«Слово о полку Игореве» в русском искусстве» (9 класс) icon

«Слово о полку Игореве» в русском искусстве» (9 класс)


1 чел. помогло.
Смотрите также:
Литература 9 класс Билет № «Слово о полку Игореве»...
«Слово о полку Игореве» в изобразительном искусстве...
Экзаменационные билеты с ответами по литературе 11 класс. Билет №1 «Слово о полку Игореве»...
Вопросы к экзамену по литературе, 9 класс Древнерусская литература «Слово о полку Игореве»...
«Слово о полку Игореве» — призыв к единению Русской земли...
Слово о полку Игореве. Слово о погибели Русской земли. З адонщина...
Литература (трад.)...
Подвига и проблема нравственного выбора в рассказе М. Горького «Старуха Изергиль»...
А. С. Пушкин «Повести Белкина». Тема и идейный смысл одной из них...
А. С. Пушкин «Повести Белкина». Тема и идейный смысл одной из них...
Урок литературы в 9 классе Интеллектуальная игра «Слово о полку Игореве»...
Задания Древнерусская литература. «Слово о полку Игореве»...



страницы:   1   2   3   4   5   6   7
И.В.Алексеева

МОУ «Гимназия №1»


«Слово о полку Игореве» в русском искусстве»

(9 класс)


Цель:

- познакомить учащихся со «Словом о полку Игореве» в живописи и музыке;

- расширить кругозор учащихся, способствовать развитию эстетического воспитания и чувства патриотизма;

- раскрыть воплощение идеи «Слова о полку Игореве» в живописи и музыке.



Задачи:

- знакомство учащихся с произведениями живописи к «Слову о полку Игореве»

-знакомство учащихся с оперой А. П. Бородина «Князь Игорь», с арией князя Игоря.

- использование ЦОР для раскрытия темы урока.



Оборудование:

1) компьютер - слайды:

-репродукция картины В.М. Васнецова «После побоища Игоря Святославовича с половцами»;

- портрет художника В.М. Васнецова

- портрет А.П. Бородина;

- иллюстрация В.Н. Фаворского к «Слову о полку Игореве» «Плач Ярославны»;

- иллюстрация Романа Белоусова к «Слову о полку Игореве» «Плач Ярославны»;

- иллюстрация И. Я. Билибина к «Слову о полку Игореве» «Плач Ярославны»;

- иллюстрация Н. А. Воробьева к «Слову о полку Игореве» «Плач Ярославны»;

- понятие «Опера»,

- понятие «Ария»;

2)магнитофон – запись на кассете (диске):

-ария князя Игоря из оперы Бородина «Князь Игорь»;

-вступление к арии Ярославны;

-лакримоза из «Реквиема» Моцарт

3)выставка иллюстраций Фаворского, Билибина, Белоусова, Воробьева к «Слову о полку Игореве».



Ожидаемые результаты урока:

- учащиеся получают информацию об идее «Слова о полку Игореве» в русской живописи.

- у учащихся формируется представление о понятиях «ксилография», «опера», «ария», «музыкальный портрет»

- у учащихся устанавливается связь идеи «Слова ….»с идеей произведений русской живописи и музыки.

- учащиеся знакомятся средствами Microsoft Word, Microsoft Excel, Microsoft Power Point…. для оформления презентаций и рефератов, докладов, сообщений.

Временная структура урока:

  1. Вызов интереса учащихся и введение в тему -5 мин.

  2. Обзор картины Васнецова «После побоища Игоря

Святославича с половцами» и ответы на вопросы - 9 мин.

  1. Рассказ о Фаворском и знакомство с его иллюстрациями –5 мин.

  2. Чтение наизусть «Плача Ярославны» и беседа – 5 мин.

  3. Рассказ о Бородине и его опере, работа с терминами. – 5 мин.

  4. Прослушивание арии князя Игоря и беседа – 9 мин.

  5. Рефлексивный анализ учащимися изученного на уроке

материала- 5 мин.



^ Ход урока.

I. Вызов интереса учащихся и введение в тему.

Русская литература богата именами писателей, чье творчество вызывало и вызывает живой интерес читателей, литературоведов. И не столь много в ней произведений, которые принадлежали бы гениальным писателям. Одно из таких великих произведений - памятник древнерусской литературы «Слово о полку Игореве», созданный в XII веке.

О «Слове…» написано около 5 тыс. статей и книг. Существует десятки его переложений и переводов (Д.С. Лихачев, Майков, Жуковский, Н. Заболоцкий и др.). Все новые имена исследователей, поэтов, композиторов, художников втягиваются в орбиту «Слова…»

Несколько уроков мы посвятили изучению «золотого слова русской литературы», как называл Д.С. Лихачев «Слово…». Вспомним, какова идея «Слова о полку Игореве»? Что воспевает и к чему призывает автор «Слова…»? Какие художественные приемы помогают раскрывать идею произведения? На этом уроке познакомимся с произведениями живописи и музыки, которые дали новую жизнь «Слову…». Основная задача нашего урока – раскрыть, как представителям разных жанров искусства удалось воплотить идею «Слова о полку Игореве».

II. «Слово о полку Игореве» в живописи:

1. В.М. Васнецов и его картина «После побоища Игоря Святославовича с половцами» 1980 г.

Рассказ учеников о В.М. Васнецове и его картине (в это время на экране: автопортрет В.М. Васнецова; репродукция картины; звучит запись – лакримоза из «Реквиема» Моцарта).

- 1 ученик: В марте 1880 года Виктор Михайлович Васнецов отправляет свою только что завершенную картину в Петербург на Восьмую передвижную выставку – он сам теперь член знаменитого Товарищества передвижных художественных выставок. Работа Васнецова была полной неожиданностью даже для тех, кто хорошо его знал.

На картине было изображено поле: глаз не сразу охватывает его пространство. В стальных доспехах и старинных одеждах лежат убитые воины. В густой зеленой траве среди белых ромашек и синих васильков разбросано оружие. Возвышаются тут и там красные щиты. Кровавая луна всходит из-за сине-черных туч. Смертельно схватились орлы, и взмах их крыльев образует красивый узор.

Что это – сказка, быль? Или картина на исторический сюжет? Называется она «После побоища Игоря Святославича с половцами». Была на Руси в 12 веке такая битва. Войско князя Игоря сражалось с кочевниками и потерпело поражение, а князь Игорь попал в плен – не поддержали, предали его другие князья, перессорившись между собой. «Но тогда почему художник не изобразил саму битву, как это принято в батальной живописи?- недоумевала публика.

- 2 ученик: Но не яростный бой занимал художника. Не шум сражения, не крики, не звон мечей слышал он, а совсем иные звуки.

^ Тут кровавого вина недостало;

тут пир окончили храбрые русичи:

сватов напоили, а сами полегли

за землю Русскую.

Никнет трава от жалости,

а дерево от печали

к земле приклонилось…

(Переложение В. А. Жуковского)

Это скорбный плач по героям из «Слова о полку Игореве».

Возвышенные образы поэмы вдохновили Виктора Михайловича, и он изобразил тишину после битвы, когда сама природа оплакивает убитых.

Среди полевых цветов лежат два русских витязя в нарядных одеждах. Спокойно лицо мужественного князя. Глаза его открыты – смотрят на нас и вопрошают о чем-то. А златокудрый юный княжич, пронзенный стрелой в самое сердце, словно спит после первой своей битвы. «Изронил жемчужную душу из храброго тела», как говорили в те времена.

- 3 ученик: Трудно поверить в смерть прекрасных воинов. Художник, увлеченный древностью, вглядывается в лица, позы, любуется доспехами, цветом одежды: тут и сине-голубой плащ с золотой каймой, красные и желтые сапоги, розовая рубашка. А вокруг густые зеленые травы, белые ромашки, голубые васильки – такие неожиданно яркие, певучие краски.

