Введение в семиологию icon

Введение в семиологию


Смотрите также:
Книга, несомненно...
Книга, несомненно, полезна и чистым теоретикам и тем...
Реферат. «Система моды» Ролана Барта...
Абрамович Г. Л введение в литературоведение. (7-е изд). М. 1997. Баландина Н. Н...
Джон Р. Хикс. "Стоимость и капитал"...
Проект современности (введение в курс) Ольга Шпарага. Лекция 1 по курсу «Введение в философию»...
Методические рекомендации по подготовке к пгк по дисциплине «введение в языкознание»...
Программа курса...
Учебной дисциплины (модуля) Наименование дисциплины (модуля) Введение в спецфилологию: введение...
Программа дисциплины опд. Ф. 02. 1 История языка и введение в спецфилологию Часть I...
Программа дисциплины опд. Ф. 02. 1 История языка и введение в спецфилологию Часть I...
1. Целеполагание в процессе менеджмента Введение...



Загрузка...
страницы:   1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   32
скачать
Сканирование: Юрий Фигатнер | Правка, форматирование: Янко Слава 


Умберто Эko


Отсутствующая структура

Введение в семиологию


ББК 87.4

Э. 40

У. ЭКО. «Отсутствующая структура. Введение в семиологию». — ТОО ТК «Петрополис», 1998. — 432 с.

Перевод книги — А. Г. Погоняйло и В. Г. Резник

Редактор — М. Г. Ермакова

© 1968 Casa Ed. Valentino Bompiani & С. Sp.a

Via Pisacane, 26 - Milano.


Умберто Эко известен в России, прежде всего как автор двух романов: "Имя Розы" и "Маятник Фуко". Специальные работы философа и ученого широкому российскому чи­тателю до последнего времени были недоступны. Как с ученым читающую публику по­знакомил с У. Эко Ю. М. Лотман. обрисовав в общих чертах в послесловии к роману "Имя Розы " его семиотическую концепцию. Обстоятельства сложились так. что мы все еще плохо знакомы с деятельностью одного из самых крупных представителей миро­вой семиотики, тем более достойного внимания, что У. Эко никогда не замыкался в узких границах специальных исследований. Он всегда, и едва ли не в первую очередь, фило­соф и искусствовед с самыми широкими интересами. Общие проблемы семиотики, раз­граничение и определение взаимоотношений семиотики и феноменологии, семиотики и психоанализа и т. д. трактуются в предлагаемой книге на материале архитектуры. кино. современной живописи, музыки, рекламы и пр.

^ Книга, несомненно, полезна и чистым теоретикам и тем. кто на практике имеет дело со средствами массовой информации.

Данное издание выпущено в рамках программы Центрально-Европейского Университета "Translation Project" при поддержке Регионального издательского центра Института "Открытое общество" (OSI — Budapest) и Института "Открытое общество. Фонд Содействия." (OSIAF — Moscow)

Э 1403000000-001

У 34-03-98

ISBN 5-86708-114-1 © ТОО ТК "Петрополис", 1998 г.

© А. Г. Погоняйло, В. Г. Резник, 1998 г.

