Литературоведение как наука. icon

Литературоведение как наука.


1 чел. помогло.
Смотрите также:
I литературоведение как наука литературоведение и лингвистика литературоведение...
Курс лекций по введению в литературоведение лекция 1...
Курс лекций по введению в литературоведение лекция 1...
Программа вступительного испытания по предмету...
Программа вступительного испытания по предмету...
Программа курса «Методология и методика научного исследования» Специальность 080507 «Менеджмент...
Литературоведение. Литературное произведение: основные понятия и термины...
Литература как наука и ее связь с другими науками...
Логика – как наука. История развития логики. Формы человеческого мышления...
Белянин В. П. Б 449 Психологическое литературоведение...
Абрамович Г. Л введение в литературоведение. (7-е изд). М. 1997. Баландина Н. Н...
Учебно-методический комплекс дисциплины Введение в литературоведение Специальность...



Загрузка...
страницы:   1   2   3   4
скачать
Вопр1. Литературоведение как наука.

Литературоведение – это наука, которая изучает специфику литературы, развитие словесного художественного творчества, художественные литературные произведения в единстве его содержания и формы, закономерности литературного процесса. Это одна из ветвей филологии. Профессия филолога появилась, чтобы обработать древние тексты – расшифровать их и адаптировать для чтения. В Эпоху Возрождения появился огромный интерес к античности – к текстам Эпохи Возрождения филологи обращались в качестве помощи. Пример, когда необходима филология: расшифровать исторические реалии и имена в «Евгении Онегине». Необходимость комментария, например, к военной литературе. Литературоведы помогают понять, о чем текст, и зачем он создан.

Текст становится произведением, когда у него есть какая-нибудь задача.

Литература

Автор

Рецепиент (читатель)

1реальный

-Активный, творческий

-Пассивный

-массовый

-лит.критик

2Адресат(мыслительный образ в сознание автора во время создания текста)

3 Рецептивная эстетика

4осмыслительная деятельность

Сейчас литература рассматривается как приведенная выше система, где все взаимосвязано. Нам интересна чужая оценка. Часто мы начинаем читать текст, уже зная о нем что-то. Автор всегда пишет для читателя. Существует разные типы читателей, о чем говорит Чернышевский. Пример – Маяковский, который через своих современников обращался к потомкам. Литературовед обращен и к личности автора, его мнению, биографии. Ему также интересно читательское мнение.

В литературоведении много дисциплин. Они бывают основные и вспомогательные. Основные: теория литературы, история литературы и литературная критика. Литературная критика обращена к современному литературному процессу. Она откликается на новые произведения. Главная задача критики – дать произведению оценку. Возникает тогда, когда четко проступает связь художника и общества. Критиков часто называют квалифицированными читателями. Русская критика начинается с Белинского. Критика манипулирует мнением читателя. Часто она необъективна. Пример: реакции на «Повести Белкина» и травля Бориса Пастернака, когда о нем отзывались плохо те, кто его даже не читал.

Искусства-

1пространственные(живопись, графика, скульптура)

2 Временные(литра, музыка)

3пр-временные (опера, балет, кино)

4изобразительно (имеют предметный характер - живопись, графика, лтра)

5 Единосост(литра)

Синтетические(кино, театр, балет)

6 Выразительные (лишь общий характер, музыка)

Теория и история не обращены к злободневности. Ни историку, ни теоретику не важна злободневность, он изучает произведение на фоне всего литературного процесса. Очень часто литературные процессы проявляются ярче во второстепенной литературе. Теоретик выявляет общие закономерности, константы, ядро. Ему не важны нюансы. Историк, наоборот, изучает частности, специфику.

«Теория предполагает, а искусство разрушает эти предположения, конечно, чаще всего неосознанно» - Ежи Фарино.

Теория формирует модель. Но модель плоха на практике. Лучшие произведения почти всегда разрушают эти модели. Пример: Ревизор, Горе от ума. Несоответствие образцу, поэтому мы рассматриваем их с точки зрения разрушения модели.

Существует разное качество литературоведения. Иногда текст научного исследования я сам похож на художественное произведение.

Наука должна иметь предмет исследования, методы исследования и терминологический аппарат.

Методы исследования: диалектические и структуральные. Структуральные – метод формального анализа (Тынянов, Шкловский, Томашевский, Якобсон), метод структурального анализа (Лотман, Топоров). Диалектические – метод диалектического анализа (Лосев, Бахтин), рецептивная эстетика (Гадамер, Яусс). Также есть мотивная структуральность, сравнительно-исторический анализ, фрейдовская теория.

Термин хорош, когда он однозначен. В литературоведении термины неоднозначны, неоднозначно и их понимание.

^ Вспомогательные лит дисциплины- библиография, архивоведение, методология, историография, классич. филология, палеография.

Лит.Процесс-это закономерность развития литры отдельной страны или отд.эпох или глобальное восприятие всей лит-ры.

