Опыт учителя русского языка и литературы моу сош №6 icon

Опыт учителя русского языка и литературы моу сош №6


Смотрите также:
Учителя русского языка и литературы моу «Норваш Шигалинская сош»...
«Город Валуйки и Валуйский район» опыт работы учителя русского языка и литературы моу «сош №4...
Самоанализ педагогической деятельности учителя русского языка и литературы моу «сош №16»...
Материалы учителя русского языка и литературы моу «Цивильская сош №1 им. М. В...
Результатов деятельности Моняковой Е. В., учителя русского языка и литературы моу сош №8 г...
Йцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбю
Итоги и результаты описанной технологии. Список литературы. 5П...
Курсовая квалификационная работа учителя русского языка и литературы моу «Гатчинская сош №1»...
Перечень учебных программ инвариантной и вариативной частей...
Использование мультимедийной презентации на уроках литературы и русского языка...
А. Грин
Творческий отчёт по теме: «Формирование самостоятельности как ключевой компетенции в...



Загрузка...
скачать
Представляем опыт учителя русского языка и литературы

МОУ СОШ № 6 г. Владикавказа РСО-А Кузубовой Ирины Ивановны-победителя конкурса ПНПО-2009 года.


Биографическая справка: Кузубова Ирина Ивановна, 1966 года рождения. Окончила Северо–Осетинского государственного университета имени К.Л. Хетагурова в 1983 году. Педагогический стаж – 25 лет, учитель высшей квалификационной категории.

Контактный адрес и телефон: 3620021, РСО-Алания, г.Владикавказ, ул.Маркова, д.44; 8(8672) 53 91 16.


Инновационная деятельность Кузубовой Ирины Ивановны способствует личностному развитию школьников и показывает содержательно высокое качество образования и воспитания. Все годы результаты работы Кузубовой И.И. показывают позитивную динамику учебных достижений обучающихся.

Для достижения этой цели Кузубова использует следующие системные подходы:

●вовлечение учащихся в исследовательскую деятельность, т. е. в процесс добывания знаний (подготовка проблемно-поисковых фрагментов урока, подготовка к комплексному анализу текста) (см. урок русского языка в 9 классе «Комплексный анализ текста как этап в процессе подготовки итоговой аттестации»);

●интегративность (исследовательские проекты на стыке разных наук: литературы, географии, информатики, истории);

●развитие творческих задатков личности (создание сказок на лингвистические темы, преобразование орфографических правил в стихотворения);

●формирование у учащихся мотивации для освоения исследовательских навыков (написание и открытая защита докладов, рефератов);

●групповая форма работы (составление тезисов к определенной теме);

●использование репродуктивно–новаторских приемов обучения (языковых игр, словарно–понятийного тренинга);

●использование технологии проблемного обучения (создание проблемных ситуаций, организация мини-исследований, включение в урок проблемных вопросов и заданий);

●творческая индивидуальная работа с обучающимися (дифференцированный подход к домашнему заданию).


Комплексный анализ текста

как этап в процессе подготовки итоговой аттестации

(план урока русского языка в 9 классе)

Самое трудное в воспитании-

это учить чувствовать.

В.Сухомлинский.

Обратимся к тексту из дневника М.Пришвина.

«Всю жизнь слышал слово «душа» и сам произносил его, вовсе не понимая, что оно значит.

Мне кажется, если бы меня спросили, что такое душа, я бы ответил, что душа - это внутренний мир человека, это что он сам знает о себе.

Во – вторых, я бы о душе сказал с точки зрения философа, что душа есть совокупность знаний человека о себе.

В – третьих, я бы вспомнил о представлении души примитивным человеком, как некоей сущности, обитающей в теле…Между тем, у меня была душа своя, и я знал о ней с очень далеких времен, почти с детства, когда потихоньку проливал слёзы о том, что я вышел на свет не такой, как все. Мало–помалу с годами я через это страдание узнавал своё назначение. Оказалось, что быть не как все, как сам, и есть то самое необходимое, без чего моё существование было бы бессмысленным.

