Пояснительная записка рабочая учебная программа по литературе составлена на основе программы для общеобразовательных учреждений icon

Пояснительная записка рабочая учебная программа по литературе составлена на основе программы для общеобразовательных учреждений


1 чел. помогло.
Смотрите также:
Пояснительная записка рабочая учебная программа по литературе составлена на основе федерального...
Учебная рабочая программа по литературе в 7 классе Пояснительная записка...
Пояснительная записка рабочая учебная программа по литературе составлена на основе программы для...
Пояснительная записка рабочая программа по кубановедению составлена на основе программы...
Пояснительная записка рабочая программа по кубановедению составлена на основе программы...
Примерная рабочая программа по литературе. 6 класс...
Примерная рабочая программа по литературе. 6 класс...
Пояснительная записка рабочая программа по русскому языку для 9 класса составлена на основе...
Рабочая программа по литературе в 5 классе Пояснительная записка...
Пояснительная записка Рабочая программа по литературе составлена на основе программы для...
Пояснительная записка Настоящая рабочая программа составлена на основе...
Рабочая программа по литературе по учебнику «Литература», 6 кл авт. Т. Ф. Курдюмова...



Загрузка...
скачать
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая учебная программа по литературе составлена на основе программы для общеобразовательных учреждений под редакцией В.Я.Коровиной (М. «Просвещение», 2008 г.) и учебника «Литература 9 класс. Учебник-хрестоматия» для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.Я.Коровина, В.И.Коровин и др. - М.: «Просвещение», 2008г.).


На изучение курса отводится 102 часа из расчета 3 часа в неделю.

 

Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы , формирование умения оценивать и анализировать художественные произведения.

Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы.

В ходе изучения литературы в 9 классе учащиеся знакомятся с литературой и ее ролью в духовной жизни человека, шедеврами родной и зарубежной литературы. Знакомятся с творчеством следующих писателей и поэтов: М.В.Ломоносова, Г.Р.Державина, Н.М.Карамзина, А.С.Грибоедова, А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя, Н.А.Некрасова А.Т.Твардовского, Ф.И.Тютчева, А.А.Фета, А.Н.Островский, Ф.М.Достоевского, Л.Н.Толстого, А.П.Чехова, М.А.Булгакова, А.А.Блока, С.А.Есенина, В.В.Маяковского, А.А.Ахматовой, М.И.Цветаевой, Н.А.Заболоцкого, М.А.Шолохова.

 

В ходе уроков учащимся даются следующие сведения из теории литературы:

  • Слово как жанр древнерусской литературы

  • Ода как жанр лирической поэзии

  • Жанр путешествия

  • Начальные представления о сентиментализме

  • Развивается представление о балладе

  • Начальное представление о романе в стихах

  • Развивается понятие реализм

  • Развивается понятие о трагедии как жанре драмы

  • Начальное представление о психологизме художественной литературы

  • Начальное представление о психологическом романе

  • Понятие о герое и антигерое

  • Понятие о литературном типе

  • Понятие о комическом и его видах: сатире, юморе, иронии, сарказме

  • Развивается представление о жанровых особенностях рассказа

  • Силлабо-тоническая и тоническая системы стихосложения

  • Углубляются знания о рифме и способах рифмовки.

 

Изучение литературы на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, формирование гуманистического мировоззрения, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

  • развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств, культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, устной и письменной речи учащихся;

  • освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий, формирование общего представления об историко-литературном процессе; подготовка к восприятию линейного историко-литературного курса 10-11классов, совершенствование умений подробного, выборочного, сжатого пересказа от другого лица; подготовка к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.




Достижение указанных целей осуществляется в процессе следующих задач:

  • познавательных: обогащение духовно- нравственного опыта и расширение эстетического кругозора учащихся;

  • практических: формирование грамотного читателя; умение отличать художественный текст от других типов текстов, целостное восприятие и понимание литературного произведения;

  • эстетических: становление нравственной, духовно свободной личности. 




В результате изучения литературы на базовом уровне ученик должен овладеть следующими ЗУН:

^ ЗНАТЬ / ПОНИМАТЬ:

  • образную природу словесного искусства;

  • содержание изученных литературных произведений; 

  • основные факты жизни и творчества писателей- классиков 19-20 вв.;

  • основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;

  • понимать героя, сюжет, композицию художественного произведения.

