История создания СХШ icon

История создания СХШ


3 чел. помогло.
Смотрите также:
Тема: А. С. Пушкин «Медный всадник». Образ автора. Конфликт...
История создания минироботов в цдт "Родник"...
«История возникновения, создания и развития автомобильной компании Ford»...
Рабочая программа по дисциплине «История (ЭК). Экономическая история России XX века»...
Урока №1 по литературе 10 класс Тема: «Художественный мир Н. С. Лескова...
История оксиметрии...
План ответа и. А. Гончаров о своем творчестве. История создания романа «Обломов»...
1. История создания и организационные основы функционирования предприятия...
Положение людей в тылу во время различных войн. Военно-мемориальная работа...
Аберясев С. Ю. (медицинские науки) «История создания топографической анатомии»...
Реферат ргтэу
К истории создания Конституции Российской Федерации о работе Конституционной комиссии (1990–1993...



Загрузка...
страницы:   1   2   3
скачать
Людмила Митрохина

Лариса Кириллова

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ СХШ


Самое высшее благо для человека — это радость созидательного творчества, для которого человек предназначен самой природой. Стремление к творчеству заложено в каждом ребёнке, талант которого подобно зёрнышку, попадая на благодатную почву или на мёртвую целину, проявляет себя по-разному и лишь силой наделённого таланта преодолевает жизненные преграды, достигая своей вершины.

Доказано, во все эпохи общественного развития именно личность влияла на кардинальные изменения существующего строя и судьбоносные повороты истории, что, несомненно, отражалось на каждой человеческой судьбе. Так в тяжёлые послереволюционные годы становления и укрепления Советской власти, в период гонений и репрессий, уничтожения интеллектуальной элиты, видным партийным и государственным деятелем страны Сергеем Мироновичем Кировым в начале 1934 года принимается решение о создании первой в Советской стране Начальной школы рисования и лепки, а затем художественной «Школы юных дарований».

Личность С.М.Кирова (Сергея Кострикова) неординарна, многогранна и противоречива. Но именно в его жизни были пережиты те моменты, которые, как можно предполагать, сыграли в образовании художественной школы основополагающую роль. В 1909 году во Владикавказе он становится сотрудником северокавказской кадетской газеты «Терек», печатается под псевдонимом <Сергей Миронов», участвует в любительских спектаклях, увлекается альпинизмом. Киров любил театр, творчество Л.Н.Толстого; писал рецензии на спектакли городского театра и гастролирующих групп во Владикавказе. Как человек мыслящий, Киров долго не мог выбрать <политическую платформу», сочувствовал меньшевикам, поддерживал Временное правительство, о чём открыто писал в статьях, и только после Октябрьской революции 1917 года перешёл на сторону большевиков.

И видимо, вполне естественным для Кирова, как личности и государственного деятеля, стало решение о создании в 1934 году Начальной школы рисования и лепки которая позже была преобразована в «Школу юных дарований», которое он принял после посещения смотра детского творчества в помещении Дома художественного воспитания детей (бывшего особняка Апраксиных). Детские работы произвели большое впечатление на Кирова. Он предложил собрать талантливых детей и сделать для них «Школу юных дарований>, которая была открыта 1 марта 1934 года в здании Всероссийской Академии художеств. Хотя создание детской художественной школы было предусмотрено в структуре Академии художеств с момента её организации (из Постановления коллегии Наркомпроса от 13 октября 1933 года), но именно личность С.М.Кирова, его отношение к развитию культуры, к художественному воспитанию подрастающего поколения, к таланту, как к богатству и достоянию страны, дала жизнь «Школе юных дарований», которая со временем трансформировалась в Среднюю Художественную школу (СХШ) и далее в Санкт-Петербургский государственный академический художественный лицей им. Б. В. Иогансона Российской Академии художеств.


