Рабочая программа курса дистанционного обучения по литературе (профильный уровень) для десятиклассников выстроена на основе программы по литературе для образовательных учреждений icon

Рабочая программа курса дистанционного обучения по литературе (профильный уровень) для десятиклассников выстроена на основе программы по литературе для образовательных учреждений


1 чел. помогло.
Смотрите также:
Программа дистанционного курса по литературе для 10 и 11 класса (профильный уровень)...
Рабочая программа по литературе для 5 9 классов Разработана на основе Примерной программы...
Рабочая программа по русской литературе для 10 класса моу сош с...
Рабочая программа ориентирована на использование учебника: Химия 11 класс...
Рабочая программа по литературе по учебнику «Литература», 6 кл авт. Т. Ф. Курдюмова...
Рабочая программа галимуллиной Ильгамии Рашитовны учительницы первой квалификационной категории...
Программа по литературе составлена на основе федерального компонента государственного стандарта...
Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы...
Рабочая программа учебного предмета «литература» для 8-ых классов...
Приказ №143 «27» августа 2011г Рабочая программа педагога Соловьёвой Елены Юрьевны по литературе...
Рабочая программа по литературе в 9 классе. Учитель: Якимова О. А...
Приказ №135 от 31. 09. 2010г. Управляющий Советом моу «оош №1» Протокол №2 от 28. 08. 2009 г...



Загрузка...
страницы:   1   2
скачать
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Рабочая программа курса дистанционного обучения по литературе (профильный уровень) для десятиклассников выстроена на основе программы по литературе для образовательных учреждений под редакцией А.Г.Кутузова (Сборник нормативных документов. Литература / Сост. Э.Д.Днепров, А.Г.Аркадьев. – 2-у изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2006) с учётом Федерального компонента государственного стандарта общего образования. Программа рассчитана на 175 часов. Произведена её модификация по следующим направлениям.

  1. Тема «Творчество А.П.Чехова» перенесена в Х класс – «Мир русского романа, русской драматургии и русской лирики XIX века» (Повторение и систематизация изученного) - в XI.

  2. Изменён порядок изложения материала в Х классе: некоторые темы («Художественный мир Ф.И.Тютчева», к примеру, изучается ранее лирики Некрасова).

  3. Конкретизировано содержание отдельных тем («Войны и мира», например).

  4. Исправлены фактические ошибки: Статья Н.Страхова Называется не «Ф.И.Достоевский. “Преступление и наказание”», а «Ф.М.Достоевский. “Преступление и наказание”»; вместо

« “Сон Обломова” и его место в композиции и сюжете» печатаем « “Сон Обломова” и его место в композиции сюжета», т.к. существуют разные виды композиций – композиция сюжета – лишь один из этих видов и т.д.

В качестве учебника предполагается использовать пособие: В мире литературы: Учеб. для образоват. учреждений гуманитар. профиля / А.Г.Кутузов, А.К.Киселёв, Е.С.Романичева и др.; Под ред. А.Г.Кутузова. – М.: Дрофа, 2004.

Изучение литературы на профильном уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:

воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, литературно-творческих способностей, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;

освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; создание общего представления об историко-литературном процессе и его основных закономерностях, о множественности литературно-художественных стилей;

совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности и культурном контексте с использованием понятийного языка литературоведения; выявления взаимообусловленности элементов формы и содержания литературного произведения; формирование умений сравнительно-сопоставительного анализа различных литературных произведений и их научных, критических и художественных интерпретаций; написания сочинений различных типов; определения определения и использования необходимых источников, включая работу с книгой, поиск информации в библиотеке, в ресурсах Интернета и др.

^ Содержание курса:

Русская литература XIX века

А. С. Пушкин

Стихотворения: «Погасло дневное светило...», «Свободы сеятель пустынный...», «Разговор книгопродавца с поэтом», «Подражания Корану» (IX. «И путник усталый на Бога роптал...»)

«Элегия» («Безумных лет угасшее веселье...»), «...Вновь я посетил...», а также пять стихотворений по выбору.

Поэма «Медный всадник».

^ Трагедия «Борис Годунов»

М. Ю. Лермонтов

Стихотворения: «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою...»), «Как часто, пестрою толпою окружен...», «Валерик», «Сон» («В полдневный жар в долине Дагестана...»), «Выхожу один я на дорогу...», а также пять стихотворений по выбору.

^ Поэма «Демон».

Н. В. Гоголь

Одна из петербургских повестей по выбору).

A. H. Островский

Драма «Гроза».

Комедия «Лес» (только для образовательных учреждений с русским языком обучения)

^ Н. А. Добролюбов. «Луч света в темном царстве» (фрагменты); А. А. Григорьев. «После «Грозы» Островского.

Письма к И. С. Тургеневу» (фрагменты).

И. А. Гончаров

Роман «Обломов» (в образовательных учреждениях с родным (нерусским) языком обучения — в сокращении).

Очерки «Фрегат "Паллада"» (фрагменты)

^ Н. А. Добролюбов. «Что такое обломовщина» (фрагменты); А. В. Дружинин. «Обломов», роман И. А. Гончарова» (фрагменты).

И. С. Тургенев

Роман «Отцы и дети».

