Методические рекомендации Об использовании результатов единого государственного экзамена icon

Методические рекомендации Об использовании результатов единого государственного экзамена


Смотрите также:
Методические рекомендации по подготовке учащихся к егэ по химии Составлены на основе...
Рабочая программа по литературе в 5 а и в 6 Бклассах учитель Черновол Татьяна Геннадьевна...
Методическое письмо «Об использовании результатов единого государственного экзамена 2006 года в...
Методическое письмо Об использовании результатов единого государственного экзамена 2008 года в...
Методическое письмо Об использовании результатов единого государственного экзамена 2008 года в...
Методическое письмо подготовлено на основе аналитического отчета «Результаты единого...
Методическое письмо подготовлено на основе аналитического отчета «Результаты единого...
Методическое письмо подготовлено на основе аналитического отчета «Результаты единого...
Методическое письмо подготовлено на основе аналитического отчета «Результаты единого...
Методическое письмо подготовлено на основе аналитического отчета «Результаты единого...
Методическое письмо подготовлено на основе аналитического отчета «Результаты единого...
Методическое письмо подготовлено на основе аналитического отчета «Результаты единого...



Загрузка...
скачать
Методические рекомендации

Об использовании результатов единого государственного экзамена

2009 года в преподавании литературы в образовательных учреждениях основного и среднего (полного) общего образования Ленинградской области


Главной особенностью 2008-2009 учебного года стал переход на новый формат государственной (итоговой) аттестации обучающихся, завершивших освоение программ полного (общего) среднего образования.

Государственная (итоговая) аттестация по литературе проводилась в форме единого государственного экзамена. Единый государственный экзамен по литературе в Ленинградской области сдавал 671 обучающийся, из них выпускников дневных и вечерних школ − 613 человек. Не преодолели минимальный порог баллов в период итоговой аттестации 6,3% от всех участников экзамена (42 человека). Стобалльный результат продемонстрировали 4 экзаменуемых. Все участники экзамена по литературе приступили к выполнению заданий типа С.

Для получения минимального количества баллов ЕГЭ по литературе экзаменуемому необходимо было:

  • обнаружить знание основных фактов, категорий и понятий, относящихся к предложенным ему для анализа художественным текстам;

  • продемонстрировать в целом понимание тематики и проблематики рассматриваемых произведений, способность в общих чертах отразить это понимание в кратком связном высказывании.

Слабо подготовленные участники экзамена при выполнении заданий с кратким ответом путают термины, не умеют определять жанрово-родовую принадлежность произведения, ориентироваться в хронологии творчества писателя и событиях, отражённых в произведении, а также определять место действия в произведении, выявлять его сюжетно-композиционные особенности и характерные элементы поэтики автора, допускают ошибки в написании терминов, фамилий литературных героев.

При выполнении заданий с развернутыми ответами экзаменуемые допускают типичные ошибки, связанные с незнанием текста художественных произведений, историко-литературного и культурно-исторического контекста; с неверным или неточным использованием литературоведческих терминов и понятий; неадекватным прочтением формулировок заданий; неумением построить собственное монологическое высказывание в письменной форме.

Обучение связному высказыванию на литературные темы (письменные ответы на вопросы, сочинение) остаётся важнейшей проблемой литературного образования. Низкие результаты выполнения заданий этого типа связаны с сокращением учебного времени, отводимого на развитие и совершенствование речи учащихся.

Результаты экзамена указывают на необходимость усиления работы по формированию у учащихся умений анализа и интерпретации литературного текста как художественного целого; сопоставления произведений, явлений и фактов с опорой на общее представление об историко-литературном процессе, по совершенствованию навыков письменного монологического высказывания на литературную тему.

Важнейшей задачей уроков литературы является знакомство обучающихся с контрольными измерительными материалами по литературе (демонстрационным вариантом, спецификацией и кодификатором элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников ОУ для ЕГЭ 2010 года по литературе). Кодификаторы последних лет сориентированы на профильный уровень стандарта по литературе, что предполагает большую самостоятельную работу учащихся, выбравших единый государственный экзамен по литературе.