… И еще прошлого много времени, пока я понял, что желание быть, как все, во мне - было желание любви. И ещё совсем недавно я, наконец-то, понял, что это стремление любить и было действием души моей и что душа – это и значит любовь».

Задание:

  1. Определить тему, основную мысль, проблему.

  2. Каков тип речи? (рассуждение)

  3. Какова роль вводных слов?

  4. Какова связь между предложениями, абзацами? Найдите слова с переносным значением (проливая слезы, вышел на свет, действия души)

  5. Озаглавьте текст. («Душа – это любовь»).

  6. Лексическая работа.

  7. Сделайте все виды разборов:

а) фонетический,

б) морфемный,

в) словообразовательный,

г) морфологический,

д) синтаксический.

  1. Объясните знаки препинания, составьте схемы предложений.

  2. Напишите словарный диктант.

10)Выразительно прочитайте текст.

11) Перескажите и напишите текст от 1 лица с высказыванием своего отношения к проблеме.

12) Составьте план.

1.Тезис: «Душа – это любовь».

2.Аргументация:

а) «душа» – это внутренний мир, это то, что автор сам думает о себе;

б) «душа» - совокупность знаний о себе (философ);

в) «душа» - некая сущность, обитающая в теле;

г) индивидуальность человеческой души;

д) страдания души;

е) совершенство через страдания;

ё) любовь объединяет души.

3.Вывод: «Душа – это и значит любовь».

Приступая к работе над изложением, обратитесь к словарям.

Философ (толковый и этимологический словари) – философия – любовь к мудрости, «фило» - любовь, «софия» - мудрость (греч.)

Примитивный (словарь синонимов) – простой, элементарный, несложный, незатейливый, нехитрый.

Совокупность знаний (толковый словарь) – объединение.


Напишем объяснительный словарный диктант.

Словарный диктант

Вовсе не понимая, примитивный человек, с точки зрения философа, совокупность знаний, во-вторых, мало-помалу, наконец – то, раскрыть тайну, внутренний мир человека, представление о душе, моё существование.


Лексическая работа

  1. Синонимия.

  2. Словарная работа.

  3. Словари: орфографический, этимологический, толковый, орфоэпический, словарь синонимов, словарь фразеологических оборотов.

Произведем все виды разборов.

Фонетический:

Всю в [ф] – согласный, парный, глухой, твердый;

с [c*] – cогласный, парный, глухой, мягкий;

ю [у] – гласный, ударный.

Морфемный:

произносил, внутренний, обитающей, потихоньку, наконец-то.

Словообразовательный:

Мысль – смысл – бессмысленный.

Морфологический:

Душа – существительное (что?);

н.ф. – душа;

неодушевленное, нарицательное, женского рода, именительный падеж, 1 склонение.

Узнавал – глагол (что делал?);

н.ф. – узнавать,

несовершенный вид, прошедшее время, изъявительное наклонение, невозвратный, 1 спряжение, 1 лицо, единственное число.

Не понимая – деепричастие (что делая?);

н.ф. – понимать;

неизменяемая часть речи, несовершенный вид.

Меня – местоимение (кого?);

н.ф. – я;

личное, винительный падеж, единственное число.

Когда – союз;

подчинительный, обстоятельство времени, служебная часть речи.

^ Синтаксический разбор.

Всю жизнь слышал слово «душа» и сам произносил его, вовсе не понимая, что оно значит.

Сложноподчиненное предложение с придаточным изъяснительным.

[ ], (что…).

Главное предложение:

Всю жизнь слышал слово «душа» и сам произносил его, вовсе не понимая,…

Простое, невосклицательное, распространенное, односоставное, определенно–личное, осложнено однородными сказуемыми и обособленным обстоятельством, полное.

Придаточное предложение:

…что оно значит.

Простое, распространенное, двусоставное, полное.


Задание

Написать текст от 1 лица с высказыванием своего отношения к проблеме «Что такое душа».


Проблема: «Чуткость души».


