История измерения времени и изобретения часов в средней азии и иране (IX-XIII вв.) icon

История измерения времени и изобретения часов в средней азии и иране (IX-XIII вв.)


Смотрите также:
Тематический план изучения курса «История народов Средней Азии и Северного Кавказа»...
Рабочая программа дисциплины история стран Азии и Африки (середина XVII в. 1918 г.)...
Культура Древнего Востока...
Обувь в традиционной культуре народов Средней Азии и Казахстана (XIX первая треть XX в.)...
Арминий Вамбери. Путешествие по Средней Азии...
Проблема образования государства в Средней Азии...
Ii казахстан в средневековье глава государства раннего и развитого средневековья (VI— нач...
Доклад представителя Меджлиса крымскотатарского народа в Средней Азии Али Хамзина...
Программа вступительных испытаний «Востоковедение»...
Домашнее задание Что изучает история 1...
Учебно-методический комплекс по дисциплине дпп. Ф...
Задачи и перспективы развития Русской Православной Церкви в Средней Азии...



Загрузка...
скачать
На правах рукописи


Каримиён Нодир


ИСТОРИЯ ИЗМЕРЕНИЯ ВРЕМЕНИ И ИЗОБРЕТЕНИЯ ЧАСОВ В СРЕДНЕЙ АЗИИ И ИРАНЕ (IX-XIII ВВ.)




Специальность:

07.00.02.- Отечественная история


А в т о р е ф е р а т

диссертации на соискание учёной степени

кандидата исторических наук


Душанбе - 2007


Работа выполнена в Отделе истории науки и техники Института истории, археологии и этнографии им. А Дониша Академии наук Республики Таджикистан


Научный руководитель: доктор физико -математических

и кандидат исторических наук

Комилов А. Ш.


Официальные оппоненты: - доктор исторических наук

Олимов М.А.


кандидат исторических наук

Курбанов Б.


Ведущая организация: Таджикский государственный

национальный университет


Защита диссертации состоится «____» ноября 2007г. в __ часов на заседании Диссертационного Совета Д 047.008.01 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора исторических наук при Институте истории, археологии и этнографии им. А. Дониша Академии наук Республики Таджикистан (734025, г. Душанбе, пр. Рудаки, 33).

С диссертацией можно ознакомиться в Центральной научной библиотеке имени И. Ганди Академии наук Республики Таджикистан


Автореферат разослан «____» октября 2007г.


Ученый секретарь Диссертационного совета,

кандидат исторических наук, доцент А.М.Гафуров


^ ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ


Актуальность темы исследования. История изобретения часов и часовых механизмов на Востоке, в частности в Средней Азии и Иране IX-XIII вв. является одной из малоизученных тем истории науки и техники в целом.

История измерения и счета времени вообще и история часов в частности берут свое начало в далеком прошлом, когда наши предки были еще язычниками. В те времена естественными часами природы были Солнце и Луна. Так по тени, отбрасываемой предметами, наши прародители могли судить о времени дня. А узнавать о нем они научились по так называемым солнечным часам - это было первое, сделанное человеком, устройство, которое специально предназначалось для того, чтобы узнавать время. Представляло оно собой вертикально поставленный брусок.

Культура и наука Средней Азии и Ирана средних веков (IX-XIII вв.) занимают особое место в истории всей мировой цивилизации. Этот регион в IX-XV вв. был важнейшим центром интенсивного развития культуры и науки. И здесь следует отметить тот факт, что если литературно-поэтическое и философское наследие этого периода изучено достаточно подробно, то естественнонаучные достижения исследованы очень мало, и последнее этой эпохи в первую очередь относится к физико-математическим дисциплинам, в особенности к технике.

Благодаря исследованиям ученых-востоковедов, историков науки, культуры и философии Таджикистана (Х.Ф. Абдулло-заде, Х.Ю Бобоева, М.Диноршоева, А.Ш.Комилова, Б.Р.Курбонова, Н.Н. Негматова, И.Р. Мухаммадиева, А.М.Мухтарова, Р.С.Сафарова, М.Ш Холова, К., Хусейнова и др.), а также ученых дальнего и ближнего зарубежья (В.В.Бартольда, Е.Э.Бертельса, А.М.Богоутдинова, М.Н.Болтаева, А.К. Закуева, У.И.Каримова, И.Ю. Крачковского, Г.П. Матвиевской, М.М. Рожанской, Б.А.Розенфельда, Махмуда ал-Хамзы, И.Ходжиева, А.П. Юшкевича и др.) научное и культурное наследие народов средневекового Востока, в том числе таджиков, заняло свое достойное место в истории человечества. Этими учеными было сделано многое, но в свете новых требований современности исследователям истории науки и культуры предстоит сделать еще больше, потому, что немало проблем и страниц истории средневековой Средней Азии и Ирана остались неизученными. В первую очередь, первостепенную актуальность преобретает аргументированная критика и развенчание некоторых европоцентристских концепций, которые духовность средневекового мусульманского Востока рассматривают только с точки зрения ее религиозности и мистицизма.

