Вопросы к семинарам, требования к зачёту по дисциплине «История отечественной литературы» icon

Вопросы к семинарам, требования к зачёту по дисциплине «История отечественной литературы»


Смотрите также:
Курс 1 семестр 1 Вопросы к собеседованию (зачету) по дисциплине «История зарубежной литературы»...
Курс 1 семестр 2 Вопросы к зачету по дисциплине «История зарубежной литературы» (Античная)...
Программа дисциплины «история отечественной литературы» Белгород -2004 Программа по дисциплине...
Курс 5 семестр 10 Вопросы к зачету по дисциплине «История русской литературы» (после 1917 века)...
Планы семинарских занятий Рекомендуемая литература для подготовки к семинарам Вопросы к зачету...
Учебно-методическое пособие томск 2010 удк...
Учебно-методическое пособие томск 2010 удк...
Вопросы к зачету по дисциплине «История государства и права Беларуси»...
Курс Требования к зачёту...
Список вопросов к зачету...
Вопросы к зачету по дисциплине: «История физической культуры» для студентов 3 курса...
-



Загрузка...
скачать
ВОПРОСЫ К СЕМИНАРАМ,

ТРЕБОВАНИЯ К ЗАЧЁТУ

по дисциплине «История отечественной литературы»*

(Серебряный век, VII семестр)


Учебно-методическая литература

  1. История русской литературы: в 4 тт., Т. 4 /Под ред. К. Д. Муратовой. – Л., 1983.

  2. История русской литературы. ХХ век: Серебряный век /Под ред. Ж. Нива. – М., 1995.

  3. Ханзен-Лёве. Русский символизм. Система поэтических мотивов. Ранний символизм.– СПб., 1999.

  4. Пайман Аврил. История русского символизма. – М.: Республика, 1998

  5. Смирнова Л. А. Русская литература конца ХIХ – начала ХХ века. М.,2001.

  6. Русская литература ХХ века. 11 кл.: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений. – В 2 ч. Ч.1./Под ред. В. В. Агеносова. М.:, 1998.

  7. Русская литература ХХ века в 2-х тт. / Под ред. Л. П. Кременцова.­ – M., 2002.

  8. Алексеева Л. Ф. История русской литературы ХХ века. В 4 книгах. 1910-1930 годы. Книга 1. М.: Изд-во Высшая школа, 2005 г.


^ ДОПУСК К ЗАЧЁТУ

  • знание наизусть 10-ти стихотворений поэтов изучаемого периода;

  • работа на семинарах.


Список художественной литературы

(обязательная программа отмечена звёздочкой)

1.И. Бунин. Антоновские яблоки*. Сосны. Деревня. Суходол. Чаша жизни. Господин из Сан-Франциско*. Легкое дыхание*. Сны Чанга*. Косцы. Митина любовь. Темные аллеи*. Лирика.

2.А. Куприн. Молох*. Олеся*. Поединок*. Гранатовый браслет*. Яма. Суламифь. Гамбринус. Юнкера.

3.А.Н. Толстой. Рассказы из цикла «Заволжье» («Мишука Налымов»*, «Неделя в Туреневе»). Чудаки. Детство Никиты*.

4.М. Горький. Макар Чудра*. Старуха Изергиль*. Песня о Соколе. Песня о Буревестнике*. Челкаш. Коновалов. Супруги Орловы. Мальва. Фома Гордеев. Мещане. Дачники. На дне*. Враги. Дети солнца*. Последние. Васса Железнова. Мать.

5.Л. Андреев. Баргамот и Гараська. Петька на даче. Рассказ о семи повешенных. Жизнь Василия Фивейского. Тьма. Бездна. Большой шлем. Иуда Искариот*. Красный смех*. Дневник Сатаны. Царь-Голод. Жизнь человека*. Анатэма.

6.В. Розанов. Уединённое. Опавшие листья.

7.В. Брюсов. Сонет к форме. Творчество. Юному поэту. Каменщик. Сытые.

8.А. Блок. Стихи о Прекрасной Даме*. О доблестях, о подвигах, о славе. Снежная маска. Кармен. Русь*. Россия*. На поле Куликовом*. Осенний день*. Новая Америка. Грешить бесстыдно, непробудно. Коршун*. Девушка пела в церковном хоре*. Вхожу я тёмные храмы*. Двенадцать*.

9.К. Бальмонт. Я в этот мир пришёл, чтобы увидеть солнце. Ветер. Я не знаю мудрости. Я вольный ветер. Камыши*. Я – изысканность русской медлительной речи*. Я мечтою ловил уходящие тени*.