Отличается: стабильностью(в литре есть фонд приемственности - проблемы, мотивы, сюжеты, худ формы)

Динамикой(стадиональность развития сюжета)

1Архаика

2Отсутствие лит программы, автора, критики, нет рефлексии( размышления)

3ДрГреция (закладывается традиционность, стабильность)


Вопр 2. Литература как вид искусства. Вопр 3. Литература как форма национального самосознания.


Существует два типа познания действительности: научное и художественное. Научное – достоверная картина, объективное существование, выявление законов управления миром, формулируются понятия. Картина мира часто меняется, например, восприятие Земли на трех слонах. Наука претендует на объективность, точность, правильность. Нам не важна личность ученого или исследователя. Художественное восприятие всегда сугубо личное, например, Пушкин и Тютчев воспринимали мир совершенно по-разному. Она всегда индивидуально и исключительно, никогда не претендует на окончательность. Поначалу искусства не существовало, оно возникает, когда никто не видел результатов от обрядов. Сначала оно синкретично. Древние выделили пять видов искусств, в основе классификации лежит материальный носитель. Музыка – искусство звуков, живопись – красок, скульптура – камень, архитектура – пластические формы, литература – слово.

Однако, уже Лесин в статье «Лаокоон, или О границах живописи» выдал первую научную классификацию: деление на пространственные и временные искусства. Иногда мы постигаем художественный образ сразу и целиком, иногда детально. Живопись, архитектура, скульптура – сразу, литература – по частям. В литературе все постепенно.

Существует еще классификация Гегеля. Он говорил о взаимодействии соотношения содержания и формы. Пример: скульптура Ники, церкви – стремление ввысь. Также он говорил о диалектическом развитии. Он выделил первый этап: символическое искусство (искусство Древнего Востока) – форма находится над содержанием. Затем: классическое искусство, содержание и форма в гармонии. Наконец, романтическое искусство – Средние века и время самого Гегеля, дух тяготеет над материей. Развиваются музыка, живопись и литература.

Кто-то вычленяет экспрессивное и изобразительное искусство. Экспрессивное выражает эмоции, передает настроение. Изобразительное – воплощает идею. Экспрессивное искусство – это музыка, архитектура, абстрактная живопись, лирика. Изобразительное – живопись, скульптура, драма и эпос. Возникают сложные искусства: театр, кино – они представляют собой симбиоз, синкретическое искусство. Много споров о наиважнейшем виде искусства.

До 19 века вся художественная литература называлась поэтическим искусством. В начале 19 века появляется термин «изящная словесность». Поэтом в это время назывались только те, кто писал огромные эпические произведения.

Публицистический и художественный текст очень отличаются. Пример: Толстой «После бала» и «Николай Палкин». Задача публициста: исследовать общественно значимые явления современной ему жизни. В художественной литературе исследуются нравственные, этические и эстетические проблемы жизни. В художественном произведении всегда совершается нравственный переворот. В литературе создается иная реальность, отражающая действительность. Литература всегда обращена к человеку.


Функции худ.литры:

1Преобразующая

2Воспитательная

3Соц-эстетическая (воздействие на общество)

4позновательная

5языкотворческая


Мимесис- подражение, восприятия

Катарсис- трагич очищение

Функции: эпическая, эстетическая, религиозная, медицинская.


^ Лит-ра как вид искусства. Ее особ-ти и место среди др. искусств.Специфика словесного образа. Эстетич воздействие на читателя.

Спец. опред. материал. средств. созд. образов.Лит-ра – слов. искус.(материал. носит. – челов. речь).Главное св-во поэзии –многознач. слова, его иносказ.Многознач.- глав. источник образности.Влияние контекста. Речь воссозд. облик говор.Писатель эстет. воздейст. на чит. (максим. организ. речи).Худ. лит-ра – изобраз. искус.Скул.,архит,актеры – наглядность (зрит. достовер.) образов. Слова ассоциат. связаны с изображ.предметами.Автор ориентри. на интеллект. воображ.Важны детали и подробности, воссозд. предмет в целост. его облика. Ассоц. – сопостав. предметов и явлений., след. много субъект., индивид.,произвол. (сущ-ая черта лит-ры как искус.).Чит. – соучастник созд. худ. образов. Чит. сам выбирает темп восприят. произв. Слов. образы сохран. связь со сферой видимого (синтез незримого и зримого, слов. пластика). Универ. и открыт. проблем. лит-ры опред. ее место среди искус.Тираж книг, след. лит-ра преобрела общ.-худ. знач. Слов. искус. воздейст. на др. виды искус (худ. образы живут второй жизнью: театр, радио, кино, хореограф.).В синкрет. искус. домин. танец и пантонима; антич.- скульпт. пластика; Возрожд. – живопись; немец. романт.- музыка и поэзия; реалист. эстетика – лит-ра. Поблема сосущ. кино и лит-ры.


Вопр 4. Художественный образ.

Х.о.- это категория эстетики, которая ох-ет способ освоения и преобразования действительности.