Р.Казакова

«Послушайте».

Надо иметь уши,

Надо уметь слушать,

Особенно слушать души,

Если болят души.

Трудное дело – слушать.

Это ломает и …

Тихо и воровато

В уши вползает вата.

Послушайте, человек.

Что ж они будто вымерли,

Чуткие уши века?

Выплакаться – пожалуйста,

Выслушать – пара ушек,

Висят, как пар безделушек.


Кузубова И.И. уверена, что такое повышение мотивации изучения русского языка связано прежде всего с новым подходом к обучению учащихся: использование коммуникативной методики, проектно-исследовательской деятельности на уроке, обучения в сотрудничестве, активных форм работы, вовлечение учащихся в ролевые игры, внедрение новых информационных технологий в учебный процесс.

После изучения определенного блока уроков учащиеся выходят на такой вид деятельности, как электронный проект. Ребята работают в сотрудничестве по поиску информации в сети Интернет, отбору и переработке материала, созданию компьютерных презентаций. С каждым годом количество и качество проектов растет, так как учащиеся успешно осваивают не только компьютерные технологии выполнения проекта, но и умеют находить, анализировать, адаптировать информацию.

Чтобы увлечь, нужно опираться на особенности умственного развития, на уровень познавательных способностей учащихся. Ирина Ивановна вывела алгоритм развития познавательных способностей учащихся:

▪ дать установку, представляющую собой создание условий готовности, предрасположенности ученика к наблюдению и восприятию; т.е. вместо основной формулы «знать и уметь» учитель предлагает другую формулу «знать, чтобы уметь»;

▪ установка включает в себя три уровня: смысловой, целевой, операционный.

Смысловой содержит информационный компонент, т.е. тему изучаемого вопроса.

^ Целевой выступает в качестве учебной задачи.

Операционный дает возможность рассмотреть различные стороны явления.

Подобный алгоритм позволяет сблизить обучение с жизнью, воспитывать потребность постоянно учиться.


Заинтересовала Кузубову интеграция ( от лат. восполнение), которая стала ныне важнейшей методической содержательной задачей образования.

Серию интегрированных уроков по теме «Серебряный век» провела Ирина Ивановна. В этой серии тесно переплетаются и история, и география, и музыка, и живопись, и литература. Итоговый урок по теме прошел в форме тестирования.

СИМВОЛИЗМ.

Цели и задачи: показать связь поэзии со сложнейшими духовными исканиями человечества на рубеже 19 и 20 вв.; обратить внимание учеников на то, что в поэзии модернизма есть предчувствие грядущей катастрофы; указать, что искусство Серебряного века стало философией, синтетическим взглядом на мир; показать, что никогда ещё в светской русской культуре слово не было так связано с музыкой и живописью.

Оборудование: грамзапись произведений Скрябина, репродукции картин Врубеля и Рериха.

^ Учитель МХК: Символизм - это направление в искусстве, достигшее расцвета в конце 19 в. - начала 20 в. Символизм противостоял натурализму с его претензией как можно более скрупулезно, достоверно и, как казалось, научно отобразить действительность, какова она на самом деле, а внутреннюю жизнь человека объяснять действием экономических и социальных причин.

Символисты верили, что человеческая душа обладает таинственной глубиной, оставшейся, с их точки зрения, недоступной для искусства их предшественников; хотели показать, что человек создан для иной, высшей жизни и внешние обстоятельства не могут господствовать над ним, лишая свободы воли. Символизм оказался очень близок романтизму начала 19 в.

Для символиста все предметы, явления, события, судьбы людей - все существующее в нашем мире интересно и ценно не само по себе, а как символ какой - то другой реальности, гораздо более высокой и значительной.

В искусстве символом называют такой образ предмета, человека, события, в котором «просвечивает» и угадывается что-то такое, что «не умещается» в границах самого этого предмета, что больше и важнее его, но в тоже время неразрывно связано с ним.

