Роль музыки в пьесах А.Н. Островского icon

Роль музыки в пьесах А.Н. Островского


1 чел. помогло.
Смотрите также:
Реферат тема: Образ женщины XIX века в пьесах...
Тема «Темного царства» в драме А. Н. Островского «Гроза»...
Тема «Темного царства» в драме А. Н. Островского «Гроза»...
5 марта 2012 г г...
План урока-лекции с мультимедийной поддержкой в 10 классе...
Тема Кол-во страниц...
Заключение комиссии по аккредитационной экспертизе...
А. Г. Достоевская в своих воспоминаниях писала: «Не будучи знатоком музыки...
Экспериментальная программа по истории музыки. История западноевропейской музыки -6 кл....
Урока по предмету «Музыка» в 5 классе по теме Вокально-хоровая работа и инструментальное...
Хусаин Файзуллович Ахметов крупнейший башкирский композитор...
А. Н. Островский создатель русского национального театра...



Загрузка...
скачать
ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ХХVI КОНФЕРЕНЦИЯ НАУЧНОГО ОБЩЕСТВА УЧАЩИХСЯ


ДОКЛАД


Роль музыки в пьесах А.Н. Островского


Подготовила

ученица 10 социально-экономического класса

МОУ Богучарский лицей

Давиденко Анастасия


Руководитель – Волкова И.Б.,

учитель русского языка и литературы

МОУ Богучарский лицей


Воронеж 2011


План.

I.Введение.

II.Романс в произведениях А.Н.Островского

  1. Романс как музыкальный жанр.

  2. Виды романса.

  3. Черты романса.

  4. Основные признаки романса.

  5. Роль романса в пьесах «Бесприданница» и «Доходное место».

III.Народные песни в пьесах А.Н. Островского.

  1. Жанр русской народной песни.

  2. Виды народной песни.

  3. Отражение народной жизни в песнях в пьесе «Снегурочка».

  4. Роль народной песни в пьесе «Гроза».

IV. Заключение.


Из наслаждений жизни

Одной любви музыка уступает,

но и любовь – мелодия.

А.С.Пушкин


Цель музыки – трогать сердца.

И.С.Бах

1. Введение

Что такое музыка? Ответов существует множество. Серьезные: «Вид искусства, объединяющий тоны в благозвучные группы звуков». Шутливые: «Из всех шумов, какие только известны человечеству, музыка – шум самый дорогой» (Т. Готье). Философские: «Музыка – это посредник между духовной и чувственной жизнью» (Б. Арним). Возвышенно-поэтические: «Музыка – язык души и мелодия нежных ветерков, колеблющих струны чувств; она – тонкие пальцы, воскрешающие на страницах фантазии воспоминания о часах подлинной скорби и отчаяния или кратких мгновениях истинной радости и веселья» (Д. Джебран). Разные ответы лишь дополняют друг друга, доказывая, как прекрасна и многогранна музыка. Каждый человек слышит в звучащей мелодии что-то свое, перед его мысленным взором встают только одному ему известные картины, но между тем, музыка воздействует на всех одинаково: она делает людей лучше, благороднее. Она не просто заставляет нас чувствовать, но и выплескивать свои чувства, эмоции вместе со звуками, делиться с окружающими мыслями, переживаниями.

С раннего детства музыка вошла в мою жизнь и заняла укромный уголок моей души. Мама отдала меня в музыкальную школу, когда я была еще совсем малышка. Со временем этот небольшой крохотный участок моей души превратился в значительное пространство. Повзрослев, я поняла, насколько велико значение музыки в жизни человечества.

Во время моей учебы в музыкальной школе я часто замечала, что музыка и слово неразрывны. Ведь именно литература часто вдохновляла многих композиторов на создание великих произведений: опера П.И. Чайковского «Евгений Онегин» и роман А.С Пушкина, оперы Римского-Корсакова «Псковитянка» и «Царская невеста» на пьесы Л.Н. Мейя. Разве можно представить эти шедевры без музыки великих композиторов, обогативших эти творения? Очень часто музыка вплетается автором литературного произведения в его содержание, становится одним из средств раскрытия художественных образов, помогает лучше понять идею.