Кодификатор 2010 года содержит также перечень требований к уровню подготовки выпускников: перечислены знания и умения, которыми должен овладеть выпускник и которые должен использовать в практической деятельности и повседневной жизни:

  • для создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;

  • участия в диалоге или дискуссии;

  • самостоятельного знакомства с явлениями художественной культуры и оценки их эстетической значимости;

  • определения своего круга чтения и оценки литературных произведений.

Экзаменационный вариант по литературе состоит из 3 частей. Части 1 и 2 включают в себя анализ художественного текста, при котором обеспечивается «ступенчатая» система разбора (от проблематики и авторской идеи – к средствам их воплощения, а далее – к установлению связей данного художественного текста с другими произведениями). В 3 части экзаменуемый пишет сочинение – полноформатное связное высказывание на литературную тему, формулируемую в виде проблемного вопроса.

Результаты экзамена по литературе 2009 года подтверждают, что успешность сдачи экзамена зависит от знания текстов произведений, обязательных для изучения, и степени сформированности общеучебных и предметных умений:

  • способности к анализу и интерпретации художественного произведения как единого целого (умение использовать термины и понятия при анализе произведений, глубина понимания идейно-художественного своеобразия изученных произведений, умение анализировать художественный текст с опорой на авторскую позицию);

  • умения сопоставлять литературные произведения, явления и факты, опираясь на историко-культурный контекст, осмысливать их место и роль в литературном процессе (умение включать произведение в разнообразные связи, выдвигать различные основания для сопоставления);

  • умения строить письменное монологическое высказывание на литературную тему (умение продумывать четкую композицию собственного текста, логически связывать части высказывания, формулировать тезисы, подтверждая их аргументами и примерами, соблюдать речевые нормы и др.).

На уроках литературы в 11 классе рекомендуется организовать повторение пройденного материала, особенно за курс основной школы, выделяя для этого специальное время в учебном процессе. Такие произведения, изучаемые в основной школе, как «Слово о полку Игореве», пьесы «Недоросль» Д.И. Фонвизина, «Горе от ума» А.С. Грибоедова и «Ревизор» Н.В. Гоголя, произведения А.С. Пушкина «Капитанская дочка» и «Евгений Онегин», поэмы «Песня про купца Калашникова» и «Мцыри» и роман «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтова, повесть «Шинель» и поэма «Мертвые души» Н.В. Гоголя, нужно повторить и проанализировать на уроках литературы в выпускном классе.

При рассмотрении на уроках новых произведений важно привлекать знания обучающихся по уже изученным темам курса, уделяя внимание повторению изученного на новом проблемном уровне. Вот, например, как разработчики ЕГЭ предлагают повторять роман А.С. Пушкина «Капитанская дочка»:

  • при изучении «Тихого Дона» М.А. Шолохова (общая тема: судьба человека в потоке истории);

  • один из эпиграфов к роману М.А. Булгакова «Белая гвардия» (раскрытие смысла этого эпиграфа в контексте романа, сопоставление проблематики, значение законов чести в жизни главных героев);

  • при изучении поэмы А.А. Блока «Двенадцать» (образ бурана, бури, ветра, стихии, мотив разгула социальной стихии).

Подобные сопоставления позволяют неоднократно повторять литературный материал, значительно обогащают его осмысление, способствуют формированию у учащихся представления о литературном процессе как целостном явлении.

В процессе обучения на уроках литературы рекомендуется уделять особое внимание методике «медленного» чтения художественного текста с выявлением различных средств воплощения авторской позиции в произведении (приемы художественной изобразительности, детали, ремарки и др.).

Важную роль в готовности к единому государственному экзамену по литературе играет обучение школьников в основной школе. Совершенствование приемов работы по анализу эпизода с опорой на сюжетно-композиционные особенности фрагмента, формирование умения определять место и роль рассматриваемого фрагмента в произведении, формирование навыков целостного анализа лирического произведения в единстве его формы и содержания, освоение учащимися литературоведческой терминологии – эти задачи должны занять важное место в структуре уроков литературы в 5 – 9 классах. Особо следует обратить внимание на формирование умений учащихся характеризовать эмоциональной тон стихотворения, выявлять характерные черты лирического героя, определять стихотворные размеры.