Они взяты в картину из самого «Слова» - там природа как живая сочувствует героям, там «черная земля кровью полита», реки текут «мутные», луна всходит «кровавая», «черные тучи с моря идут», там поле перегорожено «червлеными щитами», а «орлы клекотом зверей на кости зовут». Краски образы «Слова» ожили, заговорили в картине «После побоища Игоря Святославича с половцами». Все в ней пронизано музыкой древнерусского эпоса и окутано легкой дымкой, дымкой прошедших веков.

«Дети бесовы» - называет древний поэт врагов. Вот они скорчились в позах, сохранивших предсмертную муку6 посягнули на чужое, и земля их не приняла. Как в «Слове», как в народных сказках. Так и в картине добро прекрасно, зло уродливо.

^ Медленно движется взгляд художника по необъятному полю, как бы приглашая зрителя вглядеться, вдуматься в правду истории и красоту поэзии.

Полотно приобрел Павел Михайлович Третьяков для своей картинной галереи. Ныне оно хранится в Третьяковской галере в Москве.



Итак, сделаем вывод:

- каким образом картина В. М. Васнецова раскрывает основную мысль «Слова…»?

-Почему же, на ваш взгляд, художник выбирает именно тему: «Поле побоища», а не тему «Битва»?

(Васнецов – художник-гуманист, пацифист. Он изображает бесчеловечность, жестокость войны. Раскрывает патриотизм русских дружинников, отдавших жизнь за Русскую землю).

2. Рассказ ученика об иллюстраторе «Слова о полку Игореве» В.А. Фаворском (на экране – краткие сведения о художнике; выставка иллюстраций В. А. Фаворского).

- Владимир Андреевич Фаворский (1886- 1964) – советский график, живописец, народный художник СССР, создатель школы ксилографии, монументалист. Театральный художник. Для его произведений характерны философская глубина и яркость образов, высокое мастерство использования выразительных возможностей ксилографии. Им созданы иллюстрации к «Слову о полку Игореве», к произведениям А. С. Пушкина.

«Слово о полку Игореве» давно привлекло художника. Впервые он делает гравюры к этому произведению в 1937 году. В. А. Фаворский продолжил работу после войны, когда «Слово…» зазвучало с новой силой как поэтическое свидетельство славы русского народа. В 1962 году В. А. Фаворскому за иллюстрации к произведениям А. С. Пушкина была присуждена Ленинская премия. (Рассказчик обращает внимание ребят на выставку иллюстраций Фаворского). Три цвета - белый, черный, красный – позволяют художнику создать тревожную атмосферу, подчеркнуть рельефность изображения, придают ему трагически-мужественную окраску.

В гравюрах к «Слову…» можно заметить отсвет сурового времени раздробленной Руси, которая постоянно подвергалась нападению со стороны половцев. Здесь и мощь русских воинов, и поэтическая прелесть русской природы, и чувства печали и радости…

3. Чтение наизусть отрывка «Слова…» - плач Ярославны (на экране – гравюра Фаворского «Плач Ярославны», иллюстрации Романа Белоусова, И. Я. Билибина, Н. А. Воробьева; магнитофонвступление к арии Ярославны из оперы Бородина «Князь Игорь»).

- Какое значение имеет плач Ярославны в «Слове…»? Как плач Ярославны связан с основной мыслью «Слова о полку Игореве»?

Остановимся на иллюстрации Фаворского.

- Удалось ли, на ваш взгляд, иллюстратору передать настроение героини? Обоснуйте свой ответ.

(Ярославна – обобщенный образ жен, матерей, сестер, чьи родные и близкие остались лежать на поле брани, там где земля должна рождать хлеб, ее плач – это причитание, где выражается страдание, надежда, любовь. Автор вместе с княгиней скорбит о погибших дружинниках, которые могли бы остаться в живых, если бы Русь была объединена в одно сильное, могучее государство).



III. «Слово о полку Игореве» в музыке.

1.Рассказ ученика об истории создания оперы «Князь Игорь» А.П. Бородиным, краткое содержание арии князя Игоря (на экране – портрет А.П. Бородина; толкование терминов «опера», «ария»).

- В 60-е годы 19 века композитор А. П. Бородин решил дать музыкальную жизнь «Слову о полку Игореве». Над оперой он работал почти 20 лет, но не успел завершить ее, - завершили оперу в 1890 году Н. А. Римский-Корсаков и А. К.Глазунов.

По сюжету оперы Игорь находится в плену. В оркестре слышны грустные нисходящие интонации. Аккорды оркестрованы весьма мрачно. Строго звучат деревянные духовые. Арию открывает очень сдержанная и грустная мелодия. В ней сочетаются напевность и повествовательность. Страдания князя находят отражение в музыке. Голос поет все выше. Оркестр постепенно оживляется. Очень ярко звучат стремительные подголоски виолончелей. Кульминация первой части наступает на словах «О, дайте, дайте мне свободу». Затем начинается лирическая часть арии. Игорь грустит о жене Ярославне. Кульминационная высокая нота переходит в поступательное движение вниз, которое дублируется в оркестре. Лирическая часть сменяется решительным фрагментом, который мелодически возвращает нас к музыке первой части. Вновь звучит ключевой для арии момент «О, дайте, дайте мне свободу». После короткого оркестрового эпизода возвращается печальная мелодия начала арии, Холодно и обреченно звучат трубы в оркестре, в сочетании с глухими ударами литавр, словно символизируя неволю и плен.

2. Прослушивание арии князя Игоря (запись на кассете).

. (Ключевым моментом арии являются слова «О дайте, дайте мне свободу». Игорь страдает, ему тяжело на душе). Ария помогает создавать «музыкальный портрет» героя.

-Какие чувства и настроение вызвала у вас ария? Что хотел, по-вашему, выразить композитор?

-Как бы вы назвали прослушанную арию? Какова главная мысль арии и как она связана с основной идеей «Слова…»?


IV. Рефлексивный анализ изученного материала.

Итак, мы сегодня познакомились с воплощением идеи «Слова о полку Игореве» в живописи и музыке. Отметили, что художникам и в живописи и в музыке удалось раскрыть идею «Слова о полку Игореве». Это призыв русского народа к единению Руси, стремление видеть Русь сильным, могучим государством.

Мы сегодня остановились на тех произведениях искусства, которые принадлежат не только к русской культуре, но и являются шедеврами мировой культуры.

-Что нового вы узнали сегодня на уроке?

-Какое значение, на ваш взгляд, имеет это художественное произведение в истории Руси XII века?

-Какую современную интерпретацию (толкование) дали бы этому шедевру русской и мировой литературы?

^ Домашнее задание. Вспомните, найдите и запишите названия произведений разных видов искусства, созданных по мотивам русской литературы. Что вы о них знаете?

В течение учебного года подготовить средствами и программами компьютера, с ресурсами Интернета презентаций, слайдов, публикаций, сообщений, рефератов.


