Тема урока: Изложение с творческим заданием по тексту №60 (А. И. Немировский «Рождение музыки») icon

Тема урока: Изложение с творческим заданием по тексту №60 (А. И. Немировский «Рождение музыки»)


1 чел. помогло.
Смотрите также:
Изложение с творческим заданием...
Тема урока: обучающее изложение по тексту типа описание «Зимний лес»...
Тема: «Музыка вокруг нас» (16 часов)...
Изложение с творческим заданием. Анализ социальной песни И. Талькова «Россия»...
Сочинение, либо изложение с творческим заданием (выбор формы экзамена выпускник может...
Конспект урока музыки в 6 классе Тема урока: Волшебная сила музыки...
Задачи курса: Научит точно определять тему, идею текста и его композицию; Определять тип речи...
Урока музыки 6 класс III четверть Тема четверти: «В чем сила музыки?»...
101990, г. Москва, Чистопрудный бульвар, 6/19 факс: (095) 924-69-89, телетайп: 114027 коноид...
Урок с применением когнитивной технологии обучения. Тема урока: «Поверхностные течения в океане»...
Изложение по статье Н. А. Надеждиной «Дом, в котором будет жить друг»...
Урока «Преобразующая сила музыки Н. А. Римского Корсакова»...



Организация дискуссии на уроке русского языка
Тема урока: Изложение с творческим заданием по тексту № 60 (А.И.Немировский «Рождение музыки»)

Бормотина Л.М., учитель высшей категории

Цели урока:

1. «Подготовка к экзаменационному изложению с элементом сочинения.

2. Развитие навыков рассуждения в творческой части (тезис, аргументация, выводы).

3. Воспитание осмысленного отношения к современной жизни, в том числе к музыкальной культуре.

Фрагмент урока в 9 классе

I.          Первая часть урока посвящена работе над заданным текстом. (Сжатое изложение «Рождение музыки»).

II.       Работа над творческим заданием. К тексту №60 дано такое задание: «Какую роль играет музыка в вашей жизни?»

1.      Вопросы учителя к классу:

-         Легко ли ответить на данный вопрос?

(С одной стороны, легко: «Музыка играет в нашей жизни большую роль. Мне нравятся такие произведения, какӘ

А с другой стороны, ведь только этого для ответа на вопрос мало.)

-         О какой музыке вы бы стали говорить и писать? (Скорее всего, о современной песенной – русской и зарубежной).

2.      Переход к дискуссии.

Учитель говорит о том, что есть мнение, будто современная эстрадная музыка мешает развитию личности (уточняется словосочетание «развитие личности»).

-         Согласны ли вы с этим? (Большинство учащихся возражают. Хаотичные высказывания).

-         А вот теперь, говорит учитель, давайте более организованно, логично и аргументировано подискутируем по данному вопросу.

3.      Учитель предлагает разделиться учащимся на 3 группы: 1 группа работает над утверждением: «Современная эстрадная музыка мешает развитию личности».

а) 2 группа отрицает это утверждение.

3 группа – эксперты. Они задают вопросы и подводят промежуточные и окончательные итоги дискуссии: кто же оказался более убедителен.

б) Учитель выполняет роль консультанта для каждой группы. Кроме того, учитель еще  раз четко обозначает цель дискуссии (о навыках рассуждения, о возможности создания интересной и глубокой творческой части и т.д.)

Для придания большей значимости самостоятельной деятельности учеников учитель говорит о своей некомпетентности в области современной музыки и надеется, что ребята несколько просветят не только друг друга, но и его в данной области.

в) На подготовку каждой группе дается 7-10 минут, рекомендуется одним выдвигать тезисы, другим  сразу же думать над примерами.

4. Примерный ход самой дискуссии.

1 группа утверждает, что современная музыка (эстрадная, песенная) мешает развитию личности, т.к.

1 тезис: тексты песен примитивны, пусты, не несут никакой смысловой нагрузки.

Часто повторяется одна и та же (зачастую бессмысленная фраза):
муси-пуси, джага-джага и т.д.

В качестве примеров приводятся песни группы «Корни»: «Я теряю корни и улетаю в небо. Тому кого не помню, туда, где ещё не был». Называется группа «Руки вверх», песни Кати Лель и другие.

Учитель: «Есть ли вопросы по данному тезису?»

^ Группа экспертов задает вопрос:

- А как же народные частушки? Их тексты тоже незатейливы, просты, но ведь их считают образцами народного творчества. И, кстати, там тоже много повторов.

