Рабочая учебная программа по литературе для 11 класса на 2010-2011 учебный год базовый уровень icon

Рабочая учебная программа по литературе для 11 класса на 2010-2011 учебный год базовый уровень


1 чел. помогло.
Смотрите также:
Приказ № от 2010 г рабочая учебная программа по литературе для 10 класса на 2010-2011 учебный...
Приказ № от 2010 г рабочая учебная программа по литературе для 8 класса на 2010-2011 учебный год...
Приказ № от 2010 г рабочая учебная программа по геометрии для 10 класса на 2010-2011 учебный год...
Приказ № от 2010 г рабочая учебная программа по математике 5-6 класса на 2010-2011 учебный год...
Рабочая учебная программа среднего (полного) общего образования по литературе (10 а класс)...
Рабочая учебная программа среднего (полного) общего образования по литературе (10 б класс)...
Приказ № от 2010г Рабочая программа по литературе в 7 классе на 2010-2011 учебный год...
Рабочая программа учителя, по литературе для 6 класса 2010 2011 учебный год...
Приказ № от 2010г Рабочая программа по литературе в 6 классе на 2010-2011 учебный год...
Перечень учебников для 11 класса естественнонаучного профиля на 2010-2011 учебный год...
Рабочая учебная программа по алгебре для 9а класса на 2010-2011 учебный год...
Рабочая учебная программа по геометрии для 9 а класса на 2010-2011 учебный год...



Загрузка...
скачать


МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«КРУГЛЯНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

УГЛОВСКОГО РАЙОНА АЛТАЙСКОГО КРАЯ



«Рассмотрено»

Руководитель ШМО учителей-филологов

___________(М.В. Коршак)

Протокол №________

от «______»____________2010 г

«Согласовано»

Зам.директора по УВР




____________(Т.И.Кулешова)




«______»____________2010 г

«Утверждаю»

Директор МОУ

Круглянская СОШ ____________(И.Н. Карпенко)

Приказ №________

от «______»____________2010 г



^ РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

ПО ЛИТЕРАТУРЕ ДЛЯ 11 КЛАССА

НА 2010-2011 УЧЕБНЫЙ ГОД
базовый уровень обучения



Учитель М.В. Коршак

Категория вторая


Данная рабочая программа литературе для 11 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования (авторы-составители: В.В. Агеносов, Э.Л. Безносов, А.В.Леденёв, М.Г. Павловцев)


село Круглое 2010 год



2010 2

Пояснительная записка. 4

Главная задача программы по литературе для учащихся старшей ступени – обеспечить вариативность и дифференциацию литературного образования, чего невозможно достичь при наличии единой программы для выпускных классов. Современная старшая школа имеет классы разного уровня: общеобразовательные, профильные (негуманитарные), углубленного изучения предмета (гуманитарные и филологические). Очевидно, что механическое сокращение учебного материала программы для углубленного изучения не позволяет учителю на практике продуктивно заниматься литературным образованием учащихся профильных негуманитарных и общеобразовательных классов. На выбор учителю предлагаются две программы, первая ориентирована на освоение образовательного стандарта (базовый уровень) и может использоваться в общеобразовательных и профильных негуманитарных классах; вторая программа предполагает углубленное изучение литературы (профильный гуманитарный и филологический уровень). Отличие программ существенно. В основе программы базового уровня лежит проблемно-тематический принцип. Произведения для чтения и изучения объединяются в блоки с позиции их значимости для решения той или иной общечеловеческой, эстетической, нравственной проблемы, для раскрытия определенной «вечной» литературной темы. Программа нетрадиционна по построению и содержанию. Кроме произведений из «Обязательного минимума…», что обеспечивает подготовку старшеклассников к итоговой аттестации, она включает дополнительные тексты русских и зарубежных писателей. Обращаем внимание учителя на вариативность программы: к каждой теме предлагается краткий список книг, текст для чтения и изучения из числа не входящих в «Обязательный минимум…» учащийся определяет самостоятельно. Такой подход позволяет сохранить интерес к литературе у учащихся, не выбравших для себя гуманитарную линию образования, обеспечивает освоение художественного произведения как своеобразного учебника жизни, источника духовной памяти человечества. Все это требует от педагога новых подходов к уроку литературы в старшей школе. Программа рассчитана на 2 ч в неделю. Программа для углубленного изучения литературы (профильный уровень) представляет собой хронологический систематический курс на историко-литературной основе, который дает возможность учащимся продолжить образование в гуманитарной области. В центре внимания учащихся оказывается не только конкретный художественный текст, но и художественный мир писателя, литературный процесс. Акцент в программе делается на изучение художественного текста с использованием знаний по истории и теории литературы, с опорой на литературную критику. В программе профильного уровня значительно расширен круг писателей, что позволит учащимся делать обобщения на литературном материале, сопоставлять художественные произведения разных эпох. При реализации программы углубленного изучения литературы учитель самостоятельно определяет глубину и путь анализа конкретного произведения, учитывая как место произведения в литературном процессе и творчестве писателя, так и возможности, потребности учащихся. 4

Содержание курса 5

Календарно-тематическое планирование 16

Нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся по литературе. 19
^

Пояснительная записка.

Главная задача программы по литературе для учащихся старшей ступени – обеспечить вариативность и дифференциацию литературного образования, чего невозможно достичь при наличии единой программы для выпускных классов. Современная старшая школа имеет классы разного уровня: общеобразовательные, профильные (негуманитарные), углубленного изучения предмета (гуманитарные и филологические). Очевидно, что механическое сокращение учебного материала программы для углубленного изучения не позволяет учителю на практике продуктивно заниматься литературным образованием учащихся профильных негуманитарных и общеобразовательных классов. На выбор учителю предлагаются две программы, первая ориентирована на освоение образовательного стандарта (базовый уровень) и может использоваться в общеобразовательных и профильных негуманитарных классах; вторая программа предполагает углубленное изучение литературы (профильный гуманитарный и филологический уровень). Отличие программ существенно. В основе программы базового уровня лежит проблемно-тематический принцип. Произведения для чтения и изучения объединяются в блоки с позиции их значимости для решения той или иной общечеловеческой, эстетической, нравственной проблемы, для раскрытия определенной «вечной» литературной темы. Программа нетрадиционна по построению и содержанию. Кроме произведений из «Обязательного минимума…», что обеспечивает подготовку старшеклассников к итоговой аттестации, она включает дополнительные тексты русских и зарубежных писателей. Обращаем внимание учителя на вариативность программы: к каждой теме предлагается краткий список книг, текст для чтения и изучения из числа не входящих в «Обязательный минимум…» учащийся определяет самостоятельно. Такой подход позволяет сохранить интерес к литературе у учащихся, не выбравших для себя гуманитарную линию образования, обеспечивает освоение художественного произведения как своеобразного учебника жизни, источника духовной памяти человечества. Все это требует от педагога новых подходов к уроку литературы в старшей школе. Программа рассчитана на 2 ч в неделю. Программа для углубленного изучения литературы (профильный уровень) представляет собой хронологический систематический курс на историко-литературной основе, который дает возможность учащимся продолжить образование в гуманитарной области. В центре внимания учащихся оказывается не только конкретный художественный текст, но и художественный мир писателя, литературный процесс. Акцент в программе делается на изучение художественного текста с использованием знаний по истории и теории литературы, с опорой на литературную критику. В программе профильного уровня значительно расширен круг писателей, что позволит учащимся делать обобщения на литературном материале, сопоставлять художественные произведения разных эпох. При реализации программы углубленного изучения литературы учитель самостоятельно определяет глубину и путь анализа конкретного произведения, учитывая как место произведения в литературном процессе и творчестве писателя, так и возможности, потребности учащихся.

