Романное творчество Н. Мейлера 1980-х 2000-х годов: социокультурный контекст, проблематика, поэтика icon

Романное творчество Н. Мейлера 1980-х 2000-х годов: социокультурный контекст, проблематика, поэтика



Смотрите также:
Романное творчество Н. Мейлера 1980-х 2000-х годов: социокультурный контекст, проблематика...
Проза л. Улицкой 1980 2000-х годов: проблематика и поэтика 10. 01. 01 русская литература...
Диссертационного совета: д 212. 155. 01 по литературоведению...
Проза а. Кима 1980-1990-х годов: поэтика жанра...
Проблематика и поэтика малой прозы з. Н. Гиппиус 1890 1900-х годов (гендерный аспект)...
Курс А. Блок «Двенадцать». Проблематика поэмы. Образная система. Поэтика...
Europos Humanitarinis Universitetas...
Europos Humanitarinis Universitetas...
Майкл А. Николсон...
Примерная тематика курсовых работ...
«Творчество А. А. Блока и русская культура XX века»...
Кабардинская проза 1920-1930-х годов: национальные истоки, специфика формирования жанров...



скачать


На правах рукописи


Чернецова Екатерина Владимировна


Романное творчество Н. Мейлера

1980-х – 2000-х гОДОВ:

социокультурный контекст, проблематика, поэтика


Специальность 10.01.03 – Литература народов стран зарубежья


(литература США)


АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата филологических наук


Казань – 2010

Работа выполнена на кафедре русской и зарубежной литературы Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева» Министерства образования и науки Российской федерации (ГОУ ВПО МГУ им. Н.П. Огарева МО и Н РФ)


^ Научный руководитель: - доктор филологических наук,

профессор

Осовский Олег Ефимович


Официальные оппоненты: - доктор филологических наук,

профессор

^ Несмелова Ольга Олеговна


- кандидат филологических наук,

доцент

Муратханова Ольга Вячеславовна


Ведущая организация: Московский государственный

областной университет


Защита состоится «___» декабря 2010 года в __ часов __ минут на заседании диссертационного совета Д 212.081.14 в Казанском (Приволжском) федеральном университете по адресу: 420008, г. Казань, ул. Кремлевская, д.35, корп.2, ауд. 1313.


С диссертацией можно ознакомиться в Научной библиотеке имени Н.И. Лобачевского Казанского (Приволжского) государственного университета (Казань, ул. Кремлевская, д.35).


Автореферат разослан «__» ноября 2010


Ученый секретарь

диссертационного совета

кандидат филологических наук,

доцент Р.Л. Зайни


^ ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Норман Мейлер (Norman Kingsley Mailer, 1923-2007), романист, публицист, сценарист, кинорежиссер, и общественный деятель, по праву входит в число крупнейших американских писателей XX столетия. Он предложил новые формы повествования, тем самым заметно расширив жанровый спектр современной американской прозы. Интерес Мейлера к злободневным проблемам американской жизни и международной политике определили проблематику подавляющего большинства его произведений.

Актуальность предлагаемого исследования заключается в том, что изучение проблематики и поэтики романного творчества Н. Мейлера 1980-2000-х гг., социокультурного контекста его произведений, выявление специфики его авторской стратегии в этот период, значительно расширяет и углубляет представление как о творчестве самого писателя, так и об основных тенденциях развития прозы США 80-х годов XX – начала XXI века, что позволяет дополнить картину развития американской литературы этого периода в целом.

В центре романов1 и публицистики2 Н. Мейлера – неприятие писателем бездуховности и пошлости западного общества, антибуржуазный протест, леволиберальная идеология, политические и общественные вопросы, культовые личности и знаковые события, в сочетании со стремлением к экзистенциалистскому изображению мира и человека. В своих эссе писатель сформулировал философские принципы отчужденного от общества американского экзистенциалиста, героя-хипстера, который получает законченное воплощение в политической публицистике Мейлера конца 1950-1960-х гг. и отчасти в романе «Американская мечта» (1965, рус. пер. 1993).

Н. Мейлер является одним из создателей «нового журнализма» в литературе США, главная примета которого – сочетание фактографии и вымысла, художественной и нехудожественной прозы в одном произведении. Принципы нового журнализма были реализованы писателем в книгах «Армии ночи: история как роман, роман как история» (1968) и «Песнь палача» (1979), которая, став образцом жанра «документального романа», свидетельствовала о возвращении писателя к романной прозе и его сохраняющемся интересе к документальной стороне событий.

Поэтика романов Мейлера 1980-2000-х годов носит синтетический характер. Предложенный писателем жанр «non-fiction novel» становится доминирующим с момента выхода «Песни палача». Н. Мейлер больше не создает документального романа в чистой форме, однако сочетание факт/вымысел, факт/миф присутствует во всех его произведениях этого периода.

В 1980-е гг. выходят романы «Вечера в древности» (The Ancient Evenings, 1983, рус. пер. 2007) и «Крутые парни не танцуют» (Tough Guys Don’t Dance, 1984, рус. пер. 2003). Среди наиболее значительных книг Мейлера 1990-х гг. – роман «Призрак Проститутки» (Harlot’s Ghost, 1991, рус. пер. 2003), документально-художественная биография убийцы президента Кеннеди – «История Освальда. Американская загадка» (Oswald’s Tale. An American Mystery, 1995), роман «Евангелие от Сына Божия» (The Gospel According to the Son, 1997, рус. пер. 2000). В 2007 г. вышел последний роман писателя – «Замок в лесу» (The Castle in the Forest, рус. пер. 2007).

Отметим, что для отечественного литературоведения характерен неизменный интерес к творчеству Мейлера. Его имя представлено практически во всех коллективных исследованиях об американской литературе. На наш взгляд, наибольшую ценность для отечественной американистики, в основном по раннему Мейлеру, представляют главы из монографий А. М. Зверева1, М.О. Мендельсона2, А.С. Мулярчика3, Т.Н. Денисовой4, Я.Н. Засурского5, Г. П. Злобина6; статьи А.М. Зверева7, А.Н. Николюкина8, А.С. Мулярчика9, рецензии на романы Н. Мейлера10.

Творчеству писателя был посвящен ряд диссертационных исследований. О.О. Несмелова1 впервые в советском литературоведении дает критический анализ публицистических произведений Н. Мейлера и показывает их органическую связь с процессом развития художественно-документальной литературы США XX века. Т.Е. Ваганова2 впервые предпринимает попытку определения путей становления и развития художественной прозы Мейлера 50-60-х гг. Л.А. Шлямович3 прослеживает творческую эволюцию писателя, обращаясь к периодизации его литературной деятельности. В постсоветский период некоторые аспекты творчества писателя также исследовались в отдельных главах диссертационных исследований А.В. Татаринова4, Ж.Г. Коноваловой5.

Сегодня к творческому наследию Н. Мейлера обращаются исследователи-американисты (О.О. Несмелова, О.Е. Осовский, В.Г. Прозоров, Т.Н. Денисова и др.). В 2009 году вышла монография И.Л. Галинской «Документальная проза Нормана Мейлера»6, что свидетельствует о неугасающем интересе к литературному наследию писателя.

В Америке интерес к Мейлеру достаточно высок. Многие работы, касающиеся его произведений, созданные в США в 70-90х гг. XX века не утратили своей актуальности. Среди ключевых можно перечислить книги Б. Лидса, Р. Пуарье, Л. Адамс, Р. Меррила7.

