Киноискусство как средство нравственно-эстетического воспитания учащихся старших классов icon

Киноискусство как средство нравственно-эстетического воспитания учащихся старших классов


Смотрите также:
Исследования. Поэтический праздник как явление искусства. Истоки, особенности, тенденции...
Использование элективных курсов как новое направление естественнонаучной подготовки учащихся...
Этический курс как предмет воспитания...
Кинообразование как средство эстетического воспитания и художественного развития школьников...
Кинообразование как средство эстетического воспитания и художественного развития школьников...
Удк 8/077. 3/: 371...
Народные праздники как средство нравственно-патриотического воспитания дошкольников...
Самостоятельная работа студентов как средство воспитания будущих специалистов высшей...
Статья по методики преподавания физики на тему «Квопросу о подготовке учащихся старших классов к...
«Декоративно- прикладное творчество как средство эстетического воспитания»...
Проект «Сказка в музыке» Литцева В. Э., музыкальный руководитель мдоу №14 «Белочка»...
Программа художественно-эстетического развития дошкольников на основе ознакомления детей...



На правах рукописи


Малобицкая Зоря Степановна


Киноискусство как средство нравственно-эстетического воспитания учащихся старших классов

АВТОРЕФЕРАТ

ДИССЕРТАЦИИ НА СОИСКАНИЕ УЧЕНОЙ СТЕПЕНИ КАНДИДАТА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ НАУК


Алма-Ата - 1979






Работа выполнена в Иркутском государственном педагогическом институте







Научный руководитель

доктор педагогических наук, профессор А.И. ДУДОВ

Официальные оппоненты:

доктор педагогических наук, профессор Г.А.Уманов,

кандидат педагогических наук А.М.Туреханова.




Ведущее учреждение - НИИ художественного воспитания АПН СССР.




Защита состоится " " 1979 г.

в часов на здании Совета (К 113.03.02) до присуждению ученой степени кандидата наук в Казахском педагогическом институте (480100, Алма-Ата, Советская,30).







1

Общая характеристика работы

Данная работа посвящена проблемам использования киноискусства в качестве средства нравсгвенно-эстетического воспитания учащихся старших классов.

Актуальнос т ь темы исследования обусловлена поис­ком оптимальных путей реализации воспитательных возмохноотей киноискусства, а также его своеобразным положением в системе воспитательной работы школы: оказывая огромное влияние на подрастающее поколение, киноискусство до сих пор находится вне сферы педагогического контроля и руководства.

Мысль о необходимости использовать воспитательную силу киноискусства в педагогических целях возникла вместе с его появлением и была высказана в целом ряде работ выдающихся советских педаго­гов и общественных деятелей: И.К.Крупской, А.С.Макаренко, А.В.Луначарского, Ю.И.Межинской, в чьих трудах дана методологическая и обшепедагогаческая оценка художественного кинематографа, определены его потенциальные возможности в нравственном и эстетическом воспитании.

Изучение истории данного вопроса показало, дальнейшем исследовались в основном аспекты эстетического воздействия искусства. Вместе с там выделение нравственного компонента воз­действия киноискусства и управление им необходимо для воспитания.



















2


школьников всех возрастов.

Решение задач нравственного воспитания средствами киноискусства невозможно без учета его эстетического воздействия на учащихся, в нашем исследовании эти аспекты рассматриваются как конвергент. Концепция единства этического и эстетического является принципиальной установкой к проблемам искусства и морали. Этическая ценность искусства не может рассматриваться изолированно от его эстетической ценности, так как она шире, чем нравственное содержание произведения, охватывает всю его структуру. Именно на эту особенность воспитания средствами искусства указывает термин «нравственно-эстетическое».

Анализ диссертаций, близких к избранной нами теме, свидетельствует о том, что в последние годы вопросы воспитательного воздействия киноискусства рассматриваются разносторонне: в работе И.С.Левшиной* дается теоретическое обоснование системы киновоспитания, рассматривается значение художественного кино для социального формирования личности школьников. Диссертация Г.С.Лабковской** раскрывает специфику формирования нравственного идеала старших школьников в работе школьных кинотеатров. Исследование С.М.Ивановой*** посвящено воспитанию полноценного восприятия киноискусства младшими подростками на уроке по развитию речи.


* Левшина И.С. воспитание школьников средствами художественного кино. Автореф. дис. … канд. пед. наук. М., 1975.

** Лабковская Г.С. Формирование нравственного идеала у старшеклассников средствами киноискусства. Автореф. дис. … канд. пед. наук. М., 1976.

*** Иванова С.М. воспитание полноценного восприятия киноискусства младшими подростками (на уроке по развитию речи). Автореф. дис. … канд. пед. наук. М., 1978.