Я решила изучить эту тесную взаимосвязь двух искусств в пьесах А.Н. Островского. Для этого я исследовала такие произведения, как «Снегурочка», «Не в свои сани не садись», «Бедность не порок», «Доходное место», «Гроза», «Бесприданница», и «Горячее сердце». В процессе изучения этих пьес, я заметила, что Островский использует в основном такие жанры, как народные песни и романсы.


^ II. Романсы в произведениях А.Н. Островского.

Романс.

Рома́нс в музыке (исп. romance, от позднелат. romanice, буквально — «по-романски», то есть «по-испански») — вокальное сочинение, написанное на небольшое стихотворение лирического содержания, преимущественно любовного; камерное музыкально-поэтическое произведение для голоса с инструментальным сопровождением.

Термин «романс» возник в Испании в Средневековье, первоначально обозначая светскую песню на испанском («романском»), а не религиозный гимн на латинском языке. Вскоре он вошёл в обиход и в других странах, хотя в некоторых странах романс и песня все-таки обозначаются одним словом.

Романс развился из песни. Он появился и сформировался в XV и XIX веках. Расцвет романса как синтетического музыкально-поэтического жанра начался во 2-й половине XVIII века в Германии, Франции и России. Большое влияние на его развитие оказало творчество крупнейших поэтов Гёте и Гейне.

В России вначале «романсом» называлось вокальное произведение на французском языке (пусть и написанное русским композитором), а произведение с текстом на русском языке — «российской песней».

Затем появился жанр русского романса, который быстро стал популярен на волне веяний романтизма. В XVIII веке существовал сентиментальный романс, когда стихи поэтов типа Сумарокова или Тредиаковского писались на мотивы народных песен.

На основе русского романса в первой половине XIX века ведущими российскими композиторами создаётся жанр цыганского романса, впоследствии доработанный и доведённый до высокого уровня собственно самими цыганами.

Из русских композиторов замечательные образцы создали Алябьев, Варламов, Гурилёв, Верстовский, Глинка, Даргомыжский, Рубинштейн, Кюи, Чайковский, Римский-Корсаков, Булахов, Рахманинов, Свиридов, Метнер, Б. Прозоровский.

^ Виды русского романса

  • Городской романс — разновидность романса, бытовавшая как фольклор в России конца XIX — первой половины XX века. Основными отличительными признаками городского романса с литературной точки зрения являются конкретика в образах, ступенчатая композиция, представление лирического героя о самом себе, как о бывалом человеке, недостижимость объекта любви.

  • ^ Цыганский романс. Жанр цыганского романса был основан русскими композиторами и поэтами, поклонниками цыганской манеры исполнения; за основу был взят романс обыкновенный, но в музыку и тексты были добавлены специфически цыганские приёмы и обороты. Впоследствии жанр был развит и изменён до современного состояния самими цыганами. В настоящий момент цыганский романс представляет собой вид песни, имеющий корни как в русском классическом и городском романсе, так и в городской лирической песне, узнаваемо цыганский по музыке и лирике, и может иметь как цыганский, так и русский текст.

  • ^ Жестокий романс. Своеобразие данного жанра и заключается в гармоничном синтезе жанровых принципов баллады, лирической песни, романса. Но есть у него и свои, особые черты, по которым жестокий романс можно вычленить из обширного пласта русских лирических песен или баллад. В жестоком романсе можно выделить чуть больше десятка основных сюжетов. Отличаются они друг от друга главным образом причинами трагедии, а выбор концовок и вовсе невелик: убийство, самоубийство, смерть героя от горя либо смертельное горе.




^ Черты вокального романса

По форме романс схож с песней; как и последняя, он пишется в коленном складе, но в нём необязательна та квадратура, та чётность тактов, которые преследуются в песне. В романсе допускаются отступления в виде так называемых расширений или вставок, переходов от одного колена к другому. Вокальная партия романса должна иметь ясное и рельефное мелодическое очертание и отличаться певучестью. Рефрен, или припев, в романсе чаще всего отсутствует. (Хотя бывают и исключения, как, например, произведение А. С. Даргомыжского «Старый капрал» — романс с припевом в форме куплетной песни). В романсе следует обращать внимание больше на передачу общего настроения текста, чем на подробную иллюстрацию его деталей. Интерес должен главным образом лежать в мелодии, а не в аккомпанементе.

