«О подготовке к единому государственному экзамену по литературе в 2011 году в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования Забайкальского края» icon

«О подготовке к единому государственному экзамену по литературе в 2011 году в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования Забайкальского края»


1 чел. помогло.
Смотрите также:
Концепция эор модульной архитектуры по предмету «История»...
Методическое письмо Об использовании результатов единого государственного экзамена 2008 года в...
Программа вступительного экзамена по истории...
О подготовке образовательных учреждений Забайкальского края к новому 2012/2013 учебному году...
Программы по истории россии для абитуриентов...
Управление образованием исполнительного комитета Бугульминского муниципального района Республики...
Инструктивно-методическое письмо «О преподавании русского языка в общеобразовательных...
Методическое письмо «О подготовке учащихся к единому государственному экзамену по физике в 2011...
Методическое письмо «О преподавании учебного предмета «Информатика и икт» в общеобразовательных...
Программа по русскому языку для абитуриентов, поступающих в БелГУ...
Областной центр мониторинга образования Сборник рекомендаций для общеобразовательных учреждений...
Реферат по концепции ф-11 «естествознание»...



Загрузка...
скачать

Министерство образования,

науки и молодежной политики

Забайкальского края

(Минобразования Забайкальского края)

Государственное образовательное учреждение

дополнительного профессионального образования

«Забайкальский краевой институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки

работников образования»

(ЗабКИПКРО)

Фрунзе ул., д.1, Чита, 672007

тел\факс 41-54-29

E-mail: zabkipkro@ mail.ru



22.02.2011 № 103

на №__________от ____________








Руководителям МОУО,ОУ



^ Информационное письмо

«О подготовке к единому государственному экзамену по литературе в 2011 году в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования

^ Забайкальского края»

Единый государственный экзамен представляет собой форму объективной оценки качества подготовки лиц, освоивших образовательные программы среднего (полного) общего образования, с использованием заданий стандартизированной формы (контрольных измерительных материалов).

Контрольные измерительные материалы позволяют установить уровень освоения выпускниками Федерального компонента государственных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования.

Результаты единого государственного экзамена по литературе признаются образовательными учреждениями среднего профессионального образования и образовательными учреждениями высшего профессионального образования как результаты вступительных испытаний по литературе.

^ Структура экзаменационной работы

Структура и типы заданий экзаменационной модели ЕГЭ по литературе 2011 года не претерпели существенных изменений по сравнению с версией 2010 г. Добавляются некоторые элементы содержания в соответствии с требованием стандарта среднего (полного) общего образования (базовый и профильный уровни), а также вносятся некоторые корректировки в формулировки критериев проверки и оценки выполнения заданий с развернутым ответом.

Применяемая в настоящее время модель ЕГЭ по литературе предполагает двухуровневую проверку знаний экзаменуемых (с учетом образовательного стандарта базового и профильного уровней), но в большей степени ориентирована на профильный уровень. В структурном отношении первые две части экзаменационной работы выстроены ступенчато: от вопросов базового уровня к конкретному тексту (часть 1: В1–В7, часть 2: В8–В12) – к заданиям повышенного уровня обобщающего типа (часть 1: С1–С2; часть 2: С3–С4). Часть 3 включает задания высокого уровня сложности (С5.1–С5.3), в наибольшей степени отражающие требования стандарта профильного уровня. При оценивании выполнения экзаменационной работы учет уровня выполнения заданий разного типа позволяет дифференцировать результаты экзаменуемых (выпускники, охватившие в своих ответах весь спектр заданий, могут претендовать на зачисление в вуз соответствующего профиля при условии качественного выполнения заданий всех частей работы).

Экзаменационная работа по литературе базируется на системе поэтапной проверки умений выпускников воспринимать и анализировать художественные произведения в их жанрово-родовой специфике с опорой на знания историко-литературного и теоретико-литературного характера. Подготовка к экзамену по литературе предполагает повторение учащимися всего материала курса, содержание которого определено нормативными документами по предмету.

В экзаменационной работе 2011 года (см. Приложение) выделены три части, содержащие комплекс заданий для определения уровня подготовки выпускников по литературе.

В первой и второй частях предлагается выполнение заданий, включающих вопросы к анализу произведений, названных в обязательном минимуме содержания литературного образования. Проверяется умение выпускников определять основные элементы содержания и художественной структуры изученных произведений (тематика и проблематика, герои и события, художественные приемы, различные виды тропов и т.п.), а также рассматривать конкретные литературные произведения во взаимосвязи с другим материалом курса.