10.И. Анненский. В дороге. Петербург. Сиреневая мгла. Тоска мимолётности. Лира часов. Трилистник обречённости. Трилистник лунный. Трилистник осенний. Трилистник сентиментальный.

11.Ф. Сологуб. Мы – пленённые звери. Я живу в тёмной пещере. Друг мой тихий, друг мой дальний. Мелкий бес.

12.Н. Гумилёв. Капитаны*. Я конквистадор в панцире железном. Жираф*. Творчество. Шестое чувство*. Заблудившийся трамвай.

13.А. Ахматова*. Стихи из сборников «Вечер», «Четки», «Белая стая», «Anno Domini». Поэма «Реквием». Поэма без героя.

14.М. Кузмин. Вина весеннего иголки. Елка. Тени косыми углами. Александрия*. В старые годы.

15.О.Мандельштам. На бледно-голубой эмали. Невыразимая печаль*. Петербургские строфы. Адмиралтейство. Как овцы жалкою толпой. Автопортрет. Бессонница. Гомер. Тугие паруса*. Кинематограф*.

16.И. Северянин. Душа пророчит как оракул. Задремала ли, милозвёздочка! Восторженная поэза*. Мороженное из сирени*. Дифирамб. Это было у моря.

17.В. Маяковский. Ночь*. Утро*. Порт*. Адище города*. А вы могли бы? * Нате!* Послушайте! * Вот так я сделался собакой. Сатирические гимны. Лиличка*. Облако в штанах.

18.В. Хлебников. Кузнечик*. Бобэоби пелись губы*. Заклятие смехом*. Когда умирают кони – дышат. Сегодня я снова пойду. Зверинец. Ладомир. Ка. Утес из будущего. Око. Зангези.

19. А. Белый. Золото в лазури*. Пепел. Симфонии. Петербург*. Серебряный голубь. Котик Летаев*.

20.А. Ремизов. Посолонь. Лимонарь. Пруд. Часы. Крестовые сёстры*.


^ СЕМИНАР №1

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ А. КУПРИНА


1. Молох капитализма и «естественный» человек в творчестве А. Куприна:

  • тема разлагающего влияния цивилизации (индустриализации) в повести «Молох». Символика названия. Цветосимволика в повести.

  • тема «естественного человека» в повести «Олеся».

2. Типология героя в творчестве А. Куприна.

3. Приёмы психологизма в повести «Поединок» (внутренние монологи, взаимодействие с другими персонажами, духовная эволюция героя). Поэтика заглавия.

4. Основные мотивы рассказа «Гамбринус».

Литература

1. Никулин Л. Чехов, Бунин, Куприн: Литературные портреты. М., 1960.

2.Крутикова Л. В. А. И. Куприн (1870­ –1938). Л., 1971.

3.Афанасьев В. А. И. Куприн. М., 1972.

4.Волков А. Творчество А. И. Куприна. М., 1981.

5.Михайлов О. Куприн. М., 1981.

^ СЕМИНАР №2

ПОЭТИКА ПРОЗЫ И. БУНИНА


1. Тематическое и стилевое своеобразие лирики И. Бунина.

2. Особенности композиции в прозе И. Бунина («Сны Чанга»).

3. Принципы циклизации рассказов «Тёмные аллеи».

4. Анализ рассказов «Солнечный удар» и «Чистый понедельник».

5. Концепция любви в творчестве А. Куприна и И. Бунина.


Литература

1.Волков А. Проза Ивана Бунина. М., 1969.

2.Михайлов О.Н. Строгий талант. Иван Бунин. Жизнь. Судьба. Творчество. М., 1976.

3. Колобаева Л.А. Концепция личности в русской литературе рубежа XIX – XX веков. М., 1990.


^ СЕМИНАР №3

Черты романтизма в РАННЕМ ТВОРЧЕСТВЕ М. ГОРЬКОГО

(«Макар Чудра», «Старуха Изергиль», «О маленькой фее и молодом чабане», «Песня о Соколе», «Песня о Буревестнике»)


1.Абсолютизация идеи свободы в ранних романтических рассказах М. Горького.

2.Ницшеанские мотивы.

3.Своеобразие стиля раннего творчества М. Горького: образы символы, экзотический пейзаж, риторический стиль, легендная основа сюжетов, дополнительная ритмизация.


Литература

1.Бабаян З. И. Ранний Горький. У идейных истоков творчества. М., 1973.

2.Певцова Р.Т. Романтизм молодого Горького// Литература в школе. 1985.№3.

3. Спиридонова А. Максим Горький – художник, мыслитель, Человек. М., 1999.


