Программа вступительных испытаний по литературе на экзамене по литературе  icon

Программа вступительных испытаний по литературе на экзамене по литературе


Смотрите также:
Программа вступительных испытаний по литературе программа предназначена для поступающих на...
Программа вступительных испытаний по литературе на экзамене по литературе поступающий должен...
Программа вступительного экзамена по литературе Целью вступительных испытаний...
Программа по литературе экзаменационные требования...
Программа по литературе 1...
Программы вступительных экзаменов в средние специальные учебные заведения РФ для поступающих на...
Программа по литературе для вступительных испытаний в мгакхиС...
Программа вступительных испытаний...
Программа вступительных испытаний по русской литературе...
Программа вступительных испытаний по литературе Вступительные испытания по литературе проводятся...
Программа вступительных испытаний по литературе для абитуриентов...
Программа вступительных испытаний Программа вступительных испытаний по русскому языку Общие...



Загрузка...
скачать


Областное государственное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«Орловский музыкальный колледж»


ПРОГРАММА ВСТУПИТЕЛЬНЫХ ИСПЫТАНИЙ ПО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРЕДМЕТАМ

ДЛЯ ЛИЦ, ИМЕЮЩИХ СРЕДНЕЕ (ПОЛНОЕ) ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ, СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ


Орел, 2010

Одобрена

предметно-цикловой комиссией

общеобразовательных, гуманитарных

и социально-экономических дисциплин

Протокол № 9 от 01 марта 2010 г.


Председатель ПЦК

Паниткова Е.В.


Составитель:

ПАНИТКОВА Е.В., к.ф.н., преподаватель русского языка и литературы Орловского музыкального колледжа.


Рецензенты:

^ ХАРЬКОВА Н.С. , руководитель структурного подразделения отделений «Инструментальное исполнительство» Орловского музыкального колледжа,

Почетный работник среднего профессионального образования РФ.

^ БОНДАРЕВА Н.А., к.ф.н., доцент кафедры иностранных языков ОГИЭТ.


Вступительные испытания


При приеме граждан, имеющих среднее (полное) общее образование, среднее профессиональное образование, высшее профессиональное образование, обязательными для всех категорий поступающих являются два вступительных испытания – русский язык и литература.


Вступительные испытания по русскому языку проходят в форме диктанта, по литературе устно (в форме собеседования по двум экзаменационным вопросам билета).


^ ПРОГРАММА ВСТУПИТЕЛЬНЫХ ИСПЫТАНИЙ ПО

ЛИТЕРАТУРЕ


На экзамене по литературе поступающий должен показать:


• знание текстов указанных произведений русской литературы;

• понимание художественного, нравственно-философского и общественного значения литературных произведений;

• знание творческого пути писателей, произведения которых входят в программу.


уметь

• воспринимать и анализировать художественный текст;

• выделять смысловые части художественного текста;

• определять род и жанр художественного произведения;

• выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать характеристику героев;

• характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;

• выявлять авторскую позицию;

• выражать свое отношение к прочитанному;

• строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

•выразительно читать произведения, выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения.


По теории литературы от экзаменующегося требуется владение следующими понятиями и терминами:


1. художественный образ;

2. классицизм, сентимента­лизм, романтизм, реализм;

3. форма и содержание литературного произведения: тема, идея, проблематика, сюжет, композиция;

4. стадии развития действия: экспо­зиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог;

5. лирическое отступле­ние, конфликт, сюжет, композиция, система персонажей;

6. персонаж, характер, литературный герой, лирический герой; образ автора, автор-повествователь;

7. художественная деталь, портрет, пейзаж, интерьер;

8. изобразительно-вырази­тельные средства в художественном произведении: эпитет, метафора, сравнение, гипербола, аллегория;

9. художественная речь, диалог и монолог, метафора, эпитет;

10. роды литературных произведений – эпос, драма, лирика – и основные их жанры.


^ Рекомендации по подготовке к экзамену


К экзамену нужно готовиться, перечитывая тексты изученных литературных произведений, повторяя теоретико-литературные понятия в объеме, определенном обязательным минимум содержания образования, используя при этом учебники и учебные пособия по литературе, имеющие гриф Министерства образования и науки РФ.


^ Литературные произведения.


В.А. Жуковский. Вечер. Море. Невыразимое. Светлана.

А.С.Грибоедов. Горе от ума.

А.С.Пушкин. Стихотворения: Вольность. К Чаадаеву. Узник. К морю. Пророк. Поэт. Поэту. Осень. Анчар. «Я вас любил…». «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…». Деревня. «Погасло дневное светило»…». «Я вас любил». «Брожу ли я вдоль улиц шумных…». Элегия («Безумных лет угасшее веселье»). «Я помню чудное мгновенье». «Вновь я посетил…».

Евгений Онегин.

М.Ю.Лермонтов. Стихотворения: Ангел. «Прощай, немытая Россия». Родина. Парус. Смерть поэта. Пророк. «Когда волнуется желтеющая нива…». Поэт («Отделкой золотой блистает мой кинжал…»). Дума. «Как часто пестрою толпою окружен…». «И скучно и грустно». «Выхожу один я на дорогу». «Нет, не тебя так пылко я люблю…».

Герой нашего времени.

Н.В.Гоголь. Ревизор. Шинель. Мёртвые души.

А.Н.Островский. Гроза. Свои люди – сочтёмся. Бесприданница (одно произведение).

^ И.А. Гончаров. Обломов.

И.С. Тургенев. Отцы и дети.

Н.А.Некрасов. Стихотворения: Тройка. Размышления у парадного подъезда. Железная дорога. «Вчерашний день, часу в шестом…». Забытая деревня. Элегия («Пускай нам говорит изменчивая мода…»). «Я не люблю иронии твоей…». «Мы с тобой бестолковые люди…». Поэт и Гражданин. «О, Муза! Я у двери гроба…».

