Элективный курс по философии Учебное пособие icon

Элективный курс по философии Учебное пособие


1 чел. помогло.
Смотрите также:
Мареев С. Н., Мареева Е. В. История философии (общий курс): Учебное пособие...
Курс лекций по философии учебное пособие...
Учебное пособие для вузов...
Курс лекций Часть I учебное пособие рпк «Политехник» Волгоград 2005...
Курс практической психологии: Учебное пособие/ Автор-сост. Р. Ф. Кошапов...
Общий курс физики т-1 Механика: учебное пособие М.: Физматлит, 2002. Сивухин Д. В., Яковлев И...
Краткий курс Учебное пособие Кострома 2001 удк 1 /075/ Л. Н. Роднов. Философия...
Учебное пособие в помощь студентам, изучающим курс «Бухгалтерский финансовый учет»...
Учебное пособие (Краткий курс) Москва Издательство Российского университета дружбы народов...
Учебное пособие в помощь студентам, изучающим курс «Аудит»...
Андреева Е. В., Босова Л. Л., Фалина И. Н. Математические основы информатики...
Краткий курс менеджмент а...



Загрузка...
страницы:   1   2   3   4   5   6   7   8   9
скачать



Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования

«Томский политехнический университет»


Р. А. Мигуренко


ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ В ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ


Элективный курс по философии


Учебное пособие


Издательство ТПУ

Томск 2008


ББК 87.3

УДК 1 (091)


Мигуренко Р. А.

Предмет философии в истории философии (элективный курс по философии): учебное пособие. – Томск: Изд-во ТПУ, 2008. – 186 с.

Учебное пособие содержит материал, дающий представление о сущности предмета философии и её истории, предметном самоопределении философии в процессе развития; знакомит с историей становления и развития философских воззрений, основными историческими типами философских учений, главнейшими системами восточной, западноевропейской и русской философии, их ведущими идеями и представителями с целью понимания общей логики движения философской мысли к современному её состоянию. Учебное пособие снабжено комплексом тематических вопросов и заданий, направленных на понимание предмета философии через основные философские проблемы, идеи, понятия и категории.

Пособие подготовлено на кафедре философии гуманитарного факультета ТПУ, соответствует программе учебной дисциплины, предназначено для студентов специальности 040101 «Социальная работа», 100103 «Социально-культурный сервис и туризм», 030602 «Связи с общественностью» Института дистанционного образования.


УДК 1 (091)


Рекомендовано к печати Редакционно-издательским

советом Томского политехнического университета


Рецензенты:


А. Ю. Чмыхало –

доцент кафедры философии Томского политехнического университета, кандидат философских наук;

В. Н. Суровцев –

профессор кафедры истории философии и логики Томского государственного университета, доктор философских наук.



Томский политехнический университет, 2008

ВВЕДЕНИЕ

Вопрос о том, что такое философия и в чём заключена ее ценность, является спорным. Одни ждут от неё чрезвычайных откровений, другие равнодушно игнорируют её как беспредметное мышление; третьи видят в ней значительные усилия необыкновенных людей, а кто-то вообще третирует философию как бесполезные раздумья о чем-то призрачном. То, что выступает под названием «философия», в действительности являет собой пример подобных противоречивых суждений. Для человека, верящего в науку, наихудшим является то, что философия совершенно не имеет общезначимых результатов. В то время как науки получают в своих областях определенные обязательные и общепризнанные знания, философия не решила ни одной проблемы окончательно, несмотря на тысячелетние усилия. Нельзя отрицать и того факта, что в философии нет единодушия, присущего сфере научного познания. При этом в то время как научное познание направляется на отдельные предметы, философскую мысль занимает целостность бытия.

Проблемой философии является, прежде всего, проблема её предмета. Нет единодушного ответа на этот вопрос. Так, согласно Платону, философия есть познание вечного, непреходящего. Для Аристотеля, философия – это исследование причин и принципов вещей. Философы Нового времени Ф. Бэкон и Р. Декарт понимают под философией науку (целостную, единую), облеченную в понятийную форму. Для И. Канта философия – наука об отношении всего познания к существенным целям человеческого разума. Гегель называет философией мысленное рассмотрение предметов, науку о разуме, постигающем самого себя и т. д.

Понять философию без знакомства с её историей невозможно. История философии – это история человеческого мышления, которое выдвигает философские проблемы, ставит их перед собой и работает над их разрешением. Попытки разрешения философских проблем могут быть объединены в большие историко-философские области: восточная философия (индийская философия, китайская философия) и европейская, или западная, философия.

