Жанровые модификации в творчестве В. Н. Крупина icon

Жанровые модификации в творчестве В. Н. Крупина


Смотрите также:
Жанровые модификации в творчестве В. Н. Крупина...
Специфические черты и жанровые инновации в современном оперном творчестве одесских композиторов...
Вестник «Филологические науки». 2010. № 3. ...
Творческая мастерская по лирическим миниатюрам В. Крупина и Ф. Нестерова «Красота в крупинке»...
V международная научная конференция «Физико-химические основы формирования и модификации микро и...
Урок по рассказам В. Крупина «Сбрось мешок»...
Учебно-методический комплекс дисциплины (модуля...
Тема России в творчестве Александра Блока...
Философское осмысление темы жизни и смерти в творчестве А. А. Фета...
Урок 10. Тема: Первая любовь в жизни и творчестве...
План I введение II творческий путь Александра Грина III романтическая устремленность Грина IV...
Свободы и насилия над личностью в творчестве Ф. М. Достоевского. Мне кажется...



Загрузка...
скачать
На правах рукописи


КОШУРНИКОВА Татьяна Владиславовна


Жанровые модификации

в творчестве В.Н. Крупина


Специальность 10.01.01 – русская литература


АВТОРЕФЕРАТ


диссертации на соискание ученой степени

кандидата филологических наук


Москва – 2008




Работа выполнена на кафедре русской литературы

Московского государственного гуманитарного университета

им. М.А. Шолохова


Научный руководитель: доктор филологических наук,

профессор Ирина Владимировна Гречаник


^ Официальные оппоненты: доктор филологических наук,

профессор

Капиталина Антоновна

Кокшенёва, заведующая кафедрой Института бизнеса и политики,

заведующая отделом культуры

журнала «Москва»


кандидат филологических наук,

^ Алексей Владимирович

Фёдоров, заведующий редакцией литературы журнала «Русское
слово»

Ведущая организация: Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Армавирский государственный педагогический университет


Защита состоится 8 октября 2008 года в 14.00 часов на заседании диссертационного совета Д 212.136.01 в Московском государственном гуманитарном университете им. М.А. Шолохова по адресу: 109240, Москва, ул. Верхняя Радищевская, д.16/18.


С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Московского государственного гуманитарного университета им. М.А. Шолохова по адресу: 109240, Москва, ул. Верхняя Радищевская, д.16/18,


Автореферат разослан « » сентября 2008 года


Ученый секретарь

диссертационного совета,

доктор филологических наук,

доцент ^ Л.Г. Чапаева

Общая характеристика работы


Литературный процесс последней трети ХХ века стал этапом поисков и творческого самоопределения самобытного прозаика Владимира Николаевича Крупина. «Его творчество развивалось и продолжает развиваться в лучших традициях русской литературы. Ему присуща совестливость, душевная чуткость, философская глубина и нравственная прозорливость. Главной темой в его прозе и публицистике был и остается русский человек: его прошлое, настоящее и будущее»1. Многослойность художественных произведений В.Н. Крупина открывает путь к содержательному диалогу читателя и автора, в недрах которого – история и современность, глубинный пласт отечественной культуры, духовный опыт поколений. «По работам Крупина когда-нибудь будут судить о температуре жизни в окаянную эпоху конца столетия и о том, как эта температура из физического страдания постепенно переходила в духовное твердение»2. Здесь сказано главное о том, что характерно для прозы писателя в целом. Он более всего заботится о духовном начале в человеке. Писатель взял на себя проповедническую функцию: средствами литературы влиять на читателя, что сказалось и на характере его прозы, и на особенностях поэтики и стиля произведений. В творчестве В.Н. Крупина рубежа ХХ–ХХI веков отмечается стремление ослабить роль художественного вымысла в произведениях, что предопределяет специфику создаваемой им реальности. Эту особенность наследия художника мы обосновываем, раскрывая публицистические аспекты прозы писателя.

Исследование прозы В.Н. Крупина с 80-х годов ХХ века до начала ХХI века позволяет сделать выводы о том, что, следуя по пути творческого освоения традиций классической словесности (А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, Ф.М. Достоевского, Н.С. Лескова, М.Е. Салтыкова-Щедрина, И.А. Бунина, М.А. Шолохова и других писателей), он придерживается православного направления в современной литературе, развивая идею взаимной обусловленности состояния жизни и духовного мира человека. Главное в творчестве В.Н. Крупина – это его потребность во всем, о чем бы он не писал, оставаться русским по духу. Ф.М. Достоевский говорил о том, что «быть русским – значит быть православным»1.

Произведения В.Н. Крупина принято рассматривать в русле так называемой «деревенской прозы», что ограничивает представление о его творчестве. Мы раскрываем неповторимое лицо художника в поэтике и стилистике, характерной для православного направления русской литературы конца ХХ века.

^ Актуальность исследования определяется тем, что сегодня возрастает интерес общества и современной филологической науки к духовно-нравственным, религиозным аспектам творчества писателей как ХIХ, так и ХХ века. В наш век утраты нравственных ценностей, дегуманизации человека, кризиса личности, наступления постмодерна, глобализации важно сохранить лицо русской литературы, представленное именно такими писателями, как В.Н. Крупин.