Поэма «Кому на Руси жить хорошо».

Ф.И.Тютчев. Стихотворения: «Есть в осени первоначальной…». «Нам не дано предугадать…». «Певучесть есть в морских волнах…». Цицерон. Весенние воды. «Тени сизые смесились…». «О, как убийственно мы любим…». Последняя любовь. К.Б. («Я встретил вас – и все былое»). «С поляны коршун поднялся…». «Умом Россию не понять…». «Не то, что мните вы, природа…». Полдень.

А.А.Фет. Стихотворения: «Заря прощается с землею…». «Учись у них - у дуба, у березы…». «На заре ты ее не буди…». «Шепот. Робкое дыханье…». «Сияла ночь. Луной был полон сад...». Вечер. «Это утро, радость эта…»

М.Е.Салтыков-Щедрин. Сказки: Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил.

Дикий помещик. Премудрый пескарь.

^ Ф.М. Достоевский. Преступление и наказание.

Л.Н.Толстой. Война и мир.

А.П.Чехов. Смерть чиновника. Толстый и тонкий. Хамелеон. Человек в футляре. Ионыч. Вишневый сад.

М.Горький. Старуха Изергиль. На дне.

И.А.Бунин. Темные аллеи (1-2 произведения). Чистый понедельник. Господин из Сан-Франциско.

^ А.И. Куприн. Олеся. Поединок. Гранатовый браслет (одно произведение).

Л.Н. Андреев. Петька на даче. Баргамот и Гараська. Ангелочек.

С.А.Есенин. Стихотворения: «О красном вечере задумалась дорога…». «Гой ты, Русь, моя родная…». «Край любимый! Сердцу снятся…». «Отговорила роща золотая…». «Заметался пожар голубой…». «Я последний поэт деревни…». Русь советская. «Мы теперь уходим понемногу…». «Запели тесаные дроги…». «Не жалею, не зову, не плачу…». Письмо матери. «Шаганэ ты моя, Шаганэ…». «Спит ковыль. Равнина дорогая…». «Не бродить, не мять в кустах багряных…».

Поэма «Анна Снегина».

^ М.И. Цветаева. Стихотворения: «Моим стихам, написанным так рано…». Стихи к Блоку («Имя твое-птица в руке…»). «Кто создан из камня, кто создан из глины…». «Тоска по Родине! Давно…». Рассвет на рельсах. Роландов Рог.

^ О.Э. Мандельштам. Стихотворения: «Бессонница. Гомер. Тугие паруса…». «За гремучую доблесть грядущих веков…». «Я вернулся в мой город, знакомый до слез…». «Батюшков».

А.А. Блок. Стихотворения: Незнакомка. Россия. «О весна без конца и без краю…». «О доблестях, о подвигах, о славе…». «О, я хочу безумно жить…». Родина. Фабрика. «Вхожу я в темные храмы…». «Ночь, улица, фонарь, аптека…». В ресторане. Цикл «На поле Куликовом».

Поэма «Двенадцать».

В.В.Маяковский. Стихотворения: Послушайте! Хорошее отношение к лошадям. Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским на даче. Прозаседавшиеся. Разговор с фининспектором о поэзии. Нате! Вам! А вы могли бы? «Скрипка и немножко нервно…». Юбилейное.

Поэма «Облако в штанах».

^ А.А. Фадеев. Разгром.

М.А. Булгаков. Мастер и Маргарита.

М.А.Шолохов. Донские рассказы («Родинка», «Продкомиссар»). Тихий Дон. Судьба человека.

А.А.Ахматова. Стихотворения: «Сжала руки под темной вуалью…». «Мне голос был. Он звал утешно…». Творчество. Мужество. Родная земля. Песня последней встречи. Приморский сонет. «Заплаканная осень, как вдова…». «Не с теми я, кто бросил землю…».

Поэма «Реквием».

А.Т.Твардовский. Стихотворения: «Вся суть в одном единственном завете…». Памяти матери. «Я знаю никакой моей вины…». Поэма «Василий Теркин» (главы: Переправа. Два бойца. Поединок. Смерть и воин). Поэма «По праву памяти».

^ Б.Л. Пастернак. Стихотворения: «Февраль. Достать чернил и плакать!». Гамлет. Зимняя ночь («Мело, мело по всей земле…»). «Во всем мне хочется дойти…». Снег идет. Определение поэзии. Никого не будет в доме. Рассвет. Август. «Быть знаменитым некрасиво…».

^ А.И. Солженицын. Матренин двор.

В.М. Шукшин. Срезал. Чудик. Обида. До третьих петухов. Калина красная.

Великая Отечественная война в литературе 50-90-х гг.20 в.(произведения не менее двух

авторов по выбору):

В.Быков. Сотников. Дожить до рассвета.

К.Воробьев. Убиты под Москвой.

Ю.В. Бондарев. Горячий снег.

В.Кондратьев. Сашка.

В.Г. Распутин. Живи и помни.

Б.Л. Васильев. А зори здесь тихие.

^ Поэзия второй половины 20 в. Б.А. Ахмадулина, Н.М. Рубцов, Д.С. Самойлов, И.А. Бродский, А.А. Вознесенский, Е.А. Евтушенко, Б.А. Слуцкий, В.С. Высоцкий, Б.Ш. Окуджава (стихотворения не менее трех авторов по выбору).

^ Тема русской деревни в литературе 60-90-х гг.20 в.(произведение одного автора по выбору):

Ф.Абрамов. Братья и сестры.

Б.Можаев. Мужики и бабы.

С.Антонов. Овраги.

В. Белов. Кануны.