^

Содержание курса


Русская литература XX века. Очерки. Портреты. Эссе.


ВВЕДЕНИЕ. МИНИАТЮРА РУБЕЖА ВЕКОВ (2 часа)

“На рубеже веков”. (Литература начала 20 века)(2 часа)

Лекция учителя об особенностях развития литературы. Великие традиции русской классической литературы и устного народного творчества. Реализм Толстого и Чехова, Бунина и Короленко.

Новое направление в искусстве - модернизм, его содержание, направленность.

Модернистские группы: символисты, акмеисты, футуристы.

По ходу лекции учащиеся составляют план.

Чтение статьи в учебнике


^ ИВАН АЛЕКСЕЕВИЧ БУНИН. СТИХОТВОРЕНИЯ. РАССКАЗЫ

. “Раздумья о путях человечества” (Стихи и проза И.А. Бунина) (3 часа)


Слово о писателе. Основные темы его творчества. Проникновенные картины родной природы и крестьянского быта. Выразительное чтение и анализ стихотворений “Родина”, “Собака”, “Вечер” и др.

Индивидуальные сообщения учащихся о самостоятельно прочитанных рассказах: “Господин из Сан-Франциско”, “Антоновские яблоки”, “Темные аллеи”, “Чистый Понедельник”.

Выводы об отличительных особенностях бунинской прозы: живописности и строгости, лаконизме и музыкальности.

АЛЕКСАНДР ИВАНОВИЧ КУПРИН. “ОЛЕСЯ”. ГРАНАТОВЫЙ БРАСЛЕТ” (2 часа)

“Книги о любви, могучей и прекрасной.” (А.И. Куприн и его повести “Олеся” и “Гранатовый браслет”)

Очерк жизни и творчества писателя. Художественный пересказ повестей, выразительное чтение фрагментов. Каковы главные темы повестей? На чьей стороне симпатии автора? Расскажите о колдунье Олесе, её трагической судьбе. Можно ли её поведение и отношение к городскому “панычу” считать уроком нравственной красоты и благородства?

Почему история любви Желткова к княгине Вере Шейной продолжает волновать? Как изображает Куприн природу?

Заключительное слово о произведениях писателя, симпатии которого на стороне не испорченных цивилизацией людей. Всё творчество писателя - гимн природе, красоте, естественности. Любовь у Куприна - большое прекрасное чувство. Недаром произведения его привлекают мировой кинематограф.


“СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК” РУССКОЙ ПОЭЗИИ (4 часа)


“Серебряный век” русской поэзии

Семинар.

Слово учителя о традициях и новаторстве в поэзии разных направлений.

Выступление учащихся с докладами; рецензирование. Темы докладов.

1. Валерий Яковлевич Брюсов - удивительный поэт, переводчик и человек.

2. Поэтическая судьба поэта Игоря Северянина.

3. “Я научился Вам, блаженные слова!” (Поэзия Осипа Мандельштама)

“Прерванный на творческом взлете путь...” (Очерк жизни н творчества Н.С. Гумилёва)

Вступительное слово учителя о трагической судьбе поэта после революции.

Выступления учащихся о поэтических сборниках поэта, анализ избранных произведений. Чтение наизусть.

“Моим стихам... настанет свой черёд.” (Сложная судьба Марины Цветаевой)

Вступительное слово учителя. Важнейшие темы творчества поэтессы: любовь, верность высоким идеалам, России, прославление человека. Обращение Цветаевой к прозе (мемуарные статьи, философские эссе, критические работы).

Выступления учащихся

1. Жизнь Марины Цветаевой.

2. “Книга прекрасных стихов.” (О сборнике “Вечерний альбом.”)

3. Стихи, посвященные Пушкину и Блоку.

Прослушивание романсов, песен на стихи поэтессы. Чтение понравившихся стихов наизусть, их анализ.

Заключительное слово. Поэзия Цветаевой - напряженный монолог-исповедь, дневник души её.


Сочинение. Примерные темы:

1. Мой любимый поэт “Серебряного века.”

2. “Пора Вам знать: я тоже современник.” (О поэзии О.Э. Мандельштама.)

3. Поэзия Марины Цветаевой - дневник её души.

М. ГОРЬКИЙ. РАССКАЗЫ. “ФОМА ГОРДЕЕВ.” “МАТЬ.” “НА ДНЕ.” ЛИТЕРАТУРНЫЕ ПОРТРЕТЫ (10 часов)

“Превосходная должность - быть на земле человеком.” М. Горький. (Очерк жизни и творчества М. Горького)

Лекция учителя о личности и судьбе писателя с чтением отдельных фрагментов из произведений, индивидуальные выступления учащихся о ранее изученных произведениях Горького.

Темы для выступлений учащихся:

1. Автобиографическая трилогия. (“Детство”, “В людях”, “Мои университеты”.)

2. “Безумству храбрых поём мы славу.” (“Песня о Соколе”.)

3. “Сказки об Италии.”


“В чём смысл жизни?” (Романтические произведения Горького. “Старуха Изергиль”)

Слово учителя. Горький — выразитель духа времени. Герои - ода-рвнные вольнодумцы. Художественный пересказ рассказа “Макар Чудра”. Особенности романтизма.

“Старуха Изергиль”. Композиция рассказа. В чем смысл выбранной автором композиционной формы?