УМЕТЬ:

  • воспроизводить содержание литературного произведения;

  • правильно, бегло и выразительно читать вслух;

  • определять род и жанр произведения;

  • писать отзыв на самостоятельно прочитанное произведение;

  • писать развернутый ответ на вопрос;

  • письменно составлять план сочинения;

  • писать рассказ-характеристику;

  • свободно владеть письменной речью.

ИСПОЛЬЗОВАТЬ приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;

  • участия в диалоге или дискуссии;

  • определения своего круга чтения и оценки литературных произведений.




 Методы обучения:

                    *ОБЪЯСНИТЕЛЬНО-ИЛЛЮСТРАТИВНЫЙ;

                    *^ ПРОБЛЕМНОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ;

                    *ЧАСТИЧНО-ПОИСКОВЫЙ;

                    *ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ.


Содержание.


Введение-1ч

Из древнерусской литературы-2ч

Из литературы XVIII века-11ч

Из русской литературы XIX века-53ч

Из поэзии XIX века-1ч

Из русской литературы XX века (Из русской прозы XX века)-10ч

Из русской поэзии XX века (Штрихи к портретам)-14ч

Песни и романсы на стихи поэтов XIX – XX веков-3ч

Из зарубежной литературы-7ч

^ Календарно-тематическое планирование по литературе 9 класс

 

Программа литературного образования под редакцией В.Я.Коровиной (М., Просвещение, 2008)

Основное учебное пособие Литература. Учебник-хрестоматия в 2х частях для 9 кл. общеобразоват. учреждений.

Автор-составитель В.Я.Коровина. М.Просвещение, 2008.


урока







Дата

Тема урока

^ Вид урока. Основные виды деятельности учителя и учащихся

ЗУН

Межпредметные связи

ТСО

^ Домашние задание

(примерное)

I четверть




1




Вводный урок. Литература как искусство слова и ее роль в духовной жизни человека. Выявление уровня литературного развития учащихся.

Беседа, работа с книгой










 Стр.4-8 (читать, пересказывать), составить план текста. Вопросы на стр. 8

^ Из древнерусской литературы (2ч)




2




Литература Древней Руси (с повторением ранее изученного). Самобытный характер древнерусской литературы. Богатство и разнообразие жанров. "Слово о полку Игореве"- величайший памятник древнерусской литературы.

Лекция, слушание фрагментов произведения

З н а т ь: основные этапы развития рус/литер., её жанровое разнообразие

У м е т ь: делать выводы, сравнивать произведения




ИЗО. Гравюры А. В. Фаворского. Иллюстрации к «Слову…» Н. Рерих «Поход князя Игоря». В. Васнецов «После побоища

Игоря Святославовича с половцами».

История. Культура и быт Руси в IX-XII веках. раздробленность русских земель (7 класс).

Музыка. А. Бородин «Князь Игорь».

Презентац

иллюстрац

Прочитать по учебнику текст "Слова", подготовить выразительное чтение понравившегося фрагмента. Вступление наизусть.




3-4




Художественные особенности «Слова…»: самобытность содержания, специфика жанра, образов, языка. Проблема авторства «Слова…».

Подготовка к домашнему сочинению.

Практикум







^ Домашние сочинение. Темы: "Какую обложку к книге, где напечатано "Слово", я бы нарисовал"; "Чем интересно "Слово" современному читателю"; "Образ Русской Земли на страницах "Слова" "

^ Из русской литературы XVIII века (11ч)




5




Литература XVlll века (общий образ). Классицизм в русском и мировом искусстве.

Лекция, работа с книгой




История. Эпоха просвещения. классицизм в русском и мировом искусстве.

иллюстрац

Знать лекцию, вопросы 1-6 стр.40

6




М.В. Ломоносов. Слово о поэте. «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния». Особенности содержания и формы произведения.

Лекция, практикум




Уметь

анализировать стихотворение.




ИЗО. Портрет М. Ломоносова , портрет Елизаветы Петр.

работы Вишнякова, Державина.




Презентац

Иллюстрац

С.42-46 пересказ, с.58 вопросы, выразит.чтение

7




Ода как жанр лирической поэзии. «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величесва государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года»

выразительное чтение, беседа













Повторить биографию М. В. Ломоносова. Опорный конспект в тетради. Наизусть отрывок из "Вечернего размышления о Державине ".