Так, Б. Лидс в своей монографии подчеркивает, что Н. Мейлер является критиком социальной среды, поскольку в его поле зрения попадают политика, средства массовой информации, законодательная система и другие особенности общественной жизни США. В 2002 г. Лидс переиздает книгу о Мейлере, существенно дополнив ее8. Р. Пуарье усматривает в произведениях Н. Мейлера постоянное присутствие мотива борьбы «различных голосов» или «неорганизованных личностей». Л. Адамс анализирует творчество писателя в рамках экзистенциализма. Кроме того, она относится к числу тех исследователей, которые проявляют особый интерес к литературной форме, созданной Мейлером в «Армиях ночи», где отмечается «сплав формы и содержания благодаря участию реального героя в реальном событии»1. По мнению Р. Меррила, сам писатель является настолько неотъемлемой частью американской культуры и общественной жизни, что его, прежде всего, рассматривают, как личность, а не как писателя. Ценной представляется и другая, более поздняя работа Р. Меррила «Переосмысленный Норман Мейлер»2. Он анализирует романную прозу Мейлера начиная с самого первого произведения писателя, заканчивая книгами 1980-х гг. Указанные этими исследователями замечания актуальны и для произведений писателя изучаемого в диссертации периода.

Некоторые зарубежные исследователи занимались творчеством Мейлера в контексте контркультуры США 1960-70-х гг., рассматривали произведения писателя с точки зрения психологии и философии Фрейда, влияние которой испытал на себе автор, сквозь призму дискуссии о смертной казни в США, с точки зрения постмодернизма, в рамках концепции мультикультурализма3. Что касается документальных работ Мейлера, практически каждое исследование, рассматривающее практику «нового журнализма», затрагивает творчество писателя.

Один из крупнейших литературоведов США – Г. Блум в 1986 г. выпустил сборник статей о писателе – «Норман Мейлер»4, а в 2003 г. – книгу «Норман Мейлер» в издаваемой им серии5. Поэтика и проблематика исследуемых романов Мейлера оказывается в центре внимания М. Глендэя6. Дж. Бегибинг рассматривает мифологическую и магическую составляющую в романах Дж. Фаулза, Дж. Гарднера и Н. Мейлера7. Дж. М. Леннон издал несколько работ, включающих в себя беседы с Мейлером, а так же сборник критических статей, в котором присутствуют размышления ведущих критиков и литературоведов США8о произведениях писателя. Зрелое творчество Мейлера становится предметом специального анализа в сборнике статей под редакцией Джона Вэйлен-Бриджа «Поздние романы Нормана Мейлера. От “Вечеров в древности” к “Замку в лесу”»1.

Несмотря на наличие большого количества исследований произведений писателя, американское литературоведение не предложило до сих пор комплексного исследования романной прозы Мейлера конца XX – начала XXI в. Не существует подобного исследования и в современной российской американистике. Таким образом, научная новизна нашей работы состоит в том, что впервые в отечественном литературоведении романы Мейлера 1980-2000-х гг. исследуются как единое художественное целое. В диссертации выявлены особенности поэтики, проанализирована их проблематика, определены социокультурные, идеологические и политические контексты прозы писателя 1980-2000-х гг.

В научный оборот введены романы «Вечера в древности», «Крутые парни не танцуют», «Призрак Проститутки», «Лесной замок», документально-художественная биография «История Освальда. Американская загадка», сборники «Необычное искусство. Немного размышлений о литературе» и «О Боге. Необычная беседа», а также антология «Время нашего времени».

Целью диссертационного исследования является выявление особенностей проблематики, поэтики, социокультурного контекста романной прозы Н. Мейлера 1980-2000-х гг.

Поставленная цель определила задачи работы:

  • выявить особенности поэтики и проблематики романа «Вечера в древности», тесно связанные с авторским стремлением к изображению внутреннего мира и религиозно-мифологического сознания древнего египтянина;

  • показать роль и место пародийного начала в поэтике романа «Крутые парни не танцуют», как основы полемики Мейлера с ключевыми принципами и приемами массовой литературы;

  • исследовать синтез документа и вымысла в художественной структуре романа «Призрак Проститутки» с учетом его исторического, политического, идеологического и социокультурного контекстов;

  • рассмотреть жанровые особенности книги «История Освальда. Американская загадка», как документально-художественного исследования событий;

  • определить специфику образа Христа и евангельского сюжета в романе «Евангелие от Сына Божия»;

  • проследить трансформацию мотивов западной литературы о борьбе Бога и Дьявола в романе «Лесной замок» в контексте проблемного поля книги и его связи с мировоззрением писателя.

^ Объектом исследования являются особенности поэтики, проблематики и социокультурного контекста романной прозы Н. Мейлера 1980 – 2000-х гг.

Предмет исследования составляет романное творчество Н. Мейлера последних десятилетий: «Вечера в древности», «Крутые парни не танцуют», «Призрак Проститутки», «История Освальда. Американская загадка», «Евангелие от Сына Божия», «Замок в лесу».

В основе методологии нашего исследования лежит системный подход, предполагающий анализ романов Н. Мейлера в совокупности их выразительного и содержательного планов. В ходе работы нами использовались сравнительно-исторический, социокультурный, биографический методы, а также метод целостного анализа художественного произведения.

^ Методологически значимыми для формирования общей концепции настоящего исследования стали труды ведущих литературоведов-американистов (Н.А. Анастасьева, М.К. Бронич, А.В. Ващенко, Т.Д. Венедиктовой, Б.А. Гиленсона, Т.Н. Денисовой, Я.Н. Засурского, А.М. Зверева, И.В.Киреевой, А.С. Мулярчика, О.О. Несмеловой, А.Н. Николюкина, О.Е. Осовского, В.Г. Прозорова, Е. А. Стеценко, Ю.В. Стулова, В.М. Толмачева и др.), работы по теории литературы (М. М. Бахтина, А.Н. Веселовского, В.М. Жирмунского, Ю.М. Лотмана, Е.М. Мелетинского, Б.А. Успенского, Н.Д. Тамарченко, Ю.Н. Тынянова, В.Е. Хализева и др.), историков США (Э.Я. Баталова, Н.В. Сивачева, Е.Ф. Язькова, А.С. Маныкина, В.Н. Рогулева и др.), исследования западных литературоведов и ведущих американских специалистов по творчеству Н. Мейлера (Г. Блума Р. Пуарье, Дж.М. Леннона, Б. Лидса, Р. Меррила, М. Глендэя и др.).

^ Основные положения, выносимые на защиту:

  1. Романы Н. Мейлера последних десятилетий сохраняют тенденции, заложенные в прозе писателя в 40 – 70-х гг. XX века. Вместе с тем в них появляются новые мотивы и темы, прослеживается эволюция творческой манеры писателя, основополагающими чертами которой становится усиление синтеза документального и художественного начала, сочетание элементов поэтики реализма, модернизма и постмодернизма.

  2. Писатель активно экспериментирует с жанром романа, предлагая вариацию документально-мифологического романа, политического романа, журналистского романа-расследования, биографического романа, документально-фантастического романа.

  3. Свидетельством обновления романной традиции является своеобразная игра писателя с текстом, рассказчиком и читателем. Автор использует организацию повествования, рассчитанную на самый широкий спектр читательской аудитории (от элитарной до массовой), создавая новые литературные формы. В его произведениях присутствует осознанное снижение высокой образности, трансформация расхожих мифологических сюжетов, гротескное изображение истории и современности.