В курсе «Предмет философии в истории философии» центральной проблемой является самоопределение философии, т. е. понимание ею своего предмета, задач и сущности на различным этапах истории. Общие рамки и последовательность изложения материала заданы структурированием философии преимущественно по историческим типам.

Вопросы и задания к темам направлены на понимание предмета философии через основные философские проблемы, идеи, понятия и категории.


Тема 1


^ ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ И ЕЁ ИСТОРИИ


Понятие предмета философии. Разнообразие подходов к пониманию предмета философии. Объективная обусловленность изменения предмета философии. Предмет философии и система категорий. Всеобщее как предмет философии. Предметные уровни философии. Философские проблемы как выражение и представление предмета философии. Содержание философии как совокупность проблем. Понятие философская идея. Предмет философии и философская идея. Всеобщность как признак и оценка философских идей.

История философии как философия в развитии. Понятие предмета истории философии. Содержание философии как предмет истории философии. История философии как история формирования, развития и преобразования философских идей. Философские учения, школы, течения и направления как культурно-организационные формы существования и развития философских идей. Философский текст и интерпретация. Предмет философии как совокупность текстов и их интерпретаций. Исторические типы философских учений.


Предмет – вещь, объект в самом широком смысле, всякое сущее, которое благодаря наглядному образу или внутреннему смысловому единству выступает как ограниченное и в себе завершённое. В этом смысле предметом является всякое данное простому переживанию (сознанию) нечто, имеющее индивидуальную форму: 1) вещь (т. е. физический, принадлежащий внешнему миру предмет); 2) понятие (логически мыслимый предмет); 3) состояние (общее состояние чувств, духовная направленность). Предмет философии – это то, на что направлено философское знание. Казалось бы, за время своего существования философия должна была определиться со своим предметом. Однако даже простое сопоставление философских концепций, порождённых её историей, показывает, что их авторы очень часто рассуждали взаимоисключающе о предмете философии и способах познания этого предмета. Иначе говоря, ситуация такова, что у каждого философа есть дефиниция его философии и понимание его предмета философии. В связи с этим возникает вопрос о том, существует ли такой предмет, который бы объединил самые разные представления в единое знание, называемое философией?

На что направлено философское исследование? С одной стороны, объекты философского исследования могут быть зафиксированы с такой же эмпирической определённостью, как, например, объекты других наук: природа, человек, общество, познание. С другой стороны, философия, о чём свидетельствует её история, имеет дело с идеализированными формами действительности, абстрактными объектами – категориями, относительно которых не всегда можно сказать, что они обозначают объективно существующее.

Слово категория имеет несколько значений. Первый смысл – повседневный, обыденный: словом «категория» обозначают род, сорт, группу. Пример: «Иванов относится к категории тех, кто…». Или: «Иванов – специалист высшей категории» и др. Второй смысл: под категорией понимается фундаментальное понятие некоторой науки. Например, в математике – это число, множество и др.; в физике – поле, частица и т. п. Такие понятия-категории есть у любой науки. Вокруг понятий-категорий выстраиваются научные гипотезы, концепции, теории. Третий смысл слова «категория» – это философские предельно широкие понятия, отражающие существенное и типичное содержание явлений действительности и господствующих в ней отношений. Например: материя, дух, сознание, жизнь, смерть, истина и т. п. Именно в категориях-понятиях раскрывается предмет философии.

Имеется ещё один, четвёртый смысл, когда под категориями понимаются универсальные формы мышления и бытия. Категории в этом смысле обозначаются словами, которые являются философскими терминами, но не являются понятиями. Например: объективное / субъективное; вещь / свойство; существование / не-существование; содержание / форма; причина / цель; возможность / действительность; часть / целое; необходимость / случайность и т. д. Чтобы использовать эти категории не обязательно что-либо знать о них. Напротив, категориями-понятиями мы можем пользоваться только осознанно, т. е. если нам знакомо их содержание, смысл. Философские категории-понятия составляют содержание мысли, а не её форму. Категории в четвёртом смысле есть именно формы, а не содержание мышления1.

