Программа для общеобразовательных школ и профессиональных учебных заведений Чебоксары 2005 icon

Программа для общеобразовательных школ и профессиональных учебных заведений Чебоксары 2005


Смотрите также:
Итоги I всероссийской олимпиады 2010 года «Ремесло и ремесленники в прошлом и настоящем»...
Учебная программа для учащихся старших классов общеобразовательных школ...
Первый конкурс проектов (работ) школьников средних общеобразовательных школ и учащихся средних...
Положение о порядке продажи, обращения, использования...
Отдел развития и аналитической работы...
Сборник лекций по гимнастике для студентов средних профессиональных учебных заведений...
Программа для учащихся 10-11 классов общеобразовательной школы и студентов средних...
Программа предусматривает различные формы и способы проверки и контроля знаний: открытые и...
Методическое объединение библиотек высших и средних профессиональных учебных заведений Казани...
Программа учебного курса для общеобразовательных школ, лицеев и гимназий москва...
Программа учебного курса для общеобразовательных школ, лицеев и гимназий москва...
Итоги формирования студенческого контингента высших учебных заведений республики казахстан в...



Загрузка...
скачать


Министерство образования и молодежной политики

Чувашской Республики


Чувашский республиканский институт образования


ЧУВАШСКАЯ ЛИТЕРАТУРА В РУССКОЯЗЫЧНОЙ ШКОЛЕ


Программа для общеобразовательных школ

и профессиональных учебных заведений


Чебоксары – 2005

Допущено Министерством образования и молодежной политики Чувашской Республики


Программа подготовлена доцентом Чувашского РИО Ивановой Н.Г.


Рецензенты:

доцент кафедры чувашского и сравнительного литературоведения ЧГУ им. И.Н.Ульянова В.А.Абрамов

доцент кафедры чувашской литературы ЧГПУ им. И.Я.Яковлева З.С.Антонова

профессор кафедры русской литературы ЧГУ им. И.Н.Ульянова Ю.М.Артемьев

профессор кафедры русского языка и литературы ЧРИО Г.А.Ермакова

заведующий отделом литературы и фольклористики ЧГИГН В.П.Станьял (Никитин)


Программа по чувашской литературе рассчитана на использование в русскоязычных общеобразовательных школах (Х–ХI классы), а также в профессиональных учебных заведениях.


© Чувашский республиканский институт образования, 2005

^ Пояснительная записка


Основные содержательные параметры школьного обучения определены в государственных стандартах образования. В соответствии с «Законом о языках в Чувашской Республике» (1992, 2003) и с Законом Российской Федерации «Об образовании» в учебные планы вводится национально-региональный компонент. Они состоят из двух частей: федеральной обязательной для всех учебных заведений РФ и региональной, содержание которой определяется органами управления образованием региона. Национально-региональный компонент отражает специфику этнических, экономических, культурно-исторических и других особенностей конкретной республики, края, области.

Для формирования и развития национального самосознания учащихся, необходимы соответствующая среда – родной язык, быт и культура, традиции, привычное географическое окружение и т.п. Непременным условием, является и национально ориентированная система образования, обеспечивающая приобщение к культуре, литературе своего народа и региона, освоение норм литературного языка нации, знание ее истории. Эти цели могут быть достигнуты только при правильном учете национально-языковых особенностей двух главных категорий учащихся, для которых родным является тот или иной государственный язык республики – чувашской или русский. Это определяет необходимость особых образовательных стандартов по чувашскому языку и литературе для чувашских и русскоязычных школ, а также разработки соответствующих учебно-методических компонентов.

Знакомство с чувашским фольклором и отдельными произведениями чувашских писателей в русскоязычной школе начинается уже в младших классах на уроках чувашского слова, а также культуры родного края. В X и XI классах средней школы предусмотрено системное изучение чувашской литературы в качестве отдельной дисциплины. Предметом настоящей программы и является изучение чувашской художественной литературы в русскоязычных общеобразовательных школах и профессиональных учебных заведениях начального уровня. При этом учебный процесс осуществляется на русском языке.

Содержание и методика преподавания чувашской литературы подчинены целям приобщения учащихся X–XI классов к литературе как искусству слова, дальнейшего ознакомления и приобщения учащихся к чувашской национальной культуре. Главное внимание уделяется знакомству с произведениями наиболее талантливых мастеров художественного слова, их вкладом в чувашскую и общероссийскую культуру. Глубокое постижение, через доступные детскому восприятию художественно-образных творений, нравственно-этических принципов и эстетических идеалов чувашского народа преследует цель развития и обогащения духовного мира учащихся, выработки у них способности понимать и уважать культуру разных народов. Наряду с закреплением понятий, освоенных на уроках русской литературы, учащимся предоставляется возможность их обогащения и расширения в ходе анализа образной системы и художественно-изобразительных средств из творческого арсенала чувашских писателей.

При отборе произведений для обязательного изучения в основу положены три критерия: их художественная ценность, выражение в них социально значимых, общечеловеческих ценностей и идеалов и место произведения в истории чувашской литературы. Предполагается, что в процессе чтения и анализа художественных произведений учащиеся овладевают методами литературного анализа, расширяют литературный и общекультурный кругозор, развивают навыки разговорной речи в соответствии с грамматическими и стилевыми нормами. Чтение художественных произведений оказывает существенное влияние не только на интеллектуальное, но и на духовное, психологическое развитие учащихся. Важно выработать у них умение критически подойти к изучаемому произведению, а также к явлениям действительности, отображенным в художественном творчестве.

Литературное образование в соответствии с логикой познавательной деятельности целесообразно выстраивать на историко-хронологической и жанровой основе, придерживаясь концентрического или линейно-хронологического принципа.

Учащиеся старших классов готовы к осознанию и раскрытию процесса духовного становления личности, поэтому при подборе текстового материала выдвигаются проблемы гуманности, справедливости, идеи личной свободы, достоинства, чести, долга и патриотизма.

Художественное произведение воссоздается сознанием ученика в трансформированном виде, в соответствии с подготовленностью (уровень знаний, жизненный опыт, моральные принципы, художественный вкус и т.д.). Учитель должен учитывать степень этой подготовленности.

Возрастные особенности учащихся старших классов, уровень интеллектуального и нравственного развития позволяют им достаточно хорошо разбираться в сложных моральных вопросах, формировать оценочные позиции, применять исторический подход к явлениям художественной культуры. Поэтому в X–XI классах целесообразен аспектный анализ художественного произведения. Здесь уместны такие аспекты: конкретно-исторический, социологический, нравственный, философский. Основой анализа является выявление эстетической и гражданской позиции автора.

В школьной практике реализируются разные пути анализа художественных произведений. К их числу относятся: целостный (сюжетный) и пообразный анализ (применяются в V–IX классах), проблемно-тематический анализ. Последний имеет целью уяснение авторской точки зрения на явления действительности, ставшие предметом его художественного осмысления. Проблемно-тематический анализ требует серьезной предварительной подготовки учащихся. В X–XI классах проблемно-тематический метод используется как основной в анализе художественного текста. Эффективность этого вида разбора целиком зависит от знаний и умений, приобретенных учащимися в V–IX классах. В силу этих и других причин выбор текстов для анализа должен быть избирательным. Приоритетное внимание должно уделяться тем проблемам, элементам структуры и образной системы художественного теста, разбор которых поможет учащимся приблизиться авторскому видению изображаемого. И здесь большое значение приобретает ознакомление учащихся с соответствующими литературоведческими, критическими работами.