  4. В романах 1980-х гг. Мейлер представляет далекое прошлое человечества и современное ему настоящее, что приводит к возникновению в романе «Вечера в древности» нового сочетания история/миф/вымысел, и остро пародийного изображения настоящего в романе «Крутые парни не танцуют».

  5. В произведениях первой половины 1990-х гг. Мейлер предлагает художественную интерпретацию ключевых событий американской истории 1960-х гг., создавая своего рода дилогию из книг «Призрак Проститутки» и «История Освальда. Американская загадка».

  6. В образной системе и сюжетно-композиционной структуре романов «Евангелие от сына Божия» и «Лесной замок» писателем переосмысливается многовековая литературная традиция, изображающая борьбу Добра и Зла, Бога и Дьявола, трансформируются устоявшиеся мифы, что приводит автора к снижению классических образцов, иронической переоценке ценностей и художественной игре с текстами своих произведений.

^ Теоретическая значимость работы заключается в том, что ее наблюдения, выводы и полученные результаты могут послужить основой для дальнейшего изучения поэтики американской прозы второй половины XX столетия.

^ Практическая значимость диссертации состоит в том, что ее материалы, основные выводы и положения могут быть использованы в курсах истории зарубежной литературы ХХ в. на филологических специальностях, в спецкурсах и семинарах, посвященных углубленному изучению творчества Н. Мейлера и американской литературе второй половины ХХ столетия.

^ Апробация работы. Материалы диссертации были представлены в докладах на 17-й Международной научной конференции «Взаимодействие славянского и англо-саксонского миров: диалог культур» (г. Минск, МГЛУ, 2008), XXXIV, XXXV Международных конференциях Общества по изучению культуры США (г. Москва, МГУ им. М.В. Ломоносова, 2008 г., 2009 г.), Международной конференции «Синтез документального и художественного» (г. Казань, КГУ, 2010), Международной научной конференции «США: язык, общество, культура» (г. Петрозаводск, КГПА, 2009); Всероссийской научно-практической конференции «Межкультурные связи в системе литературного образования» (г. Саранск, МГПИ, 2008), Всероссийской научной конференции «Национальный миф в литературе и культуре» (г. Казань, ТГГПУ, 2009), в XII Фулбрайтовской летней гуманитарной школе «Медийное воображение» (МГУ, 2009 г.). Результаты исследования нашли отражение в 13 опубликованных работах, в том числе 3 статьях в журналах, входящих в перечень ВАК. Отдельные главы и диссертация в целом обсуждались на кафедре русской и зарубежной литературы Мордовского государственного университета им. Н.П. Огарева и на кафедре зарубежной литературы Казанского федерального университета.

^ Структура диссертации:

Диссертационное исследование состоит из введения, трех глав, заключения и библиографического списка, включающего 317 наименований на русском и английском языках. Общий объем диссертации составляет 219 страниц.


ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во Введении обосновывается выбор темы, подчеркивается актуальность, новизна, освещается степень научной разработки темы, формулируются цель, задачи исследования, положения, выносимые на защиту, определяются методология, теоретическая и практическая значимость работы.

Первая глава диссертации «Специфика изображения прошлого и настоящего в романах Н. Мейлера 1980-х гг.» посвящена романам «Вечера в древности» и «Крутые парни не танцуют». Данные произведения рассматриваются в свете авторского видения далекого прошлого Древнего Египта и современной Мейлеру Америки.

Первый параграф «Поэтика и проблематика романа “Вечера в древности”» посвящен книге о событиях, произошедших в Древнем Египте эпохи Рамсеса II.

Автор соединяет два устоявшихся жанра – исторический и философско-мифологический роман. В произведении отражены культура и философия Древнего Египта, переплетающиеся с экзистенциалистскими мотивами всего творчества писателя. Историческая реальность, таким образом, сливается в романе с мифологической и создает предпосылки для размывания границ между мифом и действительностью. Благодаря мифологической основе, изображение действительности приобретает в книге более широкий временной размах и метафорическую глубину. Автор демонстрирует «извечность» нравственно-эстетических проблем, поставленных в романе, устойчивость свойств человеческой природы перед историческими и социальными изменениями, противоборства в личности разумного и чувственного начал, и, наконец, добра и зла.

Рассмотрение художественной системы романа «Вечера в древности» невозможно вне египетской истории и культуры. Как показано в книге Н. Мейлера, важной частью миросозерцания древнего египтянина являлась религия, неотделимая от мифологии. Для воссоздания древнеегипетского мировидения писатель выбрал важный период в развитии Древнего Египта – эпоху Нового царства времён династии Рамсесов. Он изобразил период, в котором господствует магическое, ненаучное мировоззрение. Поэтому мифопоэтический аспект романа становится одним из самых существенных. С традицией мифотворчества Мейлера связывает то, что во многих его произведениях присутствует мифологизация личности его героев. «Вечера в древности» пропитаны религиозным, мифологическим мироощущением в различных его проявлениях. Роман становится мифом или сказанием о жизни колесничего Фараона.

Поскольку в Древнем Египте религия являлась господствующей формой идеологии, автор особое место в произведении отводит религиозному компоненту. Сюжетной основой книги становится путь души умершего человека в загробный мир, к суду Анубиса. Композиционно роман состоит из семи книг, являющихся своеобразным циклом мифов. В нем можно выделить несколько мифологических линий, наиболее явными из которых, являются мифы о войне, о чудовищах и животных, о любви.

Существенным аспектом поэтики романа является то, что «Вечера в древности» представляют собой рассказ в рассказе. Каждая его часть, являясь отдельной историей, содержит в себе другие рассказы. Причем практически любое событие пересказано и, соответственно, трансформировано рассказчиком.

Н. Мейлер передал яркий колорит эпохи, описывая битву при Кадеше, храмы в Фивах, Абидосе, Нубии и других городах. В правдивом, практически свободном от авторского вымысла описании учтен исторический и социокультурный аспект. Писатель представил Египет правления Рамсеса II как эпоху гармонии. Олицетворением гармонии в романе становится сам Фараон Рамсес II, который, кроме того, воплощает в себе целостность души и тела – основу египетской мифологии и религии.

Хронотоп романа достаточно сложен. Место действия не ограничено гробницей центрального повествователя, Мененхетета I. Форма «истории внутри истории» позволяет перемещаться из гробницы во дворец Фараона, из дворца Фараона в Храм Амона, из одного египетского города в другой, из сознания рассказчика в сознание слушателя. Действие произведения происходит на фоне обозначенного автором события – Дня Свиньи и Ночи Свиньи – празднества, которое в культуре древнего мира играло важную роль. Это отражает атмосферу карнавала или мистерии в романе и демонстрирует его связь с концепцией гротеска М.М. Бахтина и описанной им народно-смеховой, карнавальной культурой. В произведении обнаруживается преобладание гротескно-мистического, материально-телесного начала жизни, образов тела, еды, питья, испражнений, половой жизни.

Писатель выделяет магические элементы, как ключевые мотивы книги. Мейлер органично вписывает магическое в пространство романа и стремится приблизить описание реальности к тому, что представлено в традиционном древнеегипетском тексте.