В.Н. Крупин – автор многих рассказов, повестей и романов: «Зерна» (1974), «Живая вода» (1981), «Спасение погибших» (1989), «Великорецкая купель» (1990), «Крестный ход» (1993), «Прощай, Россия, встретимся в раю» (1995), «Слава Богу за все» (1995), «Люби меня, как я тебя…» (1998), сборников «Рассказы последнего времени» (2001), «Прошли времена, остались сроки» (2005), книг «Русские святые» (2003), «Незакатный свет» (2006), но до недавнего времени он оставался малоизученным писателем. Кроме небольшого числа рецензий существуют только немногочисленные монографии. Их авторы пытаются представить картину творческого пути художника в том или ином аспекте1. Однако целостного раскрытия творчества писателя, взятого в контексте жанровых модификаций, не было представлено, в то время как проблема жанров – одна из значимых в системном анализе творчества В.Н. Крупина. Недостаточная изученность этого вопроса порождает все новые и новые споры. Исследование в творчестве В.Н. Крупина процесса жанровых модификаций, его закономерностей, логики и результатов позволяет утверждать, что указанная проблема является весьма актуальной, так как модификационные процессы отражают одну из характерных тенденций развития современной литературы, убеждающих в том, что освобождение от жесткой власти жанровых традиций может выступать в качестве созидательной силы современного литературного процесса.

^ Объект исследования – публицистика и рассказы В.Н. Крупина 1980–2000-х годов, повести «Великорецкая купель», «Крестный ход», «Люби меня, как я тебя…», книги «Русские святые», «Незакатный свет».

^ Предмет исследования – жанровые модификации в прозе В.Н. Крупина, рассматриваемые в тесном единстве с творческой эволюцией писателя, художественная манера, проблематика, поэтика произведений писателя. Мы доказываем, что без глубокого изучения своеобразия поэтики, исканий и достижений этого писателя и публициста, чьи произведения включены с 90-х годов в вузовские и школьные программы по литературе, невозможно целостно осмыслить эволюцию русской прозы последней трети ХХ века, связанную с воплощением православной традиции.

Цель исследования: выявить жанровые модификации в творчестве В.Н. Крупина в период с 80-х годов ХIХ века до начала ХХI века, представить целостный, обобщающий анализ произведений писателя конца ХХ – начала ХХI века.

В соответствии с поставленной целью основными задачами исследования являются следующие:

  • раскрыть понятие жанровой модификации;

  • рассмотреть теоретические аспекты эпических и публицистических жанров, показать взаимопроникновение художественных и публицистических элементов в прозе писателя и доказать, что особенностью поэтики художественной прозы В.Н. Крупина является публицистическое начало;

  • проанализировать категорию соборности и принципы ее художественной реализации как основу организации жанрово-стилевого пространства в повестях В.Н. Крупина 1990-х годов;

  • выявить христианские образы и мотивы в произведениях В.Н. Крупина рубежа ХХ–ХХI веков и установить продолжение традиций духовных жанров русской литературы (молитва, житие, хождение, притча) в произведениях писателя последних лет;

  • показать творческую эволюцию художника как феномен воплощения православного начала в прозе В.Н. Крупина рубежа ХХ–ХХI веков;

^ Научная новизна работы определяется тем, что впервые творчество В.Н. Крупина в период с 80-х годов ХХ века до начала ХХI века анализируется с позиций основных жанровых модификаций; исследуется проблема взаимопроникновения художественных и публицистических элементов в прозе писателя; выявляются традиции духовных жанров русской литературы в произведениях последних лет; раскрывается эволюции творчества писателя, обозначается православное начало в прозе В.Н. Крупина рубежа ХХ–ХХI веков; кроме того, впервые творчество писателя рассматривается в контексте жанровых процессов развития русской литературы второй половины ХХ века.

^ Положения, выносимые на защиту

1. Обратившись к теоретическим аспектам осмысления эпических и публицистических жанров, мы раскрываем понятие жанровой модификации как видоизменение в рамках самого жанра, будь то повесть, рассказ, новелла, очерк. Процесс жанровых модификаций способствует трансформации традиционных жанров, активизации вариативных жанровых форм. Это естественным образом приводит к расширению потенциала жанра. Причиной возникновения данного явления в русской литературе рубежа ХХ–ХХI веков служит то, что идеи, продиктованные новой эпохой, требуют новых жанровых подходов, актуализации другого пласта жанровых традиций, что вызывает процесс заимствования отдельных художественных средств у других жанров и обусловливает процессы контаминации разнообразных жанровых элементов и межжанрового взаимодействия. Творчество В.Н. Крупина воплощает эту специфику.

2. Проблема взаимопроникновения художественных и публицистических элементов в жанровой системе произведений В.Н. Крупина конца ХХ века свидетельствует о тенденции все более явственного преобладания публицистического начала в творчестве этого писателя. При создании публицистического образа автору важно не только опираться на определенные факты, характеризующие явление с разных сторон, но и дать их образную трактовку выразительно-изобразительными средствами публицистики. Изучение жанровой системы творчества писателя, соотношения и взаимодействия в ней разнообразных жанровых модификаций позволяет понять основополагающие принципы творчества В.Н. Крупина, особенности его жанровой стратегии, специфику подхода к жизни и интерпретации ее, существенные тенденции развития жанровой системы. Прежде всего, речь идет о возрастании роли автора в художественном произведении. Освобождаясь от закрепившихся в традиции жанровых стереотипов, писатель углубляет в структуре жанра роль личностного начала. Это проявляется, в частности, в образе малой родины, образе Дома как констант художественного мира писателя, темы детства, семьи в художественном пространстве рассказов, в показе образов одиноких людей и стариков как зримого воплощения боли автора от увиденного в обычной жизни, в изображении паломников, идущих к святыням родной земли, в христианских образах и мотивах, в пейзажных зарисовках, в мастерском обращении с фактом, в диалогах героев, в воспоминаниях, вбирающих элементы публицистической стилистики и поэтики.

3. Духовное содержание и проблемы, которые поднимает писатель в произведениях, определяют и жанр его художественного творчества. Соборность выступает как основная жанрообразующая категория и художественно реализуется в повестях В.Н. Крупина через философское осмысление православной проблематики, через образы святых, образы людей, тяготеющих к православным идеалам и традициям, через соотношение материального и духовного (земного и небесного) миров, через православную символику, одухотворенность быта героев, через фольклорное начало, народный язык и устное народное творчество. В жанровую структуру произведений вводятся христианские образы и мотивы. В основе творческой эволюции писателя лежит глубинная и основополагающая связь с православными традициями русской литературы, проявляющаяся в тематике, проблематике, в использовании художественных и жанровых элементов, свойственных произведениям ярко выраженной православной направленности (молитва, хождение, поучение, житие).