В программе по чувашской литературе предлагается уделять внимание важнейшим этапам и тенденциям развития чувашской литературы в соответствующей общественной и культурной обстановке, основным произведениям чувашской художественной классики (К.Иванов, М.Сеспель, Я.Ухсай, П.Хузангай, В.Митта, Н.Ильбек, Ф.Уяр, Ю.Скворцов и др.) на фоне русской и мировой литературы, художественно-эстетическим тенденциям развития чувашской литературы, стилевым исканиям, творчеству современных писателей и поэтов.

Кроме включенных в программу для монографического и обзорного изучения произведений писателей в их арсенале имеются и многие другие произведения, заслуживающие интереса, но, к сожалению, до сих пор не переведенные на русский язык. Рекомендуется наиболее значимые из них, по мере возможности, кратко характеризовать в обзорных лекциях, пользуясь, в частности, учебниками и хрестоматиями для чувашской школы.

Чувашская художественная литература с самого начала развивалась, основываясь, с одной стороны, на традициях устного народного творчества, с другой стороны, под мощным благотворным влиянием русской литературы. Литературное творчество всех выдающихся писателей Чувашии всегда было связано с деятельностью по развитию межлитературных, межъязыковых чувашско-русских связей, по переводу произведений классиков русской литературы на чувашский язык и чувашских – на русский. Это должно найти должное отражение на уроках литературы.

Ознакомительный курс чувашской литературы в старших классах русскоязычной школы предусматривает изучение 14 обзорных и 56 монографических тем (всего 70 часов).

При изучении обзорных тем воссоздается по возможности целостная картина определенного периода развития чувашской литературы в связи с жизнью общества. В центре же каждой монографической темы – изучение одного или нескольких произведений конкретного писателя или поэта, которые обязательно должны быть прочитаны учащимися. Непосредственное восприятие художественного текста является необходимым условием плодотворной аналитической работы над произведением.

Монографические темы предусматривают также ознакомление с жизнью и творчеством писателя для лучшего осмысления художественного текста, проникновения в творческую лабораторию художника слова, осознания его гражданской и эстетической позиции. Но главное – глубокий анализ художественного произведения. Вдумчивое, эмоциональное восприятие текста, раздумья над сюжетными коллизиями и судьбами героев – залог успеха в литературном образовании.

Учитель может избрать разные варианты изучения как обзорных, так и монографических тем. Можно заменить изучение монографической темы кратким обзором или принять какое-то иное решение. Однако общее направление творческого поиска остается неизменным: серьезное знакомство с классическими произведениями и их авторами на фоне эпохи. На этой основе складывается правильное представление об историко-литературном процессе в целом и творческом лице конкретного писателя, постигается культура, психология и образ мышления чувашского народа.

К основным темам и разделам программы даются аннотации. Их назначение – общая ориентация учителя в материале, позволяющая планировать изучение и намечать объем предстоящей работы. Аннотации не предопределяют ни литературоведческой трактовки художественных произведений, ни последовательности изучения темы. Учитель может, исходя из данных науки и критики, доступности материала, самостоятельно формулировать проблематику анализа предлагаемых программой произведений с учетом конкретных условий.

После каждой темы рекомендованы источники критической, литературоведческой литературы.

Учебную деятельность учащихся в старших классах целесообразно организовывать в форме лекций и семинаров. Лекция является методом устного изложения материала. Преподаватель должен выбрать наиболее рациональные, доходчивые способы передачи учащимся необходимой информации, помня о том, что живая речь учителя эффективно воздействует на восприятие и запечатление новых знаний.

В соответствии с дидактическими задачами лекции делятся на виды: установочные, вводные, обзорные, монографические, обобщающие лекции.

Установочная и обобщающая лекции, как правило, проводятся в начале и в конце учебного года. Их цель раскрыта в самом названии этих видов.

Вводная лекция знакомит учащихся с темой, на текстуальное изучение которой в программе выделены определенные произведения.

Обзорная лекция проводится по темам, которые рекомендованы для обзорного изучения. Учитель в общем виде знакомит учащихся с предусмотренными программой произведениями, изучение которых требует работы с текстом в полном объеме, давая общую характеристику литературы того или иного периода.

Лекции монографического вида посвящаются, во-первых, творчеству отдельного писателя или поэта, раскрытию эволюции его мировоззрения, становлению эстетических принципов, во-вторых, конкретным проблемам, связанным с изучением того или иного произведения.

Роль семинаров в системе занятий по чувашской литературе заключается в развитии индивидуальных способностей учащихся в процессе овладения ими опытом учебно-познавательной деятельности.

Особенность семинара – самостоятельное добывание учащимися новой информации из первоисточников (художественной, научной, критико-литературоведческой литературы и т.д.).

Рекомендуются следующие виды семинаров:

Семинар по изучению новой темы. Учитель читает вводную лекцию по новой теме. Учащиеся получают задание и изучают необходимые источники (учебники, хрестоматии, критические работы и т.д.), составляют план, краткие тезисы, формулируют общие выводы.

На семинаре учащиеся отвечают на вопросы, приводят необходимые примеры и цитаты из изученной литературы, делают выводы. В конце семинара учитель обобщает результаты работы.

Семинар, посвященный изучению первоисточника. Учащиеся самостоятельно прочитывают текст художественного произведения, а также статьи и разделы рекомендованных книг. Определяют структуру, композицию произведения с выделением его главных частей. На этой основе составляется план, пишутся тезисы или конспекты. Готовятся ответы на конкретные вопросы с использованием изучаемого первоисточников, дается соответствующая аргументация, объяснение (толкование) изученного. Ученики отвечают на вопросы, используя текст первоисточника; затем сообща делаются выводы и подводятся итоги.

Семинар по обобщению изученного материала. Он проводится после того, как изучение темы завершено. Предлагаются вопросы обобщающего характера, рекомендуются дополнительные источники для работы. Учащиеся пишут план, а также готовят тезисы по отдельным разделам темы. В заключение проводится работа по устранению недостатков, подводятся итоги по изученной теме. Имеется в виду, что в процессе подготовки к семинару учащиеся овладевают новыми знаниями, а также осваивают навыки работы с литературными источниками, вырабатывают умение анализировать критико-литературоведческий текст. Выделение главного, существенного в прочитанном необходимо при составлении планов, тезисов и конспектов. Все это способствует формированию личного взгляда на проблему, выработке аргументации в подкрепление своей позиции. Правильное постижение разных точек зрения, приближение к авторской концепции помогает принять конструктивное участие в диалоге в рамках изучаемой темы.

Уровень требуемой компетентности определяется государственным стандартом предмета. В результате изучения литературы учащиеся должны знать:

– основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;

– содержание и проблематику самостоятельно прочитанных литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;

– ключевые проблемы чувашской литературы в контексте этнической и отечественной культуры; связь изученного произведения со временем его написания.

В результате учебной работы учащиеся должны быть способными дать оценку изученным произведениям, разбираться в литературных жанрах, образно-изобразительных средствах и общих основах поэтики.

Литературное образование направлено на выработку навыков работы с литературой. Выпускник школы должен грамотно находить нужную информацию, выделять главное, правильно составлять тезисы и план прочитанного; определять принадлежность произведения к одному из литературных родов и жанров; выявлять в художественных произведениях конкретно-историческое и общечеловеческое содержание; соотносить материал литературной классики с явлениями соответствующей эпохи.

Непременным требованием к учащимся является умение выразительно читать прозаические и поэтические тексты, писать изложения с элементами сочинения, сочинения разных типов и литературно-творческие работы.