Общая структура первых 2-х частей работы подчинена задаче широкого содержательного охвата литературного материала. Художественные тексты, предлагаемые для анализа, позволяют не только проверить знание учащимися конкретных произведений, но и способность анализировать текст с учётом его жанровой принадлежности. Последнее задание каждой из первых 2-х частей работы предполагает выход в широкий литературный контекст: проблематика анализируемого произведения (фрагмента) включается в литературные связи курса. Таким образом, опора на внутрипредметные связи изученного курса позволяет обеспечить дополнительный охват содержания проверяемого литературного материала.

Последняя (3-я) часть работы требует от учащихся полноформатного развёрнутого высказывания на литературную тему проблемного характера (таким образом, к отработанному в 1–2 частях литературному материалу добавляется ещё один содержательный компонент проверяемого курса).

Часть 1, предполагающая анализ фрагмента эпического (или драматического) произведения, состоит из 7 заданий с кратким ответом (В) и 2 заданий с развёрнутым ответом ограниченного объема (С1, С2). При выполнении задания с кратким ответом от экзаменуемого требуется написание слова или сочетания слов. Задания с развёрнутым ответом ограниченного объема (C1, С2) требуют написания связного текста в объеме 5–10 предложений.

Часть 2 предполагает анализ лирического произведения и включает в себя 5 заданий с кратким ответом (В) и 2 задания с развёрнутым ответом ограниченного объема (С3, С4). Общие требования к выполнению этих заданий те же, что и для части 1-й.

Следование предложенному алгоритму работы позволяет учащимся выявить место и роль эпизода (сцены) в общей структуре произведения (анализ фрагмента), раскрыть сюжетно-композиционные, образно-тематические и стилистические особенности анализируемого текста, обобщить свои наблюдения с выходом в литературный контекст.

В части 3 проверяется умение построить связное содержательное речевое высказывание на заданную литературную тему, сформулированную в виде вопроса проблемного характера. Выпускнику предлагаются 3 вопроса (C5.1 – С5.3), охватывающие важнейшие вехи отечественного историко-литературного процесса:

1 – по произведениям древнерусской литературы, классики XVIII и первой половины XIX веков,

2 – по произведениям второй половины XIX века,

3 – по произведениям XX века.

Выпускник выбирает только один из вопросов и даёт на него ответ, обосновывая свои суждения обращением к произведению (по памяти). Вопросы проблемного характера указывают на познавательное противоречие, которое выпускник должен осмыслить, предложив свою версию его разрешения в форме сочинения. Работа такого типа стимулирует самостоятельную мысль учащихся, даёт им возможность выразить своё отношение к поднимаемым авторами произведений проблемам.

Практика педагогических исследований показала, что выполнение работ такого типа требует большой меры познавательной самостоятельности и в наибольшей степени отвечает специфике литературы как вида искусства и учебной дисциплины, ставящей своими целями формирование квалифицированного читателя с развитым эстетическим вкусом и потребностью к духовно-нравственному и культурному развитию.

  1. Экзаменационная работа по литературе требует выполнения следующих видов деятельности:

  2. • осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров (все типы заданий).

  3. • различные виды пересказа (С5).

  4. • определение принадлежности литературного (фольклорного) текста к тому или иному роду и жанру (В1–В12).

  5. • анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта (все типы заданий).

  6. • письменные интерпретации художественного произведения (С1–С5).

  7. • выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения (все типы заданий).

• самостоятельный поиск ответа на проблемный вопрос, комментирование художественного текста, установление связи литературы с другими видами искусств и историей (С1–С5).

• написание сочинений на основе и по мотивам литературных произведений (С5).

• сравнение, сопоставление, классификация, ранжирование объектов по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям (С2, С4).

Перечисленные выше виды деятельности соотносятся с Требованиями к уровню подготовки выпускников, сформулированными в Федеральном компоненте государственного стандарта среднего (полного) общего образования по литературе, базовый и профильный уровень.