В силу сказанного, особую значимость преобретает изучение бесценного духовного и культурного наследия наших предков, в контексте блогодоря которому, можно будет заполнить пробел, как во всеобщей истории, так и в истории таджикского народа.

Вдобавок к этому подобное исследование поможет определить вклад средневековых ученых Средней Азии и Ирана, как в развитие всеобщей истории, так и в развитие одного из интереснейших ее аспектов - истории науки и техники.

Актуальность темы во многом определяется значением истории часов для развития физических наук в целом и технических наук в особенности. Последнее объясняется тем, что развитие истории техники всегда было тесно связано с развитим других естественнонаучных дисциплин: физики, математики, геометрии, астрономии, механики и даже медицины. Изучение истории техники в частности истории часов, названного периода контексте мировой истории позволит заполнить значительный пробел в истории науки не только Средней Азии и Ирана, но и во всеобщей истории культуры.

Исследование позволяет также осознать некоторые общие черты, характерные для всей истории техники средневекового мусульманского Востока.

В рамках всего периода среднеазиатского средневековья (IX-XV вв.) исследователи особо выделяют IX-XI вв. – период, который принято считать “золотым веком” развития здесь науки и культуры. Этот период в литературе называют по-разному: “эпоха мусульманского, ирано-мусульманского, таджикского ренессанса” и т.п.1 Действительно, этот период в истории развития таджикского народа, для всей Средней Азии и Ирана был “золотым” периодом развития науки и культуры, эпохой бурного развития физико-математических дисциплин, которые уже сложились к тому времени и даже в чем-то опережали его.

Интенсивное развитие физико-математических наук, которое происходило в XIв., благодаря средневековым ученым - естествоиспытателям, продолжилось и далее вплоть до XV в., когда многие отрасли естествознания стали развиваться в отдельности. период самостоятельного развития.

Большинство ученых – математиков, физиков, механиков и астрономов, вошедших в список, составленный в начале ХХ столетия Г.Зутером, а в 80-е годы ХХ в., Б.А.Розенфельдом и Г.П.Матвиевской, составляют уроженцы Средней Азии и Ирана (Абурайхан Бируни, Ибн - Сина, Омар Хайям, Абдуррахман ал-Хазини, Насириддин Туси, Кутбиддин Ширази, Гиясиддин Кашони, Али Кучи и др.)

Именно уроженцы Средней Азии и Ирана (Мухаммад Муса ал-Хорезми, Абу Бакр Закарии ар-Рази, Абу Наср Мухаммад ал-Фараби, Юхан ибн Юнус ал-Бухари, Яхья ибн Абу Мансур, Абу Махмуд Худжанди и др.), составляли основу научной школы IX-XVвв. Их научные поиски на несколько столетий опередили основные направления развития физико-математических дисциплин не только на средневековом мусльманском Востоке, но и на Западе.

Проведенное автором исследование позволяет проследить основные закономерности развития истории часов и технических представлений на средневековом мусульманском Востоке, определить роль и место средневековых ученых Средней Азии и Ирана в истории мировой науки и культуры. Это первое в СНГ и дальнейшем зарубежем исследование, по истории часов в эпоху мусульманского средневековья.

^ Степень разработанности проблемы. До настоящего времени еще не было написано ни одного специального труда по истории часов. И это касается не только Средней Азии и Ирана средних веков, но и стран Запада. Благодаря трудам историков науки – Э.Видельмана, Г.Зутера, К.Броккельмана, Э.Кеппери, Д.Кинга, Б.А.Розенфельда, М.М.Рожанской, Г.П.Матвиевской, К.Ф. Абдуллозаде, А.Ш. Комилова, Г.Е. Куртика, Х. Бобоева и других, астрономия, механика и физика средневекового мусульманского Востока изучены гораздо больше, нежели история техники. Так, ни в капитальном труде Дж. Бернала “Наука в истории общества”1, ни в монографии Дж. Сартона “Введение в историю науки”, ни в коллективной работе А.А. Зворыкина, Н.И. Осьмова, В.И. Чернышева, С.В. Шухардина “История техники” практически нет никаких сведений об истории часов периода средневековья в Средней Азии и Иране.