Философские категории представляют собой интерпретации действительности, т. е. фактически существующего. В ходе историко-философского исследования предмет философии не просто констатируется, а выявляется. С точки зрения познания эмпирические данные и абстрактные объекты философского познания взаимосвязаны. Так, для осмысления и обобщения знаний о природе философия разрабатывает системы категорий: субстанция, материя, движение, пространство, время, сущность, явление, необходимость, закон и т. д. Соответственно, существует система категорий для описания философских проблем человека и общества. Анализ категориального аппарата философии позволяет установить её проблематику (и предмет). Вследствие этого можно утверждать, что предмет философского исследования выступает как система категорий.

Сходство между конкретными и абстрактными объектами в философии состоит в том, что и те, и другие являются теоретическими: первые – теоретически-конкретными, вторые – теоретически-абстрактными. Для философии любые объекты существуют в логически обобщённом виде. Другое дело, что в различных философских учениях одни и те же категории имеют далеко не одинаковое значение. Можно охарактеризовать предмет философии как конкретное в действительности, которое становится абстрактным в философском умозрении. Конкретно-абстрактные объекты философии следует понимать как проблемы, т. е. вопросы, на которые исследователь пытается дать ответ. Имеются в виду вопросы не информационные, а исследовательские, связанные с поисковой ситуацией. Философская проблема – это знание о незнании и некоторое предположение о неизвестном, подлежащем раскрытию. Совокупность философских проблем, формирующихся на основе обыденного и исторического, индивидуального и общечеловеческого опыта, знания и практики,это содержание философии. Философские проблемы отражают предмет философии и его спецификой обусловлены.

Важнейшая и определяющая черта проблем философии – всеобщность и предельность – связана с их фундаментальностью для общего понимания мира, отношения человека к миру, к жизни. Всеобщность подразумевает абсолютность (безусловность, т. е. независимость существования от чего-либо иного, кроме себя), а также самотождественность в любом месте и в любое время. Иногда предмет философии обозначают как всеобщее. Всеобщее философии – это интеллектуальная конструкция, обосновывающая мысль о фундаментальном единстве наших представлений о мире, «последний довод» таких представлений. Стандартное и устоявшееся определение предмета философии гласит: «Философия изучает всеобщие законы природы, общества и мышления». Иными словами, философия стремится осознать некую основу всех сфер реальности, порождающую всё многообразие мира, однако сохраняющую устойчивость во всех отношениях. В этом смысле выявление характеристик «всеобщего» равносильно раскрытию тайны мира, обнаружению порождающей матрицы нашего универсума. Обыденное мышление не охватывает «единого», «всеобщего» – этой основы мира. Всеобщее существует как предел человеческого мышления, как шкала оценки изощрённого философского мышления, как его вечное задание. На деле результаты философского исследования всегда конкретны, культурно-обусловлены: порыв философской интуиции ограничивается талантом исследователей, накопленными в прошлом философскими знаниями, запросами общества. Общество может быть преисполнено энтузиазма в отношении философского творчества, либо безучастно к нему, либо откровенно враждебно. Обусловленность результатов философствования состоянием культуры – трагедия философии, тяжело переживаемая каждым сколько-нибудь крупным мыслителем. Однако это же противоречие между предметом философии («всеобщим») и культурно-ограниченными результатами философских исследований – главный источник развития философского знания.

Именно поэтому другой особенностью философских проблем является их вечность, постоянство. Философия постоянно касается таких вопросов человеческой мысли, по отношению к которым никогда не может быть сказано последнее слово. Человеческая мысль постоянно переосмысливает их в свете нового опыта, новых знаний, применительно к уникальности конкретной ситуации. Философские проблемы сохраняют своё значение в каждую эпоху; их обсуждение философами другого времени – не простая дань традиции, но выявление новых перспектив.

Вечность философских проблем вовсе не означает, что в их осмыслении нет никакого прогресса, что они принципиально не решаемы. Однако прогресс в философии не тождественен прогрессу в научном познании. В науке каждая последующая теория даёт более полное и глубокое отображение реальности, включая в себя элементы истины предшествующих теорий. Прогресс в философии происходит не в смысле углубления знаний, а в кумулятивном (накопительном, собирательном) смысле: новое философское знание не отвергает, не игнорирует сложившиеся представления, но прибавляется к уже имеющейся сумме знаний, и, таким образом, общая сумма точек зрения на ту или иную философскую проблему постоянно возрастает. Философские проблемы решаемы, но это решение обусловлено, прежде всего, уровнем научного знания, культурно-историческим этапом развития общества: на каждом этапе развития философская проблема решается в той степени, в какой это возможно. Философский результат – это прежде всего создание нового смысла, новой интерпретации. Как правило, развитие философского знания сопровождается расширением категориального словаря (за счёт появления новых понятий), изменением содержания имеющихся понятий и категорий, появлением новых специальных терминов. Ценность философского результата, полагает А. Н. Никифоров, состоит в потенциальной способности придавать новые смыслы понятиям, вещам, явлениям и показывать их в новом, необычном свете. «Хороший результат в идеале должен приводить к переинтерпретации всех философских понятий и к созданию нового взгляда на мир. Так возникают великие философские системы – Декарта, Спинозы, Канта, Гегеля, Шопенгауэра…»2.