В разделе «Рекомендации по совершенствованию методики преподавания литературы» (Методическое письмо «О преподавании литературы в средней школе с учетом единого государственного экзамена 2005 года») сформулированы задачи, которые стоят перед учителем литературы, особенно перед педагогами, преподающими предмет в старших классах:

  • формировать у учащихся умения применять знания в новой ситуации, самостоятельно анализировать идейно-художественное содержание литературных произведений (выявлять характерологические черты персонажей, мотивацию их поступков, их роль в развитии основного действия, определять тему, идею, проблематику, жанровую специфику произведения);

  • формировать у учащихся навыки "контекстного" рассмотрения литературных явлений с привлечением внутрипредметных связей (умения сопоставлять литературные факты, проводить аналогии и выстраивать литературные параллели);

  • использовать эффективные методики, помогающие повышать качество речевых умений и навыков, формируемых в процессе изучения литературы, овладение необходимыми видами логически связного, образного речевого высказывания (в частности, следует систематически включать в процесс обучения письменные задания небольшого объема, требующие точности мысли и твердого знания фактов);

  • уделять внимание специальной подготовке учащихся к экзамену в формате ЕГЭ (например, развивать умения работать с различными типами тестовых заданий и заполнять бланки ответов, планировать время работы над различными частями экзамена, учитывая особенности экзаменационной работы и системы оценивания);

  • наряду с традиционными методами и формами проверки знаний по предмету шире вводить в практику организации текущего контроля систему оценивания образовательных достижений учащихся, апробированную в рамках ЕГЭ.

Ниже предлагается образец тестовой работы, который может быть использован при проверке знаний и умений учащихся по предмету в 10 – 11 классах.


Часть 1


^ Прочитайте приведенный ниже фрагмент текста и выполните задания В1 – В6, С1.


Полчаса спустя Николай Петрович отправился в сад, в свою любимую беседку. На него нашли грустные думы. Впервые он ясно осознал свое разъединение с сыном; он предчувствовал, что с каждым днем оно будет становиться все больше и больше. Стало быть, напрасно он, бывало, зимою в Петербурге по целым дням просиживал над новейшими сочинениями; напрасно прислушивался к разговорам молодых людей; напрасно радовался, когда ему удавалось вставить и свое слово в их кипучие речи.

«Брат говорит, что мы правы, − думал он, − и, отложив всякое самолюбие в сторону, мне самому кажется, что они дальше от истины, нежели мы, а в то же время я чувствую, что за ними есть что-то, чего мы не имеем, какое-то преимущество над нами… Молодость? Нет, не одна только молодость. Не в том ли состоит это преимущество, что в них меньше следов барства, чем в нас?» Николай Петрович потупил голову и провел рукой по лицу.

«Но отвергать поэзию? − подумал он опять, − не сочувствовать художеству, природе?..» И он посмотрел кругом, как бы желая понять, как можно не сочувствовать природе.

Уже вечерело; солнце скрылось за небольшую осиновую рощу, лежавшую в полверсте от сада: тень от нее без конца тянулась через неподвижные поля. Мужичок ехал рысцой на белой лошадке по темной узкой дорожке вдоль самой рощи: он весь был ясно виден, весь, до заплаты на плече, даром что ехал в тени; приятно-отчетливо мелькали ноги лошадки. Солнечные лучи с своей стороны забирались в рощу и, пробиваясь сквозь чащу, обливали стволы осин таким теплым светом, что они становились похожи на стволы сосен, а листва их почти синела, и над нею поднималось бледно-голубое небо, чуть обрумяненное зарей. Ласточки летали высоко; ветер совсем замер; запоздалые пчелы лениво и сонливо жужжали в цветах сирени; мошки толклись над одинокою, далеко протянутою веткою.

«Как хорошо, боже мой!»−подумал Николай Петрович, и любимые стихи пришли было ему на уста; он вспомнил Аркадия, Stoff und Kraft − и умолк, но продолжал сидеть, продолжал предаваться горестной и отрадной игре одиноких дум.

