Авторское планирование уроков литературы в 5-9 классах (по программе под редакцией А. Г. Кутузова) icon

Авторское планирование уроков литературы в 5-9 классах (по программе под редакцией А. Г. Кутузова)


2 чел. помогло.
Смотрите также:
Тематическое планирование уроков литературы в 8 классе (3 часа в неделю) учитель Грабуздова С. К...
Календарно-тематические планирование уроков литературы в 7-х классах на 2009-2010 учебный год...
В школе II ступени работаю по программе по русскому языку под редакцией М. М. Разумовской...
Календарно-тематическое планирование уроков русского языка по программе под редакцией М. М...
Календарно-тематическое планирование уроков литературы Класс 6...
Календарно-тематическое планирование уроков литературы Класс 8...
Тематическое планирование по умк под редакцией А. Г. Кутузова 10 класс...
Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 7-х классах на 2011-2012 учебный год...
Тематическое планирование по литературе в разновозрастных группах (5,7 классы)...
Тематическое планирование уроков литературы в 11 классе...
Тематическое планирование уроков литературы в 7 классе...
Планирование уроков литературы в 7 классе (2 часа; 68 часов) (Программа А. Г. Кутузова)...



Загрузка...
скачать

Авторское планирование уроков литературы в 5-9 классах (по программе под редакцией А. Г. Кутузова)


Составители: А.Г. Кутузов, А.К. Киселев, Е.С. Романичева

От составителей


Уважаемые коллеги!

Откликаясь на ваши многочисленные просьбы, высказанные как при личных встречах, так и в письмах, направляемых в издательство «Дрофа», авторы-составители учебных хрестоматий «В мире литературы» предлагают вам свое планирование для 5-9 классов. Оно составлено под федеральную программу литературного образования под редакцией А.Г.Кутузова и рассчитано на использование учебных хрестоматий на уроке не только как книг, в которых опубликован нужный художественный текст, а как необходимого пособия для работы. Безусловно, как и всякое планирование, оно носит сугубо примерный характер и служит учителю лишь базой, своеобразным ориентиром.

Составляя планирование, авторы исходили из того количества часов, которое предусмотрено на изучение литературы федеральным базисным учебным планом: 5 – 8 классы – 68 часов, 9 классы – 102 часа. Однако, как показывает практика, во многих школах в 5 и 6 классах литература изучается из расчета 102 часа (1 час добавляется из школьного компонента), поэтому авторы сочли необходимым представить планирование для этих классов в двух вариантах.

Планирование уроков для 8 и 9 классов опубликовано в методических пособиях «Как войти в мир литературы», однако там оно представлено в несколько необычной форме: вместо привычных тем уроков учитель найдет в нем только указания на них, зато подробно расписаны знания по теории и истории литературы, а также виды деятельности учащихся, которые могут быть использованы на уроке. Планирование 8-го и 9-го классов непосредственно соотнесено с материалом учебной хрестоматии. И это – принципиальная позиция авторов: учебник на уроке должен работать, он – надежный помощник не только ученика, но и учителя.

В этом варианте планирования составители вновь вернулись к привычной для учителя форме и предлагают вариант, который не всегда совпадает (по часам) с тем, что уже опубликован (в основной степени это касается 9-го класса, который вызывает наибольшие дискуссии из-за своей принципиальной новизны). Тем самым учителю представляется возможность, сопоставив варианты, выбрать наиболее для себя приемлемый. В перспективе все варианты планирования войдут в новое, переработанное и дополненное издание методических руководств «Как войти в мир литературы», где будут обозначены не только общие подходы к темам, но и представлен материал конкретных уроков российских учителей. Авторы приглашают всех к дальнейшему сотрудничеству. Пусть будет больше уроков, «хороших и разных», пусть как можно больше учителей поделятся на страницах будущего пособия своим опытом.

С уважением А.Г. Кутузов, А.К. Киселев, Е.С. Романичева.
^

5 класс. Вариант планирования на 102 часа ( 3 часа в неделю)


1. Знакомство с учебным предметом «литература», учебной хрестоматией и ее героями. Чтение статей «В дорогу!», «Первые секреты волшебства», «Волшебство без обмана». Беседа о прочитанном.

2. Беседа о вымысле и фантазии в литературе. Творческая работа: окончание сказки «Золотой ключик» (на материале хрестоматии)

3. Конкурс на лучшее окончание сказки «Золотой ключик». Понятие о жанре. Фольклор и жанры фольклора. Чтение статьи «Загадка загадки».

4. Конкурс загадок. Как возникла и строится загадка.

5. Считалки, игры, небылицы. Творческая работа: сочинение небылиц.

6. Анализ сочиненных небылиц. Обучение умению дорабатывать свой текст. Сказка как жанр фольклора. Понятие о сюжете. Начало чтения сказки «Два Ивана…» Передача голосом сказочной интонации.

7. Составление плана сказки. Закрепление понятия «сюжет». Понятие о волшебном в фольклоре и литературе.

8. Пересказ волшебной сказки от лица героя. Понятие о героях сказки. Бытовая сказка. Чтение и обсуждение сказки «Жена-доказчица»

9. Анализ самостоятельно прочитанной немецкой народной сказки «Снегурочка» Близость сюжетов в фольклоре разных народов. Беседа по статье «Русские сказочники».

10. Творческая работа: сочинение волшебной сказки по фольклорным мотивам.

11. Анализ сказок, сочиненных детьми.

12. Духовная литература. Библия. «Зачем сошел на землю Господь наш Иисус Христос» (чтение).

13. Беседа по самостоятельно прочитанным главам «Избрание двенадцати апостолов», «Нагорная проповедь»; понятия «проповедь» и «заповедь»; как понимать заповеди Христа. Притча как жанр духовной литературы. Чтение и обсуждение «Притч Иисуса Христа».

14. Житие как жанр духовной литературы. Чтения жития Бориса и Глеба. Святость в христианской культуре.

15. Фольклор и литература: преемственность и различия. Первоначальное понятие о родах литературы (по статьям хрестоматии «Непонятные слова…», «Литературная сказка»).

16. Литературная сказка. Начало комментированного чтения «Сказки о царе Берендее» В.Жуковского.

17. Выборочное чтение и выборочные пересказы «Сказки о царе Берендее». Сходство и различия фольклорной и литературной сказки (на основе сопоставления с народной сказкой «Морской царь и Василиса Премудрая»).

18. Начало комментированного чтения сказки П.Ершова «Конек – Горбунок». Начало составления сюжетного плана в цитатной форме. Овладение сказочной интонацией.

19. Продолжение комментированного чтения. Герои сказки и их характеры.

20. Окончание чтения. Народность сказки и ее отличие от народной. Творческая работа: иллюстрирование эпизода.

21. Сказка-пословица. В.И.Даль «У тебя у самого свой ум». Поучительный смысл сказки.

22. Сочинение сказки-притчи по пословице.

23. Анализ сказок, написанных детьми. Х.-К.Андерсен и его сказки. Чтение сказки «Соловей».