Д. И. Писарев. «Базаров» (фрагменты)

^ Ф. И. Тютчев

Стихотворения: «Silentium!», «He то, что мните вы, природа...», «Умом Россию не понять...», «О, как убийственно мы любим...», «Нам не дано предугадать...», «Природа — сфинкс. И тем она верней...», «К. Б.» («Я встретил вас — и все былое...»), а также пять стихотворений по выбору.

А. А. Фет

Стихотворения: «Это утро, радость эта...», «Шепот, робкое дыханье...», «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали...», «Еще майская ночь», а также пять стихотворений по выбору.

^ А. К. Толстой

Пять произведений по выбору

Н. А. Некрасов

Стихотворения: «В дороге», «Вчерашний день, часу в шестом...», «Мы с тобой бестолковые люди...», «Поэт и Гражданин», «Элегия» («Пускай нам говорит изменчивая мода...»), «О Муза! я у двери гроба...», а также пять стихотворений по выбору.

Поэма «Кому на Руси жить хорошо».

^ Н. Г. Чернышевский

Роман « Что делать ?» (обзор).

Н. С. Лесков

Одно произведение по выбору.

М. Е. Салтыков-Щедрин

«История одного города» (обзорное изучение).

^ Ф. М. Достоевский

Роман «Преступление и наказание» (Очерк «Пушкин». Н. Н. Страхов. «Преступление и наказание» (фрагменты).

Л. Н. Толстой

Роман-эпопея «Война и мир».

^ А. П. Чехов

Рассказы: «Попрыгунья», «Палата № 6», «Студент», «Дом с мезонином», «Ионыч», «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви», «Дама с собачкой», а также два рассказа по выбору.

Пьеса «Вишневый сад».

Одна пьеса по выбору (только для образовательных учреждений с русским языком обучения).

^ Русская литература XX века И. А. Бунин

Пять стихотворений по выбору.

Рассказы: «Антоновские яблоки», «Господин из Сан-Франциско», «Темные аллеи», «Чистый понедельник», а также два рассказа по выбору.

А. ^ И. Куприн

Одно произведение по выбору.

Л. Н. Андреев

Одно произведение по выбору

М. Горький

Пьеса «На дне».

Два произведения по выбору.

^ Поэзия конца XIX — начала XX в.

И. Ф. Анненский, К. Д. Бальмонт, А. Белый, В. Я. Брюсов, М. А. Волошин, Н. С. Гумилев, Н. А. Клюев, И. Северянин, Ф. К Сологуб, В. В. Хлебни­ков, В. Ф. Ходасевич.

Стихотворения не менее трех авторов по выбору.

А. А. Блок

Стихотворения: «Незнакомка», «Россия», «Ночь, улица, фонарь, аптека...», «В ресторане», «Река раскинулась. Течет, грустит лениво...» (из цикла «На поле Куликовом»), «На железной дороге», а также пять стихотворений по выбору.

Поэма «Двенадцать».

^ B.В. Маяковский

Стихотворения: «А вы могли бы?», «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно», «Лиличка!», «Юбилейное», «Прозаседавшиеся», а также пять стихотворений по выбору.

Поэма «Облако в штанах».

^ C. А. Есенин

Стихотворения: «Гой ты, Русь, моя родная!..», «Не бродить, не мять в кустах багряных...», «Мы теперь уходим понемногу...», «Письмо матери», «Спит ковыль. Равнина дорогая...», «Шаганэ ты моя, Шаганэ...», «Не жалею, не зову, не плачу...», «Русь советская», а также пять стихотворений по выбору.

Одна поэма по выбору.

^ М. И. Цветаева

Стихотворения: «Моим стихам, написанным так рано...», «Стихи к Блоку» («Имя твое — птица в руке...»), «Кто создан из камня, кто создан из глины.:.», «Тоска по родине! Давно...», а также три стихотворения по выбору.

^ О. Э. Мандельштам

Стихотворения: «Notre Dame», «Бессонница. Гомер. Тугие паруса...», «За гремучую доблесть грядущих веков...», «Я вернулся в мой город, знакомый до слез...», а также три стихотворения по выбору.

^ A. А. Ахматова

Стихотворения: «Песня последней встречи», «Сжала руки под темной вуалью...», «Мне ни к чему одические рати...», «Мне голос был. Он звал утешно...», «Родная земля», а также три стихотворения по выбору.

Поэма «Реквием».

^ Б. Л. Пастернак

Стихотворения: «Февраль. Достать чернил и плакать!..», «Определение поэзии», «Во всем мне хочется дойти...», «Гамлет», «Зимняя ночь», а также три стихотворения по выбору.

Роман «Доктор Живаго» (обзорное изучение с анализом фрагментов).

^ М. А. Булгаков

Романы: «Белая гвардия» или «Мастер и Маргарита».

И. Э. Бабель

Два рассказа по выбору.

Е. И. Замятин

Роман «Мы».

A. П. Платонов

Одно произведение по выбору.

М. А. Шолохов

Роман-эпопея «Тихий Дон»

^ B. В. Набоков

Одно произведение по выбору.

Н. А. Заболоцкий

Три стихотворения по выбору.

A. Т. Твардовский

Стихотворения: «Вся суть в одном-единственном завете...», «Памяти матери», «Я знаю: никакой моей вины...», а также три стихотворения по выбору.

^ B. Т. Шаламов

«Колымские рассказы» (два рассказа по выбору).