Л.Г.Афонькина

МОУ «Гимназия №1»

^ СЕМЬЯ В РОМАНЕ

Л.Н. ТОЛСТОГО «ВОЙНА И МИР»

Цель урока: показать, что толстовский идеал — патриархальная семья с ее святой заботой старших о младших и младших о старших, с уме­нием каждого в семье больше отдавать, чем брать; с взаимоотношениями, построенными на «добре и правде». (Слайд 2)

Оборудование: мультимедийный проектор и колонки, компьютер, плакаты со словами Л.Н.Толстого: «Что нужно для счастья? Тихая семейная жизнь... с возможностью делать добро людям»,

^ Ход урока

I. Вступительное слово учителя:

«Мой идеал — жизнь простого трудового народа, того, который делает жизнь, и тот смысл, который он придает ей» — это высказывание Л.Н. Толстого — гениального мыслителя, тонкого психолога, писа­теля-гуманиста. Правда и красота для Толстого-философа — синонимы. Правде жизни он учился у народа и природы. «Дерево умирает спокойно, честно и красиво. Красиво — потому что не лжет, не ломается, не боится, не жалеет». Правдоиска­тельство — важнейшая, по мысли Толстого, черта народа. Народ ближе к природе, чем господа, по­этому он мудрее, чище душой, нравственнее. Бу­дучи сам в неустанном поиске истины, писатель считал: «Чтобы жить честно, надо путаться, бить­ся, ошибаться, опять начинать и бросать... И веч­но бороться и мучиться». Что дурно, что хорошо? Для чего жить и что такое я? На эти вечные воп­росы каждый должен ответить сам. Тонкий иссле­дователь человеческой души, Толстой утверждал, что «люди как реки»: у каждого свое русло, свой исток. Исток этот — родной дом, семья, ее тради­ции, уклад. (Слайд 4)


II.^ Беседа по вопросам:

- Какое выражение находят мысли о семье у Толстого-философа?» — ученики обратились к дневникам писателя ( слайд 6)

— Роман «Война и мир» — отражение много­гранности личности и широты мировоззрения са­мого писателя. Поэтому так много схожих черт находим мы и у любимых героев Толстого, прото­типами которых были члены семьи самого писателя и Софьи Андреевны Берс. Постоянная работа души объединяет Пьера, Наташу, Андрея, Марью, Николая, роднит их, делает взаимоотно­шения между ними дружественными, «семейными». (Слайд 5)

- ^ Как отражается мысль семейная у Толстого-писателя в романе «Война и мир»?


Толстой стоит у истоков народной философии и придерживается народной точки зрения на семью — с ее патриархальным укладом, авторитетом родителей, их заботой о детях. Поэтому в центре романа — два семейства: Ростовы и Болконские. Духовную общность всех членов семьи автор обозначает одним словом — Ростовы, а близость матери и дочери подчеркивает одним именем — Наталья. "У Ростовых были именинницы Натальи — мать и меньшая дочь..." Стоя на народной точке зрения, автор считает нравственным стержнем семьи мать, а высшей добродетелью женщины — святой долг материнства: "Графиня была женщина с восточным типом худого лица, лет 45, видимо, изнуренная детьми, которых у нее было 12 человек. Медлительность ее движений и говора, происходившая от слабости сил, придавала ей значительный вид, внушавший уважение". После смерти сына Пети и мужа Толстой назовет ее старость «бессильной и бесцельной», заставит сначала духовно, а потом физически умереть: «Она сделала уже свое дело жизни». Мать — синоним мира семьи у Толстого, тот природный камертон, по которому будут проверять свою жизнь дети Ростовых: Наташа, Николай, Петя. Их объединит важное качество, заложенное в семье родителями: искренность, естественность. Ростов одинаково приветливо встречал всех гостей... милая или милый говорил всем без исключения, без малейших оттенков, как выше, так и ниже его стоявшим людям, он хохочет «звучным и басистым смехом», «смеясь, кричит...». Он — «сама распущенная доброта».

Ростовой-старшей тяжела чопорность гостей в день именин: «Замучили меня эти визиты». Та же простота будет и у детей Ростовых. Тончай­ший лирик, Толстой согреет особым теплом и светом появление детей на страницах романа: дети шумно вбегут в гостиную, внеся оживление, и «луч солнца, проникнувший в гостиную вместе с молодым поколением», исчез вместе с ними. Лучатся, светятся глаза и у любимых героев Толстого, потому что (по народному представлению] глаза — зеркало души человека: «Глаза смотрят и говорят с вами». И жизнь души героев автор передает через лучезарность, сияние, блеск глаз.

- ^ Сравните два варианта портрета Наташи и подумайте, почему Толстой отказался от первого. (слайд 6)

Наборная рукопись:

Черноглазая, с большим ртом, некрасивая, но живая девочка, с своими детскими, открытыми плечиками, которые, сжимаясь, двигались в сво­ем корсаже от быстрого бега, с своими сбившимися назад черными кудрями, тоненькими ого­ленными руками и маленькими, быстрыми ножка­ми в кружевных панталончиках и открытых башмэчках, была в том милом возрасте, когда девоч­ка уже не ребенок, а ребенок еще не девушка. Вывернувшись от отца, она, быстрая, грациозная, и, видимо, не привыкшая к гостиной, подбежала к матери и, не обращая внимания на ее строгое замечание, спрятала свое раскрасневшееся ли­чико в кружевах материной мантильи и засмея­лась.

^ 1-й вариант:

все черты ее были неправильны, глаза узки, лоб мал, нос хорош, но нижняя часть лица, под­бородок и рот так велики и губы так несоразмер­ны толсты, что, рассмотрев ее, нельзя было по­нять, почему она так нравится. Она еще носила открытые лифы и коротенькие юбки. Детские ножки ее в кружевных панталончиках и открытых башмачках содрогнулись, она, как козочка, лег­кая, тоненькая, грациозная, подскочила к матери, обняла ее, спрятала лицо в ее кружевах и разра­зилась таким смехом, что все захохотали.

- Для Толстого-писателя глаза человека— окно в его душу. Покажите это на 2-3 примерах. (слайд 5)

— Глаза Марьи лучатся, прекрасным стано­вится лицо: «как будто лучи теплого света выходили» из глаз, «глаза эти делались привлекатель­нее красоты», В минуты глубокого волнения лицо озаряется у любимых героев Толстого светом глаз: Марья «всегда хорошела, когда плакала».Лучатся глаза, оживляется лицо Андрея в салоне Шерер при виде Пьера, сияющими глазами смотрит Наташа на мир, сияют восторгом глаза Николая, когда поет Наташа. Бездуховность, пустота жизни, по Толстому, напротив, гасят блеск глаз, делают лицо безжизненной маской: бездушная красавица Элен - «красивая статуя» с застывшей улыбкой - блестит и сияет всем, кроме глаз: "блестя белизной плеч, глянцем волос и бриллиантов», -успокаивалась в сияющей улыбке», У красивой Веры - холодное лицо, спокойное, которое «улыбка делает неприятным».«Спокойное и красивое лицо» у Бориса Друбецкого, в красавце Берге все «как-то уж очень правильно», а глаз — словно нет.

«Нет красоты там, где нет правды», — скажет Толстой, и мы будем свидетелями превращения некрасивой Марьи в красавицу в семейных сце­нах, увидим полное перевоплощение Наташи в присутствии любимых ею людей. Мы посмотрим на лицо Элен и вместе с автором удивимся, что при всей схожести черт лицо красавицы Элен будет точно таким же, как у ее брата — Ипполита.

^ Что же делает красивыми любимых ге­роев Толстого?(слайд 9)

Красота Наташи и Марьи — от душевной пе­реполненности, которую вполне поймут Андрей, Пьер. Николай. В день своих именин и ее матери Наташа, «смеясь глазами и краснея», приглашает Пьера на танец; «Смотрите на папа, — закричала на всю залу Наташа (совершенно забыв, что она танцует с большим), пригибая к коленям головку и заливаясь своим звонким смехом по всей за­ле», «расхохоталась так громко и звонко, что все, даже чопорная гостья, против воли засмеялись». Петя, «зажмурившись, трясся от беззвучного сме­ха». У Николая «во всем лице выражались стреми­тельность и восторженность». За именинным сто­лом «Соня и толстый Петя прятались от смеха», Наташа громко спрашивает о мороженом, «вперед уверенная, что выходка ее будет принята хорошо», «кричит смело и капризно-весело». Уви­дев плачущую Соню, «Наташа заревела, как ребе­нок, не зная причины и только оттого, что Соня плакала». Эпитеты, данные Наташе, подтвердят­ся: «казак девка», «зелье», «порох».