-3-

Учащиеся старших классов неоднократно были объектом исследования в педагогических и искусствоведческих диссертациях, посвященных киноискусству, но в них в основном рассматривались либо учебные формы работа (Р.Г.Рабинович, Ю.М.Рабинович), либо особые внеклассные форма работы - клубы (О.А.Баранов), факультативы (Ю.Н.Усов), школьные кинотеатры (Г.С.Лабковская), которыми охвачены далеко не все учащиеся. Вопросы конкретной организации киновоспитания, его методика, специфика дидактического руководства внеклассной воспитательной работой средствами киноискусства и подготовка педагога к этой деятельности исследованы недостаточно полно.

Проблема организации процесса нравственно-эстетического воспитания старших школьников средствами киноискусства в условиях внеклассной работы массовой школы вытекает из реально существующих противоречий между огромной популярностью киноискусства в юношеской аудитории и невозможностью оптимально использовать его воспитательную силу из-за отсутствия педагогического руководства.

^ Цель исследования: определить оптимальные педагогические условия использования киноискусства для нравственно-эстетического воспитания старших школьников в условиях внеклассной работы.

^ Предметом исследования является нравственно-эстетическое воздействие киноискусства на старших школьников. Под термином «киноискусство» мы подразумеваем художественное кино, не затрагивая проблемы воспитательного влияния документального, учебного, научно-популярного кинематографа.

^ Объект исследования – процесс нравственно-эстетического воспитания старших школьников средствами киноискусства во внеклассной работе.

Научная гипотеза заключается в том, что эффективность использования киноискусства как средства нравственно-эстетического воспитания учащихся зависит от соблюдения ряда условий:


— 4 —

  • учета уровня кинозрительской культуры учащихся;

  • подготовки школьников к правильному восприятию нравственно-эстетического содержания киноискусства;

-организации потребления киноискусства; .

- специальной подготовки педагога к руководству процессом нравственно-эстетического воспитания учащихся старших классов.

В соответствии с избранной целью и гипотезой определились задачи исследования:

1) установить характер и уровни восприятия киноискусства учащимися старших классов;

2) определить условия эффективного нравственно-эстетического воздействия киноискусства на старших школьников;

3) выявить содержание и методику подготовки педагогов к руководству процессом киновоспитания.

Методологической основой исследования явилось учение о роли искусства в формировании личности, теория познания, теоретические исследования философов о нравственном значении искусства, его социальной роли, о взаимодействии этического и эстетического.

Теоретической базой стал обширный материал, накопленный наукой в области нравственного и эстетического воспитания. В своей работе автор опирался на теоретические исследования педагогов и психологов по проблемам воспитания и психологии старших школьников (Н.И.Болдырев, Л.И.Божович, Н.К.Гончаров, А.И.Дулов, В.Л.Крутецкий, А.Г.Ковалев, Б.Т.Лихачев, И.С.Марьенко, Д.Г.Харчев). Специального изучения требовали труды ученых, занимающихся проблемами закономерностей процесса художественного восприятия – Л.С.Выготского, А.Л.Вахетмеса, М.С.Кагана, Б.Т.Теплова, П.М.Якобсона.

^ Этапы и методы исследования. Исследовательская работа продолжалась в течение 11 лет – с 1967 по 1978 год, и может быть условно разделена на три этапа:

-5-

На первом этапе (1967-1972 годы) нами осуществлялся констатирующий эксперимент, основанный на материале изучения состояния вопроса в литературе и школьной практике. Конкретными аспектами изучения явились возрастные особенности восприятия киноискусства учащимися старших классов, специфика воспитательной работы средствами киноискусства. Для констатирующего эксперимента было отобрано 9 классов в школе № 11 Красноярска, где диссертант работал преподавателем литературы, количество учащихся 311 человек. Организационно-исследовательская работа на всех этапах осуществлялась в трех вариантах: 1) на еженедельных занятиях в каждом экспериментальном классе; 2) в условиях факультативных занятий; 3) в условиях посещения кинотеатра, где приводились просмотры фильмов.

На втором этапе (1973-1975), поставив своей целью проверить и уточнить основные положения гипотезы, мы организовали преобразующую экспериментальную работу в старших классах школы № 7 Красноярска. Данный этап позволил нам увеличить число организационных вариантов за счет дополнительных: 1) чтение спецкурса «Основы киноискусства» для студентов пединститута; 2) организация экспериментальной работы с привлечением студентов. Включение этих вариантов давало возможность через опрос и анкетирование абитуриентов знакомиться с работой учителей города и края по киновоспитанию, а также изучить киновкусы самих абитуриентов, которые представляли идеальную модель зрителя-старшеклассника.