При изучении процесса развития науки и техники в период средневековя автор руководствовался принципипом их освещения с точки зрения духовной эволюции, этого времени. Без учета последнего полную картину истории техники создать невозможно. Взаимоотношения науки и практики, науки и религии, естественно, находили свое отражение и в истории техники.

Был период, когда преобладали религиозные знания, но развитие светских наук при этом не прекращалось. При этом ученые мусульманского Востока старались как-то сблизить технические науки с религией (например, определение времени имело большое значение для чтения молитв).

Развитию научных знаний во многом способствовала и установившаяся на Востоке научная традиция: здесь одинаково пристальное внимание уделяли каждой отрасли и всем научным знаниям в целом.

Причин малоизученности естественно - научного наследия народов Средней Азии и Ирана в средние века особо следует выделить две: во-первых, многие средневековые трактаты, написанные в основном на арабском и персидском (таджикском) языках, были утрачены или уничтожены в результате многочисленных войн и нашествий; во-вторых, свою роль здесь сыграли некомпетентность востоковедов в области естествознания, недостаточность знаний естествоиспытателей в области востоковедения.

^ Объект диссерационного исследования. Учитывая наличие большого количества трактатов по данной проблеме, которые до сих пор не введены в научный оборот, неопубликованных рукописных источников и то, что история разработки ее охватывает почти тысячелетный период, мы попытались рассмотреть основные этапы ее изучения, а также труды наиболее крупных ученых, внесших свой вклад в разработку данной проблемы.

^ Предмет исследования – история развития часов и часовых механизмов в Средней Азии и Иране в средние века (IX-XIII вв.).

Цель и задачи исследования. Основная цель данной диссертационной работы состоит в том, чтобы на основе изучения и систематизации уже имеющихся публикаций (научные статьи и монографии), а также неизданных документальных источников воссоздать полную картину истории изобретения часов и часовых механизмов в Средней Азии и Иране в средние века (IX-XIII вв.). Целью настоящего исследования является также анализ научного наследия таких известных ученых, как Ибн Шакир Хорасанский (Бану Муса), Бадеуззаман ибн Джазри Курд, Ибн Соочин, Ибн Шатир, Такиаддин Росид Шоми, Мухаммад Хафиз Исфахони и др.

Исходя из этого, для реализации данной цели диссертант поставил перед собой следующие задачи:

- дать характеристику социально-политической и культурной жизни средневекового общества мусульманского Востока в IX-XIII вв.;

-проанализировать процесс зарождения, развития научных технических знаний и их эволюции в Средней Азии и Иране в средние века;

- определить роль и место средневековых таджикско-персидских ученых в разработке часов и часовых механизмов;

- исследовать содержание, структуру и общие принципы развития история часов изложенных в источниках;

- показать роль ученых-энциклопедистов, внесших существенный вклад в развитие технической науки в средние века.

^ Методологическая основа исследования. В соответствии с поставленными задачами в настоящем исследовании применялись методы источниковедческого и историко-научного анализа, включая:

-исторический анализ, позволяющий дать сравнительно-историческую оценку изучаемой автором темы;

-историко-научный анализ, способствующий выявлению роли и места ученых прошлого в истории науки и культуры;

-историко-методологический анализ, на основе которого обоснована предложенная структура работы.

^ Теоретическая значимость исследования определяется целью и задачами диссертации. Теоретическую основу составили положения и выводы исторических, историко-научных и научно-технических работ, посвященных рассмотрению проблем создания часов и часовых механизмов в средневековом мусульманском Востоке ( на примере Средней Азии и Ирана).

^ Хронологические рамки исследуемой проблемы охватывают период с конца IX в. до конца XIII в. Это период, ставший своего рода кульминацией развития науки и техники во всем средневековом мусульманском Востоке.

^ Источниковедческая база исследования. При решении поставленных задач были использованы рукописные, литографические и опубликованные труды средневековых ученых и энциклопедистов мусульманского Востока на арабском и персидском (таджикском) языках. Использованы также опубликованные материалы на русском, английском, персидском (таджикском) языках. Использованные в диссертации источники делятся на следующие группы: первоисточники, рукописи и опубликованные издания, а также исследовательские работы по проблеме на разных языках.