^ Тема трагической судьбы человека в тоталитарном государстве (произведение одного автора по выбору):

А.Рыбаков. Дети Арбата.

В.Дудинцев. Белые одежды. Не хлебом единым.

А.Приставкин. Ночевала тучка золотая.

В.Гроссман. Жизнь и судьба.

^ Человек и природа в литературе 60-90-х гг.20 в. (произведение одного автора по выбору):

В.П. Астафьев. Царь-рыба.

Б.Л. Васильев. Не стреляйте в белых лебедей.

В.Г. Распутин. Прощание с Матерой.


^ В.П. Астафьев. Печальный детектив.

В. Айтматов. И дольше века длится день. Плаха (одно произведение).

В.Г. Распутин. Пожар.

****

Литература XIX в.


Новое понимание человека в его связях с национальной историей (Отечественная война 1812 г., восстание декабристов, отмена крепост­ного права). Осмысление русской литературой ценностей европейской и мировой культуры. Романтизм как литературное направление. Воплощение в литературе романтических ценностей. Соотношение мечты и действительности в романтических произведениях. Конф­ликт романтического героя с миром. Особенности романтического пейзажа. Формирование представлений о национальной самобытнос­ти. А. С. Пушкин как основоположник новой русской литературы. Роль литературы в формировании русского языка.

Проблема личности и общества. Тип героя-индивидуалиста. Об­раз «героя времени». Образ человека-праведника. Образ русской женщины и проблема женского счастья. Человек в ситуации нравствен­ного выбора. Интерес русских писателей к проблеме народа. Реализм в русской литературе, многообразие реалистических тенденций. Ис­торизм и психологизм в литературе. Нравственные и философские искания русских писателей. Глубинная, таинственная связь человека и природы.

В. А. Жуковский.

Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения: «Море», «Невыразимое», Светлана».

Черты романтизма в лирике Жуковского. Тема человека и природы, соотношение мечты и действительности в лирике поэта.

А. С. Грибоедов.

Комедия «Горе от ума». Специфика жанра комедии. Искусство построения интриги (лю­бовный и социально-психологический конфликт). Смысл названия и проблема ума в комедии. Чацкий и фамусовская Москва. Мастерство драматурга в создании характеров (Софья, Молчалин, Репетилов и др.). «Открытость» финала пьесы, его нравственно-философское зву­чание. Черты классицизма и реализма в комедии, образность и афо­ристичность ее языка.

А. С. Пушкин.

Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения: Вольность. К Чаадаеву. Узник. К морю. Пророк. Поэт. Поэту. Осень. Анчар. «Я вас любил…». «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…». Деревня. «Погасло дневное светило»…». «Я вас любил». «Брожу ли я вдоль улиц шумных…». Элегия («Безумных лет угасшее веселье»). «Я помню чудное мгновенье». «Вновь я посетил…».

Поэтическое новаторство Пушкина, трансформация традицион­ных жанров в пушкинской лирике. Основные мотивы поэзии Пушки­на (свобода, любовь, дружба, творчество), их развитие на разных эта­пах его творческого пути. Образно-стилистическое богатство и фило­софская глубина лирики Пушкина. Гармония мысли и образа. «Чувства добрые» как нравственная основа пушкинской лирики.

Роман в стихах «Евгений Онегин».

Своеобразие жанра и композиции романа в стихах. Единство эпи­ческого и лирического начал. Образ автора в произведении. Сюжет­ные линии романа и темы лирических отступлений. Образ Онегина и тип «лишнего человека» в русской литературе. Онегин и Ленский. Татьяна как «милый идеал» Пушкина. Тема любви и долга в романе. Нравственно-философская проблематика произведения. Реализм и энциклопедизм романа.

М. Ю. Лермонтов.

Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения: Ангел. «Прощай, немытая Россия». Родина. Парус. Смерть поэта. Пророк. «Когда волнуется желтеющая нива…». Поэт («Отделкой золотой блистает мой кинжал…»). Дума. «Как часто пестрою толпою окружен…». «И скучно и грустно». «Выхожу один я на дорогу». «Нет, не тебя так пылко я люблю…».

Основные мотивы лирики: тоска по идеалу, одиночество, жажда люб­ви и гармонии. Образ поэта в лермонтовской лирике. Поэт и его по­коление. Тема родины. Природа и человек в философской лирике Лермонтова.

Роман «Герой нашего времени».

Жанр социально-психологического романа. Образы повествова­телей, особенности композиции произведения, ее роль в раскрытии образа Печорина. Печорин в ряду героев романа (Максим Максимыч, горцы, контрабандисты, Грушницкий, представители «водяного об­щества», Вернер, Вулич). Тема любви и женские образы в романе. Пе­чорин в галерее «лишних людей». Нравственно-философская пробле­матика произведения, проблема судьбы. Черты романтизма и реализ­ма в романе.

Н. В. Гоголь.

«Ревизор», «Шинель». Разоблачение социальных и нравственных пороков людей.

Поэма «Мертвые души» (1 том).

История замысла, жанр и композиция поэмы, логика последова­тельности ее глав. Авантюра Чичикова как сюжетная основа повест­вования. Место Чичикова в системе образов. Образы помещиков и чиновников и средства их создания. Смысл названия произведения. Души мертвые и живые в по­эме. Лирические отступления в поэме, образ Руси и мотив дороги. Своеоб­разие гоголевского реализма.

Н. А. Некрасов.

Представления Некрасова о поэте и поэзии. Своеобразие некрасовской Музы. Гражданская лирика.

Поэма «Кому на Руси жить хорошо». Идейный замысел поэмы. Жизнь народа и образы крестьян. Сатирические портреты помещиков. Образ Гриши Добросклонова – «народного заступника». Нравственные проблемы поэмы (понимание счастья, долга, греха). Художественное своеобразие поэмы (народно-поэтическая основа, поэтическое многоголосие, элементы юмора, сатиры; язык и стих поэмы).