^ Учитель литературы: Теоретиком направления стал поэт Э. Мореас, который выступил в 1886 г. с «Манифестом символизма». Русских писателей-символистов принято делить на два поколения. «Старшие» символисты - это Д. Мережковский, В. Брюсов, К. Бальмонт. В числе «младших» - А. Белый, В. Иванов, А. Блок. Обратимся к творчеству одного из них - К.Д.Бальмонта.

^ Сообщение учащегося о жизни и творчестве К.Бальмонта.

Попробуем проанализировать стихотворение «Фантазия».

  • Каковы тема и композиция стихотворения?

  • С помощью каких предложений Бальмонт намечает существование второго, мистического плана стихотворения?

  • Назовите символы.

- Выделите в тексте словосочетания семантической группы, показывающей зыбкость и переменчивость лирических пейзажей.

  • Выделите лексические повторы и определите их значение.

  • Найдите в тексте примеры анафорического связывания смежных строчек.

  • Бальмонту присуще умение придать традиционному стихотворному размеру новый ритмический оттенок. За счет чего ему это удается?




  • В чём проявляется мистическая тревога?

  • Как автор добивается внутренней выразительности стиха?

  • Чем пронизано всё стихотворение?

  • С помощью каких литературных приёмов Бальмонт добивается интенсивной музыкальности стихотворения?

-Какое ощущение у вас появляется, когда читаете лирику Бальмонта?

^ Учитель МХК: Прежде всего идею символизма воспринял театр, где, с одной стороны, создают «невзаправдашний», игровой и бутафорский мир, но с другой - показывают какую-то особую, многозначительную и таинственную жизнь, в обычное время скрытую занавесом от наших глаз.

Для драматургии и театра этого периода характерно небывалое значение подтекста: произнося те или иные слова, персонажи имеют в виду нечто иное, стоящее за словами.

Символистское театральное действо должно было сочетать слово, цвет, звук и воздействовать подобно музыке, которая не поддаётся рациональной расшифровке. Эту идею объединения символисты унаследовали у композитора А. Скрябина на раннем этапе его творчества.

^ Учитель литературы: Итак, главное средство созерцания тайных смыслов - символ, многозначный образ, выражающий суть какого-либо явления. Попробуем найти такой символ в стихотворении И.Ф.Анненского (1856-1909) «Падает снег...»

-Какова композиция стихотворения?

-Какие чувства выражаются в зачине, в основной части и в концовке?

-Сверкание звезды уподобляется блеску - она становится таким же символом, как и свеча в христианской культуре.

-Какова звукозапись этого стихотворения?

-Чего этим добивается поэт?

-Увидели ли вы характерные черты символизма в стихотворении?

-Прежде, чем ответить на этот вопрос, вспомните и назовите их.

1. Обращение к вечности.

2.Отсюда - восприятие социального как второстепенного.

3.Особое человеческое состояние, когда в системе ценностей самая главная ценность - наслаждение.

4.Тяга к силе, культ силы.

5. Образованность.

6.Соседство смерти и страсти.


К 1910г. символизм победил: «крепость русской поэзии была занята символистами. Они вывесили свои флаги, штандарты, и тут-то их с двух сторон начали штурмовать два новых литературных направления: футуризм и акмеизм».


АКМЕИЗМ.

Цели и задачи: дать возможность учащимся понять смысл литературного направления - акмеизм; всестороннее обогащение духовного мира учащихся.

Оборудование: репродукции картин Борисова-Мусатова, Петрова-Водкина, «Мрачное пламя» Скрябина.

^ Учитель литературы: В 1912г. среди множества стихов, опубликованных в петербургских журналах, читатель не мог не задержать внимания на таких строчках:

Я душу обрету иную,

Все, что дразнило, уловя.

Благословлю я золотую

Дорогу к солнцу от червя.

Н.Гумилев


И часы с кукушкой ночи рады,

Все слышней их четкий разговор.

В щелочку смотрю я: конокрады

Зажигают под холмом костер.