  1. Таким образом, содержание и структура экзаменационной работы дают возможность проверить знание учащимися содержательной стороны курса (истории и теории литературы), а также необходимый комплекс умений по предмету:

  2. − воспринимать и анализировать художественный текст в его жанрово-родовой специфике;

  3. − выделять смысловые части художественного текста;

  4. − выделять и формулировать тему, идею, проблематику произведения, давать характеристику героев;

  5. − характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств в произведении;

  6. − сопоставлять литературные факты и явления;

  7. − выделять авторскую позицию в произведении;

− выражать своё отношение к прочитанному в форме письменного высказывания на литературную тему.

^ Минимальное количество баллов ЕГЭ

После проведения экзамена Рособрнадзор устанавливает минимальное количество баллов ЕГЭ по литературе, подтверждающее освоение выпускником программы среднего (полного) общего образования по литературе.

Минимальная граница ЕГЭ по литературе определяется объемом знаний и умений, без которых в дальнейшем невозможно продолжение образования в учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования.

Участники экзамена, набравшие не ниже минимального балла ЕГЭ по литературе, должны быть способны:

- обнаружить знание основных фактов, категорий и понятий, относящихся к предложенным им для анализа художественным текстам (основные литературные направления и жанры, система образов произведения, элементы художественной формы и т.п.);

- продемонстрировать в целом понимание тематики и проблематики рассматриваемых произведений, способность в общих чертах отразить это понимание в кратком связном высказывании.

^ Рекомендации по подготовке к экзамену

К экзамену нужно готовиться, перечитывая тексты изученных литературных произведений, повторяя теоретико-литературные понятия в объёме, определённом нормативными документами по предмету.

При подготовке необходимо обратить внимание на отработку проверяемых умений:

  • умение анализировать фрагменты эпических или драматических произведений.

  • определение содержательных элементов текста, связанных с местом данного фрагмента в структуре произведения, его принадлежностью к конкретной части (главе); хронологией эпизода, его соотнесенностью с системой образов произведения.

  • определение видов и функций авторских изобразительно-выразительных средств, элементов художественной формы.

  • развернутое рассуждение о роли и месте данного фрагмента в произведении, тематике и проблематике фрагмента.

  • развернутое рассуждение о связи проблематики данного фрагмента с произведениями других отечественных писателей-классиков.

  • умение анализировать стихотворные произведения.

  • выявление особенностей поэтики автора, видов и функций авторских изобразительно-выразительных средств, элементов художественной формы.

  • развернутое рассуждение о содержательной основе стихотворения (сюжет, тематика, образы), об особенностях образно-эмоционального воздействия поэтического текста.

  • развернутое рассуждение о проблемно-тематических связях данного стихотворения с произведениями других отечественных писателей-классиков.

  • умение определять и анализировать проблематику произведений различных жанров.

Рекомендуется использовать учебники, имеющие гриф Минобрнауки России и включенные в Федеральные перечни учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2009/2010 учебный год, а также учебно-методические пособия:




  1. Лебедев Ю.В. «Русская литература XIX века.10 класс».- М.: Просвещение, 2006 г.

  2. «Русская литература XIX века. 10 класс»: учебник для общеобразовательных учебных заведений/ Под ред. Г.Н. Ионина, М.: Мнемозина, 2006 г.

  3. «Русская литература XIX века. 10 класс»: Учебник-практикум/Под ред. Ю.И. Лыссого. – М.: Мнемозина, 2006 г.

  4. «Русская литература XX века. 11 класс»: Учебник для общеобразовательных учебных заведений ч. 1, 2./ Под ред. В.П. Журавлева - М.: Просвещение, 2006 г.

  5. Чалмаев В.А., Зинин С.А. Литература. 11 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений: В 2 ч. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2008.

  6. Квятковский А.П. Школьный поэтический словарь. – М.: Дрофа, 2000.

  7. Каганович С.Л. Обучение анализу поэтического текста: Методическое пособие для учителей-словесников. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2007.

  8. Зинин С.А., Новикова Л.В., Марьина О.Б. Типичные ошибки при выполнении заданий Единого государственного экзамена по литературе. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2009.

  9. Ерохина Е.Л. Литература. Типовые тестовые задания. – Издательство «Экзамен», 2010 г.

  10. Логунова Н.В., Секачёва Е.В., Скрипка Т.В. Литература. Подготовка к ЕГЭ-2011. В помощь учителю и ученику: учебно-методическое пособие. – Ростов н/Д: Легион, 2009.

  11. Леденев А.В. Литература. 10-11 кл. / А.В. Леденев, Т.Г. Кучина. – М.: Дрофа, 2011.