Л.Н.Толстой.

«Война мир». История создания романа. Изображение войны в романе. Шенграбенское и Аустерлицкое сражения. Война 1812 г. в романе. Русские солдаты и офицеры в Бородинском сражении. Партизанская война. Платон Каратаев и Тихон Щербатый.

Кутузов и Наполеон в романе. Великосветское общество в романе.

Путь духовных исканий главных героев. Андрей Болконский и Пьер Безухов. Наташа Ростова и Марья Болконская. Художественное мастерство автора (глубина психологического анализа, цельность композиции, народность слога).

А. П. Чехов.

Жизнь и творчество (обзор).

Рассказы: «Смерть чиновника», «Толстый и тонкий», «Хамелеон». Комическое и трагическое в прозе Чехова. Трансформация темы «маленького» человека. Особенности авторской позиции в рассказах.

«Маленькая трилогия»: «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви». Превращение интеллигентов в обывателей. Изображение трагедии будничного мещанского существования, духовного оскудения личности в рассказе «Ионыч». Художественное своеобразие рассказа (лаконизм повествования, искусство детали, портрет, роль пейзажа).

А.П. Чехов-драматург. «Вишневый сад». Символический смысл названия пьесы. Отношение к вишневому саду Раневской, Гаева, Лопахина, Пети Трофимова и Ани. Новаторство А.П. Чехова-драматурга.



Русская литература ХХ в.



Человек и история в литературе. Личность и государство. Тема ро­дины и ее судьбы. Образ России в поэзии ХХ в. Годы военных испы­таний и их отражение в литературе.

Обращение писателей второй половины ХХ в. к острым пробле­мам современности. Поиски незыблемых нравственных ценностей в народной жизни, раскрытие самобытных русских характеров.

Серебряный век русской поэзии.

Общая характеристика. Поэтические индивидуальности: К.Бальмонт, В.Я. Брюсов, И.Северянин, О.Э. Мандельштам, Н.С. Гумилев, М.И. Цветаева, А.А. Ахматова и др.

А. А. Блок.

Краткий обзор жизни и творчества. Романтический мир раннего Блока. «Стихи о Прекрасной Даме». Родина и любовь как единая тема в творчестве Блока («Россия», «О весна без конца и без краю…», «Родина»). Художественные средства создания образа России. Стихи о любви («Незнакомка», «О доблестях, о подвигах, о славе…»).

Поэма «Двенадцать». Тема революции. «Старый мир» в поэме. Утверждение исторической правды народа. Композиция, поэтическая символика, лексика, интонационное разнообразие поэмы.

А.М. Горький.

Краткий обзор жизни и творчества. Рассказ «Старуха Изергиль». Смысл сопоставления Ларры и Данко. Гуманистическая позиция романтического героя. Художественное своеобразие рассказа.

Горький-драматург. «На дне» социально-философская драма. Трагические судьбы людей «дна». Спор о назначении человека. Лука и Сатин. Особенности драматургического конфликта, композиции.

С. А. Есенин.

Сложность и противоречивость творческого пути поэта. Любовь к родине, родная природа в лирике поэта («Гой ты, Русь, моя родная…», «Край любимый! Сердцу снятся…», «Отговорила роща золотая…», «Заметался пожар голубой…», «Я последний поэт деревни…», «Русь советская» и др. Поэтизация крестьянской Руси в творчестве Есенина. Эмоцио­нальная искренность и философская глубина поэзии Есенина. Чело­век и природа в художественном мире поэта.

«Анна Снегина» - поэма о судьбе человека и Родины.

Изображение революции и гражданской войны в произведениях А.А. Фадеева «Разгром» и М. Шолохова «Донские рассказы» («Родинка», «Продкомиссар» и др.).

А. А. Ахматова.

Война как проверка человека на мужество, человечность и патри­отизм. Активность гражданской позиции поэта. Тема родины и граж­данского долга в лирике Ахматовой («Не с теми я, кто бросил землю ... », «Мужество»).

Поэма «Реквием». Поэтическое и гражданское осмысление трагических событий прошлого.

В. В.Маяковский.

Краткий обзор жизни и творчества. Дооктябрьский период творчества. Лирика и сатира («Нате!», «Вам!», «К ответу»). Поэма «Облако в штанах». Обзор содержания, художественное своеобразие поэмы.

Послеоктябрьский период творчества. Лирика. Отражение в ней характерных особенностей эпохи («Товарищу Нетте – пароходу и человеку», «Секрет молодости», «Нашему юношеству»). Тема поэта и поэзии («Разговор с фининспектором о поэзии», «Юбилейное», «Сергею Есенину»). Новаторский характер лирики.

Сатирическое изображение негативных явлений действительности («О дряни», «Прозаседавшиеся» и др.).

М. А. Шолохов.

Жизнь и творчество (обзор). «Тихий Дон» - роман-эпопея о всенародной трагедии. История создания роман. Сюжетные линии личная и историческая. Трагедия Григория Мелехова. Женские образы в романе (Аксинья и Наталья).

Рассказ «Судьба человека». Смысл названия рассказа. Образ Андрея Соколо­ва. Особенности сюжета и компози­ции рассказа. Проблема нравственного выбора в рассказе.

М.А.Булгаков.

Краткий обзор жизни и творчества. Роман «Мастер и Маргарита». История создания, сюжет, композиция. Сатирическое изображение московского общества. Проблема творчества и судьба художника в романе. Трагическая любовь героев романа. Художественное своеобразие романа.

Великая Отечественная война в литературе 50-90-х гг.20 в.