^ СЕМИНАР № 4

СИНКРЕТИЗМ ТВОРЧЕСКОГО МЕТОДА Л. АНДРЕЕВА


1.Черты реализма в «Рассказе о семи повешенных» или «Губернатор».

2.Экспрессионизм в повестях «Красный смех» и «Иуда Искариот» (выписать примеры).

3.Черты символизма в пьесе «Жизнь Человека».


ЗАДАНИЕ:

Повторить термины «реализм», «символизм», «экспрессионизм» в любой справочной литературе, например, в Краткой литературной энциклопедии или Литературном энциклопедическом словаре.


Литература

1. Келдыш В.А. Русский реализм начала ХХ века. М., 1975.

2. Иезуитова Л.А. Творчество Андреева (1892-1906). Л.,1976.

3. Наумова А.И. Андреев и его творчество. М., 1983.

4.История русской драматургии. Вторая половина XIX-начало XX века. Л., 1987. С. 511-526,532-534.

5. Московина Н.И. Образы-символы в рассказах и повестях Андреева // Вопросы литературы. 1987. №1. С. 107-114.

6.Басинский П. Поэзия бунта и этика революции: реальность и символ в творчестве Андреева // Вопросы литературы. 1989. № 10. С. 132-148.

7. Михеичева Е.А. О психологизме Леонида Андреева. М., 1994.

8. Бугров Б.С. Леонид Андреев. Проза и драматургия: В помощь преподавателям, старшеклассникам и абитуриентам. Изд-во МГУ, 2000.


^ СЕМИНАР №5

ЛИРИКА А. БЛОКА


1.А. Блок и символизм. «Стихи о Прекрасной Даме». Особенности поэтики.

2.Эволюция любовной лирики Блока (циклы «Снежная маска», «Кармен», стихотворение «О доблестях, о подвигах, о славе…»). Лирический герой.

3.Тема Родины в лирике Блока («Русь», «Россия», «На поле Куликовом», «Осенний день», «Осенняя воля», «На железной дороге», «Грешить бесстыдно, непробудно…», «Новая Америка», «Коршун»). Традиции русских классиков в поэтическом решении этой темы в творчестве Блока.

4.Основные принципы поэтики Блока: «двоемирие», особенности композиции, музыкальность, символика цвета.


Литература

  1. Крук И. Т. Поэзия А. Блока. М., 1970.

  2. Орлов В. П. Гамаюн. Жизнь А. Блока. М.,1980.

  3. Долгополов Л. К. А. Блок: личность и творчество. Л.,1980.

  4. Минц З. Г. Символ у Блока. В мире Блока: Сб. статей, М.,1981.

  5. Приходько И. С. Мифопоэтика А. Блока. М., 1993.

^ СЕМИНАР № 6

ПОЭТИЧЕСКИЙ МИР АННЫ АХМАТОВОЙ

  1. Художественное решение темы поэта и поэзии в творчестве А. Ахматовой (цикл «Тайны ремесла»). Образ Музы.

  2. Черты поэтики творчества А. Ахматовой. Роль художественной детали.

  3. Поэма-цикл «Реквием»: творческая история, время публикации, евангельские мотивы, своеобразие жанра и композиции.

  4. Целостный анализ стихотворения А. Ахматовой (по выбору).


Литература

1.Жирмунский В. Творчество Анны Ахматовой. Л.,1973.

2. Жирмунский В. Преодолевшие символизм. Анна Ахматова // Жирмунский В.М. Теория литературы. Поэтика. Стилистика. Л., 1977. С. 112-121.

3. Павловский А. Анна Ахматова. Жизнь и творчество. М., 1991.

4. Хейт А. Анна Ахматова. Поэтическое странствие. М., 1991.

5. Яковлев А.В. О семантике некоторых произведений Анны Ахматовой // Русская литература. 1992. № 1. С. 170-174.

6.Лейдерман Н. Бремя и величие скорби («Реквием» в контексте творческого пути Анны Ахматовой) // Урал. 1994. № 12. С. 207-227.

7. Анна Ахматова: Pro et contra. СПб., 2001.


^ СЕМИНАР №7

ПОЭТИКА РАННЕЙ ЛИРИКИ В. МАЯКОВСКОГО


1.Эстетика футуризма в ранней лирике Маяковского: эпатажность, романтический пафос ранней лирики Маяковского: мотивы одиночества творческой личности, противопоставления индивидуальности и толпы обывателей («А вы могли бы», «Ничего не понимают», «Нате!», «Вам!», «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно», «Вот так я сделался собакой»); урбанистические мотивы («Уличное», «Адище города», «Утро», «А всё-таки»).