24. Беседа: можно ли назвать сказку Андерсена волшебной? Поучительный смысл сказки. Автор в литературном произведении и его отношение к героям и событиям.

25. Чтение сказки Саши Черного «Мирная война». Что делает сказку смешной. Смысл сказки.

26. Беседа по самостоятельно прочитанной сказке С.Писахова «Морожены песни»:фантастика и язык сказки. Творческая работа: литературная игра «Сказка на ваш вкус» (на материале хрестоматии).

27. Чтение и обсуждение статьи «Как стать писателем-сказочником». Подготовка к сочинению сказки «Необычное в обычном» (этюд). Творческая работа: сочинение сказки-этюда «Необычное в обычном».

28. Обсуждение творческих работ учащихся (урок-анализ работ, соевршенствование написанного, приемы работы над черновиком)

29. Урок-конкурс сказок. Составление литературного альманаха «Наши сказки».

30. Жанр рассказа. Сказка и рассказ. Н.В.Гоголь «Заколдованное место» (Комментированное чтение).

31. «Заколдованное место»: работа над пересказом, беседа о прочитанном, смысл финала. Сказочное в «заколдованном месте», отличие рассказа от сказки, автор и рассказчик.

32. «Кавказский пленник» Л.Н.Толстого как рассказ-быль. Комментированное чтение 1-2 глав. Работа над сравнительной характеристикой героев.

33. Беседа по 3-5 главам рассказа. Авторское отношение к горцам (работа с текстом).

34. Пейзаж. Работа с цитатным планом (По хрестоматии).

35. Устные портреты-характеристики героев. Портрет и характер. Нравственный смысл рассказа Толстого (урок-обобщение).

36. Подготовка к творческой работе.

37. Творческая работа: пересказ с изменением лица (изложение от лица героя)

38. Ф.М.Достоевский «Мальчик у Христа на елке» как рождественский рассказ. Смысл чудесного в рассказе.

39. Самостоятельное чтение. А.И.Куприн «Чудесный доктор»

40. Самостоятельное чтение. Детективный рассказ. А.Конан Дойл «Союз рыжих»

41. А.П.Чехов «Лошадиная фамилия»: выразительное чтение рассказа. Понятие о юморе, жанр юмористического рассказа.

42. А.П.Чехов «Пересолил»: чтение по ролям. Несоответствие как прием создания юмористического эффекта.

43. Творческая мастерская: рассказ на тему «Смешной случай».

44. Конкурс юмористических рассказов. О.Генри «Вождь краснокожих»: выразительное чтение.

45. Чтение рассказа «Вождь краснокожих» по ролям. Смешное в ситуации и языке рассказа. Иллюстрирование рассказа.

46. Д.Лондон «Сказание о Кише»: почему Киш остался в памяти своего народа. Отражение жанра (сказание, легенда, предание) в речи автора и сюжете.

47. К.Паустовский «Кот-ворюга». Средства создания образа животного в рассказе. Викторина «Кошки и коты в литературе».

48. В.Драгунский «Девочка на шаре»: жанр детского рассказа, «Взрослая тема» детского рассказа.

49. «Игровой рассказ»: Д.Хармс «Черная вода», Л.Петрушевская «Пуськи бятые», «Все непонятливые»

50. Творческая мастерская: Л.Петрушевская «Все непонятливые»: конкурс окончаний рассказа.

51. Урок-практикум по самостоятельно прочитанным рассказам: Автор, герои и события в рассказе: работа над кратким пересказом.

52. Творческая мастерская: работа над отзывом на самостоятельно прочитанный рассказ.

53. Творческий практикум: отзыв на самостоятельно прочитанный рассказ.

54. Повесть как жанр литературы. Комментированное чтение повести А.С.Пушкина «Барышня-крестьянка».

55. Комментированное чтение повести. Авторская характеристика героев. Секрет занимательности повести.

56. Сюжетный план повести «Барышня-крестьянка». Главные и второстепенные герои. Отношение автора к изображаемому и читателю.

57. Творческая мастерская: конкурс творческих пересказов.

58. М.Твен «Приключения Тома Сойера». Знакомство с героями М.Твена. Чтение 1-ой главы.

59. Библиотечный урок. Знакомство с библиотекой, ее фондами и каталогами (возможно проведение этого урока вне расписания как внеклассного занятия).

60. Основные сюжетные линии (или: эпизоды) повести М.Твена (работа над сюжетным планом повести или одной из глав). Чтение и обсуждение отдельных фрагментов. Инсценирование диалогов (индивидуальные задания).

61. Приключенческая (авантюрная) повесть. Сравнительная характеристика Тома и Гека. Приключения героев как основа сюжета в литературе. Поступки как средство характеристики героя.

62. Чтение и обсуждение статьи в хрестоматии «Замысел, вымысел, сюжет»

63. Урок самостоятельного чтения по повестям для детей.

64. Творческая работа. (Урок может быть проведен в нескольких вариантах: 1 вариант –составление сюжетного плана будущей повести и работа над характеристикой ее героев. 2 вариант – написание отзыва о самостоятельно прочитанной повести.

65. Сказочная повесть. Н.В.Гоголь «ночь перед Рождеством». Начало комментированного чтения.

66. Чтение фрагментов повести по ролям. Характеры героев. Комические ситуации.

67. Продолжение чтение. Составление сюжетного плана повести. Иллюстрирование.

68. Окончание чтения повести. Реальное и фантастическое в повести. Почему добро победило зло.

69. Л.Кэрролл «Алиса в стране чудес». История создания повести (по «Главе никакой» Б.Заходера).

70. Глава 1. Как создаются чудесные ситуации. Повесть и небылица.

71. Чтение по ролям и/или инсценирование сцены суда. Почему «Алису» читают взрослые и дети?

72. Урок самостоятельного чтения по сказочным повестям.

73. Творческий практикум: сочинение-отзыв «Любимый сказочный герой».

74. Эпические жанры и лирические стихотворения. Развитие понятия о лирике и лирических жанрах. А.С.Пушкин «Птичка».

75. А.С.Пушкин «Туча», «Еще дуют холодные ветры…». Автор в лирическом стихотворении. Понятие о пейзажной лирике. Олицетворение.

76. А.С.Пушкин «Бесы». Настроение и интонация. Ритм и звукопись. Подготовка к выразительному чтению.

77. М.Ю.Лермонтов «Казачья колыбельная песня». Народно-песенная основа стихотворения (ритм, интонация, повторы).

78. М.Ю.Лермонтов «На севере диком…», «Утес». Пейзаж как средство выражения настроения. Иллюстрирование.

79. Ф.И.Тютчев «Есть в осени первоначальной…»: пейзаж как средство передачи душевного состояния. «Чародейкою Зимою»: сказочные мотивы, олицетворения. «Медленное» чтение стихов.

80. Урок подготовки к выразительному чтению: Ф.И.Тютчев «Весенние воды». Музыка и лирика (стихотворение Ф.Тютчева и романс С.Рахманинова).

81. А.А.Фет «Ласточки пропали…», «Мама! Глянь-ка из окошка…», «Еще весны душистой нега…», «Зреет рожь над жаркой нивой…», Пейзаж и интонация как отражение душевного состояния.