Вопросы к I части. За что был наказан Ларра? Как объясняет старуха Изергиль значение этого имени? Где грань между гордостью и эгоизмом? Как вы понимаете слово “гордость” вообще? А в финале рассказа? (“Вот как был поражен человек за гордость!”)

Вопросы к III части. Какие нравственные начала утверждает Горький в легенде о Данко? Всегда ли можно и нужно искать в жизни подвиги? Какая разница между долгом и подвигом?

К кому ближе сама старуха Изергиль: к Ларре или Данко?

Заключительное слово. Идею беззаветной любви к людям утверждает Горький в романтических произведениях.


“Свинцовые мерзости” жизни. (Рассказы М. Горького о “босяках”)

Слово учителя об особенностях горьковского реализма. Анализ рассказов “Челкаш”, “Супруги Орловы”, “Коновалов” и др. Какие противоречия жизни отражены в рассказах? Ваши впечатления о прочитанном.

Выводы.


М. Горький - драматург. Пьеса “На дне”

Комментированное чтение.

Слово учителя о Горьком - драматурге. “На дне” - социально-философская драма, суровая, беспощадная правда о жизни “низов”.

Знакомство с героями. Ремарки автора. Комментированное чтение в лицах.

Беседа. (Какие герои появляются в каждом действии? Какие сюжетные линии завязываются? В чём причины ссор между обитателями ночлежки? Какова роль экспозиции? Чьи судьбы вас особенно потрясли и почему?)


Спор о назначении человека. (“Три правды” в пьесе и их трагическое столкновение: правда факта (Бубнов), правда утешительной лжи (Лука) и правда веры в Человека (Сатин)

Судьбы героев пьесы. Меняются ли в пьесе Анна, Настя, Актёр, Сатин, Пепел, Наташа? Как и почему? Необходим ли в пьесе спор о Правде и Человеке? Как вы относитесь к участникам спора и их позиции? Почему именно Сатину Горький доверил важный монолог? Каков итог спора?

Охарактеризуйте гуманистические идеалы Горького, утверждаемые в пьесе “На дне”. Какова роль афоризмов?

Заключительное слово учителя. Сценическая судьба “На дне”.


Повесть “Фома Гордеев” (обзор) или роман “Дело Артамоновых”

История создания произведения. Тема, основной конфликт. Художественный пересказ от лица одного из действующих лиц. Выразительное чтение эпизодов, их анализ.


Место романа “Мать” в творчестве М. Горького

История создания. Проблематика, сюжет и композиция романа. Впечатления учащихся о самостоятельно прочитанном произведении. Коллективный анализ эпизодов.


Жизненный путь Ниловны

Проследить по размышлениям и поступкам Ниловны, как изменяется её психология, миропонимание.

Какие эпизоды, в центре которых Ниловна, показались вам самыми значительными? В чём тайна счастья героини? Как решается в романе проблема “отцов и детей”?

Заключительное слово учителя.


Роль М. Горького в судьбе русской литературы. Лекция учителя

Статьи Горького о литературе и языке. Литературный портрет как жанр. Очерк “Лев Толстой”.

Как в данном очерке Горький раскрывает самобытность и противоречивость великого Толстого?

Публицистика Горького. (“Заметки о мещанстве”, “Разрушение личности”, “О том, как я учился писать”.)

Заключительное слово о Горьком. Полемика по вопросам социалистического реализма.

Домашнее сочинение по творчеству М. Горького

Темы

1. Чему учит нас жизнь Максима Горького?

2. Тема человека в ранних рассказах Горького.

3. Пафос ранних романтических произведений М. Горького.

4. Поиски правды и смысла жизни. (По рассказам М. Горького и пьесе “На дне”.)


Урок развития речи

Анализ написанных домашних сочинений по творчеству М. Горького.


А.А. БЛОК. СТИХОТВОРЕНИЯ. ПОЭМА “ДВЕНАДЦАТЬ” (3 часа)

“Поэт и человек бесстрашной искренности”. (Биография А.А. Блока. Романтический мир раннего Блока)

Слово учителя о жизненном и творческом пути поэта с чтением и анализом стихотворений. Образ - символ в творчестве Блока.

Выборочное чтение стихотворений из сборника “Стихи о Прекрасной Даме”. Выступления учащихся.

Выразительное чтение стихотворения “Сытые”. Какие чувства вызывает это произведение? Выразительное чтение стихотворения “Фабрика”. Как поэт показывает трагизм происходящего?

Чтение стихотворений из сборника “Страшный мир”.

Заключительное слово о глубине переживаний и масштабности раздумий Блока.


Тема России, прошлого, настоящего и будущего Родины

Слово учителя о сложности, многогранности образа России у Блока. Чтение и анализ стихотворений: “Россия”, “О весна, без конца и без края...”, из цикла “На поле Куликовом”, “Родина”, “Ямбы”. Проблематика, патриотическая направленность стихотворений, реализм изображений. Знакомство с циклом стихотворений “Соловьиный сад”. Заключительное слово учителя об особенностях блоковской лирики.


Поэма “Двенадцать” - первая попытка осмыслить события революции в крупном художественном произведении

Слово учителя о поэме. Выразительное чтение и комментирование текста.

Сюжет поэмы и её герои. Беседа:

1. Как показан “старый мир” в поэме?

2. Как проявилась сложность представлений Блока о характере революции?

3. Чем объясняется введение символического образа Христа в поэму “Двенадцать”?

4. В чем своеобразие композиции, лексики и ритмики в поэме?

Заключительное слово о влиянии А. Блока на современную поэзию.


Литература 20-х годов. Семинар

Вступительное слово учителя о духе эпохи, общем революционном подъеме, острой политической и эстетической борьбе. Вопросы семинара

1. Тема России и революции в поэзии 3. Гиппиус и Д. Мережковского.

2. Размышления о судьбе и творчестве “крестьянского” поэта Н. Клюева.

3. Освещение революции и гражданской войны в произведениях А. Серафимовича “Железный поток”, И. Бабеля “Конармия”.

4. Объекты сатирического изображения в рассказах М. Зощенко и А. Аверченко.

5. “Двенадцать стульев” - бессмертный роман И. Ильфа и Е. Петрова.

6. Евгений Замятин и его роман “Мы”.


С.А. ЕСЕНИН. СТИХОТВОРЕНИЯ. ПОЭМЫ (3 часа)

“Поющее сердце России”. Урок - концерт. Жизнь, творчество, личность С.А. Есенина

Слово учителя о силе воздействия на читателя есенинской поэзии. Ведущий (хорошо подготовленный ученик) рассказывает о жизни и творчестве поэта, используя воспоминания современников, песни и романсы на стихи Есенина в грамзаписи, диафильмы.