^ Теоретико-методологическую основу работы составили труды известных философов И.А. Ильина, П.И. Флоренского, Н.О. Лосского, С.Н. Булгакова; литературоведов М.М. Бахтина, Д.С. Лихачева, В.В. Виноградова, М.М. Дунаева, Н.Л. Лейдермана, В.И. Тюпы, Н.Т. Рымаря, Ю.Н. Тынянова, В.Е. Хализева, Л.В. Чернец, И.А. Есаулова, В.В. Кожинова, В.И. Курбатова, И.П. Золотусского, А.Я. Эсалнек, научные работы Ю.Г. Круглова, В.Ю. Троицкого, Л.И. Шевцовой, И.В. Гречаник, посвященные исследованию литературных явлений в контексте духовной культуры. В исследовании учтены научные концепции, изложенные в монографиях и диссертационных работах последних лет1.

^ Материалом исследования являются художественная проза и публицистические работы В.Н. Крупина. Его произведения рассматриваются не только в контексте художественного творчества писателей В.П. Астафьева, В.Г. Распутина, В.И. Белова, Ф.А. Абрамова, В.М. Шукшина, но и в одном ряду с творчеством С.Щербакова, Н. Блохина, Б. Агеева, П. Краснова и других, что позволяет, при уважительном отношении к неповторимой индивидуальности каждого художника выявить важные общие тенденции в развитии современной литературы.

Методология работы строится на сочетании сравнительно-типологического, историко-литературного, проблемно-тематического подходов. По мере осмысления проблемы данные подходы дополняются, с одной стороны, эмпирическими методами исследования (интервью, изучение документов), с другой – теоретическими (анализ, синтез, сравнение, обобщение, систематизация), применение которых обусловливается целью и задачами диссертационного исследования.

Обратившись к проблеме жанровых модификаций в творчестве В.Н. Крупина, мы исходим из следующей гипотезы: если в жанровой структуре произведений происходит взаимопроникновение художественных и публицистических элементов, осуществляется синтез лирического и эпического начал, актуализируются духовные жанры русской литературы в рамках современных повествовательных форм, возрастает роль автора, ослабляется зависимость его от традиционной модели жанра, то мы можем говорить о жанровых модификациях в творчестве писателя.

^ Теоретическая значимость диссертации состоит в комплексном исследовании художественных принципов поэтики В.Н. Крупина в период с 80-х годов ХХ века до начала ХХI века в контексте жанровых процессов развития русской литературы второй половины ХХ века, в обосновании подходов к выявлению традиций духовных жанров русской литературы в произведениях художника и обозначении указанных традиций на уровне жанра, мотивов, образов и концепций, в раскрытии эволюции творчества писателя и выявлении православного начала в прозе В.Н. Крупина рубежа
ХХ– ХХI веков.

^ Практическая значимость работы заключается в том, что на основе проведенного исследования возможна разработка факультативных и элективных курсов по изучению творчества современных писателей, а также программ по литературному краеведению в образовательных учреждениях (по региональному компоненту базисного учебного плана). Материалы и результаты работы могут быть использованы при изучении творчества В.Н. Крупина в лекционных курсах и на семинарских занятиях по истории русской литературы второй половины ХХ века, в программах профильного обучения, спецкурсов и спецсеминаров, посвященных проблемам жанра, в высшей школе и в инновационных образовательных учреждениях с углубленным изучением гуманитарных дисциплин.

^ Структура диссертационного исследования: работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка, насчитывающего 282 источника, приложения, включающего дневники писателя. Общий объем – 225 страниц.

^ Апробация результатов исследования осуществлялась в форме выступлений на XVI Всероссийской научно-практической конференции «Филология и школа: духовный потенциал русского слова и словесности в системе образования и воспитания школьников» в Институте мировой литературы имени А.М. Горького РАН (г. Москва, ноябрь, 2006), на межрегиональной конференции «Книга и чтение в новом тысячелетии», которая проводилась КИПК и ПРО (Киров, декабрь 2006 г.), на VI Международной научной конференции «Русское литературоведение на современном этапе» (г. Москва, март 2007 г.), на ХХХV областной научно-практической конференции «Инновации и качество филологического образования», которая проводилась в КИПК и ПРО в апреле 2007 года, на Международном литературном форуме «Русский человек на изломе эпох в отечественной литературе» в мае 2007 года в ВятГГУ, на ХII международной научной конференции «Пушкинские чтения – 2007. Малая проза: жанры, авторы, стили» в июне 2007 года в г. Санкт-Петербурге, которая проводилась на базе Института русской литературы (Пушкинский Дом) Российской Академии наук и Ленинградского государственного университета имени А.С. Пушкина, на международной научно-практической конференции «Русский язык как средство межкультурной коммуникации и консолидации современного общества» (г. Оренбург, ноябрь 2007 г.), на межрегиональной научно-практической межвузовской конференции «Философские основы гуманной педагогики» (г. Киров, март 2008 г.).

^ Основное содержание работы

Во Введении обосновываются актуальность, научная новизна исследования, формулируются его цель и задачи, освещается степень разработанности данной проблемы, положения, выносимые на защиту, аргументируются теоретическая и практическая значимость работы. Введение включает данные об апробации и внедрении результатов исследования.

^ В первой главе «Жанр как теоретическая проблема» рассматриваются теоретические аспекты эпических и публицистических жанров, раскрывается понятие жанровой модификации.