82. Урок выразительного чтения самостоятельного выбранного стихотворения (пейзажная лирика).

83. Урок самостоятельного чтения по лирике.

84. Творческий практикум: проза и поэзия, стихи и ритмы, рифма и размер (по статье в хрестоматии «Лирика. Стихи. Ритм»).

85. Драма как род литературы. Жанр драматической сказки. Т.Г.Габбе «Город мастеров». Комментированное чтение афиши и «Пролога»

86. Аналитическое чтение 1-го действия. Знакомство с героями.

87. Аналитическое чтение 2-го действия: проблема внешней и внутренней красоты человека.

88. Игра – практикум «Ставим спектакль»

89. Игра- практикум «Ставим спектакль»

90. Итоговый урок по пьесе Т.Габбе «Город мастеров». Роль смеха в освобождении человека.

91. Творческая мастерская: как создается сценарий (работа над фрагментом сценария Е.Щварца к фильму «Золушка» и соответствующим эпизодом сказки»)

92. Творческая мастерская: составление сценариев (на материале статьи, предложенной в хрестоматии).

93. Творческая мастерская: конкурс сценариев.

94. – 95. Итоговая читательская конференция «Фольклор и литература: наше чтение и творчество»

96 – 102 – резервные уроки.
^

Вариант планирования уроков на 68 часов ( 2 часа в неделю)


1. Знакомство с учебным предметом «литература», учебной хрестоматией и ее героями. Чтение статей «В дорогу!», «Первые секреты волшебства» и «Волшебство без обмана». Беседа о прочитанном.

2. Беседа о вымысле и фантазии в литературе. Творческая работа : окончание сказки «Золотой ключик»(на материале хрестоматии).

3. Понятие о жанре. Фольклор и жанры фольклора. Чтение статьи «Загадка загадки». Конкурс загадок. Как возникла и строится загадка.

4. Считалки, игры, небылицы. Творческая работа: сочинение небылиц. Обучение умению дорабатывать свой текст.

5. Сказка как жанр фольклора. Понятие о сюжете. Начало чтения сказки «Два Ивана...».Передача голосом сказочной интонации.

6. Составление плана сказки. Закрепление понятия «сюжет». Понятие о волшебном в фольклоре и литературе.

7. Пересказ волшебной сказки от лица героя. Понятие о героях сказки. Бытовая сказка. Чтение и обсуждение сказки «Жена-доказчица»

8. Анализ самостоятельно прочитанной немецкой народной сказки «Снегурочка» Близость сюжетов в фольклоре разных народов. Беседа по статье «Русские сказочники». Творческая работа: сочинение волшебной сказки по фольклорным мотивам (подготовка).

9. Анализ сказок, сочиненных детьми. Духовная литература. Библия. «Зачем сошел на землю Господь наш Иисус Христос» (чтение).

10. Беседа по самостоятельно прочитанным главам «Избрание двенадцати апостолов», «Нагорная проповедь»; понятия «проповедь» и «заповедь»; как понимать заповеди Христа. Притча как жанр духовной литературы. Чтение и обсуждение «Притч Иисуса Христа».

11. Житие как жанр духовной литературы. Чтения жития Бориса и Глеба. Святость в христианской культуре.

12. Фольклор и литература: преемственность и различия. Первоначальное понятие о родах литературы (по статьям хрестоматии «Непонятные слова...», «Литературная сказка»).

13. Литературная сказка. Начало комментированного чтения «Сказки о царе Берендее» В.Жуковского.

14. Выборочное чтение и выборочные пересказы «Сказки о царе Берендее». Сходство и различия фольклорной и литературной сказки (на основе сопоставления с народной сказкой «Морской царь и Василиса Премудрая»)

15. Начало комментированного чтения сказки П.Ершова «Конек - Горбунок». Начало составления сюжетного плана в цитатной форме. Овладение сказочной интонацией.

16. Выборочное комментированное чтение сказки Ершова. Герои сказки и их характеры. Народность сказки и ее отличие от народной. Творческая работа: иллюстрирование эпизода (по желанию).

17. Сказка-пословица. В.И.Даль «У тебя у самого свой ум». Поучительный смысл сказки. Творческая работа: сочинение сказки-притчи по пословице.

18. Анализ сказок, написанных детьми. Х.-К.Андерсен и его сказки. Чтение сказки «Соловей»

19. Беседа: можно ли назвать сказку Андерсена волшебной? Поучительный смысл сказки. Автор в литературном произведении и его отношение к героям и событиям.

20. Чтение сказки Саша Черного «Мирная война», смысл сказки. Что делает сказку смешной.

21. Беседа по самостоятельно прочитанной сказке С. Писахова «Морожены песни»: фантастика и язык сказки. Творческая игра: «Сказка на ваш вкус» (на материале хрестоматии)

22. Самостоятельное чтение: литературные сказки.

23. Чтение и обсуждение статьи «Как стать писателем-сказочником», подготовка к сочинению сказки «Необычное в обычном»

24. Жанр рассказа. Сказка и рассказ. Н.В. Гоголь «Заколдованное место». Начало комментированного чтения.

25. Работа над пересказами учащихся, беседа о прочитанном: смысл финала. Сказочное в рассказе и сказке. Конкретность героев и обстановки. Автор и рассказчик.

26. «Кавказский пленник» Л.Н. Толстого как рассказ-быль. Комментированное чтение 1-2 глав. Сравнительная характеристика героев.

27. Работа над 3-5 главами. Авторское отношение к горцам. Портрет и характер.

28. Нравственный смысл рассказа Л.Н. Толстого. Работа над устными портретами-характеристиками героев. Пейзаж в рассказе.

29. Работа с цитатным планом (по хрестоматии). Творческая работа: изложение событий от лица героя (письменное или устное)

30. Ф.М. Достоевский «Мальчик у Христа на елке» как рождественский рассказ. Смысл чудесного в рассказе.

31. А.П.Чехов «Лошадиная фамилия»: чтение. Понятие о юморе и жанре юмористического рассказа.

32. А.П.Чехов «Пересолил»: чтение по ролям. Несоответствие как прием создания юмористического эффекта. Творческая мастерская: подготовка к сочинению рассказа на тему «Смешной случай».

33. О.Генри «Вождь краснокожих»: выборочное чтение по ролям. Смешное в ситуации и языке рассказа. Иллюстрирование рассказа.

34. Д.Лондон «Сказание о Кише»: почему Киш остался в памяти своего народа. Отражение жанра (сказание, легенда, предание) в речи автора и сюжете.

35. К.Паустовский «Кот-ворюга» – рассказ о животных. Средства создания образа животного. Викторина «Коты и кошки в литературе».

36. В.Драгунский «Девочка на шаре». Жанр детского рассказа. «Взрослая» тема детского рассказа.

37. Д.Хармс «Черная вода». Рассказ–абсурд и небылица. Смысл «бессмысленного» в рассказе. Л.Петрушевская «Пуськи бятые»: игровой прием, используемый в рассказе. «Все непонятливые»: конкурс окончаний рассказа.