Из Приказа №19 по Всероссийской Академии художеств от 10 февраля 1934 года:«Для организации Начальной школы рисования при В.А.Х. назначается Заведующий школой Лосев Ф.И. с з/п — 34г. С окладом 275 рублей в м-ц». Лосеву в срок до 1502.1934г. надо было подготовить помещение в здании Академии художеств. сделать ремонт. приобрести учебный инвентарь, учебные пособия, укомплектовать штат преподавателей. разработать правила приёма и изыскать дополнительные средства на содержание школы. Также приказами по В.А.Х. проводили персональную аттестацию учащихся, комплектование групп по подготовленности и возрасту. Программа художественных дисциплин утверждалась Академией художеств. Всего отводилось 1504 часа (47 учебных шестидневок в году), в том числе на рисунок отводилось 1128 часов, на лепку — 188 часов и на беседы по истории искусств — 188 часов. На соответствующее центральное место был поставлен анализ изучения формы и цвета, а, следовательно, рисование с натуры и по представлению различными способами. Именно это направление обучения приобретало стержневое значение. Лепка — как средство изучения объёмной сущности предмета, его формы, средство воплощения творческого замысла, приобретения навыков пространственного мышления также вносила свой вклад в развитие художественного восприятия детей. Из-за вечернего времени живопись почти не давалась. Хотя занятия композицией отдельных часов не имели, но композиционно-творческие задания имели место в процессе обучения в определённом отношении к общему курсу рисунка.

В общем объёме программы в 1-ый год обучения работы над композициями занимали 30%; рисование с живой и мёртвой натуры — 30%; живопись — 20%; рисование на воздухе — 5%; лепка — 15%. Во 2-ой и 3-ий года обучения увеличивалось рисование до 40%, композиция уменьшалась до 20%. В занятиях делался упор на характер изображаемого объекта с живой и мёртвой натуры. С годами в область рисунка вводились движения человеческой фигуры, повороты тела, головы. В лепке делался упор на работы с живой натурой (фигура, голова, голова с шеей и плечами фронтально и в движении, животные). Живопись (натюрморты) усложнялась по форме и окраске.

Интересно проанализировать отчёт по итогам выставки Начальной школы рисования в июне 1934 года: лепка (топоры, поленья) была признана мёртвой, рекомендовали ввести больше живой натуры и пробуждать фантазию учащихся; по мере приближения к старшим классам наблюдалось постепенное снижение творческо-композиционных качеств; у некоторых преподавателей учащиеся рисовали все как один; была убита индивидуальность, ощущалась некая «застылость» работ. По этому объективному отчёту виден высокий уровень требовательности преподавателей — мэтров Академии художеств.

В программу обучения входили годовые отчётные выставки с обязательным сообщением представителя В.А.Х. об итогах просмотра. По итогам года за хорошие достижения выносились благодарности и премировались ученики по представлению Педагогического совета.

Поначалу школа была вечерней и занятия велись только по специальным предметам. Принимались дети в возрасте от 12 до 17 лет без отрыва от учёбы в трудовой школе. Занятия проводились вечером три раза в неделю с 15 до 20-30. Ядро школы составили 70 учащихся, премированных за рисунок на конкурсе юных дарований, и 36 человек, принятых на основе конкурсных испытаний. Дети были в основном из семей рабочих, служащих, военных, крестьян и сироты. В Положении о Начальной школе рисования при В.А.Х. говорилось, что школа представляет собой первую ступень начального художественного образования и имеет целью «удовлетворить существующие в детской и молодёжной среде стремления к изобразительному искусству и к художественно-творческой деятельности.»

Начальная школа рисования имела свой бюджет, слагавшийся из дотации, отпускаемой В.А.Х. и специальных средств в виде платы за учение, взыскиваемой с родителей учащихся в определённом процентном соотношении от получаемой заработной платы. Сиротам выдавали повышенную стипендию. Школа полностью находилась в ведении Академии художеств, как в административном, так и учебно-методическом отношении, но никаких прав и преимуществ при поступлении учащихся школы в Академию художеств это не давало.

Продолжительность обучения в школе составляла четыре года. Летние каникулы были с 01 июня по 15 сентября. В программу входили: рисунок, живопись, лепка и беседы по истории искусств. Основное внимание уделялось рисунку с натуры, изучению формы и цвета. Главной задачей, стоящей перед коллективом школы являлось «нахождение правильного пути, обеспечивающего дальнейшее развитие творческих данных детей, вооружая их одновременно знаниями в области основ изобразительного искусства.

Свой первый учебный год Начальная школа рисования завершила успешно. В залах Академии была организована отчётная выставка учащихся, которая вызвала большой интерес со стороны общественности. Премировали учеников: Рубинштейна, Костину, Лебедеву, Ушакову, Гецкан, Аксельрода, Иванова, Веселову, Пастухова, Иофика, Полунину, Табакову, Дидерикс, Петрову, Васильева, Епифанова, Маркову, Арехович, Новлеву, Каписцинского.