Не скрывает радости Наташа в день приезда с фронта Николая с Денисовым: «держась за по­лу его венгерки, прыгала, как коза, все на одном месте и пронзительно визжала. "Голубчик, Дени­сов", — взвизгнула Наташа, не помнившая себя от восторга, подскочила к нему, обняла и поцелова­ла его». Искренне огорчена Наташа в сцене гада­ния, потому что ничего и никого не увидела. Са­мобытна, непосредственна она в сцене охоты: ко­гда вдруг ощутит страстное желание чувствовать за всех, восторг общности с природой, единение со всем миром.

Удивительно тонко, поэтично воспринимает Наташа красоту летней ночи в Отрадном, поэтому так естественно ее стремление летать в такую волшебную лунную ночь.

И даже знакомый зимний лес становится для нее фантастическим, сказочным, таинственным в святочную ночь... Богат человек с таким душев­ным миром, не замкнутым на обыденном. Счаст­ливым даром «читать тайное» людей и природы наделяет автор любимую героиню: «Наташа, из всего семейства более всех одаренная способно­стью чувствовать оттенки интонаций, взглядов, выражений лиц», «Наташа со своею чуткостью то­же мгновенно заметила состояние своего брата», «Наташа разделяла чувство (князя Андрея) бе­режного и ответственного отношения к своей бу­дущей жизни, как и все его чувства, которые она постоянно угадывала», «.,.я знаю наверное, что мы были ангелами там где-то и здесь были, и от этого все помним».

Открыт людям, удивительно прямодушен и Николай Ростов: «...я не дипломат, не чиновник, не умею скрывать того, что чувствую», «Пожа­луйста, Денисов, возьми у меня денег, ведь у ме­ня есть», — сказал Ростов, краснея. «Как только Ростов услыхал этот звук голоса (мольба о про­щении вора Телятина), с души его свалился ог­ромный камень сомнения. Он почувствовал ра­дость, и а то же мгновение ему стало жалко не­счастного»... Он абсолютно уверен, что стыдно учиться, когда все идут на войну, по-настоящему напуган и прямо признается себе в этом, когда, оставшись в арьергарде, наткнулся на француз­ский разъезд; честен с собой на мосту через ре­ку Энс: «Я трус», И офицера Телятина он уличит в воровстве с присущим им, Ростовым, прямоду­шием.

Им свойственно располагать к себе хороших в высоком, толстовском понимании этого слова) людей. Наташин чистый, светлый, поэтический мир души почувствуют не только домашние, но и дядя, и тетка Ахросимова (они тоже — из Росто­вых), и Аксинья, и Пьер, и Андрей, и Денисов. Ее не примет только старшая сестра Вера. Но роди­тели и сами чувствуют ее чужеродство: «Со стар­шей мы перемудрили», и не любят «правильную» Веру... Даже 16-летний Петя, уйдя добровольно на войну, вызовет ответную любовь у Денисова и офицеров. Совсем еще мальчик, этот сын добря­ка и хлебосола Ростова найдет семью в офицер­ском кружке и всех захочет обогреть детской лю­бовью: «Батюшки! Я и забыл совсем, — вдруг вскрикнул он, — У меня изюм чудесный, знаете, такой, без косточек... Я купил 10 фунтов. Я при­вык что-нибудь сладкое. Хотите?.. Кушайте, гос­пода, кушайте», Он не может сдержать восторга перед отзывчивостью Денисова: «"Позвольте вас поцеловать, голубчик. Ах, как отлично! как хоро­шо!" — И, поцеловав Денисова, он побежал на двор" (Денисов разрешает позвать к офицерско­му столу пленного мальчика-барабанщика)...

- ^ Почему в семье Ростовых и нельзя быть иным? (слайд 9)

Потому что открытость души, радушие – ее главное свойство: именины – 80 кувертов, полный дом родственников, даже в Отрадном «полно гостей», в честь гостя дома Денисова устраивается праздник; устройство обеда в английском клубе в честь князя Багратиона было поручено графу Ростову: «редко кто умел так на широкую руку, хлебосольно устроить пир».

Отсюда, из дома, эта способность Ростовых притягивать к себе людей, талант понять чужую душу, умение сопереживать, соучаствовать. И все это — на грани самоотречения. Ростовы не умеют чувствовать «слегка», «наполовину», они всецело отдаются чувству, завладевшему их душой. Петя пожалеет французского барабанщика Винсента и пригласит на обед: «...покраснев и испуганно гля­дя на офицеров, не будет ли в их лицах насмеш­ки, он сказал: "А можно позвать этого мальчика, что взяли в плен? дать ему чего-нибудь поесть... может..."»

Наташа-девочка поймет чувство Сони и бра­та и устроит им свидание; в знак любви и предан­ности Соне Наташа обожжет себе руку раскален­ной линейкой. Восторженной любовью к жизни Наташа -оживит» сердце Андрея после поездки в Отрадное: «Нет, жизнь не кончена в 31 год». На­таша разделит горе матери после гибели Пети; Наташа упросит своих родителей дать подводы для раненых; «Наташа не отходила от раненого Болконского, и доктор должен был признаться, что он не ожидал от девицы ни такой твердости, ни такого искусства ходить за раненым». Николай защитит княжну Марью в имении отца от бунта мужиков,

Открытость души Ростовых — это и способ­ность жить одной жизнью с народом, разделить его участь: уходят на войну Николай и Петя, Рос­товы оставляют имение под госпиталь, а подводы — для раненых. И вечер в честь Денисова, и праздник в честь героя войны Багратиона — все это действия одного нравственного порядка.

Чувство патриотизма заставит Николая пре­одолеть страх, стать мужественным, храбрым че­ловеком, получить крест. А желание подвига уве­дет из жизни Петю. И скупые слезы Денисова бу­дут ему лучшим памятником.

- Но только ли к радости и счастью при­ведет открытость, доверчивость младших Ростовых?

Наташа поверит в искренность чувств Анатоля и согласится на побег, Николай превратится в нерассуждающего рубаку, поверив ложному представлению об офицерской чести.

Ростовы не способны на ложь, скрытность претит их честным натурам: Николай сообщит от­цу о проигрыше Долохову в 43 тысячи, Наташа расскажет Соне о предстоящем побеге с Анатолем. А потом напишет княжне Марье о разрыве с Андреем, искренне раскается; не простив себе, отравится.

Сила Наташи — в умении жить дальше, Ее ду­ша способна обновляться. Одухотворенность Наташи проявляется даже в том, как она поет и тан­цует, обнаруживая и здесь редкий дар родства, душевного единения с народной стихией, гармо­нию звука и движения,

Но главный талант ее души — любить — от­кроется позже. И Наташа возьмет нелегкий се­мейный груз на свои хрупкие плечи.




  • ^ Но только ли по вине Наташи не состоится ее любовь с Андреем?(слайд11)

  • Наташа ждала любовь, и она пришла. Но три недели разлуки и год ожидания! «Год! Я не вынесу этого! Я сейчас хочу любить!» Безмерно отчаяние Наташи, непереносима разлука.

  • Андрей, много переживший, перечувство­вавший, знает, что и чувству любви дано воскре­сать, поэтому он может ждать. Он решил. И за се­бя, и за нее.