Ha третьем этапе (1976-1978 годы) автором осуществлена проварка результатов экспериментальной работы, организова­но внедрение оптимальных вариантов работы по киновоспитанию учащихся в практику школ города и края. Одновременно апробировались полученные данные, корректировались результаты текущей работы и организовывался более широкий опыт по проверке экспериментальных данных. В практику работы с учащимися города и края по киновоспитанию включились слушатели спецкурса, в чем мы видели реализацию массового эксперимента.

В исследовании широко использовались такие методы, как наблюдение за учащимися в период просмотра фильмов (прямое и


- 6 -

Косвенное, с привлечением студентов КПИ); анкетирование юных зрителей (898 анкет), которое дало необходимые сведения о киновосприятии старших школьников; анализ педагогического опыта по киновоспитанию: собеседования с родителями и учителями по поводу воспитательного воздействия киноискусства, посещение внеклассных мероприятий, анализ документов (планов классных руководителей и общешкольных планов воспитательной работы); различные виды письменных работ – рецензии на кинофильмы, сочинения на материале киноискусства; монографическое изучение отдельных школьников.

^ Научная новизна работы состоит в следующем:

- теоретически обоснованы критерии отбора киноматериала для решения задач нравственно-эстетического воспитания старших школьников;

- изучена кинозрительская культура и определены основные уровни киновосприятия старшеклассников;

- установлена зависимость нравственно-эстетического воздействия киноискусства от уровня его восприятия учащимися;

- теоретически обоснована необходимость специальных методических приемов педагогического руководства для реализации задач нравственно-эстетического воспитания средствами киноискусства. С этой целью:

а) уточнены теоретические требования к отдельным методическим приемам работы – викторинам, беседам, лекциям на материале кино;

б) разработаны основные правила педагогической работы с фильмом;

- предложен оптимальный вариант руководства нравственно-эстетическим воспитанием средствами киноискусства, который исключает стихийность воздействия кинематографа и состоит в необходимости специальной подготовки педагогов к данному разделу работы.

Практическая значимость исследования заключается в том, что в нем:

- определены тематические группы фильмов, имеющих ведущее значение в нравственно-эстетическом воспитании старшеклассников и


- 7 -

Педагогические задачи воспитательной работы с ними;

- на основе анализа идейно-нравственного содержания художественного кинематографа с учетом конкретных задач нравственно-эстетического воспитания учащихся старших классов составлены циклы бесед о творчестве актеров, режиссеров и других деятелях кино, о специфике киноискусства;

- сформулированы основные педагогические требования к методике проведения художественно-образовательной работы с учащимися;

- даны методические рекомендации по фронтальной и индивидуальной работе с разными по уровню восприятия киноискусства группами учащихся в процессе киновоспитания;

- определены пути и содержание подготовки педагога к руководству внеклассной работой по киновоспитанию учащихся старших классов.

^ Реализация результатов работы. Методические рекомендации и примерные программы по киновоспитанию старших школьников, разработанные в период исследования, вошли в практику внеклассной работы школ Красноярска (№№ 7, 10, 21) и других школ Красноярского края, где работают выпускники КГПИ, слушатели спецкурса «Основы киноискусства». В период педпрактики студентами было прочитано более 60-ти лекций о киноискусстве для учащихся, составлено 94 разработки внеклассных мероприятий (тексты бесед, викторин, киновечеров) для школьных методических кабинетов. Автор неоднократно выступала с результатами исследования перед педагогической и родительской общественностью города Красноярска и края, на методическом совещании в Москве по итогам трехлетнего преподавания факультативных курсов по искусству в средней школе (1968), на совещаниях Совета по кинообразованию в школе и вузе при Союзе кинематографистов СССР (1972, 1973, 1974 гг.), на Международной консультативной встрече, посвященной вопросам преподавания основ киноискусства в феврале 1976 года в Москве, на традиционных собраниях Восточно-Сибирской лаборатории НИИ ОПВ АПН СССР в 1975, 1976, 1977 гг.



- 8 –

На защиту выносятся:

- взаимосвязь между уровнем киновосприятия и нравственно-эстетическим воздействием киноискусства на старших школьников;

- система педагогического руководства процессом киновоспитания старших школьников;

- рекомендации по содержанию и методике киновоспитания.

^ Объем и структура диссертации

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения (160 страниц машинописного текста), библиографии, приложения, иллюстраций (10 таблиц, схем, фотографий).

В первой главе исследования дается теоретический анализ проблемы и излагаются результаты констатирующего эксперимента, на основании которых определены уровни киновосприятия старших школьников.

Выдвинутые нами теоретические положения по организации процесса киновоспитания требовали проверки. Анализ преобразующего эксперимента, позволивший определить основные педагогические условия оптимального нравственно-эстетического воздействия киноискусства на старших школьников, излагается во второй главе.

^ Основное содержание диссертации

Во введении характеризуется состояние исследуемой проблемы, дается обоснование ее актуальности, определяется предмет, цель, задачи и методы исследования, его новизна и практическая значимость.