Ответ. Да, частушки – часть фольклора, но они же не звучали назойливо каждый день и час, а пелись лишь по веселым праздникам, да кроме того, выполняли функцию сатирическую, высмеивая недостатки людей, или юмористическую (смешные ситуации).

Учитель: Что скажет по этому поводу 2 группа?

^ Ответ 2 группы: Нам  кажется, что современная эстрадная музыка не мешает развитию личности, т.к. во-первых, можно поспорить по поводу процентного соотношения примитивных и непримитивных текстов. Сейчас есть немало песен, текст которых весьма серьезен и трогает до глубины души. (Например, песни гр. «Ария», песни Земфиры, которые несут даже философский смысл). (Это был контраргумент).

Кроме того, как вы говорите «примитивность», на наш взгляд – это доступность, такая музыка, песни понятны всем от мала до велика, людям разного возраста и образования. Такая  музыка объединяет людей! Это очень важно. Вместо того чтобы просто тусоваться, курить, пить, создаются Фан-клубы по интересам.

Учитель: Есть ли вопросы от экспертной группы?

Вопрос: А не кажется ли вам, что именно в таких клубах процветает безнравственность, именно здесь и курят, и пьют, и употребляют наркотики?

^ Ответ 2 группы: Возможно, такое бывает.

Учитель не дает «заклиниться» на одном тезисе о текстах песен, помогает развивать дискуссию.

Учитель: «Участники 1 группы, приводите, пожалуйста, другие аргументы в защиту того, что современная музыка мешает развитию личности».

2 тезис: Ритмы современной музыки, как нам кажется, разрушают психику и даже порождают агрессию. Ведь они настолько стремительны, а иногда до отупения монотонны (приводятся примеры). Не случайно после многих концертов, как после футбольных матчей, выходя на улицу, фанаты начинают крушить всё подряд.

Учитель: Что скажут по этому поводу оппоненты?

^ Ответ 2 группы: Да, ритмы современной эстрадной музыки быстрые и жесткие, но и сама наша жизнь – время высоких скоростей (автомобили, самолеты, компьютеры), и в музыке это находит своё отражение. И, на наш взгляд, быстрая, энергичная музыка – это то, что нужно именно молодежи, т.к. молодость – это движение. Такая музыка активизирует людей не обязательно на действия со «знаком минус». Под такую музыку можно убирать квартиру и работать на субботнике, заниматься спортом и делать много полезных дел.

Учитель предлагает экспертам задать вопросы.

^ Вопрос экспертов: А не влияют ли такие «бешенные» ритмы и зачастую непомерная громкость на здоровье человека?

Ответ 1 группы: Нам, кажется, что агрессивная, громкая музыка влияет как на психическое, так и на физическое здоровье человека. После некоторых дискотек хочется отдохнуть в тишине. (Примеры)

^ Вывод: современная музыка наносит вред здоровью и мешает развитию личности.

Ответ 2 группы: Мы думаем, что люди больше слушают музыку не на концертах и дискотеках, а дома (музыкальные центры, телевидение, плееры), поэтому есть возможность выбирать музыку. А громкость? Просто убавьте звук! Человеческий организм устроен мудро. Если слишком громко, организм даст вам знать об этом, и с вашим здоровьем все будет в порядке!

Учитель дает слово экспертам, которые уже подводят итоги дискуссии, выделяя команду, где более аргументировано была представлена позиция о влиянии музыки на развитие личности.

III.          Заключительное слово учителя.

Учитель благодарит всех участников дискуссии за содержательный разговор.

Говорит об удачных моментах дискуссии и некоторых недостатках (в частности, о не всегда достаточно убедительных примерах).

Повторяется мысль о том, что теперь, работая над творческой частью к изложению, ученикам будет о чём поразмышлять («Какую роль играет музыка в вашей жизни»).

Даётся своеобразная «нравственная перспектива». Ученик выбирал. Даже в последнем высказывании 2 группы это слово звучало: мы можем выбрать музыку, громкость и т.д. Так вот, человек должен всегда делать свой выбор, начиная от книги, фильма, музыки до друзей и жизненного путиӘ

^ Роль учителя во время дискуссии

Консультант в период подготовки к уроку.

Помощник в процессе самостоятельной работы групп.

Внимательный слушатель и комментатор в процессе спора.

«Активизатор» большого количества детей, участвующих в дебатах.