Осмысление подвига и трагедии народа. Ситуация выбора в повестях В. Быкова «Сотников», «Дожить до рассвета», В.Кондратьева «Сашка». Женщины на войне (В. Распутин «Живи и помни», Б. Васильев «А зори здесь тихие» и др.).

Литература 60-90-х гг. 20 в. Проблема нравственного здоровья народа и его исторической памяти. Человек и природа.

Тема трагической судьбы человека в тоталитарном государстве (А.Рыбаков «Дети Арбата», В.Дудинцев «Белые одежды», «Не хлебом единым», А.Приставкин «Ночевала тучка золотая», В.Гроссман «Жизнь и судьба»).

Проблема нравственного здоровья народа и его исторической памяти в современной литературе. В.П. Астафьев «Печальный детектив», В. Айтматов «И дольше века длится день», «Плаха», В.Г. Распутин «Пожар».

Человек и природа в современной литературе. В.П. Астафьев «Царь-рыба», Б.Л. Васильев «Не стреляйте в белых лебедей», В.Г. Распутин «Прощание с Матерой».

Авторская песня и ее роль в развитии литературы и музыкальной культуры страны. Б.Окуджава, В.Высоцкий, Ю.Визбор идр.


^ Система оценок знаний экзамена по литературе в устной форме.

Устный ответ является одним из основных спо­собов учета знаний поступающих по литературе. Развернутый ответ должен представлять собой связное, логически последовательное сообще­ние на определенную тему, показывать умение поступающего при- менять литературоведческие термины и понятия.

При оценке ответа надо руководство­ваться следующими критериями: 1) полнота и пра­вильность ответа; 2) степень осознанности, понима­ния изученного; 3) языковое оформление ответа.


Экзамен по литературе оценивается по стобалльной системе.


^ 75-100 баллов («5») ставится, если поступающий:

- дает полный, аргументированный ответ на вопросы, сформулирован­ные в билете;

- не отклоняется от темы, умеет отобрать материал, прямо относящий­ся к поставленному вопросу;

- хорошо знает художественный текст, умело подтверждает свои высказывания примерами из текста;

- использует высказывания критиков и знаком с точками зрения исследователей на проблему;

- выразительно читает наизусть стихи (если это требуется при ответе);

  • показывает умение анализировать текст;

- излагает материал последовательно и в логической связи, грамотно,
литературным языком;

  • отвечает на дополнительные вопросы.

^ 50-74 баллов («4») ставится, если поступающий:

- дает достаточно полный ответ на поставленные вопросы, но допуска­ет незначительные просчеты и отклонения;

- хорошо знает художественный текст и при ответе приводит примеры из текста;

- приводит цитаты из критических работ в подтверждение своих мыслей;

- читает наизусть стихи (если это требуется при ответе);

- при общем аналитическом характере ответа допускает элементы описательности;

-незначительно нарушает при ответе последовательность и логическую
связь;

- допускает незначительные фактические, речевые, стилистические ошибки.


^ 25-49 баллов («3») ставится, если поступающий:

- дает в основном правильные, но недостаточно полные, обстоятель­ные ответы на вопросы;

- не показывает глубокого знания текста, приводит примеры, но допус­кает ошибки;

- читает наизусть стихи, но допускает неточности, ошибки;

- дает ответ описательного характера, с элементами анализа;

- в изложении материала допускает серьезные нарушения последовательности и логической связи;

- показывает удовлетворительный уровень речевой грамотности, допускает значительные фактические, речевые, стилистические ошибки.


^ 0-24 баллов («2») ставится, если поступающий:

  • при ответе на вопросы значительно отклоняется от темы, дает неверные или крайне упрощенные ответы на вопросы;

  • сводит ответы к общим высказываниям, не дополняет их примерами из текста, цитированием, чтением наизусть;

  • дает полностью описательные ответы, сводящиеся к пересказу содержания, без каких-либо элементов анализа;

  • демонстрирует бедность словаря, речевую, стилистическую негра­мотность;

допускает значительные фактические ошибки.


Учебная и критическая литература по разделу «Русская литература XIX века».




  1. Аникст А.А. Теория драмы в России от Пушкина до Чехова. - М., 1972.

  2. Афанасьев В.В. Жуковский.- М., 1986.

  3. Белинский В.Г. Сочинения Александра Пушкина. Статья вторая // Белинский В.Г. Полн.собр.соч.-М.,1955.-Т.7. (О творчестве В.А. Жуковского).

  4. Белинский В.Г. Статьи о Гоголе // Белинский В.Г. Статьи о Пушкине, Лермонтове, Гоголе.-М.,1983.

  5. Бессараб М.Я.Жуковский. Книга о поэте.- М.,1975.

  6. Бочаров С.Г. Поэтика Пушкина.- М.,1974.

  7. Бушмин А.С. Сказки Салтыкова-Щедрина. - Л., 1 976.

  8. Воропаев В.А. Н.В. Гоголь: Жизнь и творчество.- М.,1998.

  9. Гончаров И.А. Мильон терзаний: Критический этюд \\ Гончаров И.А.Собр.соч.: В 6 т.-М,.1972.-Т.6 (О творчестве А.С.Грибоедова).

  10. Горячкина М.С. Сатира Салтыкова-Щедрина. - М., 1976.

  11. Гуковский Г.А. Пушкин и русские романтики.- М.,1965.

  12. Гуковский Г.А. Реализм Гоголя.- М.,1959.

  13. Зерчанинов А.А., Райхин Д.Я, Стражев Б.М. Русская литература ХIХ века. - М.: Просвещение, 1969.

  14. Коровин В.И. Творческий путь Лермонтова.- М., 1973.

  15. Лакшин В.Я. А.Н. Островский. - М., 1976.