Одним из основных научных понятий историко-литературного процесса является жанр. Жанр определяется как исторически сложившееся понятие, как тип художественного произведения в единстве формы и содержания. По замечанию В.Е. Хализева, «каждый жанр обладает определенным комплексом относительно устойчивых свойств. Даже вновь возникшие в собственно литературном опыте жанры представляют собой итог совокупной деятельности начинателей и продолжателей».1 Однако, проблемы, продиктованные новой эпохой, возникшие на основе нового философско-эстетического опыта, зачастую не укладываются в традиционные жанровые формы. Таким образом, возникает необходимость в заимствовании отдельных художественных средств у других жанров и их контаминации. Процесс жанрового синтеза, межжанрового взаимодействия, начатый еще романтиками, в русской литературе ХХ века обретает новую специфику и актуальность. Стремясь исследовать жанровые особенности прозы В.Н. Крупина, мы использовали достижения отечественного литературоведения в области теории жанров и наблюдения, представленные в работах о творчестве писателя.2

Оставаясь художником слова, В.Н. Крупин постоянно тяготел к публицистике, в течение всего продолжительного времени своей творческой биографии сотрудничал в редакциях газет, журналов. Публицистическое наследие писателя является неотъемлемой составляющей всего его творчества.

Публицистика, первоначально развиваясь внутри других видов словесности (ораторские выступления, устное народное творчество, памятники древнерусской письменности, скоморошеское искусство, полемические сочинения, переписка, другая эпистолярная литература), постепенно расширяет границы, реализуя свои непосредственные задачи – влияние на общественное мнение.

Традиции публицистической литературы, безусловно, прослеживаются в русской литературе XX века. Здесь можно отметить постоянное расширение тематического и жанрового диапазона. Публицистические произведения свойственны творчеству совершенно непохожих и противоположных по миросозерцанию писателей XX века: Владимира Короленко, Ивана Бунина, Максима Горького, Ильи Эренбурга, Константина Симонова, Леонида Леонова, Михаила Шолохова, Александра Солженицына, Валентина Распутина и Владимира Крупина. Самовыражение личности авторов проявляется как страстный отклик на острейшие проблемы современности. Вневременной характер придает публицистическим произведениям разных авторов и обращение к «вечным» проблемам. Специфическое свойство публицистики в том, что она, как правило, волнует читателей, пока актуальны затронутые в ней проблемы, пока имеют смысл обобщения, выводы автора. На такие, ставшие уже классическими, образцы писательской публицистики ориентируются и современные авторы, в том числе Владимир Николаевич Крупин.

Важнейшим поворотным моментом в развитии литературы явилась смена жанров канонических форм, структуры которых восходят к определенным «вечным» образам, воспроизводящим уже существующие типы художественного произведения. В.Е. Хализев отмечает, что романизация литературы последних двух столетий знаменовала ее «выход» за рамки жанровых канонов и одновременно – стирание былых границ между жанрами. В ХIХ–ХХ веках, по словам ученого, «жанровые категории теряют четкие очертания, модели жанров в большинстве своем распадаются. Литература ХХ века побуждает говорить о наличии в ее составе произведений, вовсе лишенных жанровой определенности»1. Литературоведение оказывается перед необходимостью либо вообще не считать структуры, впервые формирующиеся или выходящие на авансцену литературы после XVIII века жанрами, либо найти иные адекватные им научные понятия и методы. Отсюда методологический парадокс, сформулированный Г. Мюллером: «Дилемма каждой истории литературного жанра основана на том, что мы не можем решить, какие произведения к нему относятся, не зная, что является жанровой сущностью, а одновременно не можем также знать, что составляет эту сущность, не зная, относится то или иное произведение к данному жанру»1.

Жанровые модификации – это видоизменения в рамках самого жанра, будь то повесть, рассказ, новелла, очерк. Процесс жанровых модификаций способствует изменению традиционного жанра, активизации вариативных жанровых форм. Это естественным образом приводит к расширению потенциала жанра.

Одной из характерных черт современной системы эпических жанров становится подвижность границ их элементов на разных уровнях жанровой системы. Из синтеза лирического и эпического начал возникает стилистическая разновидность художественной прозы – лирическая проза, куда входит большое число жанров с разной степенью соотношения эпики и лирики. Например, повествование в рассказе В.Н. Крупина «Отец, я еще здесь» (2006) начинается с описания пейзажа, который не осложнен восприятием какого-либо героя, а, скорее, передает ощущение автора-повествователя, его непосредственные впечатления. «Закрою глаза – черемуха цветет за околицей. Памятью слуха слышу слабый лепет лесных ручейков, шуршание лиловых колокольчиков, шум берез и переплеск осин, слышу трепещущего в синеве жаворонка… <…> Памятью зрения, которого оказалось очень много во мне, я вижу в подробностях улицы и переулки моего села, берега реки, заречные дали, тропинки, почерневшие от времени, необхватные березы по сторонам Великого Сибирского тракта, избы и дома под тесовыми крышами, вижу молодых родителей, братьев и сестер, друзей…»2. Биографическая линия, нередко присутствующая в произведениях В.Н. Крупина, помогает обнаружить связь времен, служит дополнительным аргументом достоверности и правдивости описанного в произведении и проявлением лирического начала. В современной системе эпических жанров взаимодействие жанровых элементов осуществляется в разных направлениях. Каждый жанр испытывает влияние и со стороны родов, и со стороны сопредельных жанров, и со стороны жанров, традиционно соотносимых с другими родами, и трансформируется в результате этого влияния. В современной жанровой системе активизируется процесс модификации. Наблюдается активное взаимодействие между видовыми формами. Происходит совмещение в одном жанре различных его видовых модификаций. Этому процессу подвержены даже традиционные жанры, в которых при сохранении некоей содержательной доминанты могут быть и элементы других видовых форм.