^ В первой главе «Нравственно-эстетическое воздействие киноискусства на учащихся старших классов» рассматривается история данной проблемы, ее состояние в современной школьной практике, анализируются особенности киновосприятия учащихся старших классов и критерии отбора киноматериала для нравственно-эстетического воздействия на старших школьников во внеклассной работе.









9

В педагогической теории и практике проблема воспитательного воздействия кинематографа появилась вместе рождением этого искусства, которое, в сущности, является ровесником XX века.

Для теоретической и практической педагогики 20-х годов XX века характерно огромное внимание к кинематографу, безоговорочно признание его сильнейшим средством педагогического воздействия, постоянная забота об его использовании в процессе образования и воспитания подрастающего поколения, четкость целей киноработы и стремление решать проблемы киновоспитания в государственном масштабе. В дальнейшем, в 30-е – 40-е годы, педагогическое освоение кинематографа шло в основном по линии его образовательных возможностей. Художественный фильм рассматривался как иллюстрация к учебному процессу. В 50-е годы воспитательная работа с художественным фильмом получает теоретическое обобщение и обоснование. Педагогическая мысль настойчиво обращается к решению данной проблемы, несмотря на явное отставание практики: конкретная методика работы с художественным фильмом совершенствовалась только энтузиастами киновоспитания. 60-е годы ознаменовались новым явлением, чрезвычайно обострившим необходимость развития проблемы нравственно-эстетического воспитания средствами киноискусства – появлением телевидения. Объем информации неизмеримо




.









10

вырос; визуальная грамотность стала социальной потребностью. Проблемами киновоспитания (этот термин появился в 50-е годы) специально занимается созданный при Союзе кинематографистов СССР общественный Совет по кинообразованию в средней школе и вузе. По программам, созданным советом, изучают киноискусства на факультативных занятиях школьники Москвы, Орла, Гродно и других городов. Однако в кружках и факультативах по киноискусству занято, по данным НИИ ХВ АПН всего 1,5 % учащихся*. Исследования состояния школьной практики нравственно-эстетического воспитания средствами киноискусства свидетельствуют о том, что, несмотря на значительную активизацию в последние годы, она ведется недостаточно. Причинами, которые затрудняют нравственно-эстетическое восприятие киноискусства и снижают результат его идейно-нравственного воздействия на старшеклассников, являются: 1) отсутствие критериев выбора киноматериала; 2) недостаточная связь школы с кинопрокатом; 3) низкий уровень предкоммуникативной работы с фильмом; 4) нравственно-догматический подход к фильму; 5) слабая подготовка педагога к руководству процессом киновоспитания.

Проблема нравственно-эстетического воздействия киноискусства непосредственно связана с особенностями его восприятия старшими школьниками. Руководство этим сложным процессом чувственного познания школьников средствами киноискусства невозможно без правильного представления об особенностях юношеского восприятия киноискусства. Анализу результатов его изучения посвящен второй параграф первой главы.

Основными параметрами, позволяющими судить об уровне киновосприятия старшеклассников, мы избрали следующие:

  1. отношение к киноискусству в целом, наличие или отсутствие нравственной и эстетической потребности в нем;

  2. мотивы выбора фильмов;

  3. содержание выбора – жанровые и тематические предпочтения;

  4. степень сформированности оценочного отношения к фильму.

____________

* Исследования художественных интересов школьников. М.: Педагогика, 1974.







11

Выделенная нами система существенных признаков и критериев, которая характеризует особенности восприятия киноискусства старшими школьниками, дала возможность зафиксировать степень их выраженности у учащихся экспериментальных классов, и в зависимости от этого в результате обработки материала определить 5 уровней восприятия – от низшего к высшему.

К первому, самому низкому уровню, относятся учащиеся, у которых нравственные и эстетические потребности в искусстве очень слабы и не осознаны. Главный мотив выбора фильмов у этих учащихся – стремление развлечься, получить удовольствие, отсюда и содержание выбора – приключенческие фильмы, комедии положений, детективы. Оценка фильмов этими учащимися слаба, наивна. Они заимствуют из фильмов саамы поверхностный слой моды, прически, жаргонные словечки, манеры, популярные песни.

Ко второму, тоже низкому уровню относятся учащиеся с преобладанием нравственных потребностей в киноискусстве при слабом развитии эстетических. Мотивы выбора фильмов – желание переживать, видя красивое, трогательное зрелище. Зарубежная и советская мелодрама – излюбленный жанр этих учащихся. Оценочное отношение к киноискусству у этих школьников ослаблено ложной ориентацией на красивость, у них преобладает нравственно-догматический подход к фильму. Мелодрама оказывает значительное действие на их нравственные понятия, взгляды, идеалы.