38. Творческая мастерская: рассказ как эпический жанр, автор, герои и события в рассказе – обучение работе над отзывом на самостоятельно прочитанный рассказ.

39. Самостоятельное чтение: представление отзывов на самостоятельно прочитанный рассказ.

40. Повесть как жанр литературы. Повесть и рассказ. «Начнем перечитывать повесть»: комментированное чтение «Барышни-крестьянки» А.С. Пушкина.

41. Герои повести Муромский и Берестов: составление сюжетного плана повести, работа над образами героев (герой и его маска).

42. Молодые герои повести: тема социального неравенства. Роль автора в повествовании: проблема искренности в жизни и литературе. Работа над творческим пересказом.

43. Вне расписания: библиотечный урок

44. Марк Твен «Приключения Тома Соейра»: жизнь и заботы главного героя и его друзей. Инсценирование эпизода (или чтение его по ролям).

45. «Приключения…» как авантюрная повесть. Жизнь и заботы Тома и его друзей.

46. Сюжетные линии повести. Эпизод в сюжете эпического произведения. Образ Геккльберри Финна. Том и Бекки.

47. Творческая мастерская: сочинение и отзыв.

48. Анализ сочинений и отзывов. «Ночь перед Рождеством» Н.В.Гоголя как сказочная повесть.

49. Герои и события сказочной повести. Приемы создания комического эффекта. Работа над характеристикой героев.

50. Сюжет и эпизод. Составление сюжетного плана по прочитанной части текста. Работа над пересказом эпизода. Образ Вакулы. Сказочное и реальное в повести.

51. Л.Кэрролл «Алиса в стране чудес»: необычность сказочного: как рождается сюжет. Сюжет и язык, понятие о нонсенсе.

52. Алиса в мире сказочных нелепиц. Как рождается нонсенс. Герой сказки и герой сказочной повести. Подготовка к инсценирования эпизода (или составление карты-схемы сюжета).

53. Урок самостоятельного чтения или урок-инсценировка сцены суда.

54. Творческая мастерская: герой ненаписанной сказочной повести.

55. Лирика как род литературы. А.С.Пушкин «Птичка»

56. А.С.Пушкин «Туча», «Еще дуют холодные ветры»: понятие об эпитете и олицетворении.

57. А.С.Пушкин «Бесы». Первоначальное понятие о стихотворном ритме.

58. М.Ю.Лермонтов. «Казачья колыбельная песня»: восприятие стихотворения – что это такое.

59. М.Ю.Лермонтов, Ф.И.Тютчев, А.А.Фет. Пейзажная лирика.

  1. Творческая мастерская – практикум: лирика, стихи, ритм.

  2. Драма как род литературы. Т.Г.Габбе «Город мастеров»: комментированное чтение афиши.

  3. Т.Г.Габбе «Грод мастеров»: аналитическое чтение 1-го действия.

  4. Т.Г.Габбе «Город мастеров»: проблема внешней и внутренней красоты человека (аналитическое чтение 2-го действия).

  5. Игра-практикум «Ставим спектакль»: работа над инсценированием сцены суда; работа над названиями картин пьесы.

  6. Урок самостоятельного чтения.

  7. Урок-практикум «Как создается сценарий»

  8. Итоговая читательская конференция.
^

6 класс. Планирование уроков дано одновременно в двух вариантах: на 68 часов ( 2 часа в неделю ) и на 102 часа ( 3 часа в неделю).


1. Введение. Миф - фольклор – литература. Роль знаний в жизни человека и общества.

2. Мифы. Первоначальное понятие о мифах. Мифы о сотворении мира.

3. (+1). «Подвиги Геракла». Миф и сказка.

4. Мифы североамериканских индейцев. Г. Лонгфелло «Пост Гайаваты».

5. «Пост Гайаваты»: беседа о прочитанном. Миф, фольклор, литература. Работа над статьей «Еще раз о мифах»

6. Урок по самостоятельному чтению: рассказы о подвигах мифологических героев.

7. (+1 на анализ работ). Творческая работа «Заявка на сценарий».

8. Литературные роды. Работа над статьями «От мифа – к фольклору и литературе» и «О литературных родах».

9. (+1). Лирические произведения. Народная лирическая песня, ее роль в жизни человека. Понятие о параллелизме. Прослушивание и обсуждение народных лирических песен.

10. Лирические стихотворения. И.С. Никитин «Русь».

11. Творческий практикум по статье «Лирика и поэзия».

12. А.С. Пушкин «Зимний вечер»: чтение и изучение. Понятие о строфе.

13. Пейзаж в лирике А.С.Пушкин. «Зимнее утро»: выразительное чтение, партитура выразительного чтения.

14. М.Ю. Лермонтов «Листок». Первоначальное понятие о балладе. Характеристика «героев» стихотворения.

15. 15(+1). Пейзаж в лирике русских поэтов: Ф.И.Тютчев «Как весел грохот летних бурь», А.А.Фет «Печальная береза», А.К.Толстой «Край ты мой…»

16. Творческая мастерская: ритм и размер. Двусложные размеры.

17. Урок-микромонография: «И.А.Бунин».

18. Урок-микромонография: «Н.А.Заболоцкий».

19. Урок самостоятельному чтению: литературно-музыкальная композиция «Человек и природа».

20. (+1 на анализ). Творческая работа по заданию «Пробы пера».

21. Лирика как род литературы (обобщающий урок). Устные сообщения учащихся по теме урока.

22. Лироэпические произведения. Народная баллада: «Ворон к ворону летит», «Лорд Рэндел». Понятие о балладе.

23. (-1). «Робин Гуд и золотая стрела». Баллады о благородном разбойнике.

24. Любовная баллада («Прекрасная Маргарет и милый Вильям», «Василий и Софья»). Понятие о «бродячем сюжете». Фрагментарность как жанровая особенность баллады.

25. Историческая баллада: «Королева Элинор». Прием повтора с нарастанием.

26. Сатирическая баллада: «А ну, закрой-ка дверь!» («Старуха, дверь закрой»), сопоставление эпизодов.

27. Рыцарская баллада: «Мальчик и мантия». Волшебное и нравоучительное в балладе. Волшебная баллада: «Леди и кузнец».

28. Урок по самостоятельному чтению (по самостоятельно прочитанным балладам). Вариант: «Русская народная баллада».

29. (+1 на анализ). Творческая работа по заданию «Пробы пера».

30. Литературная баллада. Р.Бернс «Джон Ячменное Зерно». Аллегорический план баллады.

31. Р.Л.Стивенсон «Вересковый мед». Баллада литературная и народная.

32. (+1).М.Ю.Лермонтов «Бородино» как национально-патриотическая баллада. Сочетание лирического и эпического в балладе.

33. А.К.Толстой «Курган»: нравственно-философский смысл баллады.

34. И.-В.Гете «Лесной царь». Творческое переложение баллады: составление сценария, музыкальное иллюстрирование.

35. (-1).Р.Саути «Суд божий над епископом»: нравственная и эпическая проблематика. (+1) В.А.Жуковский «Светлана»: тема верности и ее осмысление в русской балладе.