Ни одна философская система не охватывает всех проблем: даже те из них, которые имеют энциклопедический характер, ограничивают себя определённым кругом вопросов. Чаще всего в основе философского учения лежит одна из философских проблем, которая подчиняет (или отвергает) остальные. Однако и в рамках ограниченной (основной) темы исследователь пытается рассмотреть, как правило, под определённым углом зрения, всю философскую проблематику. Ограничение философской проблематики (в рамках определённого учения) есть способ решения неограниченного круга философских вопросов. Отбор проблем философом характеризует направленность создаваемого им учения.

Положение о качественном изменении предмета философии в процессе её развития предполагает не только признание специфики объективного содержания (проблематики) различных философских учений, но и того общего, что характеризует предмет исследования в разных философских теориях – основных проблем философии, исследование которых делает предметное поле философии общим.

Целостность философии, её единство обеспечивается общностью проблем, решаемых различными философскими системами. С учётом характера философского знания можно говорить о дифференцированности, многогранности предмета философии. Так, И. Кант дробит всеобщее на части, соотнося их с различными типами человеческой деятельности. Предметом философии оказывается поиск абсолютных, вневременных норм, идеальных стандартов такой деятельности. И. Кант предложил несколько вопросов, составляющих в своей совокупности, предмет философского знания: 1) что я могу знать? 2) на что я могу надеяться? 3) что я должен делать? 4) что такое человек? В последнем вопросе на основании решения предшествующих проблем выясняется действительная роль, место и предназначение человека в мире.

Таким образом, в самом общем плане можно дать следующее описание предметного поля философии: предметом философии является бытие как система, включающая такие подсистемы, как мир и человек. Философия выступает как знание о предельных взаимоотношениях (закономерностях), которые существуют между миром и человеком на всех уровнях3.

Человек ставит вопросы о сущности и происхождении мира, о том, что лежит в основе мира, пытается выявить основные формы проявления мира, ставит вопросы о том, един или множественен мир, в каком направлении он развивается и развивается ли он вообще. Данный предметный уровень философии обозначается как онтологический. Философские решения онтологических проблем могут быть самыми разнообразными, но объединяет их то, что они осуществляются философами в предельной форме, т. е. даётся описание наиболее общих предпосылок бытия, наиболее общих взаимоотношений между миром и человеком.

Являясь частью бытия, человек определённым образом противостоит ему и осознаёт это противостояние. Такая ситуация позволяет рассматривать весь окружающий мир как объект познания. Причём это – не только внешний мир, но и сам человек как часть мира, и организованная совокупность людей – общество. На этом уровне философия ставит вопросы о познаваемости мира и обоснованности наших претензий на знание о нём. Это – гносеологический предметный уровень философии. Предельность гносеологической позиции философии связана с тем, что она затрагивает проблемы обоснования знания и познания как такового. Частные науки в рамках своего предмета никогда не ставят вопрос о познаваемости мира в целом, ибо предмет науки предстаёт как ограниченная часть бытия, которая принципиально познаваема с помощью соответствующих конкретно-научных приёмов. Общая гносеологическая проблематика даёт самые разнообразные варианты её решения в философии, однако все они затрагивают предельные характеристики процесса познания, выявляя смысл познавательной деятельности как таковой.

Человек – существо одухотворённое. Он не только познаёт мир, но и живёт в нём, эмоционально переживая своё существование, взаимоотношения с другими людьми, свои права и обязанности. Человек пытается отыскать критерии нравственности, добра, красоты, осознаёт трагичность некоторых моментов своего существования. Философия, опять же в предельной форме, исследует эти ценности человеческого существования, утверждая их обоснованность и необходимость. Эту область философских исследований можно обозначить как аксиологический предметный уровень. Соответственно, здесь так же возможны самые различные варианты философских решений.