А. И. Солженицын

Повесть «Один день Ивана Денисовича»

Роман «Архипелаг ГУЛАГ» (фрагменты).

^ Проза второй половины XX века

Ф. А. Абрамов, Ч. Т. Айтматов, В. П. Астафьев, В. И. Белов, А. Г. Би­тов, В. В. Быков, В. С. Гроссман, С. Д. Довлатов, В. Л. Кондратьев, В. П. Некрасов, Е. И. Носов, В. Г. Распутин, В. Ф. Тендряков. Ю. В. Трифонов, В. М. Шукшин.

Произведения не менее трех авторов по выбору.

^ Поэзия второй половины XX века

Б. А. Ахмадулина, И. А. Бродский, А. А. Вознесенский, В. С. Высоц­кий, Е. А. Евтушенко, Ю. П. Кузнецов, Л. Н. Мартынов, Б. Ш. Окуджа­ва, Н. М. Рубцов, Д. С. Самойлов, Б. А. Слуцкий, В. Н. Соколов, В. А. Солоухин, А. А. Тарковский.

Стихотворения не менее трех авторов по выбору.

^ Драматургия второй половины XX века

А. Н. Арбузов, А. В. Вампилов, А. М. Володин, В. С. Розов, М. М. Рощин.

Произведение одного автора по выбору.

Литература последнего десятилетия

Проза (одно произведение по выбору). Поэзия (одно произведение по выбору).

^ Литература народов России1

Г. Айги, Р. Гамзатов, М. Джалиль, М. Карим, Д. Кугулыпинов, К. Ку­лиев, Ю. Рытхэу, Г. Тукай, К. Хетагуров,

Ю. Шесталов. Произведения не менее двух авторов по выбору.

^ Зарубежная литература. Проза

О. Бальзак, Г. Белль, О. Генри, У. Голдинг, Э. Т. А. Гофман, В. Гюго, Ч. Диккенс, Г. Ибсен, А. Камю, Ф. Кафка, Г. Г. Маркес, П. Мериме, М. Метерлинк, Г. Мопассан, У.С. Моэм, Д. Оруэлл, Э. А. По, Э. М. Ремарк, Стендаль, Дж. Сэлинджер, О. Уайльд, Г. Флобер, Э. Хемингуэй, Б. Шоу, У Эко.

Произведения не менее трех авторов по выбору.

Поэзия

Г. Аполлинер, Дж. Г. Байрон, У. Блейк, Ш. Бодлер, П. Верлен, Э. Верхарн, Г. Гейне, А. Рембо, Р. М. Рильке, Т. С. Элиот.

Стихотворения не менее трех авторов по выбору.


^ Основные историко-литературные сведения. Русская литература XIX века

Русская литература в контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы русской литературы XIX в. (свобода, духовно-нравственные искания человека, обращение к народу в поисках нравственного идеала, «праведничество», борьба с социальной несправедливостью и угнетением человека).

Нравственные устои и быт разных слоев русского общества (дворянство, купечество, крестьянство). Роль женщины в семье и общественной жизни. Тема Родины и природы в русской литературе и литературе других народов России1.

Национальное самоопределение русской литературы. Общеевропейские историко-культурные и художественные предпосылки романтизма и национальные особенности его русской ветви. Романтизм в русской литературе и литературе других народов России. Дух бунтарства и отражение трагического конфликта личности и мироздания, героя и общества в романтических произведениях. Преобладание поэзии в литературе 1800—1820-х гг. Роль романтической лирики в развитии психологизма; формирование в ней символической образности. Особенности поэтического слова в романтической лирике.

Становление классической прозы в русской литературе 1830— 1840-х гг. Формирование реализма как новой ступени познания и художественного освоения мира и человека. Общее и особенное в реалистическом отражении действительности в русской и литературе других народов России. Проблема человека и среды. Осмысление взаимодействия характера и обстоятельств. Внимание к социальным «низам».

Универсальность художественных образов.

Журналистика 50—70-х гг. XIX в. Роль литературной критики в общественно-культурном развитии России. Создание классических образцов русского романа, получивших мировое признание.

Аналитический характер русской прозы, ее социальная острота и философская глубина. Проблема судьбы, веры и безверия, смысла жизни и тайны смерти. Выявление опасности своеволия и прагматизма.

Понимание свободы как ответственности за совершенный выбор. Идея нравственного самосовершенствования. Споры о путях улучшения мира: революция или эволюция и духовное возрождение человека.

Традиции и новаторство в русской поэзии. Развитие русской философской лирики. Проблема счастья и общественного служения. Образ русской женщины. Возвышенное и трагическое звучание темы любви.

Формирование национального театра. Демократизация русской литературы. Размышления о народе и ответственности перед ним. Отражение картин народной жизни, традиций, быта.

Сатира в литературе второй половины ХГХ в., формы ее выражения. Историзм и психологизм. Расцвет малых прозаических форм в последние десятилетия XIX в.

Формирование и развитие литературного языка. Классическая русская литература и ее мировое признание.

^ Русская литература XX века

Традиции и новаторство в русской литературе на рубеже XIX— XX вв. Новые литературные течения. Поиски и эксперименты. Усложнение картины мира. Отношение к традициям. Модернизм.

Трагические события начала века (Первая мировая война, революция, Гражданская война, массовые репрессии, коллективизация) и их отражение в русской литературе и литературе других народов России. Конфликт человека и эпохи.