36. А.С.Пушкин «Утопленник»: иронический подтекст баллады (Ритм, «простонародность»).

37. М.Ю.Лермонтов «Три пальмы»: проблема пользы и красоты.

38. Д.Б.Кедрин. «Сердце». Обобщающий урок по теме «Баллада».

39. (+1).Творческая мастерская: «правила» перевода. Творческая работа: перевод по подстрочнику.

40. М.Ю.Лермонтов «Беглец»: чтение поэмы. Нравственный смысл произведения.

41. Творческая работа на материале поэмы «Беглец». Первоначальное понятие о жанре поэмы.

42. Духовная литература. «Молитва Господня». Молитва в жизни верующих. А.С.Пушкин «Отец людей, Отец Небесный». Религиозная и светская литература.

43. Религиозные мотивы в стихах русских поэтов: А.С.Хомяков «К детям», П.А.Вяземский «Молитва ангелу-хранителю», К.Р. «Молитва».

44. Эпическая литература. Повествовательность как отличительная черта эпоса. Народный эпос. Былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник». Первоначальное понятие о жанре былины.

45. (+1). Былина «Илья Муромец…». Илья Муромец – любимый образ народного богатыря. Приемы создания былины (композиционные и лексические).

46. (+1).Эпические мотивы русской поэзии: А.К.Толстой «Илья Муромец», А.С.Пушкин «Песни о Стеньке Разине», И.А.Бунин «Святогор и Илья». Н.С.Гумилев «Змей».

47. (+1 на анализ).Творческая работа: сочинение былины нового времени.

48. (+1).Ф.Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль» (выборочное комментированное чтение отдельных эпизодов). Жанр романа. Проблема воспитания в романе.

49. (+1).Ф.Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль»: гуманизм романа, осуждение захватнических войн и стремления к мировому господству. Устные рассказы о героях романа.

50. Ф.Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль». Телемская обитель. Идеалы автора романа (обобщающая беседа).

51. Творческая мастерская. Работа по статье «Как создается мир сказочных великанов».

52. А.С.Пушкин «Дубровский». Комментировнное чтение. Знакомство с героями. Заочная экскурсия в русскую усадьбу 19 века.

53. А.С.Пушкин «Дубровский». Ссора помещиков. Работа над характеристикой Троекурова и старшего Дубровского.

54. (+1).А.С.Пушкин «Дубровский». Работа над характеристикой молодого Дубровского. Почему Дубровский стал разбойником?

55. А.С.Пушкин «Дубровский»: главы 9 –12. Дубровский – благородный разбойник.

56. А.С.Пушкин «Дубровский». Завершение работы над характеристикой Дубровского. Обобщение представлений о жанре романа. Почему автор не закончил роман?

57. Творческая работа: сочинение-миниатюра по роману А.С.Пушкина «Дубровский».

58. Анализ творческих работ.

59. Понятие о басне как эпическом жанре. Специфика басни как жанра. Эзоп «Ворона и Лисица», «Лисица и Виноград».

60. И.А.Крылов «Ворона и Лисица», «Квартет». Сопоставление басен Крылова и Эзопа. Басня и сатира. Работа над выразительным чтением басни.

61. И.А.Крылов «Свинья под дубом», «Лебедь, Щука и Рак»: выразительное чтение. Аллегория.

62. (+1).Урок по самостоятельному чтению. Конкурс: выразительное чтение или инсценирование самостоятельно прочитанных басен. Подведение итогов: жанр басни.

63. Творческая работа: сочинение рассказа по басенной пословице. Устные рассказы учащихся.

64. (+1).Литературные роды (обобщение). Драма как род литературы. М.Метерлинк «Синяя птица» как драматическая сказка-феерия. 1-ое действие.

65. М.Метерлинк «Синяя птица». 2-ое действие «Страна воспоминаний»: любовь и смерть. Выразительное чтение, чтение по ролям.

66. (+1).М.Метерлинк «Синяя птица» 3-ье и 4-ое действия: человек и природа. Символика образов сказочной феерии. Иллюстрирование.

67. (+1).М.Метерлинк «Синяя птица». Время и судьба (инсценирование эпизода). Символическое значение образа Синей птицы.

68. Творческая работа по заданию хрестоматии: урок вопросов и ответов.

69. Творческая работа: письмо авторам учебника.

70. (+1).Итоговая читательская конференция «Миф – фольклор – литература».
^

7 класс. Планирование уроков на 68 часов (2 часа в неделю)


  1. Введение. Знакомство с учебником. Н.Глазков «Лев и человек».

  2. Введение. Сочинение «Книга, прочитанная летом».

  3. Введение. Анализ сочинений. Автор – образ – читатель.

  4. Н.В.Гоголь «Тарас Бульба». Запорожская Сечь – казацкая республика.

  5. Характер Тараса Бульбы.

  6. Остап и Андрий: сравнительная характеристика.

  7. Тема верности и предательства, Родины и любви. Образы Остапа и Андрия.

8. Практикум-зачет по повести «Тарас Бульба».

9. Практикум «Деталь. Пейзаж. Гипербола».

10. Творческий практикум: сочинение по повести.

11. Древний эпос. Былинный герой. Былина «Богатырское слово».

12. «Богатырское слово»: средства создания образа богатыря.

13. Народный эпос. Ирландские саги. «Угон быка из Куалнге».

14. Творческий практикум: сочинение «Герой фольклора и литературный герой (сходство и различия).

15. Урок самостоятельного чтения: героический эпос.

16. Духовная литература. «Житие Сергия Радонежского».

17. «Житие…»: идеальный образ святого в духовной литературе.

18. 18.Древнерусская литература: человек в литературе Древней Руси.

19. 19.»Повесть…»: особенности жанра, средства создания образа героя в древней литературе.

20. Творческий практикум «От чего может зависеть интерпретация?»

21. Урок по самостоятельно прочитанным произведениям древнерусской литературы.

22. Герой эпического произведения. Герой и повествователь.

23. А.Бестужев-Марлинский «Мореход Никитин»: сильный характер в литературе.

24. «Мореход Никитин»: сюжет и характер.

25. В.Одоевский «Игоша»: фантастическое как средство проникновения во внутренний мир.

26. А.С.Пушкин «Песнь о вещем Олеге»: образность как основа художественного текста. Тема судьбы.

27. А.С.Пушкин «Выстрел»: начало чтения повести. Автор и рассказчик.

28. «Выстрел»: характер главного героя.

29. Семинар по повести «Выстрел»: «Благородство и честь или зависть и месть».

30. Урок по самостоятельно прочитанным произведениям А.С. Пушкина.

31. М.Ю.Лермонтов «Песня…»: историческая основа «Песни», начало чтения.

32. «Песня..»: фольклор и литература, характеры главных героев.

33. Творческий практикум: письменная характеристика героя.

34. Урок по самостоятельно прочитанным поэмам М.Ю. Лермонтова.

35. П. Мериме «Маттео Фальконе». Жанр новеллы.