  12. Тралкова Н.Б. Литература: учеб.пособие / Н.Б. Тралкова. – М.: Дрофа, 2011.

  13. Интернет-ресурсы:

С демонстрационной версией 2011 года можно ознакомиться на сайте Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки: http:// www.obrnadzor.gov.ru., на сайте http:/ www./egechita.ru., а также на сайте www.fipi.ru .


Рекомендации по совершенствованию методики преподавания предмета

при подготовке к ЕГЭ

Литература в школе – учебная дисциплина, имеющая свой круг понятий и законов, игнорировать которые нельзя. Экзамен должен внести коррективы в работу тех педагогов, кто стремится превратить уроки литературы в «школьное литературоведение»: значительную часть проверочной работы составляют задания, требующие не воспроизводства литературоведческих знаний, а индивидуального размышления о прочитанном.

Успешность сдачи экзамена зависит от знания текстов обязательных для изучения произведений и степени сформированности общеучебных и предметных умений:

– способности к многоаспектному анализу и интерпретации художественного произведения как единого целого (умение на инструментальном уровне использовать термины и понятия при анализе произведений, глубина понимания идейно-художественного своеобразия изученных произведений, умение анализировать художественный текст с опорой на воплощённый в произведении замысел писателя и др.);

– умения сопоставлять литературные произведения, явления и факты, опираясь на историко-культурный контекст, осмысливать их место и роль в литературном процессе (умение включать произведение в разнообразные связи, выдвигать различные основания для сопоставления и др.);

– умения строить письменное монологическое высказывание на литературную тему (умение продумывать четкую композицию собственного текста, логически связывать части высказывания, формулировать тезисы, подтверждая их аргументами и примерами, соблюдать речевые нормы и др.).


^ Рекомендации по подготовке к ЕГЭ:




  1. Использовать при проверке ученических работ систему оценивания по критериям ЕГЭ.

  2. Необходимо выделить в курсе 11 класса особый раздел «Повторение изученного».

  3. Выявлять и предупреждать в работах учащихся фактические и речевые ошибки, влияющие на качество ответов в формате ЕГЭ.

  4. Активно использовать на уроках методику "медленного" чтения, совершенствовать приемы работы с эпизодом или сценой, формировать у учащихся умение анализировать стихотворение в единстве его содержания и формы.

  5. В качестве итогового (промежуточного) контроля использовать тестовые задания (по типу вопросов части В) в сочетании с проблемными вопросами (часть С).

  6. Регулярно проводить аудиторные сочинения на литературную тему (в 5-6 классах не менее 4 сочинений в год; в 7-8 классах – не менее 5 сочинений в год; в 9-11 классах – не менее 7 сочинений в год).



Письмо подготовлено на основе методического письма, составленного членами федеральной предметной комиссии по литературе д.п.н. С.А. Зининым и Л.Н. Гороховской.


Проректор И.А.Грешилова


Медникова Елена Борисовна

(3022) 26-35-31


ПРИЛОЖЕНИЕ

^ Демонстрационный вариант

контрольных измерительных материалов для проведения в 2011 году

единого государственного экзаменапо ЛИТЕРАТУРЕ


Инструкция по выполнению работы


Экзаменационная работа по литературе состоит из 3 частей. На её выполнение даётся 4 часа (240 минут). Рекомендуем распределить время на выполнение работы следующим образом: на части 1, 2 – не более 2 часов, на часть 3 – 2 часа.

Части 1 и 2 включают в себя анализ художественного текста: фрагмента эпического, лироэпического или драматического произведения, а также лирического произведения. Внимательно прочитайте каждый из предложенных текстов и последовательно выполните ряд заданий, направленных на выявление особенностей содержания и формы рассматриваемых произведений, а также их связей с произведениями других авторов.

Анализ текста эпического (или драматического) произведения имеет следующую структуру: 7 заданий с кратким ответом (В), требующих написания слoва или сочетания слов, и 2 задания с развёрнутым ответом (С1–С2), требующие написания ответа в объёме 5–10 предложений.

Анализ лирического произведения включает в себя 5 заданий с кратким ответом (В) и 2 задания с развёрнутым ответом (С3–С4) в объёме 5–10 предложений.

Выполняя задания С1–С4, постарайтесь сформулировать прямой ответ на поставленный вопрос, избегая пространных вступлений и характеристик.