Реализации целей преподавания чувашской литературы должны способствовать внеклассная и внешкольная работа: проведение встреч с поэтами и писателями, организация кружков, тематических вечеров и читательских конференций, посещение театров, музеев и т.д.

Ввиду лимита отведенного времени в течение учебного года учитель может ограничиваться заданием четырех произведений для декламации наизусть (каждое не менее 20–25 строк), а из письменных работ одним домашним сочинением или рефератом.

Учителю представлено право определять последовательность изучения тем и отельных произведений; решать вопрос о глубине анализа того или иного произведения, избрать методы, приемы, формы занятий, распределять учебное время на освоение программного материала, определять виды и системы устных и письменных работ.


ПРОГРАММА

X класс (35 часов)

^ Введение – 1 час

Чувашская литература как учебный предмет. Цель и задачи предмета. Место словесного творчества в национальной культуре. Своеобразие чувашской художественной классики на фоне русской и мировой литературы. Общее понятие об историко-литературном процессе.

Связь устного народного творчества и художественной литературы с историей народа.

Древнетюркская руническая письменность.

Образцы письменной культуры предков чувашей – булгар: надписи на надгробных камнях в Поволжье.

Литература:

Каховский В.Ф. О рунической письменности древних чувашей // 100 лет новой чувашской письменности: Труды ЧНИИ ЯЛИЭ. – Чебоксары, 1972. – С. 23–34.

Родионов В.Г. Древнетюркская литература // Краткая чувашская энциклопедия. – Чебоксары, 2001. – С. 152.

Список-минимум для чтения и изучения по программе среднего полного общеобразования // Народная школа. – № 2. – 2003.

Трофимов Г.Ф. Переводы произведений чувашских писателей на другие языки // Краткая чувашская энциклопедия. – Чебоксары, 2001. – С. 318.

Хузангай А.П. Книга Пигамбара (или какое наследие мы имеем?) // Хузангай Атнер. Тексты, метатексты, путешествия. – Чебоксары, 2004. – С. 109–121.

Чернова Г.П. Республиканский компонент содержания образования // Народная школа. – № 2. – 1998. – С. 41.


Устное народное творчество – 2 часа

Понятие о фольклоре, способах создания и бытования фольклорных произведений. Основные жанры фольклора. Национальное своеобразие чувашского фольклора. Миф и легенда. Легенды «Земля Улыпа», «Мост Азамата». Отражение в легендах народных представлений о Вселенной и возникновении человечества. Чувашская мифология.

Литература:

Канюков В.Я. От фольклора к письменности (Ранняя чувашская литература и народное творчество). Очерк литературно-фольклорных отношений. – Чебоксары, 1971.

Никитин В.П. Табуированный пантеон чувашской религии // Проблемы национального в развитии чувашского народа. Сборник статей. – Чебоксары, 1999. – С. 248–260.

Родионов В.Г. Вопросы жанровой классификации чувашского фольклора //Чувашский фольклор. Специфика жанров: Сб. статей ЧНИИ. – Чебоксары, 1982.

Родионов В.Г. Фольклористика //Краткая чувашская энциклопедия. – Чебоксары, 2001. – С. 432433.

Сироткин М.Я. Чувашский фольклор. – Чебоксары, 1965.

Чăваш халăх сăмахлăхĕ. I–VI томсем. – Ш., 1981–V–1984, VI–1985.

Чувашская народная поэзия. Сборник ЧНИИ. – Чебоксары, 1990.

Чувашский фольклор. Специфика жанров: Сб. статей ЧНИИ. – Чебоксары, 1982.


Народная поэзия – 1 час

Народные песни – исторические и лирические. Заговоры, заклинания. Песня как выражение основ народного бытия, духовно-нравственных ценностей. Сопоставление чувашских песен с песнями русского народа. Общность сюжетов и тем в песнях народов России.

Литература:

Исследования по чувашскому фольклору: Сб. статей ЧНИИ. – Чебоксары, 1984.

Канюков В.Я. Развитие литературы и народно-художественные традиции. Проблемы литературно-фольклорных отношений. – Чебоксары, 1979.

Родионов В.Г. Фольклорный стих //Краткая чувашская энциклопедия. – Чебоксары, 2001. – С. 433434.

Чувашский фольклор. Специфика жанров: Сб. статей ЧНИИ. – Чебоксары, 1982.


Первые образцы чувашских литературных произведений – 2 часа

Литература XVIII–XIX веков. Духовная культура чувашского народа в трудах исследователей и путешественников (Д.Ознобишин, А.Фукс, В.Сбоев). Формирование творческих методов (Е. Рожанский, Хведи Чуваш).

Первые образцы чувашских литературных произведений, их особенности. Становление жанровой и стилевой системы. Отражение русского классицизма в чувашской литературе. Первые поэтические творения писателей-просветителей (Н.Бичурина, М.Федорова, С.Михайлова).

Литература:

Александра Фукс. Записки о чувашах // Лик Чувашии. – 1994. – № 2.

Васильев А.В. Проблема творческого метода в чувашской литературе XIX – начала XX века //Художественное мастерство чувашских писателей: Труды ЧНИИ ЯЛИЭ. – Чебоксары, 1986. – С. 50–52.

Васильев А.В. Становление и развитие жанров в дореволюционной чувашской литературе 18–19 вв. //Чувашская литература: Тенденции развития, стилевые поиски. – Чебоксары, 1983. – С. 6–7.

Васильев А.В. Черты просветительства в дореволюционной чувашской литературе //Чувашский язык, литература и фольклор: Труды ЧНИИ ЯЛИЭ. Вып. 4. – Чебоксары, 1974. – С. 296–326.

Петров Н.П. Дояковлевская чувашская письменность //Краткая чувашская энциклопедия. – Чебоксары, 2001. – С. 151.

Проблемы письменности и культуры. Материалы научной конференции, посвященной 250-летию со дня рождения Ермея Рожанского //Труды ЧНИИЯ ЯЛИЭ. – Чебоксары, 1992.

Сбоев В. Исследование об инородцах Казанской губернии. Заметки о чувашах //Лик Чувашии. – 1995. – № 2–6.

Хрестоматия по культуре чувашского края дореволюционный период /Сост. Н.И.Егоров, М.Г.Данилова. – Чебоксары, 2001.

Чуваши: этническая история и традиционная культура. – М., 2000.


Никита Яковлевич Бичурин (Иакинф) – 1 час

Жизненный и творческий путь Бичурина. Жанровые особенности очерка-путешествия «Байкал» (1830) как пример эпического жанра. Одухотворение и эстетическое восприятие природы. Роль пейзажа в произведении.

Литература:

Денисов П.В. Никита Яковлевич Бичурин. Очерки жизни и творческой деятельности. К 200-летию со дня рождения. – Чебоксары, 1977.

Димитриев В.Д. Востоковед Бичурин и Чувашия. Филиал Спб. ГИЭУ в НАНИ ЧР. – Чебоксары, 2002.

Н.Я.Бичурин Отец ИАКИНФ /Авт.-сост. Никитин А.С. Филиал Спб. ГИЭУ; НАНИ ЧР. – Чебоксары, 2002.

Родионов В.Г. По пути к храму // Бичурин Н. Ради вечной памяти. Предисловие. – Чебоксары, 1991.


Спиридон Михайлович Михайлов (Яндуш) – 1 час

Жизненный и творческий путь Михайлова. Жанровые особенности произведений «Хитрая кошка» (1858), «Детство» (1852). Основная проблематика и стиль автобиографических, этнографических очерков и рассказов.