36. «Маттео Фальконе»: способы создания героического характера в новелле.

37. Н.С. Лесков «Левша»: особенности повествования.

38. «Левша»: автор и повествователь, начальное понятие о сказе.

39. «Левша»: понятие о национальном характере.

40. И.С. Тургенев «Бежин луг»: рассказ и очерк, сопоставление героев как прием характеристики.

41. «Бежин луг»: пейзаж в рассказе.

42. «Бежин луг». Творческий практикум «Человек и природа в рассказе».

43. Урок по самостоятельно прочитанным рассказам из сборника «Записки Охотника»

44. М.Е.Салтыков-Щедрин «Повесть о том...»: комментированное чтение сказки.

45. «Повесть о том…»: устная характеристика героев.

46. «Повесть о том…»: правда жизни и правда искусства.

47. Творческий практикум «Снимаем кино» по сказке.

48. А.П.Чехов «Хамелеон»: комическая ситуация, смысл названия.

49. «Хамелеон»: сатира и юмор, роль детали в создании комического эффекта.

50. Творческий практикум по рассказам А.П.Чехова.

51. О.Генри «Дары волхвов»: внутреннее и внешнее в образе героя.

52. Е.Шварц «Тень»: сюжетная основа драматической сказки

53. «Тень»: герои драматического произведения.

54. «Тень»: как создается образ в драматическом произведении.

55. «Тень»: способы выражения авторской позиции в драме.

56. Творческий практикум «Инсценировка рассказа».

57. Автор лирического произведения и лирический герой. А.К.Толстой «Коль любить, так без рассудку…»

58. Лирический герой поэзии А.К.Толстого.

59. Ф.И.Глинка «Москва»: черты лирического героя стихотворения.

60. .Творческий практикум «Моя родина» (сочинение в лирическом жанре).

61. (2 урока) Лирический герой поэзии С.А.Есенина.

62. С.А.Есенин: изобразительные средства языка.

63. Н.Гумилев «Капитаны», Ш.Бодлер «Альбатрос»: лирический герой в диалоге автора и читателя.

64. Творческий практикум по лирическим произведениям.

65. Итоговая читательская конференция.

66. Резервные уроки (2-3 часа).
^

8 класс. Планирование уроков на 68 часов


  1. Введение. Литература и традиция: обсуждение статьи учебника.

  2. Фольклорные традииции в литературе: сопоставление сказки «Во лбу солнце, на затылке месяц, по бокам звезды» со «Сказкой о царе Салтане…» А.С.Пушкина.

  3. Освоение фольклорной традиции литературой: Ю.Кузнецов «Атомная сказка». Творческий практикум: «старинная сказка на новый лад».

  4. «Повесть временных лет» - повесть или летопись? Композиция, погодные записи, легенды и другие жанры в структуре текста.

  5. Устно-легендарная, фольклорно-языческая и христианская традиция в «Повести».

  6. «Слово о полку Игореве»: комментированное чтение фрагментов, работа над композиционным планом.

  7. «Слово» как жанр. Фольклорные мотивы в древнем памятнике. Пейзаж и его функция.

  8. Главные герои «Слова». Средства создания образа человека в древнерусской литературе. Творческий практикум: переводы и переложения «Слова» как осмысление традиций древнего памятника в литературе нового времени.

  9. Традиции духовной литературы: «Поучение Владимира Мономаха»

  10. Жанр поучения в духовной литературе 19 века: осмысление традиции («Письмо Амвросия Оптинского…»)

  11. Жанр сонета в мировой и русской литературе: традиционной и новаторское.

  12. Урок самостоятельного чтения по произведениям зарубежной литературы средних веков и эпохи Возрождения.

  13. Классицизм и Просвещение в новой русской литературе: самостоятельные сообщения учащихся, беседа по материалам хрестоматии.

  14. Д.И.Фонвизин «Недоросль»: просветительские идеи и русская литература. Комментированное чтение афиши и первого действия комедии.

  15. Комментированное чтение комедии (отрывки по выбору учителя): речь и поступки как основное средство создания характера в драматическом произведении.

  16. Чтение по ролям отдельных сцен комедии. Понятие о драматургическом конфликте и его развитии

  17. Урок-практикум: «Традиции и новаторство комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль»«.

  18. Продолжение урока-практикума.

  19. Творческий практикум: сочинение по комедии Д.И.Фонвизина.

  20. Г.Р.Державин. «Осень во время осады Очакова». Понятие о философской лирике.

  21. Г.Р.Державин «Снегирь». Ода как жанр. Высокое и низкое в языке и стиле произведений русского классицизма.

  22. Урок-практикум: «Герои и рассказчик повести «Бедная Лиза» Н.М.Карамзина.

  23. Продолжение урока-практикума.

  24. Урок самостоятельного чтения: традиции русской литературы 18 века

  25. Романтические традиции в литературе 19 века: беседа по материалам учебной хрестоматии, ранее изученным произведениям и самостоятельно подготовленные сообщения учащихся

  26. А.С.Пушкин «Братья разбойники» как романтическая поэма. Основной конфликт.

  27. А.С.Пушкин «Братья разбойники». Характер романтического героя и основные средства его создания.

  28. А.С.Пушкин «Станционный смотритель». Комментированное чтение предисловия «От издателя». Реалистические традиции в литературе.

  29. Урок семинарского типа (с элементами практикума) «Маленький человек» в изображении А.С.Пушкина.

  30. Творческий практикум по повести А.С.Пушкина «Станционный смотритель» (по заданию учебной хрестоматии).

  31. Романтические мотивы и традиции в лирике: «Водопад», «Чудный град порой сольется» Е.А.Баратынского.

  32. Урок-обучение интерпретации поэтического текста

  33. М.Ю.Лермонтов «Мцыри»: сюжет и композиция поэмы. Образ главного героя.

  34. Традиции романтической поэмы и их осмысление в поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри».

  35. Урок самостоятельного чтения по поэме Дж.Г.Байрона «Корсар». Понятие о байронической поэме и ее традициях.

  36. Н.В.Гоголь «Портрет». Образ главного героя. Тема искусства и ее осмысление в 1-ой части повести.

  37. Н.В.Гоголь «Портрет». Композиция повести. Тема призвания художника и роли искусства в мире и ее развитие во 2-ой части повести. Фантастика и реальность в повести.

  38. Урок семинарского типа «Повесть «Портрет» как эстетическая программа Н.В.Гоголя».

  39. Урок самостоятельного чтения «Призвание и судьба человека искусства: интерпретация самостоятельно прочитанного произведения.

  40. Романтические традиции в русской лирике: Ф.И.Тютчев «Что ты клонишь над водами…»: обучение интерпретаци поэтического текста.

  41. Философская лирика и ее традиции. Природа и человек в стихотворении Ф.И.Тютчева «Ты, волна моя морская».

  42. И.С.Тургенев «Бирюк». Нравственный выбор как средство создания характера и основа сюжета.

  43. И.С.Тургенев «Бирюк». Образ главного героя: художественные приемы и средства проникновения во внутренний мир героя.