Третий, средний уровень киновосприятия представляют старшеклассники с осознанными нравственными потребностями в киноискусстве при недостаточном развитии эстетических. У них явно преобладают нравственные мотивы выбора, более всего они предпочитают фильмы на морально-этические темы. Они способны оценить содержание, но не художественные достоинства фильма. Нравственно-эстетическое воздействие киноискусства в основном сказывается на нравственных понятиях, представлениях, идеалах.

Четвертый, высокий уровень у тех учащихся, которые имеют осознанные нравственные и эстетические потребности в киноискусстве. Среди мотивов выбора фильмов у них названо желание «наслаждаться игрой актеров, музыкой, оформлением фильма». Эти
















12

школьники могут оценить не только содержание фильма, но и отдельные элементы художественной формы. Киноискусство оказывает сильное нравственно-эстетическое воздействие на чувства, нравственные и эстетические идеалы этих учащихся.

Д л я п я т о г о, высшего уровня киновосприятия xapaктерно гармоническое единство нравственных и эстетических потребностей в киноискусстве. Главный мотив выбора фильмов этими старшеклассниками - художественная правда, у них нет узких, явно выраженных жанровых предпочтений. Этим учащимся свойственна высокая степень оценочного отношения к фильму, способность разобраться в его художественных достоинствах и недостатках. Киноискусство оказывает на таких школьников глубокое нравственно-эстетическое воздействие, которое вполне осознано ими. Их отличает повышенная эмоциональность, культура чувств.

Все изложенное позволило сделать вывод о том, что для кинозрителей-старшеклассников характерна явно выраженная дифференциация киновосприятия. Между уровнем киновосприятия и нравственно-эстетическим воздействием киноискусства существует прямая зависимость: чем выше этот уровень – тем глубже и многосторонней воздействие киноискусства. Сравнение параметров разных уровней восприятия старших школьников убедительно доказывает, что именно наличие нравственной потребности в искусстве является необходимой предпосылкой для дальнейшего художественного роста зрителя. Нравственная потребность влияет на все остальные модификации отношений учащихся к киноискусству: жанровые предпочтения, выбор любимых актеров и т.д. Она требует постоянного воспитания и руководства, улучшения своего качества за счет роста нравственной культуры и соединения с потребностью эстетической.

Изучение основных недостатков в выборе киноматериала, существующих в современной практике внеклассной работы, опора на теоретические положения искусствоведов и педагогов, изучающих данную систему*, также знание особенностей киновосприятия старших школьников

________

* Кабалевский Д.Б. Прекрасное пробуждает доброе. М., 1973. С.152-153. Шаров Ю.В. Педагогические требования и организация процесса формирования эстетических потребностей//Науч. труды Курск. гос. пед. ин-та. Т. 38. Курск, 1974. С.77-84. Якобсон П.М. Художественное восприятие. М., 1964. С.38.

13

установленные в процессе исследования, дали возможность в последнем разделе определить критерии выбора киноматериала и педагогические задачи работы с ними в юношеской аудитории. Под термином «киноматериал» мы подразумевали конкретные художественные фильмы, но те критерии, которые выделены для их выбора, в равной мере относятся и к материалу для бесед, викторин, лекций о киноискусстве: 1) соответствие возрастным интересам и потребностям; 2) решение актуальных задач нравственного и эстетического воспитания старших школьников; 3) художественные достоинства; 4) соответствие уровню кинозрительской культуры учащихся. Эти критерии конвергентны и постоянно диалектически взаимодействуют при педагогическом подходе к кинематографу.

^ Во второй главе «Педагогические условия использования киноискусства во внеклассной работе по нравственно-эстетическому воспитанию учащихся старших классов» излагается содержание экспериментальной работы, организованной в соответствие с разработанной нами методикой в школе № 7 Красноярска. Для экспериментальной работы был выделен класс 8а, где работу проводил сам диссертант при помощи студентов КГПИ, слушателей спецкурсов «Основы киноискусства». В трех классах (9а, 9б,9в) отдельные варианты работы по киновоспитанию учащихся осуществляли студенты. Контрольным был класс 8б. оба класса (экспериментальный и контрольный) имели почти равное количество учащихся (35 и 36 человек) и приблизительно одинаковый уровень кинозрительской культуры, который отражен в следующей таблице.




Распределение учащихся экспериментального и контрольного классов по уровню восприятия киноискусства.







В преобразующем эксперименте, который осуществлялся в течение трех лет, следовало повысить уровень восприятия киноискусства

























.








14




учащимися первой, второй, третьей групп. Для этого мы разработали и с помощью студентов педвуза, слушателей спецкурса «Основы киноискусства» апробировали систему мероприятий по нравственно-эстетическому воспитанию учащихся 8-10 классов средствами киноискусства. Их количество и характер отражены в таблице на с. 15.