Свойства:

1Обобщение худ образа

2Самодостаточность

3Экспресивность, оригинальность

4Самодвижение

5Многозначность

6Единство субъективного и объективного.

Это популярный термин, который используется в разных науках. Самое распространенное определение – это субъективное отражение объективного мира. Художественный образ имеет сверхзадачу – это всегда некая мысль, воплощенная в художественную форму. Это не просто описание. Пример: Буратино. Образ всегда конкретен, изобразителен. Но эта конкретность всегда выражает что-то общее, какую-то мысль. Образ пластичен, эмоционален, он выражает состояние героя, все в нем находится в единстве. Что в реальности может быть антитезой, в образе сходится. Пример: рисование сердца у влюбленных в ответ на абстрактное чувство. Потебня: «Если нам дан поэтический образ, то мы спрашиваем себя каков круг идей, наблюдений, мыслей, замечаний, восприятий, из которых возник этот образ? Он мог возникнуть из непосредственных наблюдений, он мог возникнуть из предания, то есть при помощи других образов». Абстрактные, философские идеи изображаются через предметные реалии, чаще всего из природы. Пример: стихотворение Веневитинова «Ветка». Наблюдение природы – источник художественных образов. У Тургенева есть множество прототипов: Рудин – Бакунин, Базаров – Добролюбов. Но образ, даже если он списан с натуры, не буквален, он всегда автономен, самодостаточен, он живет своей собственной жизнью.

- Классификация образов.

Есть условные и жизнеподобные образы. Жизнеподобные – это реальность, зеркально подобная жизни. Условные – это нарушения, деформация, в них есть два плана – изображаемое и подразумеваемое. Жизнеподобные – характер и тип, условные – символ, аллегория, гротеск.

Предметная классификация.

1 ступень. Детали от однословных подробностей до развернутых описаний (интерьер, пейзаж, внешность и т д.). Они статичны и фрагментарны.

2 ступень. Фабульный строй: события, поступки, настроения, стремления человека. Это динамизм и эволюция.

3 ступень. Субъектный строй: характеры, персонажи, образ автора, рассказчика, хор.

4 ступень. Образ мира.


Природа – Человек – Общество

Пейзаж портрет семья

Интерьер система среда

Экстерьер персонажей народ

Вещи образ автора мир

Животные автор-рассказчик

Детали


Обобщенно-смысловые: мотив, топос, архетип.

Мотив – это слово или комплекс слов, которые повторяются (в творчестве писателя, группы писателей или эпохе).

Топос – обозначение места, повторяется в пределах культуры или нации (Питер. Лес, степь).

Архетип (По К. Г. Юнгу) – древнейший мифологический символ, порожденный архаическим коллективным сознанием. Пример: образ блудного сына, Каин и Авель, Агасфер, Фауст.


Внутренняя структура образа:

1) внутренняя форма слова. Пример: чернила.

2) сравнение: А=Б

3) со и противопоставление: А не равно или равно Б.


Образно все – и слово, и люди, и действие.


Вопр 5 и Вопр 6 -Характер и тип.

Это то, что связано с жизнью человека.

Тип в первую очередь выражает родовое массовиное начало. В характере акцент наоборот направлен на индивидуальности. Тип выражает одно качество или свойство, он психологически одноструен. Характер диалектичен, противоречив, психологически сложен, многогранен. Тип всегда статичен, лишен подвижности не изменяется. Характер динамичен, он изменяется. Характер способен к саморазвитию. Например, Татьяна Ларина и Анна Каренина, которые ведут себя совсем не по задумке автора. Тип существует вне времени. Характер же рассматривается на фоне исторической эпохи, они вместе взаимодействуют.

Но в характере всегда заключен типический представитель. Типический и типичный – разные вещи. В характере есть ядро, характеризующее эпоху, поколение. Пример: «Отцы и дети» - Базаров и Павел Петрович. Поэтому очень часто книги быстро становятся неактуальными.

В сказках и фольклоре обычно используются типы. Иногда, правда, бывает перерождение героя. Но это еще не характер. Часто герои – носители одного какого-то качества. В пьесах поэтому часто встречаются говорящие фамилии. На носителях одного качества строится классицизм, например, Фонвизин. Для реализма всегда важно понять причины – там почти всегда характеры. Исключение – Мертвые души, где в героях какая-то одна в принципе неплохая черта доведена до абсурда.

^ К условным образам относят: гиперболическую идеализацию, гротеск, аллегорию и символ. Гиперболическая идеализация встречается в былинах, где сочетается реальное и фантастическое, нет реалистических мотивировок поступков. Форма гротеска: смещение пропорций – Невский проспект, нарушение масштаба, неживое вытесняет живое. Гротеск часто используется для сатиры или обозначения трагических начал. Гротеск – символ дисгармонии. Для гротескового стиля характерно обилие алогизмов, совмещение разных голосов. Аллегория и символ – два плана: изображаемое и подразумеваемое. Аллегория однозначна – есть указания и расшифровка. Символ – многозначен, неисчерпаем. В символе равно важно и изображаемое, и подразумеваемое. В символе нет указаний.

