах.)

— Обсудите, какие качества, из записанных, есть у вас и у соседа по группе. Выделите основные качества своего друга и всей группы в целом. Нарисуйте друга и постарайтесь изобразить его качества характера. Подготовьте защиту рисунка (можно стихи, песни или другая форма).

V. Разрыв.

Подумайте и выберите одноклассника, которому присущи все эти качества. Назовите его. (Названным учащимся вручаются медали друг.)

^ VI. Афиширование.

Выставка и защита групповых работ.

VII. Рефлексия.

Игра «Венок»

Учащиеся становятся в круг, каждый кладет руку на плечо своему товарищу. Говорит ему комплимент и слова благодарно­сти, затем все вместе поют песню «Улыбка» ( муз. В. Шаинского, cл. М. Пляцковекого).


^ Красная лента (ко всемирному дню борьбы со СПИДом [1 декабря])

Цель:

- формировать активную жизненную позицию; через чувства опре­делить отношение учащихся к проблеме СПИДа, ВИЧ-инфицирован­ным; повторить меры профилактики; :

- воспитывать уважительное отношение друг к другу.

Оборудование: две красные ленты (одна крепится к доске — сим­вол борьбы со СПИДом, вторую — учитель и учащиеся передают из рук в руки [ленту в руках держит говорящий];; магнитофон, листы чистой бумаги, набор открыток по четырем темам (цветы, птицы, грибы, звери) или жетоны четырех цветов для определения



учащихся по группам; мозаика — раз­резанная на части картинка так, чтобы участ­ники (8—12 человек) могли быстро сложить рисунок (рис. 2). На обратной стороне рисунка, на каждой его части есть условный знак:

И — ВИЧ-инфицированный;

3 — защита предпринята;

Д — думали о защите. ,

Инструкция к игре «Мозаика»

  1. Раздать участникам части мозаики, каждый запоминает свою часть

  2. Предложить сложить мозаику, затем склеить части скотчем.

  3. Перевернуть картинку обратной стороной, показать всем, что каждая часть (а. в нашем случае и каждый участник) находится рядом с несколькими другими. Если предположить, что в группе был ВИЧ-инфицированный, то станет видно, как быстро переда­ ется инфекция тем, кто не подумал о защите.

  4. Предложить участникам, у которых картинка с буквой «И», сесть на место, а тем, кто получил от него или друг от друга инфекцию, встать отдельно от всей группы (это 5 человек с карточкой «Д»).

  5. Объяснить участникам, почему в начале игры из одиннадца­ти был один ВИЧ-инфицированный, а в конце"игры — шесть.

  6. Повторить меры профилактики СПИДа.

^ I. Социализация.

(Звучит музыка.)

— Сегодня всемирный день борьбы со СПИДом. Междуна­родный символ в борьбе с этим вирусом — «Красная лента». Именно 4Красная лента» будет темой нашего разговора.

^ II. Индукция.

(На столе учащихся открытки с различной тематикой, чистые листы бумаги.)

- Возьмите по одной открытке и чистый лист, сверните его, оторвите один уголок несколько раз. Разверните; поднимите вверх. Видите, нет ни одного одинакового листа, это значит, что среди вас нет одинаковых людей, все вы индивидуальны, особен­ны. Я хочу, чтобы вы это помнили, уважали мнение другого. Пусть красной нитью нашего разговора будут слова: «СПИД не вина, а беда, которая может случиться с каждым!» Вы выбрали открытки и разделились на группы. Я приглашаю каждую груп­пу к разговору.

^ III. Социоконструкция.

(Каждая группа выбирает по одному конверту с вопросом и обсуждает этот вопрос.)

  • Считаете ли вы, что каждый должен пройти тест на СПИД? Что делать человеку, если тест положительный?

  • Если молодой человек собирается вступить в брак, должен ли он сказать своему избраннику о том, что болен СПИДом?

  • Если человек заболел СПИДом, имеет ли он право на труд?

  • Если вы узнаете о том, что ваш друг болен СПИДом, изме­нятся ли ваши дружеские отношения?

^ IV. Социализация.

Учащиеся высказывают свои мнения по вопросам.