8-9




Новая эра русской поэзии. Творчество Г. Р. Державина. Обличие несправедливости в стихотворении «Властителям и судиям». Высокий слог и ораторские интонации стихотворения.




Тема поэта и поэзии в лирике Г.Р. Державина. «Памятник». Оценка в стихотворении собственного поэтического творчества. Мысль о бессмертии поэта.

Внеклассное чтение













Практикум

З н а т ь: классицизм как литературное направление, его принципы

У м е т ь: анализировать поэтический текст

^ Продуктивный уровень:

История. Эпоха просвещения. Внутрен. политика Екатерины II (7 класс).

Быт основ. сословий в XVIII веке.




Презентац

С.59-64, записи в тетрадях. Наизусть на выбор "Властителям и судьям" или "Памятник"Наизусть на выбор "Властителям и судьям" или "Памятник"

10




Подвиг А. Н. Радищева.

"Путешествие из Петербурга в Москву" (главы). Изображение российской действительности. Критика крепостничества.

Рассказ, беседа










Презентац

С.68-74, вопросы 1-6

11




Особенности повествования в «Путешествии…». Жанр путешествия и его содержательное наполнение.

Практикум










Прочитать из "Путешествия из Петербурга в Москву" названные главы, подготовить по ним обзор содержания и комментарии. Вопросы 7-9, с.74

12




Понятие о сентиментализме Н.М. Карамзин - писатель и историк. "Бедная Лиза". Внимание писателя к внутренней жизни человека.

Лекция, работа с книгой

  1. воспитание у учащихся внимательного отношения к чувствам людей, их душе;

  2. развитие умения рассуждать на поставленную проблему, опираясь на повесть, свои личные примеры.

ИЗО. Портреты Карамзина.

Русс. яз. Сборник текстов «Легенда о Коломне» (№30) о Карамзине.

Презентац

С.75-85, вопросы с.85, знать материал о сентиментализме, прочитать «Бедную Лизу»

13




«Бедная Лиза» как произведение сентиментализма. Новые черты русской литературы.

Лекция, практикум, анализ

обобщить признаки сентиментализма как литературного метода на примере повести Н.М.Карамзина “Бедная Лиза;










С.103, вопросы, подготовиться к сочинению

14-15




Классное сочинение. «Литература XVIII века в восприятии современного читателя» (на примере 1-2 произведений).

Развитие речи










Сообщения

^ Из русской литературы XIХ века (52ч)




16




Золотой век русской литературы. От классицизма и сентиментализма к романтизму и реализму.

Лекция







Презентац

Выучить лекцию, с.112 вопросы

17




Романтическая лирика начала века. "Литературный Колумб Руси". Очерк жизни и творчества В. А. Жуковского. Стихотворение «Море». Обучение анализу лирического стихотворения.

Беседа, выразительное чтение

З н а т ь: понятие о художественном мире писателя, основные темы и мотивы лирики

У м е т ь: анализировать поэтический текст







Презентац

Материалы собранные по анализу стихотворения на уроке, оформить в виде сочинения (или самостоятельно проанализировать стихотворения поэта), с.114-126

18




В.А.Жуковский. «Светлана». Особенности жанра баллады. Нравственный мир героини баллады. Язык баллады.

Беседа, практикум




  1. рассмотреть понятия “вера” и “верность” с нравственной точки зрения;

  2. формировать систему нравственных ценностей;

  3. вырабатывать навык анализа художественного произведения в единстве формы и содержания;

  4. развивать умение грамотно и аргументировано выражать свою точку зрения.




Музыка

С.127-140, вопросы с.140, наизусть отрывок баллады

19




А. С. Грибоедов: личность и судьба.

Лекция

З н а т ь: понятие драматического произведения, ремарка как выражение авторского взгляда, значение реплик героев, изображение характера героя в драматических произведениях

У м е т ь: анализировать поэтический текст

Музыка.

Вальсы Грибоед.

ИЗО.

Портреты Грибоед., работы И. Крамского (1873), В. Машкова (1827)

Иллюстрации к комедии

Авторы: И. Кузьмин, П. Соколов, Д. Кардовский и др.




Презентац

Прочитать комедию "Горе от ума".

20




Комедия "Горе от ума". Знакомство с героями. Чтение и анализ 1 действия.