Учащиеся выступают с любимыми стихотворениями поэта.


“Чувство Родины - основное в моём творчестве”. С. Есенин

Слово учителя о противоречивом и сложном творческом пути поэта. Главная есенинская тема - тема Родины. Выразительное чтение и анализ стихотворений о Родине. “Гой ты, Русь, моя родная...”, “Край любимый! Сердцу снятся...”, “Отговорила роща золотая...”, “Заметался пожар голубой...”, “Я последний поэт деревни...”

Поэма “Анна Снегина” - поэма о судьбе человека и Родины.


“Светлый образ матери”. (Образ матери в творчестве Есенина. Любовная лирика)

Чтение и анализ стихотворений, посвящённых матери (“Письмо матери” и др.). Цикл стихов “Персидские мотивы”, стихи о любви по выбору учащихся. Заключительное слово о поэзии, продолжающей жить, пробуждая чувства любви к близким, к родимому краю, ко всему родному.

Подготовка к домашнему сочинению.

Темы:

1. “Он весь дитя добра и света”. (А. Блок и его творчество.)

2. Тема любви в поэзии А. Блока и С. Есенина.

3. “Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к родине.” (Тема Родины в поэзии С. Есенина.)

4. Человек и природа в поэзии С. Есенина.


Анализ домашних сочинений.


^ В. В. МАЯКОВСКИЙ. СТИХОТВОРЕНИЯ. САТИРИЧЕСКИЕ ПЬЕСЫ

(7 часов)

“Встреча с В.В. Маяковским - поэтом, художником и человеком”. (Очерк жизни и творчества поэта)

Лекция, сопровождаемая чтением отрывков из воспоминаний. Просмотр фильма о Маяковском. Работа с иллюстрациями, выразительное чтение стихотворений. Выяснение впечатлений о поэте. Дооктябрьская лирика и поэмы.


Урок 38-39. “Дрянцо - хлещите рифм концом.” (Сатира В.В.Маяковского)

Вступительное слово учителя. Работа Маяковского в РОСТА. Просмотр плакатов, нарисованных Маяковским.

Выразительное чтение и детальный анализ стихотворений “О дряни”, “Прозаседавшиеся”. Композиция, лексика, интонационный строй стихов. Выразительное чтение стихотворений “Нате!”, “Вам!”, “Гимн взятке”, “Гимн обеду”, “Бумажные ужасы”, “Взяточники”, “Подлиза”, “Сплетник” и др.

Беседа: Каково содержание сатиры? Какие пороки и недостатки высмеивает поэт? Чем необычны созданные поэтом образы? Для чего используются сравнения, гипербола, гротеск, ирония? В чем заключается современность сатиры Маяковского в наше время? Выводы об особенностях стиля Маяковского - сатирика '.


Сатирические пьесы “Клоп” и “Баня”

Пьеса “Клоп”. Замысел и основная тема и её освещение. Сюжет и герои.

Пьеса “Баня”. Обзор содержания. Сатирическое изображение негативных явлений действительности. Художественные особенности сатирических пьес.

Чиров З-Д. Читая Горького, Маяковского, Шолохова. Волгоград: Нижневолжское книжное издательство, 1997.


“Любовь - это сердце всего.” В. Маяковский. (Любовная лирика)

Семинарское занятие

1. Маяковский и его отношение к родителям, женщинам, друзьям.

2. “Пожар сердца!” (Поэмы “Облако в штанах”, “Про это”.)

3. Стихи В. Маяковского о любви. (“Письмо Татьяне Яковлевой”, “Неоконченное”, “Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви.”)

4. “Я своё, земное, не дожил.” (Обстоятельства смерти поэта.)


Тема поэта и поэзии в творчестве В. Маяковского

Вступительное слово о взглядах поэта на поэтическое искусство. Маяковский - новатор в своём творчестве. Особенности стиха.

Выразительное чтение и анализ стихотворений “Юбилейное” “Сергею Есенину”, “Разговор с фининспектором о поэзии”. Обличение мещанской поэзии и “чистого” искусства в поэме “Во весь голос”.


урок - концерт по произведениям В. Маяковского

Слово учителя (или ведущего) о Маяковском, в произведениях которого отразились характерные особенности эпохи. Выступления учащихся со стихами. “Товарищу Нетте, пароходу и человеку”, “Секрет молодости”, “Нашему юношеству”, “Блэк энд уайт” и др. Заключительное слово о неоднозначном отношении к наследию поэта.

Урок-тест по творчеству В. Маяковского.


Сочинение по творчеству В. Маяковского

Темы

1. “Бесценных слов транжир и мот”. (Образ поэта в лирике В Маяковского.)

2. Юмор и сатира в пьесах “Клоп” и “Баня”.

3. В чём актуальность сатирических стихов В. Маяковского в наши дни?


Страницы жизни А.А. Фадеева

Урок - лекция о судьбе и творчестве писателя.

Выступления учащихся с сообщениями.

1. Становление писателя. Рассказы “Разлив”, “Против течения”.

2. “Молодая гвардия” - роман о героической борьбе. Жизненная основа романа.


Роман “Разгром”. (Обзор)

Изображение гражданской войны. Нравственные проблемы в романе. Пересказ и анализ эпизодов.

Современная полемика о романе.


ЛИТЕРАТУРА 30-Х - НАЧАЛА 40-Х ГОДОВ (20 часов)

. Общая характеристика общественно-политического развития страны в 30-е годы, отражение в литературе и в других видах искусства

Урок - конференция.

Прослушивание докладов, рецензий. Обсуждение написанных работ.

Темы для докладов.

1. Жизнь - подвиг. (Страницы жизни и творчества Н. Островского)

2. Проблема отношений личности и общества. (По роману А. Макаренко “Педагогическая поэма”)

3. Сложный путь исканий Алексея Николаевича Толстого.

4. “Петр Первый” - первый в нашей литературе настоящий исторический роман, книга- надолго...” Маяковский. Горький.

5. Петр I - выдающаяся личность, дальновидный государственный деятель и полководческий талант. (Образ Петра I по роману А. Толстого “Петр Первый”.)


“Искусство быть собой.” (Жизнь, творчество, личность М. А. Булгакова) Лекция

Лекция учителя о жизни и творчестве М.А. Булгакова, сопровождаемая чтением отрывков из произведений и воспоминаний.