  16. Лебедев Ю.В. Литература. Учебное пособие для учащихся 10 класса средней школы в 2-х частях. - М.: Просвещение, 1992.

  17. Ломинадзе С.В. Поэтический мир Лермонтова.- М.,1985.

  18. Лотман Ю.М. Роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин»: Комментарий.- Л.,1983.

  19. Максимов Д.Е. Поэзия Лермонтова.- М.,1964.

  20. Маймин Е.А. Пушкин: Жизнь и творчество. - М., 1981.

  21. Мануйлов В.А.Роман М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»: Комментаний.-Л.,1975.

  22. Маранцман В.Т., Чирковская Т.В. Проблемное изучение литературного произведения в школе. –М., 1977.

  23. Машинский С.А. Художественный мир Гоголя.- М.,1971.

  24. Медведев ВЛ. Пьесы А.Н. Островского в школьном изучении. - Л., 1971.

  25. Михайлова Е. Проза Лермонтова.- М.,1957.

  26. Мочульский К. Духовный путь Гоголя // Мочульский К. Гоголь. Соловьев. Достоевский.-М.,1995.

  27. Никулин Л.В. Чехов, Бунин, Куприн. Литературные портреты. - М., 1960.

  28. Орлов В.Н. А.С. Грибоедов.-М.,1967.

  29. Полоцкая Э.А Пути чеховских героев. - М., 1983.

  30. Ревякин А.И. Драматургия А.Н. Островского. - М., 1974.

  31. Рез З.А Лирика Некрасова в школьном изучении. - М., 1982.

  32. Русская литература XIX века. 10 кл. Учеб. для общеобразоват. учреждений: Базовый и про­фильный уровни: В 2-х ч. / В.И. Коровин. - 6-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 2006.

  33. Русская литература XIX века. 10 кл. Учебник-практикум для общеобразоват. учреждений / Под ред. IO.И. Лыссого. - М.: Мнемозина, 2001.

  34. Русская литература ХХ века. 11 класс: Учеб. для общеобразоват. учреждений: В 2-х ч / В.В. Агеносов и др.; Под ред. В.В. Агеносова - 9-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2004.

  35. Русская литература. Советская литература. Справочные материалы. Книга для учащихся стар­ших классов / СОСТ. Л.А. Смирнова. - М.: Просвещение, 1989.

  36. Русская литература. Учебное пособие для 9 класса средней школы / Под ред. Б.И. Бурсова. - М.: Просвещение, 1989.

  37. Русская литература. Ч. 1,2. Учебник для 10 класса средней школы / Под ред. IO.В. Лебедева. -М.: Просвещение, 1998.

  38. Семенко И.М. Жизнь и творчество Жуковского. - М., 1976.

  39. Скатов Н.Н. «Я лиру посвятил народу своему». О творчестве Н.А Некрасова. Книга для учителя. - М., 1985.

  40. Сквозников В.Д. Лирика Пушкина.- М.,1975.

  41. Словарь литературоведческих терминов / Ред.-сост. Л.И. Тимофеев, С.В. Тураев. - М., 1974.

  42. Турков А.М. А.П. Чехов и его время. - М., 1980.

  43. Турков А.М. Салтыков-Щедрин. - М., 1981.

  44. Фомичев С.А. Комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума»: Комментарий.- М.,1983.

  45. Храпченко М.Б. Николай Гоголь. Литературный путь. Величие писателя.- М.,1981.

  46. Хрестоматия по русской литературе для 9 класса средней школы / Сост. Л.А Белова. - М., 1981.

  47. Щеблыкин И.П. Лермонтов: Жизнь и творчество.- М., 1995.




Учебная и критическая литература по разделу «Русская литература ХХ века».

  1. Абрамов А. Лирика и эпос Великой Отечественной войн: Проблематика. Стиль. Поэтика. - М., 1975.

  2. Агеносов В.В. Трижды романтический мастер. Проза Михаила Булгакова // Литература народов России XIX-XX веков. - М., 1995.

  3. Акимов В.М. Сто лет русской литературы. От серебряного века до наших дней. - СПб, 1995.

  4. Альфонсов В. Нам слово нужно для жизни. В поэтическом мире Маяковского. - Л., 1984.

  5. Блок в воспоминаниях современников. Т. 1,2. - М., 1980.

  6. Бузник В.В., Бушмин А.С., Грознова Н.А. и др. Русская советская литература. - М., 1985.

  7. Волков АА, Смирнова Л.А. История русской литературы 20 века. Дооктябрьский период. - М., 1977.

  8. Гура В.В. Жизнь и творчество М.А. Шолохова. - М., 1965.

  9. Дементьев А.Г, Наумов Е.М., Плоткин Л.А. Русская советская литература. - М.: Просвещение, 1983.

  10. Долгополов Л.К. А. Блок. Личность и творчество. - Изд. 3-е. - Л., 1984

  11. Долгополов Л.К. На рубеже веков: О русской литературе конца ХIХ-начала 20 веков. - Л., 1985.

  12. Духан Я.С. Великая Отечественная война в прозе 70-80 годов. - Л., 1982.

  13. Журавлёва А.А. Писатели-прозаики в годы Великой Отечественной войны. - М., 1978.

  14. История русской советской поэзии: 1941-1980 / Отв. ред. В.В. Бузник. - Л., 1984.

  15. Карсалова Е.В., Леденев А.В., Шаповалова Ю.М. Серебряный век русской поэзии. Пособие для учителей. - М., 1996.

  16. Коваленко С.А Советская поэзия о Великой Отечественной войне: К 40-летию Победы. - М., 1985.

  17. Кондратович А. Александр Твардовский. Поэзия и личность. - Изд. 2-е. - М., 1985.

  18. Краткий очерк истории русской советской литературы: 1917-1980 / Отв. ред. ВА Ковалев.-Л.,1984.