«Рулевой» в процессе дискуссии, когда надо повернуть в нужную сторону, не заклиниваясь на одном тезисе.

Аналитик, способствующий нахождению нужных выводов.

Хранитель времени.

 

^ Фрагмент урока по повести А.С.Пушкина “Дубровский”



1)        После чтения текста (Ә) задается вопрос:

- Какие  слова были непонятны?

Если есть вопросы, слова объясняются.

Если нет вопросов о нужных для работы словах, то учитель спрашивает лексическое значение слов: дворянин, дворня, дворовый, дворянство.

2)        Значение предлагается объяснить путем использования этих слов при пересказе текста или при ответе на вопросы:

-         Кто главные герои повести “Дубровский”?

-         Из-за чего поссорились два помещика: Дубровский и Троекуров?

-         Почему пустяковый случай перерос с серьезную ссору?

-         Какое развитие получила размолвка?

3)      А вы читали другие произведения, в которых речь шла о дворянстве, дворовых?

4)      На какие группы можно разделить эти слова?

дворянство –––––––––– дворня

(антонимы)                 (синонимы)

                                       дворовые

5)      У этих слов общий корень. Какие вы знаете еще слова, обозначающие людей с этим корнем? (В сказках встречаются)

Придворные. Кто они такие?

-         К кому ближе “придворные”: к дворянам или “дворне”?

-         Они синонимы? Объясняет учитель.

-         Почему же у таких разных слов один корень?

-         Историческую справку готовили (две ученицы дома).

 

6)      Повесть “Дубровский” о людях разных сословий: о дворянстве, о крестьянстве.

Антонимы часто лежат в основе приема антитезы.

-      Что это за прием?

-      Есть антитеза в повести “Дубровский”? Если есть, то объяснить ее.

-      Переход к объяснению темы: В.Дубровский и крестьяне.

 

 

^ Фрагмент урока по русскому языку в 5-м классе на тему:
«Изучение средств выразительности при работе над словосочетанием».



Учитель. Умение говорить - это великое умение. С ним человек не рождается, оно приходит к нему в процессе овладения секретом правильного произношения. Вам, ребята, приходится слушать разных людей, а естественно, и абсолютно разную речь. Речь одних вам очень нравится, а других вовсе слушать невозможно. В чем же секрет? А секрет в культуре человека, в его интеллекте. С большим удовольствием читаем мы с вами произведения художественной литературы. Наша с вами задача - узнать, при помощи каких средств достигается выразительность произведений.

Ребята, вспомните, пожалуйста, как на уроках русской словесности мы с вами восхищались богатством и красотой народных сказок, песен и удивлялись, почему сказки и песни, написанные вами, так отличаются от народных. Мы говорили о том, что народ обладал особым видением и слышанием окружающего мира, умением образно описать определенные картины. Вот сегодня мы с вами продолжим наши наблюдения за языком произведения, но только на примере стихотворения И.Бунина «Родник».

Включаю магнитофонную запись с голосами птиц и читаю стихотворение И.Бунина «Родник». (Музыка создает определенный эмоциональный настрой).

Родник

^ В глуши лесной, в глуши зеленой,

Всегда тенистой и сырой,

В крутом овраге под горой

Бьет из камней родник студеный:

Кипит, играет и спешит,

Крутясь хрустальными клубами,

И под ветвистыми дубами

Стеклом расправленным бежит.

А небеса и лес нагорный

Глядят, задумавшись в тиши,

Как в светлой влаге голыши

Дрожат мозаикой узорной.

(И. Бунин)

Работа с текстом.

- Каково первое впечатление после прочтения стихотворения?

- Какие картины возникли в вашем воображении?

- Приходилось ли вам когда-нибудь в природе видеть рождение родника?

- Попробуйте устно нарисовать эту картину. Мы прослушали несколько ваших небольших рассказов.

- Как вы считаете, где красивее дано описание родника: в стихотворении Бунина или в ваших рассказах? А почему?

Учитель. (Обобщение ответов учащихся). Особенность всей бунинской лирики - это умение передать прекрасным словом прекрасный мир природы. Задача нашего урока - узнать, как выделить нужные слова из многообразия слов, какие выразительные средства надо употребить, чтобы произведение стало таким красочным.

- Определите, пожалуйста, тему стихотворения. (Это описание рождения родника, украшающего мир природы. Это и восхищение природой).

Учитель. Это и задушевная мысль о вечности жизни, ее красоты, вливающей в жилы человека эликсир бодрости.