Норман Мейлер в «Вечерах в древности» воссоздает неразрывную связь между египтянами, природой, и их богами. Основываясь на их мифологии, религиозных представлениях и приверженности магическим ритуалам, писатель передает историю, культуру и устройство общества Древнего Египта, что органично вписывает рассматриваемое произведение в общий контекст творческого наследия Н. Мейлера.

Во втором параграфе «Пародийность как принцип организации сюжета в романе “Крутые парни не танцуют”» исследуется книга, в которой переплетаются традиционные и экспериментальные авторские стратегии, черты литературы массовой и элитарной, развлекательной и серьезной. Пародия в романе «Крутые парни не танцуют» выступает как творческое обыгрывание принципов и приемов детективной прозы, а также многочисленных жанров массовой литературы.

Сюжет книги укладывается в рамки жанра детективной прозы. Центральным героем и повествователем романа автор делает Тимоти Мэддена – одинокого писателя с криминальным прошлым. Произведение отражает социальные реалии 1980-х гг. и воспроизводит социокультурные аспекты эпохи. Его действие разворачивается в провинциальном захолустье. Образом провинциальной Америки у Мейлера стал зимний Провинстаун – город на Полуострове Кейп-Код, воплощающий в себе мотив одиночества – характерную черту персонажа Мейлера 1950-60-х гг. – персонажа-хипстера. Несложно заметить, что главный герой «Крутых парней… », обладает лишь отдельными качествами мейлеровского хипстера, но в нем черты «американского экзистенциалиста», доведены до абсурда.

Очевидна связь романа с «Американской мечтой» и более ранними книгами писателя – «Варварский берег» и «Олений заповедник». Прежде всего, об этих произведениях напоминает образ главного героя, писателя. Подчеркнем, что одна из тем, пронизывающих произведения Мейлера – тема творческой личности.

Отметим, что типичной чертой центрального персонажа, или рассказчика комического произведения является присущая герою склонность к иронии и самоиронии. Персонаж Мейлера, несомненно обладая такими качествами, признает свою бесполезность и не один раз указывает на свои тщетные попытки проявить себя, как писатель. Все это черты героя, типичного для бурлескного, травестированного произведения, в котором часто присутствует автор-повествователь, выступающий в маске поэта, носителя идеи комизма. Тимоти Мэдден, подобно такому поэту, способен в комическом ключе сказать и о себе, и о людях, окружающих его.

Нельзя не заметить, что описание героев в романе, полностью соответствует традиционным представлениям о комических персонажах. Так, миллионер Уодли (сниженная версия Гэтсби Дж. Фицджеральда), с самого первого упоминания становится предметом насмешек главного героя. Это нелепый персонаж, богатый неудачник с отчетливо проявляющимся в нем женским началом. Подобная характеристика героев становится приемом, усиливающим комическое звучание образов романа.

Обращают на себя внимание женские персонажи, Пэтти Ларейн и Джессики Понд, в образах которых отчетливо проявляется пародия на героинь массовой литературы. Жажда красивой жизни и богатства приводит их к трагическому финалу, впрочем лишенному у Мейлера какой бы то ни было назидательности и описанному, скорее, в духе «черного юмора».

Выступая в роли персонажа, расследующего преступление, Тим Мэдден не является проницательным и благородным частным детективом. Пытаясь оценить происходящее и вспомнить то, что выпало из памяти в результате неумеренных возлияний, он разгадывает тайну преступления, но так и не приобретает качеств детектива. Этому образу больше соответствует его отец. На протяжении повествования Тимоти несколько раз погружается в свои детские годы, что является типичным мейлеровским приемом. Он рассказывает о моментах своего детства, связанных, главным образом, с отцом. Отец персонажа предстает своеобразным героем. Проблема отношений протагониста с отцом имеет особое место и в других романах Мейлера.

Преступник в современном американском детективе, часто до конца представляется менее виновным, чем остальные люди. Последним подозреваемым в романе стал и.о. шефа полиции, Элвин Лютер Ридженси. Являясь антагонистом Мэддена он тем не менее, физически и морально сильнее главного героя. Характерной особенностью образной системы романа является то, что многие герои носят своего рода маски, выдавая себя за других. Помимо этого, Мейлер упрощает устоявшуюся схему триллера, предоставляя персонажам сводить счеты друг с другом. Таким образом, многое в романе носит комический характер. Тяготение к трагифарсу позволяет увидеть связь поэтики и проблематики произведения с традицией американского «черного юмора».

В качестве послесловия автор включает в роман определения и набор характерных черт комедии и трагедии. Эти понятия имеют много параллелей, поэтому возникает осознание трагикомизма современной жизни, где комическое и трагическое оказываются настолько тесно связанными, что часто могут предстать двумя сторонами одного и того же явления.

Таким образом, рассматриваемый роман Н. Мейлера представляет собой пародию на многочисленные жанры массовой литературы. Элементы художественной формы в данном случае включают контекст идей, эмоций, настроений обычного человека, но при этом пародируют привычные эстетические шаблоны. Вместе с тем они воспроизводят психологические и идеологические стереотипы, используют художественные приемы и сюжеты «высокой» литературы.

Во второй главе «Художественное воплощение событий «холодной войны» в романах Н. Мейлера первой половины 1990-х гг.» исследуются книги «Призрак Проститутки» (1991) и «История Освальда. Американская загадка» (1995).

Первый параграф «История, политика, идеология в художественной системе романа “Призрак Проститутки”» посвящен изучению масштабного повествования о ключевых событиях в политической истории США 1960-х гг., показанной сквозь призму судьбы Гарри Хаббарда. Писатель показывает, как под влиянием работы в ЦРУ меняется характер главного героя. Следует подчеркнуть особое значение историко-политической составляющей в романе. Основной предмет повествования – громкие операции, связанные с противостоянием сверхдержав – США и СССР (Берлинский туннель, Залив Свиней, Мангуста).

В этом произведении автор поднимает целый ряд вопросов: о роли разведки в событиях, о которых повествует книга, о политических проблемах и внутреннем благополучии Америки, ее самобытности, а также о возможном крушении ее высоких идеалов. Эти вопросы получают развитие в романе и на глобальном, и на личностном уровне. Мейлера привлекла идея агента ЦРУ, как экзистенциалистского героя. В нем, с помощью так называемой теории Альфы и Омеги представлено противопоставление внутри персонажей. Альфа и Омега, две противоположности во вселенной и человеческой психике, воплощают мотив двойственности в книге, который, по мнению автора, наилучшим образом раскрывается при художественном изображении работы спецслужб.

Композиционно книга состоит из двух частей, представляющих собой две рукописи. В первой рукописи, «Альфа», которая в жанровом отношении является романом под заглавием «Игра», излагается большая часть событий, тогда как вторая, «Омега» имеет меньший объем и является условным предисловием к «Альфе». Характерной особенностью текста «Альфы» является прием смены точек зрения персонажей, что позволяет определить роман, как полифонический. Здесь присутствует несколько условных рассказчиков, поскольку между героями ведется переписка. Жанр «Альфы», таким образом, можно определить как эпистолярный роман. Помимо писем в романе представлены записи и расшифровки разговоров большого количества персонажей, которые в совокупности позволяют увидеть целостную картину событий.