^ Научная новизна полученных результатов. В диссертации впервые подвергнута специальному историко-научному исследованию история часов и часовых механизмов в Средней Азии и Иране в IX-XIII вв. Настоящая работа является первым исследованием, в котором автор попытался дать комплексный, всесторонний научно-теоретический анализ истории часов и часовых механизмов на основе первоисточников. Раскрывается вклад средневековых ученых Средней Азии и Ирана, неисследованые ранее в и изобретение часов. Автор приводит новые данные, раскрывает аспекты и подходы к изучению истории часов и часовых механизмов на средневековом мусульманском Востоке.

^ Основные положения, выносимые на защиту:

- в результате проведенного исследования было выявлено, что творчество средневековых ученых Средней Азии и Ирана внесло неоценимый вклад в историю мировой науки и культуры. Это касается как философских, так и физико-математических и технических дисциплин;

- в результате проведенного исследования и всестороннего анализа существующих источников и опубликованных исследований практически решен вопрос истории изобретения часов и часовых механизмов в Средней Азии и Иран в средние века (IX-XIII вв.);

- проведенный анализ дал возможность сделать вывод, что средневековые ученые мусульманского Востока подробно изучив достижения древних ученых в изготовлении различных часов (солнечных, водяных и песочных), сделали важный шаг в изготовления механических часов.

^ Практическая значимость диссертационной работы заключается в следующем:

  • результаты данного исследования могуть быть использованы в учебной и научной работе, при написании учебников и обобщающих трудов по истории и истории науки и техники народов мусульманского Востока в целом, Средней Азии и Ирана в частности;

  • материалы данной работы можно использовать также при читении специальных курсов в различных вузах.

^ Апробация результатов исследования. Основные положения диссертации изложены в монографиях автора «История определения время и искусства изобретения часов»: (Тегеран, 1384х. 434 с, на перс. яз. и «История изобретения часов в Средней Азии (IX-XIII вв.)». (Душанбе, 2004. - 104с.), а также в его научных публикациях в 2000-2006гг. Отдельные аспекты диссертации докладывались на заседаниях Отдела истории науки и техники Института истории, археологии и этнографии им. А.Дониша Академии наук Республики Таджикистан; на международных конференциях «Вклад Авиценны и Эйнштейна в развитие мирового естествознания» (Курган-Тюбе, 2005), «Авиценна и мировая цивилизация» (Курган-Тюбе, 2006).

Настоящая работа была обсуждена на совместном заседании отделов древней, средневековой и новой истории и истории науки и техники Института истории, археологии и этнографии им. А.Дониша Академии наук Республики Таджикистан.

По теме диссертации опубликовано более 20 печатных работ, общим объемом более 40 п.л.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии.
^

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ


Первая глава «Краткая история определения времени и разработки часовых механизмов в древнем мире» состоит из трех разделов. В этой главе автор рассматривает первобытные формы определения времени и их развитие, анализирует астрономические основы календаря и хронологии, а также пишет о том, какие часы сушествуют в древности.

Потребность в измерении и определении времени возникла еще в глубокой древности. В своей трудовой деятельности первобытные люди сталкивались с различными явлениями природы: со сменой дня и ночи, времен года, периодическими изменениями внешнего вида Луны и т.д. Из поколения в поколение, накапливая свои наблюдения и опыт, люди выявили определенные закономерности в течение времени давшие возможность измерять различные промежутки.

В земледельческих цивилизациях таких странах древнего Востока, как Египет, Месопотамия, Индия, Иран и Китай время определяли исходя из жизненных нужд. Например, в древнем Египте была разработана сложная система искусственного орошения, включавшая в себя много каналов, дамб, резервуаров, которые необходимо было своевременно восстанавливать, подготавливать к очередному заполнению их водой. Жрецы в древнем Египте научились сопоставлять начало разлива Нила с видом звездного неба. Они установили, что непосредственно перед разливом на утреннем небе после почти 70 дней невидимости впервые восходит звезда Сириус у египтян, Сотис (Sotis). Эта звезда по-таджикски называется Шабоханг (Shabohang).

Таким образом, дошедшие до нас памятники культуры древнего Востока свидетельствуют о том, что у народов населявших его регионы еще в глубокой древности возникли зачатки физических и технических знаний. Но в условиях централизованных теократических деспотий Шумеро - Вавилонии и Египта эти знания не могли выйти из стадии «эмпирической физики». Возникшая в некоторых мелких государствах Китая и Индии, «эмпирическая физика» в VII – VI вв. до н.э. переходит в натурфилософские, и отчасти физические учения. Эта эпоха совпала с зарождением учений такого рода в городах-государствах античной Эллады. Вопрос о взаимосвязи этих исторических событий до сих пор недостаточно исследован.