Романс пишется для пения с аккомпанементом одного инструмента, преимущественно фортепиано и относится к разряду камерной музыки, хотя некоторые романсы аккомпанируются оркестром. «Инструментальное сопровождение в романсе имеет важное значение, зачастую являясь равноправным с вокальной партией элементом единого целого».


^ Основные жанровые признаки романса

  • Содержание романса не выходит за пределы лирики. Текст посвящён некоему переживанию, обычно любовному.

  • Романс характеризуется только одним лирическим настроением. Однако спектр эмоциональных состояний в романсе настолько велик, что каждый исполнитель и слушатель имеет возможность выбрать наиболее близкое ему.

  • В романсе мелодия теснее, чем в песне, связана со стихом, отражает не только общий его характер и поэтическую структуру, но и отдельные образы, ритмической и интонационной частности.

  • В связи с тем, что романс обычно выражает любовное переживание, он либо имеет, либо подразумевает адресата, а, следовательно, изначально диалогичен в самом своём содержании.

  • Наличие двух героев порождает одно из самых важных качеств романса — его интимность, камерность.

  • Романс как вокально-поэтический жанр представляет собой трёхгранную структуру, в которой одинаково значимы слово, музыка и речь.

  • Романсное стихотворение лишено твёрдых жанровых признаков — обычно это небольшое лирическое произведение, строфическое, рифмованное, со стихами средней длины, с напевным типом интонирования.




Островский использует только городские романсы в пьесах «Бесприданница» и «Доходное место». И не случайно. Безусловно, музыка не просто составляет фон для развития действия, она пронизывает всю образную структуру произведения, высвечивая сущность конфликта в драме, проясняя психологический рисунок человеческих характеров. Таким образом, выявление значения музыкального, в частности романсового начала стала для автора не только ключом к постижению проблематики всего произведения, но и к пониманию характера главной героини, ее внутреннего состояния.

«Бесприданница».

Эта драма о судьбе: как тогда выражались, «девушки на выданье». В основе драмы — социальная тема: главная героиня Лариса Огудалова бедна, она бесприданница, и этим определяется ее трагическая судьба. Она живет в мире, где все продается и покупается, в том числе девичья честь, любовь и красота. Но поэтическая натура Ларисы летит над миром на крыльях музыки (не случайно Островский выбирает это имя для своей героини, так как Лариса значимое имя: в переводе с греческого это — чайка): она прекрасно поет, играет на фортепиано, на гитаре, глубоко переживает исполняемое, так что приводит в трепет и восторг своих слушателей. Ей близки цыгане, в которых она ценит жажду воли и склонность к волнующей песне. Островский так изобразил в своей пьесе Ларису, что в сознании читателя ее образ неразрывно сливается с романсом.

Главная исполнительница романсов в драме - Лариса Дмитриевна Огудалова. Первый романс, который она исполняет за разговором с матерью Харитой Игнатьевной - романс «Матушка, голубушка» на стихи С. Ниркомского, музыка А. Гурилёва: «Матушка, голубушка, солнышко моё! Пожалей, родимая, дитятко твоё!».

МАТУШКА-ГОЛУБУШКА

Слова Ниркомского

^ Музыка А. Гурилева


Матушка, голубушка,

Солнышко мое,

Пожалей, родимая,

Дитятко твое.

Словно змея лютая

Сердце мне сосет,

И целую ноченьку

Спать мне не дает.


То залетной пташечки

Песенка слышна:

Сердце замирает,

Так сладка она!

То мне что-то видится,

Размечуся я;

Сердечко стоскуется –

Вся пылаю я!


Что это, родимушка,

Сталося со мной?

Видно, приключился мне

Злой недуг какой?

Али нет, родимая,

Чем мне пособить?»

«Знать, приспело, дитятко,

Времечко любить!»


Этот романс показывает одиночество души Ларисы, так как ее «матушка- голубушка» не поддерживает мнение своей дочери и выдает замуж за первого попавшегося мужчину, который берет такую «бесприданницу».