Литература:

Михайлов С.М. – первый чувашский этнограф, историк и писатель. Сборник статей. – Чебоксары, 1973.

Михайлов С.М. Собрание сочинений. – Чебоксары: Чув. кн. изд., ЧГИГН, 2004.

Спиридон Яндуш (Михайлов) – ученый и писатель (1821–1861). Избранные труды. – Чебоксары: Чув. гос. инст. туризма и сервиса, 1996.


Михаил Федорович Федоров – 2 часа

Творческий путь Федорова. Взаимосвязь творчества писателя и эпохи. Использование фольклорных образов и мотивов как средство характеристики народной жизни.

Поэма-баллада Федорова «Леший» (1879). Тема, основные персонажи. Реалистический образ Хведера. Образ Лешего в организации сюжета. Сопоставление баллады «Леший» с балладой «Утопленник» и стихотворением «Бесы» А.С.Пушкина. Использование фольклорных приемов (параллелизм, ассонанс, аллитерация, тропы).

Литература:

Иванова Н.Г. Образ Хведера в поэме «Леший» // Проблемы изучения и преподавания филологических наук. Сб. материалов в 4-х частях. Всерос. науч.-прак. конф. 11–13 мая 1999 г. Татарская и чувашская филология. – Стерлитамак, 1999. – С. 268.

Первое классическое произведение чувашской литературы // Хлебников Г.Я. Чувашская литературная классика и ее наследники. – Чебоксары, 2001.

Ставский М. Реализм баллады «Леший» //Родная Волга. – 1988. – № 11.

Федоров М.Ф. Очерк жизни и творчества. – Чебоксары, 1997.


И.Я.Яковлев и симбирская литературная школа – 1 час

И.Я.Яковлев и симбирская литературная школа. Новый этап просветительства. Создание чувашского букваря, издание книг для чтения, учебников, открытие десятков школ, переводческая деятельность, первые оригинальные образцы художественной литературы (К.Иванов, Ф.Павлов, Н.Шубоссинни). Центры чувашской культуры в Казани (Н.Никольский), Самаре (Д.Филимонов), Уфе (Г.Комиссаров). Обозначение целостного историко-литературного процесса.

Основная проблематика, жанровые особенности «Духовного завещания чувашскому народу» И.Яковлева (1921). Притчевые детские рассказы («Калач», «Мышь», «Нужда», «Лиса и Журавль», «Жадная собака»). Общечеловеческие и национальные моменты в их содержании.

Литература:

Артемьев Ю.М. Чувашская литература //Краткая чувашская энциклопедия. – Чебоксары, 2001. – С. 471–473.

Васильев А.В. И.Яковлев и его литературная деятельность // Проблемы чувашского литературоведения. – Чебоксары: ЧНИИ ЯЛИЭ, 1978.

Васильев А.В. У истоков фольклористики и литературоведения /Чувашский язык и литература. Труды ЧНИИ, вып. 67. – Чебоксары, 1976.

Вопросы метода, жанра и стиля в чувашской литературе. – Чебоксары, 1981.

И.Я.Яковлев и проблемы яковлевоведения. Сборник статей. – Чебоксары: ЧГИГН, 2001.

Художественное мастерство чувашских писателей. – Чебоксары, 1986.

Чувашский язык, литература и фольклор. Вып. 4. – Чебоксары, 1974.

Яковлев И.Я. Детские рассказы. – Чебоксары, 2001.


Константин Васильевич Иванов – 3 часа

Жизненный и творческий путь поэта. Разносторонний талант Иванова. Участие в создании «Чувашского букваря». Баллады и сказки («Две дочери (1907), «Железная мялка» (1907). Литературное осмысление фольклора. Качественное обновление содержания и формы поэзии.

Поэма «Нарспи». Философские проблемы: человеческая личность и общество, добро и зло, гуманизм, соотношение материальных и духовных ценностей. Поэтичность женского образа. Национально-художественное видение мира, слияние двух эстетических систем народной и авторско-личностной. Эстетические идеалы в отображении чувашского национального характера. Сопоставление оригинала и переводов поэмы.

Литература:

Александров С.А. Гений чувашской поэзии //Народная школа. – № 5–6. – 2000. – С. 54–57.

Артемьев Ю.М. Ĕмĕр пуçламăшĕ. – Шупашкар, 1996.

Артемьев Ю.М. Образная система поэмы К.В.Иванова «Нарспи» // Художественный образ в чувашской литературе и искусстве. – Чебоксары, 1987. – С. 69–83.

Артемьев Ю.М. Поэзия Константина Иванова как отражение саморазвития чувашского национального духа //Народная школа. – № 5–6. – 2000. – С. 57–60.

Вопросы поэтики К.Иванова: Материалы конференции, посвященной 100-летию со дня рождения поэта. – Чебоксары, 1991.

Хлебников Г.Я. Чувашская литературная классика и ее наследники. – Чебоксары, 2001. – С. 57–109.


Федор Павлович Павлов – 3 часа

Творческий путь Павлова – собирателя и исследователя фольклора, композитора, драматурга и поэта. Взаимосвязь творчества писателя и его эпохи. Сценическая школа Павлова.

Социально-психологическая драма «В деревне» (1922). Сюжетно-композиционные особенности драмы, сущность конфликта. Глубина социального и психологического анализа (социальный конфликт, любовный конфликт, конфликт мировоззрений).

Чувашская деревня как образ-символ, модель мира. Роль народной поэзии в раскрытии конфликта и создании психологических ситуаций. Сопоставление произведения Павлова с драмой А.М.Горького «На дне».

Литература:

Кондратьев М.Г. Степан Максимов. Время. Творчество. Масштаб личности. Чебоксары: Фонд историко-культурологических исследований им. К.В.Иванова. – Чебоксары, 2002.

Романова Ф.А. Роль Ф.Павлова и И.Мучи в развитии чувашского театрального искусства // Ученые записки ЧНИИ, вып. 45. – Чебоксары, 1969. – С. 58–92.

Ф.П. Павлов – композитор и драматург // Сб. ЧНИИ. – Чебоксары, 1984.

Хлебников Г.Я. Классическая драматургия // Чувашская литературная классика и ее наследники. – Чебоксары, 2001. – С. 126–143.

Хлебников Г.Я. Чăваш совет литературин поэтики. Малтанхи тапхăр (1917–1922): Вĕренÿ пособийĕ. – Шупашкар, 1990.


Литературный процесс 20–30-хх годов XX века – 2 часа

Многоголосие, разнообразие авторских манер в литературе 20-х годов. Литературная борьба. Творческие группировки: общество А.Милли (1923), союз «Канаш» (1923), ЧАПП, РАПП (1926). Развитие печати. Журналы «Сунтал» (1924), «Капкан» (1925), «Труженица» (1928), «Народное просвещение» (1926), газеты «Новая жизнь», «Крестьянское слово», «Канаш» и др.

Поиски и эксперименты в литературе. Главная тема в ней – изображение революции и гражданской войны («Штурм» С.Хуммы, «Две смерти», «Однажды утром» И.Ахаха).

Тема истории («Под гнетом» С.Эльгера, «Макар Черный» П.Хузангая, «Сильби – Булгарская дочь» Г.Тал-Мрзы).

Мирное строительство, темы индустриализации и коллективизации («Магнит-гора» П.Хузангая, «Мучар» М.Трубиной, «Однажды весной» Л.Агакова).

Углубление процесса исследования и отображения сложных человеческих характеров. Психологический рассказ («Ворота» Е.Еллиева, «На околице» Д.Петрова (Юмана), «Пожар» В.Рзая, «Начало» И.Тукташа).