С первого марта 1934 года Начальная школа рисования стала называться «^ Школой юных дарований». Отрадно заметить, что учащимся ШЮД назначалась стипендия в размере 40 рублей в месяц, а особо талантливым ученикам (Волкову, Кравченко, Гребенкову) — по 100 рублей. Даже в подготовительных классах выплачивалась стипендия от 20 до 50 рублей. Стипендия по тем временам не малая, если соразмерить оклады работающих родителей — от 150 до 650 рублей, а специалистам-инженерам — до 1250 рублей. Количество учеников возросло до 110 человек, включая подготовительную младшую группу в количестве 16 человек. ШЮД продолжала свои отчётные годовые выставки в залах Академии, в план которых входил обязательный показ работ дореволюционной школы Императорской Академии художеств (1906 1916 годы), международные работы и работы Школы юных дарований.

Однако, в процессе работы ШЮД возникла необходимость в создании общеобразовательных классов, так как посещение учащимися двух школ привело к перегрузке и переутомлению. Вместе с тем, в 1935 года детская коммунистическая газета пионеров и школьников «Ленинские искры» после посещения годовой отчётной выставки 106-ти учащихся школы в залах Академии художеств напечатала статью «Должна стать Всесоюзной школа», в которой отразила восторженные отзывы о работах учеников Невельштейна, часть из которых повезли на Весеннюю выставку в Париж, и раскритиковала условия, в которых обучались учащиеся. Помещения назывались в статье «задворками», условия обучения трёх групп одновременно в двух комнатах — недопустимыми. Одна группа делает эскизы к композиции, вторая — пишет натюрморт. третья — рисует натурщика. Неправильно падающий свет, доски вместо пюпитров, отсутствие буфета, много нуждающихся не имеют стипендии. Газета предложила вечернюю школу сделать дневной с общеобразовательным курсом в объёме десятилетки с организацией интерната-общежития.


В соответствии с Распоряжением Комитета по делам искусств при Совнаркоме СССР от 01 сентября 1936 года на базе «Школы юных дарований» создаётся дневная Средняя художественная школа (СХШ). Приказом по В.А.Х. от 29.11.1936 года провели реорганизацию ШЮД в СХШ с переводом всех учеников в СХШ. Всего было зачислено на тот момент 45 человек и подготовительный класс из 25 человек. Ученики были из разных городов и регионов: Ленинграда, Кириши, Урицка, Можайска, Мясова, Ростова на Дону, Пушкина, Домбасса, Тулы, Свердловской области, Северной Осетии, Армении. Директором СХШ был назначен профессор В.А.Х. Лепилов Константин Михайлович. Весь преподавательский состав СХШ был из числа преподавателей Академии художеств.

Создание СХШ предполагало собой также качественное улучшение обучения учащихся, так как обучение и освоение многих предметов по искусству (живопись маслом, натюрморт акварелью, пленэры) необходимо было проводить при дневном свете. Всё это обсуждалось учебно-преподавательским составом В.А.Х. и привело к решению совмещения обучения основной программы средней школы с программой 110 художественно-изобразительному искусству.

Уровень преподавательского состава в количестве 36 человек был высоким:

История искусств — Беляевская В.Ф.(б/п) и Голубева М.А.(б/п) имели высшее художественное образование;

Рисунок – Абугов С.П. проффесор (б/п), ОвсянниковЛ.Ф. доцент, (б/п), Горб В.А. ассистент (б/п);

Рисунок, живопись, композиция – Лепилов К.М. профессор (б/п), Петров Ф.И., Трошичев А.А., Шолохов Л.С., Зальцман З.Г., Чеснокова А.С. (б/п) Либеров А.Н. (сочувствующий), Гольдей А.А. (б/п) и Сперанский А.М. – скульптор (б/g)

Рисунок, живопись — Казаков П.П. (б/п), Ефимов Л.А.;

Живопись — Зайцев АД. (сочувствующий), Невельштейн С.Т. доцент (б/п).

В состав преподавателей общеобразовательных предметов вошли 17 преподавателей, в том числе по архитектуре и черчению — Петрова Т.С..; по архитектуре и рисунку — Петерсон В.Е.