Развитие реалистической литературы, ее основные темы и герои. «Социалистический реализм» в литературе советского периода. Государственное регулирование и творческая свобода в советской литературе.

Художественная объективность и тенденциозность в освещении исторических событий. Сатира в литературе.

Проблема «художник и власть».

Великая Отечественная война и ее художественное осмысление в русской литературе и литературе других народов России.

Новое понимание русской истории. Влияние «оттепели» 60-х гг. на развитие литературы. Литературно-художественные журналы, их место в общественном сознании. «Лагерная» тема. «Деревенская» проза.

Постановка острых нравственных и социальных проблем (человек и природа, проблема исторической памяти, ответственность человека за свои поступки, человек на войне): Обращение к народному сознанию в поисках нравственного идеала в русской литературе и литературе других народов России.

Поэтические искания. Развитие традиционных тем русской лирики (темы любви, гражданского служения, единства человека и природы). Основные тенденции современного литературного процесса.

^ Литература народов России

Отражение в национальных литературах общих и специфических духовно-нравственных и социальных проблем.

Произведения писателей — представителей народов России как источник знаний о культуре, нравах и обычаях разных народов, населяющих многонациональную Россию. Переводы произведений национальных писателей на русский язык.

Плодотворное творческое взаимодействие русской литературы и литературы других народов России в обращении к общенародной пробле­матике: сохранению мира на земле, экологии природы, сбережению духовных богатств, гуманизму социальных взаимоотношений.

Общность духовно-нравственных идеалов разных национальных литератур, многообразие их художественного воплощения.

Роль русского языка как языка межнационального общения, открывающего доступ к произведениям литератур различных народов России. Проблемы литературно-художественного двуязычия. Русскоязычные национальные литературы народов России. Русский язык как средство создания национально-окрашенной художественной образности.

^ Зарубежная литература

Единство и многообразие мирового литературного процесса. Взаимодействие зарубежной, русской литературы и литературы других народов России, отражение в них «вечных проблем» бытия Постановка в литературе острых социально-нравственных проблем. Протест писателей против унижения человека, воспевание человечности. чистоты и искренности человеческих отношений. Обшегуманистическая тематика произведений европейской литературы. Проблемы самопознания, выбора жизненного идеала и жизненного пути. Художественные искания писателей XIX—XX вв. Влияние зарубежной литературы на русскую литературу XX в. Обращение писателей к парадоксам бытия, взаимодействие реального и фантастического, истории и мифа. Утопия и антиутопия в литературе. Тема молодежи в зарубежной литературе.


^ ПРОГРАММА КУРСА

10 класс «Русская литература XIX века»

(175 часов) для дистанционного обучения



^ Урока

по порядку



урока в теме

Содержание

Тема

01

Введение.

1

1.

Понятие о художественном мире писателя и его составляющих. «Большое» и «малое» время жизни художественного текста. Читатель как активный участник литературного процесса. Художественное произведение и его интерпретации.



Тема

02

Литература первой половины XIX века. Обзор

2

1.

Понятие о литературном процессе. Периодизация русской литературы. Древнерусская литература: основные эстетические принципы, жанровая система. Освоение традиций древнерусской литературы литературой XVIII века. Древняя и новая русская литература: общее и особенное. Классицизм и сентиментализм в литературе XVIII века. Эпоха зарождения и становления романтизма в литературе: Художественные открытия. Взаимодействие реализма и романтизма, утверждение традиций реализма.

3

2




Россия в первой половине XIX века. Зарождение реализма в русской литературе первой половины XIX века. Национальное самоопределение русской литературы.

Лирика (лирические произведения Г.Р.Державина, В.А.Жуковского, Е.А.Баратынского, К.Г.Батюшкова, А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова): поиски новых жанровых форм и средств художественной выразительности, оригинальность и самобытность, многообразие и глубина проблематики, основной лирический пафос.

От лирики к эпике (роман в стихах «Евгений Онегин» А.С.Пушкина, поэма «Мёртвые души» Н.В.Гоголя): художественное единство лирического и эпического начал. Автор в системе художественных образов, художественное время и пространство произведений, социально-историческая, нравственная и философская проблематика. Своеобразие читательского восприятия.

Поиски новых эпических форм (роман М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»): своеобразие жанра и композиции, тема человека и судьбы, её осмысление. Психологизм как способ раскрытия философских и идейно-нравственных исканий героя. Философская проблематика произведения. Неоднозначность читательских оценок.

Драма.(комедия «Горе от ума» А.С.Грибоедова). «Горе от ума» как «высокая» комедия: своеобразие конфликта, сюжета и жанра. Введение второстепенных и внесценических персонажей как способ размыкания границ сценического времени и пространства. «Горе от ума» и её читатели.

Тема

03

А.С.Пушкин (17 часов)

4

1

Жизненный и творческий путь А.С.Пушкина

5

2

6

3

Лирика. Тематическое и жанровое разнообразие лирики. Анализ лирического стихотворения.

7

4

Патриотическая и гражданственная лирика.

8

5

Свобода как гражданский, нравственный и философский идеал. Общечеловеческое и философское значение вольнолюбивой лирики А.С.Пушкина.

9

6

Дружеская и любовная лирика А.С.Пушкина.