Широкое использование приемов гротеска (И.Тхти), иронии и сатиры (И.Мучи).

Репрессии деятелей литературы. Запрет на ряд произведений.

Литература:

Абрамов В.А. Становление и развитие чувашской повести. – Чебоксары, 2005.

Артемьев Ю.М. Страсть к полемике. Статьи, рецензии. – Чебоксары, 2003.

Историческая действительность и ее отражение в чувашской литературе. Сборник статей. – Чебоксары, 1973.

Никитин В.П. Чувашский рассказ (1921–1941). – Чебоксары, 1990.

Никитин В.П. Чувашский рассказ: Учебное пособие. – Чебоксары: ЧГУ, 1985.

Романов П.В. Чувашкино //Краткая чувашская энциклопедия. – Чебоксары, 2001. – С. 470.

Чувашская литература: вопросы истории и теории. – Чебоксары, 1992.

Чувашская литература: вопросы поэтики и стиля. – Чебоксары, 1989.

Эзенкин В.С. Путь к роману. Особенности развития повествовательных жанров в чувашской советской литературе. – Чебоксары, 1976.


Михаил Кузьмич Кузьмин (Сеспель) – 4 часа

Жизненный и творческий путь поэта. Оригинальность и масштабность, национальное своеобразие его мировоззрения.

Метро-ритмическое пространство чувашского стиха в творчестве Сеспеля (силлабика, силлабо-тоника). Сеспель – реформатор. Переосмысление сказочных образов в стихотворении «Пашня Нового Дня» (1921). Сопоставление оригинала и перевода. Чуваши и их судьба в поэзии Сеспеля.

Революционное переосмысление библейских мотивов в стихотворении «Или, или, лима савахвани» (1921). Образ Голгофы и Кровавого распятия как символические образы прошлой Чувашии и чувашского народа. Типологическая близость этих образов к символике русских поэтов А.Блока, А.Белого, С.Есенина.

Образно-стилевое богатство лирики Сеспеля («К морю», «Чуваш!.. Чуваш!.. Чуваш!..» (1921), «Вдали стеной над нивой зной…» (1921).

Социальные и психологические причины трагедии поэта. Письма поэта как лирический дневник эпохи.


Литература:

Артемьев Ю.М. Дионисийские черты в поэтическом мировосприятии Михаила Сеспеля //Народная школа. – № 5. – 2002. – С. 42–45.

Наш Сеспель: стихи, отрывки из романа, статьи, и письма М.К.Сеспеля; воспоминания, посвящения, зарисовки, близких поэту людей. Составление, подготовка текста, комментарии В.П.Станьяла. Оформление А.А.Трофимова. – Чебоксары, ЧГИГН, 1999.

Поэтика Сеспеля: Сб. статей /Материалы региональной конференции, посвященной 90-летию со дня рождения поэта. – Чебоксары, 1991.

Революция в художественном сознании начала ХХ века и поэзия Михаила Сеспеля. Материалы международной научной конференции, посвященной 100-летию со дня рождения поэта. Чебоксары: 18 октября 1999. В 2-х книгах. Кн. I–II. – Чебоксары, 2001.

Родионов В.Г. Энергия, воплощенная в слове // Мишши Сеспель. Собрание сочинений. – Чебоксары, 1989. – С. 8–45.

Станьял (Никитин) В.П. Литературные уроки Сеспеля // Народная школа. – № 1. – 2000. – С. 8–13.

Хлебников Г.Я. Чувашская литературная классика и ее наследники. – Чебоксары, 2001.

Хузангай А.П. Мост к солнечному завтра //Народная школа. – № 1. – 2000. – С. 13–15.


Петр Петрович Хузангай – 2 часа

Творческий и жизненный путь народного поэта, публициста, общественного деятеля. История создания цикла стихов «Песни Тилли» (1933–1940). Жанровые особенности, тематика, проблемы. Художественная выразительность, лаконизм и философский лейтмотив миниатюр, отражение в них чувашского национального самосознания. Жизнь и смерть в творческой концепции Хузангая, образно-стилистическое своеобразие его поэзии.

Литература:

Владимиров Е.В. С.А.Есенин и П.П.Хузангай // Владимиров Е.В. Обретение традиций. – Чебоксары, 1982. – С. 226–238.

Иванова Н.Г. Вклад Педера Хузангая в развитие чувашской лирики // Национальные традиции в культуре народов Поволжья. Материалы регион. научн.-практ. конф.: 19 июня 2003 г. – Чебоксары, 2003. – С. 129–139.

Сборник статей. Петр Хузангай //Сборник ЧНИИ. – Чебоксары, 1988.

Хлебников Г.Я. Творческий путь П.П. Хузангая //Чувашская литературная классика и ее наследники. – Чебоксары, 2001.

Хузангай Педер. Собрание сочинений. Первый том. Чебоксары, 1997. Второй том. Чебоксары, 2002. Третий том. Чебоксары, 2002.

Чекушкин В.П. Говорят Тилли, Тилли // Родная Волга. – 1987.


Великая Отечественная война 1941–1945 годов

и чувашская литература – 2 часа

Поэзия, лирика как самый популярный жанр в годы войны. Война и духовная жизнь общества, патриотические мотивы и сила народного духа в лирике военных лет (Я.Ухсай, П.Хузангай, Ф.Ситта и др.).

Жанр героической поэмы (П.Хузангай «Таня», Я.Ухсай «Солдатская мать», С.Шавлы «Зоя»).

Человек на войне и правда о нем. Романтика, реализм и детективное начало в прозе о войне (В.Алендей «Юркка», «Альма», Д.Кибек «Ягуар», Л.Агаков «Партизан Мурат»).

Литература

Абрамов В.А. Становление и развитие чувашской повести. – Чебоксары: ЧГУ, 2005.

Дедушкин Н.С. Чувашская литература периода Великой Отечественной войны 1941–1945 годов // Чувашскаяература: тенденции развития, стилевые поиски. Сборник статей. – Чебоксары, 1983. – С. 154–190.

Сироткин М.Я. Очерк истории чувашской советской литературы. – Чебоксары, 1956. – С. 245–266.


Литературный процесс 50–60-х годов ХХ века 1 час

«Оттепель» 1953–1964 годов. Рождение нового направления в литературном движении. Утверждение общечеловеческих эстетических ценностей. Поиски новых жанровых форм и стилей. Тема вековых устоев и нового в прозе о крестьянской жизни. Романы «Тенета» Хв.Уяра, «Черный хлеб» Н.Ильбека. Отражение трагических коллизий истории в судьбах героев.

Тема войны («Не гнись, орешник» А.Артемьева, «В госпитале» Н.Ильбека).

Развитие жанра повести. Усиление интереса к личности человека. Отражение противоречий духовной жизни общества («Девушка из Сормы», «Красный мак» Ю.Скворцова).

Развитие эпической формы (роман в стихах «Род Аптрамана» П.Хузангая, поэма «Дед Кельбук» Я.Ухсая).

Литература:

Васильев А.В. Тенденциозность, классовость искусства и идейно-смысловой центр произведения //Идейно-эстетическое единство художественного произведения. Сборник статей. – Чебоксары, 1989. – С. 62–87.

Тимуков А.Н. Литературоведение и фольклористика //Чувашский государственный институт гуманитарных наук. – Чебоксары, 2000. – С.

Трифонов С. О некоторых чертах психологии классов и социальных групп в романе Н.Ильбека «Черный хлеб» //Национальное и интернациональное в чувашской советской литературе и искусстве. Сб. ст. ЧНИИ. – Чебоксары, 1975. – С. 96–103.