V. Разрыв.

Учащиеся получают части мозаики и складывают ее. На об­ратной стороне мозаики условные обозначения: инфекция, за­щита предпринята, думали о защите. В ходе игры учащиеся понимают механизм и убеждаются в скорости передачи ВИЧ-инфекции.

^ VI. Рефлексия.

Учащимся предлагается следующий вопрос (может быть уст­ное обсуждение, сочинение, плакат):

  • Если вы узнаете, что ваш учитель болен СПИДом, какие во­просы вы ему зададите? Будете ли вы продолжать у него учиться?

  • Закончить наш разговор я хотела бы словами: «СПИД не вина, а беда, которая может случиться с каждым».

Люблю

Цель:

  • формировать понятие любовь в широком и узком смысле;

  • развивать доброе отношение к друзьям, умение ценить друзей и их качества личности;

  • через чувства и ощущения воспитывать любовь к Родине, семье, друзьям.

^ I. Саморегуляция.

(Звучит музыка.)

— Добрый день. Какие вы все красивые. Улыбнитесь друг другу. Здесь живет душа. (Учитель держит руки на груди.) Откройте свои души. Подарите мне свои ощущения души. Запишите тему нашей мастерской вашим любимым цветом.

^ II. Индукция.

— Прислушайтесь к себе. Запишите все то, что вы любите.

III. Самоконструкция.

(Ученики читают свои записи вслух.)

— Из ваших списков я выбираю три «люблю: РОДИНА, ДОМ, ДРУГ (слова записаны на доске}. Нарисуйте свой уголок природы, который вы любите, который вам дорог. Дорисуйте картинку словесно. (Учитель читает стихи.)

Береза

Белая береза под моим окном
Принакрылась снегом, точно серебром.
На пушистых ветках снежною каймой
Распустились кисти белой бахромой.
И стоит береза в сонной тишине, .

И горят снежинки в золотом огне.

А заря, лениво обходя кругом,

Обсыпает ветки новым серебром.

С. Есенин

Черемуха

Черемуха душистая с весною расцвела

И ветви золотистые, что кудри, завила.

Кругом роса медвяная сползает по коре,

Под нею зелень пряная сияет в серебре.

А рядом, у проталинки, в траве, между корней,

Бежит, струится маленький серебряный ручей.

Черемуха душистая, развесившись, стоит,

А зелень золотистая на солнышке горит.

Ручей волной гремучею все ветки обдает

И вкрадчиво под кручею ей песенки поет.

С, Есенин

В хате

Пахнет рыхлыми драченами; у порога в дежке квас,

Над печурками точеными тараканы лезут в паз.

Вьется сажа над заслонкою, в печке нитки попелиц,

А на лавке за солонкою — шелуха сырых яиц.

Мать с ухватами не сладится, нагибается низко,

Старый кот к махотке крадется на парное молоко.

Квохчут куры беспокойные над оглоблями сохи,

На дворе обедню стройную запевают петухи.

А в окне на сени скатые, от пугливой шумоты,

Из углов щенки кудлатые заползают в хомуты.

С. Есенин

^ Низкий дом

Низкий дом с голубыми ставнями,

Не забыть мне тебя никогда, —

Слишком были такими недавними

Отзвучавшие в сумрак года.

До сегодня еще мне снится

Наше поле, луга и лес,

Принакрытые сереньким ситцем

Этих северных бедных небес.

Восхищаться уж я не умею

И пропасть не хотел бы в глуши,

Но, наверно, навеки имею

Нежность грустную русской души.

Полюбил я седых журавлей

С их курлыканьем в тощие дали,

Потому что в просторах полей

Они сытных хлебов не видали.

Только видели березы да цветы,

Да ракитник, кривой и безлистый,

Да разбойные слышали свисты,

От которых легко умереть.

Как бы я и хотел не любить,

Все равно не могу научиться,

И под этим дешевеньким ситцем

Ты мила мне, родимая выть.

Потому так и днями недавними

Уж не юные веют года...

Низкий дом с голубыми ставнями,

Не забыть мне тебя никогда.