Человек живёт и действует, опираясь на практическое освоение бытия. В этом смысле практика является активным связующим моментом между миром и человеком, между бытием и мышлением. Человек способен активно воздействовать на окружающую его действительность, используя познанные им закономерности, может направить течение каких-то событий в желаемое русло, практически осуществляя, например, свои собственные представления о желаемом устройстве мира и общества. Однако человек может осуществить и такие преобразования, которые становятся угрозой существованию самого человечества. Философия в этом плане исследует предельные основания практической деятельности человека, вырабатывая на основании познания истины и её сочетания с общечеловеческими ценностями и интересами некую общую систему норм данной деятельности, её параметры и ограничения. Эта область исследований относится к праксиологическому предметному уровню философии.

То, что философские учения отличаются друг от друга не только тем, как они решают определённые вопросы, но и тем, какие вопросы они ставят, имеет глубокие исторические причины. Философские проблемы не даны одновременно: они формируются, развиваются, преобразуются в ходе развития общества, научного и философского знания. Можно говорить о неравномерности развития философской проблематики, понимая под этим тот факт, что в различных странах на различных этапах их истории у различных философов не найти одного и того же круга вопросов и идентичной их разработки.

Неравномерность возникновения и развития определённых философских проблем не является результатом произвола мыслителей: выбирая те или иные проблемы (или открывая новые), философы выражают тем самым потребности времени, уровень достигнутых знаний и возможностей. Следовательно, можно говорить об объективной обусловленности качественных изменений в проблематике философии, т. е. её предмете. Однако внутри «проблемного» поля выбор темы (задачи, вопроса) зависит не только от её общественной значимости, но и от внутренней заинтересованности философа, осознания им границ своих возможностей. В философии нет общепризнанных вопросов, тем не менее трудно указать вопрос, на который ещё не дано ни одного ответа.

Для представления предмета философии (и некоторого результата философствования) может быть использовано понятие философская идея. Философские идеи – это: 1) мысль или совокупность мыслей, высказанных и обоснованных философом; 2) те мысли философа, которые можно считать наиболее существенными, оказавшими определённое воздействие на человеческий дух, на философию и всю культуру и продолжающими это влияние оказывать.

Каждая историческая эпоха подарила миру много новых философских идей. Но философия развивается не только посредством новых идей. Её развитие осуществляется и вокруг тех идей, которые заимствуются из прошлого. Вокруг их осмысления, преобразования, уточнения развивается философская мысль. Рождение и обогащение общезначимых, т. е. не теряющих своего значения и смысла, идей – главнейшая функция философии. По своему происхождению общезначимые философские идеи конкретно историчны, однако смыслом своим они принадлежат общей истории человечества. «Рождённые мыслью вполне определённых индивидов…философские идеи и концепции обязательно сохраняют «опознавательные знаки» личностно-индивидуальной, эпохальной, национальной специфики. Но в то же время они имеют поразительное свойство быть понятными, близкими, нужными человеку любой другой эпохи…» – отмечает Н. В. Мотрошилова4.

Философские идеи раскрываются в понятиях и категориях (категории – в третьем смысле). В процессе развития философские идеи подвергаются уточнению, критике, переформулированию, а то и радикальному пересмотру. Изучением зарождения, становления и развития философских идей занимается история философии. История философии и есть процесс, в рамках которого сформировалась проблематика и структура философского знания.

Изменение предмета философии в ходе её исторического развития создаёт особые трудности в его определении. Дело в том, что в философии происходит не только изменение предмета исследования (это общая закономерность развития научного знания), но и спор о том, что является (или должно быть) этим предметом: существуют радикально противоположные представления о предмете философии. С этой точки зрения можно говорить о том, что поиски предмета философии продолжаются. Признавая качественную специфику соотношения прерывности и непрерывности в историко-философском процессе, специфику философских проблем, значительная часть которых в том или ином виде рассматривается всеми философскими теориями, делать вывод о едином предмете философского исследования во все исторические времена неправомерно. Иначе говоря, наличие общих проблем в философиях разного времени (от античности до наших дней) не обязательно указывает на единый предмет философии. В справедливости этого вывода можно убедиться в процессе изучения история философии.