  44. Урок самостоятельного чтения по рассказу Ги де Мопассана «Ожерелье»: реалистические традиции в западноевропейской литературе.

  45. Н.С.Лесков «Человек на часах»: комментированное чтение первых глав, аналитическая беседа по тексту.

  46. Н.С.Лесков «Человек на часах»: характер главного героя и средства его создания.

  47. Творческий практикум: сочинение-рассуждение «Борьба чувства и долга в литературном произведении».

  48. М.Горький «Макар Чудра»: новое в образе героя, конфликте и стиле романтического рассказа 20 века.

  49. М.Горький «Макар Чудра»: романтические традиции и их осмысление литературе 20 века.

  50. А.И.Куприн «Гамбринус»: сюжет как средство характеристики героя романтического произведения. Контраст внешнего и внутреннего в образе главного героя.

  51. Творческий практикум: сочинение-эссе «Человека можно искалечить, но искусство все перестроит и все победит».

  52. Н.С.Гумилев «Золотой рыцарь»: традиции баллады и их осмысление в рассказе. Первоначальное понятие о неоромантизме.

  53. Урок самостоятельного чтения по сказке А.де Сент-Экзюпери «Маленький принц»

  54. Урок самостоятельного чтения по феерии А.Грина «Алые паруса» ( как вариант возможно проведение двухчасового урока по одному из произведений)

  55. А.А.Платонов «В прекрасном и яростном мире»: работа над образом главного героя, «сокровенного человека».

  56. А.Платонов «В прекрасном и яростном мире»: метафорическая основа рассказа –притчи. Смысл названия.

  57. А.А.Твардовский «Василий Теркин»: фольклорная основа «Книги про бойца», своеобразие сюжета и жанра произведения.

  58. А.А.Твардовский «Василий Теркин». Образ главного героя как воплощение русского национального характера: традиционное и новаторское.

  59. А.А.Твардовский «Василий Теркин». Человек на войне. Подготовка к творческому практикуму: очерк об участнике Великой Отечественной войны.

  60. Н.М. Рубцов «Видения на холме»: лирический образ родины и его истоки, есенинские традиции. Мотивы и сквозные образы русской лирики.

  61. В.М.Шукшин «Дядя Ермолай»: герой-правдоискатель в изображении писателя

  62. В.М.Шукшин «Дядя Ермолай»: автор – герой и читатель художественного произведения.

  63. 64. Читательская конференция «Литературная традиция и ее роль в развитии литературы».

65-68. - резервные уроки.
^

9 класс. Планирование уроков на 102 часа ( 3 часа в неделю)


  1. Урок-пролог (чтение статьи учебника). Работа над памяткой-схемой «Приметы жанра».

  2. Урок-повторение «Жанры»

  3. Урок-повторение «Жанры и роды литературы»

  4. Урок-семинар «Человек в литературе»

  5. Продолжение урока-семинара.

  6. Урок-семинар «Литературные традиции»

  7. Продолжение урока семинара.

  8. Урок-дискуссия «Зачем мы читаем?». Произведение и его интерпретации. Виды интерпретаций. Подготовка к творческому практикуму.

  9. Автор-образ-читатель: художественный образ как послание автора читателю, современнику и потомку. Творческий практикум: опыт интерпретации небольшого произведения или фрагмента.

  10. Эпоха средних веков и литература. Трубадуры, миннезингеры, ваганты.

  11. Любовная лирика средневековых поэтов. Новый тип лирического героя.

  12. Эпоха Возрождения: новый взгляд на человека (Ф.Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль». Шекспир – драматург эпохи Возрождения.

  13. В.Шекспир «Ромео и Джульетта»: Новый взгляд на человека и его воплощение в трагедии.

  14. В.Шекспир «Ромео и Джульетта»: «вечные образы» и проблемы трагедии.

  15. В.Шекспир «Ромео и Джульетта»: основной конфликт и его различные интерпретации.

  16. Творческий практикум «Тема – мотив – сюжет – жанр»: выявление сходных мотивов в произведениях писателей разных эпох.

  17. М.Сервантес «Дон Кихот»: своеобразие жанра. Образ главного героя. Подходы к интерпретации образа.

  18. М.Сервантес «Дон Кихот»: благородство и безумие героя, смешное и трагическое в романе. Донкихотство как общечеловеческое явление.

  19. Творческий практикум: «Галерея образов эпохи Возрождения» (сочинение-эссе) или сочинение-интерпретация самостоятельно прочитанного произведения (в любом жанре).

  20. Эпоха Просвещения и литература ( урок-лекция с индивидуальными сообщениями учащихся)

  21. Классицизм и Просвещение. Ж.-Б.Мольер «Тартюф». Аналитическое чтение первого и второго «Прошений королю». Замысел и его воплощение: работа над «Предисловием»

  22. Ж.-Б.Мольер «Тартюф»: композиция как способ выражения авторской позиции. Мастерство комедийной интриги. Злободневное и общечеловеческое в образе Тартюфа.

  23. Ж.-Б.Мольер «Тартюф»: Лицемерие – порок и страсть. Тартюф как «вечный» образ. Осмысление образа русской литературной традицией.

  24. Творческий практикум: Интерпретация самостоятельно прочитанного произведения.

  25. 19 век – «золотой век» русской литературы. Пушкин – начало всех начал. «Я памятник воздвиг нерукотворный»: композиция и эпитеты.

  26. А.С.Пушкин «Я памятник воздвиг нерукотворный»: целостная интерпретация поэтического текста. Сопоставление подстрочника и русскоязычных переводов.

  27. А.С.Пушкин «Капитанская дочка». 30-ые годы в жизни Пушкина. Шаги к жанру романа («Дубровский»- повторение, «История Пугачева»). Понятие о русском романе.

  28. А.С.Пушкин «Капитанская дочка»: общая характеристика героя.

  29. А.С.Пушкин «Капитанская дочка». «Самостоянье человека – залог величия его»: Гринев и другие. Мотивы стихии и судьбы в повести.

  30. А.С.Пушкин «Капитанская дочка»: урок-практикум: «Пугачев» (по материалам хрестоматии).

  31. А.С.Пушкин «Капитанская дочка»: урок-семинар «Две России».

  32. А.С.Пушкин «Капитанская дочка»: автор и рассказчик в повести. Человеческая история как часть Истории, своеобразие жанра.

  33. Творческий практикум: «Поэтические истоки прозы Пушкина»

  34. А.С.Пушкин «Медный всадник»: власть, стихия, человек. Анализ мотивов повести.

  35. А.С.Пушкин «Медный всадник»: конфликт и композиция произведения, жанр.

  36. А.С.Пушкин «Медный всадник». Семинар «Два бунта».

  37. Творческий практикум по произведениям А.С.Пушкина.

  38. М.Ю.Лермонтов «Смерть поэта»: судьба и предназначение поэта, особенности композиции и образа лирического героя.

  39. М.Ю.Лермонтов «Парус», «Молитва»: эмоциональная емкость художественного образа, образ и символ.

  40. Н.В.Гоголь «Ревизор»: история создания пьесы, комментированное чтение «Отрывка из письма…одному литератору».