Художественный пересказ повести “Роковые яйца”.


М.А. Булгаков-драматург. Пьеса “Дни Турбиных” (Обзор)

История создания. Трудная сценическая жизнь пьесы. Тема, идея. Главные герои пьесы, их судьбы в революции. Знакомство с содержанием пьесы “Бег”.


Повесть “Собачье сердце”

История создания. Анализ содержания. Какой рискованный эксперимент в основе повести? Расскажите об обстановке, в которой работал профессор Преображенский? С какой целью сделана операция Шарику? Проследить по дневнику доктора Борменталя превращение собаки в человека. Почему профессор Преображенский терпит поражение? Какова сатирическая направленность повести? Авторская позиция и способы её выражения. Заключительное слово о поэтике Булгакова - сатирика.


Роман “Мастер и Маргарита” - писательский подвиг М. Булгакова

Вступительное слово учителя. История создания, сюжет, композиция, название. Споры вокруг романа, негативное восприятие критикой. А. Ахматова о романе: “Он - гений”. Беседа по содержанию, анализ эпизодов. “Спор 2-х литераторов Михаила Берлиоза и Ивана Бездомного”. (Как произошла эта встреча. Что лежит в основе человеческого поведения?) “Понтий Пилат”. (Каким предстаёт перед нами Понтий Пилат? Проследите, как ведёт себя римский прокуратор в сцене допроса бродячего философа. Почему, не желая гибели Иисуса, не веря в его виновность, он всё-таки подписывает распоряжение о его казни?)


“Необъяснимые происшествия”. (Сатирическое изображение московского общества в романе М. Булгакова “Мастер и Маргарита”)

Выразительное чтение и анализ эпизодов. Беседа. Чем булгаковский дьявол похож и не похож на своих литературных предшественников? Чьи мысли и желания он исполняет? Что вы знаете о Воланде и его свите? Как живут герои романа в условиях новой действительности? Как автор рисует Москву и москвичей? Что интересует Воланда в людях? Что за опыты про-

водит он в театре? На кого обрушивается ненависть? Какие сатирические приемы использует писатель? Можно ли этот мир переделать? Выводы учителя и учащихся.


“Любовь - это жизнь”. (Проблема творчества и судьбы художника. Трагическая любовь героев романа)

Беседа, выразительное чтение, пересказ эпизодов. Расскажите о Мастере и Маргарите. Как они жили до встречи? Как складывались их взаимоотношения? Почему они были нужны друг другу? Что случилось с Маргаритой, когда Мастер исчез? Почему Воланд вмешивается в судьбу героев? Как он с ними поступает? Можно ли назвать отношения героев любовью? Как вы понимаете такую любовь. Любовь - жертва, любовь - взаимопонимание, любовь - страсть. Какую любовь рисует автор? Ваши любимые страницы.

Заключительное слово учителя.


Урок-тест по творчеству Булгакова.


Знакомство с А.П. Платановым - поэтом, пропагандистом, писателем

Лекция о жизни и творчестве, сопровождаемая чтением эпизодов и сообщениями учащихся о самостоятельно прочитанных произведениях. Темы сообщений

1. Сложный путь Фомы Пухова от “внешнего” человека к “сокровенному”. (По повести “Сокровенный человек” А. Платонова.)

2. В чём сомневаются автор и герои рассказа “Усомнившийся Макар”?

3. Путешествие в фантастический город Чевенгур. (По роману “Чевенгур” А. Платонова)


Проблема трагической участи России в повести “Котлован”

Вступительное слово о создании произведения. Обзор содержания. Беседа. Ваше впечатление о прочитанном произведении. Какие годы исторического пути России показаны в повести? Как? Чем занимаются главные герои? Расскажите о Вощёве. Почему он уходит бродить по свету? В чем смысл жизни? В чём счастье человека? Как об этом рассуждает землекоп Сафронов? Для чего роют герои котлован? Как живут герои? Какой видят герои землю, на которой построят дом? Финал повести. Что говорит инвалид Жачев после смерти Насти? Что является объектом насилия в повести? Есть ли у России будущее?

Заключительное слово о своеобразной стилистике произведений Платонова.


Уроки развития речи.

Сочинение по творчеству М.А. Булгакова и А.П. Платонова.

1. Философия добра и зла в романе М. Булгакова “Мастер и Маргарита”.

2. Москва в изображении М. Булгакова.

3. Трагедия Мастера. (По роману “Мастер и Маргарита”.)

4. Мой М. Булгаков.

5. Высокий пафос, острая сатира в творчестве А. Платонова.

6. Анализ самостоятельно прочитанного рассказа А. Платонова.


“И все-таки узнают голос мой”. (А. Ахматова. Творческая судьба поэтессы)

Слово о Ахматовой как явлении в литературе. Тема Родины и гражданского мужества в поэзии А. Ахматовой.

Выразительное чтение и анализ стихотворений “Мне голос был”, “Рыбак”, “Смятение”, “Я пришла к поэту в гости”, “Мужество”, “Все ушли, и никто не вернулся...”, “Реквием”. Тема поэта и поэзии.


^ М.А. ШОЛОХОВ. “ТИХИЙ ДОН”.

“Я жил и живу среди своих героев.” (Жизненный и творческий путь М.А. Шолохова. “Донские рассказы”.)


“Тихий Дон” - роман-эпопея о всенародной трагедии

История создания романа. Развитие действия романа. Сюжетные линии - личная и историческая. Полемика вокруг авторства.

Выступления учащихся с обзором содержания. Художественный пересказ эпизодов.


Трагедия Григория Мелехова

Формирование характера героя, его внешний облик. В каких событиях, ситуациях принимает участие? Как ведёт себя в сложной обстановке гражданской войны? Каков итог исканий Мелехова? Что делает героя жизненно достоверным? Каким Григорий был в семье, в общении с родителями, с детьми, с друзьями, с Натальей и Аксиньей? Ваше отношение к герою.


Женские судьбы в романе. (Аксинья и Наталья)

Выразительное чтение и анализ эпизодов. Беседа. Как открывается душа Григория Мелехова всякий раз, когда мы видим его взаимоотношения с Натальей и Аксиньей? Какова судьба героинь? Их внутренний мир. Какими средствами искусства переданы их радость и горе, их любовь и их трагедия.