Лекция, беседа, выразительное чтение, аналитическое чтение







Иллюстрац

Выразительное чтение II действия

21




2 действие комедии. Обучение анализу монолога.

Практикум










1 гр. – Чичиков: Беда или надежда России (вопросы по учебнику, творческий практикум стр. 147.)
2 гр. – Судьба и характер крестьян, которых покупал Чичиков у помещиков.
3 гр. – Художественная деталь и её роль в создании образа Плюшкина.

22




3 действие комедии. Анализ сцены бала.

Практикум, выразит. Чтение по ролям










Перечитать 4 действие комедии. Выучить наизусть монолог (по выбору)

23




4 действие комедии. Смысл названия комедии "Горе от ума". Проблема жанра. Новаторство и традиции в комедии.

Практикум










Начать подготовку к классному сочинению по комедии.

24




И. А. Гончаров "Мильон терзаний ". Обучение конспектированию.

Конспект










Закончить конспект статьи. Завершить подготовку к сочинению.

25-26




^ Классное сочинение по комедии "Горе от ума".

"Век нынешний и век минувший" в комедии.

"Софья начертана не ясно …"(А. Пушкин)

"Смысл названия комедии".

"Чацкий и Молчалин в комедии Грибоедова "Горе от ума"

"Москва, Страстная площадь, дом П.А.Фамусова ". Софье Павловне Фамусовой"…

"Смешное и грустное в комедии Грибоедова "Горе от ума".

"Стихи, их своеобразие и совершенство в комедии А.С. Грибоедова "Горе от ума" и другие.

Развитие речи










 

27




Лекция. А. С. Пушкин: жизнь и судьба.

Лекция, демонстрация

З н а т ь: факты биографии Пушкина, изобразительно-выразительные средства литературы, особенности философской лирики

У м е т ь: анализировать языковой строй стиха

ИЗО. Портреты А.С.Пушкина.

Русский язык.

Сборник текстов, текст

№1 «И.Пущин»,

№48 «Москвич Пушкин».

№72 «О музейной смотрительнице»

Презентац

Работа в группах собрать материалы о лицейских друзьях Пушкина.

28




Дружба и друзья в лирике А.С. Пушкина

Лекция, беседа, выразительное чтение

З н а т ь: особенности каждого жанра, тематической группы

У м е т ь: анализировать языковой строй стиха







иллюстрац

Наизусть

стихотворение «Пущину" (1826).

II четверть




29   




Свободолюбивая лирика А.С. Пушкина

выразительное чтение







иллюстрац

Анализ стихотворения. Чтение наизусть.

 

30    




Любовная лирика Пушкина. Адресаты любовной лирики Пушкина.

Семинар







иллюстрац

музыка

Анализ стихотворения Чтение наизусть.

31      




Тема поэта и поэзии в лирике Пушкина.

Практикум










Ответ по плану с цитированием наизусть.

32     




А.С. Пушкин «Цыганы» как романтическая поэма. Герои поэмы. Противоречие двух миров: цивилизованного и естественного.

Внеклассное чтение










«Евгений Онегин». Знание текста.

33




«Евгений Онегин» История создания романа. Композиция. Сюжет. Жанр романа в стихах. Система образов романа.

Лекция, работа с книгой

З н а т ь: жанры лирики, её особенности, понятие «роман в стихах»; композиционное строение романа; герои

У м е т ь: самостоятельно делать выводы, выявлять авторскую позицию и художественную концепцию произведения: сюжет, систему образов

ИЗО. Иллюстр. к роману. Художники: М. Микешин, Н. Кузьмин, М. Добужинский, А. Нотбек, В. Канашевич, сам А. С. Пушкин.

Музыка. Чайковский. Опера «ЕО».




Презентац

День Онегина в Петербурге.

34




Типическое и индивидуальное в образах Онегина и Ленского. Трагические итоги жизненного пути.

Беседа, выразительное чтение

У м е т ь: самостоятельно делать выводы, выявлять авторскую позицию и художественную концепцию произведения: сюжет, систему образов










  1. Проанализировать строфы XXXIX и XXXVII (возможные пути жизни Ленского).

  2. Письмо Онегина и Татьяны.

  3. Как изображена Москва в гл.7.

35




Татьяна Ларина – нравственный идеал Пушкина. Татьяна и Ольга.