В разговоре с матерью воображение Ларисы рисует будущее «как рай тихой жизни в благословенном уголке, изолированном от внешнего мира». Провинциальное захолустье представляется девушке «землей обетованной», где уставшая, израненная душа ее обретет, наконец, спокойствие и умиротворенность. «Я ослепла, я все чувства потеряла, да и рада. Давно уж точно во сне все вижу, что кругом меня происходит. Нет, уехать надо, вырваться отсюда. Скоро и лето пройдет, а я хочу гулять по лесам, собирать грибы и ягоды. Я по крайней мере душой отдохну. Но пусть там и дико и глухо, и холодно; для меня после той жизни, которую я здесь испытала, всякий тихий уголок покажется раем. Наберу с собой в деревню романсов и буду играть да петь от скуки».

Характерно, что именно музыка призвана, в глазах героини, воссоздать утраченную гармонию. Но мать Харита Игнатьевна пытается развенчать представления дочери о рае уединения средь лесов Заболотья: она констатирует «звуковой» образ деревенского бытия, подчеркивая, что никакой гармоничности он в себе не несет, а напротив, весь соткан из диссонансов, какофонии.

«Разуверение» - именно этот романс звучит в кульминационной сцене пьесы. Это один из лучших элегических романсов Е. А. Баратынского, музыка Михаила Ивановича Глинки. В ней Евгений Абрамович передает тончайшие оттенки чувств: тоски, разочарования, уныния. Поэзия Баратынского является поэзией раздумий над жизнью, художественным исследованием человека и действительности. В традиционной форме "унылой" элегии Баратынский сумел воплотить богатство и сложность эмоционального мира конкретного человека.

^ Евгений Баратынский

Антология русской поэзии

РАЗУВЕРЕНИЕ


Не искушай меня без нужды

Возвратом нежности твоей:

Разочарованному чужды

Все обольщенья прежних дней!

Уж я не верю увереньям,

Уж я не верую в любовь,

И не могу предаться вновь

Раз изменившим сновиденьям!

Слепой тоски моей не множь,

Не заводи о прежнем слова,

И, друг заботливый, больного

В его дремоте не тревожь!

Я сплю, мне сладко усыпленье;

Забудь бывалые мечты:

В душе моей одно волненье,

А не любовь пробудишь ты.


М.И. Глинке удалось угадать в стихах Баратынского не убеждённый отказ от любви, о чём говорится в тексте, а наоборот, жажду чувств, жажду страсти, жажду тревог, и передать это в музыке. При всей элегичности его романс прозрачен, чист, наполнен светлой грустью. Он дает яркое представление о душевном мире героини, поэтому Островский и включает его в кульминационную сцену своей драмы.

«Доходное место»

Это история жизни недавнего выпускника Московского университета Василия Жадова, обыкновенного юноши, интеллигентного, по-детски чистого, увлекающегося. Молодой человек пытается остаться честным и порядочным в мире, где богатство вызывает уважение, а бедность – порок. Жадов пылко влюблен в недалекую, но чистую сердцем Полиньку. Без средств, без состояния, с одними надеждами на будущее, Жадов все-таки сватается к ней и получает согласие на брак. Он предвидит трудности, которые ожидают его. Но Жадов верит в людей, «весело и с надеждой» смотрит в будущее и готов перенести любые тяготы, но не уступить «миллионной доли» своих убеждений и идеалов. Прошел год, и обыденная, безжалостная повседневность подточила духовные силы Жадова. Свои претензии предъявляет и Полинька, вовсе не склонная «сидеть дома» да работать «по велению мужа». Она хочет «новую шляпку», «бархатное платье» и вообще «весело жить», а не прозябать в честной трудовой бедности. Устав от этого, она умоляет мужа пойти на поклон к богатому родственнику и попросить «доходное» место…. Молодой чиновник, пытающийся служить честно, оказывается под таким давлением обстоятельств, что едва не отступается от юношеских идеалов. В последний момент он находит в себе силы удержаться от преступления и обещает «ждать того времени, когда взяточник будет бояться суда общественного больше, чем уголовного».