  • Глубоко, по-человечески полно будут сча­стливы в семейной жизни и Наташа, и Николай. Именно здесь особенно ярко проявится красота души героев: "Все силы душевные ее (Наташи. —
    Т.П.) были устремлены на то, чтобы служить... му­жу и семье»... «предмет, в который погрузилась вполне Наташа, — была семья, то есть муж.., и дети...».

  • Николай стремится избавиться от вспыльчивости, горячности под влиянием жены — княжны Марьи: «Главное основание его твердой, неж­ной и гордой любви к жене имело основанием всегда это чувство удивления перед ее душевностью, перед тем, почти недоступным для Николая, возвышенным, нравственным миром, в котором всегда жила его жена».

«Он гордился тем, что она так умна и хоро­ша, сознавая свое ничтожество перед нею в мире духовном, и тем более радовался тому, что она со своей душой не только принадлежала ему, но составляла часть его самого».

Частичку ростовского дома — любовь к Ната­ше, младшей сестре, — он перенесет на свою дочь — любимую Наташу.

Привлекаю внимание учащихся к кадрам диа­фильма ""Война и мир" в искусстве», посвящен­ным Наташе.

^ Какая Наташа, на ваш взгляд, дороже автору: мечтательная девочка или заботливая мать?

Учащиеся опираются на текст в своих ответах и зачитывают отрывки из домашнего сочинения

«В Наташе-девочке — "постоянно горит огонь оживления, составляющий ее прелесть". Она пе­реполнена жизненной энергией, наделена многи­ми талантами: поет, танцует, врачует души, дарит дружбой. В Наташе-матери "очень редко зажигался... теперь прежний огонь. Это бывало только то­гда, когда, как теперь, возвращался муж, когда выздоравливал ребенок..." "И а те редкие минуты, когда прежний огонь зажигался в ее развившем­ся красивом теле, она бывала еще более привле­кательна, чем прежде"».

«Я очарована поэтичностью души Наташи-девочки, ее такой понятной и близкой каждому из нас мечтой о счастье. "Что за прелесть эта Ната­ша!" - говорит она о себе, а с нею вместе и автор, и мы... Образом Наташи Толстой словно да­ет шанс каждому из нас быть счастливым. Ведь Наташа и шалунья, и фантазерка, и чуточку кокет­ка. Она может ошибиться, потому что честна са­ма и мерит поступки и слова людей по тем же меркам. Она может ошибиться, эта чистая серд­цем и помыслами девочка. Но она никогда не ошибется в главном: она — мать и жена. Мать — самоотверженная, жена — безраздельно принад­лежащая мужу. Она не только исполняет желания мужа, она предугадывает их. Гармония их отно­шений, взаимопонимание и обязанности друг перед другом и семьей — это как раз то, что по­зволит Пьеру чувствовать "радостное, твердое сознание того, что он не дурной человек, и чувст­вовал он это потому, что он видел себя отражен­ным в своей жене". Наташа и девочкой отлича­лась естественностью поведения, а семейная жизнь "на Наташе отражала только то, что было истинно хорошо: все не совсем хорошее было от­кинуто"».

«Наташа правдива с собой и окружающими с детства, а в замужестве она вообще отбрасывает "золотое правило", по которому жена "должна прельщать мужа так же, как она прежде прельща­ла не мужа". "Она делала все противное этим правилам. Она чувствовала, что те очарования, которые инстинкт ее научил употреблять прежде теперь были бы только смешны в глазах ее мужа которому она с первой минуты отдалась вся — то есть всей душой, не оставив ни одного уголка не открытым для него". В этом доверительном отно­шении Наташи к мужу особенно ярко проявляется сила и чистота души ее. Она предельно требова­тельна к себе — матери и жене. Вот она делится с Пьером замечаниями, что княжна Марья "во всех отношениях лучше ее", "что она видит пре­восходство Мари", но мы видим, что для Наташи здоровье и счастье ее детей — смысл ее сущест­вования. Наташа разделяет взгляды мужа, счита­ет его деятельность самой важной. Она гордится близостью своей к "такому важному и нужному человеку для общества". Она предугадывает и ис- полняет все его желания. В семье Наташа нахо­дит возможность быть собою; она с мужем гово­рит совершенно так, как говорят любящие супру­ги: без логики, больше намеками, чем словами. Между нею и Пьером такая близкая связь, "как связь ее собственной души с ее телом". О подоб­ных семейных отношениях можно сейчас только мечтать, а на встречу с такой девушкой, как Ната­ша, сегодня даже рассчитывать трудно. Но меч­тать об этом очень приятно...

«Толстому важно было через судьбу Наташи показать, что все ее таланты реализуются в се­мье. Наташа-мать сумеет воспитать в своих детях и любовь к музыке, и способность к самой ис­кренней дружбе и любви; она научит детей само­му главному в жизни таланту — таланту любить жизнь и людей, любить самозабвенно, забывая порой про себя; и учеба эта будет проходить не в форме нотаций, а в форме ежедневного общения детей с очень добрыми, честными, искренними и правдивыми людьми: матерью и отцом. И в этом — настоящее счастье семьи, потому что каждый из нас мечтает о самом добром и самом справе­дливом человеке рядом с собой, У Пьера эта меч­та сбылась. Хочется, чтобы она сбылась у каждо­го из нас...»

^ III. Семья в понимании Л.Н.Толстого

Как часто употребляет Толстой слово семья, семейство для обозначения дома Ростовых! Ка­ким теплым светом и уютом веет от этого, такого привычного и дорогого всем слова! Для Толстого за этим словом — мир, согласие, любовь.

  • ^ Чем похожи дом Болконских и дом Ростовых?(12слайд)

  • Прежде всего чувством семьи, духовным родством, патриархальным укладом (общими чувствами горя или радости охвачены не только члены семьи, но даже их слуги: «Лакеи Ростовых радостно бросились снимать с него (Пьера) плащ и принимать палку и шляпу», «Николай занимает денег у Гаврилы на извозчика»; камердинер Ростовых так же предан дому Ростовых, как .и Алпатыч — дому Болконских). «Семейство Ростовых»,

Болконские», "Дом Ростовых», «усадьба Болкон­ских» — уже в этих определениях чувство соеди­ненности очевидно: "В Николин день, в именины князя, вся Москва была у подъезда его (Болконского) дома...», «Дом князя был не то, что назы­вается "свет", но это был такой маленький кру­жок, о котором хотя и не слышно было в городе, но в котором лестнее всего было быть приня­тым. ..»

- Гостеприимность отличительная черта этих домов: «Даже в Отрадном собиралось до 400 гостей», в Лысых Горах — до 100 гостей 4 раза в год. Наташа, Николай, Петя честны, искренни, от­кровенны друг с другом; открывают душу родите­лям, надеясь на полное взаимопонимание (Ната­ша — маме о любви к себе; Николай — отцу даже о проигрыше в 43 тысячи; Петя — всем домашним о желании уйти на войну..,); дружны Андрей и Ма­рья (Андрей — отцу о жене) —

  • Обе семьи отличаются огромной заботой родителей о детях: Ростова-старшая колеблется между выбором — подводы для раненых или фамильные ценности (будущая материальная обеспеченность детей). Сын-воин — гордость матери, Она занимается воспитанием детей: гувернеры, балы, выезды в свет, молодежные вечера, пение Наташи, музыка, подготовка к учебе в университете Пети; планы об их будущем, семье, детях. Детей Ростовы и Болконский любят больше, чем себя: Ростова-старшая не переносит смерти мужа и младшего сына Пети; старик Болконский любит детей страстно и трепетно, даже строгость и требовательность его идут только от желания добра детям.

  • ^ Чем интересна личность старика Болконского Толстому и нам, читателям?