Другой характерной приметой современной системы эпических жанров становится жанровая насыщенность, жанровое многообразие. Жанровое многообразие возникает в результате различных процессов, порожденных возможностями, которые задает подвижность жанровых границ. Это обусловлено тем, что современная система жанров русской прозы формируется во взаимодействии с системами других национальных культур во всех временных координатах, а также несет в себе «память» предшествующего жанрового опыта в русской литературе. Книга В.Н. Крупина «Незакатный свет» (2006) имеет подзаголовок «Записки паломника», который сразу же четко определяет статус автора (он не турист, а именно паломник, «верующий, богомолец, путешествующий по святым местам») и указывает на традицию, которой следует автор, – традицию паломнической литературы (литературы хождений), чрезвычайно популярной в Древней Руси, оттесненной на периферию литературного процесса в XIX веке и пережившей новый подъем в XX веке. Один из уроженцев вятской земли, автор знаменитых «Писем с Афона», Святогорец определил паломничество как «священное воспоминание». Подобное понимание паломничества характерно и для В.Н. Крупина. В своем повествовании писатель последовательно придерживается этого принципа: «Шел, дыша горным воздухом Фавора, и вспоминал прочитанное о нем»1. Автор выступает как очевидец, которому посчастливилось своими глазами увидеть то, о чем он раньше только читал или слышал. На Святой Земле «знание подкрепляется виденным», пройти самому, «где ходили своими ногами персонажи библейских книг», с надеждой «чтоб хоть однажды попасть подошвой на то место, которого коснулись Его пречистые стопы»2. В повествовании появляются элементы поучения, наставления, проповеди, беседы, трактата, комментария («толкования»). «Записки паломника» приобретают у В.Н. Крупина черты духовной публицистики, превращаются в апологию христианских ценностей.

Авторская позиция звучит публицистически в одном из очерков этой книги «Богом хранимая Вятка» особенно во взгляде писателя на судьбу России и ее народа, на русский национальный характер, на веру в духовное возрождение родины. «Ты живешь в России. У тебя нет запасной Родины. В России могилы твоих предков. Здесь будет и твоя могила. Здесь сохранится память о тебе, Такая, какую ты заслужил своими делами при жизни»1. В литературоведении подобную манеру изложения принято считать органическим сочетанием «очеркового содержания» и «художественной формы» произведения.

Жанровые модификации наблюдаются как в творчестве одного автора в процессе его эстетической эволюции, так и в истории определенного жанра, когда под влиянием внешних и внутренних факторов он меняет свои черты, сохраняя жанровую доминанту, и одновременно обретает различные модификации. Творчество В.Н. Крупина внесло в литературу яркие примеры жанровых модификаций. В жанровом отношении интересны все его произведения эпического рода: и ранние миниатюры, и очерки, и рассказы, и повести.

^ Во главе второй «Модификации жанров в творчестве В.Н. Крупина в 80–90-е годы ХХ века» раскрываются жанровые модификации и их взаимовлияние в прозе В.Н. Крупина. Анализируя творчество писателя, мы рассматриваем поэтику малых жанров: публицистику и рассказы, проблему взаимопроникновения художественных и публицистических элементов в прозе писателя, авторское сознание и художественные средства его выражения в разных прозаических жанрах В.Н. Крупина.

В творчестве писателя 90-х годов также находят воплощение процессы, формирующие жанровые модификации в произведениях данного автора, что позволяет понять существенные тенденции развития жанровой системы – возрастание роли автора, все более свободного его обращения с законами жанров. На жанр рассказа, новеллы могут оказывать влияние жанрообразующие средства публицистики. Так, в повести В.Н. Крупина «Крестный ход», которую сам автор называет «дорожной» повестью или «дневником Крестного хода», можно заметить черты влияния публицистических жанров – репортажа, путевого очерка, интервью, беседы. С одной стороны, повесть в своей основе напоминает жанр древнерусской литературы «хождение», где достоверность происходящего и эпичность повествования достигаются за счет максимального приближения к самой жизни. С другой стороны, дневниковый и очерковый стиль повести «Крестный ход» приближает ее к жанру публицистики – репортажу. Документальный характер, фактографичность повествования закрепляются точными указаниями на время и место происходящего: «Весь Крестный ход длится неделю: три дня до Великой, день там, три дня обратно. В первый день молебны с утра в трех храмах: Серафимовском, Успенском и, по дороге, в Троицком, Макарьевском. <…> День, в который мы вышли, был очень значителен: четверг, третье июня, день Владимирской иконы Божией Матери, день равноапостольного царя Константина и чад его князей Михаила и Феодора, муромских чудотворцев1».

Автор оказывается организатором текста как носитель идеи и художник ее воплощения. «Нет, никаким бесам не одолеть те дороги и тропы, те поля и леса, которые мы прошли, они наши, русские, навсегда. Жалкие вы люди, те, кто плохо думает о России, кто думает, что с Россией что-то можно сделать, оставьте, не позорьтесь. Мы не в митингах, мы в крестных ходах, мы не в криках, мы в молитве. А сильнее силы, чем молитва православная, нет. Наш Бог – Бог православный, кого убоимся, наша вера – вера православная, кого устрашимся?»2. Авторская концепция, авторское мировосприятие лежит в основе художественной трактовки действительности, диктует принципы отбора материала.

При создании публицистического образа писатель опирается на определенные факты, характеризующие явление с разных сторон

и дает их образную трактовку посредством ресурсов выразительно-изобразительных средств языка – использует такие синтаксические конструкции и стилистические фигуры, как: обращения, прямые вопросы, риторические вопросы, параллелизм предложений, инверсию, анафору, эпифору, эпитеты, антитезу, восклицания; применяются автором крылатые выражения, пословицы, поговорки, – что придает повествованию образность, лаконичность, меткость, некоторую оценочность, нацеленность на обобщения. Для выразительности авторской речи писатель использует «библеизмы»; для убедительного выражения своей мысли приводит цитаты из Библии и учений Святых отцов. «Болим завистию, гордостью, надменностью, превозношением... Болим чревоизлишеством, многоядением, сластолюбием, исцели ны, о святый Пантелеимоне… Болят наши ноги – нежеланием поспешно идти в храм Господень…» 1.