Федоров Г.И. Художественный мир Ф.Уяра. – Чебоксары, 1961.

Федоров Г.И. Художественный мир чувашской прозы 1950–1990-ых годов. – Чебоксары, 1996.

Хлебников Г.Я. Чувашский роман. – Чебоксары, 1966.


Яков Гаврилович Ухсай – 2 часа

Жизненный и творческий путь народного поэта Чувашии Якова Ухсая. Оригинальность, самобытность художественного мира поэта.

Роман-биография «Дед Кельбук» (1935–1953). Тема прошлого, настоящего и будущего в свете исторической памяти, уроков пережитого. Переплетение в нем условно-символических элементов с реалистическим отображением быта и нравов, обычаев чувашей. Гармония и красота мира, народные идеалы в поэтических творениях. Рельефная детализа­ция изображаемого.

Гражданственность и нравственная высота позиции главного героя. Сопоставление с поэмами А.Твардовского «Василий Теркин» и Н.Некрасов «Кому на Руси жить хорошо?».

Литература:

Власенко А.Н. Яков Ухсай. – Москва, 1976.

Иванов И.И. Яркий и самобытный талант: Поэзия Ухсая. – Чебоксары, 1979.

Народность и художественность произведений Якова Ухсая. – Чебоксары, 1984.

Станьял В.П. Народный поэт Чувашии – Яков Ухсай: Штрихи к портрету. – Чебоксары: ЧГИГН, 2001.

Ухсай Е.Я. Яков Гаврилович Ухсай в воспоминаниях современников. – Чебоксары, 2005.

Федоров Г.И. Поиск изящной словесности: Теоретическая история чувашской прозы 50–90-х годов (на чув. яз.). – Чебоксары, 1996.

Хлебников Г.Я. Современная чувашская литература. – Чебоксары, 1971.

Хлебников Г.Я. Чувашский роман. – Чебоксары, 1966.


Федор Ермилович Афанасьев (Хведер Уяр) – 3 часа

Жизненный и творческий путь писателя. Особенности творческой манеры Уяра: психологизм, изобретательность в построении сюжета, полемическая направлен­ность произведений. Художественные особенности исторического романа «Тенета» (I вар. – 1952, II вар. – 1964, 1974). Социальные и исторические проблемы. Судьба и облик главного героя. Характеры, лишенные психологической однолинейности. Умение увидеть смешное, нелепое в заурядном, обыденном. Сопоставление с произведениями А.Чехова.

Литература:

Федоров Г.И. Художественный мир Федора Уяра. Монография. – Чебоксары, 1991.

Хлебников Г.Я. Чувашский роман. – Чебоксары, 1966.


^ Итоговый обзор – 1 час

Развитие гуманистических традиций чувашской литературы ХХ века. Богатство и разнообразие литературных видов и жанров. Новые идеи, темы, образы. Тематика и проблематика.


Для заучивания наизусть:

Михаил Федоров. «Леший».

Константин Иванов. «Нарспи» – отрывок по выбору.

Михаил Сеспель. По выбору одно стихотворение.

Яков Ухсай. «Дед Кельбук» – отрывок по выбору.

Педер Хузангай. «Песни Тилли». По выбору.


Рекомендуемые темы сочинений и рефератов:

  1. Об истории народа и его устном творчестве.

  2. Зарождение и становление чувашской литературы.

  3. Чуваши в русской литературе и публицистике.

  4. Первое классическое произведение чувашской литературы (М.Федоров «Леший»).

  5. Классическая драматургия Федора Павлова «В деревне».

  6. Бессмертная лира Сеспеля.

  7. Поэт, взошедший на Голгофу. Творчество Васили Митта.

  8. Гуманистические мотивы в поэзии Педера Хузангая.

  9. Подвиги и трагедия народа в Великой Отечественной войне (по произведениям чувашских писателей).

  10. Судьба чувашской женщины (По произведениям чувашских писателей и поэтов).



^ XI класс (35 часов)

Введение – 1 час

Новые явления в литературном процессе 50–60-х годов. Расширение жанрово-стилевой палитры чувашской литературы: роман (Н.Ильбек), повесть (Ю.Скворцов), рассказ (В.Игнатьев), верлибр (П.Эйзин), белый стих (Г.Айги), историческая драма (Н.Сидоров). Элементы модернизма в поэзии и драматургии (Б.Чиндыков, Г.Айги). Новое осмысление военной тематики (А.Артемьев, А.Воробьев, Л.Агаков).

Духовно-нравственные искания современного человека, осознание им своего места в системе исторических, морально-психологических отношений (Н.Ильбек, Ю.Скворцов, Н.Терентьев).

Литература:

Артемьев Ю.М. Чувашская литература // Краткая чувашская энциклопедия. – Чебоксары, 2001. – С. 471–473.

Федоров Г.И. Художественный мир чувашской прозы 1950–1990-х годов. Монография. – Чебоксары: ЧГИГН, 1996.



Александр Спиридонович Артемьев – 2 часа

Творческий путь народного писателя. Поиск идеала в условиях послевоенной ориентированности литературы на показ сильных, волевых людей («Не, гнись, орешник», 1950) с высокой нравственностью. Раскрытие внутреннего мира воина-освободителя. Артемьев – проникновенный лирик, мастер психологического портрета.

Литература:

Иванов И.И. Народный писатель Чувашии А.С.Артемьев: Жизнь и творчество. –Чебоксары, 1989.

Федоров Г.И. Эстетические традиции художественного выражения женского идеала в чувашской литературе (Некоторые заметки)... //Национальные традиции в культуре народов Поволжья. Материалы региональной научно-практической конференции: 19 июня 2003 г. – Чебоксары, 2003. – С. 82–94.

Хлебников Г.Я. Современная чувашская литература. Чебоксары, 1971.

Хлебников Г.Я. Чăваш совет литературин историйĕ. – Шупашкар, 1972.


Василий Егорович Митта – 2 часа

Нелегкая судьба и ее отражение в творчестве поэта («Родина», 1926). Жанрово-поэтическое своеобразие стихотворения. Новое качество национального начала в литературе как результат индивидуально-авторского переосмысления фольклора и его истоки в явлениях действительности. Связь с общечеловеческими ценностями. Афористичность и языковая чеканность поэзии Митты («Родина», «Мудрая стихия», 1957, «Бульвар Иванова», 1956).

Литература

Митта Василий. Думы мои, мечты мои: Стихи и поэмы. – М.: «Современник», 1976 / Пер. с чувашского Г.Фролова.

Хлебников Г.Я. Зрелость поэта-гражданина // Ученые записки ЧНИИ. Вып. XXXIX. – Чебоксары, 1968. – С. 197–210.

Хлебников Г.Я. Поэт, взошедший на Голгофу // Хлебников Г.Я. Чувашская литературная классика и ее наследники. – Чебоксары, 2001. – С. 237–262.

Хузангай А.П. Судьба поэта // Сб. Взгляд за горизонт. – Чебоксары, 1989. – С. 158–210.


Николай Филиппович Ильбек – 3 часа

Творческий путь писателя. Социально-философское осмысление жизни, тонкое проникновение в сложные психологические коллизии в романе «Черный хлеб» (I кн. – 1956, II кн. – 1962). Женские образы в романе, трагизм женской судьбы.

Фольклорный материал (синзе, акатуй, ниме, проводы в солдаты и т.д.) в сюжетной ткани романа как средство характеристики героев, создания национального колорита и как элемент композиции. Идея духовной опустошенности человека. Сопоставление с романом Н.Гоголя «Мертвые души».