Система требовала учёта и фиксации не только приверженности к партии, но и учёта принадлежности к национальности. В преподавательский состав входили: русские, белорусы, евреи, армяне, мордвин. В сентябре 1937 года благодаря рапорту Лепилова в В.А.Х. была организована библиотека в СХШ, принят библиотекарь с окладом 175 рублей на ставку библиотекаря, которую занимала машинистка Академии. Оклады преподавателей были в то время в пределах от 155 до 577 рублей, а при наличии звания до 866 рублей. Любопытно, что при этом сестре-хозяйке был положен оклад в 200 рублей. Статистика окладов приведена с целью подчеркнуть уровень стипендий учащихся.

В основу проекта СХШ было положено семилетнее обучение по программе средней художественной школы, а в части общеобразовательной дисциплин — по программе 10- летней трудовой школы. Контингент учащихся предполагался довести до 220 человек в возрасте от 12 до 20 лет. Для одарённых переростков с 20 до 25 лет организовывались отдельные группы с пятого года обучения со специальной программой по общеобразовательным дисциплинам.

Основной целью и задачами школы были получение учащимися профессионально художественного образования и среднего общего образования в объёме школы-десятилетки, а также подготовка к поступлению в художественные вузы на факультеты живописи, скульптуры, архитектуры и искусствоведения.

Учебная работа делилась на два цикла:

— специальный (1 - 7 кл.), задачей которого было обучение рисунку, живописи, композиции;

— общеобразовательный (5 - 11 кл.), соответствующий школам-десятилеткам, но во избежание перегрузок программа распределялась на 11 лет.

В 7-ом специальном классе не было предметов общего образования, он был подготовительным для поступающих в Академию Художеств.

Для улучшения консультационно-методической работы в школе была организована система очных и заочных консультаций для детей, желающих поступить в СХШ. Для детей и подростков, принятых в СХШ устанавливался испытательный срок, в течение которого определялась одарённость учащихся. Зачислению в школу подлежали одарённые дети не моложе 12 лет, имеющие образование в объёме 4-х классов общеобразовательной школы. На 01 июня 1936 года в СХШ числилось 109 учеников.

Заседанием Комиссии содействия СХШ (протокол №1 от 10 декабря 1936 года) был рассмотрен вопрос перспективной постройки нового здания для СХШ, который так и остался на бумаге в тот период. При СХШ был организован интернат для иногородних и нуждающихся учеников. Внутри классов учебной частью назначались старосты, которые в обязательном порядке отмечали посещаемость, выдавали материалы для работы, после уроков собирали работы в папки и складывали в шкаф под ключ, отвечали и следили за сохранностью имущества. Действовал Родительский комитет, на котором периодически заслушивался отчёт директора, рассматривались разного рода предложения. К примеру, как организовать специальную группу для слабых детей по физкультуре или платное репетиторство, провести дезинфекцию помещения лепки, улучшить качество питания в столовой, наладить шефскую работу, провести экскурсии и т.д.

25 сентября 1 937 года приказом по ВАХ от 29 августа 1937 года за №5З был назначен директором СХШ при ВАХ Невельштейн Самуил Григорьевич, который проработал на этом посту до 1 августа 1940 года. Вновь назначенный директор СХШ Андрецов Николай Ильич 19 сентября 1941 года был освобожден от занимаемой должности в связи с мобилизацией. Невельштейн был вновь назначен директором СХIII и работал на этом посту до 01 ноября 1943 года.

Уже первые ГОДЫ занятий в школе показали хороший творческий и профессиональный рост, хотя по результатам обхода мастерских преподаватели выносили строгие непредвзятые заключения. Так проведя очередной обход (протокол от 09.11.1937 года), комиссия рекомендовала ввести лепку в экспериментальную группу, отметила недостаточность художественных впечатлений и ограниченность фантазии учащихся, рекомендовала строже держать на простых формах, делать больше набросков с фигуры, а также ежегодно корректировать программу обучения для разных групп. Из-за темноты в классах предложили ввести монохромию. В залах Академии художеств были организованы и показаны широкому кругу зрителей первые выставки работ учащихся, многие из этих работ вскоре были экспонированы на международных выставках в Париже, Лондоне, Нью-Йорке, где имели большой успех и получили похвальные грамоты и дипломы.