- Попробуем найти главные образы в этом произведении. Как они называются?

^ Ключевые слова.

(Ученики выписывают по вариантам ключевые слова из каждого четверостишия).

  I вариант.                          II вариант.                                 III вариант.

Лес, родник.                 Кипит, играет, спешит.                 Небеса и лес глядят.

- Как ключевые слова помогают нам выделить микротемы?

(Ключевые слова помогают нам проследить, как меняется мысль автора при описании действий родника).

- Вернемся к названию стихотворения. Какой смысл таит в себе слово «родник»?

Словарная работа.

- А теперь посмотрим, как это слово обозначается в толковом словаре? (Водный источник, текущий из глубины земли, ключ). Записывается в тетрадь.

- Какую картину в этом произведении помогли нам увидеть словосочетания? (Они указали, что действие происходит в лесной глуши, в зеленой глуши (лето, пышная зелень окружает местечко, откуда берет свое начало родник). Тенистая и сырая глушь (там, где вода, обязательно сыро и темно, иначе бы родник высох). Крутой овраг - очень глубокий. Родник студеный (заглянем в словарь и уточним это слово: студеный - очень холодный). Это слово из разговорной лексики. Вспомним, где мы с вами уже встречались с этим словом? (В народных сказках).

Хрустальными клубами (вода переливается на солнце, блестит, как хрусталь, разными оттенками, от серебристого до голубого. Это слово так же подчеркивает чистоту и прозрачность воды).

Лес нагорный (местонахождение леса).

Светлая влага (помогает различить даже камни на дне).

Мозаика узорная (в толще воды кажется, что камешки дрожат на дне).

(При помощи прилагательных создается определенная образность. Это художественное определение - эпитеты).

- Можем ли мы представить себе этот текст без прилагательных? (Предметы потеряли бы свою конкретность, значит, прилагательные помогают создать картину живой природы так, что мы можем себе ее представить).

- Почему   писателя   или   поэта   часто   называют   художником?

(Слово  писателя  выполняет ту  же  роль,   что  кисть  и  краски художника).

 

Учитель. Культурного человека характеризует не только умение владеть речью, образно выражать свои мысли, но и грамотное письмо. В    прошлой   контрольной работе   многие   из   вас   затруднились   в написании окончания имен прилагательных. Этот текст поможет нам их повторить. (Повторение известных орфограмм).

 

Фрагмент урока по проблеме
“Совершенствование культуры учебно-научного общения”
Учитель Яковлева И.В., учитель первой категории

Готовя учащихся к итоговой аттестации - написанию экзаменационного изложения, стараюсь так организовать уроки развития речи, чтобы ребята научились осмысленно справляться с этой непростой задачей. Ученики должны хорошо знать основные этапы работы над изложением:

1.      Первичное прослушивание текста.

2.      Самостоятельное обдумывание содержания и особенностей текста. Создание черновых набросков.

3.      Вторичное прослушивание текста. Уточнение черновых набросков. (На этом этапе ученики делают рабочие записи в момент чтения учителем текста).

4.      Написание чернового варианта и творческого задания.

5.      Редактирование черновика.

6.      Написание чистового варианта изложения и творческого задания.

7.      Самопроверка с использованием словарей.

 

Остановлюсь на двух первых этапах работы (урок подготовки к изложению в 9 "А" классе по тексту №60).

Объясняю ребятам, что при первичном прослушивании они должны настроиться на активную мыслительную работу, постараться понять тему, уловить общий смысл текста, заставить себя "увидеть" то, что читает учитель.

Читая текст, учитель должен обратить внимание на невербальные и просодические средства: читать достаточно громко, медленно, выразительно, выделяя паузами  части, микротемы. Текст прочитан. Теперь ученики получают время (минут 15) на первичное осмысление текста, обдумывание его структуры, особенностей, создание первых черновых набросков. Чтобы помочь ребятам, показываю им последовательность мыслительных действий, своеобразный внутренний диалог. Эту часть урока веду, понизив в силу голоса, как бы имитируя "внутреннюю речь", и учеников прошу отвечать так же тихо, не вставая с места.

-         О чем же этот текст?

(О том, как на Земле появилась музыка)

-         Как вы представляете себе место действия?

(Леса, наполненные разнообразными звуками природы)

-         Кто является главным действующим лицом этого рассказа?
(Юный Орфей)

-         Какой тип речи представляет собой этот текст? (Повествование)

-         Каков стиль этого текста? (Художественный)

-         Из каких частей состоит этот текст?