— Болконский привлекает и Толстого, и современного читателя своей незаурядностью.«Старик с зоркими умными глазами», «с блеском умных и молодых блестящих глаз», «внушающий чувство почтительности и даже страха», «был резок и неизменно требователен». Друг Кутузова, он еще в молодости получил генерал-аншефа. И опальный, он не переставал интересоваться политикой. Его энергичный ум требует выхода. Николай Андреевич, почитая только две людские добродетели: «деятельность и ум», «постоянно был занят то писанием своих мемуаров, то выкладка­ми из высшей математики, то точением табакерок на станке, то работой в саду и наблюдением над постройками...» «Он сам занимался воспитанием своей дочери». Недаром у Андрея (опять толстов­ский прием родства!) настоятельная потребность общаться с отцом, ум которого он ценит и аналитическим способностям которого не перестает удивляться: «Как мог этот старый человек, сидя столько лет один безвыездно в деревне, в таких подробностях и с такою тонкостью знать и обсуживать все военные и политические обстоятельства Европы последних годов». Гордый и непреклонный, князь просит сына «записки... государю передать после... моей смерти». А для Академии он приготовил премию тому, «кто напишет историю суворовских войн... Здесь мои ремарки, после меня читай для себя, найдешь пользу».

Он создает ополчение, вооружает людей, старается быть полезным, приложить свой воин­ский опыт на практике. Николай Андреевич серд­цем видит смятенность сына и сам помогает ему в трудном разговоре об оставляемой жене и неродившемся ребенке: «"Ежели меня убьют и ежели у меня будет сын... чтоб он вырос у вас... пожалуйста". — "Жене не отдавать?" — сказал старик и засмеялся». Сдержанный в чувствах, старый князь под резкостью слов прячет доброе, незащищенное сердце, теплые отцовские чувства: «Что-то дрогнуло в нижней части лица старого князя. "Простились... ступай! — вдруг сказал он. — Ступай!" — закричал он сердитым и громким голосом, отворяя дверь кабинета»,

И назначенный старым князем год для испы­тания чувств Андрея и Наташи — это тоже попыт­ка максимально оградить от случайностей и бед чувство сына: «Был сын, которого было жалко от­давать девчонке",

Воспитанием и обучением детей старый князь занимался сам, не доверяя и не перепоручая этого никому.

^ Почему старик Болконский требовате­лен к дочери до деспотизма? (слайд 11)

— Ключ к разгадке — во фразе самого Нико­лая Андреевича: «А чтобы ты была похожа на на­ших глупых барышень, я не хочу». Источником людских пороков он считает праздность и суеве­рие, а главным условием деятельности — поря­док. «.„Порядок в его образе жизни был доведен до последней степени точности»: «Он сам... давал ей уроки алгебры и геометрии и распределял всю ее жизнь в беспрерывных занятиях». «Нерешенный, постоянно заглушаемый вопрос» — вопрос о том, «решится ли он (отец) когда-нибудь расстаться с княжной Марьей и отдать ее мужу...Жизнь без княжны Марьи... была немыслима».Прямой с собой, он понимает, что Марья «дурна, неловка». «И кто ее возьмет из любви?.. Возьмут за связи, за богатство". Отец, гордящийся умом сына, знает, что между Андреем и Марьей не только полное взаимопонимание, но и искренняя дружба, основанная на единстве взглядов, мыслей... Он понимает, как богат духовный мир его дочери; знает, какой красивой она может быть в минуты большого душевного волнения. Поэтому так мучителен для него приезд и сватовство Курагиных, этой «глупой, бессердечной породы»».

- ^ Когда и как заявит о себе отцовская гордость в княжне Марье?

— от Анатоля Курагина, которого отец привез свататься к Болконским; она с негодованием отклонит покровительство

Она сумеет отказаться от Анатоля Курагина, которого отец привез свататься к Болконским; она с негодованием отклонит покровительство французского генерала Рома; сумеет подавить гордость в сцене прощания с разорившимся Николаем Ростовым: «не лишайте меня вашей дружбы». Скажет даже фразой отца: "Мне будет больно».

- ^ Как проявляется порода Болконских в князе Андрее?

— Как и его отец, Андрей разочаруется в свете и уйдет в армию. Мечту отца о совершенном воинском уставе захочет воплотить сын, но работа Андрея не будет оценена. Сына товарища по службе Кутузов определит в адъютанты и будет писать Николаю Андреевичу, что Андрей обещает быть выдающимся офицером. Мужество и личная храбрость молодого Болконского в Аустерлицком сражении не приводят героя к вершинам личной славы, а участие в Шенграбенском сражении убеждает в том, что истинный героизм скромен, а герой — внешне обычен. Поэтому так горько видеть капитана Тушина, которому, по убеждению Андрея, «обязаны успехом дня», на собрании офицеров высмеянным и наказанным. Только Андрей вступится за него, сумеет пойти против общего мнения.

Деятельность Андрея так же неустанна, как и работа отца... Работа в комиссии Сперанского, попытка составить и утвердить свой план распо­ложения войск у Шенграбена, попытка утвердить свой план (диспозицию) в Шенграбенском сраже­нии, освобождение крестьян, улучшение условий их жизни. Но во время войны, сын, как и его отец, видит «главный интерес в общем ходе военного дела».

- ^ В каких сценах с особой силой проявится чувство отцовства в старике Болконском?

— Николай Андреевич не доверяет никому не только судьбу, но даже воспитание своих детей. С каким «внешним спокойствием и внутренней злобой» дает он согласие на брак Андрея с Наташей; невозможность разлучиться с княжной Марьей толкает его на отчаянные поступки, злобные, желчные: при женихе он скажет дочери; «...уродовать себя нечего - и так дурна». Сватовством Курагиных он был оскорблен «за свою дочь. Оскорбление самое больное, потому что оно относилось не к нему, а к другому, к дочери, которую он любит больше себя»,

— Перечитайте строки о том, как реагирует старик на признание сына в любви к Ростовой кричит, потом «разыгрывает тонкого дипломата» те же приемы, что и при сватовстве Курагиным к Марье.

- ^ Как воплотит Марья отцовский идеал семьи?

  • По-отцовски требовательна станет она к своим детям, наблюдая их поведение, поощряя за добрые поступки и наказывая за злые. Мудрая жена, она сумеет воспитать в Николае потребность советоваться с собой, а заметив, что его симпатии — на стороне младшей дочери, Наташи, попеняет ему за это. Она будет укорять себя за недостаточную, как ей кажется, любовь к племяннику, но мы с вами знаем, что слишком чиста душой и честна Марья, что никогда она не изменила памяти любимого брата, что Николенька для нее — продолжение князя Андрея. «Андрюшей» назовет она своего старшего сына.

  • ^ Как доказывает Толстой-писатель свою мысль: нет нравственного стержня в родителях - не будет его и в детях?

  • Василь Курагин — отец троих детей, но все его мечты сводятся к одному: пристроить их повыгоднее, сбыть с рук. Позор сватовства все Курагины переносят легко. Анатоль, нечаянно встретившийся в день сватовства Марье, держит в объятиях Бурьен. "Анатоль с веселой улыбкой поклонился княжне Марье, как будто приглашая ее посмеяться над этим странным случаем, и, пожав плечами, прошел в дверь...» Элен спокойно и с застывшей улыбкой красавицы снисходительно относилась к затее родных и близких выдать ее замуж за Пьера. Он, Анатоль, лишь слегка раздосадован неудачной попыткой увезти Наташу. Только единожды изменит им их "выдержка»: Элен закричит от страха быть убитой Пьером, а ее брат заплачет, как женщина, потеряв ногу. Их спокойствие — от равнодушия ко всем, кроме себя: у Анатоля "была драгоценная для света способность спокойствия и ничем не изменяемая уверенность». Это — щеголь «с прирожденным ему добродушно-победительным выражением», который «высоко носит красивую голову». В обращении с женщинами у него была «манера презрительного сознания своего превосходства». Как точно определит Толстой эту напыщенность и важность лица и фигуры при отсутствии ума {«...он вообще мало думал») у детей князя Василья! Их душевную черствость, подлость заклеймит честнейший и деликатнейший Пьер, поэтому и прозвучит обвинение из его уст, как выстрел: «Где вы, там разврат, зло».