2.Своеобразие любовной лирики Маяковского («Любовь» 1912 г. и 1926 гг., «Лиличка! Вместо письма», «Письмо Татьяне Яковлевой», «Письмо товарищу Костров о сущности любви»).

3.Жанр сатирических «гимнов» 1913-1921гг.: адресаты «гимнов», приём фантастики и гротеска, особенности композиции.

4.Маяковский как поэт – новатор: формотворческие эксперименты, поэтика названий, звукопись, цветопись, экспрессионистские тенденции («Ночь», «Порт»), неологизмы, вклад в теорию и практику русского стихосложения.


Литература

1. Харджиев П., Тренин В. Поэтическая культура Маяковского. М., 1970.

2. Михайлов А. Мир Маяковского (взгляд из 80-х.). М.,1989.

3.Карабчиевский Ю. Воскресение Маяковского. М.,1991.

4. Тренин В. В мастерской стиха Маяковского. М.,1991.

5. Печоров Г. Маяковский и XXI век. Этический комплекс чести, эстетика и поэтика в его творчестве. М., 2003.


^ СЕМИНАР № 8

«СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК» РУССКОЙ ПОЭЗИИ.

ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МИР ОДНОГО ИЗ ПОЭТОВ НА ВЫБОР

Пользуясь критико-биографической литературой, на материале анализа художественных текстов подготовить сообщение о творчестве одного из поэтов серебряного века по предложенному плану:

1. Краткие биографические сведения.

2. Общая характеристика творчества поэта.

3.Анализ стихотворения (по выбору).


Контрольные ВОПРОСЫ К ЗАЧЁТУ

(зачёт проходит в форме теста)


  1. Особенности отечественной литературы к. XIX – н. ХХ века. Основные направления и течения литературы «Серебряного века».

  2. Символизм и его основные представители в русской литературе.

  3. Акмеизм и его представители.

  4. Футуризм и его основные представители в русской литературе.

  5. Образ Родины в поэзии А. Блока.

  6. Любовная лирика Блока.

  7. Основные принципы поэтики Блока: «двоемирие», особенности композиции, музыкальность, символика цвета.

  8. Поэтика символизма в лирике А. Блока.

  9. Символика поэмы «Двенадцать».

  10. Поэтика творчества А. Ахматовой. Роль детали.

  11. Художественное решение темы поэта и поэзии в творчестве А. Ахматовой (цикл «Тайны ремесла»). Образ Музы.

  12. Поэмы А. Ахматовой «Реквием» или «Поэма без героя»: творческая история, мотивы, своеобразие жанра и композиции.

  13. Черты романтизма в ранних рассказах М. Горького.

  14. Философский характер конфликта пьесы М. Горького «На дне».

  15. Стилевое своеобразие прозы А. Н. Толстого. Роль художественной детали.

  16. Экзистенциальные мотивы в творчестве И. А. Бунина.

  17. Лирическое начало в ранних рассказах Бунина.

  18. Особенности композиции в прозе Бунина.

  19. Принципы циклизации сборника «Тёмные аллеи».

  20. Концепция любви в творчестве И. А. Бунина.

  21. Тема «естественного человека» в повести «Олеся».

  22. Приёмы психологизма в повести «Поединок». Психологический тип героя в прозе Куприна.

  23. Модернистская поэзия начала ХХ века. Анализ творчества одного из поэтов по выбору.

  24. Эстетика футуризма в ранней лирике Маяковского.

  25. Маяковский как поэт – новатор.

  26. Особенности стиля Л. Андреева.

  27. Драматургия Л. Андреева. Анализ пьесы «Жизнь человека».

  28. Поэтика повести «Иуда Искариот» Л. Андреева.

  29. Эстетика экспрессионизма в рассказе Л. Андреева «Красный смех».

  30. Поэтический мир В. Хлебникова.

  31. Своеобразие стиля А. Белого (по любому произведению на выбор студента).

  32. Поэтика романа А. Белого «Петербург».

  33. Своеобразие художественной манеры А. Ремизова (по любому произведению на выбор студента).

  34. Мотивы повести А. Ремизова «Крестовые сёстры».



* Планы занятий разработаны в соответствии с учебно-методическим комплексом д. ф. н., проф. Т.Ф. Семьян.




Скачать 82,36 Kb.
оставить комментарий
Дата07.09.2011
Размер82,36 Kb.
ТипВопросы к семинарам, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Загрузка...
Документы

Рейтинг@Mail.ru
наверх