(И.С. Тургенев «Отцы и дети»)


При выполнении заданий В1 – В6 запишите ваш ответ в бланк ответов №1 справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки. Ответ необходимо дать в виде слова. Каждую букву пишите в отдельной клеточке разборчиво.




В1

К какому литературному направлению относится творчество И.С. Тургенева?

В2

Назовите имя брата Николая Петровича Кирсанова.


В3

Назовите термин, которым обозначают описание природы.


В4

Укажите изобразительно-выразительное средство, использованное И.С. Тургеневым при описании природы: «неподвижные поля», «одинокою веткою».


В5

Как называются не требующие ответа вопросы, использованные в этом фрагменте? («Но отвергать поэзию? – подумал он опять, − не сочувствовать художеству, природе?»)


В6

Назовите прием художественной изобразительности, состоящий в том, что явления природы наделяются человеческими способностями и свойствами: «Солнечные лучи с своей стороны забирались в рощу и, пробиваясь сквозь чащу, обливали стволы осин таким теплым светом, что они становились похожи на стволы сосен…»


Для выполнения задания С1 используйте бланк ответов № 2. Запишите сначала номер задания, а затем дайте связный ответ на вопрос в объеме 5 – 8 предложений.




С 1

В чем, по Тургеневу, проявляется сложность диалога «отцов» и «детей»?


Часть 2

 

^ Прочитайте стихотворение и выполните задания В7 – В10, С2.




      Погасло дневное светило;
На море синее вечерний пал туман.
   Шуми, шуми, послушное ветрило,
Волнуйся подо мной, угрюмый океан.
      Я вижу берег отдаленный,
Земли полуденной волшебные края;
С волненьем и тоской туда стремлюся я,
      Воспоминаньем упоенный...
И чувствую: в очах родились слезы вновь;
      Душа кипит и замирает;      
Мечта знакомая вокруг меня летает;
Я вспомнил прежних лет безумную любовь,
И все, чем я страдал, и все, что сердцу мило,
Желаний и надежд томительный обман...
   Шуми, шуми, послушное ветрило,
Волнуйся подо мной, угрюмый океан.
Лети, корабль, неси меня к пределам дальным
По грозной прихоти обманчивых морей,
      Но только не к брегам печальным
      Туманной родины моей,
      Страны, где пламенем страстей
      Впервые чувства разгорались,
Где музы нежные мне тайно улыбались,
      Где рано в бурях отцвела
      Моя потерянная младость,
Где легкокрылая мне изменила радость
И сердце хладное страданью предала.
      Искатель новых впечатлений,
   Я вас бежал, отечески края;
   Я вас бежал, питомцы наслаждений,
Минутной младости минутные друзья;
И вы, наперсницы порочных заблуждений,
Которым без любви я жертвовал собой,
Покоем, славою, свободой и душой,
И вы забыты мной, изменницы младые,
Подруги тайные моей весны златыя,
И вы забыты мной... Но прежних сердца ран,
Глубоких ран любви, ничто не излечило...
   Шуми, шуми, послушное ветрило,
Волнуйся подо мной, угрюмый океан...

(А.С.Пушкин)




При выполнении заданий В7 – В10 запишите ваш ответ в бланк ответов №1 справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки. Ответ необходимо дать в виде слова. Каждую букву пишите в отдельной клеточке разборчиво.




В7

Назовите средство художественной изобразительности, основанное на переносе свойств одних явлений на другие («пламенем страстей»).


В8

Как называется стилистический прием, основанный на повторении сходных согласных звуков в стихе («Шуми, шуми, послушное ветрило…»)?

В9

Как называется повтор слова или группы слов в начале нескольких стихов?

Я вас бежал, отечески края;

Я вас бежал, питомцы наслаждений…


В10

Определите размер стихотворения А.С. Пушкина «Погасло дневное светило…».


Для выполнения задания С2 используйте бланк ответов № 2. Запишите сначала номер задания, а затем дайте связный ответ на вопрос в объеме 5 – 8 предложений.




С 2

Каково внутреннее состояние лирического героя в стихотворении А.С. Пушкина «Погасло дневное светило…»?