Литература:

Зотов И.А. Конфликты и характеры в романе Н.Ильбека «Черный хлеб» //Вопросы метода и жанра и стиля в чувашской литературе. Сб. ЧНИИ. – Чебоксары, 1981.

Зотов И.А. Микулай Ильбек. – Чебоксары, 1984.

Федоров Г.И. Художественный мир чувашской прозы. – Чебоксары, 1996.

Хлебников Г.Я. Современная чувашская литература. – Чебоксары, 1971.

Хлебников Г.Я. Чувашский роман. – Чебоксары, 1966.


Василий Герасимович Игнатьев – 2 часа

Творческий путь писателя. Поиски образного решения психологических и философских вопросов. Динамика вечного преодоления и обретения – постоянные черты его героев. Лирико-психологическая новелла «Танец маленьких лебедей» (1957). Анализ крушения жизненных установок и надежд человека, поиск новых жизненных ориентиров, форм покаяния, суда над собой и т.д.

Литература:

Федоров Г.И. Художественный мир чувашской прозы 1950–1990-х годов. – Чебоксары, 1996.

Ставский М. Долг // Советская Чувашия. – 1977, 7 января.


^ Дмитрий Афанасьевич Афанасьев (Кибек) – 2 часа

Творческий путь писателя. Кибек – мастер острого детективного сюжета («Друг зверей»). Рассказ «Лесной великан» (1959). Проблема единства души человека и стихии, мира природа в прозе Кибека. Две стороны этой проблемы: отношение человека к природе и влияние природы на человека.

Литература:

Кириллов Ю. Одолевая трудности жанра. // Советская Чувашия. – 1963, 31 марта.

Леонова О. Чужую беду рукой разведу // Лит. Россия. – 1966, 8 июля.

Паймина Е. Мĕтри Кипек калавĕсем [Рассказы Д.Кибека] // Ялав. – 1956, № 3. – С. 32.

Хури М.Г. Сунарçă калавĕсем. [О рассказах охотника] // Ялав. – 1960, № 7. – С. 28–30.


Алексей Александрович Воробьев – 2 часа

Творческий путь поэта – человека от земли. Традиционные и современные мотивы деревенской лирики. Природа, человек, Вселенная как главные объекты художественного постижения в воробьевской лирике.

Яркость и осязаемая рельефность пейзажа, гармоническое слияние человека и природы в стихотворениях «Молодая рожь» (1961), «Полоска» (1972).

Военная тематика в стихотворении «Дядюшка Прагуш» (1958).

Литература:

Васильев А.В. В ногу со временем: Творчество А.Воробьева // Чувашский язык, литература и фольклор. Сборник статей. – Чебоксары, 1984.

Федоров Г.И. Чувашская литература (1945–1985 гг.). Учебное пособие. – Чебоксары: ЧГУ, 2004. – С. 456–471.

Хузангай А.П. Трудная борозда //Тексты, метатексты, путешествия. – Чебоксары, 2003. – С. 148–156.


Николай Терентьевич Терентьев – 3 часа

Творческий путь драматурга. Духовный мир личности. Внутренние пласты души героев, их сложная связь.

Моральная чистота и светлые помыслы героя пьесы «Когда встает солнце» (1964). Концепция: герой и конфликт – выход к освещению социальных и нравственно-философских проблем, сближающих мироощущение автора и героев, их жизненную позицию.

Исторические события и выдающиеся деятели Чувашии в произведениях Тереньтева.

Литература:

Афанасьева Е.Р. Драматургия чувашская // Критическая чувашская энциклопедия. – Чебоксары, 2001. – С. 151.

Афанасьева Е.Р. Типология жанров чувашской драматургии 1970–1990-х годов. Методическое пособие. – Чебоксары, 2005.

Драматурги России. – М., 1979.

Зубков Ю. Драмы и комедии Н.Терентьева. – Чебоксары, 1981.

Николаева В.Г. Современная чувашская комедия и проблема комического // Тр. ЧНИИ. Вып. 103. – Чебоксары, 1980.

Темы и образы пьес Н.Терентьева: Сб. ст. ЧНИИ. – Чебоксары, 1986.

Терентьев Н.Т. // ЛЭС. – 1987. – С. 711.


Литературный процесс 70–85-х годов – 1 час

Общая характеристика основных тенденций развития литературы. Поиски новых жанров и художественных решений (сонеты Н.Теветкеля, верлибры П.Эйзина, трагикомедии Н.Терентьева). Активное отстаивание бережного отношения к достоинству человека («Красный мак» Ю.Скворцова), к природе («Кузьма овражный» А.Емельянова, «Шурсямга» М.Юхмы), к устремленным в будущее, трудолюбивым людям (Г.Краснов «Молодость не повторяется»).

Произведения, утверждающие нравственные идеалы и ценности (Ю.Скворцов, В.Игнатьев, Хв.Агивер).

Военная тематика. Поэма В.Эндипа «Крылатый конь детства» (1977).

Литература:

Абрамов В.А. Становление и развитие чувашской повести. Учебное пособие. – Чебоксары, 2004.

Александров С.А. Проблемы художественного восприятия: О некоторых путях активизации читательского интереса // Художественное мастерство чувашских писателей. Сб. ЧНИИ. – Чебоксары, 1986.

Артемьев Ю.М. Проблемы и характеры в произведениях современной чувашской прозы // Проблемы творческого метода в чувашской литературе: Сб. ст. ЧНИИ. Вып. 95. – Чебоксары, 1979. – С. 61–97.

Хузангай А.П. На кончике луча (Луч поэта в зеркале сонета) // Хузангай А.П. Поиск слова. – Чебоксары, 1987. – С. 148–152.


Творческие поиски поэтов – 1 час

Основные тенденции развития литературы в новых исторических условиях в связи с ломкой и пересмотром жестких идеологических установок творческой деятельности. Стремление поэтов к духовному раскрепощению, к более глубокому и правдивому отражению происходящих в обществе процессов. Отказ от идеологических штампов, утверждение принципов свободы личности. Роль поэзии в этом процессе. Обостренная постановка проблем гражданственности, выхода из социально-нравственного тупика. Творческие искания новых поэтических форм, обращение к философии и поэтическому арсеналу символизма (В.Эндип, П.Афанасьев, П.Эйзин, Н.Теветкел и др.).

Литература:

Станьял В.П. С любовью к отчему краю // Молодой коммунист. – 1980, 18 октября.

Хузангай А.П. Поиск слова. – Чебоксары, 1987.



^ Юрий Илларионович Скворцов – 3 часа

Творческий путь писателя. Гуманизм в изображении героев. Углубление психологического анализа в повесть «Красный мак» (1976). Характерные особенности Скворцова – психологическая раскрытость, ранимость. Постижение неповторимых свойств души отдельного человека («След башмака»). Умелое применение приемов внутреннего монолога, исповеди, дневниковых записей. Интерес к вещим снам, приметам, предсказаниям. Тяга к вековым мистическим символам – образам метели, снега, дождя, цветка, облака, мотивам пути-дороги, моста и т.д.

Литература:

Артемьев Ю.М. Страсть к полемике: Статьи, рецензии. – Чебоксары, 2003.

Иванов Н.И. Гармония содержания и формы // Идейно-эстетическое единство художественного произведения. Сборник статей. – Чебоксары, 1989. – С. 8–38.

Никифорова В.В. Идея бунта и протеста в чувашской литературы // Народная школа. – № 4–5. – 1999.