В этой пьесе исполнительницей романа является второстепенная героиня, жена Жадова, Полина. Она поет тот же романс, что и Лариса в пьесе «Бесприданница»: «Матушка- голубушка». Он также показывает одиночество и скуку в душе Полины. С матерью она не общается, муж ее не понимает, а сестра так и сыпет соль на рану, рассказывая о своей замечательной жизни, полной новых нарядов и развлечений. Жадов заставляет работать Полину, пытается ее воспитать, сделать из нее достойного человека, но девушка не оценивает его стараний, ей нужно от него совсем иное: жить, как сестрица, и ни в чем не нуждаться.

Полина не настолько романтична, как Лариса. Поет она лишь от скуки. Именно это состояние и отражает ее песня: тоску, невыразимую тоску и мечты о другой жизни.


Музыка для каждой из девушек имеет разное значение. Для Ларисы -  это и спасение от серости и пошлости провинциального существования, и сфера реализации себя как личности, средство самовыражения. В Ларисиной увлеченности музыкой находит отражение тоска по эстетическим началам, отсутствующим в окружающей ее жизни, устремленность, романтическая окрыленность души к возвышенно-идеальному. Для Полины музыка – это спасение от скуки, выражение своего душевного состояния, единственная радость в ее серой, беспросветной жизни.


^ III. Народные песни в произведениях А.Н. Островского.


Что представляет собой песня?

То, что нами воспринимается сегодня как народная песня, носителями вокальной культуры может восприниматься совершенно по-разному. Про одни песни говорят, что поют их, про другие, что голосят, выкликают, плачут и т.д. Другими словами, каждая песня связана с каким-либо действием.

Еще есть целый пласт «песен» «производственно-технического» назначения. Часть их является просто записью технологического процесса, в котором участвует артель, часть являются непосредственно элементом такого процесса. Например, выкликание торговца на площади. Координация действий бурлацкой или рыболовецкой артели. Выглядит это как песня, но таковой не является.

Общение с духами леса и прочее, проводы в армию или еще куда-нибудь, закликание весны. Все это непосредственные жизненные действия человека, живущего на природе и непосредственно общающегося с ней и со своими товарищами. Народная песня – это всегда общение, а не музыка в современном понимании. Даже протяжная лирическая песня – это общение с аудиторией, слушающей о душевных переживаниях певца.

В связи с этим только глубокая культура вокализации общения является ключом к пониманию самого явления русской песни. Вокализируется все, что не является повседневным бытовым общением (хотя частушка опровергает это, в большинстве своем – это бытовая песня).

Народная вокализация не является заученной и бездумно повторяемой. Даже если словам песни не одна сотня лет, все равно они пропеваются каждый раз по-новому, осмысленно и одухотворенно. И ясно, что слова совершенно неотделимы от «музыки», мелодии. И эта мелодия непостоянна, как и слова.


Мелодия

Мелодия песни формируется на основании народных ладов. Они известны и современной музыке, хотя могут и немного отличаться по строю. Главное отличие состоит в том, что количество звуков в народной песне сильно ограничено. В наиболее древних образцах народного творчества может быть всего два-три звука. Чаще всего – пять-шесть.

Но как мы уже видели раньше, мелодия в песне не главное, это вспомогательный материал, акцентирующий внимание на словах, стихе.


Стих

Стих народной песни тоже необычен. Он часто не имеет привычной нам рифмы. И по количеству слогов он не так строг. Стих, написанный и прочитанный на бумаге, может выглядеть странно и непонятно. Но для этого нам и нужна мелодия со своим ритмическим построением, чтобы «улучшить» восприятия стиха. Особенно это заметно на протяжной лирической песне. Там уже мелодия начинает значительно влиять на стих. Первоначально ритмизированный и рифмованный стих может превратиться в бесконечную цепь оборванных слов, повторов и междометий.


^ Разнообразие песни

В первую очередь песня делится по региональному признаку. Поскольку песня – это продолжение речи, деление происходит в основном по распространению говоров и диалектов. Иногда целые жанры принадлежат только одному региону. Так былины бытовали практически только на территории бывшего Новгородского государства.

По жанрам песни могут быть обрядовыми, календарными. Например, пасхальные, весенние, жатвенные. Могут быть связаны с этапами жизни: детские, свадебные, похоронные, солдатские. Также существуют плясовые и хороводные. Особняком стоят эпические (былины) и лирические протяжные. К ним примыкает более современная частушка со страданиями. При этом некоторые песни могут использоваться «не по назначению». Например, лирическая может стать и хороводной.