“Поднятая целина” - роман о коллективизации. (Обзор содержания)

История создания романа. Отражение противоречий коллективизации. Художественный пересказ фрагментов. Анализ массовых сцен. (1. “Сцена раскулачивания”, гл. 8, 9. Кто прав: Разметнов, отказавшийся от раскулачивания, Давыдов, убеждающий, что это дело нужное, а, может, Нагульнов? 2. “Бабий бунт”. Как проявляют себя в этой сцене главные герои? 3. “Давыдов на пашне”.)


Герои романа и их судьбы

Работа учащихся по группам. Характеристики главных героев. (С. Давыдов, М. Нагульнов, А. Разметнов, Я. Островнов, Половцев и Лятьевский, К. Майданников, П. Любшикин, дед Щукарь.)

Заключительное слово. Восприятие романа сегодня.


Рассказ “Судьба человека”

Творческая история рассказа. Тема, идея. Главный герой А. Соколов. Беседа по содержанию. Как в биографии главного героя отразилась судьба страны? Каков путь главного героя на дорогах войны? Судьба Андрея Соколова после войны. В чём видит Шолохов истоки героизма и непреклонности своего героя? Какова роль автора?

Домашнее сочинение

1. Мой М.А. Шолохов.

2. Земля и человек в произведениях М.А. Шолохова.

3. Судьба народа в трагические периоды истории. (По произведениям М.А. Шолохова - по выбору.)

4. Изображение народного характера в произведении М. Шолохова “Судьба человека”.


ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА В ЛИТЕРАТУРЕ 40-Х ГОДОВ И ПОСЛЕВОЕННЫХ ДЕСЯТИЛЕТИЙ (13 часов)

Особенности развития литературы периода Великой Отечественной войны и послевоенных десятилетий.

Урок - лекция

Роль литературы в годы войны. Особая роль поэзии. Патриотическая песенная лирика Исаковского, Лебедева-Кумача, Суркова.

“Моабитские тетради” Мусы Джалиля. Проза военного периода. Публицистика. Статьи А. Толстого “Родина”, “Что мы защищаем”, Шолохова “Наука ненависти”.


Поэзия подвига

Урок - пресс-конференция

Вступительное слово о литературе, поэзии в годы войны, которая стала “голосом героической души русского народа”.

На уроке - пресс-конференции “корреспонденты” и “журналисты” интересуются творческом лириков огненных лет, которые “ушли, не долю-бив, не докурив последней папиросы”. Звучат стихи П. Когана, М. Кульчицкого, Вс. Багрицкого и др. Делается сообщение о Сталинградской поэзии.

Тема войны, подвига - ведущая тема в литературе на современном этапе. Рассказать о творчестве Ю. Друниной, Е. Евтушенко, В. Высоцкого;


ЛИТЕРАТУРА 50-Х - 90-Х ГОДОВ (15 часов)

А.Т. Твардовский. Жизнь, творчество, личность

Слово о поэте, выразительное чтение и анализ стихов “О Родине”, “Я убит подо Ржевом”, “Памяти матери” и др.

Индивидуальное сообщение о поэме “Страна Муравия”. “Василий Теркин” (обзор с чтением отрывков из поэмы). Самоотверженность народного героя в борьбе за родную землю.

“Теркин на том свете” - поэма-сатира. Осмеяние бюрократизма, формализма и казёнщины.

Поэма “За далью - даль...” (Обзор содержания. Выборочное чтение глав.)


Военная драматургия

Обзор содержания пьес. Работа учащихся по группам К. Симонов “Русские люди”. Смысл названия, главные герои, их судьбы.

Л. Леонов “Нашествие”. Главные герои. В чём значение драмы? Каковы её нравственные уроки? А. Корнейчук “Фронт”. Публицистический характер пьесы. Иван Горлов, Мирон Горлов, Владимир Огнев. В чём смысл противостояния этих героев?


“Быковский” герой - “рядовой всенародного подвига”. (В. Быков. Повести “Сотников”, “Обелиск”, “Дожить до рассвета”)

Вступительное слово о писателе и особенностях его творчества. Повесть “Сотников”. Беседа, сопровождаемая чтением и анализом эпизодов. (Каковы ваши впечатления о прочитанной повести и её героях? Почему в одних и тех же обстоятельствах Рыбак морально погиб, а Сотников возвысился до подвига? Могли бы вы в самом начале повести определить, кто из героев чего стоит и кто к чему придёт? Как автор относится к своим героям? Возможно ли нравственное возрождение Рыбака?)

Индивидуальные сообщения учащихся о повестях “Обелиск”, “Дожить до рассвета”, “Знак беды”.


“Лицо войны”. (Б. Васильев “В списках не значился”, В. Распутин “Живи и помни”)

Урок - конференция Прослушивание и обсуждение докладов

1. Плужников и его борьба с фашистско-немецкими захватчиками. (По роману Б. Васильева “В списках не значился”.)

2. Трагедия Настёны. (По роману В. Распутина “Живи и помни”.)


“У войны - не женское лицо”. (С. Алексиевич “У войны - не женское лицо”, В. Закруткин “Матерь человеческая”, Б. Васильев “А зори здесь тихие...”)

Слово учителя об участии женщин в войне. История создания повести “У войны - не женское лицо” (Воспоминания живых свидетелей драматических событий). Выборочное чтение отдельных воспоминаний. Беседа. (Почему автор пишет о женщинах на войне? Как говорят героини книги о готовности их поколения к подвигу? В чём их выбор? Почему надо писать о войне?)

Художественный пересказ произведений В. Закруткина “Матерь человеческая” и Б. Васильева “А зори здесь тихие...”

Самостоятельно прочитать “Горячий снег” Ю. Бондарева, “Сашка” В. Кондратьева, “В окопах Сталинграда” В. Некрасова.


Сочинение

Темы

1. Память пылающих лет. (Великая Отечественная война в современной поэзии.)

2. “У войны - не женское лицо.”

3. Подвиг человека на войне (по одному или нескольким произведениям).

4. Рецензия на самостоятельно прочитанную книгу о войне.


“Только он не вернулся из боя.” (Великая Отечественная война в творчестве В. Высоцкого, Р. Рождественского, Б. Окуджавы)

Урок - концерт

Вступительное слово об авторской песне. Её место в развитии литературного процесса и музыкальной культуры страны (содержательность, искренность. Внимание к личности, мелодичное богатство, современная ритмика). Выступления учащихся о песенном творчестве В. Высоцкого, Р. Рождественского, Б. Окуджавы. Прослушивание песен. Исполнение.


Б.Л. Пастернак - поэт, писатель и человек. (Очерк жизни и творчества. Стихотворения)

Слово о Б. Пастернаке и его творчестве. Чтение и анализ стихотворений. “Февраль. Достать чернил и плакать...”, “На ранних поездах”, “Лето в городе”, “Гамлет”, “Свеча горела на столе...”