А.Ахматова


Эти строчки принадлежат поэтам, вместе с Городецким, Зенкевичем, Нарбутом, Мандельштамом образовавшим кружок акмеистов. Акмеизм вырос из символизма. Участники нового литературного объединения «Цех поэтов» относились к поэзии как к чисто профессиональной деятельности. Руководителями «цеха» стали Гумилев и Городецкий. На заседании «цеха» было принято решение создать новое поэтическое течение - акмеизм (высшая степень чего-либо). В названии подчеркивалось стремление к вершинам искусства. Акмеизм утверждает земной мир в его зримой конкретности, звучности, красочности. Высшее место в иерархии ценностей у акмеистов занимала культура. «Тоской по мировой культуре» называл акмеизм Мандельштам. Утверждая самоценность предметного мира, акмеисты выработали тонкие способы передачи внутреннего мира лирического героя.

Изменилось отношение к слову: акмеисты утверждали, что поэтическое слово имеет твердо очерченные границы. «Все это не столько лирики, как артисты поэтического слова. Они его гранят и обрамляют» (Анненский). Акмеисты подчеркнули границы поэтического текста - это сказалось и в лаконичности стихового повествования, и в четкости лирической фабулы, и в остроте завершения стихотворной пьесы: знаменитые «шпильки», «пуанты», «выпады» у Ахматовой и Мандельштама.

Поэзия акмеизма отличалась склонностью к культурным ассоциациям, она вступала в перекличку с минувшими литературными эпохами.

Обратимся к стихотворению Мандельштама «Сестры - тяжесть и нежность...»

-Чем являются «тяжесть» и «нежность»?

-Какой троп использует Мандельштам, одушевляя абстракции?

-В следующих стихах какая тема развивается?

-Найдите приметы «тяжести».

-Образ розы движется от «тяжести» жизни к умиранию и смерти, через поэзию к воскресению жизни. Подтвердите это текстом.

-Симметрия - один из законов акмеизма. Укажите систему соответствий (соты-сети, вода-воздух).

-Отчего «тяжести» соответствует «нежность», а не традиционный антоним-«легкость»?

-Какую форму звукового построения стиха использует Мандельштам?

-Назовите цепь метаморфоз лирического героя стихотворения.

^ Учитель МХК: Параллельно поискам акмеистов художники «Мира искусства» обращаются к прошлым историческим эпохам. Акмеизм ориентирован на пространственные искусства: архитектуру, скульптуру, живопись.

Сочинения позднего периода творчества А.Скрябина тесно связаны с акмеизмом. Их музыкальный язык усложнен, вместе с тем удивительно красочен. Здесь слышатся как бы колокольные звоны, трели птиц, голоса природы.

У Бенуа в картине «Прогулка короля» изображено шествие по дорожкам версальского парка: живые люди здесь кажутся менее подвижными, чем бронзовые скульптуры.


ФУТУРИЗМ.

Цели и задачи: познакомить учащихся с понятием «футуризм»; раскрыть его своеобразие; расширить кругозор учеников; развивать их речь, совершенствуя её образность и выразительность, пополняя лексикон новыми терминами.

Оборудование: репродукции картин Пикассо и Брака; диапозитивы.


Искусство терло...

Да здравствует искусство!

В. В. Маяковский

^ Учитель истории: Культурно-историческое развитие России в первые десятилетия XX века характеризуется сложнейшими переменами во всех сферах жизни. Духовная атмосфера этого периода проявляется в характере эстетических поисков и пафосе творчества поэтов и художников. Именно они уловили основные тенденции общественного развития: рост городов, бурное развитие науки и техники, обезличивание человека, нарастание бездуховности. Поэтому художники и поэты пытаются осмыслить эти факты действительности, выходя за рамки обыденного. Цель искусства они видят в созидании новой жизни. Как закономерный результат этого возникает футуризм.

Высказывания Бергсона, Шопенгауэра, Ницше, провозглашая интуитивизм (познание действительности, основанное на интуиции), критику традиционной культуры, идеал «сверхчеловека», свободного от каких-либо моральных ограничений, явились философскими предпосылками русского футуризма (от лат. будущее), направления, целиком вышедшего из живописи и во всём полярного символизму.