Экспериментальная работа подтвердила высказанные в гипотезе предположения о том, что эффективность нравственно-эстетического воспитания старших школьников средствами киноискусства повышается при соблюдении определенных педагогических условий.

Первое из них – учет уровня кинозрительской культуры учащихся – практически осуществлялся не только на экспериментальных тетияческому воспитанию учащихся 8-10 классов средствами киноискусства. век) классах, но и во многих школах города с помощью студентов КГПИ. Оно давало педагогу возможность вести индивидуальную работу с группами учащихся, разными по уровню восприятия, и активно влиять на их кинозрительскую культуру. Методика этой работы изложена в диссертации и подробно прослеживается во всех ее разделах.

Второе из педагогических условий – подготовка школьников к правильному восприятию нравственно-эстетического содержания киноискусства – осуществлялась в процессе целенаправленной художественно-образовательной работы с учащимися экспериментальных классов. Ее основные формы – викторины, беседы, лекции на материале кино. В диссертации рассмотрены возможности нравственно-эстетического воспитания учащихся в процессе бесед о жизни и деятельности выдающихся художников кино, особенно актеров режиссеров, разработана тематика таких бесед и методика их проведения. Кроме того, определены основные педагогические требования к внеклассной художественно-образовательной работе: 1) четкое определение эстетических и нравственных задач; 2) снижение ее информационно-развлекательного характера за счет постепенного усложнения нравственно-эстетической информации; 3) стремление к эмоциональной выразительности самого материала и манеры его изложения; 4) привлечение учащихся к активному участию в подготовке и проведению мероприятий по киновоспитанию.







15



На с. 15 в оригинальном тексте автореферата дана таб. конкретных мероприятий по киновоспитанию учащихся, уже описанных на с. 14. К сожалению, низкое качество печати данной таблицы не позволило сделать ее оцифровку.




16

Третьим условием успешной реализации задач нравственно-эстетического воспитания старших школьников является правильная организация потребления киноискусства. Художественные фильмы – основной и постоянный источник нравственно-эстетического воздействия киноискусства на учащихся. Поэтому работа с фильмом выделена нами как основное звено в киновоспитании старших школьников, и ей посвящен специальный раздел работы. В процессе исследования установлены компоненты нравственно-эстетического воздействия художественного фильма, которые позволяют конкретизировать процесс киновоспитания: 1) фиксирование внимания учащихся на идейно-нравственной проблематике фильма с целью формирования у них этических понятий, взглядов, представлений; 2) анализ сложных ситуаций фильма, которые ставят школьников перед проблемой морального выбора и обогащают их жизненный опыт; 3) основной позитивный нравственный заряд художественного фильма сосредоточие для юношества в его героях. Влияние на учащихся яркой, красивой, глубоко нравственной личности, созданной талантливым актером или актрисой, пробуждает нравственные и эстетические чувства старших школьников и, что особенно важно для учащихся старших классов, формируют нравственные идеалы; 4) изображение и осуждение зла в фильме направляется на формирование у юного зрителя а) правильной оценки аморальной сущности зла; б) умения видеть его под любой маской; в) противоборствующей личной позиции по отношению к злу, как в интеллектуальной установке, так и в поведении. В экспериментальной работе определены основные формы предкоммуникативной и посткоммуникативной работы с художественным фильмом как средством нравственно-эстетического воспитания, а также те принципы и правила, которыми должен руководствоваться педагог в работе с конкретным фильмом.

Последним и важнейшим условием успешного решения проблемы нравственно-эстетического воспитания старшеклассников средствами киноискусства является специальная подготовка педагога к руководству процессом киновоспитания. Воспитательная работа средствами киноискусства требует от педагога не только эстетической подготовленности и педагогического мастерства, но и особой меры


17

искренности, духовного контакта с учащимися, большой культуры общения. общения. Подготовка педагога-практика к воспитательной работе средствами киноискусства складывается из двух основных звеньев –

эстетического просвещения и овладения методическими навыками

работы. В процессе исследования определена программа подготовки по содержанию:

1) курс лекций по эстетике художественного кинематографа;

2) курс лекций по актуальным проблемам идейно-политического и

нравственного содержания киноискусства;

3) методическая подготовка педагога к киновоспитанию,

Включающая разделы: а) отработка умений изучения групп

учащихся по уровню киновосприятия; б) формирование умений

правильного отбора фильмов; в) овладение способами работы по созданию правильной установки на восприятие фильма, по выбору приемлемой

формы его обсуждения.