Приведём пример определения философии, в основе которого – допущение, что философия имеет один, общий для всех философских учений, предмет: философия – это наука о всеобщих закономерностях, которым подчинены и природа, и общество, и мышление, и познание. Возражения против такого понимания философии и её предмета:

1) не ко всякой философии применимо понятие науки;

2) подавляющее большинство философских учений не признавало и не признаёт существования общих для природы, общества, познания закономерностей;

3) это определение неприменимо к целому ряду достаточно развитых философских систем. Так, агностицизм вообще отрицает возможность познания объективной реальности и тем самым ставит под вопрос существование объективных законов природы и общества. Это определение философии неприменимо к берклианству, юмизму, иррационализму, интуитивизму в виду того, что всеобщие законы – не их предмет. «Самое скрупулёзное исследование прагматизма, персонализма, философской антропологии и многих других философских учений никоим образом не приведёт к заключению, что они исследуют наиболее общие законы развития, чем, как известно, занимается философия марксизма» – пишет Т. И. Ойзерман5.

Таким образом, распространение (экстраполяция) понятия о предмете одной философской системы (в данном случае – диалектического материализма) на все философские учения игнорирует факт принципиальных (качественных) различий между философиями, в основе которых, прежде всего, – различия в предмете философствования.

Множество определений собственно философии свидетельствует о трудности определения предмета философии. Древние греки понимают философию как любовь к мудрому слову. В средние века в ней видят служанку богословия. Для Томаса Гоббса философия есть наука о причинах. Шопенгауэр утверждает: «Философия есть искусство, а не наука». Современное толкование философии связано с понятием «мировоззрение», предмет которого – всеобщее, предельное в системе отношений «мир – человек».

Вопрос о том, что изучает философия, остаётся открытым. Можно указать на две концепции, касающиеся проблемы, что считать предметом философии, – концепцию «распочкования предмета философии» и концепцию «предметного самоопределения философии». Но прежде одно небольшое замечание: философия может иметь разную ориентацию – научную, чувственно-эстетическую, практическую. Концепции, о которых пойдёт речь, касаются научно-ориентированной философии.6

Концепция распочкования предмета философии строится на идее «исключительности» философии по отношению к другим наукам, потере ею своего предмета в результате развития научного знания. Появление частных наук сужало рамки философии, в конце концов её содержание оказалось «разобраным по частям отдельными науками», предмет философии «распочковался». Немецкий философ В. Виндельбанд, высказываясь по поводу предмета философии, сравнил философию с королём Лиром, который роздал своим детям всё своё имущество и которого вслед за тем, как нищего, выбросили на улицу. Таким образом, философии, потерявшей свой предмет, не остаётся ничего другого, как раствориться в научном знании, выступая учением о науке вообще. Но поскольку распочкование – процесс естественный, закономерный, остановить искусственно его невозможно, а потому философия и сейчас продолжает оставаться «наукой наук» и заключает в себе значительное число будущих наук.

^ Концепция «предметного самоопределения философии» (концепция «отпочкования») строится на идее о том, что наукоориентированная философия имеет специфический, единственный и «нераздаваемый по частям» предмет исследования. Предметы частных наук не порождались философией, т. е. философия не является «матерью все наук»: и философия, и частные науки выделились из совокупного преднаучного знания, обретя свой предмет. Таким образом, в результате «отпочкования» произошло размежевание философии (науки о всеобщем) с науками о «единичностях».

С точки зрения предметного самоопределения в истории философии можно выделить несколько главных понятий философии:

1. В античной (древнегреческой) философии термином «философия» обозначали всю сумму внерелигиозных знаний, научное знание в целом. Таким образом, исторически первое понятие философии было тождественно научному знанию вообще.

2. В период европейского научного Возрождения понятие философии получает значение тотального объединителя научного знания. Она – не просто представитель научного знания, она – всё это знание: «Философия – царица всех наук». В XVII – XVIII вв. понятие «философия» охватывало всё теоретическое и эмпирическое знание. В соответствии с этим философией называли и теоретическую механику, и биологию, и другие науки. Сочинение И. Ньютона, например, озаглавлено «Математические начала натуральной философии», а книга К. Линнея по основам ботаники получила название «Философия ботаники».

3. Классическое понятие философии (с точки зрения её предметных отношений с частными науками) – философия есть учение о всеобщем. Понимание философии как учения о всеобщем встречается уже у Аристотеля. Однако Аристотель полагал, что философия как наука о первых началах – «это безраздельно господствующая и руководящая наука, наука, которой все другие, как рабыни, не вправе сказать и слова против». Для Гегеля, так же как для Аристотеля и Канта, философия – наука о всеобщем.