Вместе с учениками стараемся выделить структурные части, чтобы составить рабочий план. Вот один из вариантов:

1.      Разноголосица природы.

2.      Появление юноши, извлекающего из какого-то инструмента необычные звуки.

3.      Реакция животных на эти звуки.

4.      Кто же этот юноша?

Это подготовительная работа (впоследствии она выполняется самостоятельно) перед вторым чтением текста изложения, во время которого ученики делают записи за учителем, дополняя, конкретизируя, углубляя первичные наброски. Перед написанием чернового варианта напоминаю учащимся, что автор, создавая текст, думает о том, чтобы каждая смысловая часть раскрывала главную мысль текста (а творческая часть к №60 сформулирована так: Объясните смысл мифа об Орфее).

Поэтому предлагаю ученикам проговорить главные мысли каждой части. Получается примерно так:

1.      Человек не выделялся из хора голосов, считал себя лишь частью природы.

2.      Звуки, извлекаемые юношей из музыкального инструмента, необычны, они идут из глубины его души, притягивают, напоминают о чем-то забытом, прекрасном.

3.      Эти звуки объединяют, усмиряют, облагораживают.

4.      Орфей подарил людям музыку, и это приравнивается к великому подвигу. Человек понял, что он не тварь, а Творец.

Эта работа готовит учеников к созданию творческой части к изложению.

 

 

Фрагмент урока, где сочетаются  продуктивные (говорение и письмо) и
рецептивные (аудирование и чтение)  виды речевой деятельности.  Учитель Глейбер И.В., учитель первой  категории


^ Тема “Тире между подлежащим и сказуемым”8 класс

Цель:

1)   Закрепить умение ставить тире между подлежащим и сказуемым при отсутствии глагола – связки.

2)   Развитие словарного запаса учащихся, расширения культурных знаний.

3)   Развитие ВРД (видов речевой деятельности).

^ Ход урока

1)      Работа с карточкой на доске – 1 ученик.

Задание: Выделить грамматическую основу в предложениях. Объяснить, в каких случаях надо поставить тире, в каких - нет.

1.      Простота есть необходимое условие прекрасного.

(Л.Н.Толстой)

2.      Дело художника – рождать радость.

(К.Паустовский)

3.      Для меня жить – значит работать.

(Айвазовский)

4.      Сердце не камень.

(Пословица)

(знаки не поставлены)

 

Класс слушает ответ и по необходимости подключается к проверке.

письмо,
чтение,
говорение

 

 

аудирование

 

 

В это время пишем словарный диктант.

Словарный диктант

Поражать зрителей, искусный мастер, воплощенный замысел, преклоняться перед талантом, подлинный шедевр, экспериментировать в процессе создания нового изделия.

Прикладное искусство.

После проверки грамотности вопрос: Что означает понятие “прикладное искусство”? (Художественное изготовление каких-то предметов, вещей, утвари)

 

Аудирование.

 

Письмо.

 

 

 

 

Говорение.

Одним из видов прикладного искусства являются ювелирные изделия. И сегодня мы вспомним блестящего российского ювелира, прославившегося на весь мир своими изысканными творениями, среди которых особое место занимает “пасхальные яйца”.

Имя его Петер Карл Фаберже.

Посмотрите на эту красоту.

Показ фотографий коллекции пасхальных яиц (Журнал “Наше наследие” №1 1991 г.)

Какие эпитеты вы можете подобрать, определяя эти произведения искусства? (По ходу записи на доске)

(удивительные, неповторимые, изящные, роскошные, своеобразные, восхитительные, чудесные е и т.д.)

Говорение.

 

Письмо.

 

А теперь запишем текст, знакомящий нас с историей дома Фаберже.

Задание: выделить грамматические основы, определить вид сказуемых, объяснить постановку знаков препинания. Работают два ученика. Один пишет, другой составляет пунктуационные схемы.

Карл Петер Фаберже – сын ювелира, открывшего небольшой магазин золотых изделий в Петербург в середине XIX века.

Он был знатоком прикладного искусства, талантливым предпринимателем.

За короткий срок Фаберже сумел создать знаменитую фирму с филиалом в Москве, Киеве, Одессе, Лондоне. Выполнять все изделия в духе старины – один из принципов работы фирмы.

Изделия дома Фаберже – подлинные произведения искусства. Самые удивительные сувениры, изготовленные по заказу членов царской семьи, - пасхальные яйца.