Отличит черты:

1Характер

-динамичн-й

-многоплановость

-заинтересованность

-обусловлен исторически

-показан изнутри

2Тип

-статичный

-воплощение одной черты

- внешность, обобщение

-вневременной

-показан извне


Хаар не может быть типом, но он получает типич черты


- Малые формы образности.

За счет разрушения основного значения слова нач афторизироваться переносные смыслы, эмоциональная окраска. Сравнения всегда двучленны. С точки зрения многих исследователей образно только то, что создано с помощью слова. Возможности и особенности слова – тема дискуссий, так возникает футуризм. Слово в художественном произведении ведет себя не так, как в обычной речи – слово начинает реализовывать эстетическую функцию помимо номинативной (назывной) и коммуникативной. Цель обычной речи – общение, дискурс, передача информации. Эстетическая функция другая, она не просто передает информацию, а создает определенный настрой, передает духовную информацию, некий сверхсмысл, идею. Само слово проявляет себя по-другому. Важен контекст, сочетаемость, ритмическое начало (особенно в стихах). Бунин: «знаки препинания – нотные знаки». Ритм и смысл совмещены. Слово в художественном произведении не имеет определенного значения как в повседневной речи. Пример: хрустальная ваза и хрустальная пора у Тютчева. Слово выступает не в своем значении. Одинаковый поток ассоциаций с автором. Хрустальная пора – описание звуков осенью. Слово в художественном контексте рождает индивидуальные ассоциации. Если совпадает авторское и твое – все запоминается, нет – нет. Любой художественный троп – отклонение от правил. Ю. Тынянов «Смысл стихового слова». «Слово – хамелеон, в котором каждый раз возникают не только разные оттенки, но и разные краски». Эмоциональная окраска слова. Слово – абстракция, комплекс значений индивидуален.

Все приемы изменения основного значения слова – тропы. В слове есть не только прямое, но и переносное значение. Определение, обычно даваемое в учебниках, не совсем полное. Томашевский «Поэтика речи». Пример: название повести Шмел.ьева «Человек из ресторана». Сначала человек значит официант, причем используется слово, как его обычно называет клиент. Затем действие развивается, герой размышляет, что элита общества порочна. У него есть свои искушения: деньги, которые он возвращает. Официант не может жить с грехом, главное слово становится «человек» как венец природы, духовное существо. Метафора у Пушкина «Горит восток зарею новой» - и начало нового дня и появление на востоке нового мощного государства.

Содержание-тема, фабула, хар, обстоятельство, идея, тенденция

^ Виды тропов: сравнение, метафора, олицетворение, метонимия, синекдоха, эпитет, оксюморон, гипербола, литота, перифраз, ирония, эвфемизм (характерен сентиментализму).

Онтология-наука о бытии

Антропология-наука о человеке

Идея пр-я-авторское решение вопроса, заключ в теме

^ Фабула-рассказ, повествование(статична)


Вопр 7. АЛЛЕГОРИЯ (греч. allos — иной и agoreuo — говорю) — конкретное изображение предмета или явления действительности, заменяющее абстрактное понятие или мысль. Зеленая ветка в руках человека издавна являлась аллегорическим изображением мира, молот являлся А. труда и т. д.

Происхождение многих аллегорических образов следует искать в культурных традициях племен, народов, наций: они встречаются на знаменах, гербах, эмблемах и приобретают устойчивый характер.

Многие аллегорические образы восходят к греческой и римской мифологии. Так, образ женщины с завязанными глазами и с весами в руках— богини Фемиды — А. правосудия, изображение змеи и чаши — А. медицины.

А. как средство усиления поэтической выразительности широко используется в художественной лит-ре. Она основана на сближении явлений по соотнесенности их существенных сторон, качеств или функций и относится к группе метафорических тропов.

Вопр 8. Гротеск. Фантастическая образность (гротеско-грОтовый, от итал) Гротеск (франц . grotesque, букв. - причудливый; комичный), 1) орнамент, в котором причудливо, фантастически сочетаются декоративные и изобразительные мотивы (растения, животные, человеческие формы, маски). 2) Вид художественной образности, обобщающий и заостряющий жизненные отношения посредством причудливого и контрастного сочетания реального и фантастического, правдоподобия и карикатуры. Резко смещая формы самой жизни, создает особый художественный мир, который нельзя понимать буквально или расшифровать однозначно, как в аллегории: гротеск устремлен к целостному и многогранному выражению основных, кардинальных проблем человеческой жизни. Издревле присущ художественному мышлению (мифология, произведения Ф. Рабле, Н. В. Гоголя, Ф. Кафки, М. А. Булгакова, Х. Босха, П. Брейгеля, О. Домье, М. Шагала и др.).
  Гротеск , устаревшее название шрифтов некоторых гарнитур (древней, плакатной, рубленой и др.), характеризующихся отсутствием засечек на концах штрихов и почти одинаковой толщиной элементов букв.   Гротеск [тэ], -а, м. В искусстве: изображение чего-н. в фантастическом, уродливо-комическом виде, основанное на резких контрастах и преувеличениях. || прил. гротескный, -ая, ое и гротесковый, -ая, -ое. Гротескный стиль. Гротесковая роль.