Автор делает выводы, что счисление времени было одной из первых научно-технических задач, вставших перед древними народами. Необходимость находить путь в неизвестной или изменившейся местности (пустыня, море), рассчитывать наступление периода дождей или холодов обусловила возникновение первобытных форм определения времени. Более точно рассчитывать время люди научились, когда начала развиваться астрономия. Только благодаря, астрономии мы умеем точно ответить на вопросы: «Который час?», «Какое сегодня число?» и т.д., так как эта наука дала правила выверки часов и счета дней и годов, т. е. появился календарь.

В древности, роль часов исполняло Солнце. Чем выше оно поднималось на небосклоне, тем ближе было к полудню, а чем ниже спускалось к горизонту, тем ближе к вечеру. По началу в сутках люди определяли только четыре «часа»: утро, полдень, вечер и ночь.

В древнем мире, в странах древнего Востока (Египте, Индии, Вавилоне, Иудеи, Китае, Греции) были известны в основном солнечные, водяные, огненные и песочные часы. Начиная с конца VI в. н.э., в Византии появились и механические часы.

^ Солнечные часы. Солнечные часы были первыми приборами для измерения времени. Люди давно заметили, что самые длинные тени от предметов, освещенных Солнцем, бывают утром, к полудню они укорачиваются, а к вечеру вновь удлиняются. Древними людьми также было замечено, что тени в течение дня меняют не только размеры, но и направления. Это явление было использовано для создания простейших солнечных часов - гномона. Гномон – это вертикально установленный стержень. Первые такие солнечные часы использовались уже около 3000 лет тому назад в Египте, Индии и Китае. Следует отметить, что гномон, несмотря на простоту его конструкции, использовался в древности и для определения широты места его установки, наклона эклиптики к экватору; сравнивая длину тени от шеста с его реальной длиной, определяли высоту Солнца над горизонтом и решали другие задачи.

Самые большие в мире солнечные часы были созданы в XV в. в Самарканде известным правителем и меценатом науки, внуком Тамерлана - Улугбеком. Эти часы имели высоту в 50м. Достоинство солнечных часов были очевидным – это очень простая их конструкция. Но и основной недостаток тоже был сразу понятен: время по ним можно было узнавать только днем и только в солнечную погоду. Так, что возникла необходимость в изобретении других конструкций для определения времени суток. Так появились огненные, водяные, песочные и другие часы.

^ Огненные часы. Огненные часы были удобнее солнечных, и имели достаточно широкое распространение. Так, рудокопы древнего мира, пользовались огненными часами, которые представляли собой глиняной сосуд с таким количеством масла, которого хватало на определенный часовой период горения светильника.

В Китае огненные часы, изгототавливались из теста, специальных сортов деревьев, растертых в порошок, с благовоньями. Из этого теста делали палочки разной формы, чаще длинные в форме спирали в несколько метров. Такие палочки (спирали) могли гореть месяцами, и обслуживающий персонал здесь был не нужен.

Позже были изобретены так называемые огненные часы – будильники, которые также впервые появились в Китае. Для таких часов к спирали или палочкам в определенных местах подвешивались металлические шарики, которые при сгорании спирали (палочки) падали в фарфоровую вазу, производя громкий звон.

Однако точность огненных часов, независимо от их конструкции, была весьма низка и во многом зависела от состояния окружающей среды – доступа свежего воздуха, ветра и других факторов.

^ Водяные часы. Водяные часы, по сравнению с огненными, были более совершенными. Такие часы были известны еще в Древнем Египте, Вавилоне, Китае, Греции, где они использовались достаточно широко и долгое время. В Древней Греции их называли «клепсидрами» («воровками воды»).

Первые водяные часы представляли собой сосуд с отверствием, из которого вода вытекала за определенный промежуток времени. Позже появились водяные часы самой различной конструкции, и определение времени по таким часам производилось по скорости вытекания воды из одного сосуда в другой. Сосуды имели метки, которыми пользовались для отсчета промежутка времени. В Древней Греции клепсидры, т.е. водяные часы, использовались не только в быту, но и для регламентации времени ораторов в общественных собраниях и судах, при разводе караулов и в других случаях.