10

7

11

8

Тема поэтического самоопределения: традиции и новаторство.

12

9

13

10

Философское осмысление жизни в поэзии.

14

11

15

12

^ Трагедия «Борис Годунов». Образ Бориса в системе художественных образов трагедии. Своеобразие жанра, нравственно-философская проблематика.

16

13

«Вечные темы» и их решение автором. Проблема народа и власти в трагедии. Композиция первой реалистической трагедии в русской литературе. Язык и особенности стиха трагедии.

17

14

Обучающее сочинение «Проблема власти в трагедии А.С.Пушкина “Борис Годунов”».

18

15

^ Поэма «Медный всадник». Интерпретация конфликта человека и власти, неоднозначность его решения в поэме. Стихия и разум. Философское осмысление темы бунта. Медный всадник и Евгений. Образ Евгения и проблема индивидуального бунта.

19

16

Изображение величия Санкт-Петербурга. Совершенство чеканных строк поэмы, звукопись. Своеобразие жанра и композиции поэмы.

20

17

Контрольная работа по творчеству А.С.Пушкина.

Тема

04

М.Ю.Лермонтов (10 часов)

21

1

Своеобразие художественного мира М.Ю.Лермонтова. Развитие в его творчестве пушкинских традиций. Романтическое и реалистическое начало в его творчестве. Лирическое я поэта и его воплощение в поэтическом тексте. Биографическое начало в лирике. Своеобразие поэтического видения мира.

22

2

^ Лирика М.Ю.Лермонтова. Тема поэта и поэзии.

23

3

Тема родины.

24

4

Тема судьбы поколения

25

5

Любовная лирика.

26

6

Философская лирика.

27

7

Сочинение – анализ стихотворения.

28

8

«Демон» М.Ю.Лермонтова как романтическая поэма. Проблема добра и зла, свободы личности, поисков гармонии. Система художественных образов. «Царь познанья и свободы» в изображении поэта.

29

9

Картины природы, их художественные функции. Условность и символика как форма воплощения философской проблематики. Художественные особенности поэмы.

30

10

Контрольная работа по теме «Поэзия М.Ю.Лермонтова».

Тема

05

Н.В.Гоголь (4 часа)

31

1

«Петербургские повести» и их значение. «Портрет». Тема искусства и её философская интерпретация на страницах повести. Образ главного героя и средства его создания. Своеобразие композиции. «Нефантастическая» фантастика Гоголя.

32

2

«Выбранные места из переписки с друзьями»: своеобразие жанра и композиции, размышления о судьбе России и назначении художника. Полемика с В.Г.Белинским. Произведения Н.В.Гоголя в восприятии читателей разных эпох.

33

3

«Размышления о Божественной литургии как образец духовной прозы.

34

4

В.В.Набоков. «Гоголь» (фрагменты). План. Тезисы. Конспект. Реферат.

Тема

06

Русская литература второй половины XIX века (2 часа)

35

1

Роль русской классики в культурной жизни страны. Богатство проблематики и широта тематики. Аналитический характер русской прозы. Её социальная острота и философская глубина. Развитие литературы критического реализма. Традиции и новаторство. Художественные открытия русской литературы: эпоха русского романа, своеобразие русской драматургии, очерк в русск4ой литературе.

36

2

Роль литературной критики в развитии и становлении критического реализма.

Тема

07

И.А.Гончаров (11 часов)

37

1

Краткая биография ^ И.А. Гончарова. Очерк «Фрегат “Паллада”» (фрагменты). Антиромантический пафос очерков, точность бытовых зарисовок, полнота лирического чувства и способы его художественного воплощения. Общая характеристика трёх романов: «Обыкновенная история», «Обломов», «Обрыв». Романы Гончарова как своеобразная трилогия о судьбах родины и русского человека. Полемика с И.С.Тургеневым о русском романе.

38

2

«Обломов». История создания. Особенности композиции романа. Глава «Сон Обломова» и её место в композиции сюжета произведения. Анализ эпизода. Обломовка, обломовцы, обломовщина как символические образы произведения.

39

3

Петербургская «обломовщина». Пейзаж, портрет, интерьер в художественном мире романа. Система образов. Приём антитезы.

40

4

Обломов и Захар.

41

5

Обломов и Штольц, смысл их сопоставления.

42

6

Женские образы в романе и их роль в развитии сюжета. Переосмысление проблемы любви в романе.

43

7

Сущность характера главного героя, его мироощущение и судьба. Образ Обломова в ряду образов мировой литературы (Дон Кихот, Гамлет).

44

8

Историко-философский смысл финала. Авторская позиция и способы её выражения. Своеобразие стиля Гончарова: объективность повествовательной манеры, функции предметно-бытовой детали, пейзажа.

45

9

«Что такое обломовщина?» Н.А.Добролюбова, « “Обломов”, роман Гончарова» А.В.Дружинина, «Обломов» Д.И.Писарева.
Восприятие романа во второй половине XIX века и в ХХ веке.

46

10

Сочинение-анализ эпизода.

47

11

Семинар-диспут по творчеству И.А.Гончарова.

Тема

08

А.Н.Островский (11часов)

48

1

А.Н.Островский. Жизнь и творчество.

49

2

«Гроза». Смысл названия, символика.

50

3

Семейный и социальный конфликт в драме. Система художественных образов, функции второстепенных и эпизодических персонажей.