Народные песни А.Н.Островский использует во многих своих произведениях: «Не в свои сани не садись», «Бедность не порок», «Гроза», «Горячее сердце», «Снегурочка».

В основном это

  • лирические песни («Вспомни, вспомни, мой любезный…»- пьеса «Не в свои сани не садись»; «Ах, размолодчики вы молоденькие…», «Не цветочек в поле вянет…» - «Бедность не порок»; «Среди долины ровныя» - «Гроза»)

  • частушки («Одна гора высока»- пьеса «Бедность не порок»)

  • обрядовые песни («Научить ли те, Ванюша…» отрывок из святок - пьеса «Не в свои сани не садись»)

  • святочные гадания («Сей, мати, мучицу…», «Сидит воробей на беле-городе…»- пьеса «Бедность не порок»)

  • плясовые («Как у нас-то козел»- пьеса «Бедность не порок»)

  • свадебные обрядовые («А кто у нас холост…» - «Бедность не порок»)

  • казачьи («Черный ворон» - «Горячее сердце»)

  • причитания («Провожу-то ли я дружочка…» - «Горячее сердце»)

  • детские песни («Купался бобер» - «Снегурочка»)




Особое место занимает в творчестве Островского пьеса «Снегурочка». Работая над пьесой, Островский внимательно изучал многочисленные фольклорные, исторические, этнографические источники.

Среди фольклорных источников «Снегурочки» следует отметить народные сказки, обрядовую поэзию, народные заговоры, народные песни. Так, например, хор птиц в прологе заимствован из известной народной песни «Каково птицам жить на море», Островский внес лишь частные изменения.

В репертуаре Леля – песнопевца песни, которые представляют собой если не цитаты, то перефразировку подлинников фольклора. Сравним два текста народный и измененный Островским:

«Земляничка-ягодка»

Земляничка-ягодка

Без пригреву вызрела,

Сиротинка-девушка

Без призору выросла,

Ладо мое, Ладо!


Земляничка-ягодка

Под кусточком выросла;

Сиротинка-девушка

Без призору выросла.

Ладо, мое Ладо!


Сюжет «Снегурочки» давал возможность воспеть жизнь народа, простую, бесхитростную, в согласии с природой, отобразить обряды, быт, вплетающиеся в развитие действия. Поэтому в пьесе так много обрядовых и игровых песен. События длятся от последних зимних дней – проводов масленицы – до первого летнего дня.

Уже в 1-й сцене (хор птиц) мы слышим народную песню «Орел воевода».

Чем не доволен мороз? В чем обвиняет берендеев? («Кануны править да бражничать, веснянки петь, кругами ходить всю ночь с зари до зари – одна у них забота»). Веснянка – это песня закличка. С наступлением марта месяца закликали весну, исполняя особые песни – веснянки. Гонцами весны считались птицы.

Композиционной рамкой третьего акта являются обряды, связанные с празднованием Семика (четверг на седьмой неделе после пасхи), одного из главных летних праздников. В этот день завивали венки и пускали их по воде с гаданием о возможном замужестве, наряжали срубленное дерево (обычно – березу), водили хороводы, пели песни. Вот песня парней и девушек в «Снегурочке» (в основе свадебная народная песня):


^ Ай, во поле липонька.

Под липою бел шатер.

В том шатре стол стоит.

За тем столом девица.

Рвала цветы со травы.

Плела венок с яхонты.

Кому венок износить?

Носить венок милому.


Островский дает эту песню в качестве иллюстрации хода действия: Снегурочка сплела венок и отдала его Лелю. Песня наполнена светлым чувством. Старинные лады ее возникли много столетий назад, бережно хранились в народе вместе со словами, с обрядом в почти неизменном виде.

Заканчивается день, догорает заря. Берендей просит Леля спеть песню. «Туча со громом сговаривались», - запевает Лель. Во всех массовых сценах присутствуют подлинные народные песни, а песни Леля авторские, но они настолько похожи на народные, что их и принимали за таковые.