Вопр 9.^ Символ. Симво м. греч. сокращенье, перечень, полная картина, сущность в немногих словах или знаках. Символ веры, исповеданье всей сущности или основ ее, в перечне. | Изображенье картинное, и вообще чертами, резами, знаками, с переносным, символическнм, иносказательным значеньем. Держава символ власти. Весы символ правосудия. Кулак символ самовластия. Треугольник символ св. Троицы.Произошел из прямого двучленного паралеллизма. От греч- знак, примета – это самост худ образ, который имеет эмоц-иноск смысл, основанный на сходстве явлений жизни. Появление симв образов было подготовлено длительной песенной традицией. В нар твор-ве символ – это первый член образного параллелизма, знаменующий второй его член. Из двучл прямого пар-ма возник пар-м одночл-й. Образ природы приобретает символистич значение в процессе вдумчивого индивидуального восприятия его читателями и слушателями на основе живых ассоциаций, по сходству с чел жизнью. Особенно богато символикой лир ТВ-во. Оно часто отличается большей или меньшей отвлеченностью своей проблематики, поэтому его образы-символы могут вызвать ассоциацию с чел-ми действиями, переживаними. И тд. Иначе говоря ли символика часто обладает многозначностью своего эмо осмысления (Стих Кольцова «Лес»(Что дремучий лес призадумался..) посвящ памяти Пушкина, но оно симв-но. Лермонтов Утес, Демон, Вишневый сад(Гаев и Раневская уезжают, забывают Фирса- обреченность усадебного мира)


Вопр 10. Сравнение – образное словосочетание или развернутая структура, предполагающая сопоставление двух явлений, понятий или состояний, обладающих общим признаком. Всегда двухчленно, есть словесные указатели: как, будто, словно, точно, специальные конструкции, сравнение через отрицание («Не ветер бушует над бором, не с гор побежали ручьи…» Некрасов), творительный падеж. Сравнение может быть простым и развернутым. Простое: «похож на вечер ясный» - зафиксировано переходное состояние, духовное перепутье. Поэма «Демон». Само сравнение наметило судьбу. Развернутое сравнение – стихотворение Н. Заболоцкого «О красоте человеческих лиц». Сначала сравнения со зданиями, домами, а затем нарушение логики – от материального к духовному. Истинная красота – чистый дух, устремленность к миру. Заболоцкий: красота в многообразии. Сравнение помогает понять ход мысли писателя. СРАВНЕНИЕ — вид тропа (см.), в к-ром одно явление или понятие проясняется путем сопоставления его с другим явлением. С. может быть отнесено к первичным видам тропа, так как при перенесении значения с одного явления на другое сами эти явления не образуют нового понятия, а сохраняются как самостоятельные. «Как выжженная палами степь, черна стала жизнь Григория» (М. Шолохов). Представление о черноте и мрачности степи и вызывает у читателя то тоскливо-тягостное ощущение, к-рре соответствует состоянию Григория. Налицо перенесение одного из значений понятия — «выжженная степь» на другое — внутреннее состояние персонажа. Иногда, для того чтобы сопоставить какие-то явления или понятия, художник прибегает к развернутым сравнениям:

Печален степи вид, где без препон,

Волнуя лишь серебряный ковыль,

Скитается летучий аквилон

И пред собой свободно гонит пыль;

И где кругом, как зорко ни смотри,

Встречает взгляд березы две иль три,

(М. Лермонтов, 1831 июля 11 дня)

Здесь с помощью развернутого С. Лермонтов передает целую гамму лирических переживаний и размышлений.

С. обычно соединяется союзами «как», «как будто», «словно», «точно» и т. д. Возможны и бессоюзные С.:

«У меня ль молодца кудри — чесаный лен» (Н. Некрасов, Огородник). Здесь союз опущен. Но иногда он и не предполагается:

«Заутра казнь, привычный пир народу» (А. Пушкин, Андрей Шенье).

Нек-рые формы С. строятся описательно и поэтому не соединяются союзами:

. (А. Пушкин, Ее глаза)

Особым видом С. являются т. н. отрицательные:

Не сияет на нёбе солнце красное,

Не любуются им тучки синие:

То за трапезой сидит во златом венце»

Сидит грозный царь Иван Васильевич. (М. Лермонтов, Песня про купца Калашникова)

В этом параллельном изображении двух явлений форма отрицания есть одновременно и способ сопоставления и способ перенесения значений.