Аналитичес-кая работа с текстом

У м е т ь: работать с критической литературой










36




Эволюция взаимоотношений Татьяны и Онегина. Анализ двух писем.

Практикум










Письмо наизусть.

37




Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа.

Беседа













38




Пушкинская эпоха в романе. «Евгений Онегин» как энциклопедия русской жизни. Реализм романа.

Семинар













39-40




Пушкинский роман в зеркале критики: В.Г. Белинский, А.А. Григорьев. Подготовка к сочинению по роману.

Развитие речи

У м е т ь: самостоятельно делать выводы, строить рассуждения на нравственно-этические темы










41




А.С. Пушкин «Моцарт и Сальери». Проблема «гения и злодейства». Два типа мировосприятия персонажей.

Внеклассное чтение

уметь :

определять тематику и проблематику маленькой трагедии

- уметь находить изобразительно – выразительные средства языка;

- уметь анализировать текст, отбирать главное, сопоставлять произведения разных видов искусств, объединенных одной темой;







Понятно, что зависть – явление крайне страшное. Как с ней бороться, чтобы сохранить свет в своей душе? Вы – люди 21 века. Попробуйте поразмышлять над этой проблемой. Каким образом можно бороться с таким чувством как зависть? Напишите свои рецепты.

42




М.Ю.Лермонтов. Личность, судьба, эпоха. Мотивы вольности и одиночества в лирике.

Лекция, беседа, работа с книгой, демонстрация

З н а т ь: основные факты жизни и творчества М. Ю. Лермонтова.

У м е т ь: определять род и жанр литературного произведения; выразительно читать произведение, в том числе выученные наизусть отрывки

История.

30-е годы XIX века.




Презентац

иллюстрац

1) стр. учебника 250-262;

2) принести стихотворения «Смерть поэта»; «Как часто пестрою толпою окружен» («1 января»), «Желание», «Узник»;







43    




Эпоха безвременья в лирике М.Ю.Лермонтова. Анализ «Думы».

Семинар










«Выхожу один я на дорогу» Наизусть.

44     




Образ поэта-пророка в поэзии М.Ю.Лермонтова.

Практикум

З н а т ь: понятие композиции поэтического произведения.

У м е т ь: объяснить особенности строения стиха







иллюстрац

1) Чтение учебника, статьи (стр. 227—279).

2) Принести на урок тексты стихотворений:

"К. н.и. "Я не достоин, может быть"

"К…" "Не думай, чтоб я был достоин сожаленья"

"Она была прекрасна, как места"

"Я не унижусь пред тобою"

"К" "прости! — мы не встретимся боле"

"Отчего" "Нет, не тебя так пылко я люблю"

45    




Адресаты любовной лирики Лермонтова.

Практикум







иллюстрац

«Родина». Наизусть стихотв.

46     




«Герой нашего времени» - первый психологический роман в русской литературе. Обзор содержания.

Лекция, работа с книгой

З н а т ь: проблематику произведения; смысл понятия «герой времени»

У м е т ь: выбирать цитаты, характеризующие героя







Презентац

читать главу "Максим Максимыч".

Кто более прав в отношении к другому: Печорин или Максим Максимыч?

Каким видит Печорина Максим Максимыча?

Какое впечатление на вас произвел Печорин в этой главе?

Портрет Печорина: "злой нрав" или "глубокая, постоянная грусть" в основе его характера?

Как меняется форма повествования, его характерная тональность?

Учебник — стр. 288 — 311.

47




Печорин как представитель «портрета поколения». Загадки образа Печорина в главах «Бэла» и «Максим Максимыч».

Беседа

З н а т ь: художественные средства создания характера героя

У м е т ь: строить собственное высказывание на материале произведения, анализе изобразительных средств







1) Стр. Учебника — "Печорин и Максим Максимыч".

2) Чтение "Тамань".

Как раскрывается Печорин в его истории с контрабандистами?




48




«Журнал Печорина» как средство самораскрытия его характера. «Тамань», «Княжна Мери», «Фаталист».

Беседа










  чтение и анализ повести "Княжна Мэри".




49




Печорин в системе мужских образов романа. Дружба в жизни Печорина.

Практикум










повести "Фаталист" ст. Белинского о Герое…"

—Почему повестью "Фаталист" заканчивается роман?

— В чем беда Печорина?

— Есть ли внутренняя связь между "Думой" и романом Лермонтова?

Где автор более сурово осуждает свое поколение?