^ Песочные часы. Более удобными были песочные часы, которые тоже появились в глубокой древности. Не известно, кто и когда изобрел песочные часы. Но, безусловно, то, что песочные часы имели самое широкое распространение во всем древнем мире. Ими можно было пользоваться в любое время суток и независимо от состояния погоды. Конструкция песочных часов была несложной. Их чаще делали в виде двух воронкообразных стеклянных сосудов, поставленных один на другой. Верхний сосуд заполнялся песком до определенного уровня. Продолжительность высыпания песка в нижний сосуд и служила мерой времени. Такие часы делались не только из двух, но из большего числа сосудов. Так, в одних часах, состоявших из четырех сосудов, первый сосуд опорожнялся за 15минут, второй – за 30, третий – за 45 минут, а четвертый – за 1 час. Затем сосуды переворачивались специально представленным к ним человеком и вновь отсчитывали время, а обслуживающее их лицо отмечало прошедшие часы.

Следует отметить, что обычные песочные часы в виде двух воронкообразных стеклянных сосудов используются, хотя и редко, и в наши дни.

В древнем мире в основном использовались именно эти перечисленные виды часов. Определение же времени по солнечным, песочным, огненным и водяным часам было не совсем точным - плюс, минус нескольких минут и даже десятков минут в сутки. Тем не менее, они вполне отвечали общественным запросам того времени.

^ Во второй главе - «Общественно-политическая обстановка и основные направления развития научных знаний в Средней Азии и Иране в IX-XIII вв.» - кроме анализа историко-политической обстановки названного региона в указанный период, автор приводит классификацию наук того времени и исследует развитие научных знаний.

В VII в. в политической жизни не только Средней Азии и Ирана, т.е. Хорасана и Мавераннахра, но и стран Ближнего и Среднего Востока в целом, произошли крупные изменения. В VII в. в Аравии появляется новая религия ислам (от арабского слова ﻡﻼﺳﺍ - означающего «покорность», «подчинение»). Созданный арабами халифат (от слова «халиф» - ﻑﻳﻟﺧ, означающий «преемник», «заместитель») со временем расширился до Андалусии (Испания).

Естественнонаучная, в первую очередь математическая и астрономическая культура Средней Азии IX-XIII вв. имела в своей основе местные научные традиции, сложившиеся в районах ирригационного земледелия – в Согде, Хорезме, Бактрии и др. На раннем этапе своей истории они были областями достаточно развитой цивилизации.

За короткий промежуток времени на территории халифата возникло большое число научных центров. В городах создавались библиотеки. Важную роль в процессе передачи научных знаний играла торговля, как внутренняя, в пределах халифата, так и международная. Арабы торговали с Индией и Китаем, Византией и Русью, со всеми государствами бассейна Средиземного моря. Они поднимались вверх по Волге, достигали побережья Балтийского моря, проникали в Центральную Африку, совершали плавания на Мадагаскар и вдоль западного побережья Африки. Посольства халифов бывали и при дворе китайских императоров, и при дворе Карла Великого.

Третьим по счету, но первым по значению, научным центром халифата стал Багдад (762г.) Столицами халифата, каждая в свое время, были Медина в 622г. и Дамаск в 661г.

В Багдаде было сосредоточено большое число ученых, переводчиков и переписчиков из разных стран, многие из которых были уроженцами Средней Азии и Хорасана. То, что многие среднеазиатские ученые оказались в эту эпоху в Багдаде, не было случайностью. Будущий халиф ал-Ма’мун, а пока наместник своего брата халифа аль-Амина, жил в Мерве, который был центром арабского наместничества в Хорасане и Мавераннахре. Он привлек к своему двору ведущих ученых Средней Азии и Хорасана, которые впоследствии оказались с ним в Багдаде. Прибыв в Багдад, ал-Ма’мун начал активную деятельность по расширению «дома мудрости».

В IX в. отдельные области Средней Азии вышли из-под власти халифата. В столицах новых государств начали формирововатся культурные и научные центры. Такими столицами были сталицы хорезмшахов Кят и Ургенч, столица Тахиридов и Сельджукидов – Мерв, Саманидов – Бухара, Тимуридов – Самарканд. В это время в хорасанских научных центрах – Нишапуре, Рее, Исфахане работали такие выдающиеся ученые, как ал-Худжанди, Абу Бакр ар-Рази, Ибн Ирак, ал-Бируни, Ибн Сина, Омар Хайям, Фахр-ад-дин ар-Рази, ал-Хазини, Насириддин ат-Туси, Кутб-ад-Дин аш-Ширази, ал-Каши, Кази-заде ар-Руми, Али Кушчи Самарканди и многие др. Крупнейшими научными центрами были Марага и Самарканд.