51

4

Борьба героини за право быть свободной в своих чувствах. Неравный и острый конфликт в её столкновении с «тёмным царством».

52

5

Тема святости. Тема греха и покаяния. Современная их интерпретация.

53

6

Внутренний конфликт Катерины. Сценическое воплощение пьесы.

54

7

Жанровое своеобразие пьесы. Развитие драматического действия.

55

8

«Гроза» в критике: «Луч света в тёмном царстве Н.Добролюбова, «Мотивы русской драмы» Д.И.Писарева, «После “Грозы” Островского. Письма к И.С.Тургеневу» А.Григорьева.

56

9

Сюжет и тематика пьесы «Лес», разноплановость конфликта. Композиция и основные художественные образы. Театр Островского и традиции русской классической драматургии.

57

10

Смысл названия пьесы «Лес». Тема искусства, актёров в изображении Островского.

58

11

Контрольная работа.

Тема

09

Ф.И.Тютчев (6 часов).

59

1

Очерк жизни и творчества.

Философская лирика. Тема «невыразимого». Человек, природа и история в лирике Ф.Тютчева.

60

2

Тема родины. Тютчев – певец родной природы.

61

3

Тютчев – поэт-философ. Концепция мира и человека. «Вечные проблемы» человеческого бытия и их осмысление.

62

4

Любовь как стихийное чувство и «поединок роковой».

63

5

Особенности «денисьевского цикла».

64

6

Художественное своеобразие поэзии Тютчева. Анализ стихотворения.

Тема

10

А.А.Фет (5 часов)

65

1

А.А.Фет. Жизнь и творчество. Фет и теория «чистого искусства». Поэзия как выражение красоты и идеала. Тема «бедности слова» и мотив невыразимости сущего.

66

2

Тема природы в лирике А.Фета. Сочетание удивительной конкретности и точности в передаче человеческого восприятия картин родной природы. «Зоркость по отношению к красоте» (А.Фет) окружающего мира, «умение ловить неуловимое» (А.Дружинин). Импрессионистические приёмы в лирике.

67

3

Тема любви в лирике А.Фета. Сочетание удивительной конкретности и точности в передаче человеческого восприятия оттенков чувств и душевных движений человека.

68

4

Философская проблематика лирики. Художественное своеобразие. Волшебство ритмов, звучаний и мелодий.

69

5

Сочинение-эссе.

Тема

11

А.А.Толстой (4 часа)

70

1

А.К.Толстой. Краткий обзор жизни и творчества. Своеобразие взгляда на русскую историю и его воплощение в поэтическом творчестве А.К.Толстого.

71

2

Своеобразие художественного мира А.Толстого. Жанровое многообразие лирики, основные темы, мотивы и образы лирики поэта.

72

3

Влияние фольклорной и романтической традиции.

73

4

Стихи А.Толстого и их музыкальная интерпретация (опыт сопоставительного анализа).

Тема

12

И.С.Тургенев.

74

1

И.С.Тургенев. Очерк жизни и творчества. Своеобразие авторской концепции мира, эстетические и этические позиции писателя, жанровое многообразие творчества.

75

2

Русский роман XIX века и романы И.С.Тургенева. Романы И.С.Тургенева. «Тайный психологизм»: художественная функция портрета, пейзажа, интерьера. «Рудин» как роман-прощание и роман-гимн.

76

3

«Отцы и дети». Творческая история романа. Острота и искренность отклика писателя на появление нового и значительного типа в русском обществе. Смысл названия, полемический пафос.

77

4

Система художественных образов. «Отцы» в романе. Оппоненты героя, их нравственные и социальные позиции.

78

5

Конфликт «отцов» и «детей» или конфликт их жизненных позиций. Идея разрыва связи времён.

79

6

Базаров в системе действующих лиц. Базаров и его мнимые последователи.

80

7

Тема любви. Роль женских образов. Любовный конфликт как идейное испытание героя.

81

8

Причины конфликта героя с окружающими и причины одиночества. Временное и вечное в образе Базарова. Противоречивость позиции Базарова, его победы и поражения.

82

9

«Вечные темы» в романе (природа, искусство). Авторская позиция и способы её выражения. Автор и его герой.

83

10

Смысл финала романа.

84

11

«Отцы и дети» - «живой роман». Споры об образе главного героя и нигилизме в русской критике: М.А.Антонович. «Асмодей нашего времени»; Д.И.Писарев. «Базаров»; Н.Н.Страхов. « “Отцы и дети” И.С.Тургенева».

85

12

Контрольная работа.

86

13

Сочинение-ответ на проблемный вопрос.

Тема

13

Н.С.Лесков (7 часов)

87

1

Н.С.Лесков. Краткая справка о жизни и творчестве писателя. Необычность его позиции и судьбы его творчества. Национальный характер в изображении писателя. Напряжённость сюжетов и трагизм судеб героев его произведений. Своеобразие повествовательной манеры. Жанр сказа.

88

2

«Очарованный странник». Иван Флягин как герой и повествователь. «Тема праведничества» Иван Флягин – один из героев-правдоискателей.

89

3

Житийное и фольклорное начало в повести. Былинные мотивы в повести. Русский национальный характер в изображении писателя.

90

4

Особенности сюжета повести. Изображение этапов духовного пути личности (смысл странствий героя повести). Система персонажей повести.