III четверть




50




Печорин в системе женских образов романа. Любовь в жизни Печорина.

Практикум










1) Чтение статьи Белинского "Герой нашего времени" (Основные положения статьи записать в тетрадь). 2) Материал к сочинению.

51




Споры о романтизме и реализме романа «Герой нашего времени». Подготовка к сочинению

Семинар













52




Контрольная работа по лирике М.Ю. Лермонтова и роману «Герой нашего времени».

Урок

Контроля










Стр.319-324

53




Н.В.Гоголь. Страницы жизни и творчества. Первые творческие успехи. Проблематика и поэтика первых сборников Н.В. Гоголя «Мертвые души». Обзор содержания.

Лекция, беседа, работа с книгой, демонстрация

З н а т ь: особенности жанра поэмы как эпического произведения, понятия лиричности и психологизма

У м е т ь: внимательно читать




Русский язык.

Сб-к текстов

№3 «О Чичикове»

№41 («Чичиков и Собакевич»).




История.

Крепостное право в России.




Презентац

иллюстрац

Подготовить сообщения-характеристики помещиков (Манилов, Ноздрёв, Коробочка, Собакевич, Плюшкин) по плану: а) первое впечатление; б) характерные особенности внешности; в) манера поведения и речь; г) отношение к хозяйству; д) отношение к окружающим; е) любимые занятия; ж) жизненные цели; з) выводы.

54




Система образов поэмы «Мертвые души». Обучение анализу эпизода.

Работа с текстом

З н а т ь: понятие «типизация»

У м е т ь: самостоятельно делать выводы, выявлять авторскую позицию и художественную концепцию произведения: сюжет, систему образов




иллюстрац

Подготовить тест.

55




Образ города в поэме «Мертвые души».

Беседа













56




Чичиков как новый герой эпохи и как антигерой. Эволюция его образа в замысле поэмы.

Беседа

У м е т ь: строить собственные выводы по теме, анализировать детали произведения










Подготовиться к диспуту.

57-58




«Мертвые души» - поэма о величии России. Мертвые и живые души. Эволюция образа автора. Поэма в оценках В.Г. Белинского. Подготовка к сочинению.

Семинар










Статьи учебника о Тютчеве, Фете, Некрасове.

59




А.Н.Островский. Слово о драматурге. «Бедность не порок». Особенности сюжета. Патриархальный мир в пьесе и угроза распада.

Лекция, беседа

выявить значение драматургии А.Н.Островского; обзорно познакомиться с содержанием пьесы




Презентац

«Бедность не порок». Чтение статьи.

60




Любовь в патриархальном мире и ее влияние на героев пьесы «Бедность не порок». Комедия как жанр драматургии.

Беседа













Чтение статьи учебника.

61-62




Ф.М.Достоевский. Основные этапы жизни и творчества. Тип «петербургского мечтателя» в повести «Белые ночи». Черты его внутреннего мира.

Лекция, беседа, работа с книгой, демонстрация

З н а т ь: содержание повести.

У м е т ь: характеризовать изобразительно-выразительные средства.







Презентац

«Белые ночи». Мое представление о главном герое.

63




Роль истории Настеньки в повести «Белые ночи». Содержание и смысл «сентиментальности» в понимании Достоевского. Развитие понятия о повести.

Беседа










Ответ на вопрос: “Актуальна ли проблема, поднятая в произведении, в наши дни”?

64




Личность Л.Н.Толстого. Замысел автобиографической трилогии и ее воплощение. Подлинные и мнимые ценности жизни (По повести Л.Н.Толстого «Юность»)

Внеклассное чтение




Русский язык.

Текст № 8 («Исповедь»).







Составить вопросы для анализа главы. Прочитать главу «Я проваливаюсь».

65




Эпоха А.П.Чехова. «Смерть чиновника». Эволюция образа «маленького человека» в русской литературе XIX века и чеховское отношение к нему.

Аналитическая беседа, работа с книгой,







Презентац

иллюстрац

Рассуждение-миниатюра. Почему рассказ называется «Смерть чиновника», а не «Смерть Ивана Дмитриевича»?




66




А.П.Чехов «Тоска». Тема одиночества человека в мире. Образ многолюдного города и его роль в рассказе.

Беседа










Статья учебника о литературе ХХ века.