Для экономии времени при выполнении заданий с кратким ответом пропускайте те из них, которые вызывают у вас затруднение: к ним вы сможете вернуться после выполнения всей работы, если останется время.

Приступая к выполнению задания части 3, выберите один из трёх предложенных проблемных вопросов и дайте на него письменный развёрнутый аргументированный ответ в жанре сочинения (в объёме не менее 200 слов).

За каждый правильный ответ в зависимости от уровня сложности задания можно получить один и более баллов. Баллы, полученные вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.

Желаем успеха!


^ Часть 1


Прочитайте приведённый ниже фрагмент текста и выполните задания B1–B7; C1–С2.


Лопахин. Мне хочется сказать вам что-нибудь очень приятное, весёлое. (Взглянув на часы.) Сейчас уеду, некогда разговаривать... ну, да я в двух-трёх словах. Вам уже известно, вишнёвый сад ваш продаётся за долги, на двадцать второе августа назначены торги, но вы не беспокойтесь, моя дорогая, спите себе спокойно, выход есть... Вот мой проект. Прошу внимания! Ваше имение находится только в двадцати верстах от города, возле прошла железная дорога, и если вишнёвый сад и землю по реке разбить на дачные участки и отдавать потом в аренду под дачи, то вы будете иметь самое малое двадцать пять тысяч в год дохода.

^ Гаев. Извините, какая чепуха!

Любовь Андреевна. Я вас не совсем понимаю, Ермолай Алексеич.

Лопахин. Вы будете брать с дачников самое малое по двадцать пять рублей в год за десятину, и если теперь же объявите, то, я ручаюсь чем угодно, у вас до осени не останется ни одного свободного клочка, все разберут. Одним словом, поздравляю, вы спасены. Местоположение чудесное, река глубокая. Только, конечно, нужно поубрать, почистить... например, скажем, снести все старые постройки, вот этот дом, который уже никуда негодится, вырубить старый вишнёвый сад...

^ Любовь Андреевна. Вырубить? Милый мой, простите, вы ничего не понимаете. Если во всей губернии есть что-нибудь интересное, даже замечательное, так это только наш вишнёвый сад.

Лопахин. Замечательного в этом саду только то, что он очень большой. Вишня родится раз в два года, да и ту девать некуда, никто не покупает.

^ Гаев. И в "Энциклопедическом словаре" упоминается про этот сад.

Лопахин (взглянув на часы). Если ничего не придумаем и ни к чему не придём, то двадцать второго августа и вишнёвый сад и все имение будут продавать с аукциона. Решайтесь же! Другого выхода нет, клянусь вам. Нет и нет.

^ Фирс. В прежнее время, лет сорок-пятьдесят назад, вишню сушили, мочили, мариновали, варенье варили, и, бывало...

Гаев. Помолчи, Фирс.

Фирс. И, бывало, сушёную вишню возами отправляли в Москву и в Харьков. Денег было! И сушёная вишня тогда была мягкая, сочная, сладкая, душистая... Способ тогда знали...

^ Любовь Андреевна. А где же теперь этот способ?

Фирс. Забыли. Никто не помнит.

Пищик (Любови Андреевне). Что в Париже? Как? Ели лягушек?

Любовь Андреевна. Крокодилов ела.

Пищик. Вы подумайте...

Лопахин. До сих пор в деревне были только господа и мужики, а теперь появились ещё дачники. Все города, даже самые небольшие, окружены теперь дачами. И можно сказать, дачник лет через двадцать размножится до необычайности. Теперь он только чай пьёт на балконе, но ведь может случиться, что на своей одной десятине он займется хозяйством, и тогда ваш вишнёвый сад станет счастливым, богатым, роскошным...

Гаев (возмущаясь). Какая чепуха!

(А.П.Чехов, "Вишнёвый сад")


Ответом к заданиям В1–В7 является слово или словосочетание. Впишите ответы сначала в текст работы, а затем перенесите их в бланк ответов № 1 справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки, без пробелов и каких-либо дополнительных символов. Каждую букву пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.


B1 Назовите литературное направление, расцвет которого пришёлся на вторую половину ХIХ века и принципы которого нашли своё отражение в пьесе А.П. Чехова «Вишнёвый сад».

Ответ: ___________________ .


B2 Каково авторское определение жанра «Вишнёвого сада»?

Ответ: ___________________ .