91

5

«Тупейный художник». Призвание «маленького человека» и его судьба.

92

6

Особенности лесковской повествовательной манеры сказа. Близость к народной речи и активное словотворчество.

93

7

Исследовательская работа.

Тема

14

М.Е.Салтыков-Щедрин (7 часов)

94

1

М.Е.Салтыков-Щедрин. Краткий очерк жизни и творчества. Жизненная позиция писателя.

95

2

Своеобразие приёмов сатирического изображения в сказках Салтыкова-Щедрина (гротеск, алогизм, сарказм, ирония, гипербола).

96

3

«История одного города» - сатирическая летопись истории Российского государства. Смысл названия. Перекличка событий и героев произведения с фактами российской истории. Споры о жанровой природе произведения. Город-гротеск в изображении писателя.

97

4

Органчик и Угрюм-Бурчеев.

98

5

Собирательные образы градоначальников и глуповцев.

99

6

Проблема народа и власти как центральная проблема книги.. Терпеливость и бесправие народа. Трактовка финала «Истории…»

100

7

Сочинение.

Тема

15

Н.А.Некрасов (13 часов)

101

1

Н.А.Некрасов. Очерк жизни и творчества. Основные жанры и темы поэзии Н.А.Некрасова.

102

2

Поэт «мести и печали». Образ Музы.

103

3

Тема народа и родины как ведущая в творчестве поэта. Обострённая правдивость и драматизм в изображении жизни народа. Деревня в лирике Некрасова. Художественные открытия Некрасова, простота и доступность стиха, его близость к строю народной речи.

104

4

Новаторство поэзии: своеобразие тематики, фольклорная основа лирики, демократизация литературного языка. Город в лирике Некрасова. Гражданственность лирики.

105

5

Лирика чувств. Решение «вечных тем» в поэзии Некрасова.

106

6

«Кому на Руси жить хорошо». История создания поэмы, сюжет, жанровое своеобразие, её фольклорная основа. Путешествие как приём организации повествования.

107

7

Мастерство изображения жизни России. Сатирические образы помещиков.

108

8

Многообразие народных типов в галерее героев поэмы. «Люди холопского звания».

109

9

«Народные заступники». Образ Савелия, «богатыря святорусского»

110

10

Судьба Матрёны Тимофеевны, смысл её «бабьей притчи».

111

11

Сюжет поэмы и авторские отступления.

112

12

Проблемы счастья и смысла жизни в поэме. Смысл названия. Осмысление поэтом судеб пореформенного крестьянства. Гриша Добросклонов.

113

13

Эссе «Некрасов сегодня».

Тема

16

Н.Г.Чернышевский (4 часа)

114

1

Н.Г.Чернышевский. Краткий очерк жизни и творчества. Эстетические взгляды Н.Чернышевского. Принципы оценки жизни и искусства и их воплощение на страницах романа «Что делать?».

115

2

«Что делать?» (обзор). Особенности жанра. Нравственные и идеологические проблемы произведения. Поиски новой морали. Теория «разумного эгоизма». Система образов персонажей.

116

3

Композиция романа как средство воплощения авторской идеи. Роль снов в романе. Четвёртый сон Веры Павловны как социальная утопия. Смысл финала.

117

4

Дискуссия.

Тема

18

Ф.М.Достоевский (11 часов)

118

1

Ф.М.Достоевский. Очерк жизни и творчества. Поиски «человека в человеке» в его произведениях. Нравственная проблематика, острое чувство нравственной ответственности в произведениях писателя. Достоевский и нигилизм. Достоевский и христианство. История замысла романа «Преступление и наказание» и его воплощение.

119

2

«Преступление и наказание». Русская действительность в художественном мире романа. Петербургская тема. Социальные истоки бунта героя романа.

120

3

Образы «униженных и оскорблённых». Тема преступления и наказания и её интерпретация на страницах романа.

121

4

Философские истоки бунта героя романа. Смысл его теории и причина поражения Раскольникова. Трагические противоречия характера главного героя.

122

5

Система художественных образов.

123

6

Тема «двойничества» и её воплощение на страницах романа.

124

7

Сонечка Мармеладова и проблема нравственного идеала автора. Тема гордости и смирения. Символическая структура романа.

125

8

Христианская концепция писателя. Своеобразие воплощения авторской позиции. Библейские мотивы романа. Роль эпилога.

126

9

«Преступление и наказание» в восприятии профессиональных читателей-современников (Д.Писарев. «Борьба за жизнь»; Н.Страхов. «Ф.М.Достоевский. “Преступление и наказание”»).

127

10.

Творческий путь писателя после «Преступления и наказания». Великое «Пятикнижие». Очерк «Пушкин» как размышление об истоках и судьбах русской литературы XIX века. Споры вокруг наследия Достоевского в современном мире. Достоевский и культура ХХ века.

128

11

^ Контрольная работа. Сочинение-ответ на проблемный вопрос.

Тема

19

Л.Н.Толстой (22 часа)

129

1

Л.Н.Толстой. Жизненный и творческий путь писателя. Личность философа и писателя, соединившего два века, две эпохи русской культуры. Духовные искания в годы юности. Автобиографическая трилогия (повторение).

130

2

Военный опыт писателя, участие в обороне Севастополя. Изображение суровой правды войны, героизма и патриотизма солдат в «Севастопольских рассказах».