Преподавателями по художественным дисциплинам в 1939 году были: профессор Лепилов КМ. (в подготовительной группе), Бартенев И.А. (история искусств), Трошичев А.А., Петров Ф.И., Невельштейн С.Г., Горб ВА., Анисович В.Л., Воинова Е.Н. (скульптура), Наумов П.С. (скульптура), Овсянников Л.Ф. (скульптура), Зайцев А.Д. Острова ЛА., Андрецов Н.И., Нотаревич М.Д., Богаевская О.Б. Конкурс при поступлении был большой, но и отсев в процессе обучения был жёсткий. Так за учебный период 1939/1940 годы были исключены, как не прошедшие испытания по искусству в 1-ом классе 9 человек; за неуспеваемость по общеобразовательным предметам и искусству — 12 человек; по случаю смерти — 1 человек; за грубое нарушение дисциплины — 2 человека; не явку к началу учебного года 12 человек; не оплатившие за обучение — 2 человека; по семейным обстоятельствам — 7 человек.

Первый выпуск школа произвела в 1939 году. Большинство выпускников поступило в Академию художеств. В последствии многие из них составили ядро профессорско-преподавательского состава института им. И.Е.Репина, стали гордостью Советского изобразительного искусства. Выпускниками и учениками школы были: М.К. Аникушин, Ю. Н. Тулин, А.П. Левитин,, Ю. С. Подлясский, В.А. Ветрогонский, И.А. Раздрогин, В.Ф. Загонек, Д.Г. Обозненко, Л.В.Кабачек, А.А. Королёв, В.Г. Старов, Я.И.. Крестовский, Ю.Богаткин, А.К. Соколов, Е.Д.Мальцев, А.Г. Ерёмин, П.П.Смукрович, И.С.Глазунов, Л. Е. Кербель, Ю. И. Пенушкин, В.И. Тюленев, 3.П. Аршакуни, В.С. Песиков, Э. Неизвестный. В.Э. Горевой, С.А.Кубасов, И.И. Уралов, А.А.Пахомов, Д.Шагин, М.М. Шемякин и многие, многие другие.

Методический Совет по художественным дисциплинам, анализируя полученные результаты достижений учащихся, постоянно старался совершенствовать методику преподавания. Так протоколом №б от 02 января 1940 года Методический Совет под председательством Невельштейна С.Г. (секретарь — Петров Ф.И) при участии Лепилова К.М. и других преподавателей СХШ при ВАХ по итогам II-ой четверти отметили: по подготовительному классу — нечёткую программу, недостаточность работ по наблюдению, усложнённые постановки для живописи; по второму классу — отсутствие набросков; по третьему классу — отсутствие набросков, обособленность учеников в группы; по четвёртому и пятому классам — необходимость делать выходы для наблюдений; по скульптурному классу была отмечена хорошая композиционная работа. На основании замечаний Совета строилась перспектива на дальнейший учебный процесс.

В 1940 году на Всесоюзной выставке художественных школ и училищ, организованной Комитетом по делам искусств СССР, школа была признана лучшей и получила всеобщее признание и заняла исключительно важное место в деле развития и укрепления художественного образования страны.


Трудные испытания выпали СХШ в годы Великой Отечественной Войны. В условиях вражеской блокады школа не прекращала своей деятельности. Несмотря на холод, голод и артиллерийские обстрелы, школа организовала выставку «Ленинград в борьбе». Ученики вместе с преподавателями участвовали в работах по сооружению оборонительных укреплений вокруг города, работали вместе со студентами по упаковке ценностей Эрмитажа, библиотеки Академии Художеств и подготавливали свою школу к эвакуации. На 01 октября 1941 года в СХШ числилось 189 человек учащихся вместе с подготовительным отделением. Контингент учащихся был от 11 до 24 лет, из них почти 80% были мальчики.

В феврале 1942 года по решению Правительства школа вместе с Академией Художеств была эвакуирована в Самарканд, где учебный процесс продолжался в полном объёме. Занятия проводились в трудных условиях, зачастую в коридоре, разделённым на «классы» картонными перегородками. Старшие ученики вместе со студентами участвовали в строительстве гидроэлектростанции и железной дороги, работали на уборке урожая, помогали в массовой наглядной агитации. В этот период преподавали и жили рядом с учениками профессор Овсянников Л.Ф., Абугов С.П., доценты Зайцев А.Д., Приселков С.В., Горб В.А., а также Рысина Г.В., Семёнов М.А., Подлясская А.Ф., Балашова, Грачёва, Звонцова и др. Приказом №180 от 01 октября 1942 года в СХШ при ВАХ в Самарканде были зачислены следующие ученики: Лянглебена (16 лет), Минухина (17 лет), Эрнст Неизвестный (17 лет), Трипольский (14 лет), Денисов (14 лет), Шабалов (16 лет), Клюкин (14 лет), Максимов (12 лет), Сазонов (11 лет), Константинов (16 лет), Зеленюк (17 лет). Приказом №188 от 30 октября 1942 года по СХШ при ВАХ Эрнсту Неизвестному разрешили взять месячный отпуск с 30 октября по 30 ноября 1942 года с выездом из Самарканда к родителям ввиду болезни отца (основание: письмо от матери).