Время футуризма - это время синтеза искусства, жажды соединения всех искусств.

^ Учитель литературы: Эстетической предпосылкой русского футуризма можно считать символизм. Футуристы, в отличие от символистов, поставили человека в центр мира, воспевая его пользу, а не тайну, провозглашая «Искусство для масс».

Русский футуризм имеет итальянского предшественника. 20 февраля 1909 г. в парижской газете «Фигаро» был опубликован «Манифест о футуризме» литератора Филиппо Маринетти.

Давайте попытаемся выявить характерные черты данного литературного течения.

Русский футуризм как новое литературное течение первоначально заявляет о себе поэтическим творчеством В. Хлебникова, В. Маяковского, Д. Бурлюка, И. Северянина. Затем провозглашаются теоретические положения в многочисленных декларациях и манифестах.

Первый манифест футурстов «Пощечина общественному вкусу» был опубликован в декабре 1912г. в Москве. В нем русские футуристы утверждают себя на роль «новых людей нового времени».

С другой стороны, современность футуризма проявлялась в создании иной художественной картины мира, базирующейся на новой системе ценностей урбанической цивилизации. Для В. Шершеневича и И. Северянина образ города с его динамизмом выступает как выражение сущности жизни, современной культуры XX в. Творчество Северянина насыщено образами автомобилей, аэропланов, пестрой сутолокой города («Пролог», 1911г.).

Вместе с тем, большинство футуристов резко относятся к современному городу, где его «адской» сущностью, бездушной «новой техникой» оглушен, раздавлен человек (В. Маяковский «Адище города», 1913г.).

Исходя из идеи движения, которая пронизывает образ города, русские футуристы по-новому пытаются осмыслить окружающий мир. Он понимается ими как макрокосм, а разумная часть его - человек как микрокосм. Развитие мира рассматривается как движение к всеединству. В стихотворении Маяковского человек признается субъектом планетарного и космического преобразовательного действия (В. Маяковский «Эй!», 1916г.).

Современный мир для футуристов - это движение, устремленность в будущее. Они жили им. Идти в будущее - творить его.

Футуристы рассматривают искусство как важнейшее средство отражения наиболее глубоких тенденций эпохи, ее прогресса, мятежного индивидуализма, нарождающегося нового сознания масс.

Все это свидетельствовало о понимании ими высокого нравственного назначения искусства. В то же время фанатичное преклонение перед будущим сопровождается фанатичным отрицанием прошлого, порождает призывы: «Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч., и проч. с Парохода Современности», уничтожить каноны, старый язык, старые литературные авторитеты.

Для созидания новой реальности футуристы экспериментируют со словом (В. Маяковский «Из улицы в улицу», 1913г.)

Главные принципы изложены в манифесте «Садок судей»:

  1. Увеличение словаря поэта в его объеме производными и непроизводными словами.

  2. Борьба за самоценное слово (словоновшество).

  3. Разрушение общепризнанного синтаксиса.

  4. Переход к свободному стиху.

  5. Выдвижение новой рифмы (передней, средней и обратной).




Существовало несколько групп футуристов: кубофутуристы - «Гилея», эгофутуристы - «Академия эго-поэзии», «Мезонин поэзии», «Центрифуга». Все эти зачастую отрицавшие друг друга группы утверждали исключительное право представлять идею футуризма.

Русский футуризм - сложное и многогранное явление, возникшее в 1910-1920 гг. XX в. и провозглашавшее эстетику урбанистической цивилизации, единство микрокосма человека и макрокосма Вселенной, нигилистическое отношение к предшествующему поэтическому творчеству, изменение самого взгляда на поэтику, революцию независимой от содержания формы, абсолютную свободу поэтического слова, утверждение примитивизации и культа Самоценного (Самовитого) Слова.




Скачать 174,06 Kb.
оставить комментарий
Дата06.09.2011
Размер174,06 Kb.
ТипКонкурс, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Загрузка...
Документы

наверх