Решение проблемы успешной подготовки к единому государственному экзамену прежде всего состоит в совершенствовании методики обучения сочинению в школе, в поэтапном формировании у учащихся в процессе освоения курса литературы логико-аналитических и речевых умений, необходимых для овладения жанром самостоятельной письменной работы на литературную тему.

В методическом письме «Об использовании результатов единого государственного экзамена 2007 года в преподавании литературы в средней школе» указано количество аудиторных сочинений на литературную тему: (в 5-6 классах не менее 4 сочинений в год; в 7-8 классах – не менее 5 сочинений в год; в 9-11 классах – не менее 7 сочинений в год).

Учителю рекомендуется формулировать тему как проблемный вопрос. Вопросы проблемного характера указывают на познавательное противоречие, которое учащийся должен осмыслить и предложить свою версию его разрешения. Вопросы, заданные учащимся, не должны иметь одного правильного ответа. Поэтому оценка не снижается за собственную (нетрадиционную) точку зрения, если учащийся объяснил, что в произведении привело его к такому видению проблемы.

Примерные темы сочинений:

  1. Что дает основание автору «Евгения Онегина» назвать Татьяну Ларину «милым идеалом»? (По роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин».)

  2. Почему Печорин так холодно обошелся с Максимом Максимычем во время их последней встречи? (По роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».)

  3. Как вы понимаете тезис Л.Н. Толстого: «Нет величия там, где нет добра, простоты и правды»? (По роману Л.Н. Толстого «Война и мир».)

  4. Можно ли утверждать, что в творчестве И.А. Бунина «большая любовь словно бы несовместима с обычной нормальной жизнью»?

  5. Как сочетаются в Ермолае Лопахине два противоположных качества личности – «нежная душа» и «хищный зверь»? (По пьесе А.П. Чехова «Вишневый сад».)

Выполнение подобных заданий стимулирует самостоятельную мысль учащихся, дает им возможность выразить свое отношение к поднимаемым в произведении проблемам.

В учебном процессе рекомендуется использовать следующие приемы, нацеленные на формирование умения создавать связный текст на литературную тему:

  • письменное обоснование выставленной учителем отметки с указанием сильных и слабых сторон ученической работы (при использовании заметок на полях или написании краткой рецензии целесообразно опираться на критерии проверки и оценки выполнения заданий с развернутым ответом, разработанные для ЕГЭ по литературе);

  • доработка или переработка учеником текста сочинения по замечаниям учителя;

  • проведение специальных уроков по обучению написанию сочинения (знакомство с критериями оценки сочинения, формирование умений работать с черновиком, оптимально распределять время, отведенное на работу, писать вступление и заключение, подбирать аргументы, уместно цитировать художественный текст, применяя различные способы введения цитат (проведение цитатных диктантов); формирование культуры именования литературного героя в тексте сочинения; обучение логике построения перехода от одной мысли к другой, соблюдению пропорций между частями сочинения);

  • проведение на завершающем этапе изучения монографической темы уроков обобщающего типа, нацеленных на подготовку к сочинению (анализ перечня тем сочинений, обсуждение способов раскрытия конкретной темы, разработка вариантов вступления и заключения к сочинениям на разные темы);

  • систематическое включение в процесс обучения школьников письменных заданий небольшого объема, требующих ответа на проблемный вопрос, сопоставлений тех или иных литературных явлений, интерпретации текста или его фрагмента;

  • анализ готовых (опубликованных или ученических) сочинений (сравнение двух сочинений на одну тему, создание вступления, дописывание заключения, включение необходимых терминов и понятий, моделирование перехода от одной мысли к другой, добавление тезиса или исключение лишних рассуждений, обоснование тезисов доказательствами или доказательное опровержение утверждения, подбор цитат из текста, исправление речевых и грамматических ошибок);

  • последовательное формирование навыка тезирования, конспектирования, реферирования, составления разного вида планов.

Система оценивания экзаменационной работы в форме ЕГЭ (Критерии проверки и оценки выполнения заданий с развернутым ответом) должна использоваться учителем при оценивании сочинений по литературе. Особое внимание необходимо обратить на критерии «Уровень владения теоретико-литературными знаниями» и «Обоснованность привлечения текста», реализация которых вызывает трудности у школьников, пишущих сочинения. По этим критериям выпускники получают самые низкие баллы.