Никифорова В.В. Творческая индивидуальность Ю.Скворцова // Чувашская республика на рубеже тысячелетий: история, экономика, культура. Тезисы международной научно-практической конференции, посвященной 80-летию Чувашской Республики, 22 июня 2000 г. – Чебоксары, 2000. – С. 334–337.

Федоров Г.И. Художественный мир чувашской прозы 1950–1990-х годов. – Чебоксары, 1996.


Михаил Николаевич Юхма – 1 час

Творческий путь и основные направления деятельности писателя. Историческая и фольклорная основа произведений. Своеобразное выражение духовных и нравственных ценностей чувашского народа. Проблема исторической достоверности художественного отображения прошлого.

Нравственная позиция автора в рассказе «Шурсямга, молодой волк» (1980). Идея взаимозависимости мира людей и мира природы. Сопоставление с произведением Г.Троепольского «Белый Бим, Черное ухо».

Литература:

Данилова Г. Глубокие корни // Лит. Россия, 1981, 31 июля.

Железняк Т. Подхваченная песня // Лит. обозрение, 1982, № 1. – С. 47–49.

Петров М. Увлекательное путешествие // Сов. Чувашия, 1983, 28 марта.

Сотникова Н. Из синевы рассвета – в яркий полдень // Смена, 1982, 5 сентября.


^ Литературный процесс 85–95-х годов – 1 час

Многообразие направлений: постмодернизм Б.Чиндыкова, мистика с этнофутуристическими проектами В.Степанова. Обилие новых форм (фентези В.Степанова, трагикомедия Н.Терентьева, историческая драма Н.Сидорова). Неожиданность эстетических и этических решений. Поиск путей выражения национальной идеи и своеобразия в словесном творчестве.

Литература:

Афанасьева Е.Р. Драматургия чувашская //Краткая чувашская энциклопедия. – Чебоксары, 2001. – С. 151.

Иванов Н.И. Гармония содержания и формы //Идейно-эстетическое единство художественного произведения. Сборник статей. – Чебоксары, 1989.

Традиции и новаторство в чувашской литературе. – Чебоксары, 1985.

Федоров Г.И. О национальном своеобразии чувашской литературы (Некоторые аспекты) // Проблемы национального в развитии чувашского народа. Сборник статей. – Чебоксары, 1999. – С. 248–260.

Федоров Г.И. Стихии на пространстве кануна: надежды или отчаяние? (Заметки о чувашской прозе последних 10–15 лет) // Лик, № 1, январь-март 2005 г. – С. 102–115.


Борис Борисович Чиндыков – 2 часа

Чиндыков – прозаик, драматург, переводчик, поэт-песенник. Философская драма «Ежевика вдоль плетня» (1987).

Вопрос о смысле бытия, целесообразности человеческого существования. Жизнь общества, быт внешний, быт внутренний в социальном конфликте драмы.

Литература:

Афанасьева Е.Р. Национальные традиции в современной чувашской драматургии // Национальные традиции в культуре народов Поволжья. Материалы региональной научно-практической конференции: 19 июня 2003 г. – Чебоксары, 2003. – С. 111–116.

Афанасьева Е.Р. Типология жанров чувашской драматургии 1970–1990-х годов. Методическое пособие. – Чебоксары, 2005.

Хузангай А.П. Изнанка жизни и идеалы // Дружба народов. – № 2. – 1989. – С. 256–257.

Чиндыков Б. Ежевика вдоль плетня // Лик Чувашии. – № 6. – 1994.


Ева Николаевна Лисина – 1 час

Творчество писательницы и переводчицы. Рассказ «Кусок хлеба» (1990), смысл его названия. Правдивое и яркое изображение послевоенной деревни. Значение изображаемой ситуации для раскрытия характера персонажей и их взаимоотношений. Соотношение факта и вымысла.

Литература:

Каримов И. Лунный камешек с детства // Лит. Россия, 1978, 8 дек.

Хузангай А.П. Солнечные поляны Синьяла // Дружба народов, 1979, № 1. – С. 272.


^ Геннадий Николаевич Лисин (Айги) – 2 часа

Новая философия мира в поэтическом творчестве Айги. Обновление чувашской поэзии усилением смысловой глубины и стихотворными новациями. Семантическая многомерность языка («О да: Родина», 1975), богатство ассоциативного поля («Снег в полдень», 1986), усложненная метафоричность («Родина-Лимб», 1977), подчеркнутая иносказательность («Деревня», 1986).

Литература:

Айги Г.Н. Разговор на расстоянии: Статьи, эссе, беседы, стихи.

Ермакова Г.А. Художественно-философский мир Айги: истоки, типологические параллели: Монография. – М., 2004. – 384 с.

Новиков В.И. Больше чем поэт. Мир Геннадия Айги // Геннадий Айги. Разговор на расстоянии: Статьи, эссе, беседы, стихи. – СПб.: Лимбус-Пресс, 2001. – С. 5–14.

Убасси С. Новая философия мира // Сов. Чувашия, 1992, 1 июля.

Хузангай А.П. Поэт Айги и художники (опыт философской интерпретации поэтического и художественного сознания). – Чебоксары, 1998.

Хузангай А.П. Соловьиное соло // Хузангай А.П. Поиск слова. – Чебоксары, 1987. – С. 128–133.


Николай Иванович Сидоров – 2 часа

Общий очерк творческого пути. Философское осмысление жизни в исторической драме «Плач девушки на заре» (1995). Умелое раскрытие психологии личности. Интерес к моральному облику человека, внутренней работе его разума и сердца. Проблема переосмысления событий, происшедших в прошлой истории нашей страны. Проблема личности, человека в обществе.

Литература:

Афанасьева Е.Р. Жанровые разновидности современной чувашской драмы // Чувашская республика на рубеже тысячелетий: история + экономика, культура. Тезисы докладов международной научно-практической конференции, посвященной 80-летию Чувашской Республики, 22 июня 2000 г. – Чебоксары, 2000. – С. 326–320.

Афанасьева Е.Р. Типология жанров чувашской драматургии 1970–1990-х годов. Методическое пособие. – Чебоксары, 2005.

Ядуркин И.Н. Сидоровăн «Хÿхĕм хĕр хÿлевĕ» трагедийĕнчи истори чăнлăхĕ // Чăваш филологийĕпе культури тата журнал (ĕнер, паян, ыран). Чÿк уйăхĕн 21-мĕшĕ, 2001 çул. – Шупашкар, 2002. – С. 104–107.


Итоговый обзор – 2 часа

Поиски путей формирования общего взгляда на сложный литературный процесс в современном литературоведении. Тематика и проблематика чувашской литературы.


Для заучивания наизусть:

А.Воробьев. Одно произведение.

В.Митта. Родина.

Д.Кибек. Лесной великан.

Современная поэзия. Одно стихотворение (Г.Айги, П.Эйзина, В.Тургая).


Рекомендуемые темы сочинений и рефератов:

  1. Юрий Скворцов – выдающийся гуманист и художник слова.

  2. Восхождение на высоту классики (Творчество Хведера Уяра).

  3. Мне понравилась эта книга.

  4. Русские писатели Чувашии.

  5. Добро и зло в произведениях чувашских писателей.

  6. Идеал прекрасного и красота любви в произведениях поэтов.

  7. Современная чувашская поэзия.





Скачать 383,34 Kb.
оставить комментарий
Дата07.09.2011
Размер383,34 Kb.
ТипПрограмма, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

средне
  1
отлично
  2
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Загрузка...
Документы

Рейтинг@Mail.ru
наверх