 Особый случай представляют собой используемые в С. формы творительного падежа:

Звездою севера явись. (А. Пушкин)

Я не парю — сижу орлом. (А. Пушкин)

Часто встречаются С. в форме винительного падежа с предлогом «под»:

«Сергей Платонович... сидел с Атепиным в столовой, оклеенной дорогими, под дуб, обоями...» (М. Шолохов).

Во всех приведенных выше примерах С. сближают понятия, не связанные между собой в действительности целиком замещающие друг друга. Это метафорические С. Но в нек-рых С. сближаются понятия, связанные между собой в действительности. При этом могут быть выражены только отдельные черты того явления, с к-рым что-либо сравнивается:

Не торговал мой дед блинами,

Не ваксил царских сапогов,

Не пел с придворными дьячками,

В княжне прыгал из хохлов... и т. д.

Здесь не указаны люди, с к-рыми сравниваются предки Пушкина, но по отдельным штрихам современники могли догадаться, кого имел в виду поэт.

Не гулял с кистенем я в дремучем лесу.

Не лежал я во рву в непроглядную ночь,—

Я свой век загубил за девицу-красу,

За девицу-красу, за дворянскую дочь. (Н. Н е к р а с о в, Огородник)

Первые две строки — отрицательное С., в к-ром одно из сравниваемых явлений не выражено непосредственно.

Как узник, Байроном воспетый,

Вздохнул, оставя мрак тюрьмы...

Здесь Пушкин сравнивает себя о героем поэмы Байрона Бониваром, имя к-рого, однако, не упомянуто им. Такие С. могут быть названы метонимическими. В свою очередь и метафора (см.) и метонимия (см.) заключают в себе скрытое С.   Сравнение , соотношение между двумя целыми числами a и b, означающее, что разность a - b этих чисел делится на заданное целое число m, называемое модулем сравнения; пишется a ? b (mod m). Напр., 2 ? 8(mod 3), т. к. 2 - 8 делится на 3.

Вопр 11. Эпитет – художественное определение. Логическое определение – чем прдемет отличается от ряда ему подобных. Художественное – подчеркивает то, что есть в предмете изначально (постоянные эпитеты). Эпитет фиксирует постоянное (многоумный Одиссей). Гомеровский эпитет - сложное слово. В лирике он считался тяжелым. Архаичным. Исключение – Тютчев (громокипящий, всепоглощающий – концептуальность). У Тютчева эпитет индивидуализируется. Структура эпитета зависит от мировоззрения: бесчарная Цирцея, гробовая Афродита у Баратынского. Парадоксальные эпитеты – эсхатологические мотивы. Отпадение человека, он утрачивает свои главные свойства. Античность – начало разлада, когда разум побеждает дух. Жуковский изображает смиренность перед судьбой, добавочные значения слова. Баллада «Рыбак» разбирается Орестом Сомовым построчно. Художественный эффект рождается потому, что возникает нарушение нормы, но в рамках значения. В художественной литературе ничего не прочитывается буквально. Слово изначально обладает способностью к словотворчеству. ЭПИТЕТ (от греч. epitheton — приложение) — слово, определяющее предмет или явление и подчеркивающее к.-л. его свойства, качества или признаки.

В то же время признак, выраженный Э., как бы присоединяется к предмету, обогащая его в смысловом и эмоциональном отношении. Это свойство Э. и используется при создании художественного образа;

Но люблю я, весна золотая,

Твой сплошной, чудно смешанный шум;

Ты ликуешь, на миг не смолкая,

Как дитя без заботы и дум...

(Н. Некрасов)

Свойства Э. проявляются в слове лишь тогда, когда оно сочетается с другим словом, обозначающим предмет или явление. Так, в приведенном примере слова «золотая» и «чудно смешанный» приобретают свойства Э. в сочетании со словами «весна» и «шум». Возможны Э., к-рые не только определяют предмет или подчеркивают к.-л. стороны, но и переносят на него с другого предмета или явления (не выраженного непосредственно) новое, дополнительное качество:

И мы тебя, поэт, не разгадали,

Не поняли младенческой печали

В твоих как будто кованых стихах.

(В. Брюсов, К портрету М. Ю, Лермонтова)

Такие Э. называют метафорическими. Как видим, Э. подчеркивает в предмете не только присущие ему, но и возможные, мыслимые, перенесенные черты и признаки. Это дает основание причислить Э. к группе тропов (см.). В качестве Э. могут быть использованы различные (значащие) части речи (существительное, прилагательное, глагол).

К особой группе Э. относятся постоянные эпитеты (см.), к-рые употребляются только в сочетании с одним определенным словом: «живая вода» или «мертвая вода», «добрый молодец», «борзый конь» и т. д. Постоянные Э. характерны для произведений устного народного творчества. Распространенные попытки разграничить определение «логическое» или «необходимое» и Э. как «образное определение» малопродуктивны, т. к. в стилистическом контексте всякое определение может иметь выразительное значение. В выражении «великий, могучий, правдивый и свободный русский язык» (Тургенев) слово «русский» м. б. рассмотрено и как логическое определение, и как Э., т. к. завершает интонационное нарастание и получает поэтому особое стилистическое значение.