Письмо.

Аудирование.

Говорение.

 

Содержание каждого яйца – это оригинальный сюрприз: Московский Кремль, золотой заводной поезд, крейсер “Памяти Азова” и другие. Судьба разбросала пасхальные яйца Фаберже по всему миру. Их можно увидеть в лучших музеях Америки и Европы.

После проверки вопрос о том, что ребята знают о судьбе этой коллекции.

 

Некоторые сведения, которые сообщает учитель:

Аудирование.

Ә фирмой было изготовлено более 50 пасхальных яиц для императорской фамилии, но в настоящее время известно местонахождение только 48 из них. К сожалению, до недавнего времени в коллекции Государственной Оружейной палаты Музеев Кремля хранилось только 10 экземпляров. Остальные были распроданы после революции. Интерес к работам Фаберже никогда не  пропадал, но особенно он всколыхнулся в этом году, когда российский крупный предприниматель В.Ваксельберг купил у семьи Форбс, у которой хранилась коллекция из 360 предметов, 200 изделий Фаберже (из них 9 пасхальных яиц) за 150 млн. долларов.

Сейчас эту коллекцию показывают в разных российских городах, может быть, они приедут и в Нижний


^ Фрагмент урока по пьесе А.М.Горького “На дне”
Учитель Лопатина А.А., учитель первой категории


Читая пьесу “На дне”, вы, наверное, обратили внимание на сложность, неоднозначность постановленных автором проблем.

Подумайте, в чём смысл названия пьесы?

Почему её назвали социально-философской драмой?

Раскройте первый “слой” - социальный. Сопоставьте с рассказами М.Горького о босяках. В чем сходство и различие?

Более глубокий, сложный, неоднозначный план – философский.

 

^ Попробуем выделить проблемы этого плана в пьесе:

1.        Спор о человеке. Что он такое? Разные концепции. Это важно? Философский вопрос?

2.        В чём настоящая “правда жизни”? Есть эта проблема в тексте? Решается ли она однозначно?

3.        Сам М.Горький писал: “Основной вопрос, который я хотел поставить, - это – что лучше, истина или сострадание? Что нужнее? Нужно ли доводить сострадание до того, чтобы пользоваться ложью, как Лука?

Как можно сформулировать эту проблему? Это проблема гуманизма.

Как для себя решал эту проблему Ф.М.Достоевский?

(Привести цитату: Әесли б было бы, что истина вне Христа, то мне лучше хотелось бы оставаться со Христом, нежели с истиной”).

Для Достоевского, следовательно, ценнее не истина, а сострадание.

А как бы вы определили для себя, что важнее. Какие аргументы можете вы привести в подтверждение своей точки зрения.

-         По-моему, важнее истина, ведь на лжи далеко не уедешь. Рано или поздно она откроется.

-         Но ведь нам сейчас, кажется, много говорят правды обо всей грязи, безобразиях, преступлениях в нашей жизни. Разве это что-то меняет?

А вот сочувствия, милосердия, внимания не хватает всегда. И тогда, и сейчас.

-         Это и в пьесе видно: ведь Барон, Бубнов тоже правду говорят, но эта правда гнёт людей к земле, не дает никакой надежды.

-         По-моему, можно привести такой пример: сказать человеку правду о смертельной болезни или нет. В разных странах это решается по-разному. И люди на подобные известия тоже реагируют по-разному. Кто-то собирает все силы и борется. И выживает. С раком в борьбе, например. А кому-то это известие смерть ускоряет.

-         Наверное, прав Сатин, говоря, что правда нужна сильным (“Правда – бог свободного человека”). Слабого горькая правда может убить. Так, Лука вспоминает о судьбе человека, верящего в “праведную землю”.

-         Мне кажется, пожалеть человека, посочувствовать ему никогда не вредно. Не зря же говорят, что ласковое слово и кошке приятно.

 

Видите, как сложен, неоднозначен этот вопрос. Более ста лет спорят об этом люди. И мы с вами тоже задумались.

Мне, как и многим из вас, кажется, что сострадание, сочувствие, доброта очень необходимы людям во все времена. И в наше жесткое, прагматичное время особенно.




Скачать 167.82 Kb.
оставить комментарий
Дата06.09.2011
Размер167.82 Kb.
ТипУрок, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

плохо
  2
хорошо
  1
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Документы

Рейтинг@Mail.ru
наверх