Исследуя проблему взаимопроникновения художественных и публицистических элементов в прозе В.Н. Крупина, мы пришли к выводу о том, что произведения писателя последних лет обнаруживают тенденцию все более явственного преобладания публицистического начала в его творчестве: «Рассказы последнего времени», повесть «Крестный ход», сборник «Незакатный свет», «Русские святые»).

^ В третьей главе «Жанровое своеобразие творчества В.Н. Крупина на рубеже ХХ–ХХI веков» рассматривается соборность как жанрообразующая категория и принципы ее художественной реализации в повестях писателя 90-х годов. На основе проведенного исследования делается вывод о том, что соборность выступает как доминанта, организующая жанрово-стилевое пространство прозы В.Н. Крупина. Художник целенаправленно ориентируется на православное толкование названного понятия: «Соборность – это единство народа в исполнении христианского долга и пожертвовании, в стремлении посильно приблизиться к Богу, «обожиться», «освятиться», воплотить в себе нравственный идеал Православия»1. Это форма бытия русского народа, чье «благотворное влияние …сопровождает Россию сквозь века, с самого момента ее государственного оформления в самостоятельную державу»2. Таков характер пространственно-временной организации художественной реальности у В.Н. Крупина и определение нравственной и эстетической его позиции, то есть его художественного сознания. Соборность художественно реализуется в произведениях писателя 90-х годов через:

- философское осмысление православной проблематики (повести «Великорецкая купель», «Крестный ход», «Люби меня, как я тебя…»);

- образы святых, образы людей, тяготеющих к православным идеалам и традициям (Николай Иванович Чудинов в повести «Великорецкая купель», Саша Резвецова в повести «Люби меня, как я тебя…», бабушка Лиза в рассказе «Прошли времена, остались сроки»);

- православную символику (храм, свечи, крест, иконы, чудо, церковная служба, литургия);

- одухотворенность быта (быт героев повести «Великорецкая купель», рассказов «Прошли времена, остались сроки», «Зимние ступени»);

- фольклорное начало; народный язык и устное народное творчество (повести «Великорецкая купель», «Крестный ход»).

В.Н. Крупин принадлежит к числу авторов, которые умеют и считают необходимым влиять на читателя с помощью убеждения и доказательства, максимального приближения героев к жизни, использования документального материала и реальных прототипов. Для В.Н. Крупина в сложившейся на сегодняшний момент ситуации духовного голода и торжества материальных ценностей основной задачей творчества является приведение людей к Православию. Писателем движет мысль: «спасение исходит не от вымысла»1. Творческий процесс создания произведений основывается, по словам автора, не только на жизненных впечатлениях, литературной начитанности. По словам самого писателя, «к попыткам творчества прибавилось определяющее ощущение воли Божьей»2. В повести «Люби меня, как я тебя…» В.Н. Крупин четко выражает свою главную мысль, вложив ее в уста одного из героев: «Жить надо по истине, а не по общественному мнению. Истина – Христос»3.

В.Н. Крупин – представитель православного направления литературы ХХ века, которая долгое время находилась за пределами научного обсуждения. В его творчестве отражается тенденция возрождения православных традиций, появившаяся в последние годы. Этому подчинены основные задачи его творчества, особый стиль и выбор художественных средств. Ключевую роль обретает понятие соборности, организующее идейную сферу прозы В.Н. Крупина и определяющее ее жанровую структуру.

Раскрывая традиции духовных жанров русской литературы, христианские образы и мотивы, в частности, тему паломников и паломничества (соответствующую жанру хождений), их роль в жанровой структуре произведений последних лет, мы показали, что духовное содержание и проблемы, которые поднимает писатель в произведениях, определяют специфику созданных им жанровых модификаций и жанровую систему его художественного творчества. Мы наблюдаем процесс творческой эволюции писателя, продолжение традиций духовных жанров русской литературы, внесение в художественные произведения элементов, свойственных православной культуре, православному мышлению. В композицию произведений автор вводит элементы молитвы, жития, поучения, хождения, притчи (повести «Живая вода», «Великорецкая купель», «Крестный ход», «Люби меня, как я тебя…», рассказы «Чудеса», «Прошли времена, остались сроки», «Первая исповедь», «Зимние ступени» и другие). Например, в повести «Великорецкая купель» показана история духовного развития человека. В исторической памяти жанра здесь возникает библейская идея христианских добродетелей: смирения и всепрощения. Автор передает мысль о благотворности евангельской морали. Обнаруживается попытка соединить традиции агиографической и романной литературы, осмыслить человеческую жизнь с точки зрения духовности. В.Н. Крупин использует жанровые признаки жития в книге «Русские святые» (2003). Писатель включил в нее небольшой цикл паломнических очерков, озаглавив его «Святые – основатели русских монастырей». В каждом очерке дается краткое описание монастыря, история его возникновения, небольшая справка о его основателе. Завершается очерк рассказом о современном состоянии монастыря, его возрождении. Свое понимание значения монастырей в «святом мире» православной Руси автор раскрывает следующим образом: «…каждый монастырь хранит в себе населенность многовековыми молитвами… Именно здесь очищаются наши души, и здесь мы обретаем силы для дальнейшей жизни»1. В этом мы видим сущностное своеобразие творческой эволюции писателя, актуальное для культуры нашего времени.