В процессе исторического развития предмет философии исторически менялся в тесной связи с развитием общества, культуры, науки, самого научного знания. При этом очень редко философы считали результаты предшествующего философствования несомненными. Это подтверждается тем, что почти каждая новая крупная философская система начинает заново определять предмет, задачи и сущность философии. Существует точка зрения, в соответствии с которой различные определения предмета философии не являются губительными для философии, напротив, – они выступают фактором её развития. А. Б. Рукавишников в заметке «От редактора» к книге Х. Хофмайстера «Что значит философствовать», в связи с проблемой определения философией собственного предмета, пишет: «…основной проблемой для философии является сама философия. Устремившись с момента своего возникновения к поиску общего основания всего, что существует, она обрекла себя на постоянное определение себя как знания об этом основании и как основание любого знания о сущем»7.

По вопросу отношения философии к её истории распространены два мнения.

1. [Ф. ≠ И.Ф.] Популярно в англо-американском мире и сложилось под влиянием аналитической философии. Согласно этому пониманию, идеи коллеги из соседского университета для меня важнее, чем идеи Канта и Гегеля. Не потому, что коллега умнее уважаемых философских классиков, а просто потому, что живёт позже их, знает то, чего они не могли знать, владеет такой аналитической техникой, которая во времена Канта и Гегеля ещё не была разработана.

2. [Ф. = И. Ф.] Распространено в Европе и популярно среди ряда наших философов. Философия и есть история философии, поскольку именно последняя определяет смысл философских проблем и предлагает все возможные способы их решения. Никаких других способов философствования невозможно изобрести. Поэтому, если вы хотите заниматься философией, попытайтесь изучать и понимать историю философии.

Существует третье мнение, его выражают наши отечественные философы, суть которой такова: [Ф. => И. Ф. => Ф.]. С одной стороны, действительно, нельзя заниматься философией, не зная истории философии. Cам смысл философских проблем задан исторически, в истории философии были предложены решения проблем, которые нужно знать. С другой стороны, в истории философии были сформулированы такие идеи, которые не были по-настоящему поняты ни в то время, когда они были предложены, ни позже. Сегодня эти идеи могут быть поняты и развиты в контексте тех проблем, которые возникли перед современной философией. Поэтому развитие философии предполагает её постоянный диалог со своим прошлым: переосмысление истории философии в свете современного опыта и нахождение в ней идей, помогающих в осмыслении и решении вопросов, которые волнуют нас сегодня. В этом смысле история философии выступает как философия, а философия как история философии. При этом философская проблематика не сводится к той, которая ранее в ней обсуждалась. Эти вопросы приобретают очень конкретную и специфическую форму в каждый исторический период, ибо философия – это прежде всего рефлексия над теми проблемами, которые задаёт развитие культуры и которые исторически меняются. Поэтому философы должны каждый раз давать новые ответы на «вечные» вопросы и создавать оригинальные концепции. Таким образом, история философии – это философия в её развитии8.

История философии в качестве науки отвечает на вопросы, почему возникает философия, что и как изучают и постигают философы и для чего они это делают. Историко-философское знание отражает сам процесс развития философских воззрений. История философии реконструирует развитие самой философии, условия и факторы, его определяющие, в итоге отвечает на вопрос, что такое философия. История философии в силу своей плюралистичности есть история философий. Существует два основных подхода к исследованию историко-философского процесса: эмпирико-описательный (по эпохам) и проблемно-категориальный (по проблемам). Наиболее перспективным является исследование, опирающееся на возможности и проблемно-категориального, и эмпирического подходов. В историко-философском плане философия может быть рассмотрена под различными точками зрения, в том числе и как процесс самоопределения философии, как процесс эволюции её предмета. Существо историко-философских учений составляет проблемно-категориальный анализ истории философских учений.

