Требования к современному уроку литературы icon

Требования к современному уроку литературы


Смотрите также:
«Требования к современному уроку русского языка и литературы»...
Требования к современному уроку...
Реферат Тема: Классификация методов обучения и требования к современному уроку...
Контрольная работа № Требования к современному уроку литературы. Классификации уроков...
Урок как основная форма организации обучения математике...
4. Урок обобщения и систематизации знаний семинар, конференция, круглый стол и т д...
Рекомендации по проведению лабораторного практикума как средства формирования научных...
К современному уроку...
Му «Управление образования местной администрации городского округа Прохладный...
Характеристика требований к современному уроку в начальной школе...
«проектная деятельность на уроках русского языка и литературы»...
Требования к оформлению списка литературы...



Требования к современному уроку литературы


Урок традиционная форма школьного образования в течение уже нескольких веков. Естественно возникает вопрос: не устарела ли урочная форма обучения в школе. Понятна увлечённость учителей «нетрадиционными формами урока», появление кино- и телеуроков, уроков-концертов, уроков-семинаров, уроков-конференций, уроков-пресс-конференций, уроков-презентаций, уроков-интервью с автором (воображемым или реальным), уроков-литературно-музыкальных композиций, уроков в форме мастерской, творческой лаборатории, интегрированный урок, урок в игровой форме и множество других.

В вопросе о том, каким быть современному уроку следует видеть не столько форму работы, организации познавательной деятельности (хотя это, бесспорно, важно), сколько содержательный компонент, позволяющий осуществлять обучение на современном уровне требований к качеству образования. И если обеспечиваются обучение и воспитание обучающихся, если это позволяет развивать личность школьника, то все формы могут иметь место.

В современном уроке есть черты, обусловленные временем. Это уже никак не озвучивание некой учебной информации, но такое творческое взаимодействие ученика и учителя, которое обеспечивает образование на уровне компетентностном, позволяет каждому проявить и познавать самого себя. В его организации сказывается уровень дидактической культуры, культуры отношений.

Проведение современного урока требует высокого социально-нравственного и профессионального уровня развития личности учителя, его способности к самостоятельному мышлению, самообразованию, творческой деятельности.

Знаниевая парадигма образования, определяющая характер урока прошлых десятилетий, закономерно уступает культурологической парадигме с её ориентиром на формирование в человеке целостного мира культуры в его гармонической организации, что связано с развитием ценностного мышления и ответственного сознания личности.

Поскольку образование ориентировано на целостное миропонимание, то это предполагает следующее:

интеграцию рационального и эмоционального в уроке;

воссоздание целостного культурного текста в человеческом знании, насколько это возможно учащимся определённого возраста (и не только на бинарных, интегрированных уроках);

ориентацию ученика на самостоятельность в добывании и систематизации знаний;

извлечение гуманистического смысла знаний с точки зрения их целостности для людей, роли в развитии культуры, в отдельной судьбе;

преобразование знаний с помощью методов понимания и сотворчества.

Общие дидактические требования к уроку можно представить по предложенной О.С. Булатовой карте анализа урока как целостной структуры.


^ Карта анализа урока как целостной структуры




I. Реализация развивающего потенциала занятия

1

Замысел урока обладает значительным гуманистическим и педагогическим потенциалом

54321

Потенциал замысла не велик

2

Наличие педагогической сверхзадачи

54321

Отсутствие педагогической сверхзадачи

3

Отражение взаимосвязи логико-познавательного и художественно-эстетического планов в целях и направленности процесса обучения

54321

Взаимосвязь логико-познавательного и художественно-эстетического планов в целях и направленности процесса обучения не отражена

4

Рассмотрение культурного феномена на широком социально-культурном фоне

54321

Культурный феномен не рассматривается на широком социально-культурном фоне

5

Нацеленность на формирование у учащихся целостных представлений и относительно завершенных способов деятельности

54321

Нацеленность на формирование у учащихся целостных представлений и относительно завершенных способов деятельности отсутствует

6

Четкая «просматриваемость» в содержании и форме урока ведущих положений темы, раздела программы

54321

В содержании и форме урока ведущие положения темы, раздела программы четко не просматриваются

7

Создание атмосферы ценности различных проявлений жизни, с позиции чего рассматривается ценность знания, умения, отношения

54321

Атмосфера ценности различных проявлений жизни не создается

^ II. Степень адекватности содержания обучения его цели

8

Соответствие содержания материала типу класса

54321

Содержание материала типу класса не соответствует

9

Совпадение формулировки цели учебного занятия его содержательной реализации

54321

Формулировка цели учебного занятия не соответствует его содержательной реализации

10

Выбор оптимального объема материала для достижения целей урока

54321

Объем материала не позволяет достичь целей урока

11




Наличие в содержании урока возможностей рассмотрения объекта с разных предметных позиций

54321

В содержании урока отсутствуют возможности рассмотрения объекта с разных предметных позиций

^ III. Методическая оснащенность занятия

12

Подбор и расположение материала обучения в структуре занятия с учетом возрастных особенностей детей и законов развития их психики