67




Подготовка к сочинению-ответу на проблемный вопрос «В чем особенности изображения внутреннего мира героев русской литературы XIX века?» (на примере произведений А.Н. Островского, Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова)

Развитие речи













^ Из поэзии XIХ века (1ч)




68




Лирика Н.А.Некрасова, Ф.И.Тютчева, А.А.Фета. Их стихотворения разных жанров. Эмоциональное богатство русской поэзии.

Внеклассное чтение

З н а т ь: основные жанры лирики, особенности гражданской лирики

У м е т ь: анализировать поэтический текст







Презентац

иллюстрац

Анализ стихотв. По выбору.

^ Из русской литературы XХ века.




Из русской прозы ХХ века. (10ч)

69




Русская литература XX века: многообразие жанров и направлений.

Лекция, аналитическая беседа, работа с книгой,










Анализ стихотворения по выбору.

70




И. Бунин. Слово о писателе. «Темные аллеи». История любви Надежды и Николая Алексеевича. «Поэзия» и «проза» русской усадьбы.

Аналитическая беседа, работа с книгой,

З н а т ь: понятие импрессионализма в искусстве

У м е т ь: характеризовать изобразительно-выразительные средства.




Презентац




71




Мастерство И.Бунина в рассказе «Темные аллеи». Лиризм повествования.

Практикум







иллюстрац




72




М.Булгаков. Жизнь и судьба.«Собачье сердце» как социально-философская сатира на современное общество. История создания и судьба повести. Система образов повести.

Лекция, беседа, работа с книгой, демонстрация

З н а т ь: содержание произведения.

У м е т ь: определять нравственную проблематику произведения; владеть различными видами пересказа.




Презентац

«Собачье сердце Примеры гротеска в повести.

 

73




Поэтика повести М.Булгакова «Собачье сердце». Гуманистическая поэзия автора. Смысл названия.

Практикум










.Ответить на вопросы.

74




М.А.Шолохов. «Судьба человека». Смысл названия рассказа. Судьба человека и судьба Родины.

Лекция, аналитическая беседа, работа с книгой,

З н а т ь: композиция рассказа, его пафос, приемы и средства изображения характера героя, автор и повествователь в рассказе

У м е т ь: определять нравственную проблематику произведения; владеть различными видами пересказа.

ИЗО – портреты писателей, репродукции картин с изображением военных событий.

Музыка – песни военных лет.

История – Великая Отечественная война.

Презентац




75




Особенности авторского повествования в рассказе «Судьба человека». Композиция рассказа, автор и рассказчик, сказовая манера повествования. Роль пейзажа, широта реалистической типизации, особенности жанра.

Практикум













76




А.И. Солженицын. Слово о писателе. «Матренин двор» Картины послевоенной деревни. Образ рассказчика. Тема праведничества в рассказе.

Беседа, работа с книгой







Презентац




77




Образ праведницы в рассказе «Матренин двор». Трагизм ее судьбы. Нравственный смысл рассказа-притчи.

Практикум










Письм. ответ на вопрос: “О чем заставил меня задуматься рассказ А. И. Солженицына “Матренин двор”?

78




Контрольная работа по произведениям второй половины XIX и XX веков.

Урок

контроля
















^ Из русской поэзии ХХ века.




Штрихи к портретам (14ч)

79




«Серебряный век» русской поэзии.

Лекция, демонстрация

З н а т ь: основные черты искусства «серебряного века», новые направления в противовес реализму

У м е т ь: характеризовать изобразительно-выразительные средства.

ИЗО. Портреты поэтов «серебряного века».

Презентац

В чем уникальность «Серебряного века»?

IV четверть




80




А.А.Блок. Слово о поэте. Своеобразие лирики. Образы и ритмы поэта. «Ветер принес издалека.., «О, весна без конца и без краю…» и др.

Аналитическая беседа, работа с книгой, поэтическим текстом

У м е т ь: анализировать поэтический текст







иллюстрац

Наизусть на выбор.

81




С.А.Есенин. Своеобразие лирики. Тема Родины. «Вот уж вечер..», «Разбуди меня завтра рано…» и др.

Аналитическая беседа, работа с книгой, поэтическим текстом

У м е т ь: самостоятельно выражать читательское восприятие стихов




иллюстрац

Наизусть на выбор.

82




Размышления о жизни, любви, природе, предназначении человека в лирике С.А. Есенина. «Письмо к женщине», «Не жалею, не зову, не плачу…».