Тема поэта и поэзии.


Роман Б. Пастернака “Доктор Живаго”. Тема интеллигенции и революции и её решение

История написания романа. Тема, идея, образы. Беседа. (Кто он, Юрий Живаго? Для чего писателю понадобился “другой” человек, чтобы выразить самого себя? Как ведёт себя Живаго по отношению к эпохе, в которой он живёт? Почему автор ставит главной действующей силой в романе стихию революции? Какую роль в жизни человека играет воля? Ю. Живаго - человек волевой? Что такое Россия для героя? Как он воспринимает её противоречия? Как автор и его герой воспринимают революцию? Чем объясняется нейтральность Живаго в гражданской войне? Ваше отношения к героям, к стихам Ю. Живаго.)


А.И. Солженицын. Жизнь и личность. “Архипелаг ГУЛАГ” (Фрагменты)

Слово о судьбе писателя. Создание документального художественного исследования “Архипелаг ГУЛАГ”. Выступления учащихся о прочитанных главах.


Урок 99. Тема трагической судьбы человека в тоталитарном государстве.

Урок - семинар

1. Повесть А.И. Солженицына “Один день Ивана Денисовича” - символ целой эпохи.

2. “Кровью сердца окраплённые строки” - колымские рассказьГВ. Шаламова.

3. Драматическая судьба ребят из повести Анатолия Жигулина “Чёрные камни”.


Человек и природа в современной литературе

Урок - лекция

Лекция учителя, сопровождаемая кратким пересказом произведений. (А. Солженицын “Матрёнин двор”, Б. Васильев “Не стреляйте в белых лебедей”, Ю. Щербак “Чернобыль”, В. Астафьев “Царь-рыба”.)


Судьба народа и судьба природы в произведениях В. Распутина “Прощание с Матёрой”, “Пожар”

Слово учителя об актуальности данной темы.

Беседа по повести “прощание с Матёрой”. (Какой вам запомнилась распутинская Матёра? Правы ли мы будем, если скажем, что ветры истории, судьба страны не задели Матёры? Если остров будет затоплен, зачем же автор подробно рассказывает, откуда “есть и пошла материнская земля”? Почему Распутин описывает деревню в последнее лето её существования? Какие чувства вызывает у вас сцена разорения кладбища? Как вы понимаете слова Дарьи: “У кого нет памяти, нет жизни”?)

Художественный пересказ произведения “Пожар”.


Человек и природа. Урок - обобщение

Примерные вопросы

1. Что мы теряем и что приобретаем в общении с природой? (На примере прочитанных произведений.)

2. Как вы понимаете слова Достоевского “красота спасет мир”?

3. “Природа не храм, а мастерская”. Аргументируйте свой ответ знанием русской классики.

4. Природа гибнет на глазах. Покажите трагизм отношений человека к природе.

5. Природа формирует весь душевный склад человека. Раскройте на примере одного героя.

6. Ни один русский писатель не мыслит себя вне природы. Покажите это на примерах героев Астафьева, Распутина, Айтматова, Шукшина.


Поэт и время. (Поэзия на современном этапе)

Чтение и обсуждение стихотворений и поэм по выбору учащихся. (Р. Гамзатов, А. Вознесенский, Е. Евтушенко, Э. Асадов и др.)


Урок 111. Поэзия “серебряного” века. (Н. Гумилёв, В. Брюсов, М. Цветаева, А. Блок, С. Есенин, А. Ахматова)

Темы, идеи и образы в поэзии В. Высоцкого, Р. Рождественского, Е. Евтушенко.


Урок 112. “Ради жизни на земле.” (“Слово о полку Игореве”, “Война и мир” Л. Толстого, современная литература о Великой Отечественной войне)


“Возвращенные имена” (Произведения Солженицына, Булгакова, Платонова, Замятина)


Контрольное сочинение

Примерные темы

1. “К нему не зарастет народная тропа”.

2. Чем мне близка поэзия М.Ю. Лермонтова.

3. Истинный и ложный патриотизм по роману Л. Толстого “Война и мир”.

4. Мир униженных и оскорблённых в романе Ф. Достоевского “Преступление и наказание”.

5. Сочинение по творчеству А.П. Чехова. (Тему формулирует учащийся.)

6. Жизнь и мечта в поэзии А.А. Блока.

7. Мой М.А. Булгаков.

8. Природа и человек. (По одному или нескольким произведениям.)

9. Рецензия на самостоятельно прочитанную книгу.

10. Путешествие по России (на литературном материале или по личным впечатлениям).


Анализ написанных сочинений


Уроки – консультации по подготовке учащихся к экзаменам.

Резервные (используются для проведения тестирования, самостоятельных работ и т.д.)
^

Календарно-тематическое планирование


п/п

Тема

Кол-во часов

Дата

Вид работы



Россия рубежа 19-20 веков. Историко-культурная ситуация.

1









Русская литература на рубеже веков.

1









И.А. Бунин. Очерк жизни и творчества.

1









Размышления о России в повести И.А. Бунина «Деревня».

1









Острое чувство кризиса цивилизации в рассказе И.А. Бунина «Господин из Сан-Франциско».

1









Рассказы И.А. Бунина о любви.

1









А.И. Куприн. Жизнь и творчество. Воплощение нравственного идеала в повести «Олеся».

1









Изображение кризиса армии как кризиса русской жизни в повести А.И. Куприна «Поединок».

1









Метафоричность названия повести А.И. Куприна «Поединок».

1









Талант любви в рассказе А.И. Куприна «Гранатовый браслет».

1









Подготовка к сочинению по рассказу А.И. Куприна «Гранатовый браслет».

1









Сочинение по творчеству А.И. Куприна «Гранатовый браслет».

1









Традиции в русской сатире в прозе Аркадия Аверченко.

1









Символизм. «Старшие символисты».

1









Поэзия «младосимволистов».

1









Поэзия В.Я. Брюсова.

1









«Поэзия как волшебство» в творчестве К.Д. Бальмонта.

1









Путешествие за «золотым руном» Андрея Белого.

1









Акмеизм.

1









Мир образов Николая Гумилёва.

1









Ранняя лирика Анны Ахматовой.

1









Футуризм.

1









«Эгофутуризм» Игоря Северянина.

1









Сочинение по творчеству поэтов «серебряного века».

2









М. Горький. Очерк жизни и творчества. Романтизм Горького.