Вопр 12. Метафора – скрытое сравнение, процесс сравнения происходит, но это не показано. Пример: «Горит восток…» Должно быть подобие. «Пчела из кельи восковой, летит за данью полевой» - нигде нет обозначаемых слов. Вид метафоры – олицетворение (антропоморфизм) – перенос свойств живого организма на неживое. Есть застывшие олицетворения. Иногда абстрактное понятие выражает конкретная фраза. Такие олицетворения легко становятся символами – стук топора у Чехова. Метафора может быть выражена двумя существительными, глаголом, прилагательным (тогда это метафорический эпитет).

МЕТАФОРА (греч. metaphora -- перенос) — вид тропа, в к-ром отдельные слова или выражения сближаются по сходству их значений или по контрасту.

М. образуются по принципу олицетворения («вода бежит»), овеществления («стальные нервы»), отвлечения («поле деятельности») и т. д. В роли М. могут выступать различные части речи: глагол, существительное, прилагательное. М. придает речи исключительную выразительность:

В каждый гвоздик душистый сирени,

Распевая, вползает пчела...

Вознеслась ты под свод голубой

Над бродячей толпой облаков…

(А. Фет)

М. представляет собой нерасчлененное сравнение, в к-ром, однако, легко усматриваются оба члена:

Со снопом волос своих овсяных

Отоснилась ты мне навсегда...

Покатились глаза собачьи

 Золотыми звездами в снег...

(С. Есенин)

Помимо словесной М., большое распространение в художественном творчестве имеют метафорические образы или развернутые М.:

Ах, увял головы моей куст,

Засосал меня песенный плен,

Осужден я на каторге чувств

Вертеть жернова поэм.(С. Есенин)Иногда все произведение целиком представляет собой широкий, развернутый метафорический образ. Таково стихотворение А. Пушкина «Телега жизни...». См. ст. Троп.


Вопр 13. Синекдоха – перенос с множественного на единственное число. СИНЕКДОХА (от греч. synekdoche), — один из тропов, вид метонимии (см.), состоящий в перенесении значения с одного предмета на другой по признаку количественного между ними отношения. С. — выразительное средство типизации. Наиболее употребительные виды С.:

1) Часть явления называется в значении целого:

А в двери —

бушлаты,

шинели,

тулупы...

(В. Маяковский)

2) Целое в значении части — Василий Теркин в кулачном поединке о фашистом говорит:

— Ах, ты вон как! Драться каской?

Ну не подлый ли парод!

3) Единственное число в значении общего и даже всеобщего:

Там стонет человек от рабства и цепей... (М. Лермонтов)

И гордый внук славян, и финн... (А. Пушкин)

4) Замена числа множеством:

Мильоны вас. Нас — тьмы, и тьмы, и тьмы. (А. Блок)

5) Замена родового понятия видовым:

Бьем грошом. Очень хорошо! (В. Маяковский)

6) Замена видового понятия родовым:

«Ну что ж, Садись, светило!» (В. Маяковский) Е. Аксенова


Оксюморон – сочетание несочетаемого (живой труп) иногда имена (Лев Мышкин). Аполлон Григорьев – тяготение к оксюморону, так как сам противоречив, мечется из стороны в сторону. Оксюморон – следствие, причина в мировосприятии.

Метонимия – пренос значения по смежности (выпить чашку чая). Активно проявляется в лит-ре первой трети 19 века. МЕТОНИМИЯ (от греч. metonomadzo— переименовывать) — вид тропа, в к-ром сближаются слова по смежности обозначаемых ими более или менее реальных понятий или связей. В М. явление или предмет обозначается с помощью других слов и понятий. ,При этом сохраняются сближающие эти явления признаки или связи; так, когда В. Маяковский говорит о «стальном ораторе, дремлющем в кобуре», то читатель легко угадывает в этом образе метонимическое изображение револьвера. В этом отличие М. от метафоры. Представление о понятии в М. дается с помощью косвенных признаков или вторичных значений, но именно это и усиливает поэтическую выразительность речи:

Ты вел мечи на пир обильный;

Все пало с шумом пред тобой;

Европа гибла; сон могильный

Носился над ее главой...

(А. Пушкин)

Здесь М. «мечи» — воины. Наиболее распространена М. в к-рой название профессии заменено названием орудия деятельности:

Когда же берег ада

Навек меня возьмет

Когда навек уснет

Перо, моя отрада...

(А. Пушкин)

Здесь М. «уснет перо». См. ст. Троп. Л. Крупчанов.


ГИПЕРБОЛА (от греч. hyperbole— преувеличение) — чрезмерное преувеличение тех или иных свойств изображаемого предмета или явления. Средствами Г. автор усиливает нужное впечатление или подчеркивает, что он прославляет, а что высмеивает. Г. встречается уже в древнем эпосе у разных народов, в частности в русских былинах.