B3 Приведённая сцена передаёт разговор героев между собой. Каким термином обозначается данная форма общения персонажей в художественном произведении?

Ответ: ___________________ .


B4 Укажите фамилию персонажа, внутренне не подключённого к обсуждаемой героями проблеме и вызывающего соответствующую реакцию Любови Андреевны.

Ответ: ___________________ .


B5 Как называется значимая подробность, служащая средством характеристики персонажа (например, часы, на которые неоднократно взглядывает Лопахин)?

Ответ: ___________________ .


B6 Каким термином обозначаются авторские замечания и пояснения по ходу действия пьесы (Гаев (возмущаясь) и т. п.)?

Ответ: ___________________ .


B7 В основе спора о судьбе имения и сада лежит столкновение позиций, мнений. Укажите термин, которым обозначается подобное столкновение, лежащее в основе сюжета.

Ответ: ___________________ .


Для выполнения заданий С1 и С2 используйте бланк ответов № 2. Запишите сначала номер задания, а затем дайте связный ответ на вопрос в объеме 5–10 предложений. Ответы записывайте четко и разборчиво.



^ C1 Чем объясняется негативная реакция Раневской и Гаева на лопахинский проект спасения имения?


C2 В каких произведениях русской классики основу сюжета составляет столкновение представителей разных эпох и в чём эти произведения можно сопоставить с «Вишнёвым садом»? (Приведите 2-3 примера с указанием авторов.)

^ Часть 2


Прочитайте приведённые ниже стихотворение и выполните задания B8–B12; C3–С4.


ПОЛДЕНЬ

Лениво дышит полдень мглистый;

Лениво катится река;

И в тверди пламенной и чистой

Лениво тают облака.

И всю природу, как туман,

Дремота жаркая объемлет;

И сам теперь великий Пан

В пещере нимф покойно дремлет.

(Ф.И. Тютчев, конец 1820-х гг.)


B8 Назовите приём одушевления неживого предмета, использованный Ф.И. Тютчевым в приведённом стихотворении («…дышит полдень…»).

Ответ: ___________________.


B9 К какому средству художественной выразительности прибегает автор в строках: «И всю природу, как туман, // Дремота жаркая объемлет»?

Ответ: ___________________ .


B10 Каким термином обозначается повторение начальных частей строк в стихотворении:

Лениво дышит полдень мглистый;

Лениво катится река…?

Ответ: ___________________ .


B11 Как называются образные определения, служащие выразительно-изобразительным средством («полдень мглистый», «дремота жаркая»)?

Ответ: ___________________ .


B12 Определите размер, которым написано стихотворение «Полдень» (без указания количества стоп).

Ответ: ___________________.


Для выполнения заданий С3 и С4 используйте бланк ответов № 2. Запишите сначала номер задания, а затем дайте связный ответ на вопрос в объеме 5–10 предложений. Ответы записывайте четко и разборчиво. Ответом к заданиям В8–В12 является слово или словосочетание. Впишите ответы сначала в текст работы, а затем перенесите их в бланк ответов № 1 справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки, без пробелов и каких-либо дополнительных символов. Каждую букву пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.


^ C3 Как в стихотворении «Полдень» выражена мысль поэта об одушевлённости природы?


C4 Кто из русских поэтов отобразил богатство мира природы и в чём стихотворение Ф.И. Тютчева «Полдень» созвучно произведениям этих поэтов? (Приведите 2-3 примера.)


Часть 3


Для выполнения задания части 3 используйте бланк ответов № 2. Выберите только ОДНО из предложенных ниже заданий (С5.1, С5.2, С5.3). В бланке ответов запишите номер выбранного вами задания. Дайте полный развернутый ответ на проблемный вопрос (в объеме не менее 200 слов), привлекая необходимые теоретико-литературные знания, опираясь на литературные произведения, позицию автора и по возможности раскрывая собственное видение проблемы. Ответ записывайте четко и разборчиво.


^ C5.1 Каково место и значение образа Савельича в романе А.С. Пушкина «Капитанская дочка»?


C5.2 Какую роль в судьбе Родиона Раскольникова сыграл следователь Порфирий Петрович? (По роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».)


C5.3 В чём проявляется сложность, драматизм внутреннего мира лирической

героини М.И. Цветаевой?


^ Система оценивания экзаменационной работы по литературе

За правильный ответ на задания В1–В12 ставится 1 балл, за неверный ответ или его отсутствие – 0 баллов.