  19. Кузнецова С.В., Ревякина И.А Современная русская советская литература 60-80 годов. Хрестоматия для 10 класса. - М., 1984.

  20. Локшина Б.С. Поэзия Блока и Есенина в школьном изучении. - М., 1978.

  21. Македонов А Творческий путь Твардовского: Дома и дороги. - М., 1981.

  22. Михайлов А.А. Маяковский. - М., 1988. - (ЖЗЛ)

  23. Михайлов А.А. Мир Маяковского: Взгляд из 80-х. - М., 1990.

  24. Михайлов АА. Я знаю силу слов: Традиции Маяковского вчера и сегодня. - М., 1983.

  25. Михайлов О.Н. Литература русского зарубежья. - М., 1995.

  26. Михайлов О.Н. Страницы советской прозы. - М., 1984.

  27. Михайловский Е., Тагер Е. Творчество М. Горького. - М., 1969.

  28. Наумов Е.И. Сергей Есенин. Личность. Творчество. Эпоха. -Л., 1973.

  29. Никулин Л.В. Чехов, Бунин, Куприн: Литературные портреты. - М., 1960.

  30. Озеров Ю.А Уроки-беседы по современной советской литературе. - М., 1980.

  31. Поэтические течения в русской литературе конца XIX - начала ХХ веков: Хрестоматия / Сост. А.Г. Соколов - М., 1988.

  32. Прокушев Ю.Л. Сергей Есенин. Образ. Стихи. Эпоха. - М., 1985.

  33. Русская литература ХХ века. Дооктябрьский период: Хрестоматия / Сост. Н.А Трифонов. ­М., 1971.

  34. Русская литература ХХ века. Очерки. Портреты. Эссе. Книга для учащихся 11 класса средней школы в 2-х частях / Под ред. Ф.Ф. Кузнецова. - М.: Просвещение, 1995.

  35. Русская литература ХХ века. Справочные материалы. Книга для учащихся старших классов / Сост. Л.А Смирнова. - М, 1995.

  36. Русская поэзия «серебряного века»: 1890-1917. Антология. - М., 1993.

  37. Русская советская литература. Учебник для 11 класса средней школы /Под ред. В.А Ковалева. - М.: Просвещение, 1983.

  38. Серафимова В.А Русская литература (I-я половина ХХ в.): Учебник-хрестоматия. -. М., 1977.

  39. Спиридонова Л.М. Горький: Диалог с историей. - М., 1994.

  40. Топер З.Л. Ради жизни на земле. О военной теме в литературе. - М .. 1975

  41. Турков А.М. Александр Блок. - М., 1976.

  42. Турков АМ. Александр Твардовский. - Изд. 2-е, испр. и доп. - М., 1970

  43. Хрестоматия по советской литературе для 10 класса средней школы / Сост. С.Н. Громцева,

  44. П.Ф. Рощин. - М., 1983.

  45. Якименко Л.Г. Творчество М.А Шолохова. - М., 1964.

  46. Яновская Л. Творческий путь М. Булгакова. - М., 1983.



^ ПРОГРАММА ВСТУПИТЕЛЬНЫХ ИСПЫТАНИЙ ПО

РУССКОМУ ЯЗЫКУ


Вступительные испытания по русскому языку для лиц, имеющих среднее полное (общее) образование, среднее профессиональное образование, высшее профессиональное образование, проходят в форме диктанта, охватывающего основные правила орфографии и пунктуации.

Список проверяемых орфограмм.




  1. Безударные проверяемые гласные в корне слова.

  2. Непроверяемые гласные и согласные.

  3. Проверяемые согласные в корне слова.

  4. Непроизносимые согласные в корне слова.

  5. Буквы и, у, а после шипящих.

  6. Разделительные ь и ъ.

  7. Раздельное написание предлогов с другими словами.

  8. Употребление ь на конце существительных после шипящих.

  9. Употребление ь для обозначения мягкости согласных.

  10. Гласные и согласные в приставках (кроме приставок на з (с).

  1. Буквы з и с на конце приставок.

  2. Буквы о и а в корне -лаг- - -лож-.

  3. Буквы о и а в корне -раст- - -рост- .

  4. Буквы ё и о после шипящих в корне слова.

  5. Буквы и и ы после ц.

  6. Большая буква и кавычки в собственных наименованиях.

  1. Буквы е и и в падежных окончаниях имён существительных.

  2. Буквы о и е после шипящих и ц в окончаниях существительных и прилагательных.

  1. Безударные гласные в окончаниях имён прилагательных.

  2. Краткие прилагательные с основой на шипящую.

  3. Не с глаголами.

  4. Мягкий знак после шипящих в неопределённой форме глаголов и во 2-м лице единственного числа.

  1. -тся и -ться в глаголах.

  2. Буквы е и и в корнях с чередованием.

  3. Буквы е и и в окончаниях глаголов 1 и 2 спряжения.

  4. Буквы о и а в корне -кос- - -кас-.

  5. Буквы о и а в корне -гор- - -гар-.

  6. Буквы ы и и после приставок.

  7. Гласные в приставках nре- и nри- .

  8. Соединительные о и е в сложных словах.

  9. Буква е в суффиксе -ен- существительных на -мя -.

  10. Слитное и раздельное написание не с существительными.

  11. Буквы щ и ч в суффиксе -щик (-чик).

  12. Гласные е и и в суффиксах существительных -ек, -ик .

  13. Буквы о и е после шипящих в суффиксах существительных.

  14. Дефисное и слитное написание слов с nол- и nолу-.

  15. Слитное и раздельное написание не с прилагательными.

  16. Буквы о и е после шипящих и ц в суффиксах прилагатель­ных.