Из всех перечисленных государств и династий только Саманидам удалось объединить Хорасан и Мавераннахр. Саманиды ввели стройную систему государственного управления. Государственный аппарат при Саманидах делился на царский двор (даргах) и на диваны (военно-гражданские центральные управления). Эпоха правления Саманидов была эпохой бурного развития науки и культуры. В этот период особенно большое распространение получил арабский язык. Многие научные, исторические и другие труды писались именно на этом языке. Начавшийся в Х в. взлет науки продолжался и в XI-XII вв. Выдающимися учеными этого периода были Абу Али ибн Сина, Абу Райхан Бируни, Асади Туси, Омар Хайям, Фахр-ад-дин ар-Рази и др. Они создали интереснейшие труды по астрономии, математике, медицине, другим отраслям науки.

В начале XIII в. кочевые орды Чингисхана лавиной обрушились на Мавераннахр и Хорасан. Монголы погубили державу хорезмшахов, т.е. древнейшее иранское государство Хорезм на территории нынешней Средней Азии.

Затем один за другим подверглись опустошению цветущие оазисы – культурные таджикские центры – Самарканд, Бухара, Худжанд, Балх, Герат, Нишапур и т.др. Жители гибли и угонялись в плен, разрушались мечети, дворцы, караван-сараи. Гибли в огне и рукописи древнейших библиотек. И все же научное и духовное наследие наших предков не погибло безвозвратно. Многие дошли до наших времен благодаря поколениям разных времен и народов.

Далее автор исследует процесс систематизации наук, характерных для времени. Классификация наук означает, выявляет связь наук, выраженную в их расположении в последовательном ряду или системе согласно некоторым общим принципам.

По мнению диссертанта, ученые-естествоиспытатели средневекового мусульманского Востока, основываясь на взглядах Аристотеля и Платона, внесли заметный вклад в классификацию и дифференциацию наук своего времени. Многие из них являются авторами собственных классификаций наук. Среди них следует отметить Якуба ибн Исхака ал-Кинди, Абу Бакра Мухаммада ибн Закарийа, ибн Яхйа ар-Рази, Абу Насра Мухаммада ал-Фараби, Абу Али ибн Сину (Авиценна), Абу Абдулла ал-Хорезми, Ибн ан-Надима, Джамолиддина ас-Суюти, Абу Хамида ал-Газали, Фахриддина ар-Рази, Ибн Халдуна и др.

В IX-X вв. в арабо-язычных странах наибольшее распространение получила классификация наук Аристотеля, сочинения которого в переводе на арабский язык были особенно хорошо известны на средневековом Ближнем и Среднем Востоке.

Одной из наиболее ранних и известных классификаций наук, оказавших существенное влияние на многие поколения ученых стран ислама, была классификация ал-Фараби, изложенная в его трактате “Перечисление наук”, переведенном впоследствии на европейские языки.

Так к математике относились не только чисто математические разделы в современном понимании (арифметика, геометрия и алгебра), а также некоторые разделы физики, в частности, астрономия и музыка. В этот же класс входили механика, подразделяющаяся на две “ветви” - “науку о тяжестях, т.е. теоретическую статику, и науку о хитроумных устройствах” (“илм-ал-хийал”), т.е. практическую статику.

Вслед за Абу Насром ал-Фараби, Абу Али ибн Сина в своей классификации так же пытается объснить причины происхождения всех основных наук своего времени. В частности, он относит “науку об искусных приемах” (“илм-ал-хийал”), т.е. прикладную механику своего времени, к “ветвям” наук, понимая под “ветвями” каждой науки совокупность относящихся к ней практических приемов.

^ Третья глава – «История часов и разработки часовых механизмов в Средней Азии и Иране в IX-XIII вв.» включает два раздела. В первом разделе автор рассматривает общие замечания о технических науках на средневековом мусульманском Востоке. Второй и третий параграфы посвящены деятельностью известных средневековых ученых.

Решение проблемы определения времени, мусульманскими учеными способствовали появлению и развитию таких наук, как “Илм ал-бинкамат”, “Илм алат ас-сина’а”, “Илм алат ар-руханийа”, “Илм ал-хиял”. Так, “Пингон” (Pingon)-это разновидность водяных часов, а слово «бинкамат»- это множественное число от «бинкам» - арабизированное слово «Пинган» «Pangon». Поэтому «илм ал-бинкамат» следует понимать – как такую математическую и физическую науку, в которой речь идет о происхождении времени и часов дня.

В средневековой Средней Азии и Иране многие ученые занимались проблемой «илм ал-хийал». “Илм ал-хийал” кроме теории и практики конструирования простых машин и их комбинаций, включает “науку о подъеме воды”, она изучалась и применялась в основном в двух системах. Во-первых, для определения удельных весов вещества, а во-вторых-для изготовления водяных часов.