Они чужды толстовской этике. Эгоисты замк­нуты только на себе. Пустоцветы. От них ничего не родится, ибо в семье надо уметь отдавать дру­гим тепло души и заботу, Они же умеют только брать: «Я не дура, чтобы рожать детей» (Элен), «Надо брать девушку, пока она еще цветок в бу­тоне» (Анатоль).

Позорно, как и жила, закончит на страницах романа свою жизнь Элен Курагина, а Жюли Кара-гина (опять толстовский прием родства) женит на себе Друбецкого, который искусно будет играть влюбленного супруга.

  • ^ Браки, построенные по расчету... станут ли они семьей в толстовском понимании этого слова?(слайд 13)

  • Сбылась мечта Друбецкого, Берга: они женились удачно. В их домах все так же, как во всех богатых домах. Все, как и должно быть: комильфо. Но перерождение героев не происходит. Чувств нет. Душа молчит. А ведь истинное чувство любви перерождает любимых героев Толстого.

Даже «умствующий» князь Андрей, влюблен­ный в Наташу, кажется Пьеру другим: «князь Анд­рей казался и был совсем другим, новым челове­ком».

— Для Андрея любовь Наташи — все: «счастье, надежда, свет». «Это чувство сильнее меня». «Я бы не поверил тому, кто бы мне сказал, что я могу так любить». «Я не могу не любить света, я не виноват в этом». «Никогда не испытывал ничего подобного». «Князь Андрей с сияющим, восторженным и обновленным к жизни лицом остановился перед Пьером...»

  • Наташа всей душой отзывается на любовь Андрея: «Но такого, такого со мной никогда не бывало», «Я не перенесу разлуки»...

  • Наташа оживает после гибели Андрея под лучами любви Пьера: «Все лицо, походка, взгляд, голос — все вдруг изменилось в ней. Неожиданные для нее самой сила жизни, надежды на счастье всплыли наружу и требовали удовлетворения», "Перемена... удивила княжну Марью».

  • Николай «с женой сходился все ближе и ближе, с каждым днем открывая в ней новые душевные сокровища». Он счастлив душевным превосходством над ним жены и стремится быть лучше.

  • Неизведанное дотоле счастье любви к мужу и детям делает Марью еще внимательнее, добрее и нежнее: «никогда, никогда не поверила бы, — прошептала она сама с собой, — что можно быть такой счастливой».

  • А Марья «переживает» из-за вспыльчивости мужа, переживает болезненно, до слез: "Она никогда не плакала от боли или досады, но всегда от грусти и жалости. И когда она плакала, лучистые глаза ее приобретали неотразимую прелесть». В ее лице, «страдающем и любящем», находит теперь Николай ответы на мучающие его вопросы, гордится ею и боится ее потерять.

  • После разлуки Наташа встречает Пьера:

"Яркий, блестящий, радостный свет лился пото­ками из ее преобразившегося лица», «яркое, ра­достное солнце сияло на лице Наташи». Ее разго­вор с мужем идет новым путем, противным «всем законам логики... уже потому, что в одно и то же время говорилось о совершенно различных пред­метах.,. Это было вернейшим признаком того, что они вполне понимают друг друга».

Любовь дает зоркость их душам, силу — их чувствам.

Они могут пожертвовать всем для любимого человека для счастья других.

Пьер безраздельно принадлежит семье, аона — ему; Наташа оставляет все свои увлечения. У нее есть нечто более важное, самое дорогое -семья. А семье нужен главный ее талант — талант заботы, понимания, любви.

Они: Пьер, Наташа, Марья, Николай — вопло­щение мысли семейной в романе.

— Но сам эпитет семейный у Толстого гораз­до шире и глубже. Согласны вы со мной? Можете это доказать?

^ Да. Семейный кружок — батарея Раевского; отец и дети — капитан Тушин и его батарейцы; «все, как дети, смотрели»; отец солдатам — Кутузов, А девочке Малашке Кутузов — дедушка.,. Так по-родственному доверчиво назовет она полководца. Кутузов, узнав от Андрея о смерти Николая Андреевича, скажет, что теперь отец для князя — он. Солдаты переставили слова Каменский-отец на Кутузов-отец; «сын, беспокоящийся о судьбе Родины», — Багратион, который в письме к Аракчееву выскажет сыновье беспокойство и любовь к России.

  • А Наполеон даже перед портретом сына играет в отцовство: замедленные, величественные движения, патетическая речь...

  • И русская армия — это тоже семья, с особым, глубинным чувством братства, объединенное перед общей бедой. Выразитель народного мироощущения в романе — Платон Каратаев. Он, со своим отцовским, отеческим отношением ко всем, стал для Пьера и для нас идеалом служения людям, идеалом доброты, совестливости, образцом жизни «нравственной" — жизни по Богу, жизни «для всех».

Поэтому вместе с Пьером мы спрашиваем Каратаева: "Что одобрил бы он?» И слышим ответ фа Наташе: «Одобрил бы нашу семейную жизнь. Он так желал видеть во всем благообразие, счастье, спокойствие, и я с гордостью показал бы ему нас». Именно в семье Пьер приходит к выводу: «...ежели порочные люди связаны между собой и составляют силу, то людям честным надо сделать только то же самое. Ведь как просто».

Может быть, воспитанный вне семьи, именно семью поставил он в центр своей будущей жизни?

Удивительны в нем, мужчине, детская совестливость, чуткость, умение сердцем отозваться на боль другого человека и облегчить его страда­ния. «Пьер улыбнулся своею доброю улыбкой».

Пьер неловко сидел посредине гостиной», наивно смотрел в очки вокруг себя», «он был стеснителен». Он чувствует отчаяние матери, по­терявшей ребенка в горящей Москве: сопережи­вает горю Марьи, потерявшей брата; считает себя обязанным усовестить Анатоля и просит его /ехать, а в салоне Шерер и жены он будет отрицать слухи о побеге Наташи с Анатолем. Поэтому цель его общественного служения — добро, «деятельная добродетель»,

  • ^ В каких сценах романа это свойство души Пьера проявится особенно ярко?(слайд

Большим ребенком, детей называют Пьера и Николай, и Андрей. Болконский именно ему, Пьеру, доверит тайну любви к Наташе. Ему поручит Наташу-невесту. К нему, Пьеру, посоветует ей обратиться в трудную минуту. «Золотым сердцем», славным малым, настоящим другом будет Пьер в романе. Именно с ним будет советоваться тетя Наташи Ахросимова относительно любимой племянницы. А ведь это он, Пьер, познакомит Андрея и Наташу на первом в ее жизни взрослом балу, Он заметит смятенность чувств Наташи, которую никто не пригласил танцевать, и попросит своего друга Андрея ангажировать ее.