  17. Одна и две буквы н в суффиксах прилагательных.

  1. Различение на письме суффиксов -к- и -ск- .

  2. Дефис в сложных прилагательных.

  3. Мягкий знак в середине числительных.

  4. Буква и в окончаниях количественных числительных.

  1. Не в неопределённых местоимениях.

  2. Дефис в неопределённых местоимениях.

46. Различение приставок не- и ни- в отрицательных местоиме­ниях.

47. Слитное и раздельное написание не и ни в отрицательных местоимениях.

48. Мягкий знак в глаголах повелительного наклонения.

49. Гласные в суффиксах глаголов -ова- (-ева) и -ыва-(-ива-).

50. Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени.

  1. Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени.

  1. Слитное и раздельное написание не с причастиями.

  2. Две буквы н в суффиксах полных страдательных причастий про­шедшего времени и прилагательных, образованных от глаго­лов.

  3. Одна и две буквы н в суффиксах кратких страдательных прича­стий прошедшего времени и прилагательных, образованных от гла­голов.

  4. Гласные перед одной и двумя буквами н в страдательных при­частиях и прилагательных, образованных от глаголов.

  5. Буквы ё и е после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени.

  1. Раздельное написание не с деепричастиями.

  2. Слитное и раздельное написание не с наречиями на -о (-е).

  3. Буквы е и и в приставках не- и ни- отрицательных наречий.

  4. Одна и две буквы н в наречиях на -о (-е).

  5. Буквы о и е после шипящих на конце наречий.

  6. Буквы о и а на конце наречий.

  7. Дефис между частями слова в наречиях.

  8. Мягкий знак после шипящих на конце наречий.

  9. Слитное и раздельное написание предлогов, образованных из наречий.

  10. Слитное и раздельное написание предлогов, образованных от существительных с предлогами.

  11. Буква е на конце предлогов в течение, в продолжение, вследствие.

  1. Слитное написание союзов также, тоже, чтобы.

  2. Дефисное написание частицы - то со словами.

  3. Дефисное написание частицы -ка с глаголами в повелительном наклонении.

  4. Дефис в междометиях.




Список проверяемых пунктуационных правил.

  1. Знаки препинания в конце предложения.

  2. Тире между подлежащим и сказуемым.

  3. Тире в неполном предложении.

  4. Выделение запятыми сравнительных оборотов.

  5. Запятая между однородными членами при отсутствии союза­.

  6. Запятая между однородными определениями.

  7. Запятая между однородными членами, соединёнными союза­ми.

  8. Знаки препинания при однородных членах с обобщающими словами.

  9. Знаки препинания при обращении.

  10. Знаки препинания при вводных словах и вводных предложе­ниях.

  11. Выделение обособленных определений и приложений запятыми или тире.

  12. Выделение обособленных обстоятельств запятыми.

  13. Выделение обособленных уточняющих членов предложения за­пятыми.

  14. Знаки препинания в сложносочинённом предложении.

  15. Знаки препинания в сложноподчинённом предложении.

16.Знаки препинания в сложноподчинённом предложении с двумя или несколькими придаточными.

  1. Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении.

  2. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении.

19.Тире в бессоюзном сложном предложении с разными видами союзной и бессоюзной связи.


^ Оценка диктантов.

Диктант - одна из основных форм проверки ор­фографической и пунктуационной грамотности. Объем диктанта – 170-180 слов. (При подсчете слов учи­тываются как самостоятельные, так и служебные слова.)


Экзамен по русскому языку оценивается по стобалльной системе.


^ 5-100 баллов («5») выставляется за безошибочную работу, а также при наличии в ней 1 негрубой орфографической или 1 негрубой пунктуационной ошибки.

50-74 баллов («4») выставляется при наличии в диктанте 2 орфографических и 2 пунктуационных ошибок, или 1 орфографической и 3 пунктуацион­ных ошибок, или 4 пунктуационных при отсутст­вии орфографических ошибок; при 3 орфографических ошибках, ес­ли среди них есть однотипные.

^ 25-49 баллов («3») выставляется за диктант, в кото­ром допущены 4 орфографические и 4 пунктуаци­онные ошибки, или 3 орфографические и 5 пунк­туационных ошибок, или 7 пунктуационных оши­бок при отсутствии орфографических ошибок; при наличии 6 орфографических и 6 пункту­ационных ошибок, если среди тех и других имеют­ся однотипные и негрубые ошибки.

^ 0-24 баллов («2») выставляется за диктант, в ко­тором допущено до 7 орфографических и 7 пунк­туационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок.


Литература.

  1. Валгина Н.С. Современный русский язык: Пунктуация. - М., 2004 г.

  2. Греков В.Ф., Крючков С.Е., Чешко А.А. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах средней школы. - М., 2005 г.

  3. Дудников АВ., Арбузова А.И., Ворожбицкая И.И. Русский язык: Учеб. пособие для сред­них спец. учеб. заведений. - М.: Высшая школа, 2006 г.

  4. Розенталь Д.З. Строчная или прописная?: Опыт словаря-справочника. /Любое издание/

Словари и справочники.

  1. Баранов М.Т. Школьный орфографический словарь русского языка. - М., 2003 г.

  2. Большой толковый словарь русского языка / Гл. ред. С.А. Кузнецов. - СПб, 2005г.

  3. Вакуров В.Н., Рахманова Л.И., Толстой И.В. и др. Трудности русского языка: Словарь-­справочник / Под ред. Д.И. Рахмановой: Ч.1, 2. - М., 2006 г.





Скачать 270.11 Kb.
оставить комментарий
ПАНИТКОВА Е.В
Дата06.09.2011
Размер270.11 Kb.
ТипПрограмма, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Загрузка...
Документы

Рейтинг@Mail.ru
наверх