В русской литре к Г. охотно прибегали Н. В. Гоголь, С.-Щедрин и особенно В. Маяковский («Я», «Наполеон», «150 000 000»). В поэтической речи Г. часто переплетается с другими художественными средствами (метафоры, олицетворения, сравнения и др.). Обратная Г. — художественное преуменьшение («мальчик с пальчик») — литота (см.).

ЛИТОТА (от греч. litotes — простота, малость, умеренность) — троп, противоположный гиперболе (см.). Л. — это образное выражение, оборот, в к-ром содержится художественное преуменьшение величины, силы, значения изображаемого предмета пли явления. Л. есть в народных сказках: «мальчик с пальчик», «избушка на курьих ножках», «мужичок с ноготок».

К Л. часто обращался Н. Гоголь:

«Такой маленький рот, что больше двух кусочков никак не может пропустить» (II. Гоголь).:


Вопр 14. - Форма и содержание литературного произведения.

Мы постоянно сталкиваемся с параллельными понятиями. Слово «текст» чаще всего используется в лингвистике. Постмодернисты создают тексты, а не произведения. «Textus» в переводе с латыни значит сплетение, структура, строение, ткань, связь, связное изложение. Текст – система знаков, связанных между собой. Текст существует неизменным, на определенном материальном носителе. Существует наука «текстология», которая изучает первоначальные тексты, оригиналы. Тексты различных веков различны. Но текст все равно подвижен. Текст многомерен, то есть может быть по-разному прочитан разными людьми. Распахнутость текста во внешний мир превращает текст в художественное произведение, а не простую систему знаков.

«Произведение и есть тот малый мир, в котором художественная вселенная писателя просматривается в ракурсе конкретного духовного состояния, владеющего художником в этот момент, в этой стадии его судьбы, в этой фазе его движения кистями…<…>… Литературное произведение в его классическом варианте – живой «организм», в котором бьется как бы духовное «сердце» - формируемая и одновременно формирующая мысль художника, вобравшая в себя все силы его души». (Грехнев В.А. «Словесный образ и литературное произведение»).

Текст существует сам по себе, он замкнут. В произведении все наоборот – важно, на что откликается автор, что его волнует. Писатель меняется на протяжении жизни. Пример: Василий Аксенов в передаче «Времена». «Гаврилиада» Пушкина. Произведения моментны, так, например, Боккаччо открещивался от «Декамерона». Диалектическое развитие мысли отражено в тексте произведения. Мысль формирует текст. Пример: Толстой с основной идеей. Он обращается к истории. Героини: княжна Марья и Наташа Ростова, совершенно разные, проходят испытание Анатолем Курагиным. Семьи оказываются тесными для обеих героинь, которые, казалось бы, и не думают о свободе. Но грань ими не переходится. Это формируется как мысль – отсталость патриархального общества. Произведение не только изменяется, но и по-разному воспринимается читателем. Очень важно перечитывание – открываются разные стороны произведения. «Гомер каждому: и юноше, и мужу, и старцу столько дает, сколько кто может взять». Текст и произведение принципиально различны.

^ Форма и содержание – основополагающие понятия, которые содержат обобщенные представления о внутренних и внешних сторонах произведения. Это научная абстракция.

Содержание – это то, что сказано. Это высказывание писателя о мире, его эмоционально-мыслительная реакция на те или иные явления действительности. Это система приемов и средств, в которых это восприятие находит свое выражение.

^ Форма – это стиль, это жанр (роман, драма и т.д.), композиция, художественная речь, ритм.

Содержание – тема, фабула, конфликт, характеры и обстоятельства, художественные идеи, тенденция (пафос).

Сюжет относится и к форме, и к содержанию. Сюжет объединяет эти два понятия. Абсолютное единство. Прием ради приема никогда не используется. Но это единство неодинаково. В конце 19 века – кризис содержания, ищут новые формы. Пост-модернисты создают текст, похожий на лабиринт. Текст меняет свою линейную структуру. А до этого времени искали новое содержание. Но новое содержание повлекло за собой новую форму. Вся неисчерпаемость жизни и подсознания отображена в произведении.

Единство формы и содержания. Есть литература второго плана. Она – почва. Пример: детство Пушкина. Беллетристика тиражирует мысли гениев для масс. Пример: Бестужев-Марлинский. Очень часто открытия совершаются литературой второго плана. Массовая литература – не литература, а слово на коммерческой службе.


Вопр 15. - Тема, проблема, идея произведения.

Разные авторы по-разному говорят об определении темы. Перевод с греческого «то, что положено в основу». Есин:




оставить комментарий
страница1/4
Дата07.09.2011
Размер0.75 Mb.
ТипЗадача, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

страницы:   1   2   3   4
плохо
  1
отлично
  3
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Загрузка...
Документы

Рейтинг@Mail.ru
наверх