Таким образом, результаты исследования подтвердили рабочую гипотезу: если в творчестве В.Н. Крупина, в жанровой структуре его произведений происходит взаимопроникновение художественных и публицистических элементов, осуществляется синтез лирического и эпического начал, актуализируются духовные жанры русской литературы в рамках современных повествовательных форм, возрастает роль автора, ослабляется зависимость его от традиционной модели жанра, то все это свидетельствует о процессе жанровых модификаций в творчестве писателя

В Заключении подводятся итоги диссертационного исследования. Процесс формирования жанровых модификаций в творчестве В.Н. Крупина определяется разными причинами – активизацией роли повествователя в тексте (особенно в освещении православных, проблем), стремлением к максимальной достоверности изображения, намеренному смещению границ, разделяющих повествователя и персонажей (повесть «Крестный ход», сборник «Незакатный свет», книга «Русские святые»), акцентированием внимания на внутреннем мире автора – синтез лиризма и публицистики («Рассказы последнего времени», «Отец, я еще здесь»).

В диссертации представлено комплексное исследование художественных принципов поэтики В.Н. Крупина в период с 80-х годов ХХ века до начала ХХI века в контексте жанровых процессов развития русской литературы второй половины ХХ века, обоснованы подходы к выявлению традиций духовных жанров русской литературы в произведениях художника, раскрыта эволюция творчества писателя, обозначено православное начало в прозе рубежа
ХХ–ХХI веков. За пределами работы остались такие проблемы, как образ автора и образ повествователя, синтез авторских, фольклорных (пословицы, частушки, песни), религиозных (молитва, песнопение) стилистических компонентов и другие, которые могли бы стать предметом дальнейшего исследования творчества В.Н. Крупина и способствовать восстановлению целостной картины развития литературы ХХ века.


^ Основные положения диссертационного исследования отражены в следующих публикациях:

Статьи, напечатанные в изданиях, рекомендованных ВАК РФ

1. Кошурникова, Т.В. Проблемы взаимопроникновения художественных и публицистических элементов в творчестве В.Н. Крупина // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. – 2007. – Том. 13. – Спецвыпуск. – С.25–28 (0,25 п.л.).

2. Кошурникова, Т.В. Публицистичность как элемент художественности в творчестве В.Н. Крупина // Вестник Московского государственного гуманитарного университета им. М.А. Шолохова. – 2008. – № 3. – С. 8–14 (0, 44 п.л.). – (Серия «Филологические науки»).


Статьи в сборниках материалов конференций

3. Кошурникова, Т.В. Пусть продлится детство: Урок по повести В.Н. Крупина «Дымка» // Литература в школе. – 2007. – № 12. – С.34–37 (0,25 п.л.).

4. Кошурникова, Т.В., Каткова Е.А. Элективные курсы по современной литературе: Сборник программ и методических рекомендаций. – Киров: КИПК и ПРО, 2006. – 122 с. (7,6 п.л). – (Серия «Профильная школа»).

5. Кошурникова, Т.В. Проблема духовного становления человека в повести В.Н. Крупина «Люби меня, как я тебя» // Анализ художественного текста: Сборник научных статей. Труды кафедры русской литературы. – Вып. 5. – Киров: ВятГГУ, 2006. – С.82–85 (0,25 п.л.).

6. Кошурникова, Т.В. Проблемы взаимопроникновения художественной прозы и публицистики в творчестве В.Н. Крупина // Русский человек на изломе эпох в отечественной литературе: Сборник статей по материалам Международного литературно-образовательного форума. – Киров: ВятГГУ, 2007. – С.220–230 (0,69 п.л.).

7. Кошурникова, Т.В. Проблемы взаимопроникновения художественной прозы и публицистики в творчестве В.Н. Крупина // Пушкинские чтения – 2007. Малая проза: жанры, авторы, стили: Материалы XII международной научной конференции: Сборник научных статей. – СПб., 2007. – С.326–335 (0,625 п.л.).

8. Кошурникова, Т.В. Публицистичность как основа художественности в произведениях В.Н. Крупина // Русское литературоведение на современном этапе: Материалы VI Международной научной конференции. Том II. – М.: МГПОУ им. М.А. Шолохова, 2007. – С.70–75 (0,38 п.л.).

9. Кошурникова, Т.В. Проблема духовного становления человека в произведениях В.Н. Крупина: Программа внеклассного чтения и система уроков по изучению творчества В.Н. Крупина в средней школе: Научно-методическое пособие. – Киров: КИПК и ПРО, 2007. – 102 с. (6,4 п.л). – (Серия «Профильная школа»).

10. Кошурникова, Т.В. Проблемы взаимопроникновения художественных и публицистических элементов в творчестве В.Н. Крупина // Русский язык как средство межкультурной коммуникации и консолидации современного общества: Материалы международной научно-практической конференции: В 2 т. Т.2. – Оренбург, ОГПУ, 2007. – С. 293–300 (0,5 п.л.).

11. Кошурникова Т.В. Традиции духовных жанров русской литературы в произведениях В.Н. Крупина // Литературно-краеведческое исследование: Сборник научно-методических материалов. – Киров. – 2008. – С. 42–53 (0,75 п.л.).

12. Кошурникова Т.В. Образ Дома как константа художественного мира В.Н. Крупина // Ежегодная научно-практическая межвузовская конференция «Философские основы гуманной педагогики»: Сборник материалов. – Киров: ВГТИ, 2008. – С. 67–71
(0,3 п.л.).


Подписано в печать 26 .08. 08. Формат 60х84 1/16

Объем 1,8 усл. печ. л. Тираж 100 экз. Заказ № 670





Типография издательства Московского государственного

гуманитарного университета им. М.А. Шолохова

109240, Москва, ул. Верхняя Радищевская, д.16/18





11. Злыгостева Н.И. Голос истинной правды [Текст] / Н.И. Злыгостева // Герценка: Вятские записки: научно-популярный альманах. – Вып.2. – Киров, 2001. – С. 57.