54321

Подбор и расположение материала обучения в структуре занятия не учитывают возрастные особенности детей и законы развития их психики

13

Педагогически обоснованное структурно-композиционное построение занятия

54321

Структурно-композиционное построение занятия педагогически не обосновано

14

Адекватность изучаемому материалу организуемых способов деятельности

54321

Организуемые способы деятельности не адекватны изучаемому материалу

15

Установление межпредметных связей, свободный переход из одной предметной области в другую

54321

Межпредметные связи не установлены

16

Использование различных вербальных и невербальных языков для выражения мысли и чувств, раскрывающих значение фрагмента содержания образования

54321

На уроке спользуется только вербальный язык

17

Информативность, убедительность и выразительность речи педагога

54321

Речь педагога неинформативна и маловыразительна

18

Высокий уровень речевой культуры учащихся

54321

Уровень речевой культуры учащихся невысок

^ IV. Организация личностного взаимодействия педагога и учащихся

19

Возможность охарактеризовать отношения между педагогом и учениками как сотворчество, а осознание учеником себя как субъекта познания и творчества

54321

Отношения между педагогом и учениками нельзя назвать сотворчеством

20

Включение учащихся в ситуацию личностного диалогического общения

54321

Учащиеся не включены в ситуацию личностного диалогического общения

21

Стимулирование интереса к учению и актуализации знаний путем создания ситуаций, позволяющих проживать процесс выведения знаний

54321

Интерес к учению не стимулируется

22

Создание атмосферы совместного творческого поиска, общего положительного настроя, максимально благоприятных условий для интеллектуальной деятельности детей

54321

Атмосфера совместного творческого поиска не создается

23

Создание проблемных ситуаций с помощью приемов драматургии урока для развития познавательных процессов, чувств, воли воспитанников

54321

Проблемные ситуации с помощью приемов драматургии урока не создаются




В последних работах дидакты уделяют особое внимание целеполаганию, говорят о необходимости осознания целей учебного занятия школьниками. В программе наблюдений за уроком есть следующие моменты.


^ Программа наблюдения проявлений научно-художественного

педагогического замысла в деятельности учителя


Наличие стратегической сверхзадачи урока

Высокая общественная значимость, гуманистический и педагогический потенциал замысла урока

Наличие «зерна» урока (вырастание всех элементов урока из общего «корня» направленности)

Совпадение формулировки цели урока его содержательной реализации

Четкая логика урока

Педагогически обоснованное структурно-композиционное построение урока (выбор наиболее целесообразной структуры урока в соответствии с решаемыми задачами)

Обеспечение эмоционального фона, общего положительного настроя, соответствующей атмосферы урока

Интрига в построении урока

Наличие эмоциональной завязки в начале урока

Использование учителем средств подчеркивания кульминации урока (интересные факты, вопросы, образные примеры; одежда, манера поведения)

Рациональное распределение времени между этапами урока

Поддержание целесообразного темпоритма работы на уроке, четкая и ритмичная смена дел на уроке

Предоставление ученикам инициативы и самостоятельности

Энергичность, активность учеников

Умение учителя правильно организовать собственную работу (целесообразное планирование, способность осуществлять самоконтроль, ненавязчиво руководить деятельностью учеников, находить эффективные средства педагогического воздействия)

Наличие показателей увлеченности самого учителя на уроке

Свободный переход из одной предметной области в другую

Включение в способы решения педагогических задач не только научных, но художественно-образных средств

Информативность, убедительность и выразительность речи педагога

Использование пространственных факторов общения: динамика ближнего (рядом с учениками) и дальнего (у доски, в разных частях класса) планов

Целесообразная смена мизансцен урока, отношенченского центра

Внешнее оформление урока (вещественная, декоративная, музыкальная, звуковая среда)

Целостность всех компонентов урока, гармоничность урока (органическое единство мысли и чувства, формы и содержания)


Не менее полезным для получения представлений о требованиях к современному уроку предстаёт опросник для оценки урока1.


^ Опросник для оценки урока как целостной структуры


1. Удалось ли уловить сверхзадачу урока (его основную идею, педагогический замысел, всеобъемлющую цель)?

2. Отражена ли взаимосвязь логических и эмоциональных элементов в целях и направленности процесса обучения?

3. Соответствовало ли содержание урока типу класса?

4. Можно ли назвать объем материала для достижения целей урока оптимальным?

5. Позволяло ли содержание урока рассматривать объекты с разных предметных позиций?

6. Можете ли вы вычленить узловые моменты урока?

7. Прослеживалась ли общая логика изложения материала?

8. Можно ли отметить целесообразное распределение времени на разные этапы урока?

9. Воспринималась ли работа учителя и учеников в единстве?

10. Интересно ли было следить за развертыванием событий на уроке, чувствовалось ли творческое эмоциональное напряжение?

11. Что представляла собой эмоциональная кривая урока?

12. Были ли дети увлечены деятельностью на уроке?

13. Было ли у детей время осмыслить происходящее на уроке?

14. Проделывал ли учитель необходимую подготовительную работу, чтобы задание выполнялось учениками с интересом?

13. Проявлял ли педагог интерес к происходящему на уроке?