Не менее важным направлением работы является выявление и предупреждение ошибок учащихся, влияющих на качество ответов в формате ЕГЭ. Такая работа должна осуществляться параллельно с изучением каждой темы курса.

В Методическом письме «Об использовании результатов единого государственного экзамена 2008 года в преподавании литературы в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования» предложен перечень характерных ошибок экзаменуемых, который может содействовать осмыслению их причин, выявлению негативных тенденций в преподавании школьного курса литературы и определению возможных путей предупреждения ошибок.

Типичными разработчики считают следующие ошибки, допускаемые при выполнении экзаменационной работы по литературе в формате ЕГЭ:

  • недостаточное знание (а в ряде случаев незнание) текстов художественных произведений;

  • невладение историко-литературным и культурно-историческим контекстом;

  • неверное или неточное использование литературоведческих терминов и понятий;

  • неадекватное прочтение формулировок заданий;

  • неумение построить собственное монологическое высказывание в письменной форме;

  • изъяны в речевом оформлении письменных ответов разного объема.

Прокомментируем три типа ошибок, которые выпускники допускают в сочинении.

^ Фактические ошибки.

Нарушение требования достоверности в передаче фактического материала вызывает фактические ошибки, представляющие собой искажение изображаемой в высказывании ситуации или отдельных ее деталей.

К фактическим ошибкам можно отнести различного рода фактические неточности: неверно указанные годы жизни писателя или время создания художественного произведения, неверные обозначения топонимов, ошибки в употреблении терминологии, неправильно названные жанры, литературные течения и направления.

Итак, к типичным фактическим ошибкам относятся:

  • искажение историко-литературных фактов;

  • искажение имён собственных;

  • ошибки в обозначении времени и места события;

  • ошибки в передаче последовательности действий, в установлении причин и следствий событий и т.п.

(Учебно-методические материалы для председателей и членов региональных предметных комиссий по проверке выполнения заданий с развернутым ответом экзаменационных работ ЕГЭ 2009 года. Часть 1. Методические рекомендации по оцениванию выполнения заданий ЕГЭ с развернутым ответом. Литература. М., 2009, с.20).

^ Логические ошибки.

Экзаменуемые, затрудняющиеся в понимании специфики и логики поставленного вопроса, обычно демонстрируют неумение логично и аргументированно строить собственное монологическое высказывание, неумение делать обобщения.

К характерным логическим ошибкам экзаменуемых относятся:

  • нарушение последовательности высказывания,

  • отсутствие связи между частями предложения,

  • неоправданное повторение высказанной ранее мысли,

  • раздробление микротемы другой микротемой,

  • несоразмерность частей высказывания,

  • отсутствие необходимых частей высказывания,

  • перестановка частей высказывания и т.п. (Там же, с.21).

Речевые ошибки.

К изложению литературного материала прямое отношение имеют речевые и стилистические ошибки. Стилистические ошибки являются одним из видов речевых ошибок. Их разграничение важно для работ высокого качества. К речевым ошибкам лексического характера следует отнести:

  • употребление слова в несвойственном ему значении;

  • нарушение лексической сочетаемости;

  • употребление лишнего слова (плеоназм);

  • употребление рядом однокоренных слов (тавтология);

  • употребление слова (или выражения) иной стилевой окраски;

  • нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм;

  • бедность и однообразие синтаксических конструкций;

  • неудачный порядок слов.

(См. Оценка знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку. Пособие для учителя – М, 1986, с. 87.)

К стилистическим ошибкам следует относить:

  • употребление иностилевых слов и выражений;

  • неудачное использование экспрессивных, эмоционально-окрашенных средств;

  • немотивированное применение диалектных и просторечных слов и выражений;

  • смешение лексики разных исторических эпох.