22. Распутин В.Г. Такое далекое вчера, такое горячее сегодня [Текст] / В.Г. Распутин // Владимир Николаевич Крупин: Библиографический указатель 1992-2001. – Киров, 2001. – С.4.

1  Достоевский Ф.М. Полное собрание сочинений [Текст]: в 30-т. / Ф. М. Достоевский. – Л.: Наука,1981. – Т.22. – С.179.


1 Сатаева, Н.А.Современная советская проза 60–70-х годов и народно-смеховые традиции [Текст]: дисс. … канд. филолог. наук. - Уфа, 1986; Скаковская, Л.Н. Проза В.Н. Крупина (проблематика и поэтика) [Текст]: дисс … канд. филолог. наук. - Тверь, 1994; Федченко, Н.Л. Тенденции жанрово-стилевого развития повести 90-х годов (В. Крупин, Л. Бородин, В. Нарбикова) [Текст]: дисс. …канд. филолог. наук. - Армавир, 2000; Семыкина, Е.Н. Духовные векторы русской прозы и творческая эволюция В.Н. Крупина [Текст]. - Белгород, 2004.



1 Афанасьева Э.М. «Молитва» в русской лирике Х1Х века: логика жанровой эволюции [Текст]: дис. … канд. филол. наук / Э.М. Афанасьева. – Томск, 2000; Юсупов Р.Н. Православная духовная традиция как социокультурный феномен: истоки, философские интерпретации и место в диалоге культур [Текст]: дис. … канд. филос. наук / Р.П. Юсупов. – Екатеринбург, 2000; Гречаник И.В.Художественная концепция бытия в русской лирике первой трети ХХ века [Текст]: автореф. дис. … д-ра филол. наук. – М., 2004; Иванов В.В. Христианские традиции в творчестве Ф.М. Достоевского [Текст]: дис. … д-ра филол. наук. – Великий Новгород, 2004; Рыжков Т.В. Эсхатологический сюжет в русской прозе рубежа ХХ–ХХ1 веков [Текст]: дис. …канд. филол. наук. – Армавир, 2006; Гордиенко Н.Н. Русская поэзия рубежа ХХ–ХХI веков в контексте православной духовной традиции [Текст]: автореф. дис. … канд. филол. наук. – М., 2008.

1 Хализев В.Е. Теория литературы [Текст] / В.Е. Хализев. – М.: Высшая школа, 2007. – С. 333.

2  Аверинцев, С.С. Жанр как абстракция и жанр как реальность: диалектика замкнутости и разомкнутости [Текст] / С.С. Аверинцев // Риторика и истоки европейской литературной традиции. – М., 1996; Тюпа, В.И. Аналитика художественного [Текст] / В.И. Тюпа // Введение в литературоведческий анализ. – М., 2001; Эсалнек, А.Я. Внутрижанровая типология и пути ее изучения [Текст] / А.Я. Эсалнек. – М.,1985; Чернец, Л.В. Литературные жанры (проблемы типологии и поэтики) [Текст] / Л.В. Чернец. – М., 1982; Звягина М.Ю, Трансформация жанров в русской прозе конца ХХ века [Текст]: автореф. дис. … д-ра филол. наук. – М., 2002.



1 Хализев В.Е. Теория литературы [Текст] / В.Е. Хализев. – М.: Высшая школа, 2007. – С. 348.

1 Лейдерман, Н. Л. Движение времени и законы жанра: жанровые закономерности развития советской прозы в 60-70 годы [Текст] / Н.Л. Лейдерман. – Свердловск, 1982. – С.67.

2  Крупин В.Н.. Отец, я еще здесь [Текст] / В. Н. Крупин // Вятский рассказ. – Киров, 2006. – С. 216.


1 Крупин В.Н. Незакатный свет: записки паломника [Текст] / В. Н. Крупин. – Владимир, 2006. – С.150.

2 Крупин В.Н. Незакатный свет: записки паломника [Текст] / В. Н. Крупин. – Владимир, 2006. – С.123.

1 Крупин В.Н. Незакатный свет: записки паломника [Текст] / В. Н. Крупин. – Владимир, 2006. – С.31.


1 Крупин В.Н. Крестный ход [Текст] / В. Н. Крупин // Москва – 1994. – № 1. – С.60.

2 Крупин В.Н. Крестный ход [Текст] / В. Н. Крупин // Москва – 1994. – № 1. – С.88.


1 Крупин В.Н. Крестный ход [Текст] / В. Н. Крупин // Москва. – 1994. – № 1 – . С.78.

1 Иоанн (Снычев Иван Матвеевич; митр. Санкт-Петербургский и Ладожский; (1927 – 1995). Самодержавие духа [Текст] / Высокопреосвященнейший Иоанн, митр. Санкт-Петербургский и Ладожский. – СПб.: Царское дело, 1995. – С.35.

2 Там же, С.36.

1 Дунаев, М. М. Православие и русская литература: в 6 ч. [Текст] / М. М. Дунаев. – М.: Христианская лит., 2000. – Ч.VI. – С.393.

2 Дунаев, М. М. Православие и русская литература: в 6 ч. [Текст] / М. М. Дунаев. – М.: Христианская лит., 2000. – Ч.VI. - С.395.

3 Крупин, В. Н. Люби меня, как я тебя…[Текст / В.Н. Крупин // Москва. – 1998. – № 9. – С.82.

1 Крупин В.Н. Русские святые [Текст] / В. Н. Крупин. – М., 2003. – С.244.








Скачать 304,91 Kb.
оставить комментарий
КОШУРНИКОВА Татьяна Владиславовна
Дата15.09.2011
Размер304,91 Kb.
ТипАвтореферат, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Загрузка...
Документы

Рейтинг@Mail.ru
наверх