На протяжении всей пьесы автор иллюстрирует с помощью народной поэзии русскую народную жизнь, их обычаи и обряды.

Чтобы еще более усилить характерные особенности семицкого обряда Островский включил в него игровую песню Брусилы: «Купался бобер»

Песня сопровождается мимической игрой Курилки. Подобные песни-игры, являясь как бы «зерном» драматического зрелища, сопровождаются имитированием движений зверя.

Издавна в честь Ярилы устраивались гулянья, сопровождавшиеся различными драматическими действами. Вся лучезарная весенняя сказка замыкается изображением появления солнца Ярилы, которому берендеи поют хвалебный гимн.


Свет и сила

Бог Ярило.

Красное солнце наше!

Нет тебя в мире краше.

Даруй, бог света,

Теплое лето.

Красное солнце наше!

Нет тебя в мире краше

Краснопогодное,

Лето хлебородное.

Красное солнышко наше!

Нет тебя в мире краше.


Кроме календарных обрядов, Островский использовал в «Снегурочке» элементы свадебного обряда. В пьесе есть эпизод, в котором звучит отголосок старинной формы брачного процесса, как купли-продажи. Это – выкуп Купавы Мизгирем:


Голубушки-девицы,

Пришел красы девичьей погубитель.

^ С подружками, с родными разлучитель.

Не выдавайте подружку, схороните!

А выдайте, так за великий выкуп.


Большую часть песен Островский использует для того, чтобы передать колорит эпохи, проиллюстрировать жизнь русских людей, их традиции и обычаи. Но многие песни используются для лучшего раскрытия смысла произведения.

Например, в начале пьесы «Гроза» Кулигин как бы в качестве эпиграфа поет песню «Среди долины ровныя, на гладкой высоте…»:

^ Среди долины ровныя,

На гладкой высоте

Цветет, растет высокий дуб

В могучей красоте.


Высокий дуб, развесистый,

Один у всех в глазах;

Один, один бедняжечка,

Как рекрут на часах.


Взойдет ли красно солнышко,

Кого под тень принять?

Ударит ли погодушка, -

Кто будет защищать?


Ни сосенки кудрявыя,

Ни ивки вкруг него;

Ни кустики зеленые

Не вьются вкруг него.


Ах, скучно одинокому

И дереву расти!

Ах, горько, горько молодцу

Без милой жизнь вести!


Есть много сребра, золота:

Кого им подарить?

Есть много славы, почестей:

Но с кем их разделить?


Встречаюсь ли с знакомыми:

Поклон - да был таков;

Встречаюсь ли с пригожими:

Поклон - да пара слов.


Одних я сам чуждаюся,

Другой бежит меня.

Все други, все приятели

До черного лишь дня!


Где ж сердцем отдохнуть могу,

Когда гроза взойдет?

Друг нежный спит в сырой земле,

На помощь не придет.


Ни роду нет, ни племени

В чужой мне стороне;

Не ластится любезная

Подруженька ко мне!


Не плачется от радости

Старик, глядя на нас,

Не вьются вкруг малюточки,

Тихохонько резвясь.


Возьмите же все золото,

Все почести назад, -

Мне Родину, мне милую,

Мне милой дайте взгляд!


Прочитав пьесу до конца, мы определенно понимаем, что суть песни выражает события, о которых мы уже знали. Это краткий рассказ об участи Бориса, который, словно могучий дуб, живет один в абсолютно чуждом ему городе: «Трудно мне здесь…Я понимаю, что все это наше русское, родное, а все-таки не привыкну никак». В песне также много сюжетных перекличек с образом Катерины. Одиночество девушки, ее мечты о любви, семье, ребенке остаются только мечтами, как и у лирического героя песни. Это песня о трагичности добра и красоты: чем богаче духовно, нравственно человек, тем меньше у него внешних опор, тем драматичнее его существование... Песня с первых страниц входит в «Грозу» и сразу же выносит конфликты и характеры трагедии на общенародный песенный простор, предвосхищая судьбу героини. Другие строки песни («Ах, горько-горько молодцу без милой жизнь вести») как бы перекликаются со словами Тихона, восклицающего в финале пьесы: «Хорошо тебе, Катя! А я-то зачем остался жить на свете да мучиться!» Добрый, наивный от природы, он по-настоящему любит Катерину и горько жалеет ее.