Образ Гарри Хаббарда занимает центральное место в романе. В нем воплотилась актуальная для современной жизни проблема отчуждения, потери традиционных ориентиров, проблема индивидуальной свободы и ответственности личности за свои поступки. Сын одного из основателей ЦРУ Кэла Хаббарда, он идет по стопам отца и его друга, наставника, Хью Тремонта Монтегю, чье прозвище – Проститутка. C образом Гарри связана тема художника – одна из главных тем в творчестве Мейлера. Хью Монтегю воплощает в себе квинтэссенцию тайны в произведении. С его образом связан мотив призрачности, который звучит в заглавии произведения. Роман в целом становится результатом таинственного исчезновения Проститутки. Тайна его смерти заставляет автора вывести этот мотив на первый план и поместить в финале книги фразу «Продолжение следует».

Персонажи, которые носят имена представителей культурно-политической жизни США, играют особую роль в романе. Писатель неслучайно обращается к героям политическим, поскольку именно с их личностями связаны надежды на лучшую жизнь подавляющего большинства американцев. Таким персонажем, несомненно, стал Джон Кеннеди, популярность которого можно сравнить с популярностью представителей сферы развлечений. В книге он представлен самой знаменитой фигурой в массовом сознании Америки начала 1960-х гг., что было отражено еще в публицистике Мейлера. В романе автор представляет его в двух ипостасях – с одной стороны, это звезда экрана, с другой стороны, он наделен всеми чертами простого обывателя. Кеннеди практически не появляется в книге как непосредственное действующее лицо и вводится писателем опосредованно: через соответствующие фрагменты документов, заметки в прессе, или как телевизионный образ. Таким образом, создается иллюзия достоверного присутствия реальной политической фигуры в художественном пространстве вымысла.

Как уже отмечалось, немаловажным в организации повествования романа является описание в нем реальных событий и людей. Яркими персонажами становятся легенды американской разведки – Аллен Даллес и Ховард Хант. Автор отмечает и присутствие во всех аспектах американской жизни представителей криминального мира. Связи между этими героями, интерпретируют взгляд писателя на события в Америке времен «холодной войны». Он объясняет свое смелое соединение факта с вымыслом в книге как уверенность в том, что вымышленный мир может отразить большую связь с реальностью того времени. Мейлер, таким образом, создает политический роман, в котором ярко представлены социокультурные аспекты жизни США.

Второй параграф «Особенности документального романа-расследования “История Освальда. Американская загадка”» посвящен книге, в центре которой находится судьба Ли Харви Освальда, убийцы Джона Кеннеди. В этом отношении, произведение является своеобразным продолжением «Призрака Проститутки».

Проведенный анализ позволяет определить жанр книги, как документальное расследование, соединенное с художественной интерпретацией событий. Мейлер предпринимает попытку проследить и осмыслить судьбу Освальда, воссоздавая его портрет средствами художественного повествования и документального расследования. В итоге, он создает глубокий, психологический образ.

Книга Мейлера состоит из двух частей: «Освальд в Минске с Мариной» и «Освальд в Америке». Первая часть представляет собой воспоминания об Освальде тех кто общался с ним во время его пребывания в СССР. Вторая – посвящена американскому периоду жизни героя. Она включает фрагменты из интервью, документальных работ, посвященных Освальду, и отрывков из отчетов полиции. Во время работы над книгой автор посетил Советский Союз и постарался встретиться в Москве и Минске с теми, кто общался с Освальдом. Автор представил воспоминания этих людей и их истолкование личности предполагаемого убийцы Кеннеди, так и оставшегося для них «загадкой». Эта метафора и игра значениями слова постоянно присутствует в тексте и обозначена уже в заглавии: An American Mystery, поскольку слово «mystery» имеет значение «загадка», «головоломка», «тайна».

Писатель, размышляя о жанровой специфике произведения, приходит к выводу, что его можно отнести к классу «mystery» - «детективного произведения» или «книги с загадочным сюжетом». Кроме того, он заявляет, что оно скорее является документальным, чем художественным. Но в итоге писатель создает документальное произведение, которое строится на авторских размышлениях и интерпретациях, что, несомненно, сближает ее жанр с романом. Мейлер подбирает факты таким образом, чтобы представить наиболее полную картину последних лет жизни Освальда, изучает социокультурные аспекты пространства, в котором пребывал его герой, рассуждает о правдивости фактов, чтобы исследовать своего героя на проблемном уровне. Писатель неоднократно обращается к читателю с просьбой следовать его методам в постижении психологии Освальда, делая читателя участником событий, что является характерным приемом «нового журнализма».

Можно предположить, что «История Освальда», соединяя в себе факты и авторский вымысел, представляет собой документальный роман. Образность, характерная для жанра, присутствует уже в заглавии произведения. Необходимо учитывать, что слово «tale» имеет значение «история», «сказка», «басня», «рассказ», не обязательно правдивый. В первой части жизнь Освальда представлена сквозь призму воспоминаний его русских друзей и знакомых, их голосами. В результате этого создается эффект многоголосия. При этом манера повествования в первой части превращает книгу в своеобразный «сказ» об Освальде. Автор передает речь героев, включая в текст отклонения рассказчиком от основной темы, недоговоренность начатого высказывания, употребление народных поговорок, жестикуляцию, свойственные сказовому повествованию. Автор сохраняет эмоциональную насыщенность представленных воспоминаний. Слово «tale», приобретает несколько иную коннотацию, означая «сказ», что придает заглавию и первой части книги добавочное значение.

В книге об Освальде историческая реальность Советского Союза, в котором пребывал молодой Ли, представлена в форме романа, в то время, как загадочный, почти детективный роман об убийстве Кеннеди представлен в форме истории. В итоге, в «Истории Освальда» определенно просматривается сугубо мейлеровское построение художественно-документальных текстов, которому автор дал название в подзаголовке к документальному роману «Армии ночи» – «История как роман, роман как история». Мейлер, собрав многочисленные свидетельства, во многом субъективные и противоречивые, производит расследование, создавая роман. Таким образом, можно утверждать, что «История Освальда» представляет собой документальный роман-расследование. При этом Освальд в поэтике книги предстает, как жалкий и трагический герой.

В третьей главе «Мифопоэтическое пространство романов Н. Мейлера второй половины 1990-х – 2000-х гг.» рассматриваются книги «Евангелие от Сына Божия» и «Лесной замок».

Первый параграф «Поэтика евангельского сюжета в романе “Евангелие от Сына Божия”» посвящен книге, в которой автор освещает события Нового завета. Здесь прослеживается, прежде всего, трансформация евангельского сюжета. Н. Мейлер, написав роман, продолжил западноевропейскую традицию произведений на евангельскую тематику, которая многие века привлекала внимание писателей по мере того, как Античность уходила в прошлое. Античный миф, таким образом, заменяется евангельским.

Повествование в «Евангелии от Сына Божия» ведется от лица Иисуса, что делает роман автобиографическим. В книге происходит эволюция главного героя, что характерно для жанра романа, а не канонических Евангелий. Рассказчик утверждает, что четыре существующих Евангелия противоречат истине, и что он сам расскажет более правдивую и объективную историю. Эта цель определила существенные моменты поэтики и проблематики произведения.

Автор воссоздает в книге мир Галилеи и Иерусалима, учитывая сюжет Нового Завета. Географический, социальный, культурный и политический контексты произведения соответствуют евангельским текстам. Другой важной особенностью поэтики романа является язык автора. Мейлер объединяет простоту стиля с возвышенным тоном. Он сохраняет правило заглавных букв у имен существительных, местоимений, указывающих на Бога. Когда Иисус говорит о нем словами из священного писания, он использует архаические формы местоимений, выражающие уважение к Создателю. В то же время Иисус в тексте часто произносит речи, характерные для современного автору американца. Это во многом объясняется тем, что Христос Мейлера отличается от Христа святых Евангелий своей человеческой, нежели божественной природой. Ему свойственно поддаваться искушениям, испытывать злость и сомнение, прежде всего, в своей вере.