С, Есенин


^ Осеннее поле

Я осеннее поле люблю

Я войду в это поле пустое

И, под вербой опавшею стоя,

Две звезды одиноких пролью.

Двое нас —

Две слезы, два огня,

Две мольбы о продленье соблазна

Жить на свете легко и согласно

До конца, до последнего дня.

Л. Завальнюк


(Ученики записывают понравившиеся слова.)

— Из списка выберите два самых дорогих слова, подчеркните их любимым цветом. Сейчас вы записали самые радостные, светлые слова, но есть темные, трагические. Запишите их. Закройте глаза. (Учитель читает стихи; звучит музыка,)

Мы можем многое забыть,

Но разве мы не забываем,

Кому и что мы обещаем?

Мы постепенно привыкаем

«Не так все страшно» говорить.

Однажды можем мы забыть,

Что есть у нас на свете мама,

Что маме надо очень мало:

Пять слов письма иль телеграмма,

Иль к ней на кладбище сходить.

Как это страшно...

Е. Е. Лопухин

— Войдите мысленно в свой дом. Как вас зовут дома близ­кие? Запишите. Прочитайте, выберите одно, самое главное слово, подчеркните его любимым цветом.

Ученики отвечают на вопросы:

  1. Какие глаза у мамы?

  2. Какие руки у бабушки?

  3. Какими словами отца дорожите?

  4. Чем вы радуете своих родных?

  5. Чем вы их огорчаете?

  6. Кому доверяете свои радости и горести?

  7. Каким цветом нарисуете свой дом?

  8. За что вы больше всего любите свой дом?

^ IV. Афиширование.

— Часто ли к вам в дом приходят ваши друзья (музыка, голоса)? Представьте каждый себе своего друга. Запишите, какими качествами он обладает.

Учитель читает отрывок из произведения Антуана де Сент-Экэюпери «Маленький принц*. Ученики записывают мысли, ко­торые их привлекли. (Жизнь только солнцем озарится. Зорко одно лишь сердце. Самого плавного глазами не увидишь. Ты все­гда в ответе за тех, кого приручил.)

Выбирается и зачитывается только одно слово, самое важное. (Звучит музыка, мастерская письма.)

^ V. Социализация.

Ученики читают свои сочинения.

VI. Рефлексия.

— Определите свое состояние души, назовите его.

Древняя Греция.

Я негу люблю,.

Юность люблю.

Радость люблю.

И солнце

Жребий мой — быть

В солнечный свет

И в красоту

Влюбленной.

Сапфо


^ Прощальное письмо кленового листа (мастерская письма на тему «Листопад»)

Цель:

  • через чувства и ощущения показать учащимся красоту листопада как природного явления, объяснить сущность и причины листопада как необратимого процесса в природе;

  • развивать умения работать в парах и группах, творческие способности, навыки письменной речи;

  • воспитывать любовь к природе, к прекрасному.

^ I. Создание эмоционального настроя. (Звучит музыка <Кондор>.)

— Закройте глаза. Расслабьтесь. Вслушайтесь в звуки музы­ки. Представьте то, о чем я буду говорить. Вы идете по лесу, узкая тропинка выводит вас на полянку. Осень. В багрянец и золото одет лес. Вы медленно опускаетесь на мягкую траву, садитесь. Ваше тело согревают лучи солнца, скользящие по золотой листве.

Вам хорошо и спокойна. Легкий ветерок треплет волосы. Не­слышно сорванная ветром с ветвей листва медленно кружится в воздухе и тихо ложится на землю. На память приходят стро­ки из песни «Листья желтые» (муз. Р. Паулса, сл. Я. Петерса).

^ II. Индукция.

— Откройте глаза. Вспомните эти строки и запишите в тетрадь.

Листья желтые над городом кружатся,

Тихим шорохом нам под ноги ложатся.

И от этого не спрятаться, не скрыться,

Листья желтые, скажите, что вам снится?

— Запишите слово или словосочетание, отражающее то, о чем идет речь в этих строка»;. (О желтых листьях.)

III. Самоконструю

— Прочитайте эти строки еще раз и запишите вопросы, кото­рые у вас возникли.

^ IV. Социализация.