Предметом истории философии являются: система исторически возникающих и развивающихся фундаментальных идей относительно бытия человека в мире; культурно-организационные формы, которые объединяют эти идеи и их носителей: философские учения, школы, течения и направления. Философское учение представляет собой совокупность упорядоченных воззрений, которые затрагивают универсальные стороны взаимоотношений человека с природой и социально-культурной средой. Чаще всего оно связывается с именем того или иного мыслителя. Порой, говоря о философском учении, выделяют не всю систему взглядов того или иного мыслителя, а лишь её фрагмент, посвящённый решению какой-либо важной философской проблемы (например: учение Платона об идеях). Когда у основателя определённого учения появляются последователи, продолжающие развивать его идеи, тогда формируются философские школы. Множество школ, предлагающих альтернативные варианты развития единых исходных принципов, образуют философские течения. Самыми масштабными образованиями в историко-философском процессе выступают философские направления (они охватывают целый ряд философских течений и существуют длительное время).

История философии не может непосредственно изучать процесс развития философии. Историк философии исследует этот процесс, используя сохранившиеся письменные тексты мыслителей прошлого, их комментаторов, работы историков и культурологов. В этом смысле предмет философии в её истории представлен как совокупность текстов и комментариев к ним. Любое понимание текста осуществляется через личностную интерпретацию, представляющую собой поиск смысла сквозь призму собственного «Я». Рост философского знания, его новизна, плюралистичность обеспечиваются интерпретационной природой философского знания и спецификой её уникального предмета. Таким образом, философия (и её история как раздел философского знания) представляет собой разновидность интерпретации и её результат. Новое философское знание всегда есть результат интерпретации. Определяя, что является в данный период истории предметом философии, различают различные исторические типы философских учений:

1. Космоцентризм. Господствует в античности. Исчерпывающим объектом философского исследования полагается совокупность идей о космосе как о замкнутой конечной тотальности всех наблюдаемых тел и явлений. Для философов-космоцентристов «всеобщность» есть категориальное отображение космоса.

2. Теоцентризм. Господствовал преимущественно в эпоху европейского Средневековья. Предмет философии – постижение Божества. Космос утрачивает признак всеобщности. Усложняется трактовка категории «всеобщее». Актуальными стали проблемы обоснования существования Бога через философскую интерпретацию библейских текстов.

3. Антропоцентризм. Господствует в философии с эпохи Возрождения. Представления о человеке начинают рассматриваться как самодостаточный объект философских исследований. Всеобщее истолковывается как абстракция от человеческого существания. Мир, в рамках теоретического отношения к действительности, представляется продуктом человеческой деятельности и в таком статусе осознаётся философией.

^ Краткое резюме по теме:

1. Предмет философии – это то, что она изучает; её содержание. Содержание философии раскрывается посредством системы философских проблем, т. е. вопросов и задач поискового характера. Философские проблемы раскрываются посредством философских идей. Философские идеи раскрываются в понятиях и категориях. Этот вывод может быть представлен в следующей логической схеме:

предмет философии → философские проблемы → философские идеи →философские понятия и категории.

2. Предмет философии не дан ей изначально. Философия самоопределяется в процессе собственного развития. Развитие философии есть развитие её предмета (и наоборот). Всеобщее как предмет философии конкретизируется в философских проблемах и идеях.

3. История философии – это философия в развитии. Понимание специфики предмета философии возможно только в процессе изучения её истории. История философии изучает зарождение, становление и развитие философской мысли, эволюцию и характер философских идей с точки зрения того, как они представлены в учениях различных философов, школ, течений и направлений. В этом смысле история философии есть «живая», актуальная философия, которая состоит из учений, понимаемых вместе с творческой биографией их создателей на фоне мировоззрения эпохи и в цепи культурного наследия философских идей.


Вопросы и задания к теме


1. Раскройте понятие «предмет философии».

2. С чем связаны трудности в определении предмета философии?

3. С чем связаны трудности в определении философии? Какие определения философии вам известны?

4. Какова связь между предметом философии и философскими проблемами?

5. Раскройте содержание понятия «философская проблема». Назовите основные группы философских проблем.

6. Каково значение понятия «философская идея»?

7. Чем объяснить тот факт, что философия существует как множество различных философских учений? Что обеспечивает единство философии?

8. В чём состоит принципиальное различие между основными концепциями о предмете философии?

9. Почему, чтобы понять предмет философии, нужно познакомиться с её историей? Что является предметом истории философии?

10. Как соотносятся между собой следующие понятия: предмет философии, философская проблема, философская идея, философская категория?






оставить комментарий
страница1/9
Дата11.09.2011
Размер2.88 Mb.
ТипЭлективный курс, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

страницы:   1   2   3   4   5   6   7   8   9
отлично
  4
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Загрузка...
Документы

Рейтинг@Mail.ru
наверх