Подготовка студентов педвуза к руководству процессом

киновоспитания представляла собой определенную систему

мероприятий, распределенных по годам обучения. Прежде всего

использовались возможности курса педагогики. Во «Введении в

специальность» есть тема «Характеристика профессиональной

деятельности учителя в школе», которая дает возможность

сформировать у студентов понятия об эстетической и этической

культуре педагога, об их реализации в учебной и воспитательной

работе, о возможных путях их совершенствования. Повторный

просмотр и глубокий художественно-педагогический анализ

фильма «Доживем до понедельника» послужили отправной точкой

для пробуждения интереса к просмотру и обсуждению фильма.

Студенты высказывали желание посмотреть другие фильмы об

учителе, школе, проблемах воспитания. Так появился клуб

«Молодой педагог», в котором дважды в месяц в течение учебного

года первокурсники смотрели фильмы по определенной

программе.

На втором году обучения эстетическая подготовка студентов

Продолжалась на лекциях и практических занятиях по педагогике.

Им были даны понятия о системе эстетического воспитания,

Проанализированы эстетические возможности предметов, которые

они будут преподавать, значение внеклассной работы в

эстетическом воспитании учащихся. На практических занятиях

выполнялись групповые задания по составлению викторин,


18

бесед по разным видам искусства. Основная работа по эстетическому воспитанию студентов велась на спецкурсе «Основы киноискусства», который читался на 2-3 курсах. Программа спецкурсоа, занятия покоторой ведутся с 1968 года на филологическом факультете Красноярского пединститута, была разработана диссертантом с учетом опыта других педагогов, ведущих подобные спецкурсы: С.Н.Пензина (Воронеж), Е.В.Горбулиной (Армавир), И.Н.Гращенковой (Москва) и др. Спецкурс включает в себя 40 лекционных и 20 часов семинарских занятий. Основные теоеретические разделы курсов таковы: 1) кино в жизни современного общества, 2) виды кинематографа, 3) творческий процесс создания фильма, 4) основные периоды истории советского кино, 5) детсткий кинематограф, 6) прогрессивные традиции в зарубежном кино, 7) место кино в школьной системе воспитания. Кроме теоретической подготовки и просмотра фильмов, студентам давались практические навыки работы с киноматериалом на семинарских занятиях. На третьем курсе студенты получили возможность проверить и закрепить свои знания на практике в школе. Они организовали коллективные просмотры и обсуждения фильмов с учащимися 8-10 классов, делали обзор кинопериодики, проводили беседы об актерах и режиссерах, вели исследовательскую работу поизучению уровня кинозрительской культуры учащихся, принимали активное участие в экспериментальной работе.

Выявляя оптимальные условия нравственно-эстетического воспитания средствами киноискуссвта, мы рассматривали различные формы организации внеклассной работы. Для этого нами был организован эксперимент в следующих вариантах:

1) только художественно-образовательная работа;

2) только организация потребления киноискуссвта;

3) комплекс всех видов воспитательной работы средствами киноискусства, осуществляемый по определенному плану при активном педагогическом руководстве.

Наиболее эффективным оказалсяпоследний из вариантов, осуществленный в экспериментальном классе 8а. сравнительный анализ итоговых киноанкет и собеселдования с учащимися позволили сделать следующие выводы о


19

результатах работы по киновоспитанию в данном классе:

  1. значительно выросло избирательное отношение учащихся к кинорепертуару – появилось желание увидеть совершенно конкретный фильм любимого режиссера, определенного жанра или периода кино;

  2. появился навык самостоятельного анализа фильмов, размышления об увиденном, стремление найти и прочесть рецензию, критическую статью о фильме;

  3. большинство учащихся – 29 (по сравнению с 12-ю в 8 классе) стали активными читателями кинолитературы, в контрольком классе это число выросло меньше – бало в 8-м классе 10, стало – 16;

  4. вырос интерес к другим видам искуссвтва – театру, музыке, живописи – в 8 классе ими интересовались 18 человек, в 10-м – 23;

  5. повысились нравственные критерии выбора любимых киногероев, средикоторых в абсолютном большинстве (у 32 учащихся) герои лучших советских фильмов: разведчики Белов и Исаев, космонавт Башкирцев, учитель истории Мельников и др.;

  6. улучшилось содержание и стиль письменных работ на материале кино – сочинений и рецензий, лучшие из них неоднократно помещались в школьной стенной печати;

  7. традиционным для учащихся экспериментального класса стало участие в пропаганде киноискусства в школе – проведение викторин и бесед в младших классах, сначала – в подшевном, а затем и во многих других.

Котрольные срезы, а также сравнение начальных и итоговых данных распределения учащихся по группам в зависимости от уровня киновосприятия помогли нам восстановить картину их внутренней динамики в экспериментальном и контрольном классах (см. схему на с.20). Целенаправленное киновоспитание в экспериментальном классе дало значительный рост кинозрительской культуры учащихся, которая выразилась только в поступательном движении от низких групп к более высоким. В экспериментальном


20

^ Схема динамики групп учащихся по уровню воспрития киноискусства

8а – экспериментальный класс до и после эксперимента.