— И Андрей, и Наташа откроют в себе любовь, а Пьер будет радоваться счастью друга и угадает имя невесты Андрея — «Наташа»: «Я всегда это думал... Женитесь... И я уверен, что счастливее вас не будет человека»... Пьер ужаснется, узнав о попытке Наташи бежать с Курагиным, но потом будет потрясен глубиной ее раскаяния, страданиями, попыткой отравиться. Он восхитится ее умением даже в такие страшные минуты жизни думать больше о других, чем о себе: «...Сможет ли он (Андрей) простить меня? — спросит она у лучшего друга Андрея — Пьера. — Меня мучает только зло, которое я ему сделала... Я прошу его простить, простить, простить меня за все». Чувство острой жалости и сочувствия охва­тит Пьера: «И еще больше чувство жалости, неж­ности и сочувствия охватило Пьера. Он слышал, как под очками его текли слезы, и надеялся, что их не заметят».

Строй души Наташи и Пьера во многом схож. Пьер в сокровенной беседе с Андреем признается другу: «Я чувствую, что, кроме меня, надо мной живут духи и что в этом мире есть правда», «мы жили и будем жить вечно там, во всем (он указал на небо)». Наташа «знает», что в прежней жизни все были ангелами. Эту связь первым и очень остро почувствовал Пьер (он ведь старше) и невольно переживал за судьбу Наташи: радовался и отчего-то грустил, когда слушал признание Андрея о любви к Ростовой. Он словно чего-то стра­шился.., Но ведь и Наташа будет страшиться и за Андрея и за себя: «Как я боюсь и за него и за себя, и за все мне страшно»,., И к чувству любви к ней Андрея будет примешано чувство страха и ответственности за судьбу этой девочки,

Не таким будет чувство у Пьера и Наташи. Любовь возродит их души. Места сомнения в душе не останется, все заполнит любовь.

Но проницательный Толстой видел, что еще в 13 лет (картина Шмаринова «Именины в доме Ро­стовых») Наташа своей отзывчивой на все истин­но красивое и доброе душой отметила Пьера: за столом переводит взгляд с Бориса Друбецкого, которого поклялась «любить до самого конца», на Пьера; Пьер — тот первый взрослый мужчина, которого Наташа приглашает на танец, именно для Пьера девочка Наташа берет веер и разыгрывает из себя взрослую. "Я его очень люблю».

«Неизменная нравственная определенность» Наташи и Пьера прослеживается на протяжении всего романа: Юн не желал заискивать общественного благоволений», строил жизнь на внутренних личностных основаниях: надеждах, устремлениях, целях, в основе которых был все тот же интерес семьи; Наташа делает то, что подсказывает ей сердце, В сущности Толстой подчеркивает, что «делать добро» у его любимых героев означает отвечать (часто интуитивно, сердцем и душой) окружающим. Наташа и Пьер чувствуют, понимают, "Свойственной им чуткостью сердца», малейшую фальшь. Наташа в 15 лет говорит брату (Николаю): «не сердись, но я знаю, что ты на ней (Соне) не женишься». «Наташа со своею чуткостью тоже заметила состояние брата», «Она умела понять то, что было... во всяком русском человеке», Наташа в науках Пьера «ничего не понимает», но приписывает им большую важность. Они никогда и никем «не пользуются» и признают только один вид связи — душевное родство. Они истинно негодуют, переживают: плачут, кричат, смеются, делятся секретами, отчаиваются и снова ищут смысл жизни в заботе о других.

Дети для людей «несемейных» — крест, обуза, тяжесть. И только для семейных они — сча­стье, смысл жизни, сама жизнь. Как рады Ростовы возвращению с фронта в отпуск Николая, любимца и героя! С какой любовью и бережением берут на руки детей Николай и Пьер! Помните одинаковое выражение на лице Николая и его лю­бимицы — черноглазой Наташи? Помните, с какой любовью Наташа вглядывается в родные ей чер­ты лица младшего сына, находя его похожим на Пьера? Марья счастлива в семье. Ни одной похожей на счастливые семейные картины мы не най­дем у Курагиных, Друбецких, Бергов, Карагиных. Помните, Друбецкому было «неприятно воспоми­нание о детской любви к Наташе», а все Ростовы только дома абсолютно счастливы: "Все кричали, говорили и целовали (Николая) в одно и то же время», здесь, дома, среди родных, Николай счастлив так, как не был счастлив уже полтора года. Семейный мир для любимых героев Толстого — мир детства. В самые трудные моменты своей жизни Андрей и Николай вспоминают родных: Андрей на Аустерлицком поле вспоминает о доме Марье; под пулями — о наказе отца. Раненый Ростов в минуты забытья видит родной дом и всех своих, Эти герои — живые, понятные нам люди. Их переживания, горе, радость не могут не трогать

У них, любимых героев автора, свой мир, высокий мир добра и красоты, детский чистый мир. В мир зимней сказки переносят себя Наташа и Николай в святочную ночь. В волшебном сне на­яву проводит последнюю в своей жизни ночь на фронте 15-летний Петя Ростов. "Ну-ка, наша Матвевна», — говорил про себя Тушин «Матвевной представлялась» в его воображении пушка (большая, крайняя, старинного литья..,). Первый нумер второго орудия в его мире был дядя...» И мир музыки тоже объединяет героев, возвышая, одухотворяя их. Петя Ростов во сне руководит невидимым оркестром, -княжна Марья играла на клавикордах», Наташу учит пению изве­стный итальянец. Николай выходит из нравственного тупика (проигрыш Долохову в 43 тысячи!) под воздействием пения сестры: «Что же это такое?.. Что с ней сделалось? Как она поет нынче?.. Эх, жизнь наша дурацкая, — думал Николай. — Все это, и несчастье, и деньги, и Долохов, и зло­ба, и честь — все это вздор... А вот оно настоя­щее». И книги в жизни этих героев играют важную роль, Андрей запасается в Брюнне «на поход кни­гами». Николай положил себе за правило не покупать новой книги, не прочитав прежде старых. Мы увидим с книгой в руках Марью, Наташу и никог­да — Элен.

IV. Вывод.

- Даже чистейшее слово детский ассоциируется у Толстого со словом семейный. "Ростов опять вошел в тот свой семейный детский мир»... Ростов чувствовал, как под влиянием этих жар­ких лучей любви Наташи, в первый раз через пол­тора года, на душе его и на лице распускалась та детская и чистая улыбка, которою он ни разу не улыбался с тех пор, как выехал из дома». Детская улыбка у Пьера. Детское, восторженное лицо у юнкера Николая Ростова.

- Детскость души (чистота, наивность, естест­венность], которую сохраняет человек, — это, по убеждению Толстого, и есть сердцевина нравст­венности, суть прекрасного в человеке:

- Андрей на Праценской высоте со знаменем в руках поднимает за собой солдат: «Ребята вперед! — закричал он детским голосом».

- По-детски несчастными глазами будет смотреть на Андрея Кутузов, узнав о смерти старшего Болконского, своего боевого товарища.

- Детским выражением крайней обиды (слезами) будет отвечать Марья на вспышки беспричинного гнева своего мужа.

У них, этих героев, даже лексика доверитель­ная, домашняя. Слово голубчик произносят и Ростовы, и Болконские, и Тушин, и Кутузов. Поэтому ломаются сословные перегородки, и солдаты на батарее Раевского приняли Пьера в свою семью и прозвали его наш барин; легко в офицерскую семью входят Николай и Петя, очень дружны семьи молодых Ростовых – Наташи и Николая. Семья развивает в них лучшие качества – любви и самоотдачи.

Приложения

1. Иллюстрации к роману «Война и мир»

2. Анкетирование

3.Доклад «Семья в жизни человека (По роману «Война и мир» Л.Н.Толстого).

4.В чем моя вера


А.В.Агакова

МОУ «Гимназия №1»





оставить комментарий
страница1/7
Дата06.09.2011
Размер1.19 Mb.
ТипДокументы, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

страницы:   1   2   3   4   5   6   7
хорошо
  1
отлично
  6
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2014
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Документы

Рейтинг@Mail.ru
наверх