131

3

^ Роман Л.Н.Толстого «Война и мир». «Бородино» М.Ю.Лермонтова как зерно замысла романа-эпопеи. История создания. Особенности художественной структуры. Жанровая специфика романа-эпопеи. Смысл названия: символические значения понятий война и мир. Философско-художественная интерпретация «вечных проблем» бытия.

132

4

Проблема истинного и ложного в «Войне и мире». Отрицание Л.Толстым всего неестественного, искусственного, несовместимого с нормами вечной общечеловеческой морали. Критика с этих позиций высшего дворянского света. Антитеза как основной композиционный приём в романе.

133

5

Особенности психологизма Л.Н.Толстого. «Диалектика души».

134

6

Картины войны 1805-1807 гг.. Осуждение войны. Проблема героического в романе.

135

7

Система образов в романе и нравственная концепция Толстого, его критерии оценки личности. Образ Н.Ростова. Идея нравственной ответственности человека не только за судьбы близких, но и за судьбы мира.

136

8

Поиски «мира» и своего места в жизни. Различие путей нравственных поисков героев романа - А.Болконского и П.Безухова. «Диалектика души» и проблема свободной воли в романе.

137

9.

«Мысль семейная» в романе. Пейзаж в романе.

138

10.

Образ Н.Ростовой.

139

11.

Война 1812г. - отечественная война Философия войны в романе.

140

12

Идея целительной силы «общей жизни», «мысль народная» в романе.

141

13

Художественная правда истории в романе. Бородинское сражение как идейно-композиционный центр романа.

142

14

Исторические личности на страницах романа. Кутузов и Наполеон как личности и как полководцы. Смысл резкого противопоставления этих героев.

143

15

«Дубина народной войны» - партизанское движение и его герои в романе.

144

16

Значение образа Платона Каратаева.

145

17

«Роевая» жизнь крестьян в романе. Лев Толстой – классик и самобытный философ.

146

18

Эпилог романа.

147

19

«Мысль семейная» в романе «Война и мир». Толстовский идеал семьи.

148

20

Контрольная работа.

149

21

Контрольное сочинение.

150

22

Тема

20

А.П.Чехов (16 часов).

151

1

А.П.Чехов. Очерк жизни и творчества.

152

2

«Студент». «Биография настроений» как одно из важнейших достоинств рассказа.

153

3

«Дом с мезонином». Художественное исследование духовного мира личности.

154

4

«Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви» как «маленькая трилогия». Вопрос о назначении человека.

155

5

«Ионыч». Традиция русской классической литературы в решении темы «маленького человека».

156

6

Проблема ответственности человека за свою судьбу.

157

7

«Степь». Особенности поэтики.

158

8

«Палата № 6». Трансформация традиционных тем и образов русской литературы в прозе Чехова.

159

9

«Дама с собачкой». Проблема человеческого счастья и общественные иллюзии.

160

10

Пьесы Чехова и их художественное своеобразие.

161

11

«Вишнёвый сад» как одно из наиболее характерных для Чехова-драматурга произведений. Особенности конфликта. Разлад между желаниями и реальностью их осуществления – основа конфликта пьесы. Сюжет и подтекст пьесы. Интерпретация темы разрушения «дворянских гнёзд».

162

12

Герои пьесы и их судьбы. Раневская и Гаев как герои уходящего в прошлое усадебного быта. Образы слуг (Яша, Дуняша, Фирс). «Случайные» герои в «случайной» жизни.

163

13

Образы Лопахина, Пети Трофимова и Ани. Внесценические персонажи. Утверждение высокого назначения человека, его творческой, преобразующей деятельности

164

14

Символический смысл образа вишнёвого сада. Тема времени в пьесе. Новаторство Чехова-драматурга. Драматическая напряжённость внутреннего действия, лирико-психологический подтекст. Своеобразие жанра. Лирическая комедия. Символические образы.

165

15

Значение творческого наследия Чехова для мировой литературы и театра. Сценическая судьба пьес Чехова на сценах России и мира.

166

16

Контрольное сочинение по творчеству А.П.Чехова.

Тема

21

Контрольная работа по типу ЕГЭ (4 часа)

167

1

Контрольная работа по типу ЕГЭ.

168

2

169

3

170

4

Тема

22

Зарубежная литература XIX века (5 часов)

171

1

«Вечные образы» мировой литературы. Основные тенденции в развитии зарубежной литературы XIX века. Поздний романтизм. Ведущая роль реализма. Символизм. Обзор творчества характерных для эпохи писателей.

172

2

Г. де Мопассан. «Ожерелье». Грустные раздумья автора о несправедливости мира. Мечты героев и их неосуществимость. Тонкость психологического анализа.

173

3

Г.Ибсен. «Кукольный дом». Образ героини. Вопрос о правах женщины. Своеобразие «драм идей» как социально-психологических драм.

174

4

А.Рембо. «Пьяный корабль». Пафос отрицания устоявшихся норм. Символические образы в стихотворении.

175

5

Читательская конференция. «Классическая русская литература и её мировое признание».




оставить комментарий
страница1/2
А.Г.Кутузова
Дата06.09.2011
Размер0,65 Mb.
ТипРабочая программа курса, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

страницы:   1   2
отлично
  1
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Загрузка...
Документы

наверх