Практикум







иллюстрац

Наизусть на выбор

83-84




Слово о В.В. Маяковском. «Послушайте!», «А вы могли бы?», «Люблю» (отрывок). Новаторство поэзии Маяковского.

Аналитическая беседа, работа с книгой, поэтическим текстом







иллюстрац

Наизусть на выбор.

85




М.И.Цветаева. Биография поэтессы. Стихи о поэзии, о любви, о жизни и смерти. Особенности поэтики Цветаевой.

Аналитическая беседа, работа с книгой, поэтическим текстом







иллюстрац

музыка

Наизусть на выбор.

86




«Родина». Образ Родины в лирическом цикле М. Цветаевой «Стихи о Москве». Традиции и новаторство в творческих поисках поэта.

Практикум










Наизусть на выбор.

87




Н.А.Заболоцкий. Слово о поэте. Тема гармонии с природой, любви и смерти в лирике поэта. Философский характер лирики Заболоцкого.

Аналитическая беседа, работа с книгой, поэтическим текстом







иллюстрац

Наизусть на выбор.

88




«Я отраженье вашего лица» А.А.Ахматова. Слово о поэтессе. Трагические интонации в любовной лирике.

Аналитическая беседа, работа с книгой, поэтическим текстом




Русский язык.

Текст № 14 (из статьи «Анна Ахматова» К.И.Чуковского).

иллюстрац

Любимые страницы. Поэзии «серебряного века».

89




Стихи А.Ахматовой о поэте и поэзии. Особенности поэтики.

Практикум










Любимые страницы. Поэзии «серебряного века

90




Б.Л. Пастернак. Слово о поэте. Вечность и современность в стихах о природе и любви. Философская глубина лирики Пастернака.

Аналитическая беседа, работа с книгой, поэтическим текстом







иллюстрац




91      




А.Т.Твардовский. Слово о поэте. Стихи о Родине и о природе. Интонация и стиль стихотворений «Урожай», «Весенние строчки».

Аналитическая беседа, работа с книгой, поэтическим текстом







иллюстрац

Подготовиться к семинару.

92 




А.Т.Твардовский. «Я убит подо Ржевом». Проблемы и интонации стихов о войне.

Практикум










Подготовиться к семинару

^ Песни и романсы на стихи русских поэтов XIX-XX вв. (3ч)




93-94 




Песни и романсы на стихи русских поэтов XIX-XX вв.

Внеклассное чтение







иллюстрац

музыка

Анализ произведений.

95




Зачетное занятие по русской лирике XX века.

Урок

контроля










Анализ произведений

^ Из зарубежной литературы (7ч)




96




Античная лирика.

Катулл. Слово о поэте. «Нет, ни одна средь женщин…» и др. Чувства и разум в любовной лирике поэта.

Внеклассное чтение










 

97   




Данте Алигьери. Слово о поэте. «Божественная комедия» (фрагменты). Множественность смыслов поэмы и ее универсально-философский характер.

Беседа, работа с книгой










 

98




У. Шекспир. Слово о поэте. «Гамлет». Гуманизм эпохи Возрождения. Общечеловеческое значение героев Шекспира. Одиночество Гамлета в его конфликте с реальным миром «расшатавшегося века».

Беседа, работа с книгой

Знать: жанры драматического произведения, их отличительные признаки

Уметь: анализировать текст с точки зрения его строения и понимания




Презентац




99




Трагизм любви Гамлета и Офелии. Философский характер трагедии. Гамлет как вечный образ мировой литературы.

Внеклассное чтение













100




И.-В. Гете. Слово о поэте. «Фауст». Эпоха Просвещения. «Фауст» как философская трагедия. Противостояние добра и зла, Фауста и Мефистофеля.

Лекция













101




Смысл сопоставления Фауста и Вагнера. Трагизм любви Фауста и Гретхен. Идейный смысл трагедии.

Внеклассное чтение













102  




Выявление уровня литературного развития учащихся. Итоги года и задание на лето.

Беседа, тестирование










 
 

 




Скачать 449,01 Kb.
оставить комментарий
В.Я.Коровиной
Дата06.09.2011
Размер449,01 Kb.
ТипПояснительная записка, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

отлично
  3
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Загрузка...
Документы

Рейтинг@Mail.ru
наверх