16. Заметили ли вы интерес самого учителя к происходящему на уроке?

17. Часто ли учитель менял пристройки на уроке? Насколько это было оправданно?

18. Отдавал ли учитель вовремя инициативу?

19. Было ли ясно, за что боролся педагог?

20. Какой была реакция учеников на цель борьбы учителя?

21. Было ли на уроке сопротивление педагогу? Насколько изобретательно он вел наступление?

22. Какие риторические роли играл учитель на уроке?

23. Целесообразными ли были мизансцены урока?

24. Была ли учителем организована среда, помогающая выявлению смыслов урока (вещественная, декоративная, музыкальная, звуковая)?

25. Были ли компоненты урока представлены в целостности, можно ли говорить о гармоничном уроке?

26. Осталось ли у вас ощущение, что урок представлял собой оригинальное педагогическое произведение, педагогическую пьесу?


Все дидактические требования имеют отношение и к уроку литературы, по содержанию своему отличающемуся искусством как предметом изучения, в ещё большей мере. Культурологический подход в изучении материала, включение эмоциональной сферы учащегося в работу на уроке, эмоционально-оценочная составляющая органически присущие уроку литературы.

Следует обратить внимание на уровень прочтения и истолкования изучаемого текста. Он должен соответствовать современному уровню литературоведческой науки, опираться на первичное эмоциональное восприятие школьников.

Современный урок литературы немыслим без интеграции понятийно-логического и образно-эмоционального освоения действительности, без личностно прочувствованного переживания своего отношения к изучаемому материалу, гармонического сочетания учебного и воспитательного процессов без лобовой назидательности.

В методике проведения урока литературы в современной школе определились следующие ориентиры:

– стимулирование школьников к само-анализу, -учению (образованию), -развитию;

– свободный выбор видов деятельности, заданий, форм отчётности;

– связь эмоций с логикой в процессе обучения;

– интеграция радиопредметных знаний на основе гуманистических идей;

– активное участие школьников в обучении;

– активное обучение, участие школьников в организации, подготовке и проведении урока;

– «очеловечивание» знания: знания идут от человека (автора текста, учебника) через личность учителя и усваиваются каждым человеком в меру его возможностей, с определённым уровнем понимания, влияют на личность каждого по-своему.

Воспитательные идеи современного урока определяются учением без принуждения, личностным подходом к ученику и изучаемому материалу, субъект – субъектным характером общения, идеей сотрудничества, сотворчества с учениками.

Уроки литературы призваны развивать самостоятельность, творчество, формировать навыки речевого общения, ведения диалога, личностное отношение к изучаемому, ответственность за сохранение культуры, осознание единства природы, общества, человека, его деятельности и культуры.

На уроке литературы осуществляется преимущественно диалоговое общение. Это диалог учащихся с автором изучаемого текста, диалог учителя с учениками, диалог учащихся как читателей друг с другом, диалог учеников с автором учебника. Современный урок справедливо называют ещё полилогом. Уроку, когда учитель увлечённо «вещает» или надиктовывает тезисы своей «лекции», сегодня не должно быть места в школе.

Как видим, стремление некоторых учителей видеть современность урока литературы в использовании технических средств обучения или в привлечении без особой надобности компьютера ошибочно. Это никак не возбраняется, если это не является чистой формальностью, если коэффициент полезного действия этой работы будет высок.

Уроков в курсе литературы становится всё меньше, поэтому следует использовать компьютер для подготовки раздаточного материала, фрагментов для текстуального анализа, для подготовки вопросов, для домашнего задания, над которым школьники будут работать дома. Это подготовит учащихся к участию в диалоге на следующем уроке, позволит ему в благоприятной домашней обстановке заранее подобрать аргументы из текста, сформулировать свои идеи.

Компьютер же может помочь в тестовой форме проверить знания школьников по изученной теме, если это касается фактов, освоения литературоведческих понятий.


Литература


1. Гильманов С.А. Творческая индивидуальность учителя. – Тюмень, 1995.

2. Соловейчик С. Школа сотрудничества: практическое руководство для тех, кто хочет стать любимым учителем. – М., 2000.

3. Тхагансоев Х.Г. О новой парадигме образования // Педагогика. – № 1, 1998.

4. Львова Ю.Л. Творческая лаборатория учителя. – М., 1985.

5. Ершова А.П., Букатов В.М. Режиссура урока, отношения и поведения учителя. – М., 1998.

6. Букатов В.И., Ершова А.П. Я иду на урок: хрестоматия игровых приёмов обучения: книга для учителя. – М., 2000.

7. Булатова О.С. Педагогический артистизм. – М., 2001.

8. Букатов В.М. Учителю о режиссуре настойчивого поведения // Педагогика. – № 3, 1996.

9. Булатова О.С. Искусство современного урока. – 2-е изд., «Академия», 2007.



1Булатова О.С. Искусство современного урока, – М., Академия, 2007.





Скачать 171.1 Kb.
оставить комментарий
Дата02.09.2011
Размер171.1 Kb.
ТипУрок, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

средне
  1
хорошо
  1
отлично
  3
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Документы

Рейтинг@Mail.ru
наверх