В текстах Евангелий все пронизано одним лейтмотивом – верой в Бога. У Мейлера развитие сюжета подчинено романному принципу – события диктуют друг друга, отчетливо проявляется эмоциональная сторона действий героев, мораль каждого события выливается в идеалы автора, признающего противоречивость человечества.

Взаимоотношения героев и центральные мотивы меняются по сравнению с каноническими Евангелиями вместе с переменой рассказчика в тексте Мейлера. Например, образ Иуды играет большую роль в формировании мировоззрения главного героя. Иуда – это единственный в романе ученик, имеющий собственные устоявшиеся социальные взгляды. Мотив предательства представлен автором на проблемном уровне: Христос уверен, что сначала он предал Иуду, забыв о бедняках и оправдав богачей, Иуда в ответ предал его.

Колебания и чувство вины возникают у героя в любой обстановке. Возможно, поэтому писатель особое внимание уделяет сомнениям Христа не только в своем предназначении, но и в своем Отце. Отношения Отца и Сына можно определить как центральные в образной системе романа, что подтверждается, в первую очередь, формулировкой названия произведения. Сомнения в Боге – один из центральных мотивов в эпизоде столкновения Христа с Сатаной. Евангельский мотив «искушение в пустыне» занимает важное место в сюжетной структуре романа, хотя по сравнению с текстами евангелистов содержание его значительно переосмысляется. Двойственность центрального персонажа проявляется и в сценах чудес. В противовес Евангелиям, эти сцены в книге становятся для героя психологическими испытаниями. Его неуверенность в себе проявляется и в финальном эпизоде романа – распятии. Иисус встречает свою смерть с сомнением. Бог также представлен автором слабым – его присутствие никак не проявляется в заключительной части сцены распятия.

Таким образом, при написании романа «Евангелие от Сына Божия» Н. Мейлер учитывает основную повествовательную манеру авторов четырех канонических Евангелий. При этом портрет центрального персонажа отличается от описанного в упомянутых источниках. Можно предположить, что двойственность главного героя создавалась писателем по нескольким причинам. Во-первых, ввиду существенного отличия художественных особенностей жанра романа от художественных особенностей текстов Евангелий. Во-вторых, специфика образа главного героя и социокультурный контекст книги обусловлены представлениями автора о природе божественного, которые он выразит позднее в романе «Лесной замок».

В параграфе «Трансформация литературной традиции в проблематике и поэтике романа “Лесной замок”» прослеживается реализация мотивов западной литературы в книге, посвященной фигуре Адольфа Гитлера. Поэтика произведения «Лесной замок» во многом обусловлена мотивами книг И.В. Гете и Т. Манна. Трагедия И.В. Гете «Фауст» ведет диалог с вечными проблемами, которые уходят своими корнями в миф, в первую очередь библейский. В романе просматриваются и реминисценции из поэмы Джона Мильтона «Потерянный рай».

Книга написана от лица слуги дьявола, в лице Дитера, который, находится в обличии офицера СС. Демон и писатель, он создает своеобразную пародию на исторический роман, хронику и беллетризованную биографию, и выстраивает вполне логичную, натуралистичную, но чрезвычайно гротескную картину жизни семьи Гитлера. Параллельно повествователь представляет читателю два сосуществующих мира: реальный и потусторонний, в центре которого Бог, Сатана, и их слуги – агенты, вербующие необходимых им людей. Функция агента спецслужбы позволяет рассказчику раскрывать никому неизвестные тайны. Люди, по мнению автора, и для бесов, и для ангелов – пешки в борьбе между Богом и Дьяволом. Одним из наиболее ценных объектов внимания бесов в книге стал маленький Адольф Гитлер.

Заглавие книги автор объясняет в эпилоге, и приводит, в первую очередь, немецкое название, разоблачая загадочный образ «лесного замка», который так и не обнаруживается в романе. Рассказчик рассуждает о сложной структуре немецких слов, свойственной им полисемии, и немецком ироническом отношении к жизни, указывая на обманутые ожидания читателя, что подтверждает пустоту реальной жизни. Таким образом, весь роман, как и его заглавие, представляет собой иронию, с которой Дитер описывает происходящее.

Примечательно, что для рассказчика важен процесс развращения личности Гитлера, который начинался задолго до его рождения. Писатель фактически дает понять, что качества подобной персоны обусловлены исключительными, но вполне закономерными для Германии времени рождения Гитлера, факторами, включая наследственные. В романе исключается гениальность центрального образа: Фауст – личность творческая, в то время как творческие способности Гитлера, изображенного Мейлером, вызывают ужас и связаны с темой человеческого безумия, нежели с темой художника.

Необходимо отметить, что бес не является Адольфу наяву, не нашептывает ему на ухо лукавых слов, как Мефистофель, он фактически лишь утверждает свою причастность к жизни мальчика. В итоге присутствие фантастического в поэтике романа подтверждается только фигурой рассказчика, жизнь Гитлера оказывается полностью лишенной мистических событий, поступки героя продиктованы в романе вполне физиологичными мотивами, и, главное, исключается тема заключения сделки с сатаной, и, вполне возможно, его влияния вообще.

На наш взгляд, произведению Н. Мейлера оказываются наиболее близки мотивы романа Т. Манна «Доктор Фаустус». Важна общая для немецкого и американского писателей тема – фашизм, его предпосылки и последствия. Т. Манн в своей книге анализирует кризис культуры. Н. Мейлер, напротив, с иронией и в гротескном стиле описывает Германию времени рождения Гитлера, воспроизводя примитивную жизнь мелкой мещанской бюргерской семьи. Социокультурные и политические аспекты страны, автор отобразил не столько на примере всей Германии, сколько на примере семьи Гитлера. Эти аспекты писатель связал и с Россией, включив в роман главу «Коронация Николая II», где четко представлены взгляды Мейлера на Бога и Дьявола.

Д.Т. – личность творческая и, как многие другие герои Мейлера, пишет книгу. Автор не без иронии воспроизводит его писательский талант – рассказчик гордится собой и демонстрирует незаменимость словесного искусства и своих литературных успехов в познании психики человека, описывая это на примере психологии читателя. Он предугадывает реакцию читателей, доказывая свою профессию и магические способности. Таким образом, автор использует способ общения с читателем, апробированный в том числе и в «Истории Освальда», когда писатель постоянно обращается к читателю, сближая его со своим текстом и вовлекая его в происходящее. Используя свои литературные способности и знания, Дитер объясняет все авторские стратегии, например, литературно-критические интерпретации Мейлера книги Мильтона.

Можно с уверенностью утверждать, что Адольф Гитлер у Мейлера является нетрадиционным, сниженным Фаустом. Наследственность, среда и воспитание повлияли на формирование его личности. Рассказчик представляет читателю зло, созданное сатаной, автор – вырожденца. Автор, таким образом, трансформирует миф о Фаусте, создавая миф о Гитлере. Писатель изображает героя, играя на контрасте фантастическим и обыденным мирами. В реальном мире гадкий мальчишка может стать такой зловещей фигурой истории, как Адольф Гитлер.

В Заключении представлены основные научные результаты проведенного исследования.