8б - контрольный класс.


- движение учащихся по группам.








21

классе резко изменилось прежнее соотношение учащихся с низким и высоким уровнем нравственно-эстетического развития: было 26:9, стало 6:29. В контрольном классе, при наличии определенного поступательного роста кинозрительской культуры учащихся,наблюдались явления регресса, значительное отставание роста первоц группы, стабильность второй. Стихийность нравственно-эстетического развития учащихся контрольного класса, при наличии внутренней динамики групп, гораздо меньше изменила общую картину соотношения учащихся с низким и высоким уровнем восприятия6 было 26:10, стало 19:17.

В заключении диссертации подводятся итоги работы.

^ Основные выводы:

  1. Анализ истории проблемы нравственно-эстетического воспитания учащихся средствами киноискусства свидетельствует о том, что в современной науке она получила достаточное теоретическое обоснование, но практика значительно отстает от теории. Причинами, которые мешают реализации киновоспитания в массовой школе, являются: а) отсутствие критериев выбора киноматериала; б) низкий уровень предкоммуникативной и посткоммуникативной работы с фильмом; в) слабая подготовка педагогв к руководству этим процессом.

  2. Теоертический анализ проблемы и экспериментальная работа убеждают, что художественный кинематограф как средство нравственно-эстетического воспитания, обладает большими педагогимческими возможностями в данном аспекте: он активно влияет на формирование этических предствлений, взглядов, убеждений учащихся, на их нравственные и эсетические идеалы. Воспитательный потенциал киноискусства заключается не только в непосредственном воздействии на учащихся конкретных художественных фильмов, но и в благотворном влиянии личного примера деятелей киноискусства – режиссеров, актеров, операторов и других художников кино: их нравственного облика, творческого труда, преданности искусству, патриотического служения родине.

  3. Результаты эксперимента показали, что конвергентность нравственных и эстетических категорий в искусстве требует постоянного единства в воспитании способности их постижения.




22

Поэтому нравственно-эстетический аспект воспитательной работы вполне закономерен и необходим для реализации оптимального войздействия киноискусства на старших школьников.

  1. Процесс киновоспитания учащихся складывается из целой системы внеклассных мероприятий, успешное осуществление которых возможно при соблюдении ряда условий: 1) изучения особенностей киновосприяти школьников; 2) повышение их кинозрительской культуры средствами художественно-образовательнйо работы; 3) правильной организации потребления киноискусства.

  2. Нравственно-эстетическое воспитание старших школьников средствами киноискусства – сложный процесс. Его трудности обусловлены дифференциацией киновосприятия старших школьников, обилием и многообразием художественной киноинформации, спецификой искусства как средства педагогического воздейсвтия. Поэтому реализация киновоспитания в условиях внеклассной работы массовой школы требует специальной эстетической и методической подготовки педагога.

В приложении даны материалы по методике исследования, тематические списки бесед о кино, образцы обсуждения фильмов.

^ Основные положения диссертации отражены в следующих публикациях автора:


23

  1. Кино и мировоззрение школьников//Формирование мировоззрения школьников в процессе эстетического воспитания школьников. М., 1971. 0,25 п.л.

  2. О приобщении страшеклассников в идейно-эстетеческим ценностям киноискусства//Исследование по педагогике и психологии. Красноярск, 1972. Вып. 9. 0,75 п.л.

  3. К занятиям по основам киноискусства. Метод. реком. Красноярск: ИУУ, 1974. 0,5 п.л.

  4. Содержание и методика ведения факультатива по киноискусству в старших классах//Исследование по педагогике и психологии. Вып.5. Красноярск, 1974. 0,75 п.л.

  5. Факультативные занятия по киноискусству в старших классах средней школы//Основы киноискусства школьникам. М.: Педагогика, 1974. 0,5 п.л.

  6. Спецкурс по киноискусству как средство формирования эстетической культуры будущих учителей//Информацион. бюл. по междунар. связям. М.: Союза кинематографистов СССР, 1975. 0, 25 п.л.

  7. Нравственно-эстетическое воспитание школьников средствами киноискусства как педагогическая проблема//Идейно-политическое и нарвственное воспитание школьников. Вып. 5. Красноярск, 1976. 1 п.л.

  8. Художественный кинематограф во внеклассной работе по нравственно-эстетическому воспитанию учащихся//Взаимосвязь теории и практики экстетического воспитания школьников. Красноярск, 1977. 0,25 п.л.




Скачать 321.17 Kb.
оставить комментарий
Малобицкая Зоря Степановна
Дата02.09.2011
Размер321.17 Kb.
ТипАвтореферат диссертации, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

отлично
  1
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Документы

Рейтинг@Mail.ru
наверх