Ученики зачитывают свои вопросы, дополняя записи вопроса­ми одноклассников. (Учитель записывает вопросы на доске.)

  1. Почему листья желтые?

  2. Что им снится?

  3. Почему листья падают?

  4. Почему под снегом листья чернеют?

  5. Почему листья бывают разной окраски?

  6. Почему листья шуршат?

  7. Почему листья, падая, кружатся?

  8. Почему не спрятаться от осени?

^ V. Социоконструкция.

Работая в парах, ученики отвечают на эти вопросы, записыва­ют ответы.

VI. Социализация.

Каждая пара учащихся предлагает свои ответы на данные во­просы. Остальные записывают ответы в тетради на те вопросы, на которые не смогли ответить сами.

^ VII. Разрыв.

— А у меня тоже появились вопросы. Попробуйте ответить на них. Почему листья ели и сосны не желтеют осенью?

  1. Почему они не опадают каждый год, как у клена?

  2. Прочитайте строки из песни еще раз, о каком природном
    явлении идет речь?

  3. Что такое листопад?

  4. Каковы его причины?

VIII. Социоконструкция.

Ответы на вопросы учителя обсуждаются в группах по 4—5 человек.

^ IX. Социализация.

Каждая группа зачитывает ответы на вопросы. (Учитель за­писывает на доске ответы на вопрос «Причины листопада?)

X. Самоконструкция.

— Прочитайте все свои записи, сделанные на уроке, вспомните, с чего начался урок. Представьте себя желтым листом из песни. Поразмышляйте на одну из тем: «Листья желтые, скажите, что вам снится?», «Прощальное письмо кленового листа»-, «Страхи опавшего листа». Запишите свои размышления в тетрадь.

(Звучит музыка. Учащиеся выполняют творческую работу: пишут мини-сочинение, стихи на одну из тем на заранее оформ­ленных заготовках в форме кленового листа.)

^ XI. Афиширование.

Учащиеся вывешивают свои работы на доске или зачитывают их перед классом.


Свобода Золото

Грусть Прощаание

Вдохновение Надежда

Печаль Листопад

Головокружение Жалость

Осень Удовольствие


^ XII. Рефлексия.

— Прислушайтесь к себе. Вспомните, как менялись ваши ощущения и чувства в ходе мас­терской. Подумайте, как бы вы охарактеризовали свое состояние в настоящий момент. Выскажи­ те это состояние, записав его на доске (учащиеся пишут на заранее подготовленном большом листе бумаги в форме кленового листа)

Из творческих работ учащихся Тема «Листья желтые, скажите, что вам снится?»


О, листья, постойте, меня подождите.

Я с вами в ту даль полечу.

Я правду о жизни, о правду о жизни

Услышать от вас я хочу,

Вы скоро, вы скоро к земле прикоснетесь

И будете сладостно спать.

И может быть, может попозже

И обо мне вам взгрустнется опять.

О чем вы задумались? Что вы молчите?

Вам нечего больше сказать?

Тогда на прощанье меня вы простите,

Любите, я буду вас ждать.

И может быть летом, под этим же кленом

Мы встретимся с вами опять.

Пусть будет ваш образ совсем непохожий —

Душа будет помнить и ждать.

Пусть даже не понял я вашей загадки,

Пусть тайну о снах не узнал,

Но был я все ближе и ближе к разгадке,

Но осень — печальный финал.

М. Сосновская, 7 «Б» класс


^ Сон желтого листа Осень.

С деревьев падают листья.

Сначала они покружатся

Медленно над землей;

А уж потом ложатся.

Постепенно они засыпают

Навсегда крепким сном.

Но вот лежит красивый желтый лист.

Он спит уже несколько дней.

Что же ему снится?

А снится желтому листочку

Его прошлая замечательная жизнь.

Снилось ему, как весною он рос

Все больше и больше.

Солнце каждый день ласкало его

Своими теплыми лучами.

Первые капли дождя падали на него

Так нежно и тихо.

Желтый листочек видел во сне,

Как он слушал певчих птиц.

Он всегда радовался за всех.

Еще летом ему нравилось смотреть

Как играли дети друг с другом,

Как по небу плыли плавно облака

Все это желтый лист не сможет 6ольше увидеть,

Но это останется в его памяти.