Предисловие 7

1. Размышления 1980 7

2. Размышления 1971/1972 14

Введение 22

A. Сигнал и смысл (Общесемиологические понятия) 25

1. Мир сигнала 25

^ I. Знаковые системы 25

II. Коммуникативная модель 26

III. Информация 28

IV. Код 32

2. Мир смысла 34

I. Значение "значения". Денотация и коннотация 34

II. Коды и лексикоды* 38

III. Структура как система, держащаяся внутренней связью 41

^ IV. Структура как теоретическая модель 42

V. Семиология источника 46

VI. Коды и их модификации 46

VII. Сообщение как источник и семиологическая информация 49

3. Эстетическое сообщение 51

^ I. Неоднозначное и авторефлексивное сообщение 51

II. Идиолект произведения искусства 55

III. Кодифицируемость уровней 58

IV. "Открытая" логика означающих 61

4. Побудительное сообщение 63

^ I. Античная риторика и риторика современная 63

II. Риторика: между избыточностью и информацией 65

III. Риторика как хранилище устоявшихся формул 67

5. Риторика и идеология 69

^ I. Идеология и код 69

II. Взаимоотношения риторики и идеологии 70

Б. Дискретное видение (Семиология визуальных сообщений) 79

1. Визуальные коды 79

^ I. Обоснование подхода 79

II. Иконический знак 81

III. Возможность кодификации иконических знаков 88

2. Миф двойного членения 93

3. Артикуляция визуальных кодов 96

I. Фигуры, знаки, семы 96

^ II. Коды: анализ и синтез 98

III. Иконическая сема 99

4. Некоторые пояснения : кино и современная живопись 103

I. Кинематографический код 103

II. От нефигуративности к новой изобразительности 109

5. Некоторые пояснения: реклама 112

^ I. Соображения общего порядка 112

II. Риторические коды 113

III. Регистры и уровни рекламных кодов 114

IV. Примеры анализа рекламных сообщений 117

V. Заключение 127

В. Функция и знак (Семиология архитектуры) 128

1. Архитектура и коммуникация 128

^ I. Семиология и архитектура 128

II. Архитектура как коммуникация 129

III. Стимул и коммуникация 130

2. Знак в архитектуре 131

I. Характеристики архитектурного знака 131

II. Денотация в архитектуре 134

III. Коннотация в архитектуре 136

3. Коммуникация в архитектуре и история 137

^ I. Первичные и вторичные функции 137

II. Архитектурные означаемые и история 139

III. Потребление и воспроизводство форм 140

4. Архитектурные коды 143

^ I. Что такое код в архитектуре 143

II. Классификация архитектурных кодов 146

5. Архитектура: вид массовой коммуникации? 147

I. Риторика в архитектуре 147

II. Информация в архитектуре 149

6.Внешние коды 150

^ I. Архитектура обходится без собственных кодов 150

II. Антропологические коды 152

III. Заключение 158

Г. Отсутствующая структура (Эпистемология структурных моделей) 161

1. Структуры, структура и структурализм 161

^ I. Понятие "структуры" в истории мысли 161

II. Уроки Аристотеля: теория структуры как конкретной формы и как формальной модели 163

2. Сомнение первое: объект или модель? 164

^ I. Структурная модель как система различий, приложимая к разным феноменам 164

II. Структурализм и генетический структурализм 166

III. Структурализм и структуралисты 167

^ IV. Структурализм и феноменология 169

V. Структурализм и критика 170

VI. Художественное произведение как структура и как возможность 175

3. Второе сомнение: онтологическая реальность или оперативная модель? 179

^ I. Структура как оперативная модель 179

II. Методология Леви-Строса: от оперативной модели к объективной структуре 181

III. Философия Леви-Строса: неизменные законы Духа 184

4. Структурное и серийное мышление 188

^ I. Структура и "серия" 188

II. Леви-Строс как критик современного искусства 192

III. Возможность порождающих структур 195

IV. Призрачные константы 197

V. Структура как константа и история как процесс 199

5. Структура и отсутствие 201

^ I. Саморазрушение Структуры 201

II. Лакан: логика Другого 202

III. Лакан: структура детерминации 204

IV. Лакан: последствия для "новой критики" 206

^ V. Лакан: лик Отсутствия 208

VI. Лакан и Хайдеггер 210

VII. Отмена структурализма (Деррида и Фуко) 213

VIII. O последнем прибежище Отсутствия... 217

IX. ... И о том, как с ним быть 220

6. Методы семиологии 223

I. Оперативная фикция 223

^ II. Структура и процесс 224

III. Языковые универсалии 227

IV. Фактор психолингвистики 228

V. Произвольность кодов и временный характер струк­турной модели 230

^ VI. Эпистемологический генезис структуры 232

VII. Действовать так, как если бы Структуры не было 234

Д. Граница семиологии 235

1. Систематизирующаяся система 235

^ I. Семиология и семиотики 235

II. По поводу возможной каталогизации 237

2. Семиотики 238

1. Коды, считающиеся "естественными" 238

II. Паралингвистика 239

III. Кинезика и проссемика 241

^ IV. Музыкальные коды 242

V. Формализованные языки 243

VI. Письменные языки, неизвестные азбуки, секретные коды 244

VII Естественные языки 244

VIII. Визуальные коммуникации 244

^ IX. Семантика 245

X. Структура сюжета 245

XI. Культурные коды 246

XII. Эстетические коды и сообщения 247

XIII. Массовые коммуникации 248

XIV. Риторические и идеологические коды 249

^ 3. Границы семиологии и горизонты практики 250

Примечания 253

Именной указатель 253







оставить комментарий
страница1/32
Эко Ю. М
Дата17.09.2011
Размер7,35 Mb.
ТипКнига, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

страницы:   1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   32
отлично
  1
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Загрузка...
Документы

наверх