1









Композиция романтических рассказов М. Горького.

1









Особенности жанра и конфликта в пьесе М. Горького «На дне».

1









«Во что веришь – то и есть». Роль Луки в драме «На дне».

1









Вопрос о правде в драме М. Горького «На дне».

1









Обзор романа М. Горького «Мать».

1









Сочинение по творчеству М. Горького.

2









Публицистика М.Горького и А. Блока.

1









А.А. Блок. Личность и творчество. Романтический мир раннего Блока.

1









Стихотворение А. Блока «Незнакомка».

1









«Это всё - о России» (Блок). Тема родины в творчестве А.А. Блока.

1









Поэма А.А. Блока «Соловьиный сад».

1









Поэма А.А. Блока «Двенадцать».

1









Новокрестьянские поэты. Поэзия Н. Клюева.

1









Поэзия С. Клычкова, П. Орешина (обзор).

1









Сергей Есенин как национальный поэт.

1









Любовная лирика С.А. Есенина.

1









Поэма С.А. Есенина «Анна Снегина».

1









Трагизм поэмы С.А. Есенина «Чёрный человек».

1









В.В. Маяковский и футуризм. Поэтическое новаторство В.В. Маяковского.

1









Поэма В.В. Маяковского «Облако в штанах».

1









В.В. Маяковский и революция.

1









Настоящее и будущее в пьесе В.В. Маяковского «Клоп».

1









Сочинение по творчеству А.А. Блока, С.А. Есенина, В.В. Маяковского.

2









Роман А.А. Фадеева «Разгром». Особенности жанра и композиции.

1









Морозка и Мечик. Народ и интеллигенция в романе А.А. Фадеева «Разгром».

1









Образ Левинсона и проблема гуманизма в романе А.А. Фадеева «Разгром».

1









Развитие жанра антиутопии в романе Е.И. Замятина «Мы».

1









Судьба личности в тоталитарном государстве (по роману Е.И. Замятина «Мы»).

1









Характерные черты времени в повести А. Платонова «Котлован».

1









Пространство и время в повести А.Платонова «Котлован».

1









Метафоричность художественного мышления А. Платонова в повести «Котлован».

1









Сочинение по творчеству Е.И. Замятина и А.Платонова.

2









М.А. Булгаков. Жизнь и творчество. Сатира.

2









Роман М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита».

2









Роман А.Н. Толстого «Пётр Первый».

3









Поздний этап творчества А.А. Ахматовой. Сборник «Белая стая». Тема Родины. Поэма «Реквием».

3









Этапы биографии и творчества М.И Цветаевой. Анализ произведений.

2









М.И. Цветаева и А.А. Ахматова.

1









Человек и природа в творчестве Н.А. Заболоцкого.

1









М.А. Шолохов. Этапы биографии и творчества писателя.

1









Роман «Тихий Дон».

8









Общий обзор литературы ВОВ.

1









Военная поэзия.

1









Повесть В.Некрасова «В окопах Сталинграда».

1









«Лейтенантская проза».

1









Повесть В.Кондратьева «Сашка».

1









А.Т. Твардовский. Творчество и судьба. Поэмы: «Страна Муравия», «По праву памяти», «Василий Тёркин». Лирика.

5









Б.Л. Пастернак. Творческий путь. Лирика. Роман «Доктор Живаго».

6









«Оттепель». Рассказ «Судьба человека» М.А. Шолохова.

1









Судьба и творчество А.И. Солженицына. Анализ рассказов «Один день Ивана Денисовича», «Матрёнин двор».

4









«Деревенская проза». Герои В. Шукшина.

1









Человек и природа в «Царь-рыбе» В.П. Астафьева.

1









Проблемы нравственности в повести В. Распутина «Прощание с Матёрой».

1









Сочинение по деревенской прозе.

2









Проблематика и особенности повести «Обмен».

1









Темы, проблемы, образы поэзии периода «оттепели».

1









«Тихая лирика» Николая Рубцова.

1









Драматургия А. Вампилова. «Старший сын».

1









Авторская песня.

1









Сочинение по литературе 60-70 годов.

2









В.В. Набоков. Обзор творчества. Рассказ «Круг».

2









Литература на современном этапе.

2









Проза т. Толстой.

1









Творчество В. Пелевина.

1









«Новый автобиографизм» С. Довлатова.

1









Поэзия И. Бродского.

1









Новейшая русская поэзия.

2









Подготовка к выпускному сочинению по части С.

8









Зачёт по литературе 20 века.

1






^

Нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся по литературе.


Оценка устных ответов.

 

При оценке устных ответов учитель руководствуется следующими основными критериями в пределах программы данного класса:

знание текста и понимание идейно-художественного содержания изученного произведения;

умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев;

понимание роли художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания изученного произведения;

знание теоретико-литературных понятий и умение пользоваться этими знаниями при анализе произведений, изучаемых в классе и прочитанных самостоятельно;

умение анализировать художественное произведение в соответствии с ведущими идеями эпохи;

уметь владеть монологической литературной речью, логически и последовательно отвечать на поставленный вопрос, бегло, правильно и выразительно читать художественный текст.

При оценке устных ответов по литературе могут быть следующие критерии:

^ Отметка «5»: ответ обнаруживает прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев, роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; привлекать текст для аргументации своих выводов; раскрывать связь произведения с эпохой; свободно владеть монологической речью.

^ Отметка «4»: ставится за ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; за умение объяснить взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; хорошо владеть монологической литературной речью; однако допускают 2-3 неточности в ответе.

^ Отметка «3»: оценивается ответ, свидетельствующий в основном знание и понимание текста изучаемого произведения, умение объяснять взаимосвязь основных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения, но недостаточное умение пользоваться этими знаниями при анализе произведения. Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствие уровня чтения установленным нормам для данного класса.

^ Отметка «2»: ответ обнаруживает незнание существенных вопросов содержания произведения; неумение объяснить поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения, слабое владение монологической речью и техникой чтения, бедность выразительных средств языка.

 

                                        Оценка тестовых работ.

При проведении тестовых работ по литературе критерии оценок следующие:

«5» - 90 – 100 %;

«4» - 78 – 89 %;

«3» - 60 – 77 %;

«2»- менее 59 %.

 












Скачать 437,84 Kb.
оставить комментарий
В.В. Агеносов
Дата06.09.2011
Размер437,84 Kb.
ТипРабочая учебная программа, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

средне
  1
отлично
  3
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Загрузка...
Документы

Рейтинг@Mail.ru
наверх