Декорации заключительного действия пьесы повторяют декорации первого действия, но время суток уже другое – сумерки. Кулигин поет: «Ночною темнотою покрылись небеса, Все люди для покою закрыли уж глаза…»



^ Текст этой песни на стихи М.В.Ломоносова «Из Анакреона»

Ночною темнотою

Покрылись небеса,

Все люди для покою

Закрыли уж глаза.

Внезапно постучался

У двери Купидон,

Приятной перервался

В начале самом сон

«Кто так стучится смело?»-

Со гневом я вскричал.

«Согрей обмерзло тело,-

Сквозь дверь он отвечал.-

Чего ты устрашился?

Я мальчик, чуть дышу,

Я ночью заблудился,

Обмок и весь дрожу».

Тогда мне жалко стало,

Я свечку засветил,

Не медливши нимало

К себе его пустил.

Увидел, что крилами

Он машет за спиной,

Колчан набит стрелами,

Лук стянут тетивой.

Жалея о несчастье,

Огонь я разложил

И при таком ненастье

К камину посадил.

Я теплыми руками

Холодны руки мял,

Я крылья и с кудрями

Досуха выжимал.

Он чуть лишь ободрился,

«Каков - то,- молвил, -лук,

В доже, чать, повредился».

И с словом стрелил вдруг.

Тут грудь мою пронзила

Преострая стрела

И сильно уязвила,

Как злобная пчела.

Он громко засмеялся

И тотчас заплясал.

«Чего ты испугался?-

С насмешкою сказал.-

Мой лук еще годится,

И цел, и с тетивой;

Ты будешь век крушиться

Отнынь, хозяин мой».



IV. Заключение

Истолковывая слегка игриво нескромные строки песни, хочется заметить, что божок любви Купидон неосмотрителен в метании стрел, и в кого стрела попадет, тот, сраженный ею, и будет «век крушиться». Автор с помощью песни своего героя подчеркивает неизбежность всепоглощающего чувства любви, которое подстерегает каждого. Кроме того, эта песня на стихи М.В. Ломоносова. Она подчеркивает близость самородка, талантливого ученого Кулигина и Ломоносова.

Значение песен в драме «Гроза» весьма ценно. Включая песенные строки в произведение, автор не только вносит оживление в повествование, но и помогает нам мысленно «дорисовать» образ или картину. Опытный читатель может предвидеть события, если он знает полный текст песни. Песни помогают глубже понять идейный замысел драматурга, раскрыть художественное совершенство произведения, усилить эстетический эффект.


Таким образом, исследовав пьесы Островского, я пришла к следующим выводам:

  • Автор использует музыку для раскрытия душевного состояния героя, его переживаний, чувств, мыслей. Островский изображает тот мир, где выражение чувства облекает форму песни. Песня – это чувство, порыв, душа человека. Музыка у Островского становится мощным средством выражения человеческих переживаний, помогает раскрывать те или иные сюжетно-психологические ситуации.

  • Песни используются для иллюстрации народной жизни, передачи колорита эпохи. Русская песня для Островского не только театральный прием, с огромной силой воздействующий на зрителей-слушателей, но и средство раскрытия самобытной русской натуры, один из способов передачи народной стихии.

  • Песни помогают более точно и полно понять смысл произведения, взаимоотношения между героями.



Литература

1.И.В. Грачева. Художественная деталь в пьесе А.Н. Островского «Гроза»// Литература в школе.-2003.-№8.

2. Русские народные песни в сказке А.Н. Островского «Снегурочка» и в одноименной опере Н.А. Римского – Корсакова.// Литература в школе.-2003.-№8.

3. А.И.Ревякин. Искусство драматургии А.Н.Островского.- 2- е изд., испр.

и доп.- М. Просвещение.1974.

4. А. И. Журавлева, В.Н. Некрасов. Театр Островского. М. 1986.




Скачать 213,99 Kb.
оставить комментарий
Дата06.09.2011
Размер213,99 Kb.
ТипДоклад, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

отлично
  3
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Загрузка...
Документы

Рейтинг@Mail.ru
наверх