Романное творчество Н. Мейлера 1980-х – 2000-х гг. многогранно и противоречиво. Поздняя проза писателя, бесспорно, продолжает традиции раннего Мейлера, Мейлера-документалиста. Сквозные темы и мотивы его книг представлены на страницах каждого из рассматриваемых в работе произведений. Отображая настроения и противоречия жизни США и предлагая решение социально-политических и психологических проблем общества и человека, Мейлер создал книги, касающиеся разных стран, людей и времен. Немалую их часть объединяет то, что эти произведения в той или иной степени объединяют историю и фактографию, являясь результатом синтеза литературных форм, содержат аллюзии на другие произведения писателя, представляют собой биографические описания, сквозные темы и мотивы, и несомненно, могут быть рассмотрены, как проекция на современность.

В прозе 1980-х гг. писатель по-новому интерпретирует связь прошлого и настоящего. Если в романе «Вечера в древности» автор обращается к далекому прошлому Древнего Египта, то роман «Крутые парни не танцуют», напротив, затрагивает проблемы современного автору общества. Роман «Призрак Проститутки» и книга «История Освальда. Американская загадка», образуя своеобразную дилогию, вновь обращаются к теме Америки времен «холодной войны», к эпохе Кеннеди и знаковым событиям в социальной жизни США. Сюжетно-образная система романов Н. Мейлера второй половины 1990-2000-х гг. имеет под собой мифопоэтическую основу, поскольку писатель обращается к трансформации библейских и евангельских мифов.

В целом, сквозные сюжетные мотивы творчества Н. Мейлера представлены во всех исследуемых в диссертации произведениях. Несомненно, внимание писателя к вопросам политики, синтез документального и художественного, стремление воссоздать широкий контекст событий стали отличительными особенностями романной прозы писателя 1980-х – 2000-х гг. Однако автор по-новому представляет традиционные для его произведений экзистенциальные мотивы, играет с образом рассказчика и с читателем.

Эволюция творческой манеры писателя проявляется, прежде всего, в модификации различных литературных форм и направлений. Мейлер, художник разносторонний и способный на эксперименты, часто отказывался отдавать предпочтение тому или иному литературному направлению, органично сочетая в своих произведениях элементы самых разнообразных художественных систем: в его книгах несложно обнаружить признаки реализма, иногда с натуралистическим оттенком, модернизма и постмодернизма, черты которого особенно наглядно представлены в его романах «Крутые парни не танцуют», «Евангелие от Сына Божия» и «Лесной замок». Сочетание в этом писателе функций создателя хроники современной жизни, что ярко проявляется в его антологии «Время нашего времени», и творца вымысла и мифа, игра с различными элементами текста в эстетическом и философском смыслах только подтверждают этот вывод.


^ ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ДИССЕРТАЦИИ

ОТРАЖЕНЫ В СЛЕДУЮЩИХ ПУБЛИКАЦИЯХ АВТОРА:

Статьи в журналах, рецензируемых ВАК

  1. Чернецова Е.В. Особенности композиции романа Нормана Мейлера «Призрак Проститутки» / Е.В. Чернецова // Вестник Чувашского университета. Серия Гуманитарные науки. №3. – Чебоксары: Типография Чувашского университета, 2009. – С. 340-345

  2. Чернецова Е.В. Художественное своеобразие романа Нормана Мейлера «Евангелие от Сына Божия» / Е.В. Чернецова // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена = Izvestia: Herzen University Journal of Humaniies & Sciences. № 111: научный журнал. – СПб., 2009. – С. 214-218.

  3. Чернецова Е.В. История и миф в романе Н. Мейлера «Вечера в древности» / Е.В. Чернецова // Вестник Пятигорского государственного лингвистического университета. №2. Пятигорск: Издательство ПГЛУ, 2010. – С. 234-237.

Статьи в российских сборниках

  1. Чернецова Е.В. Роман Нормана Мейлера «Крутые парни не танцуют» в контексте развития американской литературы первой половины 1980-х годов / Е.В. Чернецова // Гуманитарные науки: в поиске нового. (Межвузовский сборник научных трудов). – Вып. VI. – Саранск: Ковылк. тип., 2008. – С. 239-243.

  2. Чернецова Е.В. Система основных образов в романе Н. Мейлера «Призрак Проститутки» / Е.В. Чернецова // Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Актуальные проблемы филологии и методики ее преподавания в вузе и в школе», посвященной 55-летию филологического факультета. – Елабуга: Изд-во ЕГПУ, 2008. – С. 443-447.

  3. Чернецова Е.В. Синтез документа и вымысла как характерная черта творческой индивидуальности Н. Мейлера / Е.В. Чернецова // Межкультурные связи в системе литературного образования: материалы Всероссийской науч.-практ. конф.: в 2 ч. Ч. 2 / под ред. В.В. Кадакина. – Саранск, 2008. – С. 174-177.

  4. Чернецова Е.В. История, политика и идеология в художественной системе романа Н. Мейлера «Призрак Проститутки» / Е.В. Чернецова // Идейно-художественное многообразие зарубежной литературы нового и новейшего времени. Часть 10. Межвузовский сборник научных трудов. М.: Издательство МГОУ, 2009. – С. 150-157

  5. Чернецова Е.В. Проблема мифа в романе Н. Мейлера «Вечера в древности» / Е.В. Чернецова // Национальный миф в литературе и культуре: материалы всероссийской научной конференции, 4-7 мая 2009 года. – Казань: ТГГПУ. – С. 91-96.

  6. Чернецова Е.В. Проблематика и поэтика биографического повествования в прозе Н. Мейлера / Е.В. Чернецова // США: язык, общество, культура: материалы международной научной конференции (Петрозаводск, 18-20 сентября 2009 г.). – Петрозаводск: Изд-во КГПА, 2009. – С. 152-155.

  7. Чернецова Е.В. Своеобразие проблематики романов Нормана Мейлера 1990-х гг. (Статья.) / Е.В. Чернецова // Гуманитарные науки: в поиске нового: межвуз. сб. науч. тр. – Вып. VII. – Саранск: Ковылк. тип., 2009. – С. 230-234.

  8. Чернецова Е.В. Художественная специфика образа главного героя в романе Н. Мейлера «Евангелие от Сына Божия» / Е.В. Чернецова // Молодежь и наука: проблемы современного образования: сб. ст. Всерос. науч.-практ. конф.: в 3 ч. Ч. 3. – Саранск, 2009. – С. 185-188.

  9. Чернецова Е.В. Особенности поэтики и проблематики романа Н. Мейлера «Вечера в древности» / Е. В. Чернецова // Материалы XIV научной конференции молодых ученых филологического факультета Мордовского государственного университета имени Н.П. Огарева. – Саранск: Изд-во Мордов. ун-та. 2010. – С. 178-181.

  10. Чернецова Е. В. [Обзорная статья]. 2010.02.041. Карасик О. Б. Этническое своеобразие романов Филипа Рота. – Казань: ТГГПУ, 2009. – 136 с. / Е.В. Чернецова // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Серия 7: Литературоведение. Реферативный журнал. М.: ИНИОН РАН, – 2010, № 2. – С. 196-198.

1 «Нагие и мертвые» (1948, рус. пер. 1972), «Варварский берег» (1951, рус. пер. 2009), «Почему мы во Вьетнаме?» (1967) и др.