С 01 ноября 1943 года директор СХШ Невельштейн С.Т. был освобождён от исполнения обязанностей директора СХШ ввиду невозможности приехать из командировки в город Самарканд по семейным обстоятельствам (пр.№224 от 09.11.1943г.) Тем же приказом Горб Владимир Александрович был назначен и.о. директора СХШ, в которой он пробыл на этой должности до 30 июня 1947 года (освобождён по собственному желанию).

Приказом №.206 от 31 декабря 1943 года по СХШ при ВАХ в целях поднятия успеваемости и стимулирования художественного творчества учеников школы, устанавливались денежные премии за отличную успеваемость по искусству — 25, 50 и 100 рублей. Отрадно заметить, что в такие трудные для всей страны времена, государство и преподавательский состав находили возможным поощрять и морально поддерживать учащихся за хороший труд и успеваемость, тем самым, сохраняя творческий потенциал страны. Многие старшие ученики прямо из школы пошли на фронт. Воевали за освобождение Родины: Соколов А., Скоробогатов И., Канеев М, Котик Б., Кабачек Л., Загонек В.Ф., Богаткин Ю., Фёдоров Б., Ветрогонский В.А., Ерёмин А. и много других учеников. Не всем бывшим ученикам школы удалось стать художниками. У многих война отняла эту мечту навсегда, некоторые погибли на фронте. Погиб от бомбёжки в Ленинграде и первый директор школы Лепилов Константин Михайлович. В честь их памяти в СХШ установлена мемориальная доска.

В январе 1944 года Академия Художеств и СХШ были переведены в Загорск, а в июне 1944 года вернулись из эвакуации в Ленинград. На 20 августа 1944 года в СХШ числилось 53 ученика. На 01 февраля 1945 года — 113 учеников, в том числе один (Кравченко В.) был глухонемым, двое учеников учились заочно, один ученик учился в классе для взрослых. На 01 октября 1945 года числилось 152 ученика. Профессорско-преподавательский состав на 01 ноября 1945 года состоял в количестве 17 человек, из них четыре человека были штатными преподавателями (это Горб В.А. доцент ВАХ_, директор СХШ, и художники живописцы: Перепелкин М.Я., Рысина Г.В., Орловский Г.И.), а остальные по совместительству: Зайцев А.Д. (живопись), Бернштейн М.Д. профессор ВАХ (рисунок), Анисович В. М. доцент ВАХ (живопись), Абугов С.П. профессор ВАХ (рисунок). Овсянников Л.Ф. профессор ВАХ (рисунок), Ефимов А.А. аспирант ВАХ (живопись), Подковырин В.Ф. студент-дипломант ВАХ (живопись, рисунок), Соколов В.В. студент-дипломант (рисунок), Таранов М.А. аспирант ВАХ (живопись), Войнова Е.Н. аспирант ВАХ (лепка), Приселков С.В. доцент ВАХ (пластическая анатомия), Каганович А.Л. аспирант ВАХ (история искусств), Тихонов П.М. ассистент ВАХ (черчение, основы перспективы).

Впервые по указанию вышестоящих организаций СХШ оформила по требованию того времени «Паспорт школы» на 01 января 1946 года. В паспорте были зафиксированы многие данные, вот некоторые из них:

СХШ при ВАХ по адресу: Университетская наб., д.17.

Дата организации 01.01.1934 — Школа юных дарований; 01.10.1936 — средняя художественная школа одиннадцатилетка (СХШ), с подчинением Комитету по делам искусств при СНК СССР.

Отделения: живописное и скульптурное (временно отсутствует, нет помещения).




Скачать 380.38 Kb.
оставить комментарий
страница1/3
Дата03.09.2011
Размер380.38 Kb.
ТипДокументы, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

страницы:   1   2   3
отлично
  5
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Загрузка...
Документы

Рейтинг@Mail.ru
наверх