В средневековье, во всех мусульманских странах, в том числе в Средней Азии и Иране для определения времени обычно употреблялся прибор под названием «устурлаб» (астролябия).

Почти все астрономы VIII-XI вв. написали специальные труды, посвященные астрономическим инструментам, в особенности астролябии.

В европейских странах до XIV в. астролябия в основном покупалась в странах ислама, использовалась она для определения времени суток. Сами европейцы не занимались созданием этого прибора. Европейцы в течение почти 200 лет вывозили астролябию из стран ислама, а создатели этих приборов имели хорошую прибыль на европейском рынке. Астролябия имела широкое применение также у мореплавателей для определения времени в различных географических местностях, а также для определения направления. В Европе в XVI в. стало появляться много произведений, посвященных астролябии. Астролябия почти до XVII века использовалась христианскими мореплавателями.

Средневековые ученые Средней Азии и Ирана уделяли особое внимание и солнечным часам. Для создания солнечных часов было необходимо знание сферической тригонометрии. Зная таблицу местных географических координат и законы сферической тригонометрии, они могли точно определить время суток в любой местности.

Средневековые мусульманские конструкторы разработали также другие виды часов, например водяные (о которых мы говорили выше). Эти часы имели страницу (циферблат), на которой было нарисовано 12 знаков Зодиака.

Ахмад ибн Муса ибн Шакир Хорасанский (IX в.) в своем известном труде “Китаб ал-хийал” (“Книга о хитроумных [устройствах]”) рассказывает о создании некой лампы, с помощью которой можно было определить время. Скорее всего, он писал об огненных часах.

Один из известных механиков занимавшийся созданием разных часов, был Баде‘-уз-Заман Абу-л-‘аз Исмаил бен Разоз Джазари (XII в.). «Китаб ал-хийал», или «Аль джоме‘ бен ал-улум ва ал-амал ал-нофе‘ фи сано‘ат ал-хийал» Баде‘ уз-Замана Джазари является одним из важнейших трудов по инженерной механике исламского периода.

Автор констатирует, что создание различных видов часов в средние века в странах Средней Азии и Иране не прекрашалось. Средневековые среднеазиатские и иранские конструкторы разработали различные виды часов и часовых механизмов, которые сыграли важную роль в дальнейшем развитии часового дела.

В заключении подводятся основные итоги исследования.

Основные положения диссертации отражены в следующих публикациях автора:

  1. Каримиён Н. История определения времени и искусство изобретения часов. - Тегеран, 1384 х. - 434 с. (на перс. яз.).

  2. Каримиён Н. История изобретения часов в Средней Азии (IX-XIII вв.). - Душанбе, 2004. - 104с.

  3. Каримиён Н. Из истории водяных часов //Вестник Таджикского Государственного Университета. Серия обществ. наук. - № 4 (36) 2007. - С. 62 - 64.

  4. Каримиён Н. История определения времени и изобретении часов в Средней Азии //Фарханг.- 2002. - № 3-4. - С. 56-58. (на таджикском языке).

  5. Каримиён Н. Из истории водяных часов //Фарханг. - 2003. - № 7-9. - С. 36-37. (на таджикском языке).

  6. Комилов А.Ш., Каримиён Н. Относительно водяных часов //Вклад Авиценны и Эйнштейна в развитие мирового естествознания /Материалы Международной конференции, посвященной 1025-летию Авиценны и 100-летию специальной теории относительности Эйнштейна. - Курган-Тюбе, 2005.-С.70-71.

  7. Каримиён Н., Рахматов С. А. История часов в доисламском Иране //Авиценна и мировая цивилизация. - Курган-Тюбе, 2006. - С. 38-39.

1 Мец А. Мусульманский ренессанс. – М.: 1996. - 538 с.; Негматов Н.Н. Государство Саманидов. - Душанбе, 1977. - 280 с.; Его же. Таджикский феномен. - Душанбе, 1998; Турсунов А. Возрождение Аджама. - Душанбе, 1989 на тадж. яз.; Mez A. Die renaissance des Islam.- Heidelburg, 1922.


1 Bernal J.D. Science in history.-London, 1954; Бернал Дж. Наука в истории общества.-М.: Изд-во иностранной литературы, 1956.- 738 с.







Скачать 221.69 Kb.
оставить комментарий
А.М.Гафуров
Дата17.09.2011
Размер221.69 Kb.
ТипАвтореферат, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

плохо
  1
отлично
  1
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Загрузка...
Документы

Рейтинг@Mail.ru
наверх