2 «Самореклама» (1959), «Президентские записки» (1963), «Из Пламени на Луну» (1969), «Мэрилин. Биография» (1973), «Бой» (1974) и др.

1 Зверев А.М. Модернизм в литературе США: Формирование, эволюция, кризис. - М.: Наука, 1979. – 318 с.

2 Мендельсон М.О. Роман США сегодня. - М.: «Советский писатель», 1977. – 400 с.; Мендельсон М.О. Современный американский роман. - М.: Наука, 1964. – 534 с.

3 Мулярчик А.С. Послевоенные американский романисты. – М.: Худ. лит-ра, 1986. – 279 с.; Мулярчик А.С. Спор идет о человеке. О литературе США второй половины ХХ века. – М.: Советский писатель, 1985. – 359 с.; Мулярчик А.С. Современный реалистический роман США: 1945 – 1980. - М.: Высшая школа, 1988. – 174 с.

4 Денисова Т.Н. Экзистенциализм и современный американский роман. – Киев, 1985. – 245 с.

5 Литература США в 70-е годы XX века / Под ред. Я.Н. Засурского, А.М. Зверева, С.А. Чаковского. – М.: Наука, 1983. – 367 с.; Литература США XX века. Опыт типологического исследования / Под ред. Я.Н. Засурского. – М.: Наука, 1978. – 568 с.

6 Злобин Г.П. По ту сторону мечты. - М.: Художественная литература, 1985. – 336 с.

7 Зверев А. М. Вторая жизнь Роджека: [Спор в США о кн. Н. Мейлера «Почему мы во Вьетнаме»] // Иностранная литература. 1968. № 5. С. 247—250.; Зверев А.М. Наука – реальность – роман // Вопросы литературы. – 1979. - №3. – С. 124 – 152., Зверев А.М. Через зону пустоты // Иностранная литература. – 1974. - №3. - C.203-212.

8 Николюкин А.Н. Реализм и модернизм в творчестве Нормана Мейлера // Проблемы литературы США XX века. – М.: Наука, 1970. – С. 30-37.

9 Мулярчик А.С. В погоне за бегущим временем (романы Нормана Мейлера)// Вопросы литературы. – 1978. - №10. - С. 128 – 165.

10 Левидова И. [Рец. на кн.: «Deaths For the Ladies and Other Disasters». N.Y., 1962] // Современная художественная литература за рубежом. – 1963, № 1, с. 50-52.; Тугушева М. [Рец. на кн.: «An American Dream. L., 1965»] // Современная художественная литература за рубежом. – 1965, № 10, с. 52-55.; Орлова Р. [Рец. на кн.: «Cannibals and Christians». N.Y., 1966] // Современная художественная литература за рубежом. – 1967, № 2, с. 61-64.; Орлова Р. [Рец. на кн.: «Why are We in Vietnam?», N.Y., 1967] // Современная художественная литература за рубежом. – 1968. № 4, с. 79-84. и т.д.

1 Несмелова О. О. Публицистическое творчество Нормана Мейлера и традиции американской документалистики: автореферат дис. ... канд. филологических наук: 10.01.10. – М., 1982. – 18 с.

2 Ваганова Т.Е. Романы Нормана Мейлера 50-60-х годов: герой, конфликт, поэтика: автореферат дис. ... канд. филологических наук: 10.01.05 / Москва, 1988. – 17 с.

3 Шлямович Л.А. Творческая эволюция Нормана Мейлера: дис. … канд. филологических наук: 10.01.05 / Л.А. Шлямович. – Москва, 1985. – 242 с.

4 Татаринов А. В. Художественные тексты о евангельских событиях: жанровая природа, нравственная философия и проблемы рецепции: автореферат дис. ... доктора филологических наук: 10.01.01, 10.01.03. – Краснодар, 2006.- 55 с

5 Коновалова Ж.Г. «Американская мечта» в художественно-документальной литературе США второй половины ХХ века: автореферат дис. … канд филологических наук: 10.01.10. – Казань, 2009. – 25 с

6 Галинская И.Л. Документальная проза Нормана Мейлера / И. Л. Галинская. – М., 2009. - 106 с.

7 Leeds B. The Structured Vision of Norman Mailer. N.Y.: PBS, 1969. – 270 p.; Poirier R. Mailer. – L.: Collins, 1972. – 174 p.; Adams L. Existential Battles. The Growth of Norman Mailer. Athens: Ohio University Press, 1976. – 192 p.; Merrill R. Norman Mailer. Boston: TWAYNE Publishers, 1978. – 169 p.

 Leeds B. The Structured Vision of Norman Mailer. N.Y., 1969. 270 p.; Poirier, R. Mailer. – L., 1972. 174 p.; Adams, L. Existential Battles. The Growth of Norman Mailer. Athens, 1976. 192 p.; Merrill, R. Norman Mailer. Boston, 1978. 169 p.

8 Leeds B. The Enduring Vision of Norman Mailer. N.Y.: PBS, 2002. – 200 p.

1 Adams L. Existential Battles. The Growth of Norman Mailer. Athens, 1976. – P. 102.

2 Merrill R. Norman Mailer revisited. N.Y., 1992. – 247 p.

3 Dickstein M. The Gates of Eden. American Culture in the Sixties. – N.Y.: Basic Books, 1977. – 300 p.; Ehrlich R. Norman Mailer: Radical as Hipster. – Metuchen (New Jersey) & London: The Scarecrow Press, 1978. – 234 p.; Kimball R. The Long March. How the Cultural Revolution Changed America. – San Francisco: Encounter Books, 2000. – 326 p.; Gordon A. An American dreamer: a psychoanalytic study of the fiction of Norman Mailer. – N.Y.: Fairleigh Dickinson Univ Press, 1980. – 234 p.; Guest D. Sentenced to Death. The American Novel and Capital Punishment. – Jackson: University Press of Mississippi, 1997. – 179 p.; Tabbi J. Postmodern Sublime: Technology and American Writing from Mailer to Cyberpunk. – N.Y.: Cornell University Press, 1995. – 243 p.; Harap L. In the Mainstream: The Jewish Presence in Twentieth-Century American Literature, 1950s-1980s. - Westport, Connecticut, London: Greenwood Press, 1987. – 208 p.

4 Bloom H. Norman Mailer. – N.Y.: Chelsea House Publications, 1986. – 213 p.

5 Bloom H. Norman Mailer (Bloom’s Modern Critical Views). – N.Y.: Chelsea House Publications, 2003. – 262 p.

6 Glenday M. Norman Mailer. – N.Y.: Palgrave Modern Novelists, 1995. – 163 p.; Rollyson, C.E. The Lives of Norman Mailer. N.Y.: Palgrave Modern Novelists, 1991. – 425 p.

7 Begiebing R. J. Toward a New Synthesis: John Fowles, John Gardner, Norman Mailer. – L.: UMI research press, 1989. – 152 p.

8 Lennon J. M. Critical Essays on Norman Mailer. Boston: Hall, 1986. – 191 p.; Lennon J.M. Conversations with Norman Mailer. – Mississippi: UMP, 1988. – 396 p.

1 Whalen-Bridge J. Norman Mailer's Later Fictions: Ancient Evenings through Castle in the Forest. – N.Y.: Palgrave Macmillan, 2010. – 224 p.





Скачать 367,14 Kb.
оставить комментарий
Чернецова Екатерина Владимировна
Дата10.09.2011
Размер367,14 Kb.
ТипАвтореферат, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Документы

наверх