Еще много-много раз он будет видеть эти сны.

Е. Король, 7 <А> класс


Тема «Прощальное письмо кленового листа»

Прощальное письмо кленового листа


О, лист, О, лист,

Куда же ты летишь?
Ты погоди, постой,
Мне нужно помечтать с тобой.
Ведь осени мгновенья коротки,
О, лист кленовый, посмотри.
Оставь ты мне, хоть строчку,
И напиши ее ты на листочке.
И ты не бойся осени мечту
Ты вырастешь опять весной в лесу
И будешь заново под ветром ты кататься,
И будешь заново ты солнцу улыбаться,
И будет дождик мыть тебя всегда,
И будешь чистым ты, как родников вода,
Ну а пока, листочек,

Оставь мне пару строчек.
Все это будет для меня,

Прощальное письмо кленового лис

Мазур, 7 «4» класс


^ Прощальное письмо кленового листа

Прощальное письмо кленового листа

И хоть он шелестит грустя,

Но в этом, может быть, письме

Святая легкость на душе,

И смех, и радость в ясный день,

Прохладный ветер при луне.

И ясность утренней зари,

И смелость сердца в день грозы.

А, может, слабость иногда...

Письмо кленового листа

Никто не прочитает никогда.

Прощальное письмо кленового листа

<.. .Я не хочу, я не желаю лететь на землю,
Людям под ноги ложась!
Хочу побыть с родным я кленом.
И посекретничать с листвой.
О, ветер, почему ты выбрал именно меня?
Как мог пожертвовать ты мною?
Но почему лишь одного понять я не могу:
Зачем нам суждено стареть

И на земле свой находить покой?

И вот мой час пришел,

Мне так печально в этот миг,

Ведь я лечу на землю.

Лечу не просто так,

Прощаюсь с жизнью и свободой.

Прощай, мой край, ты мне так мил

И мил ты небывалому сердечку!»

О. Барановская, 7 <А> класс


^ Прощальное письмо кленового листа

Поздней осенью на пронизывающем ветру трепетал одинокий кленовый листок золотисто-багрового цвета. Его трепетание было немного грустным, потому что он знал, что скоро упадет на землю и уже никогда не будет красоваться на дереве. Но он был опти­мистом и думал о будущем, поэтому оставил своим потомкам по­слание. Он писал о том, что с большим удовольствием вспоминал раннюю весну, когда сначала набухла, а затем лопнула почка на дереве, и он, крохотный, нежно-зеленый, появился на свет. Он был зеленым, потому что его клетки содержали хлорофилл. Мама-дерево укачивала его на своих кронах и кормила из земли через свои корни. Постепенно он вырос и окреп получая из земли воду и минеральные соли, растворимые в ней, а из воздуха — через устьицу — кислород, который необходим ему был для дыхания. Через его кожицу проходило испарение воды — транспирация. Вместе со своими братьями-листьями он создавал прохладу. В его тени часто отдыхали и случайный прохожий, и старик на скамейке, и дети, чьи веселые голоса тонули в шелесте его братьев-листьев. Под кронами дерева дышалось очень легко, потому что воздух был наполнен кислородом, который образовался в его «сердце»-мякоти в процессе реакции, которая называется фотосинте­зом. (Фотосинтез — процесс образования в клетках растений орга­нических веществ из неорганических под действием световой энер­гии Солнца). Осенью, когда хлорофилл разрушался (хлоропласты превращались в хромопласты), листья сменили свода окраску на праздничную золотисто-багровую и постепенно начали оставлять свой дом (ветки). Он остался один, но он знал, что, когда упадет, продолжит жизнь в круговороте веществ, где органические веще­ства с помощью микроорганизмов превратятся в неорганические (соли) и весной снова будут служить питанием для его младших братьев-листьев. Е. Шершнева, 7 <Б> класс





оставить комментарий
страница1/5
Дата17.09.2011
Размер0.86 Mb.
ТипКлассный час, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

страницы:   1   2   3   4   5
отлично
  1
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Загрузка...
Документы

Рейтинг@Mail.ru
наверх