^ Ответы к заданиям В1–В12




№ задания

Ответ

B1

реализм

B2

комедия

B3

диалог

B4

Пищик<или>Симеонов-Пищик

B5

деталь

B6

ремарка

B7

конфликт

B8

олицетворение<или>метафора

B9

сравнение

B10

анафора<или>единоначатие

B11

эпитеты

B12

ямб



^ КРИТЕРИИ ПРОВЕРКИ И ОЦЕНКИ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЙ С РАЗВЁРНУТЫМ ОТВЕТОМ

Внимание! При выставлении баллов за выполнение задания в «Протокол проверки ответов на задания» бланка № 2 следует иметь в виду, что если ответ отсутствует (нет никаких записей, свидетельствующих о том, что экзаменуемый приступал к выполнению задания), то в протокол проставляется «Х», а не «0».


^ Оценка выполнения заданий С1 и С3

Развёрнутый ответ ограниченного объёма (5–10 предложений). Указание на объём условно; оценка ответа зависит от его содержательности (при умении точно формулировать свои мысли экзаменуемый может достаточно полно ответить и в меньшем объёме).

^ Точность и полнота ответа

Баллы

а) экзаменуемый обнаруживает понимание специфики задания:

аргументированно отвечает на вопрос, выдвигая необходимые тезисы, приводя развивающие их доводы и делая соответствующие выводы, фактические ошибки в ответе отсутствуют;

3




б) экзаменуемый обнаруживает понимание специфики задания, но при ответе не демонстрирует достаточной обоснованности суждений,

и/или частично подменяет рассуждения пересказом текста,

и/или допускает фактическую ошибку;

2




в) экзаменуемый упрощенно понимает задание, рассуждает поверхностно, неточно, слабо аргументируя ответ, подменяя анализ пересказом,

и/или допускает 2 фактические ошибки;

1




г) экзаменуемый неверно отвечает на вопрос,

и/или даёт ответ, который содержательно не соотносится с поставленной задачей,

и/или подменяет рассуждения пересказом текста,

и/или допускает 3 фактические ошибки и более.

0




^ Максимальный балл

3




Оценка выполнения заданий С2, С4


Развёрнутый ответ ограниченного объёма (5–10 предложений). Указание на объём условно; оценка ответа зависит от его содержательности (при умении точно формулировать свои мысли экзаменуемый может достаточно полно ответить и в меньшем объёме).




^ Точность и полнота ответа

Баллы

а) экзаменуемый обнаруживает понимание специфики задания: отвечает на вопрос, требующий привлечения литературного контекста, приводит не менее двух позиций сопоставления* и даёт развёрнутое аргументированное обоснование для двух позиций сопоставления;

фактические ошибки в ответе отсутствуют;

3




б) экзаменуемый отвечает на вопрос, приводит две позиции сопоставления (указывает произведения и авторов), для одной из которых даёт развёрнутое аргументированное обоснование;

и/или допускает 1 фактическую ошибку;

2




экзаменуемый отвечает на вопрос, приводит две позиции сопоставления, ни для одной из них не давая развёрнутого аргументированного обоснования или не давая обоснования;

или приводит одну позицию сопоставления и даёт для неё аргументированное обоснование;

и/или допускает 2–3 фактические ошибки;

1




экзаменуемый не отвечает на вопрос,

или даёт ответ, который содержательно не соотносится с поставленной задачей;

или приводит одну позицию сопоставления без обоснования;

и/или допускает более 3 фактических ошибок.

0




^ Максимальный балл

3




*Позицией сопоставления считается указание автора и названия художественного произведения.


Оценка выполнения заданий С5.1, С5.2, С5.3


Среди пяти позиций, по которым оценивается выполнение заданий части 3, первая позиция (содержательный аспект) является главной. Если при проверке экзаменационной работы эксперт по первому (содержательному) аспекту оценивания ответа ставит «0» баллов, задание части 3 считается невыполненным. Задание дальше не проверяется. По четырём другим аспектам (позициям) оценивания (2, 3, 4, 5) в «Протокол проверки ответов на задания» бланка № 2 выставляется «0» баллов.

Оценка по первой позиции оценивания задания части 3 ставится в колонку 5 протокола, по второй позиции – в колонку 6, по третьей – в колонку 7, по четвёртой – в колонку 8, по пятой – в колонку 9.