  41. Н.В.Гоголь «Ревизор»: особенности композиции, характеристики действующих лиц комедии.

  42. Н.В.Гоголь «Ревизор»: уездный город в изображении писателя.

  43. Н.В.Гоголь «Ревизор»: Хлестаков и городничий: интерпретации художественных образов комедии.

  44. Н.В.Гоголь «Ревизор»: смех как единственное «честное, благородное лицо комедии». Своеобразие интриги, конфликта и жанра.

  45. Н.В.Гоголь «Ревизор»: анализ финальной сцены комедии. Общечеловеческое содержание созданных Гоголем образов.

  46. Урок самостоятельного чтения: интерпретация самостоятельного прочитанного драматического произведения (А.Н.Островский «Доходное место»).

  47. Грани художественного образа: тема Петербурга в творчестве Гоголя («Портрет» – повторение, «Шинель»).

  48. Н.В.Гоголь «Шинель»: город и человек. Образ Акакия Акакиевича. Вариант: возможно изучение повести «Шинель» по-другому: 47 урок – анализ повести по вопросам учебной хрестоматии, 48 урок – семинар «Город и человек в «петербургских повестях» Пушкина и Гоголя».

  49. Н.В.Гоголь «Шинель»: повесть в писательском и читательском восприятии и осмыслении. Подготовка к творческому практикуму.

  50. И.С.Тургенев «Ася»: образ главной героини.

  51. И.С.Тургенев «Ася»: автор и рассказчик, тема любви в повести.

  52. И.С.Тургенев «Ася». Семинар «Спор критиков»

  53. Урок самостоятельного чтения по произведениям И.С. Тургенева о любви или вариант: творческий практикум: сочинение «Злободневное и вечное в повести И.С.Тургенева «Ася»«.

  54. Н.А.Некрасов «Тройка», «Я призван был воспеть твои страданья»: тема народа и ее воплощение в лирике, фольклорные традиции в поэзии Некрасова. Образ лирического героя

  55. Н.А.Некрасов «Внимая ужасам войны», «Тишина»: тематическое многообразие лирики Некрасова, религиозные мотивы в поэзии.

  56. Творческий практикум: «Мотивы покаяния, прощения, справедливости и суда в произведениях русских писателей» (сопоставительный анализ фрагмента «О двух великих грешниках» из поэмы Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» и «Притчи Платона Каратаева» из романа Л.Н.Толстого «Война и мир»)

  57. Урок самостоятельного чтения: семинар ««Маленький человек»: тип или личность» (по повестям Н.В.Гоголя и Ф.М.Достоевского)

  58. Продолжение урока-семинара.

  59. Ф.М.Достоевский «Белые ночи»: образ главного героя-»мечтателя».

  60. Ф.М.Достоевский «Белые ночи»: основные мотивы повести, нравственно-философская проблематика.

  61. Ф.М.Достоевский «Белые ночи»: творческий практикум «Спор критика-романтика и критика-реалиста» (дискуссия), вариант: сочинение-эссе.

  62. Урок-рекомендация к самостоятельному чтению «Европейская литература 19 века» (проводится в форме учебной конференции).

  63. О.Уайльд «Кентервильское привидение»: переосмысление традиционной темы в рассказе.

  64. А.П.Чехов «Студент». Интерпретация произведения в форме учебного практикума «Учимся писать сочинение-рецензию на рассказ…»

  65. Продолжение урока-практикума. Вариант: уроки 64-65: самостоятельная интерпретация рассказа в форме отзыва.

  66. Резервный урок к разделу «Девятнадцатый век». Возможен вариант: урок-конференция «Девятнадцатый век в литературе: итоги и перспективы»

  67. Духовная литература: православная духовная традиция в 20 веке. «Слово на светлой пасхальной седмице» архимандрита Иоанна (комментированное чтение).

  68. Духовная литература. Духовные стихи.

  69. 20 век и судьба русской литературы. Поэзия начала века. Лирика – барометр эпохи.

  70. А.А.Блок «Гамаюн, птица вещая», «Поэт в изгнаньи и сомненьи…»: мотив пути и перепутья в поэзии Блока. Понятие о символе в поэзии.

  71. С.А.Есенин «Гой ты, Русь моя родная…», «Неуютная жидкая лунность…»: «есенинская» линия русской поэзии. Метафора как основа образности поэзии Есенина.

  72. В.В.Маяковский «А вы могли бы?», «Послушайте!»: новаторство и традиция поэзии Маяковского. Первоначальное представление о романтизме.

  73. Поэтический семинар.

  74. И.А.Бунин «Темные аллеи». Тема любви в рассказе. Психологизм и лиризм стиля.

  75. И.А.Бунин «Темные аллеи»: сюжеты и мотивы русской литературы в рассказе.

  76. Урок-диспут «Существует ли женская поэзия?»

  77. Образ-переживание и средства его воплощения в стихотворениях А.Ахматовой и М.Цветаевой: общее и особенное.

  78. М.Булгаков «Собачье сердце»: система образов произведения. Тематика и проблематика повести.

  79. М.Булгаков «Собачье сердце». Два эксперимента, научный и социальный. Фантастика как способ обнажения абсурдности нового мира.

  80. М.Булгаков «Собачье сердце». Практикум: сопоставление интерпретаций повести.

  81. Продолжение урока-практикума.

  82. Б.Л.Пастернак «Зимняя ночь»: «непонятная поэзия» и способы ее понимания. Образ-символ в поэтическом тексте.

  83. О.Э.Мандельштам «Век»: ассоциативность как основа поэтического языка.

  84. М.А.Шолохова «Судьба человека»: своеобразие жанра (рассказ-эпопея) и композиции. Война в жизни народа и человека. Смысл названия.

  85. М.А.Шолохова «Судьба человека»: Человек в экстремальной ситуации. Образ главного героя. Автор и рассказчик.

  86. Библиотечный урок: обзор и рекомендация произведений современной русской прозы, рекомендованный для самостоятельного чтения (В.Распутин «Прощание с Матерой», В.Белов «Привычное дело», В.Астафьев «Царь-рыба» /рассказ/)

  87. Р.Бах «Чайка по имени…»: жанр произведения, евангельские и сказочные мотивы, особенности композиции.

  88. Р.Бах «Чайка…»: читательская интерпретация повести.

  89. Творческий практикум: «Зачем человеку художественная литература?» (дискуссия)

  90. Что такое время? Герой и время в русской литературе 19 века: рекомендации к обзорному чтению.

91–93. А.С.Пушкин «Евгений Онегин»: обзорное чтение.

94- 96. М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени»: обзорное чтение.

97-100. Н.В.Гоголь «Мертвые души»: обзорное чтение.

101-102.Итоговая читательская конференция «Художественное произведение и его читатели».




Скачать 323.15 Kb.
оставить комментарий
А. Г. Кутузов
Дата06.09.2011
Размер323.15 Kb.
ТипДокументы, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

плохо
  4
отлично
  4
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Загрузка...
Документы

Рейтинг@Mail.ru
наверх