В заключение обратим внимание на материалы сайта ФИПИ. На нем размещены материалы, которые могут быть использованы при организации учебного процесса и подготовке учащихся к ЕГЭ. В их числе учебно-методические материалы для членов и председателей региональных предметных комиссий по проверке выполнения заданий с развернутым ответом, тренировочные задания из открытого сегмента Федерального банка тестовых материалов, «Перечень учебных изданий, рекомендуемых ФИПИ для подготовки к единому государственному экзамену», «Перечень учебных изданий, подготовленных авторскими коллективами ФИПИ».


Литература.

  1. Контрольные измерительные материалы по литературе 2010 года.

  2. Методическое письмо «О преподавании литературы в средней школе с учетом единого государственного экзамена 2005 года» − М., 2006.

  3. Методическое письмо «Об использовании результатов единого государственного экзамена 2007 года в преподавании литературы в средней школе» − М., 2007.

  4. Методическое письмо «Об использовании результатов единого государственного экзамена 2008 года в преподавании литературы в средней школе» − М.: Русское слово, 2008.

  5. Аналитический отчет ФИПИ 2009 г.

  6. Зинин С.А., Новикова Л.В., Марьина О.Б. Типичные ошибки при выполнении заданий единого государственного экзамена. – М., 2009.

  7. Учебно-методические материалы для председателей и членов региональных предметных комиссий по проверке выполнения заданий с развернутым ответом экзаменационных работ ЕГЭ 2009 года. Часть 1. Методические рекомендации по оцениванию выполнения заданий ЕГЭ с развернутым ответом. Литература. М., 2009.

  8. ЕГЭ-2009. Литература: сборник экзаменационных заданий. Федеральный банк экзаменационных материалов/ ФИПИ автор-составитель: С.А. Зинин – М.: Эксмо, 2009.

  9. Единый государственный экзамен 2009. Литература. Универсальные материалы для подготовки учащихся/ ФИПИ авторы составители: Л.Н. Гороховская, С.А. Зинин – М.: Интеллект-Центр, 2009.

  10. ЕГЭ-2010. Литература: сборник экзаменационных заданий. Федеральный банк экзаменационных материалов/ ФИПИ автор-составитель: С.А. Зинин – М.: Эксмо, 2009.

  11. Единый государственный экзамен 2010. Литература. Универсальные материалы для подготовки учащихся/ ФИПИ авторы составители: Л.Н. Гороховская, С.А. Зинин – М.: Интеллект-Центр, 2009.

  12. ЕГЭ-2010: Литература / ФИПИ авторы-составители: С.А. Зинин – М.: Астрель, 2009.

  13. Литература. Типичные ошибки при выполнении заданий Единого государственного экзамена / ФИПИ авторы: Зинин С.А., Новикова Л.В., Марьина О.Б. − М.: Русское слово, 2009.

  14. ЕГЭ. Литература. Тематическая рабочая тетрадь/ФИПИ автор: Ерохина Е.Л. − М.: Экзамен, 2009.

  15. Анализ идейно-художественного своеобразия литературного произведения. ΧΧ век. / Под общей ред. Т.Ю. Пылаевой – М.: Международная школа дистантного обучения, 2003.

  16. Анализ эпизода художественного произведения. / Под общей ред. Т.Ю. Пылаевой – М.: Международная школа дистантного обучения, 2002.

  17. Искусство написания сочинений. / Под ред. Н.В. Козловской − СПб.:САГА, 2002.

  18. Каганович С.Л. Обучение анализу поэтического текста: Методическое пособие для учителей словесников – М.: Русское слово, 2006.

  19. Карнаух Н.Л., Щербина И.В. Письменные работы по литературе. 9 – 11 классы – М.: Дрофа, 2002.

  20. Райский С.И. Работа над речевыми ошибками в изложениях и сочинениях – М.: Дрофа,2006.

  21. Щербина И.В. Тесты на уроках литературы. 10 – 11 классы: Методическое пособие – М.: Дрофа, 2008.



Рекомендации составлены методистом УМЦ


факультета гуманитарного образования ЛОИРО

Терешиной В.А.




Скачать 191.86 Kb.
оставить комментарий
Дата15.09.2011
Размер191.86 Kb.
ТипМетодические рекомендации, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

отлично
  1
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Загрузка...
Документы

Рейтинг@Mail.ru
наверх