При оценке выполнения заданий части 3 следует учитывать объём написанного сочинения. Экзаменуемым рекомендован объём не менее 200 слов. Если в сочинении менее 150 слов (подсчёт слов включает все слова, в том числе и служебные), то такая работа считается невыполненной и оценивается нулём баллов.

При объёме работы от 150 до 200 слов и более предельное количество ошибок для каждого балльного уровня не меняется.




^ 1. Глубина и самостоятельность понимания проблемы, предложенной в вопросе

Баллы




а) экзаменуемый обнаруживает понимание проблемы, предложенной в вопросе;

формулирует своё мнение с учетом позиции автора, выдвигая необходимые тезисы, приводя развивающие их доводы и аргументы и делая соответствующие выводы; демонстрирует знание проблематики произведения и умение обосновывать свои суждения;

фактические ошибки отсутствуют;

3

б) экзаменуемый обнаруживает понимание проблемы, предложенной в вопросе, и предлагает объяснение её смысла, но ограничивается общими тезисами, связанными с проблематикой произведения, не во всех случаях подкрепляя суждения необходимыми доводами и выводами,

и/или допускает 1–2 фактические ошибки;

2

в) экзаменуемый обнаруживает понимание проблемы, предложенной в вопросе, но объясняет её смысл поверхностно или крайне упрощённо,

и/или допускает 3–4 фактические ошибки;

1

г) экзаменуемый не обнаруживает понимания проблемы, предложенной в вопросе,

и/или даёт ответ, который содержательно не соотносится с поставленной задачей,

и/или допускает 5 и более фактических ошибок.

0

^ 2. Уровень владения теоретико-литературными знаниями




а) экзаменуемый обнаруживает высокий уровень владения теоретико-литературными знаниями, проявляющийся в уместном применении соответствующих литературоведческих терминов при анализе литературного материала и объяснении функций тех или иных литературных приёмов;

3

б) экзаменуемый обнаруживает достаточный уровень владения теоретико-литературными знаниями, но допускает отдельные неточности в употреблении терминов при анализе литературного материала, не объясняет функциональную роль тех или иных литературных приёмов;

2

в) экзаменуемый не обнаруживает достаточный уровень владения теоретико-литературными знаниями, допускает ошибки в употреблении терминов при анализе литературного материала;

1

г) экзаменуемый не владеет теоретико-литературными знаниями, не использует литературоведческие термины при анализе литературного материала.

0

^ 3. Обоснованность привлечения текста произведения




а) текст рассматриваемого произведения привлекается обоснованно и достаточно разносторонне (цитаты с комментариями к ним, краткий пересказ содержания, необходимый для доказательства суждений, обращение к микротемам текста и их интерпретация, разного рода ссылки на изображённое в произведении и т.п.);

3

б) текст привлекается достаточно разносторонне, но не всегда целесообразно и обоснованно,

и/или имеются отдельные случаи привлечения текста вне прямой связи с выдвинутым тезисом;

2

в) текст привлекается только как пересказ изображённого, без необходимого комментария;

1

г) текст не привлекается, суждения текстом не обосновываются.

0

^ 4. Последовательность и логичность изложения




а) части высказывания логически связаны, мысль развивается от части к части, нет нарушений последовательности внутри смысловых частей высказывания и необоснованных повторов;

3

б) части высказывания логически связаны между собой, мысль развивается от части к части, но есть повторы и нарушения последовательности внутри смысловых частей высказывания;

2

в) части высказывания логически связаны между собой, но мысль повторяется и не развивается, есть отступления от основной проблемы, предложенной в вопросе;

1

г) грубые нарушения последовательности, необоснованные повторения, отсутствие связи между частями и внутри частей,

и/или общей логики высказывания.

0

^ 5. Следование нормам речи




а) допустима 1 речевая ошибка;

3

б) допущены 2–3 речевые ошибки;

2

в) допущены 4 речевые ошибки;

1

г) количество допущенных речевых ошибок существенно затрудняет понимание смысла высказывания (допущено 5 и более речевых ошибок).

0

Максимальный балл

15










Скачать 252.08 Kb.
оставить комментарий
Дата03.09.2011
Размер252.08 Kb.
ТипДокументы, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

плохо
  2
не очень плохо
  1
отлично
  1
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Загрузка...
Документы

Рейтинг@Mail.ru
наверх